Необычные здания театров России: топ-8
«Трактор», «трамплин» и «шестеренка»: мы выбрали восемь театров, которые интересны не только постановками, но и архитектурой. Рассказываем, кто их построил и где они находятся.
Театр Наций (Русский драматический театр Ф. А. Корша)
Сказочный терем в центре Москвы стоит с 1885 года. Его для Русского драматического театра Федора Корша построил архитектор Михаил Чичагов. Башенки с флюгерами, резные кокошники, красный кирпич — кажется, откроешь дверь и окажешься в Тридевятом царстве. При этом здание было суперсовременным для своего времени: зал и фойе освещались электричеством, а не газовыми светильниками. Хотя свет временами мигал, зрители были в восторге, ведь даже в Большом не было такого новшества. Театр Корша в здании по Петровскому переулку проработал до 1933 года, затем здесь обосновался МХТ, а с 1993-го — Театр Наций.
Москва, Петровский пер., 3
Самарский театр драмы им.
ГорькогоВ Самаре есть здание, очень похожее на московский театр Корша. Его тоже построил архитектор Чичагов. Первоначально труппа Стрелкова выступала в доме купца Лебедева, но в 1888 году Самарский театр драмы перебрался в собственный особняк красного кирпича в неорусском стиле. Автор проекта лично приезжал в Самару, помогал с покупкой и выбором оборудования для театра. В 1930-е годы здание хотели реконструировать и переделать его в конструктивистском стиле, но на реализацию идеи не хватило денег. Сейчас элегантное здание украшает площадь Чапаева.
Самара, площадь Чапаева, 1
Театр Романа Виктюка
На Стромынке есть здание, напоминающее огромную шестеренку. Этот конструктивистский шедевр создал архитектор Константин Мельников. Изначально здесь находился Дом культуры Союза коммунальников: две трети помещения занимает зрительный зал, а амфитеатры вынесены наружу, образуя на фасадах что-то вроде зубьев шестеренок. Здание можно было трансформировать: балконы отделялись мобильными ширмами и получались аудитории, а за счет необычного остекления свет пронизывал весь Дом культуры. Инженерное и архитектурное чудо, созданное Мельниковым, включено в перечень Всемирного фонда памятников архитектуры. В 2012 году после реконструкции в здании обосновался Театр Романа Виктюка: театральное пространство преобразилось, теперь зрительный зал большие похож на амфитеатр, но само здание по-прежнему остается одним из выдающихся памятников конструктивизма.
Москва, ул. Стромынка, 6
Татарский театр кукол «Экият»
«Экият» с татарского переводится как сказка. Здание Театра кукол в Казани и правда похоже на волшебный замок: башни с флюгерами, витражные окна, фигурки героев сказок на крыше. Сходство не только внешнее. Внутри что ни скамейка — то небольшой трон для юных принцев и принцесс, а пол напоминает огромную шахматную доску. Один из старейших кукольных театров России ставит здесь спектакли с 2012 года, радуя зрителей постановками на русском и татарском языках.
Казань, ул. Петербургская, 57
Новосибирский театр оперы и балета
Это здание похоже одновременно и на храм муз, и на планетарий. Архитекторы Александр Гринберг, Траугот Бардт и главный художник ГАБТ Михаил Курилко называли строение панорамно-планетарным. Он должен был стать главным в огромном комплексе новосибирского Дома науки и культуры. Внутри зал мог трансформироваться: к примеру, партер, по задумке авторов, можно было убрать, чтобы не мешать демонстрациям, или проводить на освободившемся месте спортивные соревнования. А огромный купол собирались использовать в качестве киноэкрана — как сейчас делают в современных планетариях. Не все планы были реализованы, но Новосибирский театр оперы и балета остается одним из самых впечатляющих в России.
Новосибирск, Красный просп., 36
Омский музыкальный театр
В 1982 году Омский музыкальный театр праздновал новоселье: из здания Общественного собрания, в котором он работал с 1947 года, переехал в строение по проекту Дмитрия Лурье, Николая Стружина и Натальи Белоусовой. Горожане сразу окрестили его «трамплином». Для создания конструкции, напоминающей горнолыжный спуск, авторы использовали систему вантового покрытия. Необычную форму крыши удалось создать с помощью стальных тросов, которые идут от вершины до главного фасада.
Омск, ул. 10 лет Октября, 2
Новгородский театр драмы им. Достоевского
На берегу Волхова в 1987 году приземлился «космический корабль» — модернистское здание Новгородского театра драмы спроектировал Владимир Сомов. Плавные линии, арки, своды, остекленный фасад — сам автор проекта говорил, что хотел создать здание, созвучное древней архитектуре Великого Новгорода и одновременно похожее на театральную декорацию. А еще Сомов придумал сцену-трансформер — есть 16 вариантов ее преобразования.
Великий Новгород, Софийская сторона, ул. Великая, 14
Ростовский театр драмы им. Горького
Зданием Драматического театра в Ростове-на-Дону был впечатлен сам Ле Корбюзье: он называл его архитектурной жемчужиной России. Архитекторы Владимир Щуко и Владимир Гельфрейх создали невероятно эффектное сооружение, форма которого напоминает трактор. Фасад был облицован мрамором и лабрадором, его украшали горельефы Сергея Королькова «Гибель Вандеи» и «Железный поток», посвященными событиям 1918—1920-х годов. В 1943-м, когда немцы покидали Ростов-на-Дону, театр взорвали. К 1963 году его восстановили, но не полностью: он стал значительно меньше, а облицовка скромнее. Зато усовершенствовали акустику — довоенное здание часто критиковали за плохой звук.
Ростов-на-Дону,
Театральная площадь, 1
Анна Попова
Автор
Используйте готовый маршрут или постройте свой. Спланируйте свое путешествие.
Спланировать путешествие
+ 10 активностей
Фасады Эрмитажного театра \ КонсультантПлюс
- Главная
- Документы
- Фасады Эрмитажного театра
Приказ Минкультуры России от 10.08.2021 N 1324 «Об утверждении предмета охраны объекта культурного наследия федерального значения «Эрмитажный театр», 1783 — 1787 гг. (г. Санкт-Петербург), входящего в состав объекта культурного наследия федерального…
Фасады Эрмитажного театра:
Северный фасад, выходящий на Дворцовую наб., представляет собой трехэтажный корпус, с восточной и западной стороны которого расположены незначительно выступающие ризалиты. Первый этаж, обработанный рустами, отделен от второго четко профилированной тягой. На втором и третьем этажах, в центральной части фасада, фланкируемой ризалитами, расположено 8 колонн и две угловые пилястры. На ризалитах, на уровне оконных проемов второго этажа, расположены ниши, с установленной в них скульптурой. Второй этаж визуально отделен от третьего профилированными карнизными тягами, фланкируемыми колоннами. На уровне оконных проемов третьего этажа в нишах расположены бюсты. Над профилированной линией архитрава, под венчающим карнизом расположены дентикулы.
Западный фасад Эрмитажного театра представляет собой трехэтажный корпус, в объеме которого расположен театральный зал, вписанный в полукруглый в плане выступ со стороны Зимней канавки. На северо-западном углу фасада, на уровне оконных проемов второго этажа расположены ниши со скульптурой. На уровне третьего этажа — ниши с бюстами. Полукруглый выступ фасада на уровне второго этажа обрамляет балконное ограждение. К фасаду примыкает переход, соединяющий его со зданием Старого Эрмитажа. Оконные проемы перехода, выполнены в виде портфнетра. С наружной стороны низ проемов закрыт декоративной решеткой. За переходом, часть западного фасада так же представляет собой трехэтажный корпус. В карнизной части обрамлений оконных проемов второго этажа расположены замковые камни. Часть фасада (оконные проемы первого и второго этажа в южной части — музеефицированы). Над обрамлениями оконных проемов третьего этажа проходит широкий профилированный венчающий карниз. В объем здания Эрмитажного театра включен внутренний дворик, с запада огражденный основным объемом здания Эрмитажного театра, а с востока — боковым флигелем. Проездная арка, ведущая во двор, расположена в восточной части северного фасада Эрмитажного театра.
Восточный и западный фасады дворика на уровне второго этажа соединены между собой переходом. Северная стена и переход дворика, на уровне первого этажа отделаны рустом. На северном фасаде дворика, в карнизные части обрамлений оконных проемов вписаны замковые камни. Над карнизной частью центрального оконного проема северного фасада расположен треугольный сандрик. По плоскости стен на всех фасадах проходят профилированные линии межэтажных карнизов. Западный и северный фасады были отреставрированы в 2004 г., дворовые фасада — в 1989 г.
Театральный дворик.
В объем здания Эрмитажного театра включен внутренний дворик, с запада огражденный основным объемом здания Эрмитажного театра, а с востока — боковым флигелем. Проездная арка, ведущая во двор расположена в восточной части северного фасада Эрмитажного театра. Восточный и западный фасады дворика на уровне II-го этажа соединены между собой переходом. Северная стена и переход дворика, на уровне I-го этажа отделаны рустом. На северном фасаде дворика, в карнизные части обрамлений оконных проемов вписаны замковые камни. Над карнизной частью центрального оконного проема северного фасада расположен треугольный сандрик. По плоскости стен на всех фасадах проходят профилированные линии межэтажных карнизов.
На 1-ом этаже северного фасада Эрмитажного дворика, обработанным рустом, расположено 3 оконных проема (центральный оконный проем расположен над проездной аркой) и проездная арка. Оконные проемы не имеют наличников и состоят из двух частей, разделенных профилированной тягой, проходящей по всей длине фасада. Нижняя часть оконного проема имеет прямоугольную форму. У верхней части, расположенной над тягой, дугообразный карниз. Над проездной аркой, над тягой, расположен полуциркульный оконный проем. По центру дуги карнизов оконных проемов расположены замковые камни. По верхней плоскости замковых камней проходит профилированная карнизная тяга, визуально отделяющая I-й этаж от II-го.
Западный фасад Театрального дворика представляет собой 4-этажный корпус, соответствующий по высоте II-му этажу северного фасада дворика, за счет антресоли, расположенной между I-м и II-м этажом.
Колористическое решение фасадов и декоративных элементов фасадов здания, заполнений оконных и дверных проемов здания Эрмитажного театра, 1783 — 1787 гг., 1895 — 1898 гг., 1903 — 1904 гг., 1988 — 1990 гг. (уточняется в процессе реставрационных исследований)
Конструктивная схема и пространственно-планировочная структура здания Эрмитажного театра, 1783 — 1787 гг., 1895 — 1898 гг., 1903 — 1904 гг., 1988 — 1990 гг. в пределах капитальных стен и перекрытий, (с учетом ранее проведенных реставрационных работ).
Капитальные стены, пилоны, столбы и перекрытия здания Эрмитажного театра, 1783 — 1787 гг., 1895 — 1898 гг., 1903 — 1904 гг., 1988 — 1990 гг. конструкции, материал, отметки перекрытий; конфигурация, отметки перекрытий и распалубок лестниц (с учетом ранее проведенных реставрационных работ).
Перемычки оконных и дверных проемов здания Эрмитажного театра, 1783 — 1787 гг., 1895 — 1898 гг., 1903 — 1904 гг., 1988 — 1990 гг. их конфигурация, конструкция и отметки (с учетом ранее проведенных реставрационных работ).
Заполнения дверных и оконных проемов здания Эрмитажного театра, 1783 — 1787 гг., 1895 — 1898 гг., 1903 — 1904 гг., 1988 — 1990 гг. в том числе их местоположение, пропорции, геометрия и конструкция, материал заполнения — дерево; характер расстекловки оконных заполнений; историческая оконная и дверная фурнитура, включая петли, ручки, задвижки, шпингалеты и т.п. (с учетом ранее проведенных реставрационных работ).
Лестницы здания Эрмитажного театра, 1783 — 1787 гг., 1895 — 1898 гг., 1903 — 1904 гг., 1988 — 1990 гг. их местоположение, материал, конструкция и декоративное оформление (с учетом ранее проведенных реставрационных работ), в том числе:
Декоративное оформление интерьеров здания Эрмитажного театра, 1783 — 1787 гг., 1895 — 1898 гг. 1903 — 1904 гг. , 1988 — 1990 гг. местоположение, материал и характер оформления полов, потолков, стен, каминов, оконных и дверных проемов, простенков (с учетом ранее проведенных реставрационных работ), в том числе:
Номер помещения | Характеристики предмета охраны |
Театральный зал: | Стены кирпичные, оштукатуренные, с отделкой серым и белым осежовым мрамором с прожилками. Полуколонны коринфского ордера, облицованные розовым искусственным оселковым мрамором, с гипсовыми белыми капителями — 10 шт. Трехчетвертные колонны коринфского ордера, облицованные розовым искусственным оселковым мрамором, с гипсовыми белыми капителями — 4 шт. Четвертные угловые спаренные пилястры коринфского ордера, облицованные розовым искусственным оселковым мрамором, с гипсовыми белыми капителями. — 2 пары. 4 ниши оформлены искусственным мрамором белого цвета, фрамужная часть циркульная, оформлена зеркальными ложными окнами. Скульптуры гипсовые, лепные — Аполлон и музы, на постаментах, в полуциркульных нишах, окрашены мастичной краской — 10 шт. Гипсовые барельефы с изображением мужских профилей, обрамленные круглыми лепными лавровыми венками — 10 шт. Фриз расписной, под мрамор. Лепной антаблемент с модульонами и розетками между ними. Падуга, декорированная лепными гирляндами с бликовкой золотом. Профилированные тяги и лепной фриз, обрамляющий по периметру плафон зала (окрашены клеевой белой краской) с лепной розеткой растительного характера в центре. Амфитеатр с шестью полуциркульными рядами театральных сидений, выполненных из хвойных пород дерева, деревянные лестницы и балюстрадные ограждения (окрашены мастичной краской под цвет слоновой кости). Филенчатые двупольные двери, окрашенные мастичной краской под цвет слоновой кости. Криволинейное ограждение оркестровой ямы, деревянное, филенчатое с двумя калитками, оформленное балясинами и металлическими кронштейнами. |
Помещение Т-20-011 отделка выполнена А. Ф. Красовским в 1894 — 1895 гг. | |
Фойе Эрмитажного театра. Помещение Т-20-056 Помещение фойе театра располагается в объеме арки-перехода из Старого Эрмитажа в здание Эрмитажного театра. В 1902 — 1903 гг. декоративная отделка по проекту архитектора Л.Н. Бенуа. | — потолок плоский на высокой падуге; — оформление интерьера в стиле неорококо. Стены и потолок фойе декорированы свободно сгруппированными лепными растительными орнаментами высокого рельефа. Плафон оформлен лепным орнаментом из листьев аканта и цветочными гирляндами; — три живописных плафона кисти итальянского художника XVII в. Луки Джордано: «Похищение Европы», «Триумф Галатеи» и «Суд Париса»; — стены с живописными овальными портретными вставками; — над дверью в зрительный зал десюдепорт с живописью на холсте кисти художника второй половины XVIII — начала XIX в. «Пейзаж с руинами античного храма» оформлен штукатурной криволинейной тягой (частично позолоченной) декорирована листами аканта и цветочными позолоченными гирляндами; — заполнение дверных проемов — двери двупольные филенчатые, окрашенная с резным золоченым декором; — дверные наличники деревянные с резьбой в виде стеблей растений; — заполнение окон фацетными стеклами; — паркет из ценных пород дерева, геометрического рисунка. — на западной и восточных стенах, на верхнем ярусе имеются по две вентиляционные решетки приточной вентиляции. |
Сценическая коробка: Помещение Т-20-062. | Прямоугольное в плане помещение. Стены — капитальные, кирпичные. Архитектурно-художественной отделки нет. «Одежда» сцены 1890-х гг., выполненная в живописной темперно-клеевой технике. |
Фрагменты и участки строений, включенные Дж. Кваренги в объем Эрмитажного театра: Помещения Т-10-015, Т-10-016, Т-10-017, Т-10-018, Т-10-019, Т-10-020, Т-10-021, Т-10-022, Т-10-023, Т-10-024, Т-10-025, Т-10-026, Т-10-027, Т-10-028, Т-10-029, Т-10-031, Т-10-032, Т-10-033, Т-10-036, Т-10-037, Т-10-038, Т-10-039, Т-10-040. Архитектурно-мемориальная экспозиция «Зимний дворец Петра | «Малые палаты» жилого корпуса Зимнего дворца, возведенного в 1716 — 1720 гг. по проекту архитектора Г.И. Маггарнови, где размещались личные покои Петра 1 (под амфитеатром зрительного зала). Воссозданы в 1988 — 1993 гг. по проекту авторского коллектива архитектурного отдела Государственного Эрмитажа на основании образцов гипсовых профилей стен и потолков, обнаруженных в культурном слое, печных изразцов, расписных голландских плиток, фрагментов полов и др. Обходные дворцовые галереи и отдельные помещения центральной части корпуса Зимнего дворца, построенного в 1719 — 1723 гг. архитектором Д. Трезини (под сценической коробкой театра): стены кирпичные, со значительным количеством музеефикаций — раскрытых полуциркульных ниш, рустов, фрагментов первоначальной кирпичной кладки, штукатурки и окраски. Фрагмент парадного двора и фасадов Зимнего дворца, возведенного в 1716 — 1727 гг. архитектором Д. Трезини: Двор замощен на разных вертикальных отметках и на разные исторические периоды — специальным кирпичом (1716 — 1730 гг.) и булыжником (1770-е гг.). Подлинные фасады с аркадами 1-го этажа дворца декорированы рустовкой и круглыми медальонами Фасады вычинены, оштукатурены и окрашены известковой краской в охристо-белой колористической гамме (в подтверждение правильности расколеровки представлены фрагменты музеефикаций). |
Архитектурные характеристики и конструктивные элементы объекта Схема предмета охраны объекта культурного наследия федерального значения «Эрмитажный театр, 1783 — 1787 гг., арх. Кваренги Д.» (г. Санкт-Петербург, Дворцовая наб., 32, Зимней канавки наб., 2)
Дополнительный фасад театра | Металлическая архитектура
Колонны
Марси Марро редактор Опубликовано 03 февраля 2020 г.
Фото: Yuzhu Zheng
Театр американской мечты Zeiders в Вирджиния-Бич, штат Вирджиния, является частью более крупного многофункционального комплекса, направленного на создание городского сообщества, в котором можно жить, работать, работать и играть. Центр города Вирджиния-Бич, занимающий целый квартал, включает в себя 43 500 квадратных футов торговых и вспомогательных помещений на первом этаже, ресторан, общественную площадь, офис по аренде квартир. Театр находится на втором уровне, а 10-этажная многоквартирная башня на 131 квартиру находится над рестораном и офисом по аренде.
Театр, получивший название «Z», включает в себя два зала исполнительских искусств — главный театр на 310 мест с приподнятой сценой, натяжной сеткой и диспетчерской и многоцелевой театр «черный ящик» на 100 мест, а также студию звукозаписи. По словам Грея Мейсона, вице-президента по производству компании Cox, Kliewer & Co. из Вирджиния-Бич, Z призван дополнять, а не конкурировать с существующим центром исполнительского искусства Sandler Center, предлагая более широкий выбор программ, более скромные постановки и место для исполнителей, более тесно связанных с местным сообществом.
Открытый в октябре 2018 года, Мейсон говорит, что массирование театра происходит из-за расположения двух домов, связанных с общим стеклянным фойе, кассой / входом и соответствующими вспомогательными помещениями. «Ориентация и форма облицованных алюминием наклонных стен указывают на общественный двор Центра Сандера и расположены так, чтобы образовывать ниши на площади», — говорит он.
Наружная обшивка театра представляет собой комбинацию стеклянной навесной стены от YKK AP America Inc., Остелл, Джорджия, наружного керамогранита и металлических стеновых панелей Versa-Lok трех цветов от ATAS International Inc., Аллентаун, Пенсильвания. Стеновые панели Lok в виде плоской черепицы поставлялись из алюминия 0,032 и 0,040 с 70% покрытием PVDF. Вместе панели создают классические прямоугольные формы различных размеров. Компания Royal Exteriors, Хенрико, Вирджиния, установила панели размером 16 на 60 дюймов горизонтально, используя скрытые зажимы и крепления.
По словам Мэйсона, чтобы привлечь больший интерес к большим площадям фасада, команда выбрала три металлизированных покрытия Versa-Lok и нанесла их узором, который выглядит случайным, но на самом деле представляет собой тщательно подобранный повторяющийся рисунок, состоящий из 50 % титана и 25 %. Silversmith и 25% шампанского. «Решение состояло в том, чтобы создать блок из 12 плиток — три ряда в высоту, со ступенчатым расположением и распределенными цветами и устроенным так, чтобы блокировать блок к блоку, а затем, в свою очередь, расположить блоки в шахматном порядке».
«Металлические панели дополняют другие материалы с выбранной цветовой палитрой, а также создают визуальный контекст с модульным узором навесной стены и облицовки из плитки, контрастирующей с кажущимся случайным рисунком плитки Versa-Lok», — продолжает Мейсон. «Кроме того, с панелями Versa-Lok характеристики материала и системы крепления/соединения позволили нам добиться скошенной и наклонной формы облицованных металлом частей экстерьера. Стеклянная навесная стена заканчивается на каждом конце вестибюля у входа в каждый из двух театров, соединенных окнами фонаря над проходом, соединяющим два пространства. Это соединение стекла, видимое снаружи, было важной особенностью дизайна. С керамогранитом мы искали материал, который дополнял бы каменную облицовку, используемую в других зданиях, и бетонную брусчатку, используемую для площади, и который имел бы горизонтальный рисунок и текстуру, которые контрастировали бы с вертикальным рисунком системы остекления».
Theatre Facade Photos and Premium High Res Pictures
Images
- Images
- Creative
- Editorial
- Video
- Creative
- Editorial
- CREATIVE
- EDITORIAL
- VIDEO
movie theatre facade