Искусство и архитектура русского зарубежья
1 апреля 1887 (Венеция) (по другим данным – 21 мая 1885, Малороссия) – 3 августа 1950 (Париж). Живописец и литератор.
Дочь польского аристократа, близкого к австрийскому императорскому двору. Некоторое время была замужем за русским офицером бароном Отто фон Эттингеном. С 1902 жила в Париже вместе с двоюродным братом С. Фера (Ястребцовым). Училась в академии Р. Жюльена.
В 1910-е организовала в своем особняке на бульваре Raspail, 229 литературно-художественный салон, который стал местом встреч представителей французского и русского авангарда, здесь бывали Г. Аполлинер, М. Жакоб, А. Сальмон, М. Вламинк, Ж. Брак, П. Пикассо, А. Матисс, А. П. Архипенко, М. Ф. Ларионов, А. А. Экстер, М. З. Шагал, Л. А. Шульц, Л. Сюрваж, С. Делоне, О. Цадкин и др. Вместе с Г. Аполлинером и С. Фера на собственные средства организовала журнал «Les Soirées de Paris». Давала уроки русского языка П. Пикассо. Была дружна с художницей Ирен Лагю.
Выставлялась под псевдонимом Франсуа Анжибу в салоне Независимых (1912, 1914, 1926 и 1929) и Сверхнезависимых (1934 и 1938). Провела персональную выставку в галерее Percier (1924). Участвовала в Выставке русского искусства в Праге (1935). Сочетала в своем творчестве мотивы русского фольклора с техникой декоративного искусства.
Публиковала прозу под псевдонимом Рош Грей (Roche Grey) и стихи под псевдонимом Леонард Пье (Léonard Pieux). Издала монографию об Анри Руссо (Рим, 1921). Ее поэма-эпопея «Chevaux de minuit» была выпущена И. М. Зданевичем в издательстве «41°» с иллюстрациями П. Пикассо (1956).
В последние годы жила в основном за счет продажи картин Анри Руссо, которые были приобретены ею в 1910-е по совету Аполлинера. Умерла от лейкемии. Похоронена на кладбище Банье.
Представлена в частных собраниях Франции, в музеях Роттердама и Праги.
Представлена в частных собраниях Франции, в музеях Роттердама и Праги. Ее портрет исполнили А. Соффичи (рис., 1903, част. собр.), Л. Сюрваж (масло, 1917, Национальный музей современного искусства, Париж), А. Модильяни (масло, 1917, част. собр.), Дж. де Кирико (рис., част. собр.).
Библиография: |
* Неизвестная Россия, 76, 146‒160; РЗФ; Bénézit-1, 1/182; Vollmer 1/52. Русский Париж. 1910–1960. ГРМ: Альманах. Вып. 35. СПб., 2003. С. 110-111 (илл.). Beaux-Arts. 1935. Avr. 10. P. 6; 1938. Oct. 14. P. 3. Iliazd. Centre Georges Pompidou. Musée Nationale d’Art Moderne. Paris, 1978. P. 71, 114. Warnod J. Léopold Survage. Paris, 1983. Warnod J. Les Heures Chaudes de Monparnasse. Paris, 1988. Warnod J. Chez la baronne d’Oettingen. Paris Russe et avant-gardes. 1913–1935. 2008. Susak V. Ukrainian Artists in Paris. 1900–1939. Kyiv, 2010. d’Oettingen H. Romans. Paris: Parution livre. 2010. |
Приложения: | |
Связи: | |
География: | |
Составители: | |
Дата ввода: |
artrz.ru
Королева Монпарнаса баронесса Елена Эттинген и круг ее общения.: lovers_of_art — LiveJournal
В начале XX века в Париже художники-эмигранты составляли этакое вольное артистическое сообщество. В 1902 году из России в Париж приехала урожденная польская аристократка Елена Миончинская, в замужестве баронесса Эттинген.Елена Эттинген в квартире на бульваре Бертье. Вскоре после приезда в Париж.Начало 1900х
С ней вместе приехал ее двоюродный брат, художник Сергей Ястребцов, принявший вскоре псевдоним Серж Фера.
Серж Фера
Баронесса и Серж Фера объединили художников и бомонд вокруг себя, создали модный салон, который и сделал имя баронессе. Апартаменты баронессы на бульваре Распай, 229 собирали весь цвет парижского общества.
Елена Эттинген. Уже владелица модного салона. Фото из французского паспорта. 1910
В ближнем круге баронессы оказались Пабло Пикассо, Жорж Брак, Анри Матисс, Андре Дерен, Сюрваж, кубисты «Золотого сечения», итальянские футуристы, мастера Парижской школы, поэты Жан Кокто и Гийом Аполлинер. Благодаря своей женской манкости, тонкому чувству прекрасного, умению чувствовать тренд развития искусства Елена сумела собрать вокруг себя почти всех тогдашних выдающихся деятелей. Она лихо закручивала дерзкие любовные треугольники с художниками. Приобретала работы друзей-художников.
Анри Руссо, Свадьба, 1905, Музей Оранжери , Париж
Баронесса давала уроки русского языка Пикассо, благодаря чему в его работах появилась кириллица; первая стала приобретать работы замечательного художника Анри Руссо по прозвищу «Таможенник», открыв его миру; вместе с Гийомом Аполлинером на протяжении многих лет издавала легендарное обозрение «Парижские вечера» (Les Soiree de Paris), журнал который стал для любителей искусства во многом законодателем вкусов. Cама баронесса в истории культуры осталась еще и как художник Франсуа Анжибу, как писатель и искусствовед Рош Грей, как поэт Леонард Пье.
И все-таки, посетив выставку выскажу свое, возможно дилетантское, мнение об увиденном.
У баронессы действительно был талант организатора и пиарщика, говоря по-современному. Елена Эттинген обладала тонким художественным вкусом и чутьем, что позволяло ей точно выбирать для своей коллекции первоклассные произведения живописи. И то что она открыла миру художника Анри Руссо, первая купив его картины, сделало ее бессмертной для искусства. Но….
Как живописцы ни она, и ее кузен Серж Фера меня не зацепили. То что я увидел на выставке из их собственных работ — это, как мне представляется, эпигонство. Так, как они, тогда писали, наверное, все художники Парижа. Если работы самой Елены Эттинген еще с некоторой натяжкой можно считать оригинальными и в них присутствует ее индивидуальность и, я бы сказал, русскость, то работы Сержа Фера , на мой взгляд, невозможно отличить от работ массы других подобных художников. Он не создал свой собственный стиль, то чем отличаются ставшие знаменитыми мастера. Относительная известность Эттинген и Фера как живописцев обеспечивалась, на мой взгляд, исключительно наличием салона и того круга общения (а это было сообщество выдающихся профессионалов), который баронессе удалось создать вокруг себя. И , кстати, на фото их работы выглядят лучше чем вживую ))
И тем не менее выставка интересна. Салон баронессы Эттинген несомненно был большим культурным явлением Парижа 10-х 20-х годов прошлого века.
lovers-of-art.livejournal.com
«Парижские вечера» баронессы Эттинген. Фоторепортаж
В ГМИИ им. А. С. Пушкина проходит выставка «“Парижские вечера” баронессы Эттинген. Руссо, Модильяни, Аполлинер, Сюрваж, Фера», посвященная одному из самых значимых в искусстве авангарда художественных салонов Парижа — салону баронессы Елены Эттинген
Когда родилась Елена Франциевна Эттинген (урожд. Миончинская), доподлинно неизвестно, поскольку эксцентричная дама предпочитала создавать собственные мифы и с легкостью меняла факты своей биографии. В литературе, во всяком случае, встречаются даты от 1875 до 1887 года. Считается, что она появилась на свет в семье польского дворянина в имении Степановка на территории нынешней Украины, а росла в имении Красный Став на территории современной Польши. Брак Елены Миончинской с бароном Отто фон Эттингеном продлился недолго: через год супруги расстались, а фамилия осталась на всю жизнь. В 1899 году Елена Франциевна и ее кузен Сергей Николаевич Ястребцов, жадно увлечённые творчеством, уехали навсегда в Европу. Сергей стал обучаться живописи в Академии Жюлиана в Париже, а молодая баронесса отправилась в многолетнее турне по Италии. В 1903-м Элен приезжает в Париж, и вместе с братом снимает квартиру на улице Бреа, на Монпарнасе. Вскоре желанными гостями салона баронессы стали художники легендарного «Улья». Тогда же Элен и Ястребцов крепко подружились с поэтом Гийомом Аполлинером.
Выставка в ГМИИ им. А. С. Пушкина воссоздает творческую атмосферу знаменитого парижского салона первой половины XX века. Экспозицию, составленную из примерно пяти десятков картин, рисунков, предметов декоративно-прикладного искусства и архивных документов, можно условно поделить на несколько основных частей: 1) Салон баронессы в 1910-е годы; 2) Возлюбленный. Леопольд Сюрваж; 3) Серж Фера и кубисты; 4) Гийом Аполлинер и салон баронессы; 5) Творчество Франсуа Анжибу в 1920-х и 6) Творчество Сержа Фера в 1920–30-х.
В 1910-х в салоне Элен Эттинген была представлена большая коллекция африканской скульптуры и произведений художника-примитивиста Анри Руссо (Таможенника). Коллекцию приходили посмотреть многие художники, творчеству которых представленные работы были созвучны. К этому времени баронесса и ее кузен уже переехали на бульвар Бертье, где совместными усилиями открыли литературно-художественный салон. Баронесса придумала себе псевдоним Рок Грей, под которым стала публиковаться.
С Леопольдом Сюрважем Элен Эттинген познакомилась в 1915 году. Их романтическая связь, безусловно, не могла не отразиться на творчестве обоих. «От Леопольда Элен восприняла многослойные, словно раскладные, подобно театральным декорациям, композиции; в свою очередь, работы Сюрважа превратились в монументальные, с торжественным оттенком, панно» (Из экспликации к выставке «Парижские вечера баронессы Эттинген»). Целую серию портретов, включая портреты друзей Элен, а также ее самой и Сюрважа, в это время сделал Амедео Модильяни. Однако если портрет Сюрважа кисти Модильяни можно увидеть в настоящей экспозиции, то портрет Элен, увы, утрачен (на выставке показана только фотография картины).
В зале, посвященном кубизму, представлены работы, относящиеся к двум основным ответвлениям модернистского течения, первую группу которого представляют работы Пабло Пикассо и Жоржа Брака, а другую — картины представителей «Золотого сечения»: Жана Метсенже и Фернана Леже. В творчестве Сержа Фера (к этому времени кузен баронессы Сергей Ястребцов взял новый псевдоним — Серж Фера) можно найти характерные признаки обеих групп кубистов: «В своих работах он объединил силу и лаконичность первых с декоративностью и многоцветностью вторых».
В 1913 году Элен Эттинген и Серж Фера выкупили права на журнал «Парижские вечера». С этого момента главным редактором стал Гийом Аполлинер, а новые владельцы журнала под псевдонимами Рок Грей, Леонар Пьё (оба — Элен) и Жан Серюсс (Сергей Ястребцов) регулярно публиковали свои статьи и очерки. В начале 1914 года Гийом Аполлинер опубликовал в журнале картину Андре Дерена «Суббота», и вскоре ее купил московский коллекционер Сергей Щукин.
В зале, посвященном Гийому Аполлинеру, выставлены картины художников, чье творчество так или иначе пересекалось с творчеством поэта и редактора «Парижских вечеров».
После революции Элен Эттинген потеряла всё, что оставалось у нее в России. Лишившись возможности покровительствовать людям искусства, всю свою энергию она направила на собственное творчество, экспериментируя в разных областях, от живописи до декоративно-прикладного искусства и моды, в которой приобрела известность под очередным псевдонимом — Франсуа Анжибу.
«Франсуа Анжибу — то воплощение духа, что последовательно обращает поэта и критика, художника или рисовальщика к области моды, с тем же талантом, изобретательностью и фантазией. Проекты тканей и вышивок созданы с тем же непосредственным вдохновением, как русские, польские или скандинавские игрушки…» (Флоран Фельс). В большом зале галереи представлена живопись, вышивка, костюмы и декоративные вазы, выполненные Элен Эттинген в 1920-е годы.
Завершают временную экспозицию работы Сержа Фера 1920–30-х годов. «Что же делает среди нас этот русский? — писал Жан Кокто. — Каким очарованием он наделён? Ведь дороги, коровы, деревья отвечают ему. Возможно, они останавливают его, чтобы поведать свои тайны. Я утверждаю одно: Серж Фера разговаривает с нашими полями, и они явно рассказывают ему секреты».
Выставка «Парижские вечера баронессы Эттинген» открыта в Галерее искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков и продлится до 13 января 2019 года.
Работы Элен Эттинген периодически появляются на аукционных торгах. Рекордная цена за ее картину составляет $191 880: именно столько было заплачено за пейзаж «Корд-сюр-Сьель» в 2010 году. Второе место занимает пейзаж за $116 323, проданный в 2008-м. Третье место поделили «Композиция с двумя лебедями» и пейзаж, они ушли за $94 444 каждая в том же 2008 году.
Рекордная аукционная цена за работу Сержа Фера составляет $561 665, именно за эту сумму был продан его коллаж «LACERBA» в 2007 году. Второе место занимает «Арлекин с гитарой», купленный за $170 254 в том же 2007-м. Тройку лидеров замыкает «Парад», проданный относительно недавно, в 2015 году, за $162 500.
Анастасия Зарецкая, AI
Фото автора
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.
Маски баронессы / Культура / Независимая газета
«Парижские вечера» в Пушкинском музее показывают богемные хитросплетения искусств и биографий
На выставке можно побыть в обстановке салона на бульваре Распай. Фото агентства «Москва»
Открывшаяся в Галерее искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков выставка «Парижские вечера баронессы Эттинген. Руссо, Модильяни, Аполлинер, Сюрваж, Фера» рассказывает о польской аристократке, меценате и художнике Элен Эттинген, урожденной Елене Миончинской, и ее монпарнасском салоне на бульваре Распай – одном из мест артистического бурления эпохи модернизма. Проект выстроен вокруг коллекции Альбана и Мадлен Руссо, правопреемников баронессы, и ее двоюродного брата Сержа Фера, но здесь показывают и хрестоматийные произведения из ГМИИ, и работы из музеев Парижа, Женевы и Хельсинки, и вещи из частных собраний.
В одном из первых залов баронесса глядит с маленьких фотокарточек то томно, то победоносно. Одетая в светлое платье в пол, положив руку на крышку рояля, она стоит возле окна – видимо, того самого, которое, согласно приведенным тут воспоминаниям Арденго Соффичи, художника, критика и одного из возлюбленных Элен Эттинген, выходило на кладбище Монпарнас. В одном из последних залов «портрет» баронессы дан через ее творения – тканое с вышивкой панно с кружочками-розетками, расписную декоративную вазу из зеленого стекла, картины с привкусом орфизма да диптих с веселыми и наивными изображениями марионеток, всё – с общим знаменателем нарядной красочности. В 1890-х дворянка Елена Миончинская встретила барона Отто фон Эттингера: «замужество продлилось всего год, но титул баронессы она сохранила на всю жизнь», – комментируют, кажется, не без иронии в музее стартовый этап истории, в которой искусство и меценатство будет накрепко вплетено в романтические приключения. В начале XX века Элен вслед за двоюродным братом Сергеем Ястребцовым (вскоре он сделается Сержем Фера) обосновывается в Париже, в 1912-м поселяется на бульваре Распай (а Фера – в доме напротив), где ее салон просуществует до 1935 года. Баронесса не только покровительствовала искусствам, но и сама литераторствовала и занималась живописью, беря то один, то другой псевдоним: Рок Грей, Леокар Пьё и Франсуа Анжибу (не сильно отставал от нее брат, и другим его псевдонимом был Жан Серюсс – «этот русский»).
«Парижские вечера» – не только одноименный журнал, права на который Эттинген и Фера купили специально для ставшего главредом Гийома Аполлинера (в том числе и чтобы взбодрить его после расставания с художницей Мари Лорансен) и в котором публиковали и свои труды. Кураторы Сильви Бюиссон и Алексей Петухов эти самые «Парижские вечера» сделали поэтичной параллелью к атмосфере салона Эттинген и их с Фера круга общения, в который входили, например, фовисты Матисс и Андре Дерен, кубисты Пикассо, Жорж Брак, Хуан Грис, Жан Метценже, перебравшийся в Париж в 1908-м Александр Архипенко и приехавший туда годом позже другой представитель парижской школы – Леопольд Сюрваж. C Эттинген его связывали романтические отношения.
Образы в салоне – в духе времени – были неотрывны от слова, и в кругу Эттинген и Фера помимо Аполлинера были Жан Кокто, Макс Жакоб, Андре Сальмон и Блез Сандрар. Надо всем этим, понятное дело, есть ореол обаяния владелицы салона, ее увлечений, масок и ее, видимо, порядком мифологизированные рассказы об имении Красный Став (на территории нынешней Польши), приносившем доход вплоть до революции, воображенном в рисунке Сюрважа, а в 1919 году описанном ею в романе «Замок Красный Став». Есть истории и история, сейчас они то пересекаются, то нет. С точки зрения историй теперешняя выставка, сделанная специально под Пушкинский музей, интересно и «озвучена» (цитатами из самих действующих лиц и информативными кураторскими текстами, за что отдельное спасибо), и проиллюстрирована, поскольку герои этих хитросплетенных историй представлены то работой, то портретом, а иногда и письмецом. «Суббота» Андре Дерена из ГМИИ хорошо обыграна как раз историей (и, к слову, недавно исследована в музее, так что сейчас сообщают и новые детали о самом полотне): Аполлинер опубликовал ее в «Парижских вечерах», а спустя месяц – купил Сергей Щукин, возможно, видевший публикацию.
С исторической точки зрения важнее, конечно, то, что характеризует самих Эттинген и Фера. С одной стороны, это, например, эскизы Фера к знаменитой сюрреалистической драме Аполлинера «Груди Тиресия», которую представили в театре Рене Мобель, а репетировали в салоне Элен, живописные кубистические опыты Фера или сделанная Эттинген ширма «Игра в карты». С другой, «аутентичные» вещи, прежде находившиеся в собрании сестры с братом: натюрморт Сюрважа, портрет Фера, написанный его возлюбленной Ирен Лагю, да даже просто открытка с рисунком Пикассо для Фера. И раз эти двое рано стали собирать африканскую пластику, – статуэтки.
Одними из первых Эттинген и Фера разглядели талант в горемыке Анри Руссо, покупали его работы, Элен писала о нем статьи – а когда после революции они больше не получали доходов с имений в России, они стали продавать подорожавшие к тому моменту картины Руссо. И вот здесь истории и история на выставке как-то размыкаются, поскольку не совсем понятно, зачем плюс к произведениям из ГМИИ и французского частного собрания здесь есть еще и Руссо из частной московской коллекции. Ничего нового это не дает. Такая же история с рисунками-эскизами Леже, кажущимися сейчас на фоне его картины (все – из ГМИИ) балластом. Выставка ведь не про Руссо и не про Леже. Хорошо, что такие «случайные» произведения не заслоняют образов артистичных Эттинген и Фера.
www.ng.ru
Аристократические игры: как русская баронесса покорила Париж | Статьи
ГМИИ имени А.С. Пушкина представил экспозицию с интригующим названием «Парижские вечера» баронессы Эттинген». В Галерее стран искусства XIX–XX веков демонстрируются работы Анри Руссо, Пабло Пикассо, Амедео Модильяни, Жоржа Брака, Фернана Леже, и можно предположить, что именно эти имена станут основной приманкой для ценителей прекрасного. Но, как выясняется, куда интереснее — центральный сюжет: история о том, как эмигранты из Российской империи оказались в центре художественного процесса Франции.
Польская аристократка с Украины Елена Миончинская в юности вышла замуж за русского барона Эттингена. Брак продлился менее года, но подарил красавице звучный титул. А имение на родине давало стабильный источник дохода. Это позволило девушке вместе со своим двоюродным братом Сергеем Ястребцовым в начале XX века приехать в Париж, поселиться в роскошной квартире и заняться коллекционированием искусства.
Вскоре вокруг богатой красавицы собираются лучшие художники и поэты того времени. Модильяни пишет портреты Элен, Аполлинер редактирует купленный ею журнал «Парижские вечера», а Сюрваж крутит с баронессой роман. Кроме них, завсегдатаями салона Эттинген становятся Пикассо, Леже, Дерен, Брак и другие живописцы, без имен которых история искусств сегодня немыслима.
Пробуют себя в творчестве и сами хозяева: Элен под псевдонимом Франсуа Анжибу занимается изобразительным искусством, а именем Рок Грей она подписывает свои литературные работы. Ястребцов (Серж Фера) не отстает от кузины и становится одним из виднейших кубистов — даром что сегодня этот стиль у нас ассоциируется с другими фигурами. Выставка заставляет усомниться в справедливости вердикта истории: картины Фера впечатляют здесь сильнее всего.
В принципе, ничего удивительного: у Фера кураторы собрали лучшее, самое эффектное. Чего стоит хотя бы «Фигура с гитарой», написанная маслом на стекле, и несколько кубических натюрмортов, соединяющих структурность Пикассо с цветовой изысканностью и метафизическим звучанием Де Кирико.
В свою очередь, художники, имена которых на слуху, здесь представлены одной-двумя работами, далеко не самыми важными для понимания их стиля. У Модильяни это «Портрет Сюрважа», у Брака — «Замок Ла-Рош-Гюйон», у Леже — «Композиция». Исключения два. Во-первых, знаменитая «Суббота» Дерена, купленная Сергеем Щукиным во многом под влиянием публикации в «Парижских вечерах», где Аполлинер поместил репродукцию картины (раритетный номер, открытый на нужной странице, представлен в витрине). И во-вторых, «Свадьба» Руссо — шедевр французского примитивизма.
Это полотно из собрания Музея Оранжери открывает экспозицию. И дело не только в том, что «Свадьба» — главный «гостевой» шедевр на выставке ГМИИ. Просто именно Анри Руссо был любимым художником баронессы и во многом благодаря ее усилиям занял такое важное место в истории искусства. Элен Эттинген покупала его работы тогда, когда они еще мало кого интересовали. Ее же перу принадлежит первая монография о творчестве примитивиста. Символично, что после 1917 года, когда доходное имение баронессы было национализировано, именно живопись Руссо позволила Эттинген и Ястребцову выжить: они продавали сильно подорожавшие картины и таким образом оплачивали самое необходимое.
Впрочем, Элен и Сергей пробовали зарабатывать и своим трудом. Баронесса, например, занималась вышивкой и создавала удивительные декоративные панно. Одно из них представлено в ГМИИ: круги, расходящиеся из центра, создают абстрактный аккорд, напоминающий то ли о космизме Кандинского, то ли о пестром многозвучии Климта. А еще она расписывала посуду, оформляла ширмы и — не переставала работать как живописец. Но в последнем был более успешен ее кузен.
Фера, хотя и не добрался до олимпа искусства, но всё же вполне мог обеспечивать своим художественным творчеством себя и заболевшую баронессу. И вот что интересно: несмотря на жизненные тяготы, колорит его поздних работ — более светлый, настроение — идиллическое. В пейзажах 1930-х годов он создает образ рая на земле. Если в годы «Парижских вечеров» искусство было для Элен и Сержа веселой страстью, удовлетворением амбиций и аристократическим развлечением, то во вторую половину жизни оно стало для них утешением.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
iz.ru
В Пушкинском музее воссоздали салон баронессы Эттинген
Чудо ли передать атмосферу бурлящей жизни парижского салона эксцентричной баронессы Эттинген в семи залах выставочной галереи? Определенно, да. Но еще большим удивлением становится для посетителей ощущение интимной вовлеченности в художественный процесс Парижа первой половины XX века.
Ровно как и 100 лет назад, гостей дома на Монпарнасе, посетителей выставки встречает монументальная картина «Свадьба» кисти известного художника наивного искусства Анри Руссо. Его работы, как и дружба с Элен Эттинген и ее двоюродным братом художником Сержем Фера (Сергей Ястребцов), сопровождают весь жизненный путь баронессы. Именно она по состоянию на 1914 год была крупнейшим коллекционером работ Руссо и хранила в своем доме девять полотен живописца.
фото: Иветта Невинная
Анри Руссо. «Муза, вдохновляющая поэта (поэт и муза)». 1909 г.
— Салон баронессы — это «плавильный котел» для художников-авангардистов. Каждый приезжавший в Париж знал, что найдет в ее салоне кров и возможность профессиональной реализации, — рассказывает куратор выставки Алексей Петухов.
фото: Иветта Невинная
Элен Эттинген. Декоративная скатерть и жакет. 1920-е
Тесная дружба с Пабло Пикассо, Анри Матиссом, поэтами Гийомом Аполлинером и Жаном Кокто нашла отражение не только в личном архиве меценатов, но и в творчестве самой Элен и ее ближайшего окружения. Выставка изобилует предметами личной переписки коллекционеров с гениями художественного авангардизма. Баронесса и сама пробовала себя в живописи, поэзии и прозе, имея для каждого из этих случаев отдельный псевдоним, преимущественно мужской — Леонард Пье, Рош Грей и другие.
Анри Руссо. «Свадьба». 1905 г.
Революционные события в России лишили Эттинген и Фера доходов, но пробудили в них неутомимое желание творить. Несколько залов выставки посвящено работам самой баронессы. Расшитые подушки эстетики ар-деко, яркие лоскутные скатерти, перекликающиеся с работами знаменитой современницы Сони Делоне, расписанные вазы, горшки, пиджаки — все это не только воплощенный творческий порыв, но и пример борьбы за финансовое выживание и существование салона.
фото: Иветта Невинная
Элен Эттинген. Декоративная ширма «Игра в карты». 1920-е
Архивная ценность коллекции видна даже новичку в изобразительном искусстве, но сколько стоит самая дорогая из картин? Узнать коммерческую тайну у куратора выставки Алексея Петухова попытался корреспондент «МК».
фото: Иветта Невинная
Открытка с рисунком от Пабло Пикассо Сержу Фера. 1914
— Раскрывать прямую стоимость мы не можем, но могу вам по секрету сказать, что самая дорогая по архивной и финансовой ценности — это картина Амедео Модильяни, где изображен один из возлюбленных Элен Эттинген Леопольд Сюрваж. Цена исчисляется в сотнях тысяч долларов.
фото: Иветта Невинная
Андре Дерен. Субботний день
Многие предметы выставки были привезены из частной коллекции Альбан и Мадлен Руссо, правопреемников Сержа Фера и баронессы Элен Эттинген. По замечанию Сильви Бюиссон, куратора выставки с французской стороны, «их дом — настоящая пещера Али-бабы». Порядка 15 гигантских коробок с архивами были вскрыты. Из них было инвентаризировано и хронологически структурировано более сотни разнообразных предметов живописи и декора, а также писем, публикаций и фотографий.
фото: Иветта Невинная
Амедео Модильяни. Портрет Элен Эттинген. 1917
www.mk.ru
Очень своевременный журнал. Здесь шумят чужие города, или Великий эксперимент негативной селекции
Очень своевременный журнал
Дочь польской графини, близкой к австрийскому императорскому двору и державшей в тайне, кто являлся настоящим отцом ее дочери, той самой, что вышла позднее замуж за немецкого принца, но в Париже появилась уже без мужа в обществе своего русского «брата» Сержа Фера-Ястребцова, дочь эта теперь звалась баронесса Елена Эттинген. Она и была та самая таинственная Ядвига, чье платье шелестело в аллеях раннего «Улья». Тайком принимавший ее Арденго Софичи был другом Аполлинера, другом Папини и, как я уже упоминал, другом Канудо, помогавшего Шагалу. Журнал «Парижские вечера», редактором которого был Аполлинер и который сослужил добрую службу французскому художественному авангарду, издавался баронессой Эттинген и ее «братом» Сержем Фера-Ястребцовым на их собственные деньги. Все это я сообщаю вам к тому, что начинающий Шагал с первых шагов в Париже попал в очень перспективную компанию. Канудо отправил его статистом на съемки к Абелю Гансу, а Гийом Аполлинер подошел на одном из своих домашних приемов к дремлющему в уголке издателю немецкого журнала «Дер Штурм», пылкому покровителю экспрессионистов Вальдену, и стал его тормошить:
— Знаете, что надо сделать, месье Вальден? Надо устроить выставку картин вот этого молодого человека. Вы не знакомы? Месье Шагал.
И была выставка, была слава (правда, потом пришлось судиться с Вальденом из-за оставленных картин). Но Аполлинер и помимо этой выставки немало способствовал популярности Шагала, и общение с этим «безмятежным Зевсом» за ужином в роскошном ресторане «У Бати» (что был на бульваре Распай, неподалеку от редакции, от элитного гнездышка Сержа, от салона самой баронессы и даже имел особый зал для пирующих бунтарей) красочно описано в повести Шагала (вероятно, чтоб не занудить читателя вечными «картошечкой с селедочкой», да еще вдобавок селедкой, разделенной на два приема пищи, — в общем, для разнообразия):
«Огромный живот он носил как полное собрание сочинений, а ногами жестикулировал, как руками…
„Что за волчий аппетит? — думал я, глядя, как он ест. — Может, ему нужно столько пищи для умственной работы? Может, эта прожорливость — залог таланта? Побольше есть, побольше пить, а остальное приложится“.
Аполлинер ел, словно пел, кушанья у него во рту становились музыкой…
…Покончив с обедом, мы вышли, пошатываясь и облизывая губы, и пошли пешком до самого „Улья“.
— Вы никогда здесь не бывали? Тут живут цыгане, итальянцы, евреи, есть и девочки. На углу в проезде Данциг, может, найдем Сандрара… Здесь рядом бойни, рыжие детины безжалостно и ловко убивают бедных коров.
Показать Аполлинеру свои картины я долго не решался.
— Вы, я знаю, основатель кубизма. А я ищу другое.
— Что же другое?
Тушуюсь и молчу.
Мы проходим темным коридором, где с потолка сочится вода, а на полу полным-полно мусора.
Круглая лестничная площадка, на которую выходит десяток пронумерованных дверей.
Открываю свою…
…Аполлинер сел. Он раскраснелся, отдувается и с улыбкой шепчет: „Сверхъестественно…“
На другой день я получил от него письмо с посвященным мне стихотворением „Rodztag“…»
Так (или почти так) описал эти события Шагал.
Здесь, в редакции журнала «Парижские вечера», который издавали баронесса Эттинген и ее мнимый брат Серж Фера, бывали и Архипенко, и Шагал, и Цадкин, и Сандрар, и Пикассо… На приемах у баронессы Эттинген бывал весь авангардный Париж. И для Шагала, и для Архипенко, и для Цадкина, которые были вхожи в салон, здешние знакомства (Аполлинер, Канудо, Вальден) оказались не лишними. Фото Бориса Гесселя
Поделитесь на страничкеСледующая глава >
biography.wikireading.ru