«Папа очень любил гостей и хорошую компанию»
Семья Зиновия Ефимовича каждый год отмечает его день рождения в кругу близких друзей.
— Соберется человек сорок. Все самые близкие, но их много, — рассказала нам Екатерина Гердт, дочка актера. — Так было при папе. Мы эту традицию не меняем.
Отец очень любил гостей и хорошую компанию. У нас всегда кто-то обедал или ужинал. И все приходящие были «замечательные ребята», «прекрасный господин» или «поразительная дама». Неважно, готовилось ли серьезное застолье с маминым сациви и капустными пирогами или винегрет на скорую руку, жизнь была хлебосольной и нескучной.
Конечно, центром семейных посиделок была и остается вдова Зиновия Ефимовича — Татьяна Александровна Правдина, которая, рассказывая о своей семейной жизни, призналась: «Мы были счастливой семьей – семьей единомышленников, то есть не только любили друг друга как мужчина и женщина, но и дружили. Я думаю, что ставшее классическим утверждение «все счастливые семьи счастливы одинаково» не всегда верно».
Тем не менее пускаться в сентиментальные воспоминания, «трепать память по воздуху», и дочь, и вдова отказались. Поэтому мы приводим отрывки воспоминаний людей, которые близко знали Зиновия Ефимовича.
ЗНАЕТЕ, КАК ГЕРДТ ТАНЦЕВАЛ ДО ВОЙНЫ?
«Некоторое время это повторялось почти каждый вечер в здании на улице Воровского, где теперь Театр киноактера, а прежде просто крутили кино, — рассказал поэт, драматург Михаил Львовский. — Там между сеансами играл джаз. У Гердта была постоянная партнерша. И когда они выходили на блестящий паркет, все пары останавливались и смотрели, как невысокий юноша такое выделывал стилем, который назывался «линдой», что профессионалы завидовали. Потом, когда стихал джаз, раздавались восторженные аплодисменты. А почему? Гердт был удивительно пластичен. Кроме того, он танцевал степ, пусть не так, как Фред Астер, но очень лихо.
Долгое время Гердта знали как человека, озвучивающего кинофильмы, и я считаю, что к этому нужно и должно относиться серьезно. Ведь если рассудить, то именно через Гердта мы познакомились со многими замечательными киноперсонажами, которых, быть может, без его участия и посредничества мы бы и не запомнили. «Король Лир», «Полицейские и воры», «Фанфан-Тюльпан» и даже наши с ним картины, например «Бегство мистера Мак-Кинли»… Озвучивание – тоже сложная и ответственная работа, и здесь Гердт был тоже Мастером.
Судьба отпустила Гердту не только мужество уйти на войну, воевать, вернуться фактически хромым на всю оставшуюся жизнь и потом не убояться всех преград и служить искусству. Гердт был человеком огромной душевной широты и мудрости, и, я уверен, этим он и держался».
Слева направо: Константин Райкин, Валерий Фокин, Энн Ветемаа и Зиновий Гердт, 1978 год. Фото: Валерий Христофоров/Фотохроника ТАСС
ЗА СТОЛОМ СОБИРАЛИСЬ ОКУДЖАВА, ТВАРДОВСКИЙ…
— Всегда веселый, остроумный, очень обаятельный, очаровывающий, праздничный, артистичный, с умным завораживающим голосом… хромой, но невероятно элегантно двигающийся и превративший хромоту чуть ли не в достоинство своей походки, — вспоминал Константин Райкин. — А его знаменитые фразы, шутки, остроты, каламбуры…
Зрителям на своем творческом вечере, сочувствовавшим его хромоте и предложившим ему присесть на стул на сцене: «Ничего, ничего… Вы сидите за свои деньги, а я стою – за ваши».
А эти знаменитые застолья у него на даче или в московской квартире!..
Во-первых, сама компания! За столом собирались Булат Окуджава, Орест Верейский, Александр Твардовский, Петр Тодоровский, Михаил Козаков, Александр Ширвиндт, Валерий Фокин… Всегда очень вкусно! Жена дяди Зямы – Татьяна Александровна готовила замечательно… Но еда и выпивка – повод. Мне не столько елось и пилось, сколько слушалось и смотрелось! Господи, как было интересно!.. Какая плотная насыщенность таланта, юмора, ума возникала за этим столом! Какие замечательные звучали стихи…
ОДНАЖДЫ СЛУЧИЛАСЬ СМЕШНАЯ ИСТОРИЯ
Эту историю рассказал Роберт Ляпидевский, артист центрального театра кукол Сергея Образцова, сын легендарного летчика Анатолия Ляпидевского:
— У нас в театре работала администратор Цецилия Михайловна Вортман. Это была всеобщая любимица. Мы её звали Цилей. Она была добрая до абсурда. Она была уже в годах, но очень любила себя, холила, была полненькой и невероятно обаятельной. И вот однажды мы приехали на гастроли в Ярославль. А надо сказать, Зиновий Ефимович любил женщин приобнять, поцеловать, нежно взять за талию… Это у нас в театре было – как зажечь спичку!.. Мы всегда целовались друг с другом когда встречались, когда прощались…
Наша Цецилия Михайловна как администратор всегда выезжала вперед труппы, подготавливала гостиничные номера по заказанному списку и так далее.
И вот наш автобус подъезжает к гостинице. Мы высаживаемся, разгружаем чемоданы, кофры и через стеклянные стены гостиницы видим Цилю, оживленно беседующую у окошечка администратора. Мы ее видим, а она нас еще нет. Гердт, двинувшись вперед, вдруг оборачивается к нам, следующим за ним, подает знак, чтобы мы все остановились и заткнулись. Подкрадывается сзади к Циле и хватает её обеими руками за очень объемные ягодицы. Циля обычно на такие невинные вещи реагировала очень спокойно, типа «ой, кто это?» Здесь к нам лицом поворачивается незнакомая женщина (как оказалось, профессор-химик, приехавшая на какой-то симпозиум) и… Прежде чем она успела что-то вымолвить, Гердт трагически схватился за голову, потом замахал руками: «Боже мой!!! Господи!.. Простите меня, умоляю!.. Какой кошмар!..» Мы все расхохотались, а дама, как ни в чем не бывало, говорит Гердту: «Ну что такого? Я понимаю, просто ошиблись жопой!..» Гердт, принеся тысячу извинений, объяснил даме, что она просто очень похожа на «нашу Цилю»…
С Таней (своей женой Татьяной Правдиной) Зиновий Ефимович познакомился, когда театр поехал в турне: Ливан, Сирия, Египет. Таня пришла переводчицей. Она должна была работать с Гердтом – то есть помочь ему разобраться с арабским текстом, правильно поставить произношение, научить мелодике языка. Это был 1960 год, и с тех пор они уже не расставались. Это был союз двух мудрых людей. Не было никаких сюсюканий, никаких особенно присматриваний друг к другу. Это всё было пройдено обоими в прошлых жизнях. Я думаю, что для них эта встреча стала самым большим подарком судьбы.
Катю, дочь Тани от первого брака, они фактически воспитали вдвоем. Зиновий Ефимович очень нежно относился к Кате и отдал ей всю свою нерастраченную отцовскую заботу и любовь.
Актеры (слева направо) Елена Драпеко, Зиновий Гердт и Ольга Кабо, 1989 год. Фото: Фотохроника ТАСС
ШИРВИНДТ ДОСТАЛ ЯЩИК КОНЬЯКА
«Зяма лежал в госпитале, я жила в гостинице, — вспоминает вдова Зиновия Гердта Татьяна Правдина. — Без денег, без каких-то необходимых вещей… Слава богу, выяснилось, что инфаркта у Зямы не случилось (сердечный приступ произошел во время съемок в Ленинграде — Ред.), но предынфарктное состояние налицо. Через три недели можно было выписывать.
Мне нужно было отблагодарить докторов, которые его выходили. Выяснила, что лучше всего будет ящик коньяка. Ящик! В те времена и бутылку купить было непросто, не говоря уже о деньгах… Стало ясно, что в Ленинграде столько коньяку мне не достать. Я позвонила в Москву старшему брату Зямы, довольно быстро он мне отзвонил с ответом: ничем помочь не могу…
Положение мое было ужасное… В этот же день мне позвонил Шура (Александр Ширвиндт — Ред.) и сразу же спросил, что с моим голосом. Я ему всё объяснила: так и так, не знаю, как быть, завтра Зяму забирать – а с чем его забирать, не знаю… «Хорошо, – ответил мне Шура, – подожди, я перезвоню». Через час он перезванивает: «Значит, так: завтра в семь тридцать утра поезд такой-то, вагон такой-то, проводницу зовут Нина. Выдвигайся».
Это только кажется: подумаешь, дело! В тот момент Шура бросил всё… Не знаю, в каком ресторане или ещё где и за какую цену он купил этот ящик коньяка, но потом ни словом, ни звуком не вспомнил об этом. А я помню об этом всю жизнь».
ПЯТЬ ЛУЧШИХ ФИЛЬМОВ:
«Фокусник»
«Золотой теленок»
«Автомобиль, скрипка и собака Клякса»
«Соломенная шляпка»
«Воры в законе»
Личное дело:
Зиновий Ефимович Гердт (настоящее имя — Залман Афроимович Храпинович, в кругу друзей его называли уменьшительным именем Зяма), родился в городке Себеж (ныне Псковская область) 21 сентября 1916 года.
В 16 лет переехал к старшему брату в Москву. После окончания фабрично-заводского училища работал электромонтажником на Метрострое и одновременно играл в театре рабочей молодежи. Первоначально выступал под своей настоящей фамилией Храпинович, затем под псевдонимом Гердт (в конце 1930-х годов ставшим его официальной фамилией). Как говорят, красивую фамилию он позаимствовал у популярной в 1920-ые годы балерины Елизаветы Гердт. В июне 1941 года ушёл добровольцем на фронт. 12 февраля 1943 года под Харьковом при разминировании минных полей был тяжело ранен в ногу осколком танкового снаряда. После одиннадцати операций, которые выполняла ведущий хирург Боткинской больницы К. Винцентини (жена конструктора Сергея Королева), актёру сохранили повреждённую ногу, которая с тех пор была на 8 сантиметров короче здоровой из-за чего он сильно прихрамывал. В 1945 -1982 годах — актёр театра кукол под руководством Сергея Образцова. С 1983 по 1992 год работал в театре им. Ермоловой. В кинематограф пришел как актёр дубляжа, долгое время оставаясь за кадром. Скончался 18 ноября 1996 года.
www.kp.ru
Катя Гердт, режиссер, приемная дочь Зиновия Гердта. Рыцарь совести
Катя Гердт,
режиссер, приемная дочь Зиновия Гердта
Когда мои родители поженились, мне было два года. В глаза я звала его Зямой, а за глаза папой. Жизнь была веселой, с одной стороны. С другой — достаточно трудной, потому что у нас не было квартиры, и мы снимали разные углы. Мне было как раз два-три года, но я помню, как мы постоянно переезжали с места на место. Поживем где-нибудь два-три месяца, потом собираем все вещи и, как цыгане, переезжаем в другое место.
И вот после долгого периода бездомья нам наконец сказали: «Вот, есть квартира». Квартира была у черта на куличках и жуткая. Родители поехали ее смотреть и не нашли ни одной зацепки, чтобы отказаться, потому что знали ответ: «Ну и кочуйте дальше». Мама — в отпаде: хрущоба, 4-й этаж, в общем, жуткая жуть. Ходят родители в полной безнадежности и понимании безвыходности ситуации. И Зяма зашел в туалет, присел, а нога…
— Дверь не закрывается! — кричит он радостно начальникам месткома, исполкома, профкома. — Все, ребята, ни фига подобного, дверь не закрывается. Поэтому не берем.
Еще помню из раннего детства вот что. Я больна, сижу с нянькой, а родители ушли в гости. Их долго не было. И вот просыпаюсь утром, смотрю в окно, а во дворе стоит огромная снежная баба двухметрового размера. Оказалось, что это родители поздно ночью пришли и для меня, для больной, лепили эту бабу до шести утра. Даже Зямин шарф завязали, чтобы я из окна увидела. Вот такие ничего не значащие эпизоды сопровождали меня всю жизнь.
Нет, он никогда меня не наказывал. Максимальная степень Зяминого возмущения — это хождение по комнате огромными шагами и возгласы: «Это возмутительно!» Но для меня это было пострашнее, чем другие угрозы. И никакого специального воспитания у меня не было. Оно осуществлялось самим ходом нашей жизни. Вот мы едем в машине — а мы каждый год отдыхали в Прибалтике на турбазе Дома ученых — и Зяма начинает стихи читать. Все было в ткани нашей жизни, а не «давайте поговорим о прекрасном».
Поделитесь на страничкеСледующая глава >
biography.wikireading.ru
Парижская атмосфера в московском доме
Париж давно стал вторым домом для Кати Гердт — в прямом и переносном смысле слова. Работая над интерьерами во Франции и России, она постоянно возвращается в этот город в поисках новых объектов для своих проектов.
Гостиная. Люстра, XVIII век, горный хрусталь и дутое стекло, Северная Италия. Диван изготовлен по эскизу хозяйки, все — «Мастерская Кати Гердт». Кресла, Скандинавия, винтаж, 1960-е годы, в оригинальной ткани. Двери и дверные порталы выполнены по эскизу декоратора, «Мастерская Кати Гердт».- Фото:
- Джорджо Поссенти (Giorgio Possenti)
Катя прекрасно знает все блошиные рынки, антикварные магазины и небольшие декораторские мастерские: где лучший выбор бронзовых люстр XVIII века, а где продается редкая винтажная мебель. Приезжая в Париж, Катя часто останавливалась в квартире своих друзей, которую она оформила несколько лет назад (ELLE DECORATION, март 2013).
- Фото:
- Джорджо Поссенти (Giorgio Possenti)
«Мы подолгу жили в Париже, но сейчас, с открытием второго магазина «Мастерская Кати Гердт» в Петровском пассаже, работы в Москве стало больше, а я все-таки скучаю по Франции, — говорит Катя. — Кроме того, мы с мужем давно хотели поменять квартиру, так что дел стало невпроворот».
Вид из гостиной в столовую. Двери слева ведут через столовую в холл, справа — в кухню. Серое кресло в углу столовой, дизайн Пьера Полена, Франция, винтаж, 1965–1967 годы.- Фото:
- Джорджо Поссенти (Giorgio Possenti)
Старая квартира с мансардой, в которой Катя Гердт и Денис Евстигнеев жили много лет, стала легендой: здесь можно было встретить актеров, музыкантов и художников, а знаменитые «доедалки» — обеды с друзьями, которые шли один за другим после Нового года, — превращались в театральные «капустники».
Столовая. Стулья, дизайн Иба Кофод-Ларсена, винтаж, 1960-е годы, Дания, щоу-рум Midcentury 247. Обеденный стол, винтаж, дизайн Арне Воддера, Дания. Комод, ручная объемная роспись под лак в стиле шинуазри, винтаж, середина ХХ века, Европа. Люстра, деревянное основание, металл, хрусталь, Генуя, конец XVIII — начало XIX века. Все — «Мастерская Кати Гердт».- Фото:
- Джорджо Поссенти (Giorgio Possenti)
Все было прекрасно, пока рядом не построили новый дом, закрывший вид и солнце. «Пришлось искать не такое богемное жилье, зато с настоящими, а не мансардными окнами, — улыбается Катя. — Здесь их четырнадцать!»
Кухня изготовлена специально для этого интерьера из мебельной фанеры по чертежу дизайнера. Барный стул, коллекция «Кинестетика», «Мастерская Кати Гердт».- Фото:
- Джорджо Поссенти (Giorgio Possenti)
Типичная московская коммуналка подверглась радикальной перестройке, в основу которой была положена французская планировка квартир с двойной анфиладой. «Если не получается часто ездить в Париж, то можно устроить его у себя дома», — решила хозяйка.
Фрагмент гостиной.- Фото:
- Джорджо Поссенти (Giorgio Possenti)
Огромные распашные двери (в каждой комнате их четыре пары) соединяют просторную прихожую, столовую и гостиную; из столовой можно также пройти в кухню, а из гостиной — в кабинеты Кати и Дениса.
Фрагмент гостиной. Библиотека со встроенной дверью, ведущей в спальню, изготовлена по эскизу декоратора.В книжном стеллаже скрыта дверь в спальню с примыкающими гардеробными и ванными комнатами, а с противоположной от входа в квартиру стороны расположены гостевая комната и хозяйственные помещения.
Фрагмент холла. Диван, винтаж, 1950-е годы, Италия. Люстра в тосканском стиле, винтаж, 1940-е годы. Над диваном — картина Алена Ле Яоуана «Геометрия», 1974 год, холст, масло, все — «Мастерская Кати Гердт».- Фото:
- Джорджо Поссенти (Giorgio Possenti)
Вся декоративная отделка, включая рисунок дверей, лепнину, буазери и паркет, была скопирована c парижского интерьера, оформленного Катей. «У нас сохранились слепки, которые мы делали, реставрируя детали отделки в квартире друзей в Париже, — они разрешили нам их использовать.
Кабинет Кати Гердт. Над письменным столом, ИКЕА, картина Михаила Аникеева «Герань после дождя», 1962 год, холст, масло.- Фото:
- Джорджо Поссенти (Giorgio Possenti)
Так что даже в процессе ремонта я чувствовала себя немножко во Франции». Обстановка квартиры, наоборот, выглядит очень современно: модный микс из винтажных объектов, современной мебели по эскизам декоратора и, конечно, искусства — от живописи XIX века до подарков друзей-художников.
Кабинет Дениса Евстигнеева. Серый диван, Франция, дизайн Guillerme & Chambron, 1960 год, шоу-рум Midcentury 247. Стеллаж, Италия, конец 1960-х годов, дизайн Освальдо Борсани. Люстра, винтаж, Бельгия, середина ХХ века, хрусталь, бронза, стекло. Все — «Мастерская Кати Гердт».- Фото:
- Джорджо Поссенти (Giorgio Possenti)
А лаконичная, сделанная из светлой фанеры кухня — альтер эго Дениса Евстигнеева. «Я спланировала кухню по инструкциям Дениса, встроив всевозможные агрегаты, но, честно говоря, не всегда с ними справляюсь, — смеется Катя, — это его прерогатива.
Спальня. Кровать и банкетка выполнены по эскизам декоратора, «Мастерская Кати Гердт». Прикроватные тумбочки и настольные лампы, Mis en Demeure. Люстра, винтаж, начало ХХ века, Европа, все — «Мастерская Кати Гердт».- Фото:
- Джорджо Поссенти (Giorgio Possenti)
Но к первым «доедалкам» в новой квартире, думаю, я освою хотя бы половину».
Ванная комната отделана мрамором. Люстра, винтаж, 1940–1950-е годы, Бельгия, «Мастерская Кати Гердт».- Фото:
- Джорджо Поссенти (Giorgio Possenti)
Elle Decoration
Хёрст Шкулёв Паблишинг
Москва, ул. Шаболовка, дом 31б, 6-й подъезд (вход с Конного переулка)
www.elledecoration.ru
Французский дизайн квартиры в Москве от Кати Гердт
Красивый, сугубо парижский, дизайн интерьера в московской квартире – это редкость. Хозяйка квартиры – профессиональный дизайнер Катя Гердт, которая много времени проводит во Франции. Одно время она жила в Париже, и мечтала перенести его неповторимую атмосферу в свое постоянное жилье.
Мечты сбылись после приобретения новой квартиры в типичной коммуналке. Перевоплощение квартир с равнением на французскую планировку с двойной анфиладой позволил оттенить жилье парижским шармом.
Катя Гердт является автором нескольких дизайнерских проектов в Париже. Воплотить свои задумки в собственных апартаментах было несложно, так как Катя прекрасно знает все блошиные рынки, антикварные магазины и даже авторские мастерские. Она знает, где купить по приемлемой цене уникальную винтажную мебель, люстры, посуду. К тому же, у дизайнера есть собственная «Мастерская Кати Гердт», где по собственным проектам создаются нужные элементы.
Надо сказать, что в гостях у Кати Гердт и Дениса Евстигнеева часто бывает звездный бомонд – актеры, музыканты, художники. Поэтому в квартире интересен не только дизайн интерьера, но и визитеры.
Стены выкрашены в белый цвет, а на полу лежит паркет из светлого дерева. В квартире целых 14 окон, поэтому в комнатах много света и воздуха. Потолочное и стенное пространство украшает лепнина.
Из гостиной выходят две двери – одна из них ведет в столовую, а вторая в кухню. Кухня изготовлена под заказ, дизайн разработала хозяйка квартиры. Она удобная, наполнена современной бытовой техникой. Через столовую можно попасть в холл. Практически каждый предмет дизайна интерьера уникален и заслуживает внимания.
В гостиной стоит желтый диван, идеально подходящий по общему стилистическому направлению. Он изготовлен по эскизу Кати в ее мастерской. Центр потолка украшает люстра, изготовленная в Италии в XVIII веке из горного хрусталя и дутого стекла. Кресла на первый взгляд незатейливые, но – они винтажные, привезенные из Скандинавии с обивкой из оригинальной ткани. Шикарные двери и дверные порталы созданы по эскизам Кати.
К примеру, в углу столовой разместилось серое кресло – неприметное с первого взгляда. Это работа французского дизайнера Пьера Полена, выполнена в 1965–1967 годах. Винтажные стулья, обеденный стол, расписанный объемными рисунками комод ручной работы не могут оставить равнодушными никого, кто приходит в этот дом. Люстра с деревянным основанием изготовлена из металла и хрусталя и датируется концом XVIII — началом XIX века.
В холле стоит итальянский диван 50-х годов прошлого века, а потолок украшает люстра выполненная в тосканском стиле. Картина Алена Ле Яоуана «Геометрия» украшает стену над диваном.
Дверь в спальню спряталась в книжном стеллаже. Рядом со спальней разместились гардеробная и ванная комнаты. В спальне главное место занимает кровать оттененная банкеткой. На прикроватных тумбочках стоят красивые лампы. Люстра привезена с Европы, это винтажная работа начала ХХ века.
Ванная комната облицована мрамором. Мраморная столешница разместилась на тумбе со встроенным умывальником, которая стоит возле окна. В этом помещении акцентным пятном в дизайне интерьера стала люстра. Душевая скрылась за стеклянной дверцей.
© interiorizm.com — при копировании материалов активная ссылка на сайт обязательна!
♦ Рубрика: Дизайнерские интерьеры, Квартиры.♥ Метки: винтаж > дизайн интерьера квартиры > французский стиль
interiorizm.com
От «Тэфи» к люстрам: как режиссер стала дизайнером интерьеров | Forbes Woman
«Меня ни разу за это время никто не спасал. Я ни к кому не обращалась за помощью: это не развлечение, не женские игрушки — это мое дело с большой буквы».
Сначала она придумывала интерьеры для друзей. Но когда по их рекомендации стали обращаться незнакомые люди, Катя «позволила себе работать за деньги». Она была и декоратором, и маляром, и прорабом, узнала всю технологию строительства и ремонта с нуля. Сейчас работает с командой. «Чем больше пространство напоминает руины, тем лучше, — смеется Катя, — потому что я предвкушаю процесс преображения. Результат нашего труда осязаем и длится во времени». Она признается, что предпочитает создавать то, что будет радовать людей долго — поэтому, например, не любит готовить. Шутит, что удачно вышла замуж, поскольку готовить умеет муж.
Она считает, что семья может быть счастливой, только если в ней реализовались оба: «Женщина обязательно должна иметь свое дело. Не могу себе представить свою жизнь, ограниченную только домом. Самореализация — это и энергия, и обратная связь». Катя из породы трудоголиков, для которых отдых — в смене деятельности. Говорит, что для нее не существует ни выходных, ни каникул. После надзора за ремонтом она занимается делами в магазине или подбирает свет для нового проекта: ее особая привязанность — антикварные люстры. А еще семья и уже две внучки.
Ремонт, включая перепланировки, с привлечением архитекторов и строительных бригад, остался одним из направлений дизайнерской работы Кати Гердт. Она предупреждает заказчиков, что не делает макеты в 3D: «В них нет души и они никогда не похожи на то, что получается в реальности». Выбирает клиентов, которые доверяют ее вкусу и интуиции: «Я позволяю себе работать с теми, кому не должна доказывать, что у меня все получится. Но понимаю, что человеку в этом пространстве должно быть комфортно не только физически, но и психологически». Она сравнивает свою работу с работой врача, требующей доверия и индивидуального подхода: «Например, кровать нельзя просто вписать в макет — нужно прийти и своими глазами увидеть комнату, где она будет стоять».
Вторая, и теперь главная, часть бизнеса — «Мастерская Кати Гердт». Несмотря на название, это не производство: Кате просто не нравятся слова «салон» или «офис». В «Мастерской» работают декораторы, дизайнеры и менеджеры-консультанты. Магазин под таким названием появился четыре года назад и через два года переехал в более просторное помещение. Здесь выставлена антикварная и современная мебель, люстры, шторы, зеркала. Они привезены из Франции, куплены на аукционах или заказаны у небольших российских компаний, с которыми Катя стала сотрудничать в стремлении «не убивать покупателей ценами». Об идее магазина она рассказывает так: «Когда мою подругу уволили с работы, я решила, что мы можем придумать что-то вместе. Многие серьезные дела начинаются легко, за чашкой чая, с мысли «другие могут — и я смогу».
Катя часто путешествует, любит Париж. Считает, что выбирать вещи можно только вживую, а не по каталогам. Хотя с коммерческой точки зрения выгоднее выставлять предметы, популярные у более широкой аудитории, Кате сложно идти на компромисс — она не имеет дело с тем, что вызывает отторжение у нее самой.
«Я просто не люблю вещи без индивидуальности. Не хочу делать здесь ни магазин света, ни магазин мебели — для меня это настоящий дом, из которого я даже не всегда все могу продать».
В новогодние каникулы она не уходит отсюда раньше девяти вечера: «Нужно работать, чтобы это все жило дальше».
За свои строительно-проектные работы Катя даже сейчас относительно спокойна — люди делают ремонт в любые времена. С магазином сложнее: он требует регулярной выплаты аренды и зарплат, постоянных сотрудников, пополнения ассортимента.
Катя Гердт говорит, что в свое время перевернула свою жизнь то ли с ног на голову, то ли с головы на ноги. И с тех пор каждое утро просыпается с предвкушением чего-то приятного.
www.forbes.ru
Пятая жена Зиновия Гердта: Моё первое впечатление о Зяме — какой он развязный!
Единственный сын артиста не желал с ним общаться
В сентябре ему исполнилось бы 100. Зиновий Ефимович ГЕРДТ — артист уникальный. Узнаваемый голос, потрясающий комедийный талант. И кто бы что ни сплетничал, человеком он на самом деле был очень хорошим. О чем в свое время написала в книге его последняя официальная жена — переводчик с арабского Татьяна ПРАВДИНА. Ей сейчас 88. И о своем знаменитом муже, ушедшем 20 лет назад, вспоминает по-прежнему с теплотой и улыбкой.
— С первой женой Марией Новиковой Зяма и не жил. Они штамп поставили только из-за сына — Всеволода. Зиновий Ефимович Марию сразу честно предупредил: «Жить с тобой мы не будем никогда, но сыну всегда помогу». Конечно, она была обижена на Гердта. И это не могло не отражаться на отношении к нему сына. Когда Зяма приходил к Севе, всегда случался скандал. Почему-то Мария не могла спокойно с бывшим мужем разговаривать. Поэтому Зяма бывал в той семье нечасто. Сева к нам приходил еще реже. Мать, видно, категорически не хотела, чтобы он общался с отцом. Может, даже настраивала его против папы. На ее совести это все. Когда мальчик вырос, ситуация не изменилась — Всеволод не проявлял к нам интереса. Незадолго до Зяминой смерти я позвонила ему и попросила прийти. Еле уговорила. Пришел, увидел, в каком отец состоянии. И ушел. Последний раз встречались с ним на похоронах мужа. И вот уже 20 лет ничего о Севе не слышала. Прежде был женат, развелся, дочка Ксения есть. Ей сейчас около 40.Ну а что, я буду насильно заставлять с собой общаться?! Ни морально, ни материально Сева не был обделен отцом. Зиновий Ефимович всю зарплату на счет Марии переводил, пока Всеволод на работу не устроился после окончания вуза. Я никогда не препятствовала общению отца и сына. Да и против Марии, как и Кати, ничего не имела.
Фото Бориса КУДРЯВОВА
— Катя? Кто это?
— Катя Семерджиева — вторая официальная жена Зямы. Восемь лет они жили. Но тоже не сложилось. Вообще у Гердта женщин было немало. Не со всеми, понятно, брак регистрировал. По факту — я пятая у него. По документам — третья.
— Любвеобильный вам муж достался! Не ревновали его к молодым и красивым коллегам по цеху?
— Если есть уверенность, что ты нужен, то ревность — это оскорбительно. Первое впечатление было не самое позитивное, но наша история судьбоносна. И мы сразу это поняли. Однажды меня попросили поехать на гастроли в Египет с труппой Театра Образцова, где Гердт служил. Пришла знакомиться с администратором, чтобы получить ЦУ. Окинул оценивающим взглядом (мне тогда было 32 — молодая, спортивная). «Подходит!» — говорит. Думаю, ну и нравы, что за фривольные формулировки — как будто я не переводчица, а… Дальше — больше. Иду знакомиться с труппой. И тут Гердт протягивает мне руку и выдает: «Дети есть?» Я: «Да». Он: «Сколько лет?» Я: «Два года». Он: «Годится!» Я опешила от такой развязности. Потом Зяма рассказывал, что, когда увидел меня, внутренний голос ему сказал: «Будет твоей женой!» Вот он и решил тут же навести справки — что да как. В поездке он очень активно за мной ухаживал. Чем удивил весь театр.
Татьяна ПРАВДИНА была супругой актёра 36 лет
— Его понять можно: красивая фигуристая женщина, да еще и не пустышка. А вас чем Зиновий Ефимович покорил?
— Тем же, чем держал до конца своих дней, — поэзией. Стихи он читал лучше всех! Совпали и политическими взглядами, и тем, как относимся к людям. Судьба, химия… Когда вернулись с тех гастролей, условились встретиться на следующий день. И с того дня не расставались 36 лет. Мы соединились естественным путем и ссорились, только если ехали в одном автомобиле. О разводе НИКОГДА не думали. Любовь, как талант, — от Бога. Кто испытал ее, настоящую, тот меня поймет. Ведь если между людьми такая любовь, то и супружеская близость совсем другая — особенная.
— Почему не завели общих детей?
— Не до того было. Жили в безумно дорогой съемной квартире вчетвером. Я, Зяма, моя дочь от первого брака Катя и ее нянька. Да, мы могли иметь детей, но Зиновий Ефимович особо не хотел. Он Катю считал родной. Плюс сын. А когда финансовые проблемы отошли на второй план, уже было поздно…
Мария НОВИКОВА родила от ГЕРДТА мальчика Севу
Печальное состояние
— Почему расстались с отцом дочки?
— Я вышла замуж в 22. До этого была веселой, беззаботной, масса поклонников. В будущего мужа влюбилась до потери пульса. Меня все отговаривали от этого брака. Видно, что-то чувствовали. Но я никого не слушала. И девять лет прорыдала, потому что супруг оказался патологически ревнивым. Устав терпеть этот ужас, я ему сказала: «Больше я тебе не жена, уходи!» Он надеялся, что все рассосется, не уходил. Да и идти ему было некуда. С дочкой у него тоже не сложилось любви. Она Зяму отцом считала. Однажды он грустно произнес: «Вот я помру, а никого не останется с моей фамилией». Всеволод носил материну. Я — девичью. Спрашиваю мужа: «Ты хотел бы, чтобы кто-то носил твою фамилию?» Он: «Катя!» Дочка тогда была уже взрослой. Я ей рассказала о нашей беседе. Та обрадовалась. И вот уже больше 30 лет она Екатерина Гердт (сейчас ей 58).
Несколько лет назад в центре Киева поставили памятник Паниковскому… Фото с сайта skulptura.com.ua
— Погодите, но ведь Гердт — это псевдоним?
— Настоящая фамилия Зиновия Ефимовича — Храпинович. И назвали его родители иначе — Залман Афроимович. Но когда он начинал свой актерский путь, один режиссер попросил придумать псевдоним. У него в семье кто-то был с фамилией Герд. Для звучности добавили еще одну букву — «т» в конце. И так он стал Гердтом.
…сыгранному Зиновием Ефимовичем в 1968-м в фильме «Золотой телёнок» (на фото с Леонидом КУРАВЛЁВЫМ). Фото: © РИА «Новости»
— В быту Зиновий Ефимович был привередой?
— Он был гурманом. Любил вкусную еду. А невкусная, считал, его оскорбляет. Если мы собирались в гости, всегда интересовался, что у них на столе ожидается. Сладкоежкой никогда не был. А вот жареный бифштекс, грибная лапша — это его. Три раза в год я пекла и пеку свои фирменные капустные пироги: на Татьянин день, 9 Мая и на 21 сентября — Зямин день рождения.
Татьяна Александровна с внуком Орестом, которого ей подарила дочка Катя…
— Если у вас с Зиновием Ефимовичем была такая огромная любовь, наверное, с его уходом часы остановились?
— Когда муж умер, я думала: «Зачем мне дальше жить?!» Потом для себя нашла смысл — ради дочки. Хочу, чтоб она подольше не становилась сиротой. Терять родителей, любимого человека — это очень печальное состояние. Сейчас у Господа прошу только одного: не отнял бы разум.
Не скажу, что уход Зямы был внезапным. Все-таки он перенес 11 операций, десять из которых прошли неудачно. У него раненая нога своя осталась. Она была на восемь сантиметров короче другой. Ему прибивали каблук. Был искривлен позвоночник, который сильно придавил легкое. В итоге обнаружили рак. Нам удавалось как-то от него это скрывать. Зяма не знал о своем диагнозе. Боли были страшные, но мы делали все, чтобы облегчить страдания. Уход Зямы не был неожиданным, но очень тяжелым.
…24 года живущая в браке с режиссёром Денисом ЕВСТИГНЕЕВЫМ. Фото Ларисы КУДРЯВЦЕВОЙ
— Дочка, как и вы, рано вышла замуж и стала мамой, родив сына от легендарного театрального режиссера Валерия Фокина. 24 года она живет в браке с Денисом Евстигнеевым. И у них, как и у вас с Гердтом, общих детей не получилось…
— Денис не может иметь детей. Наверное, можно было что-то сделать, но у них никогда не возникало желания предпринимать какие-то попытки. Это их дела — мне лезть туда не нужно. Главное, чтобы Орест (сын Катин), дочки его — Таня и Маша — были здоровы. Ими и живу, хотя последнее время видимся нечасто. Возраст — сами понимаете. Никогда бы не подумала, что доживу до таких лет. И, знаете, безмерно благодарна судьбе, что она мне подарила встречу с Зямой. Уверена, он и сейчас смотрит на меня, желая здоровья и радуясь за детей и внуков.
www.eg.ru