Дворцов – Дворцов, Василий Владимирович — Википедия

Содержание

Дворцов, Василий Владимирович — Википедия

В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Дворцов.

Дворцо́в Васи́лий Влади́мирович (родился в 1960, Томск) — русский прозаик, поэт, публицист.

Родился в Томске в семье потомственного офицера Владимира Ильича Дворцова. Мать, Тамара Кузьминична Ветрова, — фельдшер-акушер. Детство прошло в селе Молчаново Томской области, на берегу Оби. После школы приехал в Новосибирск, в шестнадцать лет поступив в медицинский институт, но закончил художественное училище. Театральным художником поработал в различных городах СССР, оформил более 50 спектаклей — от кукольных до классических балетов[1][2]. С 1979 года участник зональных и всероссийских выставок. С 1983 года реставратор и художник Русской православной церкви. 400 авторских икон и картин по всей стране и за рубежом ,[3] кроме бригадных работ в Кишинёве и Горьком, лично расписал два сибирских храма в Черепаново и Могочино. Опробовал порядка 20 профессий: от токаря и преподавателя биомеханики актёрам до замглавного редактора в «Общенациональном русском журнале».

С 2000 года публикуется в литературных журналах. Книгами стали романы «Аз буки ведал…», «Каиново колено», «Terra Обдория», повести «Тогда, когда случится», «Кругом царила жизнь и радость», «Ангел Ангелина», сборник прозы «Манефа», драматургический, публицистический и поэтические сборники. Повести и рассказы, статьи и поэтические подборки выходили в журналах и альманахах: «Москва», «Наш современник», «Сибирские огни», «Роман-журнал. XXI век», «Московский вестник», «Сибирская горница», «Огни Кузбаса», «Врата Сибири», «Родная Ладога», «Подъём», «Сибирский Парнас», «Образ», «Русский дом», «Новая книга России», «Крещатик» (Берлин), «Простор» (Алматы), «Север», «Вертикаль. XXI век», «Дон и Кубань», «Литературная учёба», «Новосибирск», «Симбирскъ», «Бельские просторы», «Бийский вестник», «Славянка», «Викинг», «Звёздный голос», «Российская Федерация сегодня», «Достоинство», «Ориентация», «Покров» и др. А также в газетах: «День литературы», «Российский писатель», «Слово», «Литературная Россия», «Завтра», «Кубанский писатель», «Православная Москва», «Новое русское слово» (Нью-Йорк) и др.

Василий Дворцов: «Литература в отношении к иным искусствам основа основ — как математика для остальных наук, и литературный процесс, как процесс национального самосознания и самочувствования, глубиной проработки вечных и злободневных тем, полнотой их охвата призван отвечать культурным и нравственным потребностям общества. Читатель ищет в большой, настоящей литературе свидетельств и толкований своему бытию — как внешнему, так и внутреннему. А сегодняшний читатель, участник и жертва затянувшейся смуты, ищет в книгах особенной мудрости.


Василий Дворцов: «Нация формируется языком. Кровь и почва в этом процессе вторичны. Именно язык созидает народ, через язык в нацию входят и вживаются и новые этносы, и новые пространства. И сам народ меняется языком, посредством которого нацию можно рассеять и мобилизовать, рассечь и возродить. Ведь речь для человека является не „главным средством коммуникации“, а основой его мышления. Речь строит мировоззрение человека.

Если язык формирует нацию, то литература созидает общество. Именно литература определяет и утверждает, делая для всех в обществе равно признанными, те нравственные императивы, на которых уже строятся и политические, и экономические, и социальные институты. Литературный процесс — это процесс национального самосознания. Через и в ходе литературного процесса нация себя видит, себя чувствует, осознаёт и — запоминает. Именно художественная литература является основой, истоком и первопричиной любой цивилизации.

Но художественная литература для цивилизации не только изначальность, она её постоянная животворящая сила, её наполненность и рост, её стержень и покрытие. Именно живой, ежедневно прибывающей литературой определяется роль нации в земной истории и действительности. За пределами литературы цивилизации нет. Ибо там нет ничего человеческого. Только звериное, стихийное, демоническое.»

Романы и повести неоднократно переиздавались, стихи вошли в антологии «Русская поэзия. XXI век».[4] и «Молитвы русских поэтов. XXI»[5]. На поэму «Ермак» композитором Олегом Проститовым написана одноименная опера http://philharmonic.tomsk.ru/article/1-bkz/3056—qq Поэма «Правый мир» изучается на Уроках памяти в школах Краснодарского края http://www.rospisatel.ru/sobytija2018/138.htm

В 2005 г. принят в Союз писателей России (рекомендации — Бородин, Леонид Иванович и Скворцов, Константин Васильевич). С 2009 г. Дворцов — секретарь, член Правления СП России[6], с 2018 заместитель председателя Правления — генеральный директор СП России, куратор Совета молодых литераторов СП России. Также является членом Высшего творческого совета Союза писателей Союзного государства Россия-Беларусь[7]. Член жюри всероссийских литературных премий, конкурсов и фестивалей

[8][9][10], председатель жюри Всероссийского фестиваля-конкурса «Хрустальный родник» (Орёл), организатор и руководитель ежегодного Всероссийского Некрасовского семинара молодых литераторов (Нижний Новгород, Ярославль).[11] Президент Всероссийского литературного фестиваля-конкурса «Поэзия русского слова» (Анапа).[12] Президент Международного молодёжного фестиваля-конкурса поэзии и поэтических переводов «Берега дружбы» (Таганрог) https://www.bibneklin.ru/жюри/ .

В настоящее время проживает в Москве.

Сочинения

Романы
  • «Аз буки ведал…», 2003 год.
  • «Каиново колено», 2005 год
  • «Terra Обдория», 2006 год
  • «Звезда Марии» 2009 г.
Повести
  • «Ангел Ангелина», 2001 г.
  • «Тогда, когда случится», 2006 г.
  • «Кругом царила жизнь и радость», 2012 г.
Рассказы
  • «Нескончаемый патерик», сборник 2006 г.
  • В издательстве «Ковчег» в 2010 г. вышли книгой с названием по первому рассказу «Манефа».
Драматургия
  • «Озеро снов». Пьеса в 2-х актах, 1996 г.
  • «Пришельцы в зоопарке». Пьеса для детей, в 2-х актах, 1997 г.
  • «Не ищите клада в старом замке». Пьеса для детей, в 3-х актах, 1997 г.
  • «Лесная краса, охотник Иван и старый шаман». Пьеса для кукольного театра в 2-х актах 1997 г.
  • «Харбинский дневник». Драма в 3-х картинах, 1998 г.
  • «Портрет. Подражание Гоголю». Драма в 3-х картинах, 1998 г.
  • «Как князь Владимир нашу веру выбирал». Пьеса для детей, в 2-х актах, 1999 г.
  • «Милый Моцарт». Лирическая пьеса в 3-х картинах, 1999 г.
  • «Адмирал. Русская драма». Хроники гражданской войны в Сибири, в 3-х актах, 2000 г.
  • «Зашиверская легенда». Драма в 2-х актах, 2001 г.
  • «Робин Гуд». Пьеса для музыкального театра в 3-х актах, 2003 г.
  • «Вами верю, надеюсь, люблю». Пьеса в 3-х актах, 2007 г.
Поэзия
  • Сборник 2012 г. «Василий Дворцов. Стихи»
  • Поэма «Правый мир» 2014 г.
  • Поэма «Ермак» 2015 г.
Публицистика
  • Сборник «Русские для России», 2012 г.
  • Сборник «Удержание русскости», 2016 г.

Публицистика на сайте «Русская народная линия».

Премии

  • Премия Фонда «Возрождение Тобольска» им. Александра Дунина-Горкавича 2018 г.
  • Премия ИД «Российский писатель» в номинации «Наставник» 2016 г.
  • Международная литературная премия «Пять хлебов» им. В. И. Нарбута 2015 г.
  • Всероссийская литературная премия им. Н. С. Гумилёва 2015 г.[13]
  • Премия ИД «Российский писатель» в номинации «Поэзия» 2014 г.[14]
  • Международная литературная премия им. И. А. Гончарова 2013 г.[15]
  • III Международный литературный форум «Золотой витязь» 2013 г. «Бронзовый диплом» в номинации «Публицистика»[16]
  • Всероссийская литературная премия им. И. А. Бунина 2012 г.
    [17]
  • Всероссийская православная литературная премия св. благоверного князя Александра Невского 2012 г. «Первая премия» в номинации «Проза».[18]
  • IV Международный конкурс художественной и научно-популярной литературы для детей и юношества им. А. Н. Толстого 2012 г. II премия в номинации «Проза для юношества»[19]
  • I Международный конкурс художественной и научно-популярной литературы для детей и юношества им. А. Н. Толстого 2006 г. I премия в номинации «Проза для юношества»[20]
  • Международная премия «Имперская культура» им. Эдуарда Володина 2005 г.[21] Лауреат в номинации «Публицистика»[22]
  • Большая премия «Русского переплёта» 2004 г. в номинации «Проза. Крупная форма».[23]
  • Премия журнала «Москва» за лучшую прозу 2003 года.[24]
  • Премия «Русского переплёта» 2002 г. в номинации «Драматургия».[25]

Критика и исследования

Примечания

wikipedia.green

Дворцов, Василий Владимирович — Википедия. Что такое Дворцов, Василий Владимирович

Дворцо́в Васи́лий Влади́мирович (родился в 1960, Томск) — русский прозаик, поэт, публицист.

Родился в Томске в семье потомственного офицера Владимира Ильича Дворцова. Мать, Тамара Кузьминична Ветрова, — фельдшер-акушер. Детство прошло в селе Молчаново Томской области, на берегу Оби. После школы приехал в Новосибирск, в шестнадцать лет поступив в медицинский институт, но закончил художественное училище. Театральным художником поработал в различных городах СССР, оформил более 50 спектаклей — от кукольных до классических балетов[1][2]. С 1979 года участник зональных и всероссийских выставок. С 1983 года реставратор и художник Русской православной церкви. 400 авторских икон и картин по всей стране и за рубежом ,

[3] кроме бригадных работ в Кишинёве и Горьком, лично расписал два сибирских храма в Черепаново и Могочино. Опробовал порядка 20 профессий: от токаря и преподавателя биомеханики актёрам до замглавного редактора в «Общенациональном русском журнале».

С 2000 года публикуется в литературных журналах. Книгами стали романы «Аз буки ведал…», «Каиново колено», «Terra Обдория», повести «Тогда, когда случится», «Кругом царила жизнь и радость», «Ангел Ангелина», сборник прозы «Манефа», драматургический, публицистический и поэтические сборники. Повести и рассказы, статьи и поэтические подборки выходили в журналах и альманахах: «Москва», «Наш современник», «Сибирские огни», «Роман-журнал. XXI век», «Московский вестник», «Сибирская горница», «Огни Кузбаса», «Врата Сибири», «Родная Ладога», «Подъём», «Сибирский Парнас», «Образ», «Русский дом», «Новая книга России», «Крещатик» (Берлин), «Простор» (Алматы), «Север», «Вертикаль. XXI век», «Дон и Кубань», «Литературная учёба», «Новосибирск», «Симбирскъ», «Бельские просторы», «Бийский вестник», «Славянка», «Викинг», «Звёздный голос», «Российская Федерация сегодня», «Достоинство», «Ориентация», «Покров» и др. А также в газетах: «День литературы», «Российский писатель», «Слово», «Литературная Россия», «Завтра», «Кубанский писатель», «Православная Москва», «Новое русское слово» (Нью-Йорк) и др.

Василий Дворцов: «Литература в отношении к иным искусствам основа основ — как математика для остальных наук, и литературный процесс, как процесс национального самосознания и самочувствования, глубиной проработки вечных и злободневных тем, полнотой их охвата призван отвечать культурным и нравственным потребностям общества. Читатель ищет в большой, настоящей литературе свидетельств и толкований своему бытию — как внешнему, так и внутреннему. А сегодняшний читатель, участник и жертва затянувшейся смуты, ищет в книгах особенной мудрости.


Василий Дворцов: «Нация формируется языком. Кровь и почва в этом процессе вторичны. Именно язык созидает народ, через язык в нацию входят и вживаются и новые этносы, и новые пространства. И сам народ меняется языком, посредством которого нацию можно рассеять и мобилизовать, рассечь и возродить. Ведь речь для человека является не „главным средством коммуникации“, а основой его мышления. Речь строит мировоззрение человека.

Если язык формирует нацию, то литература созидает общество. Именно литература определяет и утверждает, делая для всех в обществе равно признанными, те нравственные императивы, на которых уже строятся и политические, и экономические, и социальные институты. Литературный процесс — это процесс национального самосознания. Через и в ходе литературного процесса нация себя видит, себя чувствует, осознаёт и — запоминает. Именно художественная литература является основой, истоком и первопричиной любой цивилизации.

Но художественная литература для цивилизации не только изначальность, она её постоянная животворящая сила, её наполненность и рост, её стержень и покрытие. Именно живой, ежедневно прибывающей литературой определяется роль нации в земной истории и действительности. За пределами литературы цивилизации нет. Ибо там нет ничего человеческого. Только звериное, стихийное, демоническое.»

Романы и повести неоднократно переиздавались, стихи вошли в антологии «Русская поэзия. XXI век».[4] и «Молитвы русских поэтов. XXI»[5]. На поэму «Ермак» композитором Олегом Проститовым написана одноименная опера http://philharmonic.tomsk.ru/article/1-bkz/3056—qq Поэма «Правый мир» изучается на Уроках памяти в школах Краснодарского края http://www.rospisatel.ru/sobytija2018/138.htm

В 2005 г. принят в Союз писателей России (рекомендации — Бородин, Леонид Иванович и Скворцов, Константин Васильевич). С 2009 г. Дворцов — секретарь, член Правления СП России[6], с 2018 заместитель председателя Правления — генеральный директор СП России, куратор Совета молодых литераторов СП России. Также является членом Высшего творческого совета Союза писателей Союзного государства Россия-Беларусь[7]. Член жюри всероссийских литературных премий, конкурсов и фестивалей[8][9][10], председатель жюри Всероссийского фестиваля-конкурса «Хрустальный родник» (Орёл), организатор и руководитель ежегодного Всероссийского Некрасовского семинара молодых литераторов (Нижний Новгород, Ярославль).[11] Президент Всероссийского литературного фестиваля-конкурса «Поэзия русского слова» (Анапа).[12] Президент Международного молодёжного фестиваля-конкурса поэзии и поэтических переводов «Берега дружбы» (Таганрог) https://www.bibneklin.ru/жюри/ .

В настоящее время проживает в Москве.

Сочинения

Романы
  • «Аз буки ведал…», 2003 год.
  • «Каиново колено», 2005 год
  • «Terra Обдория», 2006 год
  • «Звезда Марии» 2009 г.
Повести
  • «Ангел Ангелина», 2001 г.
  • «Тогда, когда случится», 2006 г.
  • «Кругом царила жизнь и радость», 2012 г.
Рассказы
  • «Нескончаемый патерик», сборник 2006 г.
  • В издательстве «Ковчег» в 2010 г. вышли книгой с названием по первому рассказу «Манефа».
Драматургия
  • «Озеро снов». Пьеса в 2-х актах, 1996 г.
  • «Пришельцы в зоопарке». Пьеса для детей, в 2-х актах, 1997 г.
  • «Не ищите клада в старом замке». Пьеса для детей, в 3-х актах, 1997 г.
  • «Лесная краса, охотник Иван и старый шаман». Пьеса для кукольного театра в 2-х актах 1997 г.
  • «Харбинский дневник». Драма в 3-х картинах, 1998 г.
  • «Портрет. Подражание Гоголю». Драма в 3-х картинах, 1998 г.
  • «Как князь Владимир нашу веру выбирал». Пьеса для детей, в 2-х актах, 1999 г.
  • «Милый Моцарт». Лирическая пьеса в 3-х картинах, 1999 г.
  • «Адмирал. Русская драма». Хроники гражданской войны в Сибири, в 3-х актах, 2000 г.
  • «Зашиверская легенда». Драма в 2-х актах, 2001 г.
  • «Робин Гуд». Пьеса для музыкального театра в 3-х актах, 2003 г.
  • «Вами верю, надеюсь, люблю». Пьеса в 3-х актах, 2007 г.
Поэзия
  • Сборник 2012 г. «Василий Дворцов. Стихи»
  • Поэма «Правый мир» 2014 г.
  • Поэма «Ермак» 2015 г.
Публицистика
  • Сборник «Русские для России», 2012 г.
  • Сборник «Удержание русскости», 2016 г.

Публицистика на сайте «Русская народная линия».

Премии

  • Премия Фонда «Возрождение Тобольска» им. Александра Дунина-Горкавича 2018 г.
  • Премия ИД «Российский писатель» в номинации «Наставник» 2016 г.
  • Международная литературная премия «Пять хлебов» им. В. И. Нарбута 2015 г.
  • Всероссийская литературная премия им. Н. С. Гумилёва 2015 г.[13]
  • Премия ИД «Российский писатель» в номинации «Поэзия» 2014 г.[14]
  • Международная литературная премия им. И. А. Гончарова 2013 г.[15]
  • III Международный литературный форум «Золотой витязь» 2013 г. «Бронзовый диплом» в номинации «Публицистика»[16]
  • Всероссийская литературная премия им. И. А. Бунина 2012 г.[17]
  • Всероссийская православная литературная премия св. благоверного князя Александра Невского 2012 г. «Первая премия» в номинации «Проза».[18]
  • IV Международный конкурс художественной и научно-популярной литературы для детей и юношества им. А. Н. Толстого 2012 г. II премия в номинации «Проза для юношества»[19]
  • I Международный конкурс художественной и научно-популярной литературы для детей и юношества им. А. Н. Толстого 2006 г. I премия в номинации «Проза для юношества»[20]
  • Международная премия «Имперская культура» им. Эдуарда Володина 2005 г.[21] Лауреат в номинации «Публицистика»[22]
  • Большая премия «Русского переплёта» 2004 г. в номинации «Проза. Крупная форма».[23]
  • Премия журнала «Москва» за лучшую прозу 2003 года.[24]
  • Премия «Русского переплёта» 2002 г. в номинации «Драматургия».[25]

Критика и исследования

Примечания

wiki.sc

Дворцов Василий Владимирович

  • Проза
    • Абрамов Федор Александрович
    • Авдюгин Александр, протоиерей
    • Абрамцева Наталья Корнельевна
    • Аверченко Аркадий Тимофеевич
    • Агафонов Николай, протоиерей
    • Агриков Тихон, архимандрит
    • Аксаков Сергей Тимофеевич
    • Александра Феодоровна, страстотерпица
    • Александрова Татьяна Ивановна
    • Алексиевич Светлана Александровна
    • Алешина Марина
    • Альшиц Даниил Натанович
    • Андерсен Ганс Христиан
    • Анненская Александра Никитична
    • Арджилли Марчелло
    • Арцыбушев Алексей Петрович
    • Астафьев Виктор Петрович
    • Афанасьев Лазарь, монах
    • Ахиллеос Савва, архимандрит
    • Бажов Павел Петрович
    • Балашов Виктор Сергеевич
    • Балинт Агнеш
    • Барри Джеймс Мэтью
    • Барсуков Тихон, иеромонах
    • Баруздин Сергей Алексеевич
    • Бахревский Владислав Анатольевич
    • Белов Василий Иванович
    • Бернанос Жорж
    • Бернетт Фрэнсис Элиза
    • Бианки Виталий Валентинович
    • Бирюков Валентин, протоиерей
    • Блохин Николай Владимирович
    • Бонд Майкл
    • Борзенко Алексей
    • Бородин Леонид Иванович
    • Брэдбери Рэй Дуглас
    • Булгаков Михаил Афанасьевич
    • Булгаковский Дмитрий, протоиерей
    • Бунин Иван Алексеевич
    • Буслаев Федор Иванович
    • Бьюкенен Патрик Дж.
    • Варламов Алексей Николаевич
    • Веселовская Надежда Владимировна
    • Вехова Марианна Базильевна
    • Вильгерт Владимир, священник
    • Водолазкин Евгений
    • Вознесенская Юлия Николаевна
    • Волков Олег Васильевич
    • Волкова Наталия
    • Волос Андрей Германович
    • Воробьёв Владимир, протоиерей
    • Вурмбрандт Рихард
    • Гальего Рубен
    • Ганаго Борис Александрович
    • Гауф Вильгельм
    • Геворков Валерий
    • Гиляров-Платонов Никита Петрович
    • Гинзбург Евгения Соломоновна
    • Гоголь Николай Васильевич
    • Головкина Ирина
    • Гончаров Иван Александрович
    • Горбунов Алексей Александрович
    • Горшков Александр Касьянович
    • Горький Алексей Максимович
    • Гофман Эрнст
    • Грибоедов Александр Сергеевич
    • Грин Александр Степанович
    • Грин Грэм
    • Громов Александр Витальевич
    • Груздев Павел, архимандрит
    • Губанов Владимир Алексеевич
    • Гумеров Иов, иеромонах
    • Гэллико Пол
    • Даль Владимир
    • Данилов Александр
    • Дворкин Александр Леонидович
    • Дворцов Василий Владимирович
    • Девятова Светлана
    • Дёмышев Александр Васильевич
    • Десницкий Андрей Сергеевич
    • Дефо Даниэль
    • ДиКамилло Кейт
    • Диккенс Чарльз
    • Домбровский Юрий Осипович
    • Донских Александр Сергеевич
    • Достоевский Федор Михайлович
    • Дохторова Мария, схиигумения
    • Драгунский Виктор Юзефович
    • Дунаев Михаил Михайлович
    • Дьяченко Александр, священник
    • Екимов Борис Петрович
    • Ермолай-Еразм
    • Ершов Петр Павлович
    • Жизнеописания
    • Жильяр Пьер
    • Зайцев Борис Константинович
    • Зелинская Елена Константиновна
    • Зенкова Еликонида Федоровна
    • Знаменский Георгий Александрович
    • Зоберн Владимир Михайлович
    • Игумен N
    • Ильин Иван Александрович
    • Ильюнина Людмила Александровна
    • Имшенецкая Маргарита Викторовна
    • Ирзабеков Василий (Фазиль)
    • Казаков Юрий Павлович
    • Каледа Глеб, протоиерей
    • Каткова Вера
    • Катышев Геннадий
    • Кервуд Джеймс Оливер
    • Керсновская Евфросиния Антоновна
    • Киселева Татьяна Васильевна
    • Кисляков Спиридон, архимандрит
    • Козлов Сергей Сергеевич
    • Кокухин Николай Петрович
    • Колупаев Вадим
    • Константинов Димитрий, протоиерей
    • Королева Вера Викторовна
    • Короленко Владимир Галактионович
    • Корхова Виктория
    • Корчак Януш
    • Кочергин Эдуард Степанович
    • Краснов Петр Николаевич
    • Краснов-Левитин Анатолий Эммануилович
    • Краснова Татьяна Викторовна
    • Кривошеина Ксения Игоревна
    • Кристус Петрус
    • Крифт Питер
    • Кронин Арчибальд Джозеф
    • Кропотов Роман, иеромонах
    • Круглов Александр Васильевич
    • Крупин Владимир Николаевич
    • Куприн Александр Иванович
    • Кучмаева Изольда Константиновна
    • Лагерлёф Сельма
    • Ларионов Виктор Александрович
    • Лебедев Владимир Петрович
    • Леонтьев Дмитрий Борисович
    • Леонтьев Константин Николаевич
    • Лепешинская Феофила, игумения
    • Лесков Николай Семенович
    • Либенсон Христина
    • Линдгрен Астрид
    • Литвак Илья
    • Лихачёв Виктор Васильевич
    • Лукашевич Клавдия Владимировна
    • Льюис Клайв Стейплз
    • Люкимсон Петр Ефимович
    • Лялин Валерий Николаевич
    • Макаров Михаил
    • Макдональд Джордж
    • Макрис Дионисиос
    • Максимов Владимир Емельянович
    • Максимов Юрий Валерьевич
    • Малахова Лилия
    • Мамин-Сибиряк Дмитрий Наркисович
    • Мельников Федор Ефимович
    • Мельников-Печерский Павел Иванович
    • Милн Алан Александр
    • Мицов Георгий, священник
    • Монах святогорец
    • Муртазов Никон, иеродиакон
    • Назаренко Павел
    • Недоспасова Татьяна Андреевна
    • Немирович-Данченко Василий И.
    • Никитин Августин, архимандрит
    • Никифоров–Волгин Василий А.
    • Николаев Виктор Николаевич
    • Николаева Олеся Александровна
    • Нилус Сергей
    • Носов Евгений Иванович
    • Нотин Александр Иванович
    • Оберучева Амвросия, монахиня
    • Павлов Олег Олегович
    • Павлова Нина
    • Пантелеев Л.
    • Панцерева Елена
    • Парамонов Николай, игумен
    • Паустовский Константин Георгиевич
    • Пестов Николай Евграфович
    • Попов Меркурий, монах
    • Поповский Марк Александрович
    • Портер Элионор
    • Поселянин Евгений Николаевич
    • Потапенко Игнатий Николаевич
    • Прочие авторы
    • Пушкин Александр Сергеевич
    • Пыльнева Галина Александровна
    • Рак Павле
    • Раковалис Афанасий
    • Распутин Валентин Григорьевич
    • Ремизов Алексей Михайлович
    • Робсман Виктор
    • Рогалева Ирина
    • Рожков Владимир, протоиерей
    • Рожнева Ольга Леонидовна
    • Россиев Павел Амплиевич
    • Рыбакова Светлана Николаевна
    • Савельев Дмитрий Сергеевич
    • Савечко Максим Богданович
    • Салтыков-Щедрин Михаил Евграфович
    • Санин Варнава, монах
    • Сараджишвили Мария
    • Свенцицкий Валентин, протоиерей
    • Сегень Александр Юрьевич
    • Сегюр Софья Фёдоровна
    • Секретарев Тихон, архимандрит
    • Сент-Джон Патриция
    • Сент-Экзюпери Антуан
    • Сергейчук Алина Борисовна
    • Скоробогатько Наталия Владимировна
    • Смоленский Николай Иванович
    • Снегирев Иван Михайлович
    • Соколова Александра
    • Соколова Наталия Николаевна
    • Соколова Ольга
    • Солженицын Александр Исаевич
    • Соловьев Владимир Сергеевич
    • Солоухин Владимир Алексеевич
    • Степун Федор Августович
    • Стрельцов Артем
    • Сухинина Наталия Евгеньевна
    • Сюсаку Эндо
    • Творогов Питирим, епископ
    • Тихомиров Лев Александрович
    • Ткачев Андрей, протоиерей
    • Толгский Сергий, протоиерей
    • Толкин Джон Рональд Руэл
    • Толстиков Николай, священник
    • Толстой Алексей Николаевич
    • Торик Александр‚ протоиерей
    • Трауберг Наталья Леонидовна
    • Тростников Виктор Николаевич
    • Труханов Михаил, протоиерей
    • Тургенев Иван Сергеевич
    • Тучкова Наталья
    • Уайзмэн Николас Патрик
    • Уайлдер Торнтон
    • Уингфолд Томас
    • Ульянова Валентина
    • Урусова Наталия Владимировна
    • Устюжанин Андрей, протоиерей
    • Филипьев Всеволод, инок
    • Хэрриот Джеймс
    • Цветкова Валентина Ивановна
    • Цебриков Георгий, диакон
    • Чепмен Гэри
    • Чарская Лидия Алексеевна
    • Черных Наталия Борисовна
    • Честертон Гилберт Кийт
    • Честерфилд Филип Стенхоп
    • Чехов Антон Павлович
    • Чинякова Галина Павловна
    • Чудинова Елена Петровна
    • Шевкунов Тихон, архимандрит
    • Шекспир Уильям
    • Шергин Борис Викторович
    • Шипов Ярослав, священник
    • Шипошина Татьяна Владимировна
    • Ширяев Борис Николаевич
    • Шмелев Иван Сергеевич
    • Шорохова Татьяна Сергеевна
    • Шполянский Михаил, протоиерей
    • Шукшин Василий Макарович
    • Экономцев Игорь, архимандрит
    • Юдин Георгий Николаевич
    • Яковлев Александр Иванович
    • Притчи в рисунках
    • Неизвестные авторы
    • Сборники прозы
  • Духовная поэзия

azbyka.ru

Дворцов Н. Г. — это… Что такое Дворцов Н. Г.?

Николай Григорьевич Дворцов (19 декабря 1917, с. Куриловка — 25 января 1985, Барнаул) — член Алтайской краевой организации писателей с 1955 года.

Биография

Николай Дворцов родился на Саратовщине, в селе Куриловка. Учился в школе колхозной молодежи, летом работал табельщиком в полевой бригаде. В 1940 году окончил Саратовский учительский институт, преподавал в средней школе русский язык и литературу. В том же году был призван в Красную Армию. Участвовал в боях Великой Отечественной войны. Испытал ужасы фашистского плена.

С 1947 года жил на Алтае. Работал в книжном издательстве, на краевом радио, в молодёжной газете.

Систематически работая над своими произведениями, Николай Дворцов активно участвовал и в общественной жизни. Он несколько лет редактировал альманах «Алтай», четыре года был ответственным секретарем Алтайской писательской организации. Избирался членом правления Союза писателей РСФСР.

Награждён орденом «Знак Почета», был заслуженным работником культуры РСФСР.

Литературная деятельность

Печататься начал еще до войны. В 1939 году в Саратовской областной газете опубликовал первый рассказ.

Первая книга вышла в Алтайском книжном издательстве в 1953 году. В шестидесятых годах — один из самых известных на Алтае прозаиков. Несколько раз массовыми тиражами издавался его роман «Море бьется о скалы», в основе которого лежат достоверные факты о стойкости советских людей в фашистском лагере военнопленных, в Норвегии. Пять изданий, в том числе в Москве и Новосибирске выдержал роман «Дороги в горах», воссоздающий первые целинные годы на Алтае.

К несомненным удачам автора можно также отнести повесть «Двое в палате», исследующую тему возмездия за предательство, повесть для детей «Пуговицы», отдельные рассказы.

Лучшие произведения отличали глубокий психологизм, острота сюжетных коллизий, пронизанные житейской мудростью раздумья,

Ссылки

Wikimedia Foundation. 2010.

dic.academic.ru

Дворцов — это… Что такое Дворцов?

Дворцов, Николай Григорьевич

Николай Григорьевич Дворцов (19 декабря 1917, с. Куриловка — 25 января 1985, Барнаул) — член Алтайской краевой организации писателей с 1955 года.

Биография

Николай Дворцов родился на Саратовщине, в селе Куриловка. Учился в школе колхозной молодёжи, летом работал табельщиком в полевой бригаде. В 1940 году окончил Саратовский учительский институт, преподавал в средней школе русский язык и литературу. В том же году был призван в Красную Армию. Участвовал в боях Великой Отечественной войны. Испытал ужасы фашистского плена.

С 1947 года жил на Алтае. Работал в книжном издательстве, на краевом радио, в молодёжной газете.

Систематически работая над своими произведениями, Николай Дворцов активно участвовал и в общественной жизни. Он несколько лет редактировал альманах «Алтай», четыре года был ответственным секретарём Алтайской писательской организации. Избирался членом правления Союза писателей РСФСР.

Награждён орденом «Знак Почёта», был заслуженным работником культуры РСФСР.

Литературная деятельность

Печататься начал ещё до войны. В 1939 году в Саратовской областной газете опубликовал первый рассказ.

Первая книга вышла в Алтайском книжном издательстве в 1953 году. В шестидесятых годах — один из самых известных на Алтае прозаиков. Несколько раз массовыми тиражами издавался его роман «Море бьётся о скалы», в основе которого лежат достоверные факты о стойкости советских людей в фашистском лагере военнопленных, в Норвегии. Пять изданий, в том числе в Москве и Новосибирске выдержал роман «Дороги в горах», воссоздающий первые целинные годы на Алтае.

К несомненным удачам автора можно также отнести повесть «Двое в палате», исследующую тему возмездия за предательство, повесть для детей «Пуговицы», отдельные рассказы.

Лучшие произведения отличали глубокий психологизм, острота сюжетных коллизий, пронизанные житейской мудростью раздумья.

Ссылки

dic.academic.ru

10 самых знаменитых дворцов Мира – редкие фото

Дворцы – это большие резиденции царствующих особ и представителей высшей знати.
Они предназначены в первую очередь для демонстрации влиятельности и собственного величия. Люди богатые и могущественные имеют возможности и средства увековечить свою индивидуальность в архитектуре. Мир сегодня просто усеян захватывающими грандиозными дворцами.

Форум-Град представляет десятку самых роскошных дворцов, когда-либо возведённых на земле.

10. Несравненный дворец

Генрих VIII – человек, ревностно почитавший своё могущество, не мог смириться с мыслью, что он менее влиятельный монарх, чем его континентальные соперники. Дворцы, которые он унаследовал, были связаны с тёмными делами его предшественников, поэтому, он решил построить такой, который соответствовал бы королевскому статусу.
Эта резиденция была создана, чтобы стать бриллиантом в короне архитектуры эпохи Возрождения. Ни одно здание не было подобно ему во всем мире. Поэтому Генрих решил назвать свой дворец NonSuch (Несравненный).
Стоимость его была абсолютно ошеломляющей, и результаты превзошли все ожидания монарха. Это был величайший замок в Британии с 1538 года по 1682. Сегодня от него практически ничего не осталось, за исключением фрагментов, которые использовались для строительства других зданий.

Дворец NonSuch

9.Domus Aurea – Золотой дом Нерона

Domus Aurea – дворцовый комплекс с парками, который принадлежал римскому императору Нерону. Это самая большая по площади резиденция монарха, когда- либо существовавшая в Европе.

В перенаселённом Риме, древнем городе на земле, было мало свободного места для строительства великолепных дворцов. Однако, после разрушительного пожара в 64 году н. э, который уничтожил большую часть аристократического района на Палатинском холме, было начато строительство дворца Золотой дом Нерона. Слово «дворец» происходит от названия «Палатина».

Недоброжелатели Нерона которые, к сожалению для него, писали книги по истории, повествуют нам, что монарх ликовал в то время, когда горела земля вокруг Рима. Если это и было правдой, то только потому, что он знал – уничтожение построек даст возможность претендовать на достаточную площадь земли, чтобы соорудить дворец, достойный самого себя.

Domus Aurea занял огромное пространство, не менее 400 тыс. кв. метров города, и включал в комплексе большой бассейн и фермерские поместья для того, чтобы создать впечатление сельской идиллии, по которой тосковали многие римляне.

Во дворце преобладали комнаты с изысканными фресками, вся резиденция была покрыта золотом, украшена драгоценными камнями и слоновой костью. На берегу рукотворного озера стояла 12-метровая бронзовая статуя Нерона. Территория утопала в садах, а в самом дворце были созданы многие чудеса. Например, в одной из столовых был сооружён вращающийся потолок, что позволяло наблюдать за движением звёзд, не выходя из здания.

Когда монарх увидел, что строительство завершено, он воскликнул с типичным для него преуменьшением: «Наконец, я могу жить, как человек!».

Золотым Domus Aurea назывался из-за позолоченного купола, который был впервые применён в Риме не только в храмовой постройке. К тому же, стены и потолок (своды) были украшены великолепной мозаикой, которая в дальнейшем станет массово применяться в храмах Византии.

После его гибели резиденция была передана в общественное пользование. Преемники императора стремились стереть дворец с лица земли. Колоссальная статуя Нерона позже была удалена со своего места и переплавлена. Великолепное строение почти полностью разрушено. На месте озера построили арену, которая дошла до нашего времени и называется Колизей.

Сегодня более тридцати подземных залов отреставрированы и переданы туристам.

«Существует опасность обрушений, Domus Aurea должен быть немедленно закрыт!», – объявил недавно министр по ценностям культуры Италии Рокко Буттильоне. «Рим, – отметил он, – большой музей под открытым небом. Италия должна… заниматься своим огромным культурным наследием».

Дворец NonSuch

8. Дворец Альгамбра

Альгамбра (что в переводе с арабского Al Hamra означает «Красный замок»), расположен в Гренаде и является одним из лучших великолепных архитектурных сооружений Испании.

Такое название, скорее всего, указывает на цвет кирпича, из которого были выложены стены замка. Эта древняя мечеть и крепость, построенная мавританскими правителями для защиты от мусульманских завоевателей в 14 веке, служила резиденцией правительства для нескольких султанов Гренады. Памятник архитектуры был выполнен в типичном мавританском стиле и украшен сложным орнаментом.

Примечательной особенностью замка является использование внутренних парков, садов и фонтанов, которые создают ощущение лёгкости во всем комплексе – инновации, совершенно неизвестные европейской архитектуре того времени. Но главной особенностью, которая больше всего впечатляет современных посетителей, умелая утончённость в самых сложных деталях. Куполообразную крышу Зала Abencerrages, например, украшают более пяти тысяч резных орнаментов.

Позже, когда произошло повторное завоевание Испании христианами, замок, перетерпев некоторые изменения, использовался испанской королевской семьёй.

Дворец Альгамбра

7. Зимний дворец

Зимний в Санкт-Петербурге являлся официальной резиденцией для царей и императоров России. Создал его великий зодчий Растрелли в 1762 году.

Дворец имеет более 1500 комнат, в самой большой из которых могло поместиться 10000 человек.

Самой роскошной по отделке можно назвать Романовскую галерею с портретами царствующих особ дома Романовых. Георгиевский зал примечателен тем, что в нем стоит золотой трон с императорским гербом, а сам он украшен великолепной красоты люстрами и колоннами из мрамора. Зимний сад дворца благоухал множеством тропических растений, которые соседствовали с местными и северными деревьями.

Ширина фасада составляет около 250 метров. Огромные царские палаты насчитывают 1786 дверей, 117 лестниц и 1945 окон.

При Николае I здание подверглось небывалому пожару. Погибла великолепная отделка высокопоставленной резиденции. Огонь унёс целую эпоху из истории России. Через полтора года началось возрождение Зимнего Дворца. Архитектор должен был в короткие сроки не только отреставрировать, но и расширить его, подчеркнув наивысшее могущество Российской империи.

Были восстановлены Большой и Малый тронные залы, Гербовый зал, галерея Отечественной войны 1812 года, Малахитовая гостиная, интерьер которой сохранился до наших дней.

Во время революции 1917 года русская история кардинально изменилась навсегда – вся царская семья была расстреляна. В Зимнем разместилось Временное правительство, а после штурма в ночь с 25 на 26 октября он был жестоко разграблен. И только 30 октября 1917 года новое правительство объявило Зимний Государственным музеем.

Зимний дворец

6. Дворец Blenheim (Бленхейм)

Это один из самых больших дворцов в Великобритании, который, по сути, никогда не являлся королевским домом. Он был построен в период с 1705 по 1724 год и являлся родовым имением герцогов Marlborough. Это крупнейший дворцово-парковый комплекс Англии расположен в предместье Вудстока графства Оксфордшир.

Он был подарен первому герцогу, отличившемуся в войне за испанское наследство. Это одно из самых больших частных имений в Великобритании было местом, где проживал Уинстон Черчилль, потомок герцога, который появился на свет в его стенах в 1874 году.

Сегодня наследник Marlborough со своей семьёй занимают в этом роскошном поместье все восточное крыло.

В наше время туристы могут посещать достопримечательности дворца. В качестве дополнительного бонуса ныне живущий там герцог часто бродит вокруг окрестностей и беседует с посетителями.

Дворец Blenheim

5. Дворец Potala (Потала)

История этого имения относится к 7-му веку, когда местный правитель повелел воздвигнуть в центре города Лхасы (в Тибете), на Красной Горе великолепный царский дом, который одновременно являлся и храмовым буддийским комплексом. Само слово «Потала» переводится с санскрита как «Мистическая гора». Это самый высокий замок в мире – 115 метров, расположился на 3700 метров над уровнем моря. Строение разделено на 13 этажей, занимающих общую площадь свыше 130 000 кв. метров. А весь дворцовый ансамбль раскинулся на 360 тыс. кв. метров.

Никто не знает точных данных о количестве имеющихся здесь залов и комнат. Говорят, что их число примерно более тысячи, и отыщется совсем немного желающих, которые смогут их все обойти. Дворец Потала вошёл в «Книгу всемирного наследия ООН». Это место в Тибете открыто для посещений туристами. Чтобы полностью осмотреть его ценности и реликвии не хватит и нескольких жизней…

Сегодня это функционирующий музей, где монахи поддерживают работу всего исторического ансамбля. Величественное строение поделено на Белый и Красный дворцы, которые были сооружены в разное время. На постройку было затрачено неисчислимое количество камня, золота, дерева и драгоценных камней. Кое-что из представленного наследия в Потале можно видеть на этих фотографиях.

Дворец Potala

4. Императорский дворец в Токио.

Токийский дворцовый комплекс является частным представительством императоров Японии после переезда в японскую столицу из Киото. Хотя его, пожалуй, можно назвать наименее визуально впечатляющим дворцом в этом списке, поскольку он имеет только два этажа. Несмотря на это, он является самой важной достопримечательностью в столице Японии. Его стоимость составляет в разы больше, чем в США весь штат Калифорния. Площадь замка вместе с садами равна 7,41 кв. километров.

В период Эдо он был резиденцией сёгунов. Потому раньше он так и назывался – замок Эдо. Он расположен в окружении старинного парка, высоких крепостных стен и рвов, наполненных водой. Все это было призвано ограждать замок императора, который считался наместником бога на земле, от шума и суеты современного многонаселённого мегаполиса.

Также интересно и то, что ансамбль построен в нескольких стилях. Одни его здания выполнены в европейском архитектурном стиле, другие же – в чисто японском исполнении.

Императорский дворец в Токио

3. Дворец Schönbrunn (Шенбрунн) в Австрии.

Он когда-то был летним домом императоров Габсбургов и расположен в западной стороне столицы Вены. В нынешнем виде был завершён во время правления императрицы Марии Терезы, матери Марии Антуанетты. Моцарт в шестилетнем возрасте играл свои сочинения для императрицы в «Зеркальном зале», и позже просил у неё разрешения жениться Антуанетте.

Дворец имеет более 1440 комнат, 40 из которых разрешено посещать туристам, и огромный лабиринт садов длиной в полтора километра. На территории расположен самый старый зоопарк в мире, основанный в 1752 году. Несмотря на большое количество комнат, в пределах дворца не было никакой кухни. Все приготовления пищи делались в другом здании, и еду в основное здание относили слуги.

Дворец Schönbrunn (Шенбрунн) в Австрии

2. Запретный город.

В течение 500 лет эти здания принадлежали китайским императорам. Они расположены в центре Пекина и являются самым крупным из сохранившихся дворцовых ансамблей в мире – более чем в два раза превышает размеры Ватикана. Общая его площадь составляет 720 тысяч кв. километров. Комплекс построен в традиционном китайском стиле и содержит по легенде около 9999 комнат.

Жизнь в Запретном городе была сильно регламентирована во времена императоров: например, люди разных слоёв должны были есть из чаш разного цвета. Золотые (жёлтые) чаши были разрешены только императору и императрице.

После отречения от престола последнего императора в 1912 году, он находился в пределах города вплоть до 1924 года. Великолепный Старый летний дворец предположительно был одним из чудес света, который уничтожили европейцы во время Второй опиумной войны в качестве наказания за пытки британских переговорщиков.

Запретный город

1. Versailles (Версаль).

Версальский дворец, расположенный недалеко от Парижа, был первоначально охотничьим домиком для короля Людовика XIII в 1632 году. Его преемник Людовик XIV решил в 1661 году расширить его и превратить в сверкающий, великолепный королевский замок. Для этого осушили 800 га болотистой местности, выстроили терем грандиозных размеров, на 100 га окружающей дворцовый комплекс территории разбили сады, аллеи, клумбы, создали фонтаны, озёра. Тогда Версаль стал синонимом роскоши.

В строительстве участвовало 30 000 рабочих. Было затрачено огромное количество денег, только серебра 10 500 тонн. Современные эксперты перевели эти деньги в нынешнюю валюту и получили цифру, равную 259,56 миллиардам евро, при всем при том, что строительство велось в режиме строгой экономии.

С 1666 замок служил резиденцией королям Франции вплоть до 1789 года. Когда по требованию парижской интеллигенции и дворянства король переехал жить в Париж, Версаль перестал быть административным центром страны. В 1801 году его объявили музеем и открыли для посещения туристов. Версаль также известен как место, где был подписан мирный договор, благодаря которому завершилась первая мировая война и гражданская война в США.

Общее количество комнат в Версальском имении превышает 700, число окон около 2-х тысяч, а каминов – 350. Архитектурный стиль дворца послужил в дальнейшем прообразом для Петергофа и Шенбрунна. Регулярный парк Версаля является одним из крупнейших в Европе, где расположены клумбы и фонтаны, оранжерея и террасы. Особенно стоит отметить зеркальный зал, большую галерею, королевскую оперу и дворцовую часовню.

Переживший французскую революцию, памятник истории сегодня является самой значительной достопримечательностью Парижа.

Versailles (Версаль)

designerdreamhomes.ru

Василий ДВОРЦОВ. ПРОДОЛЖИТЬ ПРАВДУ О ЧЕЛОВЕКЕ… Беседа с номинантом Патриаршей премии 2019

 

Василий ДВОРЦОВ

ПРОДОЛЖИТЬ ПРАВДУ О ЧЕЛОВЕКЕ…

Беседа с номинантом Патриаршей премии 2019

 

Портал «Правчтение» продолжает цикл бесед с лауреатами и номинантами Патриаршей литературной премии 2019 года. Портал любезно предложил нам свой материал. На этот раз их собеседник – писатель Василий Дворцов.

 

– Василий Владимирович, после вручения Патриаршей литературной премии прошёл месяц. Чем запомнился вам тот день? Можно ли говорить о том, что к таким дням, сходным с ним, идёшь всю жизнь, и с чего начался – ваш путь?

– Да, есть дни, утверждающие, оправдывающие годы и десятилетия. Когда сообщили, что введён – возведён – в список номинантов Патриаршей премии, доминантой мыслей и чувств накрыли воспоминания об ушедшем полтора года назад духовнике. Царствие Небесное архимандриту Иоанну – человеку просто невероятной, исполинской духовной величины: мистик, аскет, труженик, пастырь, строитель. Сердце неоглядное – на тысячи людей хватало. Отец духовный в полноте этого понятия. Но в прямой речи отец Иоанн редко объяснял свои интуиции, обычно намекал иносказательно и ждал, когда сам догадаешься о неизбежном. Что-то я в наших беседах упустил, не уловил, и когда в 1999 году он буквально, прямыми действиями начал сталкивать меня с комфортного, освоенного, утоптанного пути востребованного церковного художника и реставратора в совершенную неизвестность, я по скудоумию и трусости вступил в противоборство.

Куда он меня толкал? Всё же было хорошо и понятно – я в своём деле признанный мастер, а что там? В неведомой литературе? Мне почти сорок лет, и с чем я туда – с пятком пьес, десятком статей и полусотней стихов? Главное – зачем уходить из комфортности?.. Скорблю о невозвратимых годах необщения. Но когда приехал в монастырь уже автором романов и повестей, беседа пошла, как будто вчера расстались. Говорили и о том, что смирение есть и в осознании себя на своём месте: царь, царевич, король, королевич, сапожник, портной… Тогда профессия – исполнение о себе Промысла Божия. Так что с момента объявления короткого списка, с момента подтверждения правильности моего сегодняшнего пути, до сих пор честно радуюсь несомненной батюшкиной сорадости оттуда. Братья и сестры, слушайте и слушайтесь своих духовников!
 

Писательство на Руси и было, и есть – хлеб если не горький, то с горчинкой; об этом говорит, например, псевдоним основателя пролетарской литературы, теоретика социалистического реализма. Какие черты советской литературы, на ваш взгляд, сделались сегодня «родимыми пятнами прошлого» для литературы современной?

– Горький, Скиталец, Приблудный, Голодный, Бедный… Соцреализм начинался с дерзких босяков, а завершился последней старушкой в последней избушке. Но, понятно, главное-то в нём – не на концах, а в период величия – с 30-х по 60-е годы, эпоху создания и расцвета его собственного, такого вот чисто социалистического эпоса. В прозе и поэзии, в литературной критике, в исторических романах и научной фантастике главный герой – человек труда, подвижник сверхидеи «общего дела», её безоглядный созидатель и защитник. Подчеркну: труда для всех, созидатель для всех, защитник всех.

В тот советский период нашей русской литературой, как никогда и нигде, человек был исследован, рассмотрен, осмыслен и прочувствован именно как человек общественный, как не изымаемая, не выделяемая и, тем более, не отделяемая сущностная часть социума. Что есть правда о человеке, большая правда. Но, конечно же, не вся.

Как философы, рассуждая о личности, после Платона уже не могут не учитывать самобытие социума, организованного в государство, так и русские писатели после великого соцреализма не смогут сочинять героя вне «общего дела». Однако, что уже сделано, то сделано, и сегодня на нас возлагается следующая задача: найти, обосновать новую точку обозрения, дать новое понимание и суждение о человеке – мы должны продолжить правду о человеке, и, прежде всего, правду о человеке веры. Человеке – стяжателе Святага Духа. Как мученичеством, так и праведностью.

 

– Странно в Отечестве получается: стоит выйти из времён идеологической несвободы, как тут же наступают времена несвободы какой-то иной – например, социально-финансовой. Что же лучше для человека, душевное или осязаемое? Когда ему лучше, при каком присмотре властей, и за чем именно?

– Не-свобода в чём? Не-свобода от чего? Писать можем – так в чём наша неволя? Вообще-то на земле нет, не может быть справедливости. Иначе бы и Голгофа не понадобилась.

Мы, христиане, счастливые люди, нам же Апостол Иоанн передал заверение Спасителя: «истинно, истинно говорю вам: всякий, делающий грех, есть раб греха. Но раб не пребывает в доме вечно; сын пребывает вечно. Итак, если Сын освободит вас, то истинно свободны будете» (8, 34-36). И давайте вспомним: «золотой век» русской литературы воссиял при самой жёсткой цензуре Николая Павловича, да и «стальной век» гремел на весь мир под присмотром-прищуром Иосифа Виссарионовича. Про «серебряный» промолчим – разговор особый, долгий, много намешано полуправд, путаницы из-за авторских мистификаций и поздних наслоений, даже в творчестве одного и того же писателя в разные годы необходимо скрупулёзно отделять плевелы декадентства от зёрен классицизма.

Ладно, сегодняшних-то литераторов угнетает что? Обрушение тиражей? Невнимание власти? Обыдление народа? Так что в этом нового? Кольца истории: тиражи Жуковского не выдерживали сравнения с тиражами Барона Брамбеуса, и что было кружковое признание Пушкина против всенародной популярности Булгарина? И чернь – придворная или дворовая – всегда была, есть и будет чернью. А графоманскую свободу «самовыражения в инете» сами же высмеиваем.
 

– Новые времена пытались запустить в русском человеке пружину предприимчивости. Либерал-демократические деятели страстно желали превращения всей страны в предпринимательскую, по американскому образцу. Чтобы каждый был – «ИП», индивидуал с лицензией. Не вышло. Может, не в крови у нас предпринимательство? Или – отбиты, как и сейчас, человеческие руки что-либо делать, и оттого, вот уж который год, «стоим»?

– Не в крови? Точнее будет: не в духе. Однако ответственность, гражданская и мужская, отцовская реализуется, становится видимой, в том числе, и через частную собственность. Умеешь ли ты содержать в порядке свой дом, своё предприятие, свою страну? Хозяин ли ты Земли Русской? Я тут за Сильверста и Иосифа Волоцкого – все соработники, но в одной, конкретной, именной ответственности. Другая сторона – целеполагание: для чего человеку богатеть? Для детей, внуков, не для себя же. Но дети – это вера народа в своё будущее, то есть, опять же, в хозяина Русской земли, а сегодня мы вымираем. И согласен с вами, что наш народ не попался на индивидуальщину обособленного обогащения, своекорыстия, так как он, наш народ, не алчен и несуетлив, и точно проинтуичил, что ИП нужны были только на период разрушения социалистического хозяйствования, а теперь их же, мелких собственников-производителей, планово разоряют, давят. Да, вы правы: именно руки отбивают. Рабочие, мастеровые руки.

 

– В книге «Удержание русскости» – на мой взгляд, замечательном сборнике статей и философского, и социокультурного, и общегуманитарного плана, – вы формулируете целое множество основополагающих определений. Честь и достоинство, мужество и свобода – без чего русский человек не может назвать себя русским, и в чём состоит эта самая русскость, какой идеал она выражает?

–  «Русь Святая храни веру Православную». Русскость – православность прежде всего. Православность вселенская, вечная, неизменная от апостолов до Второго пришествия Господа нашего Иисуса Христа. Это Промысел о России: стать нам Святой Русью и народной богоносностью противиться мировой апостасии. Наше русское мессианство не в имперскости как таковой, не в социальной, национальной или иной какой справедливости, силой навязываемой странам и континентам, мы уже это прошли, и, надеюсь, усвоили.

Мы избраны и очищены такими великими страданиями, чтобы обязательно по Пушкинской речи Достоевского: «…в своей русской душе, всечеловечной и воссоединяющей, вместить в неё с братскою любовию всех наших братьев, а в конце концов, может быть, и изречь окончательное слово великой, общей гармонии, братского окончательного согласия всех племён по Христову евангельскому закону!». Там же Фёдор Михайлович, кстати, и о свободе: «Победишь себя, усмиришь себя – и станешь свободен как никогда и не воображал себе, и начнёшь великое дело, и других свободными сделаешь, и узришь счастье, ибо наполнится жизнь твоя, и поймёшь наконец народ свой и святую правду его». Это же «Стяжи дух мирен, и тогда тысяча душ спасётся около тебя». Истинная русскость в боголюбии, что значит – в крестоношении.

 

– История нашего народа порой отливает самыми загадочными оттенками: дохристианское – в дымке, христианское – в высоколобых спорах, обесхристианивание – в шуме и ярости, нынешнее время – в идеологической прострации. Каков на сегодня итог несчётных лет, помимо навязшего в зубах «выживания»? И какова его цена?

– Вновь вы о смысле жизни, да ещё смысле жизни народа. Тут не цена, не итог в вопросе – а загадка будущего: зачем нам жить? А для пополнения Царствия Божия. Временами пополняется оно сплошь праведниками да угодниками, а есть периоды, когда почти одними мучениками и исповедниками. Отчего эти периоды сменяются? Понятно, от нас, от нашего накала духовного. Или охлаждения. Это наши дела, наши мысли и чувства – средней температурой по палате – и творят нашу историю. Не всё свалишь на подлость врагов, сами во многом виноваты. «Все за всех виноваты».

 

– Литературное пространство России сегодня узурпировано прозападными организациями, преследующими ни от кого не скрываемые цели: перекодирование русского менталитета на западноевропейский лад, в пределе – североамериканский. Отчего так пассивно ведут себя люди, и имеющие отношение к литературе, и отношения к ней не имеющие? Почему словесность вот уже 30 лет как отдана на откуп «людям заезжим»?

– Не «на откуп». В плен. В рабство. Но пассивность и не сопротивление народа «заезжим» как раз и оправдываются этими самыми 30-ю годами: в 80-е и 90-е мы за пару дней собирали многотысячные протестные митинги по любому поводу, а сколько тогда самопровозглашённых лидеров вызывалось повести нацию к процветанию, благополучию, порядку и сытости, теперь и не вспомнить. Но потом митинги усохли в собрания, а народные генералы куда-то пропали, как правило, обретя на старость пару мерседесов или домик на побережье. Да, неподкупных убивали. И Белый дом горел под залпы танковых орудий. А остальные кипеть устали. Отсюда урок: невозможно собираться, организовываться только «против», для того, чтобы из толпы стать народом, из населения нацией, нужно сверхмотивированное «за».

За что мы вместе? Тут возможны разные по весу и ценности ответы, как очень даже патриотические – державные и национальные, так и прагматичные – политические, корпоративные. Классовые и родоплеменные. Многие из них перепробованы и, слава Богу, отброшены. Теперь яснится главный, точнее – единственный ответ: мы можем быть вместе для Бога. В Боге.

Да, больно, горько, но промыслительно, что таким опытом, таким кровавым и слёзным путём нами уже пройдены соблазны и политикой, и социальностью, и национализмом. Так что – отставить уныние: будущее за Православием, и с каждым отказом от ложного и неглавного близится заветный час, когда истинные лидеры – новый гражданин Минин вкупе с новым князем Пожарским – соберут русский народ во имя Христа и вокруг Христа. Другим нас не мобилизовать. Проверено.

 

– Словесники современной поры лишь пытаются – времени прошло, по историческим меркам, ничтожно мало – нащупать формулу и национального бытия, и национальной мечты. В чём они сегодня сходятся, а в чём резко противостоят друг другу?

– Да-да-да: либералы и консерваторы. Западники и славянофилы, диссиденты и деревенщики. Глобалисты и почвенники. Это извечное, стойкое разделение, а, значит, нужное. Мировоззренческое противостояние необходимое для развития общественной мысли, продвижения национального самосознания. При этом надо понимать, что среди писателей нет противников узко, строго политических, но у нас всех есть противники нравственные. Так что писателей, настоящих писателей, при любом их головном разброде, всегда объединяет сердце – нравственность. И народность. Поэт и нравственен-то народностью.

Вот Аполлон Майков: «На нас писателях лежит великий долг – увековечить то, что мы чувствовали со всеми. Нам следует уяснить и осязательно нарисовать тот идеал России, который ощутителен всякому». Ещё один Аполлон, Григорьев: «Поэты суть голоса масс, народностей, местностей, глашатаи великих истин и великих тайн жизни, носители слов, которые служат ключами к уразумению эпох – организмов во времени, и народов – организмов в пространстве».

Отсюда и ответ на ваш вопрос: не можем найти, нащупать формулу – не потому, что времени не хватает, а потому что не с народом, не в народе. Не из народа. Не чувствуем его, не сочувствуем ему.

 

– Какова сегодня роль Церкви в маркировании национального гуманитарного пространства. Помимо Патриаршей литературной премии, выбор которой определяет лучших словесников, реализуются и проекты для детей (конкурс «Лето Господне» имени Ивана Шмелёва), и для зрелых издательств («Просвещение через книгу»). Если бы от вас зависело, какое направление развить усилиями Церкви дополнительно, что бы вы предложили?

– За чем человек входит в церковь и в Церковь? Конечно же, за любовью, в жажде любви. А с чем входит? С налипшими страхами, греховными болячками. Церковь принимает, утешает, научает, целит. Терпеливо, настойчиво. И так вот терпеливо делает вошедших свободными и смелыми. То есть, для жизни в любви, бесстрашной, свободной от греха любви, нужно изменение сознания, которое достижимо в результате волевых усилий, волевых трудов по продвижению человека к Богу и встречной Благодати.

Невозможно стать христианином без церковной практики. И писатель, если он либерал-коммунист, не отстояв, не отмолившись на сотне литургий, вдруг да берётся за тему новомучеников, это же просто мимикрия, изгиб телесный под открывшийся социальный заказ. Ещё и материально обеспеченный…

Я это к чему? Премии – мощнейшие рычаги, направляющие токи литературного процесса, через премии выверяются и утверждаются идейные этико-эстетические лидеры, чьё творчество и мастерство становятся примером к подражанию. Премиями популяризируются и темы, отвечающие вызовам времени. Сегодня, с исчезновением единого государственно-идеологического руля, литературу пытаются направлять очень разные силы.

Были-пропали и возникли-есть откровенно русофобские отметины – «Русский Букер», «Нацбест», «Нос», «Большая книга» – хм-м, «Codex Gigas»; для молодых «Эврика», «Дебют». Есть патриотические – Гончаровская, Александро-Невская, «Прохорово поле», «Имперская культура», «Белые журавли».

Уже более десяти лет как на это поле пришла, успешно укрепляет и расширяет своё присутствие Русская Православная Церковь. Патриаршая премия Кирилла и Мефодия общепризнана самой значимой наградой за вклад в русскую литературу. Вы уже назвали «Лето Господне» для детей и юношества, «Просвещение через книгу», и вот запускаются новые, очень нужные премии – имени Достоевского, Аксакова, святых Петра и Февронии.

Честно говоря, хотелось бы поскорее и поболе: остро необходимо определение и продвижение лидеров конкретно в поэзии, в драматургии, критике. Это искренне радующее количественное распространение влияния Церкви на новую литературу, однако есть востребованность и во внутреннем развитии. Извините, но заметен избыток внимания в сторону историко-биографических текстов. Они нужны, нужны как великолепная воспитательная, педагогическая составляющая процесса, но надо понимать, что этот «житийный» жанр не есть столбовой, стержневой для собственно художественной литературы. Литературный процесс – процесс национального самосознания и самочувствования, это жизнь ума и чувств народа в их непосредственном, непресекаемом приросте.

Но невозможно жить в музее. И потому полнотой охвата как вечных, так и злободневных тем, глубиной их проработки литература призвана отвечать культурным и нравственным потребностям современного ей общества. Читатель, хоть в историческом романе, хоть в фантастическом, всё равно будет искать свидетельств и толкований своему сегодняшнему бытию, как внешнему, так и внутреннему. Главный герой литератур всех времён – герой своевременный.

 

– Соответствует ли сейчас современная русская литература статусу наследницы литературы классической? Чего не хватает ей сегодня для того, чтобы сделаться центром и общественного внимания, и академического изучения?

– Наследницей-то является… Только оглянешься на пантеон наших гениев, и сразу же понимаешь своё место. Примерял я как-то вериги Иринарха Затворника. Некомфортно, а святой ведь тридцать лет вкупе к веригам ещё двадцать сажен цепи на шею наматывал, железом опоясывался и на ноги железные путы крепил, да железной же палкой из себя бесов выбивал. Так, наверное, и стал «центром общественного внимания» – с одной стороны Сапега, с другой Скопин-Шуйский и Минин с Пожарским искали его молитв, просили благословения.

Комфортность сводит художника в творческое малокровие. Комфортность – не обязательно богатство, сытость и уют, это лень душевная, излишнее самосбережение. Так сегодня нашу литературу захватил, накрыл шинельками легион Акакиев Акакиевичей. По должности на разных конкурсах и семинарах читаю молодых авторов – порядка пятисот подборок в год. И почти везде, и почти у всех главный герой даже не маленький, а малюсенький человечек. Эта ковровая акакиевщина вгоняет то в тоску, то в ярость: в тоску, когда автор неталантлив, в ярость – когда одарён несомненно. Да как же можно? – кому нужен твой целлулоидный протагонист, который и любит, и ненавидит в четверть силы, работает в меру необходимости, ликует осторожно и рыдает понемножку?

Творчество – жертвоприношение без торговли. Вот вспомним Каина. В чернильнице должна быть кровь автора, иначе незачем садиться писать, незачем тратить своё время и отнимать чужое, отнимать время чужой жизни. Понятно, что окаянный мир оскудел любовью. Любви катастрофически мало, и жалко юных поэтов и прозаиков, принимающих эту серую мглу уже как должное. Опять же, виденье сей скудости открывается лишь религиозному сознанию. Иоанн в Первом послании: «Кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь».

Посему – опять – отставить уныние: будущее за Православием, и в русской литературе оно ещё многократно просветится синергией волевого движения человека к Богу и встречной Благодати. Просто неправославной русской литературы больше не будет. Большой не будет. 
 

=======================================

Фото – Сергей Ломов

Репродукции – из личного архива Василия Дворцова

denliteraturi.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *