Дзеффирелли, Франко — ПЕРСОНА ТАСС
Дзеффирелли, Франко
© EPA/GIORGIO ONORATIПроисхождение, образование
Франко Дзеффирелли (настоящее имя — Джан Франко Корси Дзеффирелли) родился 12 февраля 1923 г. во Флоренции (Италия). Его отец был торговцем текстилем, мать — художником-модельером, после ее смерти его воспитанием занимались гувернеры-англичане. В 1941 г. он окончил Академию изящных искусств и поступил во Флорентийский университет, где изучал живопись и архитектуру. В 1943 г., когда Германия оккупировала северные и центральные районы Италии, бросив учебу, присоединился к движению Сопротивления. В конце войны был переводчиком в рядах британской армии.
Театр и кино
После войны он решил оставить изучение архитектуры и посвятить себя театру. Работал оформителем сцены и театральным художником, был ассистентом знаменитого итальянского режиссера театра и кино Лукино Висконти, которого впоследствии называл своим учителем. В 1954 г. Дзеффирелли выступил художником-оформителем и режиссером постановки оперы «Золушка» Россини в театре «Ла Скала» в Милане, которая произвела фурор. В дальнейшем он сотрудничал со многими театрами, в том числе с Ковент-Гарден в Лондоне и Метрополитен-опера в Нью-Йорке. Среди созданных им оперных спектаклей — «Аида», «Травиата», «Отелло» и «Фальстаф» Верди, «Лючия ди Ламмермур» Доницетти, «Богема» и «Тоска» Пуччини, «Норма» Беллини, «Паяцы» Леонкавалло, «Кармен» Бизе. Работал режиссер и в драматических театрах, где осуществил постановку ряда произведений Шекспира.
Как кинорежиссер он дебютировал в 1957 г., когда на экраны вышла комедия «Кемпинг» о влюбленных, решивших провести отпуск в уединении. В конце 1960-х гг. он привлек к себе внимание двумя экранизациями шекспировских пьес. Снятая им в 1967 г. лента «Укрощение строптивой» со звездами Элизабет Тейлор и Ричардом Бёртоном получила признание зрителей и была номинирована на премию «Золотой глобус». «Ромео и Джульетта» (1968) с дебютантами Оливией Хасси и Леонардом Уайтингом выиграла «Золотой глобус» как лучший иностранный фильм на английском языке и получила два «Оскара» — за лучшую операторскую работу и лучшие костюмы. Фильм с триумфом прошел по экранам всего мира.
Затем последовали два фильма на религиозную тематику — «Брат Солнце, сестра Луна» (1972), повествующий о жизни католического святого Франциска Ассизского, и телевизионный мини-сериал «Иисус из Назарета» (1977). В 1980-е гг. режиссер много работал над киноверсиями классических опер, в числе которых «Паяцы», «Травиата» и «Отелло». В продолжение оперного цикла он снял картину «Молодой Тосканини» (1988) с Элизабет Тейлор в одной из главных ролей, но этот фильм относят скорее к провалам великого режиссера. В 1990 г. он вернулся к Шекспиру, сняв «Гамлета» с Мелом Гибсоном, в 1996 г. экранизировал «Джейн Эйр» (1996) по мотивам книги британской писательницы Шарлотты Бронте. Последним большим проектом режиссера стал фильм «Каллас навсегда» (2002), посвященный памяти знаменитой певицы Марии Каллас, с которой Дзеффирелли связывала многолетняя творческая дружба.
Всего фильмография Франко Дзеффирелли насчитывает порядка двадцати фильмов. Ко многим из своих картин он написал сценарий.
Признание
Дзеффирелли был признан критиками и любим зрителями. Его называли Мастером, «одним из последних титанов в области искусства», «человеком Возрождения», режиссером-шекспироведом. Его стиль, как отмечали критики, отличает классическая ясность, точность и реалистичность деталей, сочетаемая с проникновением в драматическую сущность действия.
Помимо «Золотого глобуса», его работы были отмечены премией британской киноакадемии BAFTA, итальянскими кинонаградами «Серебряная лента» и «Давид ди Донателло», дважды он получал американскую премию «Эмми». В 1999 г. ему был вручен специальный приз за выдающийся вклад в мировое кино на международном кинофестивале в Карловых Варах (Чехия). Кроме того, он был удостоен государственных наград Италии — ордена «За заслуги перед Итальянской Республикой» и медали «За заслуги перед культурой и искусством». В 2004 г. Франко Дзеффирелли стал первым итальянцем, получившим титул сэра и звание рыцаря-командора ордена Британской империи.
В 2017 г. во Флоренции открылся Международный центр театрального искусства Франко Дзеффирелли.
Участие в политике, личные сведения
В 1994-2001 гг. Франко Дзеффирелли был членом итальянского Сената от правоцентристской партии «Вперед, Италия!», основанной Сильвио Берлускони.
В 1986 г. он опубликовал книгу «Франко Дзеффирелли. Автобиография», а в 2006 г. переиздал ее, частично отредактировав и дополнив.
Франко Дзеффирелли скончался 15 июня 2019 г. в Риме в возрасте 96 лет. Урна с его прахом была захоронена в семейной усыпальнице на историческом кладбище Порте-Санте во Флоренции.
{{filterList[filterType]}}
Франко Дзеффирелли (Franco Zeffirelli) , фильмография
- Абакан,
- Азов,
- Альметьевск,
- Ангарск,
- Арзамас,
- Армавир,
- Артем,
- Архангельск,
- Астрахань,
- Ачинск,
- Балаково,
- Балашиха,
- Балашов,
- Барнаул,
- Батайск,
- Белгород,
- Белорецк,
- Белореченск,
- Бердск,
- Березники,
- Бийск,
- Благовещенск,
- Братск,
- Брянск,
- Бугульма,
- Бугуруслан,
- Бузулук,
- Великий Новгород,
- Верхняя Пышма,
- Видное,
- Владивосток,
- Владикавказ,
- Владимир,
- Волгоград,
- Волгодонск,
- Волжский,
- Вологда,
- Вольск,
- Воронеж,
- Воскресенск,
- Всеволожск,
- Выборг,
- Гатчина,
- Геленджик,
- Горно-Алтайск,
- Грозный,
- Губкин,
- Гудермес,
- Дербент,
- Дзержинск,
- Димитровград,
- Дмитров,
- Долгопрудный,
- Домодедово,
- Дубна,
- Евпатория,
- Екатеринбург,
- Елец,
- Ессентуки,
- Железногорск (Красноярск),
- Жуковский,
- Зарайск,
- Заречный,
- Звенигород,
- Зеленогорск,
- Зеленоград,
- Златоуст,
- Иваново,
- Ивантеевка,
- Ижевск,
- Иркутск,
- Искитим,
- Истра,
- Йошкар-Ола,
- Казань,
- Калининград,
- Калуга,
- Каменск-Уральский,
- Камышин,
- Каспийск,
- Кемерово,
- Кингисепп,
- Кириши,
- Киров,
- Кисловодск,
- Клин,
- Клинцы,
- Ковров,
- Коломна,
- Колпино,
- Комсомольск-на-Амуре,
- Копейск,
- Королев,
- Коряжма,
- Кострома,
- Красногорск,
- Краснодар,
- Краснознаменск,
- Красноярск,
- Кронштадт,
- Кстово,
- Кубинка,
- Кузнецк,
- Курган,
- Курганинск,
- Курск,
- Лесной,
- Лесной Городок,
- Липецк,
- Лобня,
- Лодейное Поле,
- Ломоносов,
- Луховицы,
- Лысьва,
- Лыткарино,
- Люберцы,
- Магадан,
- Магнитогорск,
- Майкоп,
- Махачкала,
- Миасс,
- Можайск,
- Московский,
- Мурманск,
- Муром,
- Мценск,
- Мытищи,
- Набережные Челны,
- Назрань,
- Нальчик,
- Наро-Фоминск,
- Находка,
- Невинномысск,
- Нефтекамск,
- Нефтеюганск,
- Нижневартовск,
- Нижнекамск,
- Нижний Новгород,
- Нижний Тагил,
- Новоалтайск,
- Новокузнецк,
- Новокуйбышевск,
- Новомосковск,
- Новороссийск,
- Новосибирск,
- Новоуральск,
- Новочебоксарск,
- Новошахтинск,
- Новый Уренгой,
- Ногинск,
- Норильск,
- Ноябрьск,
- Нягань,
- Обнинск,
- Одинцово,
- Озерск,
- Озеры,
- Октябрьский,
- Омск,
- Орел,
- Оренбург,
- Орехово-Зуево,
- Орск,
- Павлово,
- Павловский Посад,
- Пенза,
- Первоуральск,
- Пермь,
- Петергоф,
- Петрозаводск,
- Петропавловск-Камчатский,
- Подольск,
- Прокопьевск,
- Псков,
- Пушкин,
- Пушкино,
- Пятигорск,
- Раменское,
- Ревда,
- Реутов,
- Ростов-на-Дону,
- Рубцовск,
- Руза,
- Рыбинск,
- Рязань,
- Салават,
- Салехард,
- Самара,
- Саранск,
- Саратов,
- Саров,
- Севастополь,
- Северодвинск,
- Североморск,
- Северск,
- Сергиев Посад,
- Серпухов,
- Сестрорецк,
- Симферополь,
- Смоленск,
- Сокол,
- Солнечногорск,
- Сосновый Бор,
- Сочи,
- Спасск-Дальний,
- Ставрополь,
- Старый Оскол,
- Стерлитамак,
- Ступино,
- Сургут,
- Сызрань,
- Сыктывкар,
- Таганрог,
- Тамбов,
- Тверь,
- Тихвин,
- Тольятти,
- Томск,
- Туапсе,
- Тула,
- Тюмень,
- Улан-Удэ,
- Ульяновск,
- Уссурийск,
- Усть-Илимск,
- Уфа,
- Феодосия,
- Фрязино,
- Хабаровск,
- Ханты-Мансийск,
- Химки,
- Чебоксары,
- Челябинск,
- Череповец,
- Черкесск,
- Чехов,
- Чита,
- Шахты,
- Щелково,
- Электросталь,
- Элиста,
- Энгельс,
- Южно-Сахалинск,
- Якутск,
- Ялта,
- Ярославль
Франко Дзеффирелли, итальянский режиссер со вкусом к излишествам, умер в возрасте 96 лет
Реклама
Продолжить чтение основного сюжетаФранко Дзеффирелли, итальянский режиссер, известный своими экстравагантно романтическими оперными постановками, популярными экранизациями Шекспира и бурной общественной жизнью, скончался в субботу в своем доме в Риме. ему было 96.
Его смерть была подтверждена представителем Фонда Франко Дзеффирелли во Флоренции.
Критики иногда упрекали оперные постановки г-на Дзеффирелли в ярком гламуре, более типичном для золотой эры Голливуда, а Голливуд иногда осуждал его фильмы как слишком высокоинтеллектуальные. Но его успех у публики был неоспорим.
Начиная с постановки оперы Верди «Фальстаф» в 1964 году, его спектакли в Метрополитен-опера в Нью-Йорке неизменно привлекали большое количество зрителей в течение следующих 40 лет. Его постановка с Марией Каллас оперы Верди «Травиата» в Далласе в 1958 и «Тоска» Джакомо Пуччини в Ковент-Гарден в Лондоне в 1964 году «остаются пробными камнями для поклонников оперы и культистов Каллас», — написал Брукс Питерс в описании г-на Дзеффирелли в Opera News в 2002 году. фильмы и оперы, определившие Дзеффирелли .]
Съемки г-ном Дзеффирелли шекспировского «Ромео и Джульетты» с подростками Оливией Хасси и Леонардом Уайтингом в главных ролях взволновали миллионы юных зрителей, которых не коснулся бард. «Слава богу, я сделал свою карьеру без поддержки критиков», — сказал он Opera News.
Даже для гиперболического мира оперы его декорации и костюмы могут показаться чрезмерными. В «Кармен» Бизе он заселил сцену лошадьми и ослами. Головной убор, который он спроектировал для властной принцессы в «Турандот» Пуччини, оказался на грани разрушения под собственной тяжестью. Реконструкция г-на Дзеффирелли 1998 года «Травиата» была раскритикована критиками за ее подавляющее оформление.
«Его новый взгляд на шедевр Верди по-прежнему ждет и готов к актерскому составу, достаточно сильному по характеру, чтобы конкурировать с режиссерскими иллюзиями величия», — написал Бернард Холланд в The New York Times. Тем не менее билеты на оперу были распроданы.
Некоторые дивы обожали мистера Дзеффирелли, несмотря на то, что он слишком много внимания уделял постановке. Меццо-сопрано Денис Грейвс рассказала, как он помог ей создать интерпретацию упрямой цыганки в его постановке «Кармен» 1996 года, которая прославилась на долгие годы.
Мистер Дзеффирелли убедил мисс Грейвс, что, в отличие от общепринятого представления о Кармен как о беззаботной, раскрепощенной женщине, ей на самом деле не хватало уверенности в себе, и она боялась потерять свою свободу, влюбившись.
«Я никогда не думала об этом таким образом, — сказала г-жа Грейвс The Times в 2002 году. — В моем сознании начало открываться окно, о существовании которого я не подозревала. С этого момента мне пришлось заново учиться и все переосмысливать. Я чувствовал, что понятия не имею, кто такая Кармен. Это полностью изменило мое пение. И это только в первые пять минут».
Вихрь энергии, г-н Дзеффирелли находил время не только для того, чтобы ставить оперы, фильмы и пьесы после 80-летнего возраста, но и для активной общественной жизни и даже для неоднозначной политической карьеры. У него был долгий и бурный роман с Лукино Висконти, легендарным режиссером кино, театра и оперы. Он был другом и доверенным лицом Каллас, Анны Маньяни, Лоуренса Оливье, Ричарда Бертона, Элизабет Тейлор, Лайзы Миннелли, Коко Шанель и Леонарда Бернштейна.
Дважды избиравшийся в итальянский парламент г-н Дзеффирелли был ультраконсервативным сенатором, особенно по вопросу об абортах. В 19В статье New Yorker 96 он заявил, что «приговорит к смертной казни женщин, сделавших аборт». Он сказал, что его крайние взгляды на этот предмет были окрашены тем фактом, что он сам был рожден вне брака, несмотря на давление, оказываемое на его мать, чтобы она прервала беременность.
Мистер Дзеффирелли с актерами своей постановки «Фальстаф» 1964 года в Метрополитен-опера в Нью-Йорке. Критики иногда обвиняли его постановки в том, что они вызывали гламур, более типичный для золотой эры Голливуда. Кредит … Луи Мелансон / Метрополитен-операФранко Дзеффирелли родился во Флоренции 12 февраля 1923 года в результате внебрачной связи. Его отец, Отторино Корси, был уважаемым торговцем шерстью и шелком, но заядлым бабником, а мать, Алаиде Гарози, была модельером, владевшим швейной мастерской. Оба были женаты на других в то время.
Согласно одной из распространенных версий, мистера Дзеффирелли назвала его мать. В то время в Италии детям якобы «неизвестных» отцов каждый год присваивали фамилии, начинающиеся с новой буквы. Он родился в год Z. Его мать выбрала Дзеффиретти, взяв за основу слово, обозначающее легкий ветерок, услышанное в арии из оперы Моцарта «Così Fan Tutte». Однако ошибка транскрипции сделала его Дзеффирелли. Одна проблема с этой историей заключается в том, что в либретто нет слова «дзефиретти». «Ауретт», — врёт ветерок, — да.
Он знал своего отца только «мельком», как он сказал The Times в 2009 году.
«Я помню, как этот джентльмен приходил, особенно ночью», — сказал он. «Я проснулась и увидела голого мужчину в тени в постели с моей матерью».
По некоторым сведениям, мать отдала его в крестьянскую семью, а через два года, после смерти мужа, забрала его к себе. После того, как несколько лет спустя она умерла от туберкулеза, его отправили жить к двоюродному брату отца.
Он ходил в школу во Флоренции, в почтенную Академию изящных искусств. Одним из его самых ранних воспоминаний было то, как он вышел из школы в конце уроков и встретил на улице жену своего отца. «Ублюдок, ублюдок, ублюдок!» — кричала женщина, — вспоминал г-н Дзеффирелли в 1986 автобиография.
В свою первую оперу его привел дядя в возрасте 8 лет, и он был настолько поражен сценографией, что, пока его друзья играли в игры после школы, он погрузился в свои картонные сцены для «Кольца нибелунга» Вагнера.
Его интерес к Шекспиру пробудила пожилая британка Мэри О’Нил, которая обучала его английскому языку в детстве и прививала ему этические ценности, которые противоречили фашистской программе, преподаваемой в школе.
«Она продолжала внушать мне культ свободы демократии, который остался в моей ДНК на всю оставшуюся жизнь», — сказал г-н Дзеффирелли Opera News.
Она и ее друзья-экспатрианты во Флоренции стали героями знаменитого автобиографического фильма «Чай с Муссолини» (1999) с Джоан Плаурайт, Мэгги Смит и Джуди Денч в главных ролях.
Он продолжал изучать архитектуру во Флорентийском университете, пока начало Второй мировой войны не прервало его образование. Он присоединился к коммунистическим партизанским отрядам, сражаясь сначала с фашистами Муссолини, а затем с нацистами-оккупантами. Попав в плен к фашистам, он был спасен от расстрела, когда его следователем чудесным образом оказался сводный брат, которого он никогда не знал. Сводный брат организовал его освобождение.
После войны он возобновил занятия архитектурой в университете, но театр остался его неизменным интересом. В конце 1940-х режиссер Лукино Висконти заметил г-на Дзеффирелли, светловолосого и голубоглазого, работающего рабочим сцены во Флоренции.
«Я умолял его, я показал ему свои проекты в качестве сценографа, это было моей мечтой», — сказал г-н Дзеффирелли.
Оливия Хасси и Леонард Уайтинг в фильме «Ромео и Джульетта» 1968 года, режиссер г-н Дзеффирелли. Фото… Paramount PicturesВлюбленный в себя мистер Висконти дал ему большой прорыв в 1949 году, сделав его своим личным помощником и художником по декорациям для его постановки «Трамвай Желание» Теннесси Уильямса, первой постановки пьесы в Италии.
У них завязались романтические отношения, и они прожили вместе три года. В своей автобиографии, опубликованной в 2006 году, г-н Дзеффирелли написал, что считает себя «гомосексуалистом», не любя термин «гей» как неуместный.
В течение многих лет г-н Дзеффирелли отвечал за декорации и костюмы Висконти. «Лучино показал мне мир творчества в театре и кино, как зародить идею и как собрать воедино целый мир культуры, который мог бы ее воплотить», — написал г-н Дзеффирелли в своей автобиографии. — Другими словами, как режиссировать.
Но мистер Висконти стремился подорвать попытки своего протеже действовать самостоятельно. Ставя свою первую пьесу, возрождение «Лулу» Карло Бертолацци в Риме в 1940-х годах, г-н Дзеффирелли был потрясен, обнаружив г-на Висконти в зале, возглавляющего хор насмешек. Инцидент, как писал г-н Дзеффирелли, был частью долгого и болезненного разрыва между двумя мужчинами.
Несколько лет назад г-н Дзеффирелли усыновил двух взрослых сыновей — Джузеппе (известного как Пиппо) и Лучано — мужчин, которых он знал и с которыми работал много лет. Они помогли управлять его делами и пережить его.
«Я скучал по отцу, когда был ребенком, я сам жаждал стать отцом, — сказал он The Times в 2009 году. — Но факты жизни помешали мне сделать это».
Через несколько лет после возрождения «Лулу» в Риме г-н Дзеффирелли зарекомендовал себя как вдохновенный постановщик опер и спектаклей на ведущих сценах мира. В 1959 году в Лондоне он поставил малоизвестную тогда Джоан Сазерленд в «Люсии ди Ламмермур» Доницетти, заставив ее «разобраться в Безумной Сцене», как писал композитор Нед Рорем в 1999 году. В статье 96 Times: «приложив руку к уху, прислушиваясь к своему альтер-эго, эхом отдающемуся шизофренической флейтой».
В 1960 году в лондонском театре «Олд Вик» мистер Дзеффирелли поставил совсем юную Джуди Денч в знаменитом «Ромео и Джульетте». Но именно киноверсия, выпущенная в США в 1968 году, принесла г-ну Дзеффирелли статус суперзвезды. При стоимости всего 1,5 миллиона долларов фильм собрал более 50 миллионов долларов.
«От Бронкса до Бали Шекспир был кассовым хитом, — писал г-н Дзеффирелли.
Также чрезвычайно популярны были его экранизации шекспировских «Укрощение строптивой» (1967) с мисс Тейлор и мистером Бертоном и «Гамлет» (1990) с Мэлом Гибсоном в главной роли.
Г-н Дзеффирелли добился дальнейшего успеха благодаря киноверсиям опер, включая «Травиату» (1982) с Терезой Стратас в главной роли и «Отелло» (1986) с Пласидо Доминго. Его «Брат Солнце, сестра Луна» (1973 г.), повествующий о жизни святого Франциска, и телевизионный мини-сериал «Иисус из Назарета» (1977 г. ) также привлекли огромную аудиторию во всем мире, хотя и не всегда приветствовались критиками.
Мистер Дзеффирелли перенес несколько памятных бедствий. Его режиссерский дебют на Бродвее в 1963 году — постановка Александра Дюма «Дама с камелиями» со Сьюзан Страсберг в главной роли — завершился после четырех вечеров. Его постановка оперы Сэмюэля Барбера «Антоний и Клеопатра», мировая премьера которой открыла Метрополитен-опера в Линкольн-центре в 1966 году, «вошла в анналы знаменитых провалов», как писал в 2003 году критик Times Энтони Томмазини. , г-н Дзеффирелли признал, что его неправильно направленный 1981 фильм «Бесконечная любовь» с юной Брук Шилдс в главной роли надолго запомнится как центр классической шутки Бетт Мидлер на «Оскаре» того года: «Эта бесконечная зануда».
Но эти неудачи не могли заслонить весьма значительных побед мистера Дзеффирелли. Когда в 2002 году его спросили, почему постановка г-на Дзеффирелли «Фальстаф» стояла в Метрополитен-опера почти четыре десятилетия, Жозеф Вольпе, генеральный менеджер Метрополитена, ответил:
«Теперь эти великие умы оперного мира могут сказать: «Разве Метрополитен не может сделать что-то лучше?» Мой ответ: «Мы не хотим делать лучше, чем это. Насколько я понимаю, это лучшее»
Внесено исправление15 июня 2019 г.
:В более ранней версии этого некролога часть названия оперы Моцарта была искажена. Это Così Fan Tutte, а не Così Fan Tutti.
Исправление:17 июня 2019 г.
:В более ранней версии этого некролога неверно указан год постановки «Тоски» с Марией Каллас, которую мистер Дзеффирелли поставил в Лондоне. Это был 1964 год, а не 1962.
Как мы обрабатываем исправления
Джейсон Горовиц и Элизабетта Поволедо предоставили отчет.
Версия этой статьи напечатана в , Раздел А, страница 23 нью-йоркского издания под заголовком: Франко Дзеффирелли, 96 лет, директор Lavish Operas and Beloved Films, умер. Заказать репринты | Сегодняшняя газета | Подписаться
Семь наблюдений после просмотра «Ромео и Джульетты» Франко Дзеффирелли впервые после первого курса английского языка
Выпущенный 55 лет назад фильм Франко Дзеффирелли « Ромео и Джульетта » стал хитом, захватывающим дух времени. Последующие поколения почти всегда впервые встречались с ним на уроках английского языка, где он становился дополнительным основным продуктом к разделам, посвященным «Ромео и Джульетте», — первой пьесе Шекспира, с которой большинство людей знакомятся в старшей школе. Там я впервые посмотрел его и, с тех пор не пересматривая, решил посмотреть снова после получения нового Criterion Blu-ray 9.0024, , которые компания выпустила в День святого Валентина. Ниже приведены некоторые мысли о фильме.
1. У кого-нибудь был хороший опыт просмотра фильма в классе? Часто они являются костылями для ленивых учителей. Я помню учителя истории, который показал нам полностью трехчасовой мини-сериал 1988 года
The Reveal — это информационный бюллетень, поддерживаемый читателями и посвященный отличным эссе, обзорам и разговорам о фильмах. Хотя доступны как бесплатные, так и платные подписки, рассмотрите платную подписку, чтобы поддержать нашу долгосрочную устойчивость
2. Тем не менее, хоть я и помню, что фильм мне нравился, я точно не запомнил его. Может быть, это потому, что адаптация База Лурманна 1996 года, стилизованная под « Ромео + Джульетта », настолько стилистически смелая, что любой другой вариант выглядит степенным по сравнению с ним, но я помню, что Дзеффирелли был безопасным, традиционным взглядом на Шекспира. А в какой-то уважает именно его. Дзеффирелли ставит свой « Ромео и Джульетта » в Вероне, Италия (хотя экстерьеры он снимал в других итальянских городах), постановка спектакля, а также костюмы и декорации фильма современны Шекспиру.* Можно найти смелые варианты интерпретации. в другом месте.
Один из самых смелых приходит раньше. Лоуренс Оливье, не указанный в титрах, произносит слова припева усталым голосом за кадром, и действие сразу же делает острой иронию вступительной строки со ссылкой на «Два домохозяйства, оба одинакового достоинства». Представители названных домов ведут себя как бандиты-хулиганы, наполняя улицы Вероны насилием во имя какой-то «древней обиды», никогда не раскрываемой (и, возможно, неизвестной даже тем, кто проливает кровь во имя нее). Конфликт одного поколения отразится на следующем.
«В отличие от беспристрастного распределения вины Шекспира, — пишет шекспировед Рамона Рэй в эссе, сопровождающем диск, — интерпретация Дзеффирелли возлагает вину исключительно на плечи взрослых». Этот смысл пронизывает фильм, отчасти благодаря решению Дзеффирелли нанять молодых актеров — в случае его главных ролей, очень молодых актера — на роли юных персонажей. Родители Ромео и Джульетты далеки, разобщены и рассеяны. В фильме подчеркивается глупость няни Джульетты (прекрасно сыгранной Пэт Хейвуд), чьи романтические замыслы подталкивают Джульетту к отношениям с трагическими последствиями, которые она должна была предвидеть. Брат Лоуренс (Майло О’Ши) восхваляет более прохладную любовь, которую, как он должен знать, вспыльчивый Ромео не может принять во внимание. «У этих бурных наслаждений жестокие концы». Он прав. Но когда наступают насильственные действия, он убегает с места происшествия.
3. Эти решения во многом объясняют, почему Ромео и Джульетта стали пробным камнем для поколений. У юных героев не так много общего, скажем, с Бенджамином Брэддоком из The Graduate , но они точно так же изображены как дети, ищущие счастья в мире, который закрывается один вариант за другим, прежде чем у них будет шанс выбрать. Родители Джульетты пытаются выдать ее замуж в 14 лет, в том же возрасте, когда ее мать вышла замуж до нее. (Может быть целых
Другим выбором, который, несомненно, нашёл отклик у более молодых зрителей, был выбор Леонарда Уайтинга и Оливии Хасси, которым было семнадцать и шестнадцать соответственно, когда они снимали фильм, на главные роли. Ни у кого из них не было большого опыта, и Дзеффирелли позже сказал, что сначала набирал их из-за внешнего вида, полагая, что позже он сможет сформировать выступления. Выбор подходящих по возрасту главных героев был большим преимуществом фильма, и он не был успешным во всех отношениях. (Джон Рассел Тейлор в London Times : «Конечно, мы все знаем, какая беда с Ромео и Джульеттой в любой постановке.
Это наполовину прикрыто старой поговоркой о том, что ни одна актриса не готова сыграть Джульетту, пока она не станет для этой роли слишком взрослой». Это неопытные персонажи, которые впервые находят выход из подавляющих эмоций. Здесь плюсом является отсутствие опыта. Фильм превращается в зеркало для тех, кто охвачен теми же чувствами и не знает, что с этим делать. (Кроме того, предвещая грядущую синергию саундтреков, Генри Манчини стал хитом, занявшим первое место в чартах, исполнив любовную тему Нино Рота.)4. Зеркало для тех, кто тоже состарился из-за подростковых увлечений. Дзеффирелли возлагает вину на старшее поколение, но в любом виде « Ромео и Джульетта » остается произведением, которое играет по-разному в разном возрасте. Дзеффирелли укорачивает роль брата Лоуренса и в процессе превращает его в труса, но его речь об умеренной любви, как бы она ни противоречила тинейджерской интерпретации того, что такое любовь, по-прежнему звучит правдоподобно. Но я также думаю, что эти слова резонируют на частоте, которую невозможно услышать в возрасте Ромео и Джульетты.
5. Насчет наготы (которую, как мне кажется, мой учитель английского языка перемотал назад): Ромео и Джульетта в последнее время был в новостях из-за судебного иска, поданного Уайтингом и Хасси, в котором утверждалось, что Дзеффирелли воспользовался ими. Я не осмелюсь высказать свое мнение по этому поводу. (По крайней мере, стоит прочитать San Francisco Chronicle Mick LaSalle о любопытных подробностях костюма.) Но обвинение в том, что, по словам костюма, фильм «по сути порнография», не звучит правдоподобно. Это также кажется подходящим для этой версии Ромео и Джульетта , подчеркивая юность этих персонажей, которые сделали очень взрослый выбор. (Тем не менее, Дзеффирелли был проблематичным персонажем, и несколько актеров, с которыми он работал, заявляли о неподобающем сексуальном поведении.)
Share The Reveal
6. Центральная дуэль достаточно жестока. Я не знаю, в какой степени Дзеффирелли находился под влиянием «Вестсайдской истории» , но изображение последователей Капулетти и Монтекки как прославленных уличных банд вполне соответствует этому мюзиклу, особенно в длинном, огорчительном эпизоде, в котором Меркуцио (Джон МакЭнери) умирает от рук Тибальта, а Ромео убивает Тибальта. Пьеса построена на моменте, который склоняет любовную историю первой половины к трагедии второй. Дзеффирелли позволяет насилию медленно нарастать. Дуэль, которая начинается с двух противников, пытающихся унизить, но на самом деле не задеть друг друга, просто продолжает усиливаться, пока не достигнет точки невозврата. Это страшно, и мастерски сыграно Йорком и МакЭнери. Опять же: бурные наслаждения. Жестокие концы.
7. Это романтично? Опять же, это может быть эффектом просмотра фильма в моем возрасте, а не в подростковом возрасте, но грусть фильма пересилила для меня романтику при этом просмотре. Даже бал-маскарад, на котором впервые встречаются Джульетта и Ромео, имеет угрожающий вид. Подобно менее сексуальной версии сцены оргии из «С широко закрытыми глазами» из , она изображает героя, привлеченного эротическим любопытством в место, где он не должен быть. (Том Круз легко отделается от сравнения.) И, в некотором смысле, самый острый момент происходит не между Ромео и Джульеттой, а между Ромео и Тибальтом, чей труп лежит рядом с предположительно мертвым телом Джульетты. В тексте Ромео обращается к телу человека, которого он убил, в нескольких строках, говоря: «О, какую большую пользу я могу сделать тебе / Чем той рукой, что разрезала твою юность надвое / Разорвать его, который был твоим врагом? ” На странице это можно прочитать как отступление. Дзеффирелли растягивает момент, когда Ромео прерывает свои задумчивости со своей возлюбленной и оплакивает потерю мальчика своего возраста. Возможно, он лишил Тибальта жизни, но в данный момент он признает их общими жертвами обстоятельств, погубленных миром, настроенным против них и их юношеских страстей. Он рано приходит к выводу, к которому Веронский принц придет в финальной сцене фильма: все наказаны.