Гауди стиль архитектуры: Архитектурный стиль Антонио Гауди | Mensh.ru

Архитектурный стиль Антонио Гауди | Mensh.ru

Гениальный каталонский архитектор Антонио Гауди-и-Корнет, родившийся 25 июня 1852 г., связал воедино старинные традиции и стилистику модерна.

В своих проектах Гауди опирался на национальную готику и характерные особенности народной каталонской культуры.

Ле Корбюзье называл Гауди «конструктором ХХ в.», а современная критика подчеркивает его удивительную способность сочетать в себе таланты строителя, скульптора, художника и архитектора.

Содержание

  • Особенности стиля Гауди
  • Каса Висенс
  • Каса эль Каприччо
  • Дворец в Асторге
  • Саграда Фамилия

Особенности стиля Гауди

Его архитектура далека от общепринятой. Гауди причисляют к каталонскому модерну, но полностью он не вписывается ни в какое архитектурное течение, так как он предпочитал перемешивать все архитектурные стили, создав свою собственную эклектику.

Что, действительно, отличает его от всех — это связь архитектуры с природой. Гауди сумел перенести законы природы на архитектуру, добиться непрерывной текучести архитектурных форм, доступных лишь живой природе. Он применил параболические перекрытия и наклонные древовидные колонны. В его проектах нет ни одной прямой линии, как нет её в природе.

Каса Висенс

Первый жилой дом ему заказал Мануэль Висенс, кирпичный и керамический фабрикант. Буйная фантазия Гауди только и ждала этого заказа. На клочке земли размером всего 0,1 га он сумел создать внушительного вида дом с садом. Он соорудил кирпичный особняк в мавританском стиле, инкрустированный многоцветными керамическими плитками, с круглыми башнями по углам.

Интерьеры дома — настоящий вертеп эклектики:

  • с потолка столовой свисает спелая вишня из расписной лепнины;
  • дверные проемы разрисованы листьями и цаплями.

Апофеоз мистификации — барочный псевдокупол, выполненный перспективой на плоском потолке.

Каcа Висенс — настоящий маленький дворец из «Тысячи одной ночи», декорированный с восточной роскошью.

Каса эль Каприччо

Коттедж-каприз построен на участке 0,3 га на поляне у подножия холма и имеет 3 не совпадающих по планам этажа.

Композиционный конфликт предельно обострен: приземистый основной объём едва сочленён с высокой башней, с висящим над ней причудливым балдахином. Горизонтали подчеркиваются рядами кирпичной кладки попеременно с рельефной майоликой, а также широким карнизом.

Дворец в Асторге

Дворец епископа в Асторге является наиболее «неоготической» из построек Гауди, наиболее строгая и сухая: план в виде греческого креста, сугубо крепостной характер архитектуры.

Саграда Фамилия

Этот всеми признанный шедевр Гауди, посвященный Святому Семейству поражает величием замысла и блистательностью исполнения.

Собор имеет в плане форму латинского креста; в нём пять продольных нефов и три поперечных, три входа, его окружает крытая галерея. Длина собора 110 м, высота — 45 м. Над собором возвышаются 4 100-метровых башни, 12 башен по числу апостолов, 4 колокольни — по числу евангелистов и 2 шпиля — Богоматери и Иисуса Христа (170 м).

При Гауди был построен только фасад Рождества. В те годы он жил прямо в соборе, в тесной, заваленной чертежами каморке. Оплаты своей работы не требовал, все добытые средства вкладывал в строительство.

Прохожие на улицах принимали его за нищего и подавали милостыню. Он жил в своем мире, отрекшись от всего мирского.

7 июня 1926 г. у выхода со строительной площадки собора Саграда Фамилия, на 74-ом году жизни, Гауди был сбит трамваем. Не узнанного, в бессознательном состоянии, в ветхой одежде, его доставили в больницу Святого Креста, где он и умер через несколько дней. Только после смерти выяснилось, что этот старик, напоминающий бомжа и не имевший даже своего дома, заработал за свою 48-летнюю архитектурную деятельность миллионы.

Стиль Гауди — Decor Pro

Постройки Гауди настолько не похожи друг на друга, что кажутся творениями разных мастеров. При этом чрезвычайно сложно выявить все истоки его творчества. Обычно говорят о каталонской готике, мавританском стиле, узорном испанском барокко. Но нельзя забывать и о народном искусстве Каталонии — колоритное и многоцветное, оно не могло не сказаться в его творчестве. Отмечая яркий талант Гауди, друг архитектора Иаким Торрес Гарсиа назвал его большим каталонцем, чем все каталонцы.







Барселона, где жил и работал Антонио Гауди-и-Корнет в 1880-х — 1920-х годах , была не только артистической столицей, но и городом с многовековыми культурными традициями. Одна из которых была привнесена в период мавританского господства. Пышная и изысканная культура арабского Востока, богатая орнаментом и цветом стала одним из важнейших мотивов в творчестве Гауди. Поэтому его архитектура особенно декоративна. Её украшают цветной орнамент и скульптура, глазурованные плитки и кованные решётки. Такой была летняя резиденция Мануэля Висенса — первая постройка Гауди в Барселоне, похожая на дворец из «Тысячи и одной ночи», где за экзотическим восточным фасадом скрывается вполне европейский модерн. В принципе, такую стилистическую пестроту вполне адекватно было бы назвать эклектикой, если бы не связующая всё и вся особая пластика Гауди. Речь идёт даже не о декорации (хотя орнамент Гауди всегда изысканно пластичен), а об особых принципах формирования фасадов и объёмов, при котором здания кажутся огромными скульптурами.



Вместе с тем «пластицизм» Гауди вдохновлён ещё и природными формами. В Барселоне есть дома, фасады которых напоминают волнующуюся водную поверхность, а их чешуйчатые крыши — спины драконов. Интерьеры Гауди также наполнены природными аллюзиями: решётки — паутины, сталактитовые своды и, безусловный шедевр мастера — лестница в доме Бальо, где гибкий хребет фантастического существа служит опорой для перил.



Такие, кажущиеся скульптурными формы, наверняка было сложно реализовать, не отступая от первоначального проекта. Но Гауди, подобно средневековому мастеру, вёл всю проектную работу сам и непосредственно руководил строительством, внося в процессе необходимые изменения. Средневековье как принцип организации работы или как декорация всегда присутствовали в творчестве Гауди. Вспомнить хотя бы строгие, наполненные светом и воздухом «готические» коридоры школы ордена Св. Терезы, выходящие длинными окнами во внутренний двор. Фантазиями на средневековые темы проникнуты и интерьеры летней резиденции Марии Сагуес. Впрочем, фантазиями настолько вольными, что в плывущих формах потолка с трудом узнаются жёсткие рёбра нервюрных сводов средневековых храмов, а цветное окно — лишь воспоминание о круглом витраже — готической розе.










Потолки — ещё одна особенность стиля Гауди. Кажется, что он не перестаёт изобретать различные перекрытия и весь предыдущий архитектурный опыт — лишь скучная «база» для его экспериментов. Даже любимые архитектором кессонированные потолки каждый раз разные. То они украшены в шестигранниках изящной резьбой, то конструктивно разделены на ромбы или квадраты и единственным украшением служат металлические накладки.








Изобретательной натуре Гауди была свойственна необычайная смелость в создании новых форм. Интуиция в сочетании с рациональностью, внимание к деталям, нарядная декорация при «свободной лепке» архитектурной формы — черты стиля Гауди, который и сегодня оказывает влияние на современную архитектуру.






Автор: Член Московского Союза дизайнеров | Член АИС (международной ассоциации искусствоведов) — Орлова Ольга Львовна.

Понравилось это:

Нравится Загрузка…

Tagged: Antoni Gaudi, Антонио Гауди, Архитекторы, Дизайн интерьера, Дизайнеры интерьера, стиль Гауди, the style of Gaudi

Мир, полный форм и цветов — eBike Tour Barcelona

Альфредо Санчес

Альфредо Санчес

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *