Барселона: за вдохновением от архитектуры Гауди
Мировой столицей дизайна интерьеров давно признан Милан, молодые архитекторы и урбанисты стремятся в Швейцарию и Нидерланды, чтобы увидеть там передовые достижения в своей области. Но ещё одно важное направление для всех будущих дизайнеров и архитекторов, место силы и вдохновения – это Барселона. Специально для DEL’ARTE Magazine Валерия Саймова рассказывает, почему важно внимательно посмотреть на все здания, которые спроектировал Антонио Гауди, их интерьеры и окружающий ландшафт.
Сложно представить столицу Каталонии без творений Гауди. Его стиль – микс ориентальных мотивов и традиционных местных ремёсел, органических форм и языка природы – уникален, и именно с ним ассоциируется испанское ар-нуво.
Дом Висенс – первый важный проект архитектора, в котором воплотилась его любовь к восточным мотивам. Вдохновлённый искусством Ближнего Востока, Индии, Персии, Японии, стилем мудехар и декором периода династии Насридов, Гауди использовал керамическую плитку, митральные арки и кирпичные картуши.
© Фото: Валерия Саймова
«Когда я пришёл, чтобы заняться измерениями местности, я увидел, что всё вокруг покрыто жёлтыми цветами календулы, которые я использовал как главный мотив для керамики. Здесь же я увидел пальмы сабаль (palmetto), их листья стали мотивом решетки ограждения», — так описал Гауди свои главные источники вдохновения.
© Фото: Валерия Саймова
В этом проекте Гауди уже стремится сочетать практичность и эстетику с комфортом и идеей благополучия (well-being), а также создать совершенную гармонию между устройством сада и окрестностями. Архитектор опирался на принципы мультидисциплинарности и позаботился о таких аспектах, как освещение, вентиляция, а также разработал детали интерьера, мебель и декор, пытаясь создать оптимальные условия для проживания в доме.
© Фото: Валерия Саймова
Одна из самых красивых комнат дома Висенс – крытая веранда рядом со столовой, соединённая с садом деревянной решёткой, похожей на японские ситоми. Открыв решётку, хозяева получали единое пространство с фонтаном в ренессансном стиле. Вода в нём текла тонкой плоской струёй, а когда через неё проходил свет, отражала все цвета радуги. Ещё одна оригинальная комната – курительная, в которой потолок напоминает арабские мукарнасы из дворца Альгамбра в Гранаде.
© Фото: Валерия Саймова
Гауди также уделил особое внимание саду: так как дом Висенс был летней резиденцией, то зелёное пространство вокруг него играло важную роль. Изначальный проект включал, помимо растительности, фонтан, декорированный керамической плиткой, и водопад из камней. В 1925 году резиденцию расширили, и современный сад – это лишь интерпретация идей Гауди.
Это здание также относится к периоду увлечения Гауди мавританской архитектурой. Снаружи здание выглядит аскетично по сравнению с другими его творениями. Строгую геометрию разбивают лишь выступающие части фасада и внушительные параболические арки. Их ажурные кованые решётки отсылают то ли к арабской каллиграфии, то ли к важному для искусства модерна узору «удар бича», образуя замысловатыми линиями инициалы владельца. В экстерьере выступающий эркер напоминает мусульманские машрабии – внешне похожие на балкончики элементы арабской архитектуры с решётчатыми ширмами, обычно созданными из дерева.
© Фото: Валерия Саймова
Внутри дворца Гауди разработал сложное и богатое убранство. Центральный объём – большой зал, перекрытый куполом, покоящимся на пересечении параболических арок. Гладкость и монохромность внутренней плоскости купола нарушается перфорацией – он буквально усеян отверстиями, пропускающими естественный свет. Всё это дает ощущение мерцания на тёмном фоне, напоминающее звездное небо.
© Фото: Валерия Саймова
В интерьере Гауди использует множество деревянных элементов: как конструктивных вроде резных многолопастных мавританских арок, так и декоративных, например, деревянные панели в отделке стен и потолков. Использование дерева в сочетании с другими более прочными материалами – тоже черта мавританского зодчества, активно проявленная в памятниках Альгамбры.
© Фото: Валерия Саймова
Дом, построенный Гауди для текстильного магната Жозепа Бальо-и-Касановаса, – один из символов Барселоны. Гауди получил карт-бланш от заказчика и занимался не только разработкой проекта в русле собственного уникального стиля, но и руководил всеми работами, лично контролируя процессы. Волнообразный фасад сделан из песчаника с горы Монжуик, поверхность украшена «ломаной» мозаикой тренкадис – излюбленной техникой архитектора. Битое стекло для неё Гауди получил из отходов местного стекольного завода и лично руководил размещением фрагментов на фасаде. Но главный конструктивный и декоративный элемент дома Бальо – это сложное извилистое перекрытие в виде хребта дракона, покрытое цветной черепицей. Оно переливается словно чешуя хамелеона, придавая зданию фантастический вид.
© Фото: Валерия Саймова
Гауди сохранил прямоугольную форму балконов предыдущего здания, но добавил маскообразные железные перила, которые сгладили строгую геометрию, не свойственную общей стилистике дома. Окна имеют сложную изогнутую форму и украшены цветным стеклом наподобие витражей. Гауди внимательно относился к освещению и вентиляции, поэтому организовал внутренний световой дворик, который был отделан керамической плиткой с цветовым градиентом.
© Фото: Валерия Саймова
Кроме того, архитектор славился вниманием к деталям. Так, для дома Бальо Гауди разработал шестиугольную плитку зелёного цвета с узорами водорослей, раковин и кругов на воде. Она так и не была использована в этом проекте, зато позже ей замостили проспект Пасео де Грасия в Барселоне. Для дома Бальо Гауди спроектировал и мебель. Большинство предметов созданы в русле эргономики, например знаменитая Casa Batlló Confidant, округлые формы которой согласуются с формами человеческого тела.
© Фото: Валерия Саймова
Дом Мила или «Ла Педрера», что переводится с каталонского языка как «карьер» – масштабное сооружение, три фасада которого объединены общей подвижной пластической структурой. Волнообразная плоскость, характерная и для других работ Гауди, сложена из больших блоков известняка, что создаёт ощущение цельного, монолитного камня, а точнее, скалы. Слегка углублённые в толщу внешней стены окна разных форм, расположенные без строгого ритма, поддерживают идею этой архитектуры как естественного, природного образования. Визуальный образ здания отсылает к традициям скального зодчества Малой Азии, всё же прозвище «Ла Педрера» дом получил не случайно.
© Фото: Валерия Саймова
Гауди отказался от традиционной системы с несущими конструкциями внутри здания, поэтому внутренние помещения имеют открытую, свободную планировку, которая может меняться в зависимости от потребностей жителей. Фресковые росписи вестибюля были созданы каталонскими художниками-символистами и приближаются к абстрактной, беспредметной живописи, с порой проступающими растительными мотивами или имитацией тренкадиса.
© Фото: Валерия Саймова
Гауди был адептом идеи синтеза искусств, которая отчетливо проявлена в его работах. Он сам изучал смежные направления, например скульптуру, столярное дело, работу с металлом, стекольное, гончарное дело и гипсомоделирование. Все эти знания позволяли ему проектировать здания вплоть до деталей отделки, освещения и мебели. Опыт работы с разными материалами, особенно с глиной, отчасти объясняет пластические особенности зданий Гауди.
© Фото: Валерия Саймова
Внутри Гауди: ретроспектива в Орсе
ВыставкиПариж Франция
Антонио Гауди. Деревянные ширмы из дома Мила в Барселоне.
Фото: Christian Crampon/Sophie Crépy
№101
Материал из газеты
Выставка в парижском Музее Орсе представляет уникальные творения великого каталонского модерниста в контексте художественной и общественно-политической жизни Барселоны рубежа XIX–XX веков
Хлоя Эшби
25.05.2022
Антонио Гауди начал работу над храмом Святого Семейства (Саграда Фамилия) в Барселоне в возрасте 31 года. В 73, накануне смерти через несколько дней после того, как его сбил трамвай, архитектор все еще трудился над этим проектом. Это произошло в 1926 году, и уже тогда фантастическая базилика с конусовидными башнями и похожим на волшебную пещеру интерьером была настоящим триумфом. На сегодняшний день ее строительство еще не завершено, и она продолжает привлекать огромные толпы посетителей. Но Элиз Дюбрёй, одна из кураторов выставки в Музее Орсе, посвященной каталонскому архитектору, напоминает: «На самом деле наследие Гауди — это целый большой мир, далеко не ограничивающийся его самой знаменитой работой».
Вид экспозиции «Гауди» в Музее Орсе.
Фото: Sophie Crépy
Дюбрёй и ее коллеги Хуан Хосе Лауэрта и Изабель Моран Лутрель начали работу над иммерсивной ретроспективой еще в 2017 году. Выставка представляет уникальные творения великого каталонского модерниста в контексте художественной и общественно-политической жизни Барселоны рубежа XIX–XX веков, когда художники и архитекторы обрели новые технические возможности (и множество богатых покровителей) благодаря стремительному развитию промышленности. Выставка ведет зрителей от периода профессионального становления Гауди через эксцентричные особняки, построенные им в районе Эшампле, к новому собору, который сам он называл храмом.
Зеркальные муралы Антонио Гауди.
Фото: RMN-Grand Palais (musée d’Orsay)/Patrice Schmidt
«Его имя известно во всем мире, но нам важно, чтобы люди узнали Гауди и его творчество во всем многообразии, поняли его наследие», — объясняет Дюбрёй. Главнейшими источниками знаний об этом служат архитектурная графика и модели, которые создавал сам Гауди с командой, проливающие свет на его творческий метод и увлечение яркими цветами и изогнутыми формами. В числе экспонатов два оригинальных наброска к церкви в колонии Гуэль — уникальные чертежи, уцелевшие после разрушения его мастерской во время гражданской войны в Испании. «Это единственные имеющиеся у нас непосредственные свидетельства, они бесценны», — говорит Дюбрёй.
На выставке впервые экспонируются деревянные панели, украшавшие одну из комнат дома Мила, также известного как Ла Педрера («каменоломня»).
Вид экспозиции «Гауди» в Музее Орсе.
Фото: Sophie Crépy
Это первая за полвека большая выставка работ Антонио Гауди во Франции. Она приглашает зрителей не ограничиваться головокружительным сказочным собором и познакомиться ближе с уникальным художником, который, уважая историю Каталонии, черпал вдохновение в готике и мавританском стиле и, смешивая их с мотивами ар-нуво, создал неповторимый визуальный образ Барселоны.
О его личной жизни известно мало, помимо того факта, что он редко путешествовал и целиком отдавался работе и вере. Как отмечает Дюбрёй, «его жизнью была работа».
Музей Орсе
«Гауди»
До 17 июля
Подписаться на новости
Музей Орсе Антонио Гауди
Находки в Тоскане меняют представления об истории
Обнаруженные в древнеримских термах бронзовые скульптуры тесно связаны с этрусской цивилизацией. Археологические раскопки близ города Сан-Кашано-деи-Баньи позволили по-новому взглянуть на культурные и политические процессы в античную эпоху
10.04.2023
Елена Проничева: «Мы не „музей современного искусства“»
Новый генеральный директор Государственной Третьяковской галереи рассказала о планах развития музея в регионах и своих взглядах на музейную стратегию в целом
25.04.2023
Светоносным кирпичам дарят вторую жизнь
В Государственном музее архитектуры имени А.В.Щусева инициировали возрождение технологии изготовления стеклянных кирпичей Фальконье, популярных на рубеже XIX–XX веков
07. 04.2023
Русские выводы из французского импрессионизма
На выставке «После импрессионизма» в Пушкинском музее проследили этапы рождения авангардного искусства, сопоставив произведения русской живописи второй половины XIX — начала ХХ века с шедеврами французской живописи от импрессионизма до кубизма
18.04.2023
Новый дом современного искусства в Калининграде
Ранее бездомный Балтийский филиал ГМИИ им. А.С.Пушкина (бывший ГЦСИ Калининград) наконец получил собственное помещение на первом этаже жилого дома в центре города. Там уже прошла первая выставка
05.04.2023
Наука и искусство — две части одного уравнения
Еврейский музей и центр толерантности совместно с Политехническим музеем подготовил эпохальный проект «На языке правил и исключений. Наука и искусство», посвященный взаимоотношениям двух важнейших видов человеческой деятельности
04.04.2023
Степан Вишневский: «Искусство для меня, а не я ему подчиняюсь»
Правнук легендарного коллекционера и основателя Музея Тропинина Феликса Вишневского рассказал о семейном наследии, внутренней потребности в красивых вещах, современной жизни старинного дома и концепции Аукционного дома Клуба коллекционеров графики
06. 04.2023
Бесплатные фото и картинки гауди
Связанные изображения из iStock
барселона до н.э. парк гуэль
Барселона от Парка Гуэля
Испания Барселона парк
Странные колонны
Испания Барселона Гауди
Интересные дымоходы
Испания Барселона Гауди
Интересные дымоходы
Испания Барселона парк
Странные колонны
барселона Испания Гауди
Крыша Ла Педрера, Барселона 2
барселона Испания Гауди
Крыша Ла Педрера, Барселона 1
Интерьер Саграда семья
Саграда Фамилия 3
Гауди парк Барселона
Парк Гауди Барселона
Педрера крыша художник
Ла Педрера 2
Педрера крыша художник
Ла Педрера 3
крест Гауди фон
Фотофайл Гауди
зеленый туннель Гауди
Зеленый тоннель
камень столбы проход
Каменный проход
дом архитектура Барселона
Крыши Гауди
дом архитектура Барселона
Крыши Гауди
Гауди Испания дом
Дом Бальо
фаянс куски Барселона
Плитка Гауди
фаянс куски Барселона
Плитка Гауди
фаянс куски Барселона
Плитка Гауди
фаянс куски Барселона
Плитка Гауди
фаянс куски Барселона
Плитка Гауди
фаянс куски Барселона
Плитка Гауди
фаянс куски Барселона
Плитка Гауди
Барселона Испания Гауди
Окно Гауди
дом Гауди Барселона
Дом по проекту Гауди
Гауди Антони Гауди
Каса Мила
барселона парк Гуэль
Вид на Барселону из парка Гуэль
улица Барселона городской пейзаж
Улица в Барселоне
Педрера Гауди Барселона
Ла Педрера
Гауди сад барса
Сад Барса
архитектура барселона Каталония
Уличная жизнь Барселоны
Барселона Гауди гуди
Гауди
архитектура барселона Каталония
Уличная жизнь Барселоны
архитектура барселона Каталония
Барселона один
Парк Гуэль Барселона
Парк Гуэля Гауди
крыша Гауди барселона
Крыша Гауди 1
крыша Гауди барселона
Крыша Гауди 2
абстрактный Антонио Гауди
Керамика I
абстрактный Антонио Гауди
Керамика II
абстрактный Антонио Гауди
Керамика III
карнавал маскировка Гауди
Карнавал
Педрера педрера барселона
Ла Педрера
Гауди барселона архитектурный
Барселона
Гауди барселона синий
Гауди
искусство архитектура барселона
Дверь Гауди
Модернист модернизм изгородь
Модернистский металлический забор от Гауди
Антони Гауди Гауди
Гауди
парк барселона Испания
Барселона — Гауди
Пальма канарейка острова
Сельский Гауди
пол мозаика цвета
Парк Гуэль 1
пол мозаика цвета
Парк Гуэль 4
пол мозаика цвета
Парк Гуэль 2
пол мозаика цвета
Парк Гуэль 3
Гауди архитектура барселона
Европейская архитектура 4
Гауди архитектура барселона
Европейская архитектура 5
барселона Испания Гауди
Барселона — Испания 1
дом Мила архитектура
Дом Мила
Барселона педрера Гауди
Ла Педрера 2
Антонио Гауди Часть серии На открытом воздухе
Строительство церкви, дизайн Антонио Гауди
Ищете иллюстрации Гауди? Перейти к иллюстрации
Связанные ключевые слова
Барселона Гауди Гауди Испания архитектура Гуэль барселона парк
Подробнее
Связанные изображения из iStock |
170 лет со дня рождения Антонио Гауди, иконы модернистской архитектуры в Барселоне
170 лет Антонио Гауди, иконы модернистской архитектуры в Барселоне
Барселона, Испания – 15 сентября 2019 г. : vista aérea de la ciudad de Barcelona, en el centro la iglesia y museo Sagrada Familia, Антонио Гауди, построенный в 1880 году. Изображение © Адель Ньюман / Shutterstock.com- Автор: Мили Санчес Аскона | Перевод Амелия Перес Браво
25 июня 2022 года исполнилось 170 лет со дня рождения Антони Гауди, величайшего представителя каталонского модернизма, и мы празднуем в этот день, поделившись история его жизни и воспоминания о его творчестве.
+ 8
Гауди родился в 1852 году в Реусе, Таррагона, тогда втором по значимости городе Каталонии, большую часть своего детства провел в сельской местности провинции. Геология этого места, его флора и фауна оказали большое влияние на его более поздние архитектурные идеи. Работа его отца, медника, также оказала значительное влияние на его личность в формальном и конструктивном плане: он постоянно видел, как он лепит и сгибает медные пластины своим молотом, чтобы создать сосуды, в которых он позже будет перегонять спирт.
Casa Vicens / Антонио Гауди. Изображение © Marco Fine / Shutterstock.comС начальной школы Гауди проявлял особый интерес и способности к таким предметам, как рисование, геометрия и арифметика, поэтому неудивительно, что он переехал в Барселону, чтобы изучать архитектуру. Во время учебы он работал ассистентом у известных архитекторов того времени и в мастерских ремесленников, где впервые попробовал работать с такими материалами, как дерево, керамика, стекло и камень.
Саграда Фамилия / Антонио Гауди. Изображение © Мили Санчес АсконаВ 1878 году он получил квалификацию архитектора и с тех пор начал свою непрерывную профессиональную деятельность до дня своей смерти в 1926 году, когда его сбил трамвай.
Гауди — международная фигура в архитектуре, в этом нет никаких сомнений. Но его история не всегда была такой. В течение многих лет его проекты были вообще непоняты, его собственные сограждане не понимали оригинальности и исключительности его творчества, его предложения считались произвольными и пустыми формами.
Саграда Фамилия / Антонио Гауди. Image © Mili Sánchez AzconaТолько в середине двадцатого века многие ученые начали посещать столицу Каталонии, чтобы увидеть эту необычную работу, и начался международный интерес к Гауди. Сальвадор Дали был первым голосом современности, поднявшим голос в пользу архитектора, за ним последовали Ле Корбюзье, Жозеп-Луис Сер и многие другие важные фигуры в этой дисциплине.
Саграда Фамилия / Антонио Гауди. Изображение © Мили Санчес Аскона«Оригинальность состоит в возвращении к истокам: оригинальность — это то, что возвращает к простоте первых решений» — Антонио Гауди
Нельзя отрицать, что оригинальность его работ превзошла работы его современников в каталонском модернизме. Ниже приведены некоторые из его наиболее важных проектов и статей.
Классика нашей эры: Саграда Фамилия / Антонио Гауди Саграда Фамилия / Антонио Гауди. Изображение © Мили Санчес АсконаИзвестный как наиболее представительная работа каталонского модерна (модернизма) и самая важная работа архитектора, Искупительный храм Святого Семейства, большая католическая базилика, расположена в Барселоне, Испания. Строительство началось в 1882 году и продолжается до сих пор.
Классика нашей эры: Дом Мила / Антонио Гауди Дом Мила / Антонио Гауди. Image © Mili Sánchez AzconaСо своим волнообразным фасадом и сюрреалистической скульптурной крышей дом Мила выглядит скорее органичным, чем искусственным, как будто он был высечен прямо из земли. Расположенное в центре Барселоны и более известное как Ла Педрера, здание, как и Дом Бальо и Парк Гуэля, было вдохновлено модернистским движением, стилем испанского модерна.
Классика AD: Классика AD: Дом Бальо / Антонио Гауди Дом Бальо / Антонио Гауди. Изображение © r.nagy / Shutterstock.comДом Бальо был построен между 1904 и 1906 годами. Вся архитектура этой работы основана на формах животных, особенно на океане, благодаря работе с кривыми, намеками на скелет и яркими цветами. которые вместе составляют шедевр в Барселоне.
Классика нашей эры: Парк Гуэля / Антонио Гауди Парк Гуэль / Антонио Гауди. Изображение © STLJB / Shutterstock.comПарк Гуэля — большой парк, спроектированный архитектором Антонио Гауди по просьбе графа Эусеби Гуэля, который хотел построить стильный парк для аристократов Барселоны. В этом парке Гауди сочетает свой экстравагантный стиль с природой, чтобы придумать конструкции, которые возвышаются над землей, как деревья, но идентифицируются как построенные элементы.
AD Classics: Colònia Güell / Antoni Gaudí © Samuel LudwigColònia Güell была рабочей колонией, расположенной в Санта-Колома-де-Сервелло, ныне городе с населением около 7000 человек, в 20 км от Барселоны. Этот район был промышленным пригородом, который быстро рос в конце 19 века.век.
- Статья по теме:
От камня ручной работы к 3D-печати: технологическая и материальная эволюция храма Святого Семейства Гауди
Процитируйте: 902 66 Санчес, Мили. «170-летие Антонио Гауди, иконы модернистской архитектуры в Барселоне» [170 Aniversario de la arquitectura modernista en Barcelona] 09 июля 2022 г.