Полвека по две скульптуры в месяц: встреча с Георгием Франгуляном: moscow_i_ya — LiveJournal
Встреча с Мастером своего дела — всегда событие, независимо от того, интересно ли тебе дело, которым он занимается. А если это встреча с человеком, чье творчество тебя давно, пусть и по-дилетантски интересует, то это событие вдвойне. Именно такая встреча произошла в галерее скульптора Георгий Франгуляна.
Кусаю локти, что не захватила ничего пишущего и не записывала (заявленная экскурсия, оказалась полуторачасовой лекцией, плюс полчаса ответов на вопросы в пространстве галереи). Тороплюсь зафиксировать то, что запомнила — о жизни и о скульптуре, прошу извинить за возможные неточности и искажения. Кое-что добавлено из доступных источников (укажу в конце, вместе с явками-паролями). Покажу работы с улиц Москвы и не только, о которых он рассказывал (фото в основном мои, они далеко не всегда хорошего качества и все же мне показалось правильным именно их привести).
Две главные мысли, которые я для себя вычленила — это о родстве скульптуры с архитектурой и музыкой и о смыслах архитектуры. Общность архитектуры и скульптуры — в том, что они организуют пространство — и Мастер нам это разнообразно показывал на примере своих работ (и я дальше постараюсь хотя бы часть донести до вас).
Но любая архитектура останется просто картинкой-копией, если в нее не вложены смыслы. Эти смыслы задаются скульптором, а зрители их пытаются понять. Смыслы совсем не всегда прямолинейно-однозначны, каждый может понять их не совсем так, как скульптор, и это нормально.
Собственно, работа скульптора подчинена именно смыслам, ради создания которых получаются отступления от скульптуры как копии реальности.
Так, один искусствовед тотошно подсчитал, что у памятника Петру первому одна рука на 17 см больше другой: так не было задумано, так получилось, в результате сложился динамичный образ «в развороте».
2.Памятник Петру Первому в Коломенском, авторская копия памятника в Антверпене.
Фото cr2 отсюда
Готовя материал, с изумление обнаружила, что Георгий Франгулян, будучи родом из Тбилиси, закончил легендарную московскую Вторую школу, и у меня с ним был общий учитель литературы — потрясающий. А еще он хорошо знал директора школы, которую кончала я — школа тоже в общем, легендарная, 45-я.
Потом была Строгановка, потом — бесконечная работа: цифра, вынесенная в заголовок, получается, если разделить количество скульптур, им выполненных, на годы работы. Кстати, Мастер скептично относится к вдохновению — нужно не ждать, пока оно случится, нужно просто работать. Сейчас ему 77 лет, скоро будет, 78, он работает около 12 часов каждый день. После двухчасовой встречи с нами он отправился на монтаж скульптуры. Отдыхать он не любит и не умеет, что касается здоровья, то по его мнению, лучший способ для его сохранения — им не заниматься.
У Франгуляна нет помощников, все скульптуры он делает своими рукми (и кстати, обратите внимания на фактуру поверхности, которая заметна на некоторых фото). Учеников сейчас тоже нет.
Но давайте наконец посмотрим работы Франгуляна и постараемся отыскать в них то, о чем он нам говорил. Кроме первой, самой ранней, они приведены без особого порядка, примерно как их представлял Мастер в своей презентации.
3.Комплекс «Венок славы» в Новокузнецке (1977). Здесь огромные и очень интресные барельефы, но они скрыты от досужего посетителя, для того, чтобы их увидеть, нужно войти внутрь прострасства. Фото michailov_na отсюда, там же есть фото всего комплекса и барельефов, интересно, посмотрите
4.Кстати, в чем-то сходный прием использован в Мемориале жертвам политических репрессий в Москве. Для того, чтобы его увидеть, нужно в него войти — через промежутки в стене человеческих фигур: как будто примеряя на себе место в этой страшной стене.
5.Памятник Ельцину в Екатеринбурге перед зданием Ельниц-Центра, которго на момент установки памятника еще не было. Он высечен из каменной глыбы, причем лицо сначала было вылеплено из глины, а остальная фигура высекалась сразу «на чистовую)
6.Памятник императрице Елизавете Петровне в Балтийске, на самой западной точке материковой России.
7.Для того, чтобы он смотрелся, пришлось соорудить небольшой форт и в центре его поставить кменный пьедестал
8. Дмитрий Шостакович сидит перед зданием Дома музыки В нем главное — руки, которыми он следовал за музыкой, которую слушал. В каком-то смысле он создавал музыку этими самыми движениями рук.
9.Франгулян не любит здание Дома Музыки, поэтому памятник находится почти у подножия лестницы, отодвинутый от него подальше. Но на фоне сверкающеих огней, мне кажется, он неплохо смотрится.
10.Сосед Шостаковича по знаменитому дому в Брюсовом переулке (фасад выходит на Тверскую), Арам Хачатурян, стоит памятником во дворе своего дома. Со слов скульптора, это очень разные люди: Хачатурян — «павлин, петух», и это отражено в памятнике
11. Особенно красноречив вид сзади.Если что, верзхняя часть — это трубы органа.
12.Моя любимая Белая площадь с огромными человеческими фигурами из нержавеющей стали. Их задача — создать некую связь, «мостик» между гигантскими домами из стекла и стали и обычными людьми, которые здесь ходят. Отсюда — выбор материала: нержавеющая сталь используется в небоскребах и соотносится со стеклом
13. Разные цвета на фигуре человека в мастерской соответствуют разным положениям стальных пластин, которые нужно было изгибать на готовой фигуре
14.Один из самых интересных и загадочных памятников — Иосифу Бродскому. Что означает эта «двумерность», почти бестелесность? По словам скульптора, он стеремился отразить мимолетность жизни — как «миг между прошлым и будущим» — от нас остается лишь нечто плоское как тени и неразличимое на фоне других — и лишь некоторым удается «пропечататься» как Бродскому. Отсутствие пьедестала позволяет «войти» в памятник и стать участником композиции.
15.И даже «войти с изнанки» в фигуру поэта и «примерить себя и почувствовать, кто ты, куда идешь, для чего идешь»
16.Наверное, самый известный московский памятник — Булату Окуджаве на Арбате. Он включает не только фигуру поэта в асимметричной арке — проеме арбатского двора, который в основном помнят. Нет, это целый арбатский двор, пространство которого раскрывается нам: стол, скамейка, вторая арка (проходной двор). Это памятник не только Булату Шалвовичу, но и арбатскому двору и ушедшей эпохе.
Кстати, любопытно, что когда много лет назад писала об этом памятнике, то на недовольный комментарий, что дескать не похож, ответила: «Я видела живьем многих представителей московской интеллигенции и читала в их лицах именно то, что отразил скульптор в памятнике.»
А еще интересно, что Франгулян, выросший в Тбилиси, читает, что в этом облике много Тбилисского — и манера носить пиджак, и газета, торчащая из кармана. Хотя мне, выросшей в Москве чудится очень московский облик интеллигента эпохи социализма….
17.Памятник Булгакову не может не быть насыщен смыслами. Кстати, интересно, что заочное соревнование за установку памятника Франгулян «выиграл» у другого интереснейшего скульптора — Рукавишникова.
Тут и «рукописи не горят» — при том, что писатель, похоже, взлетает как искра из костра своих рукописей, и Булгаковские персонажи, «вдавленные», как будто формы, из которых их еще предстоит отлить, и кошачьи лапы, и еще много чего. ..
18.Еще несколько работ, которые я не видела или не помню. 8 фигур-аллегорий на здании Академии наук
19.Памятник Евгению Примаокву с площадкой — шахматной доской и четырьмя колоннами, которые символизируют четыре ипостаси дейтельности Примакова (крайняя, немного вовне круга — внешняя разведка)
20.И наконец, скульптура, о которой ничего не знала и которая поразила. Может быть, потому что это Венеция — удивительный, почти нереальный мир. Может быть, потому что кто-то из участнико встречи сказал, что видел ее и ему и в голову не пришло, что это современная работа, а не Возрождение.
Действительно, в Венеции практически не устанавливают современных скульптур, но здесь сделали исключение («У Шемякина не получилось, у Ботеро не получилось, а у меня получилось»). Данте и Вергилий стоят на пути к острову Сан Микеле, к одному из самых известных кладбищ мира (подробная история — по вчерашней ссылке, которую повторяю).
Скульптура стоит на плотике-понтоне и качается на волнах как настоящая лодка. ..
Естати, когда мы в Венеции шли к Набережной Неисцелимых к Бродскому, мы шли немного и к Франгуляну, автору мемориальной доски, рядом с которой я мысленно говорила: «Спасибо за Венецияю, Иосиф Александрович».
21.Копия из галереи
22.И еще несколько фото из галереи.
23.
24.
Практическое. Я посетила Галерею Франгуляна вместе с группой экскурсоводов. На сайте галереи можно узнать о том, как ее посетить и попасть на экскурсию. На встречу со скульптором попасть можно (там написано, как), но теперь скорее всего осенью: летом они пока не планируются.
Использованы материалы фильма «Георгий Франгулян. О скульптуре»
P.S. Согласованы и ждут «отмашки» на установку памятник актерам театра «Современник» у театра и памятник Жванецкому у входа в сад «Аквариум» («Эрмитаж»??)
Скульптор Георгий Франгулян рассказал о том, как идут работы по возведению в Москве монумента «Стена скорби»
Скульптор Георгий Франгулян рассказал о том, как идут работы по возведению в Москве монумента «Стена скорби»
«Монтаж идет по плану. Каждый день стараемся ставить по одному элементу. Ночью перевозим, днем ставим. Так каждый день. Думаю, что без выходных. Если такому графику следовать, то к середине следующей недели, в крайнем случае, к концу, вчерне будет все собрано», — рассказал автор композиции скульптор Георгий Франгулян.
Историческая память«Монтаж идет по плану. Каждый день стараемся ставить по одному элементу. Ночью перевозим, днем ставим. Так каждый день. Думаю, что без выходных. Если такому графику следовать, то к середине следующей недели, в крайнем случае, к концу, вчерне будет все собрано», — рассказал автор композиции скульптор Георгий Франгулян.
10 августа 2017В Москве на пересечении Садового кольца и проспекта Сахарова полным ходом идут работы по возведению монумента памяти жертв политических репрессий «Стена скорби».
«Монтаж идет по плану. Каждый день стараемся ставить по одному элементу. Ночью перевозим, днем ставим. Так каждый день. Думаю, что без выходных. Если такому графику следовать, то к середине следующей недели, в крайнем случае, к концу, вчерне будет все собрано. За этим последует обработка швов, заварка в бронзе. Параллельно идет создание гранитных скал. Работы идут полным ходом по всей территории», — рассказал автор композиции скульптор Георгий Франгулян.
По его словам, на настоящий момент установлены уже четыре элемента композиции. Для транспортировки монумента из литейного цеха в подмосковных Химках его пришлось разделить и на площадке его собирают из крупных элементов по 6 метров в высоту и 3,3 метра в ширину каждый. Девять частей — основная стена, и две — скрижали, на которых на разных языках написано слово «помни».
Появление общенационального мемориала памяти жертв политических репрессий является важнейшим историческим событием, подчеркивал председатель Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека Михаил Федотов. Его подготовка заняла десятки лет, а реализация стала возможной только в результате огромной общественной, законодательной работы, в частности, благодаря разработке и принятию Концепции государственной политики по увековечению памяти жертв политических репрессий.
Монумент создается в соответствии с Указом Президента Владимира Путина. Он стал лучшим проектом по итогам открытого конкурса на разработку архитектурно-скульптурного сооружения в память жертвам политических репрессий. Это пространственный двухсторонний рельеф, состоящий из бесконечного сочетания взлетающих вверх схематически вылепленных людских фигур. Просветы в форме силуэтов оставляют место для тех, кто уцелел. Пройдя сквозь них, люди смогут почувствовать себя на месте ставших частью стены скорби, ощутить хрупкость человеческой жизни на фоне многотонной беспощадной системы. И одновременно осознать, что застывший гребень может тронуться снова, подминая под себя всех, кто встретится на пути, превращая живых людей в тени.
Открытие монумента состоится 30 октября, в День памяти жертв политических репрессий.
Памятник поэту Иосифу Бродскому в Москве
Литература
Елена
Глядя в небо, памятник поэту Иосифу Бродскому в Москве Памятник поэту Иосифу Бродскому появился возле дома 18 по Новинскому бульвару 31 мая 2011 года. скульптор Георгий Франгулян и архитектор Сергей Скуратов. Примечательно, что скульптор работал над памятником 7 лет и создавал его на собственные средства. По словам скульптора, памятник Бродскому — его личный подарок городу. «Все, целиком: и пьедестал, и гранит, и скульптура», — сказал скульптор.
Между тем идея композиции тоже интересна. На фоне 12 безликих фигур, разделенных на 2 группы, которые кажутся символом расколотого общества, выделяется 13-я – фигура поэта. Бродский смотрит в небо, словно не замечая того, что происходит на земле. По замыслу скульптора, на фоне множества людей можно «выделиться» лишь нескольким людям. И это был Иосиф Бродский.
Памятник стоит напротив американского посольства, а Бродский стоит лицом к посольству. Известно, что Бродский подвергался преследованиям со стороны советской власти и 4 июня 1972 года был вынужден покинуть СССР и выбрать эмиграцию. Сначала Бродский некоторое время жил в Европе, а затем улетел в США, где жил и плодотворно работал до самой смерти. То есть в подобном образе можно увидеть намек на то, что соотечественники не узнали поэта в целом. Однако в других странах он получил признание, популярность и почитание своего таланта. А группы людей вокруг силуэта Бродского плоские и безликие, словно скульптор выражает свою боль за судьбу поэта. В частности, что современники-соотечественники были слепы и жестоки в расправе над Бродским.
ПодробнееЧеловек-невидимка Памятник-невидимка
Самым обсуждаемым было то, что памятник находился не в Санкт-Петербурге, где родился и жил Бродский, а в Москве. Актер Вениамин Смехов спросил об этом непосредственно скульптора.
«Бальзак тоже родился не в Париже», — сказал Франгулян, подразумевая, что памятник писателю находится во французской столице.
Но, кстати, в Питере есть памятник. Другое дело, что его сложно увидеть – он находится во дворе филфака СПбГУ.
Памятник БродскомуДетали памятника Иосифу Бродскому, скульптурная композиция рядом с нимПамятник Иосифу Бродскому в МосквеСкульптуры рядом с главной фигурой БродскогоМемориальная доска на доме в Санкт-Петербурге, в котором жил поэтМемориальная доска на доме по улице Лейклоса в Вильнюсе, где в 1966-1971 годах поэт останавливалсяМосква памятник двум поэтам Бродскому и ВысоцкомуБродскому работы К. Симуна во дворефилологического факультета СПбГУ ПодробнееПавел Бажов горно-скульптурный парк
источник
liveinternet.ru/community/1367172/post225759909/
Justin Matherly, Pathos The Pathetic, Galerie Eva Presenhuber, Maag Areal, Zürich
«Одна из ловушек современного искусства заключается в том, что оно почти всегда остается в узнаваемом настоящем или только что прошедшем. Несмотря на всю свою археологию современности, художники застряли в этой институциональной матрице вечного настоящего. Их работа согласуется именно через отчуждение, такое же знакомое, как случайная встреча в галерее овцы и швейной машины на секционном столе».
Джастин Мазерли. Съешь сам слесарь, 2019. Стеклопластиковая смола, эпоксидная смола, акриловый лак-спрей … [+] краска, УФ-лак. 244 x 142 x 195,5 см / 96 x 56 x 77 дюймов
© Джастин Мазерли. Предоставлено галереей Паулы Купер, Нью-Йорк; Фото: Stefan Altenburger Photography, ZurichПрозрения — это опыт, который предлагает внезапные, поразительные осознания. Они редки и обычно следуют процессу серьезного размышления или размышления о проблеме. Возможно, в современном искусстве такой опыт встречается еще реже, потому что, как намекает Боб Никас, «рынок», как правило, не склонен к риску и не любит нововведений. Когда галерея Дэвида Цвирнера впервые выставила скульптуры Франца Веста в 1993, это стало для меня толчком.
Аморфные формы Уэста, в основном изготовленные из папье-маше и гипса, бросили вызов модернистским скульптурным традициям. Мое личное озарение работой Уэста пришло год спустя, когда я увидел его инсталляцию на Carnegie International 1995 года. Без конкретной ссылки на что-либо, что я видел раньше, я больше не мог игнорировать его работу. Мое видение изменилось.Мое первое знакомство со скульптурой Джастина Мазерли произошло в 2008 году. Громоздкие, похожие на слизней формы свисали, уставшие от мира, над медицинскими ходунками. В то время эта работа не произвела на меня впечатления, и последующее знакомство с ней не улучшило моего восприятия и не изменило моего мнения. Но это недавно изменилось. Радикально. Мое озарение частично было вызвано творчеством другого художника, Георгия Франгуляна, с которым у меня недавно было несколько часов напряженных бесед. Франгулян, московский скульптор-полистилист, пропитанный архитектоникой и классицизмом, создает работы, явно чуждые вечному настоящему.
Джастин Мазерли. Incorporated, 2019 г. Модифицированный гипс, стеклопластик, аэрозольная краска на основе акрилового лака 124,5 x 58,5 … [+] x 51 см / 49 x 23 x 20 дюймов
© Justin Matherly. Предоставлено галереей Паулы Купер, Нью-Йорк; Фото: Stefan Altenburger Photography, Цюрих.Бело-кубическая галерея Презенхубера спартанская. Инсталляция Мазерли оставила значительное пространство, столь необходимое для дыхания и просмотра. На полу стояли три отдельные скульптуры; на стенах висели пять работ. Возле входа в галерею Мазерли разместил работу под названием 9.0033 Съешь себя слесарь
. (Это название стало бы чуть ли не изюминкой выставки.) Работа представляла собой огромную резную смоляную голову Асклепия, греческого божества медицины и исцеления. Он был установлен на несовершенных, похожих на змею или внутренности полимерных ножках, окрашенных полупрозрачным стикером Post-it ® Notes желтого цвета. Ноги вышли изо рта Асклепия, возможно, чтобы накормить его, обернулись под его головой, а затем снова проникли в него, рециркулируя его экскременты в качестве пищи. Это был объект исключительной, почти трансцендентной красоты. Как и скульптура Уэста, она предлагала эстетические вызовы.БОЛЬШЕ ДЛЯ ВАС
Ранее Каспер Кениг, немецкий куратор, казалось, испытал свое собственное прозрение в работе Мазерли, когда он описал «наблюдательный переключатель», который у него был. Он писал: «Казалось, здесь происходит что-то, что не просто имело отношение к миру скульптуры, но отягощало его сложностью — также из-за отчетливой рекурсии к греческому и римскому классицизму» и, возможно, более конкретно, к творчеству художника». идиосинкразические интерпретации» Асклепия, повторяющегося драматического персонажа в скульптурном театре Мазерли.
Джастин Мазерли. Вирджиния в доме, 2019 г. Модифицированный гипс, стеклопластик, эпоксидная глина, акриловый лак … [+] аэрозольная краска, УФ-лак 152,5 x 66 x 46,5 см / 60 x 26 x 18 1/4 дюйма
© Justin Matherly . Предоставлено галереей Паулы Купер, Нью-Йорк; Фото: Stefan Altenburger Photography, Цюрих.Рискуя упростить, Мазерли пришел к Асклепию несколькими путями. Во-первых, более серьезной и академической была идея Ницше о вечном возвращении, теория о том, что существование повторяется в бесконечном цикле по мере того, как энергия и материя трансформируются во времени. Второй, более мрачный и игривый, был 9.0067 Antropophagus , итальянский фильм ужасов 1980 года, который заканчивается тем, что персонаж поедает собственные кишки, выпадающие из его желудка. Мазерли предполагает, что этот акт аутоканнибализма – это утвердительный акт «поедания себя на всю жизнь». Подумайте, как писал Джейкоб Проктор, об Уроборосе, змее или драконе, который бесконечно пожирает свой собственный хвост, современность и древность всегда уже находятся друг в друге в прошлом, настоящем и будущем».
После того, как вы хотя бы слегка прикоснетесь к знаменитости и своеобразному юмору Мазерли, работа предстанет в совершенно новом, решительно антирыночном, разоблачительном ключе. Как и работы Уэста и Франгайлана, работы Мазерли — это провокация альтернативного взгляда. Две другие отдельно стоящие работы — Incorporated и Virginia’s в доме — также использовали кишки в качестве декоративных мотивов. Incorporated была четырехфутовой ионической (или иронической) колонной, вал которой был украшен непрерывным извилистым отрезком тонких кишок, похожим на жгут колбасы. Его серая поверхность из модифицированного гипса, стекловолокна и железобетона была испещрена мазками и брызгами желтой, горчичной и зеленой краски. У Вирджинии в доме был перевернутый слепок двойного тазика, скорее всего, шлюзовой раковины (также известной как помойная воронка), предназначенной для удаления телесных отходов, таких как содержимое рвотных мисок, дренажных мешков, подкладных лотков. и бутылки с мочой. Ясно, что обе работы «связаны с пищеварением и, следовательно, с самой мирской и земной частью человеческого существования». Но сделайте паузу, чтобы подумать о жизненно важной роли тонкий кишечник . Это орган, в котором происходит большая часть окончательного, поддерживающего жизнь усвоения питательных веществ и минералов из пищи. Потребление и дефекация. И из. Инь и Янь.
На стенах галереи Мазерли установил пять настенных рельефов невероятных размеров. Они тоже были нетрадиционными, скорее странными, чем экзотическими. Эти формы были переработаны из почти сплющенных силиконовых форм, которые Мазерли использовал для создания скульптуры для Skulptur Projekte Münster в 2017 году. Каждый из этих рельефов имел профили, похожие на черепа, некоторые с обнаженными зубами напоминали археологические находки.
Джастин Мазерли. Без названия, 2018 г. Модифицированный гипс, аэрозольная краска 218,5 x 190,5 x 10 см / 86 x 75 x 4 … [+] дюйма
© Justin Matherly.