Шехтель, Федор Осипович — ПЕРСОНА ТАСС
Родился 7 августа 1859 г. в Санкт-Петербурге в семье немецких колонистов, переехавших в Россию из Баварии в XVIII веке. Его отец — Осип Осипович, был инженером-технологом. Мать — Дарья Карловна (Розалия Доротея) Гетлиб — из петербургской купеческой семьи.
Сыну при рождении дали имя Франц-Альберт, которое он после принятия православия сменил на имя Федор.
В 1875 г. поступил на архитектурное отделение Московского училища живописи, ваяния и зодчества на курс Дмитрия Чичагова, но ушел с третьего курса.
Затем в течение почти десяти лет работал помощником у архитектора Александра Каминского. В соавторстве с ним в 1875 г. исполнил в русском стиле конкурсный проект фасада здания Исторического музея в Москве (проект не был принят). Также был помощником архитектора Константина Терского. В 1884—1887 гг. по проекту Терского на Большой Никитской улице было построено здание театра Георга Парадиза (ныне театр им. Владимира Маяковского), лицевой фасад которого был выполнен по чертежам Шехтеля.
В период с 1880 по 1890 гг. занимался оформлением театральных афиш, меню торжественных обедов в ресторанах и др. Был театральным художником-декоратором, иллюстрировал книги и журналы (по его эскизам был оформлен сборник Антона Чехова «Пестрые рассказы» и обложка «Записок охотника» Ивана Тургенева). Вместе со своим другом Николаем Чеховым (братом Антона Чехова), писал иконы и эскизы церковных росписей, принимал участие в оформлении коронационных торжеств (1883 и 1896 гг.).
В 1882 г. поступил на службу к театральному режиссеру и антрепренеру Михаилу Лентовскому. По его заказу в 1883-1886 гг. построил в Москве открытый театр «Антей». В Санкт-Петербурге — театр «Ливадия», ресторан «Кинь-Грусть» в «китайском» стиле. Также для Лентовского проектировал галереи и театры в парках, открытые эстрады, павильоны.
В 1886 г. стал преподавателем основанных архитектором Анатолием Гунстом «Классов изящных искусств».
В 1892 г. был назначен почетным старшиной Московского Совета детских приютов. В том же году по просьбе Антона Чехова участвовал в сборе средств в помощь пострадавшим от неурожая в Поволжье.
26 января 1894 г. получил официальное право ведения строительства от Техническо-Строительного комитета МВД, после чего стал подписывать свои проекты: «техник архитектуры».
В 1895 г. был принят в Московское архитектурное общество. С 1906 по 1922 гг. являлся его председателем, с 1922 г. — почетным председателем.
С 1896 по 1926 гг. преподавал в Строгановском художественно-промышленном училище.
В 1899 г. стал одним из основателей Московского литературно-художественного кружка.
С 1908 г. — член комитета по устройству международных конгрессов архитекторов.
После Октябрьской революции 1917 г. был председателем Архитектурно-технического совета Главного комитета государственных сооружений, членом и председателем ряда конкурсных жюри, профессором Высших художественно-технических мастерских (ВХУТЕМАС).
Федор Шехтель считается одним из создателей русского и московского модерна, однако нередко в своем творчестве сочетал и другие архитектурные стили.
Самые известные постройки архитектора находятся в Москве, где Шехтель прожил большую часть жизни. По его проектам в столице создано более 50-ти зданий, многие из которых вошли в Золотой фонд отечественной архитектуры и находятся под охраной государства. Одной из первых больших работ стало строительство в 1883 г. особняка Саввы Морозова (ул. Спиридоновка, ныне дом приемов МИД РФ). В 1896 г. зодчий построил для своей семьи дом в Ермолаевском переулке (в 1910 г. переехал в собственный особняк на Большой Садовой улице). Среди других его работ – особняк Рябушинского на улице Малая Никитская (1900, ныне Музей-квартира А.М. Горького), особняк Дерожинской в Кропоткинском переулке (1901), здание Ярославского вокзала (1902-1904), перестройка Художественного театра в Камергерском переулке (1902, ныне МХАТ), кинотеатр «Художественный» на Арбатской площади (1912) и др. Также среди лучших произведений (в неорусском стиле) были признаны павильоны русского отдела на Международной выставке в Глазго (1901).
Последней реализованной работой Шехтеля был Туркестанский павильон (совместно с художником Вячеславом Развадовским) на Всероссийской сельскохозяйственной выставке 1923 г.
Создавал проекты Мавзолея Ленина (1924), Днепрогэса (1925), Болшевского оптического завода и др., но все они были отклонены.
По его проектам также были построены здания в других городах России: Таганроге, Ялте, Ростове-на-Дону, Самаре, Нижнем Новгороде.
Скончался 7 июля 1926 г. в Москве, похоронен на Ваганьковском кладбище на территории фамильного захоронения, надгробие которого было сооружено по проекту самого архитектора в 1895 г.
Кавалер орденов св. Анны и св. Станислава.
В 1902 г. Петербургская Академия художеств присвоила Шехтелю звание академика архитектуры.
Шехтель был почетным членом архитектурных обществ Лондона, Парижа, Варшавы, Глазго и Рима, действительным членом Перманентного комитета Международных конгрессов зодчих в Париже.
Представлял Россию на международных конгрессах архитекторов в Вене (1908) и Риме (1912).
Был женат на Наталье Тимофеевне (Жегиной). У супругов было четверо детей. Дочери: Екатерина (1888 г.р.), Вера (1896 г.р.;художник-оформитель). Сыновья: Лев (1892 г.р., в 1915 г. взял фамилию Жегин) — живописец и теоретик искусств, Борис (1889 г.р.) умер в детстве.
Открывая Москву
Федор Шехтель — один из самых известных российских архитекторов. Среди его творений — особняки Рябушинского, Морозова, Смирнова, здания МХТ и Ярославского вокзала, которые стали символом Серебряного века и образцами стиля модерн.
Федор Шехтель, фото 1890-х годов
wikipedia.org
Рассказывает научный сотрудник Музея архитектуры им. Щусева Людмила Сайгина.
Федор (настоящее имя Франц-Альберт) Шехтель немец по происхождению, приехав в Москву из провинциального Саратова, оказывается в доме мецената Павла Третьякова, куда его мать устраивается экономкой. Третьяков, заметив способности юноши, сводит его с семейным архитектором Каминским, с подачи которого Шехтель поступает в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где его однокурсниками становятся Исаак Левитан и Николай Чехов — брат Антона Чехова.
Шехтель начинал свою карьеру как художник театра. В начале 1880-х он поступил на службу к известному антрепренеру Михаилу Лентовскому в московский сад «Эрмитаж», который располагался тогда на Божедомке. Зодчий создавал декорации и костюмы для театральных постановок, проектировал летние и стационарные театры.
В дальнейшем, театральность станет определяющий чертой в оформлении интерьеров домов, созданных Шехтелем. Как известно, Шехтель рисовал дом целиком — от ворот до камина и дверных ручек. Во внутренних интерьерах его построек всегда присутствовало смешение стилей, напоминающее смену сценок в театре. Заказчики того времени любили сказочные, поражающие воображение, интерьеры. В очередь к архитектору выстраивались богатейшие купцы России: Морозовы, Кузнецовы, Локаловы и другие.
Шехтель, безусловно, один из наиболее ярких представителей стиля модерн в русском и европейском зодчестве, но ошибочно привязывать его только лишь к этому направлению. После театра он продолжительное время занимался готикой, а через нее, синхронно с развитием европейской архитектуры, пришел и к модерну.
Еще один миф о Шехтеле связан с трагическим финалом его карьеры и жизни. После 1917 года архитектор остается без всякой работы, но причина этого не во вкусах новой власти, а в том, что всякое строительство в стране после революции прекратилось. Федор Осипович заседал в бесконечных комиссиях, его всюду приглашали и не игнорировали, но заказов просто не было. Архитектор попал в мрачную эпоху безвременья, революции и гражданской войны. Строить Советы начали лишь в 1929 году, с началом пятилеток, но Шехтель умер в 1926…
Несмотря на трагические эпизоды биографии, архитектурное наследство зодчего огромно, только в Москве около 80 построек, среди которых настоящие шедевры.
Особняк в Ермолаевском переулкеЕрмолаевский пер., 28, с. 1
Небольшой псевдосредневековый особняк на углу Трехпрудного и Ермолаевского переулка стал вторым собственным домом зодчего. Архитектор переезжает в центр и на собственном примере осваивает новейшие принципы современного зодчества. Все помещения особняка выходят в двухсветный лестничный холл, образуя так называемую «круговую» анфиладу — этот прием будет повторен в построенном на четыре года позже особняке Рябушинского.
Маленький двор окружен оградой с решеткой, над крыльцом сделано небольшое мозаичное панно с литерами F и S (Franz и Shektel) — Федором Осиповичем обрусевший немец Франц Альберт стал только в 1914 году, после начала Первой мировой войны, в знак солидарности с русским народом.
«Построил избушку непотребной архитектуры, которую извозчики принимают то ли за кирху, то ли за синагогу», — иронично оценивал зодчий свой труд в письме к Антону Чехову. И, действительно, при пристальном взгляде на дом можно увидеть и средневековый английский замок, и русскую избу.
Дом Шехтеля в Ермолаевском переулке
wikipedia.org
Особняк РябушинскогоМалая Никитская, 6/2 с. 5
Особняк на Малой Никитской Федор Шехтель построил для своего близкого друга фабриканта Степана Рябушинского в 1900-1903 годах. Дом является классическим образцом модерна. Каждый фасад отличается своим неповторимым обликом. В декоре использована морская тематика: изображения медуз, морских коньков, ракушек. Центральным украшением внутренних интерьеров является мраморная лестница, выполненная в форме волны. Искусствоведы усматривают символизм в каждом из этажей дома: первый – подводное царство, второй – мир воздуха и света, молельня – высшее духовное пространство. Заказчик дома Степан Рябушинский был представителем богатого рода старообрядцев, коллекционером древних икон. В момент постройки здания старообрядчество было запрещено, и молельня проектировалась как тайная комната.
Особняк Рябушинского
wikipedia.org
Особняк ДерожинскойКропоткинский пер., 13 с. 1
Первый муж заказчицы этого дома Александры Дерожинской, дочери известного суконного фабриканта Ивана Бутикова, приходился братом Степану Рябушинскому, владельцу особняка на Малой Никитской. Роскошный особняк для Дерожинской Шехтель строит в 1901-1903 годах. Дом спрятан вглубь участка, его обрамляет кованая изящная решетка ограды – классический признак модерна. Выступающую часть фасада почти полностью занимает огромное арочное окно. Постройка выглядит элегантно за счет плиточной облицовки светло-зеленого цвета с белыми окантовочными полосами. Шехтель также полностью разработал концепцию интерьеров: по его эскизам была сделана каждая мелочь, включая торшеры и ручки дверей (кстати, входная была в виде черного паука). Особняк был оснащен всеми новейшими на тот момент инженерными технологиями: паровым отоплением, канализацией водопроводом, электричеством, телефонной связью. После революции имущество Дерожинской было национализировано. Здание же занимали различные советские учреждения. С 1959 года здесь находится посольство Австралии.Особняк Дерожинской
wikipedia.org
Ярославский вокзалКомсомольской пл., 5
Ярославский вокзал назывался изначально Троицким и в первое время связывал Москву с Троице — Сергиевой Лаврой (Сергиев Посад). С продлением дороги до Ярославля в начале 1870-х годов вокзал был перестроен. В 1898 – 1899 годах железная дорога дотянулась до Архангельска, к ней примкнули другие линии, вокзал в Москве стал тесным. Тогда началась очередная его перестройка, к которой был приглашен архитектор Федор Шехтель. Зодчий пристраивает к старому зданию вокзала новый фасад с залом ожидания, применяя современные строительные материалы. Ярославская железная дорога связывала Москву с северными губерниями, поэтому Шехтель избрал для своего проекта новорусский стиль, преломленный архитектором в индивидуальной манере.
Высокая, как у древнерусских теремов, кровля, широкий фриз из зелено-коричневой глазурованной плитки, майоликовые вставки с сюжетами по «северным» рисункам Шехтеля, — здание выглядит как сказочный замок.
Ярославский вокзал в начале XX века
wikipedia.org
Особняк МорозовойСпиридоновка, 17
Федор Шехтель был знаком практически со всеми представителями рода Морозовых, но настоящая дружба связывала его с известным меценатом Саввой Тимофеевичем Морозовым. По заказу купца Шехтель строит особняк на Спиридоновке, ставший одним из лучших его произведений. Савва Морозов был выпускником Кембриджа, обожал все английское и готическое. И для себя и своей жены Зинаиды вознамерился построить в Москве роскошную усадьбу с намеком на Англию.
Особняк на Спиридоновке
Ольга Ваганова/АиФ
Фарфоровый домМясницкая ул., 8/2
В 1898 году фарфоровый магнат Матвей Кузнецов заказывает Шехтелю строительство нового здания для торгового дома «Товарищества Кузнецова» на Мясницкой. В тот год «Товарищество» стало крупнейшим производителем фарфора в Европе и нуждалось в достойном представительстве. В этом магазине выставлялись фарфоровые изделия, которые выпускались на всех многочисленных кузнецовских фабриках.
Посуду на любой вкус здесь могли купить и крестьяне, и мещане, и купцы, и аристократы. Шехтель проектирует в здании огромные витрины, чтобы товар можно было рассмотреть издалека. Фасад дома украшен масками покровителя торговли крылатого бога Меркурия. Первый этаж занимал магазин, а на втором были конторские помещения. После революции сюда въехал синдикат силикатной промышленности, а после войны войны здание опять отдают магазину посуды, и сегодня на первом этаже, как и при Кузнецове, торгуют фарфором и фаянсом.Дом фарфора
wikipedia.org
Здание МХТКамергерский пер., 3
В 1902 году по просьбе купца Саввы Морозова архитектор Федор Шехтель реконструирует здание Московского Художественного театра в модном тогда стиле модерн. Делает он это совершенно безвозмездно. Шехтель продумал освещение зала, сцены, цвет стен, ковры, поглощавшие звуки, гримерки отделывались с учетом пожеланий актеров.
Здание МХТ
wikipedia.org
архитектура Москвы
0 0 0 0 0
Образы Рябушинского Дома (Дом Горького) Федора Осиповича Шехтеля
Изображения Рябушинского Дома (Горького) Федора Осиповича Шехтеля Федор Осипович Шехтель1902
.
План с центральным холлом и лестницейСпальни и приемные расположены вокруг лестницы; справа кабинет и спальня, а слева приемная и столовая впереди. От наружного крыльца ведет большой центральный вестибюль. | ||
Лестничная клетка является самой великолепной деталью интерьера, доминирующей над пространством и поражающей зрителя тем, что твердый мрамор может выглядеть таким извилистым и чувственным. Л. И. Юнаковская говорит, что «живая волновая лестница, символ вечного движения жизни, занимает почетное место внутри дома» и продолжает развивать предложения символизма в архитектуре интерьера (3). | ||
Центральный зал с видом на приемную | ||
./repeats/spacer5.gif»/> | ||
Сказочный витраж на лестничной площадкеСвет льется через это огромное окно в подобие ниши на лестничной площадке. Свет также проникает через окно в верхней части лестничной клетки. См. ниже. | ||
На большом (10 метров) стекле изображены облака, лучи света и дождь с радугой наверху. Дождь — положительный символ, предполагающий возрождение и плодородие. | ||
./repeats/spacer5.gif»/> | ||
На нижнем уровне в этой дугообразной области есть еще один витраж меньшего размера, который, кажется, тоже изображает облака. | ||
Слева: Люк в крыше; В центре и справа: лестничная площадка и поэтическая дверьВо всем доме используется полированное дерево разных пород, многие двери имеют резьбу или криволинейные вставки. Обратите внимание на латунные дверные ручки. Подобные декоративные детали повторяются по всему дому. | ||
Правая сторона лестничной площадки или западная сторонаПримечание: изображение справа взято из Википедии. Эта красная колонна (искусственный порфир) напоминает средневековую архитектуру — колонна с исторической капителью из серебряного листа. Здесь интересная столица имеет спутанные хвостатые существа, вроде ящериц или змей, а также поникшие формы растений. (Некоторые критики считают саламандр традиционными символами зла.) Эта колонна стоит под часовней, поэтому Л. И. Юнаковская предполагает, что она аллегорически изображает битву добра и зла или жизни и смерти. | ||
Свет, поднимающийся снизу вверх по лестницеСверху он напоминает лампу Тиффани; сбоку скульптурные мраморные усики сравнивают с медузой или осьминогом. Верх или спина напоминает разноцветный панцирь или спину черепахи. Органические аллюзии распространены в искусстве и скульптуре в стиле модерн. | ||
Резные мраморные детали, в том числе напольная регистратура? | ||
Перейдите на страницу 4.
Работы Проконсультированы или процитированы:
Елена Александровна Борисова и Григорий Стернин. Русский модерн . Нью-Йорк: Риццоли, 1988.
Л. И. Юнаковская. английское изд. Транс М. Эльвира. Изображения в стиле модерн: Особняк на Малой Никийской, . Москва, 2005. Особая благодарность Ирине Гудзь, которая прислала мне по электронной почте копию этого буклета, который больше не издается.
См. Гостиницу Метрополь на этом сайте и Дом Зингера для других примеров архитектуры модерна в России.
Нажмите здесь, чтобы вернуться к указателю исторических памятников искусства.
Щелкните здесь, чтобы вернуться к каталогу художников и архитекторов.
Щелкните здесь, чтобы вернуться к хронологическому указателю.
Щелкните здесь, чтобы открыть домашнюю страницу Блаффтонского университета.
ВЫРАВНИВАНИЕ>© Мэри Энн Салливан, 2017 г. Я сфотографировал (на сайте) и обработал все изображения на этих страницах. Пожалуйста, не стесняйтесь использовать их в личных или образовательных целях. Они не доступны для коммерческих целей.
ВЫРАВНИВАНИЕ>
МХТ — Wiki
МХТ
Основан К. С. Станиславским и В. И. Немировичем-Данченко в 1898 году под названием МХТ. Театр получил статус «Академический театр» в 1919 (МХАТ).
Открыт 14 октября (1898 г.) спектаклем «Царь Федор Иоаннович» в здании театра «Эрмитаж» (Каретный ряд, д. 3). С 1902 г. располагается в Камергерском переулке в здании бывшего театра имени Леонозова, перестроенном в том же году архитектором Ф. О. Шехтелем.
Существование Художественного театра началось со встречи Станиславского и Немировича-Данченко в ресторане «Славянский базар» 19 июня 1897 года. Название «Арт-Публика» Театр носил недолго: в 1901 слово «Публика» убрали, но ориентация на демократичного зрителя осталась одним из принципов MXT.
Костяк труппы (О. Книппер, И. Москвин, В. Мейерхольд, М. Савицкая, М. Германова, М. Роксанова, Н. Литовцева) составили студенты драматического отделения Музыкально-драматического училища Московской филармонии, где учился Вл. И. Немирович-Данченко обучал актерскому мастерству и спектаклям участников Общества любителей словесности и искусства им. Станиславского (М. Лилина, М. Андреева, В. Лыйский, А. Атрем). А. Вишневский был приглашен из провинции. В 1900 г. труппа приняла В. Качалова, а в 1903 г. — Л. Леонидова.
Настоящее рождение МХТ связано с драмой Антона Чехова («Чайка», 1898; «Дядя Ваня», 1899; «Три сестры», 1901; «Вишневый сад», 1904) и с Максимом Горьким («Мещане» и «На дне», 1902). В ходе работы над этими спектаклями формировался новый тип актера, деликатно передавший качества психологии героя, формировались принципы режиссуры, создавался актерский ансамбль, а также общая атмосфера действия. МХТ — первый в России театр, осуществивший реформу репертуара, создавший свой круг и живший их последовательным развитием от спектакля к спектаклю. Среди лучших спектаклей МХТ также были «Горе от ума» А. С. Грибоедова (1906), «Синяя птица» М. Меретлинка (1908), «Месяц в деревне» И. С. Тургенева (1909), «Гамлет» У. Шекспира (1911), «Воображаемый больной» («Воображаемый недуг») Ж. Б. Мольера (1913) и др. С 1912 при МХТ создавались студии по подготовке актеров. В 1924 году эту студию окончили и вошли в труппу МХТ А. К. Тарасова, М. И. Прудкин, О. Н. Андровская, К. Н. Еланская, А. О. Степанова, Н. П. Хмелев, Б. Н. Ливанов, М. М. Яншин, А. Н. Грибов, А. П. Зева, Н. П. Баталов, М. Н. Кедров, В. Я. Станицин и другие, которые вместе с Б. Г. Добронравовым, М. М. Тархановым, В. О. Топорковым, М. П. Болдуманом, А. П. Георгиевской, А. П. Кторовым, П. В. Массальским стали крупными мастерами сцены. Молодые режиссеры Н.М. Горчаков, И.Я. Судаков, Б. И. Вершилов также окончили эти мастерские.
Вместе с этими молодыми актерами Театр начал создавать современный репертуар («Пугачевщина» К. А. Тренева, 1925; «Белая гвардия» М. А. Булгакова, 1926; пьесы В. П. Катаева, Л. М. Леонова; «Бронепоезд 14-69» В. Иванова (1927)). Большой успех получили постановки классики: «Горячее сердце» А. Н. Островского (1926), «Женитьба Фигаро» («Безумная поездка, или свадьба Фигаро») П. Бомарше (1927), «Мертвые души» Н. В. Гоголя (1932), «Враги» М. Горького (1935), «Воскресение» и «Анна Каренина» Л. Толстого (1937), «Тартюф» Мольера (1939), «Три сестры» Чехова (1940), «Школа злословия» Р. Шеридана (1940).
В годы Великой Отечественной войны были поставлены «Фронт» А. Е. Корнейчука, «Русские люди» К. М. Симонова, «Морской офицер» А. А. Крона. Среди последующих пьес были «Последняя жертва» Островского (1940), «Плоды просвещения» Л. Н. Толстого (1951), «Мария Стюарт» Ф. Шиллера (1957), «Золотая карета» Л. М. Леонова (1958), «Милый лжец» Дж. Килти.
Но, несмотря на отдельные успехи, в конце 60-х годов театр переживал кризис. Пьесы в «вкусе дня» включались в репертуар все чаще, и преемственность нового поколения проходила мучительно. Ситуация усугублялась тем, что в театр не пускали критиков. Стремление старших актеров МХАТ выйти из кризиса побудило их пригласить в качестве главного режиссера выпускника Школы-студии МХАТ Олега Ефремова, вдохнувшего новую жизнь в театр в 70-х. Поставил «Последние» М. Горького (1971), «Соло для часов с колокольчиком» О. Заградника (совместно с А. А. Васильевым, 1973), «Иванов» (1976), «Чайка» (1980), «Дядя Ваня» (1985) А. П. Чехова. При этом была глубокая проработка современной тематики. Постоянными авторами стали А. И. Гельман («Заседание парткома», 1975; «Мы, нижеподписавшиеся», 1979; «Скамейка», 1984 и др.) и М. М. Рощин («Валентина и Валентина», 1972; «Эшелон», 1975; «Перламутровая Зинаида», 1987 и др.), а также М. Б. Шатров, А. Н. Мишарин. В состав труппы вошли И. Смоктыновский, А. Калягин, Т. Доронина, А. Попов, А. Мягков, Т. Лаврова, Е. Евстегнеев, Е. Васильева, О. Табаков; В качестве сценографов работали Д. Боровский, В. Левенталь и другие. Но собрать быстрорастущую труппу было очень сложно. Необходимость давать работу актерам приводила к компромиссам в выборе пьес и назначении режиссеров, что приводило к появлению многих работ с явным ощущением «проходного». В конце 80-х годов великие режиссеры поставили на сцене немало крупных спектаклей — «Тартюф» (Ж. Б. Мольер) А. Эфроса (1981), «Кроткий» (М. Достоевский) Л. Додина (1985), «Амадей» (П. Шаффер) М. Розовского (1983), «Цуммер» (А. Галин) К. Гинкаса (1986) и др. , но общей творческой программы у театра не было. Диссонанс в театре привел к конфликту. В 1987 году коллектив разделился на две самостоятельные группы: одна начала свое существование под руководством Олега Ефремова (с 1989 года МХАТ им. А. П. Чехова, Камергерский пер., 3) и другая под руководством Татьяны Дорониной (МХАТ им. М. Горького, Тверской бульвар, 22).
После смерти О. Ефремова в 2000 году Олег Табаков стал художественным руководителем Чеховского МХАТ, взяв курс на обновление репертуара (постановками классиков мировой литературы, в том числе «Гамлета», «Вишневого сада», «Головева», «Белой гвардии», «Короля Лира», «Тартюфа», а также современной отечественной и мировой литературы). В труппу были приглашены О. Яковлева, А. Леонтьев, А. Покровская, В. Хлевинский, К. Хабенский, М. Пореченков, В. Краснов и другие. К постановке спектаклей привлечены лучшие силы современной режиссуры — Ю. Бутусов, С. Женовач, М. Карбайскис, К. Серебренников, А. Шапиро, Т. Чхеидзе. В 2001 году специально для экспериментальных постановок была открыта третья, Новая сцена.
В 2004 году театру вернули прежнее название — Московский Художественный Театр (МХТ), за исключением слова «Академический».
Весной 2018 года, после смерти О. Табакова, Художественный театр возглавил Сергей Женовач.
Музей МХТ
Музей существует с 1923 года. Основу его коллекции составил фонд театрально-исторических документов совместно с личными резервами Станиславского, Немировича-Данченко и других великих театральных художников. Сначала музей располагался в здании театра, но в 1939 — до Камергерского пер., д. 3-а. До 1969 года музей находился в ведении театра. В 1923—1952 годах музеем руководил Н. Д. Телешов, в 1952—1968 годах — Ф. Н. Михальский (прообраз администратора Фили из «Театрального романа» М. Булгакова). В 1969 году музей перерос ведомственные рамки, был выведен из ведения театра и стал музеем Союза.