ДЕССАУ-РОСЛАУ • Большая российская энциклопедия
Авторы: В. Н. Стрелецкий /2007/. Актуализация: редакция БРЭ /2020/
Дессау-Рослау. Мавзолей принца Анхальтского в парке дворца Георгиум. 1893–98. Архитектор Ф. Х. Швехтен.
ДЕ́ССАУ-РО́СЛАУ (Dessau-Roßlau), город в восточной части Германии, земля Саксония-Анхальт. Население 80,5 тыс. чел. (2020). Расположен в месте впадения р. Мульде в р. Эльба. Узел автомобильных и железных дорог, транспортный узел. Речной порт.
Образован в 2007 путём объединения городов Дессау и Рослау.
Дессау впервые упомянут в 1213 (в 1298 получил городское право), Рослау – в 1215. В 1471 Дессау стал постоянной резиденцией князей Анхальта, столицей княжества (впоследствии герцогства) Анхальт-Дессау. В 1534 в городах проведена Реформация. 25.4.1626 на мосту через р. Эльба, соединяющем Дессау и Рослау, произошла одна из крупнейших битв Тридцатилетней войны 1618–48. В 1863, после объединения герцогств Анхальт-Дессау, Анхальт-Бернбург и Анхальт-Кётен в герцогство Анхальт, Дессау стал его столицей. Во 2-й пол. 19 в. город развивался как промышленный центр, в 1895 в Дессау основан концерн «Junkers & Co». К нач. 20 в. Дессау стал ведущим в Германии центром производства газового оборудования; с 1915 завод «Junkers & Co» начал выпуск самолётов. В 1907 Дессау и Рослау соединены трамвайной линей. С 1918 Дессау – столица Свободного государства Анхальт. В годы 2-й мировой войны, в 1939–45, Рослау включен в состав Дессау, объединённый город стал крупным центром производства самолётов и авиационных газотурбинных двигателей (заводы фирмы «Junkers Flugzeug- und Motorenwerke»; после войны были демонтированы). 7.3.1945 объединённый город был почти полностью разрушен британской авиацией (в т.ч. трамвайная линия между городами, больше не восстанавливалась). В 1949–90 Дессау и Рослау входили в состав ГДР, с 1990 – в ФРГ.
Центральная часть города распланирована и застроена в основном в сер. 18 – нач. 19 вв. К этому времени относится перестройка замка герцогов (сохранились южное и восточное крылья 16 в. ) архитекторами Г. В. фон Кнобельсдорфом и Ф. В. Эрдмансдорфом. Среди других построек Эрдмансдорфа в стиле классицизма: ансамбли дворцов Луизиум (1774–78; китайский мостик, оранжерея, 1793–94; ныне музей), Георгиум (1780–81; ныне Государственная картинная галерея с коллекцией немецкой, фламандской и голландской живописи 15–20 вв.), театры и жилые дома. Среди построек в неоготическом и неороманском стилях: церкви Святых Петра и Павла (1854–57), Св. Павла (1889–92), Св. Петра (1901–03), водонапорная башня Лютерплац (1895–97), здания Ратуши и почты (оба 1899–1901). В список Всемирного наследия включены памятники архитектурной школы Баухауз: комплекс училища Баухауз, жилой р-н Тёртен (все 1926–28, арх. В. Гропиус) и др. Анхальтская высшая профессионально-техническая школа (один из ведущих в стране вузов в области строительной инженерии и дизайна). Стадион «Пауль-Грайфцу-Штадион» (открыт в 1952) на 20 тыс. зрителей.
В экономике города преобладает сфера услуг (административные, транспортно-логистические, рекреационно-туристические и др). Ведущие отрасли промышленности – машиностроение (в т. ч. энергетическое) и металлообработка (изготовление мостовых конструкций и др.). Ведущее предприятие транспортного машиностроения – завод китайско-швейцарской фирмы «Molinari Rail» (производство пассажирских вагонов и вагонов-рефрижераторов, комплектующих железнодорожного и городского рельсового транспорта). В Дессау-Рослау расположено предприятие «Deutsche Bahn» (ремонт локомотивов и скоростных поездов). Фармацевтический кластер (фасовка и распространение продукции). Предприятия пищевкусовой (пиво, копчёности, выпечка) и мебельной промышленности; традиционное производство деревянных игрушек.
Близ Дессау-Рослау – дворцово-парковые ансамбли, включённые в список Всемирного наследия: Ораниенбаум (основан в 1683, арх. К. Рикверт; англо-китайская часть парка с пагодой, 1793–97), Мозигкау (дворец в стиле рококо, 1752–57, арх. Г. В. фон Кнобельсдорф; ныне музей), Вёрлиц (парк разбит в 1764 – нач. 19 в. в английском стиле по проекту арх. И. Ф. Айзербека; дворец в стиле классицизма, 1769–73, арх. Ф. В. Эрдмансдорф; т. н. Готический дом, 1773–1813, арх. Ф. В. Эрдмансдорф, Г. К. Хезекиль, собрание картин Л. Кранаха Старшего и его школы).
Лучшие достопримечательности и интересные места города Дессау-Росслау. Куда сходить в городе Дессау-Росслау — информация, фото, на карте
Дессау известен с XIII века. В 1570 году он стал столицей княжества Анхальт. Спустя тридцать с небольшим лет княжество распалось, но городок сделали столицей герцогства Анхальт-Дессау, которое существовало вплоть до 1918 года. Что касается Росслау, то он был крохотным рыночным городком, а в 1765 году стал отправной точкой для заграничных походов войск русской императрицы Екатерины Великой, которая, кстати, происходила из рода Анхальтских князей. Первое сближение Дессау и Росслау произошло ровно за век до их объединения: в 1907 году между этими двумя населёнными пунктами было налажено трамвайное сообщение.
Главные достопримечательности Дессау-Росслау сконцентрированы внутри садового королевства Дессау-Вёрлиц, которое возникло во второй половине XVIII века. Этот уникальный комплекс обязан своим появлением князю Леопольду III, просветителю и гуманисту. Он хотел соединить ландшафтные идеи с архитектурными. Князь много ездил по разным странам Европы, видел дворцы, резиденции, особняки и парки в Англии, Франции, Италии. Вместе с князем совершал поездки его друг с университетской скамьи, архитектор Фридрих Вильгельм фон Эрдмансдорф. В результате их путешествий и совместных размышлений на свет появился первый ландшафтный парк Европы, музей под открытым небом, ныне охраняемый ЮНЕСКО и растянувшийся вдоль Эльбы на 142 квадратных километра!
В Дессау-Росслау находятся наиболее интересные места королевства Дессау-Вёрлиц: дворцы Луизиум (Schloss Luisium), Мозигкау (Schloss Mosigkau), Георгиум (Schloss Georgium), Гросскюнау (Schloss Großkühnau) и примыкающие к ним английские сады. Помимо тех дворцов, которые находятся в Дессау-Росслау, в комплекс входят объекты в городах Вёрлиц и Ораниенбаум. Князь Леопольд III желал, чтобы в его садовом королевстве можно было искать вдохновение, мечтать, наслаждаться искусством и воспитывать в себе лучшие качества. Известно, в частности, что художники Василий Кандинский и Пауль Клее, преподававшие в архитектурном колледже Баухаус в Дессау, регулярно приезжали вдохновляться в садовое королевство вместе с семьями. Бывал здесь и уроженец Дессау, композитор Курт Вайль.
Впрочем, одними объектами парка список интересных мест в Дессау-Росслау не исчерпывается. Здесь стоит как минимум заглянуть ещё в замок Росслау, появившийся еще раньше самого Росслау (Burg Roßlau), и посмотреть огромную выставку авиатехники в музее Хьюго Юнкерса (Technikmuseum Hugo Junkers).
Кухня в окрестностях Дессау-Росслау по-крестьянски незамысловата, но по-немецки сытна. Здесь популярны суп из спаржи (Zerbster Spargelsuppe), тушёная рыба с беконом, картофелем и тёмным пивом (Havelberger Bierfleisch), тушёная говядина с овощами (Harzer Wurzelfleisch), копчёные хальберштадтские колбаски (Halberstädter Würstchen), зальцведельский песочный торт (Salzwedeler Baumkuchen). Дессау-Росслау – один из немногих немецких городов, искусственно образованных в XXI веке. Но при этом здесь есть и любопытные исторические места, и гастрономические сюрпризы!
Средняя школа Дессау / Домашняя страница
Комментарии (-1)
Комментарии (-1)
Комментарии (-1)
Комментарии (-1)
Комментарии (-1)
Комментарии (-1)
Комментарии (-1)
Комментарии (-1)
Комментарии (-1)
Комментарии (-1)
Комментарии (-1)
Комментарии (-1)
Комментарии (-1)
Комментарии (-1)
Комментарии (-1)
Комментарии (-1)
Комментарии (-1)
Комментарии (-1)
Комментарии (-1)
Комментарии (-1)
Комментарии (-1)
Комментарии (-1)
Комментарии (-1)
Комментарии (-1)
Комментарии (-1)
Комментарии (-1)
Комментарии (-1)
Комментарии (-1)
Комментарии (-1)
Щелкните здесь для просмотра видео на испанском языке
Посмотреть календарь
Средняя школа Дессау
Tweets by DessauMS
Баухаус Дессау
1925–1931
Расцвет Баухауза пришелся на Дессау. Здесь «Государственный Баухаус» стал «Школой дизайна».
Текст
Удивительно, но после закрытия Баухауза в Веймаре по политическим мотивам переезд в Дессау не привел к кризису в школе. Во всяком случае, это способствовало ее консолидации на пути к разработке новых промышленных продуктов для масс. Провозглашенное на Веймарской выставке 1923 года новое единство искусства и технологии, которое до сих пор является основой международной репутации школы, полностью раскрыло свой потенциал только в Дессау.
Важными сторонниками Баухауза в Дессау были свободолюбивый пионер авиации и изобретатель Хьюго Юнкерс, либеральный мэр города Фриц Гессе и государственный консерватор Людвиг Гроте. Они не только обратились к Баухаусу за решением проблемы нехватки доступного жилья для рабочих в промышленных регионах, но и предвидели новаторские культурные импульсы для города. Как архитектор и дизайнер, уже сделавший себе имя в 1911 со знаменитым стеклянным зданием последней обувной фабрики Fagus-Werk в Альфельде, Нижняя Саксония, Гропиус был тепло встречен отцами города Дессау. За исключением Герхарда Маркса, веймарские мастера Лионель Фейнингер, Василий Кандинский, Пауль Клее, Ласло Мохой-Надь, Георг Муче и Оскар Шлеммер, которые уже были знамениты, последовали за Гропиусом в Дессау и переехали в спроектированные им Дома мастеров. . Это означало, что самая выдающаяся колония художников того времени, известная даже за пределами Германии, находилась в Дессау. Значение этого имиджевого фактора для зарождающейся индустриальной локации невозможно переоценить.
Вид на террасу столовой Баухауса, Баухаус Дессау, фото: Ирэн Байер, около 1927 г.
Архив Баухауза в Берлине / © неизвестно. Вид на террасу столовой Баухауса, Баухаус Дессау, фото: Ирэн Байер, около 1927 года. Фото: неизвестно 1926 г., репродукция 1998 г. Bauhaus-Archiv Berlin, с любезного разрешения Société Kandinsky, Париж.Мастера Баухауза на крыше здания Баухауза: Йозеф Альберс, Хиннерк Шепер, Георг Муче, Ласло Мохоли-Надь, Герберт Байер, Йост Шмидт, Вальтер Гропиус, Марсель Брейер, Василий Кандинский, Пауль Клее, Лионель Фейнингер, Гунта Штёльцль, Оскар Шлеммер.
Фото: неизвестно 1926, репродукция 1998 г. Bauhaus-Archiv Berlin, с любезного разрешения Société Kandinsky, Париж. Bauhaus-Archive Berlin / © VG Bild-Kunst, Бонн, 2017.Здание Баухауза Дессау с северо-запада, архитектура: Вальтер Гропиус / фото: Люсия Мохоли, 1926.
Текст2
С 1926 года бывший Веймарский государственный Баухауз официально назывался Баухаус – школа дизайна. Вместо обычного аттестата подмастерья веймарского периода выпускники получали диплом, а мастера назначались профессорами. Художественные предметы были отодвинуты в сторону в пользу курсов, ориентированных на промышленный дизайн. В то время как ученики Иттена, у которых обычно были стрижены головы, все еще носили объемные плащи в Веймарскую фазу, одежда в фазу Дессау была чрезвычайно современной: мужчины носили облегающие костюмы, а женщины стригли волосы бобом и носили брюки или брюки. юбки до колен.
Однако недоверие и обида были очевидны и в Дессау.
Студенческий билет, Ивана Томленович, Дессау, 1929–1930 гг.
Баухаус-Архив Берлин.Триадический балет. Групповое фото всех фигурок, художник: Оскар Шлеммер / фото: Эрнст Шнайдер, 1927 год.
Текст3
Через год по рекомендации Гропиуса пост директора был передан швейцарскому архитектору и урбанисту Ханнесу Мейеру, ранее возглавлявшему архитектурный отдел, созданный в Баухаусе в 1927. Вместе со студентами Мейер построил Федеральную школу немецких профсоюзов (ADGB) в Бернау недалеко от Берлина и Laubenganghäuser (Дома с выходом на балкон) в Дессау. Его девизом в Баухаузе было: «Потребности людей вместо потребности в роскоши». При этом он следовал ориентированным на продукт идеям Веймарского периода, но в более радикальной манере. По его словам, искусство должно быть не более чем средством для достижения цели. Однако из-за заявленных им симпатий к социалистам Мейер подвергался еще большему риску быть заклеймленным как «культурный большевист». В 1930 декабря он был уволен городским советом за предполагаемую «коммунистическую практику».
Вместе с Людвигом Мисом ван дер Роэ в 1930 году Баухаус приобрел своего последнего и – в отличие от Гропиуса и Мейера – наименее политически настроенного директора. Ориентация школы на архитектуру выросла под его руководством. однако также возрастало отсутствие социально-политических ориентиров. Студенты больше всего пострадали от запрета на любую политическую деятельность и остановки производственных линий.
Класс в Баухаусе в Дессау: Людвиг Мис ван дер Роэ со студентами (слева направо: Аннемари Вильке, Генрих Нойи, Мис ван дер Роэ, Герман Клумпп), фото: Пиус Пал, 1930/1931.
Музей Баухауза в Дессау строится к столетию со дня основания Баухауза и откроется 8 сентября 2019 года, в год столетия.