Что такое неоклассика: «Неокла́ссика» — происхождение и значение слова

Содержание

Что такое неоклассика – Денис Бояринов – Культура – Материалы сайта – Сноб

Премьерный концерт серии SOUND UP состоится 10 марта в большом зале «Гоголь-центра». Россию представит Павел Карманов — один из самых известных современных российских композиторов, пишущих мелодически красивую и понятную музыку. Второй частью концерта станет выступление британского проекта Piano Interrupted, специализирующегося в наложении на звуковые возможности старого доброго рояля компьютерного экзоскелета в виде электронных ритмов, звуковых эффектов, лупов и глитча.

Начать надо с того, что «неоклассика» — неточный термин и, по-хорошему, его бы надо предать забвению, придумав вместо него что-нибудь другое. У «неоклассики» есть синонимы: современная классика (contemporary classical), постклассика и даже класситроника, но и они не лучше. Удивительное дело: музыка есть, а правильных слов для ее описания — нет.

«Неоклассика» плоха тем, что уже занята. В энциклопедиях вы прочтете, что на самом деле «неоклассицизм» — это течение в музыке XX века, возникшее в промежутке между Первой и Второй мировыми войнами. Это было время новаций и поиска, сознательного отказа от романтической традиции: набиравший мощь авангард начал уверенно теснить тот язык, на котором музыка изъяснялась в 19-м веке. В Европе на авансцену выходит Вторая венская школа (в противовес Первой — моцартовской) — Арнольд Шёнберг и его ученики писали атональную «заумь» и музыку, которая подчинялась жёсткому интеллектуальному контролю. В Москве готовились исполнить индустриальную «Симфонию гудков» Арсения Авраамова,

где город выступал в качестве оркестра, а заводы, самолеты и пушечные батареи играли роль инструментов. Часть композиторов, работавших в это революционное время, обращаются не только к поиску радикально нового, эпатирующего или «варварского». Напротив, они решают вернуться к строгим формам доромантической музыки — обратно в 17-18 века. Главные неоклассики среди наших соотечественников — Сергей Прокофьев, в 24 года написавший остроумную симфоническую «подделку» под Гайдна, «чтобы подразнить гусей», а позже — Игорь Стравинский, обратившийся к музыке предшественников как пространству для композиторской игры: причем среди них были не только баховская музыка и творчество итальянских барочных мастеров, но и искусство Гайдна и Моцарта, и даже Чайковский.

В наши дни «неоклассиками» чаще всего называют музыкантов-композиторов из поколения 20-, 30- и 40-летних. Они не всегда принадлежат к академической традиции и иногда плохо ее знают. Чаще всего они не заканчивали высших музыкальных учреждений и учились исполнительству и композиторским приемам самостоятельно. Вторую мировую видели их деды, а Стравинский, умерший в один год с Джимом Моррисоном, воспринимается ими бронзовой статуей, равно как и Гайдн с Моцартом. Но эти «неоклассики 2.0», экспериментирующие над звучанием инструментов из двухсотлетнего симфонического оркестра, как и Стравинский, обращаются за новыми идеями и новыми звуками к наследию прошлого.

Они все разные, пишут разную музыку и используют разные приемы и техники, в том числе очень изощренные и искусные. Например, седой украинец Любомир Мельник строчит по клавишам с неимоверной скоростью, сливая пулеметные ноты в импрессионистское звуковое полотно, а немец Hauschka играет на препарированном и электрифицированном фортепьяно акустическое техно.

Дуэт Piano Interrupted на рояле и программе Ableton Live рисуют насыщенные звуковыми деталями масштабные пейзажи экзотических стран, а британская скрипачка и пианистка Поппи Акройд, используя нетрадиционное звукоизвлечение, плетет из перезвонов и перестуков тончайшие аудиальные макраме.

Ничего общего. Их объединяет, пожалуй, только резкое неприятие, испытываемое ими к жанровому ярлыку «неоклассика», которым пытаются их пометить журналисты и продавцы из музыкальных магазинов. Впрочем, не бывает творческих людей, которым нравится быть каталогизированными. Стив Райх, Терри Райли, Филипп Гласс и Майкл Найман, которых «неоклассики 2.0» за мнимую простоту музыки считают своими духовными отцами и учителями, протестовали и протестуют против нашитого на них бренда «минимализм» — несмотря на то, что он помогает им продавать диски, билеты на концерты и оставаться в десятке самых востребованных академических композиторов современности.

Самый популярный «классический» композитор в эпоху интернета — как раз принадлежит к касте «неоклассиков 2.0», к тем, которых нельзя называть. Его зовут Людовико Эйнауди. Он — итальянец, ученик перепробовавшего десятки течений классика XX века Лучано Берио. Как это часто случалось в истории музыки, ученик пошел наперекор учителю. Эйнауди сочиняет преимущественно медитативные пьесы для рояля — тональные, «утешающие душу и услаждающие слух». За них его обожает молодая публика и презирают снобы от академической музыки. Зато Людовико Эйнауди — самый популярный композитор в стриминговых сервисах, у него 400 тысяч поклонников в Spotify — больше чем у Бетховена. 60-летний итальянский композитор стал ролевой моделью для многих молодых сочинителей. Например, для немца Мартина Кольстеда, воспроизводящего в своих пьесах успокаивающий зеленый шум лесов родной Тюрингии, или москвича Миши Мищенко, к 25 годам выпустившего 25 альбомов.

Людовико Эйнауди считает, что задача музыки — вызывать эмоциональный отклик у слушателя, не  стесняясь, давить на кнопки чувств в его душе, и говорит, что ценит шлягеры Portishead, Radiohead и Эминема выше многих классических произведений. Тем самым, он, конечно, слегка дразнит эстетов, которым чем головоломнее, тем лучше, но не кривит душой. Обращаясь к молодой аудитории, Людовико Эйнауди использует понятный ей язык поп-музыки, подгоняя свои сочинения под лаконичный формат, который современный человек способен усвоить. Нам ведь трудно сконцентрировать свое внимание на чем-нибудь дольше чем на 5-7 минут — отвлекает смартфон, как тут слушать симфонии в бетховенской традиции, в которых, как в больших романах, идет круговерть событий. По сути,  Эйнауди комбинирует шубертовский романтизм с идеями большого немецкого композитора, настоящего неоклассика Пауля Хиндемита, сформулировавшего концепцию  «gebrauchsmusik» — музыки быта. Он был уверен  в том, что композитор должен писать полезную музыку для повседневной жизни. Хиндемит говорил: «Время композиторов, которые сочиняют только для себя, ушло навсегда». Людовико Эйнауди, как и другие «неоклассики», пытающиеся ненадолго вырвать своих современников из цепких лап суеты повседневности, могли бы под этими словами подписаться.

особенности и отличия от классики

24 декабря, 2020

Неоклассика в интерьере – стиль, задающий атмосферу сдержанной роскоши и респектабельности. Это современная интерпретация классики, где вместо помпезности и обилия сложного декора – легкость, утонченность и функциональность. Можно сказать, что классический стиль ассимилировался с новыми трендами и адаптировался под актуальные потребности – так и появилась неоклассика. Стиль уже обрёл множество поклонников во всем мире. Неоклассика в интерьере – выбор самодостаточной личности, которая стремится к равновесию и гармонии не только в дизайнерских решениях для жилья, но и в жизни. Вам интересно узнать больше? Студия дизайна интерьера Home Interiors расскажет вам обо всех особенностях стиля и поможет получить полное представление об идеальном неоклассическом интерьере.

#1. Пастельная цветовая палитра

В отличие от классического интерьера, где часто используются темные цвета (коричневый, янтарный, кофейный, бордовый), в неоклассическом зачастую преобладают светлые тона. Они визуально увеличивают помещение.

В неоклассике цветовая гамма не предусматривает резких контрастов и буйства красок. Интерьер обычно выполнен в природных пастельных оттенках (серый, бежевый, песочный, белый и так далее). Чтобы избежать чрезмерной монотонности, монохромную палитру можно разбавить золотыми оттенками, нежно-зелёным, бледно-розовым и даже бирюзовым цветом.  

#2. Компромисс в выборе материалов

Классика не приемлет искусственные материалы, а вот неоклассика может себе это позволить. Чтобы оставаться в рамках «образа», вполне достаточно грамотной стилизации. Так, вместо дорогостоящего деревянного паркета можно обойтись ламинатом, мрамор заменить обычной керамической плиткой, гипсовые плинтусы – пенополиуретановыми. При профессиональном подходе к дизайну интерьера такие решения помогут сократить расходы и при этом не удешевят вид жилья.

#3. Смешение форм и текстур в мебели

Если классический дизайн интерьера предполагает использование массивных, тяжелых объектов, то для неоклассики характерны более лёгкие, не загромождающие пространство предметы. Мебель в данном случае может быть как «торжественной» и элегантной (с красивыми изогнутыми ножками и закругленными формами), так и лаконичной (современные минималистичные модели). Неоклассика в интерьере позволяет сочетать внешне совершенно разные предметы. Так, изящная витрина с резными фасадами и позолоченной фурнитурой может запросто составить единый ансамбль с простым прямоугольным диваном. При грамотном подходе к дизайну интерьера в стиле неоклассика это не вызывает диссонанса и смотрится очень гармонично.

#4. Сдержанный декор

Стиль неоклассика в интерьере, в отличие от классики, не предполагает обилия декора. Ему присущи аккуратность и чувство меры. Тем не менее, чтобы квартира не выглядела скучно, сдержанность уравновешивают лепнина, узорный текстиль, зеркала и картины. Главное в неоклассике – расставлять акценты в интерьере так, чтобы они притягивали взгляд, но не становились слишком навязчивыми.

Стены в помещении штукатурят и окрашивают либо оклеивают обоями, декорируя их панелями или молдингами простых геометрических форм. Потолки, как правило, оставляют ровными и дополняют их аккуратной лепниной. Чтобы подчеркнуть двери и оконные проёмы, их обрамляют, к примеру, пилястрами.

Если в гостиной есть камин, то его портал должен быть оформлен сдержанно и лаконично. Визуально выделить эту зону можно с помощью большого зеркала или картины в резной или позолоченной раме.

Работаем не с трендами, а с человеком. Дизайнерский ремонт с гарантией 1 год.

Узнать больше

Что касается текстиля, то шторы и тюль в неоклассическом интерьере не должны притягивать к себе излишнее внимание. Поэтому вместо многочисленных «тяжеловесных» драпировок и ламбрекенов лучше сделать выбор в пользу минимального количества слоёв и легких вертикальных складочек. 

Чтобы расставить в интерьере акценты, можно использовать пуфики, диванные подушки или ковры. Цветной текстиль будет выгодно смотреться на фоне нюдового интерьера. Тем не менее, контраст не должен быть слишком броским. В неоклассике принято использовать невызывающие природные принты – преимущественно растительные узоры.

Дополнительно стилизовать помещение можно с помощью классических высоких подсвечников, ваз, статуэток. Такие элементы помогают привнести в дизайн особый шарм старины, что выигрышно дополняет общую стилистическую композицию. 

#5. Комбинированное освещение

Как правило, неоклассический интерьер подразумевает сложное разноплановое освещение.  Для его реализации используются разные типы осветительных приборов. Это могут быть подвесные светильники, настенные бра, настольные лампы и напольные торшеры. Все они выполняют не только декоративные, но и практические  функции, зонируя пространство. Это особенно актуально, если зал совмещен с кухней. Ведь с помощью светодизайна можно разделить рабочую, обеденную зоны и зону отдыха, создавая в каждой из них необходимую атмосферу. 

Часто ключевую роль в светодизайне неоклассического интерьера играет роскошная потолочная люстра. Она стилистически “связывает” классический и современный дизайн. Именно этот элемент привносит нотку пафоса в сдержанный контекст неоклассики. Люстра должна быть достаточно большой, с изящными изогнутыми рожками, стеклянными/хрустальными либо тканевыми плафонами. Такой светильник размещают в основном над обеденной зоной. Его мягкий теплый свет создаёт уютную, душевную атмосферу.

#6. Рациональная планировка

Неоклассика в интерьере подразумевает простор и высокие потолки. Помещения как бы перетекают из одного в другое: из одной комнаты хорошо просматривается следующая. В расстановке предметов мебели следуют стандартным классическим принципам: симметричность, пропорциональность, разреженность. 

Центром композиции в помещении должен быть большой статичный предмет (такой как диван), вокруг которого располагается вся остальная мебель. А эффект зеркальности создают повторяющиеся мотивы – например, два одинаковых кресла или светильника. При этом крайне важно соблюсти тонкую грань между симметрией композиции и оптимальным количеством предметов мебели. Ведь их нагромождение может перегрузить интерьер. 

Неоклассика в интерьере – тонкий баланс между классикой и современностью, который очень важно правильно выдержать при реализации дизайн-проекта. Однако достичь идеального равновесия самостоятельно бывает весьма сложно. Поэтому лучше заручиться помощью профессионалов, заказав услуги дизайнера интерьера. Ведь только опытные специалисты могут предложить стилистически грамотное и одновременно функциональное решение для клиента, выбравшего неоклассику для интерьера своего дома или квартиры.

СВЯЗАТЬСЯ С ДИЗАЙНЕРОМ

 

Что такое неоклассицизм — объяснение движения, художников и искусства

Что такое неоклассицизм?

Во-первых, давайте определим неоклассицизм

Неоклассицизм — важный стиль для понимания писателями, кинематографистами, художниками и архитекторами. Почему? Потому что это меняет наше представление о классическом искусстве. И не только классическое искусство, как в «греческом и римском искусстве», а все искусство, которое мы считаем классическим. Чтобы узнать больше, ознакомьтесь с нашим указателем художественных стилей, охватывающим более конкретные и заслуживающие внимания движения.

Чтобы узнать больше об основных идеях неоклассицизма, посмотрите короткое видео от Фила Хансена.

Что такое неоклассицизм? • Искусство неоклассицизма – обзор от Фила Хансена

Мы собираемся немного рассмотреть некоторые примеры неоклассицизма, но сначала давайте быстро определим неоклассицизм.

НЕОКЛАССИЗМ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Что такое неоклассицизм?

Неоклассицизм был художественным движением, которое стремилось вызвать стиль классической древности в письме, живописи, скульптуре и архитектуре, характерный для греческой и римской культуры. Неоклассицизм был наиболее популярен в период с конца 18 века до начала 19 века.век. Но его влияние до сих пор ощущается во всем мире искусства.

Популярные неоклассические художники и известные произведения

  • Жак-Луи Давид – Клятва Горация (1784), Смерть Сократа (1787) и Ликторы приносят Бруту тела его сыновей9 (9002 1789 г. ).
  • Антонио Канова – Тесей и Минотавр (1781-1782), Венера Победоносная (1808), Три Грации (1814-1817).
  • Анжелика Кауфманн – Портрет Винкельмана (1764 г.), Автопортрет (1770-1775 гг.), Телемах и нимфы Калипсо (1782 г.).

Объяснение эпохи неоклассицизма

Когда зародился неоклассицизм?

Неоклассицизм возник примерно в 1760 году из-за растущего недовольства безвкусным художественным стилем барокко и появления археологических находок немецкого пионера Иоганна Иоахима Винкельмана.

Давайте разберем эти два пункта более подробно.

Первое: смерть стиля барокко. Стиль барокко был основан в противовес классической античности. Классическое искусство было простым и изящным; искусство барокко было сложным и показным.

Вот краткая история стиля барокко от Фила Хансена.

Период до неоклассицизма  •  Обзор барокко Фила Хансена

Эпоха барокко играла важную роль в истории искусства, но со временем люди устали от этого стиля и подумали: «Почему бы не вернуться к классике? ”

Второй: археологические открытия. Немецкий историк Иоганн Иоахим Винкельманн сделал для развития неоклассицизма больше, чем кто-либо другой. Не благодаря своим собственным работам, а благодаря открытию древнего искусства и архитектуры. Вот видео о Винкельманне из Accessible Art History.

Что такое неоклассицизм? • Основоположники истории искусства: Иоганн Иоахим Винкельманн

Винкельманн познакомил массы с открытием Помпеи, и людям это понравилось. На самом деле, им это так понравилось, что они удивлялись, почему поселения двухтысячелетней давности выглядели лучше, чем те, в которых они жили сейчас. Таким образом, они настаивали на возврате к классической древности, и так родилась неоклассическая эра.

Художники-неоклассики

Самые известные художники-неоклассики

Не так много художников-неоклассиков с таким именем, как Да Винчи или Караваджо. Но это не значит, что великих художников-неоклассиков мало. Наоборот, многие из самых известных неоклассических художников считаются выдающимися лидерами своей эпохи.

Давайте взглянем на нескольких самых известных неоклассических художников.

Жак-Луи Давид

Давид был французским художником, который считается ведущей фигурой в неоклассическом движении. Картина Давида 1784 года « Клятва Горация » считается шедевром стиля неоклассицизма.

Картины неоклассицизма  •  Клятва Горациев Жака-Луи Давида

Давид заказал десятки неоклассических работ во время своего пребывания на посту маэстро Франции, но ни одна из них не была так почитаема, как Клятва Горация .

Антонио Канова  

Канова — итальянский скульптор и полномочный представитель католической церкви. Его скульптурные работы (в первую очередь «Психея, возрожденная поцелуем Купидона» и «Венера-победительница» ) получили международное признание по всей Европе.

Искусство неоклассицизма • Психея, возрожденная «Поцелуем купидона» Антонио Канова

Канова был европейским авторитетом в области неоклассической скульптуры до своей смерти в 1822 году.

Анжелика Кауфманн

Кауфманн был швейцарским художником и членом-основателем Королевской академии. Кауфман рисовал самые разные предметы, включая исторические пейзажи и портреты. Возможно, одной из ее самых известных работ был портрет Иоганна Иоахима Винкельмана (как показано ниже).

Неоклассицизм Характеристики Искусство • Иоганн Иоахим Винкельман Портрет Анжелики Кауфманн

Ее наследие живет сегодня в одноименном всемирно известном музее Анжелики Кауфман, который находится в Шварценберге, Форарльберг (Австрия).

Возрождение неоклассицизма Определение 

Почему пришел конец неоклассицизму?

Неоклассицизм не закончился столь эффектно, как его предшественник, но со временем его популярность уменьшилась. Архитектура была, пожалуй, самой устойчивой формой неоклассицизма; тот, который все еще пронизывает мир сегодня.

Симфонический центр Шермерхорна в Нэшвилле, штат Теннесси, построенный в 2006 году, является прекрасным примером продолжающегося наследия неоклассической архитектуры.

Неоклассицизм Искусство • Симфонический центр Шермерхорна в Нэшвилле, штат Теннесси

Неоклассические здания 21 века получили название «нового классического стиля» во многом в духе стиля неоклассицизма до него. Но на самом деле между ними мало различий.

Неоклассическое и новое классическое искусство классифицируются по простым геометрическим пропорциям и величию.

Что такое неоклассицизм? Узнайте об этом художественном движении 18 века

На протяжении всей истории художественные направления создавались в ответ на их предшественников. Так, в 18 веке, пока в Европе еще процветала экстравагантность искусства рококо и барокко, родился другой стиль с совсем другими ценностями. Основанное в середине 1700-х годов неоклассическое движение определяется интересом к классической (то есть римской и древнегреческой) эстетике, принципам и предмету.

Неоклассический стиль оказал большое влияние на живопись, скульптуру, архитектуру и дизайн интерьеров. Это возродило интерес к симметрии и простоте, которые применялись в изобразительном искусстве. Двумя самыми известными художниками, воплотившими идеалы этого стиля, были французский живописец Жак-Луи Давид и итальянский скульптор Антонио Канова.

Прокрутите вниз, чтобы узнать больше о неоклассическом искусстве и его особенностях.

Что такое неоклассическое искусство?

Жак-Луи Давид, «Вмешательство сабинянок», 1799 г. (Фото: Wikimedia Commons, общественное достояние)

Неоклассицизм — художественное течение 18 века, основанное на идеалах искусства Рима и Древней Греции. Его интерес к простоте и гармонии был отчасти вызван негативной реакцией на чрезмерно легкомысленную эстетику декоративного стиля рококо. Открытие римских археологических городов Помпеи и Геркуланума (в 1738 и 1748 годах соответственно) помогло активизировать дух этого движения.

 

Характеристики неоклассического искусства

Анжелика Кауфманн, «Ариадна, брошенная Тесеем», 1774 г. (Фото: Wikimedia Commons, общественное достояние)

Неоклассическое искусство имело несколько общих характеристик, все из которых основаны на взглядах римлян и греков на науку, математику, философию и искусство. Эти характеристики являются минимальным использованием

цвета ; акцент на симметрии , прямых линиях и геометрических фигурах ; точное определение форм и рисунков; и Классическая тематика .

 

Окраска

Жак-Луи Давид, «Клятва Горациев», 1784–1785 гг. (Фото: Wikimedia Commons, общественное достояние)

Искусство французского художника Жака Луи Давида — лидера неоклассического стиля — представляет собой характеристики неоклассической живописи. Его работа Клятва Горациев воплощает эти черты.

Например, он имеет классический сюжет , основанный на римской легенде о трех братьях Горациях. Дэвид также использует ограниченную и даже строгую цветовую палитру

, для передачи повествования, в которой преобладают ярко-красные и немного синего цвета. Кроме того, он создан с помощью гармоничной композиции , которая напоминает баланс и ясность сцены на сцене. Наконец, он демонстрирует точное мастерство рисования со смелыми, четкими линиями и минимальным орнаментом.

 

Скульптура

Антонио Канова, «Психика, возрожденная поцелуем Купидона», 1887 г. (Фото: Кимберли Вардеман, Wikimedia Commons, CC BY-SA 2.0)

Неоклассическая скульптура имеет много общего с живописью. Художники этого стиля создавали скульптуры, вдохновленные классическими и мифологическими сюжетами. Они изготовили идеализированных фигур с плавными контурами , напоминающих статуи из Афин и Рима, часто в натуральную величину .

 

Архитектура

Пантеон в Париже, Франция (Фото: mix7777/DepositPhotos)

Неоклассическая архитектура хотела создать впечатляющие, масштабные здания без витиеватых элементов стиля рококо и барокко. В нем использовались древнегреческие и римские детали, впечатляющие колонны , геометрические формы и куполообразные или плоские крыши . Пантеон в Париже, построенный между 1758 и 1790 годами, является визитной карточкой неоклассической архитектуры и воплощает в себе все эти характеристики.

 

Известные художники-неоклассики

 

Жак-Луи Давид

Жак-Луи Давид, «Смерть Марата», 1793 г. (Фото: Wikimedia Commons, общественное достояние)

Большинство считает Жака-Луи Давида (1748–1825) ведущим неоклассическим художником той эпохи. Родом из Парижа, он получил серьезное и всестороннее образование в области изобразительного искусства, которое отточило его таланты и помогло ему стать сенсацией в Салоне. Он создавал искусство, не похожее на статус-кво рококо, с небольшим количеством цветов, минималистскими, но сбалансированными композициями и изображениями классических предметов.

Во время Французской революции он присоединился к Максимилиану Робеспьеру и создал искусство, которое поддерживало его сторону. Позже, когда к власти пришел Наполеон, Давид снова перестроился и стал заниматься искусством в поддержку нового режима. Его искусство оказало далеко идущее влияние на художников-неоклассиков по всей Европе.

Значимые произведения: Клятва Горация (1784–1785), Смерть Сократа (1787), Смерть Марата (1793),

Переход Наполеона через Альпы (1801–9000)

 

Жан-Огюст-Доминик Энгр

Жан Огюст Доминик Энгр, «Купальщица из Вальпинсона», 1808 г. (Фото: Wikimedia Commons, CC BY-SA 3.0)

Родившийся через пару десятилетий после Давида, французский художник Жан-Огюст-Доминик Энгр (1780–1867) унаследовал неоклассическую традицию и создал искусство, в основном академическое по стилю. Его навыки одного из лучших рисовальщиков помогли ему создать убедительные портреты, большинство из которых являются его самыми известными работами.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *