Где живет известный журналист и критик Артемий Троицкий
Когда известный музыкальный критик и журналист Артемий Троицкий занимался поиском земельного участка для возведения дома, он обратил особое внимание на удивительную природу поселка Луцино. Местность поселка отличалась большим количеством высоких деревьев, поэтому, чтобы не нарушить их целостность, критику пришлось разрабатывать и строить коттедж нестандартной планировки.
Разработка проекта
Ранее приобрести земельный участок в Луцино было невозможно. Стоимость маленьких по площади участков превышала несколько тысяч долларов. Снимать дом в Луцино журналист начал еще в конце 80-х годов, а когда у него появилась возможность приобрести там участок, он с радостью это сделал.
Сначала предполагалось, что коттедж будет отличаться округлой формой. Однако выполнить строительство такого дома в подобной местности было очень сложно, по этой причине Артемий решил построить на маленьком участке коттедж, имеющий восьмиугольную форму.
Такое решение устроило Троицкого и его супругу, так как дом такой формы не только выглядит привлекательно, но и является практичным. Строительство дома продолжалось на протяжении года.
Процесс строительства коттеджа
При строительстве дома была использована особая канадская технология. По желанию владельца, каркас дома установили на сваях. Коттедж находится в лесной местности. Рядом с домом располагается постройка, где живет экс-супруга Троицкого с дочерью.
Планировка уникального коттеджа
Необычный особняк был возведен из каркасных панелей. Площадь дома составляет 200 кв.м. Поскольку журналист часто бывал в европейских странах, он не раз замечал, что постройки такого типа там пользуются большой популярностью. В зарубежных краях особо ценится этажность квартиры.
На первом этаже дома находятся кухня, гостиная, финская сауна и ванная комната. Отделка дома была выполнена с помощью натуральных материалов высокого качества.
Гостиная в уникальном стиле
Особое место в гостиной занимает мягкий диван, обивка которого имеет изображение флага Великобритании. Возле дивана расположено кресло, на спинке которого вышито изображение группы «Битлз». На первый взгляд может показаться, что такая мебель была сделана на заказ, однако она была произведена компанией Andrew Martin, которая славится выпуском эксклюзивных коллекций и предметов.
Окна гостиной украшены портьерами алого цвета.
Стены комнаты декорированы оригинальными картинами.
В гостиной присутствует много цветных стеллажей, на полках которых хранятся различные сувениры и диски.
В комнате также имеются уникальные старинные вещи, среди которых есть и проигрыватель, привезенный из Англии.
Калейдоскоп красок
В доме присутствует множество ярких цветов и оттенков. Разноцветное оформление комнат делает атмосферу в доме особо уютной и теплой.
При оформлении коттеджа музыкальный критик не прибегал к помощи профессиональных дизайнеров и продумывал все до мельчайших деталей самостоятельно.
Основными цветами ванной комнаты являются синий и желтый.
При оформлении туалета были использованы контрастные синий и красный цвета.
Оформление второго этажа
Спальня владельцев коттеджа и детские комнаты располагаются на втором этаже. Спальня Артемия также выполняет роль рабочего кабинета. В комнате важное место занимает большая темная кровать. Возле окна оборудован рабочий уголок.
Стены коридора украшены оригинальными картинами и фотографиями. Некоторые из них можно назвать довольно вызывающими, однако супруги считают их украшением дома.
Необычное оформление третьего этажа
Журналист считает, что пространство третьего этажа является одним из лучших мест в коттедже. Из больших окон открывается чудесный вид на окрестности. Освещает третий этаж паукообразная люстра с множеством лампочек. На полу много разноцветных подушек.
Пространство третьего этажа часто используется в качестве игровой площадки для детей. Там же находится студия жены Артемия, где она создает художественные шедевры.
Экстерьер и интерьер дома отличаются экстравагантностью и буйством красок. Семья старается большую часть времени проводить в своем необычном загородном доме и выезжает в столицу только по необходимости.
Нравится ли вам оригинальный интерьер жилья Артемия Троицкого?
где сейчас живет и чем занимается
23.01.2023
Имя этого радиоведущего и журналиста прекрасно знают любители музыки. Его программы и критика всегда были интересны определенной части зрителей, увлекающихся роком. О том, где сейчас Артемий Троицкий живет и работает, хотят знать немногочисленные поклонники, которых осталось совсем мало. За последние годы о нем фактически забыли, поскольку Троицкий перестал появляться на ТВ. Итак, мы нашли информацию об этом человеке, она будет представлена ниже.
Краткая справка о персоне
Артемий Троицкий родился в 1955 г. в г. Ярославль. Его фамилия по отцу – Майданик. Так как родители работали в Чехословакии, будущий музыкальный критик все детство провел в Праге. Позже семья обосновалась в Москве. Артемий с детства увлекался музыкой и даже вел дискотеки в МГУ уже в 17 лет. После окончания школы он поступает и оканчивает МЭСИ, получив специальность математика-экономиста. Несколько лет Троицкий проработает МНС в одном из научно-исследовательских институтов.
Несмотря на экономическое образование, тяга к музыке с годами будет только усиливаться. В 1982 г. Троицкий некоторое время будет играть вместе с группой «Звуки Му» в качестве гитариста. Однако его интересует не просто музыка, а научный подход в этой сфере, поэтому он начнет выступать с лекциями в Государственном университете управления. Правда, это случится уже в начале 2000 годов. Кроме этого, почти 15 лет Троицкий вел музыкальные мастер-классы на журфаке МГУ.
Возвращаясь к юности критика, надо упомянуть, что его дебют, как журналиста состоялся в 12 лет, когда в школьной газете была опубликована рецензия Артемия на один из альбомов популярной у молодежи того времени группы The Beatles. Позже, на российском ТВ он будет вести разнообразные музыкальные программы, активно озвучивая свое критическое мнение. В этом поможет богатый опыт, полученный в юности. Следует сказать, что Троицкий организовывал подпольные концерты рок-групп, которые не приветствовались в СССР (это происходило в 70-е и 80-е годы). Среди исполнителей, ставших известными в будущем, на этих вечеринках выступали «Машина времени», «Аквариум», «Динамик» и другие группы.
Артемий Троицкий: где сейчас живет критик и журналист
Еще в 2008 г. им было подписано письмо в защиту задержанной С. Бахминой, которая являлась юристом ЮКОСа. Кроме того, он неоднократно высказывался с жесткой критикой не только президента В. Путина и правительства России, но и населения, так называемого «молчаливого большинства». После присоединения Крыма к РФ Троицкий активно выступал против проводимой политики, заявляя, что речь идет «не о добровольном волеизъявлении, а обыкновенной интервенции».
В одном из интервью Европейскому радио, которое работало в Беларуси, Троицкий в 2015 г. заявил, что современная Россия – это тупиковый путь развития, и она должна распасться. Естественно, что начало СВО в феврале 2022 г. он тоже не поддержал. В адрес российского общества и президента он все так же высказывается резко негативно. В январе 2023 г. Троицкий был признан иноагентом. С 2015 г. он проживает в Эстонии. Известно, что критик работает в этой стране, а также в Великобритании и Финляндии, где регулярно преподает и проводит лекции о музыке. В ближайшее время возвращаться в Россию музыкальный журналист не собирается.
Поделиться с друзьями:
«Сейчас Советский Союз нервно курит в сторонке»
Текст Николай Нелюбин
Перевод Владимира Колосова
Что стало с русскими в Эстонии после отключения российского телевидения? Следует ли запретить въезд в ЕС художникам, поддерживающим Кремль? Что означает запрет Таллинна на выдачу рабочих виз и видов на жительство гражданам РФ? Сколько беженцев из Украины натурализовалось этой страной, граничащей с Ленинградской областью, и почему украинцы едут туда, хотя это означает, что они проходят через территорию России? Обо всем этом, а также о музыке Новый проспект рассказывает с Артемием Троицким, который уже несколько лет живет в столице Эстонии.
Артемий, когда вы в последний раз были в России? Была ли у вас причина вернуться туда снова?
— Я был в России ровно год назад, в конце марта — начале апреля 2021 года. Произошло чрезвычайное обстоятельство, очень печальное для меня — смерть Саши Липницкого, моего лучшего друга почти 50 лет, который утонул в река. Мы с женой ехали из Таллинна в Москву довольно сложным путем — четырежды меняя машины, потому что это был пик COVID-19.ограничения. Пропустить Сашины похороны я никак не мог, о них совершенно не могло быть и речи. Если бы не эта трагедия, мы бы не посетили Россию. Я думаю, что и там у меня могут возникнуть проблемы.
Даже рэпер Face теперь иностранный агент. А вот один из самых последовательных критиков российской власти Артемий Троицкий пока этим титулом не отмечен.
— понятия не имею почему. Трудно сказать, что именно вдохновляет сильных мира сего на присвоение этого звания. Я давно за границей, в российской политической жизни никак не участвую, на протесты не хожу.
Знакомая история: всегда есть кто-то, кто «сдает» других людей Министерству юстиции, а потом они встают на учет. В этом смысле история непредсказуема. Вам это что-то напоминает?
— Это напоминает мне Советский Союз 1930-х, 1940-х и 1950-х годов. Из всех процессов, которые сейчас происходят, самое страшное, что мы наблюдаем, — это расчеловечивание. Ненависть, нетерпимость, доносчики — вот список качеств, которых я раньше как-то не очень замечал… Я прожил в СССР все 1970-е и все 1980-е. Естественно, при Хрущеве, а особенно при Брежневе, Андропове и Черненко в СССР было много стукачей. Более того, я занимался ими сам (смеется).
Пару раз я был жертвой этих осведомителей. Тем не менее, в те времена сдавать людей было уже зазорно, занятие это было совершенно некомильфо. Информаторы изо всех сил старались прятаться, старались выглядеть красиво и безобидно. Могу даже рассказать одну историю о том, как один информатор покончил жизнь самоубийством: он выбросился из окна общежития после того, как его разоблачили. Он не мог жить с позором. То, что я вижу сейчас в России, совсем другое, все наоборот. Нынешнее положение вещей многое говорит о нравах всего общества…
Мы с коллегой поспорили, кто виноват в таком порядке вещей. Он убежден, что это исходит от власти, но я не думаю, что что-либо, исходящее от власти, будет иметь успех, если этого не хочет сам народ. Ваше мнение, кто здесь главный герой?
— Это сложный вопрос. Невозможно ответить на него с медицинской или научной точностью. Естественно, власти несут ответственность, потому что они начали весь процесс и сделали это очень серьезно. Однако их семена, усилия и векторы силы попали в удобренную почву — вы правы. То же и с пропагандой: я всегда говорю, что эти, казалось бы, феерические успехи российской пропаганды, которые мы видим сейчас, — это не результат профессионализма всех этих пропагандистов, а они работают потому, что люди слышат то, что хотят слышать.
Понятно, что пропаганда против американского империализма, немецкого реваншизма, израильского сионизма и так далее и тому подобное велась в Советском Союзе десятилетиями. Однако эта пропаганда оказалась бесполезной, по крайней мере, среди более образованных и интеллигентных людей. Они просто игнорировали это, смеялись над этим, шутили по этому поводу и воспринимали это настолько иронично, насколько это возможно. Общественность прекрасно знала, что Америка крута с сигаретами Marlboro, автомобилями Ford, которые в тысячу раз лучше, чем Москвичи или Запорожцы. Все было понято.
Самые любознательные люди слушали всевозможные радиостанции, включая Би-би-си, Голос Америки (недавно признанный Минюстом иноагентским СМИ) и Свобода (также признанный Минюстом иноагентским СМИ). Таких людей в СССР были десятки миллионов. Поэтому никакая пропаганда не сработала. Это была одна из причин, по которой система так быстро рухнула во время перестройки и гласности.
Кстати, «Голоса» снова вернулись на радиочастоты. Думаете, старые радиоприемники будут в цене, как раньше?
— Естественно, мы увидим восстановление многих советских черт быта — в частности, транзисторных радиоприемников, настроенных на короткие волны в диапазоне 31 метр. Люди будут их слушать, и это будет круто! Однако это будет не единственная советская практика возвращения к нормальной жизни.
Вы говорите, что не так-то просто подготовить людей к тому, чтобы второй раз «нырнуть» в советскую действительность. В данном случае простой и частый вопрос касается люстрации в 19 веке.90-х, которых не было. Была ли это ошибка демократов конца 1980-х, пришедших к власти вместе с Ельциным? Сестра Галины Старовойтовой Ольга Васильевна в последнем интервью заявила, что замечание сестры об опасности люстрации несостоятельно.
— полностью с этим согласен. Я считаю, что Россия полностью потеряла свой великий исторический шанс. Я не имею в виду конец 1980-х — те дни были в порядке, а имею в виду события 1991, 1992, 1993 годов. Эти годы стали роковыми для России. Все началось так увлекательно и многообещающе, как только возможно, 19 августа.91 с провалом государственной революции. Все, что за этим последовало, было чередой неразумных и фатальных решений. Вот почему я никогда не был большим поклонником Бориса Ельцина. Конечно, я думаю, что страна упустила свои шансы. Это касается и экономических реформ Гайдара, которые были абсолютно бездарными и бесчеловечными. С тех пор такие слова, как «демократия», «свобода» и «капитализм» стали в России ругательными. Во-первых, я говорю о политических ошибках. Всех этих чиновников, коммунистов, чекистов, комсомольцев и так далее не блистали… Мы сейчас пожинаем плоды этой половинчатой и непоследовательной политики.
Ну а дальше почти сразу началась война…
— Да, расстрел парламента и война в Чечне, фальсификации выборов 1996 года. Все это неизбежно привело нас к тому, что мы имеем сейчас.
Этот сон разума может быть вечным, как ты думаешь? Или прав был Герой России летчик Александр Гарнаев, когда сказал: «Общество ужаснется, узнав правду?»
— зависит от многих обстоятельств. Я думаю, что будущее российской политики и общества зависит от нескольких факторов, в том числе от результатов российско-украинской кампании. Уже сейчас ясно, что из-за этой операции Россия стала глобальным изгоем. Многое зависит от общественного мнения, и этим мнением, к сожалению, невероятно манипулируют. В последние годы ею манипулировали в сторону агрессивности, величия и так далее. Если этот пропагандистский маховик крутится в другую сторону, маятник качается, то очень вероятно, что общественность это поймет. Боюсь, что будет слишком поздно…
Вам больно думать о завтрашнем дне России, учитывая, как активно сейчас люди уезжают из страны? В Эстонию приехало много россиян. Как вы относитесь к ним как местный житель?
— Туда приехало довольно много россиян, еще больше россиян использовали Эстонию как промежуточный пункт. В нашем доме живут люди. В основном это музыканты, которые приезжают в Эстонию на своих машинах или на рейсовых автобусах, а потом едут дальше: кто в Англию, кто в Германию, кто в Америку. Поэтому людей много, но точной статистики у меня нет. Однако, по некоторым оценкам, за последние полтора месяца Россию покинуло от 300 000 до 500 000 человек. Я читал об этом. Это очень много… Это должно быть еще более прискорбно для России. Мы не говорим о самых плохих людях — мы имеем в виду молодых, образованных, со знаниями, конвертируемыми в современном мире.
Я видел цифры, что в Эстонию приехало около 30 000 беженцев из Украины. В то же время в некоторые земли Германии прибыло 150 000 человек. 30 000 — это много или мало для Эстонии?
— Я думаю, что для страны с общим населением всего 1,3 миллиона человек 30 000 беженцев — это много. Я не могу сосчитать проценты в уме… но в среднем по немецким землям проживает несколько миллионов человек (общая численность населения Германии 83,2 миллиона человек. Страна состоит из 16 земель, население которых колеблется от 700 000 до 18 миллионов человек. — «НП»).
Население Германии составляет 83 миллиона человек.
— это означает, что 30 000 для Эстонии в расчете на каждую землю Германии можно легко умножить на пять, так что всего будет 150 000. 30 000 человек для Эстонии более чем достаточно, учитывая, что Эстония и Украина не имеют общей границы. Мы также должны понимать, что в Эстонию приезжает много украинцев из России. Это выходцы из Донбасса, в частности из заблокированного Мариуполя. Они приземлились в России и каким-то образом уехали через Москву, Санкт-Петербург, Ленинградскую и Псковскую области и оказались в Эстонии. Многие украинцы попадают туда таким хитрым путем. Эстония очень гостеприимна к украинским беженцам.
Для них открыто множество пунктов приема, где они могут получить жилье, деньги и найти работу. Некоторые местные жители предлагают им одежду и обувь. Претензий к Эстонии в принципе быть не может (эстонское государство сейчас работает над поддержкой выхода украинских беженцев на рынок аренды жилья. Правительство прорабатывает меры по обеспечению украинских беженцев выплатами в размере шести прожиточных минимумов). Сейчас она составляет 900 евро, но если Рийгикогу [парламент Эстонии] решит поднять ставку, она вырастет до 1200 евро», — сказал Керт Валдару, руководитель группы социальной защиты кризисного штаба Департамента социального страхования Эстонии. 9 апреля, сообщает ERR, отмечает «НП»).
Беженцев из Украины действительно сажают на паром?
— насчет этого я не знаю, но вполне может быть правдой. Паромы простаивали из-за COVID-19 (Tallink Grupp и Департамент социального страхования Эстонии подписали соглашение о размещении украинских беженцев на пароме Isabelle, сообщает ERR. — Прим. «НП»).
Правда ли, что русские в Эстонии не сдают жилье украинцам?
— Это не относится ко всем местным русским, но наверняка есть те, кто так поступает. Некоторые русские, живущие в Эстонии, в том числе с эстонскими паспортами, чувствуют себя обиженными и притесненными, они всегда жалуются на это — обычно в социальных сетях. Они делают это безрассудно. Если бы у них действительно были серьезные проблемы с этими вещами, то, наверное, была бы хоть какая-то партия, отстаивающая их интересы. Например, в 1990-х там было несколько русских партий. Сейчас давно уже нет ни одной русской партии. Нет нужды говорить, что русское меньшинство проводит там какую-то политическую линию. Я даже не знаю, хорошо это или плохо, но некоторые местные русские большие поклонники Путина и современной России. Во-вторых, они очень антиукраински настроены. Их лозунг теперь таков: «Русские в Эстонии стали не людьми второго сорта, а людьми третьего сорта». Это означает, что люди первого сорта — это этнические эстонцы, люди второго сорта — это украинцы, которым сейчас предоставлены всевозможные привилегии и распростертые объятия, а русские — это как бы люди третьего сорта. Я думаю, что это их личные проблемы.
Местные власти отключили российское государственное телевидение. Вероятно, они чувствуют себя некомфортно в этом отношении.
— Многие из них поставили спутниковые тарелки, чтобы смотреть Соловьева. Там это действительно происходит. Естественно, им теперь намного сложнее добывать пропагандистскую информацию. Учитывая, что на этой «Останкинской игле» сидели десятки тысяч человек в Эстонии, естественно, некоторые из них сейчас чувствуют себя ломкими наркоманами. Они начали покупать спутниковые антенны, приставки и другие необходимые гаджеты. К счастью, я вообще не смотрел российское телевидение, поэтому отключение российской пропаганды меня не коснулось. Единственный телеканал, который мне не хватает, — это «Дождь» (признан Минюстом в качестве иноагентского СМИ).
Однако у менеджеров этого канала теперь есть множество каналов YouTube. 7 апреля правительство Эстонии во главе с Каей Каллас приостановило выдачу виз и видов на жительство гражданам России. Это мудрый ход, когда власть пытается следовать тренду, что ли? Понятно, что люди, едущие в Эстонию, не являются «фанатами Путина».
— Это совершенно новая ситуация. Закон только что приняли, так что я еще не разобрался. Я думаю, что ключевой момент для такого решения заключается просто в том, что Эстония сделана не из резины. Приняв в течение ограниченного периода тысячи украинских беженцев, Эстония больше не может принимать десятки тысяч беженцев из Российской Федерации, с другой стороны. Это невозможно даже технически, финансово и с любой другой точки зрения. Я предполагаю, что основная причина не политическая, а скорее демографическая. Конечно, это нехорошо и несправедливо.
Есть и политические беженцы из РФ — люди, которых преследовали в России, те, кто уже сидел в тюрьме, заплатил огромные штрафы, кто потерял работу или выгнали из вузов. Таких людей очень плохо оставлять без поддержки. Что касается обычных экономических беженцев, которые покинули РФ, потому что не могут жить без Макдональдса или ИКЕА, то я не испытываю к ним никакого сочувствия.
После событий в пригороде Киева в начале апреля Эстония выслала российских дипломатов. Вы бы удивились, если бы дело дошло до полного закрытия границ? С другой стороны, есть ли повод для страха?
— Вполне возможно, что дипломатические отношения между Российской Федерацией и Эстонией, а также другими странами Балтии или ЕС будут заморожены. В таком случае они отзовут своих послов, прекратят любые дипломатические диалоги. Может быть, останутся только консульские отделы, которые будут выдавать визы в экстренных случаях. Мне трудно сказать, хорошо это или плохо. На мой взгляд, это очень плохо с обывательской точки зрения. Это добавит проблем тем, кто надеется пересечь границу. С точки зрения мировой политики… Ну, не знаю. Может быть, это принесет какие-то плоды…
В России чиновники популярно объясняют, что Запад заинтересован в спровоцированном им противостоянии. И по этой причине люди должны быть терпеливы. О чем вы думаете, когда слышите все это?
— Я вообще не воспринимаю подобные вещи всерьез. Я очень хорошо знаю Россию, Европу и Америку. Я довольно регулярно бываю в этих странах, кроме России, где не был уже год. Я прекрасно знаю, что местным жителям было наплевать на Россию, пока не началась военная операция. Тем более что на Россию никто нападать не собирался — там много локальных проблем, а именно COVID-19и экономические проблемы. Байден сейчас проводит масштабные экономические реформы в США, впервые со времен Рузвельта.
В такой ситуации нападать на Россию? Звучит очень смешно (смеется). Кому, черт возьми, это нужно сейчас? Русские слишком много думают о себе. Они думают, что если они одержимы Америкой, то Америка одержима ими. На самом деле ситуация абсолютно асимметрична. В Америке ни один человек не считает Россию угрозой. Только недавно такие настроения могли появиться, еще раз спасибо за это Путину.
Вместо этого поговорим о музыке. Как вам идея запретить в Эстонии живые выступления российских артистов и музыкантов, которые либо поддерживали власть РФ, либо выступали в Крыму и на Донбассе? Я знаю, что известные государственные органы Эстонии сейчас обсуждают этот вопрос.
— Только что вернулась из Хельсинки, где участники международной конференции обсуждали именно эту тему. Там был достигнут стопроцентный консенсус: в этом не участвовали музыканты — только их менеджеры, звукозаписывающие компании, концертные и фестивальные агентства, издательства и прочий музыкальный бизнес. Вопрос был в том, как теперь быть с культурным обменом и русскими художниками. Споров не было. И снова это было в Финляндии, традиционно милой и дружелюбной стране. Итак, консенсус достигнут — во-первых, по поводу того, что все эти Газмановы, Киркоровы, Валерии и им подобные в Европу вообще не попадут. Для этого не нужно вводить специальные санкции.
А демократия? Вам говорят о сегрегации, но чем она может отличаться от Третьего рейха?
— это не сегрегация. Здесь очень легко найти какие-то законные основания. Этот вопрос тоже обсуждался, но никто ни на секунду не сомневался в этом. Что касается русских художников, которые за свободу, большинство, то с ними все в порядке. Нам нужно оказать им как моральную, так и визовую поддержку. Они смогут зарабатывать деньги в Европе и Америке просто потому, что русская диаспора растет как на дрожжах. Зрители будут там. Вы только посмотрите, что произошло на концерте Ляписа Трубецкого! Это был аншлаг. До этого был концерт Васи Обломова. Организаторы были просто счастливы видеть толпы людей, пришедших на концерт. Концерты Oxxxymiron, Face (признанного Минюстом России иностранным агентом), Монеточки и так далее собирают тысячи посетителей. Очень разветвленная, бурная и, надеюсь, интересная в культурном и развлекательном плане жизнь во «внешней» России будет расти. Что касается «внутренней» России, то, думаю, будет именно то, о чем мы говорили в самом начале, — повторение Советского Союза того же мучительного периода начала XIX века.80-е, с наездами на концерты и так далее.
Русский рок умер? Последние полтора месяца молчит. На марафоне «За Россию» будут показаны раритетные видеоролики известных ветеранов-свободомыслящих — Сергея Галанина, лидера группы «СерГа», бывшего бас-гитариста «Бригады С». Когда-то этот человек с пацифистской приметой пел, что ему снится день, когда «кончилась война». А еще было что-то в «свете в окне» и желании «до темноты вернуться домой». Успел ли он вернуться куда-то до наступления темноты?
— Похоже, что да. Есть такие музыканты. С другой стороны, есть и другие. В общем, все эти разговоры о том, что «русский рок умер», скорее ради остроумной ремарки. Я думаю, что пока старые и молодые парни — от БГ до Порнофильмов — живы и здоровы, нельзя говорить, что русский рок умер.
Вам нравится новый трек Pink Floyd, где парень из группы Бумбокс поет украинскую народную песню?
— Да, это очень трогательная песня. Андрей очень хорошо поет. Мелодия тоже красивая, на самом деле она называется «Красная калина». У Гилмора есть другой вариант — «Эй, эй, вставай». Ну, Гилмор сыграл там потрясающее гитарное соло. Прекрасная песня. Надеюсь, это не конец карьеры Pink Floyd (это первая новая музыка этой группы за 28 лет, «NP»). Если они никогда не сделают ничего другого, это станет знаковым восклицательным знаком в их карьере.
У тебя остался российский паспорт, тебе не жаль, что мы оказались вместе прямо рядом с Пинк Флойд, приехавшими в Россию на закате СССР? Это было космическое событие, и теперь легенды публикуют новые записи с флагом другой страны бывшего СССР.
— Я очень разочарован, да… В этом в той или иной степени виноваты все мы, даже те, кто этому сопротивлялся. Я категорически против принципа коллективной ответственности. Я не думаю, что сделал что-то плохое, чтобы ухудшить всю ужасную ситуацию. С другой стороны, я наверняка мог бы сделать что-то большее, чтобы предотвратить это…
У вас есть совет для тех, кто остается в РФ, что делать?
— Наверное, чтобы продолжать жить в состоянии, называемом внутренней иммиграцией. Совсем не обязательно быть отшельником. Для этого можно работать удаленно, иметь круг близких друзей. Да… Жить так, как мы уже жили в брежневско-андроповские времена. Я думаю, что сейчас это хуже, чем в те дни. С другой стороны, в некоторых отношениях это лучше. Некоторые границы до сих пор открыты, и если придет время пересечь ту или иную границу, то это стоит сделать, не сомневайтесь. Единственная проблема, которая может возникнуть, это то, что они могут заблокировать границы. Это опасность для всех нормальных людей.
Есть ли у вас надежда, что мы сможем это преодолеть, исправить, отыграть, чтобы выйти на прежние рубежи контактов и доверия?
— Слишком много факторов. Теоретически это вполне возможно. Однако вернуться ко всем границам будет непросто. Если говорить об отношениях между Россией и Украиной, русскими и украинцами, я думаю, что здесь все потеряно. Скорее всего, если не навсегда, то на многие-многие десятилетия. Что же касается других вопросов, то, если в России произойдут действительно радикальные перемены, через несколько лет после этих долгожданных цойских перемен можно будет снова говорить о нашей любимой стране как о свободной и счастливой.
Как раз про Цоя. Удивительно, как все актуальнее звучат его тексты… На его портрете, который петербургские чиновники оставили без изменений и не закрасили под Невским, была приписка из его песни «Звезда по имени Солнце: Война без особых причин… »
— Да. Все сказано, добавить нечего: «Земля. Небо. Идет война между Землей и Небом…» Доживем ли мы до запрета песен Виктора? Естественно. Если песня «Хотят ли русские войны» уже запрещена (в СМИ сообщалось, что это было сделано по запросу Роскомнадзора, но в самом ведомстве уточнили, что просто хотели, чтобы YouTube удалил комментарий к видео, где была ранее запрещенная информация опубликовано. — «НП «). В Беларуси есть прецедент, где песня «Перемены» находится под строгим запретом. Запрет означает, что любой, кто ее поет, может попасть в тюрьму! В России сейчас происходит примерно то же, что и в Беларуси. Государственная система Лукашенко стала экспериментальным полигоном для российских инноваций.
Вы видели недавний ролик Кино с повтором песни «Я объявляю свой дом безъядерной зоной» (об этом «Новый проспект» подробно писал 10 марта 2022 года)?
— Да, есть. Понятно, почему ребята взяли именно эту песню именно сейчас, хотя это далеко не самые популярные песни Кино. В общем, она была написана Цоем, скажем так, под давлением, когда в 1984 году на второй фестиваль Ленинградского рок-клуба комсомольцы поставили условие каждой группе иметь в репертуаре одну антивоенную песню. Соответственно, ребята начали его сочинять неохотно. То, что создатели фильма выбрали именно эту песню с таким видео, — это, несомненно, политическое заявление.
Есть ли у вас страх перед ядерной войной, или вы считаете маловероятным, что мы доживем до той ситуации, которую снял Стэнли Кубрик в своем почти 60-летнем фильме «Доктор Стрейнджлав, или Как я научился Перестать беспокоиться и полюбить атомную бомбу?
— Честно говоря, я не думаю об этом. Я знаю, что есть люди, которые действительно боятся этого. Мне почему-то кажется, что коллективное глобальное самоубийство — это не то, к чему стремятся люди.
Вы понимаете, что движет разными людьми с разной властью в разных структурах, которые наклеивают трехполосный символ спецоперации на свои окна, на стены или, как Музей политической истории, прямо на сувенирные футболки рядом книгам по истории войн и революций? Это просто энтузиазм или особый заказ?
— Отчасти это приказ властей, как и собирать людей для участия в официальных партийных собраниях. Это именно то, что называется стадным мышлением, а по-научному — конформизмом. Наверное, мало кто приписывает такие атрибуты себе или окружающим предметам искренне или с чувством законной гордости. Я думаю, они скорее хотят выглядеть как лучшие ученики в худших школах. Может быть, это такой талисман, хотя вряд ли он кого-то спасет.
Джоанна Стингрей только что опубликовала архивную фотографию, на которой она на двух языках пишет на стене «Спасем мир». Мы ходим по кругу?
— В СССР по крайней мере велась активная борьба за мир. Теперь Советский Союз нервно курит в сторонке…
Артемий Троицкий Украина Россия
Обед с The Baltic Times: Артемий Троицкий
Артемий Троицкий написал книгу о советском роке. Было время — долгое время — когда это было совершенно верное и грамматически правильное предложение. Выпущено в 1987 на английском языке, после развития очень плодотворных отношений с московским корреспондентом британской газеты «Гардиан» и неизбежным призывом «Назад в СССР», это вполне могло быть поспешным новшеством, экономящим на качестве и предыстории, стремящимся к быстрая продажа на основании его несоответствия и новизны в начале перестройки. На самом деле это великолепная работа, наполненная энтузиазмом, а иногда и гневом, но всегда чувствительная к меняющемуся политическому климату; он прослеживает русский рок от самобытных, смелых стилей (джазофилы, красочно одетые хипстеры) 50-х годов, прослеживая рост инкубов с запада через прерывистые периоды контроля и освобождения — никогда полностью не запрещались, но и почти не поощрялись. .
Он улавливает странные, запоминающиеся детали, возникшие в результате того, что страсть фактически объявлена вне закона, не придавая этому особого значения. Вот лишь некоторые из тех, что запомнились мне: он небрежно пишет о том, как в конце 70-х годов латышский певец Петерис Андерсонс каждые выходные ездил в Таллинн (путешествие на автобусе более четырех часов), чтобы быть возможность поймать программу о поп-музыке, транслируемую по финскому телевидению; в другом месте мы читаем об Александре Градском, одном из царей ранней русской рок-музыки, который застрял в длинной очереди перед своим собственным концертом и был перекрикнут своими поклонниками, когда он попытался объяснить, поскольку группы не могли быть опубликованы, на самом деле немногие знали, как выглядели их кумиры. Как человек, который лучше других разбирался в западной культуре и условиях, он обычно слегка кивает своей западной аудитории; об одном из первых подходов к рок-фестивалю в Советском Союзе, под Москвой в 1978, — иронично добавляет он, — «конечно, жюри было». Это личное повествование, как и все остальное: парень в нелепой ситуации, движимый и мотивированный чем-то строго нормированным; в его суждениях мало объективности, но проклинает он или проповедует, всегда есть ощущение, что это имеет значение.
Троицкий провел 80-е годы, работая пиарщиком русской рок-музыки и таких групп, как «Аквариум», «Центр» и «Кино», которые становились все более популярными; Первый настоящий рок-фестиваль в Советском Союзе «Тбилиси-80» тоже во многом благодаря ему, как и благотворительный концерт в память чернобыльцев в Москве в 1986, вероятно, первый в России сбор пожертвований в стиле Live Aid. После краха причудливой системы, которую он так резко критиковал, Троицкий, как и многие бывшие полуизгои, вдруг оказался в весьма благоприятном зеркальном мире, где, казалось бы, все, что было плохо, стало хорошо, а все, что было хорошо, стало плохо. . Внезапно быть главным авторитетом в России в области рок-музыки стало действительно неплохо. Троицкий преуспел в 90-х, став первым главным редактором российского издания Playboy (при его запуске в 1995, — умоляюще настаивал он, — «это не эротический журнал… Надеюсь, он повернет вспять упадок традиции толстых литературных журналов в России») и что-то вроде медийной звезды, ведущей ряда культурных программ на нескольких телеканалах. — хотя, к его чести, и в отличие от многих других, внезапно оказавшихся в то время в положении умеренной власти, он не стал неприлично богатым. Ну а если он неприлично богат, то хорошо это скрывает.
В последнее десятилетие он все больше и больше вовлекается в политику, по-видимому, в результате неуклонного сокращения арены свободы слова в России. Он испытывал глубокую неприязнь к Путину, по-видимому, с самого начала, и, безусловно, был на шаг впереди — о его внешней и экономической политике и растущем авторитаризме с начала 2000-х есть резкие, язвительные статьи. Возможно, он использовал свою репутацию и опыт в других областях в своих политических комментариях, но он, безусловно, пошел на это, избегая вежливых раскопок и хеджирования пари штатных политических комментаторов и переходя к простому презрению и сарказму – принижая его до такой степени, что у меня время от времени возникало ощущение, что Путин был еще одним посредственным диско-актером, которого он поставил на их место. Я нашел в британском политическом журнале The New Statesman статью от 2007 года, где он не только ругает Путина за его авторитарные наклонности и беззастенчивое потворство коррупции, но и — что удивительно — называет его «серым, крысоподобным существом». . Похоже, в конце концов это возымело действие, и поэтому летом прошлого года он объявил о переезде в Таллинн.
Я немного опасаюсь предполагаемого интервью, ожидая в довольно милом ресторане у реки в таллиннском пригороде Пирита, любуясь великолепным видом на реку Пирита, медленно мерцающую внизу: Троицкий определенно похож на человека, у которого есть вкус к конфронтации. Но когда он появляется с неожиданной стороны, застигая меня врасплох, первое впечатление, которое я получаю, — это слегка сомнительная доброжелательность, человек, который устроит вам бурную ночь, но в конце позаботится о том, чтобы вы благополучно добрались до дома. . Он один из тех слегка сбивающих с толку людей, которые с возрастом становятся лучше. На фотографиях из «Назад в СССР» изображена напряжённо выглядящая угловатая фигура, с волосами больше, чем с лицом, с взглядом, способным удержать вас через всю комнату; тем временем он немного расширился и обнаружил растительность на лице; в водолазке неопределенного оттенка бледного, с зачесанными вверх волосами, не вполне доходящими до челки, он похож на богемного морского капитана, увольняющегося на берег; на его щетине белая полоса; и он кажется слегка взъерошенным почти контролируемым образом.
Нам немного не хватает времени, так как Троицкий сообщил мне по электронной почте, что через полтора часа у него назначено свидание по скайпу с российским телевидением, так что мы приступаем к вопросам более или менее сразу. Так что отъезд из России понятен, учитывая его положение, но почему именно Таллинн? «Я болею за все три страны Балтии — все три страны очень отличаются друг от друга. Литва – католическая, центральноевропейская, с польским влиянием, архитектура в стиле барокко; Латвия находится под немецким влиянием, очень готическая, немного мрачная; Эстония очень скандинавская, с финским или шведским влиянием, а также готическая и очень сельская. Я посещал эти страны всю свою жизнь». Настоящая нежность звучит в его голосе, когда он говорит о странах Балтии, о чем-то личном и покровительственном, как будто это любимые племянницы и племянники.
Реальное отличие, похоже, заключается в том, что ему предложили работу преподавателя в Хельсинкском университете — поездка из Москвы, по его словам, была бы «эксцентричной». Так, по наущению жены, он связался с друзьями в Таллинне, и ему предложили здесь дополнительную преподавательскую работу в университете — так что теперь, кажется, он много времени проводит на паромах и самолетах. Но дело не только в карьере/финансах: «Другая причина в том, что у меня действительно есть слабость к Эстонии. Я посещаю с 1969; у моих бабушки и дедушки был небольшой летний загородный дом в Высу в национальном парке Лахемаа. Здесь, в Эстонии, у меня много хороших друзей среди музыкантов и художников».
Его акцент был спилен годами, когда он говорил по-английски, будучи всемирно известным парнем по русской популярной музыке и другим культурным вопросам, но осадок остался. Это скорее легкая дополнительная насыщенность, какая-то колючая протяжность — его «ч» все еще застревает в горле на колючую русскую манеру, а редкий артикль пропускается. Его владение языком на удивление хорошо, если не считать странной и приятной причуды склонности игнорировать прошедшее время в пользу настоящего совершенного («было», а не «было»), что оказывает приятное воздействие на всех. странные и драматические события, о которых он говорит, кажутся обманчиво близкими.
Кажется, он предвосхищает ожидаемый вопрос, который я на самом деле не собирался задавать, и сразу же продолжает: Между мной и эстонцами нет абсолютно никакого культурного конфликта, никакой национальной напряженности. Я сам тихий парень, поэтому я ценю эти неторопливые и ироничные эстонские манеры». учитывая их размер и население. Снова и снова в «Назад в СССР», подавленный чистой борьбой за то, чтобы быть модным в России, Троицкий уезжает в Таллинн, Тарту или Вильянди, города, где, казалось, разрешено существование очень контролируемой версии хиппи — странный, немного сомнительный сосед которых в основном оставляют заниматься своими делами, потому что они безобидны, и их все равно никто не может понять. Почему это? В первую очередь наследие демократии и интеграции стран Балтии в более широкие континентальные тенденции? Или что-то более нематериальное?
Троицкий делает акцент отчасти на укоренившемся пассивном сопротивлении, основанном на глубоких культурных, темпераментных и религиозных различиях с Россией: «мы малы и слабы и ничего не можем с этим поделать, но мы никогда не будем такими, как вы». Но он также указывает, что Эстония была прогрессивной, открытой республикой в пределах, по общему признанию, ограниченных возможностей, доступных ей в пределах Советского Союза, даже по сравнению с Латвией и Литвой — то, что он называет «смягченной культурной политикой», означало, что группы не часто подвергались преследованиям. , и даже поощрялись, если они оставались в строгих тематических рамках. Напротив, в России простое существование было более сложной задачей, и, соответственно, попытки профессионализма были почти невозможны: «это было полулегально, полунелегально. Были сотни андеграундных групп. Музыка вторична. Сообщение есть сообщение. Было исключительно важно что-то сказать, но качество исполнения, качество записи, аранжировки, звук — знаете, это не имело особого значения». В то время как в Эстонии группы могли регулярно репетировать и оттачивать свое мастерство, играя в клубах и барах, в России основным способом увидеть музыку были так называемые клатирники, полулегальные мероприятия, проводимые на частных квартирах, где гитары по необходимости были акустическими. и колени часто подгибались для перкуссии.
В этот момент нас прерывает пожилая дама, которая как раз выходит из ресторана; она обращается к Троицкому по-русски, принимая выражение вызывающее, но, думаю, обращенное к нам; примерно через минуту интенсивных оскорблений она благодарит нас и уходит. После того, как она ушла, я спрашиваю Артемия, что она говорила. «Я постоянно слышу вас по телевидению и радио, читаю вас в эстонских газетах и очень рад, что у интеллигентных людей в России есть такие мнения». А она эстонка? «Судя по отсутствию акцента, она русская — или, может быть, наполовину русская». Он выражает легкое удивление по поводу того, что это одобрение исходит от эстонского русского, имея в виду враждебность, которую многие местные русские испытывают к стране, и смутную ностальгию по Советскому Союзу. «Должно быть очень больно жить в стране, которую ты не любишь, ты не понимаешь, ты не чувствуешь себя частью» — это сказано тоном, который я не могу понять. саркастичный или искренне сочувствующий; Я решаю, наверное, второе.
Но могли ли Эстония и другие страны Балтии сделать больше для проживающих в ней русских? Да, говорит Артемий, многое другое. Он приводит aru.tv в качестве примера того, что нужно было сделать раньше. Это преимущественно сатирический политический канал, базирующийся в Таллинне, созданный белорусским эмигрантом, который работает онлайн с прошлого года, ориентирован на русскоязычных в странах Балтии, России, Белоруссии и Украине и имеет резко антипутинскую (и анти-путинскую) направленность. Лукашенко) линия. Участие Троицкого упоминалось в большинстве отчетов, но он описывает себя как играющего в основном консультативную роль в проекте — я не совсем уверен, что это правда; Я видел кадры, на которых Троицкий в футболке с надписью «Брат Навального», с бесстрастным выражением лица высмеивает особо нелепые действия Путина. Как бы то ни было, дело в том, что, по мнению Троицкого, подобный бюджетный канал должен был быть создан как минимум на двадцать лет раньше. Он также утверждает, что строго юридический подход к гражданству во всех трех странах привел к тому, что многие потенциально сговорчивые этнические русские почувствовали себя «отверженными» после восстановления независимости: волны позитива».
Когда этим летом, после десятилетия неуклонно усиливающейся критики, Троицкий все-таки решил провести границу между собой и Владимиром Путиным, он в качестве пояснения заявил, что в современной России нужно «подчиняться или уходить». Он стоит на этом? И что именно означает «соответствовать»? Каковы будут последствия несоответствия – опасался ли он за свою жизнь? Прежде всего, он указывает на прессинг своей карьеры: «пространство моей профессиональной деятельности в России все время сужается… последние тридцать лет почти все, чем я занимаюсь, связано со СМИ».
Он говорит, что в последние годы попал в «черный список» «всех основных российских федеральных каналов», и, посмеиваясь и с какой-то кривой горечью, добавляет, «как минимум на двух из которых [Канал Россия и MTV], я был отцом-основателем». Но почему произошло это занесение в черный список?
«Меня занесли в черный список только из-за моего болтливости. Я никогда не был крупным политическим активистом, никогда не принадлежал ни к какой политической партии, какому-либо политическому движению. Но я всегда был откровенным человеком, поэтому, когда меня спрашивали о вещах, я не давал очень дипломатичных ответов — и это привело меня прямо к тому, чтобы стать диссидентом». Он еще раз подчеркивает, что его деятельность обычно лишь косвенно затрагивает политику — он выступал с программами о музыке, иногда о культуре в более широком смысле, лишь случайно пересекаясь с политикой, — но, возможно, проблема заключается не в непосредственном участии, а в растущем невозможность честности в сегодняшней России. Чуть позже он с гордостью упоминает, что написал и записал песню под названием «Посадить банду Путина за решетку», так что, возможно, не совсем верно, что его деятельность полностью оторвана от политики, но определенно кажется, что он не в первую очередь политический деятель, каким, скажем, является Навальный, и он, кажется, до недавнего времени рассматривался властями как нечто большее, чем неудобство.
Он любит жесты, которые выглядели бы несколько демагогическими, бредовыми, если бы они были завершены: руки раскинуты в стороны, пальцы двигаются в сторону указания. Но они всегда какие-то скомканные, хлопают в ладоши, загнуты внутрь, что совсем немного ограничивает их агрессию. Многие из них начинают всплывать, как только упоминается Путин.
Он также упоминает общую атмосферу в России как еще один фактор, повлиявший на его отъезд. Сдвиг явно произошел недавно — он говорит мне, что любит свою страну и никогда не думал о том, чтобы уехать раньше, даже во время бурных протестов, которые привели к спорной и оспариваемой победе Путина в 2012 году и последовали за ней. Внезапно все его предложения резко изменились. – Троицкий не тот, кто получает подтверждение своим циничным ожиданиям, а тот, кто испытывает искреннее недоверие и даже недоумение по поводу происходящего. По крайней мере, мне кажется, что рациональный, разумный человек искренне сбит с толку нечестностью, жестокостью и продажностью. Я немного волнуюсь за него. Скатывание в невыносимое состояние, похоже, произошло в прошлом году, когда Россия превратилась из «мягкой диктатуры, авторитарной страны, как и многие другие» в нечто гораздо более необычное и тревожное.
«Когда они вторгаются в другие страны, когда они ведут себя как Германия 30-х годов, это совсем другое. Мы прошли эту фазу того, чтобы быть еще одним авторитарным режимом, и теперь мы там, где мы есть сейчас; Я бы сказал, что это фашистская страна. Это фашистская, милитаристская, реваншистская страна».
Что поражает в «Назад в СССР» и других его произведениях о рок-музыке и культуре в целом в Советском Союзе, так это то, насколько он верит в творчество и музыку — он вечно гоняется по этой огромной вымершей стране в поисках маленьких вспышек дерзкой гениальности, внезапно уехать в Вильнюс или Тбилиси в поисках чего-то. Я прочитал ему последнюю фразу из этой книги, в которой говорится: «Будущее светло и непредсказуемо. Теперь нас ничего не пугает».
Это все еще в силе? Он все еще питает надежду на музыку или искусство в России? Может ли это быть источником вдохновения, сопротивления все более репрессивному режиму? Опять же, ответ приходит почти до того, как я заканчиваю вопрос, и является твердым отрицанием. Почему так? Он тут же географически расширяет ответ, утверждая, что музыка больше не является центром молодежной культуры, как это было где-либо в мире, — это больше не движение или способ видения вещей по-другому, а еще одна ветвь культурной индустрии. Он перечисляет гигантов: Леннон, Дилан, Марли, Моррисон… и говорит, что со времен Курта Кобейна не было никого, кто мог бы сравниться с ними в том смысле, что они были «гораздо больше, чем просто музыканты… лидеры своего поколения». То же самое можно сказать в России о таких фигурах, как Андрей Макеревич, Борис Гребенщиков, Виктор Цой — из «Машины времени», «Аквариума» и «Кино» соответственно — все это имена бунтарских 70-х и 80-х. Но «рок-музыка больше не философия, не образ жизни, не новая религия. Теперь это просто способы развлечь молодежь, потанцевать, хорошо провести время и так далее. Даже на 10% это не воспринимается так серьезно, как раньше».
Возможно, это показательно — ожидать, что песня будет просто красивой, убедительной структурой, вмещающей сообщение, а не само сообщение, не особенно соответствует русскому темпераменту или собственным предпочтениям Троицкого. Во всем «Назад в СССР» бросается в глаза, насколько большую часть книги занимают тексты песен, некоторые из которых занимают много строк; когда Троицкого уводят с кем-то, он дает им трибуну. «Удивительный поэт» — это высшая награда, которая у него есть. В какой-то момент поразительно, что русскоязычная и англоязычная певица (Кино и Джоанна Стингрей) сотрудничают, каждая поет строчки на своем языке: американская группа поет полусексуальные признания в любви простыми предложениями, на что Кино отвечает мистическим , гномические, самодостаточные коаны («вставай, потому что тебя больше некому спасти»). 0251 Что стоит за этой одержимостью словами, думает он? Во-первых, Россия — страна, «одержимая литературой и поэзией», и это, похоже, отразилось на самой музыке. Удивительно, но он скорее списывает русскую музыку с точки зрения качества и оригинальности: «Русские группы никогда не придумывали ничего по-настоящему оригинального, поэтому в музыкальном плане все русские рок-группы были очень второстепенными по сравнению с западными рок-группами… но когда дело дошло до текстов, до слов , многие из них преуспели». Он предлагает мне назвать шесть западных певцов, которых можно было бы считать поэтами, и мы разделяем несколько моментов, когда смотрим не по центру вдаль, роясь в нашей ментальной библиотеке. Я доказываю его точку зрения своей медлительностью; мы (Запад) еще на уровне я люблю тебя, детка, кажется. В России другая ситуация, говорит он: там «возьмешь рок-звезду, и, скорее всего, он будет действительно способным поэтом».
Так может ли это не быть источником надежды для тех, кто несчастлив в ловушке внутри этого фашистского, милитаристского, реваншистского государства? Противоречия и лицемерие Путина, казалось бы, так же созрели для раскрытия с помощью музыки, как и советское государство. Почему так мало художественной оппозиции Путину — чистых средств оппозиции, таких как Pussy Riot? Троицкий списывает это прежде всего на карьеризм: «огромное большинство просто молчат, вообще не делают замечаний. Вы можете пытать их, и они никогда не скажут вам, что они думают. И это происходит не потому, что у них нет своего мнения, а просто потому, что они заботятся о своей карьере. И они не хотят терять свою аудиторию, осуждая аннексию Крыма, но и не хотят закрывать ворота на Запад, поддерживая Путина».
Есть ли кто-нибудь, кому он верит, чтобы бросить вызов Путину? Перечисляются все те же старые рок-звезды: «старая гвардия» — Юрий Шевчук (ДДТ), Макаревич, Гребенщиков, Василь Шумов (Центр) и др. Это кажется немного обескураживающим, что единственные художники, у которых есть сила и мужество, чтобы бороться с Путиным, — это, по большей части, те же самые, которые тогда были на передовой. Так все это кажется немного безнадежным? Он упоминает о хип-хопе как о более надежном голосе для оппозиции, цитируя Noise MC, но я чувствую, что его сердце не особо к этому относится. Он упоминает о «значительном влиянии на молодежь», но в нем скорее тон сухого социологического анализа, чем волнение и страсть, которые он привнес бы в него раньше. Он отмечает, что даже относительно небольшое и загнанное в угол антипутинское движение расходится во мнениях по таким вопросам, как Крым, и что молодые люди заметно сбиты с толку: «многие из них выступают за свободу, мир и любовь, но другие выступают за ревизионистскую Россию». Я начинаю с другого вопроса, но не раньше, чем он поднимает свой бокал с веселым, но решительным «за мир и любовь».
Принимая во внимание, что он только что понизил все русские группы до уровня второсортных, мне интересно, не является ли энтузиазм, обнаруживаемый ими во многих случаях, просто немного наигранным. Поощрял ли он рокеров своей родины из-за некоего долга? Ответ обдумывается: сначала кажется, что он был: «Меня интересовала только западная рок-музыка для начала»; он перечисляет группы, в которых он играл в 70-х, начиная с различных направлений прогрессивного рока, включая группу, которую он всегда называл своей любимой — немецкую экспериментальную группу Can, — которые затем были внезапно заменены более резкими, жесткими звуками поста. -панк и новая волна ближе к концу десятилетия. Когда он открыл для себя русский рок — или, по крайней мере, русский рок стал достойным открытия — он описывает это как одержимость. Он стал «наседкой в окружении всех этих юных гениев из Петербурга, Москвы и стран Балтии». Его голос снова обретает нежность, что к счастью: Talking Heads (еще один фаворит того времени), вероятно, не нуждался в нем; Аквариум, наверное. И роль адвоката очень подходит Троицкому, как он сам признается: «Мое любимое занятие в этом мире — я люблю помогать людям, и особенно я люблю помогать талантливым людям. Я не знаю для себя большего удовольствия, чем найти неизвестный талант, выдвинуть его и помочь этому парню или девушке».
Но, конечно же, это бережное воспитание в конце концов привлекло внимание Запада и музыкантов, выступавших в самых разных местах. Меня это сильно интересует. Была ли стандартная левизна большинства западных групп проблемой для тех, кто уже жил в социалистическом раю? В частности, я упоминаю Билли Брэгга, чувствительного и интеллигентного социалиста британской традиции; заклятый враг Маргарет Тэтчер и замечательный, грубый певец и автор песен; его приезд в Ленинград в середине 80-х — одна из самых ярких и сложных декораций в книге Троицкого. «Я всегда был левшой, поэтому у меня никогда не было желания убеждать своих западных друзей в том, что социализм — это плохо, что коммунизм — это ужасно и так далее. Я всегда разделял их идеи, я просто думал, что Советский Союз был очень уродливой мутацией социализма. Это была не совсем социалистическая страна, это была просто очень бюрократическая и жестокая мутация социалистической идеи».
Он мне рассказывает, что его отец был правоверным коммунистом и другом Че Гевары – последнюю деталь он повторяет пару раз; Честно говоря, это один из наиболее убедительных аргументов в пользу левых, которые я недавно слышал. Он подчеркивает свою историческую поддержку анархистских движений, Гринпис, а затем несколько излишне подчеркивает, что у него «ноль случаев, когда он был капиталистической свиньей». Затем он сам вступает в разговор – его линии натянуты, и он начинает рассказывать мне о неких «западных левшах» и о том, как он был разочарован и раздражен их наивностью, если это действительно так, в отношении нынешней российской администрации – людей, которые будет относиться к Путину снисходительно только потому, что он настроен антиамерикански. «Эти ребята — они действительно тупые, я думаю», — говорит он с отвращением, улавливая, как только русские могут, присущее звучанию слова «тупой» презрение и растягивая его, как жвачку.
Он рассказывает мне об американском музыканте, своем друге, которого он попросил присоединиться к концерту, чтобы заручиться поддержкой Pussy Riot, что, несомненно, должно было стать популярным делом. Но, по словам Троицкого, он наткнулся на «мой враг врага — мой друг», думая о самом грубом виде. Этот человек сначала отказался помочь, объяснив, что «наше американское правительство тоже против Путина, и мы их ненавидим», но позже передумал. Он называет мне имя, затем просит пообещать не раскрывать его, что я и делаю, но меня удивляет, кто это. «Они просто не понимают, против кого и против чего они выступают», — заключает он.
Итак, пока он в Эстонии, а Троицкий не видит себя вернувшимся в Россию? Он говорит мне, что хотел бы, хотя и любит Эстонию, но это зависит от того, станет ли Россия «открытой, счастливой, раскаявшейся страной»; тот, кто понимает и сожалеет о «всех ужасных вещах, которые мы сделали» — как по отношению к другим, так и по отношению к себе. Но видит ли он, что это происходит? Он опускает голову и начинает говорить гораздо быстрее; ‘h’ начинают цепляться еще больше, звуча так, будто они где-то что-то рвут: «Я люблю мечтать о (возвращении), но когда я включаю свой мозг, я становлюсь куда более пессимистичным […] Иногда у меня создается впечатление, что Россия это обреченная страна, страна, которая никогда не будет счастлива, вечно несчастная страна, которая получает удовольствие от страданий». Голос у него понизился, в произношении чувствуется расхлябанность плеч и какая-то свернутая безнадежность, снова переходящая в отвращение. Он рассеянно смотрит на точку немного выше реки Пирита.
Но затем, просто так, он вернулся к своему обычному состоянию энтузиазма. Он говорит мне: «Я думаю, что ты был очень умным и тебе очень повезло найти свое место в странах Балтии, они действительно очень особенные… Я много путешествовал — я не был в Австралии, но я был везде – могу сказать, что страны Балтии особенные. Я думаю, что это одно из самых привлекательных мест на планете».