История одного здания: Шереметевский дворец
Публикации раздела Архитектура
Шереметевский дворец, он же Фонтанный дом, — одно из первых зданий Санкт-Петербурга: его возвели вскоре после основания Северной столицы. С 1712 по 1917 год домом владели графы Шереметевы. В XIX веке он занимал целый квартал от Фонтанки до Литейного. Затем его несколько раз перестраивали, а в советские годы в бывших графских покоях размещали музеи, жилые квартиры и трудовые союзы по заготовке дров. Сейчас в Шереметевском дворце, главном здании усадебного комплекса, располагается Музей музыки.
XVIII век: петербургское приобретение Шереметевых
Шереметевский дворец, Санкт-Петербург. Фотография: Александр Алексеев / фотобанк «Лори»
История комплекса зданий на набережной реки Фонтанки началась в XVIII веке. Поместье, которое позже назвали Фонтанным домом, появилось вскоре после основания Санкт-Петербурга. Император Петр I в 1712 году раздал участки земли своим приближенным. Территория у Фонтанки досталась фельдмаршалу графу Борису Шереметеву. Новый владелец к тому времени был уже немолод и поместьем занимался мало: при нем там строили только мазанковые или деревянные сооружения. В 1719 году фельдмаршал умер. Его вдова Анна Шереметева уехала в Москву. Следить за петербургским имением остался управляющий Иван Бем.
Капитальные здания в усадьбе появились в 1730-е годы — при Петре Шереметеве, наследнике фельдмаршала. Одноэтажный каменный дворец разработал по его заказу архитектор Григорий Дмитриев, автор Аничкова дворца. Тогда же в поместье построили церковь Святых Симеона и Анны — она сохранилась до наших дней.
До 1743 года хозяева нечасто бывали в Фонтанном доме. Петр Шереметев переехал в петербургскую усадьбу, лишь когда женился. После этого дворец снова перестроили: добавили второй этаж и присоединили к зданию церковь Святой Варвары. Новый проект составил Петр Еропкин — один из создателей первого генерального плана Санкт-Петербурга. Работами руководили архитекторы Савва Чевакинский и Федор Аргунов.
В 1767 году умерла жена графа, Варвара Шереметева. После этого он уехал в Москву, и дворец вновь опустел. До 1788 года здание находилось под присмотром управляющих. Иногда его сдавали внаем.
С 1788 по 1809 год дворец принадлежал Николаю Шереметеву. При нем появились летний дом, каретные сараи, садовый павильон. Над этими сооружениями работали составитель генерального плана Ярославля Иван Старов, автор Казанского собора Андрей Воронихин и один из главных петербургских архитекторов конца XVIII века Джакомо Кваренги.
XIX век: официальная семейная резиденция
Иван Аргунов. Портрет графа Бориса Шереметева. 1768. Музей-усадьба «Кусково», Москва
Пьетро Ротари. Портрет графа Петра Шереметева (фрагмент). Около 1760. Музей-усадьба «Кусково», Москва
Владимир Боровиковский. Портрет графа Николая Шереметева (фрагмент). 1818–1819. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Орест Кипренский. Портрет графа Дмитрия Шереметева. 1824. Государственный исторический музей, Москва
В 1809 году комплекс унаследовал Дмитрий Шереметев — ему было всего шесть лет, поэтому усадьбой распоряжались опекуны. Именно тогда Фонтанный дом стал основной графской резиденцией. Поместье и основное здание снова сильно изменились. Архитектор Иероним Корсини переделал интерьеры парадных гостиных, создал ограду и главные ворота со стороны Фонтанки в необарочном стиле и руководил строительством одного из новых флигелей — Садового. Также на территории появилось еще несколько строений, в том числе со стороны Литейного проспекта.
В 1871 году усадьба перешла к Сергею Шереметеву — последнему из графского рода. При нем комплекс разделили на хозяйскую и доходную части. Во дворце со стороны Фонтанки жили сами владельцы, там же проходили собрания нескольких научных обществ, в которых состоял граф, в том числе Общества любителей древней письменности — его основателем был сам Шереметев. В той же части дворца хранились семейный архив, коллекция живописи и скульптуры.
Часть усадьбы со стороны Литейного проспекта сдали в аренду. Там разместились доходные дома и торговые павильоны. А на северной стороне комплекса построили Театральный зал, который снимали несколько трупп. На этой сцене ставили камерные спектакли Всеволод Мейерхольд, Николай Евреинов, Михаил Фокин.
Необарокко, шелк и золото: внешний вид и интерьеры Шереметевского дворца
Камин. Шереметевский дворец, Санкт-Петербург. Фотография: Staryh Luiba / фотобанк «Лори»
Витрина со смычковыми инструментами. Шереметевский дворец, Санкт-Петербург. Фотография: Staryh Luiba / фотобанк «Лори»
Этрусская гостиная, рояль Михаила Глинки. Шереметевский дворец, Санкт-Петербург. Фотография: Staryh Luiba / фотобанк «Лори»
Нынешний вид здание на Фонтанке приобрело в два этапа. Фасад и очертания дворца оформились во второй половине XVIII века, при Петре Шереметеве. Савва Чевакинский и Федор Аргунов добавили к зданию второй этаж. Центральная часть дворца разместилась в глубине парадного двора, два изогнутых крыла-флигеля выступали вперед. Подъезд украсили позолоченные скульптуры коней — их создал австрийский скульптор Иоганн Франц Дункер.
Здание относилось к популярному в те годы стилю русское барокко. Для него были характерны пышный декор, контрастные цвета, обилие скульптур. На фасаде дворца появились пилястры, резные оконные карнизы, лепные украшения, в том числе фигуры львов — часть фамильного герба Шереметевых.
Другие перемены произошли в первой половине XIX века и касались в основном графских покоев. Николай Шереметев, третий владелец усадьбы, хотел обустроить дворец для своей жены, бывшей крепостной актрисы Прасковьи Ковалевой-Жемчуговой. Часть комнат стала личными покоями супругов, другую часть выделили под парадные гостиные.
Больше всего дворец изменил его следующий владелец, Дмитрий Шереметев. Граф захотел перестроить поместье по моде второй трети XIX века и для этого обратился к Иерониму Корсини. Архитектор заменил оформление покоев и придумал новый, пышный декор. Так к 1846 году на месте старой Зеленой гостиной появилась Желтая, или Золотая. Ее стены были обиты лионским штофом — дорогими шелковыми обоями с узором. Потолок украсили золотым плафоном с чернением, вместо печей установили фигурный камин. В 1870-х годах интерьер снова обновили: золоченую мебель заменили на гарнитур из амаранта и декорировали его желтым штофом.
Интерьер Этрусской гостиной Корсини придумал на основе модных веяний первой половины XIX века. В то время археологи нашли в Италии остатки древних городов — Помпеи и Геркуланума, которые погибли во время извержения вулкана. Под слоем пепла уцелели фрагменты настенных росписей, мозаики, вазы. Об этом быстро узнали в аристократических кругах, и древнеримские мотивы вошли в моду у знати.
Иероним Корсини лично создал орнаменты для панно в Этрусской гостиной: совместил разные узоры и нашел способ неритмично их чередовать. Комната стала оранжево-черной. На стенах Корсини поместил цитаты из вазовой живописи. Часть росписей отсылала к знаменитым мозаикам Виллы Цицерона — так ученые назвали дворец, обнаруженный в Помпеях.
В Оружейном зале Шереметевского дворца вместо античных колонн появились пилястры — колонноподобные вертикальные выступы на стенах. Малахитово-зеленую обивку стен сменила белая, под мрамор. От старого интерьера Корсини сохранил два беломраморных камина, которые гармонировали с новой отделкой.
Читайте также:
- История одного здания: дворец Юсуповых на Чистых прудах
- История одного здания: дом Мурузи в Санкт-Петербурге
- Гид по Красной площади: маршрут от Государственного исторического музея
XX век: коммуналки, НИИ, музеи
Фрагмент парадной двери. Шереметевский дворец, Санкт-Петербург. Фотография: Заноза-Ру / фотобанк «Лори»
Фрагмент опоры ограды. Шереметевский дворец, Санкт-Петербург. Фотография: Заноза-Ру / фотобанк «Лори»
Фрагмент ограды. Шереметевский дворец, Санкт-Петербург. Фотография: Александр Щепин / фотобанк «Лори»
После революции Сергей Шереметев передал дворцовый комплекс новой советской власти. В здании открылся Музей дворянского быта и быта крепостных XVIII–XX веков. В собрание попали и коллекции Шереметевых: живописные полотна и скульптуры, старинное оружие, обширная библиотека. Помещения рядом с музеем занял трудовой союз по заготовке дров «Северокустарь». В 1928 году во дворец также въехал Астрономический институт и его лаборатории.
В этот период несколько флигелей отдали под коммунальные квартиры. Их получали как служебное жилье сотрудники ленинградских музеев. В доме жила поэтесса Анна Ахматова с мужем — историком искусства Николаем Пуниным.
Музей быта в Шереметевском дворце работал до начала 1930-х годов. Затем ленинградские чиновники решили, что экспозиция, связанная с жизнью до революции, не нужна. Экспонаты передали в другие собрания: Русский музей, Государственный Эрмитаж, Публичную библиотеку. Некоторые предметы отправились в городские комиссионные магазины.
В 1935 году в правом крыле Шереметевского дворца открылся Дом занимательной науки. У входа во флигель установили табличку: «Собственный меридиан Дома занимательной науки. Координаты: 59°57′ сев. широты, 30° 19′ вост. долготы». Музей работал до начала Великой Отечественной войны, затем многие его сотрудники ушли на фронт. Некоторые экспонаты закопали в саду дворца. Сейчас они считаются утерянными.
После Великой Отечественной войны во дворце разместился Арктический научно-исследовательский институт. Он находился там до 1988 года, а в 1990-м городские власти передали территорию Шереметевского дворца со стороны Фонтанки Музею театрального и музыкального искусства. В северной части усадьбы в 1989 году разместили Музей Анны Ахматовой, а в 1991-м открылся Государственный драматический театр «На Литейном».
Бассейн во дворце: как реконструировали Фонтанный дом
Этрусская гостиная. Шереметевский дворец, Санкт-Петербург. Фотография: Staryh Luiba / фотобанк «Лори»
Кабинет графов Шереметевых во дворце на набережной Фонтанки. Фотография: Сергей Смольский / ТАСС
Концертный зал. Шереметевский дворец, Санкт-Петербург. Фотография: Staryh Luiba / фотобанк «Лори»
В 1930-е годы, когда советская власть закрыла Музей дворянского быта, начали разрушаться интерьеры Иеронима Корсини. Также усадьба сильно пострадала в военные годы. Из-за обстрелов рухнула часть крыши, вылетели окна, осколки повредили системы отопления и вентиляции.
После блокады началась реконструкция здания. Ее вел НИИ Арктики и Антарктики. Сотрудники института приспособили здание под собственные нужды. Вместо помещений, где при Шереметевых располагалось Общество любителей древней письменности, построили бассейн, в котором испытывали модели кораблей. Часть комнат разделили перегородками и переоборудовали в лаборатории. Стены из искусственного мрамора в Оружейном зале закрасили масляной краской, а ржавые детали медно-чугунных парадных ворот заменили на копии из силумина — сплава алюминия и кремния.
Когда здание в 1990-е годы передали Музею театрального и музыкального искусства, началась большая реконструкция. В 2000–2010-х годах восстановили исторические интерьеры Корсини по фотографиям и архивным документам. Работы занимали много времени: например, чтобы заменить утраченные части парадных ворот на Фонтанке, потребовалось около трех лет. Ограду демонтировали до фундамента, отлили из чугуна необходимые детали и вставили их на место.
Некоторые покои воссоздавали по частям. Чтобы отреставрировать закрашенные в советское время стены Белого зала, мастера работали около двух лет. Они вернули позолоченные украшения на стены, но не смогли заново расписать потолок. Часть росписей, которые удалось расчистить, законсервировали, и сейчас посетители дворца могут увидеть их во время экскурсии по анфиладе парадных залов — она занимает второй этаж дворца. А на первом этаже расположился Музей музыки с богатой коллекцией инструментов разных стран и эпох.
Автор: Тата Боева
Теги:
История одного зданияАрхитектураПубликации раздела Архитектура
интересные факты о Шереметевском дворце
«Санкт-Петербург.ру» рассказывает историю Фонтанного дома (если что, называется он так из-за близости к реке Фонтанка): зачем дворец постоянно перестраивали, какие известные личности в нем веселились, почему его разграбили, а также причем тут Пушкин и Ахматова.
Вечные перестройки и удачная партия
В 1712 году река Фонтанка называлась Безымянным Ериком. По нему проходила южная граница Петербурга. Окраины города (как и сам город) необходимо было благоустраивать, поэтому Петр I жаловал земельные участки особо отличившимся горожанам или своим приближенным.
Участок между рекой и линией нынешнего Литейного проспекта император отдал графу Борису Шереметеву. На тот момент Шереметев уже получил несколько поместий за военные заслуги и умело с ними управлялся. Граф должен был выполнить условие: построить на участке «хоромное дворовое строение».
Первые строения изысканной архитектурой не блистали. Все было просто: сначала появились домики из дерева, затем – из камня. В 1730-е на участке вырыли большой пруд. Грунт же пустили на подсыпку проезжей части Литейного проспекта.
В начале 1740-х годов вместо деревянных корпусов Шереметев приказал построить дом для своего сына Петра. Это был одноэтажный каменный дворец в стиле русского барокко. Через лет 10 появился и второй этаж. В доме был театр, поэтому там часто гостили артисты и музыканты, разыгрывали домашние «благородные» спектакли, выступал оркестр.
По поводу денег: Петр Шереметев с 1743 года был женат на княжне Варваре Черкасской. Брак оказался удачным, так как приданое удвоило его состояние: он стал владельцем 44 имений в 28 губерниях и 140 тыс. душ крепостных. В 1767 году она скончалась, а в 1768 от оспы умерла их дочь Анна Петровна. После этих событий Петр переехал в Москву. Шереметев также имел несколько внебрачных детей, получивших фамилию Реметевы.
Дворец еще несколько раз перестраивали (даже когда Петр уехал из Петербурга). Зачем так много и часто – неизвестно. Наверное, потому что хотелось. Его сын Николай переехал назад в Петербург и поселился в усадьбе нескоро – лишь к сорока годам.
Борис Шереметев на памятнике «1000-летие России» в Великом Новгороде Фото: wikipedia.org
«Жить на шереметевский счет»
В 1809 году после смерти Николая усадьбу унаследовал его шестилетний сын Дмитрий. По приказу императрицы Марии Фёдоровны (жены Павла I) до достижения им совершеннолетия имуществом Шереметевых заведовал опекун.
В 1811-1813 годах на месте Оранжереи, выходящей на Литейный проспект, был построен Канцелярский флигель и примыкавший к нему Больничный флигель. В 1821 году построен трехэтажный Фонтанный флигель с главным фасадом на Фонтанку. Между ними позже построили Певческий флигель (здесь были поселены хористы шереметевской капеллы, образованной из крепостного хора Николая).
В период службы Дмитрия в Кавалергардском полку во дворце часто гостили его сослуживцы. Офицеры пользовались гостеприимством графа, в полку даже появилось выражение «жить на шереметевский счет».
Композиторы, певцы, архитекторы
Знаменитая чугунная ограда перед домом с гербом Шереметевых появилась в 1837-1838 годах. Над проектом работал архитектор Корсини Иероним, который на протяжении почти 20 лет занимался постройками для Дмитрия. Например, отделал бальную галерею в доме, перестроил интерьеры, в 1845-м построил Садовый флигель, занимался дачей графа в Ульянке.
В Фонтанном доме устраивались музыкальные вечера. Среди гостей и выступающих часто бывали композиторы Михаил Глинка, Гектор Берлиоз, Франц Лист, а также популярные певицы Полина Виардо, Джованни Рубини, Прасковья (Полина) Бартенева.
В 1867 году по проекту главного архитектора Петергофа Николая Бенуа ко дворцу был пристроен Северный флигель.
В свое время над Фонтанным домом и территорией вокруг него трудились известные архитекторы: Савва Чевакинский, Федор Аргунов, Иоганн Дункер, Иван Старов, Джакомо Кваренги, Андрей Воронихин, Христиан Мейер, Доменико Квадри, Алексей Серебряков, Михаил Красовский.
Раздел имущества и новые перестройки
В 1871 году Дмитрий умер, а его сыновья Сергей и Александр поделили имущество. Дом достался Сергею.
Позже в имении Шереметевых появились пятиэтажные корпуса, со стороны Литейного проспекта были построены доходные дома. В начале 20 века доходная часть территории была перестроена, а некоторые садовые постройки – уничтожены.
В 1908 году Манеж и Конюшни превратились в Театральный зал (ныне Драматический театр на Литейном). Чуть позже появились и двухэтажные торговые павильоны.
При графе Сергее Шереметеве в Фонтанном Доме, где был собран огромный семейный архив, развернулась деятельность нескольких исторических обществ, например, Общества любителей древней письменности и Русского генеалогического общества.
Шереметевский дворец и Фонтанка. Фото Карла Буллы. Начало 20 века. Источник: hellopiter.ru
Революция и крах, перерождение в музей
После революции 1917 года последний владелец усадьбы Сергей Шереметев добровольно пошел на национализацию дворца. В доме был открыт Музей дворянского быта и быта крепостных 18-20 веков. До самого закрытия в 1931 году его директором и хранителем был Владимир Станюкович.
В основу фондов музея было положено внушительное собрание Шереметевых: картинная галерея, собрания скульптуры, оружия, предметы декоративно-прикладного искусств (бронзы, фарфора, серебра, мебели), библиотека (нотное и книжное собрание, рукописные материалы), собрание церковной утвари и икон (из домовой церкви Фонтанного дома).
Читайте также:
«Жилье для нищих и богатых»: история Толстовского дома с большими арками на Рубинштейна
Так как дом Шереметевых в то время считался «дворянским гнездом», почти все предметы искусства забрали «под контроль» разные казенные учреждения. Интерьеры были уничтожены. Лишь часть коллекции попала в Эрмитаж и Русский музей, а некоторые книги – в Российскую национальную библиотеку.
В 1935 году для популяризации научных знаний среди детей и взрослых в Фонтанном доме был открыт Дом занимательной науки. Он закрылся в 1941 году с началом Великой Отечественной войны.
Позже во дворце был размещен Музей музыки. Он работает и сейчас. Коллекция музея (на первом этаже) состоит из музыкальных инструментов разных эпох и стран. На втором этаже после 1990-х годов была проведена реставрация. Чтобы его посетить, следует приобрести в кассе музея отдельный билет.
Герб рода Шереметевых на ограде. Фото: fotokto.ru
Портрет Пушкина
Начиная с 1824 года в Фонтанном доме часто бывал художник Орест Кипренский, друживший с Дмитрием Шереметевым. По заказу графа художник создал несколько портретов приятелей хозяина. А в середине 1827 года в своей мастерской, расположенной во дворце (нынешнем Аванзале), он написал известный портрет Александра Пушкина.
Фото: wikipedia.org
Музей Анны Ахматовой в Фонтанном доме
Анна Ахматова жила в южном Садовом флигеле Шереметевского дворца. Решение об открытии здесь музея в ее честь Ленсовет принял в 1988 году.
24 июня 1989 года, к столетию со дня рождения поэтессы, открытие состоялось (изначально музей был открыт как филиал Литературно-мемориального музея Федора Достоевского, но позднее выделен как самостоятельный).
Коллекция музея насчитывает порядка 50 тыс. единиц хранения, в том числе книги писателей Серебряного века с автографами, издания книг Ахматовой, фотографии и рукописи (как самой поэтессы, так и ее современников).
В качестве филиалов музея Ахматовой в Фонтанном доме действуют кабинет Иосифа Бродского и музей Льва Гумилёва.
Кухня. Фото: wikipedia.org
В отличие от Невы и ее многочисленных рек и каналов, Фонтанка имеет единую набережную, протянувшуюся вдоль ее семи километров. курс по километражу. До середины 18 века Фонтанка служила южной границей города, а после считалась границей прекрасного строительства Петербурга. Неудивительно, что здесь находится огромное количество зданий, представляющих историческую и культурную ценность. Причем познакомиться с ними можно не только прогуливаясь по набережной, но и во время прогулки на теплоходе. Современное название реки Фонтанки (от русского слова «фонтан») возникло в 1737 году, когда через нее были проложены акведуки для подачи воды к фонтанам Летнего сада. В XVIII веке на южных берегах Фонтанки росли леса, укрывавшие разбойников, нападавших на магистрали, ведущие из Петербурга. По этой причине на пересечении крупных дорог с Фонтанкой в то время стояли армейские и полицейские посты. Первым зданием на берегу Фонтанки был Летний дворец Петра Великого. По введенному в то время Петром обычаю все постройки вдоль реки должны были иметь свои причалы и причалы. В 1780-1789 годах архитектор Алексей Квасов соорудил к реке гранитные набережные, пандусы и эллинги. В конце 18 века русло реки было выпрямлено. В 1797-1800 годах на берегу Фонтанки архитектором Винченцо Бренна по приказу Павла I был построен Михайловский замок, окруженный с трех сторон рвом и соединенный с рекой. В 19 веке несколько великолепных дворцов, в том числе Шуваловский дворец, Шереметевский дворец, Аничков дворец и Дворец Белосельских-Белозерских у пересечения реки Фонтанки и Невского проспекта. Русская поэтесса Анна Ахматова жила в квартирах Шереметевского дворца, широко известного как «Фонтанный дом», в 1920-х и 1930-х годах. Сегодня в главном крыле дворца находится музей мюзиклов, а также музей Ахматовой, куда можно попасть с Литейного проспекта. Дальше по реке множество других достопримечательностей — БДТ им. Товстоногова, один из лучших театров Санкт-Петербурга и России; уникальный жилой комплекс в стиле модерн, известный как «Толстовский дом»; и имение поэта Гавриила Державина. В разное время на набережной жили поэт Александр Пушкин, писатель Иван Тургенев, композитор Сергей Прокофьев и многие другие знаменитости. Архитектурный облик набережной был бы неполным без перекинутых через реку пятнадцати мостов. Почти все они являются не только превосходными образцами мастерства своих архитекторов, но и воплощением инженерных достижений XVIII века. К числу наиболее примечательных относятся первый мост на Фонтанке, Праченый мост; Аничков мост, украшенный знаменитой скульптурной группой Укротители лошадей работы Петера фон Клодта; Египетский мост со сфинксами; Ломоносовский мост; и Старо-Калинкин мост. Последние два особенно интересны тем, что сохранили свой дизайн 18 века как разводные мосты, хотя ни один из мостов через Фонтанку не был открыт уже более века. Река Фонтанка завоевала любовь города и его гостей не только своими величественными архитектурными шедеврами. Не менее популярен памятник маленькому зяблику Чижик-Пыжик у ватерлинии ниже 1-го Инженерного моста. Это недавнее миниатюрное дополнение к общественным памятникам Санкт-Петербурга отсылает к застольной песне, которую поют студенты Императорского училища правоведения. Напротив дом №. Между тем дом № 132 представляет собой странно пустой постамент, который местные жители называют «памятником человеку-невидимке». Фонтанку можно пройти от начала до конца, но часть от Невы до Невского проспекта с его многочисленными музеями и достопримечательностями – это та часть, которую нельзя пропустить для туристов. Достопримечательности набережной в теплое время года лучше всего рассматривать с борта теплохода, а Фонтанка – один из самых популярных маршрутов для обзорных экскурсий. |