Русский размах, немецкое качество: зодчий-философ Георгий Гольц
Анна АЛЕКСАНДРОВА
28.03.2023
Материал опубликован в февральском номере журнала Никиты Михалкова «Свой».
Он считался одним из самых талантливых зодчих своего поколения, а вместе с тем чистым приверженцем классики, ведь даже в конструктивистских проектах Георгий Гольц ставил на первое место гармонию и красоту.
В десяти минутах ходьбы от Курского вокзала, на берегу Яузы находится примечательный архитектурный комплекс — небольшой шлюз с плотиной и довольно изящными (их язык не повернется назвать служебными) постройками по соседству. Аллюзии на античную архитектуру, строгая красота, лаконичность, пропорциональность — все это заставляет некоторых прохожих застыть в изумлении, задаться вопросом: «Кто автор шедевра?»
Сей «ансамбль» возвели в 1937–1939 годы в рамках масштабного плана: река должна была войти в Водное кольцо Москвы, для чего намеревались строить Северный канал (чтобы Химкинское водохранилище соединить с верховьями Яузы) и несколько других гидротехнических сооружений.
В итоге был сдан в эксплуатацию единственный гидроузел, называемый теперь Сыромятническим. Автор проекта Георгий Гольц современной публике, увы, почти неизвестен. Причиной забвения, вероятно, стала безвременная кончина: в 1946-м возвращавшийся домой из Академии архитектуры зодчий был сбит автомобилем на Большой Садовой. Остается только гадать, сколько блестящих проектов остались нереализованными, ведь Гольц обладал множеством талантов, проявил себя не только как архитектор, но и как художник, сценограф.
Будущий мастер появился на свет в 1893 году в семье механика Болшевской мануфактуры. Обучался в одном из лучших учебных заведений Москвы — 9-й классической гимназии имени Медведниковых. Как и многие его современники, являлся поклонником «мирискусников» (в частности Константина Сомова), однако со временем вкусы изменились.
«В живописи было «Золотое руно», «Мир искусства», передвижники. А с Запада уже наплывают пленэризм, футуризм, кубизм, супрематизм и прочие измы, и эти измы страшно увлекают и привлекают, потому что это переворачивает всю жизнь.
.. — вспоминал много лет спустя Георгий Павлович. — Футуризм меня потряс. В 1912 году я попал к Щукину и Морозову, меня поражают работы Пикассо, Матисса. Знакомство с М. Ларионовым, который отрицал все искусство прошлого, было для меня в то время живой водой. К этому же периоду относится приезд Ф. Маринетти, который меня поразил своей лекцией об искусстве будущего».Поначалу он тоже был в рядах футуристов, участвовал в их выставках. Как вспоминал автор книги «Георгий Гольц» Николай Третьяков, будущий зодчий вместе с Маяковским и Бурлюком появлялся на улицах в цветной блузе и с размалеванными щеками. Пробовался на роль в немой картине «Драма в кабаре футуристов № 13». Об учебе тоже не забывал, поступил в знаменитую Московскую школу живописи, ваяния и зодчества. В 1915-м молодого художника призвали в армию. Окончивший авиашколу в Петрограде Гольц отправился на фронт с одним из первых русских авиаотрядов. Воевал и даже выжил в катастрофе.
В 1919 году вновь приступил к учебе — уже в стенах экспериментального ВХУТЕМАСа. Однако в 1920-м вступил в ряды Красной армии. В «художественно-технические мастерские» вернулся лишь год спустя и впоследствии царившую там атмосферу описал так: «В вузе господствовал конструктивизм. Работа над новой конструктивистской архитектурой с Н.А. Ладовским — объем, пространство, форма, супрематизм в архитектуре — меня не удовлетворяет, и я снова перехожу на классику. С одной стороны, чистота и ясность классики, с другой — классика — искусство отжившее, она не нужна, мы люди новые. Но чистота классики по-прежнему привлекает».
Тогда же принял участие в первой постановке «Мистерии-буфф» Маяковского, причем вышел на сцену как актер, сыграл американца. К театру он приобщился еще в гимназии и в дальнейшем не раз к нему возвращался уже как художник. В 1924-м оформил одно из первых представлений Театра Наталии Сац, спектакль «Находка» по мотивам норвежской сказки. До наших дней дошли его эскизы многих постановок, в том числе нереализованных — «Красной шапочки» (для Театра Сац) и «Золушки» (для Ленинградского кукольного театра).
В Театре Вахтангова Гольц трудился над спектаклем «Электра», для которого Вера Мухина создала статую Аполлона карающего и эскизы костюмов.
Сцена не стала главной страстью художника. В 1921 году он познакомился с архитектором-неоклассиком Иваном Жолтовским, и эта встреча оказалась для молодого мастера судьбоносной, хотя их плотное сотрудничество началось через несколько лет. А сначала Гольц защитил дипломный проект «Сад-город в Останкино» и получил право на поездку в Италию. В этой солнечной стране он провел семь месяцев, посетил Неаполь, Флоренцию, Рим, Помпеи, остров Искья. Об этом путешествии позже вспоминал: «Италия меня, конечно, совершенно потрясла. Первое время я даже не мог рисовать… Потрясающее впечатление, когда я увидел Рим, эти камни барочные, ту страстность, с которой все сделано, храм Санта Мария дель Фьоре во Флоренции, этот мрамор — все это так прекрасно и каждое произведение говорит за себя. Я помню, как в семь часов утра я вышел на улицу и увидел здание Кампанилы, такое прекрасное.
В 1927 году состоялась их новая встреча с тем, кто по признанию Гольца, оказал на него сильнейшее влияние: «Помню первый вечер, когда И.В. Жолтовский говорил об одуванчиках, о музыке, о цветах и, казалось, ничего об архитектуре. Но этот разговор мне дал очень много. Тут я понял, что дело не в копировании увражей, а в понимании самой архитектуры… Что дал мне Жолтовский? Он дал мне понятие о самом существе архитектуры, что надо работать над самым смыслом архитектуры, над философией архитектуры, а не над голой формой».
Иван Владиславович пытался создать неоренессансную школу, собрать вокруг себя единомышленников. Исследователи выделяют четырех архитекторов: Георгия Гольца, Михаила Парусникова, Ивана Соболева и Сергея Кожина. Их прозвали «квадригой Жолтовского». Мэтр не настаивал на том, чтобы подопечные работали исключительно в неоклассическом стиле. Можно было проектировать и архитектуру авангарда, но следовало делать это с художественной точки зрения грамотно, не сводить все к утилитарности. Примерами реализации подобных установок служат проекты, в разработке которых принимал участие Георгий Гольц: прядильная фабрика в Ивантеевке, котельная КиевГРЭС. Он проектировал также здание Госбанка в Новосибирске (для Всесоюзного конкурса, в котором участвовали такие маститые архитекторы, как Моисей Гинзбург и Лев Руднев), хотя дом в итоге построили по чертежам Андрея Крячкова, одного из авторов архитектурного облика сибирской столицы.
Гольц участвовал в работе Жолтовского над проектами Дворца Советов, театра в Сочи, а также моста и парка в Мацесте. С 1934 года Георгий Павлович начал преподавать. Во время войны был в эвакуации в Чимкенте, где очень много и увлеченно рисовал. Средняя Азия его совершенно очаровала. Художник ездил в Самарканд и Бухару, где обмерял древние памятники. В 1943–1946 годы создал ряд проектов, необходимых для восстановления советских городов: центра Смоленска, Крещатика в Киеве, здание облсовета во Владимире.
.. Чертежи величественного Дома Советов в Сталинграде стали его последней, к сожалению, незаконченной работой. Творческий полет талантливого зодчего оборвала неизвестная голубая машина с иностранным номером.Сценограф, архитектор, народный художник России Сергей Бархин свои самые трогательные, самые возвышенные слова посвятил когда-то тому, чей талант ценил особенно высоко:
«Гольц — итальянец. Там провел он два года. Он ходил под руку с Паоло Уччелло — человеком, киноварные ноги которого перешли потом в зал проекта Камерного театра. Прогулка с горбуном Брунеллески или с закутанным в золотую парчу Пьетро делла Франческа. Он купался в золотом Неаполитанском заливе, просеивал сквозь пальцы золотую умбру натуральную. Все это он принес потом и к нам в архитектуру.
Гольц — немец по фамилии. Он был летчиком в Первую мировую войну. Воевал ли он в небе с немцами? Была ли это и личная трагедия? У Георгия Павловича и лицо летчика, аса… Находясь в воздухе, Гольц уже 75 лет тому назад, на заре воздухоплавания, видел города с птичьего полета.
Гольц — русский. Посмотрите на его Смоленск и его Владимир. Он собирался восстанавливать города после войны, другой еще более страшной войны и опять с немцами. Что пережили тогда русские с немецкими фамилиями! Смотря на проекты реконструкции, вы увидите, как тоньше соединить старое и новое? Как тоньше выйти в старую среду? Как бережно лечить старого человека. Русофилы — посмотрите на детали! Постмодернисты — посмотрите на детали, на детали этих панорам.
Гольц — конечно же, человек прошлого. Не близкого прошлого, а прошлого предков. Тех, кто был и сейчас стоит ПЕРЕД нами. Впереди….
Гольц — человек будущего… Он уносился вперед в будущее на своем самолете, который начало кренить, а потом и заворачивать сначала в Италию, а потом в Грецию, и постепенно превратил его в машину времени, которая, правда, лучше летит к предкам».
Художник Гольц Георгий Павлович
Golts, Georgy Pavlovich
4 марта 1893 (с. Болшево Московской губернии) — 27 мая 1946 (Москва)
Архитектор, график, сценограф.
Родился в семье инженера-механика Болшевской мануфактуры П. И. Гольца и пианистки, преподавателя музыки Е. А. Гольц. В 1913 окончил 9-ю Московскую классическую гимназию им. Медведниковых. В том же году поступил в МУЖВиЗ на отделение живописи, где занимался у С.-В. Ноаковского и Д. Н. Кардовского. Познакомился с М. Ф. Ларионовым, Н. С. Гончаровой, Д. Д. Бурлюком, В. В. Маяковским и другими представителями авангарда. Принял участие в съемках фильма «Драма в Кабаре футуристов № 13», являющимся единственным известным обращением футуристов к киноискусству.
В 1914 перешел на архитектурное отделение МУЖВиЗ, учился у Л. М. Браиловского. Работал помощником Гончаровой при оформлении оперы-балеты Н. А. Римского-Корсакова «Золотой петушок». Участвовал в выставках футуристов.
В 1915 призван в армию, окончил авиашколу в Петрограде, отправлен на фронт с авиационным отрядом. В 1916 из-за болезни (тяжелая форма брюшного тифа) эвакуирован в Киев. После выздоровления направлен в авиационные мастерские. В 1918 демобилизован, возвратился в Москву. Поступил на работу в Отдел охраны музеев и памятников искусства и старины Наркомпроса РСФСР. Возобновил обучение во Вторых Государственных свободных художественных мастерских. По проекту Гольца (совместно с В. Н. Третьяковым) выстроен гараж Совнаркома в Каретном ряду в Москве.
В 1919–1920 вступил в ряды Красной Армии, работал переводчиком Реввоенсовета в Москве, Таганроге и Новороссийске. В 1921 демобилизован. Возобновил обучение во ВХУТЕМАСе на архитектурном факультете у Н. А. Ладовского, занимался рисунком у В. А. Фаворского. В 1922 защитил дипломный проект, получил право на заграничную поездку (не состоялась). Недолгое время исполнял обязанности помощника главного художника 3-й студии МХТ под руководством Е. Б. Вахтангова.
В конце 1910-х — 1920-х много работал в области журнальной графики, сотрудничал с журналами «Красный перец», «Крокодил», «Огонек», «Эхо», «30 дней», «Журналист». В 1923 принял участие в проектировании павильонов ВСХВ, был помощником А. В. Щусева на строительстве Казанского вокзала в Москве. В 1923–1928 выполнил цикл рисунков «Москва двадцатых годов».
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.
Георгий Павлович Гольц | Выступление артиста на аукционе
Производительность на аукционе
ФИЛЬТРЫ
Очистить все
Результат продажи
Результат продажи
Результат продажи
Очистить фильтры Применить фильтры
Теги
Теги
Очистить фильтры Применить фильтры
Середина
Середина
Средний
Очистить фильтры Применить фильтры
Год создания
Год создания
Год создания
Очистить фильтры Применить фильтры
Заголовок
Заголовок
Очистить фильтры Применить фильтры
Высота
Высота
Высота
Очистить фильтры Применить фильтры
Ширина
Ширина
Очистить фильтры Применить фильтры
Место проведения аукциона
Место проведения аукциона
Место проведения аукциона
Очистить фильтры Применить фильтры
Цены
Цены
Цены
Очистить фильтры Применить фильтры
Художник
Художник
Художник
Очистить фильтры Применить фильтры
Расположение
Расположение
Местоположение
Очистить фильтры Применить фильтры
Очистить все фильтры
Производительность проданного лота по сравнению с оценкой
Отслеживает эффективность лотов по сравнению с их оценкой, указывая, сколько было продано в пределах, выше или ниже этого диапазона или осталось непроданным. Эта диаграмма показывает, как рынок артиста работал по сравнению с предпродажными ожиданиями. Например, увеличение доли непроданных работ может указывать на то, что предложение превышает спрос, и может привести к падению цен в будущем.
Сравнение цен на произведения искусства в различных ценовых категориях
Сравнивает долю лотов, проданных в разных ценовых диапазонах, с долей общей стоимости, которую они создают. На диаграмме показано, в какой степени рынок художников за последние десять лет был обусловлен продажей небольшого количества дорогих работ или большого количества недорогих работ.
Лучшее выступление лота по сравнению с 5 лучшими связанными исполнителями
Сравните среднюю цену продажи своих лучших работ художника с 5 лучшими похожими художниками.
Обратите внимание — на графике представлены фиктивные данные, реальные данные доступны только для подписчиков Premium.
Upgrade Now
Художник Гольц Георгий Павлович
4 марта 1893 (с. Болшево Московской губернии) — 27 мая 1946 (Москва)
архитектор, график, сценограф.
Родился в семье инженера-механика Болшевской мануфактуры П.И. Гольца и пианистки, учителя музыки Е.А. Гольца. В 1913 году окончил 9-ю Московскую классическую гимназию им. Медведников. В том же году поступил в МУЖВиЗ на живописное отделение, где занимался у Н. Е. Ноаковского и Д. Кардовского. Встречался с М. Ларионовым, Н. Гончаровой, Д. Д. Бурлюком, В. В. Маяковским и другими представителями авангарда. Принимал участие в съемках «Драма в кабаре футуристов № 13», единственного известного обращения футуристов к кинематографу.
В 1914 году поступил на архитектурное отделение МУЖВиЗ, учился у Л.М. Браиловского. Работал ассистентом Гончаровой при оформлении оперы-балета Римского-Корсакова «Золотой петушок». Участвовал в выставках футуристов.
В 1915 году призван в армию, окончил летную школу в Петрограде, был направлен на фронт с авиационным отрядом. В 1916 г. по болезни (тяжелая форма брюшного тифа) эвакуирован в Киев. После выздоровления направлен в авиационные мастерские. В 1918 демобилизовавшись, вернулся в Москву. Поступил в отдел музеев и памятников искусства и древностей Наркомата РСФСР. Возобновлено преподавание во Вторых государственных свободных художественных мастерских. По проекту Гольца (совместно с В. Н. Третьяковым) построен Каретный гараж в районе Совнаркома в Москве.
В 1919-1920 годах вступил в Красную Армию, работал переводчиком Реввоенсовета в Москве, Таганроге и Новороссийске. В 1921 демобилизован. Возобновил обучение во ВХУТЕМАСе на архитектурном отделении у Н.А. Ладовского, учился рисунку у В.А. Фаворского. В 1922 года защитил дипломный проект, получил право выезда за границу (не состоялось). Через непродолжительное время выступал помощником главного художника 3-й студии МХТ под руководством Вахтангова.
В конце 1910-х — 1920-х много работал в журнальной графике, сотрудничал с журналами «Паприка», «Крокодил», «Огонек», «Эхо», «30 дней», «Журналист». В 1923 году принимал участие в проектировании павильонов ВСХВ, был помощником Щусева на строительстве Казанского вокзала в Москве. В 1923-1928 выполнен цикл картин «Москва двадцатых».
В 1924 начал работать театральным художником, оформил спектакль «Найди, или Маленькое Полле» Е. Я. Тараховской в Московском театре для детей. В дальнейшем создавал костюмы и декорации к спектаклям «Негр и обезьяна» Сатца и С.Г. Розанова (1927, МДТ), «Бузонада» Л. Бочина (1931, МДТ), «Тупейный художник» Н. Лескова (1935-1936). , Калининский драматический театр), «Золушка» Т. Габбе (из сказки Ш. Перро, 1944, Ленинградский театр кукол), «Электра» Софокла (1946, Театр им. Вахтангова, совместно с В.И. Мухиной).
В 1924-1925 годах жил в Италии, работал для журналов политической картикатуры ABC, Mondo, Il Mateno. Выполнил серию рисунков «Путешествие по Италии (1924-1925). По возвращении в Москву приступил к работе над графическим циклом «Капиталистический мир» (1925-1928). Вступление в конструктивистскую творческую группу «Союз современных архитекторов» (ОСА). , через год стал членом Московского архитектурного общества (МАО). В 1928 лет, познакомился с Ле Корбюзье во время его первого приезда в Москву.
В 1927 г. принял участие в Третьей Монца-Миланской выставке декоративно-прикладного искусства, где экспонировались изображения в графическом разделе Гольца СССР. В 1928-1936 годах совместно с П. В. Вильямсом и В. Ф. Рындиным работал над созданием интерьеров Московского театра для детей, выполнял эскизы декоративных панно, занавесей, росписей фойе и столовой.
В конце 1920-х и в 1930-х годах работал в основном как архитектор, сначала в творческом коллективе МАО (Гольц, М.П. Парусников, Ю.Х. Соболев), затем самостоятельно. По его проектам была построена мельница в Ивантеевке (1929), котельная КиевГРЭС (1929 г. ), относящаяся к крупным памятникам позднего конструктивизма, ДК Пролетарского района г. Москвы (1930 г.), Изокомбинат (1933-1938 гг.), Большой Устинский мост (1936-1938 гг.), ворота на Яузу (1939, самое известное произведение Гольца), дом на Большой Калужской улице (ныне — Ленинский проспект), за что автору была присуждена Сталинская премия.
В 1932 г. принимал участие в конкурсе на проект Дворца Советов в Москве в составе творческой группы МАО (проект получил 3-ю премию), а также в качестве ассистента И.В. ЖОЛТОВСКОГО (удостоен 1-й премии).
Большинство созданных за этот период проектов не были реализованы, в том числе проекты на водоканале ЦПКиО им. Горького (1931-1932), Театр Мейерхольда, театр ВЦСПС (оба — 1933), проекты реконструкции Камерного театра, Оперного театра. Станиславского, Ипподром в Москве (все — 1934 г.), проекты станции 1-й очереди Московского метрополитена «Мясницкие ворота» (1934 г. ), посольства Турции, дома инженеров (1937 г.), павильона Московской области и совхозов. павильон ВСХВ (1937-1938), Вторым Домом Народных Комиссаров в ведении (1940) в Москве и многие другие.
Руководил Третьей планировочной мастерской Моссовета (с 1935 г.), затем первой архитектурно-проектной мастерской Моссовета (с 1938 г.), кафедрой дизайна Института последипломного образования Академии архитектуры СССР. В 1939 году избран действительным членом Академии архитектуры.
В начале Великой Отечественной войны эвакуировался из Академии архитектуры СССР в г. Шымкент. Принимал участие в товарищеском конкурсе на создание проектов-эскизов памятников, посвященных войне (1942). Выполнена эвакуация серии рисунков и акварелей (Шымкент, Самарканд, Бухара).
В 1943 г. вернулся в Москву, работал над проектами послевоенного восстановления Сталинграда, Киева, Смоленска (не осуществлен). В 1945 году он вошел в состав Государственного архитектурного управления. В 1946 году состоялась персональная выставка в Доме архитектора Гольца в Москве.
В 1946 году трагически погиб, сбитый автомобилем на Большой Садовой улице в Москве. Похоронен на Новодевичьем кладбище.
Мемориал Гольца Выставка проходила в 1947, 1948, 1951, 1963, 1968, 1973, 1984, 1986, 1993 годах в Доме архитектора и Музее архитектуры. Щусева в Москве. В 2006 году ГМИИ им. Пушкина была организована ретроспективная выставка произведений Гольца.
Гольц принадлежит к крупнейшим представителям советской архитектуры 1920-х — 1940-х годов. Его художественное наследие достаточно велико. В 1910-х — 1920-х годах он работал в основном в журналах и станковых графиках, сумев в своих рисунках очень точно передать дух времени, будь то футуристические архитектурные фантазии или 1910 х 1920 изображений, на которых запечатлена эпоха НЭПа. Основная тема его произведений — город: будни улиц, беспрерывное движение трамваев и автомобилей, вывески магазинов, светящиеся фонари, толпы людей, спешащие (серия «Москва двадцатых»), «обратная» сторона города ( «Капиталистический мир»), выразительная архитектура («Путешествие в Италию»). В конце 1920-х он почти перестал заниматься станковой графикой, вернувшись к ней как раз в эвакуации 1942-1943 годов.
Проекты Гольца, особенно работы 1940-х годов, часто называемая так называемой «бумажной архитектурой», благодаря утопической идее производившей впечатление монументальной архитектурной фантазии.
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, в том числе иллюстрированная справочная информация о произведениях, проданных на аукционах, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, образовательных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных Гражданским кодексом Российской Федерации, не допускается. ARTinvestment.RU не несет ответственности за содержание материалов, предоставленных третьими лицами.