Генеалогическое древо ленина: Main Frame in default.htm

Генеалогическое древо В.И. Ульянова по уголовно-большевицкой кличке «Ленин».

?

Previous Entry | Next Entry

       Генеалогическое древо В.И. Ульянова по уголовно-большевицкой кличке «Ленин», составленное сотрудниками Государственного исторического музея, полностью пресекает спекуляции засоветских юродивых на эту тему.
       Источник: О. Абрамова, Г. Бородулина, Т. Колоскова. «Между правдой и истиной (Об истории спекуляций вокруг родословия В.И. Ленина)». М.: Государственный исторический музей, 1998 год.

Tags:
  • Государственный исторический музей,
  • Ленин,
  • биография,
  • генеалогия,
  • жидовство,
  • профессиональные революционеры
Добавить в друзья | Подписаться на блог Патріотъ Руси
 

Царская Семья в цвете
  • Император Николай II
  • «Последние дни Романовых»
  • Убийство Царской Семьи и Членов Дома Романовых
  • «Самодержавная Русь»
  • «История России в XX веке»
  • «Великая ложь нашего времени»
  • «Досье Ленина без ретуши»
  • Уолл-стрит и большевицкая революция
  • «Красный террор в России»
  • «Оккультные корни октябрьской революции. ..»
  • «Психофильм русской революции»
  • Тамбовское восстание и раскрестьянивание России
  • «Номенклатура»
  • «Русь нерусская»
  • Русская цивилизация
  • Экономика Русской цивилизации
  • Платонов Олег Анатольевич
  • Мультатули Пётр Валентинович
  • «Царское дело»
  • «Император Николай II как человек сильной воли»
  • Царская власть и Закон о престолонаследии в России
  • Прекрасная Россия (Charming Russia)
  • Достоевский Фёдор Михайлович
  • Правда Грозного Царя
  • «Путь умного делания»
  • Архивные документы по истории убийства Царской Семьи
  • Невостребованное наследие Империи
  • Русский офицерский корпус
  • Шафаревич Игорь Ростиславович
  • the_third_way : (no subject) [+3]
  • komaxin : (no subject) [+1]

March 2022
SMTWTFS
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

Powered by LiveJournal.

com

Генеалогия В. И. Ленина

Сегодня исполняется 141 г. со дня рождения Владимира Ильича Ленина. Западная буржуазная печать “замолчит” это событие, российская отрыгнет очередную порцию клеветы на великого человека. Правда, она этим занимается постоянно безотносительно даты. Мне коротко уже приходилось реагировать на одну из басен антисоветчиков, но в своем ответе я сделал, как мне кажется, одну ошибку, на которую хотел бы обратить внимание тех, кто серьезно занимается биографией Ленина.

Речь идет вот о чем. Как-то мудрец-антисоветчик М. Веллер поведал миру: «У нас было жуткой тайной, что дедушка Ленина имел фамилию Бланк, а во Владимире Ильиче была четверть еврейской крови, а также четверть калмыцкой крови. Это ужас! Это была страшная тайна. У нас было много тайн».

Я в ответ написал, что это элементарная ложь и что эта «тайна» о бабушке и дедушке открыто демонстрировалась в музее семьи Ульяновых в г. Астрахани. И каждый мог узнать об этой «тайне», прочитав серьезные биографические труды о Ленине. В свое время я, например, об этом вычитал в двух-томной документальной монографии о Ленине, изданной в ГДР, но купленной мной в 1980 г. в Москве в Доме политической книги, в отделе иностранной литературы (Vladimir Iljitsch Lenin – Dokumente Seines Lebens. 1870-1924. Band 1, 2. Leipzig: Verlag Philipp Reclam jun., 1980). Что же это за тайна, которая свободно продается на прилавках? Какие архивы нужны для этого открыть, господа антисоветчики? Кому это было интересно, тот и без всяких архивов мог все это прочесть в открытых источниках.

Ошибка моя заключалась в следующей фразе: «Матерью Александра Дмитриевича Бланка (т.е. прабабушкой Ленина) была Анна Карловна, урожденная Оштедт (Östedt) (шведская ветвь), а отцом (прадедушкой) – Дмитрий Бланк, о котором практически ничего не известно, кроме того, что по «образованию и духу он был русским того времени». Был ли он немцем или евреем, доказать невозможно. Но, учитывая, что женская линия была немецкой, можно с большой долей вероятности предположить, что и мужская линия являлась прибалтийско-немецкой».

Прежде чем пояснить, в чем проблема, сразу же хочу оговориться, что меня абсолютно не интересуют пропорции «еврейской крови». Это может интересовать только антисемитов, которые по определению являются неизлечимо больными дебилами. Поэтому с ними бессмысленно не только спорить, но и общаться.

Так вот, эти сведения я как раз почерпнул из немецкой книги (1-й том, стр. 20). А в книге Ольги Дмитриевны Ульяновой (племянницы Ленина), которая более подробно изучила генеалогию своего знаменитого дяди, Анна Карловна Öрстедт (так она транскрибирует имя – Östedt) вообще не упоминается. Вместо нее указывается Анна Беата Öрстедт, которая была замужем за Иоганном Готлибом Гросшопфом, и ребенком которых была та самая Анна Ивановна Гросшопф – бабушка Ленина по отцовской линии. Если бы была верной версия немецкой монографии, тогда фамилия бабушки была бы Öрстедт, а не Гросшопф. Отсюда следует, что Дмитрий Бланк – отец Александра Дмитриевича Бланка не был связан ни со шведкой линией Боргов-Öрстедтов, ни с немецкой линией Гросшопфов. Хотя скорее всего он в любом случае относился к обрусевшей немецкой или балтийской ветви, а не к еврейской, хотя это и не имеет большого значения. Тем не менее для любителей копаться в генеалогических ветвях было бы действительно интересным обнаружить корни Дмитрия Бланка, давшего в последующем такие превосходные плоды.

Для любителей биографических деталей внизу я привожу генеалогию В.И. Ленина, перепечатанную мною из прекрасной книги о Ленине Ольги Дмитриевны Ульяновой (О.Д. Ульянова. Родной Ленин (Владимир Ильич и его семья). М.:ИТРК, 2002, сс. 15-20). Может быть, кому-то она покажется интересной. Впрочем, о великих людях любая деталь интересна.

 

 

Источник: http://www.olegarin.com/olegarin/Genealogia_Lenina.html

Снова в СССР

Снова в СССР

By Allison Dolan Premium

Несмотря на то, что Советский Союз исчез с карты более десяти лет назад, призрак коммунизма по-прежнему трудно стряхнуть с его преемников — особенно в Америке. Наше восприятие России по-прежнему тяготеет к соперничеству времен холодной войны, от сюжетов шпионских романов до «чуда на льду» хоккейной команды США 1980 года.

Морозные отношения США и СССР, конечно же, не исчезли из воспоминаний семейных историков. Почти 3 миллиона американцев имеют корни в России; еще 1,5 миллиона человек претендуют на происхождение из Украины, Беларуси, Молдовы, Эстонии, Латвии и Литвы. На протяжении десятилетий те, кто хотел узнать прошлое своей семьи, сталкивались с каменной стеной: железным занавесом.

После распада Советского Союза американцам стало легче посещать родину своих предков в Восточной Европе. Однако возможности для настоящих генеалогических исследований развивались медленнее. Новые правительства означали новые юрисдикции для архивов. В ходе перестановок специалисты по генеалогии завалили архивы бывшего СССР запросами на исследования. Но архивариусы не поспевают за новым спросом на их услуги — старые способы мышления сохраняются и по другую сторону океана.

Мириам Вайнер, президент Routes to Roots , туристической и исследовательской фирмы, работающей в бывшем Советском Союзе, а также в Польше, говорит, что эти страны только недавно начали понимать интерес специалистов по генеалогии и признавать потенциальный доход от исследование семейной истории.

Осложнения коммунистической эпохи — не единственные проблемы, с которыми вы столкнетесь. Даже на основные вопросы, например, откуда пришли ваши предки, может не быть готовых ответов. До СССР ныне независимые республики входили в состав Российской империи. Так что «русские корни» охватывают гораздо больше, чем нынешняя страна. «Русский часто используется в качестве общего термина для описания людей самого разного этнического происхождения, приехавших в Соединенные Штаты из земель, которые когда-то были частью Российской империи или… СССР», — объясняет исследователь Восточной Европы Пол Роберт Магочи. Например, украинцев и белорусов часто смешивали с русскими. На самом деле большинство иммигрантов из России не были этническими русскими: более половины были евреями; еще пятую часть составляли поляки и немцы.

Эти препятствия усложняют поиск ваших корней, но не делают его невозможным. Чтобы раскрыть историю своей семьи еще в бывшем СССР, вам понадобится удача, помощь специалистов и понимание прошлого региона.

Прослеживая корни России

Название Россия происходит от Руси, племени скандинавских купцов и воинов IX века. Они построили Киевскую Русь, государство, включавшее Украину, Белоруссию и европейскую часть России. Киевская Русь просуществовала до 13 века, пока татарские нашествия не превратили империю в Московию, герцогство с центром вокруг Москвы. Целью Московии стало воссоединение земель Киевской Руси.

К 15 веку Московия отбивалась не только от татар, но и от литовцев. В период своего расцвета могущественная Литовская империя включала в себя Беларусь, большую часть Украины и часть России. Королевский брак объединил Литву и Польшу в 1389 году; в 1569 году страны полностью объединились, образовав польско-литовское содружество, известное как Речь Посполитая . Иван «Грозный» стал первым царем России в середине 16 века; за его правлением последовало «Смутное время», период внутренней анархии и иноземных нашествий.

После прихода к власти в 1613 году знаменитой династии Романовых Московии удалось расшириться: она отошла в Сибирь, затем в 1564 году вернула себе Украину. Швеция продвинулась в Прибалтику, захватив Эстонию и Латвию, но после Северной войны В 1721 году Россия включила обе эти области в свое царство. Петр Великий реорганизовал правительство, провозгласил себя императором и переименовал свою империю в Россию . Речь Посполитая пала в 1795 году, и Литва тоже была поглощена Россией. Примерно в то же время Россия также получила Молдавию, которая находилась под контролем османов. Россия продолжала расширяться в 1800-х годах, захватив Финляндию в 1809 году.и остальная часть Польши в 1815 году. На тот момент ее империя занимала одну шестую часть суши мира.

Как и в соседних Австро-Венгерской и Османской империях, в имперской России 19-го века все еще царил феодальный строй.

Крепостное право в России началось в 1649 году; в польско-литовских землях она затвердела во время Речи Посполитой . Здесь феодализм просуществовал дольше, и Россия не освобождала своих крепостных до 1861 года. Трудный переход от средневекового аграрного общества к более современному индустриальному стимулировал иммиграцию в Америку. «Это привело к разрушению традиционного сельского хозяйства и упадку мелкомасштабного семейного хозяйства», — говорит Айра А, стекольщик, редактор журнала 9.0025 Миграция из Российской империи . Перенаселение, болезни и нищета заставляли крестьян бежать; Политика «русификации» и принудительный призыв на военную службу также многих подтолкнули к берегам Америки.

У евреев Российской империи были и другие причины уехать в Америку. Начиная с 1835 года правительство требовало, чтобы евреи жили только в «черте оседлости» — провинциях на западных окраинах империи, на территории нынешней Польши, Литвы, Белоруссии и Украины. (Правительство также обязало вести записи актов гражданского состояния.

) Серия погромов с 1880-х по 1919 г.14 вызвало массовую еврейскую эмиграцию.

Социальные проблемы империи вылились в революции 1905 и 1917 годов. В разгар Первой мировой войны царь Николай отрекся от престола, положив конец трехвековой династии Романовых. Владимир Ленин и большевики захватили власть у временного правительства и попытались создать первое советское (рабочий совет) государство. Последовавшая за этим гражданская война 1917–1921 гг. противопоставила большевистских «красных» антибольшевистским «белым». Ленин и красные победили, и Россия стала Союзом Советских Социалистических Республик в 1922, подготовив почву для эпохи холодной войны.

Волны

Небольшие волны иммигрантов из России и стран Балтии прибыли в Америку после большевистской революции и Второй мировой войны, в том числе волны евреев, бежавших из Европы во время Холокоста. Но к советскому периоду уже прибыло наибольшее количество иммигрантов из этого региона — отчасти из-за более жестких иммиграционных законов США, которые ограничивали въезд восточноевропейцев.

Первыми переселенцами из России были торговцы мехом и охотники, поселившиеся на Аляске и в Калифорнии. Это исследование выросло из расширения империи на восток через Сибирь. Беринг открыл пролив, носящий его имя, в 1727 г. и высадился на Алеутских островах в 1741 г. Начиная с острова Кадьяк в 1784 г. русские торговцы основали десятки поселений на Аляске. Когда Россия продала Аляску Соединенным Штатам в 1867 году — по выгодной цене в 7,2 миллиона долларов — половина поселенцев вернулась; другие переехали в Калифорнию. В начале 20 века Западное побережье снова привлекало русских, прежде всего таких религиозных сект, как молокане, духохоры и старообрядцы.

Однако наибольший приток из России пришелся на период «великого переселения народов» конца 19-начала 20 веков. В период с 1871 по 1910 год в Соединенные Штаты прибыло более 2,3 миллиона иммигрантов из царской России. Большинство прибыло из западных областей империи — мест за пределами нынешних границ России, — в том числе почти три четверти миллиона евреев из черты оседлости.

Эта великая миграция привела примерно 100 000 белорусов и 250 000 украинцев. Хотя подконтрольные России Волынская и Киевская области поставляли значительное количество украинских иммигрантов, большинство — 85 процентов — прибыли из Галиции и Буковины, которые тогда контролировались Австро-Венгрией. С 1860 по 19 гг.14 300 000 литовцев прибыли, в основном из Каунасской, Сувалкийской и Вильнюсской губерний. Меньше иммигрантов прибыло из других современных балтийских стран: с 1905 по 1913 год сюда прибыло 5 000 латышей, а к 1920 году здесь проживало около 70 000 эстонцев. Хотя записи об эмиграции Бремена до Первой мировой войны были уничтожены, записи Гамбурга все еще существуют. Вы можете заимствовать микрофильмированные индексы и списки из Библиотеки семейной истории (FHL) — см. каталог на — или получить доступ к оцифрованным копиям через платную базу данных Гамбургского государственного архива на , который в настоящее время охватывает 189от 0 до 19:00.

Нью-Йорк был основным портом въезда иммигрантов. Самые большие волны пришлись на период расцвета острова Эллис; вы можете искать эти записи в Интернете по адресу . До 1892 года прибывающие из Нью-Йорка обрабатывались в Castle Garden. Посмотрите в серии Ira A. Glazier «Миграция из Российской империи» иммигрантов, прошедших обработку на обеих станциях с 1875 по 1910 год. И не упускайте из виду другие северо-восточные порты — не все проходили через Нью-Йорк. Например, латыши отдавали предпочтение Бостону. Вы можете получить микрофильмированные списки пассажиров из этих портов в Национальном архиве и в местном отделении Центра семейной истории FHL.

Говоря на их языке

Поиск вашего предка-иммигранта, конечно же, является ключом к расширению вашего генеалогического древа в Европе. Чтобы иметь хоть какую-то надежду на это, вам понадобятся две подсказки: настоящее имя вашего иммигранта и его родной город. Эти факты имеют решающее значение, потому что это единственный способ найти и идентифицировать вашу семью в европейских записях, но их может быть сложно определить из-за препятствий на иностранном языке.

Имена: Многие иммигранты «американизировали» свои имена по прибытии в Соединенные Штаты. Например, они могли принять английский эквивалент, выбрать похожее по звучанию имя или сделать написание более американским. (Несмотря на распространенное мнение, сотрудники иммиграционной службы острова Эллис сделали , а не меняют имена людей — подробнее об этом мифе можно узнать на странице .) Для предков из бывшего Советского Союза или Российской империи новые имена были неизбежны — русские, белорусы и украинцы как минимум должны были бы транслитерировать свои имена с кириллицы на латиницу.

Имейте в виду, что написание славянских и балтийских фамилий часто различается в грамматическом контексте. Различные суффиксы обозначают пол и семейное положение. Например, в литовском языке имена незамужних женщин оканчиваются на 9.0025 -aite, -yte, -ute или -te , а фамилии замужних женщин заканчиваются на -iene . Русские женские фамилии оканчиваются на – и . Вам нужно будет сократить имена до их «корневых» форм, чтобы отследить своих предков.

Не забывайте также об обычаях имен. Следуя документу Paper Trail: A Multilingual Translation Guide (Avotaynu), Джонатан Д. Ши и Уильям Ф. Хоффман советуют изучать русскую традицию. «Вообще, Москва заставляла даже подконтрольных ей нерусских соблюдать российские обычаи в отношении имен», — поясняют они. Система работает так: У каждого человека есть имя, отчество и фамилия. Отчество обычно оканчивается на 9.0025 -ович для мужчин или -овна для женщин.

Православные и католические семьи часто называли детей святыми, выбирая того, чей праздник был близок ко дню рождения ребенка. Еврейские семьи называли детей в честь близких умерших родственников. Евреи в Российской империи не принимали фамилии до тех пор, пока правительство не стало требовать их использования в начале 19 века.

Города: При поиске в американских источниках мест, откуда пришли ваши предки, вам потребуется базовое понимание иностранных географических терминов. В противном случае у вас возникнут проблемы с отделением конкретных географических названий от более общих описаний. Если вы знаете, что губерния по-русски означает провинция, вы не будете считать, что бабушка приехала из города Минска, если в ее документах о натурализации указано место ее рождения как Минская губерния . Список терминов для исторических и современных административных районов находится на .

Вам также следует ознакомиться с разными названиями провинции и города вашей семьи — многие места имеют названия на нескольких языках. Возьмем Львов, Украина: он известен как Львов на русском языке, Львов на польском языке, Львов на идиш и Лембург на немецком языке. Город был историческим центром Галиции ( Галичины на украинском языке), территории, которая сейчас разделена между Польшей и Украиной. Географические справочники помогут вам разгадать эти перестановки названий и найти несуществующие и крошечные города. Книга Гэри Мокотоффа и Саллианн Амдур Сак «, где мы когда-то гуляли » (Авотайну) особенно ценна для еврейских исследователей, поскольку в ней идентифицируются города до Холокоста. Проверьте каталог FHL на , чтобы найти географические справочники, охватывающие страну ваших предков.

Этнические организации также могут иметь ресурсы и исследователей, с которыми вы можете проконсультироваться. Музей литовской культуры Бальзекаса, например, помогает в изучении города. И не забывайте об интернет-ресурсах, таких как Jewish-Gen Shtetl Seeker на . Эта база данных топонимов полезна для всех восточноевропейских исследователей.

Как только вы определите название и город, вы столкнетесь с головокружительным набором потенциальных языков в европейских документах. Записи из СССР или Российской империи обычно на русском языке. В зависимости от места и времени записи могут быть на польском, венгерском, румынском, идише, немецком или латыни в дополнение к родному языку ваших предков или вместо него.

Не паникуйте — даже самый преданный специалист по генеалогии не освоит все эти языки. «Вам вообще не нужно говорить на этом языке», — уверяет Вайнер. «Вы можете работать с переводчиком». Этнические и профессиональные генеалогические группы могут порекомендовать переводчиков или обратиться к онлайн-каталогам Федерации восточноевропейских обществ семейной истории и Ассоциации профессиональных специалистов по генеалогии .

Так что придерживайтесь основ изучения, таких как иностранные алфавиты и ключевые генеалогические термины, и научитесь узнавать имена и места. На веб-сайте Фонда «Пути к корням», который создал и поддерживает Вайнер, есть ключ к русским генеалогическим терминам и таблицы алфавитов для девяти языков, которые можно загрузить по адресу . Следуя бумажному следу предлагает генеалогические списки слов для русского, литовского, польского, немецкого и латинского языков, а также образцы записей и их переводы.

Запись вашего прошлого

Возможно, самой большой проблемой исследования корней в бывшем Советском Союзе является ограниченный доступ к записям. Вайнер проводит там архивные исследования с 1991 года и предупреждает, что работа непростая: записи не полностью микрофильмированы, систематизированы или оцифрованы, как здесь, а вспомогательных средств для поиска мало. «Очень сложно определить, какие записи существуют для конкретного города», — говорит она. Хуже того, некоторые записи были уничтожены, а это значит, что ваше генеалогическое древо может быть чахлым из-за пробелов в архивных коллекциях.

Делопроизводство в Российской империи в основном напоминало практику других стран Европы. Записи актов гражданского состояния находились в ведении церкви до того, как вмешалось правительство. Старые приходские книги обычно хранятся в архиве, а более свежие (за последние 75 лет) — в органах записи актов гражданского состояния, говорит Калиле Мер, специалист по сбору коллекций FHL. . Правительство провело 10 подушно-податных переписей, именуемых ревизионными списками ( ревизских сказок ), между 1719 и 1859 гг.. Они организованы по местам, а затем по социальным классам, таким как дворянство ( дворянство ), крестьяне ( крестьяне ), казаки ( казаки ) и евреи ( еврейские ). Сохранившиеся ревизионные списки находятся в региональных и исторических архивах, как и сохранившиеся копии переписи 1897 года по всей империи.

Некоторые записи были микрофильмированы FHL. Его эстонские записи представляют собой самую полную коллекцию фильмов для любой восточноевропейской страны. Но это исключение — в библиотеке есть несколько тысяч церковных книг для Беларуси, Литвы и Молдавии, около 25 000 для Украины и 45 000 менее чем для дюжины российских губерний, а также различные налоговые, переписные и другие документы. Чтобы точно узнать, какие записи доступны, попробуйте выполнить поиск мест в каталоге FHL. Вы также найдете хороший список доступных еврейских записей на jewishgen.org/infofiles/eefaq.html>.

Другой вариант — писать в архивы — успехи на этом фронте нарастают. Некоторые национальные архивы, включая Беларусь и Украину, даже разместили на своих веб-сайтах инструкции и сборы. Но ответы из архивов разнятся. Вайнер говорит, что ваш уровень успеха будет зависеть от местоположения архивов, помещений, оборудования и коммуникаций. Вы также должны предоставить подробную информацию о поиске, который вы хотите, и отправить сборы (конечно, невозмещаемые) заранее. Лучше всего, когда это возможно, определить, существуют ли нужные вам записи, прежде чем запрашивать архивное исследование. Некоторые описи можно найти на веб-сайтах архивов и через FHL. Еврейские исследователи имеют отличный ресурс в Восточноевропейской архивной базе данных Фонда «Пути к корням» : в ней каталогизированы сохранившиеся архивные записи в Беларуси, Литве, Польше, Молдове и Украине.

Когда микрофильмы недоступны, а ответы архивов сомнительны, возможно, самым мудрым решением будет нанять профессионала. Но Вайнер призывает к осторожности. «Это похоже на Дикий Запад, когда люди создают исследовательские службы, — говорит она. Некоторые исследователи пользуются возможностью заработать деньги, продавая услуги иностранцам независимо от их опыта или квалификации. Вы всегда должны получать рекомендации от предыдущих клиентов и письменное соглашение, в котором указаны затраты, способ оплаты, сроки завершения исследования и формат отчета исследователя.

Последним вариантом, когда двери на родину ваших предков наконец-то открыты, является путешествие туда для исследования себя. Однако если это ваш план, Вайнер предупреждает, что вы можете не получить тех результатов, на которые надеетесь. Сотрудники архива, скорее всего, не говорят по-английски и работают не с той скоростью, к которой мы привыкли. Вы можете проехать эти тысячи миль только для того, чтобы узнать, что архивы пришлют вам ответ позже.

Но если вы все же решите идти, подготовка имеет ключевое значение. Свяжитесь с архивами заблаговременно, чтобы узнать часы работы учреждения, правила и запасы. Возьмите с собой переводчика — это утомительная работа, и вы захотите сделать как можно больше за то время, которое у вас есть.

Тем не менее, эти проблемы не являются поводом для разочарования или уныния. Сегодняшний , может быть, лучше, чем вчерашний или . «Кто когда-либо мечтал, что мы сможем сделать это?» говорит Вайнер. Действительно, многие американцы с корнями в России, Украине, Белоруссии, Молдове, Эстонии, Латвии и Литве едва ли могли себе представить эти новые возможности семейной истории или шанс пойти по стопам своих предков. Железный занавес — это история, и вы, наконец, можете вернуть прошлое своей семьи в будущее.

Из февральского номера журнала «Семейное древо» за 2003 год .

Русская генеалогия

Автор

Эллисон Долан

Был ли Ленин евреем? | Мое еврейское образование

Большевистская революция должна была изменить историю. В соответствии с этой целью его лидеры решили контролировать написание истории, в том числе путем контроля доступа к архивам, которые ее информировали. Ученый Йоханан Петровски-Штерн, родившийся в Советском Союзе и учившийся там до приезда в Соединенные Штаты, на горьком опыте усвоил, что история формируется в зависимости от того, как информация обрабатывается и становится доступной. Он считает, что, когда дело доходит до российского опыта, евреи особенно заинтересованы в честности процесса написания истории. Приняв вызов лицом к лицу, он опубликовал книгу « Еврейский вопрос Ленина о происхождении человека, который организовал революцию 1917 года и стал жестким диктатором раннего советского государства.

Прадедушка-еврей

Предыстория такая. Рассекречивание документов после падения советской коммунистической тирании в 1991 году предоставило неопровержимые доказательства того, что прадед Ленина по материнской линии был местечковым евреем по имени Мошко Бланк. Знал ли сам Ленин об этой информации, неизвестно, но ко времени его смерти в 1924 его сестра располагала фактами — и по приказу ЦК КПСС была вынуждена держать их в секрете. Порядок сохранялся до распада Советского Союза в начале 1990-х годов.

Как историку подойти к этому вопросу? Для Петровского-Штерна это не просто разоблачение правды, что уже сделали другие. При написании своей книги он прекрасно осознавал, что в сегодняшней России евреев продолжают обвинять: некоторые — в коммунизме и его грабежах в силу того факта, что ряд выдающихся большевиков были еврейского происхождения; другими, за крах коммунизма. Его особенно беспокоит прежняя угроза — то есть манипулирование истиной сегодняшними антилиберальными националистами, стремящимися переоценить роль евреев в пороках коммунизма. В этой книге он пытается исправить ситуацию, доказывая, что в ключевом случае с Лениным в этом человеке не было ничего еврейского.

Одним из его инструментов является генеалогия. Во-первых, Мошко, упомянутый прадед, принял православие в 1844 году. Он уже позаботился об обращении своих сыновей четверть века назад. Затем крещеный сын Мошко Александр, т. е. дед Ленина, женился на христианке немецкого происхождения. Наконец, Мария, дочь этой пары, которая явно не была еврейкой ни по каким признакам, вышла замуж за русского православного Илью Ульянова. Таким образом, к тому времени, когда мы достигаем их сына Владимира Ильича, мы находимся в четырех поколениях от первоначального еврейского предка, который, как мы видели, обратился в христианство.

Интернационалист

Что касается Владимира Ильича, то он стал убежденным интернационалистом, рассматривая всякую этническую принадлежность как сугубо временное зло. Также ничего нельзя сделать из его дружбы и сотрудничества с евреями; за всеми ленинскими союзами, как свидетельствуют документы Петровского-Штерна, стоял только прагматический расчет и идеология. «Когда вы присоединяетесь к большевикам, — пишет он, — вы думаете о классе, а не об этнической принадлежности. Более того, когда вы вступаете в РСДРП [партию Ленина], вы стираете свою этническую принадлежность и становитесь классом». Генеалогия сама по себе легкомысленна, не признающая силы человеческих решений, определяющих историческую судьбу.

Но на этом обязанности историка не заканчиваются. Как следует из названия Петровского-Штерна, вопрос о еврействе Ленина был тесно связан в сознании советских правителей с самим «еврейским вопросом». В ряды этих правителей входили этнические евреи на самых высоких уровнях коммунистической партии. Почему они настаивали на сокрытии происхождения Ленина? Петровский-Штерн считает, что партии нужен был образ «чистого» русского основателя. Действительно, русификация Ленина, непревзойденного интернационалиста, была частью парадоксального процесса деинтернационализации коммунизма и превращения его в идеологию, совпадающую с русским национализмом.

Любопытно, замечает Петровский-Штерн, что те коммунистические идеологи прошлого имеют своего аналога в лице сегодняшних русских ксенофобов, которые ссылаются на факт «еврейского» Ленина как на дополнительное доказательство своего тезиса о том, что коммунизм был заблуждением в русской истории, подрывной и совершенно чужой имплант, не имеющий корней в докоммунистическом русском прошлом. Так сознательное искажение исторической действительности порождает ее зеркальное отражение.

Настойчивость этого исследования в четком разграничении между исторической правдой и ложью приветствуется и создает освежающий контраст с большинством западных исследований, которые в этой области, как и в других, проявляют больший интерес к размыванию границ, чем к достижению ясности. Однако, стремясь избежать двусмысленности, Петровский-Штерн также ненароком открывает ту самую дверь, которую пытался закрыть. Он сделал это, сделав не Ленина, а Мошко Бланка наиболее полно реализованным персонажем своей книги.

 Мошко и его соседи

 А какой у него был характер. Привязанный к еврейской жизни в маленьком городке, Мошко вымещал свою обиду на своих еврейских соседях, которые сопротивлялись, донося на него языческим властям. В усиливающейся спирали взаимных обвинений Мошко не только в свою очередь осудил их, но и, как показывают записи, стал доносчиком против самого иудаизма. Мы видим, как он призывает царя «реформировать» российских евреев указом и предлагает меры по насильственному ограничению исповедания иудейской религии и обращению евреев к христианству.

Это знакомство с Мошко почти заставляет нас, короче говоря, связать его поведение с жестокими общенациональными репрессиями, которые были одними из знаковых «достижений» карьеры его правнука. Как, мы не можем не задаться вопросом, могли ли определенные аспекты семейной истории, в том числе само отрицание своей идентичности и своего Бога, способствовать насильственной, заговорщической жажде власти и паранойе потомков?

Для Петровского-Штерна такие спекуляции неправомерны, отменяют приверженность точности, которая является отличительной чертой историка. По его мнению, евреи, обращенные в христианство или коммунизм, больше не евреи, точка, и их нельзя ни заявлять, ни обвинять в этом. Тем не менее, даже если допустить это в принципе, все еще можно многому научиться из часто влиятельного участия бывших или экс-евреев в развитии современных антилиберальных движений.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *