Блог разнузданного гуманизма — ЖЖ
Мне всегда нравились здания, построенные в стиле конструктивизма.Конструктивизм – это стиль авангарда. Он всегда останется юным, максималистским.
И это был стиль, придуманный после Великой октябрьской революции в СССР. В архитектуре принципы конструктивизма были сформулированы в теоретических выступлениях А. А. Веснина и М. Я. Гинзбурга, практически они впервые воплотились в созданном братьями А. А., В. А. и Л. А. Весниными. Термин «конструктивизм» использовался советскими художниками и архитекторами ещё в 1920 году: конструктивистами себя называли Александр Родченко и Владимир Татлин — автор проекта Башни III Интернационала. Впервые конструктивизм официально обозначен в том же 1922 году в книге Алексея Михайловича Гана, которая так и называлась — «Конструктивизм».
А. М. Ганом провозглашалось, что «…группа конструктивистов ставит своей задачей коммунистическое выражение материальных ценностей… Тектоника, конструкция и фактура — мобилизующие материальные элементы индустриальной культуры».
Архитекторы конструктивизма творили не для королей, аристократов, купцов и банкиров, а для народа. Они строили многоквартирные дома, бани, дома культуры, производственные здания.
Много света, почти полное отсутствие декоративных деталей, чистые геометрические формы, торжество функциональности.
К сожалению, в жилых домах не было предусмотрено ванн и кухонь, так как считалось, что есть будут в столовых или брать готовую еду на фабриках-кухнях. Столовые были на первых этажах этих зданий. Идея эта не получила поддержки у населения, позже выкроили-таки маленькие кухоньки.
Другим недостатком зданий являлось то, что иногда строители экспериментировали с материалами, стараясь удешевить строительство. Сейчас это привело к ветхости некоторых зданий.
И все равно конструктивизм прекрасен. Жаль, что этим единственным,
по существу, нашим собственным архитектурным стилем не гордятся, не хранят его, а сносят с необыкновенным удовольствием.
Вот, например, была школа около метро «Парк Горького», а теперь нет.
Авангард не в чести у чиновников – им бы «покрасивше», чтобы с розочками.
Боюсь, что так от конструктивизма ничего не останется.
Здание газеты «Известия» было построено в 1927. Жаль, что его испортили огромной пристройкой.
Кожевнические бани были сооружены по проекту архитектора Ивашкевича
Сельскохозяйственной академии им. К.А. Тимирязева построен в 1927-1931 годах.
ДК им. С.М. Зуева, построенный в 1927-1929 годах по проекту архитектора Ильи Голосова
Жилой квартал «Усачевка» построен в 1927–1928 годах по проекту группы архитекторов под руководством Алексея Мешкова
Здание Моссельпрома
Дом культуры им. Русакова ( К. Мельников)
Дом К. Мельникова
Бахметевский гараж- Автобусный парк на ул. Образцова – одно из самых известных творений К. Мельникова.
Гараж для автомобилей ВАО «Интурист» к. Мельникова
Фабрика-кухня на Ленинградском проспекте (архитектор Мешков).
Дом-коммуну на Гоголевском бульваре (1929-1931 гг. под руководством Моисея Гинзбурга)
Пресненский Мосторг (позже переименован в Краснопресненский универмаг). Архитекторы братья А. А., В. А. и Л. А. Веснины
Дворец культуры Автозавода имени И. А. Лихачёва
Наркозем работы Щусьева на Садовом Кольце около Красных Ворот.
За рубежом в стиле конструктивизма работал знаменитый Ле Корбюзье. Одна его работа есть в Москве.
Гид по стилю: конструктивизм — агентство Репина Брендинг
При создании брендинга и рекламы, к конструктивизму обращаются многие агентства всего мира. Мы посмотрим, как они это делают и заодно покажем несколько своих работ в этом стиле.
Ретроспектива
1920 – 1930
Конструктивизм –«конструирование» окружающей действительности сокращенными и упрощенными выразительными средствами.
Как возник стиль
Это авангардистское направление зародилось в СССР в архитектуре, фотографии, изобразительном и декоративно-прикладном искусстве.
Предпосылками возникновения конструктивизма послужило массовое производство и индустриализация, которые привели к стандартизации и упрощению изделий.
Что повлияло на возникновение стиля
1. Первая причина – экономическая. Граммофон, радио, пишущая машинка, пылесос и электроприборы, — все эти предметы были созданы для людей машинами. А с появлением новых предметов изменялся как сам быт, так и насущные потребности.
2. Вторая причина – психологическая. Ускорился процесс производства – изменились ценностные ориентиры, так как скорость склонна к упрощению. К тому же, массовая бедность и необразованность большей части населения диктовала необходимость в поиске новых и упрощенных выразительных средств.
Принято деление конструктивизма на неутилитарный и прикладной.
1. Неутилитарный конструктивизм сравнивают с геометрической абстракцией. Конструирование здесь происходило отвлеченно, мастеру требовалось выявить основную структуру предмета и перенести на плоскость.
2. Прикладной конструктивизм. Все конструкции и в архитектуре, и в скульптуре, и в живописи подчинены здесь определенной цели – они должны создавать максимально функциональные и нужные вещи.
Именно представителей конструктивного движения принято считать первыми российскими дизайнерами, а их работу «художественным конструированием». Основоположником конструктивизма часто называют Владимира Маяковского. Он начал творить агитационно-массовое искусство еще в «Окнах Роста». Упрощенность рисунка, примитивизм его первых работ предопределили лаконичность всего конструктивизма.
Первыми глашатаями нового стиля стали Александр Родченко, Лазарь (Эль) Лисицкий, Густав Клуцис, Соломон Телингатер, Алексей Ган, Николай Седельников. Они оформляли обложки книг, создавали агитационные плакаты и афиши.
Работы Родченко
Выставочные плакаты Эль Лисицкого. Этот плакат продан на аукционе Сотбис за 25 тысяч фунтов стерлингов.
Работы Густава Клуциса
Работы Соломона Телингатера
Работы Николая Седельникова
Дизайнерские работы конструктивистов делали несколько ключевых акцентов.
1. Функциональность. Они обращали внимание прежде всего на практичность создаваемых образов, в отличие от предшественников, которые стремились подделать плакат под картину.
2. Упрощение языка. Чтобы донести сообщение до народа, язык требовалось упростить, перейти от возвышенного к доступному.
3. Идея о построении нового мира. Конструктивизм возник в период постреволюционного энтузиазма, направленного на «построение нового мира». Так как искусство и реклама были неразрывны от политики в этот период, они работали на благо общих целей.
Технологии, которые применялись в агитплакатах, напоминают современные методы воздействия, наподобие НЛП. Четкий вопрос, прямой взгляд в глаза, персонифицированное обращение. Сейчас это все распространено и в рекламе, и в политической агитации, а в тот период было новым и революционным.
Конструктивизм в современном дизайне
В современном мире принципы конструктивизма применяются в архитектуре, скульптуре, моде.
Дом культуры имени Зуева в Москве
Конструктивизм в моде
Следует отметить, что конструктивизм в современном дизайне приобрел иное прочтение. Он все также стремиться к упрощению, но контекст повествования претерпевает изменения.
Стилизация прошлого, конечно, присутствуют, но главные герои, цветовая палитра и посыл уже адаптированы под человека нашего времени.
Рекламщики используют принципы конструктивизма в нескольких направлениях.
В первом случае полностью копируется произведение прошлого. Ничего не меняется, кроме текста сообщения и логотипа. Во втором варианте берется знаковая картинка той эпохи и переделывается под те цели и задачи, которые от нее требуются. В некоторых случаях используется только цветовая палитра или символы конструктивизма (цвет, шрифты, графические формы). Возможен вариант эклектичный, когда намеренно используются черты различных стилей искусства.
В «Репина брендинг» переосмыслили принципы конструктивизма при создании брендинга для универмага «Добрынинский». Конструктивизм нашего агентства – это современная и яркая ссылка на искусство прошлого. В фирменном стиле компании нет ничего лишнего и отвлекающего от основного – универмага «Добрынинский» и его продуктов.
А это один из фирменный символов нашего агентства «Репина брендинг» — репа в стиле «конструктивизм».
Поп-певица Beyonce свою афишу выполнила по образу и подобию плаката российского конструктивиста Родченко, созданного им для «Ленгиз».
Плакатами Родченко 1920-х годов в стиле «конструктивизм» вдохновилась не только поп-дива. Свою фирменную айдентику в этом образе выполнил бутик Saks, расположенный на Пятой авеню в Нью-Йорке. Разработка принадлежит Шеппарду Фейри, тому самому, который создавал неофициальный предвыборный плакат для Обамы «Hope» (Надежда).
Шеппард недвусмысленно дал понять, что шопинг важен не менее, чем политика. Рекламные слоганы здесь призывают к действию (Arm Yourself, Want It, Brave Pants) и красно-черно-белые геометрические обозначения на фирменных пакетах — наследие советской пропаганды. Шеппард отметил, что в рекламе нет политической подоплеки и пародии. Просто за счет популярных символов ему удалось привлечь внимание. Коммерция и ничего личного.
Концертные афиши музыкального коллектива Red Hot Chili Peppers в стиле «конструктивизм» делают акцент на главном – на названии группы, времени проведения концерта. Эти рекламные плакаты «заставляют» смотреть на сообщение, которое они транслируют. К тому же «индустриальные» картинки показывают те города, в которых концерты проходят.
Для прошедшего в Москве 42-го Всемирного конгресса Международной рекламной ассоциации были разработаны плакаты в стилистике национальной идентичности. Наряду с изображением матрешек и Кремля, к ним относится и стиль конструктивизм, с которым прочно ассоциируется российская культура.
Производители водки часто обращаются к конструктивизму. Тут не трудно провести аналогию с российским стилем в искусстве и продуктом, ассоциирующимся с нашей страной.
Кому и зачем может быть полезен конструктивизм
Итак, когда рекламщикам выгодно использовать приемы конструктивизма?
1. Когда необходимо привлечь внимание. Конструктивизм в рекламе воздействует цветом и привлекает внимание к объекту. Минимум красок и контрастные цвета (белый и черный, красный-зеленый-белый, красный-черный) выделяют транслируемое сообщение.
2. Когда необходимо быстро и кратко передать суть. Сам стиль «конструктивизм» отвергает обилие текста.
3. Когда важно воздействовать на решение потребителя. Призыв лаконичного конструктивного текста заставляет принять решение в пользу рекламируемого продукта: купить, пойти на концерт, проголосовать именно за эту политическую партию. И это не случайно: исследователи сравнили приемы конструктивизма с методами воздействия НЛП.
4. Когда необходимо передать динамику и экспрессию. Применяя принципы конструктивизма, можно обозначить движение. Его символы в виде графических линий, вытянутых рук, рупора, провозглашающего тексты, указывают необходимое направление.
5. Когда важно сделать акцент на чувстве патриотизма. Так как «конструктивизм», как движение, зародился в СССР, то его уже смело можно называть одним из наших национальных символов. Этот символ используют и политические партии, и производители российских товаров.
6. Когда надо подчеркнуть период. Для кого такой прием может подойти? Прежде всего тем производителям, которые делают акцент на «ретро». В данном случае интерес представляет постреволюционный и довоенный периоды. Приемы конструктивизма подойдут компаниям с историей, деятельность которых началась в тот же период, что и стиль «конструктивизм».
7. Когда надо создать запоминающийся слоган. Переосмысленная агитпоэзия прошлого позволяет создавать запоминающиеся слоганы, передаваемые из уст в уста.
Киев довоенный. Конструктивизм и постконструктивизм (1): agritura — LiveJournal
У меня уже был один пост, в котором я рассказывала про Киевскую архитектуру конструктивизма; описаний там немного, это, скорее, подборка фотографий домов вперемешку с картинами художников-конструктивистов. Эти постройки — примеры «новой эстетики» 20-начала 30-х годов ХХ века, нарочито противопоставлявшийся более старым, «буржуазным» образцам строительства. Интересно, что некоторые постройки позднего модерна, так называемый «рациональный модерн», сложно отличить от конструктивизма. Из общего у них — стремление к асимметрии, свобода в компоновке объемов и функциональность; не зря бытует шутка, что конструктивизм – это модерн с оббитым декором.
Два дома эпохи модерн (1910-е) на ул.Студенческой , которые очень похожи на конструктивизм.
Занятно, что некоторые представители киевского конструктивизма до вхождения его в моду успешно творили в более архаичных стилях – так, Павел Алешин во втором десятилетии ХХ века создал свои знаменитые «псевдоисторические» постройки: модерновый доходный дом на Владимирской, 15, Особняк Ковалевского по ул. Пилипа Орлика в стиле псевдоготики и Дом учителя (ранее — Педагогический музей имени Цесаревича Алексея).
И после этого зодчий кардинально меняет стиль и создает главную жемчужину киевского конструктивизма – первый кооператив врачей на Большой Житомирской!
Дом первого кооператива врачей, Большая Житомирская, 17 (1928-30гг, арх. П.Алешин). В этом доме и у самого Алешина была квартира.
Вид сбоку. А еще на здании плоская крыша с навесом, где можно было загарать — солярий.
Со временем дом оброс небольшим заборчиком, полукругом отделяющим небольшой дворик перед подъездами, получилось что-то вроде собствнного сквера.
На старом фото отсюда
Второй дом кооператива врачей на Заньковецкой (арх. П.Алешин, 1933)
Полукруглые арки — это уже отклонение от конструктивизма в сторону неоклассики, но все же по большей мере дом еще конструктивистский
Позднее мно
Конструктивизм — это… Что такое конструктивизм?
Сказать кратко, авангард пытался решить задачу _бытия_ символическими, словесными средствами, а это сродни квадратуре круга или вечному двигателю вот-вот, а все никак (в этой связи кстати будет отметить, что нечто продобное происходило и в науке — конструктивизм в математике, например).
За рубежом в это время Россию видели «во мгле», культурная же жизнь России переживала как бы свой ренессанс, подъем творческих сил интеллигенции; молодежь тогда захлестывало множество «измов» (академизм, натурализм, импрессионизм, постимпрессионизм, пуантилизм, кубизм, фовизм, экспрессионизм, футуризм, конструктивизм, супрематизм и т.
Смелые творческие, получившие широкую известность новые течения – такие как символизм, постимпрессионизм, кубизм, абстракционизм, экспрессионизм, футуризм,
В ней для меня переплелось все: желание конструировать будущее, воображать его, не будучи стесненным рамками какой бы то ни было науки, желание писать, конструктивизм мышления, выражавшийся в том, что характеры людей я конструировал из деталей, как и то будущее, в котором мои герои жили.
Странно, конструктивизм возник в начале двадцатого века как направление, стремящееся обнажить конструкцию, функцию предмета, и провозгласил себя направлением чисто утилитарным, но из созданных им чайников вода никогда не попадала в чашку, одежда натирала кожу, а мебель с трудом можно было использовать по прямому назначению.
Тем не менее устойчивость развития оказалась подорванной — Первая мировая война предъявила российскому политическому режиму и Российской империи в целом такие вызовы, на которые они не смогли ответить.Трехчастный цикл действовал и при советской власти: «инноваторы» Ленин, Троцкий и целая когорта «пламенных революционеров» создали новое государство, новую квазирелигию, новый формат существования, новый большой архитектурный стиль (конструктивизм) и искусство авангарда.
Последние два десятилетия отмечены интенсивным развитием в ее рамках таких направлений как транснационализм и институционализм, конструктивизм и постмодернизм, все более самостоятельное значение приобретают международная политическая экономия и социология международных отношений; различия, и нередко довольно существенные, имеются и в рамках самих указанных парадигм.
Нынешний конструктивизм, несомненно, был функционален и не лишен некоторого шарма, но ни у одного архитектора не могло уложиться в голове занятие пустым украшательством, все должно было быть необходимо и стильно.
Архитектура конструктивизма Википедия
Украина, Харьков. Госпром. Архитекторы С. Серафимов, С. Кравец, С. Фельгер (1928 г.)Конструктиви́зм — направление в изобразительном искусстве, архитектуре, фотографии и декоративно-прикладном искусстве, зародившееся в 1915 году и существовавшее в течение первой половины 1930 годов в СССР, затем в ряде других стран, прежде всего, в Германии (Баухаус) и Голландии (Де Стейл). [1] В некоторых случаях конструктивизм рассматривают как источник и составляющую часть интернационального стиля и как одно из течений, определивших развитие Нового ви́дения.
Особенности стиля
Характеризуется строгостью, геометризмом, лаконичностью форм и монолитностью внешнего облика. В архитектуре принципы конструктивизма были сформулированы в теоретических выступлениях А. А. Веснина и М. Я. Гинзбурга, практически все они впервые воплотились в созданном братьями Александром, Виктором и Леонидом Весниными проекте Дворца труда в Москве (1923) с его чётким, рациональным планом и выявленной во внешнем облике конструктивной основой здания (железобетонный каркас). В 1926 году была создана официальная творческая организация конструктивистов — Объединение современных архитекторов (ОСА). Данная организация являлась разработчиком так называемого функционального метода проектирования, основанного на научном анализе особенностей функционирования зданий, сооружений, градостроительных комплексов.
Применительно к зарубежному искусству термин «конструктивизм» в значительной мере условен: в архитектуре он обозначает течение внутри функционализма, стремившееся подчеркнуть экспрессию современных конструкций, в живописи и скульптуре — одно из направлений авангардизма, использовавшее некоторые формальные поиски раннего конструктивизма (скульпторы Н. Габо, А. Певзнер).
В указанный период в СССР существовало также литературное движение конструктивистов.
Появление конструктивизма
Башня Татлина, Рабочий и колхозница на марке 2000 годаКонструктивизм принято считать советским явлением, возникшим после Октябрьской революции в качестве одного из направлений нового, авангардного, пролетарского искусства, хотя, как и любое явление в искусстве, он не может быть ограничен рамками одной страны. Так, провозвестником этого направления в архитектуре можно рассматривать, например, такие сооружения как Эйфелева башня, которая использовала принцип открытой каркасной структуры и демонстрировала конструктивные элементы во внешних архитектурных формах.
Как писал Владимир Маяковский в своём очерке о французской живописи: «Впервые не из Франции, а из России прилетело новое слово искусства — конструктивизм…»
В условиях непрекращающегося поиска новых форм, подразумевавшего забвение всего «старого», новаторы провозглашали отказ от «искусства ради искусства». Отныне искусство должно было служить производству, а производство — народу. Большинство тех, кто впоследствии примкнул к течению конструктивистов, были идеологами утилитаризма или так называемого «производственного искусства». Они призывали художников «сознательно творить полезные вещи» и мечтали о новом гармоничном человеке, пользующемся удобными вещами и живущем в благоустроенном городе.
Так, один из теоретиков «производственного искусства» Борис Арватов писал, что «…будут не изображать красивое тело, а воспитывать настоящего живого гармоничного человека; не рисовать лес, а выращивать парки и сады; не украшать стены картинами, а окрашивать эти стены…»
«Производственное искусство» стало не более чем концепцией, однако сам по себе термин конструктивизм был произнесён именно теоретиками этого направления (в их выступлениях и брошюрах постоянно встречались также слова «конструкция», «конструктивный», «конструирование пространства»).
Помимо вышеуказанного направления на становление конструктивизма оказали огромное влияние футуризм, супрематизм, кубизм, пуризм и другие новаторские течения 1910-х годов в изобразительном искусстве, однако социально обусловленной основой стало именно «производственное искусство» с его непосредственным обращением к современным российским реалиям 1920-х годов (эпохи первых пятилеток).
Рождение термина
Термин «конструктивизм» использовался советскими художниками и архитекторами ещё в 1920 году: конструктивистами себя называли Александр Родченко и Владимир Татлин — автор проекта Башни III Интернационала. Впервые конструктивизм официально обозначен в 1922 году в книге Алексея Михайловича Гана, которая так и называлась — «Конструктивизм».
А. М. Ганом провозглашалось, что «…группа конструктивистов ставит своей задачей коммунистическое выражение материальных ценностей… Тектоника, конструкция и фактура — мобилизующие материальные элементы индустриальной культуры». То есть явным образом подчёркивалось, что культура новой России является индустриальной.
Конструктивизм в архитектуре
В 1922—1923 годах в Москве, начавшей восстанавливаться после Гражданской войны, были проведены первые архитектурные конкурсы (на проекты Дворца труда в Москве, здания московского филиала газеты «Ленинградская правда», здания акционерного общества «Аркос»), в которых принимали участие архитекторы, начавшие творческий путь ещё до революции — Моисей Гинзбург, братья Веснины, Константин Мельников, Илья Голосов, Пантелеймон Голосов и др. Многие проекты были наполнены новыми идеями, позднее положенными в основу новых творческих объединений — конструктивистов и рационалистов. Рационалистами было создано объединение «АСНОВА» (Ассоциация новых архитекторов), идеологами которого были архитекторы Николай Ладовский и Владимир Кринский. Конструктивисты же объединились в ОСА (Объединение современных архитекторов) во главе с братьями Весниными и Моисеем Гинзбургом.
Ключевым отличием двух течений стал вопрос о восприятии архитектуры человеком: если конструктивисты придавали наибольшее значение функциональному назначению здания, которое и определяло конструкцию, то рационалисты считали функцию здания второстепенной и стремились учитывать прежде всего психологические особенности восприятияКонструктивисты видели своей задачей увеличение роли архитектуры в жизни, и способствовать этому должны были отрицание исторической преемственности, отказ от декоративных элементов классических стилей, использование функциональной схемы как основы пространственной композиции. Конструктивисты искали выразительность не в декоре, а в динамике простых конструкций, вертикалей и горизонталей строения, свободе плана здания[3].
Ранний конструктивизм
Большое влияние на проектирование конструктивистских общественных зданий оказала деятельность талантливых архитекторов — братьев Леонида, Виктора и Александра Весниных. Они пришли к осознанию лаконичной «пролетарской» эстетики, уже имея солидный опыт в проектировании зданий, в живописи и в оформлении книг.
Дом Культуры ЗИЛ. Арх. братья ВесниныВпервые архитекторы-конструктивисты громко заявили о себе на конкурсе проектов здания Дворца Труда в Москве. Проект Весниных выделялся не только рациональностью плана и соответствием внешнего облика эстетическим идеалам современности, но и подразумевал использование новейших строительных материалов и конструкций. Следующим этапом был конкурсный проект здания газеты «Ленинградская правда» (московского отделения). Задание было на редкость сложным — для строительства предназначался крохотный участок земли — 6×6 метров на Страстной площади. Веснины создали миниатюрное, стройное шестиэтажное здание, которое включало не только офис и редакционные помещения, но и газетный киоск, вестибюль, читальный зал (одна из задач конструктивистов заключалась в том, чтобы на малой площади сгруппировать максимальное количество жизненно необходимых помещений).
Ближайшим соратником и помощником братьев Весниных был Моисей Гинзбург. В своей книге «Стиль и эпоха» он размышляет о том, что каждый стиль искусства адекватно соответствует «своей» исторической эпохе. Развитие новых архитектурных течений, в частности, связано с тем, что происходит «…непрерывная механизация жизни», а машина есть «…новый элемент нашего быта, психологии и эстетики». Гинзбург и братья Веснины организовывают Объединение современных архитекторов (ОСА), в которое вошли ведущие конструктивисты.
C 1926 года конструктивисты начинают выпускать свой журнал — «Современная архитектура» («СА»). Выходил журнал на протяжении пяти лет. Оформлением обложек занимались Алексей Ган, Варвара Степанова и Соломон Телингатер.
Расцвет конструктивизма
Здание газеты «Известия» Студенческое общежитие «Дом-Коммуна»Архитекторы зрелого конструктивизма использовали функциональный метод, основанный на научном анализе особенностей функционирования зданий, сооружений, градостроительных комплексов. Таким образом, идейно-художественные и утилитарно-практические задачи рассматривались в совокупности. Каждой функции отвечает наиболее рациональная объёмно-планировочная структура (форма соответствует функции).
На этой волне происходит борьба конструктивистов за «чистоту рядов» и против стилизаторского отношения к конструктивизму. Иначе говоря, лидеры ОСА боролись против превращения конструктивизма из метода в стиль, во внешнее подражательство, без постижения сущности. Так, нападкам подвергся архитектор Григорий Бархин, создавший Дом «Известий».
В эти же годы происходит увлечение конструктивистов идеями Ле Корбюзье: автор и сам приезжал в Россию, где плодотворно общался и сотрудничал с лидерами ОСА.
В среде ОСА выдвигается ряд перспективных архитекторов, таких, как братья Илья и Пантелеймон Голосовы, Иван Леонидов, Михаил Барщ, Владимир Владимиров. Конструктивисты активно участвуют в проектировании промышленных зданий, фабрик-кухонь, домов культуры, клубов, жилых домов.
Наиболее распространённым типом общественных зданий, воплотившим в себе основные принципы конструктивизма, стали здания клубов и домов культуры. Примером может служить дома культуры Пролетарского района Москвы, более известного как Дворец культуры ЗИЛа; строительство осуществлялось в 1931—1937 годах по проекту братьев Весниных. При создании проекта авторы опирались на известные пять принципов Ле Корбюзье: использование опор-столбов вместо массивов стен, свободная планировка, свободное оформление фасада, удлинённые окна, плоская крыша. Объёмы клуба подчёркнуто геометричны и представляют собой вытянутые параллелепипеды, в которые врезаны ризалиты лестничных клеток, цилиндры балконов[3].
Характерным примером воплощения функционального метода стали дома-коммуны, архитектура которых соответствовала принципу, высказанному Ле Корбюзье: «дом — машина для жилья». Известным примером зданий такого типа является общежитие-коммуна Текстильного института на улице Орджоникидзе в Москве. Автором проекта, реализованного в 1930—1931 годах, был специализировавшийся преимущественно на промышленной архитектуре Иван Николаев. Идея дома-коммуны предполагала полное обобществление быта. Концепция проекта была предложена самими студентами; функциональная схема здания была ориентирована на создание жёсткого распорядка дня студентов. Утром студент просыпался в жилой комнате — спальной кабине размером 2,3 на 2,7 м, вмещавшей только кровати и табуретки — и направлялся в санитарный корпус, где проходил как по конвейеру последовательно душевые, помещения для зарядки, раздевалки. Из санитарного корпуса жилец по лестнице или пандусу спускался в низкий общественный корпус, где проходил в столовую, после чего отправлялся в институт или же в другие помещения корпуса — залы для бригадной работы, кабинки для индивидуальных занятий, библиотеку, актовый зал. В общественном корпусе находились также ясли для детей до трёх лет, а на крыше была устроена открытая терраса. В результате проведённой в 1960-е годы реконструкции общежития первоначальный замысел строгого распорядка дня был нарушен[3]. Другой известный пример — дом наркомата финансов в Москве. Он интересен как пример дома «переходного типа» от традиционного квартирного жилья к дому-коммуне. Подобных домов было построено шесть — четыре в Москве, по одному Екатеринбурге и Саратове; до настоящего времени сохранились не все[3].
Особой фигурой в истории конструктивизма считается любимый ученик А. Веснина — Иван Леонидов, выходец из крестьянской семьи, начавший свой творческий путь с ученика иконописца. Его во многом утопические, устремлённые в будущее, проекты не нашли применения в те трудные годы. Сам Ле Корбюзье называл Леонидова «поэтом и надеждой русского конструктивизма». Работы Леонидова и теперь восхищают своими линиями — они невероятно, непостижимо современны.
Ленинградский конструктивизм
Ленинградские конструктивисты:
- Абросимов, Павел Васильевич
- Вакс, Иосиф Александрович
- Гегелло, Александр Иванович
- Гуминер, Яков Моисеевич
- Демков, Николай Фёдорович
- Зазерский, Алексей Иванович
- Каценеленбоген, Тамара Давыдовна
- Кричевский, Давид Львович
- Левинсон, Евгений Адольфович
- Лялин, Олег Леонидович
- Мендельсон, Эрих
- Мунц, Владимир Оскарович
- Никольский, Александр Сергеевич
- Овсянников, Сергей Осипович
- Оль, Андрей Андреевич
- Претро, Ипполит Александрович
- Симонов, Григорий Александрович
- Троцкий, Ной Абрамович
- Фомин, Игорь Иванович
- Хряков, Александр Фёдорович
- Чернихов, Яков Георгиевич
- Явейн, Игорь Георгиевич
Харьковский конструктивизм
Будучи столицей Советской Украины в 1919—1934 годах, Харьков оказался одним из крупнейших центров конструктивистской застройки в Советском Союзе. Общепризнанным символом конструктивизма в Харькове является ансамбль площади Свободы (до 1991 — площадь Дзержинского) с доминирующим зданием Госпрома (Держпрома). Многочисленные здания в конструктивистском стиле занимают район вокруг площади; среди них — дом «Слово», построенный в 1928 году кооперативом литераторов и имеющий в плане символическую форму буквы «С» (слав. «слово»). Яркими конструктивистскими постройками в Харькове являются дом культуры железнодорожников, почтамт, общежитие Харьковского политехнического института «Гигант».
В 1931 году в юго-восточной части города был возведён Харьковский тракторный завод. Соцгород ХТЗ (архитектор П. Алешин) является выдающимся образцом жилой застройки в конструктивистском стиле.
Минский конструктивизм
Дом правительства в МинскеПримером конструктивизма в Минске является дом правительства Республики Беларусь — крупнейшее общественное здание Иосифа Лангбарда, один из лучших памятников конструктивизма, положивший начало формированию нового центра города.
Клуб пищевиков ― здание общественного назначения, построенное в Минске в авангардно-конструктивистском стиле архитектором А. К. Буровым в 1929 году.
Минские конструктивисты:
Горьковский конструктивизм
В Нижнем Новгороде было возведено несколько домов-коммун («Культурная революция», «Дом чекиста») и комплекс соцгорода в районе автозавода.
Свердловский конструктивизм
Гостиница «Исеть» — часть «Городка чекистов» в Екатеринбурге, архитекторы И. П. Антонов, В. Д. Соколов, А. М. Тумбасов (1928—1933)Екатеринбург (Свердловск), до 1934 бывший центром огромной Уральской области, стал одним из крупнейших центров конструктивистской архитектуры в СССР. В начале 1930-х годов XX века центр города был перестроен в соответствии с планом «Большой Свердловск»; крупные конструктивистские ансамбли разместились вдоль восточной части проспекта Ленина, на площади Труда и площади Парижской Коммуны. В качестве примеров можно назвать жилой комбинат НКВД («Городок чекистов»), Дом связи, дом-коммуну Госпромурала и ряд других зданий. Кроме того, многочисленные конструктивистские здания разбросаны по городскому центру — например, Дом контор, Дом старых большевиков, Дом обороны. С запада проспект Ленина замыкает Медгородок, объединяющий пять медицинских зданий в конструктивистском стиле, а с востока — комплекс Уральского политехнического института (Втузгородок), включающий здания института и комплекс конструктивистских общежитий.
В северной части Екатеринбурга в 1928—1933 годах был построен мощный Уральский завод тяжелого машиностроения (Уралмаш). Соцгород Уралмаш, выстроенный в тридцатые годы, является ярким примером конструктивистского рабочего поселка. Важнейшими конструктивистскими сооружениями Уралмаша считаются ансамбль площади Первой пятилетки и водонапорная башня УЗТМ («Белая башня»).
Свердловские конструктивисты:
- Соколов, Вениамин Дмитриевич
- Тумбасов, Арсений Михайлович
- Антонов, Иван Павлович
- Горшков, Александр Борисович
- Коротков, Евгений Николаевич
- Домбровский, Сигизмунд Владиславович
- Валенков, Георгий Павлович
- Парамонов, Валерий Павлович
- Голубев, Георгий Александрович
- Жеманов, Николай Иванович
- Югов, Иван Алексеевич
- Бабыкин, Константин Трофимович
- Рейшер, Моисей Вениаминович
- Шефлер, Бела Михайлович
- Оранский, Пётр Васильевич
- Емельянов, Владимир Владимирович
Конструктивизм в дизайне и фотографии
Конструктивизм — направление, которое, прежде всего, связывают с архитектурой, однако он существовал в дизайне, полиграфии, художественном творчестве. Конструктивизм в фотографии отмечен геометризацией композиции, съёмкой в головокружительных ракурсах при сильном сокращении объёмов. Такими экспериментами занимался, в частности, Александр Родченко.
В графических видах творчества (плакат и пр.) конструктивизм характеризовался применением фотомонтажа вместо рисованной иллюстрации, предельной геометризацией, подчинением композиции прямоугольным ритмам. Стабильной была и цветовая гамма: чёрный, красный, белый, серый с добавлением синего и жёлтого (С. Сенькин). В области моды также существовали определённые конструктивистские тенденции — на волне общемирового увлечения прямыми линиями в дизайне одежды, советские модельеры тех лет создавали подчёркнуто геометризированные формы.
Среди модельеров выделяется Варвара Степанова, которая с 1924 года вместе с Любовью Поповой разрабатывала тканевые рисунки для 1-й ситценабивной фабрики в Москве, была профессором текстильного факультета ВХУТЕМАСа, проектировала модели спортивной и повседневной одежды[4][5].
Самой известной фотомоделью тех лет была знаменитая Лиля Юрьевна Брик[6].
Конструктивизм в литературе
В 1923 рядом манифестов был провозглашён конструктивизм как течение в литературе (прежде всего в поэзии), создан «Литературный центр конструктивистов». В нём участвовали поэты Илья Сельвинский, Вера Инбер, Владимир Луговской, Борис Агапов, литературоведы Корнелий Зелинский, Александр Квятковский и другие. Конструктивисты-писатели провозглашали близость поэзии «производственной» тематике (характерные названия сборников: «Госплан литературы», «Бизнес»), очеркизм, широкое применение «прозаизмов», использование нового размера — тактовика, эксперименты с декламацией. К 1930 году конструктивисты стали объектом травли со стороны РАПП и объявили о самороспуске.
Конструктивизм в музыке
Конструктивизм оказал заметное влияние на музыкальное искусство. Хотя не было композиторов, посвятивших этому направлению свое творчество целиком, однако в отдельных произведениях многих композиторов это направление принесло свои плоды. В первую очередь это было связано с поэтизацией образов заводов и фабрик, с имитацией слуховых впечатлений от звуков машин и механизмов, которые воспринимались музыкантами как особая «музыка машин». Яркие плоды это направление дало в творчестве французских композиторов, составлявших группу «Шестёрка». Сделавшись, по существу, теоретиком и первооткрывателем нового направления, Эрик Сати, который ещё в годы Первой мировой войны изобрёл новый вид звукового искусства, «меблировочную музыку», писал о том, что она «глубоко индустриальна».[7]:437-438 Действительно, конструктивный принцип механической повторности, положенный им в основу своего изобретения, характерен для других произведений этого направления. О подчёркнутой конвейерности или индустриальности говорят и названия некоторых опусов Сати: «Автоматические описания» (1913), «Звуковой плиточный пол» (1917—1918), «Железный коврик для приёма гостей» (1924) и другие. Пример старшего друга и наставника своеобразным образом преломился у некоторых композиторов из французской «Шестёрки». К примеру, у Дариюса Мийо одним из основных произведений конструктивистского стиля стал вокальный цикл для сопрано и семи инструментов «Сельскохозяйственные машины» (1919), а спустя пять лет — балет «Голубой экспресс» (1924), а у Артюра Онеггера — симфоническая картина «Пасифик-231» (1923), изображавшая движение паровоза во главе железнодорожного состава. Эта яркая концертная пьеса принесла ему большую популярность. Напротив того, Жорж Орик категорически не принял авангардное начинание Сати, называя его меблировочную музыку — «назойливой химерой».[7]:415
Важнейшим представителем этого направления в отечественной музыке стал А. Мосолов[8]. Его симфонический эпизод «Завод» из неосуществленного балета «Сталь» стал символом конструктивизма в русской музыке. Конструктивизм также проявил себя в таких произведениях, как фокстрот «Электрификат» (1925), оркестровые «Телескопы» (4 пьесы, 1926—1930) Л. Половинкина; фортепианная пьеса «Рельсы», опера «Лёд и сталь» Вл. Дешевова и др. К конструктивизму принято относить балеты великих советских композиторов «Болт» (1931) Шостаковича и «Стальной скок» (1927) Прокофьева. Однако ни авторы биографий Прокофьева музыковеды И. В. Нестьев, И. И. Мартынов, И. Г. Вишневецкий, ни сам композитор не характеризовали музыку балета «Стальной скок» как конструктивистскую, в то время как конструктивистскими называли декорации к балету Г. Б. Якулова.
Для музыкального языка этого направления характерны особые стилевые приёмы — резкие, скрежещущие звучности и внезапные контрасты. Музыка может имитировать звуки машин, в связи с чем важную роль играет приём остинато и даже полиостинато[9]. Характерны поиски новых звучностей, например использование листа железа в «Заводе» Мосолова, «препарированного» фортепиано в произведениях Дешевова. Ярким примером подобного рода стала также «Симфония гудков» Арсения Авраамова — её исполнение в Баку (1922) и в Москве (1923) стало олицетворением идеи о том, что весь город с автомобильными гудками, заводскими сиренами, пушечной пальбой — это гигантский оркестр со своей характерной музыкой.
Произведениям данного направления нередко свойственны индустриальные названия, однако имеются случаи, когда несмотря на названия характерные стилевые черты конструктивизма в самой музыке отсутствуют, как, например, в «Сельскохозяйственной симфонии» А. Кастальского. Нередки также и обратные примеры, когда при наличии характерных приемов и образов отсутствует характерное название, как, например, в «Сюите для большого оркестра» А. Животова (1928).
Закат конструктивизма
Ещё во время доминирования конструктивизма, рационализма и других модернистских течений в советской архитектуре работали зодчие, опиравшиеся на архитектурные традиции античности и эпохи Возрождения. Самые известные представители: Иван Фомин (Ленинград) с его «красной дорикой» и Иван Жолтовский (Москва), поклонник Ренессанса.
В начале 1930-х годов в значительной степени изменилась политическая ситуация в стране, а следовательно, и в искусстве. Новаторские и авангардные течения подвергались резкой критике. На смену романтично-утопическому, строгому и революционному аскетизму пришли пышность и избыточность сталинского неоклассицизма.
По мнению С. О. Хан-Магомедова и А. Н. Селивановой[10], в СССР в 1932—1936 годах имел место переходный стиль, названный условно «постконструктивизм».
Архитекторы
См. также
Примечания
Литература
- Васильева Е. Идеальное и утилитарное в системе интернационального стиля: предмет и объект в концепции дизайна XX века. // Международный журнал исследований культуры, № 4 (25), 2016, с. 72-80.
- Горячева Т. В. Супрематизм и конструктивизм. К истории полемики // Вопросы искусствознания. — 2003. — № 2.
- Иконников А. В. Архитектура Москвы. XX век. — М., 1984.
- Никонов В. А. Статьи о конструктивистах. — Ульяновск: Стрежень, Отделение Всесоюз. Объедин. Раб.-Кр. Пис. «Перевал», 1928. — 102 с. — 500 экз.
- Сидорина Е. В. Конструктивизм без берегов. Исследования и этюды о русском авангарде. — М.: Прогресс-Традиция, 2012. — 656 с. — ISBN 978-5-89826-365-2.
- Сидорина Е. В. Русский конструктивизм: Идеи, истоки, практика. — М.: [Б. и.], 1995. — 240 с.
- Хан-Магомедов С. О. Архитектура советского авангарда: Книга 1: Проблемы формообразования. Мастера и течения. — М.: Стройиздат, 1996. — 709 с. — ISBN 5-274-02045-3.
- Хан-Магомедов С. О. Конструктивизм — концепция формообразования. — М.: Стройиздат, 2003. — 576 с. — ISBN 5-274-01554-9.
Конструктивизм в психологии познания: evan_gcrm — LiveJournal
Оригинал взят у magpie73В философии науки и эпистемологии конструктивизм ― направление, основанное на идее активности познающего субъекта в построении представления об окружающем мире, или «подход, согласно которому всякая познавательная деятельность является конструированием», вне зависимости от того, идет ли речь о построении образа восприятия или выстраивании рассуждения.
Одним из основоположников конструктивизма как в эпистемологии, так и в психологии считается Жан Пиаже.
Рассматривая развитие интеллекта ребенка, он постулировал, что когнитивное развитие представляет собой постоянную реорганизацию, перестройку психических процессов, которая обусловлена как биологическим созреванием, так и опытом, который ребенок получает при взаимодействии со средой.
По сути, на каждом этапе развития ребенок конструирует определенное понимание окружающего мира и в результате может столкнуться с рассогласованием между тем опытом, который у него есть, и тем, что обнаруживается в среде при активном взаимодействии с ней.
Это рассогласование становится двигателем дальнейшего развития, представляющего собой нахождение равновесия между процессами ассимиляции и аккомодации.
Как емко резюмировал эту позицию Дж. Брунер, «знание мира создается, а не открывается».
По мнению американских методологов, теории, условно относимые к конструктивистским, могут быть сгруппированы по меньшей мере в три подхода:
— радикальный конструктивизм,
— социальный конструктивизм
— теория личных конструктов, или «конструктивный альтернативизм».
Радикальный конструктивизм.
Утверждает, что абсолютно любое знание не просто приобретается или усваивается, но активно конструируется познающим субъектом, причем конечная цель конструирования, как подчеркивал еще Ж. Пиаже, ― адаптация к среде в ходе взаимодействия с ней.
Знание при этом не может и не должно полностью соответствовать реальности, оно должно быть сообразно задаче адаптации. И хотя нет смысла говорить о соответствии воспринимаемого мира реальному, те «операции, при помощи которых мы выстраиваем наш опытный мир, могут быть в значительной степени определены, … их знание… может помочь в более эффективном осуществлении конструирования».
Познавательные процессы укоренены в организме, который, в свою очередь, является продуктом биологической эволюции. Именно в силу этой укорененности, можно сформулировать позицию — «всякое действие есть познание, всякое познание есть действие».
Социальный конструктивизм.
Предполагается, что сама личность, конструирующая свое понимание мира, в свою очередь конструируется обществом, в котором она развивается, языком и культурным контекстом развития.
«Построение образа внешней реальности есть прежде всего и главным образом актуализация той или иной части уже имеющегося образа мира, и лишь во-вторых это есть процесс уточнения, исправления, обогащения или даже радикальной перестройки актуализированной части картины мира или образа мира в целом».
Конструктивный альтернативизм.
Дж. Келли постулирует, что личность организует и упорядочивает свой субъективный опыт с опорой на индивидуальную систему биполярных шкал ― «конструктов», которые складываются и уточняются на протяжении всей жизни и выполняют функцию предвосхищения. Чем больше таких шкал, тем «когнитивно сложнее» личность и тем больше вариантов осмысления реальности она может предложить.
Термин «конструктивный альтернативизм» подчеркивает, что возможно бесконечно много альтернативных вариантов трактовки событий в окружающем мире как разными людьми, так и одним и тем же человеком. Каждый человек, согласно метафоре Келли, по сути выступает как ученый, выстраивающий (конструирующий) свое собственное понимание этих событий.
«Задача ― Инструмент».
Современная когнитивная психология внимания все чаще обращается к понятию задачи как к объяснительному. Необходимость опоры на это понятие обосновывается описанием феноменов, ― например, задержек и ошибок внимания в условиях быстрого и краткого предъявления стимулов, при попытках объяснения которых в строго контролируемых экспериментах были последовательно исключены все возможные объяснения помимо «реконфигурации системы» или «переключения задачи».
Именно анализ задач, решаемых зрительной системой — основа механизмов восприятия, которые выступают в качестве инструментов психики, эволюционировавших для решения этих задач.
«Чтобы понять, как работает мысль, ученый-когнитивист должен знать, для решения каких задач предназначены наши познавательные и нейронные механизмы».
Познавательные «инструменты» складываются в эволюции для решения определенных задач адаптации, а следовательно, для объяснения строения некоторого «инструмента» необходимо установить,
— во-первых, для решения какой задачи он предназначен,
— во-вторых, почему он предназначен для решения именно этой, а не какой-нибудь другой задачи.
Вместе с тем, несмотря на идеи задачной детерминации и эволюционной обусловленности закономерностей когнитивной системы, модульный подход к познанию как таковой не во всем сходится с фундаментальными положениями конструктивизма: становление индивидуального познания рассматривается как последовательное разворачивание генетически детерминированной системы модулей, не предполагающее ни взаимодействия между ними, ни перестроек в системе под влиянием полученного опыта.
Само понятие задачи в данном подходе ограничивается задачами приспособления субъекта как представителя биологического вида.
Конструктивистский подход к познанию предполагает, что субъект не просто использует продукты сложившихся в его мозгу или в когнитивной системе механизмов, а выстраивает представление о среде, в которой ему предстоит действовать, прямо в ходе решения встающих перед ним задач.
/Источник/
Картинка кликабельна
Конструктивизм и альтернативные концепции. Что такое конструктивизм? Какое значение имеет конструктивистская теория для обучения?
Презентация на тему: «Конструктивизм и альтернативные концепции. Что такое конструктивизм? Какое значение имеет теория конструктивизма для обучения?» — стенограмма презентации:
1 Конструктивизм и альтернативные концепции
2 Что такое конструктивизм? Какое значение имеет конструктивистская теория для обучения?
3 Дело 7.3 Как Джилл, Юджин и Эндрю концептуализируют конструктивизм? Подтверждающее доказательство
4 Джилл: «Я не собираюсь говорить вам, чему вы должны учиться. Я хочу, чтобы вы сформировали свои собственные идеи по этому поводу ». Юджин: «К сожалению, многие учителя путают практическую деятельность и изучение открытий с обучением, основанным на конструктивизме … Вы должны потратить некоторое время на подготовку сцены и предоставление некоторой предыстории … Начните с определения того, что ученики знают о свете.Андрей: «Студенты всегда конструируют собственные знания. Этот факт верен независимо от того, как их учат. Мы хотим, чтобы учащиеся не только создавали свои собственные знания, но и создавали для себя больше и лучше знаний.
5 Самый важный фактор в обучении — это то, что кто-то уже знает. — Ausebel
6 Солнце, Земля и Луна 1. Нарисуйте орбиты Земли, Луны и Солнца относительно друг друга (не в масштабе).2-надуйте воздушные шары, которые представляют относительные размеры Земли и Луны. 3-Оцените расстояние между вашей Землей и Луной.
7 Насколько Солнце больше Земли? Сколько земель можно было расположить между Землей и Солнцем?
8 Концепции … Предварительные концепции Альтернативные концепции Заблуждения Что студенты знают до обучения.То, что ученик знает до обучения, обязательно определяет то, что он / она получит от обучения.
10 Откуда берутся альтернативные концепции? Альтернативные концепции часто возникают из повседневного опыта студентов; обычно это интерпретации мира, основанные на здравом смысле. Студенты могут интерпретировать учебные сообщения совершенно иначе, чем они были задуманы. Снимки земной орбиты
11 Последствия: вы, как учитель, должны знать о возможных неправильных представлениях. Понимать, насколько вероятные неправильные представления могут «взаимодействовать» с инструкциями. Подумайте о способах согласования идей учащихся с научными идеями.
12 Частная Вселенная До обучения о чем думала Хизер: об орбите Земли? Сезоны? Прямой и непрямой свет? Следуя инструкциям, о чем подумала Хизер: об орбите Земли? Сезоны? Прямой и непрямой свет?
определение конструктивизма от The Free Dictionary
Утверждая, что мейнстримный конструктивизм не уделяет достаточно внимания повседневной политике, эта книга предлагает основу для модернизации конструктивизма, чтобы сделать его более политически настроенным, опираясь на теорию гегемонии Антонио Грамши и на работы У.Ключевые слова: конструктивизм, теории международных отношений, системный анализ. Конструктивизм в образовании считается основным столпом, который привел к появлению ориентированного на учащихся подхода к обучению. Существуют исследования онлайн-сетей, социального конструктивизма и сотрудничества. Теория конструктивизма — одна из моделей прогрессирующего появления теории международных отношений. Благодаря архивному исследованию «текстуального генезиса» эссе Ницше, Дженсен утверждает, что этот эпистемологический конструктивизм разрозненно перенесся из неудавшегося эссе » Об истине и лжи », которую Ницше писал в то же время и в той же тетради, что и его эссе по истории.Флористелла противопоставляет подход RSP традиционным теоретическим подходам, наиболее часто используемым для анализа АСЕАН: реализму (и его разновидностям) и конструктивизму. Реализм, особенно его неореалистический вариант, отвергает АСЕАН как в значительной степени нерелевантную, в то время как конструктивизм фокусируется на АСЕАН как на фокусе региональных усилий по построению самобытности Юго-Восточной Азии, которая находится в процессе изменения того, как взаимодействуют государства региона. Центральное место в когнитивистской эпистемологии занимают три ключевые точки зрения, включая контекстуальные взгляды, конструктивизм и теорию обработки информации (Jones, 1995).Почему конструктивизм так часто упоминается в клинической литературе, но с организационной точки зрения он насчитывает лишь небольшое количество людей среди своих идентифицируемых приверженцев и изо всех сил пытается поддержать себя как последовательное движение в этой области? Основная цель этого исследования состояла в том, чтобы изучить преподавание биологии в старших классах средней школы в Пакистане в свете конструктивизма. Настоящее исследование посвящено изучению преподавания биологии в старших классах средней школы с учетом конструктивизма как теории обучения, которую можно в значительной степени изучить без рассмотрения более широкой философской или эпистемологической точки зрения конструктивизма.В статье «Конструктивизм: целостный подход к преподаванию и обучению» Джанет Гизен, Центр повышения квалификации преподавателей и учебного дизайна Университета Северного Иллинойса, конструктивизм предлагается в качестве теории обучения. Глава, посвященная теории развития карьеры, также добавляет рассмотрение конструктивизма и социального конструктивизма. , и теория хаоса.Что такое социальный конструктивизм? | Обзор обоснованной теории
Опубликовано 1 июня 2012 г. в выпуске 1 за июнь 2012 г., том 11 Том Эндрюс
Университетский колледж Корк
Абстрактные
Социальный конструктивизм сыграл важную роль в перестройке обоснованной теории.Пытаясь разобраться в социальном мире, социальные конструкционисты рассматривают знание как сконструированное, а не созданное. В этой статье обсуждается, как социальные конструкционисты конструируют знание, и утверждается, что социальный конструкционизм связан с природой знания и тем, как оно создается, и как таковой он не касается онтологических вопросов. Общество рассматривается как существующее как субъективная, так и объективная реальность. Смысл разделяется, тем самым создавая само собой разумеющуюся реальность.Сторонники обоснованной теории понимают знания как убеждения, которым люди могут доверять; понимание здравого смысла и согласованное представление о том, что составляет знание. Если принять, что социальный конструкционизм не основан на релятивистской перспективе, то он совместим с методологией обоснованной теории.
Введение
Социальный конструкционизм возник как попытка понять природу реальности. Он возник около тридцати лет назад, берет свое начало в социологии и ассоциируется с постмодернистской эрой качественных исследований.Это связано с гиперболическим сомнением, высказанным Бэконом, идеей о том, что наблюдения являются точным отражением наблюдаемого мира (Murphy et al., 1998). Социальный конструкционизм — это, по сути, антиреалистическая, релятивистская позиция (Hammersley, 1992). Влияние социального конструкционизма — актуальный вопрос в рамках обоснованной теории (Charmaz, 2000), и поэтому понимание его основных концепций важно для оценки его влияния на методологию. Тем, кто рассматривает обоснованную теорию как методологию своих исследований, совершенно необходимо оценить различия между обоснованной теорией, созданной Глейзером и Штраусом (1997) и впоследствии переработанной с использованием конструкционистской точки зрения.
Учитывая его текущее и глубокое влияние на обоснованную теорию, конструкционизм необходимо понять, чтобы они могли лучше оценить природу и обоснованность аргументов, связанных с его использованием. Термины «конструктивизм» и «социальный конструктивизм», как правило, используются взаимозаменяемо и включаются в общий термин «конструктивизм», в частности, Чармаз (2000, 2006). Конструктивизм предполагает, что каждый человек мысленно конструирует мир опыта посредством когнитивных процессов, в то время как социальный конструктивизм имеет социальную, а не индивидуальную направленность (Young & Colin, 2004).Его в меньшей степени интересуют когнитивные процессы, сопровождающие знание. Цель данной статьи — познакомить читателей с идеей социального конструкционизма. Его влияние на обоснованную теорию — тема следующей статьи.
Истоки
Burr (1995) признает большое влияние Berger и Luckmann (1991) на его развитие. В свою очередь, они признают влияние Мида, Маркса, Шютца и Дюркгейма на их мышление. Поэтому их письмо представляет собой синтез этих влияний.Истоки социального конструкционизма можно отчасти проследить в интерпретативистском подходе к мышлению. Мид, один из создателей символического интеракционизма, является общим звеном. Однако я понимаю, что, хотя они могут иметь общие философские корни, социальный конструктивизм отличается от интерпретативизма.
Как и конструкционисты, интерпретативисты в целом сосредотачиваются на процессе, посредством которого значения создаются, согласовываются, поддерживаются и изменяются (Schwandt, 2003). Сторонники разделяют цель понять мир пережитого опыта с точки зрения тех, кто в нем живет.Оба возникли как вызов сциентизму и испытали влияние постмодернистского движения. Интерпретивизм проводит различие между социальными и естественными науками и имеет своей целью понимание смысла социальных явлений. Хотя интерпретивисты ценят человеческий субъективный опыт, они стремятся создать объективную науку для его изучения и описания. Таким образом, очевидно противоречие между объективной интерпретацией субъективных переживаний. Другими словами, они пытаются применить логическую эмпирическую методологию к человеческому исследованию.Швандт (2003) рассматривает символический интеракционизм как науку интерпретации.
Природа и построение знаний
Конструкционисты рассматривают знание и истину как созданные, а не открытые умом (Schwandt 2003), и поддерживают точку зрения, что быть реалистом не противоречит тому, чтобы быть конструкционистом. Можно верить, что концепции скорее конструируются, чем открываются, но при этом утверждают, что они соответствуют чему-то реальному в мире. Это согласуется с идеей Бергера и Лакманна (1991) и тонким реализмом Хаммерсли (1992) в том, что реальность определяется социально, но эта реальность относится к субъективному опыту повседневной жизни, как мир понимается, а не к реальности. объективная реальность природного мира.Как отмечает Стидман (2000), большая часть того, что известно, и большая часть полученных знаний связана с попытками понять, что значит быть человеком, а не с научным знанием. Эту реальность определяют отдельные лица или группы людей. Эта ветвь конструкционизма не занимается онтологическими вопросами или вопросами причинности. Это стоит подчеркнуть, поскольку большая часть критики конструкционизма возникает из-за приписывания ему заявлений, выходящих за рамки этого социального понимания мира.
Бергер и Лакманн (1991) интересуются природой и построением знания: как оно возникает и как оно становится значимым для общества. Они рассматривают знание как результат взаимодействия людей в обществе, что является центральным элементом конструкционизма (Schwandt, 2003). По мнению Бергера и Лакманна (1991), разделение труда, появление более сложных форм знания и того, что они называют экономическим излишком, порождают экспертные знания, развиваемые людьми, полностью посвящающими себя своему предмету.В свою очередь, эти эксперты претендуют на новаторский статус и претендуют на высшую юрисдикцию над этими знаниями. Например, Хантер (1991) делает это заявление о медицине, поскольку со временем она взяла на себя гораздо больший контроль над определением болезни и в результате взяла на себя контроль в ситуациях, выходящих далеко за рамки своего первоначального мандата, и, таким образом, занимает привилегированное положение в обществе.
Бергер и Лакманн (1991) рассматривают общество как существующее как объективную, так и субъективную реальность. Первое достигается за счет взаимодействия людей с социальным миром, причем этот социальный мир, в свою очередь, влияет на людей, что приводит к рутинизации и привычке.То есть любое часто повторяющееся действие превращается в шаблон, который можно воспроизвести без особых усилий. Это позволяет людям заниматься инновациями, а не начинать все заново. Со временем значение хабитуализации закрепляется в виде рутины, формируя общий фонд знаний. Это институционализировано обществом в той степени, в которой будущие поколения воспринимают этот тип знания как объективный. Кроме того, эта объективность постоянно подтверждается во взаимодействии человека с другими.
Восприятие общества как субъективной реальности достигается посредством первичной и, в меньшей степени, вторичной социализации. Первый предполагает получение идентичности и места в обществе. В самом деле, Берр (1995) предполагает, что наша идентичность возникает не изнутри человека, а из социальной сферы. Социализация происходит через значимых других, которые опосредуют объективную реальность общества, делают ее значимой и, таким образом, интернализуются отдельными людьми (Berger & Luckmann, 1991).Это делается с помощью языка. Бурр (1995) отмечает, что в рамках социального конструкционизма язык не является беспроблемным средством передачи мыслей и чувств, но фактически делает возможным мышление путем конструирования концепций. Другими словами, именно язык делает возможными мысли и концепции, а не наоборот. Язык предшествует концепциям и обеспечивает средства структурирования восприятия мира.
Бергер и Лакманн (1991) утверждают, что беседа является наиболее важным средством поддержания, изменения и реконструкции субъективной реальности.Субъективная реальность состоит из концепций, которыми можно без проблем поделиться с другими. Другими словами, существует общее значение и понимание, так что концепции не нужно переопределять каждый раз, когда они используются в повседневном разговоре и начинают принимать реальность, которая в целом воспринимается как должное. В качестве примера они приводят пример «хорошего дня в офисе». Эти слова подразумевают целый мир, в котором эти предложения имеют смысл.
Швандт (2003) проводит различие между радикальным и социальным конструкционизмом, последний был описан выше, в то время как первый касается идеи, что знание не может представлять мир или соответствовать ему.По сути, мир может быть познан только в связи с его опытом людей, а не независимо от этого опыта. Бернингем и Купер (1999) обсуждают конструкционизм как контекстуальный, так и строгий. Контекстуальный конструкционизм признает объективную реальность и ее влияние, в то время как последний придерживается релятивистской позиции, то есть веры в то, что существует множество реальностей, и все они значимы. Как будет показано ниже, эта релятивистская позиция является источником большинства критических замечаний в адрес конструкционизма.
Реализм и релятивизм
Основные критические замечания, направленные против социального конструкционизма, можно резюмировать по его воспринимаемой концептуализации реализма и релятивизма. Его обвиняют в том, что он антиреалистичен, в отрицании того, что знание — это прямое восприятие реальности (Craib 1997). Бери (1986) утверждает, что социальный конструкционизм бросает вызов биомедицинской реальности и ставит под сомнение очевидно самоочевидные и стабильные реальности, но он предлагает мало доказательств в поддержку этого утверждения.Например, Бери (1986) утверждает, что он рассматривает открытие болезней как социальное событие, а не как объективную реальность. Эта критика социального конструкционизма, не признающего объективную реальность, широко распространена и распространена (Bury 1986; Burr 1995; Craib 1997; Schwandt, 2003; Sismondo 1993), что ничего не существует за пределами языка (Bury 1986).
Если допустить, что исследователи сами конструируют социальный мир, а не просто представляют некоторую независимую реальность, то это источник противоречий между реализмом и релятивизмом (Hammersley & Atkinson, 2007).В рамках качественных исследований наблюдается растущая тенденция к принятию релятивистской позиции, что заставляет Хаммерсли (1992) усомниться в полезности результатов исследований с использованием этого метода, учитывая, что каждое из множества представленных отчетов может претендовать на легитимность. Если все правомерны и дают логическое заключение о релятивизме, то нет причин предпочитать одно мнение другому. Таким образом, выводы исследования сами по себе представляют собой просто еще один отчет и как таковые не могут претендовать на приоритет перед любым другим отчетом.Актуальность такого исследования может быть поставлена под сомнение. Другими словами, если исследования не вносят значимого вклада в знания, то их полезность может быть поставлена под сомнение, особенно в отношении исследований в области здравоохранения (Murphy et al., 1998).
Реализм и релятивизм представляют собой две поляризованные точки зрения на континуум между объективной реальностью с одной стороны и множественными реальностями с другой. Обе позиции проблематичны для качественного исследования. Принятие реалистической позиции игнорирует то, как исследователь строит интерпретацию результатов, и предполагает, что то, что сообщается, является истинной и достоверной интерпретацией познаваемой и независимой реальности.Релятивизм приводит к выводу, что ничто никогда не может быть определено определенно, что существует множество реальностей, ни одна из которых не имеет приоритета над другой с точки зрения притязаний на представление истины о социальных явлениях.
Тем не менее, это сбивает эпистемологию с утверждениями об онтологии и является фундаментальным недоразумением философии, лежащей в основе социального конструкционизма. Как уже отмечалось, социальный конструкционизм, как обсуждали Бергер и Лакман (1991), не делает онтологических претензий, ограничиваясь социальным конструированием знания и, следовательно, ограничиваясь только эпистемологическими претензиями.Идея о том, что болезнь может существовать и существует как независимая реальность, совместима с социальной конструкционистской точкой зрения. Назвать болезнь и то, что составляет болезнь, — это, возможно, другой вопрос, и он может быть социально сконструирован. Это не то же самое, что утверждать, что он не имеет независимого существования вне языка. Можно представить себе ситуацию, когда кожное заболевание, такое как псориаз, можно рассматривать как заразное заболевание, но при постоянном эмпирическом исследовании, когда знания об этом заболевании возрастают, отношение к нему и то, как оно устроено, изменяются.Именно в этом смысле болезнь конструируется социально, но, что важно, не заявляет о своем онтологическом статусе.
По мнению Хаммерсли (1992), решение состоит в том, чтобы не занять ни одной позиции, а занять промежуточную позицию между ними, которую он называет тонким реализмом. Это признает существование независимой реальности, мира, который существует независимо от нашего восприятия его, но отрицает возможность прямого доступа к этой реальности, подчеркивая вместо этого репрезентацию, а не воспроизведение социальных явлений.Репрезентация подразумевает, что это будет с точки зрения исследователя, тем самым неявно признавая рефлексивность, что является признанием того, что исследователи влияют на исследовательский процесс.
В соответствии с этим средним курсом, Хаммерсли (1992) признает полезность того, что он называет «здравым смыслом», и в то же время отвергает представление о том, что все такие знания действительны в своих собственных терминах. Центральным моментом здесь является отказ от мнения, что знание не зависит от исследователя, реальность которого может быть определена с уверенностью.И реализм, и релятивизм разделяют этот взгляд на знание в том смысле, что оба определяют его таким образом как отправную точку своей позиции. Это, в свою очередь, приводит к нынешней дихотомии качественных исследований. Утверждение состоит в том, что, избегая такого определения, можно избежать негативных последствий для исследований, связанных с обеими философскими точками зрения.
Гамильтон (2002) предлагает альтернативное определение знания как убеждений, в которых можно иметь разумную уверенность в их достоверности или истинности.Это апеллирует к тому, что Хаммерсли (1992) считает пониманием здравого смысла и согласованным представлением о том, что составляет социальное знание, особенно при оценке достоверности или истинности такого знания, полученного на основе результатов исследований. Это прагматический взгляд на знание, основанный на том, как общество решает такие вопросы в повседневной жизни, оценивая его истинность относительно того, что уже известно, а не апеллируя к философии. В некотором смысле, это пример того, что Берр (1995) называет системой самоотнесения, где концепции могут быть определены только в терминах других концепций, существующих в той же языковой системе.
Призывая принять тонкий реалистический подход, Хаммерсли (1992) пытается разрешить, казалось бы, неразрешимую проблему реализма и релятивизма. В поддержку этого Murphy et al. (1998) пришли к выводу, что качественные исследования сопротивляются тенденции фиксировать значения, а вместо этого делают выводы о значении. Однако текущая тенденция в качественных исследованиях не заключается в том, чтобы проводить такое резкое различие между реализмом и релятивизмом (Danermark et al., 2002; Denzin & Lincon, 2005).
В ответ на критику реалистов Сисмондо (1993) проводит различие между строгим, радикальным или крайним конструктивизмом и мягким или контекстуальным конструктивизмом.Он утверждает, что критика направлена против первого, которое, как утверждается, отрицает физическую реальность. Burningham и Cooper (1999) отмечают, что в критике конструкционизма когда-либо обсуждаются очень немногие эмпирические исследования, использующие этот подход. Другими словами, критики не могут оценить доказательства того, как теория применяется на практике, чтобы поддержать свою критику. В обзоре исследований, использующих социальный конструкционизм, Сисмондо (1993) утверждает, что подавляющее большинство исследований применяют мягкую или контекстную форму анализа, при которой сохраняется различие между тем, во что участники верят или заявляют о социальном мире, и тем, что на самом деле уже существует. известный.На практике социальные конструкционисты признают реальность, и Сисмондо (1993) приходит к выводу, что реалистическая критика ошибочна, поскольку не соответствует тому, что на самом деле происходит в эмпирических исследованиях. Burningham и Cooper (1999) суммировали строгую конструкционистскую позицию как скептицизм в отношении онтологических заявлений, а не как онтологическое утверждение о несуществовании реальности, то есть, хотя они не отрицают существование реальности, они утверждают, что смысл реальности социально сконструирован.
С точки зрения социального конструкционизма, аргументы в отношении релятивизма аналогичны приведенным ранее. Релятивизм утверждает, что, поскольку существует множество реальностей, существует множество интерпретаций этих реальностей. По мнению Бери (1986), это приводит к круговому аргументу, заключающемуся в том, что невозможно судить одно понимание реальности как лучшее, чем другое. Крейб (1997), в частности, высмеивает социальный конструкционизм за его предполагаемую позицию в отношении аргументации реалистов и релятивистов и рассматривает его как успокаивающее коллективное убеждение, а не теоретическую позицию.Он использует то, что Хаммерсли (1992) называет аргументом нигилизма, а именно утверждение, что, поскольку социальный конструкционизм сам по себе является социальной конструкцией, он не имеет больше претензий на то, чтобы быть выдвинутым в качестве объяснения, чем любая другая теория. Это приводит к отсутствию представления о том, что составляет истину (Burr 1995). Хаммерсли (1992) называет это самоотверженным характером релятивизма и пытается противодействовать ему, предлагая заимствовать тонкий реализм, как отмечалось ранее. Радикальный социальный конструкционизм — это банальная позиция (Мерфи и др., 1998).
Это вызывает дальнейшую критику в отношении того, что исследования с использованием концепции социального конструкционизма лишены какой-либо способности что-либо изменить, потому что нет ничего, против чего можно было бы судить о результатах исследования (Bury, 1986). В этом смысле это становится методологической проблемой. Это приводит к политической инерции из-за нежелания социальных конструкционистских исследований давать какие-либо рекомендации (Bury, 1986). Burningham и Cooper (1999) утверждают, что это происходит из-за неправильного толкования процесса, поскольку исследователи, применяющие этот подход, не обосновывают свои аргументы и не дискредитируют противоположные аргументы, сравнивая их в неблагоприятном свете с объективной реальностью, то есть представляя свои выводы, социальные конструкционисты не представляют их в объективистских терминах, а вместо этого полагаются на правдоподобие своих выводов.Другими словами, они намеревались принять свои выводы, представив убедительные аргументы, а не утверждая, что их результаты являются окончательными. Это согласуется с конструкционистской идеей о том, что результаты исследований являются одним из многих дискурсов. Предполагается, что социальный конструкционизм далеко не нейтрален, но может вызвать настоящие дебаты и привести к изменениям.
Есть другой смысл, в котором изменение становится проблематичным, и это связано с тем, что социальный конструкционизм говорит о человеческой деятельности, то есть о человеческой деятельности, которая, согласно Берру (1995), не была полностью рассмотрена в рамках социального конструкционизма.Бергер и Лакманн (1991) утверждают, что изменения вызваны деятельностью человека. Они отмечают, что, хотя реальность всегда определяется социально, ее определяют отдельные лица и группы лиц. Люди всегда пытаются представить себя и свою версию событий таким образом, чтобы она преобладала над другими версиями (Burr 1995). Для Берра (1995) это связано с властью, поскольку, как правило, более могущественны те, кто наиболее успешен в том, чтобы их версия событий преобладала. Это говорит о том, что социальный конструкционизм поддерживает идею о том, что люди действительно могут быть агентами перемен, но, тем не менее, Берр (1995) утверждает, что это одна из наименее развитых областей конструкционизма.
Крейб (1997), социолог и психотерапевт, предполагает, что, как и интеракционизм, социальный конструкционизм является не более чем механизмом совладания с быстрыми изменениями; что социальные конструкционисты принимают изменения, чтобы избежать необходимости защищать или оправдывать свою позицию по чему-либо. Это позволяет им утверждать, что их положение или любое другое положение является просто еще одной социальной конструкцией, и никакая позиция не имеет приоритета над любой другой. Он рассматривает социальный конструкционизм как форму интеракционизма.Как уже отмечалось, интеракционизм отличается от конструкционизма. Крейб (1997), кажется, спутал некоторые общие философские корни с одной и той же теорией. Это предполагает, что Крейб (1997) имеет избирательное понимание социального конструкционизма и что его критика вытекает из этого частичного понимания. Кроме того, его аргументы предполагают, что все социальные конструкционисты придерживаются релятивистской позиции. Как отмечалось ранее, это не так.
Заключение
Социальный конструкционизм признает существование объективной реальности.Он связан с тем, как строятся и понимаются знания. Следовательно, он имеет эпистемологическую, а не онтологическую перспективу. Критика и недопонимание возникают из-за неправильного толкования этого центрального факта. Это наиболее очевидно в дебатах и критике реализма и релятивизма. Слова Кирка и Миллера (1986) уместны, когда они предлагают оставить поиск окончательной абсолютной истины философам и теологам. Социальный конструкционизм уделяет большое внимание повседневному взаимодействию между людьми и тому, как они используют язык для конструирования своей реальности.Он рассматривает социальные практики, которыми занимаются люди, как центр исследования. Это очень похоже на обоснованную теорию, но без акцента на языке. Социальный конструкционизм, который рассматривает общество как существующее и как объективную, и как субъективную реальность, полностью совместим с классической обоснованной теорией, в отличие от конструкционистской обоснованной теории, которая занимает релятивистскую позицию. Релятивизм несовместим с классической обоснованной теорией. Социальный конструкционизм как влияние Бергера и Лакмана не делает онтологических заявлений.Поэтому выбор конструкционистской теории, основанной на онтологических предположениях исследователя, кажется несовместимым с идеей социального конструкционизма. Как эта позиция повлияла на обоснованную теорию и преобразовала ее в так называемую конструкционистскую обоснованную теорию, будет предметом другой статьи.
Ссылки
Бергер П. и Лакманн Т. (1991). Социальное конструирование реальности. Лондон: Penguin Books.
Burningham, K. & Cooper, G. (1999). Конструктивность: социальный конструктивизм и окружающая среда.Социология 33 (2), 297-316.
Берр, В. (2003). Социальный конструктивизм (2-е изд.). Лондон: Рутледж.
Бери, М. (1986). Социальный конструкционизм и развитие медицинской социологии. Социология здоровья и болезней 8 (2), 137-169.
Чармаз, К. (2000). Обоснована теория объективизма и конструктивистского метода. В Дензин, Н. и Линкольн, Ю. (ред.), Справочник по качественным исследованиям (стр. 509-535). Таузенд-Оукс, Калифорния: Sage
Charmaz, K (2006). Построение обоснованной теории: практическое руководство по качественному анализу.Таузенд-Оукс, Калифорния: Сейдж.
Крейб И. (1997). Социальный конструктивизм как социальный психоз. Социология 31 (1), 1-15.
Дензин, Н. и Линкольн, Ю. (2005). Введение: дисциплина и практика качественных исследований. В Дензин, Н. и Линкольн, Ю. (ред.), Справочник по качественным исследованиям (стр. 1-17). Таузенд-Оукс, Калифорния: Сейдж.
Глейзер, Б. (1978). Теоретическая чувствительность: достижения в методологии обоснованной теории. Милл-Вэлли, Калифорния: Социология Пресс.
Глейзер, Б. и Штраус, А.(1967). Открытие обоснованной теории: стратегии качественного исследования. Нью-Йорк: Алдин Де Грюйтер.
Гамильтон, Д. (2002). Традиции, предпочтения и позы в прикладных качественных исследованиях. В Denzin, N. и Lincoln, Y. (Eds.), Handbook of Qualitative Research (стр. 60-69). Таузенд-Оукс, Калифорния: Сейдж.
Хаммерсли, М. (1992). Что не так с этнографией? Рутледж, Лондон.
Хаммерсли, М. и Аткинсон, П. (2007). Этнография: Принципы на практике (3-е изд.). Лондон: Рутледж.
Кирк Дж. И Миллер М. (1986). Надежность качественного исследования. Ньюбери-Парк, Калифорния: Сейдж.
Мерфи Э., Дингуолл Р., Грейтбэтч и Паркер П. (1998). Качественные методы исследования в оценке технологий здравоохранения: обзор литературы. Оценка технологий здравоохранения 2 (16).
Швандт Т.А. (2003). Три эпистемологических позиции для качественного исследования: интерпретативизм, герменевтика и социальный конструктивизм.