серии работ «Каприччос», «Бедствия войны» и другие
Серии картин Гойи рассказывают об ужасах войны, людских пороках. Его темные сцены похожи на кошмары. Что скрывали за собой офорты и гравюры Гойи — узнаем в этой части.
Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все урокиАвтор урока
Ольга ХлопонинаКандидат культурологии, преподаватель Московского Гуманитарного университета
Франсиско Гойя, серия «Каприччос», 1799
1. «Они говорят „Да“ и протягивают руку первому встречному» (Легкость, с которой многие женщины соглашаются на брак, объясняется надеждой жить в нем более свободно, чем раньше)
2. «Никто никого не знает» (Свет — тот же маскарад.
3. «Любовь и смерть» (Вот любовник в духе Кальдерона: не сумев посмеяться над соперником, он умирает в объятиях возлюбленной и теряет ее из-за собственного безрассудства. Не следует слишком часто обнажать шпагу)
4. «Охота за зубами» (Зубы повешенного — чудодейственное средство для всякого колдовства. Без них ничего толкового не сделаешь. Жаль, что простонародье верит этим бессмыслицам)
5. «Брависсимо!» (Если для понимания довольно иметь длинные уши, то лучшего ценителя не найти; но как бы он не стал хлопать тому, что совсем плохо звучит)
Франсиско Гойя, серия «Каприччос», 1799
1. «Сон разума рождает чудовищ» (Воображение, покинутое разумом, порождает немыслимых чудовищ; но в союзе с разумом оно — мать искусств и источник творимых им чудес)
2. «Чего не сделает портной!» (Они смиренно стоят на коленях перед рясой, но надета-то эта ряса на трухлявое дерево!)
3. «Счастливого пути» (Куда держит путь эта адская банда, завывающая в ночном мраке? При свете было бы нетрудно перестрелять всю эту нечисть. Однако в темноте их не видно)
4. «Не кричи, дурочка!» (Бедняжка Пакилья! Она пошла позвать лакея — и повстречалась с домовым. Не надо бояться: Мартинико в хорошем расположении духа и не причинит ей зла)
5. «Нас никто не видел» (Монахи призывают паству к смирению и аскезе, а когда никто не видит, предаются чревоугодию)
Телеграм-канал
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписатьсяПоговорим о графике и офортах Франсиско Гойи. Он увлекся техникой гравировки на медных пластинах с последующей печатью еще в 1770-е, когда копировал работы Веласкеса. Позже начал создавать собственные тематические серии.
Начнем с первой из них — «Капричос» («Причуды») 👇
📜 Серия включает 80 офортов. Гойя создавал ее с 1797 по 1799 год. Набор из 80 эстампов мог купить любой желающий.
👁 В офортах показаны сцены из испанской жизни. Это сатира на происходящее в стране, людские пороки и слабости — и в то же время попытка принять и осмыслить их. Критика касалась и католической церкви.
🗣 Сам Гойя в предуведомлении к серии писал: «Убежденный в том, что критика человеческих пороков и заблуждений, хотя и представляется поприщем ораторского искусства и поэзии, может также быть предметом живописания, художник избрал для своего произведения из множества сумасбродств и нелепостей, свойственных любому гражданскому обществу, а также из простонародных предрассудков и суеверий, узаконенных обычаем, невежеством или своекорыстием, те, которые он счел особенно подходящими для осмеяния и в то же время для упражнения своей фантазии»
.✍️ Каждый офорт имеет название, а также комментарии, сделанные художником. Но некоторых из них очень метафоричны и не столько проясняют, сколько запутывают.
🦇 «Сон разума рождает чудовищ» — самая известная работа серии. Образ художника, который во сне открывает дверь в пугающий мир с роящимися монстрами, очень точно описывал отношение романтиков к природе творчества.
▪️ В комментарии к офорту было написано: «Воображение, покинутое разумом, порождает немыслимых чудовищ; но в союзе с разумом оно — мать искусств и источник творимых им чудес»
❌ Было продано всего 27 экземпляров набора. В 1799 году его изъяли из продажи. Сам Гойя признавался, что сделал это из опасений в обвинениях со стороны инквизиции.
Франсиско Гойя. «Бедствия войны», 1810–1820
1. Лист 2: По причине или без
2. Лист 9: Они не хотят
3. Лист 15: Ничего не поделаешь
4. Лист 34: За складной нож
5. Лист 59: Что толку от чашки?
6. Лист 74: Это хуже всего!
7. Лист 79: Правда умерла
Теперь поговорим о серии гравюр «Бедствия войны». Гойя создавал их между 1810 и 1820 годами, но они впервые были опубликованы только через 35 лет после его смерти.
Давайте разберемся, почему 👇
💣 Война и ее последствия показаны очень реалистично. Тогда было принято говорить только о героической стороне, прославлять подвиги, а нищие, голодные, изувеченные герои гравюр Гойи не вписывались в эту традицию.
👑 Гойя критикует и французских захватчиков, и испанских монархов. После возвращения к власти Фердинанд VII стал «закручивать гайки», начались пытки и суды, активно действовала инквизиция.
✍️ Название «Бедствия войны» дал не Гойя. Сам он называл серию «Фатальные последствия кровавой войны Испании с Бонапартом и другие выразительные капричос». Условно гравюры можно разделить на три группы:
▪️ Первая говорит об ужасах войны.
▪️ Вторая показывает последствия голода в Мадриде в 1811–1812 годах.
▪️ Третья содержит критику духовенства и королевской власти.
Франсиско Гойя
1. «Тавромахия» № 1: В давние времена испанец верхом на коне охотился на быка в диком поле
2. «Тавромахия» № 5: Отважный мавр Гасуль был первым, кто боролся с быками по правилам
4. «Диспаратес» # 2: Глупость страха
5. «Диспаратес» # 5: Летающая глупость
6. «Диспаратес» # 10: Похищенная конем
7. «Диспаратес» # 13: Способ летать
8. «Диспаратес» # 22: Причудливый зверь
В заключение поговорим о еще двух сериях офортов, созданных Франсиско Гойей — «Тавромахия» и «Диспаратес» («Причуды»).
🐂 «Тавромахия». Серия из 33 офортов издана в 1816 году. Как истинный испанец, Гойя любил корриду. Офорты о бое с быками создавались одновременно с «Бедствиями войны» — но в них не было ни критики властей и духовенства, ни сатирических картин современных нравов. «Тавромахия» не вызвала никакого недовольства, но и покупали ее неохотно.
😱 «Диспаратес». Набор из 22 офортов, подписанных испанскими пословицами. На них показаны темные, пугающие сцены, похожие на кошмарный сон. Неспроста уже в 20 веке эти гравюры полюбили художники-экспрессионисты, пытавшиеся расшифровать их с помощью психоанализа. Гойя создавал серию между 1815 и 1823 годами, глубоко больным. В это время он жил в знаменитом «Доме глухого».
курс Level One
Коллекция Морозовых в Пушкинском: мини-курс перед выставкой
За две лекции разберем главные шедевры из коллекции братьев Морозовых перед большой выставкой в Пушкинском. С Анастасией Мамаевой обсудим работы Серова, Сурикова, Васнецова и других русских художников, а Алиной Аксёновой поговорим о зарубежных мастерах — Пикассо, Моне, Матиссе, других импрессионистах и постимпрессионистах.
Сегодня можно купить со скидкой 50%
1300₽
650₽
подробнее о курсе
В Екатеринбурге выставили серию гравюр Франсиско Гойи «Капричос»
Рубрики
Выставки Кино Страна Литература Театр История Музыка Культурная политика Журнал «Свой»Канадская актриса Саманта Вайнштейн умерла на 29-м году жизни
Актриса скончалась 14 мая в больнице принцессы Маргарет в Торонто.
Россия представит во Вьетнаме фильмы, сериалы и анимацию
Во Вьетнаме с 8 по 10 июня пройдет международный кинорынок Telefilm Vietnam.
В России снимут современную версию «Буратино»
Режиссером картины выступит Игорь Волошин.
Густаво Дудамель объявил об уходе из Парижской оперы
Решение Дудамеля об уходе из Парижской оперы стало неожиданным.
Персимфанс исполнит программу «Минимализм как феномен» в «Зарядье»
С ансамблем выступят Даниил Крамер, Владимир Мартынов, Хелависа, Олег Гаркуша и другие музыканты. …
Канадская актриса Саманта Вайнштейн умерла на 29-м году жизни
Актриса скончалась 14 мая в больнице принцессы Маргарет в Торонто.
Россия представит во Вьетнаме фильмы, сериалы и анимацию
Во Вьетнаме с 8 по 10 июня пройдет международный кинорынок Telefilm Vietnam.
В России снимут современную версию «Буратино»
Режиссером картины выступит Игорь Волошин.
Густаво Дудамель объявил об уходе из Парижской оперы
Решение Дудамеля об уходе из Парижской оперы стало неожиданным.
Персимфанс исполнит программу «Минимализм как феномен» в «Зарядье»
С ансамблем выступят Даниил Крамер, Владимир Мартынов, Хелависа, Олег Гаркуша и другие музыканты. …
Вышел новый трейлер драмы «Снегирь» Бориса Хлебникова
Главные роли в драме сыграли Александр Робак, Тимофей Трибунцев, Евгений Сытый, Сергей Наседкин, Мих…
Сериал «Цитадель» получит второй сезон
Режиссером новых эпизодов выступит Джо Руссо.
Фестиваль «Звезды белых ночей» стартует в день 320-летия Петербурга
В постановках международного музыкального форума участвуют мировые звезды оперы.
Против рэпера Scally Milano возбудили уголовное дело
Одно из административных дел возбуждено из-за пропаганды наркотиков в интернете.
В Большом театре пройдет премьера оперы «Луиза Миллер»
«Луиза Миллер» — дебют Георгия Исаакяна на сцене Большого театра.
Тарантино раскрыл подробности своего последнего фильма «Кинокритик»
Фильм основан на истории реального человека, рецензии которого читал режиссер. Об этом он рассказал …
Компания Russian World Vision приобрела права на фильмы Миядзаки
Об этом рассказал гендиректор компании Константин Ёлкин.
Фильмы Миядзаки будут недоступны в онлайн-кинотеатрах с 1 июня
Дистрибьютор фильмов студии в России не смог продлить права на показ.
Вышел новый трейлер «Барби» с Марго Робби
Ролик опубликован на YouTube-канале студии Warner Bros.
Джеймс Кэмерон рассказал, что работает над новым «Терминатором»
Канадский кинорежиссер Джеймс Кэмерон рассказал о работе над сценарием нового «Терминатора».
В Норильске отменили концерт рэперов «Каспийский груз»
Концерт не состоится по причине того, что в город не допускают иностранных граждан.
Алексей Сальников и Дарья Бобылева примут участие в «Библионочи» в Екатеринбурге
О мероприятиях акции рассказал в четверг замминистра культуры Свердловской области Роман Дорохин.
На аукцион выставлено платье принцессы Леи из «Звездных войн» 1977 года
Речь идет о наряде, в котором снималась актриса Кэрри Фишер в четвертом эпизоде «Звездных войн» 1977…
В Парке Малевича появятся новые объекты современных российских художников
Во второй части экспозиции современного искусства под открытым небом представят работы, переосмысляю. ..
Скончался заслуженный артист России Вячеслав Прокопов
Дата и место прощания с Вячеславом Прокоповым пока не объявлены.
В печатном номере
Тема номера. Измениться, чтобы победитьИндия, фарфор и конструктивизм. Самые интересные выставки мая: выбор «Культуры»Никита Михалков: «Когда смотришь плохое кино, хочешь снимать свое, а когда хорошее — хочешь еще больше!»Василий Бычков, «Арт-Москва»: «Я занимаюсь арт-рынком уже тридцать лет, и не было года, чтобы галеристы не жаловались»Подписаться!- Газета «Культура»
- Новости
- В Екатеринбурге выставили серию гравюр Франсиско Гойи «Капричос»
Гойя (Франсиско де Гойя-и-Лусьентес) | Пластина 43 из «Лос Капричос»: Сон разума порождает монстров (Эль суэньо де ла разон производит чудовища)
Гойя (Франсиско де Гойя и Люсьентес) | Пластина 43 из «Los Caprichos»: Сон разума порождает монстров (El sueño de la razon производит монстров) | Метрополитен-музей ×Обрежьте изображение:
Отсканируйте свой QR-код:
С благодарностью создан с помощью ACNLPatternTool
Детали обложки
Используйте клавиши со стрелками для перемещения по вкладкам ниже и клавишу табуляции для выбора элемента
Заголовок: Пластина 43 из «Los Caprichos»: Сон разума порождает монстров (El sueño de la razon производит монстров)
Серия/Портфолио: Лос-Капричос
Художник:
Гойя (Франсиско де Гойя-и-Люсьентес) (испанский, Фуэндетодос, 1746–1828 гг. , Бордо)
Дата: 1799 г.
Середина: Офорт, акватинта
Размеры:
Пластина: 8 3/8 x 5 15/16 дюйма (21,2 x 15,1 см)
Лист: 11 5/8 x 8 1/4 дюйма (290,5 х 21 см)
Классификация: Отпечатки
Кредитная линия: Дар M. Knoedler & Co., 1918 г.
Регистрационный номер: 18,64(43)
Узнайте больше об этом произведении
Проект художника: Энрике Чагоя
Художник Энрике Чагоя размышляет о Лос-Капричос Гойи в этом выпуске проекта «Художник».
Хронология истории искусств
Похожие произведения искусства
- Гойя (Франсиско де Гойя-и-Лусьентес)
- Чертежи и распечатки
- Акватинта
- Травление
- Отпечатки
- Из Европы
- Из Испании
- С 1600 по 1800 г. н.э.
Как делают гравюры
Иллюстрированный объяснитель.
Ресурсы для исследований
Библиотеки и исследовательские центры Метрополитена предоставляют беспрецедентные ресурсы для исследований и приветствуют международное сообщество студентов и ученых.
API Met Collection — это место, где все создатели, создатели, исследователи и мечтатели могут получить доступ к самым последним данным и общедоступным изображениям для коллекции The Met. Данные открытого доступа и общедоступные изображения доступны для неограниченного коммерческого и некоммерческого использования без разрешения или платы.
Обратная связь
Мы продолжаем исследовать исторический и культурный контекст предметов в коллекции The Met. Если у вас есть комментарии или вопросы об этой записи объекта, пожалуйста, заполните и отправьте эту форму. Музей с нетерпением ждет ваших комментариев.
Рисунки и гравюры в The Met
Коллекция рисунков и гравюр Метрополитена — одна из самых полных и выдающихся в своем роде в мире — началась с подарка 670 работ от Корнелиуса Вандербильта, попечителя музея, в 1880 году.
Вот что вам нужно знать о Los Caprichos Франсиско Гойи
Франсиско Гойя не показал нам богов и героев. В то время как его ранние работы действительно следовали традиции придворных портретов и даже гобеленов в стиле рококо для королевского дворца, художник наиболее известен тем, что привнес новый словарь в художественные выражения своего времени. Коррупция, суеверия, жадность, глупость и кошмары — все это темы, которые исследуются в его 80 гравюрах, известных как 9.0094 Лос-Капричос (Капризы) . Гойя резко противопоставил уродство общества новой реальности и подвел итоги безумств, подорвавших установление разума в эпоху Просвещения.
Жизнь и искусство Франсиско Хосе де Гойя-и-Лусьентес (1746–1828) определялись переменами. В зрелом возрасте он стал свидетелем ярости Войны за независимость Испании (1808–1814), наполеоновских войн (1803–1815), подъема идеалов Просвещения и страдал от последствий сокрушительной болезни, которая оставила его глухой. Он умер в 1828 году, когда Зловещее десятилетие (1823-1833), 10 лет отмеченное беспорядками и политической нестабильностью, еще было в самом разгаре.
Франсиско Гойя достиг художественной зрелости при просвещенных королях Бурбонов Карле III (годы правления 1759–1788) и Карле IV (1788–1808). Именно во время правления Карла IV, довольно послушной фигуры, которая все еще преследовала многие идеалы просвещения, были созданы 80 офортов Los Caprichos (1797-1798).
Французская революция вызвала волновой эффект по всей Европе, и такие художники, как Франсиско Гойя, были вдохновлены идеалами равенства и разума. Los Caprichos представляет разум как прекрасный, но, возможно, недостижимый идеал, пораженный испорченностью, суевериями и глупостью человека. Более того, сериал стоит в начале великих стилистических и иконографических изменений в карьере Гойи. Художник ушел в темные и зловещие края к концу своей жизни, особенно в своих работах под названием Черные картины .
Получайте последние статьи на свой почтовый ящик
Подпишитесь на нашу бесплатную еженедельную рассылку новостей
Но просвещенной монархии не суждено было существовать, и она распалась, когда войска Наполеона вторглись в Испанию в 1808 году. Отбитый массовыми казнями тех, кто был вынужден выступить против иностранных захватчиков, Гойя присягнул на верность Жозефу Бонапарту во время французской оккупации и приступили к созданию портретов, назначенных судом. Несмотря на свою дипломатическую игру, Франсиско Гойя, не колеблясь, раскрыл свои истинные чувства годы спустя в культовой девятке.0094 Второе мая 1808 года и Третье мая 1808 года .
В первой работе он изобразил жестокую битву на площади Пуэрта-дель-Соль в Мадриде, а во второй Гойя проиллюстрировал казнь захваченных в плен испанцев сопротивлением на Принсипе Пио. В «: Второе мая» дар Гойи к социальному и политическому наблюдению достиг архетипического уровня, а концепция сопротивления резюмировалась в колоссальной фигуре человека в белой рубашке, вызывающе воздевающего руки.
Эти шедевры были созданы примерно в то же время, когда шла работа над другой серией гравюр под названием « Бедствия войны» . Здесь сатирическая социальная критика Los Caprichos заменена резким, реалистичным изображением чудовищ, которые война позволяет проявиться, и ее прямого воздействия на испанское население. Мы видим казни, людей, умирающих от голода, и старуху, спешащую на помощь девушке, на которую напал солдат. Франсиско Гойя, кажется, говорит, что испорченность и глупость людей прошли полный круг, и вот карты, которые нам сейчас раздают.
В то время как монархия Бурбонов была восстановлена после поражения Наполеона в 1814 году, новый король не разделял страсти своего предшественника к просвещению. Фактически при Фердинанде VII конституция была отменена, а инквизиция восстановлена. Абсолютный монарх развязал террор, и Франсиско Гойя оказался лишенным королевских заказов и изолированным от интеллектуальной сцены Мадрида. В это время, с 1819 г.и 1823, Гойя создал свои черных картин .
Несмотря на то, что картина Los Caprichos была ненадолго выставлена на продажу, 14 картин этой серии никогда не покидали дом Гойи. Насилие, безумие и изоляция ярко исследуются на темных полотнах, которые отказываются от иконографии старых мастеров и прокладывают путь современным представлениям экспрессионизма и сюрреализма. Можно увидеть эти Черные картины как более устрашающее и циничное продолжение Лос-Капричос и Бедствия войны , потому что мы видим, как художник выражает свои взгляды в частной сфере. С такими работами, как « Ведьмы: Шабаш », «Сатурн, пожирающий одного из своих детей» , « Колосс » и « Тонущий пес », работы, кажется, меньше посвящены социальным комментариям, а больше. о задумчивом, стареющем художнике, который подводит итоги того, что сделали с ним эти годы болезни, нестабильности и несчастья.
В конце 18 века Европа гудела от идеалов революции, разума и прогресса. Благодаря успехам, предпринятым Карлом III в области научных инноваций, Франсиско Гойя увидел, как его родина преобразилась как в лучшую, так и в худшую сторону. Из-за периода времени Los Caprichos часто читается через призму просветительской мысли. Хотя Гойя, безусловно, дитя своего времени, проводить резкое разделение между новыми идеалами свободы и пороками коррупции несколько неправильно.
В 1792 году, за несколько лет до создания гравюр, Гойя заболел загадочной болезнью, которая со временем сделала его глухим. После выздоровления от того, что могло быть чем угодно, от сифилиса до отравления свинцом, стиль Франсиско Гойи изменился. На смену ярким портретам и карикатурам в стиле рококо пришла мрачная, но вполне оригинальная иконография. Напряженность гризли между Старой и Новой Испанией, безусловно, присутствовала, но также присутствовала и внутренняя борьба человека, который чувствовал себя менее комфортно с самим собой.
Эти наблюдения зафиксированы в причудливых и таинственных гравюрах и акватинтах Гойи, где он высмеивал испанское общество и поведение, связанное с безнравственностью и суевериями. В « Хобгоблины» , например, он высмеивал духовенство, изображая их озорными, уродливыми, фантастическими существами, в то время как «9094».0094 Pretty Teacher’ ставит секс-работу на один уровень с колдовством. В то время как аристократия также оказалась на линии огня, королевские покровители Гойи остались верными и защищали его даже тогда, когда он был вызван инквизицией.
Название серии, Los Caprichos , действительно предполагает оттенок фантастики. В живописи эпохи Возрождения и барокко, каприччио относится к архитектурным фантазиям, созданным сочетанием различных руин и построек. Целью каприччио было создание визуально мощных фантазий из воображения, как это сделал Джованни Паоло Панини в своем «Фантастическом виде с Пантеоном и другими памятниками Древнего Рима». В музыке этот термин относится к виртуозным произведениям, свободным от заданной формы и наполненным высокой интенсивностью, таким как «Рондо-а-каприччио» Людвига ван Бетховена, соч.129.
Франсиско Гойя использовал этот термин несколько иначе. Хотя Los Caprichos часто были фантастическими и творческими, они также были заряжены сильной моралью и были зеркалом испанского общества. Вместо того, чтобы погрузиться в восхитительную фантазию, Гойя сделал заявление и, казалось, лелеял надежду, что искусство, помимо причудливости и воображения, действительно может изменить ситуацию.
Монстры не чужды искусству. В средневековых и ренессансных представлениях существа из тьмы часто появлялись в тщательно продуманных изображениях ада. Изобретательность и прихоть, которые художники приравнивали к аду, чистилищу и наказанию, достигли своего апогея в боковой панели Иеронима Босха «Сад земных наслаждений». Назван испанским писателем Фелипе де Гевара «Комментарий де ла Пинтура и Пинторес Антигуос» как 9.0094 изобретатель монстров и химеры , Босх изобразил ад как торжество гротеска и почти комично исследовал человеческую распущенность.
В то время как дьявол вошел в его творчество, особенно в образе черного козла, большинство монстров Гойи освободились от догм и нашли более глубокий смысл в земных и даже философских темах. «Сон разума рождает монстров» , самый известный репродукция в серии, изображает человека, спящего за своим столом с бумагами и ручками, разбросанными по поверхности. Совы кричат над головой спящего, летучие мыши зловеще собираются издалека, а широко раскрытые глаза рыси спокойно наблюдают за происходящим.
Этому произведению было дано множество интерпретаций. Традиционно иконография конца 18 века приписывает летучим мышам невежество, кошкам — колдовство, а совам — глупость. Но когда мы смотрим на поведение этих существ, они больше, чем просто символы. Они активные участники кошмарной сцены, которая, кажется, парализует сознательную, рациональную мысль человека. Франсиско Гойя часто исследовал идею невежества и глупости как насильственного паралича и часто видел религию и суеверие в качестве основных причин. В своем офорте под названием ‘ Исправление ’, например, Гойя использовал сцену колдовства, чтобы сообщить, что власть церкви и дворянства основана не на разуме, а на слепой вере.
Концепция слепой веры искусно раскрыта в « На что способен портной». Мы видим группу женщин, стоящих на коленях перед фигурой в плаще, которая выглядит как священник, но на самом деле является деревом, покрытым искусно сшитой тканью. Здесь присутствуют и обман, и поверхностность, поскольку Франсиско Гойя, кажется, говорит, что для создания достойного священника требуется нечто большее, чем красивое платье, и что поклонение будет слепым, если оно основано на лжи и обмане.
Но как насчет лжи, которой люди делятся в повседневных делах и отношениях, размышлял Франсиско Гойя? В сериале, изображающем людей в образе ослов, Гойя следовал богатой традиции использования животных для рассказа нравоучительной истории. В « Может ли ученик знать больше?» Гойя представил концепцию дураков, обучающих дураков. Если мы продолжим учить нас собственной лжи и искажению фактов, как будущие поколения смогут построить более рациональные и процветающие общества? Здесь мы видим четкую ссылку на просветительский идеал образования. Между 1650-ми и 1780-ми годами рос интерес к новым идеям. Традиционные способы мышления, связанные с авторитетом и догмой, начали меняться, и для таких художников, как Гойя, это изменение не могло произойти достаточно быстро.
Отпечатки продолжают исследовать монстров в различных формах. Хотя религия является общей темой, Гойя также не скрывал своего презрения к лицемерию, стоящему за другими социальными ритуалами. « Они говорят «да» и дают руку первому встречному» — гравюра о браке, показывающая «чудовищное» уродство человека. В искусстве уродство имеет как буквальное, так и моральное значение, которое Умберто Эко красноречиво исследовал в своем эссе 2007 года 9.0094 Об уродстве . Мы видим молодую девушку, выходящую замуж за отвратительного пожилого мужчину. Уродство жениха и окружающих почти карикатурно.