Эпоха готики: Средние века и эпоха Возрождения.Готический стиль-Портал иск…

Готический стиль в живописи: история художники картины

Средневековье – время крестовых походов, доминирования религии над светской жизнью, переломный период в развитии европейских стран. На фоне политических и военных преобразований сформировался узнаваемый, яркий стиль – готика, оказавший влияние на развитие живописи, архитектуры, музыки, скульптуры.

Оглавление

Зарождение и развитие стиля

Периодом формирования стиля стало развитое Средневековье, XII века в странах Западной Европы, в XIII – XVI веках — в Центральной Европе. Грандиозность стиля граничит с устрашением, которое способны вызывать работы живописцев и архитекторов этого периода.

Готическая живопись отличается специфической композицией, обилием цветов и оттенков, динамичностью изображения, напряженностью сюжета. В рамках изучения творений живописцев стоит рассмотреть книжную миниатюру, как репрезентативное направлении в искусстве.

Родиной стиля является Франция, где в XII веке. Оттуда готика распространилась в Германию, Испанию, Англию, Австрию. В следующем столетии готические влияния стали заметны в Италии, где сформировалось местное самобытное ответвление стиля. В период раннего нового времени стиль оформился в интернациональный формат. Дольше всего влияния готики были заметны в странах Восточной Европы.
Готика в живописи в Средние века появилась в искусстве создавать витражи.

Стиль живописи рококо

Особенности стиля на раннем этапе развития

Готика сменила романский стиль – сложно не заметить принципиальные различия этих направлений искусства. В искусстве готика ассоциируется с величием, грандиозностью, особой декоративностью.
Особенность готической живописи – наличие значительного разнообразия в региональном развитии стиля. Определить единую «формулу», по которой можно дать четкую характеристику направлению искусства, невозможно. В результате исследований многих искусствоведов, готическому стилю на всей территории распространения свойственны такие черты:

  • Особое построение композиции, иллюзия материальности изображения, созданная мастерами средневековья.
  • На полотне преимущественно соседствуют различные группы лиц – их взаимодействие декоративно, лишено естественности.
  • Готика не полностью отошла от романского влияния передавать через личность изображенного человека определенный скрытый символический смысл.
  • Изображения на картинах не выглядят целостными, композиция расчлененная, каждый элемент необходимо рассматривать отдельно.
  • Картины передают реальность через метафоры.
  • Экспрессия, передаваемая через оттенки и динамику сюжета.
  • Схематичность отображения действия.
  • Религиозность, доминирование библейских и мистических сюжетов.

Наиболее ярким жанром считается портрет.

Развитие искусства книжной миниатюры

Оформление книг в Средние века трудно не узнать. Книжная миниатюра достигла высокого уровня развития, отображая религиозные, светские сюжеты при помощи ярких красок в узнаваемом, готическом стиле:

  1. В миниатюрах отображалась взаимосвязь реального и мистического, переплетение светского и религиозного.
  2. Иллюстрации характеризуются многоплановостью, плоской передачей динамического сюжета.
  3. Особое внимание уделяют деталям: узорам, иллюстрации бытовых сцен, эмоциональности передачи атмосферы изображения, птицам, бабочкам, зверям.
  4. Техника исполнения миниатюр позволяет передать движение – сцены, отображенные в книге, не статичны.
  5. Для исполнения миниатюры художники выбирали яркие краски.

Пуантилизм как стиль в живописи

Миниатюра зародилась во Франции в XIII веке, наиболее известным творцом был Жан Пюссель. Благодаря развитию миниатюры в искусстве, сформировалась узнаваемая парижская школа миниатюры.

В период развитого Средневековья стало принято украшать миниатюрами не только художественные и религиозные книги, но и научные трактаты, хроники. Узоры стали более филигранные, ажурные, угловатые. Миниатюра стала более осмысленной, точнее передавала суть события, которое отображено художником.
Примером наиболее удачной передачи суть явлений и событий при помощи миниатюры является «Большая французская хроника».

Интернациональная готика

На последних этапах развития стиля в период развитого средневековья появилось интернациональное направление. Родина – Богемия, Северная Италия, Бургундия. Именно с этим направлением связывают искусство периода «заката Средних веков» или «осени Средневековья».

Отличительными чертами являлась декоративность, пышность, обилие насыщенных красок. Это наиболее вычурная готика, характеризующаяся экзальтированностью, утонченностью, особой экспрессией.

Термин «интернациональная готика» предложили только в конце XIX века искусствоведы Юлиус Шлоссер и Луи Куражо. А использовать его для обозначения поздней готики начали только во второй половине XX века. До этого времени направление называли «поздней готикой», «придворной готикой», «особенной готикой», если речь идет о живописи Германии, «мягкий стиль», «космополитическое искусство». С XX века «поздней» начали называть полотна, созданные до 1430 года, остальные перешли в разряд «интернациональной».

Сюрреализм как стиль в живописи

Узнать картины в этом направлении просто:

  • Отсутствие изображения фона и пренебрежение пространством. Фон, преимущественно, золотой;
  • Графичность изображения;
  • Гротескность;
  • Плоское изображение, лишенное перспективы;
  • Отсутствие дополнительных предметов, которые обычно сопровождают изображенных людей;
  • Внимание облачению людей;
  • Эмоциональность в изображении лиц.

Развивался стиль при дворе монархов крупных европейских стран. Готическое искусство этого типа имела свои особенности в каждой стране, что должно бы позволять искусствоведам без труда понять, к какой стране принадлежит конкретное полотно. Но это не так. По причине активного культурного обмена и сети династических браков, из-за которых культурные особенности растекались по всему континенту, очень трудно точно установить, из какой страны был художник или где была написана картина, если отсутствует подпись автора.

Еще одна причина сложностей идентификации – работа художников на заказ. По этой причине француз мог писать полотна для итальянского, испанского двора, его работы могли быть подарены, а из-за этого образовывалась еще большая культурная путаница.

Тематикой ранних произведений в готическом стиле была религия, библейские сюжеты. Интернациональное направление отходит от этой готической догмы. Период развитого Средневековья характеризуется появлением работ на светскую тематику – их заказывают представители дворянства для декорирования интерьера.

Концептуализм как стиль в живописи

Не смотря на появление светской тематики, базовыми остаются алтарные сюжеты и религиозные образы. Интернациональная готическая живопись схожа с иконописью – особенно, наличием золотого фона, прописями золотом.

Для оформления картин использовали вычурные рамы, иногда полотно составляло несколько створок. В качестве полотен для картин использовали деревянные дощечки.

Известные мастера готики

Дуччо из Сиены

Создатель алтаря «Маэста» в Сиенском соборе с изящными панелями, украшенными изображениями на религиозную тематику. В его манере творчества отслеживаются византийские влияния.

Джотто

Мастер создания настенных росписей. Наиболее яркая работа – роспись в церкви Капелла-дель-Арена. Стиль Джотто практически не имеет влияний – это чистая готика, наполненная динамикой.

Симоне Мартини

Один из наиболее ярких творцов Флоренции. Работа «Путь на Голгофу» отличается яркостью красок, наполненностью динамикой.

Траини

Создатель известной фрески на крытом кладбище рядом с Пизанским собором.

Микелино да Безоццо

Известный живописец и создатель миниатюр в стиле интернациональной готики.

Жан Фуке

Французский портретист.

Ангерран Картон

Один из художников авиньонской школы живописи.

Значение для развития мирового искусства

Готика стала логичным этапом в развитии живописи. Картины легко узнать, благодаря ярким, выразительным особенностям. Произведения мастеров живописи осмыслены, повествовательны, наполнены динамикой и действиями. Мастерам этого стиля удалось объединить реалистичность и мистицизмом, светскость и религиозность.

Техника живописи Сфумато

Период развитой или «придворной» готики стал вратами Ренессанса. Особенно, влияние помпезной, вычурной, роскошной готики заметно в работах художников Северного Возрождения.
Благодаря полотнам в готическом стиле, искусствоведы и историки могут понять психологию и мировоззрение человека периода Средних веков.

Скульптура Готики: фото, история, описание скульптур

   Скульптура позднего средневековья, связанная эстетически и по содержанию с готическим стилем полностью подчинена христианской идеологии, тесно связана с архитектурой и строгими правилами изображения сакральных фигур.

   Фактически, в готические времена скульптура, как самостоятельное искусство не рассматривалось. Она была призвана не только украшать храмы и монастыри, но и служить несущими частями сложных археологических конструкций, и, разумеется, объектом почитания, наряду с иконами.

   Произведения средневековое искусство вообще, и готического в частности, полны символического значения, своеобразного кода, который заключает в себе библейские смыслы, значение подвигов во имя Веры христианских святых.

   Кроме библейских ветхозаветных персонажей, Иисуса Христа, Девы Марии, апостолов, в готической скульптуре изображались короли, правители, государственные деятели.

   В готических скульптурах средневековая сдержанность, статичность и отстраненность уступает место эмоциональности, динамизму и индивидуализацией черт. Разумеется, все эти изменения лишь намечаются и пройдет несколько веков, пока средневековую схематичность, нарочитую упрощенность сменит гуманизм и достоверность Возрождения.

   Готическая скульптура внесла изменения в трактовки образа Иисуса Христа. Если в раннем средневековье Спаситель трактовался как грозный судья и вседержитель, то теперь все чаще он предстает, как мудрый пастырь, добрый наставник и учитель. Смягчаются черты лица, на лице можно увидеть полуулыбку.

   Все эти изменения не касаются скульптур на распятиях. В это время авторы пытаются всеми силами изобразить страдания Спасителя на кресте максимально достоверно и ярко.

   У скульпторов эпохи готики возникает интерес к внутреннему миру своих героев, художники всех европейских стран ищут возможности для передачи особенностей характера, внутреннего мира человека. Авторы подмечают индивидуальные черты лица, добиваются реализма в изображении складок одежды, позы и жестов. С уверенностью можно утверждать, что эпоха Возрождения зарождалась в мастерских ваятелей 12-14 веков.

   Внешняя схематичность и простота готических скульптур объясняется, главным образом, тем, что мастера в своих поисках опирались не на античные традиции, а на эстетические и технологические традиции варварского мира, уходящие в языческие времена.

   Среди шедевров готического искусства можно назвать собор Нотр-Дам в Париже.

   Галерея царей над одним из фасадом изображает ветхозаветных иудейских правителей, подчеркивая неразрывную связь Заветов. Благообразные лица, добродушно и с улыбкой смотрят на прохожих. Удивляет разнообразие лиц, характер каждой из скульптур.

   Всем известны скульптуры горгулий и чудовищ, украшающие венцы собора. Мало кто знает, что это только подражание готике, а сами скульптуры появились над собором гораздо позже.

   Интересны скульптуры, украшающие раку с мощами волхвов в алтаре Кельнского собора. Каждое изображение индивидуально, каждое выполнено с необыкновенной точностью.

   Порталы Шартрского собора позволяют познакомиться с готической скульптурой наиболее близко. Ветхозаветные персонажи, картины страшного суда, изображения Христа и Богородицы — каждая работа скульпторов достойно особенного внимания, каждая уникальна по своему исполнению, содержанию. Отдельно нужно сказать о деревянных скульптурах, которые отлично сохранились в соборе. Поражает мастерство авторов, отлично чувствовавших все возможности дерева, как материала для скульптуры.

   «Царством скульптуры» называют Реймсский собор. Здесь можно увидеть тысячи рельефов и сотни скульптур. Мастера, создававшие Реймсский собор, вложили в свои произведения столько внутреннего содержания и динамизма, что даже отодвинули архитектурные красоты на второй план. Скульптура «Улыбающегося ангела» просто завораживает.

   Скульптурная группа «Неразумные девы» Магдебургского собора выполнены в реалистичной манере, они полны эмоционального драматизма и образуют самостоятельную группу, привлекающую внимание посетителей.

   Нельзя не сказать о погребальных скульптурах эпохи готики. Усыпальница герцогов в Дижоне полна скульптурных изображений самого разного содержания.

   Выразительность и художественная стройность готической скульптуры вдохновляют и современных скульпторов. На одном из фасадов Вестминстерского аббатства находится галерея мучеников 20 века, все фигуры выполнены в соответствии с канонами готической скульптуры.

Готика – искусство и визуальная культура: от предыстории до эпохи Возрождения

Готическое искусство развивалось после романского, в 12 -м веке. Этот стиль продолжал использоваться и в 16 -м веке в некоторых частях Европы, уступив место стилю Возрождения ранее в некоторых регионах.

  • Определите и обсудите форму, содержание и контекст ключевых произведений готического искусства
  • Дайте определение критическим терминам, связанным с готическим искусством
  • Опишите экономические и политические причины, которые привели к развитию готического стиля
  • Определите структуру и символику французского готического собора

После падения Римской империи люди бежали из городов, так как они больше не были в безопасности. В романскую эпоху многие люди жили в сельской местности Франции, в то время как города оставались в основном заброшенными. В этот период французская монархия была слабой, и феодальные землевладельцы обладали большой властью в регионе. В 12    веке французская королевская семья укрепила свою власть, титулы и земельные владения, что привело к более централизованному управлению. Кроме того, благодаря достижениям в сельском хозяйстве увеличилось население и торговля. Эти изменения вернули людей в города, где мы находим наиболее выразительную среду для готического стиля — соборы.

Готическая архитектура

Готическая архитектура уникальна тем, что мы можем определить точное место, точное время и точного человека, который ее разработал. Около 1137 года аббат Сугерий начал перестройку церкви аббатства Сен-Дени. В его редизайнах, о которых он много писал, мы можем увидеть элементы того, что станет готической архитектурой, в том числе использование симметрии в дизайне и пропорциях.

Соотношения стали неотъемлемой частью французских готических соборов, потому что они выражали совершенство вселенной, созданной Богом. Здесь мы также видим появление витражей в готической архитектуре. Аббат Сугерий принял идею о том, что свет приравнивается к Богу. Он писал, что помещал в стекло картины вместо настенных росписей и говорил о них как об образовательных средствах. Окна служили уроком богословия в эпоху готики, а сам свет был метафорой присутствия Бога.

Соборы служили религиозными центрами и имели важное значение для местной экономики. Паломники путешествовали по Европе, чтобы увидеть реликвии, что принесло приток путешественников и денег в города с соборами.

 

 

Амбулатория в Сен-Дени: Мы можем видеть, как готический стиль проявляется в Сен-Дени в перепроектировании аббата Сюгерия.

В то время как готический стиль был разработан в Северной Франции, он распространился по всей Европе, где были приняты различные региональные стили. В Англии, например, соборы стали больше в длину, чем в высоту, а архитекторы в Италии обычно не использовали витражи, как это делали французы.

Французские готические соборы отличаются более легкой конструкцией, большими окнами, стрельчатыми арками и впечатляющей высотой. Эти пространства представляли Вселенную в микрокосме, и каждая архитектурная концепция, включая высоту и идеальные пропорции конструкции, была призвана передать теологическое послание: великая слава Бога и Его сотворение совершенной вселенной. Здание становится микрокосмом двумя способами. Во-первых, математическая и геометрическая природа построения представляет собой образ упорядоченной вселенной, в которой можно усмотреть лежащую в основе рациональность и логику. Во-вторых, статуи, скульптурные украшения, витражи и фрески воплощают в себе суть творения в изображениях событий Ветхого и Нового Заветов.

Большинство готических церквей имеют латинский крест (или «крестообразный») в плане, с удлиненным телом церкви. Этот неф окружен с обеих сторон проходами, поперечным рукавом, называемым , и за ним расширением, называемым хором.

Одной из определяющих характеристик готической архитектуры является остроконечная или стрельчатая арка. Арки этого типа использовались на Ближнем Востоке в доисламской, а также в исламской архитектуре, прежде чем они были структурно использованы в готической архитектуре. Считается, что они послужили источником вдохновения для их использования во Франции в Отенском соборе, который в остальном стилистически романский. Способ создания и использования остроконечной арки развивался на протяжении всего готического периода, и возникли четыре популярных стиля: стрельчатая арка, равносторонняя арка, яркая арка и депрессивная арка.

 

 

Отенский собор, гр. 1120-46: Внешний вид Отенского собора, демонстрирующий стрельчатые арки в готическом стиле на романском здании.

Готический свод, в отличие от полукруглого свода римских и романских построек, может использоваться для крыш прямоугольных и неправильной формы, таких как трапеции. Это позволило архитекторам поднять своды намного выше, чем это было возможно в романской архитектуре. В то время как использование остроконечной арки придавало большую гибкость архитектурной форме, оно также придавало готической архитектуре совершенно другую и более вертикальную визуальную характеристику, чем романская архитектура.

В готической архитектуре стрельчатая арка используется везде, где необходима сводчатая форма, как в конструктивном, так и в декоративном отношении. Готические проемы, такие как дверные проемы, окна, аркады и галереи, имеют стрельчатые арки. Ряды остроконечных арок на изящных валах образуют типичное настенное украшение, известное как слепая аркада. Ниши со стрельчатыми арками, в которых находятся скульптуры, являются главной внешней особенностью. Стрельчатая арка позволяла создавать сложные пересекающиеся формы, которые создавали сложный готический узор в оконных пространствах и формировали структурную поддержку больших окон, характерных для этого стиля.

 

 

Ребристый свод, аббатство Бонн-Эсперанс, Веллер-ле-Брейе, Бельгия, ок. 13 в.: Оживальные или стрельчатые арки стали более популярными в готический период.

Фасад большой церкви или собора, часто называемый Западным фасадом, обычно предназначен для того, чтобы произвести сильное впечатление на приближающегося прихожанина. В арке двери ( ) часто находится значительная скульптура, представляющая сцены из христианской теологии, чаще всего Христос в величии и судный день . Если есть центральный дверной косяк или трюмо, то на нем часто находится статуя Мадонны с младенцем.

Западный фасад французского собора, наряду со многими английскими, испанскими и немецкими соборами, обычно имеет две башни, которые, особенно во Франции, выражают огромное разнообразие форм и украшений. Характерной чертой французской готической церковной архитектуры является ее высота, как абсолютная, так и пропорциональная ширине, вертикальность предполагает стремление к Небесам. По мере развития готической эпохи во Франции разные города могли соревноваться друг с другом за создание самого высокого собора. Архитекторы также тщательно охраняли пропорции, которые они использовали в своих архитектурных планах.

 

 

Интерьер Кельнского собора: Вертикальность, демонстрируемая на этом изображении, является характерной чертой готической архитектуры.

Еще одной отличительной чертой готической архитектуры является большая площадь окон и большой размер множества отдельных окон. Увеличение использования больших окон в готический период напрямую связано с использованием стрельчатой ​​арки, ребристого свода и контрфорса. Все эти архитектурные особенности поглотили вес строения, которое в романской архитектуре опиралось на стены. Поскольку стены должны были поддерживать меньший вес, благодаря этим нововведениям архитекторы смогли пробить стены построек окнами, не рискуя структурной прочностью собора.

Готические религиозные предметы

Иллюминированные рукописи представляют собой превосходные образцы готической живописи. Молитвенник, известный как часослов, становился все более популярным в эпоху готики и считался предметом роскоши. Часы Марии Бургундской, произведенные во Фландрии ок. 1477 г., содержит миниатюру, изображающую благочестивую Марию Бургундскую с прекрасным изображением французского готического собора позади нее.

 

 

Миниатюра из часов Марии Бургундской: Это произведение содержит миниатюру, изображающую благочестивую Марию Бургундскую с прекрасным изображением французского готического собора позади нее.

Скульптура эпохи готики действительно проливает свет на знания художников, работавших в этот период времени. Некоторые историки считали, что художники и ремесленники эпохи готики «забыли», как создавать реалистичные произведения искусства или искусства под влиянием классической эпохи. Однако зрителю достаточно взглянуть на работы Николя Верденского, чтобы увидеть, что художники могли и работали в классическом стиле в эпоху готики. Кроме того, скульптура, созданная в Германии в эпоху готики, особенно известна своей реалистичностью.

 

 

Усыпальница трех королей в Кельнском соборе: Металлические изделия Николя Верденского демонстрируют его знание и понимание классических элементов искусства.
  • Увеличение населения городов во Франции, а также усиление французского монарха способствует развитию готического стиля.
  • Самым выразительным средством готического стиля является архитектура, в частности, соборы.
  • В то время как готический стиль был разработан в Северной Франции, он распространился по всей Европе, где были приняты различные региональные стили.
  • французских готических соборов характеризовались более легкой конструкцией и большими окнами.
  • Стрельчатая арка была определяющей архитектурной чертой готического строительства.
  • Высота увеличивается как за счет архитектурных особенностей, так и за счет отделки здания.
  • Все элементы дизайна готических соборов призваны воздать должное и привлечь внимание к Славе Божией.
  • Западный вход в Собор, как правило, является основной точкой входа и, следовательно, самым сложным фасадом.
  • Витражи добавляют цвет к свету внутри здания, а также обеспечивают среду для фигуративного и повествовательного искусства.

Адаптировано из «Безграничная история искусства» https://courses.lumenlearning.com/boundless-arthistory/chapter/introduction-to-gothic-art/ Лицензия :   CC BY-SA: Attribution-ShareAlike

Поздняя готика. Рождение современности

Берлинская галерея Gemäldegalerie проводит первую в немецкоязычном мире всеобъемлющую выставку позднеготического искусства. На выставке будет представлено около 130 объектов, в том числе впечатляющие заимствования и ключевые работы из коллекций Государственного музея Берлина. На выставке будут сопоставлены различные художественные жанры и медиа, раскрывая всю широту медиа-новаций 15-го века и искусства поздней готики. эпоха.

Выставка будет посвящена прогрессивным тенденциям длительного переходного периода между Средневековьем и ранним Новым временем. Как, пожалуй, никакая другая эпоха, в немецкоязычных регионах период между 1430 и 1500 годами был отмечен глубокими изменениями, которые продолжают влиять на наше понимание искусства и изображений по сей день. Выставка включает в себя широкий выбор работ известных представителей позднеготического искусства, таких как Стефан Лохнер, Конрад Витц, Никлаус Герхарт фон Лейден и Тильман Рименшнайдер.

Выразительные средства и мотивы

Вдохновленные событиями в Нидерландах, начиная с 1430-х годов, художественные средства выражения начали меняться: свет и тень, тело и пространство стали изображаться все более реалистично. Живопись стала изображать события из Библии и легенд о святых так, как будто они происходили в ту эпоху, в которую были созданы. Например, на картине Конрада Витца «Благовещение » Дева Мария изображена в совершенно непривлекательной манере, расположенной в простой, немеблированной комнате, без даже подушки или приятеля.

Однако наряду с религиозным искусством рос и спрос на светские сюжеты: в эпоху поздней готики зародились как пейзажная живопись, так и портретная живопись. Двойной портрет Вильгельма IV, графа Шенкенштейна и Агнес, графини Верденбер-Трохтельфинген, например, считается одним из первых современных портретов.

На протяжении 15 века возникали различные художественные центры, каждый со своим четко различимым стилем. Это ярко демонстрируется на этой выставке ключевыми работами Стефана Лохнера из Кельна, Мастера Дармштадтских страстей со Среднего Рейна или богатой коллекцией золотых изделий из Люнеберга.

Гравюра и появление печатного станка

Эволюция технологии печати имела решающее значение для хода европейской истории в целом. Изобретение Иоганном Гутенбергом подвижного шрифта и печатного станка около 1450 года оказало особое влияние, внезапно позволив воспроизводить тексты и изображения большими тиражами. Новые идеи и мотивы теперь могли быстро распространяться по всей Европе. Благодаря таким работам, как Вурцахский алтарь Ганса Мульчера, панно Конрада Витца и Стефана Лохнера или даже гравюры Мастера игральных карт, выставка подчеркивает радикальные художественные изменения, которые начали происходить в начале 1430-х годов.

Гравюра стала одним из важнейших видов искусства 15 века. Картины все чаще стали рассматриваться как самостоятельные произведения искусства, а люди, стоящие за ними, приобрели широкую известность как художники. Такие композиции, как у Мастера Е.С. или Мартин Шонгауэр служили шаблонами для новых произведений искусства даже в Испании и Польше, включая картины на холсте или стекле, скульптуры, ткани и изделия из золота.

Часто произведения искусства 15-го века создавались в результате тесного сотрудничества между различными ремеслами. По этой причине выставка объединяет работы, созданные во всех медиа, за исключением архитектуры, и иллюстрирует, как, например, ювелиры воспроизводили мотивы скульптуры или гравюры или как мастерская одного художника часто производила как картины, так и скульптуры.

Ссуды и работы из фондов Государственного музея Берлина 

Специальная выставка Эпоха поздней готики: рождение современности объединяет ключевые работы из фондов Государственного музея Берлина – из Gemäldegalerie, Skulpturensammlung, Kupferstichkabinett, Kunstgewerbemuseum и Nationalgalerie, а также Отдел рукописей Государственной библиотеки — с впечатляющими заимствованиями из Национальной галереи в Лондоне, Государственного музея в Амстердаме и Немецкого национального музея в Нюрнберге.

Под руководством Майкла Эйссенхауэра выставку курируют Жюльен Шапюи (Skulpturensammlung and Museum für Byzantinische Kunst), Стефан Кемпердик (Gemäldegalerie), Лотар Ламбахер (Kunstgewerbemuseum) и Майкл Рот (Kupferstichkabinett).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *