Всемирно известные здания: музей Гуггенхайма в Бильбао
Могут ли несколько новых зданий сделать депрессивный, богом забытый промышленный город туристическим центром европейского масштаба? Способна ли современная архитектура вернуть актуальность, казалось бы, безнадежно отсталой и никому не интересной провинции? Можно ли успешно осуществить регенерацию и ревитализацию крупного урбанистического образования и что для этого нужно? Нет, речь, как ни странно, будет вовсе не об «Алмазе Знаний» в столице самого хрустального из всех сосудов. Речь о зданиях, вдохнувших новую жизнь в Бильбао, и это не хоббит из «Властелина колец», а такой баскский город.
Во второй половине XIX — первой половине XX веков Бильбао, крупнейший город испанского исторического региона Страна Басков, расположившийся в эстуарии рек Нервьон, Ибаизабал и Кадагуа, недалеко от побережья Бискайского залива, превратился в крупный индустриальный центр. Черная металлургия, судостроение, химическая промышленность бурно развивались, неизменно радуя местных жителей возможностью достаточно просто, пусть и с риском для жизни, заработать себе на чарку сангрии и шкварку хамона. Позитивное влияние на промышленный рост испанской окраины оказала и экономическая политика режима Франко, главной идеей которой была автаркия, строительство самодостаточной экономики с «опорой на собственные силы» и тотальным импортозамещением. После смерти Франко Испания стала быстро возвращаться в общеевропейское русло, вынудившее ее открыть экономику внешней среде и минимизировать в ней государственный протекционизм. Как обычно это и случается, тут же внезапно выяснилось, что все эти чадящие заводы, дымящие фабрики и клепающие корабли судоверфи оказались неконкурентоспособны — в других странах Европы все делалось быстрее, качественнее и, самое главное, дешевле. В 1970—80-е Бильбао быстро деградировал: к 1990 году безработными оказались 26% трудоспособного населения, преимущественно молодежи. Город обуяла экономическая депрессия, на которую наложился еще и террористический фон — местная организация ЭТА начала жесточайше бороться за независимость Страны Басков от кровавого мадридского режима.
1. Примерно так безрадостно выглядел Бильбао в 1950-е. Обратите внимание на левый верхний угол фотографии.
В 1989 году правительство провинции решило, что дальше так жить нельзя и с этим надо что-то делать. В его недрах был разработан так называемый «План Хенераль», стратегический план ревитализации агломерации Бильбао. Главной целью документа стало коренное изменение образа города в глазах прогрессивной общественности, кардинальная перестройка его экономики с новой ориентацией на сферу услуг и туризм. Основным способом достижения этой цели было выбрано строительство целого ряда новых зданий и сооружений социально-культурного назначения. Чтобы это гарантированно стало событием общеевропейского масштаба, для их проектирования, помимо местных кадров, были приглашены звезды мировой архитектуры. Перед ними была поставлена задача создания новых символов города, уже одним своим художественным образом достаточно привлекательных для миллионов туристов со всей Европы.
2. Общий вид на тот же участок реки Нервьон, только с противоположной ее стороны. Левый верхний угол прошлой фотографии оказался сейчас слева же, но внизу. Как видно, за 60 лет его застройка несколько изменилась.
3. Реализация «Плана Хенераль» началась в начале 1990-х. По проекту испанских архитекторов Федерико Сориано и Долорес Паласиос в городе был построен конференц-центр и концертный зал Euskalduna (1994—99 годы).
4. Еще один испанский архитектор, валенсиец и мировая архитектурная звезда Сантьяго Калатрава спроектировал для Бильбао свой фирменный пешеходный мост «Зубизури» («белый мост» в переводе с баскского (1997 год)).
5. Он же стал автором нового пассажирского терминала аэропорта Бильбао, возведенного в 2000 году.
6. Инфраструктурным проектам вообще было уделено особое внимание. В 1995 году в городе открылся метрополитен, четвертый в Испании. Автором архитектурной концепции сооружений стал британец Норман Фостер.
7. Справедливо рассудив, что приток туристов в город, изменение его экономического имиджа неизбежно повлечет за собой и приток инвестиций, власти Бильбао инициировали строительство новых жилых и административных комплексов. Японский архитектор Арата Исодзаки спроектировал для города жилой комплекс Isozaki Atea из двух постмодернистских 22-этажных башен (2004—2008 годы).
8. А выдающийся аргентинский архитектор Сезар Пелли стал автором делового небоскреба Iberdrola Tower, достроенного в текущем году.
9. Не обошлось и без модной Захи Хадид: она разрабатывает в настоящее время проект регенерации района Zorrozaurre. Но главным новым зданием Бильбао, символом перемен, которые накрыли город с головой, стал, конечно, музей Гуггенхайма, открытый в 1997 году.
10. Даже в начале 1990-х всем было ясно, что просто так, ради «неповторимой природы» из обычных елок и заросших камышом озер или «уникальной древней архитектуры», которой в Европе полно на каждом шагу, иностранные туристы куда-то далеко не поедут. Требовалась какая-то привлекательная идея, выделившая бы город из тысяч себе подобных. Одни страны до сих пор стесняются себе признаться, что их «фишка» — это или лишние зубры в заповедных пущах, или дружелюбные и на все готовые ради будто бы безбедной жизни в Турции или Италии девушки в ночных клубах, эти наши незамызганные красавицы леса, с голубыми глазами и в льняных платьицах. Другие страны и отдельные города, которым не досталось ни зубров, ни русоволосых девчат с васильками в волосах, вынуждены искать иные пути повышения собственной туристической привлекательности. В Бильбао таким путем стало современное искусство.
11. Бильбао, конечно, в этом смысле повезло. Как раз в те же годы, в начале 1990-х, американский фонд Соломона Гуггенхайма, владеющий крупной коллекцией искусства XX века, искал город для строительства нового большого музея. Фонду уже принадлежал один музей в Нью-Йорке, выдающееся здание, спроектированное крупнейшим американским архитектором Фрэнком Ллойдом Райтом. Здание построили в 1959 году, и оно к настоящему времени стало одним из символов Нью-Йорка.
12. Небольшая постоянная выставка работала и в Венеции, но там она размещается в историческом палаццо XVIII века. Руководство музея хотело новое крупное здание, которое стало бы олицетворением архитектуры XXI века, как Гуггенхайм Райта стал символом архитектуры XX века. Фонд перебирал города, где можно было бы разместить музей: Токио, Осаку, Москву, Вену, Грац. Но на финишную прямую вышли Зальцбург и Бильбао. Для Зальцбурга свой проект предложил местный притцкеровский лауреат Ханс Холляйн. Это был, по собственным словам архитектора, «музей без лица», практически полностью спрятанный в скальный массив горы Мёнхсберг.
14. Но победил, как обычно, вашингтонский «обком». Право на реализацию музея было отдано проекту Фрэнка Гэри, известного американского архитектора, еще одного лауреата Притцкеровской премии. Так, несколько бессмысленно, выглядел первый его эскиз.
15. На макетах образ здания стал более понятным.
16. Гэри предложил Бильбао и Фонду Гуггенхайма сооружение, состоящее из множества объемов неправильной формы, хаотично соединенных между собой — настоящий апофеоз архитектуры деконструктивизма.
17. Так оно выглядит сверху.
18. В основе здания — многослойный стальной каркас. Расчет его сложной формы представлял собой небанальную инженерную задачу. Для ее решения сотрудники архитектурной фирмы Гэри использовали передовые для начала 1990-х компьютерные программы 3D-моделирования.
19. Кроме неправильной формы объемов, архитекторы запроектировали и традиционные параллелепипеды — в требованиях фонда Гуггенхайма были и прямоугольные помещения для администрации и классических выставочных залов.
20. Здание эффектно размещено прямо на берегу реки и, по сути, интегрировано в один из мостов через нее.
21. Открытка 1990 годов, опора моста еще не покрашена в ярко-красный цвет.
22. Строительство комплекса началось в октябре 1993 года со сноса имевшихся на площадке старых промышленных построек. За сооружение стального каркаса принялись в сентябре 1994-го. Поразительно, но здание было сдано в срок. В январе 1997 года его передали сотрудникам музея Гуггенхайма. Для публики оно открылось спустя 9 месяцев.
23. Строительство сооружения площадью 24 000 кв. м обошлось провинциальному правительству в 100 млн долларов. Фонд Соломона Гуггенхайма со своей стороны предоставил для здания «начинку» в виде постоянной экспозиции и своего доброго имени, которое должно было привлекать посетителей уже само по себе.
24. Но основное внутреннее пространство, конечно, занимают тематические временные выставки.
25. В процессе проектирования каждому отдельному объему было присвоено свое имя: «Рыба», «Нео», «Цветок» и почему-то Potemkin.
26. Для особенно крупных художественных инсталляций был задуман специальный зал шириной 30 м и длиной 130 м (справа), спрятанный под мост «Ла Салва».
27. За мостом конструкцию музея и пилон путепровода уравновешивает специальная декоративная башня.
28. Для облицовки здания было выбрано 3 материала: титан, известняк и стекло.
29. Изначально Гэри предполагал вместо титана использовать отполированную вручную нержавеющую сталь, однако в конце концов он остался недоволен ее внешним видом. Музей выглядел слишком ярко в солнечную погоду и при этом совершенно тускло в пасмурную.
30. В качестве замены для стали был предложен экзотический титан, до этого в облицовке зданий практически не использовавшийся. Оказалось, что при любой погоде материал дает приятный «бархатный» блеск и к тому же обладает способностью окрашиваться в цвет текущего освещения. На фото первые закатные лучи солнца создают розовые и желтые пятна на облицовке.
31. Так музей выглядит в сиреневом закате.
32. Инвесторов проекта, конечно, озаботила дороговизна материала, однако как раз в середине 1990-х Россия, крупнейший производитель титана, выбросила на рынок большую партию этого металла, чем немедленно воспользовались создатели Гуггенхайм Бильбао. Фактически именно Фрэнк Гэри открыл архитектурному миру титан, популярный ныне строительный материал.
33. Общая площадь титанового покрытия составила более 25 000 кв. м.
34. Использовались панели толщиной всего 0,38 см.
35. Для контраста с блестящими криволинейными объемами прямоугольные олицовали благородным матовым известняком бежевого цвета.
36. Природного камня понадобилось еще больше: на 34 000 кв. м площади. Для дождливого Бильбао требовался особо плотный известняк с низкой пористостью. Такой нашли в заброшенном карьере под Гранадой на юге Испании. С тех пор карьер больше не заброшен, а даже процветает.
37. «Титановые» и «известняковые» объемы разбавлены традиционными стеклянными вставками разной сложности.
38. 2200 стеклянных панелей, из которых только 200 штук имели стандартную прямоугольную и неизогнутую форму. Использовалось специальное бесцветное стекло с защитой против ультрафиолета и солнечной радиации.
39. Внутри 3-этажного здания разместились 20 выставочных залов (галерей) разных форм и размеров, 2 кафе, ресторан, книжный магазин и конференц-зал на 300 мест. Так выглядит план 1-го этажа.
40. «Сердцем» музея является центральный атриум высотой 50 метров, насквозь пронизывающий весь объем здания.
41. На балконы атриума выходит выставочная зона.
42. Вид с одного из балконов вниз на уровень первого этажа. В отделке использованы натуральный камень, дерево, стекло и большие глухие побеленные поверхности стен.
43. Лестница заключена в специально вынесенный в атриум изломанный стеклянный короб.
44. Элементы конструкции каркаса здания.
45. Система опор, поддерживающая все эти, на первый взгляд, непонятно как держащиеся друг на друге сложные геометрические формы.
46. В выставочное пространство, по задумке архитектора и музейных кураторов, была превращена и окружающая здание среда, обильно украшенная образцами современного искусства. Вот, например, установленный рядом с мостом «Ла Салва» огромный паук.
47. Называется эта штука «Маман» (1999 год), один экземпляр из серии паучьих скульптур, сооруженных француженкой Луизой Буржуа по всему миру.
48. Или клумба-собака по кличке «Щенок» (Puppy), работа американского художника Джеффа Кунса, сама по себе уже ставшая символом Бильбао.
49. Лучше всего об успешности проекта культурной регенерации Бильбао говорят цифры. В 1995 году, когда строительство первых зданий в рамках государственной программы было в самом разгаре, в Бильбао приехало посмотреть на главный город Страны Басков около 25 000 иностранных туристов. В 2009-м их количество превысило 600 000 человек, каждый из которых провел в городе в среднем более 2 дней. Один музей Гуггенхайма принимает свыше миллиона посетителей в год. Бильбао превратился в крупный туристический центр общеевропейского масштаба. С изменением имиджа убогой индустриальной окраины на модный и современный, город вернулся в поле зрения крупного бизнеса, сюда потянулись инвестиции, в том числе и международные, и вот уже в эстуарии Бильбао строится суперпорт. Развитие агломерации гармонизируется, безработица падает, все счастливы. В Бильбао даже снимается эпизод «бондианы». Кадр из фильма «И целого мира мало» (1999 год).
50. Затраты правительства провинции Бискайя на возведение музея Гуггенхайма окупились в течение первых 3 лет его эксплуатации. Здание Фрэнка Гэри, сейчас уже неразрывно ассоциирующееся с городом, где оно построено, практически сразу было признано одним из лучших образцов современной архитектуры.
Интересно, что многие города сейчас пытаются скопировать успешную практику Бильбао. В частности, в 2008 году в соседнем Вильнюсе проводился конкурс на проектирование еще одного гуггенхаймовского музея. В нем участвовали заслуженные мировые звезды архитектуры, а победила Заха Хадид. Правда, суровая рука кризиса реализацию проекта приостановила, но надежду литовцам все же оставила. В то же самое время в одной маленькой, но гордой центральноевропейской синеокой стране продолжают верить, что для привлечения туристов и миллионов евро вместе с ними достаточно построить усилиями государственных проектных институтов пару ледовых дворцов, с десяток пятизвездочных гостиниц и поручить «Дортуру» организовать с минского железнодорожного вокзала автобусную экскурсию <strike>«Ландон из зе кэпитал»</strike> «Минск — столица Республики Беларусь» с посещением интеллектуальной сокровищницы белорусского народа. Спроектирована последняя, кстати, немногим раньше Гуггенхайм Бильбао, но послевкусие все же оставляет несколько иное.
realt.onliner.by
Музей Гуггенхайма в Бильбао. Испания по-русски
Архитектурный шедевр, одно из самых прекрасных мест Испании, величайшее здание в мире – так называют музей Гуггенхайма в Бильбао. Сооружение из титана и стекла стало визитной карточкой Страны Басков. Ежегодно его посещают не менее миллиона человек – не только испанцев, но и иностранных туристов. Секрет успеха, конечно, и в постоянной, и во временных экспозициях музея, где представлены культовые работы современных художников.
Интересные факты о музее
- Музей в Бильбао – это третий зарубежный филиал Музея Соломона Гуггенхайма (Нью-Йорк, США). Еще два открыты в Венеции и Абу-Даби.
- Музей Гуггенхайма в Бильбао ежегодно входит в число самых посещаемых музеев Испании.
- Площадь музея составляет 24 000 кв. м, из которых 10 540 кв. м используется в качестве выставочных пространств, разделенных на 19 галерей.
- Музей «снимался» в Бондиане – в фильме 1999 года «И целого мира мало». Кстати, нью-йоркский музей Гуггенхайма тоже любят режиссеры: в нем, например, сделаны некоторые эпизоды «Людей в черном».
Историческая справка
Переговоры о строительстве музея в Бильбао Фонд Гуггенхайма начал вести с городскими властями в 1991 году. Спустя шесть лет, в октябре 1997 года, новый музей открыл свои двери для публики. О важности проекта для Испании в целом говорит тот факт, что на церемонии открытия присутствовал король Хуан Карлос I и его супруга королева София.
Новый культурный центр сильно улучшил имидж города и принес казне существенную прибыль, а сам музей вошел в списки мест, обязательных для посещения в Испании.
Тем не менее на этапе строительства музей Гуггенхайма подвергался критике. В частности, многие осуждали слишком высокую стоимость проекта (который, впрочем, уже в 2013 году окупился 37 раз). Знаменитый баскский скульптор Хорхе Отейса и вовсе назвал здание «сыродельным заводом» и пообещал, что никогда не будет выставляться в его стенах. Правда, он быстро передумал, и сейчас его работы входят в постоянную коллекцию музея.
«Величайшее здание нашего времени»
Так назвал музей в Бильбао американский архитектор Филип Джонсон. Авангардное здание со сложной геометрией, построенное из известняка, титана и стекла, было спроектировано гениальным канадцем Фрэнком Гери – отцом-основателем архитектурного деконструктивизма.
Гери обыграл в проекте морскую тему, отдав тем самым должное порту Бильбао – самому крупному в стране: само здание напоминает формой корабль (правда, многие называют его космическим), «плывущий» по водам реки Нервьон, а обшивка из титановых пластин похожа на рыбью чешую. В этой чешуе многократно отражается и дробится солнечный свет.
В здании нет ни одного прямого угла, все поверхности мягко изгибаются, а внутренние помещения плавно перетекают одно в другое.
Центральный стеклянный атриум музея высотой 55 метров – это дань уважения Гери американскому архитектору-новатору Фрэнку Ллойду Райту – создателю музея Соломона Гуггенхайма в Нью-Йорке.
В авангарде искусства
Основа коллекции музея – современное искусство, начиная с середины XX века и до наших дней. Здесь можно увидеть работы таких мэтров, как Энди Уорхол, Марк Ротко, Герхард Рихтер, Виллем де Кунинг, Джеймс Розенквист. Естественно, в музее представлены и современные испанские художники: Эдуардо Чиллида, Хорхе Отейса, Антонио Саура, Хуан Муньос.
Чтобы сохранить статус самого авангардного музея Испании, мало выставить авангардистов, нужно использовать принципиально иные формы подачи информации. Поэтому в музее Гуггенхайма очень много интерактивных работ, с которыми посетители могут «вступать в контакт», и конечно, много видеоарта и инсталляций.
Все это вовсе не значит, что музей в Бильбао интересен только поклонникам современного искусства. В последние годы здесь довольно часто проводят временные выставки мастеров, чей гений прошел испытание временем. Так, в музее показывали рисунки Микеланджело, гравюры Дюрера и работы из коллекции Государственного Эрмитажа.
Пожалуй, два самых известных экспоната музея в силу своих размеров выставляются не внутри здания, а перед ним. Это огромный металлический паук американки Луизы Буржуа и 13-метровый щенок американского художника Джеффа Кунса, сделанный из живых цветов. Кстати, изначально предполагалось, что щенок погостит в Бильбао лишь некоторое время и уедет, но посетители музея так полюбили «малыша», что руководство решило его оставить.
Временные экспозиции
Огромная площадь музея становится проблемой для тех посетителей, которые хотят увидеть все лучшее за один раз. Поэтому выставка «Шедевры музея Гуггенхайма», которая будет открыта до 3 апреля 2016 года, – идеальный вариант познакомиться с иконами современного искусства. На экспозиции представлены работы Марка Ротко, Ива Кляйна, Роберта Раушенберга, Жана-Мишеля Баския, Клиффорда Стилла и Ансельма Кифера. Там же и знаменитый диптих «Мэрилин Монро» короля поп-арта Энди Уорхола.
А вот нетипичного Уорхола в музее Гуггенхайма показывают до 2 октября. Выставка «Тени» состоит из 102 полотен, которые великий американец создал с помощью губки и краски по фотографиям теней реальных объектов.
Организационные моменты
Музей работает со вторника по воскресенье включительно с 10:00 до 20:00.
24 и 31 декабря музей будет работать до 17:00. 25 декабря и 1 января – выходной.
Стоимость билетов: взрослый – 10 евро, пенсионный – 6 евро, групповой (от 20 человек) – по 9 евро, студенческий (для людей моложе 26 лет) – 6 евро, дети и участники программы «Друзья музея» – бесплатно. В стоимость каждого билета входит аудиогид.
Официальный сайт музея: www.guggenheim-bilbao.es
Центр услуг для жизни и бизнеса «Испания по-русски» – это Ваш гид в мире индивидуального туризма. Организация туров, маршрутов, поездок, билеты на различные события, экскурсии с лучшими гидами, организация праздников. Услуги для взыскательных клиентов.
+7 495 236 98 99 или +34 93 272 64 90, [email protected]
Статья оказалась полезной?Да
(2) (0)espanarusa.com
Архитектура: Музей Гуггенхайма в Бильбао
Среди выдающихся архитектурных шедевров XX века особняком стоит Музей Гуггенхайма в Бильбао, открытый в 1997 году — не только благодаря своему кричащему деконструктивизму, но и значению, которое он занял в жизни города, в музейной практике и в подходе к возведению зданий. Этот огромный припаркованный на берегу реки Нервьон космический корабль целиком принадлежит веку XXI, где архитектура становится частью жизни города, его гордостью, его экономикой и его душой.
Создание музея в столице Страны Басков было совместным проектом мэрии и Общества Гуггенхайма, штаб-квартира которого расположена, как известно, в Нью-Йорке. Главной целью строительства стоимостью в 100 миллионов евро, которую ставила мэрия, было создание нового пространства на территории старого речного порта — заводской зоне, полной заброшенных и неприглядных цехов, бараков и складов. Общество Гуггенхайма, со своей стороны, планировало с помощью нового музея расширить свои выставочные площади и создать новый арт-центр в Старом Свете, причём музей в Бильбао изначально должен был стать музеем современного искусства, которым славится коллекция Общества Гуггенхайма.
Архитектор Фрэнк Гери не стал отходить от своего любимого стиля деконструктивизма, в котором здание нарушает все академические и интуитивно понятные правила строительства, заметно выделяясь на ровном и «правильном» фоне других городских построек, включая и ультрасовременные небоскрёбы. Даже «Танцующий дом» в Праге — одна из наиболее сдержанных работ Гери — агрессивно вторгается в городскую среду неправильностью форм и привлекает всё внимание прохожих.
Музей Гуггенхайма стал вершиной карьеры американского архитектора — нагромождение форм и линий, сияющие изогнутые плоскости титана, острые выступы, извивающиеся крыши и стены, расположенные в неожиданных местах окна навсегда приковывают внимание — такого вы ещё нигде не видели. Что интересно, Гери учёл свой опыт проектирования концертного зала «Уолт Дисней» в Лос-Анджелесе, на который жаловались местные жители, и сделал сторону здания, выходящую на улицу, более привычной и строгой — правильные прямоугольники из песчаника, где и расположен вход в музей, стали основой, из которой «вырастает» фантастический букет металла и стекла.
Внутреннее пространство музея также двойственно: оно состоит из десяти классических прямоугольных залов и девяти помещений с неожиданной формой стен, пола и потолка. Деконструктивизм интерьера успешно используется для выставок современного искусства — большинство экспозиций музея представляют собой скульптурные и видео-инсталляции, а главной и единственной постоянной выставкой музея стала композиция «Материя Времени» американского скульптора Ричарда Серра, занимающая самый большой, 130-метровый выставочный зал.
Фрэнк Гери при строительстве музея впервые применил принцип «Организация художника», благодаря которой строительство амбициозного проекта было завершено в срок и уложилось в первоначальный бюджет — редкое явление для нашего времени. Секрет был в том, чтобы подготовить подробный и всеобъемлющий план строительства и передать весь контроль над ним архитектору, чтобы обезопасить проект от влияния бизнесменов и политиков.
Но куда более показательным оказалось влияние, которое Музей Гуггенхайма оказал на город — старая промышленная зона, действительно, преобразилась. Однако экономическое значение нового здания превзошло все ожидания. За первые три года своей работы он привлёк в город 4 миллиона туристов, что принесло в экономику города около 500 миллионов евро, 100 миллионов из которых через налоги перешли в бюджет Бильбао. Таким образом, музей окупился за три года работы и продолжает приносить стабильный доход в городскую казну.
Что ещё интересного в Бильбао: Город басков славится также своим классическим Музеем изобразительных искусств, в котором собрана обширная коллекция испанской живописи. Любителям архитектуры стоит посетить Кафедральный собор Святого Иакова, построенный ещё в XIII веке, до основания города. А в третью неделю августа на улицах Бильбао проходит фестиваль «Semana Grande», что переводится как «Большая неделя». Народные гуляния привлекают десятки тысяч гостей со всей Испании и славятся своими соревнованиями силачей, боем быков, концертами и фейерверками.
morethantravel.livejournal.com
Музей Гуггенхайма в Бильбао — это… Что такое Музей Гуггенхайма в Бильбао?
Музей Гуггенхайма в центре Бильбао со скульптурой паука, выполненной Луизой Буржуа. Музей Гуггенхайма в Бильбао построен из стекла, титана и песчаника.Музей Гуггенха́йма в Бильба́о — музей современного искусства в Бильбао, Испания. Является одним из филиалов музея современного искусства Соломона Гуггенхайма. Расположен на берегу реки Нервьон.
В музее расположены постоянные экспозиции, а также проводятся временные выставки как испанских, так и зарубежных художников.
Здание
Здание музея спроектировано американско-канадским архитектором Фрэнком Гери и было открыто для публики в 1997 году. Здание сразу признано одним из наиболее зрелищных в мире строений в стиле деконструктивизма. Архитектор Филип Джонсон назвал его «величайшим зданием нашего времени»[1].
Расположенное на набережной здание воплощает абстрактную идею футуристического корабля, возможно, для межпланетных путешествий[2][3]. Также его сравнивают с птицей, самолётом, суперменом, артишоком и распускающейся розой[4].
Центральный атриум высотой 55 метров напоминает гигантский металлический цветок, от которого расходятся лепестки изгибающихся текучих протяжённых объёмов, в которых расположены анфилады выставочных залов для различных экспозиций[5].
Как и большинство работ Гери, строение состоит из мягких контуров. Фрэнк Гери утверждал в одном из интервью, что «беспорядочность изгибов предназначена для улавливания света». При проектировании здания в полную силу были использованы возможности системы автоматизированного проектирования CATIA[6].
Здание облицовано листами титана общей площадью 24 тысячи м².
Выставки
Музей проводит тематические выставки, например, на тему китайской культуры и изобразительного искусства России (с 28 марта по 3 сентября 2006 года)[7].
Постоянные экспозиции музея посвящены искусству XX века — инсталляции и электронные работы превышают числом традиционные картины и скульптуры. Центральной работой коллекции является серия скульптур Суть времени, выполненных из атмосферостойкой стали скульптором Ричардом Серра и размещённых в галерее Арцелор[8].
Большая часть коллекции состоит из авангардных работ и абстракций.
Транспорт
- В 100 метрах от музея находится остановка Euskotran под названием Guggenheim.
- Рядом проходит автобусный маршрут № 18.
- В 500 метрах к югу от музея располагается станция Moyúa метрополитена Бильбао.
Интересные факты
- Музей Гуггенхайма в Бильбао можно увидеть в фильме про Джеймса Бонда 1999 года «И целого мира мало», в самом начале которого Бонд крадёт кейс с деньгами у коррумпированного швейцарского банкира.
- Бывший финдиректор музея, укравший у музея почти полмиллиона евро за 10 лет, обещал их все вернуть[9].
Примечания
- ↑ Bilbao, 10 Years Later, The New York Times
- ↑ Guggenheim Museum Bilbao — Frank O. Gehry
- ↑ Google Books — Learning from the Bilbao Guggenheim, Авторы: Ana María Guasch, Joseba Zulaika, стр. 51
- ↑ Learning from the Bilbao Guggenheim, Авторы: Ana María Guasch, Joseba Zulaika, стр. 41
- ↑ Орельская О. В. Современная зарубежная архитектура: учеб. пособие для студ. высш. учебных заведений — М.: Издательский центр «Академия», 2007 — 272 с.
- ↑ Master Builder из книги Design and Crime (and Other Diatribes), 2002
- ↑ Выставка русского искусства «RUSSIA!» стала самой успешной в истории Музея Гуггенхайма. Статья на news.ru от 23 января 2006 года
- ↑ Bird’s-eye rendering of the Arcelor Gallery with layout of installation «The Matter of Time»
- ↑ Lenta.ru: О высоком: Бывший финдиректор музея Гуггенхайма в Бильбао украл 500 тысяч евро
Ссылки
Координаты: 43°16′07″ с. ш. 2°56′03″ з. д. / 43.268611° с. ш. 2.934167° з. д. (G) (O)43.268611, -2.934167
dic.academic.ru
Архитектор Фрэнк Гери — музей Гуггенхайма в Бильбао и другие проекты и постройки • Интерьер+Дизайн
Фрэнк Гери не собирается на покой. Притцкеровский лауреат 1989 года Фрэнк Гери (Frank Gehry, р. 28 февраля 1929, Торонто) уже при жизни признан великим. Во всяком случае, после открытия в 1997-м Музея Гуггенхайма в Бильбао всемирной славы ему не занимать.
По теме: Фрэнк Гери для Facebook
Несмотря на возраст, Гери, глава Gehry Partners, LLP, продолжает активно работать. Корпорация Facebook справила новоселье, переехав в новый кампус, построенный корифеем. Одноэтажное здание площадью 40 тыс. кв. метров в калифорнийском Менло-Парке «накрыто» крышей с лужайками, лавочками, деревьями и кафе. Марк Цукерберг остался очень доволен.
Офисный корпус MK21 был спроектирован и построен менее, чем за полтора года.В Технологическом университете Сиднея открыли спроектированный Гери корпус имени д-ра Чау Чак Винга (Dr. Chau Chak Wing Building), напоминающее скомканный бумажный пакет. Это здание стоимостью в 180 млн долларов с одним из самых сложных фасадов в мире, на который пошло 320 тыс. вылепленных вручную кирпичей.
В центре летней фестивальной жизни в Арле спроектирована закрученная башня, которая станет форпостом для фонда Luma. Автор — архитектор Фрэнк Гери.Конгресс США после долгих споров одобрил созданный Гери проект мемориала памяти президента Эйзенхауэра в Вашингоне — увы, в сильно измененной версии. Представители семьи Эйзенхауэров также наконец согласились с проектом. Америка ждет завершения строительства мемориала, которое обойдется ей в 150 млн долларов.
Архитектор Фрэнк Гери и миллиардер-филантроп Эли Брод заложили первый камень в грандиозном проекте по перестройке Гранд-авеню в центре Лос-Анджелеса.В Лос-Анджелесе Гери трудится над мастер-планом оживления территории вокруг одноименной городской реки, причем работает pro bono. Городские власти одобрили его проект Sunset Strip — 5 скульптурных зданий на легендарном бульваре Сансет общей площадью 31 тыс. кв.м, куда войдут квартиры, апартаменты, офисы и магазины. И наконец — светские новости: Гери спроектировал первую в своей карьере яхту.
По теме: Фрэнк Гери перестраивает Лос-Анджелес
Center for Brain Health (Центр здоровья мозга Лу Руво). Лас-Вегас, 2010.«98 процентов зданий на земле — коробки. Мы живем в коробках, работаем в коробках, и многие этого даже не замечают», — считает архитектор. Очевидно, поэтому все здания Гери неспокойные — они развеваются на ветру, танцуют, кренятся или попросту заваливаются набок. По популярности в США Фрэнк Гери (настоящее имя Фрэнк Оуэн Голдберг) может сравниться только с Фрэнком Ллойдом Райтом.
Музей Соломона Р. Гуггенхайма в Бильбао. Празднование 20-летнего юбилея.Каждый школьник знает как минимум две его постройки — Музей Соломона Р. Гуггенхайма в Бильбао и Концертный зал Уолта Диснея (2003) в Лос-Анжелесе. Гигантские закрученные титановые листы сравнивали и с мятыми консервными банками, и с языками металлического пламени. Девелоперы во всем мире выучили как отче наш, что именно благодаря архитектурному аттракциону испанская глухомань Бильбао превратилась в туристический центр, прокачивающий толпы иностранцев. С музея в Бильбао началась эра развлекательной архитектуры 2000-х, эффектной и зрелищной, как цирк шапито.
Музей дизайна Vitra в Вайле-на-Рейне, 1989.Широкая публика приучилась запоминать имена архитекторов, а инвесторы — обращать внимание на внешний вид зданий. Интересно то, что престижную Притцкеровскую премию еще в 1989 году Гери получил до всего этого успеха, по совокупности достижений. Головокружительная карьера началась сразу после получения награды. Принято объяснять это тем, что введенное в обиход в 1990 году компьютерное моделирование облегчило инженерные расчеты, и криволинейная архитектура стала реальностью…
Кресло из серии Easy Edges выполнено из утилизованного прессованного картона. Vitra, 1972.Путь к славе архитектора у Фрэнка Гери (настоящее имя – Эфраим Голдберг) начался… через мебель. Еще на службе в армии он обнаружил, что несколько слоев гофрированного картона обладают большой прочностью, и спроектировал картонные стулья Еasy Edges (1969–1973). Затем появилась серия Experimental Edges (1979–1982) — объемные модели c необработанными краями. И, наконец, сто двадцать прототипов понадобилось архитектору, чтобы сделать Bent Wood Furniture Collection для Knoll: четыре стула, два стола и оттоманку.
Арт-галерея в Онтарио, 2009.На заработанные от продажи картонной мебели деньги Гери построил в 1978 году дом для себя и своей семьи. Розовый лососевый интерьер, забор из сетки-рабицы, листы гофрированного металла, которые напоминали деконструктивистскую скульптуру Гордона Матта-Кларка. Гери и сейчас там живет. В 2012-м дом получил престижнейшую «Четвертьвековую премию» (Twenty-Five Year Award), которую Американский институт архитектуры вручает постройкам, прошедшим испытание временем и не потерявшим своей новаторской актуальности.
Концертный зал Уолта Диснея. Лос-Анджелес, 2003.Больше всего он строит в США. Среди значимых проектов Музей искусств Вайсмана в Миннеаполисе (1993), Музей EMP в Сиэтле (2000), университетский корпус имени Питера Б. Льюиса (Peter B. Lewis Building, 2002) в Кливленде, павильон Джея Притцкера в Чикаго (2004), Центр здоровья мозга Лу Руво в Лас-Вегасе (2010) — все с использованием образа развевающихся и закрученных гигантских стальных лент или смятых стальных фасадов. В отличие от них фасады офиса Interactive Corporation в Нью-Йорке (2007) покрыты керамическими плитками, имитирующими надутые ветром паруса.
76-этажная башня Бикмэна в Нью-Йорке. 2011В начале 2011 года в Майами торжественно открылся образовательный и концертный центр ведущего оркестра США New World Symphony — геометричная конструкция из белоснежного бетона с обратной стороны оборачивается многоэтажной стеклянной стеной с гигантским проекционным экраном площадью 650 кв. метров для музыкальных трансляций. Типичное для Гери буйство смятых и закрученных объемов перенесено внутрь здания и хорошо просматривается сквозь стекло. В том же году в Нью-Йорке завершилось строительство первого в карьере Гери небоскреба — The Beekman Tower высотой 265 м. 76-этажная башня стала самым высоким жилым зданием на Манхэттене и в народе получила новое имя — New York by Gehry.
Макет музея Kunsthalle в Сеннерборге, Дания. 2010.Гери — желанный гость в Европе. После Танцующего дома в Праге (1995), в Дюссельдорфе он возвел Der Neue Zollhof (1999), а в Ганновере — башню Gehry Tower и отметился невероятным атриумом в здании DZ Bank у Бранденбургских ворот в Берлине (2001). Осенью 2010 года в Vitra Design Museum, который тоже построен по его проекту в 1989-м, была открыта его персональная выставка. В числе других посетители музея увидели грандиозный макет резорта на острове Сентоза в Сингапуре — совместную работу Gehry Partners, известного архитектора Грэга Линна (Greg Lynn Form) и нью-йоркского офиса Arnell, но проект так и не был реализован.
Атриум DZ Bank, Берлин, 2001.Еще одна европейская премьера состоялась осенью 2014-го: в Булонском лесу в 16-м округе Парижа открылся Центр современного искусства фонда Louis Vuitton Foundation, построенный Гери по заказу группы LVMH. Фантастическая постройка в виде нагромождения невероятных, словно накренившихся в едином порыве листов из стекла и стали обошлась в 143 млн долларов. Внутри — 11 галерей общей площадью около 4 тыс. кв. метров и зал на 350 мест, на разноуровневых крышах — террасы, открытые для публики.
Центр современного искусства фонда Louis Vuitton, 2018. Фото Roseline Diemer (@roxdmr)Гери часто упрекают в дороговизне его проектов и нецелесообразности слишком сложных форм, недовольные девелоперы не раз разрывали с ним контракты. Только в Нью-Йорке Гери исключили из нескольких проектов: от строительства нового здания Музея Гуггенхайма отказались, комплексом Pacific Park и театром Performing Arts Center при Всемирном торговом центре будут заниматься другие архитектурные бюро. Реализация наиболее ожидаемого проекта — Музея Гуггенхайма на острове Саадият в Абу Даби — приостановлена из-за падения цен на нефть, едва начавшись в 2011. Когда возобновится стротельство этого музейного комплекса площадью 42 тыс. кв. м и возобновится ли оно вообще — пока неизвестно.
Фрэнк Гери разработал дизайн ковров для португальского бренда, Ferreira de Sá.В детстве Гери с бабушкой строил города из деревяшек и мечтал о переустройстве жизни. В его скромной семье придерживались левых взглядов, которые близки архитектору до сих пор. «Я никогда не хотел строить дома для богатых людей. Но в какой-то момент меня увлекла сама игра формы, возможность трактовать пространства. В принципе занятие архитектурой похоже на работу режиссера, снимающего фильм. Это очень увлекательно, это затягивает и дает энергию».
www.interior.ru
Музей Гуггенхайма в Бильбао в Бильбао — подробная информация с фото
Музей Гуггенхайма в Бильбао (Guggenheim Museum Bilbao)
Музей Гуггенхайма в Бильбао — подлинное произведение искусства. Постройка из стекла, титана и известняка заняла площадь 3,25 га и спускается к реке, на 16 м ниже уровня Бильбао. Снаружи находится несколько фантастических инсталляций современных художников. Внутри — живописный атриум, потолок в форме лепестков цветка, шедевр Гехри, окруженный 19 галереями на трех этажах, причем соединяются они подвесными пандусами-переходами, держащимися на крыше.
Общая информация
www.guggenheim-bilbao.es
94 435 90 00
Закрыто по пн. в сент.- июне
Вход платный
Ежедн, беспл. экскурсии на англ. с 16.00
Сколько бы фотографий музея Гуггенхайма вы не видели, реальность все равно вызывает потрясение. Эти изогнутые титановые плиты, отражающие горы, облака и реку в бесконечной игре светотени, кажется, отрицают всякую логику. Благодаря архитектору Франку Гери Бильбао занесен на культурную карту мира. Это здание стало одним из символов Испании нового тысячелетия.
Мысль о создании музея возникла в конце 80-х гг., когда баскские власти решили преобразовать район старого порта, чтобы поднять экономику города. В 1992 г. к этому плану подключился фонд Соломона Гуггенхейма, а в октябре 1997 г. дерзкий проект архитектора Гери был осуществлен: под гром рукоплесканий музей открылся. Ядром здания является атриум высотой 50 м, окруженный сообщающимися блоками, включающими 19 галерей, зрительный зал, ресторан, служебные помещения. Все это из стекла, стали и известняка. Прозрачные лифты, вьющиеся переходы, террасы и внутренние балконы вызывают восхищение. Это здание, где нарушены все архитектурные правила, стало ярким выражением отваги басков.
Около половины общей площади (24 тыс. кв. м) составляет экспозиционное пространство. Выставочный зал, крупнейший в мире, имеет длину 130 м. Есть и другие залы, предназначенные для специальных показов и других мероприятий.
Наряду с музеями в Нью-Йорке и Венеции (Соломона Гуггенхейма и Пегги Гуггенхейм) музей в Бильбао обладает блестящей коллекцией искусства XX века. Выставки постоянно меняются, что дает возможность сравнить различные художественные течения и творчество художников США и Европы. Ранние авангардисты, такие как Василий Кандинский, Поль Сезанн и Пабло Пикассо могут соседствовать здесь с Константином Бранкузи, Питом Мондрианом или Йозефом Бойсом. Работы Макса Эрнста, Мэн Рэя, Марселя Дюшана и таких американских абстракционистов и мастеров поп-арта, как Роберт Раушенберг, Роберт Мозервелл, Джеймс Розен-квист, Клиффорд Стилл и Энди Уорхол, можно увидеть в галереях 103 и 105 на втором и третьем этажах.
В залах, посвященных современному испанскому искусству, выставляются ведущие испанские и баскские художники.
Большое внимание уделяется новым формам. Так, инсталляция Кристиана Болтански совмещается с фотомонтажом Гилберта и Джорджа и живописью Джулиана Шнабеля. Мультимедийные и иные специфические средства дают представление о творчестве Франческо Клементе, Сола Ле Витта, Фудзико Накайя, Ричарда Серра, а в углу атриума поместилась остроумная светодиодная инсталляция Дженни Хольцер. Проводятся и персональные выставки мастеров XX в., например, Ансельма Кифера.
wikiway.com
Музей Гуггенхайма в Бильбао (Испания): экспонаты, интересные факты, график работы
Посещение музея современного искусства открывает новый взгляд на мир и происходящее в нем порой с неожиданной стороны. Среди крупных музеев, специализирующихся именно на современных направлениях, хорошо известен музей Гуггенхайма в Бильбао, который находится в испанской провинции Бискайя. Осмотр экспонатов вызывает удивление, восхищение, резкое неприятие, задумчивость, но только не равнодушие. Художникам свойственно видеть повседневность через призму своего таланта, и они щедро делятся им с окружающими. Экскурсии по залам музея знакомят с различными стилями и течениями, предлагают посетителям погрузиться в удивительный мир нового видения реальности.
Музей Гуггенхайма — мир современного искусства
Уникальное творение современной архитектуры настраивает посетителей на особое восприятие происходящего уже на подходе к музею. Его конструкция настолько не соответствует окружающей действительности, что кажется фрагментом другой вселенной. Впечатление дополняют необычные скульптуры и инсталляции на прилегающей территории, а мост, пронзающий здание, добавляет ирреальности происходящему.
Архитектура музея
Музей Гуггенхайма в Бильбао считается филиалом Нью-Йоркского, тоже выполненного в необычной манере округлых форм и нарушения классических канонов архитектуры. Всего в разных странах работает 8 подобных выставочных комплексов. Современные материалы и технологии строительства позволили воплотить все идеи архитектора Фрэнка Гери, вид снаружи и интерьеры внутри музея поражают воображение необычностью форм, перекликаясь с шедеврами Антонио Гауди, работавшего в подобном стиле. Внешние плоскости музея покрыты титановыми пластинами, соединенными с деталями из песчаника и стеклянных фрагментов.
Много плоскостей, изогнутых под немыслимыми углами переплетаются между собой, создавая сюрреалистические формы.
Важно! Здание считается образцом деструктивизма.
Оно напоминает нечто среднее между инопланетным кораблем и фантастическим цветком. Буйство архитектурной фантазии буквально приковывает к себе взгляд в поисках хоть одной ровной линии или привычного изгиба. Сооружение отражается в воде залива, порождая причудливые блики и искажения, добавляя еще больше загадочности замыслу зодчего. Музей Гуггенхайма в Бильбао разделен на 3 уровня, с первого этажа спираль лестницы ведет сквозь череду залов, постоянная коллекция экспонатов находится на самом верху.
История возникновения музея Гуггенхайма в Бильбао
Открытие комплекса состоялось в 1997 году. Многие город мира предлагали свои территории для постройки, но был выбран именно Бильбао, поскольку муниципалитет согласился на все требования организаторов строительства без всяких ограничений. До постройки музея туристических объектов в городе почти не было. Исторический центр сильно пострадал во время войны, старинные здания были разрушены. Власти не стали восстанавливать руины, а пошли по другому пути. Город постепенно преображался, украсившись зданиями и парками в стиле модерн. Чтобы увеличить доходы от туристического бизнеса, необходимо было создать несколько уникальных объектов, куда бы стремились посетители. Так совпало, что фонд Гуггенхайм
vsya-planeta.ru