Эспри нуво: Павильон «ЭСПРИ НУВО» (Pavillon de L’Esprit Nouveau), Париж, Франция. 1925 | Постройки | Архитектура | Ле Корбюзье

Содержание

1919—1939 | Хронология | Мастерская терпеливого исследования | Книги и публикации | Ле Корбюзье

Полный текст автобиографической книги «Ле Корбюзье. Творческий путь» («L’Atelier de la recherche patiente» (Мастерская терпеливого исследования), Le Corbusier, 1960). Перевод с французского Ж. Розенбаума. Публикуется по изданию 1970 года (Стройиздат, Москва).


Покинув свой родной город, Ле Корбюзье поселяется в Париже. Он создает мастерскую на небольшой убогой улочке (близ предместья Пуассоньер), на седьмом этаже, в обращенной во двор комнате слуги. Огюст Перре организует встречу Амедеи Озанфан с Жаннере. Пророчество Озанфан: «В течение сорока лет строить не будем!» Жаннере обязан Озанфан началом занятий живописью (в возрасте тридцати одного года). Его первая картина относится к ноябрю 1918 года. Это композиция, вдохновленная пейзажами Греции (картина «Труба»), Пространство и свет — основа образа мыслей Ле Корбюзье, среда его деятельности.

1919 год. Создание международного журнала «Эспри Нуво», посвященного современной деятельности.

Жаннере выступает в этом журнале по вопросам архитектуры под псевдонимом Ле Корбюзье («Эспри Нуво» № 1, 1920 г.). В 1921 году Пьер Жаннере присоединяется к Ле Корбюзье с тем, чтобы открыть проектную мастерскую на ул. де Севр, 35 в Париже.

В «Осеннем салоне» 1922 года выставляется большая исследовательская работа на тему «Современный город на 3 млн. жителей». Первые постройки Ле Корбюзье относятся к этому периоду. До этого времени, в течение восьми лет, он создает ряд технических предприятий и руководит ими. В первый год своего существования «Эспри Нуво» публикует серию статей, которые в 1923 году издаются книгой под названием «К архитектуре» (Vers une Architecture), получившей всемирную известность. Она была переведена на английский, немецкий, испанский, русский и японский языки. Основные разделы этой книги: «Три напоминания господам архитекторам», «Объем», «Поверхность», «План», «Регулятивная трассировка», «Глаза, которые не видят», «Пакетботы», «Самолеты», «Автомобили», «Архитектура», «Урок Рима», «Иллюзия планов», «Чистое создание Духа», «Серийное строительство домов», «Архитектура или Революция».

Во введении сказано: «Архитектура — это умелое, корректное и великолепное сочетание освещенных форм».

В 1929 году, будучи торжественно принят парламентом штата Сан Пауло в Бразилии, Ле Корбюзье услышал следующие слова приветствия: «С прибытием в Бразилию представителя «Эспри Нуво» № 1, мы почувствовали, что произошло знаменательное событие…».

В 1925 году на Всемирной выставке декоративного искусства в Париже павильон «Эспри Нуво» окружен атмосферой непримиримой враждебности и недоброжелательства.

На пригласительной карточке, розданной в день открытия выставки, было сказано, что этот павильон «наиболее трудно разыскать на выставке». Председатель международного жюри (один из великих французов) ответил своим иностранным коллегам, потребовавшим присуждения Гран При павильону «Эспри Нуво»: «Здесь нет никакой архитектуры!».

В 1927 году после 65 заседаний жюри в Женеве проект Дворца Лиги Наций для Женевы оказался единственным из 360 проектов (12 км чертежей), собравшим четыре голоса из девяти. Остальные проекты собрали лишь по одному голосу. Но господин Лемарескье — представитель Парижа в составе жюри — делает заявление, что «этот проект не вычерчен китайской тушью». Это противоречит условиям конкурса, поэтому он настаивает на том, чтобы проект был объявлен вне конкурса и исключен. Что и было сделано. В результате — международный протест архитекторов.

1928 год. Основание CIAM (Международные конгрессы современной архитектуры). Первый конгресс проходил с 26 по 28 июня 1928 года в Швейцарии (Кантон Во), Конгресс был созван для того, чтобы выработать генеральную программу действия, преследующую цель вырвать архитектуру из тупика академизма и сделать ее такой, чтобы она соответствовала своей истинной экономической и социальной среде.

По идее организаторов конгресс должен определить диапазон исследований и характер дискуссий, которые в скором времени будут организованы на предстоящих архитектурных конгрессах, посвященных отдельным проблемам. Первый конгресс призван был определить тематику предстоящих встреч. За последующие 30 лет (до 1958 года) CIAM изменили характер градостроительства во всем мире.

В 1928 году Ле Корбюзье и Пьер Жаннере получают заказ на проектирование Дома Центросоюза в Москве. Впоследствии он будет построен с некоторыми отступлениями от первоначального замысла* (Здание ЦСУ СССР (б. дом Наркомлегпрома) на ул. Кирова в Москве было построено в 1930-1936 гг. при участии арх. Н. И. Колли. Этой работе Ле Корбюзье предшествовала его победа на конкурсе в 1928 г. (Прим. ред.))

. Разрабатывая этот проект, Ле Корбюзье предлагает принцип «нейтрализующих стен». Это новшество вызвало насмешки со стороны московских и парижских специалистов. Но Гюстав Лион считает это предложение гениальной идеей, которая преобразит архитектуру. Под руководством этого физика были проведены тщательные изыскательские работы и опыты в лаборатории фирмы «Сен Гобен». В наши дни где-то в архивах этой фирмы хранятся папки с расчетами (в которые до сего времени никто не заглядывал).

В 1928 году выполняется проект здания «Мунданеума» для Женевы (инициатор Поль Отле). Здание предполагалось разместить близ Дворца Лиги Наций. В 1933 году этот же проект предлагается для Антверпена. Затем этот проект был забыт навсегда!

1931 год. Проект Дворца Советов для Москвы. Участвовать в конкурсе были приглашены зарубежные архитекторы (Огюст Перре, Петер Беренс, Ле Корбюзье, Пьер Жаннере и др.). Проект Ле Корбюзье и Пьера Жаннере получает высокую оценку. Но ситуация неожиданно меняется и после 1931 года всякие контакты прерываются* (Изменение отношения к творчеству Ле Корбюзье было связано с новой направленностью советской архитектуры, сложившейся в середине 30-х годов. В это время не только творчество Корбюзье, но и работы советского конструктивизма подвергаются серьезной критике. (Прим. ред.)).

Во время захвата Парижа гитлеровцами книги Корбюзье запрещают печатать в Германии, расценивая их как пропаганду «большевистской архитектуры…».

Начиная с 1930 года, в течение двенадцати лет без перерыва Ле Корбюзье посвящает себя работе по планировке города Алжир. В этом городе в 1930 году о градостроительстве даже не мечтали.

В течение двенадцати лет совершенно безвозмездно с помощью группы молодых архитекторов из разных стран, собравшихся (начиная с 1923 года) на улице Де Севр в Париже, Ле Корбюзье и Пьер Жаннере создают семь огромных проектов (семь крупных исследований). Затем в Алжире организуется ряд выставок проектов и проводятся их общественные обсуждения. Однажды один из участников воскликнул: «если бы все это было правдой, то оно осуществлялось бы…» Во всем мире в центральной прессе и в журналах в те годы публикуются проекты реконструкции Алжира, выполненные под руководством Ле Корбюзье.

В 1929 году редакции журналов «Сул» и «Лез Амигос дель Арте» приглашают Ле Корбюзье в Буэнос-Айрес, чтобы выступить в Аргентине по вопросам современной архитектуры и градостроительства. Десять импровизированных лекций формируют цикл. В каюте океанского пакетбота по пути из Рио-де-Жанейро в Бордо Ле Корбюзье систематизирует итоги прочитанных лекций; для их иллюстрации он выполнил сотню крупноразмерных рисунков углем и цветными мелками.

Сверток этих рисунков по сей день хранится в одном из шкафов частной мастерской Ле Корбюзье.

По возвращении в Париж Ле Корбюзье выпускает книгу «О современном состоянии архитектуры и градостроительства».

Пароход и самолет расширили градостроительный горизонт… Создаются двадцать планшетов с проектами «Лучезарного города». В углу каждого планшета — две большие буквы: VR1 или VR2, или VR* (Первые буквы слов лучезарный город на французском языке: «Ville Radieuse» (Прим. пер.)).

«Что означает «лучезарный»? Это понятие ни о чем не говорит! Назови это «Паровоз», он по крайней мере двигается, работает! Нет! Именно «лучезарный», ибо если кто-либо попытается написать, что здесь живется как в прусской казарме, то пусть он внимательно изучит проекты и тогда он убедится, что это поистине лучезарно!» «Лучезарный» — неотразимое слово, которое призвано осветить наши представления о светлом будущем.

В 1928 году он создает проект «Авто-максимума» — нового типа автомобиля. В машине обеспечена возможность сидеть, лежать, удобно размещать багаж, она имеет съемный верх, хороший обзор. Все эти удобства сочетались с хорошими аэродинамическими качествами. Проект был опубликован в марте 1935 года в приложении к альбому Общества инженеров автомобильной промышленности, посвященному малолитражным автомобилям.

В 1928 году были построены два дома Вайсенгофа в Штутгарте. Гитлер считал их образцами большевистской архитектуры и хотел разрушить. Им удалось уцелеть и, к счастливому изумлению Ле Корбюзье, в 1958 году они были классифицированы муниципалитетом столицы Вюртембергского графства как архитектурные памятники.

Примерно то же произошло с оценкой архитектуры Виллы Савой в Пуасси, построенной в 1929 году и отнесенной (также без ведома Ле Корбюзье) в 1959 году Министерством культуры Франции к числу исторических памятников.

1932-1935 годы и 1937 год для Корбюзье характерны терзаниями и ненавистью к организаторам «Международной выставки искусства и техники» в Париже в 1937 году. На объявленный в 1932 году конкурс Ле Корбюзье предложил комплексную программу и конкретную тему для выставки: «1937 — Международная выставка жилища». За четыре месяца до открытия выставки, в декабре 1936 года, ему, наконец, отводят участок, при этом вне пределов основной территории выставки, на дополнительной площадке близ заставы Майо, в секторе, предназначенном для сельского поселка. Ле Корбюзье и Пьер Жаннере строят павильон «Тан Нуво» из холста площадью 1500 м², где устраивают экспозицию, рассказывающую об архитектуре и градостроительстве, а также о науке, о жилище.

1935 год. Приглашение Рокфеллера (нью-йоркский Музей современного искусства) прочитать 23 лекции об архитектуре и градостроительстве в Нью-Йорке, Бостоне, Филадельфии, Балтиморе, Чикаго, Мичигане и т. д. Во время поездки по Америке было выполнено 350 м рисунков углем и цветными мелками на архитектурные темы, на шести рулонах бумаги, разрезанных на 180 листов размером 200х140 см каждый. Двенадцать лет спустя в июне 1947 года во время обеда, который Нельсон Рокфеллер устроил в своем доме в Централ Парке в Нью-Йорке, он заявил Ле Корбюзье: «Это Вы в 1935 году изменили облик архитектуры в Соединенных Штатах. ..».

1936 год. Возвращение из США. Книга «Когда соборы были белыми» написана в дружеских тонах по отношению к американцам. Десять лет спустя в 1946-1947 гг. эту книгу перевели в Нью-Йорке. Предполагалось, что тираж разойдется немедленно. Однако в отчетные документы американских издателей через несколько лет будет внесена лаконичная запись: «Когда соборы были белыми»; количество проданных экземпляров — ноль; причина — резкая критика современной американской архитектуры».

1935 год ушел на изготовление макета фрагмента «Лучезарного города» (современные условия жизни).

1932 год. Первый «Mural» — настенное фото-панно площадью 55 м² в корпусе швейцарских студентов Парижского студенческого городка; панно подвергается уничтожающей критике со стороны одной из центральных газет французской Швейцарии — «Это дикая мазня!!!».

1935 год. Первая настенная живопись (выполнена безвозмездно Ле Корбюзье для жилого дома в Вазелей).

1938 и 1939 годы. Восемь стенных росписей (без оплаты) в доме Бадовичи и Элен Грей на Мысе Мартен.

Май 1940 год. Наружная настенная живопись размером 5х6 м на старом здании, перестроенном в «Молодежные мастерские». Во время немецкой оккупации, когда Ле Корбюзье покидает Париж, это здание занимает архитектор — выпускник Академии изящных искусств «Ecole des Beaux Arts». Вдоль живописного панно он пристраивает гардероб, причем край кровли пристройки упирается в середину картины; крюки для пальто и шапок вбиваются в живопись.

1948 год. Ле Корбюзье выполняет крупноразмерную стенную живопись площадью 55 м2 в корпусе швейцарских студентов Парижского студенческого городка.

1951 год. Настенная роспись в доме Нивола в Лонг Айленде (США).

1936 год. Ле Корбюзье приглашен в Рио-де-Жанейро по просьбе Лусиу Коста для консультации проекта здания Министерства национального просвещения, а также для разработки проектного задания бразильского городка студентов. Ле Корбюзье завязывает дружбу с Коста и с Оскаром (Оскаром Нимейером). В этих проектах Ле Корбюзье впервые предлагает применить солнцеотражатели («brise soleil»), В 1958 году Лусиу Коста скажет Ле Корбюзье: «Если бы Ваши предложения по планировке прибрежной полосы залива Рио были учтены, то сегодня мы имели бы композицию, отличающуюся архитектурным и градостроительным великолепием». Но, к сожалению, в последующие годы застройка Рио осуществлялась по рутинерским и ущербным проектам.

1937 год. Павильон «Тан Нуво». Экспозиция этого павильона посвящена проблемам жилища (Жилые Единицы). В числе экспонатов проект реконструкции трущобного квартала №6 в Париже, который должен был положить начало созданию большой транспортной оси «Восток—Запад». Здесь же были представлены проекты стадиона на 100 тыс. мест, причем последний был решен в комплексе с летним кинотеатром, зеленым театром, спортивным ядром, танцевальной площадкой, залом заседаний и с площадкой для массовых празднеств и спортивных выступлений…

На открытии этого большого павильона не было министра, не пришли также генеральный комиссар и директор отдела архитектуры. Ле Корбюзье сказал, обращаясь к посетителям: «Никто не явился, но я объявляю павильон открытым».

Часть экспозиции павильона занимал «План Парижа 1937»; он знаменовал собой важный этап. Последующий этап относится к 1941 году (см. «Дом для людей», изд. «Плон»; «Проекты Парижа Ле Корбюзье, 1953-1922», изд. «Миньюи»).

В павильоне «Тан Нуво» была представлена обширная исследовательская работа в области проектирования сельских населенных мест — ферма и кооперативный центр. Эта работа была выполнена совместно с сельскохозяйственным рабочим из Сарты Нобером Безаром.

В июне 1939 года Генеральный губернатор Алжира заявил о своем решении приступить к строительству административного высотного здания в прибрежной части города (в последнем проекте Ле Корбюзье, разработанном в 1941 году, он именовался «Бастион Икс-Игрек»). После десятилетнего труда проект этого высотного здания был доведен до совершенства, это был образец чистой и истинной архитектуры…

Но весной 1940 года Адольф Гитлер уже был в Париже…

В итоге — строительство было отложено и кануло в вечность.

1918 год. Первая картина Ле Корбюзье «Труба». Работая в ночное время над этим полотном, он частично утратил зрение (отслоение сетчатки). Эта картина — ключ к пониманию его пластики: объем в пространстве.

1923.    Книга «К архитектуре». «Коллекция Эспри Нуво». Изд. «Кре», Париж. Второе изд. «Винсен-Фреаль», Париж.

Натюрморт с фонарем, 1930 г. Холст 100х80 см.

«Эспри Нуво» — международный журнал современного творчества — в течение пяти лет вел борьбу за современную архитектуру, за современное градостроительство. «Эспри Нуво» выступал против украшательского искусства. Содержание журнала «Эспри Нуво» послужило основой для серии книг «Collection de l’Esprit Nouveau» («Коллекция Эспри Нуво»).

1921. Лекции. «Эспри Нуво», Прага, Женева, Лозанна.

1922 год. При строительстве этого дома в Воскрессоне Ле Корбюзье начал свои первые исследовательские работы в области архитектуры. До этого времени он об этом не помышлял. Его творчество, связанное с новаторскими предложениями, началось в возрасте после тридцати одного года.

В 1922 году в «Осеннем салоне» в Париже была создана градостроительная секция. Директор секции пригласил Jle Корбюзье принять участие в этом разделе. Между ними произошел такой разговор:

«Что же представляет собой, по-вашему, градостроительство?», — спросил Ле Корбюзье.

«Градостроительство — это искусство создать улицу, магазины, вывески магазинов, это понятие даже распространяется на стеклянные набалдашники лестничных ограждений в домах…», — ответил директор.

«Хорошо, хорошо, я Вам сделаю проект монументального фонтана, а за ним расположу город на 3 млн. жителей», — ответил Корбю.

Впоследствии Ле Корбюзье забыл про фонтан и совместно с Пьером Жаннере представил комплексный проект города на 3 млн. жителей, который включал множество предложений, начиная от стандартных жилищ и «Жилых единиц» до проектов Делового центра и др. …, при этом он противопоставлял свои предложения хаосу застройки Нью-Йорка.

Руководитель отдела градостроительной хроники газеты «Тан» (Temps) Леандр Вайя писал тогда: «Ле Корбюзье не француз: прямая линия — это немецкая линия; истинно французская линия кривая…» Браво! А как же Версаль, Фонтенбло, дороги, проложенные Людовиком XIV, дороги Наполеона и т. д. и т.д. …Зато Блез Сендрар, с которым в этот период Ле Корбюзье впервые встретился, был ошеломлен его проектом. Они стали друзьями.

 

СОВРЕМЕННЫЙ ГОРОД

На основе технического анализа и архитектурного синтеза я создал проект современного города на 3 млн. жителей. Эта работа была экспонирована в ноябре 1922 года на выставке «Осенний салон» в Париже. Она вызвала самые различные отклики: в одних случаях гнев, в других — энтузиазм. Это был решительный шаг. Чертежи не снабжались текстами, поэтому не каждый их понимал. Я должен был присутствовать на выставке, чтобы отвечать на наиболее существенные вопросы. Эти вопросы носили принципиальный характер и не должны были оставаться без ответа. Поэтому взявшись за этот труд, с целью изложить новые принципы градостроительства, я прежде всего решил дать определенный ответ на эти важнейшие вопросы. Я исходил из двух основных положений; во-первых, из аргументов чисто человеческого порядка — из общих психологических ощущений и веления сердца, затем — из аргументов исторических и статистических. Я изучил основы развития общества и познал в совершенстве среду, в которой проходит наша жизнь.

Я думаю, что мой читатель, пройдя вместе со мной по этапам этого пути, приобрел определенную уверенность. Поэтому я рассчитываю, что показ моих проектов уже более не будет вызывать недоумения и что опасения читателей развеются.

Ле Корбюзье

1922. Лекции «Эспри Нуво». Базель, Цюрих, Берн, Париж, Сорбонна.

1922 год. В «Осеннем салоне» в Париже: градостроительство и архитектура. Все появилось одновременно: жилая ячейка, ансамбль. Руководящей идеей была избрана гармония.

1924. Лекции. «Эспри Нуво». Брюссель, Париж.

1928 год. Два дома в Штутгарте на выставке немецкого Веркбунда.

Гостиная в доме Альбера Жаннере.

1923-1924 гг. «Вилла делла Рокка» построена в едином комплексе с домом Альбера Жаннере в Париже на сквере Доктер Бланш. В этой вилле находилась знаменитая коллекция кубистской живописи Ля Роша.

1925. Книга «Градостроительство», «Коллекция Эспри Нуво». Изд. «Кре», Париж.

Строительство этих двух смыкающихся друг с другом домов связано с новым явлением — архитектурной полихромией. В здания введены цвета: белый, черный, красный, синий, розовый и др…

Тридцать лет спустя в «Жилой Единице» на Бульваре Мишле в Марселе мы вновь увидим яркую полихромию на фасадах и в интерьерах. Создание фасадов марсельской «Жилой Единицы» потребовало 4 тыс. указаний рабочим и малярам…

В Индии, в Капитолии Чандигарха, во Дворце правосудия и в здании Секретариата, торжествует полихромия: черный, желтый, зеленый, красный, синий и белый цвета.

«Электронная поэма» Ле Корбюзье в павильоне фирмы «Филипс» на Брюссельской выставке в 1958 г. включала электронный орган с потрясающими цветовыми эффектами.

Архитектурная полихромия — специфическое явление; она представляет собой закономерное следствие (для новаторского изобретательского духа) свободного плана, порожденного применением бетона и металла.

Город-сад Пессак (51 дом). Решительные протесты со стороны предпринимателей и общественного мнения. Бойкот и т.д., и т.д. … В продолжение нескольких лет в городе не было воды и, следовательно, населения!

Настойчивые поиски стандартизации…, стремление к индустриализации строительства.

1925 год. Международная выставка декоративного искусства в Париже.

Ле Корбюзье и Пьер Жаннере строят павильон «Эспри Нуво». Плакаты, вывешенные в павильоне, гласят: «Призыв к промышленникам»; «Крупная промышленность должна овладеть строительством». 1925-1960 гг. = 35 лет; это примерно тот срок, который необходим, чтобы идея могла развиться и завоевать общественное мнение.

1925-1927 гг. Книги: Современное декоративное искусство, Современная живопись (совместно с Озанфан), Альманах современной архитектуры («Коллекция Эспри Нуво»). Изд. «Кре», Париж. Второе изд. «Винсен-Фреаль», Париж.

Здесь нет архитектуры»…, но в 1960 году, тридцать пять лет спустя, все эти предметы войдут в быт.

1925 год. Проект дома госпожи М. в Париже. Этот дом начинается от уровня земли и завершается крышей-садом. Дом обращен к парку Фоли Сент Джемс, к пруду и к искусственным руинам, имитирующим времена Людовика XVI…

«Господин Ле Корбюзье, вы отвратительный инженер, у вас нет сердца, вы бесчувственны и эстетически слепы»,— такова была оценка этого проекта некоторыми лицами.

 

Вилла в Гарше, 1927 год. Блистательное появление современной эстетики! Если собрать несущие столбы этого дома в один пучок, то они образуют железобетонный пилон сечением 80х110 см.

Ле Корбюзье хотел выполнить эскиз мозаики в натуральную величину для холла. Его заказчик воскликнул: «Никогда! И слышать не желаю. Я хочу спокойно спать ночью!»

1927. Лекции «Дом-дворец». Мадрид, Барселона, Франкфурт, Брюссель.

Приглашенного вскоре после окончания строительства дома Штейна Анри Матисса Ле Корбюзье спросил: «Каково Ваше мнение об этом доме?».

Взволнованный Матисс воскликнул: «Я буквально потрясен!». Это было в 1927 году.

1928. Книга Дом-дворец «Коллекция Эспри Нуво». Изд. «Кре», Париж.

«Этот проект не вычерчен китайской тушью. Я требую, чтобы он был объявлен вне конкурса» (это слова Лемарескье, члена Международного жюри конкурса на проект Дворца Лиги Наций в Женеве, 1927 год).

1928 год. Вилла. Выразительность разреза, солнцезащитная кровля и солнцезащитные устройства.

Так тщательно продумывалось одно архитектурное решение.

1 — дом Ля Рош; 2 — вилла в Гарше; 3 — дом в Тунисе; 4 — вилла Савой в Пуасси.

Современная мебель. 1928 год.

В 1960 году эта мебель пущена в массовое производство. 32 года тому назад она была предложена для массового изготовления, но…

Живопись «Обед близ маяка», 1928 г. Холст 100х81 см.

1929 год. «Дом Лушер» (45 м2). Восхищенный министр, похлопывая Ле Корбюзье по плечу, говорил: «Вы построите тысячи таких домов». «Нет, господин Министр, мы не построим ни одного!» «Почему?» «Потому что Ваши законы плохо составлены. В них исключена связь между двумя обстоятельствами: определенными условиями жизни, на которые рассчитан мой проект, и неподготовленностью заказчиков — тех, кто пользуется Вашими законами».

1929 год. «Мунданеум» в Гранд-Саконексе близ Женевы. Это первая попытка реализации идей мондиализма* (Мондиализм — идея всемирного объединения. (Прим. пер.)). Поль Отле из Брюсселя, автор идеи мондиализма, посвятил ей свою жизнь и вложил в нее свой капитал. Он снимал несколько помещений в полуразрушенном здании бывшего выставочного дворца в Брюсселе… Однажды утром он был выброшен на улицу со своими машинистками, столами, бумагами. Но он невозмутимо продолжал активную деятельность до тех пор, пока общественность не обратила на него внимание. Ле Корбюзье окрестил его «Святым Павлом».

1928. Лекции. Прага, Москва.

1928 год. Здание Центросоюза в Москве. Красивый план!
В этом проекте, как и в Общежитии швейцарских студентов в Париже и затем в вилле Савой и «Плане-Обюс» в Алжире, Ле Корбюзье «сформулировал» идею свободного плана, связанную с периодом расцвета железобетона. Это подлинное произведение архитектуры, едва ли не безграничное по своему богатству. В этом проекте нет ничего общего со всем тем, что ему предшествовало, — с формулой классических эпох (комната = четыре стены). Правда, у него были предшественники, например, готика. Но готика являла непримиримые противоречия между планом, разрезом и техникой кладки из тесаного камня, сковывающей свободу творчества; семь веков спустя железобетон сыграл роль раскрепостителя.

Проект здания Центросоюза в Москве.

1929. Лекции. Десять в Буэнос-Айресе, две в Монтевидео, две в Рио-де-Жанейро, две в Сан Пауло; Париж, Москва, Бордо.

1930. Книга. Уточнения по вопросу о современном состоянии архитектуры и градостроительства. Изд. «Кре», Париж. Второе изд. «Винсен-Фреаль», Париж.

Во время работы над этим проектом были созданы «нейтрализующие» навесные стены из стекла или камня. Это было подлинным новаторством в области строительной техники. До этого времени подобная конструкция стены никогда не применялась…

Вилла Савой в Пуасси, близ Парижа, 1929 год. Во время войны была занята немецкими и американскими войсками; частично разрушена и разграблена.

Один молодой архитектор, будучи проездом в Париже, случайно узнал о том, что виллу экспроприировали власти Пуасси, намереваясь снести ее с тем, чтобы освободить участок для строительства женского лицея. Он тотчас же направил письмо с протестом в CIAM. Через несколько дней более 250 телеграмм, прибывших со всех континентов, легли на стол министра.

В то время, когда Ле Корбюзье был в Индии, министр культуры Франции Мальро дал указание отнести это сооружение к числу «исторических памятников», хотя по французским законам к ним могут быть отнесены лишь произведения умерших. ..

Ле Корбюзье и Пьер Жаннере рассказывали, что в 1928 году они создали автомашину, которую в то время и не пытались предлагать для реализации, ибо она резко отличалась от обычного для того периода типа: мотор сзади, аэродинамические формы, удобное и просторное размещение внутреннего оборудования и при всем этом высокий комфорт. Идея создания этого автомобиля — обеспечение максимума комфорта пассажирам; этому были подчинены требования механической и конструктивной характеристики.

Пассажиры размещались в свободном пространстве типа бельведера в передней части машины. Пассажиры не должны испытывать неудобств от шума, запахов (горючего и масла), перегревания и непосредственной вибрации мотора. Поэтому мотор располагался в задней части. Предусматривались обширный багажник, а также возможность трансформирования сидений в спальные места.

Максимум места для пассажиров и полное использование полотна дороги для кузова (отсутствие подножек и крыльев над колесами) — особенность этого автомобиля. Внешние формы, определенные условиями внутреннего комфорта, практически обеспечивают хорошую аэродинамическую модулировку.

Для удешевления конструкции поверхности кузова приданы простые изогнутые формы; в качестве материала использован плавно изогнутый слегка гофрированный металлический лист.

Верх у машины открывающийся, для чего устроена скользящая крыша, которая отталкивается к задней части.

Чтобы создать чувство безопасности, несмотря на то, что мотор расположен сзади, спереди предусмотрена мощная противоударная штанга; более легкие штанги расположены с боков и сзади.

(Этот текст — выдержка из альбома Общества инженеров автомобильной промышленности, посвященного конкурсу на малогабаритный автомобиль).

Ле Корбюзье и Пьер Жаннере сделали проект автомашины в 1928 году, назвав ее не «минимальной машиной», а «машиной максимум» — максимум удобств для клиента с учетом оптимальных условий, допускаемых правилами.

Чертежи, выполненные в 1928 году, были опубликованы спустя семь лет в качестве приложения к альбому Общества инженеров автомобильной промышленности, посвященному малогабаритной автомашине.

Но в то время этот проект был встречен довольно сдержанно. Сегодня, тридцать лет спустя, мы часто встречаем подобные автомашины.

1930—1931 гг. Здание общежития швейцарских студентов в Парижском студенческом городке. Торжественное открытие скорее напоминало панихиду. Профессор Цюрихского университета Фуетер, математик с мировым именем, инициатор строительства этого здания воскликнул во время своего выступления: «Это самое красивое современное здание!». Молчание…, и лишь бодрый звук марокканской фанфары как бы поддержал эту оценку. Президент французской республики Альбер Лебрен сказал: «Пожалуй, впервые со времени моего избрания мне доводится присутствовать при открытии полностью завершенного здания, в котором не разбросаны строительные материалы и банки от красок; на столах даже расставлены цветы и пепельницы!»

План первого этажа.

Все тот

5 ошибок архитектуры модернизма • Arzamas

Искусство, История

В чем были неправы Ле Корбюзье и его последователи — объясняем через историю пяти скандальных модернистских проектов

Автор Ксения Малич

В начале XX века благодаря стремительному развитию строительных техноло­гий возникли новые принципы архитектурного проектирования. Отказавшись от традиционного декора и орнамента, архитекторы сосредоточились на текто­нике  Тектоника — соответствие конструкции и внутренней структуры здания его внеш­нему облику. Материал и технология, которые применяются при строительстве, влияют на архитектурный образ. Модернистам хо­телось подчеркнуть современность кон­структивных приемов, которые они исполь­зовали. Архитекторы не скрывали технологии за де­кором или штукатуркой, а, наоборот, открыва­ли их., функциональности и форме. Казалось, новая архитектура не только изменит города, но и поможет построить новое общество, сделав счастливы­ми тысячи людей. Такая социальная ангажированность и революционный па­фос стали отличительной чертой школ и течений, которые в истории архитек­туры объединяют термином «модернизм».

Модернистов всегда ругали. Сначала сторонники консервативных направле­ний, не верившие, что можно отказаться от наследия классической архитекту­ры. Затем следующее после модернистов поколение архитекторов: после Вто­рой мировой войны они пытались смягчить бескомпромиссный и нравоучи­тельный тон своих учителей. И наконец, архитекторы 1960–70-х годов — к этому времени мир совсем устал от монотонности и однообразия интерна­ционального стиля  Интернациональный стиль — главное на­правление в архитектуре модернизма. Наз­вание «интернациональный стиль» появи­лось благодаря одноименной выставке со­временной архитектуры, прошедшей в нью-йоркском Музее современного искусства (MoMA) в 1932 году..

Все, во что верили модернисты, подвергалось сомнению: бегство от истории, социальный эксперимент, типовое жилое строительство, самодостаточность железобетонной конструкции, грандиозность градостроительного размаха. Ситуацию усугубило и то, что жизнь в новых районах оказалась не такой счастли­вой, как мечтали их создатели. 15 июля 1972 года, в 15 часов 32 минуты, когда была взорвана первая много­этажка модернистского жилого микрорайона Прютт-Айгоу в американском городе Сент-Луис (см. ниже), американский зодчий и критик Чарльз Дженкс констатировал «смерть новой архитектуры»  C. Jencks. The Language of Post-Modern Architecture. 1977..

Инструментарий модернизма по-прежнему востребован, так как богат, практичен и убедителен. На примере пяти проектов, оказавшихся наиболее спорными в его наследии, попробуем разобрать, говорят ли ошибки архитекторов-модернистов о смерти их идей или о чем-то еще.

1. «План Вуазен», проект реконструкции центра Па­рижа (1925)
Архитектор: Ле Корбюзье
Проект не реализован

«План Вуазен». Макет делового района Парижа на сигаретной карточке из набора «The World of Tomorrow». Начало XX векаBridgeman Images / Fotodom

В 1920-е годы европейские архитекторы испытывали страх перед разросшими­ся горо­дами XIX ве­ка. Они казались тесными, погруженными в темноту, в дым фабрик и заводов, запол­ненными гудящим транспортом, с вереницами старых кирпичных домов, про­глатывающих толпы людей. Модернисты мечтали рас­чистить боль­ные, загнивающие кварталы и создать на их месте новые. На Меж­дународном конгрессе современной архи­тек­туры  Congrès International d’Architecture Moder

Ле Корбюзье — гениальный новатор в современной архитектуре

Провокационный писатель, одарённый живописец, новатор в современной архитектуре, автор градостроительных теорий и непревзойдённый полемист 20 века — Ле Корбюзье, работы которого можно увидеть практически в любом городе мира.

Ле Корбюзье: краткая биография и главные принципы современной архитектуры

Ле Корбюзье, Нью-Йорк, 1947

1887

Шарль Эдуард Жаннере-Гри родился в городе Шо-Де-Фоне (Швейцария). Позже взял псевдоним Ле Корбюзье.

1904

Корбюзье окончил школу искусств и выполнил свой первый архитектурный проект для одного из членов совета школы. На тот момент ему было 17 с половиной лет.

«В 17 с половиной лет я спроектировал свой первый дом. Он просто ужасен! Всегда обхожу его стороной.»

Вилла Фалле (Villa Fallet), Ла Шо-де-Фон (La Chaux-de-Fonds), Швейцария. 1905

1907

На заработанные деньги Корбюзье покинул провинциальный городок и отправился в образовательную поездку по Италии, Австрии, Венгрии, завершив путешествие во Франции.

1908 — 1909

В Париже он работал стажёром-чертёжником у Огюста и Гюстова Перре (Auguste and Gustave Perret), которые были новаторами в своём деле и пропагандировали использование недавно открытого железобетона. Впоследствии они отказывались называть Корбюзье своим учеником за его «слишком крайние идеи».

1910

В течение 2 лет работы в Париже Корбюзье выучил немецкий язык и переехал под Берлин для стажировки у мастера архитектуры Петера Бернеса (Peter Behrens), которого часто упоминают как первого в мире промышленного дизайнера.

Портреты Ле Корбюзье

1911

Шарль отправился в ещё одну образовательную поездку, на этот раз на восток — по Греции, Балканам и Малой Азии. Там он изучал древние памятники  и традиционное народное строительство Средиземноморья.

1912 — 1916

После путешествия он вернулся в родной город и на протяжении 4 лет преподавал в школе, где учился сам.

В этот же период Корбюзье спроектировал и запатентовал проект Дом — Ино (Dom-Ino: dumos — дом, ino — инновация). Он основывается на концепции строительства из крупноразмерных сборных элементов. В то время это был значимый новаторский шаг в архитектуре. Концепцию Дом — Ино архитектор реализовал позже во многих своих постройках.

1917 — 1920

Шарль никогда не скрывал своей неприязни к родному городу, поэтому, когда появилась возможность, он сразу переехал в Париж. Там он встретил Амеде Озанфана(Amede Ozenfant), который познакомил его с современной живописью. Тогда же Корбюзье нарисовал свою первую картину.

«Я предпочитаю рисовать, нежели разговаривать. Рисунок быстрее, и оставляет меньше места для лжи.»

Вместе с Озанфаном они устраивали совместные выставки картин, называя их выставками «пуристов» — сторонников лаконизма, борцов с эклектикой и декором. И создали философско-художественный журнал-обозрение «L’esprit Nouveau» (Новый дух).

Ле Корбюзье – Жизнь и творчество | Деловой квартал

Используя камень, дерево и бетон, вы сооружаете дома и дворцы; это строительство. Однако вдруг вы затрагиваете мое сердце, мои чувства, я счастлив, я говорю: «Красиво». Это — Архитектура.

Ле Корбюзье

История современной архитектуры Запада писалась параллельно со становлением самой современной архитектуры. Лучшие зодчие столетия были еще и теоретиками, а значит, исследователями и комментаторами. При всех болезненных противоречиях, при спадах и подъемах развития архитектуры обнаруживается центральная мысль зодчего XX века: необходимость коренного преобразования общества, необходимость сделать его гармоничным посредством решительного воздействия на среду обитания человека. «Архитектура или революция», — из этого своего противопоставления Ле Корбюзье делает вывод: можно избежать революции! (Как тут не вспомнить фразу, вложенную в уста своего героя М. А. Булгаковым, художником из поколения Корбюзье и, может быть, равным ему по таланту: «Ну что же… они — люди как люди… обыкновенные люди… в общем, напоминают прежних… квартирный вопрос только испортил их…»)

Деятельность Ле Корбюзье по влиянию и широте достижений занимает исключительное место в развитии архитектуры XX столетия. О нем спорили при его жизни и после смерти. Его называли самым великим и самым нелюбимым зодчим века. Корбюзье сам с горечью и достоинством признавал за своим искусством способность вызывать в одних случаях гнев, в других — энтузиазм. Черты его личности (поэтичность, романтизм, склонность к утопическим построениям и владение «холодным галльским смыслом», картезианство, умение точно планировать режим работ и предельная, самоотверженная отдача им) оказались воплощенными в его творчестве. В каждом тексте, в каждой постройке мастера отразились и творческий взлет целых эпох, и «тончайшие нюансы душевного мира художника».

Ле Корбюзье творил в переломную эпоху. Резкий прирост населения, потребность в новых объектах строительства (вокзалы, аэропорты, стадионы и выставочные залы, транспортные артерии, фабричные комплексы и т. д.), смена способов производства (замена ручного труда механическим, применение конвейера и т. д.), революционное изменение мышления в связи с научно-техническим прогрессом (достаточно упомянуть повсеместное введение электричества, увеличение скорости транспорта и возникновение новых средств связи), сложение более тесных связей с транспортниками, гигиенистами, климатологами, с системой организации общественного обслуживания — вот лишь некоторые условия, которые стало необходимо учитывать архитекторам. Но вместе с проблемами появлялись и неизвестные ранее возможности…

Ле Корбюзье, собственно Шарль Эдуард Жаннере-Гри, родился 6 октября 1887 года в городе Ла-Шо-де-Фон (Швейцария), расположенном недалеко от границы с Францией. Город этот, как и одноименная община, один из крупнейших производителей часов. Сегодня он включен в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Воспитатели детского сада, в который маленького Шарля отдали родители, ориентировались на методы Ф. Фрё-беля, поощрявшие творческие потенции малышей. Так что желание придумывать и вкус прививались мальчику с самого раннего возраста.

Швейцарские часы всегда считались лучшими в мире, и легко понять, почему семейный бизнес — гравера, эмальера, «дизайнера» (тогда такого понятия не было) циферблатов, не вызвал противодействия у Шарля. В 13 лет он поступил в местную Школу прикладного искусства, получив специальность ювелира, часовщика-гравера.

В 1902 году (юноше только 15 лет) отчеканенные им часы с применением серебра, стали и золота завоевали почетный диплом на международной выставке декоративного искусства в Турине. Ему еще не было 18, когда под влиянием и с благословения учителя — Шарля Леплатенье и с помощью профессионального архитектора Шарль создал свое первое сооружение — дом для члена совета Школы гравера Луи Фалле (вилла Фалле, 1905). Здание было выстроено и оформлено в русле устоявшейся традиции, с орнаментами и украшениями. Заметим, что один из самых ярких зодчих XX века не имел специального архитектурного образования (как, впрочем, и Мис ван дер Роэ, Райт и другие великие). По сути, он был самоучкой. Архитектурными университетами для него стали путешествия, библиотеки, музеи, систематическое, глубокое самообразование и, главное, творческое общение со многими ведущими мастерами того времени.

Так, на деньги, заработанные благодаря первому заказу, Шарль Эдуард предпринял путешествие по Италии и Австро-Венгрии, изучая и зарисовывая памятники. В Вене он встречался с Йозефом Хофманом, известным австрийским архитектором сецессиона (модерна). В Париже два года проработал в качестве чертежника в архитектурном бюро Огюста и Густава Перре, чье творчество представляет собой переход от архитектуры модерна к функционализму.

В мастерской Перре молодой мастер «узнал, что такое железобетон», и оценил его как материал будущего. С октября 1910 по март 1911 года под Берлином в Нойбабельсберге Жаннере — стажер в ателье немецкого зодчего, пионера функционализма Петера Беренса. Здесь ке в это время (удивительная, знаменательная встреча!) работали молодые Людвиг Мис ван дер Роэ и Вальтер Гропиус, («отцы-основатели модернизма», как их назовут позже), с которыми впоследствии долгие годы поддерживались дружба и сотрудничество.

В 1911 году Шарль Эдуард продолжает свое познавательное путешествие, уже по странам Балкан и Малой Азии, внимательно, изучая не только знаменитые памятники, но и народное строительство. Впоследствии эти наблюдения помогали ему «иллюстрировать» примерами собственные мысли о задачах архитектуры. Так, >н невозмутимо сравнивал Парфенон и автомобиль, находя в них сходство в принципах стандартизации форм, рожденных путем тщательного отбора.

В 1914 году Жаннере становится руководителем собственной архитектурной мастерской, исполняя заказы на частные дома. Еще раньше (1912) была спроектирована и построена вилла Жаннере-Перре — дом для родителей. Однако своим подлинно первым самостоятельным проектом архитектор считал дом для местного часового магната — виллу Швоб (1916-1917), или, как ее еще называют, Турецкую виллу.

Уже в этот период на родине, осознавая великую роль архитектуры в решении социальных проблем, Шарль Эдуард разработал проект «Дом-Ино» (совместно с инженером Максом Дюбуа) — техническую идею дома со стандартизированными ячейками. На плане такие постройки выглядели костяшками домино, сложенными в цепочки, как это бывает при игре, а колонны — точками на них. По сути то была первая в истории зодчества идея каркасного дома для серийного производства. Но выдвигая здесь и далее проблему стандартизации, мастер не забывал о художественности, полагая, что стандарт является путем к отбору, а значит, к совершенствованию.

С 1917 года Жаннере находится в Париже. Все свободное время он посвящает теории архитектуры и живописи. Влившись во все еще кипящую жизнь «парижской школы», познакомившись с великими модернистами Пикассо, Браком, Леже и др., он и сам был готов на героические эксперименты. Вместе с другом, французским художником Амеде Озанфаном, Жаннере публикует манифест «После кубизма» (1918), в котором были сформулированы основные положения нового направления в живописи — пуризма. Живопись пуристов превращает предмет в повод для утонченной игры линий, изысканных обобщенных силуэтов и цветовых пятен. Пуристы провозгласили идею очищения изображаемого, замены его пластическим символом, знаком, способным выявить внутреннюю конструкцию предмета. Скажем также, что занятия живописью Ле Корбюзье считал одним из источников своих архитектурных идей.

Как признавался архитектор для него самая значительная Вилла Савой в Пуасси, недалеко от  Парижа (раннее произведение мастера).

Вместе с Озанфаном Жаннере в 1920-1925 годах издавал ставший чрезвычайно популярным для всех адептов ветра перемен» в искусстве журнал «L’Esprit nouveau» Новый дух») и руководил в нем разделом архитектуры. На страницах этого радикального философско-художественного обозрения он много печатался сам и впервые подписался как Ле Корбюзье, взяв фамилию одного из предков матери. «Новое» включало прежде всего идею рационализма в архитектуре, которая при своем воплощении должна была бы ориентироваться на степень функциональности, как это востребовано конструкторами и дизайнерами автомобилей. Слоган дом — машина для жилья» становится для Корбюзье своего рода паролем для маркировки «своих — чужих» в профессиональной среде. «Машина» — это, в первую очередь, для него порождение гладкой поверхности, нового эстетического вкуса и точного расчета.

Вехой в биографии Ле Корбюзье становится 1922 год. Он знакомится с Ивон Галли, на которой женится спустя восемь лет, приняв французское гражданство. Кроме того, сотрудничество с кузеном, архитектором Пьером Жаннере, позволило в 1922 году открыть в Париже успешную проектную мастерскую. Очень скоро ее адрес — рю де Севр, 35 — сделался одним из интернациональных центров новой архитектурной мысли.

В 1925 году идеи, заложенные в основу макета, перешли в план «Вуазен». В нем предлагалось снести старый Париж (240 гектаров) для возведения делового центра с 18 50-этажными небоскребами для различных офисов и «низкорослыми» горизонтальными «связками» для сервисных целей, что вместе занимало бы ничтожную долю всей территорию города. Остальные же 95 % отводились под широкие проезды, пешеходные зоны и парки.

Еще на страницах журнала «Новый дух» Ле Корбюзье публиковал материалы о Советской России, призывая к установлению дипломатических отношений между Францией и СССР. В 1928-1930 годах он совершил в Россию три поездки, здесь он проектировал, выступал. После победы на конкурсе 1928 года Ле Корбюзье получил заказ на проект здания Наркомата легкой промышленности (Центросоюза), рассчитанного на 3500 служащих. Эта постройка, воплотившаяся в жизнь в 1928-1936 годах, стала для него первым реализованным большим общественным сооружением. Были предусмотрены все условия комфорта, большой центральный холл, столовая, зал собраний, специальная система кондиционирования (которую, увы, в то время не удалось осуществить по техническим причинам).

Мировой авторитет Ле Корбюзье в среде создателей новой архитектуры был столь прочен, что не только Москва, но и далекая Бразилия отозвалась на его маэстрию. В 1935 году Ле Корбюзье читает лекции в разных городах и университетах США, а в следующем году в странах Латинской Америки. В Рио-де-Жанейро его восторженные поклонники, бразильский архитектор Лусиу Кошту со своим молодым сотрудником Оскаром Нимейером, приглашают его принять участие в проектировании здания Министерства просвещения и образования. Выстроенное при его консультациях (сам он предложил два варианта) бразильскими архитекторами здание в Рио-де-Жанейро (тогда столицы страны) несет четкое выражение авторской воли. Именно здесь впервые Корбюзье употребил на практике жалюзи-солнцерезы.

в 1942 году его пригласили в Алжир, где разрабатывался масштабный проект города Алжир, в котором мастер принял участие. Впрочем, о проблемах реконструкции столицы французской колонии Ле Корбюзье думал уже два десятка лет. Его предложения настолько возмутили мэра, что тот даже потребовал от префекта полиции арестовать архитектора.

Во время войны Ле Корбюзье, мечтая о наступлении мира, продумывал и чертил проекты восстановительных застроек, которым не суждено было осуществиться. Свои идеи он реализовал лишь частично, принимая участие в реконструкции некоторых городов: например, Сен-Дьё 1945) и Ла-Рошели (1946). И здесь архитектор совершенствует свою разработку «жилой единицы». В Сен-Дьё при строительстве мануфактуры «Клод и Дюваль» он использовал солнцерезы, которые уже были опробованы в Рио, а затем сделались своеобразной визитной карточкой Корбюзье.

В 1947 году он полгода трудился в содружестве архитекторов над проектом Штаб-квартиры ООН в Нью-Йорке.

Каждое возведенное в 1950-х здание Ле Корбюзье, в планах которых уже не доминирует прямой угол, а в формах просматривается художественная образность, становится открытием. Такими были Культурный центр и Музей современного западного искусства в Токио, Бразильский павильон в студенческом городке в Париже (1957-1959) и Карпентер-центр визуальных искусств — культурный центр в Гарварде (1962). В проекте Чандигарха, административной столицы в Индии, новой независимой стране, лишь недавно появившейся на политической карте мира, осуществилась его мечта о масштабном градостроительном проекте во плоти.

В зданиях капеллы Богоматери в Роншане и монастыря в Ла-Туретте близ Лиона он, атеист, впервые применил свои интуитивные прозрения по отношению к организации пространства для духовных нужд. «Зрительная акустика», о которой он говорил по поводу согласия архитектурных форм и пригодного окружения в Роншане, в буквальном смысле воплотилась и в феноменальном павильоне «Электронная поэма» фирмы «Филипс» (1958) на Всемирной выставке  Брюсселе, позволявшем благодаря архитектурным расчетам по-особому резонировать звуку. Как в перечисленных, так и в постройках 1960-х годов, например Доме молодежи и культуры в Фирмини (1961-1965), Центре Ле Корбюзье в Цюрихе (1965-1967), мастер продолжил свои поиски гармонии архитектурного пространства.

Столетний юбилей Ле Корбюзье был отмечен телевизионными фильмами, выставками, публикациями.

История и теория дизайна от Александра Подгорного: Знаменитые дизайнеры

Творчество знаменитого французского архитектора, вначале живописца Шарля-Эдуарда Жаннере, а с 1925 года Ле Корбюзье, отличала последовательность разработки проблем новой архитектуры на основе технократической утопии. Взаимодействие реального и утопического определяло целостность творческой личности архитектора и его популярность как провозвестника новых идей.

В 1918 году вместе с А.Озанфаном Корбюзье опубликовал манифест «После кубизма», утверждая начало машинной цивилизации, в которой экономические законы, подобно законам естественного отбора, приведут к чистоте форм простых стандартных вещей. Главным содержанием искусства являются «конструктивные идеи», всегда составляющие основу «хорошей живописи», особенно проявившиеся в кубизме. Течение, основанное Ле Корбюзье и Озанфаном, получило впоследствии название пуризма. В 1920 г. В журнале «Экспри нуво», выходившем под редакцией Жаннере и Озанфана, и заполненного в основном их статьями, Корбюзье впервые выдвигает идею дома как машины для жилья.

Утопическая концепция архитектуры получила завершенную форму в книге «К архитектуре». На первый план Ле Корбюзье выдвигает форму архитектуры, распределение масс, освещенных солнцем. Идея функциональности необходима, но не достаточна. Корбюзье полагал также, что решить социальные проблемы поможет устранение лишних затрат времени, вызванных нерациональным устройством городов. Индустриализация должна обеспечить сокращение времени на стоительство зданий, что позволит увеличить его объемы до пределов, определяемых потребностью. Мысль о возможности влияния на социальные процессы путем реорганизации пространственных структур городов и наполняющих города построек подкреплялась метафорой, уподоблявшей город гигантскому механизму.


В следующей книге «Урбанизм» (1925 г.), выпущенной уже под псевдонимом Ле Корбюзье, он перешел к конкретизации утопического идеала. Здесь приведен «Проект современного города на 3 млн. жителей» Население архитектор делит на категории, закрепляя за ними определенное пространство. Деловой центр состоит из 24 центральных башен, расставленных по модульной сетке вокруг терминала всех видов транспорта. С кустом небоскребов делового центра соприкасались жилые кварталы, заполненные прямоугольными меандрами 12-этажных корпусов. Первичной клеткой» их была двухэтажная ячейка, с которой Корбюзье связывал надежды на массовое производство, назвав ее «Дом Ситроен» — по модели автомобиля. Такие ячейки, связанные коридорами и открытыми террасами, складывались в «блоки вилл», где каждое жилище многоэтажного корпуса имело свой индивидуальный сад. Дом имел глухие панели боковых стен, а обширное остекление стороны, обращенной к улице, позволило увеличить глубину ячейки. Средствами эстетики пуризма Корбюзье стремился преодолеть противоречие между «домом — машиной для жилья» и домом как системой форм, обращенной к эмоциям и разуму. Язык чистой геометрии взаимодействовал с «объектами-типами», серийными вещами, наполнявшими среду. Павильон «Эспри Нуво» на Международной выставке декоративного искусства в Париже. 1925 г. стал моделью ячейки в «блоке вилл» для «Проекта современного города»

В 1925 году, во время работы над Павильоном «Эспри Нуво», Корбюзье обратился к дизайну мебели. Он создал несколько эскизов мебели, и на осеннем салоне в 1929 году показал несколько моделей, включая кресло LC2 и шезлонг LC4.


Массовое жилищное строительство во Франции 1920-х годов было невелико, и Корбюзье работал над индивидуальными заказами (дом Озанфана — 1923, Ла Роша и Жаннере — 1923-34, в Париже; дом Кука в Булонь-сюр-Сен — 1926). Из опыта их строительства он вывел «пять пунктов новой архитектуры»:1 — дом поднимается над землей на стойках каркаса; 2 — его геометрический объем завершается плоской кровлей и там устраивается сад; 3 — применение каркаса позволяет свободно планировать интерьер; 4 — опоры каркаса отступают вглубь от плоскости фасада, что позволяет компоновать его свободно, независимо от опор; 5 — ленточные окна, отвечающие конструкции дома, играют функциональную и эстетическую роль. Наиболее полно художественные устремления Корбюзье отражены в виллах богатых меценатов близ Парижа — вилле М. Стайна и Г. де Монзи в Гарше (1927) и вилле Савой в Пуасси (1928-1931) Вилла Савой стала высшим достижением эстетики пуризма, устремленной к рациональной математической организованности и уравновешенности формы. В области построек общественного назначения наиболеcе крупным реализованным проектом Корбюзье стало здание Центросоюза в Москве (1928-1931 г.) Но при проектировании городов Корбюзье никогда не включал в систему элементы, предназначенные для общественной жизни. Город в его понимании предназначен для четырех функций: жить, работать, отдыхать, передвигаться. Рациональное зонирование должно было основываться на этих элементах. В своих утопиях Корбюзье видел альтернативу разрушительной силе революций. Но сам он строил радикальные схемы нового устройства не только среды обитания общества, и самого этого общества. Такой ход мыслей подсказывал путь развития идей тоталитаризма и автократорной власти, распостранявшихся по миру, — не уповать на красоту, а предложить эстетизированный порядок, подкрепленый силой.

Le Corbusier, Architect

По материалам:
«История архитектуры. Утопии и реальность», том 1, А.В.Иконников
«История дизайна», 1 том, С.Михайлов
 История дизайна от Александра Подгорного

L’Esprit Nouveau — Википедия, свободная энциклопедия

L’Esprit Nouveau, № 1, октябрь 1920 г. Поль Дерме, Мишель Сефор, Шарль-Эдуард Жаннере (Ле Корбюзье), Амеде Озенфан. Éditions de l’Esprit Nouveau, Париж

L’Esprit Nouveau (en español, El Espíritu Nuevo ) fue una importante revista de arte francesa, publicada entre 1920 y 1925. Alcanzó los 28 ejemplares. [1] [2] Con un promedio de 100 páginas y con imágenes en color, fue la revista del movimiento purista. [2] Su ámbito fue internacional, llegando a alcanzar bastante diffusión en países como México. [3]

Su eslogan эпохи:

Hay un espíritu nuevo; es un espíritu de construcción y de síntesis guiado por una Concepción Clara. [4]

La revista fue fundada en marzo de 1920 en París por los que fueron también, con diferencia, los mayores artfices de todos sus números, Le Corbusier y Amédée Ozenfant; [2] поэта дадайста Пола Дерме fue ​​un importante colaborador inicial, pero solo Participó durante los primeros siete números. [4] Su temática abarcaba un gran número de campos, con el purismo como eje, desde la disción estética general a la arquitectura, pasando por la literatura, el teatro, el cine, la pintura, la escultura, la moda y el mobiliario, entre otros. [2] En ella se publicó el manifest Purista, razón y ser de la revista. [2] Su primer número apareció el 15 de octubre de 1920. [4]

La colaboración entre los dos fundadores, que habían firmado juntos los artículos, terminó en el número 19.A partir de entonces cada uno firmó los suyos propios. [4] De la revista y de su colaboración salieron textos tan famosos como Hacia una arquitectura (números 1-3, 5, 8-10 y 13-16). [4]

En 1925 Le Corbusier, que había publicado en la revista numerosos proyectos arquitectónicos teóricos, como la casa Citrohan , disñó un pabellón con su nombre para la Exposición Internacional de París. [5]

Список литературы [редактор]

  1. ↑ Ровира, Тереза ​​(1999). Problemas de forma: Schoenberg y Le Corbusier . UPC. п. 175. ISBN 84-83013231 .
  2. a b c d e Fer, Br, Бэтчелор, Дэвид, Вуд, Пол (1999). Realismo, racionalismo, surrealismo: el arte de entreguerras . АКАЛ. С. 23-24. ISBN 84-46011409 .
  3. ↑ Де Анда Аланис, Энрике X (1990). La arquitectura de la revolución mexicana. Corrientes y estilos de la década de los años veintes . UNAM. п. 83.
  4. a b c d e Fram Ле Корбюзье . АКАЛ. п. 22. ISBN 978-84-46013068 .
  5. ↑ Уоткин, Дэвид (2005). История западной архитектуры (en inglés). Издательство Лоуренс Кинг. п. 611. ISBN 978-18-56694599 .

✅ Павильон L’Esprit Nouveau — Данные, фото и планы

Введение

Павильон де L’Esprit Nouveau — временное здание, построенное в 1925 году в рамках Международной выставки декоративного искусства в Париже. Ле Корбюзье воспользовался случаем, чтобы провокационно продемонстрировать свои идеи об архитектуре и урбанизме, которые он начал развивать вместе с Пьером Жаннере с 1922 года.

Такие идеи были редкостью в то время, когда модерн считался преимущественно декоративным искусством; реакция против этого проекта была откровенно враждебной.

Позиция организаторов выставки связана с неприятием участниками декоративного искусства. Чтобы скрыть павильон от посторонних глаз, вокруг павильона построили четырехметровый забор, который позже был снят благодаря вмешательству министра изящных искусств во время открытия экспозиции.

Расположение

Выставка проходила в центре Парижа, Франция, отслеживая оба берега реки Сены и, наконец, окружающие Гран-Пале.Каждому экспоненту было предоставлено достаточно большое пространство для размещения своих павильонов и соответствующих садов.

Концепт

В новой концепции павильона «жилое пространство» отбрасываются все декоративные элементы. Ле Корбюзье пытается продемонстрировать, что архитектура в целом присутствует, будь то в самом скромном домашнем оборудовании или в поместье, районе, городе и т. Д. Речь идет о доказательстве того, что железобетон и сталь (в то время, когда эти материалы рассматривались мастерами-архитекторами как недостойные) предлагают множество архитектурных возможностей, особенно для серийного жилья, и демонстрируют, что индустриализация посредством стандартизованных материалов и искусство не исключают друг друга.

Рядом с павильоном устроили доступную для публики круговую развязку для презентации великих городских проектов. На двух диорамах площадью около 100 квадратных метров были представлены Современная вилла с 3 миллионами жителей (1922 г.) и План Вуассен (получивший свое название от спонсирующей промышленности), предполагающий строительство делового города в центре Парижа. Эти сцены сопровождались революционными городскими и архитектурными планами: реальным видением завтрашнего мира.Павильон L’Esprit Nouveau на самом деле был моделью в натуральном масштабе из одной из вышеупомянутых ячеек.

Прототип Виллы стал одной из моделей современного движения благодаря символическому, радикальному синтезу его предложения. Знакомая единица была размещена в пуристических кварталах с изысканным дизайном и решительно построенными, которые продолжились в частных садах, распределенных по всему пространству.

Кстати, в выбранном павильоном месте росло дерево, которое нельзя было повалить.Решение Ле Корбюзье состояло в том, чтобы адаптировать свою архитектуру к требованиям территории.

Павильон Л’Эсприт Нуво знаменует собой веху в архитектурной эволюции. Концепция меблировки заменяется концепцией оборудования, которое влияет на распределение различных основных элементов для повседневного функционирования среды обитания как следствие ее полезности. Стандартная промышленная мебель заменяет внутренние стены и распределяет различные функции. Каждый отвечает и определяется своим назначением: библиотека, одежда, посуда и т. Д.Дизайнер Шарлотта Перриан сотрудничала на этапе проектирования оборудования.

Помещения

Эта жилая единица представляет собой изобретательный способ синтеза таких элементов, как конфиденциальность и интимность индивидуального пространства, с социально-экономическим императивом коллективного жилья.

По сути, дом построен в стиле Maison Citröhan, с ресепшеном и кухней на первом этаже и помещениями на втором этаже, выступающими в качестве балконов над жилым пространством.Однако он был построен вокруг сада-фойе, который был вдвое выше и служил «легким» пространства для помещения, позволяя передавать различные атмосферы.

Это фойе, полностью интегрированное в центральную камеру, служит «мебельным садом», одним из пяти хорошо известных пунктов, восходящих к первому прототипу Citröhan (1920 г.). Терраса Citröhan, предназначенная для размещения отдельных домашних хозяйств, не могла выдержать серийного проживания; но при размещении фойе рядом с единицей, эта единица становится подходящей для сопоставления и штабелирования рядом с другими в коллективном здании из нескольких человек.Таким образом, он будет снова появляться в различных проектах в течение этого периода, демонстрируя заметную универсальность — даже в особых, нетипичных случаях, таких как План Аргел.

esprit nouveau — Перевод на английский — примеры французский

Эти примеры могут содержать грубые слова на основании вашего поиска.

Эти примеры могут содержать разговорные слова, основанные на вашем поиске.

Ce serait trop facile, Monsieur Straw, de saluer l ‘ esprit nouveau pour solder au transition un aussi lourd passif.

Было бы слишком легко, мистер Стро, приветствовать новый дух , но при этом погасить такую ​​тяжелую ответственность.

Après, un esprit nouveau se lèvera.

Quand Il vient dans notre vie, nous aurons une nouvelle vie et un esprit nouveau .

Когда Он придет в нашу жизнь, мы получим новое сердце и новый ум и .

Точно. à chaque fois il revient à la vie avec un esprit nouveau .

Le défi à relver nécessite un esprit nouveau de coopération pour que les Party puissent, индивидуальные элементы и коллективы, mettre la planète sur la voie d’une société émettant peu de carbone.

Предстоящая задача требует обновленного духа сотрудничества, чтобы Стороны, индивидуально и коллективно, могли направить мир на путь к низкоуглеродному обществу.

Mais un esprit nouveau se répand chez les pays africains.

Но за рубежом среди африканских стран есть новых духов .

Un esprit nouveau s’est révélé au Cours du Sommet.

Je mettrai en vous un esprit nouveau .

A la suite de ces évènements, j’ai presque eu l’impression d’être remplie d’un esprit nouveau .

После этих событий у меня почти сложилось впечатление, что я наполнился новым духом .

Aujourd’hui, dans un esprit nouveau de pragmatisme, le monde reconnaît l’importance des familles.

Сегодня, в новом духе прагматизма, мир признает важность семьи.

Un esprit nouveau est nécessaire dans les Relations des Individual Entre Eux et avec notre planète fragile.

Он призвал к новому духу в том, как люди относятся друг к другу и как они относятся к хрупкой планете.

Grâce à cette lutte, un esprit nouveau суфле по всей массе русского народа.

Эта борьба наполнила массы русского народа новым духом .

C’est unchannel nouveau et avec des moyens réels. Это значимое изменение, непризнанное обязательство, которое составляет un apport positif aux sizes communs, dans un esprit nouveau et al.

Это знаменует заметные изменения, истинную приверженность, которая является позитивным вкладом в совместные усилия, в новом духе и с реальными ресурсами.

Ainsi, le printemps est une cause de vie nouvelle et donne un esprit nouveau .

Таким образом, весенний прилив дает новую жизнь и наполняет новым духом .

Обновления компании, применяемой в соответствии с правилами развития , в соответствии с новым порядком, , с ответом на вопросы, требующие восстановления.

Восстановление Общества призывает иезуитов возродить новый дух в ответ на появляющиеся периферии.

Deux décennies plus tard, nous sommes toujours en quête de cette utopie: une éducation créatrice et fondatrice d’un esprit nouveau .

Два десятилетия спустя мы все еще ищем эту Утопию — творческую форму обучения, которая составляет основу нового духа .

Malgré quelques divergences de vues, la déclaration ministérielle qui incarne l ‘ esprit nouveau du Conseil économique et social, été acceptée.

Несмотря на некоторые расхождения во взглядах, заявление министров, воплощающее новый дух Экономического и Социального Совета, было принято.

Vous avez su saisir l ‘ esprit nouveau

C’est l’idée de quelqu’un qui pas par un esprit nouveau .

Это идея прохождения нового духа .

Il nous faudra convaincre l’Empereur que l’armée a besoin d’un esprit nouveau .

Император должен видеть, что эффективная армия … нуждается в новом духе .

ESPRIT NOUVEAU ▷ Перевод на английский

ESPRIT NOUVEAU НА АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ

Результатов: 126, Время: 0.1576

новый дух новый дух nouvel élan

Nouvel Espritesprit Renouvelé

Примеры использования Esprit nouveau в предложение и их переводы

Mais un esprit nouveau se répand chez les pays africains. Но есть новый дух за границей среди африканских стран.Ceci est un esprit nouveau qui va venir. Это новый дух , который должен прийти.

L’ESPRIT NOUVEAU ▷ Английский перевод

новый дух l’esprit nouveau

 [Bitrix \ Main \ DB \ ConnectionException]
Ошибка подключения MySQL [localhost]: (2002) В соединении отказано (400)
/ var / www / u0060016 / data / www / rusavangard.ru / bitrix / modules / main / lib / db / mysqliconnection.php: 65
# 0: Битрикс \ Main \ DB \ MysqliConnection-> connectInternal ()
/var/www/u0060016/data/www/rusavangard.ru/bitrix/modules/main/lib/data/connection.php:53
# 1: Битрикс \ Main \ Data \ Connection-> getResource ()
/var/www/u0060016/data/www/rusavangard.ru/bitrix/modules/main/lib/db/mysqlisqlhelper.php:21
# 2: Битрикс \ Main \ DB \ MysqliSqlHelper-> forSql (строка)
/var/www/u0060016/data/www/rusavangard.ru/bitrix/modules/main/lib/config/option.php:193
# 3: Битрикс \ Main \ Config \ Option :: load (строка)
/ var / www / u0060016 / data / www / rusavangard.ru / bitrix / modules / main / lib / config / option.php: 38
# 4: Битрикс \ Main \ Config \ Option :: get (строка, строка, строка)
/var/www/u0060016/data/www/rusavangard.ru/bitrix/modules/main/lib/httprequest.php:394
# 5: Битрикс \ Main \ HttpRequest-> prepareCookie (массив)
/var/www/u0060016/data/www/rusavangard.ru/bitrix/modules/main/lib/httprequest.php:71
# 6: Битрикс \ Main \ HttpRequest -> __ construct (объект, массив, массив, массив, массив)
/var/www/u0060016/data/www/rusavangard.ru/bitrix/modules/main/lib/httpapplication.php:48
# 7: Битрикс \ Main \ HttpApplication-> initializeContext (массив)
/ var / www / u0060016 / data / www / rusavangard.ru / bitrix / modules / main / lib / application.php: 123
# 8: Bitrix \ Main \ Application-> initializeExtendedKernel (массив)
/var/www/u0060016/data/www/rusavangard.ru/bitrix/modules/main/include.php:24
# 9: require_once (строка)
/var/www/u0060016/data/www/rusavangard.ru/bitrix/modules/main/include/prolog_before.php:14
# 10: require_once (строка)
/var/www/u0060016/data/www/rusavangard.ru/bitrix/modules/main/include/prolog.php:10
# 11: require_once (строка)
/var/www/u0060016/data/www/rusavangard.ru/bitrix/header.php:1
# 12: require (строка)
/ var / www / u0060016 / data / www / rusavangard.ru / online / index.php: 2
# 13: include_once (строка)
/var/www/u0060016/data/www/rusavangard.ru/bitrix/modules/main/include/urlrewrite.php:159
# 14: include_once (строка)
/var/www/u0060016/data/www/rusavangard.ru/bitrix/urlrewrite.php:2
 
.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *