Что такое стимпанк: Стимпанк — что это такое?: fanfanews — LiveJournal

Содержание

Стимпанк — что это такое?: fanfanews — LiveJournal

Стимпанк — жанр фантастики о мирах, где паровые машины и другие ретро-технологии не исчезли, а достигли высочайшего развития. По улицам Лондона шагает огромный жестяной робот. В его клепаной голове — отсек управления, где сидит сумасшедший ученый в пенсне и смокинге. Он крутит педали, дергает за рычаги, стараясь увести машину подальше от приближающегося дирижабля с эмблемой британских ВВС на борту. Дирижабль неуправляем и явно идет на таран. Он пострадал от разряда из излучателя Теслы, установленного на немецком паровом танке, который тайком перебрался сюда по дну Ла-Манша и вот-вот прорвется к Букингемскому дворцу. Королеву защищает отборный взвод шотландских магов под командованием Шерлока Холмса, бравый Ван Хельсинг и Человек-невидимка. Всё это — стимпанк.

Не кипятитесь, панки!

Первый вопрос, который здесь может возникнуть, — а почему, собственно, «панк»? Как и в случае с киберпанком, вторая часть названия означает лишь то, что произведения этого поджанра фантастики основаны на «панковских» идеях в их самом общем понимании.

Иначе говоря, слово «панк» в таких случаях подразумевает не злобных хулиганов с разноцветными волосами и татуировками «Анархия» на лбу, а персонажей — ярких индивидуалистов, противостоящих системе, традициям, предрассудкам, и ставящих себя выше любых государственных или общественных институтов.

«Машина различий» Гибсона и Стерлинга: одна из первых книг, названных стимпанком

Термин «стимпанк» впервые употребили два друга-писателя Джеймс Блэйлок и Кевин Джетер во время дискуссии на страницах журнала Locus в 1987 году. Термин возник как пародийное противопоставление киберпанку, поэтому ранний стимпанк создавался по традиционным сценариям своего «старшего брата» с механическим переносом действия в реальность, где хозяйничают паровые технологии. Хакеры, искусственный интеллект, корпорации, государственная машина — все это просто помещалось в обстановку 19 века со скидкой на соответствующие технологии. «Панковское» отношение главных героев к окружающей действительности сохранялось без каких-либо существенных изменений.

Я был бы рад, если бы на нее (книгу «Машина различий» — «МФ») не навешивали ярлыки. Я слышал разговоры про какой-то «стимпанк», но не думаю, что это приживется.
Брюс Стерлинг

Первые стимпанковские произведения были манифестом социально-философского пессимизма и в этом смысле ничем не отличались от киберпанка. Чаще всего история разворачивалась в какой-либо не слишком благополучной «альтернативной» вселенной (равнозначной Европе или США 19 века).

Антиутопия украшалась стилистикой нуара, к ней добавлялись выразительные и общепонятные мотивы бульварной фантастики (пронырливые детективы, гениальные ученые, Дикий Запад, таинственные древние расы) — и новый жанр готов! Позднее в стимпанк влились более позитивные элементы — романтическое очарование науки, утопизм, эстетика «старой доброй Англии». Именно таким мы знаем его теперь.

На всех парах

С «панком» мы разобрались — но как быть с паром? В отличие от киберпанка, стимпанк основан на реальных или, по крайней мере, условно допустимых технологиях. Уровень развития науки в стимпанке традиционно ориентируется на викторианскую эпоху. Прежде всего, здесь следует упомянуть обширное использование энергии пара — это и дало название всему жанру.

Эолипил. Герон построил его как игрушку, не собираясь применять на практике

Строго говоря, энергия пара была покорена не британцами, а греками. Еще в 1 веке нашей эры Герон Александрийский создал эолипил («шар Эола» — бога ветра) — вращающийся под давлением пара металлический шар.

Совпадение это или нет, но за 700 лет до этого в той же Греции (на острове Коринф) был построен так называемый «диолкос» — вырубленные в известняке параллельные колеи для транспортировки судов посуху (прообраз современной железной дороги). Данные изобретения никак не были связаны друг с другом, однако вполне можно утверждать, что греки имели теоретическую возможность разработать паровой железнодорожный транспорт почти на 2000 лет раньше, чем подобное произошло. Именно это обстоятельство делает правомерным существование «архаичных» разновидностей стимпанка.

Кто создал паровой двигатель, решить сложно. В разное время над ним (с переменным успехом) работали Томас Сэйвери (1698), Томас Ньюкомен (1712) и Джеймс Ватт. Последний и вошел в историю как «изобретатель» паровой машины (он запатентовал ее в 1769 году), однако на самом деле он просто усовершенствовал устройства, созданные до него. Отдельно следует упомянуть русского крепостного механика Ивана Ползунова — он создал паровую машину в 1764 году, причем, в отличие от Ватта, делал ее с нуля, не имея перед глазами действующих образцов.

Если определять стимпанк как период активного применения паровых машин, то его началом будет 1707 год, когда французский физик Дени Папин сконструировал первую лодку с паровым двигателем. О ней известно очень мало — речные паромщики быстро почуяли конкуренцию и сломали аппарат.

Пароход «Клермонт». Первая «ласточка» парового флота

Крупномасштабное коммерческое использование паровых машин началось в 1807 году с рейсов пассажирского парохода «Клермонт», построенного американцем Робертом Фултоном. Предприятие оказалось неожиданно прибыльным, а пароходы — живучими. Уже через десять-пятнадцать лет они серьезно потеснили парусные суда.

Что касается «сухопутных» паровых машин, то пальму первенства здесь следует отдать Николя Жозефу Куньо (1725—1804). Именно он в 1769 году догадался поставить паровой котел на тележку, чтобы возить тяжелые пушки. Его «fardier a vapeur» (паровая телега) могла перевозить груз весом в четыре тонны и развивала скорость до 4 километров в час. В 1771 году «паровая телега» Куньо случайно врезалась в стену. Это был первое в мире дорожно-транспортное происшествие с участием «автомобиля».

Английский изобретатель Ричард Тревитик (1771—1833) продолжил дело Куньо и в 1801 году представил на суд публике «Пыхтящего Дьявола» — первый компактный паровой автомобиль, предназначенный для перевозки людей, а два года спустя — более удачный «Лондонский паровой экипаж».

В 1804 году Тревитик создает первый в мире паровоз, который работал всего несколько лет (он быстро приводил рельсы в негодность, так как был слишком тяжел для путей, рассчитанных на небольшие вагоны с «лошадиным приводом»).

Паровозы и пароходы не только «приблизили» друг к другу города и континенты. Их мощь в то время казалась невероятной. Всего за сотню лет наука сделала такой скачок вперед, что люди, в молодости ездившие на лошадях и даже не мечтавшие увидеть другие страны, теперь могли повторить путешествие Магеллана всего за несколько месяцев. Казалось, будто для человечества больше не осталось преград.

Паромобили требовали времени на разогрев, имели плохую динамику разгона, но на протяженных участках могли достигать скорости свыше 150 км/ч. Например, автомобиль Stanley Steamer в 1906 году разогнался до 205,5 км/ч

Но паровой двигатель царил на планете лишь чуть более 150 лет. К концу Второй мировой войны он безвозвратно уступил лидерство двигателям внутреннего сгорания. Стимпанк не состоялся, причем это было неизбежно. Почему? Причины здесь чисто практические.

Да, у паровых двигателей есть свои преимущества. Они неразборчивы к источнику тепла и могут вырабатывать механическую энергию практически на любом топливе.

Еще одно преимущество паровых двигателей — нечувствительность к перепадам давления. Это обнаружилось лишь тогда, когда паровозы на высокогорных рейсах сменились тепловозами. При подъеме на значительную высоту последние резко теряли мощность. Сегодня в горах Швейцарии и Австрии до сих пор ходят паровозы.

Однако у паровых двигателей есть один — самый главный — недостаток, перечеркивающий все достоинства. Их коэффициент полезного действия (КПД) равен всего 5%, в то время как двигатели внутреннего сгорания работают при 25% эффективности. Именно поэтому в начале 20 века паровые двигатели проиграли соревнование с дизельными — они неэкономно расходовали тепло, были слишком тяжелы (непригодны для установки на летательных аппаратах) и не могли обеспечить высокую мощность при значительном уменьшении размеров.

Это интересно

Лайнер «Королева Елизавета», построенный в 1938 году, был самым крупным пароходом в мире.

В 1800 году Роберт Фултон создал для Наполеона Бонапарта первую в мире полноценную подводную лодку — «Наутилус».

В честь одного из главных конструкторов первой паровой машины названа единица мощности во всех областях физики и техники.

Абсолютный рекорд скорости для паровозов был поставлен локомотивом «Дикая утка» серии LNER Class A4 (своими обтекаемыми формами он больше напоминал современные японские супер-поезда). 3 июля 1938 года он развил 201,2 километров в час.

Машины стимпанка — «Наутилус» Фултона и «Дикая утка»

Виктория и её эпоха Королева Виктория — «бабушка» стимпанка

Применительно к стимпанку часто говорят — «викторианская эпоха»… Но что это такое? Имеется в виду Британская империя в период с 1837 по 1901 год — время правления королевы Виктории, эра спокойствия, процветания, упрочения власти в колониях.К концу 19 века Британия была мощнейшим государством в мире. Ее население составляло свыше 500 миллионов человек (примерно четверть всего человечества), площадь территорий — свыше 37 миллионов квадратных километров (около трети всей суши Земли).

Небывалое развитие науки, стремительная индустриализация, проведение первой Всемирной Торговой выставки (1851), массовая прокладка железных дорог, открытие лондонского метро (1863), электрическое уличное освещение (1882)…Людей буквально опьяняла вера в бесконечную силу рационального мышления. Иначе говоря, начиналась эпоха стимпанка — начиналась, но так и не началась.

Откуда взялся?

Стимпанк появился не на пустом месте. «Дедушкой» жанра именуют Жюля Верна (статью о нем читайте в разделе «Книжный ряд»), чьи «20 тысяч лье под водой», «Робур-завоеватель», «Паровой дом» оказали серьезное влияние на стилистику и антураж современных авторов. Равно как и книги других знаменитых писателей викторианской эпохи — Герберта Уэллса, Марка Твена, Эдгара По, Артура Конан Дойля. Именно поэтому западные критики относят избранное творчество этих авторов к «классическому» стимпанку.

Следующая ступенька — «прото-стимпанк», авторы которого, современные фантасты, эстетики ради стилизовались под классиков 19 века. Здесь выделяются «Бомба королевы Виктории» Рональда Кларка, «Машина пространства» Кристофера Приста, «Врата Анубиса» Тима Пауэрса, «Гомункулус» Джеймса Блейлока, «Ночь Морлока» Кевина Уэйна Джетера и «Да здравствует трансатлантический тоннель, ура!» Гарри Гаррисона. Стоит отметить и написанный в традициях Жюля Верна цикл Майкла Муркока про Освальда Бастейбла.

В последнее время стимпанк трактуют предельно широко, понимая под ним любой вариант размещения современных (псевдосовременных) технологий в прошлом — от каменного века до викторианской эпохи. Все то, что сейчас называют «стимпанком», можно условно поделить на две большие категории: альтернативно-исторический (оригинальный) стимпанк и фэнтези-стимпанк.

Альтернативно-исторический стимпанк

Такой стимпанк стилизуется под мир 19 — начала 20 веков и сознательно противопоставлен кибернетическому настоящему и будущему. Часто героями АИ-стимпанка становятся реальные исторические лица либо литературные персонажи классиков той эпохи.

Наиболее характерны авторские стилизации под Англию правления королевы Виктории и ее преемника Эдуарда. Знаковое произведение, после которого стимпанк из курьеза превратился в явление, — роман Уильяма Гибсона и Брюса Стерлинга «Машина различий» (1992). Это фактически манифест стимпанка, имевший для него такое же значение как «Нейромант» Гибсона для киберпанка. В нем фигурируют такие знаковые вещи, как разностная машина Бэббиджа, превратившаяся в суперкомпьютер, прогрессивные технологии связи, присваивание всем подданным Британской империи уникального цифрового индекса, «машинные» вирусы на перфокартах и глобальные политические интриги. Забавно, что именно ведущие авторы киберпанка, решив описать Англию 19 века, где Чарльзу Бэббиджу удалось построить прото-компьютер, как бы походя вдохнули жизнь в новое фантастическое направление. В итоге — киберпанк давно мертв, зато стимпанк цветет и пахнет…

Образчиком АИ-стимпанка служат комиксы Алана Мура и Кевина О’Нила о Лиге выдающихся джентльменов, а также одноименная экранизация Стивена Норрингтона. Перед нами — альтернативная Англия 1898 года, покой которой охраняют знаменитые герои классических литературных произведений вроде Человека-невидимки и следопыта Алана Куотермейна. Их противники также традиционны — преступное сообщество доктора Фу-Манчу, марсиане Уэллса, мегаломаньяк профессор Мориарти. Антураж паропанка отлично передан в цикле детской фантастики Лемони Сникетта «33 несчастья» и особенно в одноименном фильме Брэда Сильберлинга.

«Лига выдающихся джентльменов». В комиксе были все персонажи викторианской эпохи — от профессора Мориарти до доктора Моро

Паровые технологии в АИ-стимпанке могут преобладать благодаря естественному ходу событий или внедряться насильственным путем. Например, в мире ролевой игры Space: 1889 (пародия на сериал Space: 1999) великий изобретатель Томас Эдисон открыл новые свойства эфира, благодаря которым удалось построить паровые эфир-флайеры, способные преодолевать космическое пространство. А после того, как на Марсе был найден особый лишайник с антигравитационными свойствами, небеса над Землей и ее планетарными колониями заполонили гигантские дирижабли.

А вот в трилогии «Великая Зима» австралийца Шона Мак-Маллена ситуация иная. 40 век, Земля угнетена искусственным интеллектом, который наложил запрет на развитые технологии, из-за чего человечество отброшено в развитии на тысячи лет назад. Вначале люди пользовались паровыми двигателями, которые сменили машины, работающие на энергии солнца и ветра. Все электронное безжалостно уничтожается…

Герой комикса «Замечательные миры Финнеаса Фаддла», изобретя в 1902 году машину времени, тут же бросился внедрять паровые технологии и викторианскую мораль в разных эпохах — древнем Египте, Индии, средневековой Европе. Это вызвало хроноклазм и изменило историю.

Еще одна модель АИ-стимпанка — стилизация под Америку периода покорения Дикого Запада. Большую популярность завоевал телесериал Wild Wild West, послуживший основой красивого, но излишне помпезного кинофильма Барри Зонненфельда и нескольких серий комиксов. Лихой стрелок Джим Уэст и новатор-технарь Артемиус Гордон выполняют задания президента США, постоянно сталкиваясь с властолюбивыми и алчными негодяями.

Фильм «Дикий дикий запад» основан на старом телесериале

Чуть менее известны телесериалы «Приключения Бриско Каунти-младшего» и «Легенда». Крутой маршал Каунти гоняется за преступниками, пересекаясь с чокнутыми изобретателями, которые то реактивный паровоз построят, то супербомбу измыслят. А в «Легенде» автор грошовых книжек Эрнест Пратт вместе с умником Бартоком в 1876 году ведет борьбу с разными злодеями, для чего применяют кучу паровых гаджетов. Стилистика вестерн-стимпанка использована и в третьей части киноцикла «Назад в будущее».

Фантастический вестерн «Назад в будущее 3». Плакат этого фильма впервые в истории был нарисован на компьютере

В литературе вестерн-стимпанк распространен меньше — в основном это новеллизации вышеупомянутых сериалов и фильмов. Наиболее заметное самостоятельное произведение — тетралогия Джеймса Своллоу о стрелке Габриеле Тайлере, который вместе с индейским шаманом Пять Перьев противостоит злодею Безликому.

Из других популярных произведений традиционного АИ-стимпанка стоит упомянуть «Анти-Лед» Стивена Бакстера, «Адские машины» Кевина Джетера, серии комиксов «Приключения Лютера Аркрайта» и «Тайные приключения Жюля Верна» (экранизирован как телесериал в 2002), ролевые игры Forgotten Futures и GURPS Steampunk.

В России к традиционному АИ-стимпанку  можно отнести «Владычицу морей» Сергея Синякина. С фэнтези-паропанком граничит «Не время для драконов» Сергея Лукьяненко и Ника Перумова, хотя это все же больше авантюрно-героическое технофэнтези. Главный герой романа, москвич Виктор, попадает в магический Серединный Мир, где властвуют стихии двух других миров — магия Мира Перерожденных и технология Мира Изнанки. Компания «Новый русский сериал» работает над экранизацией этой книги (фильм обещают выпустить в 2007 году), а студия Arise делает по ее мотивам компьютерную ролевую игру.

Забавно, что западные источники в качестве образца «русского стимпанка» называют… фильм Никиты Михалкова «Сибирский цирюльник»! Есть же там здоровенная паровая машина для рубки леса, никогда не существовавшая в реальности!

Фэнтезийный стимпанк

Второе магистральное течение — фэнтезийный стимпанк, действие которого происходит в абсолютно вымышленных мирах, где паровые машины благополучно уживаются с магией и привычными для фэнтези существами. Это направление во многом граничит с технофэнтези.

Самый знаменитый автор «парового» фэнтези — британец Чайна Мьевилль, придумавший странный город Нью-Кробизон. Пожалуй, Мьевилль ближе всех приблизился к классическому киберпанку. Его герои — часто люди вне закона, вне морали — обитают в странном мегаполисе, напоминающем бэтменовский Готэм-сити. Техника в Нью-Кробизоне экзотическая, и чистым стимпанком цикл назвать нельзя. Впрочем, «чистого» паропанка почти никто и не сочиняет…

Нью-Кробюзон Чайны Мьевиля: не столько паровой, сколько безумный

В романе Полы Волски «Великий Эллипс» показан мир, напоминающий Европу начала 20 века, где имеется магия, адепты которой тщетно пытаются противостоять напору науки. Героиня, бесстрашная путешественница Люсиль участвует в гонке «Большой Эллипс» — явная отсылка к Жюлю Верну. Любопытный мир романов Терезы Эджертон «Луна гоблина» и «Машина гномов» населяют традиционные волшебные расы. Паровые технологии давно стали привычной деталью пейзажа, и промышленная революция вот-вот должна вызвать мощный социальный взрыв…

«Арканум» — пожалуй, самая известная игра, основанная на фэнтези-стимпанке.

Среди подобных произведений можно упомянуть аниме Vision of Escaflowne (1996), комиксы Ironwolf, серию компьютерных игр Thief, создавших жанр «stealth-shooter» (условно — «скрытные стрелялки»), некоторые из консольных игр Final Fantasy, а также знаменитую ролевую игру Arcanum: Of Steamworks and Magic Obscura (от компании Troika Games, 2001) — гремучую смесь фэнтези и стимпанка, где главный герой должен выбрать магический или технологический путь развития.

«Арканум» — пожалуй, самая известная игра, основанная на фэнтези-стимпанке

Говоря о настольных ролевых играх, следует назвать Castle Falkenstein, разработанную компанией R. Talsorian Games и позднее адаптированную под систему GURPS. В 1994 году эта игра получила престижную премию Origin. Кроме того, к фэнтези-стимпанку можно отнести Эберрон — новую официальную вселенную Dungeons & Dragons.

Другие лики парового фэнтези: фильмы «Эдвард Руки-Ножницы», «Ван Хельсинг» и «Видок», роман «Элайзабел Крэй и Темное Братство» Криса Вудинга… Эти произведения принадлежат к разным направлениям, объединяют их лишь миры, где магия и мистика сосуществуют с альтернативной техникой.

Признаки стимпанка

У стимпанка есть характерные черты, признаки и «фишки», которые отличают его от других фантастических направлений. Перво-наперво — внешний стиль и атмосфера. Стимпанк — это Конан Дойль и Диккенс в мире паровых машин. Джентльмены в цилиндрах и дамы в кринолинах беспечно фланируют в паромобилях по брусчатым мостовым, которые освещены газовыми рожками. А рядом — изможденные фабричные рабочие, обитающие в гнилых трущобах и вынужденные вкалывать по 20 часов в сутки, чтобы заработать на кусок хлеба. Отсюда типичные черты раннего паропанка — подчеркнутая антиутопичность с элементами нуара и готики.

Характерный признак стимпанка — паровые технологии. Средства передвижения: дирижабль, паровоз, пароход, паробус, паромобиль, паролет — все сделано из листового металла с огромными заклепками, подчеркнуто неуклюжими рычагами и приборами управления с обилием циферблатов. Механизмы покрыты маслом и сажей, извергают дым, пар, искры, они грохочут, лязгают, свистят, а при перегреве — взрываются. Оружие: громоздкие револьверы Лефоше, массивные автоматы Томпсона и пулеметы Гатлинга, чудовищные дредноуты, артиллерийские орудия и бомбы. Информационные технологии: телеграф, пневмопочта, старомодные телефоны.

Сохранившийся фрагмент «разностной машины» Бэббиджа

Это не значит, что в стимпанке отсутствуют точные, компактные устройства. В роли своеобразной «микроэлектроники» выступают различные механические устройства — пружины, комбинации шестеренок, валики, барабаны, цепи, гирьки. Действие стимпанковских приборов также может быть основано на сложных химических реакциях или даже электроэнергии (только тогда, когда она не применяется в двигателях, иначе это будет уже не стимпанк) — например, знаменитые устройства Теслы, о которых мы рассказывали в апреле 2005 года («МФ» №20).

В стимпанке возможен даже искусственный интеллект — продвинутые вычислительные машины Чарльза Бэббиджа («дифференциальный вычислитель», или «разностная машина»). Тот же Бэббидж спроектировал механический принтер (набивавший результат вычислений разностной машины на перфокарты) и пытался разработать универсальную «аналитическую машину» — по сути, обычный компьютер, только механический.

Типичные персонажи стимпанка — пришельцы из викторианской эпохи, точнее, современного представления о ней. Безумные ученые и инженеры, как Виктор Франкенштейн и Робур-Завоеватель… Гениальные преступники и чудовищные маньяки, подобные профессору Мориарти и Джеку-Потрошителю… Бесстрашные путешественники и первопроходцы вроде Филеаса Фогга и Алана Куотермейна… Хитроумные сыщики — Шерлок Холмс, Нат Пинкертон…

Бескомпромиссные борцы за свободу, похожие на капитана Немо… Растленные аристократы и светские хлыщи, срисованные с Дориана Грея или Джорджа Браммела… Шпионы, пролетарии, алчные капиталисты, проститутки, добропорядочные обыватели-буржуа, мальчишки-беспризорники и многие другие знаковые персонажи жизни и литературы того времени.

Чудаки-ученые — типичные персонажи стимпанка (кадр из фильма «Город потерянных детей»)

Впрочем, к стимпанку часто относят произведения, в которых паровых технологий нет вовсе. Внимание авторов акцентируется на атмосфере, внешнем антураже, подчеркнутой эстетике викторианской эпохи и нео-готики — таков «атмосферный стимпанк». Фильмы «Молодой Шерлок Холмс» и «Город потерянных детей», романы «Машина лорда Кельвина» Джеймса Блейлока и «Вервольф в Лондоне» Брайана Стейблфорда — всё это примеры атмосферного стимпанка.

Стимпанк как образ жизни

Эстетика стимпанка оказалось настолько притягательна, что привела к рождению субкультуры с появлением собственной моды, дизайна, даже музыки. Движение стимпанков, особо популярное в Японии и известное также как «нео-викторианство», объединяет эстетические принципы викторианской эпохи с пристрастием к современным технологиям.

Стимпанк-мода — синтез стилистики готов, панков и «индастриал» с некоторыми элементами викторианства. У женщин — подвязки, корсеты, юбки с рюшами. У мужчин — крупные, грубые металлические заклепки на одежде, ботинки на высоких каблуках с огромными застежками. Музыкальный стимпанк — атмосферные мелодии, заставляющие слушателя почувствовать себя в конце 19 века.

Таймпанк: не совсем жанры Обложка книги GURPS Steampunk

В правилах ролевой системы GURPS (Generic Universal RolePlaying System), созданной компанией Steve Jackson Games в 1986 году, была предложена сложная классификация «панковских» миров. Создатели игры объединяют их под общим термином «таймпанк» (timepunk), который обозначает любые альтернативно-технологические миры, ориентированные на разные исторические периоды развития цивилизации.

Доминирование паровой технологии в мирах таймпанка не обязательно: движительной техносилой может быть что угодно, от големов до динозавров.

Отметим: жанрами эти «панки» называть не стоит — скорее, это варианты антуража.

Стоунпанк (stonepunk) моделирует мир, стоящий на технологическом уровне каменного века. Самый яркий пример — мультсериал и фильм «Флинтстоуны», пародия на современный американский быт с переносом его в доисторические времена.

Сандалпанк (sandalpunk) изображает мир эпохи Античности, где произошел технологический анахронизм — использование невозможных в реальности научных открытий. В итоге возникает будущее, где древнегреческая или древнеримская цивилизации не разрушились, а благополучно существуют и поныне. Так, паровой двигатель, придуманный Героном Александрийским, обрел реальное воплощение, в корне изменив ход истории («Другие песни» поляка Яцека Дукая).

Миддлпанк (middlepunk) — все то же самое, но с началом века пара в Средневековье.

Клокпанк (clockpunk) вдохновляется эпохой Возрождения и Барокко. Название происходит от использования часовых механизмов, которые в клокпанке обычно заменяют паровые машины. Например, в романе Поля Макоули «Ангел Паскаля» Леонардо Да Винчи устроил индустриальную революцию на 400 лет раньше положенного срока. Другими примерами клокпанка можно считать некоторые романы из «Плоского мира» Терри Пратчетта, цикл «Эпоха безумия» Грегори Киза, комиксы Нила Геймана «1602».

Реальная либо оставшаяся только в проекте техника в ретрофутуристических вселенных может воплотиться в традициях гигантомании: огромные винтовые самолеты, трансконтинентальные дирижабли, гигантские дизельные роботы, чудовищного вида механизмы. Это ответвление ретро-футуризма известно как дизельпанк (dieselpunk). Термин появился при создании компьютерной РПГ Children of the Sun. Наиболее яркие образчики дизельпанка — аниме «Изгнанник» (см. «МФ» №18, февраль 2005) и фильм «Небесный капитан и Мир Будущего». Подробно о дизельпанке мы писали в декабре 2004 («МФ» №16).

Стимпанк и подобные ему стили относятся к эстетическому направлению ретрофутуризм (retro-futurism) — изображению миров, где по какому-то капризу истории реальная или фантастическая технология прошлого играет доминирующую роль в будущем. В одних мирах технологическое развитие принимает особо гротескный характер. Например, возникают абсолютно безумные, невозможные средства передвижения вроде космических парусников из диснеевского мультфильма «Планета сокровищ» или летающего острова из аниме «Небесный остров Лапута». К ярким образчикам ретрофутуризма относятся также цикл Филипа Рива о Живых машинах, роман Теодора Джадсона «Война Фитцпатрика», комикс Neotopia.

Роботы стимпанка

В 1893 году американский профессор Арчибальд Кэмпион представил миру невероятного механического робота по имени Boilerplate. Об этом устройстве известно крайне мало. Он якобы был создан для участия в боевых операциях, проявлял признаки разумности и мог выполнять сложные действия. К сожалению, Boilerplate пропал на полях Первой Мировой в 1918 году, а его создатель умер в безвестности…

Поверили? Зря. Boilerplate — стопроцентная, очень качественная фальшивка. Авторы этого проекта потратили очень много времени на монтаж фотографий и создание подробной «биографии» робота для того, чтобы наглядно проиллюстрировать простой факт: не следует верить всему, что вы обнаружите во всемирной паутине. Кстати, подробности легенды об этом роботе вы можете узнать в интернете по адресу: bigredhair.com/boilerplate.

Робот и его создатель Слева от робота — мексиканский революционер Панчо Вилья (фото 1916 года)

* * *

С каждым годом стимпанк становится все популярнее. Немудрено — в наше безумное время плавный 19 век воспринимается многими как тихая гавань, утраченная человечеством «золотая эпоха», когда и травка была зеленее, и вода мокрее. Увлечение стимпанком, также как и фэнтези, — типичный признак массового эскапизма. Чем беспокойнее будет время сегодняшнее, тем больше будет желающих «удрать» в стильный альтернативный мир.
Стимпанк интересен своей необычностью. Он предоставляет собой новое поле для стилистических решений и сюжетных маневров.

Источник: mirf.ru

В стиле стимпанк: как мог выглядеть город, если бы электричество не изобрели

Как мы могли бы жить, если массовая электрификация не произошла, промышленность продолжала использовать паровые двигатели, а технологии продолжили развиваться, но в ином русле?

Стимпанк отвечает на поставленный вопрос — это направление, которое сочетает в себе эстетику и технологии XIX века, а также нередко элементы научной фантастики. Изначально стимпанк существовал исключительно в литературной форме, а затем вышел за рамки формата и стал отдельным направлением субкультуры.

Что такое стимпанк


Стимпанк, или как еще его иногда называют паропанк (от англ. steampunk > steam «пар» + punk «панк»), — это направление научной фантастики, которое включает технологии и искусство, вдохновленное паровой энергией, получившей распространение в конце XIX века.

Этот стиль одновременно футуристичен, и в то же время он несет в себе эстетику Викторианской эпохи. Стимпанк — это фантазия об альтернативной реальности, где в центре жизни технологий не электричество, а пар, — весь прогресс и дальнейшие достижения основаны на получении энергии пара.

Технологии, представленные в этой вселенной, в целом столь же продвинуты, как и в нашем современном мире, но в качестве источника энергии они используют пар, а не электричество, газ или нефть. В результате технология стимпанк приобретает налет ретро, который напоминает об эпохе промышленной революции.

Дуглас Фетерлинг однажды выразил довольно емко, что же такое стимпанк: «Это жанр, который представляет, насколько другим могло бы быть прошлое, если бы будущее наступило раньше».

Причем здесь панки

Чтобы объяснить, как «панк» вписывается в стимпанк, нам нужно вернуться к истокам жанра. Термин «стимпанк» впервые появился в 1987 году в письме, отправленном в журнал Locus Magazine американским писателем Кевином Джетером. Автор в шутку использовал слово «стимпанк», чтобы описать викторианскую фантастику, которую он писал со своими помощниками Тимом Пауэрсом и Джеймсом Блейлоком.

Использование слова «панк» в названии основано на парадийной отсылке к «киберпанку», сама же «свободная» идеология панка гораздо менее выражена в стимпанке, чем в киберпанке.

Сегодня стимпанк превратился в самостоятельный жанр, который присутствует во всех культурных средах, — фильмах, телешоу, видеоиграх, дизайне и т. д. Зачастую широкая публика знает, что такое стимпанк, даже не подозревая об этом.

Мода и эстетика стимпанка


Эстетика стимпанка вдохновлена Викторианской эпохой Англии, Франции XIX века. Одежда этого периода нередко усложняется добавлением механических элементов с изображением шестеренок, металлических цепей.

К модным аксессуарам относятся часы и очки в стиле стимпанк, которые отлично подходят для обоих полов, — это наиболее часто встречающиеся элементы, по которым легко узнать направление. Помимо этого, нередко для мужчин в стимпанке являются обязательными длинные пальто и цилиндры, а для женщин — корсеты.

Кто развивал идеи стимпанка


К первым романам, которые легли в основу стимпанка, можно отнести произведения Жюля Верна и Герберта Уэллса. Так, в романе Жуля Верна «20 000 лье под водой», вышедшем в 1869 году, описывается подводная лодка будущего «Наутилиус», превосходящая свое время.

А в книге Герберта Уэллса «Машина времени», помимо самих путешествий, описываются всевозможные изобретения будущего. Кстати, его роман «Война миров» — это классика научной фантастики, в которой так же можно найти отсылки к эстетике Викторианской эпохи.

Не менее важны для этого направления такие драмы, как «Дракула» Брэма Стокера и «Франкенштейн, или Современный Прометей» Мэри Шелли. Здесь же мы можем упомянуть «Дикий-дикий Запад» — научно-фантастический вестерн, который был популярен в 1960-х, — герои сериала используют для противостояния врагам изобретения, которые превзошли свое время.

И «Лигу выдающихся джентльменов», основанную на серии комиксов Алана Мура, в которой показаны многие персонажи популярной литературы XIX века, такие как капитан Немо, управляющий подводной лодкой «Наутилиус» в романе Жуля Верна.

Скорее всего, тебе знаком фильм о Шерлоке Холмсе в викторианском стиле с элементами стимпанка от режиссера Гая Ричи, — это классический пример альтернативной истории, в которой есть место для мистики и ретрофутуристических гаджетов.

Японский взгляд на стимпанк


Немаловажен также вклад японской культуры в развитие идей стимпанка — ранняя европейская промышленность интересовала восточный мир не меньше, чем западный. В дальнейшем, ближе к 1940 году, стимпанк появляется в обычной манге, например, в  научно-фантастической трилогии Осаму Тэдзуки «Затерянный мир», «Метрополис» и «Новый мир».

Затем этот стиль был популяризирован и в аниме, а одним из самых влиятельных аниматоров Японии, который работал со стимпанком, стал известный во всем мире Хаяо Миядзаки.

Манга «Навсикая в Долине ветров» и затем аниме, вышедшее в 1984 году, были выполнены в этом стиле, но среди самых важных произведений Миядзаки поклонники стимпанка считают аниме-фильм «Небесный замок Лапута». Как раз здесь можно найти древние объекты в виде воздушных кораблей, управляемых воздушными пиратами, паровых роботов и представление о паровой энергии как о неограниченном, но опасном источнике.

Могут ли сосуществовать пар и электричество

Открытым остается еще один вопрос: допустимо ли в стимпанке даже минимальное использование электричества, ведь первые электрические изобретения начали появляться уже в XVII-XVIII веках, а значит, это неумолимо бы привело к дальнейшим исследованиям и разработкам в этой области.

Если электричество уже было изобретено, то пропадает и смысл продолжать использовать более сложные и дорогие способы получения энергии. С другой стороны, технологии могли бы совершенствоваться и в более «громоздком» варианте, что постепенно все равно вело бы человечество к прогрессу.

В любом случае, как нам кажется, электричество, если оно уже есть, перечеркивает возможность использования паровых генераторов и возвращает человечество именно на ту линию, на которой мы уже находимся. Но тем не менее, нередко киберпанк сосуществует с идеями теслапанка — миром технологий, которые созданы на основе работ Николы Тесла — здесь электричество передается по воздуху без использования проводов.

Как мог бы выглядеть город в эру стимпанка


Таким образом, город в стиле стимпанк — это город будущего, альтернативная версия нашего мира, в котором развиваются собственные технологии на основе имеющегося источника энергии. Скорее всего, вместо трамваев здесь по рельсам ходят паровозы, а автомобили и мотоциклы, если они и есть, то работают на паровом двигателе, как и все остальное.

По улочкам люди ходят в одежде в викторианском стиле, носят необычные очки и котелки, кожаные куртки, плащи и перчатки. На девушках обязательно надеты платья с корсетами и глубоким декольте. Весь транспорт, который есть, заправляется углем или паром, причем не только автомобили, но и… мотоциклы.

Ниже мы поделимся некоторыми идеями писателей-фантастов и тем, как они представляют будни человека альтернативой реальности. Расскажем о нескольких необычных предметах, которые могли бы существовать в мире стимпанка.

Стимпанк: 5 изобретений альтернативной Вселенной

Расскажем о лучших идеях, которые предложили авторы, пишущие в жанре научной фантастики.

1. Самоочищающиеся перчатки


В «Алмазном веке» Нил Стивенсон описывает перчатки, которые сами по себе избавляются от загрязнений на основе нанотехнологий. Как отмечают фанаты стимпанка, такое изобретение понравилось бы коренным англичанам, которые отличаются своей любовью к порядку и правилам.

2. Дирижабль на пружинах

Паоло Тендини Бачигалупи — американский писатель-фантаст, работающий преимущественно в жанре постапокалиптики. В одной из своих работ он описывает транспортные средства, которые приводятся в движение за счет напряжения, хранящегося в пружине. Это напряжение измеряется в джоулях, сама пружина медленно раскручивается, что приводит корабль в движение.

3. Шевалин или лошадь-робот


И снова «Алмазный век» Стивенсона и очередная его задумка из альтернативной вселенной. Шевалины — это роботизированные лошади, которые перевозят героев его романов с места на место.

4. Машина времени

Писатель Роберт Рэнкин в романе под названием «Образованная обезьяна» представляет себе викторианскую Англию, которая ночью использует кольцевую линию как Большой адронный коллайдер. Во всяком случае, так думает правительство. На самом деле он используется для замедления скорости света до скорости, при которой изобретатель Эрнест Резерфорд может заставить космический корабль обогнать ее и таким образом путешествовать вперед или назад во времени.

5. Аналитическая машина


Уильям Гибсон и Брюс Стерлинг в работе «Машина различий» представили себе прошлое, в котором Чарльз Бэббидж изобрел свою аналитическую машину, ставшую прообразом современного компьютера.

Такое устройство, напоминающее машину Тьюринга, предшествовало реальному изобретению компьютера примерно на 100 лет. В романе описывается мир, в котором технологии будущего стали доступны человечеству раньше. Как ты понимаешь, он выдержан в жанре стимпанк и альтернативной истории.

Паровые технологии и транспорт

С одной стороны, кажется, что от парового двигателя нам нечего ждать, — эпоха, в которой они были востребованы, давно прошла, а их место исключительно в научной фантастике.

С другой стороны, возможно, это хороший способ перейти к альтернативным источникам энергии? Расскажем о трех реальных транспортных средствах, работающих на паровом двигателе.

1. Пароцикл «Черная жемчужина», 2014 г.

Тебя, возможно, удивит следующее изобретение наших современников: в 2014 году инженер Рене ван Тули создал паровой мотоцикл «Черная жемчужина». Правда, развивает пароцикл скорость, ограничивающуюся 8 км/ч.

Необычный байк был создан голландцем для магазина Revatu Customs. Принцип работы двигателя прост: в топке горит уголь, вода нагревается, пар крутит турбину и приводит мотоцикл в движение.

Но не все так инфернально, как может показаться, возможно, у стимпанка есть будущее. Ведь раньше паровые двигатели показывали гораздо большие результаты, причем побить прошлые рекорды оказалось довольно сложно.

2. Паровой болид Insparation, 2005 г.

Уже в 2005 году Глин Баушер придумал собственную конструкцию двигателя, которая позволила создать паровой болид, достигший на тестах максимальной скорости в 241 км/ч. Назвали этот болид «Insparation», что в переводе с английского означает «вдохновение».

3. Паромобиль Stanley Steamer


В 1906 году паровой автомобиль фирмы Stanley Steamer под управлением Фреда Мэрриотта установил рекорд скорости — 205,5 км/ч, еще через год рекорд хотели превзойти, но паромобиль потерпел аварию из-за неровностей трассы. Модель 1907 года проезжала на одной заправке водой — 80 км. Необходимое давление пара для движения достигалось за 10-15 минут от запуска машины.

Читай также:

  • Киборги, авторитаризм и виртуальная жизнь: 7 реалистичных сценариев развития будущего
  • Зомби, лазертаг и неразбериха: как выглядит метавселенная Цукерберга
  • Будущее интернета: какие технологии могут нас ждать и нужно ли избавляться от интернет-зависимости

Что такое стимпанк — определение, происхождение и примеры

Что такое стимпанк? Мы все слышали этот термин раньше, но многие из нас никогда не слышали его простого и понятного объяснения. Ну, на этом сегодня заканчивается, потому что мы собираемся разобрать все, что нужно знать об этом жанре и эстетике, от костюмов до характеристик. К концу вы узнаете, что такое стимпанк, почему он является важной частью художественной литературы и как использовать его в своих работах.

Стимпанк Объяснение значения

Что значит стимпанк?

Термин «стимпанк» на самом деле более современный, чем вы думаете. Кто придумал стимпанк? Писателю К. В. Джетеру приписывают создание термина «стимпанк» как отсылку к популярному в 1980-х лейблу «киберпанк».

В письме 1987 года в научно-фантастический журнал Locus Джетер написал: «Я думаю, что викторианские фантазии станут следующей большой вещью, если мы сможем придумать подходящий собирательный термин для [Тима] Пауэрса, [Джеймса] Блейлок и я. Что-то основанное на соответствующих технологиях эпохи; как «стим-панки».

В последующие годы все произведения искусства, реконструировавшие декорации викторианской эпохи с ретро-футуристическими костюмами и устройствами, унаследовали этот лейбл.

Вот видео от Curious XP, раскрывающее историю стимпанка.

Все о стимпанке  •  Что такое стимпанк? От беллетристики до субкультуры

Как видите, движение невероятно активно, от комических конвенций до крупных кинофильмов. Итак, без лишних слов, давайте определим стимпанк.

СТИМПАНК ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Что такое стимпанк?

Стимпанк — это жанр фэнтези, в котором упор делается на стиль индустриальной эпохи, смешанный с футуристическими технологиями. В обратном смысле стимпанк представил основные сюжетные реквизиты, такие как автоматы и дирижабли.

Примеры предшественников в стиле стимпанк:

  • 20 000 лье под водой Жюля Верна
  • Машина времени Герберта Уэллса
  • Паровой человек прерий  Эдвард С. Эллис

История стимпанка

Откуда взялся стимпанк?

Стимпанк (в том виде, в каком мы его знаем сегодня) не имел формального определения до 1987 года, но это не помешало людям приписать этот термин гораздо более старым работам. На самом деле, многие случайные наблюдатели предполагают, что работы Жюля Верна и Герберта Уэллса — это стимпанк; ученые утверждают, что они предшественники движения.

Давайте посмотрим на экранизацию одного из самых известных произведений Верна: 20 000 лье под водой .

Steampunk Origins  •  Предшественник Steampunk Жанр: 20 000 лье под водой

Заметили что-нибудь примечательное в наборе? Что ж, это один из самых примечательных моментов в истории кинематографа! Производственный дизайн 20 000 лье под водой считается основополагающей эстетикой, от сложных машин до богато украшенных махинаций; сочетая индустриальную эстетику высокого викторианского общества с фантастическим взглядом на технологии.

Во всем мире мы можем проследить происхождение этого жанра еще дальше, особенно в японской манге. Японские художники, такие как Осаму Тэдзука, основали эстетику. Хотя тогда они этого не знали, их работы будут вдохновлять бесчисленных последователей.

Жанр стимпанк в видеоиграх

Что такое стимпанк в видеоиграх?

Эстетика стимпанка — это эстетика, которую любят исследовать видеоигры. За свою короткую историю мы видели одни из самых успешных с точки зрения критиков и с финансовой точки зрения игр всех времен, посвященных этому жанру.

Давайте рассмотрим несколько примеров в стиле стимпанк:

DISHONORED

Дайте определение стимпанку в играх

Вымышленный сеттинг Дануолла в Dishonored во многом вдохновлен промышленным сеттингом викторианской эпохи, который мы ассоциируем с этим жанром . В этом видео от GameSpot рассказывается, как Arkane Studios, разработчик Dishonored , создал красивый мир в стиле стимпанк.

Что означает стимпанк? • Dishonored: создание красоты в стиле стимпанк от GameSpot

Дизайн костюмов в игре получил высокую оценку за то, что он представляет костюмы, вдохновленные эпохой чумы, с ретро-футуристическим колоритом. Dishonored имела успех у критиков и коммерческий успех, породив серию DLC и прямое продолжение в 2016 году. ” но нельзя отрицать, что это было вдохновлено эстетикой. Многие из дизайнов персонажей, такие как Певчая птица и другие враги, имеют трубы, шестерни и несоответствующий металл.

Вот видео о Певчей птице — персонаже, которого многие считают одним из лучших персонажей во всех играх.

Что такое стимпанк? •  Bioshock Infinite Songbird

Весь сеттинг Bioshock Infinite изобилует дизайнами в стиле стимпанк, от летающих дирижаблей до паровых труб. Bioshock Infinite , как сообщается, было продано более 11 миллионов копий; на момент выпуска критики считали ее одной из лучших когда-либо созданных игр.

ЗАКАЗ: 1886

Как попасть в стимпанк  •  Заказ: 1886

Заказ: 1886 , пожалуй, самый яркий пример стимпанка в видеоиграх. В этом нет никаких сомнений: Орден: 1886 носит на рукаве элементы стиля стимпанк. Все, от дизайна оружия до дизайна костюмов и дизайна мира, написано в стиле стимпанк.

Вот трейлер к игре:

Как объяснить игры в стиле стимпанк  •  Смотреть The Order: 1886 Trailer

Заказ: 1886 получил неоднозначные отзывы критиков и был удален Sony вскоре после запуска. Тем не менее, он остается культовым образцом стимпанка в стиле альтернативной истории.

Примеры в фильмах и на телевидении

Влияние стимпанка на кино и на телевидении

Представление стимпанка в кино и на телевидении принесло в массы его характерную эстетику. Давайте посмотрим на несколько знаковых фильмов, чтобы увидеть, насколько популярен этот жанр.

ФИЛЬМЫ ХАЯО МИЯДЗАКИ

Что такое стимпанк? •  Фильмы в стиле стимпанк.  •  Ходячий замок Хаула. Известно, что Миядзаки использует стимпанк в своих фильмах, включая, помимо прочего,
Castle in the Sky , Porco Rosso и Howl’s Moving Castle .

Большой вклад Миядзаки в эту эстетику можно увидеть в проектах его дирижаблей. Давайте посмотрим видео о дирижаблях Хаяо Миядзаки, снятое The Royal Ocean Film Society.

Примеры в стиле стимпанк  •  Дирижабли Хаяо Миядзаки от The Royal Ocean Film Society

Не все «дирижабли Миядзаки» вдохновлены стимпанком, но можно с уверенностью сказать, что вы узнаете их, когда увидите.

СМЕРТНЫЕ МАШИНЫ

Значение стимпанка в кино  •  Смертельные машины

Смертные машины , возможно, не был самым коммерчески успешным фильмом из когда-либо созданных, но, вероятно, это был самый высокий бюджет для произведения искусства в стиле стимпанк.

Посмотрите трейлер к фильму ниже:

Steampunk Origin to Today •  Трейлер «Смертных машин»

Смертные машины получил плохие отзывы критиков, что, вероятно, сыграло значительную роль в его низких кассовых сборах. Но нет никаких сомнений в том, что финансовый провал картины заставит некоторых продюсеров сомневаться в том, чтобы дать зеленый свет подобным проектам в будущем.

Впереди

Лучшие фильмы о киберпанке всех времен

Учитывая, что стимпанк был вдохновлен киберпанком, вполне правильно, что мы движемся в будущее с нашей следующей статьей: лучшие фильмы о киберпанке всех времен. Следуйте за нами, пока мы разбираем лучшие аспекты фильмов о киберпанке, таких как Dredd и A Scanner Darkly . Сможете угадать, какой фильм получил высшую награду?

Далее: Лучшие фильмы о киберпанке →

Стимпанк – субкультуры и социология


История

Научная фантастика была любимым жанром книг и фильмов из-за безграничного воображения и творческой энергии, сосредоточенных на предмете. Особое увлечение заключается в вопросах «а что, если…?» о прошлом, переосмыслении того, как альтернативная история может привести к будущему, отличному от того, в котором мы живем. и воплощает альтернативное будущее, появившееся в результате этой творческой концептуализации.

Женщина, одетая в модернизированное викторианское платье с набором механических крыльев в стиле да Винчи. Lincoln Steampunk Festival 2015 cc-by-sa/2.0 — © Richard Croft — geograph.org.uk/p/4637399

Стимпанк — дитя викторианской эпохи, Дикого Запада и научной фантастики на паровой тяге. Действие субкультуры происходит в альтернативной реальности викторианской эпохи, которая никогда не заканчивалась и развилась в новую форму современности под названием «ретрофутер» (будущее, представленное с точки зрения 1800-х годов) в сочетании с авантюрным характером американского Дикого Запада. Другими словами: действие стимпанка происходит в прошлом, которого никогда не было, и в будущем, которого никогда не будет. Если эта предпосылка не звучит абсолютно потрясающе, ничто другое не будет.

Первоначально идея стимпанка возникла в 1900-х годах как часть научно-фантастической литературы, отличаясь от компьютерного киберпанка этого жанра тем, что сосредоточилась на часовых механизмах, машинах и стиле девятнадцатого века. Почитание истории прошлого внутри субкультуры сосредоточено на идее вселенной, в которой сила пара никогда не затмевалась нефтяной энергией, что привело к совершенно другому будущему, чем то, которое мы переживаем сегодня (что больше соответствует киберпанковому образу будущее). Стимпанк превратился в глобальное явление, что стало возможным благодаря открытости и общему гостеприимству этого конкретного вида субкультурной научной фантастики. Оценка стимпанка не ограничивается возрастом, расой, полом или классом, обеспечивая большое количество участников с разным опытом, а рост представлений о стимпанке делает субкультуру еще более яркой и насыщенной.


Мужчина, одетый в викторианскую куртку, с механической правой рукой и тростью. Фото Тайруса Флинна — собственная работа, CC BY-SA 3.0, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=11716724

Субкультура стимпанк известна тем, что романтизирует стиль викторианской эпохи и сочетает в себе утонченная и элегантная эстетика с открытым и видимым механизмом, известным как часовой механизм с открытым лицом. Комбинация корсетов, цилиндров, очков и открытых механизмов, гидравлики и двигателей создает гипервизуальный идентификатор субкультуры. Драгоценные тона, оттенки черного и коричневого, кожа, а также металлические элементы из меди и латуни наиболее популярны в эстетике стимпанк, особенно для платьев в стиле милитари или декоративных элементов. Большая часть моды в стиле стимпанк повлияла на другие субкультуры, такие как бурлеск и готические группы, в частности, создавая перекрывающуюся моду внутри разных групп (Cherry & Mellins 2011, Ferguson 2011). Вдобавок к этому, сочетание машин и одежды также отсылает к элементам автоматов (подумайте о базовых, ранних примерах андроидов или киборгов), которые были популярны в 1800-х годах, которые сочетали в себе механизмы с органической жизнью и, кроме того, позволяли создавать дизайны, в которых машины используются для улучшения физиологии человека.

Дополнительным визуальным элементом в субкультуре стимпанк является использование оружия в качестве аксессуаров. Поскольку научная фантастика ограничена только воображением, стимпанки включили в себя грани американского Дикого Запада с оружием в качестве зрелости оружия, использовавшегося в викторианскую эпоху, и разработали различные конструкции оружия как часть своей экипировки. Конструкции варьируются от пистолетов до лучевых ружей, от термоусадочных лучей до кнутов и, возможно, включают оружие, спрятанное в трости, зонтики и вентиляторы. Большинство стимпанков создают свое собственное оружие из любых материалов, которые у них есть, в зависимости от их средств и ресурсов, что еще раз демонстрирует инклюзивный характер субкультуры стимпанк.


Металлический паук ручной работы из шестеренок и проволоки, сделанный Даниэлем Пру.

Еще один элемент стимпанка, который нравится участникам, — это акцент на общем стиле «сделай сам» (DIY) в рамках субкультуры, отсылающий к духу мастерства викторианской эпохи. . В частности, поскольку двадцать первый век сосредоточен вокруг оптимизированного фабричного производства, а все продукты выглядят одинаково, очарование уникального и персонализированного стиля стимпанк становится более сильным (см. TEDtalk Джеймса Х. Кэрротта на эту тему здесь). Оценка старых механических изобретений, таких как пишущие машинки, напольные часы и дирижабли, бросает вызов и критикует нынешнюю одержимость технологиями в современном обществе, демонстрируя стремление к более индивидуализированным технологиям. Хотя чехлы для телефонов позволяют людям настраивать свои устройства, в реальном физическом продукте нет внутренней разницы, и, следовательно, устройства не имеют изначально воспринимаемого характера. Эта реакция на сходство большинства технологий предполагает, что люди хотят иметь больше контроля над тем, как они включают свои технологии в свой личный стиль и, следовательно, влияют на выражение их идентичности. Этот элемент самовыражения хорошо согласуется с перекрытием духа «сделай сам» riot grrrls и других панк-групп, которые ценят независимое создание чего-то, связанного с субкультурой, что способствует самовыражению участников, но также уменьшает акцент участников на купить что-то расфасованное. Это уменьшение потребительского материализма позволяет более творческое участие в субкультуре и помогает более тесно связать личную идентичность с устоявшейся групповой идентичностью, связанной с субкультурой.

Акцент на «сделай сам» в стимпанке также важен, потому что он не только направлен на гомогенизацию технологий в двадцать первом веке, но и протестует против растущего всемогущества технологий (Danahey, 2016). Стимпанки знают о всепоглощающем характере технологий в нынешнюю эпоху, о том, насколько неизбежными стали технологии, и о том, как развитие технологий удаляет элементы человечества из повседневного взаимодействия (кассы самообслуживания, экраны заказов фаст-фуда и т. д.). Стимпанки должны объединить свое личное использование технологий с эстетическими элементами субкультуры стимпанк, но также должны примирить различия в использовании технологий в своей собственной жизни.


Страница создана Самантой Мали-Шмидт

Темы

Анализ тем в стимпанке позволяет лучше понять социологическое значение субкультуры. Хотя многие темы применимы к стимпанку, наиболее важными из них являются коммодификация, DIY и глобализация.

КОММОДИФИКАЦИЯ

Коммодификация играет важную роль в ослаблении значимости стимпанка как субкультуры. По мере того, как все больше людей вовлекается в субкультуру, появляется все больше возможностей зарабатывать деньги, продавая предметы, связанные со стимпанком, такие как книги с практическими рекомендациями по созданию аксессуаров в особой эстетике стимпанка или даже готовые продукты, начиная от предметов интерьера и заканчивая мебелью и одеждой. . Поскольку люди могут просто покупать предметы, связанные с субкультурой, вместо того, чтобы исследовать и на самом деле узнавать о ней, значение и первоначальная мотивация стимпанка подрывается и в конечном итоге теряет значение в субкультуре в целом.

Сделай сам

Мышление «сделай сам» является важной частью стимпанка и связано с признанием мастерства. Подобно тому, как панки занимаются «сделай сам», чтобы противостоять превращению в товар и коммерциализации своей субкультуры, стимпанки ассоциируют работу «сделай сам» с находчивостью и оригинальностью. В частности, потому, что DIY подчеркивает индивидуальность и креативность, он контрастирует с повышенным присутствием монотонных технологий, где все специально разработано, чтобы быть одинаковым. Сосредоточив внимание на создании и оценке изделий ручной работы, стимпанк поощряет критическое мышление современного общества и тенденцию к более широкому использованию технологий в повседневной жизни.

ГЛОБАЛИЗАЦИЯ

Международное распространение эстетики и субкультуры стимпанк во многом связано с глобализацией через Интернет. Хотя точного происхождения субкультуры нет, Интернет позволяет участникам более эффективно организовывать встречи и мероприятия, благодаря которым участники могут установить более прочные связи друг с другом. Сильные сообщества подтверждают энтузиазм и участие в субкультуре и обеспечивают участникам безопасную среду для участия в субкультурной деятельности, не опасаясь негативных социальных комментариев. Кроме того, глобализация позволяет создавать интересные культурные комбинации, поскольку стимпанки со всего мира смешивают свои интерпретации субкультуры для создания невероятных новых творений, что еще больше вдохновляет других участников на творческие комбинации.

Медиа

ДОКУМЕНТАЛЬНЫЙ

Vintage Tomorrows  (Samuel Goldwyn Films, 2015) — хорошее введение в жанр стимпанк и то, что на самом деле включает в себя субкультура. Документальный фильм также включает интервью с участниками, чтобы дать более глубокое понимание индивидуального опыта как части субкультуры.

 

ФИЛЬМЫ

Поскольку многие люди увлечены элементами стимпанка, существует множество фильмов, в которых присутствуют некоторые элементы субкультуры.

Планета сокровищ (Walt Disney, 2002)

Приключенческая история, сочетающая в себе космические путешествия на традиционных деревянных лодках, механические астрологические карты, киборгов и пиратов, дает возможность заглянуть в совершенно альтернативную вселенную в стиле стимпанк.

 

Дикий, Дикий Запад (Warner Bros. Entertainment, 1999)

Герой войны должен защитить президента Соединенных Штатов от безумного злого гения-инженера в путешествии по Среднему Западу.

 

Хьюго (Paramount, 2011)

Маленький мальчик живет в главных часах центрального железнодорожного вокзала рядом с автоматом, оставленным ему его покойным отцом. Мальчик отправляется в путешествие, чтобы снова заставить автоматы работать.

 

Ходячий замок Хаула (Studio Ghibli, 2004)

Романтическая приключенческая история о юной проклятой главной героине, которая ищет колдуна, способного снять проклятие с нее. Основной особенностью стимпанка является настоящий механический движущийся замок, в честь которого назван фильм.

 

Castle In The Sky (Studio Ghibli, 1986)

Технологии, используемые для поддержания парящего острова в небе, также могут быть использованы в качестве оружия массового уничтожения, и этические последствия упрощения создания такой силы доступны людям.

 

Город Эмбер (20 й Сенчури Фокс, 2008)

Постапокалиптический город, загнанный под землю на 241 год, должен справиться с последствиями истощения запасов и износа оборудования

 

Steamboy (Bandai Co. , Ltd., 2004)

Энергия пара приравнивается к летучему сверхопасному материалу, и в фильме обсуждаются варианты развития (использование пара в качестве источника энергии для машин) или для разрушения (использование паровых объектов в качестве оружия).

 

9 (Focus Feature, 2009)

Ученый наполняет девять марионеток искрами своей жизни после апокалипсиса, спровоцированного машинами, восставшими против человечества. Марионетки должны пережить постапокалипсис с машинами-монстрами и определить, что заставило машины восстать против человечества.

 

Серия несчастных случаев (Paramount, 2004)

Осиротевшие братья и сестры должны прибегнуть к изобретательным решениям, чтобы помешать планам своего дяди убить их под его опекой, чтобы унаследовать их состояние.

 

Метрополис (1927)

Провозглашенный первым полнометражным научно-фантастическим фильмом, предшествующим «Звездным войнам» и космической одиссее, фильм обсуждает роль технологий в сочетании с классом и динамику между различными отношениями.

Конечно, есть еще много фильмов, посвященных стимпанку или включающих элементы субкультуры стимпанк, поэтому я призываю всех, кто заинтересован, посмотреть онлайн и узнать больше об этой культуре!

Стипендия

Книги

Обложка «Like Clockwork»

Боузер, Рэйчел А. и Брайан Кроксалл. 2016.  Как часы: прошлое, настоящее и будущее в стиле стимпанк. Миннесота, Миннесота: University of Minnesota Press.

«Like Clockwork» — это более аналитический взгляд на субкультуру стимпанк, в котором рассматривается, как такие факторы, как раса, влияют на понимание стимпанка.

A

A

A

A

A

A

A

A

A


Передняя обложка «Птичья Библия»

Vandermeer, Jeff и S. J. Chambers. 2011.  Библия в стиле стимпанк: иллюстрированный путеводитель по воображаемым дирижаблям, корсетам и очкам, безумным ученым и странной литературе. Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: изображение Абрамса.

Библия стимпанка дает более общее представление о субкультуре стимпанк, включая форму обзора культуры, эстетической природы группы и потенциального будущего стимпанка.

A

A

A

A

A

A

A


ВЕРНАЯ КВОРЯ 2014. Двигаясь в викторианское будущее: Антология в стиле стимпанк. Плимут, Великобритания: Rowman & Littlefield.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *