Piero Fornasetti. Пьеро Форназетти | Знаменитые архитекторы и дизайнеры
Пьеро Форназетти (Piero Fornasetti, 1913-1988) считал, что любой предмет может быть декорирован на 100% и при этом не потеряет своего назначения. В совершенстве овладев искусством trompe l’oeil (изображений-обманок, построенных на оптических эффектах искажения перспективы), превращал мебель в архитектурные объекты, заставлял газеты принимать форму пепельниц, заселял поверхности комодов разноцветными бабочками и наносил изображения Адама и Евы на шезлонги.
Его произведения всегда узнаваемы — это тот редкий тип дизайнеров, обладающих собственным неповторимым стилем. Работы Пьеро Форназетти — это смесь иллюзионизма и архитектурных перспектив. Его излюбленные темы — солнце, игральные карты, рыбы, бабочки, книги, архитектура и лицо девушки по имени Лина Кавальери.
Пьеро Форназетти был настоящим фантазёром: дизайнером и в то же время художником, иллюстратором, графическим дизайнером, ремесленником, фабрикантом и бизнесменом, чья продукция продавалась в магазинах и универмагах во всём западном мире.
Огромное внимание Форназетти уделял декорированию поверхностей. В своём творчестве он бросал вызов формальностям: ни форма, ни декор не должны предопределяться функциональностью, а оформление не должно следовать за объёмом. Он остро чувствовал, как двухмерная графика должна ложиться на трёхмерные формы. На него сильно повлияло искусство эпохи Возрождения (Джотто, Пьеро Делла Франческа), а также его друзья, итальянские художники (Sironi, Savinio, de Chirico) и писатели (Leo Longanesi). Большая часть его мебели была разработана Джо Понти (Gio Ponti, 1891-1979 гг.) и украшена им самим.
Пьеро Форназетти начал рисовать в возрасте 10 лет, в 17 выиграл грант на обучение в школе искусств Brera. В 20 он выставлял свои первые полотна в университете Милана. Будучи талантливым рисовальщиком, Форназетти становится известным благодаря своеобразно украшенным предметам повседневной обстановки, где пытается передать «радость от ощущения жизни», и попадает в поле зрения Джо Понти, который создавал мебель для промышленного производства.
В конце 40-х, начале 50-х годов Понти приглашает Форназетти участвовать в некоторых миланских триеннале. Пьеро Форназетти обращается к фабрике «Черамике ди Лавено», заказывает образцы тарелок, которые затем экспонирует. Сразу после этого Форназетти начинает получать заказы от клиентов, прежде всего зарубежных.Затем он вновь обращается к той же фабрике с просьбой начать серийный выпуск, но получает отказ, потому что его декор вызвал скандал cвоей эксцентричностью: на тарелках воспроизводились куски газетных страниц, лица, рыбы или другие странности.
В результате Форназетти приобретает печь и начинает собственное производство, но ограничивается декорированием и отделкой, которая проводится полностью вручную несколькими опытными ремесленными мастерами. Поэтому каждый предмет мебели и каждое изысканное фарфоровое изделие производились лимитированными тиражами.
Форназетти не придавал значения маленькой черной точке или легкому несовершенству на обратной стороне изделия, он находил, что качество заключено в общем имидже продукции, в идее.
Пьеро Форназетти жил и работал в Милане до самой смерти в 1988 году. За свою долгую карьеру он участвовал во всевозможных выставках, занимался иллюстрацией литературы и сотрудничал со многими выдающимися личностями своего времени.
Он заработал устойчивую репутацию как дизайнер, обладающий собственным неповторимым стилем — стилем, основанным на иллюзионизме, архитектурных перспективах и нескольких авторских лейтмотивах, таких как солнце, игральные карты, рыбы и цветы, которые он подвергал, казалось бы, бесконечным видоизменениям.
Особой популярностью и по сей день пользуется один из его излюбленных рисунков — лицо девушки по имени Лина Кавальери (Lina Cavalieri), чей портрет он нашёл в журнале XIX века. Он не мог остановиться, придумывая различные вариации на тему этого рисунка, и в результате создал более 500 различных изображений, сделав средиземноморское лицо с большими тёмными глазами своим фирменным знаком.
Форназетти прикладывал свой дизайнерский талант к удивительному множеству объектов — «модных вещей», как он их называл, «которые никогда не выходят из моды». Шляпы, жилеты, пепельницы, стулья, посуда, кабинеты, фортепьяно, магазины, автомобили, океанские лайнеры — всё было преобразовано появлением неожиданных рисунков. Коринфская колонна служит спинкой для стула; программка театра La Scala украшает шарф; женское нижнее бельё служит декором для тарелок. «Он заставляет объекты говорить», — сказал Джо Понти, его друг и давний соратник.
Переоценка дизайна с точки зрения постмодернизма вознесла Форназетти на невиданные вершины популярности. Сегодня дизайнеры и коллекционеры воспевают его тонкие аллюзии, приковывающие взгляд графические изображения и поразительную способность комбинировать, казалось бы, несовместимые вещи, помогавшую мастеру в создании уникальных, причудливых предметов. Шедевры Форназетти шокируют, восхищают, дарят наслаждение и вдохновляют.
Люди, далёкие от современного искусства, испытывают настоящий шок, сталкиваясь с творениями Пьеро Форназетти. Плодовитый художник создал невероятное множество причудливых узоров, украсивших всё — от мебели и пепельниц до галстуков и тарелок. Яркой иллюстрацией таланта Форназетти является его плодотворное сотрудничество с Джио Понти, в результате которого мебель Понти, лаконичная и сдержанная, покрылась изображениями нотного стана, газетными страницами, буквами и другими, казалось бы, бессмысленными рисунками.
В то время как его американские современники эксплуатировали массовое производство, Форназетти трудился в маленькой мастерской, пристроенной к его собственному дому в Via Bazzini в Милане. Черпая вдохновение во всём, что попадалось ему на глаза, он создал тысячи различных дизайнерских вещей.
«Мой секрет в силе воображения» — любил повторять дизайнер, хотя наиболее тщательно охраняемой тайной была его техника печати. Барнаба Форназетти, сын великого художника, рассказывает, что его отец начал экспериментировать с различными техниками нанесения рисунка в 1940-х, когда делал литографии для современных итальянских художников. От нанесения рисунка на камень он постепенно перешёл к цинковой посуде и начал оттачивать технику перенесения рисунка с использованием специальной бумаги, на которой он печатал свои рисунки, а потом наносил их на лакированную поверхность мебели и других объектов.
Несмотря на то, что Форназетти покорил сердца многих, его творения никогда не коллекционировались с такой пылкой страстью, как работы многих его современников. Возможно, это связано с особенностями его характера. «Всё, что я сделал в прошлом и делаю сейчас, оригинально. Я жив и полагаю, что мебель, сделанная только что, технически более совершенна и менее повреждена физически, чем та, что была сделана ранее», — говорил дизайнер.
На рынке, где уникальность и дата создания вещей значат всё, безразличие мастера к подписям, нумерации и датированию своих работ оттолкнуло многих потенциальных клиентов. Тем не менее, в 1998 году Барнаба совместно с аукционным домом CHISTIE’S организовал продажу, посвящённую Форназетти, которая развеяла массу мифов и предубеждений, касающихся истории производства.
После смерти отца Барнаба унаследовал целую дизайнерскую империю и продолжает выпускать мебель и предметы интерьера, декорированные оригинальными рисунками Пьеро Форназетти.
Он с трепетом относится ко всему, что связано с именем его отца. Дом, где жил и творил дизайнер, в настоящее время является музеем, оставаясь при этом жилищем его семьи.
Барнаба Форназетти:
«Отец оставил после себя огромный архив: несметное количество рисунков и эскизов, большинство из которых не были использованы. Ежегодно производство отдельных копий приостанавливается, а новые предметы занимают их место. Какие-то серии намеренно лимитируются. Например, серию тарелок-календарей, которая ежегодно выпускалась отцом с 1968 года вплоть до его смерти, я ограничил до 700 копий в год. Как и много лет назад, все предметы расписываются вручную, на всех образцах выставляется порядковый номер, общее количество копий, произведенных в течение года, и, соответственно, дата выпуска.
Мой отец мог позволить себе экспериментировать с абсолютно разными поверхностями.
Для его творчества не было границ: это могли быть шляпы, жилеты, пепельницы, стулья, посуда, кабинеты, фортепьяно, магазины, автомобили — все эти предметы изменялись неожиданными рисунками, технику нанесения которых он тщательно скрывал от посторонних.
В самом начале он научился наносить рисунок на каменную поверхность, потом в области его экспериментов оказалась цинковая посуда, затем он начал оттачивать технику перенесения рисунка с использованием специальной бумаги, с помощью которой наносил изображение на лакированную поверхность мебели и других объектов.
Впоследствии он работал буквально со всем, что попадалось ему на глаза: он говорил, что весь секрет в силе воображения. Что касается меня, то я не могу позволить себе такой широты выбора поверхностей и работаю в уже заданных рамках. Я сам рисую, некоторые вещи сделаны мной абсолютно самостоятельно, но я стараюсь сохранять стиль и традиции, переданные мне отцом»
Биография Piero Fornasetti
1913 — родился в Милане
1930 — поступил в Академию
1932 — обучался в Школе искусств
1933 — участвует в выставке в Милане (Triennale), на которой представляет коллекцию шелковых платков, декорированных методом печати
1935 — экспонирует на YI Triennale декоративный керамический фриз
1940–1942 — создает дизайн «лунный» по заказу Джо Понти
1941 — работает над фресками в Палаццо Бо в Падуе
1943–1946 — находит убежище в Швейцарии, где работает для журналов и театраль-ных постановок
1950 — выполняет интерьер Казино в Сан-Ремо и кондитерской Dulciora
1951 — первый опыт полной обстановки интерьера для «дома Лукано». Экспонирует мебель серии «Архитектура» на IX триеннале в Милане
1952 — участвует в декорировании интерьеров трансатлантического лайнера «Андреа Дориа»
1955–1958 — создание «Метафизической комнаты»
1980 — открытие в Лондоне магазина «Тема и вариации»
1988 — умер в Милане
с 1989 — его сын Барнаба Форназетти продолжает традиции, начинает переиздание наиболее значительных изделий отца.
|
|
Барнаба Форназетти о своем причудливом доме и неизменной эстетике отца
ККогда вы растете в среде, созданной лихорадочным творческим умом Пьеро Форназетти, у вашего воображения действительно нет покоя. Семидесятилетний сын легендарного дизайнера Барнаба, проживший здесь почти всю свою жизнь, никогда не устает от визуальной стимуляции. «Идея иметь возможность изменять небольшие инсталляции, которые я делаю дома, делает меня счастливым и позволяет мне развивать свои творческие способности», — признается он. «Мне нравится иметь место, где глаз может представить сюрреалистические миры».
Постоянные реконфигурации означают, что сколько бы раз мы ни видели интерьеры Casa Fornasetti в квартале Читта Студи в Милане — вилла с внутренним двором была представлена в журналах и блогах о дизайне по всему миру — они кажутся свежими. Но эти комнаты также ослепляют, потому что они в высшей степени эгалитарны в своей яркости. Подобно иконоборческому визуальному словарю Пьеро Форназетти, каждый найдет что-то для себя (за исключением, пожалуй, фанатичных последователей строго строгих форм модернизма).
«Он прочный, — объясняет Барнаба уникальную эстетику своего отца (и, соответственно, этот дом), — потому что в нем используются образы всех эпох, которые сохранились в нашем воображении и напоминают мечты о прошлом. , будущего, истории. Он не привязан ни к одному стилю, ни к моде. Это ключ, ведущий в мир воображения».
Его последние изменения — это кухня для сотрудников и гостиная, которые два поколения назад служили штаб-квартирой для бизнеса деда Барнабы, и чердак на третьем этаже, который Барнаба переоборудовал в свои личные апартаменты. Оба наполнены мебелью и предметами Форназетти, поразительная широта которых заставляет нас понять, как к 19В 60-е годы на рынке было представлено около 11 000 продуктов, украшенных мотивами, созданными Пьеро, опытным гравером и художником, из его сюрреалистической шутливой натуры.
Барнаба руководит фирмой после смерти своего отца в 1980-х годах. Его легко узнать в Милане благодаря характерному щегольскому одеянию. Его щегольские портняжные пристрастия особенно заметны в его личных покоях, где ящики и шкафы ломятся от элементов его красочных ансамблей (часто дополняемых галстуками Форназетти).
На вопрос, не противоречит ли кипучее художественное выражение и визуальная стимуляция спальни общепринятому мнению, что спальные комнаты должны быть спокойными, Барнаба настаивает, что такая яркость не исключает безмятежности. И все же он позаботился о том, чтобы защитить свой сон, повесив у своей кровати четырех розовощеких херувимов. «Я думаю, что хорошо иметь херувимов там, где ты спишь».
Фото Лауры Фантакуцци и Максима Галати Фуркад.
Чтобы узнать больше об этом, обязательно ознакомьтесь с наполненной красками жизнью и домом художницы Мораг Майерскоу.
Нравится то, что вы видите? Получите это первым с подпиской , чтобы стремиться к дизайну и домашнему журналу.
Теги: эклектичный дом, Форназетти, Милан, причудливый дизайн Келли УолтерсФорназетти. Краткое руководство одна из самых плодотворных дизайнерских фигур 20-го века. Сегодня он по-прежнему считается ключевым игроком на оживленной итальянской сцене товаров для дома и дизайна. Дизайнер больше всего известен своими художественными мотивами и ироничными отсылками, которые украшают тарелки, свечи и другие предметы домашнего обихода в творческой и авангардной эстетике.
Форназетти, нарушитель правил
Как и его проекты, Форназетти был известен тем, что не следовал правилам. Годы его становления в Милане не прошли гладко. В 1934 году Пьеро был исключен из Академии Брера, где он проучился всего два года за мятежность.
Позже он поступил в Высшую школу искусств, применяемых в промышленности, в Кастелло Сфорцеско.
Пьеро Форназетти (1913–1988), журнальный стенд с выкройками «Sole di Capri» около 1950-х годов, проданный за 1000 фунтов стерлингов на Roseberys 9.0004 С начала 30-х годов Форназетти начал изучать технику гравировки и печати и создал Художественную типографию Форназетти. Благодаря своим замечательным навыкам он смог работать с величайшими художниками того времени, печатая для них книги и литографии, в том числе Фабрицио Клеричи, Альберто Савинио, Массимо Кампильи, Лучио Фонтана, Джорджио де Кирико, Касселла, Берман, Раффаэле Каррьери. и Карло Бо.
Графические работы Форназетти
С начала 40-х годов Форназетти создал огромную серию графических работ ограниченным тиражом в утонченном и очень точном стиле, от театральных программ, плакатов до обложек журналов.
В эти годы вместе с художниками Филиберто Сбарделла, Алиги Сассу и другими он создавал различные эскизы и рисунки для Школы гобеленов Эсино Ларио. В 1940 году он начал публиковать свои собственные работы в журнале дизайна и архитектуры Domus , который в то время редактировал Джо Понти (итальянский архитектор, промышленный дизайнер, дизайнер мебели, художник, учитель, писатель и издатель).
Пьеро Форназетти (1913–1988), четырехкратный экран 1954 года, проданный за 6000 фунтов стерлингов на Roseberys 9. 0048 Форназетти в ШвейцарииПризванный с началом войны, Форназетти первоначально сумел остаться в Милане , получив работу по украшению казарм Сант-Амброджо. Позже, в 1943 году, он укрылся в Швейцарии, где продолжил свои художественные изыскания и создавал плакаты и литографии для театральных постановок и журналов. Форназетти максимально использовал свое время в Швейцарии. Он создавал масляные портреты, акварели и рисунки тушью, тушью и шариковой ручкой, посвятив себя исследованию и исследованию новых творческих возможностей и интригующих точек зрения, в основном на человеческое тело, на котором он позже будет рисовать в своих декоративных работах. графика. В этот период он также создал декорации для 9 балетов Альбера Камю.0027 Калигула , режиссер Джорджио Стрелер.
Форназетти и Джио Понти
В начале 50-х годов творческий дуэт Джо Понти и Форназетти спроектировал и украсил трюмо «Архитектура» — деревянный и металлический шкаф с литографическим и печатным декором; открывается, чтобы увидеть шесть стеклянных полок, которые затем были выставлены на Триеннале IX в 1951 году и которые в 1998 году, более чем через тридцать лет после своего первоначального замысла, недавно были проданы с аукциона Christie’s Thinking Italian Design за 212 500 фунтов стерлингов. Смесь современного и старинного, рационализма и ренессанса, архитектуры и мебели, структуры и декора, этот предмет мебели, безусловно, стал символом блеска итальянского дизайна в межвоенные годы экономического бума.
Два дизайнера также украсили Казино Сан-Ремо (1950 г.), целую квартиру, прославившуюся как воплощение их стиля, Casa Lucano (1951 г.), а также первоклассные каюты и салоны трансатлантических лайнеров, в том числе Andrea Doria ( 1952).
Форназетти и Лина Кавальери
В 1952 году Форназетти начал работу над тем, что впоследствии станет его самой известной и культовой серией: «Тема и вариации» («Тема и вариации»). Начав с портрета женщины, он начал живописные поиски, которым предстояло сопровождать его всю жизнь. Вневременное лицо — это лицо Лины Кавальери, оперной певицы, жившей на рубеже 19 века.го и 20 веков и которая была известна в то время как «самая красивая женщина в мире»: настоящий архетип загадочной классической красоты. Он видел в ней идеальный архетип — классически прекрасную, как греческая статуя или Мона Лиза. Ее лицо украшает сотни предметов коллекции Форназетти, наиболее известные из которых — керамические тарелки.
Пьеро Форназетти (1913-1988), тарелка Fornasetti из серии «Tema e Variazioni» начала 1950-х, проданная в Roseberys за 140 фунтов стерлингов«Что вдохновило меня на создание более 500 вариаций женского лица?» — спрашивает у себя итальянский дизайнер Пьеро Форназетти. «Не знаю, — признается он, — я начал их делать и никогда не прекращал»
В 70-х годах вместе с группой друзей он руководил Галереей библиофилов, где выставлял как свои работы, так и работы современных художников, и Форназетти снова начал рисовать.
После смерти его друга и партнера по дизайну Джо Понти (в 1979 г.) в 1980 г. в Лондоне открылась галерея «Темы и вариации». Это снова возродило интерес к его работам за границей, и его работы начали заново открывать за пределами идеологического контраста формы/функции и орнамента/бессмыслицы, и в 1919 г.87 Форназетти сотрудничал с Патриком Морьесом над первой монографией о его работе, а также предисловием Этторе Соттсасса.