Дворец княгини зинаиды юсуповой схема зала: Схема зала — Дворец Зинаиды Юсуповой

Колоннада (Храм-усыпальница)

В конце XIX – начале ХХ века последняя владелица Архангельского княгиня Зинаида Николаевна Юсупова (1861–1939) часто приезжала в усадьбу вместе с супругом графом Феликсом Феликсовичем Сумароковым-Эльстоном – старшим (1856–1928), после женитьбы также получившим право на титул князя Юсупова, и сыновьями Николаем (1883–1908) и Феликсом-младшим (1887–1967).

Рядом с храмом Архангела Михаила погребена сестра Зинаиды Николаевны Татьяна, умершая в 1888 году. Когда в 1908 году на дуэли погиб старший сын княгини Зинаиды Юсуповой Николай, его похоронили там же. В память об этом трагическом событии Юсуповы решили воздвигнуть в Архангельском новый храм-усыпальницу во имя святителя Николая Чудотворца. Замысел не был полностью воплощен, однако это величественное сооружение, известное также под названием «Колоннада», стало важной и неотъемлемой частью архитектурного ансамбля усадьбы.

Для создания храма-усыпальницы был приглашен видный русский архитектор Р.

И. Клейн (1858–1924). Мастер исторических стилей, Клейн в своих московских постройках виртуозно использовал архитектурные образы далеких эпох. Так, например, универсальный магазин Мюра и Мерилиза (ныне – здание ЦУМа) был им решен в ключе неоготики, Средние торговые ряды на Красной площади – в русском стиле, Бородинский мост – в духе неоклассицизма, основанного на мотивах ампира. Неоклассицизм с отзвуками античного искусства особенно выразительно применен архитектором в проекте Музея изящных искусств (ныне – ГМИИ им. А.С. Пушкина).

Р.И.Клейн. Проект храма-усыпальницы в Архангельском. Продольный разрез. Бумага, тушь, акварель, гуашь. ГНИМА им.А.В.Щусева. Воплощённая постройка отличается от предварительных проектов: создан ещё один подземный ярус здания, интерьеры декорированы иначе.

Р.И.Клейн. Храм-усыпальница в Архангельском. 1900-е годы. Бумага, карандаш,акварель.

ГМУА. Архитектор изобразил задуманную им постройку с воображаемой высокой точки. На рисунке показан неосуществлённый мост, ведущий в центральную часть усадьбы. Вдали на востоке виден храм в Рублёве на высоком берегу Москвы-реки.

Здание храма-усыпальницы стало завершающим аккордом в архитектурной симфонии усадьбы. Это сооружение, наиболее позднее по времени создания, умело включено в ансамбль, складывавшийся более двухсот лет.

Храм-усыпальница является композиционной доминантой значительной территории в восточной части усадьбы. Облик здания изменил и функцию этой территории: ее хозяйственное значение в этот период отошло на второй план, и храм-усыпальница на месте прежнего Житного двора стал олицетворением отвлеченной красоты и отрешенности от суеты.  Первоначальный проект Клейна, осуществленный не до конца, предусматривал возможность движения по оси, ведущей от портика храма-усыпальницы по новому мосту через овраг к Большому партеру. Эта ось, пролегающая с востока на запад вплоть до Театра Гонзаги и расположенных за ним рукотворных парковых рощ, связывала в единую перспективу все части усадебного ансамбля, пересекая и дополняя центральную ось архитектурной композиции, на которую, от въезда в усадьбу до берега реки, по направлению с севера на юг, «нанизаны» Большой дворец и регулярный парк.

  • Купол храма-усыпальницы («Колоннады»). Барельефы – по эскизу Г.Б.Бархина

Здание завершено куполом на барабане с восемью круглыми люкарнами и барельефным фризом: фигуры гениев с гаснущими факелами в руках соседствуют с изображениями декоративных ваз и побегов аканта. Скульптурный декор, ныне, к сожалению, утраченный, имел и вход в усыпальницу в нижней части западного фасада под парадной лестницей: это были барельефные изображения коленопреклоненных ангелов и герб над дверью.

Храм-усыпальница («Колоннада»).
Фрагмент росписи притвора. Художник И.И.Нивинский (при участии А.М.Корина)

Интерьер храма-усыпальницы («Колоннады»). Купол.

Интерьер храма-усыпальницы («Колоннады»). Свод алтарной апсиды.

Внутреннее пространство решено в трех уровнях. Верхнее просторное и высокое помещение, в которое можно попасть через портик, именуется в проекте «Церковью». Богато украшенный интерьер с алтарной частью предназначался для проведения богослужений. Под ним находится подобие часовни, обозначенное как «Усыпальница», без амвона и алтарной апсиды: здесь можно было служить молебны. Еще ниже помещен «Склеп», задуманный как погребальная камера.

Храм-усыпальница («Колоннада»). Терраса с балюстрадами и лестницами – по проекту архитектора А.Н.Кёльха.

Храм-усыпальница («Колоннада»). Общий вид.

Завершающие работы по созданию храма-усыпальницы были прерваны Первой мировой войной и революционными событиями в России. Храм-усыпальница не использовался по прямому назначению. Однако как архитектурное сооружение он неотделим от ансамбля усадьбы Архангельское, а как воплощение художественных вкусов Юсуповых – от истории этой замечательной семьи, внесшей большой вклад в русскую культуру. Памятник, сохраненный в составе музея-заповедника «Архангельское», с 1960-х годов обрел новую жизнь как выразительное экспозиционное пространство, а с 1998 года и как концертный зал, привлекающий сочетанием уникальной акустики и неповторимой красоты интерьеров. За последние 20 лет в рамках усадебных музыкальных сезонов в «Колоннаде» выступали российские и зарубежные исполнители классической музыки – солисты и камерные ансамбли, оперные артисты и хоровые коллективы, звучала музыка разных эпох от Ренессанса до наших дней.

В феврале 2019 года после проведения реставрационных работ, приуроченных к 100- летию музея-заповедника, «Колоннада» вновь открылась как концертная площадка.


Дворец Зинаиды Юсуповой в Санкт-Петербурге

Наверняка каждый прогуливающийся по Литейному проспекту турист или житель Санкт-Петербурга обращал внимание на примечательную двухэтажную постройку на пересечении проспекта и улицы Белинского — дворец Зинаиды Юсуповой. Сегодня я предлагаю вам взглянуть на интерьеры этого старинного княжеского особняка.

Дворец Зинаиды Юсуповой в Санкт-Петербурге

Кариатиды у входа
Как попасть на экскурсию

Дворец Юсуповой на Литейном проспекте не является музеем, попасть в него просто купив билет на входе, увы, не получится. Но в интернете можно найти несколько предложений по посещению особняка от петербургских туристических агентств.

Мне же попался более простой вариант. Многие петербуржцы наверняка знают, что в некоторых исторических зданиях Северной столицы периодически проводятся ювелирные выставки, пригласительные билеты на которые раздают прямо на улице. Я не мог не воспользоваться таким предложением и с удовольствием прошёлся по залам старинного дома.

Парадная лестницаАнфилада второго этажа

Адрес дворца — Литейный проспект, 42. Ближе всего к нему расположены станции метро «Чернышевская» и «Маяковская».

Люстра в одном из залов

Путти
Немного истории

Наверняка для многих из нас самым известным представителем фамилии Юсуповых был князь Феликс Феликсович, один из организаторов убийства Распутина, эмигрировавший во Францию в 1919 году. Зинаида Ивановна Юсупова (урождённая Нарышкина), при которой был построен дворец на Литейном, приходилась Феликсу прабабушкой.

Внутренний дворМаскарон

Строительство двухэтажного каменного особняка длилось с 1852 по 1858 годы. Первоначальный проект здания был разработан Гаральдом Боссе. Впоследствии контроль за проектированием и непосредственным строительством перешёл к архитектору Людвигу Людвиговичу Бонштедту. Последний известен по возведению многих петербургских особняков и общественных зданий. В 60-х годах XIX века зодчий переехал в Германию.

На лестнице расположено большое зеркало

Читайте канал 4traveler в Telegram

След обстрела

При первой владелице особняка, Зинаиде Ивановне, здание обычно стояло пустым — княгиня Юсупова покинула Россию и долгое время жила за границей. Позже хозяйкой здания стала её внучка, Зинаида Николаевна, мать Феликса Феликсовича. В начале XX века дом был сдан в аренду Петербургскому артистическому клубу. Здесь же находился театр «Кривое зеркало».

Во время Первой мировой войны в помещениях дворца располагался госпиталь.

На заднем плане портрет З. И. ЮсуповойГолубая гостиная

С 1949 года в особняке находился Центральный лекторий общества «Знание». Эта организация занимает многие помещения дома и сегодня. Здесь же расположен учреждённый ею Санкт-Петербургский институт внешнеэкономических связей, экономики и права.

Оформление камина

Здесь же

Интересна одна из петербургских легенд. По ней дворец на Литейном проспекте был прообразом дома Пиковой дамы из одноимённой пушкинской повести. На деле же особняк Юсуповой был возведён через 21 год после смерти поэта.

У читателя, наверняка, возникнет вопрос, почему на большинстве фото изображены элементы потолка или стен……всё просто: во время выставок залы напоминают торговые ряды

Нужно сказать, что формат моей бесплатной экскурсии не подразумевал посещение некоторых парадных залов дворца, поэтому я обязательно вернусь сюда ещё раз. Ну а раз мы с вами коснулись такой темы из жизни фамилии Юсуповых, как убийство Распутина, то я хотел бы предложить вам продолжить знакомство с этой историей в материалах о посещении квартиры «старца» на Гороховой или прогулке по пышному Юсуповскому дворцу на Мойке.

Если кратко, в целом:

  • прекрасное историческое здание;
  • существует возможность бесплатного посещения;
  • неподалёку расположено множество интересных достопримечательностей.

Дворец Зинаиды Юсуповой в Санкт-Петербурге на Литейном проспекте

Дворец Зинаиды Юсуповой — историческое здание в Санкт-Петербурге, принадлежавшее семье князей Юсуповых и построенное для Зинаиды Ивановны Юсуповой.

Здание также известно как особняк Зинаиды Юсуповой и Литейный дом княгини Юсуповой.

Этот дворец — одно из самых красивых зданий на Литейном проспекте.

Особняк построен специально для Зинаиды Ивановны Юсуповой, урожденной Нарышкиной, вдовы камергера князя Бориса Николаевича Юсупова.

Строительство длилось с 1852 по 1858 год по проекту архитектора Людвига Людвиговича Бонштедта.

Парадные апартаменты особняка были оформлены в различных стилях, также в доме имелся зимний сад, коллекция декоративно-прикладного искусства и западноевропейской живописи. Многие плафоны и медальоны убранства выполнены художником Н. А. Майковым.

В 1855 году по просьбе княгини было дано разрешение на прижизненное устройство в хороме домовой церкви. Затем на третьем этаже южного служебного крыла особняка плотник Лапшин создал деревянный свод и купол на парусах и арках, опирающихся на стенные столбы. Художественное убранство храма создано в 1857-1859 гг.: стены окрашены в розово-зеленый цвет с позолотой, резной позолоченный иконостас выполнен по проекту А.М. Горностаев. Храм был освящен в 1861 году во имя Покрова Пресвятой Богородицы.

В домовой церкви состоялось венчание княгини Юсуповой с гражданином Франции, генеральным советником министра финансов графом де Шово, маркизом де Серром.

Графиня де Шово умерла во Франции, завещав «Литейный дом» своему правнуку, графу Ф.Ф. Сумароков-Эльстон.

Последним дореволюционным владельцем особняка из рода Юсуповых был правнук Зинаиды Ивановны-Феликс Юсупов (младший).

С 1908 года здание арендует Санкт-Петербургский аристократический клуб. В здании располагался театр пародий «Кривое зеркало».

После 1917 года дворец был национализирован и в его стенах разместились различные организации. Домашняя церковь была разобрана.

Сегодня дом-дворец Зинаиды Юсуповой является памятником истории и архитектуры, имеет два этажа и выполнен в стиле архитектуры итальянского Возрождения с использованием элементов барокко.

Здание полностью облицовано камнем-бременским песчаником из Германии. Главный вход выделен порталом с большими каменными кариатидами. Над входом балкон, украшенный каменными вазами и скульптурами. Также фасад особняка украшают полуколонны и пилястры с капителями.

Здание также богато лепным декором. Здания завершают три фронтона, над центральным из которых можно увидеть гербы Нарышкиных и Юсуповых.

Посетить дворец Зинаиды Юсуповой можно с экскурсией, либо во время выставок, концертов и других мероприятий, проводимых в стенах особняка.

Во дворце особенно красивы Парадная лестница, Государственная канцелярия, Портретный и Концертный залы. Требуется восстановление.

Дворец Зинаиды Юсуповой расположен в центральной части Санкт-Петербурга, по адресу : Литейный проспект, 42.

Координаты дворца Зинаиды Юсуповой : 59°56’18.0″ N 30°20’57.0″ E (59.938333, 30.349167).

Ближайшие станции метро : «Гостиный двор», «Невский проспект», «Площадь Восстания», «Маяковская» и «Чернышевская».

Все средства размещения в Санкт-Петербурге, в том числе в центре города и более удаленных от него можно посмотреть и забронировать здесь

Княгиня Зинаида Юсупова — Блог & Александр Палас Машина времени

Из всех аристократических родов, входивших в состав русского двора, самыми богатыми и важными были, без сомнения, Юсуповы. Они ведут свое происхождение от древних татарских ханов, которые убивали, насиловали и грабили их пути к власти. В 16 веке хан Юсуф заключил непростой союз с Иваном Грозным, создав первое звено в цепи служения Российской короне, которая связывала семью с династией Романовых до конца империи.

Они были созданы князьями русскими и удостоены титула Юсуповых по имени предка Абдул-Мирзы, обращенного в православие, — смелое и умное решение, вероятно, спасшее род от забвения.

Княгиня Зинаида Юсупова родилась в 1861 году, вторая дочь князя Николая Юсупова, великого церемониймейстера при дворе Александра II, и графини Татьяны Рибопьер. Неожиданная смерть старшей дочери, княгини Татьяны, оставила юную Зенаиду единственной наследницей самого большого частного состояния в Императорской России. Высокая и стройная, с «изысканным цветом лица цвета розы, роскошными черными волосами и васильково-голубыми глазами», юная княгиня вскоре стала любимицей петербургского общества. Жизнерадостная, уравновешенная, умная и утонченно утонченная Зенаида очаровывала всех, с кем встречалась; с ее огромным личным состоянием за ней быстро ухаживали подходящие отпрыски из знатных семей по всей Европе. Членов династии Романовых тоже привлекала ее спокойная, задумчивая натура. Великий князь Константин Константинович был одним из ее первых поклонников и посвятил ей несколько своих любовных стихов, пытаясь завоевать ее руку.

Но вместо того, чтобы устроить грандиозный брак, она вместо этого влюбилась в бедного и социально незначимого графа Феликса Сумаракова-Эльстона, офицера кавалергардов.

Эльстоны, по крайней мере, согласно семейной легенде, произошли от короля Пруссии Фридриха Вильгельма IV в результате незаконной связи. Предположительно, король влюбился в фрейлину своей сестры, которая вскоре забеременела. Когда она родила сына, ребенок получил имя Феликс Эльстон, происходящее от французского выражения удивления. Позже Феликс Эльстон женился на графине Елене Сумараковой, последней из ее линии, и получил разрешение Империи принять ее фамилию и титул. Их сын — и будущий муж Зенаиды — Феликс Феликсович, граф Сумараков-Эльстон, родился в 1856 году. Получив образование в знаменитом Пажеском корпусе, он поступил корнетом в Одесский уланский полк Императорской гвардии в 1876 году и через два года принял участие в Русско-турецкая война до прихода в кавалергарды. Высокий и красивый, с щегольскими кавалерийскими усами и голубыми глазами, он производил впечатление в петербургских гостиных, и Зинаида безнадежно в него влюбилась. Князь Николай Юсупов категорически возражал против предложенного союза, убеждая дочь найти себе мужа более подходящего ранга, но молодая женщина была настроена решительно, и 4 апреля 1882 года пара обвенчалась в капелле Кавалергардского полка в Петербурге. Петербург.

Брак между Зенаидой и Феликсом был маловероятным. Известная своей красотой и изяществом, она была беспристрастной и абсолютно верила в аристократический идеал благородства. Она любила общество, обеды и балы и использовала свое огромное состояние, чтобы помогать бедствующим художникам, скульпторам, композиторам и певцам. Граф Феликс мало заботился о таких вещах; с репутацией эксцентричного человека и мыслями, зацикленными на своей военной карьере, он резко контрастировал со своей утонченной женой. Многие из тех, кто его знал, любезно отвергали графа как зануду без воображения, и он никогда не был счастливее, чем на военном смотре. Однако, несмотря на различия, Зенаиде и Феликсу удалось создать стабильный и прочный брак, и они остались трогательно преданными друг другу на всю жизнь.

Князь Николай Юсупов умер в 1891 году. В то время он ходатайствовал перед Императорским Сенатом об особом разрешении, позволяющем его зятю принять фамилию Юсупова, которая в противном случае исчезла бы со смертью его дочери. Прошло два года, прежде чем Александр III, наконец, взял интервью и издал Высочайший указ о присвоении фамилии Юсупов графу Феликсу и любому из его детей. Благодаря этой мере семья Юсуповых в очередной раз была спасена от забвения.

Самоотверженно Зенаида отказалась от собственных удовольствий и интересов и сосредоточила свою жизнь на семье. У нее и ее мужа было два сына, принц Николай, родившийся в 1882 году, и принц Феликс, родившийся в 1887 году, которые дожили до совершеннолетия. Оба мальчика обожали мать, но отношения с властным отцом обычно были натянутыми и всегда формальными. Их утренний ритуал состоял исключительно из поцелуев его руки в знак приветствия, когда он подошел к обеденному столу. Он совершенно не интересовался их жизнью, не задавал вопросов, а Николай и Феликс, в свою очередь, никогда не доверялись отцу, обращаясь к матери за любовью и принятием.

Жизнь Зенаиды была полна несравненных привилегий и роскоши. Семейное состояние было неисчислимым: только по одной дореволюционной оценке ее недвижимости она оценивалась в 350 миллионов долларов. На протяжении многих лет семья разумно вкладывала средства, владея гоночными заводами, промышленными предприятиями, запасами полезных ископаемых и нефти, недвижимостью и одной из величайших в мире частных коллекций произведений искусства. Даже Романовы считали себя бедными по сравнению со своими юсуповскими подданными.(Vorres, 98)

Принцесса владела внушительным количеством дворцов и поместий. В Петербурге было три особняка; виллы в близлежащем Царском Селе и Красносельском армейском лагере; московский дом, бывший когда-то охотничьим домиком Ивана Грозного; усадьба недалеко от бывшей столицы; две усадьбы в средней полосе России; и три разных дома в Крыму. Были и другие владения, редко посещаемые семьей, но ценившиеся за их финансовый вклад в состояние Юсуповых. Одно из их имений на Кавказе протянулось на 125 верст вдоль берегов Каспийского моря: из этой земли шло столько нефти, что она буквально пропитывала землю, и крестьяне смазывали ею колеса своих телег и телег. Зинаида и ее семья каждый год посещали эти владения в частном железнодорожном вагоне, прицепленном к обычному пассажирскому поезду. Эта карета сама по себе была миниатюрным дворцом с вольером, гостиной, столовой и спальнями не только для семьи, но и для их слуг. В нем даже была собственная кухня, чтобы семье не приходилось обедать платой за проезд, предлагаемой железной дорогой. Подобный частный вагон всегда стоял на границе России с Германией, для континентального отдыха.

Центром мироздания Зенаиды был ее дворец на канале Мойки, 94 в Санкт-Петербурге. На трех этажах располагались гостиные, приемные и художественные галереи. Мавританская комната с центральным фонтаном была скопирована прямо с квартиры в Альгамбре. В спальне Зенаиды, увешанной голубым дамасским полотном, стояли длинные ряды шкафов, заполненных ее бесценной коллекцией тиар, ожерелий, серег и брошей. Мебель в ее будуаре принадлежала Марии-Антуанетте; наверху кружилась люстра из горного хрусталя, взятая из спальни мадам де Помпадур в Версале. Картины Рембрандта, Тьеполо, Фрагонара, Бушье, Ватто и Робера украшали стены; мебель была резная и позолоченная золотом и инкрустированная ормолу; а на столах стояли чаши с неограненными бриллиантами, рубинами, изумрудами и сапфирами, служившими просто украшениями. В одном конце дворца, разделенном рядом галерей, находился частный театр в стиле Людовика XV, кремовый с золотом.

В этом тщательно продуманном окружении Зенаида устроила двор, равный которому может быть только сама Императорская семья. Для вечерних представлений нанимались оркестры и балетные труппы, и тысячи гостей могли обедать на золотых или серебряных тарелках, убаюканные совершенством обстановки. Инфанта Эулалия, тетя короля Испании Альфонсо XIII, вспоминала об одном таком вечере: «Принцесса была прекраснейшей женщиной, чья изумительная красота выделялась… Она жила в необыкновенной роскоши в обстановке непревзойденного великолепия, окруженная произведениями искусства. чистейшего византийского стиля… Великолепие и роскошь России, смешанные с утонченностью и самобытностью Франции, достигли своего апогея в Юсуповском дворце. .. Княгиня была одета в придворное платье, усыпанное тончайшими бриллиантами и жемчугом. , утонченно красивой, она носила кокошник, украшенный огромным жемчугом и такими же крупными бриллиантами стоимостью в целое состояние.Ослепительный набор фантастических драгоценностей с Востока и Запада завершал ее костюм: жемчужные нити, массивные золотые браслеты старинного образца, подвески из бирюзы. и жемчуга, разноцветные сверкающие перстни… Все это придавало княгине Юсуповой величественное великолепие византийской императрицы».

Усадьба Зенаиды Архангельское на Москве-реке за пределами бывшей столицы граничила с Ильинским, где проживали великий князь Сергий Александрович и его жена Елизавета Федоровна, и связи между ними и Юсуповыми были тесными и теплыми. В 1886 году граф Феликс был назначен адъютантом великого князя, и, когда Сергий Александрович был назначен генерал-губернатором в Москву, супруги последовали за ними. Зенаида и Елизавета стали особенно близкими доверенными лицами, отношения укрепились, когда принцесса часами помогала великой княгине с ее обращением в Русскую православную церковь. Две женщины проводили долгие дни вместе, катаясь в повозке по окрестным лесам и устраивая пикники на берегу широкой плоской реки. Принц Феликс, младший сын Зенаиды, полюбил великую княгиню, как он позже вспоминал, как «вторую мать» и неоднократно обращался к ней за советом на протяжении всей своей жизни в России.

Зенаида прекрасно осознавала несправедливость имперской системы и использовала свое положение и деньги, чтобы облегчить страдания, которые она видела вокруг себя. В Архангельском она построила школы, больницы, новые дома, церковь и даже театр, все для своих слуг и тех, кто жил в имении, и очень интересовалась их жизнью. Ее сын Феликс позже вспоминал, что никому, кто когда-либо приходил к ней с просьбой или одолжением, никогда не отказывали, а ее щедрость завоевала множество поклонников. В то время как многие аристократы проявляли такую ​​отеческую заботу о своих поместьях, стремление принцессы улучшить жизнь этих простых людей резко противоречило привилегированной жизни, в которой она родилась. Французский живописец Франсуа Фламенг был так впечатлен ее заботой, что однажды заявил: «Пообещайте мне, княгиня, что, когда моя художественная карьера закончится, вы позволите мне стать почетной свиньей Архангельского». Такое дальновидное отношение и просвещенная доброжелательность также произвели глубокое впечатление на великую княгиню Елизавету Федоровну и сыграли немалую роль в ее последующем посвящении менее удачливым.

Однако богатство и власть Зенаиды не смогли защитить ее от жизненных трагедий. В 1907 году ее старший сын, высокий, лихой Николай, влюбился в графиню Марину Гейден, женщину огненного темперамента и несомненной красоты, но намеренно культивировавшую вокруг себя ауру сексуальной интриги. В то время графиня была помолвлена ​​с бароном Арвидом Мантейфелем и, несмотря на его неоднократные протесты, ввязалась в опасную игру, натравливая одного любовника на другого. Николай, решивший жениться на ней, обратился к матери, которая пришла в ужас, что он даже подумывает о таком скандальном союзе. Против ее воли графиня вышла замуж за Мантейфеля, но Николай не позволил роману умереть, преследуя ее во время ее медового месяца и быстро возобновляя их связь. Катастрофа была неизбежна. Одним ранним июльским утром Николай и Мантейфель встретились лицом к лицу на пустынном, покрытом росой лугу на окраине Санкт-Петербурга: раздались выстрелы, и князь Николай, двадцати пяти лет, упал замертво.

Зенаида боялась этого и умоляла младшего сына вступиться за его брата, когда она впервые услышала намеки на дуэль, но Феликс злонамеренно усугубил ситуацию и невольно сыграл ключевую роль в событиях, которые ее вызвали. Позже он вспомнил то утро, когда тело его брата несли во дворец на Мойке, его отец был в слезах, а Зенаида рухнула на носилки, снова и снова крича: «Николай! Николай!» Трагедия едва не сломала скорбящую мать; она не могла заставить себя даже присутствовать на его похоронах и следующие несколько лет провела в тумане слез, находя утешение только в заботе и совете своей подруги великой княгини Елизаветы Федоровны.

Смерть Николаса оставила его двадцатиоднолетнего брата Феликса единственным наследником семейного состояния. Феликс был любознательным молодым человеком, высоким, красивым и культурным, с ярко выраженной эксцентричностью и заслуженной репутацией развратного декадентского аристократа. В детстве он прошел через быструю смену нянек и репетиторов, отпугнув их всех своим неконтролируемым поведением; в отчаянии, его родители, наконец, отправили его в военное училище, прежде чем он закончил свое образование со степенью в Оксфордском университете. Когда он вернулся в Россию в конце своего трехлетнего пребывания за границей, он был более тихим и зрелым, но его разложение переросло в опиум и алкоголь, а также в его нескромные связи как с мужчинами, так и с женщинами.

К 1913 году репутация Феликса была такова, что Зенаида настояла на том, чтобы он женился, и этот ультиматум поддержала императрица Александра. В феврале 1914 года Зенаида наблюдала, «с выражением невыразимой печали в ее все еще прекрасных васильковых глазах», как вспоминал один гость, как Феликс женился на княжне Ирине Александровне, единственной дочери великого князя Александра Михайловича и великой княгини Ксении Александровны, в часовня Аничкова дворца. После короткого медового месяца родители Феликса присоединились к молодоженам в путешествии по Европе. Они были в Бад-Киссингене в августе 19-го.14, когда разразилась Первая мировая война. Группа отправилась в Берлин, надеясь присоединиться к сотрудникам посольства России в поезде, направляющемся в Санкт-Петербург, но по приказу кайзера Вильгельма II они оказались заключенными в своем гостиничном номере. Ирина связалась с наследной принцессой Пруссии Сесиль с просьбой заступиться за своего тестя, но Вильгельм не желал освобождать Юсуповых; вместо этого он предложил им на выбор одно из трех загородных поместий на время войны, заверив их, что они будут чувствовать себя комфортно и защищены. Однако патриотически группа продолжала настаивать на своем возвращении в Россию; через несколько дней и под давлением испанского посла кайзер уступил и заявил, что русские могут уйти. Они направились к вокзалу Анхальтер и обнаружили, что его окружила разъяренная толпа, которая забросала их машину камнями; Зенаида и ее семья едва успели без травм сесть в поезд и с облегчением отправились в Россию.

В первые месяцы войны Зенаида финансировала несколько частных госпиталей для раненых офицеров и солдат, а элегантные гостиные Дворца Мойки превратили в общие палаты. Она щедро пожертвовала Красному Кресту, профинансировав несколько поездов, направлявшихся на немецкий фронт, и создала организацию для помощи оставшимся семьям в их финансовых нуждах. В марте 1915 года она стала бабушкой, когда Ирина родила девочку, которую родители назвали Ириной.

Это было одно из немногих светлых пятен в жизни, все более омраченной печалью. Николай II назначил графа Феликса генерал-губернатором и начальником Московского военного округа, должности, которые требовали его присутствия в бывшей столице. С неохотой Зенаида бросила сына и невестку и поселилась в Москве, где она обнаружила, что население все больше и больше взволновано как военными неудачами войны, так и распространенным мнением, что императрица под влиянием Распутина , каким-то образом был вовлечен в теневой заговор против своей страны и питал сильные прогерманские симпатии. Проблема возникла 19 июня.15 марта в Москве вспыхнули антигерманские беспорядки. На Красной площади собралась большая толпа, призывавшая к убийству Распутина, тюремному заключению императрицы, свержению Николая II и провозглашению великого князя Николая Николаевича императором Николаем III. Военные под руководством графа Феликса не смогли рассеять толпу, которая в конце концов тяготела к монастырю св. Марии и св. Марфы, основанному великой княгиней Елизаветой Федоровной после убийства ее мужа в 1905 году. Здесь они возобновили свою деятельность. нападения, забрасывание монастыря камнями и призыв к появлению «немки»; Чтобы успокоить их, Елизавета Федоровна храбро противостояла толпе, но была встречена обвинениями в том, что она скрывает своего брата, великого герцога Эрнста Людвига Гессен-унд-Бей-Рейн. Лишь прибытие второго отряда вооруженной полиции предотвратило насилие.

В качестве генерал-губернатора и начальника Московского военного округа мужу Зинаиды было поручено поддерживать порядок в городе, и бунт не только служил наглядной демонстрацией нарастающего недовольства династией, но и подчеркивал его бессилие перед лицом оппозиции. Когда она узнала об этом, императрица Александра по понятным причинам рассердилась и потребовала, чтобы ее муж заставил его уйти в отставку. Император, однако, зная, что такие вспышки происходят по всей стране, не хотел противостоять графу. Вместо этого он дождался осени, прежде чем вызвать мужа Зенаиды на неудобную встречу в Царском Селе. Началось оно приятно, но когда император потребовал объяснений, граф Феликс откровенно ответил, что, учитывая условия в стране, таких проявлений следовало ожидать. Затем он пошел еще дальше, выступив против продолжающегося влияния Распутина — смелый шаг, решивший его судьбу. Николай II потребовал его отставки, и граф, радуясь освобождению от обременительных обязанностей, немедленно подал в отставку.

Вместо того, чтобы вернуться в Петроград, Зинаида и ее муж уединились в своем имении Кореиз в Крыму, где они спокойно прожили следующие полтора года. Осенью 1916 года Зенаида получила срочное письмо от своей подруги великой княгини Елизаветы Федоровны, в котором она изложила текущую ситуацию, как она ее видела, и гневно осудила влияние своей сестры Александры и продолжающееся доверие к Распутину. Она умоляла Зинаиду поехать в Царское Село и поговорить с императрицей, сказав, что сама уже несколько лет как отрезана от их прежних отношений. С некоторой неохотой Зенаида согласилась и села на поезд, идущий в Петроград. Императрица приняла ее в Кленовой комнате Александровского дворца, и встреча с самого начала была непростой. При первом упоминании о Распутине Александра попросила княжну уйти, но Зинаида отказалась, уговорив императрицу прислушаться к растущему недовольству и бросить крестьянина. Все было напрасно: через несколько минут Александра встала, сурово взглянула на принцессу и холодно сказала: «Надеюсь, больше никогда вас не увижу!» Когда прибыла великая княгиня Елизавета Федоровна и попыталась поднять этот вопрос, ее сестра, как она потом жаловалась Зенаиде, «отмахнулась от меня, как от собаки!»

Не прошло и месяца, как сын Зенаиды Феликс заманил Распутина во дворец на Мойке и вместе с великим князем Дмитрием Павловичем и еще несколькими заговорщиками хладнокровно убил крестьянина. Как только расследование выявило его роль, император приказал Феликсу отправиться в ссылку внутри России. В сопровождении Ирины и их дочери он уехал из Петрограда в родовое имение Ракитное в центральной России; Зенаида и ее муж быстро последовали за ними, и семья провела холодную и неуютную зиму в уединенном доме, далеком от бурных событий, разразившихся в Петрограде в феврале 1919 года.17.

С Февральской революцией и отречением Николая II власть, державшая князя Феликса в ссылке, исчезла, и все Юсуповы вернулись в столицу, вновь поселившись во дворце на Мойке. Это было опасное время, с частыми облавами и перестрелками на улицах, и опыт оказался слишком тяжелым для хрупкой Зенаиды, которая поспешно вернулась в Кореиз со своей семьей. Хотя сам Феликс несколько раз торопливо посещал дворец на Мойке, чтобы забрать важные картины и фамильные драгоценности, ни один член семьи Юсуповых никогда не жил в его стенах.

В первые месяцы после революции Зенаида с мужем спокойно жили в Кореизе, время от времени навещая Феликса и Ирину в соседнем имении ее отца Ай-Тодор. Были и неприятные инциденты — облавы, назойливая слежка, плохо завуалированные угрозы, — но во времена Временного правительства Александра Керенского они чувствовали себя в относительной безопасности. Ситуация изменилась в октябре 1917 года, когда к власти пришел Владимир Ленин и его большевики. Хотя у Ленина было мало времени на то, чтобы Романовы находились в заключении в разных местах, местные Советы взяли на себя обеспечение соблюдения своей собственной марки революционной справедливости, и дни комфорта вскоре подошли к концу, сменившись частыми лишениями и искренним страхом. Эта непростая ситуация обострилась в апреле 1918 г., когда после подписания Брест-Литовского мира кайзеровская армия оккупировала Украину и большую часть Крыма. Теперь заключенные оказались перед выбором Хобсона: принять предложения защиты от представителей страны, все еще находящейся в состоянии войны с Россией, или столкнуться с неизвестным со все более враждебным Севастопольским Советом. В конце концов, большинство сделало выбор в пользу большевиков, но обнаружило, что немцы слишком сильны и могут легко диктовать условия своего плена.

В течение пятнадцати долгих месяцев Зенаида и ее муж жили этим сомнительным существованием; когда они ложились спать ночью, за стенами своего бывшего дворца им был слышен хруст шагов, когда по имению рыскал постоянный большевистский патруль. Их страх усилился, когда по Крыму начали распространяться слухи о жестокой казни бывшего императора и его семьи в Екатеринбурге; для Зенаиды самый страшный удар был нанесен, когда она узнала, что ее близкая подруга великая княгиня Елизавета Федоровна также была убита, брошена в изолированную шахту в Сибири вместе с шестью другими, с которыми она находилась в заключении. Не было никакой гарантии, что заключенные в Крыму, группа, в которую входили вдовствующая императрица Мария Федоровна, ее дочери Ксения и Ольга и их семьи, великий князь Николай Николаевич и его жена, а также его брат великий князь Петр Николаевич и его семья, не однажды ночью проснуться и выстроиться у стены, чтобы встретить расстрельную команду.

Наконец, в начале 1919 года король Георг V после непрекращающихся мольб своей матери, королевы Александры, отправил британский военный корабль HMS Marlborough, чтобы спасти свою тетю. Вдовствующая императрица, однако, настаивала на том, что она сядет на борт только после того, как всем тем, кто также хотел уйти, будет разрешено это сделать; после долгих переговоров британские военно-морские чиновники согласились, и поэтому Зинаида и ее муж вместе с Феликсом, Ириной и их четырехлетней дочерью присоединились к оборванной группе беженцев, выстроившихся вдоль переполненных палуб, наблюдая, как крымская береговая линия медленно исчезли вдали на пути к неопределенному будущему в изгнании.

Военный корабль отплыл на Мальту, где Юсуповы были вынуждены высадиться. Отсюда они направились в Рим, где Зенаида и ее муж переехали в небольшую квартиру, принадлежащую другу семьи. Феликс и Ирина уехали в Париж, оставив дочь на попечение Зенаиды. В течение следующих нескольких лет, когда Феликс и его жена переехали из Парижа в Лондон и попытались продать то немногое, что у них осталось, Зенаида выступала в роли суррогатной матери, присматривая за ранним образованием юной Ирины и играя с ней в соседнем парке. Родители девочки — ни один из них не был особенно отцовским — наслаждались свободой, которая пришла с заботой Зенаиды, и видели свою дочь лишь изредка. Затем, в 1928, граф Феликс умер. Он был нездоров уже некоторое время, и его жена мужественно вылечила его во время его последней болезни, в то же время заботясь о своей внучке.

Смерть ее мужа была тяжелым ударом для Зенаиды, и ее сын позже вспоминал, что она, казалось, «потеряла большую часть своего духа», когда столкнулась с вдовством. Она переехала в Париж, живя в двух комнатах в доме Мьюза, который ранее купил ее сын, и какое-то время эти четверо — мать, сын, невестка и внучка — составляли счастливую сплоченную семью. Следуя примеру своей матери, Феликс посвятил себя помощи товарищам-эмигрантам; однако у него было мало финансового чутья, и он тратил и раздавал деньги так же быстро, как они поступали, часто оставляя семью в опасном положении. Когда Зенаида перенесла инсульт в начале 19-гоВ 30 лет Феликс изо всех сил пытался наскрести средства, чтобы нанять медсестру, которая помогала бы ухаживать за ней.

Последние годы жизни Зенаиды, хотя и в окружении ее небольшой семьи, были одинокими. Она скучала по мужу и, несмотря на то, что мало заботилась о богатстве, дарованном ей рождением, ей все труднее было примириться с жизнью в изгнании. После второго инсульта она была наполовину парализована и едва могла говорить. Не имея возможности должным образом ухаживать за ней, Феликс скрепя сердце отдал мать в дом престарелых для русских ссыльных в Севре. Именно здесь, вдали от знакомого ей когда-то сверкающего мира дворцов и необыкновенных драгоценностей, 24 ноября 19 года окончательно скончалась княгиня Зинаида Юсупова.39. Похоронена рядом с мужем на кладбище св. Женевьева де Буа в Эссоне, под Парижем. «Она была моим другом, — с грустью писал Феликс, — моим доверенным лицом и опорой на протяжении всей моей жизни. современников. Толпа искренне скорбевших на ее похоронах была лучшей данью уважения этой замечательной женщине».

 

Грег Кинг — известный автор статей о королевской семье в Европе.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *