Что такое эклектика в живописи, в архитектуре (с примерами)?
Попросту говоря, это сочетание разных стилей.
Чем старше становится человечество, тем сложнее даются ему поиски оригинального пути в искусстве. Так или иначе, все обречены на повторы. Искусство сочетания, диалог составляющих внутри целого, гармония противоположностей – на этом построен мир, и в умении претворить общечеловеческие принципы мировоззрения в искусстве, выстроить на базе чужого свою вселенную – вот где истинная виртуозность мастера.
Смешение разнородных стилей, идей, взглядов в нечто, не признаваемое традиционно за целостность, в научной терминологии принято обозначать термином «эклектика» .
Термин был впервые употреблен во II в. н.э. родоначальником философской школы эклектизма Потамоном. В условиях распада рабовладельческого строя эклектики видели своей целью создание нравственных норм, но ограничивались при этом соединением чужих мыслей (Платона, Аристотеля, стоиков, эпикурейцев и т.
Арка Септимия Севера в Риме. 203 г.
Таким образом, эклектика – это не только обозначение стиля, но и художественный метод.
Им активно пользовались, к примеру, и в период Манерьизма в Европе.
Франческо Сальвиати. Давид танцует перед священым ковчегом. 16 в.
Позднее в период неоклассицизма во второй половине XVIII в. стилевое смешение легло в основу работ итальянского архитектора, графика, теоретика Джованни Баттиста Пиранези (1720–1778). В пояснениях к своим фантасмагорическим офортам Пиранези утверждал, что классический художник должен выбирать и соединять все лучшее из египетского, греческого и римского искусства. В его композициях мы видим и римские триумфальные арки, и галереи, обелиски, пирамиды, этрусские вазы, саркофаги и т.д.
В дополнение к своему методу Пиранези выдвинул идею соединения современной живописи и скульптуры с подлинными античными фрагментами в композиции зданий.
В теории искусства принято мнение, что художественный стиль возникает на основе целостности всех элементов художественного произведения. Эклектичность же препятствует сложению исторического стиля, накладывая отпечаток безвременья и безликости. Тем не менее, эпоха романтизма (XVIII–XIX вв.) с ее принципами свободного творчества положила начало эклектике как стилю. Один из вдохновителей немецких романтиков, философ А.В. Шлегель писал: «Мир велик, и в нем многое может существовать одновременно». А автор здания Большой оперы в Париже архитектор Ш. Гарнье добавлял: «В каждой эпохе – своя красота… Все, что истинно, все, что прекрасно, обязательно что-то говорит душе. Надо быть самому эклектиком, чтобы восхищаться эклектизмом».
В Большом Кремлевском дворце, построенном архитектором К.А. Тоном в 1838–1851 гг., продуманные планировка и конструкция замаскированы декорациями в «русском стиле».
Именно в этом заключается сущность эклектического метода: выбираются внешние «оболочки» стиля вне связи их с конструктивной основой.
В России термин «эклектика» в отношении стиля впервые употребил Н.В. Гоголь в статье «Об архитектуре нынешнего времени» (1831). Гоголь вопрошал архитекторов: почему бы в Петербурге не строить помимо «греческих и римских храмов» готические башни, мавританские минареты и китайские пагоды? По его мнению, «истинный эффект заключен в резкой противоположности; красота никогда не бывает так ярка и видна, как в контрасте…» И мечта Гоголя была осуществлена.
Один из ранних примеров эклектической архитектуры в России – Лютеранская церковь Св. Петра на Невском проспекте в Петербурге (1832–1838), созданная А.П. Брюлловым
[image]http://arttower.ru/forum/uploads/monthly_09_2013/post-8574-1378451138.jpg[/image]
К середине XIX в. понимание эклектики меняется. Утрачивая конструктивную основу, элементы разных стилей обесценивались; отдаляясь от своих исторических прототипов, становились неузнаваемыми и похожими друг на друга.
На волне «антиэклектического движения» рождалось искусство модерна.
Интересно по теме
Искусство эклектики — HiSoUR История культуры
Эклектизм — это своего рода смешанный стиль в изобразительном искусстве: «заимствование множества стилей из разных источников и их объединение» (Hume, 1998, 5). Примечательно, что эклектизм вряд ли когда-либо составлял особый стиль в искусстве: он характеризуется тем, что он не был особым стилем. В общем, термин описывает комбинацию в одном произведении множества влияний — в основном элементов из разных исторических стилей в архитектуре, живописи, графическом и декоративном искусстве. В музыке используемый термин может быть либо эклектизмом, либо полистилизмом.
Термин эклектизм используется для описания комбинации в одной работе элементов из разных исторических стилей, главным образом в архитектуре и, соответственно, в изобразительном и декоративном искусстве. Этот термин иногда также слабо применяется к общему стилистическому разнообразию архитектуры 19-го века после неоклассицизма (примерно 1820 г. ), хотя возрождение стилей в этот период с 1970-х годов обычно упоминалось как аспекты историзма.
Это искусство не сочетает некоторые виды искусства, и этот термин фактически описывает любую комбинацию разных стилей как в визуальном искусстве, так и в архитектуре, а также в области музыки. Этот термин в основном используется для описания сочетания стилей искусства, архитектуры или классической музыки, а также современных стилей или заимствования или цитирования классических элементов в жанрах современного искусства.
Эклектика играет важную роль в критических дискуссиях и оценках, но как-то далека от реальных форм артефактов, к которым она применяется, и ее значение, таким образом, довольно нечеткое. Простейшее определение термина — то, что каждое произведение искусства представляет собой комбинацию различных влияний, настолько элементарно, что мало используется. В некотором смысле эклектизм напоминает маньеризм в том смысле, что этот термин использовался в значительной степени на протяжении большей части периода его валюты, хотя, в отличие от маньеризма, эклектизм никогда не составлял движения или не представлял собой особый стиль: он характеризуется именно тем, что он не был особым стилем.
Характеристики:
Различать синхронный, синтетический и формальный эклектизм. Одновременный эклектизм — это первый этап развития с 1830 года, когда различные стилизованные средства или конструкции существуют в конфронтационном режиме, в отличие от их разнообразия. Основы одновременной эклектики были заложены немецкими архитекторами Карлом Фридрихом Шинкелем, Фридрихом фон Гартнером и Львом фон Кленце.
Второй этап — синтетическая эклектика, которая направлена на смягчение оппозиционных стилей, объединяя их в один объект. Наиболее типичным примером был так называемый синтетический собор архитектора Августа Буало, где автор попытался совместить византийские, классические и готические элементы в сочетании с металлом. Он развивается главным образом в Австрии, Франции и Германии (например, Кройцкирхе в Берлине Йоханнесом Отзеном). Целенаправленный синтетический эклектизм можно воспринимать как несовершенную эстетическую композицию, которая не имеет однозначного характера и межсоставного общения.
Тем не менее, помимо этих так называемых не-субсидий существуют также знаменитые здания, особенно постмодернистская радикальная эклектика, которую также представлял Роберт Вентури. В этих случаях результат был положительным, в том смысле, что архитекторы, постмодернистские художники не разделяли эти элементы с исторической ценностью, а использовали их в качестве средства их личного взгляда на архитектуру.Заключительная фаза — формальный эклектизм, который подчеркивает стиль прекрасного искусства. Применяется в основном в США. В Европе эклектика особенно проявилась на рубеже XIX и XX веков в необходимости создания репрезентативных зданий с использованием исторических стилей.
Искусство эклектики:
Эклектизм — это смешанный стиль в изобразительном искусстве, особенности которого взяты из разных источников и стилей. Значительно, эклектика почти никогда не составляла определенного стиля в искусстве: она характеризуется тем, что это не был особый стиль. В общем, термин описывает комбинацию с работой только из множества влияний — в основном элементов разных исторических стилей в архитектуре, живописи, графическом и декоративном искусстве.
Термин «эклектический» впервые был использован Иоганном Иоакимом Винкельманом, чтобы охарактеризовать искусство Карраччи, в которое были включены элементы Ренессанса и классических традиций в его картины. Действительно, Агостино, Аннибале и Лодовико Карраччи пытались объединиться в линии искусства Микеланджело, цвета Тициана, светотени Корреджо, симметрии Рафаэля и благодати.
В 18 веке сэр Джошуа Рейнольдс, глава Королевской академии искусств в Лондоне, был одним из самых влиятельных сторонников эклектики. В шестой из своих знаменитых академических дискурсов (1774) он писал, что художник может использовать произведение античности как «журнал общей собственности, всегда открытый для публики, откуда каждый человек имеет право брать то, что ему нравится». что он доволен. В XIX веке в Англии Джон Раскин также выступал за эклектику.
Архитектура эклектики:
В архитектуре эклектика определяет те архитектуры, которые связаны с исторической концепцией архитектуры, с одной стороны, и которые в то же время имеют тенденцию к синкретическому единству, со смесью элементов, взятых из разных исторических движений, но также экзотических и современных. Первые проявления произошли в Англии 18-го века и продолжались в течение девятнадцатого и двадцатого веков. Также подобны этой линии некоторые эксперименты суда Бурбонов Неаполя, что в Палермо, в период убежища из Неаполитанской Республики 1799 года, как в китайском Палаццине.
Первые примеры эклектической архитектуры были построены в Королевстве Две Сицилии, особенно в Palazzina Cinese в Палермо.
В проявлениях эклектики начала девятнадцатого века принятые формы обычно были классическими. Фактически, неоклассическая архитектура развивалась главным образом с восстановлением концепций и форм греческого классицизма (нео-греческой архитектуры), ренессанса (нео-ренессансная архитектура) и барочной (нео-барочная архитектура). В последующие десятилетия тенденции восстановления средневековой архитектуры развивались с неоготической, нео-романской и нео-византийской архитектурой. К концу девятнадцатого и начала двадцатого веков было много ссылок на экзотическую архитектуру (особенно на Востоке), такую как неоправительственная архитектура, исламская архитектура (нео-римская архитектура), а также китайская и индийская архитектура.
Эклектика была важной концепцией западной архитектуры в середине и конце 19 века, и она вновь появилась в новом обличье во второй половине 20-го века. В двадцатом веке также добавлены стилистические особенности модернистской архитектуры и модерна.
Музыка эклектизма:
Стиль эклектики в музыке описывает использование разных музыкальных стилей из основного стиля художника или сочетание нескольких исторических стилей. Этот термин иногда используется для описания (пренебрежительно) неоригинального создателя с использованием других стилей творчества.
Искусство эклектики HiSoUR История культуры
Эклектика — разновидность смешанного стиля в изобразительном искусстве: «заимствование разнообразных стилей из разных источников и их комбинирование» (Юм 1998, 5). Примечательно, что эклектика почти никогда не составляла особого стиля в искусстве: для нее характерно то, что она не была особым стилем. В целом этот термин описывает сочетание в одном произведении различных влияний, в основном элементов различных исторических стилей в архитектуре, живописи, графике и декоративно-прикладном искусстве. В музыке используется термин «эклектика» или «полистилизм».
Термин «эклектика» используется для описания сочетания в одном произведении элементов различных исторических стилей, главным образом в архитектуре и, косвенно, в изобразительном и декоративно-прикладном искусстве. Этот термин иногда также широко применяется к общему стилистическому разнообразию архитектуры 19-го века после неоклассицизма (около 1820 г.), хотя возрождение стилей в этот период с 1970-х годов обычно называют аспектами историзма.
Это искусство не объединяет определенные виды искусства, и термин фактически описывает любую комбинацию различных стилей, как в изобразительном искусстве, так и в архитектуре, и в области музыки. Этот термин в основном используется для описания сочетания стилей искусства, архитектуры или классической музыки и современных стилей, а также для заимствования или цитирования классических элементов в жанрах современного искусства.
Эклектика играет важную роль в критических дискуссиях и оценках, но как-то далек от реальных форм артефактов, к которым она применяется, и поэтому ее значение довольно неясно. Самое простое определение этого термина — каждое произведение искусства представляет собой сочетание различных влияний — настолько простое, что от него мало толку. В некотором смысле эклектика напоминает маньеризм в том, что этот термин использовался уничижительно на протяжении большей части периода его распространения, хотя, в отличие от маньеризма, эклектика никогда не сводилась к движению или определенному стилю: она характеризуется именно тем фактом, что она не было определенного стиля.
Характеристики:
Для различения одновременной, синтетической и формальной эклектики. Синхронная эклектика — это первый этап развития с 1830-х годов, когда различные стилизованные средства или конструкции существуют в конфронтации, контрастируя своим разнообразием. Основы одновременной эклектики заложили немецкие архитекторы Карл Фридрих Шинкель, Фридрих фон Гертнер и Лео фон Кленце.
Вторым этапом был синтетический эклектизм, стремящийся смягчить оппозиционные стили, объединив их в один объект. Наиболее характерным примером стал так называемый синтетический собор архитектора Огюста Буало, где автор попытался соединить византийские, классические и готические элементы в сочетании с металлом. Он развивался в основном в Австрии, Франции и Германии (например, Кройцкирхе в Берлине Йоханнеса Отцена). Целенаправленная синтетическая эклектика может восприниматься как несовершенная эстетическая композиция, не имеющая однозначного характера и межкомпозиционного взаимодействия. Однако помимо этих так называемых не субсидий есть и выдающиеся здания, особенно постмодернистская радикальная эклектика, которую также представлял Роберт Вентури. В этих случаях результат был положительным, в том смысле, что архитекторы, художники-постмодернисты не разделяли эти элементы с исторической ценностью, а использовали их как средство своего личного взгляда на архитектуру.
Заключительный этап – формальная эклектика, подчеркивающая стиль прекрасного искусства. Применяется в основном в США. В Европе эклектика особенно проявилась на рубеже 19 и 20 веков в необходимости создания репрезентативных зданий с использованием исторических стилей.
Искусство эклектики:
Эклектика – смешанный стиль в изобразительном искусстве, черты которого взяты из разных источников и стилей. Примечательно, что эклектика почти никогда не составляла особого стиля в искусстве: она характеризуется тем, что это не был особый стиль. В целом термин описывает сочетание в произведении только разнообразных влияний — в основном элементов различных исторических стилей в архитектуре, живописи, графическом и декоративно-прикладном искусстве.
Термин «эклектика» впервые был использован Иоганном Иоахимом Винкельманом для характеристики искусства Карраччи, вобравшего в свои картины элементы ренессанса и классических традиций. Действительно, Агостино, Аннибале и Лодовико Карраччи пытались соединить в линии искусства Микеланджело колорит Тициана, светотень Корреджо, симметрию Рафаэля и изящество.
В XVIII веке сэр Джошуа Рейнольдс, глава Королевской академии художеств в Лондоне, был одним из самых влиятельных сторонников эклектики. В шестом из своих знаменитых «Академических рассуждений» (1774 г. ) он писал, что художник может использовать произведение античности как «магазин общего достояния, всегда открытый для публики, откуда каждый человек имеет право брать те материалы, которые ему нравятся». что он доволен В 19го века в Англии Джон Раскин также выступал за эклектизм.
Архитектура эклектики:
В архитектуре эклектика определяет те архитектуры, которые связаны с исторической концепцией архитектуры, с одной стороны, и которые в то же время стремятся к синкретическому единству со смешением элементов, взятых из разных исторических течений, а также экзотических и современный. Первые проявления произошли в Англии 18 века и продолжались на протяжении девятнадцатого и двадцатого веков. К этой же линии относятся и некоторые эксперименты Неаполитанского двора Бурбонов, проводившиеся в Палермо в период бегства от Неаполитанской республики в 179 г.9, как в Китайской Палаццине.
Первые образцы эклектичной архитектуры были построены в Королевстве Обеих Сицилий, в частности, в Palazzina Cinese в Палермо.
В проявлениях эклектики начала девятнадцатого века принимались в основном классические формы. Фактически, неоклассическая архитектура развивалась в основном с восстановлением концепций и форм греческого классицизма (нео-греческая архитектура), эпохи Возрождения (неоренессансная архитектура) и барокко (нео-барочная архитектура). В последующие десятилетия тенденции восстановления средневековой архитектуры развивались в неоготической, неороманской и неовизантийской архитектуре. К концу девятнадцатого и началу двадцатого веков было много ссылок на экзотическую архитектуру (особенно на Восток), такую как неогосударственная архитектура, исламская архитектура (неороманская архитектура), а также китайская и индийская архитектура.
Эклектика была важным понятием в западной архитектуре в середине и конце 19-го века, и она вновь появилась в новом обличии во второй половине 20-го века. В ХХ веке добавляются также стилистические черты модернистской архитектуры и модерна.
Музыка эклектики:
Стиль эклектики в музыке описывает использование различных музыкальных стилей из основного стиля исполнителя или сочетание нескольких исторических стилей. Этот термин иногда используется для описания (пренебрежительно) неоригинального создателя, использующего другие творческие стили.
Энциклопедия искусства и популярной культуры
Из Энциклопедия искусства и популярной культуры
Перейти к: навигация, поиск
«Они были эклектиками и стремились соединить чистоту древних и Рафаэля, знания Микеланджело, богатство и изобилие венецианской школы, особенно Паоло Веронезе, и веселость ломбардской кисти в Корреджо. — «Очерк прекрасного в искусстве» (1763 г.) Иоганна Иоахима Винкельмана. «Большинство философов по отношению к своим философским системам подобны человеку, который строит огромный замок и живет рядом в лачуге.» — […] см. эклектизм в философии |
Связанные и |
Википедия Рекомендуемые: Ромбикубоктаэдр Леонардо да Винчи |
Эклектика — это концептуальный подход, который не придерживается строго одной парадигмы или набора предположений, а вместо этого опирается на несколько теорий, стилей или идей, чтобы получить взаимодополняющее понимание предмета, или применяет разные теории, в частности случаи. Однако это часто происходит без соглашений или правил, определяющих, как или какие теории объединяются.
Иногда это может показаться неэлегантным или непростым, а эклектиков иногда критикуют за отсутствие последовательности в их мышлении. Однако это распространено во многих областях науки. Например, большинство психологов принимают определенные аспекты бихевиоризма, но не пытаются использовать теорию для объяснения всех аспектов человеческого поведения.
Эклектика в этике, философии, политике и религии также известна как синкретизм.
Содержимое
|
[править]
Этимология
Из французского éclectique , из древнегреческого ἐκλεκτικός (эклектикос, «выборочный»), из ἐκλέγω (эклего, «выбираю, выбираю»), из ἐκ (эк, «из») + λέ0, «нога 9008 считать»). Родственник выбирает , что происходит от латыни, а не от древнегреческого, следовательно, префикс e- (от ex), а не ἐκ (ek).
[править]
Происхождение
Впервые эклектика практиковалась группой древнегреческих и римских философов, которые не придерживались никакой реальной системы, но выбирали из существующих философских верований те доктрины, которые казались им наиболее разумными. Из этого собранного материала они построили свою новую философскую систему. Термин происходит от греческого «ἐκλεκτικός» (9).0079 eklektikos ), буквально «выбирая лучших», а это от «ἐκλεκτός» ( eklektos ), «выбирая, выбирая». Хорошо известными эклектиками в греческой философии были стоики Панетий и Посидоний, а также новые академики Карнеад и Филон из Ларисы. Среди римлян Цицерон был насквозь эклектичным, так как он объединил перипатетическую, стоическую и новоакадемическую доктрины. Среди других эклектиков были Варрон и Сенека.
[править]
Архитектура и искусство
Термин эклектика используется для описания сочетания в одном произведении элементов различных исторических стилей, главным образом в архитектуре и, как следствие, в изобразительном и декоративно-прикладном искусстве. Этот термин иногда также свободно применяется к общему стилистическому разнообразию 19архитектура го века после неоклассицизма (около 1820 г.), хотя возрождение стилей в этот период с 1970-х годов обычно называют аспектами историзма.
Эклектика играет важную роль в критических дискуссиях и оценках, но как-то далек от реальных форм артефактов, к которым она применяется, и поэтому ее значение довольно неясно. Самое простое определение этого термина — каждое произведение искусства представляет собой сочетание различных влияний — настолько простое, что от него мало толку. В некотором смысле эклектика напоминает маньеризм в том, что этот термин использовался уничижительно на протяжении большей части периода его распространения, хотя, в отличие от маньеризма, эклектика никогда не сводилась к движению или определенному стилю: она характеризуется именно тем фактом, что она не было определенного стиля.
[править]
Психология
Эклектика признается в подходах к психологии, которые видят множество факторов, влияющих на поведение и психику, и среди тех, кто рассматривает все точки зрения при выявлении, изменении, объяснении и определении поведения.
[править]
В филологии
В текстологической критике эклектика — это практика изучения большого количества текстовых свидетельств и выбора наиболее подходящего варианта. Результатом процесса является текст с показаниями многих свидетелей. При чисто эклектическом подходе ни одному свидетелю теоретически не отдается предпочтение. Вместо этого критик формирует мнение об отдельных свидетелях, опираясь как на внешние, так и на внутренние свидетельства.
С середины 19 века эклектика, в которой нет априорного пристрастия к единой рукописи, стала господствующим методом редактирования греческого текста Нового Завета. Тем не менее, самые старые рукописи, относящиеся к александрийскому текстовому типу, пользуются наибольшей популярностью, а критический текст имеет александрийский характер.
[править]
Философия
В философии эклектики используют элементы из множества философий, текстов, жизненного опыта и собственных философских идей. Эти идеи включают жизнь как связанную с существованием, знанием, ценностями, разумом, разумом и языком.
[править]
Религия
В религии эклектики используют элементы из нескольких религий, прикладных философий, личного опыта или других текстов и догм для формирования своих собственных верований и идей, отмечая сходство между существующими системами и практиками и признавая их. как действительный. Эти идеи включают жизнь, карму, загробную жизнь, Бога и Богиню, Землю и другие духовные идеи. Некоторые используют смесь авраамических, дхармических, неоязыческих, шаманских, даосских доктрин, Нью Эйдж, религиозного плюрализма и синкретизма. Эклектики больше всего заинтересованы в том, что действительно работает в личном и общественном плане.
[править]
См. также
- гибрид, смесь
- Эклектика в архитектуре
- Эклектика в искусстве
- Эклектика в музыке
- Эклектика в текстологии
- Эклектическая медицина
- стилизация
- Перспективизм
- Постмодернизм
Если не указано иное, текст в этой статье либо основан на статье Википедии «Эклектизм», либо на ее странице Википедии на другом языке, используемой в соответствии с условиями лицензии GNU Free Documentation License; или на исследования Jahsonic и друзей.