Что такое эдо в японии: Период Эдо | это… Что такое Период Эдо?

Период Эдо | это… Что такое Период Эдо?

У этого термина существуют и другие значения, см. Эдо.

Пери́од Э́до (яп. 江戸時代 эдо-дзидай) — исторический период (1603—1868) Японии, время правления клана Токугава. Начался с назначения Токугава Иэясу сёгуном в 1603 году. Завершён снятием с себя полномочий сёгуном Токугава Ёсинобу в 1868 году.

Характеризуется как время установления диктатуры Токугава, одновременно с этим и как переход от средневековых междоусобиц даймё к полностью контролируемой стране.

Русская карта Японии 1809 года

В период Эдо произошло становление японского духа, появление национальной японской идеи, развитие экономики и чиновничьего аппарата. Период Эдо — золотой век литературы и японской поэзии, Мацуо Басё является наиболее ярким представителем поэзии как периода Эдо, так и японской поэзии в целом.

В результате политики сакоку практически весь период Эдо страна находилась за железным занавесом, не ведя торговли и не сообщаясь с другими странами (редкое исключение — Китай и Голландия).

Католическое христианство жестоко подавлялось (восстание на Кюсю).

Произошло смещение политического влияния от военных домов (самурайское сословие) на торговые дома (купеческое сословие). По сути, страна совершила переход от феодального к капиталистическому режиму и само падение сёгуната характеризовалось политическими и экономическими, а не военными причинами. Одновременно с падением сёгуната Токугава произошло падение самой идеи сёгуната.

Культура периода Эдо

Окончательное оформление традиционной японской культуры пришлось на XVII—XIX века. В течение второй половины XVII — начала XVIII века культурно-научными центрами Японии были Киото и Осака, а с конца XVIII века их роль взял на себя город Эдо. Культуру времён доминирования Киото и Осаки принято называть культурой Гэнроку, а культуру периода Эдо — культурой Кассэй. Оба названия происходят от названий соответствующих девизов правления Императоров.

Культура Гэнроку характеризовалась появлением иллюстрированных рассказов укиё-дзоси, описывающих повседневную жизнь горожан.

Танец кабуки трансформировался в театральное искусство. Кукольный театр нингё-дзёрури обогатился лирическими пьесами драматурга Тикамацу Мондзаэмона. Новое развитие получила поэзия в лице Мацуо Басё. В изобразительном искусстве активно работали художники школ Римпа, Кано и Тоса. Одновременно появился новый жанр гравюр укиё-э, основоположником которого стал Хисикава Моронобу. Также имело место развитие точных и естественных наук, таких как математика и агрономия.

В 1617 году сёгунат принял предложение Сёдзи Дзинъэмона, владельца борделя; был принят закон, запрещающий строить публичные дома вне специально огороженных кварталов кэйсэй-мати (яп. 傾城町?, кварталы куртизанок). В 1750 году в квартале Ёсивара появляются первые гейши.

Три красавицы
(1793)

Брама Никко, святилища Иэясу
(1634)

Ирисы
(1705)

Кроме правительственных школ для самураев действовали общественные тэракоя для простолюдинов. Главными предметами были чтение, письмо, арифметика и основы конфуцианства. Конец периода Эдо сказался и ростом интереса к японской истории, чему способствовало издание «неофициальной истории Японии» Рая Санъё.

Ссылки

  • ЭДО // Япония от А до Я. Популярная иллюстрированная энциклопедия. (CD-ROM). — М.: Directmedia Publishing, «Япония сегодня», 2008. — ISBN 978-5-94865-190-3

Эпоха Эдо в Японии — период 17-19 века: сёгунат Токугавы, политика, реформы

Эпоха Эдо – это период в истории Японии 17–19 в., характеризующийся образованием единого политического государства, социальной и экономической стабильностью, расцветом традиционной японской культуры. Его ключевой политической особенностью является правление клана Токугава, глава которого фактически становился главой государства. Формально императорская власть в Японии сохранялась, но безраздельное господство осуществляла военно-феодальная самурайская верхушка.

Началом эпохи Эдо считается провозглашение Иэясу Токугава первым сёгуном в 1603 году. Закончился период в 1868 году, когда последний сёгун Ёсинобу Токугава сложил с себя полномочия, а Япония перешла в капиталистическую фазу развития («реформы Мэйдзи»).

Содержание

  • 1 Формирование сёгуната Токугава
  • 2 Ситуация внутри страны во времена Токугава
  • 3 Закрытые двери Японии
  • 4 Социальное развитие японского общества в XVII–XIX вв.
  • 5 Экономическое развитие
  • 6 Попытки реформ и распад режима Эдо

Формирование сёгуната Токугава

Долгое время в Японии не было единой центральной власти. Каждый даймё имел собственные земли и экономически никак не зависел от других феодалов. Население при этом страдало от бесконечных войн между землевладельцами. Ситуация стала меняться к 17 веку, когда в обществе, с одной стороны, возникли объективные экономические предпосылки к объединению, с другой, появились лидеры, обладавшие достаточным авторитетом и силой для осуществления объединения страны военным путем.

Борьбу за объединения Японии, как страны, возглавили Тоётоми Хидэёси и Ода Нобунаги. Им удалось победить своих противников, но после смерти возглавившего государство Тоётоми разразилась новая война, на сей раз за власть в стране.

Иэясу был одним из даймё умершего Тоётоми. Ему удалось после смерти господина объединить вокруг себя сторонников, собрав внушительную армию, с которой он в 1600 году в битве Сэкигахаре разгромил объединенные войска западных феодалов, которые возглавлял Исида Мицунари (был казнен 6 ноября 1600 года по приказу Токугава).

После победы к 1603 году власть клана Токугава и его сторонников была распространена на все территории Японии. Даже такие вольные торговые города, чья независимость была освящена традицией, как Нагасаки, Осака и Сакаи, признали центральную власть. Император Японии утвердил за Иэясу титул сёгуна. Установившийся же военно-феодальный режим Японии вошел в историю как сёгунат Токугава.

К 1615 году Токугава физически уничтожили клан Тоётоми – наследников легендарного объединителя Японии, которые ещё могли бросить вызов могуществу сёгуна. Хидэёри, сын Хиэёси Тоётоми, покончил с собой. С тех пор уже ничто не мешало новым хозяевам Японии осуществлять свою политику, проводником которой на местах были лично преданные сёгуну феодалы-самураи – хатамото.

Ситуация внутри страны во времена Токугава

На фоне времен феодальной раздробленности положение населения в Японии в целом стабилизировалось. Появились возможности для развития капиталистических торговых отношений как внутри страны, так и за её пределами. Тем не менее, это развитие было свернуто с закрытием Японии в 17 веке для купцов из стран европейского Запада (за исключением голландцев).

Начало эпохи Токугава привело к резкому росту экономики Японии. Формирование общего рынка страны благоприятно сказывалось на пополнении казны. Это, в свою очередь, позволяло не задавливать крестьян государственными налогами.

Была введена единая система лицензирования купцов. Торговые суда японских предпринимателей стали появляться во всех крупных городах Юго-Восточной Азии. Были налажены связи с европейскими колонистами. Особенно преуспели в этом западные даймё.

Тем не менее, быстро выяснилось, что в промышленном отношении Япония сильно отстает от европейских стран, уже перешедших к мануфактурному производству (в Японии сохранялось ремесленное). Европейские товары стали теснить национальные на внутреннем рынке страны, вызвав разорение части производств.

Кроме того, европейские «колониальные хищники» (Нидерланды, Великобритания, Испания и Португалия) стремились превратить Японию в зависимое государство, подчинив ее своей воле политическими и военными методами. Раздражало сёгунат и то, что вместе с европейскими купцами распространялось и христианство, достаточно неожиданно для сёгуна нашедшее в Японии много сторонников.

Сёгунат решил полностью закрыть страну от внешнего влияния. Для этого были реализованы следующие меры:

  • Кораблям Испании был запрещен вход в японские порты.
  • Запрещалось исповедование христианства.
  • Всем японцам, выехавшим за границу, было запрещено возвращаться домой. Нарушившие запрет подлежали смертной казни.

В результате принятых мер торговые связи с другими странами были почти свернуты. Исключение составляли близлежащие Китай и Корея, а также Нидерланды, в торговле с которыми был заинтересован сам сёгун (например, голландские купцы поставляли стране огнестрельное оружие).

Закрытие границ Японии привело к резкому сокращению доходов казны. Для компенсации убытков сёгунат непомерно усилил налоговое давление на основную массу населения, что вызвало массовое народное недовольство. Крупнейшим народным движением стало восстание на острове Кюсю, которое возглавил самурай А. Тамисада – ему на тот момент было всего 15 лет. В восстании выразился весь комплекс назревших общественных противоречий – христиане были недовольны преследованиями, старые самураи – лишением почестей, крестьяне – огромными налогами, ставившими их на грань голода.

Восстание было подавлено лишь через 1 год, все выжившие его участники были казнены. Правительство еще больше усилило налоговое бремя, а также организовало первую в истории страны перепись населения для стандартизации налогового учета.

Закрытые двери Японии

Закрытие Японии для внешнего мира проводилось в 17 веке постепенно. Изначально сёгуны хотели поставить внешнюю торговлю под свой контроль. Тому было две причины. Во-первых, они стремились пополнить казну, во-вторых, хотели лишить оппозиционных западных даймё собственной экономической базы.

Иэясу Токугава провозгласил политику сакоку, выражавшуюся в том, что торговать с иностранцами теперь можно было только в нескольких портах Японии. В то же время, каждый «внешний даймё» должен был получить официальное разрешение на торговлю – красную грамоту с печатями суинн. Любопытно, что изначально сёгун не хотел прибегать к таким мерам, стремясь сделать центром государственной торговли порт Эдо (там располагалась и его резиденция). Однако от этой затеи пришлось отказаться по мере понимания им того, что купцы предпочитают западные порты страны.

город Эдо в Японии 18 век

В дальнейшем ограничения продолжали усиливаться по мере обострения противоречий с самураями запада. Этим же объясняются гонения на христиан, ведь европейская религия распространялась в первую очередь в тех регионах, что активно торговали с другими странами (остров Кюсю, порт Нагасаки). В 1622 году были казнены 120 христианских миссионеров. Каждый подданный сёгуна должен был «зарегистрироваться» либо в синтоистском, либо в буддийском храме.

В 1636 году пребывание иностранцев в Японии было ограничено островом Дэдзима в Нагасаки, а 1638 году по приказу сёгуна были казнены члены португальской дипломатической миссии. Позднее испанцам, португальцам и прочим европейцам вовсе было запрещено пребывание на территории Японии.

Исключение сделали только для голландцев и китайцев, которым разрешалось жить и работать на уже упомянутом искусственном острове Дэдзима и специально выделенном квартале в Нагасаки. Нагасаки, таким образом, стал единственным портом, через который могла осуществляться международная торговля Японии с другими странами.

Также ограниченные торговые связи некоторые даймё имели с Кореей и островами Рюккю к юго-западу от Японских островов.

Социальное развитие японского общества в XVII–XIX вв.

Япония 18 века оставалась феодальным государством, то есть его социальную основу составляли сословия. Основных сословий было четыре, и границы каждого из них были определены традицией:

  • Самураи, то есть воины.
  • Торговцы.
  • Крестьяне.
  • Священнослужители.

Также выделялись несколько крупных социальных групп, не принадлежащих ни к одному сословию по тем или иным причинам. К ним относились, например, парии – бесправные люди самого низшего звания, выполняющие наиболее грязные работы (уборка, чистка), или ронины, то есть самураи, оставшиеся без сюзерена (хозяина) и не осмелившиеся совершить ритуальное самоубийство сэппуку.

Верхушку социальной пирамиды занимали самураи. Только они могли занимать официальные административные должности в государстве.

Экономическое развитие

И в 18 веке и в начале 19 века Япония оставалась аграрной страной в экономическом отношении. Передовой для того времени мануфактурный и даже фабричный способ производства до Японии ввиду проводившейся политики изоляции так и не добрался, потому производство не развивалось.

Зато на сельских угодьях выращивался рапс, чай, хлопок, конопля. Основу аграрного сектора составляло выращивание риса. Именно мешок риса долгое время в стране был основной валютой – в ней крестьяне платили дань, в ней же сёгун платил вассалам. В стране обращались металлические и золотые монеты, но их значение было невелико вплоть до 19 века.

К началу 19 века Япония безнадёжно отстала от западных стран в экономическом и социальном развитии. Это и стало одной из главных причин кризиса сёгуната Токугава.

Попытки реформ и распад режима Эдо

В 1700-х гг. в Японии разразился сильный экономический кризис, причинами которого стали рост населения, падение цен на рис на внешних рынках, нехватка средств в бюджетах властных институтов. В результате к сёгунам пришло осознание, что без поддержки развития торговых отношений государство обречено на исчезновение.

Однако решение сёгуны долгое время пытались найти не в активизации внешних сношений, учитывая весьма скудные природные ресурсы (в первую очередь мало количество плодородных земель), а в оптимизации внутренних отношений. Так, были в очередной раз повышены налоги, начата политика снижения государственных расходов с жесткими наказаниями растратчиков («Положение о судах»), а также была начата распашка целинных земель. Эти меры получили название реформ Кехо.

В дальнейшем оживить внутреннюю торговлю пытались также Танума Окицугу и Иэнари Токугава. Однако все реформы так и не привели к оздоровлению экономики и общественной структуры Японии.

Рухнул режим под натиском ряда факторов. Во-первых, страну несколько лет подряд мучили неурожаи. Во-вторых, в 1854 году Японию принудительно «открыли» для мира благодаря американской эскадре Мэттью Перри.

Эскадра командора Перри

Страна стала стремительно превращаться в полуколонию, и сёгунат не мог ничего с этим поделать, что вызывало недовольство воинственных самураев.

Политическая надстройка общества в виде сёгуната переросла собственный социальный базис и закономерно канула в Лету. Начиналось социальное переустройство японского общества. На смену самураям, как господствующему классу приходила национальная буржуазия, крепко связанная с иностранным капиталом.

История Японии: Период Эдо

Токугава Иэясу был самым могущественным человеком в Японии после смерти Хидэёси в 1598 году. Вопреки своим обещаниям, он не уважал преемника Хидэёси Хидэёри, потому что тот хотел стать абсолютным правителем Японии.

В битве при Секигахаре в 1600 году Иэясу победил сторонников Хидэёри и других западных соперников. Таким образом, он достиг почти неограниченной власти и богатства. В 1603 году Иэясу был назначен императором сёгуном и установил свое правительство в Эдо (Токио). Сёгуны Токугава продолжали править Японией в течение примечательных 250 лет.

Иэясу взял всю страну под жесткий контроль. Он ловко перераспределил полученные земли между даймё: более лояльные вассалы (те, кто поддерживал его еще до Сэкигахара) получили соответственно стратегически более важные владения. Даймё также должны были проводить в Эдо каждый второй год. Это означало огромное финансовое бремя для даймё и ограничивало его власть дома.

Иэясу продолжал содействовать внешней торговле. Он установил отношения с англичанами и голландцами. С другой стороны, он усилил подавление и преследование христианства с 1614 года.

После уничтожения клана Тоётоми в 1615 году, когда Иэясу захватил замок Осака, у него и его преемников практически не осталось соперников, и на протяжении всего периода Эдо царил мир. Поэтому воины (самураи) обучались не только боевым искусствам, но и литературе, философии и искусствам, т.е. чайная церемония.

В 1633 году сёгун Иэмицу запретил выезд за границу и почти полностью изолировал Японию в 1639 году, сведя контакты с внешним миром к строго регламентированным торговым отношениям с Китаем и Нидерландами в порту Нагасаки. Кроме того, были запрещены все иностранные книги. Избранным даймё также разрешалось торговать с Кореей, Королевством Рюкю и айнами на Хоккайдо.

Несмотря на изоляцию, внутренняя торговля и сельскохозяйственное производство продолжали улучшаться. В период Эдо и особенно в эпоху Гэнроку года (1688–1703) массовая культура процветала. Новые формы искусства, такие как кабуки и укиё-э, стали очень популярными, особенно среди горожан.

Наиболее важной философией Токугава в Японии было неоконфуцианство, подчеркивающее важность морали, образования и иерархического порядка в правительстве и обществе: В период Эдо существовала строгая четырехклассовая система: на вершине социальной иерархии стояли самураи, за ними крестьяне, ремесленники и торговцы. Членам четырех классов не разрешалось менять свой социальный статус. Изгои, люди с профессиями, которые считались нечистыми, составляли пятый класс.

В 1720 году запрет на западную литературу был отменен, и несколько новых учений проникли в Японию из Китая и Европы (Dutch Learning). Также развивались новые националистические школы, сочетавшие элементы синтоизма и конфуцианства.

Несмотря на то, что правительство Токугава оставалось довольно стабильным на протяжении нескольких столетий, его положение неуклонно ухудшалось по нескольким причинам: Постоянное ухудшение финансового положения правительства приводило к повышению налогов и беспорядкам среди фермерского населения. Кроме того, Япония регулярно сталкивалась со стихийными бедствиями и многолетним голодом, которые вызывали беспорядки и дальнейшие финансовые проблемы для центрального правительства и даймё. Социальная иерархия начала разрушаться по мере того, как класс торговцев становился все более могущественным, а некоторые самураи становились финансово зависимыми от них. Во второй половине эпохи коррупция, некомпетентность и падение нравов в правительстве вызвали новые проблемы.

В конце 18 века внешнее давление

стало приобретать все большее значение, когда русские впервые безуспешно попытались установить торговые контакты с Японией. За ними последовали другие европейские страны и американцы в 19 веке. В конце концов именно коммодор Перри в 1853 и 1854 годах вынудил правительство Токугавы открыть ограниченное количество портов для международной торговли. Однако торговля оставалась очень ограниченной до реставрации Мэйдзи в 1868 г.

Сочетание всех факторов привело к росту антиправительственных настроений и вызвало другие движения, такие как требование восстановления имперской власти и антизападные настроения, особенно среди ультраконсервативных самураев во все более независимых владениях, таких как Тёсю и Сацума. Однако многие люди вскоре осознали большие преимущества западных стран в науке и военном деле и выступили за полную открытость миру. Наконец, и консерваторы признали этот факт после того, как столкнулись с западными военными кораблями в нескольких инцидентах.

В 1867-68 годах правительство Токугавы пало из-за сильного политического давления, и власть императора Мэйдзи была восстановлена.

Вопросы? Спросите на нашем форуме.

Английский

Эдо Япония, виртуальный тур
Отличное знакомство с Японией периода Эдо.

Город:

Выберите направлениеТокиоФукуокаХаконэХиросимаХоккайдоСендайКамакураКанадзаваАэропорт КансайКобеКиотоГора ФудзиНагасакиНагоя АэропортНаритаНиккоНиигатаОкинаваОсакаСаппоро ТакаямаТокиоЙокогама

Регистрация:

Ночей:

1 ночь2 ночи3 ночи4 ночи5 ночи6 ночи7 ночи8 ночи9 ночи10 ночи11 ночи12 ночи13 ночи14 ночи

С:

Booking.comJAPANiCANAgodaHostel WorldJapanese Guest HousesHotelsCombined

Новости путешествий по Японии

период Токугава | Определение и факты

Токугава Иэясу

Смотреть все СМИ

Дата:
1603 — 1867
Местонахождение:
Япония
Основные события:
Бунка-Бунсей период
Ключевые люди:
Иваса Матабей

Просмотреть весь связанный контент →

Популярные вопросы

Что произошло в период Токугава?

Период Токугава был отмечен внутренним миром, политической стабильностью и экономическим ростом. Общественный порядок был официально заморожен, а мобильность между классами (воинами, земледельцами, ремесленниками и торговцами) была запрещена. Класс самураев-воинов стал бюрократическим орденом в это время ослабления конфликтов. Сёгунат воспринимал римско-католических миссионеров как инструмент колониальной экспансии и угрозу авторитету сёгуна и, следовательно, запретил христианство и принял политику национальной изоляции.

Япония: система бакухан

Узнайте больше о периоде Токугава.

Сколько длился период Токугава?

Период Токугава длился более 260 лет, с 1603 по 1867 год.

Токугава Иэясу

Узнайте больше о Токугава Иэясу, основателе сёгуната Токугава.

Чем был важен период Токугава?

Период Токугава был последним периодом традиционной Японии. Это был последний из сёгунатов. В это время Токугава Иэясу создал правительство в Эдо (ныне Токио), где и по сей день находится центральное правительство Японии. В 1630-х годах сёгунат принял политику национальной изоляции, которая запрещала японским подданным выезжать за границу. Эта изоляция от остального мира оказала бы глубокое влияние на будущее Японии.

Япония: соблюдение режима самоизоляции

Узнайте больше о соблюдении режима самоизоляции в Японии.

Период Токугава , также называемый Период Эдо , (1603–1867), заключительный период традиционной Японии, время внутреннего мира, политической стабильности и экономического роста при сёгунате (военной диктатуре), основанном Токугавой Иэясу.

Будучи сёгуном, Иэясу добился гегемонии над всей страной, уравновешивая мощь потенциально враждебных владений ( tozama ) со стратегически расположенными союзниками ( fudai ) и побочными домами ( shimpan ). В качестве еще одной стратегии контроля, начиная с 1635 года, Токугава Иэмицу требовал, чтобы доманиальные лорды, или даймё, содержали домашние хозяйства в административной столице Токугава Эдо (современный Токио) и проживали там по несколько месяцев раз в два года. Получившаяся в результате система полуавтономных владений, управляемая центральной властью сёгуната Токугава, просуществовала более 250 лет.

Еще из Британники

образование: образование в эпоху Токугава

В рамках систематического плана по поддержанию стабильности общественный порядок был официально заморожен, а мобильность между четырьмя классами (воинами, земледельцами, ремесленниками и торговцами) была запрещена. Многочисленные представители класса воинов, или самураев, поселились в столице и других городах-замках, где многие из них стали бюрократами. Крестьянам, составлявшим 80 процентов населения, запрещалось заниматься несельскохозяйственной деятельностью, чтобы обеспечить стабильный и постоянный источник дохода для тех, кто занимал руководящие должности.

Другим аспектом озабоченности Токугавы политической стабильностью был страх перед иностранными идеями и военной интервенцией. Сознавая, что колониальная экспансия Испании и Португалии в Азии стала возможной благодаря работе римско-католических миссионеров, сёгуны Токугава стали рассматривать миссионеров как угрозу своему правлению. Меры по их изгнанию из страны завершились обнародованием трех указов об исключении в 1630-х годах, которые привели к полному запрету христианства. Более того, издавая эти приказы, сёгунат Токугава официально проводил политику национальной изоляции. С 1633 года японским подданным было запрещено выезжать за границу или возвращаться из-за границы, а контакты с иностранными государствами ограничивались несколькими китайскими и голландскими купцами, которым все еще разрешалось торговать через южный порт Нагасаки.

Национальная экономика быстро росла с 1680-х до начала 1700-х годов. Акцент, сделанный сёгунатом Токугава на сельскохозяйственное производство, способствовал значительному росту этого сектора экономики. Расширение торговли и обрабатывающей промышленности было еще большим, чему способствовало развитие крупных городских центров, в первую очередь Эдо, Осака и Киото, в результате усилий правительства по централизации и его успехов в поддержании мира. Производство тонких шелковых и хлопчатобумажных тканей, производство бумаги и фарфора, производство сакэ процветали в городах и поселках, как и торговля этими товарами. Этот рост торговой активности породил оптовиков и биржевых маклеров, а постоянно расширяющееся использование валюты и кредита породило могущественных финансистов. Появление этого зажиточного купеческого сословия принесло с собой динамичную городскую культуру, которая нашла выражение в новых литературных и художественных формах (9).0125 см. период Гэнроку).

В то время как купцы и, в меньшей степени, ремесленники продолжали процветать в 18 веке, даймё и самураи начали испытывать финансовые трудности. Их основным источником дохода была фиксированная стипендия, привязанная к сельскохозяйственному производству, которое не поспевало за другими отраслями народного хозяйства. Правительство предприняло несколько попыток фискальной реформы в конце 18 и 19 веков, но с течением времени финансовое бремя класса воинов увеличивалось. В течение последних 30 лет своего правления сёгунат Токугава столкнулся с крестьянскими восстаниями и беспорядками самураев, а также с финансовыми проблемами.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *