Утопический город в проектах архитектора Фрэнка Ллойда Райта
Каким видел идеальный город архитектор
Идея создания идеального города существовала всегда, многие философы размышляли о том, каким мог быть совершенный город – первым был Платон с его диалогом «Государство». Эта идея стала широко распространятся со времен Ренессанса и ярко воплотилась у ведущих умов Просвещения – Томаса Мора («Утопия»), Томаззо Кампанеллы («Город солнца»), Фрэнсиса Бэкона («Новая Атлантида»). В последующее время в большей или меньшей степени проекты «идеальных» городов разрабатывались Николя Леду, Ле Корбюзье, Говардом Эбенизером, Альбертом Шпеером, Генри Фордом. Даже в Советском Союзе с 1960-х гг. (аж до сих пор) разрабатывается модель идеального города, раскрытая в проекте «Новый элемент расселения».
Идеальный город Пальманова, Италия. Арх. Винченцо Скамоцци, 16 в.
Макет купольного здания для собраний в идеальном городе Германиа. Арх. Альберт Шпеер, 1930-е гг.
В начале ХХ века среди многих писателей, художников и архитекторов эта мысль снова начала набирать популярность. Идея создания утопического, идеального города была одной из самых озвучиваемых и обсуждаемых.
Проблема роста плотности городского населения стала наиболее ярко выкристаллизовываться в ХХ веке. Из пригородов и деревень хлынул поток людей, желающие заработать, индустриализация достигла своего пика, строились дома, заводы. В искусстве одной из основных сюжетных линий была тема человека и города, как он разрушающе действует на людей, как он разрастается, и в нем уже нет места для индивида – он просто перестал быть заметен в нем.
Фрэнк Ллойд Райт, крупнейший архитектор ХХ-го столетия во многом изменил наши представления об архитектуре, он был выразителем концепции «органической архитектуры», основателем которой был Луис Салливен. Райт был теоретиком этого направления, ратовал за идею открытого плана постройки. Но мало кто знает, что Райт был гораздо амбициознее, чем казалось – он работал над созданием плана нового города.
Разумеется, сейчас в ХХI веке такие идеи вызывают ироничный смешок или удивление, но стремление Райта изменить всю сущность города достойно пристального внимания.Фрэнк Ллойд Райт
В 1932 году Райт впервые выпускает книгу-манифест «Исчезающий город», которую переиздал в 2016 году Институт «Стрелка». В ней он представляет свой подробный проект по преобразованию концепции города – город будущего под названием «Акрогород». Он был воплощением справедливости, демократии, гуманности и свободы, где каждой семье в городе полагался минимум акр земли (0,405 га). В своем манифесте Райт подчеркивает разрушительную силу города, который вредит человеку своими арендными отношениями, вечной суетой, шумом, узенькими переулками, тесными квартирами. В таком городе человек становится рабом, который за крохотную комнатушку готов пахать день и ночь на радость арендодателю. Райт осознает проблему поглощения слабого человека мощным монструозным городом, поэтому предлагает создание города будущего, который, прежде всего, являет собой город для индивидуальности «как содержательной целостности человека» (Ф.
Идеальный город Райта – Акрогород, 1932 г.
Рассмотрим по пунктам, каким все-таки видел Райт идеальный город.
- Новая концепция роскоши и города будущего.
Райт предлагает развивать новую концепцию роскоши, то есть того, что среди большинства будет считаться престижным и приоритетным. Такая концепция развивается среди людей совершенно естественно, насильно не насаждается. Новой красотой теперь считается гармония и органичность, а новая концепция роскоши заключается в чувстве свободы.
Город будущего – это современный город, он толкает своих жителей на саморазвитие. А идеал современности – это демократия, интеграция, органичность, соответственно, город будущего должен сочетать все эти три важных аспекта. В городе будущего техника и машины поставлены на службу человеку и используются разумно для высоких целей. Архитектура и земельные участки отныне понимаются как часть общего ландшафта. Здания строятся исходя из соображений простоты, сбалансированности и идей новой красоты.
Райт подчеркивает, что сейчас американские города (и, в принципе, все развитые капиталистические города тех времен, а сейчас, почти все мегаполисы) ориентированы на домовладельца, арендатора, а город будущего ориентируется, прежде всего, на семьи, на простого человека, которому теперь доступна земля.
- Органическая архитектура как часть ландшафта.
Это один из самых важных пунктов в проекте Райта. Райт, как известно, активно развивал идею органической архитектуры, которая воплощала гармонию между человеком и природой. Райт понимал, что в те времена (как и сегодня) архитектура стала украшающим элементом города, а она должна быть, наоборот, главной составляющей, градообразующей частью. Более того, архитектура должна будет выполнять роль каркаса современной цивилизации. Архитектура должна быть современной, ориентироваться на человека, его образ жизни и природу вокруг, то есть быть «естественно горизонтальной и органичной», как говорит Райт.
Итак, какова же совершенная архитектура для совершенного города? Новая архитектура – олицетворение свободы человека, открытости, легкости, простора и силы. Она будет создаваться с применением стекла, стали, естественных материалов – дерева, кирпича, камня. Такие постройки гармонично сочетаются с ландшафтом, подчеркивают его особенности, уникальность, не мешают естественным изгибам рельефа. Больше никаких тесных и неудобных квартир, типовой застройки, жадных арендодателей, никакой коммерческой архитектуры. Отдельные жилые дома теперь составляют основу центральной части города, а многоквартирные высотки строятся исключительно в пригородах.
Райт придавал современной архитектуре огромное значение. Архитектура ХХ века «сможет объединить аспекты строительства и дизайна, сможет создать каркас, фон, материальное воплощение эры технического прогресса» – считал архитектор. По сути, Райт грезил и пытался возродить идею совершенной архитектуры как высочайшего из искусств и красот, как это было в античности. Поэтому Райт создавал проект Акрогорода исходя из принципа архитектуры. Дороги – вены и артерии, здания – клетки, сады и парки – эпидермис и волосы – все будет конструктом, архитектурой нового города.
- Каким должен быть новый дом
Райт пишет: «Каждый человек будет иметь по акру родной земли, [и] архитектура станет служить ему [человеку] непосредственно, создавая соответствующие новые дома – не только в гармонии с конкретным участком, но и в согласии с индивидуальным образом жизни отдельного человека». У каждой семьи – свой собственный, просторный, прочный, визуально легкий дом.
Постройка будет создана «с уважением к земле и природе». Стальные перекрытия будут дарить прочность и долговечность, стекло впустит свет солнца, позволит жильцам лицезреть вид сада, леса, рек и другой окружающей среды – «Дом станет садом, а сад – домом!»Высотки и многоквартирные дома теперь станут редкостью – вертикаль сменится горизонталью. Жилые дома будут располагаться недалеко от ферм, рынков, парков, школ и других нужных мест.
Ничто не будет отвлекать от главного, в создании жилого здания применяется минимум деталей – все будет просто и лаконично. Принцип «владей и храни» сойдет на нет. Теперь, современный американский дом – это не бетонный гробообразный куб, а легкая, органичная постройка. Во многом этот принцип отражает реализованный Райтом проект «Дом над водопадом». Это идеальная постройка, перетекающая в окружающую среду и позволяющая природе влиться в пространство дома.
Ф.-Л. Райт. Дом над водопадом, 1936-1939 гг. © AD Magazine
Дом станет более духовно значимым местом благодаря идеи свободного города. Феодальное «мой дом – моя крепость» сменится демократичным «мой дом есть залитый солнцем берег». В своем доме человек будет являться выразителем и выражением своего места в обществе и отношений с другими людьми; он сможет усовершенствовать свою землю как он захочет – возделывать, улучшать, выращивать.
Внутри дома все бытовые приборы объединятся в единый модуль; они будут доставляться на дом жителю в полном комплекте и централизованно управляться.
Человек наконец обретет свой идеал жилья. Он сможет ходить по просторному, залитому солнцем пространству в 10, а то больше футов. Этот дом будет принадлежать человеку по полному праву, не потому, что он выплатил ипотеку или взял кредит; дом не отберут за неуплату налогов или квартплаты.
Легкость, просторность пространства, простота и лаконичность дизайна смогут пробудить в человеке настоящее воображение, он захочет жить и совершать новые дела. У себя дома человек станет господином, он почувствует настоящую свободу, будто бы он на природе.
Теперь он будет владеть домом, просторным как природа, практически и духовно. И этот план действительно грандиозен.- Дороги и автострады
Дороги, транспорт и технические постройки будут состоять в гармонии с зелеными насаждениями, лесами, реками. Дороги и автострады теперь будут основными архитектурными элементами города и пейзажа. Одна из главных проблем всех жителей крупных мегаполисов – постоянные пробки – будут ликвидированы как главный источник хаоса. Ликвидация принесет в городское движение гармонию и размеренность.
Для защиты от снега вместо страшных противоснежных заграждений по обочинам будут высаживаться вечнозеленые растения (преимущественно, хвойные).
Дороги будут иметь не менее трех полос, главные автострады – не менее шести. Озеленение мест, где располагаются придорожные заправки и другие технические и сервисные постройки, станет обязательным – все пустоты покроются густой зелени. Озера и реки также станут отличным способом передвижения и средством сообщения между водоемами и сушей благодаря наличия у большинства жителей моторной лодки.
- Магазины, офисы, фабрики.
Фабрики и заводы переедут за город, в сельскую местность. Крупные фабрики будут разделены на небольшие модули, их рассредоточат по местности согласно новым эталонам пространственного плана. Кстати, важно упомянуть, что такая система мелких филиалов одной фабрики уже применяется в некоторых европейских странах. Централизация, согласно Райту, вредит жизни и, в целом, противоречит идеи Акрогорода.
Офисы должны будут формироваться рядом с отделениями полиции и пожарных станций. Каждая организация – будь то магазин или суд – будет располагаться не в «расфуфыренных» зданиях, а в подходящих им. Работник компании, профессионал сможет теперь работать прямо на своей земле, в своем доме. Для осуществления этой задумки рядом с жилыми домами будут располагаться магазины, аптеки, студии, рабочие бюро, галереи. Райт считает, что такое модульное строительство поспособствует обогащению архитектурного комплекса и сэкономит нервы и время людей. Профессионалу надо помогать работать и развиваться в комфортных для него условиях, а не в душном и тесном офисе.
Банки должны будут строится в центрах скопления «бюрократических» зданий. Гигантские банковские здания, по замыслу Райта, смогут «съежится» до размеров сейфа.
Магазины будут в основном строится вдоль магистралей. Постепенно небольшие магазинные точки превратятся в большие торговые центры. В комплекс торгового центра будут входить просторные парковки, кабаки, бары, рестораны, гостиницы. Работники таких торговых центров поселят максимум в 25 милях от работы.
- Новое общество: общественный центр, новая церковь, новая школа.
Общественные центры будут во всех новых городах; они выполнят функции образовательного и развлекательного центров. Расположатся они около автомобильных узлов, чтобы привлекать больше клиентов. Туда войдут гольф-клуб, зоопарк, клубы, художественные галереи, музей, театр, океанариум, планетарий, ботанический сад, которые объединятся в единый архитектурный ансамбль. Каждый такой центр будет абсолютно уникальным, он станет олицетворением лучших демократических идей без суетности и коммерции.
Новая церковь утратит пустую сентиментальность; религиозные чувства станут глубже благодаря идее нового идеала, новой роскоши. Она примет внеконфессиональный характер. «Церковь Акрогорода, – пишет Райт, – будет встречей с красотой на глубинах и высотах духа», паломники смогут ощутить снизошедшее утешение и благодать, испытать неподдельные чувства.
Что касается школ и университетов, то эта сфера тоже претерпит изменения. Школы будут создаваться по принципу «больше учителей, меньше учеников». Школа, рассчитанная на 47 человек будет уже считаться большой. Учебные заведения построят в самых прекрасных и живописных местах – садах и парках. Здания будут небольшими, одноэтажными, из стекла и стали; в них уместятся физкультурный и актовый залы, класс для занятий искусством, кухня и столовая. Каждая школа будет создаваться архитекторами и дизайнерами как настоящее произведение искусства – она воплотит идею индивидуализма.
Каждому из учеников выделят небольшой кусочек земли, где они смогут выращивать цветы и деревья, а на детских площадках поодаль – играть и общаться с одноклассниками. Работа на земле даст детям шанс узнать нюансы в выращивании растений, обучение рисованию и проектированию поспособствует эстетическому образованию, развитию моторики, ориентации в трехмерном пространстве, формированию богатой фантазии. Все это сможет создать гармоничную личность. Райт считает, «визуально образованный – современно образованный!».
Один из эскизов Ф.-Л. Райта
Безусловно, это целиком и полностью утопический проект, который в начале 1930-х гг, увы, не мог быть осуществлен. Идея Райта о городе будущего для идеального человека будущего прозвучала в самом конце эпохи, когда утопия была главной целью людей, все стремились создать идеалы, будь то города или лекарства. Тогда европейская и американская культура получили слишком большую дозу утопических идей. Проблемы культур зрели как гнойник, и в итоге, ничем хорошим это не кончилось – экономические кризисы, Великая Депрессия, а затем приход к власти Гитлера и Вторая мировая война напрочь изменили облик человечества – вера в гуманную сущность людей была безвозвратно потеряна.
Текст: Анастасия Бойе
12 советов молодому архитектору от Фрэнка Ллойда Райта :: Статьи
Американский архитектор Фрэнк Ллойд Райт, помимо обширного архитектурного наследия, оставил после себя более 20 книг, посвященных, по большей части, проблемам архитектуры. Одной из самых известных стала книга «Будущее архитектуры», в которой Райт дает напутствия будущему поколению архитекторов.
«Молодому архитектору» — одна из двух лекций, прочитанных Фрэнком Ллойдом Райтом в Чикаго в 1931 году. Несмотря на давность, многие ее тезисы актуальны до сих пор. Архитектор размышляет об отсталости системы архитектурного образования, о важности изучения технологий и материалов и о коммерциализации архитектуры. В конце он дает двенадцать советов молодому архитектору:
Фрэнк Ллойд Райт
архитектор
1. Забудьте обо всех архитектурах мира, если не понимаете того, что они были хороши в своем роде и в свое время
2. Пусть никто из вас не вступает в архитектуру ради того, чтобы зарабатывать себе на жизнь, если вы не любите архитектуру как живой принцип, если вы не любите ее ради нее; готовьтесь быть верными ей, как матери, другу, самому себе.
3. Берегитесь архитектурных школ во всем, кроме обучения инженерному делу.
4. Идите на производство, где вы сможете видеть работу механизмов, производящих современные здания, или работайте в практическом строительстве до тех пор, пока не сможете естественным образом перейти от строительства к проектированию.
5. Немедленно начните вырабатывать в себе привычку задумываться «почему» по поводу всего, что вам нравится или не нравится.
6. Не считайте ничего само собою разумеющимся — прекрасным или безобразным — но каждое здание разбирайте по частям, придираясь к каждой черточке. Учитесь отличать любопытное от красивого.
7. Приобретите привычку анализировать, со временем способность анализа даст возможность развиваться способности синтеза, которые тоже станут привычкой разума.
8. «Мыслите простыми категориями», как говаривал мой учитель, имея при этом в виду, что целое сводится к его частям и простейшим элементам на основе первоосновных принципов. Делайте так для того, чтобы идти от общего к частному, никогда их не путая, иначе запутаетесь сами.
9. Отбросьте, как отраву, американскую идею «быстрой оборачиваемости». Начать практическую деятельность полуиспеченным — это значит продать свое врожденное право быть архитектором за чечевичную похлебку или так и умереть, претендуя на то, чтобы быть архитектором.
10. Не торопитесь заканчивать свою подготовку. По меньшей мере десять лет предварительной подготовки к архитектурной практике нужно тому архитектору, который хочет подняться выше среднего уровня в умении оценивать и в практической архитектурной деятельности.
11. Затем уезжайте как можно дальше от своего дома, чтобы строить свои первые здания. Врач может похоронить свои ошибки, но архитектор может только посоветовать заказчику посадить вьющиеся растения.
12. Считайте постройку курятника такой же хорошей для себя работой, как постройку собора. Величина проекта мало значит в искусстве, если отвлечься от финансовых вопросов. В действительный в расчет принимается выразительность. Выразительность может быть большой в малом или малой в большом.
В качестве дополнения нельзя не привести отрывок из размышлений Райта о современной органичной архитектуре, высказанных на той же лекции:
В органичной архитектуре жесткая прямая линия прерывается, превращаясь в пунктирную линию, которая не ограничивается одной лишь голой необходимостью, но допускает проявление соответствующего ритма, чтобы дать место суждению о должных ценностях. Это — современно.
В органичной архитектуре замысел здания как здания начинается с основного и развивается к внешней выразительности, но не начинается с какой-либо картинной выразительности, чтобы затем идти наощупь в обратном направлении. Это — современно.
Устав от повторений безликих банальностей, в которых свет отражается от голых плоскостей или уныло проваливается в дыры, вырезанные в них, органическая архитектура снова приводит человека лицом к лицу к соответствующей природе игры светотени, дающей свободу творческой мысли человека и свойственному ему чувству художественного воображения. Это — современно.
Понимание внутреннего пространства как реальности в органичной архитектуре согласуется с возросшими возможностями современных материалов. Здание теперь фигурирует в соответствии с этим пониманием внутреннего пространства; ограждение теперь фигурирует не как только стены и крыши, но как ограждение внутреннего пространства. Эта реальность — современна.
В подлинно современной архитектуре, таким образом, ощущение поверхности и массы исчезает. Сооружение не в меньшей степени должно быть выражением принципа силы, направленной к цели, чем то, которое видно в любом механическом приспособлении или аппарате. Современная архитектура утверждает высшее человеческое ощущение освещенного солнцем пространства. Органичные здания — это прочность и легкость паутины, здания, характеризующиеся светом и выраженные характером окружения — связанные с землей. Вот это — современно!
Книга «Будущее архитектуры» была переведена на русский язык и издана в СССР под редакцией видного архитектора А. И. Геггело в 1960 году, спустя год после смерти Фрэнка Ллойда Райта.
Фото © Tour de Force 360VR, xlforum.net, studyblue.com, flwright.org, trekearth.com
Фрэнк Ллойд Райт | Дезин
«Имена мертвых архитекторов — идеальный секретный ингредиент для продажи множества посредственных товаров»
Продукты под маркой архитектуры, такие как Kith и недавно выпущенные кроссовки Frank Lloyd Wright от New Balance, подрывают ценности профессии, пишет Райан Скавники. Подробнее
Райан Скавники | | Оставить комментарийСигэру Бан демонстрирует огни Талиесин Фрэнка Ллойда Райта в туннеле из бумажных труб
Архитектор Шигеру Бан создал пространство из бумажных трубок для демонстрации ламп архитектора Фрэнка Ллойда Райта для выставки «Гармония формы и функции» во время недели дизайна в Милане. Подробнее
Кайса Карлсон | | Оставить комментарий«Ничего общего с Фрэнком Ллойдом Райтом», — говорит комментатор
.В обновлении комментариев на этой неделе читатели обсудили недавно выпущенные кроссовки, основанные на набросках Фрэнка Ллойда Райта. Подробнее
Руперт Бикерстет | | Оставить комментарийKith выпускает кроссовки New Balance, основанные на эскизах Фрэнка Ллойда Райта
Основатель Kith Ронни Файг объединился с Фондом Фрэнка Ллойда Райта, чтобы выпустить кроссовки New Balance, основанные на утопических эскизах Райта Broadacre City. Подробнее
Бен Дрейт | | Оставить комментарийSteelcase запускает линию мебели на основе дизайна Фрэнка Ллойда Райта
Американская компания Steelcase использовала архивные проекты архитектора Фрэнка Ллойда Райта для создания Racine Collection, линии мебели для домашнего офиса. Подробнее
Бен Дрейт | | Оставить комментарийНа этой неделе мы визуализировали недостроенные здания Фрэнка Ллойда Райта
На этой неделе на Dezeen мы опубликовали набор визуализаций незавершенных проектов американского архитектора Фрэнка Ллойда Райта, созданных испанским архитектором Дэвидом Ромеро. Подробнее
Том Рейвенскрофт | | Оставить комментарийНепостроенные здания Фрэнка Ллойда Райта показаны в серии рендеров
Испанский архитектор Дэвид Ромеро выпустил набор визуализаций, на которых изображены незавершенные проекты американского архитектора Фрэнка Ллойда Райта, в том числе небоскреб высотой в милю и плавучие домики летней колонии на озере Тахо. Подробнее
Бен Дрейт | | Оставить комментарийDiller Scofidio + Renfro собираются восстановить театр Фрэнка Ллойда Райта в Далласе
Нью-йоркская архитектурная студия Diller Scofidio + Renfro была выбрана для реконструкции театра Калита Хамфрис в Далласе, штат Техас, спроектированного Фрэнком Ллойдом Райтом. Подробнее
Бен Дрейт | | Оставить комментарийЛампы Taliesin от Фрэнка Ллойда Райта и Ямагивы
Выставочный зал Dezeen: деревянные светильники, спроектированные покойным архитектором Фрэнком Ллойдом Райтом для его дома Талиесин в 1911 году в Висконсине, были предоставлены японским брендом Yamagiwa. Еще
Персонал Дезин |«Никто не может быть Фрэнком Ллойдом Райтом 21 века», — говорит комментатор
В комментариях на этой неделе читатели обсуждают, стоит ли архитектор Бьярке Ингельс в одном ряду с великими людьми 20-го века, такими как Фрэнк Ллойд Райт, и делятся своим мнением о других главных событиях. Подробнее
Карен Андерсон | | Оставить комментарийБьярке Ингельс — «Фрэнк Ллойд Райт этого века», — говорит американский режиссер-модернист
Архитектор Бьярке Ингельс стоит в одном ряду с великими людьми 20-го века, такими как Фрэнк Ллойд Райт, Ээро Сааринен и Джон Лотнер, по словам директора американского модерниста Джорджа Смарт. Подробнее
Маркус Фэйрс | | Оставить комментарийАрхитектурная школа Фрэнка Ллойда Райта в Талиесине переезжает в Cosanti Паоло Солери
Архитектурная школа Фрэнка Ллойда Райта в Талиесине изменит свое название и перенесет свои кампусы в районы Косанти и Аркосанти, спроектированные итало-американским архитектором Паоло Солери в Аризоне. Еще
Элеонора Гибсон | | Оставить комментарийСайты Фрэнка Ллойда Райта предлагают виртуальные туры во время пандемии
Fallingwater, Hollyhock House и Taliesin West входят в число 12 отелей, спроектированных Фрэнком Ллойдом Райтом, которые открывают свои двери для виртуальных туров. Подробнее
Элеонора Гибсон | | Оставить комментарий«Фонд Фрэнка Ллойда Райта сделал все возможное, чтобы помешать нашему видению и духу»
Аарон Бетски, президент Архитектурной школы Фрэнка Ллойда Райта в Талиесине, покидает свой пост после ожесточенной борьбы за спасение экспериментального учреждения. Здесь он подробно описывает закулисную битву за спасение школы. Подробнее
Аарон Бетски | | Оставить комментарийПравление школы архитектуры в Талиесине отменяет решение о закрытии школы Фрэнка Ллойда Райта
Совет директоров Архитектурной школы в Талиесине, основанной Фрэнком Ллойдом Райтом в 19 году. 32, проголосовала за отмену своего решения о закрытии после того, как общественный резонанс позволил ей получить дополнительное финансирование. Подробнее
Том Рейвенскрофт | | Оставить комментарийDiller Scofidio + Renfro для ремонта театра Фрэнка Ллойда Райта в Далласе
Компания Diller Scofidio + Renfro была выбрана для проектирования реконструкции театра Калиты Хамфрис в Далласе, штат Техас, единственного театра, построенного Фрэнком Ллойдом Райтом. Подробнее
Бриджит Когли | | Оставить комментарий«Что является большим преступлением — разрушить все здания Фрэнка Ллойда Райта или идеи, которые он заложил?»
После известий о закрытии в этом году Архитектурной школы Фрэнка Ллойда Райта в Талиесине первокурсник Алекс Мартинек размышляет о том, что это знаменует собой конец не только физического учебного заведения, но и образа мышления архитектора. Подробнее
Алекс Мартинек | | Оставить комментарийЗакрытие архитектурной школы в Талиесине является «нападением на наследие Райта», говорит архитектор Бен Аранда
Архитектор Бен Аранда назвал закрытие Архитектурной школы Фрэнка Ллойда Райта в Талиесине «трагедией» и потребовал больше информации. Подробнее
Элеонора Гибсон | | Оставить комментарийАрхитектурная школа Фрэнка Ллойда Райта в Талиесине закрывается через 88 лет
Архитектурная школа в Талиесине, которую Фрэнк Ллойд Райт основал почти 90 лет назад, закроется в июне после того, как не смог прийти к финансовому соглашению с Фондом Фрэнка Ллойда Райта. Подробнее
Элеонора Гибсон | | Оставить комментарийВосемь зданий Фрэнка Ллойда Райта добавлены в Список всемирного наследия ЮНЕСКО
Восемь зданий американского архитектора Фрэнка Ллойда Райта внесены в Список всемирного наследия ЮНЕСКО, в том числе его знаменитый дом Фоллингуотер и музей Гуггенхайма в Нью-Йорке. Подробнее
Блок Индии | | Оставить комментарий