Дача репина под петербургом: Контакты — Музей Академии Художеств

Содержание

Музей-усадьба Репина

 

Музей-усадьба И.Е.Репина «Пенаты» находится в пригороде Санкт-Петербурга, на берегу Финского залива. Усадьба построена по чертежам и эскизам самого художника. Здесь прославленный русский живописец  жил и работал последние 30 лет своей жизни, здесь его похоронили согласно завещанию. «Пенаты» известны не только тем, что являются усадьбой Ильи Ефимовича Репина, а также и тем, что погостить сюда приезжали выдающиеся представители творческой и научной интеллегенции Росии- Ф.И.Шаляпин, К.И. Чуковский, В.М.Бехтерев, И.П. Павлов, И.И.Бродский, А.М. Глазунов, С.А.Есенин, А.М.Горький и многие другие.

Решение создать мемориальный музей  в усадьбе «Пенаты» было принято в 1940 году, в десятилетнюю годовщину смерти художника, и в том же году музей открыл свои двери первым посетителям. Усадьба была сожжена во время фойны фашистами, однако ее экспозицию успели эвакуировать.

Воссозданный музей возобновил свою работу только в 1962 году. Облик интерьеров был полностью восстановлен в соответствии с тем, как они выглядели до войны. Они воссоздают атмосферу дома творческого человека, жившего в первую половину 20 века, и позволяют судить о личности их хозяина, его привычках и предпочтениях. Так как музей был создан практически сразу после смерти художника, в нем экспонируются его подлинные личные вещи. Кроме них, посетители также могут ознакомится с полотнами и рисунками Ильи Ефимовича, а также работами его сына и других русских художников (всего около шестисот). По этой причине усадьба является частью фондов научно- ислледовательского музея при Российской Академии художеств.

Во время посещения «Пенатов» посетители имеют возможность не только осмотреть экспозицию и прогуляться по парку, вдохновлявшему на сочинение стихов многих русских поэтов, но и посмотреть уникальную кинохронику о жизни И.Е.Репина в «Пенатах».

 

«Здравнёво» — музей-усадьба Ильи Репина

Здравствуйте! Сегодня мы отправляемся в музей русского художника Ильи Ефимовича Репина. Этот музей расположен в 15 километрах на северо-восток от Витебска на месте бывшего имения художника. До сих пор точно не известно, как получилось, что великий художник приехал покупать участок в окрестности города Витебска. Урочище Дровнёво («Здравнёвом» оно стало уже с подачи Репина) вместе с имением было куплено в 1892 году на деньги, вырученные от продажи картины «Запорожские казаки пишут письмо турецкому султану». Илья Ефимович много занимался благоустройством своих владений, главный усадебный дом был перестроен по его рисункам, каменной кладкой был укреплен берег Двины, высажено много деревьев, разбита липовая, еловая аллея, построены и отремонтированы хозяйственные постройки. Репин провел здесь восемь летних сезонов (1892-1900 годы), написал две иконы для Слободской церкви, почти сорок картин и рисунков: «Белорус», «Осенний букет», «Дуэль», «Барышни на прогулке среди стада коров», «На солнце»… Сейчас иконы и многие рисунки, а также подлинные документы и фотографии хранятся в фондах Витебского областного краеведческого музея, то, что представлено здесь, это копии фотографий и работ художника.

После смерти Ильи Ефимовича в 1930 году (умер он в другой своей усадьбе — Пенаты, под Санкт-Петербургом) дом перешел его родственникам. Через некоторое время имение продали, а во время Великой Отечественной войны оно было практически полностью разрушено. Музей-усадьба И. Е. Репина «Здравнёво» воссоздан только в 1988 году. Эта уникальная достопримечательность Витебска создавалась практически на пустом месте: главный дом отстраивался по сохранившимся рисункам художника и воспоминаниям тех, кто когда-то бывал здесь в гостях. Комплекс музея-усадьбы включает  усадебный дом, в котором работает мемориальная экспозиция, дом управляющего (здесь разместилась администрация музея и выставочный зал), погреб, пруд, часть липовой, еловую аллеи. Площадь экспозиции музея 242 кв. м. Давайте посетим  главный усадебный дом художника.

К Музею-усадьбе И. Е. Репина «Здравнёво» можно добраться, поехав из Витебска по ул.Гагарина в сторону г. п. Руба. В Рубе, переехав по мосту через реку Западная Двина, надо свернуть направо. Через пару километров увидите указатель к усадьбе.

Музей-усадьба И.Е.Репина «Здравнёво» приглашает посетителей с 10.00 и до 17.00 каждый день, кроме понедельника и вторника.
Предварительно об экскурсии можно договориться по телефону +375 212 691991.

Чукоккала, или о том, как с подачи Репина Корней Иванович Чуковский в Куоккале дом купил

 

«Чукоккала». Я услышала это странное название еще в детстве, и оно заворожило меня своим звонким звучанием. В 1980-е годы «Чукоккала» Корнея Чуковского была библиографической редкостью.

Репино — поселок в Курортном районе Санкт-Петербурга, известный красивейшей природой, прекрасными песчаными пляжами и музеем-усадьбой Ильи Репина «Пенаты». До 1948 года он носил финское название Куоккала.

Финский залив в Репино

После того, как в 1870 году открылось движение по Финляндской железной дороге, Куоккала превратилась в одно из популярных дачных мест петербуржцев. Благодаря близости к Петербургу, до столицы можно было добраться весьма быстро. Большинство снимали здесь дачи только летом, но некоторые, которых называли «зимогорами», жили в Куоккале и соседней Оллиле (ныне Солнечное) круглый год. Среди дачников было много представителей русской интеллигенции — художников, писателей, поэтов, музыкантов, критиков, ученых и т.п. Скрывались здесь и революционеры.

По теме: Дачники, интеллигенты и революционеры Куоккалы, ныне Репино

Куоккала. Николаевская улица у Станционной площади. Фото с сайта pastvu.com

Дачи на побережье снимали Леонид Андреев, Юрий Анненков, Владимир Короленко, Сергей Сергеев-Ценский, Максим Горький, Владимир Маяковский, Лихачевы и многие другие известные лица.

По теме: Куоккала (ныне Репино) начала XX века на старых фотографиях и в воспоминаниях Д.С.Лихачева

Дача Леонида Андреева в Ваммельсуу (ныне Серово). Автохром Л.Андреева, из фондов музея писателя в городе Орле. Источник фото: pastvu.com

В 1899 году знаменитый художник Илья Ефимович Репин купил в Куоккале участок земли с небольшим домом. Свою усадьбу в честь римских богов-покровителей домашнего очага он назвал «Пенаты». Каждую неделю в «Пенатах» устраивались «репинские среды», на которых собирался весь цвет русской интеллигенции. Куоккала того времени — это «Переделкино Серебряного века».

По теме: Усадьба Ильи Репина «Пенаты»

Усадьба Ильи Репина «Пенаты»

В 1906 году в Куоккале поселился молодой Корней Иванович Чуковский. Незадолго до этого за свой сатирический журнал «Сигнал» он был арестован по обвинению в «Оскорблении Величества», после чего счел за лучшее переехать из столицы в более либеральное Великое княжество Финляндское. Сначала он жил в доме с «несуразной башенкой» неподалеку от железнодорожной станции, одно время арендовал дачу бывшего народовольца П.С.Анненкова.

И.Е.Репин. Портрет поэта Корнея Ивановича Чуковского. 1910 год

В начале осени 1907 года Корней Иванович познакомился с Ильей Репиным и вскоре вошел в круг самых близких друзей художника. Чуковский был завсегдатаем «Репинских сред». Его присутствие обеспечивало вечеру успех. Он нередко нарушал строгие правила, установленные женой Репина Натальей Борисовной Нордман и в наказание был вынужден выступить перед гостями с искрометным экспромтом. Все гости были в восторге!

Куоккала. Илья Репин и Корней Чуковский с сыном Колей в усадьбе «Пенаты». Фото с сайта pastvu.com

В 1913 году Чуковский купил дачу, которую снимал до этого. Она находилась наискосок от «Пенатов», у самого моря. Естественно, тут не обошлось без Репина:

Он (Репин) стал говорить: почему я не куплю дачу, на к-рой живу. Я сказал: я беден, я болен. И.Е. подмигнул как-то мило и простодушно: – Я вам дам 5 или 10 тысяч, а вы мне отдадите. Я ведь кулак, вы знаете, – и всю дорогу он уговаривал меня купить эту дачу на его деньги.
– А если вы купите, – и она вам разонравится, то я… беру ее себе… видите, какой я кулак!
Н.Б. (Наталья Борисовна Нордман, — М.А.) горячо убеждала нас согласиться на эту сделку.

Источник

Чуковский вспоминал:

Его щедрость я имел случай испытать на себе. В тринадцатом году — или несколько позже — он купил на мое имя ту дачу, в которой я жил тогда (наискосок от Пенатов), перестроил ее всю, от основания до крыши, причем сам приходил наблюдать, как работают плотники, и сам руководил их работой. Уже по тому изумлению, с которым он встречал меня в позднейшие годы всякий раз, когда я приходил возвращать ему долг (а я выплачивал свой долг по частям), можно было видеть, что, покупая мне дачу, он не ждал возвращения затраченных денег.

Источник

Дом Чуковских в Куоккале. Рисунок В.Н.Бокариуса

Виктор Шкловский, который часто бывал в гостях у Чуковских, так описывал их дом:

Дача выходит в море нешироким и не покрашенным забором. Дальше от моря участок расширяется. Дача стоит на берегу маленькой речки. Она двухэтажная, с некоторыми отзвуками английского коттеджа. У Корнея Ивановича кабинет в верхнем этаже дачи.

К нему даже зимой приезжают писатели.

Источник

В 1914 году с подачи Ильи Репина Чуковский завел тетрадь для автографов, названную «Чукоккала» (от фамилии Чуковский и названия Куоккала). Её он вел до самой своей смерти. В ней оставили свои автографы, экспромты, шаржи Блок, Ахматова, Пастернак, Мандельштам, Белый, Бунин, Гумилев и многие другие известные люди. Ираклий Андронников образно назвал её «биографией времени». Дом Чуковского в Куоккале получил шуточное название «Чукоккала».

Единственный рисунок, на котором Чукоккала изображена в своем первоначальном переплете. Карикатура Ю.П.Анненкова изображает террасу дачи Чуковского. Среди страниц книги зажат хитро улыбающийся И.Е.Репин. Посередине изображен К.И.Чуковский, который смотрит на Н.Н.Евреинова, жонглирующего рюмкой. В левом нижнем углу — подпорченный временем автопортрет Ю.П.Анненкова

По воскресениям в доме Чуковских собирались гости. В 1915 году здесь столовался Маяковский, приехавший на лето в Куоккалу. Не имея лишних денег, он попеременно обедал у Чуковского, Репина, Евреинова и других. Здесь, в Куоккале, во время своих многочасовых прогулок по пляжу, Маяковский сочинял поэму «Облако в штанах» и декламировал её отрывки в доме Чуковских.

Этот период был чрезвычайно плодотворным в жизни Чуковского: перевод стихотворного сборника «Листья травы» американского поэта Уолта Уитмена, статьи о детской литературе «Спасите детей» и «Бог и дитя», альманах «Жар-птица»…

Чуковский любил детей и с радостью присоединялся к их дачным забавам: строил вместе с ними песчаные замки на пляже, играл, устраивал праздники. Летом 1917 года в Летнем театре он прочел своего «Крокодила». «Куоккала — моя родина, мое детство…» , — так он напишет однажды Илье Репину.

После Октябрьской революции Куоккала осталась на территории Финляндской республики. Граница с Советской Россией прошла неподалеку — по реке Сестре около Сестрорецка. Стихла бурная дачная жизнь. Чуковский оказался по ту сторону границы — в Петрограде. В 1918 году оставшийся без хозяина дом Чуковского в Куоккале был разграблен.

В 1940 году, когда Куоккала отошла к Советскому Союзу, К.И.Чуковский пытался вернуть права на свой дом, но безуспешно. Позднее в нем разместилось Управление дачного обслуживания Ленисполкома, затем он опустел и был разграблен. Не имеющий охранного статуса дом Чуковского сгорел в 1986 году.

Дача К.И.Чуковского в Куоккале, 1983 год. Фото с сайта terijoki.spb.ru

Дом Репина «Пенаты», сгоревший в годы Великой Отечественной войны, был восстановлен к 1962 году, сейчас в нем функционирует музей художника. А вот дому Чуковского не повезло. По слухам, на его месте то ли уже построили ресторан, то ли все еще собираются.

© Сайт «Дорогами Срединного Пути», 2009-2021. Копирование и перепечатка любых материалов и фотографий с сайта anashina.com в электронных публикациях и печатных изданиях запрещены.

 

Гид по посёлку Репино: успеть за один день

Репино стоит посетить не только ради знаменитых «Пенат». В нашем традиционном гиде рассказываем, кому принадлежала дача с названием Чукоккала, можно ли чудно отдохнуть на пляже «Чудный» и куда уходили гости от вегетарианца-Репина после несытного ужина.

Деревня Куоккала известна ещё с 1323 года. Эти земли упоминаются в тексте Ореховецкого мирного договора, по условиям которого русские имели право удить рыбу в приграничных территориях. Когда в 1870 году было открыто железнодорожное финляндское направление, Куоккала стала особо популярна среди дачников (впрочем, как Сестрорецк и Комарово). Вскоре состоятельных петербуржцев в этих местах стало больше, чем коренного населения, да и скромные деревянные домики затерялись среди изящных вилл в стиле северного модерна.

(ru.wikipedia.org)

Как добраться

Электропоезд: от Финляндского вокзала до станции «Репино»

Автобус: №211 от ст.м. Старая деревня

Маршрутное такси: №400 от ст.метро «Площадь Ленина», №600 от ст. метро «Парнас», №305 от ст.метро «Старая Деревня», №680 от ст.метро «Проспект Просвещения»

Репинские «Пенаты»

Безусловно, достопримечательность номер один — усадьба Ильи Ефимовича Репина.

Купленная на имя жены Репина, Наталии Борисовны Нордман, усадьба «Пенаты» была обустроена по планам самого художника. По завещанию Репина, «Пенаты» после смерти должны были быть переданы Академии художеств, а сам дом превращён в музей, который здесь и открылся в 1940 году. В войну усадьба сгорела и была реконструирована в 1960-х.

Усадьба при Репине была знаменита своими «средами», когда сюда мог явиться любой человек, которому хотелось общения. А так как прислуги в доме не было, то всюду встречались надписи: «Снимайте пальто, калоши сами! Открывайте дверь в столовую сами!»

Что ещё посмотреть

Неподалеку от «Пенат» жил и Корней Иванович Чуковский. Его дачу шутливо называли «Чукоккала». В гости к Чуковскому приезжали и Леонид Андреев, и Иван Бунин, и Максим Горький, и Фёдор Шаляпин и Владимир Маяковский. Кстати, кудри последнего особенно приглянулись Репину, однако, после наброска поэт обрил голову, на этом дело и завершилось. Знаменитый альбом Корнея Ивановича «Чукоккала», в котором гости оставляли автографы, а Репин рисовал портреты окурком, был издан в 1979 году внучкой писателя. В 1986 году дача сгорела, и сейчас здесь пустырь, который легко обнаружить и представить, каким это место было при Корнее Ивановиче.

Есть в посёлке и ещё одна достопримечательность: здание бывшего Дома отдыха имени Горького. Узнать здание можно по жёлтому корпус с бельведером и парадной лестницей. Типичный сталинский ампир. Раньше здесь находилась вилла Линтула, некогда принадлежавшая шведу Эрстрему, а в 1904-1905 приютившая у себя Максима Горького. Говорят, именно здесь писатель встретил рабочего-революционера, который стал прототипом Власова в романе «Мать». А сейчас в этом здании отель.

Для неспешных прогулок подойдёт Центральный репинский парк или пляж Чудный, вдоль которого протянулась эспланада, формирующая некую набережную. Здесь же находится и смотровая площадка, с которой хорошо наблюдать за закатами над Финским заливом.

Где перекусить

Репин и его жена были вегетарианцами, поэтому их гости часто после не особого сытного ужина направлялись в станционный буфет. Если не хотите уехать из Репино голодным знайте, что это место Курортного района изобилует различными кафе и ресторанами. Плюсы: вкусная кухня, интересные интерьеры и красивые панорамные виды из окон. Минусы: цены здесь достаточно высоки. Больше всех популярностью пользуются: ресторан «Шаляпин» с чопорной атмосферой и круглым камином в центре зала и кафе «Пенаты», что находится рядом с музеем-усадьбой.

На фотографии: знаменитый крутящийся стол Репина (radiovan.fm)

На заметку

29 сентября в день памяти И. Е. Репина на территории музея проходит возложение цветов, открытие различных выставок, устраиваются концерты.

Усадьбу назвали «Пенаты» в честь римских богов-хранителей домашнего очага, чьи изображения можно увидеть на расписных деревянных воротах усадьбы.

Среди современных дач в посёлки Репино самыми известными являются дома дирижёра Валерия Гергиева и актёра Олега Басилашвили.

Как доехать до Санкт-Петербурга на автобусе Автовокзал Санкт-Петербурга находится на Обводном канале, в центре города. Начал свою работу в 1963 году. Самые первые автобусы отправились в эстонскую столицу — Таллин. В 60-е годы за час проходило около 20 автобусов. Пассажиры могли воспользоваться услугами телеграфа или почты….

Выберите тип маршрута и кликните на карте для указания места отправления

Царские дворцы Санкт-Петербурга и исторические усадьбы России, русская усадьба Подмосковья

Русская усадьба — отдельное поселение, архитектурный комплекс жилых, хозяйственных, садово-парковых и иных построек, а также, усадебный парк. Как правило, сам термин усадьба относят к владениям русских дворян и зажиточных представителей других сословий 17 – 20 веков. Усадьбы подразделяют на следующие основные типы. Классическая помещичья усадьба обычно состоит из барского дома, нескольких флигелей, конюшни, оранжереи, постройки для прислуги и др. К усадьбе примыкает парк, имеющий ландшафтный характер, часто с прудом. На территории парка прокладываются аллеи, строятся беседки, гроты и др. Крупные усадьбы имеют на своей территории храм. Городская дворянская усадьба, характерная прежде всего для Москвы, в меньшей степени для Санкт-Петербурга, включает господский дом, конюшню, сараи, помещения для прислуги, небольшой сад. В усадьбах, принадлежавших известным собирателям и коллекционерам нередко сосредотачивались значительные культурные ценности, собрания произведений изобразительного и декоративно-прикладного искусства.

Исторические усадьбы Подмосковья

Усадьба Архангельское

Основание усадьбы Архангельское относят к 1660-м годам. Музей-усадьба «Архангельское» расположена в Красногорском районе.

Усадьба Середниково

Середниково — родовое гнездо Столыпиных. В усадьбе проводит свои летние каникулы поэт Михаил Юрьевич Лермонтов.

Усадьба Марфино

Дворцово-парковый ансамбль Марфино — оригинальный памятник русской архитектуры XVIII — XIX веков. Усадьба расположена к северу от Москвы.

Усадьба Горки

Государственный исторический музей-заповедник «Горки Ленинские» — это архитектурно-художественный ансамбль последней четверти XVIII века.

Усадьба Дубровицы

Дубровицы — великолепный усадебный ансамбль недалеко от города Подольска во главе с церковью Знамения Пресвятой Богородицы.

Усадьба Блока в Шахматово

Шахматово — подмосковная усадьба А.А. Блока, принадлежала предкам поэта. Сегодня — литературный музей-заповедник.

Усадьба Абрамцево

Усадьба в Абрамцево известна как центр литературной и художественной жизни XIX — начала XX столетия.

Усадьба Мураново

Мураново — замечательная усадьба — памятник русской культуры XIX – начала XX веков и литературно-мемориальный музей Ф. И. Тютчева.

Усадьба Глинки

Cтарейшая усадьба в Подмосковье. Принадлежала военному и государственному деятелю, сподвижнику Петра I Якову Вилимовичу Брюсу.

Усадьба Большие Вязёмы

Вместе с усадьбой в Захарово считается поэтической родиной А.С.Пушкина. Здесь прошли детские годы поэта с 1805 по 1810 гг., до поступления в Лицей.

Усадьба Волынщина-Полуэктово

Бывшая вотчина бояр Волынских, владевших имением до середины XVIII века. Архитектурный ансамбль усадьбы сложился примерно к концу XVIII века.

Усадьба Остафьево

Усадьба в Остафьево – один из центров культурной жизни России, прекрасный памятник русской усадебной культуры XIX века.

Усадьба Мелихово

Мелихово — литературно-мемориальный музей заповедник А. П. Чехова. В Мелихово писатель жил и работал с 1892 по 1899 год.

Усадьба Захарово

Захарово — имение, которым некоторое время владела бабушка А. С. Пушкина Мария Алексеевна Ганнибал. Усадьба известна как, место, где проходили детские годы поэта.

Старинные усадьбы России

Усадьба Л.Н. Толстого «Ясная Поляна»

Облик усадьбы Ясная Поляна – родового имения Л.Н. Толстого — сложился в начале XIX века. В Ясной Поляне писатель родился и провел большую часть своей жизни.

Усадьба Поленово

Усадьба Поленово построена на живописном берегу Оки в 1892 году. В знаменитом «Доме над Окой» жил и работал известный русский живописец В.Д. Поленов.

Музей-усадьба Михайловское

Усадьба Михайловское — дворянское имение в Псковской области. Входит в состав музея-заповедника А.С. Пушкина.

Усадьба И.Е. Репина «Пенаты»

Музей-усадьба И.Е.Репина «Пенаты», в которой художник прожил последние 30 лет, расположенная на берегу Финского залива.

Усадьба А.С.

Грибоедова «Хмелита»

Усадьба Хмелита является родовым имением Грибоедовых. Главный усадебный дом представляет собой выдающийся памятник русского барокко.

Усадьба Н.А. Некрасова «Карабиха»

Литературный музей недалеко от Ярославля, посвященный великому русскому поэту, расположенный на территории старинной русской усадьбы.

Усадьба Н.К. Рериха в Изваре

О жизни и творчестве Н.К.Рериха – художника, ученого, общественного деятеля, можно узнать, посетив загородное имение Рерихов в п. Извара.

Царские дворцы вокруг Санкт-Петербурга

Большой Гатчинский дворец

Большой Гатчинский дворец построенный в 1766—1781 по проекту Антонио Ринальди был одним из любимых мест отдыха царской семьи.

Большой Павловский дворец

Большой Павловский дворец архитектор Ч. Камерон начал возводить 25 мая 1782 года. Парк дворца считается шедевром ландшафтного искусства.

Большой Петергофский дворец

Большой Петергофский дворец выполнен в стиле зрелого барокко стоит на берегу Финского залива, поражая своей красотой и великолепием.

Приоратский дворец в Гатчине

Приоратский дворец — оригинальное сооружение в стиле русского зодчества последней трети XVIII века. Построен архитектором Н.А. Львовым.

Словарь терминов

Балясины — невысокие фигурные столбики, поддерживающие перила ограждений балконов, лестниц и т. д. Изготовляются из дерева, камня, металла, бетона и др.
Пилястра — вертикальный выступ стены. В плане чаще всего прямоугольный, однако в литературе пилястрами часто называются выступы как полукруглой формы (полуколонны), так и сложной многоугольной формы.
Ротонда – самостоятельное здание, круглое в плане, часто окруженное колоннами и увенчанное куполом.

Подробнее…

Отзывы и комментарии

TOP10


популярных объектов

1Усадьба Ясная Поляна

Облик усадьбы Ясная Поляна – родового имения Л.Н. Толстого — сложился в начале XIX века. В Ясной Поляне писатель родился и провел большую часть своей жизни.

2Музей-усадьба Михайловское

Усадьба Михайловское — дворянское имение в Псковской области. Входит в состав музея-заповедника А.С. Пушкина

4Большой Петергофский дворец

Большой Петергофский дворец выполнен в стиле зрелого барокко стоит на берегу Финского залива, поражая своей красотой и великолепием.

5Усадьба Архангельское

Основание усадьбы Архангельское относят к 1660-м годам. Музей-усадьба «Архангельское» расположена в Красногорском районе.

6Усадьба Абрамцево

Усадьба в Абрамцево известна как центр литературной и художественной жизни XIX — начала XX столетия.

7Павловский дворец

Большой Павловский дворец архитектор Ч. Камерон начал возводить 25 мая 1782 года. Парк дворца считается шедевром ландшафтного искусства.

8Усадьба Поленово

Усадьба Поленово построена на живописном берегу Оки в 1892 году. В знаменитом «Доме над Окой» жил и работал известный русский живописец В.Д. Поленов.

9Усадьба Горки

Государственный исторический музей-заповедник «Горки Ленинские» — это архитектурно-художественный ансамбль последней четверти XVIII века.

10Усадьба Остафьево

Усадьба в Остафьево – один из центров культурной жизни России, прекрасный памятник русской усадебной культуры XIX века.

Репин и прислуга: кто первым в России придумал кафе самообслуживания?

Усадьба И.Е.Репина «Пенаты» в Куоккала ( после 1940 — Репино) на Карельском перешейке, под Санкт-Петербургом. Фото: pavluhinoleg. livejournal.comУсадьба Репина «Пенаты» расположена в поселке Репино (курортный район Санкт-Петербурга). Она была им куплена в 1899 году и постепенно отстраивалась. Здесь в разные годы переделывалось главное усадебное здание, устраивались пруды и каналы, разбивались парки, строились беседки, сооружались башни, горки и мостики, разбивались клумбы и воздвигались ворота. Все это – на территории в 2 гектара. «Пенаты» известны как любопытный феномен усадебного зодчества, как мемориальный музей, в котором можно познакомиться с творчеством Ильи Ефимовича Репина. Но помимо этого «Пенаты» были местом проведения оригинальнейшего социального эксперимента.

Эксперимент

Именно новые социальные практики нас и интересуют. Мы часто пишем о «милосердных вещах», о предметах, которые помогают людям, и в свое время произвели переворот в жизненном укладе. Крутящийся стол Ильи Ефимовича Репина особого переворота не произвел — казалось бы. Гости  в большинстве были озадачены, «новое» устройство домашнего хозяйства принято было считать причудой и игрой, все вокруг винили в нововведениях хозяйку дома Наталью Нордман, действительно, оригиналку,  — была  экзальтированной писательницей, социалисткой,  веганкой самого строго канона, имела «слишком большое» влияние на великого художника.

И.Е.Репин с супругой Н.Б.Нордман. Фото: ljwanderer.livejournal.com

Но  теперь мы видим, что репинская самопомощь была предтечей всего современного быта. И да, именно Нордман и Илья Ефимович первыми использовали в России идею кафе самообслуживания.

В большинстве русских усадеб гостей встречала прислуга. В «Пенатах» было все иначе – гостей встречал Там-Там. Там-Тамом называли медный гонг, висевший на бамбуковой подставке у узорного окна. Гонг был выписан Натальей Борисовной Нордман, второй супругой живописца, из Парижа в 1909 году. В гонг следовало ударить, чтобы оповестить хозяев о своем прибытии. Над гонгом висела инструкция, написанная от руки: «Самопомощь… Сами снимайте пальто, калоши… Бейте весело, крепче в Там-Там… Открывайте дверь в столовую сами».

Справа налево: Репин, Стасов, Горький в «Пенатах». Фото: pavluhinoleg.livejournal.com

Корней Чуковский вспоминал о Репине: «Сам убирал свою комнату… сам (покуда мог) топил печи. Ненавидел, чтобы ему угождали, и горе было тому человеку, кто пытался поддержать ему пальто!«.

Прислуги в доме не было вообще. Все – и хозяева, и гости – должны были обслуживать сами себя. Это было частью философии супругов Репиных – использование одного человека другим недопустимо ни в коей мере и ни при каких обстоятельствах.

Принцип самопомощи здесь соблюдался строго. Можно сказать, что все в усадьбе было подчинено именно ему. Взять хотя бы круглый обеденный стол. Он был заказан все той же Натальей Борисовной все в том же 1909 году финскому столяру Пекко Ханекайнену. Нордман писала: «Как только возникла идея раскрепощения прислуги, на первую же очередь сам собой выдвинулся вопрос относительно обеденного стола, вокруг которого не стало бы больше унизительного для обедающих прислуживания посторонних людей. И вот, после долгих проб разных систем и их усовершенствований, возник большой круглый стол, на двадцать персон».

В столовой главной достопримечательностью был круглый стол, сделанный финским мастером Пекко Ханникайнен. Фото: pavluhinoleg.livejournal.com

Центральная часть этого стола была снабжена рукоятками и вращалась в горизонтальной плоскости. Каждый участник застолья, чтобы положить себе того или иного блюда, должен был с помощью этих самых рукояток повернуть к себе эту центральную часть, уставленную тарелками с едой. Там же находилась чистая посуда. А для использованной были предусмотрены ящики в нижней части стола.

Центральная часть стола крутилась и каждый, вращая её, мог достать любую тарелку с едой, не прибегая к посторонней помощи. В нижней части стола находились ящики, куда гости складывали использованную посуду. Фото: pavluhinoleg.livejournal.com

Еще одна любопытная часть репинского быта — так называемый «волшебный сундук». По сути, это был огромный термос, в который повара помещали кастрюли с едой, в том числе и не доведенной до готовности — многое «доходило» в самом сундуке, то есть, частично использовалась технология томления. Перед приходом гостей хозяйка дома лично доставала кушанья из термоса и помещала в центр стола. «Волшебный сундук» был выписан из Дрездена все той же госпожой Нордман.

Хлеб брал каждый сам себе – на специальном столике была установлена хлеборезка. Жизнерадостно играл органчик. Места за столом определялись по жеребьевке. Тот, кто оказывался во главе стола, должен был снимать с кастрюль крышки.

Современное фото. Фото с сайта nimrah.ru

Существовали особые правила поведения за столом. В частности, любое нарушение правил самопомощи «строго» наказывалось – «провинившийся» должен был встать на трибуну и произнести речь на злобу дня. В частности, считалось преступлением помочь соседу.

Одна из участниц репинских обедов, К. Морозова писала: «Чем больше было провинившихся в нарушении пенатсках уставов, тем обед выходил веселее, особенно когда попадали на новичков, впервые приехавших в Пенаты». Впрочем, доставалось и опытным гостям. Особенной удачей считалось спровоцировать на нарушение Корнея Чуковского, который проживал неподалеку, частенько посещал репинские обеды, а в качестве наказания выдавал особо удачные экспромты.

Все было весело и необычно. Репинская задумка пользовалась успехом. Его традиционные «среды» пользовались популярностью.

Сколько стоит одна мышь?

Один из современников, Я. Минченков писал о посещении репинских «Пенатов»: «На станции нас ожидали извозчики и, не спрашивая, куда везти, покатили на санках прямо к «Пенатам», расположенным верстах в двух от станции.

На стене дачи Репина надпись: «Извозчикам платите при отъезде с дачи»…

С первых же шагов хозяин объявлениями предупреждал гостей, чтоб они не рассчитывали на услуги с чьей-либо стороны, а обходились бы сами во всем.

В прихожей на бамбуковой подставке стоял, выписанный из Парижа, медный гонг «Там-Там». Над ним плакат, написанный Наталией Нордман, гласил: «Сами снимайте пальто, калоши… Бейте весело, крепче в Там-Там… Открывайте дверь в столовую сами…» Фото: pavluhinoleg.livejournal.com

Волков не признавал, как он выражался, церемоний репинских, скинул шубу и вошел, не ударив в висевший там-там. Не ударил и я, входя за Волковым.

Навстречу вышел хозяин и укорил нас:

– А вы и не ударили!

– Да ну, будет тебе, Илья Ефимович! – волновался Волков.

Расцеловались по-передвижнически. Сейчас же начал гудеть тамтам, подъезжали гости. Репину приходилось часто выходить встречать приезжающих.

В первой, чайной комнате длинный стол с дорожкой посредине, усыпанный цветами, несмотря на зимнюю пору. Рядом на столике самовар с чайной посудой и всем, что полагается к чаю. Каждый должен был пить чай и сам убирать за собой посуду…

Перед обедом в мастерской происходили выборы председателя круглого стола, за которым должны были обедать гости. Правила круглого стола в печатной форме раздавались присутствовавшим. В обязанности председателя входило прежде всего «важничать».

Интерьер гостиной с рабочим столиком Н.Б. Нордман; здесь она писала различные заметки, статьи и рассказы. Фото: pavluhinoleg.livejournal.com

Звонок известил об обеде… В гостиной остановились перед закрытой дверью столовой. Раздалась музыка заводной машинки, двери открыла невидимая рука, и гости начали занимать места за круглым столом, который был устроен так, что середина стола, большой круг, вращались на роликах. На вращающемся круге расставлены кушанья, сразу все, какие полагались к обеду. На неподвижной кайме стола – тарелки, вилки, ножи. Против каждого обедавшего были выдвижные ящики куда убирались грязные тарелки.

Для того чтобы получить желаемое блюдо, которое стояло часто на противоположной стороне стола, надо было повернуть круглую середину стола за одну из многочисленных ручек. В таких случаях происходили иногда недоразумения: один из обедающих поворачивал стол в свою сторону, а другой в другую, и оба не могли получить желаемого. Или так: захотите налить себе супу, занесете разливательную ложку над супником, а в это время чья-то рука повернет стол, суп уедет дальше, а ваша ложка застынет в воздухе. Все же председатель стола следил, чтобы крупных нарушений интересов каждого не было. Председатель «важничал», надев на голову покрышку от чайника, и штрафовал всякого, кто оказывал какую-либо услугу другому и тем нарушал принцип самопомощи. Виновный должен был произнести речь. За столом равноправным членом общества сидел и мальчик, прислуживавший Репину в мастерской и по хозяйству…

Для отъявленных никотинщиков в столовой была вставлена в печку граммофонная труба, куда можно было выпускать табачный дым…

Я спросил у Волкова, кто же готовит обед и убирает у Репина?

Он, волнуясь, ответил:

– Ну да, приходящая прислуга. Приготовит, а потом прячется. Это – что, а то вот мыши! Завелись они у Ильи. Что делать? Сказано «не убий», и объявила Нордман, чтобы мышей ловили и уносили в поле. Ну да, вот-вот! За мышь полтинник! А вышло так, что поймают мышь, отнесут в поле, а оттуда обратно – и опять полтинник, без конца! Доходной статьей она стала! Вот то-то и есть!»

Опережение

Илья Ефимович на веранде. Фото: pavluhinoleg.livejournal.com

Можно сказать, что Репин опоздал с идей самопомощи примерно лет на шестьдесят. Она была бы хороша и актуальна, когда в России было крепостное право. Освободить своих крепостных от тяжкой обязанности прислуживать за столом, вручить им вместо этого какие-нибудь предметы для развивающего досуга – книги, спортивные снаряды, музыкальные инструменты – что может быть лучше? Но при отсутствии крепостного права Репин, фактически, лишил окрестных жителей части рабочих мест, на которые они, по всей видимости, были бы не прочь претендовать. Они, готовые ко всякому труду, в том числе и к лакейскому, воспринимали принцип самопомощи как досадную блажь чудака-барина.

К тому же полностью освободиться от обслуживающего персонала не представлялось возможным. Для ведения такого огромного хозяйства требовался целый штат обслуживающего персонала – повара, кучера, уборщики, садовники, да те же строители и архитекторы – какие-то усовершенствования происходили постоянно. Избавились, фактически, только от той части персонала, который оказывал (мог бы оказывать) услуги личного характера и, в любом случае, составлял не такой уж и большой процент от всего штата.

Да, с существующей обслугой хозяева здоровались за руку, у нее был нормированный рабочий день и даже выходные. Но то же самое могло быть и у горничной, и у швейцара, и у подавальщика.

Супруга И.Е.Репина Наталия Нордман. Фото: pavluhinoleg.livejournal.com

Тем не менее, не все так просто. Илья Ефимович со своей супругой, с одной стороны, сильно отстали от времени, а с другой, во многом опередили его. И наш сегодняшний быт – тому явное доказательство. Даже в самых богатых домах сегодня – во всем мире – предпочитают обходиться без прислуги. Сами обслуживают себя за столом, сами водят машины, сами стелят постель. Чрезмерная барственность воспринимается сегодня, за редким исключением, как малоприятное прошлое.

Сословных разделений не осталось. Девушка может днем учиться в институте, а вечером подрабатывать официанткой в кафе, но это не будет означать ее ежедневный переход в лакейское сословие и обратно.

И.Е.Репин с детьми в гостиной усадебного дома. Фото: pavluhinoleg.livejournal.com

Вертикальные социальные отношения между обслуживающим и обслуживаемым полностью перешли в плоскость правового равенства. Барин сделался клиентом, и общается с горничной, шофером и официантом на равных.

И в торжестве этого постулата есть немалая заслуга Ильи Репина и его принципа самопомощи.

Кстати, его жена, Наталья Борисовна Нордман, тоже опередила свое время, хотя здесь все окончилось трагично. Еще в детстве она увлекалась лепкой и рисованием, а когда вошла в социально активный возраст, стала фотографом, феминисткой и убежденной вегетарианкой. Убежденной настолько, что отрицала возможность использовать не только одежду из шкур животных, но даже их шерсть и пух. В результате в самые лютые зимы она в качестве утеплителя  для одежды использовала сено. Это послужило причиной легочного процесса, от которого Наталья Борисовна и скончалась.

Современное фото. Фото с сайта nimrah.ru

Если бы она жила в наши дни, до сена дело б не дошло — существует множество искусственных материалов, прекрасно сохраняющих тепло. Но в 1914 году – год смерти Натальи Борисовны  – ничего подобного не было и в помине. А ей надо было жить в соответствии со своими убеждениями уже в то время. Ждать она не могла.

Ворота дома-музея И.Е.Репина «Пенаты». Фото: pavluhinoleg.livejournal.com

Пенаты, любимый дом Ильи Ефимовича Репина


Дом И.Е. Репина в Пенатах

Илья Ефимович Репин, проживавший на своей даче Пенаты в Куоккале под Санкт-Петербургом/Петроградом, в 1918 году неожиданно для себя стал «иностранцем». Финляндия, которой по ленинскому декрету была предоставлена независимость, закрыла границу с революционной Россией. А проходила граница тогда по пригородным дачным местам (ныне Курортный район Санкт-Петербурга). И Репин на восьмом десятке оказался по финскую сторону границы, в чужой стране, без средств к существованию, оторванный от любимых дочерей, оставшихся с другой стороны… Приобретая в 1899 году маленькую усадьбу на Финском заливе, художник и представить не мог, как развернутся события в будущем.


Мастерская художника в Пенатах

Чтобы выжить, Репину пришлось выращивать овощи на огороде, пасти и доить козу… Только через несколько лет, когда ему удалось продать что-то из своих картин, его положение немного поправилось. Двое взрослых детей Репина — сын и дочь — находились в Куоккале, но помощи от них было мало. Сын Юрий имел собственную семью и, хотя он проживал неподалеку от отца, отношения с Ильей Ефимовичем у него складывались сложные, порой они не разговаривали годами. А дочь Надежда жила в доме отца, но с 1910-х годов страдала нервным расстройством, замкнулась в себе и почти не покидала собственной комнаты.  Дочь Татьяна проживала в усадьбе отца Здравнево в Белоруссии. Усадебный дом был превращен в школу, в которой Татьяна Ильинична преподавала и при которой жила вместе со своей дочкой, тоже Татьяной.
В 1922 году к Репину смогла приехать старшая дочь Вера, которая взяла на себя многие бытовые хозяйственные вопросы, и знаменитому художнику стало легче жить. Как только у Репина появились самые скромные деньги, он стал помогать соотечественникам-эмигрантам, многие из которых находились не просто в затруднительном, а в отчаянном положении. Сам Репин не перестал считать себя россиянином и не принял гражданство Финляндии. Жить ему пришлось с эмигрантским «нансеновским» паспортом, что добавляло сложностей. Вскоре советская власть вспомнила о нем и задалась целью из пропагандистских соображений вернуть художника в СССР.

Пенаты до революции; И.Е. Репин принимает гостей

В 1925 и в 1926 годах к Репину приезжали представительные делегации советских художников во главе с учеником Репина Исааком Бродским, уговаривать мастера переехать в Советский Союз. Они настолько были уверены в удаче, что во второй приезд привезли Репину письмо от Ворошилова, который одобрял и поддерживал решение Репина вернуться (а решение, собственно, так и не было принято). Художник отказался бросить все и уехать в СССР — и любимый, обжитой дом тяжело было оставить и начать все заново на восьмом десятке, да и за свою жизнь он опасался, зная о событиях, происходивших в Советском Союзе… Делегация вернулась в Ленинград ни с чем. Вскоре дочь и внучку художника выселили из собственного дома. Только в 1930 году, незадолго до смерти художника Татьяне позволили воссоединиться с отцом в Пенатах. С собой она привезла дочь и четырех внуков. Репин был счастлив, что вся семья собралась рядом с ним. Но он был уже стар и тяжело болен. Дни его жизни стремительно таяли.
После смерти художника семья Татьяны перебралась во Францию. Вера и Юрий уехали в Хельсинки. Надежда пережила отца ненадолго — смерть Репина сломила ее.
А внук Репина, сын Юрия Ильича Дий, мечтавший учиться в Ленинградской Академии художеств, решился самовольно перейти советско-финскую границу и перебраться в СССР. Что с ним случилось после этого перехода, осталось неизвестным — Дий Репин на советской стороне бесследно исчез.

Пенаты, музей-усадьба И.Е. Репина в поселке Репино (Куоккала) в Санкт-Петербурге

Выставка экспериментов в Санкт-Петербурге и Независимый этюд на JSTOR

Абстрактный

Отказ от академических и реалистических условностей в пользу более разнообразных подходов к искусству был сложным процессом в России конца XIX века. Создание независимого эскиза, осужденного консерваторами как часть небрежной, поверхностной новизны «импрессионизма», но оцениваемого некоторыми как ключ к поиску новых художественных форм, является одним из барометров этого изменения.Возникновение многих выставочных обществ в конце века — другое. Выставка эскизов и экспериментов в творческом искусстве 1896 года была первой попыткой продемонстрировать новые техники, утвердить как эскизы, так и формы декоративного искусства, и в то же время познакомить молодых, неизвестных личностей с миром искусства. Это было неоднозначно и лишь частично успешно, но через десять лет оно помогло проложить путь для более радикальных и эффективных усилий.

Информация о журнале

The Art Bulletin публикует ведущие стипендии на английском языке по всем аспектам истории искусств, которые практикуются в академиях, музеях и других учреждениях.С момента своего основания в 1913 году журнал публикует на основе строгих экспертных оценок научные статьи и критические обзоры высочайшего качества во всех областях и периодах истории искусства. В статьях используются самые разные методологические подходы — от исторического до теоретического. Выполняя свою миссию как журнал записей, The Art Bulletin способствует активному участию в интеллектуальных разработках и дискуссиях в современной художественно-исторической практике. Журнал, который принимает заявки от ученых со всего мира и на всех этапах карьеры, издается Ассоциацией искусств колледжей четыре раза в год: в марте, июне, сентябре и декабре.

Информация об издателе

Основанная в 1911 году Художественная ассоциация колледжа … Способствует передовому опыту и преподаванию истории и критики. изобразительного искусства и творчества и технических навыков в преподавании и практики искусства. Облегчает обмен идеями и информацией между заинтересованными в искусстве и истории искусства. Выступает за всестороннее и инклюзивное образование в области изобразительного искусства. Выступает от имени членов по вопросам, касающимся изобразительного искусства и гуманитарных наук.Предоставляет возможности для публикации стипендий, критики и работ художников. сочинения. Способствует развитию карьеры и профессионального роста. Определяет и разрабатывает источники финансирования практики искусства и стипендий в искусство и гуманитарные науки. Отмечает достижения художников, искусствоведов и критиков. Формулирует и подтверждает высочайшие этические стандарты поведения профессия. Разрешение на фотокопирование текстов для внутреннего или личного использования (помимо этого разрешено статьями 107 и 108 U.S. Закон об авторском праве), или единовременно, ограниченное использование в некоммерческих учебных заведениях в учебных пакетах или закрытый доступ в учебных заведениях. веб-сайты курса Интранет, предоставленный Ассоциацией искусств колледжа без заряжать. Для других целей, пожалуйста, сначала свяжитесь с отдельным автором и / или другим правообладатели, чтобы получить письменное разрешение, затем Колледж художественной ассоциации.

Достопримечательности

Санкт-Петербург

Санкт-Петербург часто называют Северной столицей России, Северной Пальмирой или Северной Венецией.Город расположен на 42 островах, окруженных 90 реками, притоками Невы и другими водными каналами. В Санкт-Петербурге более 300 мостов, которые составляют неотъемлемую часть городского пейзажа.

Санкт-Петербург — явление мировой культуры. Архитектурные комплексы, созданные известными голландскими, итальянскими, французскими и русскими архитекторами, набережные Невы с множеством каналов, дворцы и парки — все это оставляет незабываемое впечатление у каждого, кто сюда приезжает.Гостям города предоставляются безграничные возможности для знакомства с историческим и культурным наследием России, так великолепно видимым в этом величественном городе.

Сестрорецк

Основанный Петром Великим в 1714 году в пригороде Санкт-Петербурга, Сестрорецк признан оздоровительным бальнеологическим и климатическим курортом. В городе и его окрестностях также есть много памятников, признанных ЮНЕСКО. Очарованный северной береговой линией Финского залива и ее красотой, Петр Великий сразу же приказал начать строительство дворцовой резиденции, дополняющей Петергофский дворец.Окончательно резиденцию завершили в 1724 году, но всего через год император скончался, а 60 лет спустя постройку разобрали. Единственная сохранившаяся достопримечательность, сохранившаяся со времен Петра Великого, — великолепная дубовая роща.

В 19 веке Сестрорецк был известен прежде всего своей знаменитой оружейной фабрикой, старейшей в России. Но в 1896 году Петр Авенариус принял решение основать здесь курорт. За два года были построены санаторий, роскошная гостиница с самым большим крытым бассейном в России и концертный зал на 1700 мест с электрическим освещением.Специальная железная дорога была построена, чтобы связать это убежище со столицей.

В 1907 году санаторий «Сестрорецк» был удостоен Гран-при на всемирной выставке здравоохранения в СПА, Бельгия. Вместе с тем в Санкт-Петербурге прокатилась мода на северные дачи.

Сто лет назад Сестрорецк был центром общественной жизни и активности. Корней Чуковский, Александр Блок, Леонид Собинов, Максим Горький, адвокат Анатолий Кони и Михаил Фокин снимали дачи в этом районе.Позже, в 1920 году резидентом стал и Михаил Зощенко. В концертном зале выступил известный музыкант Федор Шаляпин. Даже после революции 1917 года курорт пережил период бурного упадка и постепенно возродил свои состояния. В 1920-е годы это был детский дом, в 1940 году — госпиталь, а после Второй мировой войны Сестрорецк стал признанным национальным оздоровительным центром Советского Союза. Санаторий, построенный в 1970-х годах, не уступал другим ведущим мировым санаторно-курортным комплексам.Не хватало только утонченного аристократического духа, предполагающего уединение, индивидуальные развлекательные программы и естественный комфорт в самом смысле этого слова.


Помимо живописного северного побережья Финского залива, Сестрорецк может предложить интересные места для желающих отправиться на экскурсию. Во-первых, старая дубовая роща в городе, сохранившаяся еще со времен Петра Великого.

Недалеко от города находится искусственное озеро Разлив и близлежащая одноименная деревня, в которой Ленин и Зиновьев прятались летом 1917 года до революции.Кроме того, на Сестрорецком кладбище похоронен известный писатель-сатирик Микаил Зощенко.

Парк Дубки, Сестрорецк

В наши дни единственная сохранившаяся достопримечательность петровских времен — великолепная дубовая роща в парке «Дубки». Парк с самой северной в России дубовой рощей сегодня является популярным местом отдыха, спорта и развлечений для жителей и гостей города. На территории парка расположены спортивные сооружения, детские площадки, клуб верховой езды.Зимой местных жителей можно встретить на катке и даже на беговых лыжах. На краю территории парка также находится чудесный песчаный пляж Дубки, откуда открывается прекрасный вид на Финский залив.

Сестрорецкий пляж

Сестрорецк — это один из самых известных и популярных пляжей Финского залива. Прекрасный песчаный пляж протяженностью более 2 км славится своим мелким песчаным дном. Вне летнего времени курорт также является популярным местом для любителей экстремальных видов спорта, которые часто занимаются парасейлингом или виндсерфингом.

Церковь Святых Апостолов Петра и Павла, Сестрорецк

Церковь Святых Апостолов Петра и Павла в своем первоначальном воплощении была первой деревянной церковью в Сесторецке, построенной из материалов, оставшихся после разрушения первого жилого дворца Петра Великого. Фактически, именно здесь в 1721 году на озере, окружающем церковь, гениальный крестьянин-мастер Ефим Никонов впервые показал императору «секретное судно», которое могло путешествовать под водой.Там родился первый прототип подводной лодки, и посетители могут увидеть его копию в церкви. Многие посетители просто наслаждаются спокойствием окружающего озера, лучше всего в долгие летние «белые ночи».

Выставка С антре «Сестрорецкий берег», г. Сестрорецк

Музейный комплекс «Сестрорецкого рубежа» — мемориал под открытым небом, посвященный обороне города в Великой Отечественной войне (Вторая мировая война, 1941 — 1945 гг.).Главный экспонат — огромное артиллерийское орудие, входившее в состав Карельского укрепрайона — советского оборонительного укрепленного района шириной 60 км, который защищал западные районы СССР.

Кронштадт, о. Котлин

Также основанный Петром Великим, Кронштадт (от немецкого Krone для «короны» и Stadt для «города») — знаменитый военно-морской город, расположенный на острове Котлин в 30 км от Санкт-Петербурга, недалеко от истока Финского залива. Захваченный у шведов в 1703 году, сегодня он служит церковью Св.Главный морской порт Петербурга, а в 1921 году был местом Кронштадтского восстания. Кронштадт — очаровательный портовый город с линиями каналов, проходящих между самой яркой достопримечательностью острова — военно-морским собором Святого Николая с золотым куполом. Среди других общественных зданий — Морской госпиталь, Госпиталь британских моряков (основан в 1867 году), Гражданский госпиталь, Адмиралтейство (основано в 1785 году), арсенал, верфи и литейные заводы, Школа морской инженерии и Английская церковь.Порт скован льдами в течение 140–160 дней в году, с начала декабря по апрель, и по-прежнему является домом для большого количества моряков.

Никольский Морской собор, Кронштадт

Расположенный в центре Кронштадта Морской собор — одна из самых известных достопримечательностей в пригороде Санкт-Петербурга. Он был построен в 1903-1913 годах и считается кульминацией русской неовизантийской архитектуры. Следовательно, собор часто сравнивают с собором Святой Софии в Константинополе, но с несколько измененными пропорциями, а его эффектный золотой купол издалека доминирует над горизонтом Кронштадта.Освященный как главный храм Военно-морского флота России и посвященный всем павшим морякам, собор был закрыт Советским Союзом в 1929 году и впоследствии превращен в кинотеатр. В настоящее время он служит музеем военно-морского флота (с 1980 г.). В ХХ веке собор подвергся капитальному ремонту и был повторно освящен 30 мая 2013 года Патриархом Кириллом к ​​столетнему юбилею собора.

Музей-усадьба И.Е. Репина, Репино

В соседнем Репино, в 8 км от Сестрорецка, находится «Пенати», бывшая резиденция известного художника Ильи Репина.Это красивая русская загородная усадьба, оригинальный дом был реконструирован после Второй мировой войны и теперь содержит музейные экспонаты, подлинные предметы домашнего обихода, картины, ухоженные сады и могилу самого Репина.

Музей классических автомобилей, Зеленогорск

Музей классических автомобилей, открытый 26 июля 2008 года, содержит более 150 специальных экспонатов. Коллекция специальных автомобилей, которая находится в Зеленогорском парке культуры и отдыха, включает в себя те, которые когда-то принадлежали выдающимся политикам, актерам и спортсменам.Это единственный музей в Европе со специальной выставкой «крытых автомобилей».

«Пенаты»: Художественные музеи — Петербург 24

Музей-усадьба И. Репинские «Пенаты» расположены на Карельском перешейке, в 45 километрах от Санкт-Петербурга, на берегу Финского залива.

Северное побережье Финского залива стало излюбленным местом отдыха петербуржцев во второй половине XIX века. Этот район стал особенно популярным после открытия в 1870 году железной дороги между Санкт-Петербургом.Петербург и Выборг. На финском побережье охотно снимались дачи, и многие известные художники, писатели и музыканты приобрели здесь дома.

I.E. Репин приобрел участок земли в финской деревне Куоккала (ныне Репино) в 1899 году. Усадьба получила название «Пенаты» в честь пенатов, римских богов, хранителей домашнего очага. Их изображения можно увидеть на расписных деревянных воротах усадьбы, созданных по рисунку Репина.

Горький и Куприн, Чуковский и Маяковский, ученые Бехтерев и Павлов, певец Шаляпин и композитор Глазунов и другие известные петербуржцы были гостями в доме на знаменитых «репинских средах».Репин прожил в усадьбе 30 лет, здесь он умер и был похоронен здесь.

«Пенаты» стали одним из первых мемориальных музеев в стране под эгидой Российской Академии художеств. Мемориальный музей в доме Репина был открыт в 1940 году, но в годы войны здание сгорело. Восстановленный усадебный музей открылся 24 июля 1962 года. Здесь можно увидеть личные вещи художника, его картины и рисунки, работы других русских живописцев. Всего в «Пенатах» хранится около шестисот произведений живописи и графики.

В двухэтажном доме Репина сохранился исторический мемориальный образ комнат, несущих отпечаток вкусов и привычек хозяина: мастерская, столовая, кабинет, веранда, гостиные. Посещение музея включает в себя знакомство с экспозицией, просмотр старых кадров кинохроники, на которых запечатлен И. Е. Репина в своем доме, осмотр мемориального парка и его окрестностей, который вдохновил многих русских художников и писателей.

Памятник Илье Репину, Болотная площадь, Москва

Памятник великому русскому художнику-реалисту Илье Репину (1844-1930) стоит с обратной стороной, направленной в сторону Кремля на другой стороне Москвы-реки, и обращен в сторону впечатляющей Третьяковской галереи на юге. из этого.Он стоит посреди того, что называют Болотной, или Болотной, площадью, местом многих исторических событий на протяжении веков. Здесь в царские времена, в 1671 и 1775 годах, были казнены повстанцы Степан Разин и Емельян Пугачев. Здесь в 2000-е годы прошли многочисленные масштабные политические демонстрации, в той или иной степени протестуя против политики президента России Владимира Путина. Здесь, на Болотной площади, 6 мая 2012 года — ровно два года назад сегодня — российские власти склоняли протестующих к конфликту, а затем отреагировали быстро и жестоко.По сей день в тюрьмах находятся люди, которые оказались втянутыми в это противостояние и использовались властями в качестве примеров для отпугивания будущих демонстрантов. Эта политика сработала. Два года назад сегодня в так называемом Марше свободы собралось около 100 000 участников; сегодня около 500 человек вышли на Болотную площадь, чтобы заявить о солидарности с теми, кто был арестован и все еще находится в тюрьме. Репин не смотрел на казни русских повстанцев в 17 и 18 веках, но он председательствовал на всех протестах 2000-х, больших и малых.Почему-то всегда кажется, что за его спиной всегда стоит особо знаменательное небо, даже когда обычные низкие московские облака закрывают весь солнечный свет. Этот памятник обладает подлинным благородством, красивыми линиями и очень человечным, даже несмотря на то, что он очень большой. Это глубоко осознало меня однажды, когда я подошел к статуе на одной из моих прогулок (я живу в обычном районе) и увидел маленького мальчика, лет восьми-десяти, вырвавшегося из руки матери и бежавшего к черту. наклонился за кожей к статуе.«Репин! Мама! Репин! Смотри, мама! Репин! » — крикнул он с абсолютным искренним ликованием. Для того мальчика статуя не была статуей, это было Репину во плоти. Волнение мальчика по поводу огромного бронзового сооружения было таким же, как если бы он заметил свою бабушку или дедушку и побежал их поприветствовать.

Много лет назад — я говорю о древнем 1979 году — у меня была чудесная возможность побывать в доме Репина в лесу к северо-западу от Ленинграда (Санкт-Петербурга).Это прекрасное деревянное сооружение, наполненное светом, пространством и свежим воздухом, и вы легко можете представить себе художника, живущего и работающего там. Я подозреваю, что репутация Репина как одного из великих портретистов и летописцев низшего и рабочего класса России никогда не подвергнется сомнению. Мне особенно нравится московский памятник. С того дня, как я встретил этого счастливого мальчика, я не могу подойти к памятнику, не услышав в голове слова: «Репин! Репин! Мама, это Репин! »

Нравится:

Нравится Загрузка…

Связанные

Новое поколение русских художников считает свободу — благо смешанное

ST. САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, Россия. На протяжении двух веков русские художники пользовались покровительством сильных мира сего. Как слуги знати, они были вознаграждены богатством и комфортом. Как советские «архитекторы души», те, кто следовали линии партии, пользовались статусом и привилегиями.

Взамен они создали множество музыки, искусства, танцев и театра.

Многовековая патерналистская традиция, породившая композитора Чайковского, танцовщицу Павлову и живописца Кандинского, ушла. Цари, которые когда-то питали искусство, и советские коммунисты, щедро финансировавшие их — в строгих творческих рамках — были отнесены к истории.

С распадом Советского Союза Россия унаследовала сильно разрушенную экономику, мало ресурсов для финансирования искусства и слабое желание их контролировать. Культура была брошена на рынок.

Сейчас новое поколение художников пытается приспособиться к бескомпромиссным требованиям этого рынка, в том числе и Павел Дольский.

«Не имея структуры, хаотично, без какой-либо системы, мы пытаемся открыть свободу», — говорит 24-летний Дольский, сидя на шатком стуле перед холстом в престижном Санкт-Петербургском Институте живописи, скульптуры и архитектуры им. Репина. .

Большие вопросы нависают над Дольским и его коллегами-художниками: узнают ли они, как выжить в этом дивном новом мире без ограничений и убежища, и смогут ли они возродить Св.Богатое культурное и художественное наследие Петербурга?

«Свобода приходит как шторм», — говорит Дольский. «И в результате этого шторма многие оказались на дне моря».

У него славное прошлое, которое поддерживает его. Санкт-Петербург, культурная столица России, готовится отметить в мае свое 300-летие. Его художественное наследие приветствуется во всем мире, в том числе в Балтиморе, который организовал фестиваль Vivat! Петербургский фестиваль до 2 марта.

Это культурное богатство прошлого, однако, только усугубляет сегодняшние финансовые ограничения.

В советское время, в зависимости от его таланта — и его политической смекалки — Дольский получал бы солидную зарплату, имел бы квартиру и студию за бесценок и брал отпуск, субсидируемый Союзом художников. Его искусство, конечно, должно было подчиняться воле государства.

Сейчас он зарабатывает 34 доллара в месяц, считает свои копейки и живет с родителями.Когда ему нужны краски и кисти, его отец должен их покупать. Однако он может рисовать все, что ему нравится.

Слава платит мало

Здесь даже знаменитым платят плохо. Диана Вишнева, прима-балерина легендарного Кировского балета, который выступает в Мариинском театре, танцует изнурительный график и не зарабатывает достаточно, чтобы платить за бензин для своей машины. Она зарабатывает на жизнь выступлениями на зарубежных сценах.

Вероятно, и Дольский, и Вишнева могли покинуть Россию; оба решили остаться.

«Проблема молодого поколения в том, что оно неурегулировано», — говорит Владимир Леняшин, историк искусства и куратор Государственного Русского музея, владеющего крупнейшей в мире коллекцией русского искусства. «Они счастливы быть свободными. Но они сожалеют о том, что времена, когда они пользовались большим спросом, прошли. Они хотели бы, чтобы власти поддержали их. Но они хотели бы делать то, что они хотят, а это невозможно».

Западные художники, по его словам, имеют давнюю традицию наблюдателей за окружающим миром.Между тем русские художники традиционно играли активную роль в политике и считались социальными провидцами.

«Люди, считающие искусство религией?» он говорит. «Они сейчас страдают. По их мнению, искусство и культура заменены рекламой и прочей ерундой. Они по-прежнему считают искусство инструментом влияния на духовную жизнь людей».

Несмотря на оскорбления и репрессии, поколения художников приняли эгалитарные идеалы советского общества. Капитализм, конечно, все это стер.Теперь, возможно, существует более резкое разделение между успешными артистами и теми, кто просто умудряется пройти мимо.

Дольский извиняющимся тоном причисляет себя к привилегированной элите России. Его отец, Александр Дольский, русский бард или романтический певец и автор песен, был одним из самых популярных артистов Советского Союза в 1980-х годах. Когда Павел Дольский пришел в «Репин» в 1996 году в возрасте 18 лет, он наблюдал, как другие пытаются совладать с требованиями школы и своей работой. Некоторые были вынуждены бросить учебу.По его словам, его относительная безопасность заставляла его чувствовать себя виноватым и недостойным.

«Чтобы столкнуться с моими коллегами и иметь чистую совесть, чтобы смотреть им в глаза, я должен был доказать им, что я очень много работаю, как и они», — говорит он. «Так что я приходил в студию каждый день в 9 утра и уходил в полночь».

После выпуска в прошлом году он сделал нечто редкое для образованных молодых россиян: пошел в армию. Самые образованные россияне, особенно из крупных городов страны, идут на все, чтобы избежать призыва.

Возможно, говорит он, его решение присоединиться было еще одним актом искупления предполагаемого греха привилегий. «Может быть, я хотел продемонстрировать, что я был обычным человеком, как и те, кто меня окружает», — говорит он. «Может быть, потому, что я хотел бы избежать обвинений в том, что люди говорят, что меня наняла известная студия, потому что я из известной семьи».

Но жестокая реальность военной службы здесь, когда новобранцы подвергаются жестоким издевательствам со стороны старших солдат, оставила психологические шрамы. Он провел три месяца в больнице с язвами и был выписан после того, как отсидел всего шесть месяцев.

«Все детство и юность я был среди творческих людей», — говорит он. «Внезапно я оказался в мире, где были такие люди, я не мог вообразить, которые были способны на такие плохие вещи».

Большее бремя

В мире, движимом прибылями, художники обнаруживают, что они должны работать как быстрее, так и дольше. Десять лет назад танцоры Мариинского театра, где жили Рудольф Нуриев и Михаил Барышников до того, как они дезертировали, могли репетировать в течение месяца, прежде чем вывести постановку на сцену.

Вот, говорит взволнованная Вишнева, у них всего две недели. «Как будто время потекло быстрее. Раньше был совершенно другой темп жизни», — говорит небрежно атлетичный 26-летний парень, который за последние семь лет исполнил множество изнурительных ролей и провел шесть. месяцев в году гастроли.

«Это очень устает», — говорит она, устало сутулясь за столиком в столовой для персонала за кулисами. «Это похоже на невероятную гонку. Бремя становится все больше и больше.

Многие писатели все еще пытаются осмыслить сейсмические изменения в российском обществе — и переосмыслить их для сцены и экрана. Художественный руководитель Большого драматического театра Кирилл Ю. Лавров говорит, что немногие молодые российские драматурги создают новые важные произведения. Таким образом, он в основном ставит русскую или зарубежную классику или современные пьесы, привезенные со сцен Лондона и Нью-Йорка.

«Россия пережила коренные изменения в своей истории», — говорит голубоглазый, басовый ветеран-актер, бывший депутат Верховного Совета.«Драма не успевает за быстрыми изменениями в социальном и политическом процессе».

Учреждения, которые готовили и поддерживали петербургских художников, конечно, тоже находятся под давлением. Студенты Института Репина спускаются по темным и пыльным коридорам. У большинства есть работа на стороне, чтобы обеспечить себя; в советское время им дали бы щедрые стипендии.

Петербургская школа, основанная в 1757 году Екатериной Великой, является оплотом традиций консервативного искусства города.(Хотя там учились два лидера авангардного движения России начала ХХ века, Василий Кандинский и Казимир Малевич.)

Студенты все еще следуют курсу, разработанному французскими преподавателями школы в конце 18 века. Они начинают с простых композиций, затем в течение шести лет продвигаются вверх к копированию классических европейских картин или скульптур в Эрмитаже. Недавно школа возобновила давно забытую практику отправки учеников проводить время в музеях Флоренции и Рима в рамках их обучения.

Выжившие на скудном государственном бюджете администраторы изо всех сил пытались найти другие источники дохода. Институт стремился привлечь иностранных студентов, и каждый год принимает около 60 студентов из Китая — из 1000 студентов.

Но большинство молодых художников не интересуются классическим подходом школы.

«Нам было тяжело быть на рынке, оказаться в этом новом мире», — говорит Симеон Михайловский, историк архитектуры Репин.

Работа для церквей

Одним из основных заказчиков традиционного искусства Репина является Русская православная церковь. Православные церкви здесь медленно восстанавливаются и ремонтируются после разграбления, заброшенности и сноса коммунистами. Большой спрос на православные иконы, традиционно считающиеся святынями.

В рамках своего обучения Дольский работал по контракту Репина на роспись фресок для Храма Христа Спасителя в Москве. Знаменитая церковь была разрушена динамитом в 1933 году по приказу Иосифа Сталина, восстановлена ​​после распада Советского Союза в 1991 году и окончательно освящена в 2000 году.

Сегодня Дольский работает в институте, помогая реставрировать или создавать картины, мозаики и витражи для Русского православного собора в Курске, примерно в 300 милях к югу от Москвы.

Это именно та работа, которую он выбрал бы, говорит он. По его словам, с тех пор, как он был молодым художником, его тянуло к религиозным и аллегорическим темам, составлявшим основу учебной программы академии на протяжении двух с половиной веков.

Выросший в Санкт-Петербурге, по словам Дольского, дал ему фору в выбранной профессии.В городе, конечно же, есть множество музеев, дворцов и соборов, наполненных произведениями искусства. Будучи молодым студентом-художником, признанные художники, которыми он больше всего восхищался, также были его соседями.

«Когда я почувствовал, что столкнулся с проблемой, — говорит он, — я мог пойти и поговорить с ними напрямую».

В холоде советских репрессий дружба была теплым убежищем. Петербургские художники часами обсуждали искусство и политику в своих тесных квартирах. «Двери всегда были открыты», — говорит он. «Почему? Воровать было нечего.»

Как и многие другие художники здесь, Дольский зарабатывает дополнительные деньги, копируя старых мастеров для так называемых новых русских, деловой элиты страны, которые вешают эти трофеи в своих домах и на дачах. Работая по заказу, Дольский недавно скопировал натюрморт с омаром. «Рог для питья и стаканы» голландского художника 17-го века Виллема Кальфа.

По его словам, работа стоит от 100 до 700 долларов за копию, но большинству художников трудно получить даже эти скромные заказы.

Некоторые, конечно, мне не нравится то, что кажется механической работой.Дольски восхищается каждым мазком кисти.

«Я получаю тихое удовольствие», — говорит он.

Большую часть времени он проводит в небольшой студии у Репина. Его рабочее пространство, отделенное от помещений других художников низкими перегородками из фанеры, занимает часть огромного неоклассического зала с 25-футовым потолком. Как будто Дольский разбил лагерь на древнеримских руинах.

Будущее за границей

Помимо оплачиваемой работы, Дольский пишет для себя. Он предпочитает классический стиль: недавно он завершил портрет своего отца, одетого как средневековый итальянский дворянин.На другой картинке он проиллюстрировал историю слепых, пытающихся описать слона.

Как и многие талантливые русские художники, получившие классическое образование, Дольский видит свое будущее учителем за границей.

«Это очень забавный парадокс», — говорит он. «В этой академии есть очень талантливые художники, которые выживают за чертой бедности, в то время как на Западе есть академии искусств, которым нужны действительно хорошие учителя живописи, и они нанимают людей, которые не являются такими хорошими художниками».

Многие беспокоятся о том, откуда взяться российскому новому поколению художников, если уйдет так много его талантов.Но будущее может быть более безопасным, чем некоторые опасения.

Культура играет слишком важную роль в российском обществе, возможно, чтобы она исчезла. Стремление творить здесь кажется слишком сильным.

«Эта картина похожа на болезнь», — говорит Дольский. «Есть только великая потребность закончить картину. Как только вы ее закончите, это все равно, что снять с плеч огромную ношу. А когда вы закончите, вы почувствуете новую легкость. Свободу начать новое полотно. »

Импрессионизм в России.Рассвет авангарда

Выставка в Музее Барберини посвящена малоизученному ранее восприятию французской светописи в России и демонстрирует интернациональность живописного языка около 1900 года с помощью более 80 работ — от Ильи Репина до Казимира Малевича.

С 1860-х годов Париж как ведущий художественный мегаполис Европы привлекал художников из академий Москвы и Санкт-Петербурга.Петербург. В своем противостоянии импрессионистской живописи современной жизни они освободились от правил академического реализма в России. Встреча с французской живописью вдохновила таких художников, как Илья Репин, Константин Коровин и Валентин Серов, на создание представлений, которые, помимо впечатления от настоящего, отображали моменты чувственного современного мира, обращенного к жизни. Электрический свет, витрины магазинов и архитектура современных бульваров предлагали им мотивы, к которым они подходили с большой живописной свободой. Живопись под открытым небом, вдохновленная импрессионизмом, изменила русское искусство и популяризировала тему пейзажа. Репин, Василий Поленов и их ученики Коровин и Серов исследовали природу Подмосковья и отправились в дальние уголки севера.

Живопись на пленэре и эскизный стиль познакомили художников с мотивами жизнерадостности, оторвавшимися от экзистенциальных тем русского искусства. Беззаботность современного досуга художники запечатлели и в светлых импрессионистских интерьерах на даче.Изучение света в интерьерах и натюрмортах привело к усилению этих жанров, которые в Московской Академии были невысоки. С другой стороны, в портретах и ​​семейных портретах русские художники сочетали непосредственность с психологической интерпретацией, чтобы создать свою собственную разновидность импрессионизма. Вопросы национальной идентичности играли не менее важную роль, чем отношение к реалистической традиции в живописи.

Посетите онлайн сейчас — с 28 августа 2021 года в музее.

Купить билет

Дополнительная информация

Цена: 18,00 €

Цена снижена: 8,00 €

Прием волостных старшин императором Александром III во дворе Петровского дворца в Москве — Илья Репин №

Император Александр III изображен с семьей в окружении придворных и министров вскоре после коронации 5 мая 1883 года, в настоящий момент выступления перед волостными мастерами, представляющими все губернии России.На заднем плане позади императора изображены: императрица Мария Федоровна и дети — цесаревич Николай, Георгий, Ксения, Михаил, Ольга.

Картина была заказана Министерством Императорского Двора, получена И. Е. Репиным летом 1884 года во время работы над полотном «Иван Грозный и его сын Иван 16 ноября 1581 года». Заказ был инициирован художником А.П. Боголюбовым. Основные работы проходили летом 1885 года на Сиверской, где были сделаны многочисленные этюды под открытым небом, и на Александрийской царской даче в Петергофе, где художник писал королевские костюмы к картине, а также в Петербурге. Петербург.

В картуше на рамке помещен текст из речи императора: «Я очень рад снова вас видеть; Искренне благодарю Вас за любезное участие в Наших торжествах, на которые тепло отреагировала вся Россия. Когда вы пойдете домой, передайте мою благодарность, следуйте указаниям и руководству ваших вождей знати и не лгите нелепым и нелепым слухам и не говорите о переделе земель, бесплатных прирзках и тому подобном.

Эти слухи распространяют наши враги.Любая собственность, как и ваша, должна быть неприкосновенной. Дай бог счастья и здоровья. «Размещение слов Александра III на кадре вызвало негативную реакцию Репина, который он написал В. В. Стасову:«… Я не ношу этих подписей на кадрах и в Верещагине, я так устал. Слова, сказанные в этой речи, хорошо известны, и им суждено было произвести очень реальный поворот во всей русской жизни, чего мы не можем отрицать. Эти слова довольно консервативны… ». Изготовленная на заказ рама увенчана гербом Российской Империи и украшена гербами российских губерний.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *