Где зародился модерн: «Модéрн» — происхождение и значение слова

Стиль, вдохновленный природой — PBWM.RU

В разных странах этот стиль именуется по-разному: ар-нуво (Art Nouveau) во Франции, югендштиль (Jugendstil) в Германии, Modern style в Великобритании, Modernismo в Испании. Как следует из всех этих названий, акцент сделан на новизне и современности. Новым и современным этот стиль стал по отношению к предшествовавшему периоду историзма, несколько десятилетий обращавшегося к стилям прошлого и породившего неоготику, неоренессанс, неорококо и т.д. Мастера модерна исходили из того, что ретроспективный подход себя исчерпал и необходимо отказаться от подражания прошлому.

Есть и региональные синонимы модерна иного происхождения. Так, в Италии модерн называют «либерти» – по названию одной из фирм, выпускавших предметы в этом стиле. Во Франции модерн также именуют «стилем Гимар» – по имени мастера, оформлявшего входы парижского метро (один из них копирует вход на станцию «Киевская» в Москве). В Австрии модерн называют «стилем Сецессиона» в честь художественного объединения, транслировавшего новые идеи в искусстве.

Источником вдохновения для художников модерна прежде всего стала природа. Они полагали, что нужно учиться у растений естественному рисунку, линии. Поэтому флоральные мотивы будут ключевыми в искусстве модерна.

Мы их встретим и в декоре архитектуры, и в стекле Эмиля Галле, и в скандинавском фарфоре, и в рисунках тканей, и т.д. Именно модерн существенно расширяет изобразительный лексикон. Ранее мы могли увидеть благородные цветы – розы, лилии, имеющие глубокую символику. Затем, начиная с периода сентиментализма, в моду вошли полевые цветы, ассоциировавшиеся с естественностью, безыскусственностью и простотой. И наконец, модерн заинтересовался всевозможными травами и сорняками. Чертополох и репейник будут постоянно появляться на предметах сервировки из разных материалов и даже на фасадах зданий, будь то Москва, Барселона или Париж.

Истоки модерна

Линеарное начало в модерне доминирует. Вспомните, например, знаменитые афиши и рекламные плакаты Альфонса Мухи, где изображены девушки с развевающимися волосами. Этот же мотив очень часто встречается в архитектуре. Другой пример – графика Обри Бердслея, в которой причудливое переплетение линий завораживает зрителя. Интерес к жизни линии, воплощенный в природных мотивах и мотиве развевающихся волос, пробудило восточное искусство, причем как дальне-, так и ближневосточное. Осмысление роли линии в японской гравюре и арабской каллиграфии позволило создать объекты, не похожие ни на что в европейской традиции.

Что же касается женских образов, то в искусстве модерна очень часто возникает образ роковой женщины, например Саломеи или Юдифи. Женщина вообще ассоциируется теперь не столько с материнством, сколько с желанием, страстью. Во многом искусство модерна опиралось на традицию романтиков. Они были первыми, кто сказал: «Не только античность» – и обратился к средневековому искусству, национальному художественному наследию европейских стран.

К романтизму восходит также идея стихии страсти, захватывающей человека. Из романтизма же пришла концепция двоемирия: параллельно с привычным нам видимым миром существует иной, населенный духами и демонами. Обратим внимание, что, как и ­романтизм, модерн интересуется не только классической мифологией, но и скандинавской, славянской и др. Особенно модерн любит существ, сочетающих две природы – человеческую и животную. Всевозможные фавны, нимфы, русалки, черти появляются в интерьерах и на фасадах, от дома Морозова в Гороховце до Царевны-лебедь Михаила Врубеля.

Стоит прояснить, что в XIX веке произошло разделение процессов в разных видах искусства. В архитектуре и декоративно-прикладном искусстве в XIX столетии сменяют друг друга ампир, затем историзм с его многообразием неостилей. А в живописи, графике и литературе мы наблюдаем череду романтизма и реализма. Затем возникают импрессионизм и постимпрессионизм, не имеющие стопроцентных аналогов в других видах искусства. И к концу столетия модерн в архитектуре и декоративных искусствах совпадает с символизмом в живописи и литературе.

По сути это одно явление, но получившее разные названия применительно к разным видам искусства. Мы не можем сказать «архитектура символизма», некорректно прозвучит и «поэзия модерна». Разница в терминах указывает на то, что к общим идеям архитекторы, художники и поэты пришли разными путями. Так, для архитекторов и мастеров декоративных искусств было принципиально уйти от копирования и стилизации под готику или рококо. Для поэтов и художников было важно обращение к незримому миру чувств через символ, перенос в другое измерение. И для всех стало значимо задействовать ассоциативное мышление зрителя и его чувственное восприятие. В связи с этим вспомним довольно курьезный эпизод: в одном из самых известных московских памятников модерна – особняке Рябушинского – некоторое время жил Максим Горький. И писателю было так неуютно в окружении всякой чертовщины, что однажды он не выдержал и запустил пепельницей в камин.

Симбиоз науки и искусства

Чтобы добиться такого целостного впечатления, необходим синтез искусств (Gesamtkunstwerk). Эту мысль сформулировали романтики, но реализована она была уже в искусстве модерна. Если раньше можно было переоформить тот или иной интерьер, перестроить часть дворцового комплекса, не нарушая ансамбль, то в модерне это становится невозможным, так как все связано со всем.

Колонны – это не просто колонны, а гигантские растения: сама архитектура задает такие изгибы линий, которым вторят рисунок лестничных маршей, мебель, светильники. Попадая в интерьеры модерна, знаменитые дома Гауди или особняки Нанси, мы оказываемся в каком-то сказочном мире, где за витражным стеклом притаилась летучая мышь или сирена, а на волнообразной полке буфета пританцовывает переливающаяся удивительными глазурями ваза, из которой выбирается черт. Такое синтетическое видение связано с изменением иерархии видов искусств. В модерне декоративные искусства играют очень важную роль. К тому же меняется понимание возможностей тех или иных материалов.

Например, в модерне активно используется керамика для оформления фасадов. Одной из самых ярких иллюстраций является Майоликхаус в Вене, построенный и оформленный архитектором Отто Вагнером. Дом получил название по керамической плитке с цветочным рисунком, покрывающей фасад здания.

Другой известный памятник – московская гостиница «Метрополь» с огромным керамическим панно «Принцесса Грёза» по оригиналу Врубеля. Сюжетной основой послужила стихотворная драма Эдмона Ростана, французского поэта-неоромантика. Провансальский трубадур, очарованный рассказами о ливийской принцессе, красавице Мелисинде, отправляется в путь, мечтая о встрече с возлюбленной. Во время путешествия юноша заболевает, но ему является образ принцессы, что помогает добраться до цели. Однако, встретившись с любимой, он умирает. Врубель создал живописное панно, а в керамику оно было переведено на заводе Саввы Мамонтова. Сам Врубель много занимался керамикой, исследуя разные фактуры, возможности глазурей.

Эксперименты с материалами в целом свойственны модерну. Так, в стеклоделии в период модерна произошла настоящая революция, и связана она с именами Эмиля Галле и Луиса Комфорта Тиффани. Произведения обоих мастеров были оценены на всемирных выставках.

Эмиль Галле, уроженец Нанси, – одна из ключевых фигур ар-нуво. Он, ученый-ботаник, унаследовал фирму отца, занимавшегося керамикой и стеклом. И Эмиль Галле пришел к мысли о соединении науки и искусства. Он первым стал использовать травление стекла, что позволило добиваться невероятных эффектов. Причем стекло Галле многослойное, и каждый слой получает свой вариант разработки. Нередко в декор (хотя в модерне сложно разделить форму и украшение предметов) вплетаются цитаты из любимых поэтов-символистов. Сферой его исследовательских интересов были орхидеи, поэтому этот мотив очень часто появляется в стекле Галле.

Американец Тиффани получил образование в Европе. Ему также посчастливилось стать наследником ювелирной фирмы отца. Тиффани привлекали эффекты мерцающих переливов, возникавшие в античном стекле и связанные с процессами старения этого материала. Тиффани изобрел радужное стекло. Как правило, его предметы имеют формы растений. А затем появилось и ­«лава-стекло», имитирующее вулканические породы. Чрезвычайно востребованными оказались светильники витражного стекла, выполненные фирмой Тиффани. В несколько упрощенном варианте их повторяют до сих пор производители разных стран.

Искусство модерна удивительно разнообразно, и региональные различия поражают. Помимо мышления символами и грез о других мирах вариации модерна объединяют интонация декаданса и меланхолическая картина мира, что, возможно, было одним из предчувствий Первой мировой войны.


Ксения Апель, историк искусства, исследователь, преподаватель

5 главных особенностей — INMYROOM

Декор интерьера

Последний большой стиль в искусстве и отправная точка для ар-деко и скандинавского стиля. Весь коммерческий дизайн зарождался вместе с ним. Сегодня речь пойдет о модерне

Модерн зародился на рубеже ХХ века и провозгласил себя «новым» стилем или «ар-нуво», как называли его во Франции и Бельгии. В дизайне популярность стиля модерн неоднородна – к нему склоняются поклонники ретро. Возможно, этот стиль ищет новые формы воплощения и переработки своих идей на новый лад. Так как же можно понять его принципы?

1. Отказываясь от привычного

В зависимости от региона, отделка модерна приобретала свой уникальный облик, она могла быть насыщена деревом, окутывающим все помещение невообразимыми рельефами, а могла быть почти незаметной, проявленной только детально. В первом случае деревом «покрывалось» все вокруг. Выбранный один оттенок породы присутствовал на потолке, в панелях на стенах, в колоннах – это были интерьеры домов очень большого достатка. Везде присутствовали витражи и фрески. Во втором случае модерн «читался» фрагментарно, но устойчиво. Это могли быть росписи и рельефы падуги, а также форма окон и дверных проемов. 

Цветовая гамма отделки модерна разнообразна, но чаще всего в современных версиях она приближается к натуральной древесной: используются оттенки бежевого, коричневого, болотного и теплых охристых тонов. Также в стилизации этого стиля можно увидеть укладку пола волнообразными фрагментами и изменение геометрии комнаты с помощью гипсокартонных конструкций.

2. Изменяя реальность

Одной из причин появления модерна был протест против классицизма с его точным расчетом и правильным распорядком. Новый стиль начал говорить на языке перетекающих смысловых импульсов, он мог повернуть куда угодно и застыть в совершенно неожиданном месте. Из такого расчета стали проектироваться сооружения и помещения: глядя на дом снаружи стало невозможно предположить, каким он предстанет изнутри. Дом мог быть правильной геометрической формы, а внутреннее пространство отказывалось подчиняться конструкции параллелепипеда, облекая его тягучей неравномерной оболочкой.

В дизайне интерьеров модерн пытается изменить пространство помещения, отказываясь от геометризма, нарочито применяя все возможные уловки. Колонны плавно переходят в стены, потолок извивается в сложных конвульсиях, распахиваясь с помощью «витражей» и лестниц. В дверных проемах популярны фрамуги, они же иногда повторяются и в оконных проемах. Прямоугольник комнаты часто «наращивают» модерном с помощью конструкций порталов изогнутых линий и различных ниш для уединения.

3. Экспериментируя с формой

Истинная мебель ар-нуво выглядела как однородная живая масса, обросшая водорослями или обвитая ветвями растений. Мебель стиля макинтош, как называли модерн в Шотландии, была более конструктивной, но не лишенной темы вкрапления флоры. В русском модерне мебель перекликалась с коренными национальными традициями и сильно отличалась от европейских экземпляров. 

Чтобы понять принципы проектирования мебели в стиле модерн вне зависимости от эпохи, можно вспомнить знаменитый «венский» стул, в котором воплотились принципы нового стиля. В отличие от дорогостоящих резных предметов мебели в стиле модерн, эти стулья были поставлены на поток и не били по карману. Элегантная волнообразная форма гнутого дерева, утонченный вид и продуманное удобство – это те характерные черты, по которым сейчас подбирают мебель к интерьеру в стиле модерн. Мягкие обтекаемые объемы, игривое настроение и тяготение к классическим формам составляют минимальный набор требований к такой мебели, тогда как настоящие предметы в стиле модерн очень сложно найти в массовом производстве.

4. Разговаривая на языке природы

Орнаментальность модерна более всего характеризуется его линией, которая несет на себе основополагающую декоративную и смысловую нагрузку. Эта линия прослеживается в изгибах мебели, формируя каркас и завиток ножек, она присутствует в формах фурнитуры дверей и филенках окон, в росписи и отделке стен и потолка. Множество исследований подтверждает отсыл ее происхождения к шрифтам древнеегипетских иероглифов и средневековой готике, неся на себе нагрузку таинственного и магического знака. 

Эта линия складывается в овальные скругленные треугольники, вырастает и вьется подобно стеблю растения, она немного растянута и сдавлена, ее называют похожей на «удар бича». Фигуры и росчерки, образованные этой линией всегда вытянуты по горизонтали, тягучи и скруглены. Часто встречаются динамичные, но застывшие изображения животных и сказочных существ, холеные барышни, вплетенные в изображения цветов, растений, похожих на живые организмы.

5. Завтрак у Тиффани

Декоративность модерна уже заложена в его составляющие элементы: отделку, мебель, орнаменты. Но особую роль в новой философии модерна играет стекло – оно стало символом нового стиля, когда витражи стали повсеместно использовать в домашних интерьерах. Искусство витражей применялось в готическом стиле и в основном в храмовом строении, оно было полностью наполнено духовным содержанием. В модерне же форма стала главенствующей составляющей стиля, ради нее были освоены новые технологии по обработке дерева, стекла, по совмещению разных фактур в одном изделии. Кованое железо и чугун применяли для предметов мебели, перил лестниц и оград. 

Нередко дверцы шкафов декорировали витражами или вставляли фальцетные стекла – все средства были хороши в угоду декору. Самые известные мотивы для витражей – это изображения павлинов и павлиньего оперения. Собственное лицо и отличительные черты приобрели светильники, выполненные по новой технологии соединения осколков стекла – знаменитые Тиффани, давшие имя американской версии этого стиля, стали символом модерна.

Современность | культура | Британника

Похожие темы:
культурная эволюция

Просмотреть весь связанный контент →

современность , самоопределение поколения о собственных технологических инновациях, управлении и социально-экономической сфере. Участвовать в современности означало представлять свое общество как вовлеченное в организационные и научные достижения, которые заставляют наших непосредственных предшественников казаться устаревшими или, по крайней мере, превзойденными. Таким образом, выдающиеся викторианцы казались старомодными новому поколению «современников» в начале 20-го века, а девизом поэтов того времени было «сделать это новым».

В частности, современность ассоциировалась с индивидуальной субъективностью, научным объяснением и рационализацией, снижением внимания к религиозным мировоззрениям, появлением бюрократии, быстрой урбанизацией, подъемом национальных государств и ускоренным финансовым обменом и коммуникацией. Нет единого мнения относительно того, когда началась современность. Истории Западной Европы предполагают, что современная эра наступила в конце колониального вторжения и глобальной экспансии, которые датируются 18-м и началом 19-го века.вв. В целом современность была представлена ​​периодом, последовавшим за началом современных войн, типичным примером которого были две мировые войны, за которыми последовал постмодернизм.

Влияние инноваций

Современность на Западе в первой половине 20-го века означала новые форматы для новых мыслей — новаторские способы письма и мышления, новые области исследований, вливание женщин в рабочую силу, в которой исторически доминировали мужчины, появление новых форм искусства ( например, джаз и немое кино), а также разработка новых продуктов и технологий. Рационализация процессов привела к таким схемам, как интенсификация разделения труда, что повысило эффективность труда и предоставило возможности для работы полуквалифицированным людям. Действительно, в результате изменений в организации рабочего места часто вытеснялись работники с установленным опытом, в то же время вводя многих рабочих в предсказуемый, рассчитанный рабочий день и предоставляя им доход для покупки продуктов, которые они создали. Сборочные конвейеры для автомобилей, такие как созданные американским промышленником Генри Фордом и прославленные как эгалитарное слияние человека и машины мексиканским художником Диего Риверой, воплощали этот подход, подразумевая передовые методы и технологии для всех.

Производственная система Форда сильно повлияла на современную экономику. Точно так же технологические инновации, такие как телеграф и появление фотографии, также изменили способы обитания и повседневную жизнь всего населения.

Многие исследователи современности согласны с тем, что научные методы четко обозначают разрыв между современностью и древностью в том смысле, что исследовательские планы точно позволяют использовать новые средства проверки реальности — от телескопов до электронных микроскопов, историй болезни, опросов, гирь и весов, а также системы анализа данных. Граждане современности понимали, что научное развитие привело к средствам уничтожения и контроля над населением наряду с материальным улучшением стандартов повседневной жизни.

Упадок досовременных верований

Действовать в рамках современности также означало участвовать в вере в то, что можно найти резкий контраст между современными представлениями о космосе и мировоззрением домодернистов или «древних». В области философии премодернистские убеждения уступили место современной тревоге по поводу того, как социальные системы определяют большую часть жизненного опыта каждого отдельного человека. Немецкий философ Фридрих Ницше предположил, что для современности характерны кризисы в системах морали, так что если вера утрачена, восстановление невозможно. Он также отметил, что многие из этих кризисов самовосприятия происходят из-за достижений в области знаний и некритического принятия новых технологий.

Технологии сами участвуют в децентрации человеческого доверия к восприятию и планированию. Современность как историческая координата, маркер в хронологии названных эпох, зависит от различия между новыми способами существования, а также от новых представлений о себе, связанных с транспортом, архитектурой, массовыми событиями и медиа, заменяющими прежние способы проживания. пространство и переживание времени. Таким образом, некоторые ученые заходят так далеко, что связывают современность с появлением печатного станка и массовым распространением печатной информации, которые привели к расширению грамотности среднего класса в 15 веке.

Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту.

Подписаться сейчас

Наиболее часто приводимые примеры того, как технический прогресс способствовал разрушению досовременных верований, включают микроскопы и камеры, которые заменили человеческий глаз в качестве арбитра оценки, и лабораторные тесты на наследственность, которые могут подтвердить отцовство со свидетельством или без него. Камеры могут фиксировать отдельные элементы деятельности и, следовательно, предлагают точку обзора, которая потенциально превосходит возможности человеческого глаза. Английский фотограф Эдверд Мейбридж, пионер фотографических исследований движения, объединил научные эксперименты с фотографией в серии хронофотографических демонстраций. Он классно показал, что в определенный момент рысью стандартбредная лошадь находится в воздухе, оторвав все четыре ноги от земли. Фотография Мейбриджа запечатлела движение, ускользающее от человеческого глаза. С философской точки зрения работа Мейбриджа определила границу человеческого восприятия реальности. Визуальные устройства, такие как камеры и микроскопы, позволили людям по-новому исследовать и изучать механизмы функционирования и дисфункции объектов и существ.

Национальные государства, финансовый обмен и связь

Современность также характеризовалась сдвигом в управлении, когда далекие колонизирующие державы уступали место местным властям. Таким образом, границы национальных государств воспринимались как отражение надзора со стороны официальных лиц-резидентов, а не колониальных вооруженных сил.

С растущей глобальной практикой товарного капитализма, с необходимыми предприятиями капитала для открытия потребительских рынков, современность также стала ассоциироваться с возрастающей скоростью как в транспорте финансовых обменов, так и в трансграничных коммуникациях. Действительно, современность ассоциировалась со стремительным движением мирового капитала, спутниковой передачей изображений и непосредственной трансглобальной коммуникацией. Однако, несмотря на эти события, современность также стала определять дикое неравенство в глобальном масштабе, от отраслей, работающих на прибыль невидимых акционеров, до культурных предубеждений в предоставлении государственного образования.

Шэрон Л. Снайдер Редакторы Британской энциклопедии

Современность: определение, период и пример

В 17 веке не было ни автомобилей, ни качественной медицины, и большая часть населения Запада верила, что мир создало божество. Изобретение самолетов и Интернета было невероятно далеко. Это не обязательно звучит как «современная» эпоха. А ведь именно в 1650 году начался период современности , как его определяют социологи.

Мы рассмотрим этот захватывающий многовековой период и обсудим его основные характеристики.

  • Мы дадим определение современности в социологии.
  • Пройдемся по его самым важным событиям.
  • Затем рассмотрим, как думают о его завершении социологи разных точек зрения.

Определение современности в социологии

Во-первых, мы должны понять определение периода современности. Современность в социологии относится к периоду времени или эпохе человечества, которая определялась научными, технологическими и социально-экономическими изменениями, начавшимися в Европе около 1650 года и закончившимися около 19 века.50.

Французский социолог Жан Бодрийяр резюмировал развитие современного общества и современного мира следующим образом:

Революция 1789 г. его политической и бюрократической организации. Непрерывный прогресс науки и техники, рациональное разделение промышленного труда вносят в общественную жизнь измерение постоянного изменения, разрушения обычаев и традиционной культуры. (Бодрийяр, 1987, с. 65)

Период современности

Существует относительное согласие относительно начальной точки современности, которую социологи определяют как 1650 год.

Однако в отношении конца современности социологи расходятся. Некоторые утверждают, что модерн закончился примерно в 1950 году, уступив место постмодерну. Другие утверждают, что современное общество сменилось обществом постмодерна только примерно в 1970-х годах. А есть социологи, такие как Энтони Гидденс, которые утверждают, что современность никогда не заканчивалась, она лишь трансформировалась в то, что он называет поздняя современность .

Чтобы разобраться в этом споре, мы подробно рассмотрим концепцию современности, включая поздний модерн и постмодерн.

Характеристики современности

На первый взгляд, слово «современный» может показаться не лучшим словом для описания периода между 17 и 20 веками. Однако важно понимать, почему это считается периодом современности.

Для этого мы можем взглянуть на ключевые характеристики современности, которые были ответственны за подъем современного общества и цивилизации, какими мы их знаем сегодня. Некоторые из основных особенностей описаны ниже.

Подъем науки и рациональной мысли

В этот период появление важных научных открытий и изобретений означало, что люди все чаще обращались к науке за ответами на мировые проблемы и явления. Это сигнализировало об изменении по сравнению с предыдущими эпохами, когда вера и суеверия были основными источниками знаний людей.

Несмотря на отсутствие ответов на все важные вопросы, существовало общее мнение, что непрерывный научный прогресс может стать ответом на проблемы общества. В связи с этим все больше стран выделяли время, деньги и ресурсы на научные достижения и разработки.

Период Просвещения, также известный как «Век Разума», стал свидетелем господства интеллектуальных, научных и философских движений в Европе в 17-м и 18-м веках.

Рис. 1 — В период современности люди искали знания и решения в научных открытиях и изобретениях.

Индивидуализм

Период современности ознаменовался большим интеллектуальным и академическим сдвигом в сторону индивидуализма как основы знания, мышления и действия.

Индивидуализм – это концепция, продвигающая индивидуальную свободу действий и размышлений над действиями других людей и общества в целом.

Это было заметное изменение по сравнению с предыдущими эпохами, когда жизнь, мотивы и действия людей в значительной степени диктовались внешними влияниями общества, такими как политические и религиозные институты. В современности их было больше личные размышления и исследования более глубоких философских вопросов, таких как существование и мораль.

У людей была большая свобода подвергать сомнению свои мотивы, мысли и действия. Это нашло отражение в работах таких ключевых мыслителей, как Рене Декарт.

Такие концепции, как права человека , имели большее значение, чем раньше, в свете индивидуализма.

Однако социальные структуры были жесткими и стабильными и, следовательно, по-прежнему отвечали за формирование людей и их поведения. Люди в значительной степени рассматривались как продукты общества, поскольку социальные структуры, такие как класс и пол, все еще четко укоренились в обществе.

Индустриализация, социальный класс и экономика

Подъем индустриализации и капитализма увеличил производительность труда, способствовал торговле и усилил социальные разделения в социальных классах. В результате люди в значительной степени определялись их социально-экономическим статусом .

Обычно люди делились на два социальных класса: те, кто владел фабриками, фермами и предприятиями; и те, кто продал свое время за рабочую силу, чтобы работать на фабриках, фермах и предприятиях. Из-за четкого разделения социальных классов и труда люди обычно оставались на одной работе на всю жизнь.

Промышленная революция (1760-1840 гг.) является важной иллюстрацией подъема индустриализации.

Урбанизация и мобильность

Период модерна характеризовался быстрой урбанизацией городов по мере их роста и развития. В результате все больше и больше людей переезжали в города и городские районы в поисках лучших возможностей.

Рис. 2 – Урбанизация – ключевой компонент современности.

Роль государства

Страны начали видеть, что государство играет большую роль не только во внешней политике, но и в повседневном управлении, т.е. посредством обязательного государственного образования, национального здравоохранения, государственного жилья и социальной политики. Центральное, стабильное правительство было существенной чертой страны в период современности.

Неизбежно растущая роль государства привела к увеличению уважения к иерархии и централизованному контролю.

Примеры современности

Существуют разные мнения об упадке современности; а именно, находимся ли мы все еще в периоде современности или уже прошли его.

Мы рассмотрим два примера современности, которые носят названия «поздняя современность» и «вторая современность». Социологи спорят о том, какова их важность и следует ли вообще использовать эти термины.

Поздняя современность

Некоторые социологи утверждают, что мы живем в период поздней современности , и отвергают представление о том, что мы вообще ушли от современности.

Позднемодернистское общество является продолжением модернистских разработок и изменений, усиливавшихся с течением времени. Это означает, что мы все еще сохраняем первичные характеристики модернистского общества, такие как власть институтов и централизованная власть, но они просто теперь по-другому отражаются.

Энтони Гидденс — ведущий социолог и сторонник идеи позднего модерна. Он утверждает, что основные социальные структуры и силы, существовавшие в модернистском обществе, продолжают формировать нынешнее общество, но некоторые «проблемы» менее заметны, чем раньше.

Глобализация и электронные коммуникации, например, позволяют нам расширить социальные взаимодействия и разрушить географические барьеры в общении. Это снимает ограничения по времени и расстоянию и стирает границы между локальным и глобальным.

Гидденс также признает постепенный упадок традиций и усиление индивидуальности. Однако, по его словам, это не означает, что мы ушли от современности — это означает, что мы живем в расширении современности .

Вторая современность

Немецкий социолог Ульрих Бек считал, что мы живем в период второй современности .

Согласно Беку, современность заменила аграрное общество индустриальным. Таким образом, вторая современность заменила индустриальное общество информационное общество , которое относится к взаимосвязи общества с использованием массовых телекоммуникационных сетей.

Пять проблем, которые определил Бек и которые знаменуют собой переход от первой современности ко второй:

  • Многомерная глобализация

  • Радикальная/усиленная индивидуализация

  • Глобальный экологический кризис 900 09

  • Гендерная революция

  • третья промышленная революция

Бек отметил, что вторая современность оказала невероятно положительное влияние на людей, но также принесла свои проблемы. Угрозы окружающей среде , глобальное потепление , рост терроризма — вот лишь некоторые из основных проблем, с которыми мир сталкивается в эту эпоху. По словам Бека, все эти проблемы делают людей неуверенными в себе и вынуждены сталкиваться с растущим числом рисков в своей жизни.

Следовательно, он утверждал, что люди второй современности живут в общество риска.

Постмодерн

Некоторые социологи считают, что мы живем в эпоху за пределами современности, называемую постмодерном .

Постмодернизм относится к социологической теории и интеллектуальному движению, утверждающему, что мы больше не можем объяснять современный мир, используя традиционные способы мышления.

Последователи теории считают, что традиционные метанарративы (широкие представления и обобщения о мире) не вписываются в современное общество из-за процессов глобализации, развития технологий и быстро меняющегося мира.

Постмодернисты утверждают, что общество сейчас более фрагментировано , чем когда-либо, и что наша идентичность состоит из множества персонализированных и сложных элементов. Поэтому цивилизация сегодня слишком иная, чтобы мы все еще находились в эпохе современности — мы живем в совершенно новую эпоху.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *