Экскурсия по дому Любови Орловой и Григория Александрова: как жила самая знаменитая пара советского кинематографа
В Советском Союзе, пожалуй, не было иного места, куда бы так стремились прогрессивные кинематографисты всех стран, как этот домик в подмосковном Внуково. Затея режиссера Григория Александрова построить дачу, чтобы было «не стыдно показать западным коллегам, как живут простые советские режиссер Александров и артистка Орлова», одобренная самим Сталиным, сработала. Кого только не видели эти стены: здесь любили гостить Федерико Феллини, Марчелло Мастроянни, Марлен Дитрих, Софи Лорен.
Несколько лет назад знаменитую дачу, уже сильно обветшалую, купил адвокат Александр Добровинский. А вместе с ней и настоящую сокровищницу вещей, принадлежавших когда-то Орловой и Александрову. Среди них оказались несколько тысяч раритетных снимков, любовные записки Орловой мужу и личные дневники Александрова, которые при жизни он никому не показывал.
Александр Добровинский и Ольга РодионоваАлександр Андреевич, для вас эти стены не чужие. Знаю, что вы бывали здесь пятилетним ребенком. Расскажите, как вы сюда попали и какое впечатление на вас произвели его хозяева?
Моя мама, француженка, была дружна с Дугласом, сыном Григория Васильевича от первого брака. И когда Дуглас упросил отца устроить на даче детский праздник в честь пятилетия сына Гриши, мы с мамой оказались в числе приглашенных. Мы приехали через те самые ворота, в которые вы заходили. Гришка-младший, которому только что подарили игрушечный пистолет, был наряжен в индейский костюм с перьями — подарок дедушки из какой-то поездки. Он взял меня за руку, и мы побежали строить вигвам. Вообще детей было немного — всего человек пять. Как потом выяснилось, все дети советской элиты. Среди них была и дочь нашего посла в США Маша Трояновская. Мы сидели за тем самым столом, который сейчас стоит в гостиной, ели яблочный пирог, когда со второго этажа спустилась дама…
Это была Любовь Орлова?
Да. Очень красивая женщина, чуть с проседью — ей тогда было 57 лет. При виде ее я встал и шаркнул ножкой как учили: «Бонжур, мадам!». Она поздоровалась со всеми детьми и заговорила с моей мамой о «милом мальчике», который должен был играть в новом фильме Александрова «Русский сувенир». «Люсенька, мне очень интересно ваше мнение: француз он или не француз», — речь шла о юном Вале Гафте. Александров оказался более расположен к нам, детям, и с каждым поздоровался за руку. Это я потом узнал, что Александров очень хотел еще детей, но Любовь Петровна была против. Она считала, что как только уйдет в декрет, о ней все забудут, а там и прошлое всплывет: дворянская родословная, первый муж, который был объявлен врагом народа и отбывал заключение, роман с красавцем-немцем, атташе Германии в России, катавшем ее по столице на блестящем «Мерседесе»… В Советском Союзе такое могли и не простить, поэтому она сознательно отказалась от возможности стать матерью. Тем вечером они с Александровым не стали задерживаться на празднике — быстро уехали. На прощание Орлова сказала: «Надеюсь, дом будет жив, когда я вернусь!».
Дача Александрова и Орловой во Внукове (40-е годы)Что тогда больше всего вас поразило в доме?
Потряс камин — в Советском Союзе их нельзя было устанавливать, а здесь был, горел и дрова приятно пощелкивали. Еще впечатлила терраса, с которой открывался потрясающий вид на лес. Женщина, которая здесь убиралась, тогда мне шепотом сказала: «А вон там, напротив, дача Утесова». О Леониде Осиповиче здесь вспоминать было не принято. С Александровым они разругались после съемок «Веселых ребят» и с тех самых пор не общались. И так вышло, что соседствующие дачи были как раз напоминанием об этой ссоре. Говорят, что Утесов, построивший себе дачу по образу и подобию Одесского дворца, не любил здесь бывать как раз из-за присутствия Орловой и Александрова. Загородный дом певца, кстати, очень хорошо сохранился. Сейчас там живет какой-то генерал.
А как Орловой и Александрову вообще досталась их дача?
В самом конце 1920-х годов, возможно, лучший режиссер в мире Сергей Михайлович Эйзенштейн после фильмов «Броненосец Потемкин» и «Октябрь» был приглашен в США студией Paramount. На что он выдвинул две просьбы. Сказал, что поедет только в компании друзей — своего соавтора и режиссера Григория Александрова и оператора Эдуарда Тиссэ. Чтобы они тоже изучили возможности наступающей эры звукового кино. А вторым условием был тур по Европе и только потом уже поездка в Нью-Йорк и Лос-Анджелес. В конце 1929 года компания выехала в Берлин.
В своих дневниках Александров вспоминает, что на фоне популярности Эйзенштейна на него вообще никто не обращал внимания. В то время один из их общих знакомых, режиссер Иосиф Штейнберг, искал девушку на главную роль. Это был один из первых звуковых фильмов, история учителя гимназии, который ненавидит своих учеников, бьет их, издевается. Единственная отдушина — кабаре и девушка-проститутка, которая там поет. Вульгарная, с надтреснутым голосом. Он в нее влюбляется, и эта любовь его облагораживает — такой был сюжет. И вот Александров, гуляя по Берлину, вдруг находит идеальную кандидатуру — блондинку с нужным голосом, с которой у него потом завяжется скоротечный роман. Это была Марлен Дитрих. Штейнберг снимает ее в своем «Голубом ангеле», а наутро она просыпается звездой. И до конца жизни будет благодарить за это Григория Васильевича, которого называла своим русским любовником.
Дальше компания едет в Париж, потом в Швейцарию. В Америке друзья живут год, приятельствуют с Чарли Чаплином и Гретой Гарбо, пишут сценарий по Драйзеру, который не устраивает Paramount — им не нужны сценические волнения, им нужен хеппи-энд. Эйзенштейн разрывает отношения со студией: делать легкомысленное кино — не то, что должен советский режиссер.
На съемках фильма “Веселые ребята” (Гагры, 1933 год)Любовь Орлова с Чарли Чаплином и его семьей — женой Уной и дочерью Аннет (Веве, Швейцария, 1962 год)Но Григорий Александров так не считал? Его первый фильм после нескольких лет в Голливуде — музыкальная комедия «Веселые ребята» — наделал много шума еще до выхода на экраны…
Многие были против «Веселых ребят». И первым из таких людей стал Сергей Эйзенштейн. Он категорически запрещал Александрову заниматься этим «несерьезным искусством». Тот не послушался. Эйзенштейн расценил это как предательство, и больше с Александровым они не общались.
А, кстати, почему у нас было не принято снимать комедии?
Так исторически сложилось. Обратите внимание, на официальных фотографиях все стоят с суровыми лицами. Какое веселье? 1934 год, угроза со всех сторон. А тут «Веселые ребята». Фильм, сценарий к которому написал Николай Эрдман, снимали на удачу…
И главную роль в нем исполнила Любовь Орлова, которую Григорий Васильевич нашел так же случайно, как и Марлен Дитрих…
Александров пришел в Театр Немировича-Данченко и там увидел брюнетку, исполнявшую роль в «Периколе». Он сразу понял, что это его женщина и муза. Он приглашает ее в «Веселые ребята» и просит, чтобы она поменяла цвет волос. Стала блондинкой — по образу и подобию Дитрих, которая в это время была одной из главных женщин мирового кино. Чтобы заострить скулы, Марлен вырвала себе четыре зуба, а еще попилила ребра — для осиной талии. Александров уговаривал Орлову сделать то же самое, но из трех условий Любовь Петровна согласилась только на одно. Григорий Васильевич правильно почувствовал, что именно в блондинке есть то самое сексуальное притяжение, которое обеспечит успех его фильму. Кстати, история этого дома тоже начинается с «Веселых ребят». Когда в 1934 году были волнения, выпускать фильм или нет, глава кинематографии решает рискнуть и показать фильм Сталину. Александров сидел в коридоре рядом с просмотровым залом, ожидая решения. Когда фильм закончился, Иосиф Виссарионович сказал: «Так смеялся, как будто два месяца в отпуске был». Это был успех. Фильм шел во всех кинотеатрах, Любовь Орлова получила редкое на то время и очень почетное звание Заслуженной артистки РСФСР, Григорий Александров — орден, а Леонид Утесов, тоже снявшийся в ленте, — фотоаппарат.
Александров и Чарли Чаплин, Голливуд, 1930 год). Фотография Сергея ЭйзенштейнаКак, должно быть, обидно!
На одном из приемов Александров рассказал Сталину свою идею: «Я хотел бы построить дачу, чтобы прогрессивные кинематографисты, которые будут прилетать и приезжать в Советский Союз, видели, как живут простые советские деятели кино. Затея хорошая — Иосиф Виссарионович тут же дал распоряжение выдать Александрову гектар земли. Но тут до него дошло, что еще Утесов недоволен фотоаппаратом: «И Утесову дайте гектар». Так Александров и Утесов стали соседями, но простить обиду режиссеру и его жене Леонид Осипович так и не смог.
Судя по старым снимкам, постройка была оригинальной…
Александров все проектировал сам. Он хотел, чтобы его дом был похож на дом Чаплина. Отсюда колонны, камин и балкон-веранда. Наверху была спальня Любови Петровны, внизу — Григория Васильевича. Орлова всегда спала одна, сохраняя эту дистанцию как часть романизма в их отношениях. Однажды Клара Лучко, которая была с ней на фестивале в Каннах, стала свидетельницей потрясающей картины. Когда она вышла в коридор гостиницы «Карлтон», увидела Александрова с подносом, на котором стояли бутылка шампанского и два бокала. Он стучался в дверь к своей жене. До конца жизни Орлова и Александров обращались друг к другу на «вы» и общались записочками.
Любовь Орлова была настоящим секс-символом Советского Союза.
Александров сознательно снимал ее в ролях, будоражащих мужское сознание. Вот она в белом халате — медсестры всегда привлекательны. В «Веселых ребятах» Орлова в цилиндре и с сетью — чуть-чуть вульгарно, но как сексуально. В фильме «Встреча на Эльбе» она в военном костюме — женщина в форме всегда выглядит маняще. На пушке она танцует в короткой юбочке. А какова Любовь Петровна в последнем, не самом успешном, фильме Александрова «Скворец и лира» — в свои 70 она еще может играть 28-летнюю девушку, и так ей идет траурный костюм и вуаль! Я все не понимал, почему посередине фильма режиссер убивает главного героя, пока не наткнулся на запись в дневнике Александрова. Разгадка оказалась простой: в таком облике он Орлову просто еще не снимал. Это ли не подтверждение любви? Здесь, во Внуково, они смогли построить мир для себя и вместе с тем отгородиться от жизни за его пределами.
Как сложилась дальнейшая судьба дома, как он попал к вам?
После смерти Орловой, а потом и Дугласа Григорий Васильевич женился на своей невестке Галине, чтобы сохранить наследство. Потом сам умер, а дача перешла к его единственному внуку Грише, моему другу детства. Я в то время жил в Париже, и однажды вдруг раздался звонок тети Гали: «Саша, у меня к тебе просьба. Мы приезжаем с Гришей, помоги ему остаться во Франции, а то, боюсь, здесь он совсем сопьется». В то время у меня был ресторан, где Гриша познакомился с одной из моих приятельниц. Они поженились, нарожали детей, и Гриша остался в Париже навсегда. А дом после смерти тети Гали сдал каким-то французам, которые распоряжались им как своим имуществом: какие-то вещи дарили, какие-то продавали. Все, что висело на стенах, исчезло. В том числе превосходные фотографии Ман Рэя, одна из которых недавно была продана на аукционе за 420 000 евро, другая — за 480 000. К счастью, им было лень копаться в ящиках, где пылились записки Орловой, дневники Александрова и их редкие фотографии.
Когда дом совсем пришел в упадок, Гриша решил дачу продать и позвонил мне: «У деда был гектар, я немножко продал, осталось только 30 соток. Тебе нужно?». Я говорю: «Мне — нет». «А архив? Ты же знаменитый старьевщик». И у меня загорелись глаза. Гриша это сразу заметил: «Продам, если одолжишь денег на дачу. Как продам ее, все верну». Из дома я вывез 36 коробок всякой всячины. Через год Гриша позвонил снова: «Дача не продается, дай мне еще и забирай ее себе вместе с оставшимся архивом».
«Когда разбирался в сарае, нашел 18 000 фотографий, которые никто никогда не видел. Я сразу же решил: надо публиковать».В каком состоянии вам достался дом?
Дача почти сгнила, все пришлось реставрировать. А на месте деревянной постройки возвести каменную — по тому же проекту.
Вам удалось не только восстановить дом, но и вернуть былое величие дачи…
За три года я по кусочкам выкупил обратно подаренный Сталиным гектар. Из них 20 соток Гриша продал школьному товарищу за бутылку водки. Еще 15 соток подарила одним людям его мама. На восстановление всего ушло семь лет. И вот уже три года как я здесь живу. Но тут вы не найдете ни одной моей фотографии, моей жены или детей. Это дом любви Орловой и Александрова, и я считаю нужным сохранить эту атмосферу.
Груминг: Александра Бурунова.
Продюсер: Ольга Закатова.
Tatler в гостях у Александра и Марины Добровинских на даче во Внуково
Дача теперь – главное место летнего отдыха. Поэтому мы решили вспомнить самые красивые дачи героев Tatler. А здесь ещё и удивительная история о том, что адвокат Добровинский сделал с домом Любови Орловой и Григория Александрова, с их большим участком и маленькими тайнами.
Алексей Беляков
Мы стоим у парапета, я рассматриваю сверху участок. «Помните снимок, где Орлова и Александров на балконе? – спрашивает Добровинский. – Мы с вами сейчас точно на этом месте». Показывает рукой влево: «Вот дача Утёсова, а вон – Познера, но за деревьями их не видно. А там жил Саша Абдулов».
Огромный участок – гектар! – супругам Любови Орловой и Григорию Александрову Сталин выделил в 1937 году, когда во Внуково только начали строить элитный советский поселок. Так вождь отблагодарил пару за комедию «Веселые ребята». Критики встретили ее сердито: подражание Голливуду и вообще чуждая нам развлекуха! Насчет подражания они были правы. Александров снял «Ребят» сразу после возвращения из Америки, где подружился с самим Чарли Чаплиным. Сталин лично закрыл вопрос с чуждостью. Ему устроили просмотр, ждали вердикта. Он повернулся и сказал: «Так смеялся, будто два месяца в отпуске побывал». Эта фраза и решила дальнейшую судьбу Александрова с Орловой: они стали богами.
Дачу Александров захотел строить по подобию голливудской виллы Чаплина. Идея была правильной и остроумной: сюда будут приезжать кинематографисты со всего мира, они должны видеть, как живут советский режиссер и советская актриса. Не хуже, чем на Голливудских холмах.
Вот и нынешний хозяин подтвердит: «На этой даче действительно побывали все – Федерико Феллини с Джульеттой Мазиной, Марчелло Мастроянни, София Лорен, Клаудия Кардинале, Жан Маре…» В пятилетнем возрасте тут оказался Саша Добровинский, это было в 1959 году. Его мама приятельствовала с Орловой, и маленький Саша был приглашен на день рождения Гриши, внука Александрова. (Тут надо быстро пояснить, что у Александрова от первого брака имелся сын Дуглас, который поменял потом имя на Василий. С Орловой у них, как известно, детей не было.) «Мама объяснила, что мы едем к очень известным людям и надо вести себя прилично. Помню, что из детей была еще дочь Трояновского, нашего посла в США. У нас за столом сидел сам Григорий Васильевич, очень мило с нами играл, заказал для всех мороженое. Но сильнее всего меня тогда потряс камин. Такого в СССР не было, это считалось признаком буржуазности. А у них был! Потом к нам спустилась Любовь Петровна. Я встал, наклонил голову и вежливо поздоровался. Орлова спросила у мамы: «Люсенька, это ваш? Как хорошо воспитан!» Обменялась с мамой несколькими фразами на французском. Но с нами не осталась, за ней приехала машина».
Актриса Любовь Орлова с мужем, режиссером Григорием Александровым, на балконе дачи, 1941.
Боковой флигель восстановленной в камне дачи Орловой и Александрова.
Спустя годы Добровинский снова попал на легендарную дачу, уже студентом экономического факультета ВГИКа. С ним учился Гриша Александров-младший, который к тому моменту, после смерти Орловой, по сути завладел дачей. Гриша с юности любил выпить (что его и погубило), тусовки устраивал лихие. Студент Добровинский тогда и представить не мог, что гуляет на своей будущей недвижимости.
«Я не хотела эту дачу, – говорит Марина Добровинская. – Мы снимали прекрасный дом в Нахабино, в Moscow Country Club, где есть всё плюс любимый гольф для Александра Андреевича. Архив надо было сохранить, а дом продать. Я с ним даже знакомиться не хотела. Но как-то мы ехали мимо, мужу надо было зайти сюда. Остановились на дороге, я решила остаться в машине. Александр Андреевич говорит: «Ну пойдем, хотя бы посмотришь!» Когда увидела этот участок, по которому ходили эти люди, увидела эти деревья, решила, что такое надо оставить себе».
Понятно, что дом был в ужасном состоянии. Он хоть и копировал голливудскую виллу, но выстроен был из дерева. Практически сгнил. Гриша-младший тут давно не жил, сдавал чужим людям. Хотя на даче лежал огромный архив. Александров ведь хранил все. Вообще все. Не выбрасывал даже билеты и чеки из ресторанов. Письма. Бумаги, связанные с работой. В том числе с Сергеем Эйзенштейном.
Внук Гриша потихоньку транжирил сокровища, продавал, когда нужны были деньги. А они всегда ему были нужны. Однажды попросил у Добровинского в долг. Тот приехал на дачу и с трудом ее узнал. Это было похоже на руины великой эпохи. На него сразу же упала какая-то дверь, лестница на второй этаж грозилась обрушиться следом. Гриша сидел в тулупе возле обогревателя – дело было зимой. Камин, который некогда потряс маленького адвоката, не действовал. (Если кому интересно, то в 1998-м дача была еще ничего – там, немного прибравшись, сняли клип Алсу «Зимний сон».)
«И вдруг я увидел совершенно феноменальные фотографии. Они просто валялись на полу, бумаги и письма лежали в грязных коробках. Гриша сказал, что может мне продать часть этого архива. Я купил, начал все это дело смотреть. Там были потрясающие вещи!» Но многое было потеряно навсегда. Разворовано. Когда галерист Емельян Захаров узнал, что Добровинский покупает архив, он воскликнул: «О, да это удача! Я помню там две превосходные фотографии Ман Рэя!» Но никакого Ман Рэя Добровинский уже не нашел: «Пару лет назад они появились на аукционе. Одна ушла за €350 000, вторая – за €270 000. Так что ценность вещей, которые здесь были, можно представить хотя бы по этим цифрам».
Минуло полтора года, Гриша долг не вернул, зато предложил купить остальную часть архива. Бешеный коллекционер Добровинский резко ухватился за предложение. Гриша добавил: «Но продам только вместе с дачей».
Марина и Александр Добровинские у камина с эмблемой «Мосфильма». Кресло Dominique, Франция, 1929. На полках: коллекция стекла Любови Орловой.
Пришлось приобрести руину. Добровинский уже тогда понимал, что отреставрировать это нельзя. Позже выяснилось, что от знаменитого сталинского гектара осталось меньше половины – Гриша распродавал дедушкин участок по кусочкам. Адвокат шаг за шагом восстановил историческую справедливость. Выкупил кусочки обратно. Так что теперь там снова гектар.
Пусть с утратами, но в его руках оказался архив. Новый хозяин привлек к работе киноведов и том за томом его публикует – на свои деньги. В том числе дневник Александрова, который тот вел всю жизнь, но никогда никому не показывал.
А с дачей что делать? Воссоздать в камне. На старом фундаменте. Так что все объемы, вся планировка сохранены. Да, мы с Добровинским стоим уже на новом балконе, но в историческом пространстве занимаем ту же точку. Летнюю столовую пришлось остеклить, чтобы пользоваться и зимой. Планировку спальни на втором этаже супруги сделали почти как при прежних легендарных хозяевах. С раздвижной стеной, расписанной в китайском стиле («Орлова любила chinoiserie», – поясняет Александр Андреевич). Тут самое время и место рассказать об их отношениях. Начав издалека.
Спальня с перегородками в стиле шинуазри.
В начале 1920-х годов Григорий Александров – актер Театра Пролеткульта. Он был высоким, крепкого сложения, в прошлом циркач. Его заметил Сергей Эйзенштейн, который работал в театре художником-декоратором. Намеревался делать новое революционное искусство, начав почему-то с пьесы Островского «На всякого мудреца довольно простоты». В его спектакле Александров революционно ходил по канату. Он очень нравился Эйзенштейну, тот решил сделать из парня кинорежиссера, потому что сам бредил кино, – скоро, в 1925 году, он выпустит фильм «Броненосец «Потёмкин»», который теперь считается классикой, шедевром, каноном. Александрову было негде ночевать, Эйзенштейн поселил его у себя. Они жили в одной комнате. Да, Эйзенштейн был геем. В архиве Добровинского есть фотографии весьма откровенного содержания, которые он тоже планирует издавать, очевидно, под грифом 18+. Но Эйзенштейн, старше всего на пять лет, был и учителем канатоходца. В 1927-м на афишах фильма «Октябрь» стояли рядом имена двух режиссеров – Эйзенштейна и Александрова. Конечно, это был фильм Эйзенштейна, а Александров – так, на подхвате. Но это был колоссальный аванс любимому ученику. Потом они отправятся в трехлетнее турне по Европе, Америке, Мексике. В Париже снимут первый, кажется, в истории музыкальный клип – «Сентиментальный романс». Потом Эйзенштейн отплывет из Марселя в Нью-Йорк в каюте первого класса, а Александров еще задержится в Париже – разбираться с долгами учителя. И отправится вслед за ним, с палубным билетом. Да, потом Голливуд, где Александров будет педантично записывать все. Чтобы творить уже советский Голливуд. Чего Эйзенштейн ему не простит: Гриша предал их искусство. Не простит и бурного романа с Орловой: Гриша предал их любовь.
«Но я считаю, что как режиссер Александров был абсолютно прав, – говорит Добровинский. – Делать то, что вызовет улыбку, значительно сложнее, чем то, что выдавит слезу. Александров снял два абсолютно голливудских фильма – «Веселые ребята» и «Цирк». Потом, уже чуть слабее, – «Волгу-Волгу». А затем был очень плохой фильм «Светлый путь». Когда Эйзенштейн его увидел, он сказал: «Наверное, у моего Гриши закончились голливудские записки». И эти слова стали для Александрова клеймом на всю жизнь».
Коллекция киноплакатов Александра Добровинского
Камин сумел пережить все, что случилось с этим домом, – и разруху, и возрождение.
Адвокат уверен, что сперва у режиссера с Орловой была настоящая страсть, об этом свидетельствует их переписка. Хотя они всю жизнь оставались на «вы». Это были многослойные отношения – мужа и жены, режиссера и актрисы, Пигмалиона и Галатеи. Но был и еще один аспект. «Понимаете, – говорит Добровинский. – Ведь Александров сделал жену неуязвимой. За что она была благодарна ему всю жизнь». Не надо забывать о прошлых грехах Любови Орловой. Она была дворянского происхождения, это раз. Ее первым мужем был крупный хозяйственник, которого арестовали в 1930 году. Это два. И наконец, до Александрова у нее случился бурный роман с сотрудником немецкого посольства, который катал актрису по Москве на сверкающем «мерседесе». Одного этого хватило бы на лагерь, а не на звания и Сталинские премии. Благодаря Александрову она стала звездой СССР номер один, и даже Берия ничего не мог с ней поделать, хотя планы у него, судя по всему, были.
Дистанция между супругами сохранялась всю жизнь. Но друг без друга они не могли. «Надо помнить, – объясняет Добровинский, – что с 1960 года Александров ничего не снимал, а Орлова работала в театре, давала концерты, зарабатывала им на жизнь. Они сроднились и держались до конца». Последней фразой Орловой, когда Александров приехал в больницу, где она умирала, была: «Как долго вы ехали…»
Александр Андреевич водит меня по дому, показывает советские киноафиши на стенах. Это уже его собрание, оно огромное – около двух тысяч единиц хранения. В архиве режиссера Александрова он нашел всего один плакат – «Веселых ребят». Остальными, возможно, топили камин беспечные жильцы. Камин Добровинский, разумеется, восстановил. Его задняя стенка – чугунная панель с рабочим и колхозницей, эмблема «Мосфильма». Она была найдена в сарае и отреставрирована.
В доме есть скромная коллекция стекла. Любовь Орлова собирала его, но хаотично, безо всякой идеи. А из обстановки почти ничего не осталось, только вешалка и столик. Поэтому для столовой была куплена французская мебель 1929 года, стиль ар-деко – с целью поддержать дух эпохи. Портреты на стенах – это Александров, Эйзенштейн, Орлова. «Вы не найдете здесь ни одной нашей фотографии или наших дочерей, – объясняет Александр Андреевич. – Тут пространство прежних хозяев». На том же участке он строит музей. Бесплатный, открытый для всех. Нет, сам не будет водить экскурсии, хотя о жизни этой пары плюс Эйзенштейн знает гораздо больше, чем им бы хотелось.
«Простите, – говорю, – а призраки не приходят?» – «Бывают! Чаще всего Любовь Петровна. Но иногда и Григорий Васильевич».
Позже, когда мы остались вдвоем с Мариной Добровинской и я разглядывал винные бутылки на стеллаже в светлой кухне, мне захотелось развить метафизическую тему. Спросил, не изменились ли ее отношения с мужем после того, как они поселились здесь, в месте, где бродят тени. Марина очень смеялась: «Нет! Мы вместе уже двадцать пять лет. Цельная самодостаточная пара. Но если по секрету, то в нашем тандеме я – Александров, а мой муж – Орлова. Он звезда, можно даже сказать дива. Хотя режиссер – тоже он».
На стене кухни: работы Хельмута Ньютона и Ирвина Пенна.
На стене кухни: работа Walking in Paris, Linda Evangelista & Kristen McMenamy Стивена Майзела, 1992.
Адвокат Александр Добровинский на даче во Внуково. На стене: плакаты фильмов «Старое и новое», 1928, и «Последний извозчик Берлина», 1926. Автор обоих – Николай Прусаков. В углу: французский светильник ар-деко, 1928. На подоконнике: лампа из США, 1950-е.
Фото: Фото: Егор Заика и Кирилл Овчинников.
ТегиГероиИнтерьерАлександр ДобровинскийКолонкиTatler Premium
Любовь Орлова, русский корабль-призрак, фото
Любовь Орлова, русский корабль-призрак, фотоПерейти к
- Основное содержание
- Поиск
- Счет
Рынки США Загрузка… ЧАС М С В новостях
Значок шеврона указывает на расширяемый раздел или меню, а иногда и на предыдущие/следующие варианты навигации. ДОМАШНЯЯ СТРАНИЦАТранспорт
Значок «Сохранить статью» Значок «Закладка» Значок «Поделиться» Изогнутая стрелка, указывающая вправо.Пустое российское судно «Любовь Орлова» дрейфует в Северной Атлантике уже более месяца после того, как оторвалось от буксирного троса, когда его тащили из Канады на свалку в Доминиканской Республике.
Заброшенный корабль, кишащий крысами, в последний раз обнаруживали примерно в 1300 морских милях от побережья Ирландии, но его точное местонахождение неизвестно.
Совладелец корабля, Реза Шоейби из Торонто, отчаянно пытался найти судно (его стоимость в металлоломе может достигать 800 000 долларов) с тех пор, как оно впервые сбежало в январе.
«Орлова» не всегда была кораблем-призраком, кишащим крысами. Рик Дереван и его жена Кэти помнят осиротевшее судно, когда оно еще работало в качестве круизного лайнера для полярных экспедиций.
Супружеская пара из Калифорнии отправилась в путешествие по Арктике в августе 2007 года. В то время судно было зафрахтовано компанией Cruise North, принадлежащей инуитам.
Рик рассказал Business Insider о своем опыте и был достаточно любезен, чтобы поделиться с нами несколькими фотографиями. Мы также рекомендуем посмотреть его полный арктический альбом на Flickr.
Во-первых, познакомьтесь с Риком и Кэти Дереван из Атакадеро, Калифорния. Рик — апелляционный юрист и защитник окружающей среды, обожающий океан.
Рик ДереванКорабль вышел из Икалуита, канадского портового города.
Чтобы добраться туда, пара прилетела из Монреаля в местный аэропорт (показан здесь). Рик Дереван Рик ДереванКруиз длился восемь дней с остановками в канадской Арктике, включая Пангниртунг, Кекертен и национальный парк Ауюиттук.
Рик ДереванБыло всего около 80 пассажиров, и все они интересовались Арктикой и ее животными.
Рик ДереванТеперь пойдем внутрь.
Рик ДереванВот каюта пары, которую Рик назвал «хорошей». Снимок был сделан двумя французскими журналистами, которые были в круизе для французского журнала о путешествиях.
Рик ДереванНа корабле также была хорошая столовая, бар, библиотека (показана здесь) и комната для собраний.
Рик ДереванРик сказал, что здесь все удобно, но не роскошно.
Вот Кэти читает в библиотеке. Рик ДереванПассажиров сопровождал российский экипаж и канадские гиды.
Рик ДереванБыли специалисты по белым медведям, морским млекопитающим, птицам, растениям и культуре инуитов.
Рик ДереванОбычно они отправляются в круиз часть дня.
Рик ДереванИ провести остаток дня, катаясь на лодках-зодиаках и высаживаясь на берег.
Рок ДереваньВ зависимости от местоположения пассажиров везли в город или в поход.
Рик ДереванОни также путешествовали по берегу на зодиаках в поисках белых медведей, моржей (которых они видели) и других морских обитателей.
Рик ДереванПосмотрите на этих моржей в заливе Хор.
Рик ДереванПомимо экскурсий, гиды также предлагали официальные лекции по своим областям знаний.
Вот челюсть гренландского кита на второй остановке в Кекертене. Рик ДереванВ течение всего путешествия погода была неплохой. По словам Рика, самое холодное было в 20-е годы.
Рик ДереванХотя иногда они сталкивались с бурным морем.
Рик ДереванНо безумные виды на национальный парк Ауюиттук с лихвой компенсировали скверную погоду.
Рик ДереванВот Рик и Кэти в приюте в Ауюиттуке.
Рик ДереванПоездка обошлась им вдвоем где-то к северу от 10 000 долларов, что разумно для полярной экспедиции.
Рик ДереванКруиз завершился в Кууджуаке, Нунавик.
Вот фото в аэропорту. Рик ДереванТак что же стало с Любовью Орловой с тех пор?
Рик ДереванЕе приключения подошли к концу в 2010 году, когда она была схвачена канадскими властями во время остановки в гавани Сент-Джонс в Ньюфаундленде.
Это последовало за судебным иском экспедиций Cruise North против российских владельцев корабля на сотни тысяч долларов неоплаченного долга. Рик ДереванИзображение предоставлено Джоном Эрвикером
Корабль оставался на причале более двух лет, прежде чем в феврале 2012 года его купил иранский торговец металлоломом Хусейн Хумаюни за 275 000 долларов. Два друга семьи, Реза Шойби и его дядя Саид Шоаиби, стали совладельцами.
Джон С. ЭрвикерИзображение предоставлено Джоном С. Эрвикером
Корабль покинул Сент-Джонс 23 января этого года, но менее чем через 24 часа буксирный трос оборвался в бурном море. Две попытки спасти корабль потерпели неудачу, в том числе одна, предпринятая Transport Canada (государственное агентство Канады, которое первоначально одобрило буксировку).
Джон С. ЭрвикерИзображение предоставлено Джоном С. Эрвикером
Министерство транспорта Канады разрешило судну дрейфовать в международных водах, возложив ответственность за его управление на владельца судна.
Джон С. ЭрвикерИзображение предоставлено Джоном К. Эрвикером
Шойби, совладелец судна, который зафрахтовал буксир, подвергся критике за перемещение корабля посреди зимы. Но он считает, что часть вины должна взять на себя Transport Canada.
Джон С. ЭрвикерИзображение предоставлено Джоном Эрвикером
Между тем, согласно документу американской разведывательной службы, полученному AFP, брошенное судно недавно видели примерно в 1300 морских милях от побережья Ирландии, и оно дрейфует в сторону Европы.
Джон С. ЭрвикерИзображение предоставлено Джоном С. Эрвикером
«Похоже, что «Любовь Орлова» в конечном итоге будет нести ответственность за воды любой страны, в которых она плавает, если только она не утонет первой», — говорит Мартин Кокс из Maritime Matters.
Джон С. ЭрвикерИзображение предоставлено Джоном С. Эрвикером
Ирландские власти изучают спутниковые данные, чтобы попытаться определить местонахождение потерянного судна, поскольку есть опасения, что корабль-призрак может столкнуться с берегом Ирландии.
Джон С. ЭрвикерИзображение предоставлено Джоном С. Эрвикером
Отправляйтесь в новое полярное приключение.
Самое холодное путешествиеЧитать далее
LoadingЧто-то загружается.Спасибо за регистрацию!
Получайте доступ к своим любимым темам в персонализированной ленте, пока вы в пути.
Лодки Функции КорабльПодробнее…
Неразгаданная тайна М.В. Любовь Орлова – Журнал
Katherine M. ClementsФевраль 20, 2023
Сорвавшись с буксирного троса на последнем пути к свалке, 9Российское круизное судно № 0185 MV «Любовь Орлова» дрейфует в беспилотном режиме в Северной Атлантике с января 2013 года. Это югославское круизное судно класса «Мария Ермолова» с ледовыми подкреплениями, которое использовалось в основном для антарктических туров.
По сей день никто не знает точное число кораблей, плавающих на поверхности океана или покоящихся на дне. Так что, пока русское судно не обнаружено или оно не пристанет к какому-нибудь берегу, Любовь Орлова судьба остается полной загадкой, которую можно рассказать как историю корабля-призрака.
После вывода из эксплуатации в 2010 году корабль оставался в Сент-Джонсе, Ньюфаундленд, почти два года. К сожалению, ее состояние только ухудшалось. Наконец, ее отправили на свалку в Доминиканской Республике. Однако буксирный трос оборвался только через сутки после начала плавания, и корабль был брошен по течению. Обеспокоенная риском для местных газовых и нефтяных операций в регионе, Министерство транспорта Канады отправило 157-тонное судно снабжения с постоянным тяговым усилием Atlantic Hawk по контракту с Husk Energy на поимку Любови Орловой.
Оказавшись в международных водах, Transport Canada приказала Любовь Орлова вырезать и с тех пор сняла с себя ответственность за судно, которое, по их словам, вряд ли снова войдет в канадские воды или нанесет ущерб морским сооружениям сейчас, когда оно находится в открытые моря.
Хотя предполагалось, что он затонул, в документе разведывательного управления США, полученном Agence France-Presse, говорится, что брошенное судно недавно было замечено примерно в 1300 морских милях от побережья Ирландии и дрейфовало в направлении Европы. Однако с преобладающими ветрами и типичными течениями маловероятно, что она вернется в канадскую юрисдикцию.
Предположим, корабль когда-либо достиг конечного пункта назначения. В этом случае прогнозируется, что он окажется в любом месте от Западной Африки до норвежской Арктики или может попасть в Североатлантический круговорот.
Transport Canada повторила, что судовладелец по-прежнему несет ответственность за движение судна, и были приняты меры для отслеживания положения дрейфующего судна.
28 февраля 2013 года о нем сообщили в новостях в Ирландии и Исландии, и судам меньшего размера было сделано предупреждение. В сообщении ирландских СМИ от 1 марта 2013 года говорится, что поступил сигнал от аварийной системы корабля.
Аварийный радиомаяк-указатель местоположения (АРБ) начинает передачу только при попадании устройства в воду. Это указывало на то, что радиомаяк был получен с расстояния 700 морских миль от побережья Керри.