Дворец Шереметевых (Фонтанный дом) (наб., Фонтанки, 34)
На берегу Фонтанки находится один из самых знаменитых дворцов – так называемый Фонтанный дом, который лучше всего разглядывать с противоположного берега.
Огромный участок от берега Фонтанки до трассы будущего Литейного проспекта в 1712 году был подарен Петром I своему верном сподвижнику генералу-фельдмаршалу, графу Борису Петровичу Шереметеву. На полученной земле вельможа построил себе деревянный загородный дом. Но сам владелец в нём никогда не жил, предпочитая ему особняк на Миллионной улице. Тем не менее, деревянное строение на Фонтанке в 1720-1740-х годах было перестроено в каменное.
Впоследствии сын графа Пётр Борисович Шереметев продал особняк на Миллионной улице и решил переехать в дом на Фонтанку, предварительно отреставрировав его. Для этой цели он пригласил архитектора Савву Ивановича Чевакинского, и помогавшему ему шереметевского крепостного Фёдора Семёновича Аргунова. Именно благодаря их работе появился сохранившейся до наших дней Фонтанный дом.
Здание находится в глубине парадного двора. Около дома для Шереметевых был устроен сад, в котором архитектор Аргунов построил китайскую беседку, грот и павильон. Фасад главного корпуса здания украшен мезонином и полукруглым фронтоном, а также скульптурой. Красоту зданию дополняют пилястры коринфского ордера. Узорчатая чугунная ограда на гранитном цоколе со стороны набережной выполнена по проекту Иеронима Домениковича Корсини в 1838 году. На воротах арки – герб Шереметевых.
В 1867 году в левой части двора архитектор Николай Бенуа пристроил служебный флигель с воротами, также увенчанными родовым гербом. Интерьеры дворца неоднократно переделывались разными зодчими: Иваном Старовым, Джакомо Кваренги, Андреем Воронихиным. Около дворца были построены Летний дом, Садовый павильон, Каретные сараи. К сожалению, очень многое из того, что было сделано этими архитекторами, не сохранилось.
В 1811-1813 годах архитектором Ханнесом Мейером были построены два флигеля: Канцелярский и Больничный. В 1821 году зодчим Доменико Квадри к ним добавилн ещё один – Фонтанный – трёхэтажный флигель, главный фасад которого выходил на Фонтанку. Между Фонтанным и Больничным был сооружён Певческий флигель, где разместились певцы шереметевской капеллы. Частный хор Шереметевых был одним из лучших в России.
У одной из богатейших семей России во дворце был свой оркестр и театр. Во дворце часто проходили музыкальные вечера. Здесь выступали: Михаил Глинка, Ференц Лист, Гектор Берлиоз, Франц Шуберт. В 1801 году светское общество было ошеломлено известием о том, что Николай Петрович Шереметев обвенчался с крепостной актрисой Прасковьей Ковалёвой (известной более по псевдониму как Жемчугова). К сожалению, она недолго была хозяйкой в Фонтанном доме. Через три недели после рождения сына, она скончалась от чахотки.
Частым гостем в Шереметевском дворце был художник Орест Адамович Кипренский. Именно в стенах этого здания летом 1827 года он написал самый известный портрет Александра Сергеевича Пушкина. Долгое время с 1924 по 1952 годы в одном из флигелей Шереметевского дворца жила поэтесса Анна Ахматова. Именно она и дала дворцу его второе, знаменитое название – Фонтанный дом. В 1989 году в комнатах, где жила Анна Андреевна, открыли посвящённый ей музей. А 5 марта 2006 года у стен дворца установили памятник поэтессе.
Более чем сто пятьдесят лет Шереметевы были хозяевами дворца. Все эти годы дворец был одним из центров культурной жизни столицы. 28 января 1918 года последний хозяин дворца Сергий Дмитриевич Шереметев передал его советской власти. В начале здесь разместился Петроградский институт археологии, затем филиал Русского музея – Музей быта. В 1931 году его ликвидировали, в здании разместилась Политпросветбаза Ленинградского областного отдела народного образования, Арктический и Антарктический институт.
Перед войной в 1935 году в правом флигеле Фонтанного дома открыли Дом занимательной науки, состоящий из пяти отделов: математики, физики, астрономии, мироведения и географии. Экспозиция отдела мироведения была посвящена геологии Петербурга.
Чуть позже открылись новые залы: Жюля Верна, электричества и языкознания. Среди необычных экспонатов был потолок с миллионом жёлтых кружков на синем фоне. Это творение художника давало посетителям возможность понять насколько число миллион огромно. Здесь же был выставлен и звездолёт К.Э. Циолковского, в который можно было войти. Посетители могли увидеть оранжерею звездолёта, в которой по предположениям Циолковского, должны были выращиваться продукты для космонавтов. В 1990 г. в здании разместился Музей театрального и музыкального искусства.
Адреса Петербурга | Шереметевский дворец на Фонтанке
- Текст: Юлия Балашова доктор филологических наук, доцент кафедры истории журналистики Высшей школы журналистики и массовых коммуникаций Санкт-Петербургского государственного университета, научный консультант редакции ЖУВЦ «АП»
- N 43/57
В самом названии «Фонтанный дом» содержится нечто поэтическое. Романтический ореол родовой усадьбы графов Шереметевых, почти тридцатилетнее пребывание в Фонтанном доме Анны Ахматовой убеждают в том, что «гением места» здесь выступает сам Дом. Между тем изначально обозначение «Фонтанный дом» имело вполне практический смысл: загородная усадьба — дом — двор, которую владельцы — представители древнего и славного рода Шереметевых — в середине XVIII века окрестили столь ёмко и образно, чтобы выделить среди других своих петербургских владений.
- Поделиться:
- Читать позже:
В тот год, когда возводимый вопреки всему новый город Санкт-Питербурх стал столицей, император Пётр Первый пожаловал в ней фельдмаршалу графу Борису Петровичу Шереметеву участок земли. Первозданный мир, в котором привычная Фонтанка именовалась Безымянным Ериком (подобно Мойке, называвшейся попросту Мьёй — грязной речкой), обретал имена и культурных героев. Владение вскоре переходит к сыну первого хозяина — обер-камергеру Петру Борисовичу Шереметеву, меценату, коллекционеру, почитателю искусств. Пётр Борисович перестраивает и достраивает имение на Фонтанке, сохранившее с тех пор свои очертания вплоть до сегодняшнего дня.
Стиль эпохи — барокко — определил архитектурный облик здания. Ясность архитектурного замысла воплощалась в композиционной стройности выступающего к Фонтанке центрального подъезда и боковых частей; барочная изысканность — в декоре. Анфилада парадных покоев состояла из восьми комнат (Плиточной, Красной гостиной, Картинной, Конторки, Проходной, «Прихожей, обитой кожей», Малиновой и Парадной спален) с окнами в сад. В северном флигеле находился Танцевальный зал, названный впоследствии «Старой залой», Столовая, Буфетная и Бильярдная с «англицким» бильярдом красного дерева [2, с. 31]. В южном флигеле была устроена Домовая церковь.
Общий вид Шереметевского дворца в усадьбе графов Шереметевых на Фонтанке, иначе именуемой Фонтанным домом. Фотография Лолиты КрыловойВнутри дома-усадьбы располагался сад, который был разбит по типичным для XVIII столетия правилам регулярного парка. Дело в том, что между постройкой и естественной природой, окружавшей дворянские усадьбы, требовался некий переход — возделанная, окультуренная природа. В усадьбе Шереметевых на Фонтанке вдоль аллей высились статуи итальянских мастеров, подчёркивавшие европейский, изящный вкус хозяина. От подъезда дома начиналась главная аллея, обсаженная подстриженными деревьями. «Барочное остроумие» предполагало «снятие» границ между статуями, деревьями и кустами, что достилалось особой стрижкой растений [1, с. 93–94]. Аллея Фонтанного дома выводила к каменным воротам на Литейной улице, украшенным изваяниями львов (львиные маски были представлены и на капителях колонн). Курьёзность, шутливость, затейливость, свойственные мировоззрению барокко, проявились в устройстве фонтанов, возведении Грота, Китайской беседки и павильона Эрмитажа. Белыми ночами в «тёмных аллеях» не смолкало птичье пенье. Идея уединения, воплощавшаяся в гротах, нашла естественное продолжение в сооружении «Шереметевского Эрмитажа». В переводе с французского ermitage дословно означает «уединённое место, скит (хижина отшельника)».
Поведенческая модель Петра Борисовича Шереметева строилась в соответствии с логикой поведения просвещённого вельможи-барина с той особенностью, что на фоне царящей театрализации светской жизни он сумел выделиться широтой, гостеприимством и великолепием устраиваемых праздников.
Детали убранства Шереметевского дворца. Фотографии Дениса Савинова, Лолиты Крыловой
При первых владельцах Шереметевского дворца наметилась некая тенденция, следуя которой хозяева мало жили в этой усадьбе, предпочитая дом на Миллионной улице и подмосковные сёла. Тем не менее Фонтанный дом постоянно совершенствовался, требуя финансовых затрат, что послужило одной из причин сдачи усадьбы внаём. После смерти Петра Борисовича дворец арендовал португальский посланник Д. Орта.
Новый период в судьбе Шереметевского дворца начинается с того момента, когда он переходит во владение Николая Петровича Шереметева. Екатерина Вторая назначает его управляющим придворным театром, где собирается профессиональная, а не любительская труппа, что вынуждает графа переселиться в столицу. Фамильная тяга к искусству находит знаковое воплощение не только на государевой службе. Взяв за основу сформированную отцом крепостную театральную труппу, хор и оркестр, граф Николай Петрович выводит начинание отца на новый уровень. По богатству репертуара, равно как и по актёрскому составу, крепостной театр Н. П. Шереметева не уступал Императорскому театру. Обучавшаяся в селе Кусково, в театральной школе, созданной Петром Борисовичем Шереметевым, актриса Прасковья Жемчугова (Жемчугова — сценический псевдоним), блистала сначала в Москве, а затем и в Петербурге.
Готовясь к переезду, Николай Петрович решил обновить интерьеры дворца. Вот что писал архитектор И. Е. Старов о переустройстве: «“Новый большой покой… В оном покое не нужно ли Вашему Сиятельству приказать между окошками зеркала, или лепные украшения довольны будут, так мы и заказывать будем. Доски на окна белые мраморные”. На полях рукой графа помечено: “Зеркал не будет, а лепные украшения и приискать камин”» [2, с. 43].
С воцарением Павла Первого Н. П. Шереметев занимал особо важную должность при дворе. Павел назначил его обер-камергером, иными словами, главным распорядителем Двора. Разносторонность и честность графа Николая Петровича помогли ему навести порядок даже в расстроенных финансовых делах императорской фамилии (редкий случай счастливого единения деловых качеств и художественной одарённости).
На рубеже XVIII–XIX веков над Шереметевским дворцом работали Дж. Кваренги и А. Н. Воронихин — и вместе с изменением облика открывается новая страница «биографии» Фонтанного дома.
Литература:
Лихачёв Д. С. Поэзия садов: к семантике садово-парковых стилей. Сад как текст. — М., 1998.
Матвеев Б. М., Краско А. В. Фонтанный дом. — СПб., 1996.
Пыляев М. И. Замечательные чудаки и оригиналы / вступ. ст. А. А. Алексеева. — СПб., 2006.
Рассказы бабушки: Из воспоминаний пяти поколений, записанные и собранные её внуком Д. Благово / изд. подгот. Т. И. Орнатская. — Л., 1989.
Шереметевский дворец – Музей музыки
Бывшая усадьба графов Шереметевых – уникальный памятник истории и культуры, редкий петербургский образец городской усадьбы.
Земля по реке Фонтанке (Безымянный Эрик) была пожалована Петром Великим фельдмаршалу, графу Шереметьеву в 1712 г. Двухэтажный каменный дворец, существующий и по сей день, построен в 1750 г. Архитектор постройки – С. Чевакинский. Есть основания полагать, что в проекте использовались рисунки Ф. Б. Растрелли.
Развитие поместья продолжалось два века. В создании интерьеров дворца и усадебных построек в разное время принимали участие архитекторы Ф. К. Аргунов, И. Д. Старов, А. Н. Воронихин, Д. Кваренги, А. Мейер, Д. Квадри, И. Д. Корсини, Н. Л. Бенуа, А. К. Серебряков и другие.
До 1917 года Шереметевский дворец и усадьба принадлежали пяти поколениям старшей (графской) ветви знаменитого русского рода Шереметевых.
После революции Шереметевский дворец сохранился в первозданном виде как музей Дворянская жизнь продолжалась до 1931 в основу его основ легла разбросанная за 200 лет частная коллекция Шереметевых, представляющая собой комплекс различных пластов. Собрание универсального характера и разноплановой тематики включало живописную художественную галерею, собрание скульптуры, оружия, монет, предметов декоративно-прикладного искусства (в том числе собрания из бронзы, фарфора, серебра, мебель), библиотеку (музыкальное и книжное собрание, рукописи, открытки). , собрание церковной утвари и икон (из дома церковного фонтанного дома) и др.
Позднее и до 1984 года Шереметевский дворец был приспособлен для нужд научно-исследовательских учреждений. Его интерьеры были уничтожены, а коллекции переданы в ведущие музеи Ленинграда и Москвы, за исключением отдельных предметов внутреннего убранства, оставшихся в здании.
В 1990 году Шереметевский дворец был передан Музею театра и музыки для создания Музея музыки Санкт-Петербурга и размещения государственной коллекции музыкальных инструментов. С конца 1980-х годов в Шереметевском дворце начались реставрационные работы, связанные с воссозданием парадно-мемориальных интерьеров XIX века.
Сейчас восстановлено большинство залов Шереметевского дворца, переданных в дар музею в плачевном состоянии. Выставка организована по трем направлениям: а) история рода Шереметевых и дворянской жизни XVIII–XX вв. б) открытые фонды уникальной коллекции музыкальных инструментов; в) выставка частных коллекций.
В Музее действует постоянная экспозиция «Шереметев и музыкальная жизнь Петербурга XVIII – начала XX вв.», открытая в 1995 г. и осуществленная совместно с Государственным Эрмитажем, Государственным Русским музеем, Российской национальной библиотекой , Пушкинский дом, Государственная Третьяковская галерея, Останкинский дворец-музей, Музей русского фарфора Кусково, владельцы частных коллекций.
Музыкальная коллекция Шереметевского дворца насчитывает более трех тысяч инструментов и входит в пятерку крупнейших в мире и лучшую в России. В него вошли инструменты, созданные известными западноевропейскими и русскими мастерами XVI–XX вв.; мемориальные инструменты композиторов русской школы XIX–XX вв.; коллекция, принадлежавшая Императорской семье Романовых; уникальный русский роговой оркестр; музыкальных инструментов по всему миру.
Среди экспонатов: скрипка, принадлежавшая М. И. Глинке, коллекция флейт Александра I, виолончель Николая II, волшебник А. Жако, четыре корнета, принадлежавшие императору Александру III, скрипка работы итальянского художника Франческо Страдивари, элефанты подарен императрицей Александрой царю Николаю II, русский роговой оркестр.
Полный путеводитель по Фонтанке, Санкт-Петербург
Фото Вильве Роосиокс из Pixabay
Способы исследовать Фонтанку:
- Прогулка: Начните с Аничкова моста (Невский проспект) и двигайтесь вверх по мощеным набережным к Неве. Всего за 15 минут вы увидите больше дворцов, замков и фонтанов, чем многие увидят за всю жизнь!
- Парус: осмотрите основные достопримечательности Санкт-Петербурга с речным брызгом, чтобы освежиться во время экскурсии на барже с гидом. Веселитесь как русские с лодкой, полной студентов и водкой в свободном потоке на дискотеке. Испытайте волшебство белых ночей на частной полуночной яхте.
- SUP: возьмите напрокат доску и отправляйтесь в плавание, чтобы исследовать Фонатанка в своем собственном темпе.
- Скутер: Широкие набережные Фонтанки идеально подходят для катания на скутере или коньках. Есть даже велосипедная дорожка для велосипедов, которые можно взять напрокат на близлежащих велосипедных станциях.
Река Фонтанка во времена Императорской России
Вот уже более двух столетий река Фонтанка уступает только Неве в качестве главной водной артерии Санкт-Петербурга. В имперские времена он служил бастионом, надежно окружавшим дворцы буржуазии в центральном районе: вдали от бедности юга и грязных доков севера.
Прогуливаясь по Фонтанке, окруженной и по сей день дворцами и разводными мостами, трудно представить, что когда-то это была не более чем заболоченная река. Но даже в петровские времена река представляла собой неуправляемого зверя: в некоторых местах она достигала более 200 м и часто заливала улицы грязью. Прошло немало лет после основания Санкт-Петербурга, прежде чем река была окончательно укрощена. Действительно, реку обложили только при царице Анне. Уже тогда это была примитивная деревянная насыпь. Тем не менее, как и многое другое в Санкт-Петербурге, нынешнее состояние Фонтанки во многом обязано гению Петра Великого.
Река Фонтанка у Аничкова моста. Открытка до 1915 года. Автор неизвестен. Реставрация Витольд Муратов
Возьмем довольно громкое название реки Фонтанка. До 1719 года река была практически безымянной. Обозначаемая на картах как безымянный ерик (канал), до тех пор, пока Петр не решил построить на ее берегах свой летний дворец, река не имела должного названия. Его новое название, Фонтанка, было уменьшительным от русского слова «фонтан» и намекало на роль реки в питании фонтанов садов Летнего дворца.
Знаете ли вы? Почти все фонтаны Летнего сада были уничтожены сильнейшим наводнением 1777 года. Хотя сами фонтаны не восстанавливались до 2011 года, название реки сохранилось.
Потребовалась еще одна великая правительница, на этот раз Екатерина Великая, чтобы в Фонтанке произошли другие заметные изменения. Широкие набережные, облицованные полированными гранитными блоками, и разводные мосты, украшенные каменными башнями — знаковые изображения, которые можно найти практически на любой открытке Петербурга, — в основном были построены по указу Екатерины в середине 18 века. С тех пор мало что изменилось.
Знаете ли вы? В особняках на Фонтанке жили многие великие русские, в том числе поэты Гаврила Державин и Анна Ахматова, писатель Иван Тургенев и никто иной, как Александр Пушкин. Семейная квартира Пушкиных теперь является частью отеля Pushkin Loft.
Река Фонтанка сегодня
Фонтанка больше не колеблется между богатым городом на севере и пригородной нищетой на юге. Теперь она протекает через самое сердце города. Относительно небольшая глубина Фонтанки означает, что этот маршрут больше не является коммерчески жизнеспособным. Тем не менее, с поздней весны до осени через его низко висящие разводные мосты все еще проплывают десятки барж; переправляя туристов, желающих насладиться беспрепятственным видом на лучшие достопримечательности Санкт-Петербурга.
В июле толпы любителей спорта выходят на воду в маскарадных костюмах на ежегодный фестиваль Фонтанка-SUP. А зимой еще более смелые люди прогуливаются по замерзшей реке глубокой ночью. Излишне говорить, что мы не рекомендуем это!
Фото сотрудников «Экспресс в Россию» очень часто попадались студенты за шумихой в кабаках на Фонтанке, смысл этой рифмы не то чтобы загадка. Однако загадочным является то, как эта крохотная статуя возвращалась каждый раз из трех раз, когда ее крали с момента ее установки в 19 году.94!
Фото Макалу из Pixabay
Начинается от точки питания напротив Петропавловской крепости на севере центра города, до пристани, где впадает в Финский залив; все 7,6 км Фонтанки пропитаны историей и архитектурным великолепием. Хотя, безусловно, внимания заслуживает практически каждое отдельное здание по обе стороны от Фонтанки, перечисленные ниже просто нельзя пропустить. Если вы прогуливаетесь, плаваете или катаетесь на SUP по реке, будьте начеку и держите камеру наготове для следующего:
- Летний сад и дворец Петра Великого: Полюбуйтесь мраморными статуями, фонтанами, лабиринтами и дворцом, окруженным Невой и Фонтанкой.
- Музей обороны и блокады Ленинграда: Открытый в 1946 году, этот музей является не столько экспозицией истории, сколько ее частью. Действительно, выставки были настолько потрясающими, что Сталин приказал закрыть музей всего через пять лет. Его открыли только во время перестройки.
- Михайловский дворец (Михайловский замок): Построенный параноиком Павлом I, и архитектура, и история этого замка ужасающи. Нынче филиал именитого государственного Русского музея, по-прежнему кровавая история замка, а не царские портреты, привлекает толпы.
- Большой Санкт-Петербургский государственный цирк: Будучи старейшим постоянным цирком России, Большой почти так же известен, как и любой другой Большой цирк в Москве. В его великолепных арках на сцене разворачивается магия, а за кулисами ждет старейший в мире цирковой музей.
- Шереметевский дворец: Три самых интересных музея Санкт-Петербурга скрываются в исключительно величественном Шереметевском дворце. На первом этаже главного особняка находится Музей музыки, в котором находится бесчисленное количество любопытных инструментов. Наверху жизнь самой процветающей дворянской семьи России вновь проживается в прекрасно сохранившихся комнатах. А в южном крыле музей-квартира Анны Ахматовой советских времен стал храмом поэзии.
- Музей Фаберже — Название говорит само за себя. Бывший дворец семьи Шуваловых больше похож на шкатулку с драгоценностями, чем на дом. Слова не могут передать мастерство и огромные затраты на создание крупнейшей в мире коллекции яиц Фаберже.
- Аничков мост — Несущий Невский проспект через Фонтанку, Аничков мост — не просто самый оживленный мост города; его исключительный дизайн делает его самым культовым. Четыре высоких «укротителя лошадей» Клундта, стоявшие по бокам моста, произвели такое впечатление, что и короли Неаполя, и прусские потребовали получить себе идентичные копии.
- Белосельский Белозерский дворец — Ярко-розовый и охраняемый водяными, неудивительно, что этот дворец был в центре ночной жизни 19-го века.