Шедевр мировой графики «Капричос» известного художника Франсиско Гойи ждет своего зрителя
Ирина Щеглова
11 января 2002, 01:56
Свершилось то, о чем еще несколько месяцев назад тюменская интеллигенция могла только мечтать. Сегодня в Тюменском государственном музее изобразительных искусств открылась выставка офортов всемирно известного художника Франсиско Гойи. Полное имя человека, создавшего, по мнению многих критиков, одно из самых «депрессионных творений человеческого разума» — Франсиско Хосе де Гойя-и-Лусиентес. Знаменитый «Капричос» — таинственная книга или альбом, над расшифровкой значения которого искусствоведы трудятся порядка двухсот лет, в виде отдельных 80 офортов представлен на экспозиции.
Директор Ирбитского государственного музея изобразительных искусств, организовавший выставку в Тюмени, заслуженный работник культуры Р Ф Валерий Карпов, рассказал на пресс-конференции о том, что имевшая огромный успех сюита «Капричос» выдержала шесть изданий. Первое издание 1799 года, отпечатки которого представляют огромную редкость, было выпущено небольшим тиражом. Франсиско Гойя успел продать только 27 экземпляров, как тут последовал запрет власти на альбом. В 1803 году увидело свет второе издание, отпечатанное тиражом 240 экземпляров и преподнесенное в дар королю. Полный альбом из этого издания хранится в Эрмитаже. Парадоксально, но факт: всемирно известный музей Санкт-Петербурга не разу не выставлял коллекцию офортов полностью. Именно благодаря Ирбитскому государственному музею изобразительных искусств жители города на Неве смогли оценить «Капричос» целиком.
Всего альбом выдержал шесть изданий. Титульный лист «Капричос» утрачен, но удалось установить, что именно к последнему, уже посмертному изданию 1868 года, осуществленному Национальной калькографией королевской Академии художеств в Мадриде, принадлежат офорты Ирбитского музея. В 1879 году гравированные доски, с которых делался графический оттиск, были «законсервированы». Сейчас они хранятся в Мадриде. Сколько всего экземпляров «Капричос» было выпущено — точно никто сказать не может.
В России, кроме Эрмитажа и музея графики Ирбита, полное собрание офортов хранится в государственном музее изобразительных искусств имени Александра Пушкина в Москве.
Ирбит, Санкт-Петербург, Каменск-Уральский, Екатеринбург, и вот, наконец, Тюмень — эти города, где побывала экспозиция Ирбитского государственного музея изобразительных искусств.
«Эта выставка не рассчитана на толпу. Она требует детального, вдумчивого рассмотрения. Экспозиция очень сложная и требует очень интеллигентного и умного зрителя», — заинтриговал журналистов Валерий Карпов, директор Ирбитского музея графики.
Почему Франсиско Гойя чуть не оказался на костре инквизиции за «Капричос», и почему офорты не следует смотреть людям со слабой психикой — читайте на страницах областной интернет-газеты «Вслух.Ру».
Не забывайте подписываться на нас в Telegram и Instagram.Никакого спама, только самое интересное!
Капричос — это… Что такое Капричос?
Капри́чос
Нет нужды предупреждать публику, не вовсе невежественную в искусстве, что ни в одной из композиций этой серии художник не имел в виду высмеять недостатки какого-либо отдельного лица. Воистину, таланту было бы слишком тесно в рамках такой задачи, и средства, которыми пользуются подражательные искусства для создания совершенных произведений, получили бы плохое применение. Живопись (как и поэзия) выбирает из универсального то, что она почитает наиболее подходящим для своих целей, соединяет в одном вымышленном лице черты и обстоятельства, которые природа распределила среди многих, и из их искусного сочетания получается то счастливое подражание (натуре), за которое хорошего мастера провозглашают созидателем, а не рабским копировщиком. Продаётся на улице Десенганьо, дом 1, в парфюмерной лавке, по цене 320 реалов за серию из 80 эстампов. [1]
Галерея
Todos caerán — Все погибнут
Aquellos polbos — Из той пыли…
Por qué fué sensible — За то, что она была слишком чувствительна
Corrección — Строгий выговор
Lo que puede un sastre — Чего не сделает портной!
Volavérunt — Они взлетели
Allá va eso — Ну-ка, полегче!
Nadie nos ha visto — Нас никто не видел
Литература
- Andioc, Rene Al margen de los Caprichos. Las explicaciones manuscritas // Mirar y leer los Caprichos de Goya. — Diputación Provincial de Zaragoza, Real Academia de San Fernado, Calcografía Nacional y Museo de Pontevedra. — ISBN 84-89721-62-9
- Cano Cuesta, Marina
- Carrete Parrondo, Juan Francisco de Goya. Los Caprichos // Goya. Los Caprichos. Dibujos y Aguafuertes. — Central Hispano. R.A.de Bellas Artes de San Fernando. Calcografía Nacional, 1994. — ISBN ISBN 84-604-9323-7
Ссылки
Примечания
Франсиско Гойя (1746–1828). Капричос
С 25 марта по 16 июля 2017 года, одновременно с выставкой «12 характеров ПРАДО», в зале Боссе Художественного музея РИЖСКАЯ БИРЖА (г. Рига, Домская площадь, 6) будет представлена выставка гравюр из серии «Капричос» великого испанского художника Франсиско Гойи из собрания Латвийского Национального художественного музея.
Выставка предлагает познакомиться с одним из прославленных шедевров мирового искусства – графической серией «Капричос» («Los Caprichos», исп. «причуды, капризы») гениального испанского художника Франсиско Гойи (полное имя: Франсиско Хосе де Гойя-и-Лусьентес / Francisco José de Goya y Lucientes, 1746–1828). В 1799 году составленный и изданный самим автором альбом из 80 графических листов вскоре после своего выхода приобрёл популярность как в Испании, так и в других странах. Эти работы стали квинтэссенцией стиля Гойи, воплотив в себе новый, более свободный и экспрессивный подход к изображению реальности. «Капричос» нашли отголоски в искусстве XIX века и завершили эпоху доминирования в графике академической стилистики неоклассицизма.
Серия таит множество неразгаданных загадок. Существует предположение, что мастер черпал вдохновение в различных философских сочинениях и произведениях искусства, однако сам Гойя категорически отвергал какие-либо версии о влияниях, за исключением нескольких цитат из известных писателей, например, Ховельяноса (Гаспар Мельчор де Ховельянос / Gaspar Melchor de Jovellanos, 1744–1811), или параллелей с пьесами друга Гойи драматурга Моратина-младшего (Леандро Фернандес де Моратин /
Уже в рисунках объёмного «Мадридского альбома» (1796–1797) Гойя обратился к теме быта своего времени и особенно – положению женщины в обществе. Именно здесь впервые появилась Селестина («La Celestina») – традиционный персонаж испанской литературы, который в искусстве Гойи приобрёл ярко выраженное символическое значение. Её образ служит напоминанием о быстротечности молодости и красоты, а также о приближении неминуемого увядания. Подобно Селестине, многократно использованный образ куртизанки и обращение к теме колдовства персонифицируют теневые стороны общества.
Слияние фантазии и реальности объясняет уникальность видений Франсиско Гойи. Мотив сна был излюбленным элементом, к которому прибегали художники и литераторы в Испании и других странах Европы, чтобы рассказывать о фантастических, философски воспринимаемых или сюрреалистических существах. Не случайно изначально Гойя данную серию также называл «Los Sueños», т.е. снами, а не причудами.
Одни композиции Гойи словно театральные сценки, другие – парад эксцентричных образов. Настроение, царящее в произведениях, в большинстве случаев сродни «Аду» Данте – в них бушуют всевозможные силы зла: лицемерие, ложь, жестокость и упадок морали. Сюжеты повествуют о церкви, государстве, королевском дворе, законах, врачах, искусстве и науке, улицах Мадрида, жизни в деревне, поэзии и философии той поры, о бедных, богатых, больных, юных и старых, объединяя все эти образы в цельное зеркало общества. Об отношении Гойи к воплощённому в «Капричос» свидетельствует размещённый на первом листе автопортрет – художник как будто идентифицирует себя с новой, современной эпохой Просвещения, с позиций которой он искоса поглядывает на собственные творения.
Франсиско Гойя применял сложную и инновационную технику станковой графики. В её основе лежал традиционный офорт, который мастер сочетал со сравнительно недавним изобретением – акватинтой. Благодаря этому чистые, вытравленные кислотой линии дополнялись бледными, как бы слегка размытыми тонами, которые создавали мелкие крапинки, получаемые путём обработки металлической пластины измельчённой смолой. Одинаково большое значение придавалось и тончайшим линиям, выгравированным лезвием непосредственно на поверхности пластины. Гравировка сухой иглой по чёрному фону или использование изящных линий и приглушённых теней вокруг глаз и рук персонажей в искусстве графики создало эквивалент воздушным мазкам в живописи.
В коллекции Художественного музея РИЖСКАЯ БИРЖА хранится 78 офортов из графической серии «Капричос» второго оттиска. Часть из них будет экспонироваться одновременно с выставкой из Национального музея Прадо «12 характеров ПРАДО». Аннотативные тексты к работам состоят из комментариев самого Гойи, пояснений искусствоведов, а также информативного материала о личностях и событиях в Испании в конце XVIII столетия.
КУРАТОР ВЫСТАВКИ:
Дайга Упениеце (Daiga Upeniece), руководитель Художественного музея РИЖСКАЯ БИРЖА / Латвийский Национальный художественный музей
Сон разума рождает чудовищ и другие капричос Франсиско Гойи | Сквозь искусство
Когда вы слышите имя Франсиско Гойи — перед вами всплывают портреты придворных дам в стиле реализма, батальные сцены, но уж точно не сатирические офорты с лёгким флёром сюрреализма. Давайте же сегодня посмотрим и на другую сторону прославленного мастера!
Что за Капричос?
Давайте как всегда, разбираться с азов. Капричос ( «Los Caprichos», от итальянского capriccio — «каприз» ) — это рисунок или картина, содержащая причудливые сочетания сюжетов и персонажей. Создание капричос — серии из 80 офортов стало для Гойи очень важным этапом творчества. Искусствоведы считают, что таким образом он пытался выразить себя после перенесённой тяжелой болезни, которая лишила художника слуха.
Если очень коротко, то это серия сатирических шаржей на текущую политическую, социальную и религиозную ситуацию в стране. На самом деле многие проблемы, которые он пытался высмеять, являются актуальными для любых стран и в любую эпоху.
Все 80 эстампов вы можете увидеть тут, а в статье мы с вами посмотрим на самые интересные из них (10 изображений, надеюсь вы не устанете). Вперёд!
Капричо № 43 — Сон разума рождает чудовищ. Самая известная из серии работа.Капричо № 43 — Сон разума рождает чудовищ. Самая известная из серии работа.
Капричо №3 — Маменькин СынокКапричо №3 — Маменькин Сынок
Капричо №11 — За дело, ребятки!Капричо №11 — За дело, ребятки!
Капричо №21 — Как её ощипывают!Капричо №21 — Как её ощипывают!
Капричо №37 — А не умнее ли ученик?Капричо №37 — А не умнее ли ученик?
Капричо №41 — Точь-в-точьКапричо №41 — Точь-в-точь
Капричо №48 — ДоносчикиКапричо №48 — Доносчики
Капричо №58 — Глотай, собака!Капричо №58 — Глотай, собака!
Капричо №69 — ПоддуваетКапричо №69 — Поддувает
Капричо №70 — Благочестивая профессияКапричо №70 — Благочестивая профессия
Вместо послесловия
Надеюсь, мне удалось показать вам другую сторону одного из самых известных испанских художников начала 19 века и вы как и я получили удовольствие от просмотра его сатирических рисунков!
Ну а пока ставьте лайки и подписывайтесь на канал. Оставляйте комментарии, если есть какие-либо пожелания по тому о чём вам захочется спросить или почитать, я всегда рад обратной связи.
В Перми выставили 80 работ Франсиско Гойи
В Пермской художественной галерее о людских причудах — «Капричос» — напомнили гравюры Франсиско Гойи. 80 работ художника впервые выставляются в региональном музее.
«Сон разума рождает чудовищ»: этот офорт — ключ ко всей серии «Капричос» великого испанца Франсиско Гойя. 80 работ — 80 пороков, заблуждений, искушений, которые обуревают человека. В чем-то смешные, в чем-то страшные, эти офорты хорошо знакомы любому европейцу. В год Испании в России они экспонируются в Пермской картинной галерее. Причем приехали они сюда не с Иберийского полуострова, а из соседней Свердловской области. Здесь, в крохотном городке Ирбит, есть единственный в России музей графики. В его коллекцию самая знаменитая серия испанского художника попала в странные 90-е годы при весьма причудливых обстоятельствах.
«Этот альбом находился в частном владении, узнав о том, что владелец готов с этим альбомом расстаться, директор Ирбитского музея сумел путем очень сложных ваимозачетов — деньги тогда ничего не стоили — приобрести для коллекции этот альбом. Вернее, даже не так. Он сумел убедить один из уральских заводов приобрести коллекцию, чтобы потом подарить музею», — рассказывает заместитель директора Пермской картинной галереи Юлия Тавризян.
Таких альбомов в Росси всего три — в «Эрмитаже», в Пушкинском музее в Москве и в Ирбите. Вопрос подлинника или авторского экземпляра для гравюр весьма деликатен и щекотлив. Какой экземпляр с авторского отпечатка считать подлинником. Искусствоведы считают таковыми все те гравюры, которые были отпечатаны с авторского линотипа. Так вот, ирбитская коллекция — это последний подлинник. Она была напечатана в 1867 году уже после смерти автора. После чего линотипы были законсервированы и переданы на хранение в королевскую консисторию в Мадриде.
«Офорт — это такой вид искусства, в котором каждый штрих имеет значение. Офорт делается с металлической доски, на которой каждый штрих процарапывается, протравливается различными кислотами, наносится лак — то есть, это очень сложная технология. И именно когда делается изображение вот этим самым офортом, то видно не только мастерство художника, который с помощью света и теней может создать, усилить впечатление, но и видна рука. Здесь очень важна рука. Потому что один штрих по металлу не в ту сторону — и все!» — объясняет заместитель директора Пермской картинной галереи Юлия Тавризян.
Посетители пермской картинной галереи могут быть уверены — над каждым штрихом здесь трудился сам Франсиско Гойя. Так что работы конца XVIII века предстают перед зрителями века XXI без посредников.
80 работ великого испанца — это 80 грехов, суеверий и заблуждений, которые были свойственны человеку. И хотя с момента их создания прошло больше двух веков, они абсолютно актуальны и сегодня. Ведь и современный человек находится в плену тех же самых заблуждений. Так что, в этом смысле пермская выставка будит разум и больше не дает ему заснуть.
Борис Фридман: «Гойя не только великий художник, но ещё и крупный мыслитель»
Времени до окончания выставки ««Капричос». Гойя и Дали» остается всё меньше, а интереса к фантасмагорическим работам двух великих испанцев у посетителей с каждым днём всё больше: билеты на экспозицию и образовательные мероприятия ГМИИ имени А.С. Пушкина раскупают вмиг. Куратор «Капричос», коллекционер Борис Фридман рассказал корреспонденту ArtУзла Марии Хвалибовой о концептуальном и структурном своеобразии выставки, а также о том, почему раньше российские музеи не покупали издания livre d’artiste и чем объясняется рост популярности графики сегодня.
Борис Фридман — в1988 году основал компанию «Микроинформ», одну из первых негосударственных компьютерных фирм в СССР. Почти всю свою жизнь, с того момента, как начал зарабатывать первые деньги, увлекался коллекционированием книг. С первых лет работы в «Микроинформе», особенно с началом реставрации здания компании, тесно сотрудничает с московскими художниками. Все помнят замечательные календари «Микроинформа» с работами Юрия Аввакумова, Ильи Уткина, Александра Бродского, Леонида Тишкова, Сергея Шутова. Многие любители современного искусства до сих пор их хранят. Фридман с восхищением рассказывает о работе Юрия Аввакумова в здании «Микроинформа» — знаменитой пространственной композиции из колес на лестнице
Мария Хвалибова: Как появилась выставка ««Капричос». Гойя и Дали»? Вы были инициатором — предложили идею, и руководство музея поддержало?
Борис Фридман: Я давно хотел сделать такую выставку — показать Гойю именно вместе с Дали. У меня в голове есть N-ное количество идей, какие проекты хотелось бы подготовить, базируясь на изданиях livre d’artiste из моей коллекции. «Капричос» — это один из эпизодов. Livre d’artiste — направление в искусстве ХХ века, в котором работали практически все первые имена — лучшие художники, скульпторы, даже архитекторы. Такие издания делал не один человек, а целая команда: livre d’artiste — результат совместного творчества автора текста, художника, дизайнера, типографа, печатника и издателя. Главное здесь — оригинальная графика: это может быть или офорт, или литография, или ксилография, но ни в коем случае не просто полиграфия. В livre d’artiste изобразительный ряд не всегда соответствует содержанию. Текст нужен, но он используется скорее как способ представить изображение.
М.Х.: Получается, текст вторичен, находится в подчинении?..
Б.Ф.: Да, в большинстве случаев так. Есть работы, где изображения буквально следуют за текстом, но таких немного… Вообще, «Капричос» — 15-я за 7,5 лет выставка, которую мы делаем на основе изданий из моего собрания. В Пушкинском музее это уже 6-я. Как я говорил, идея появилась давно, и вот наконец подвернулся случай: ко мне пришли из издательства РИП-холдинг и сказали, что готовят книгу «Капричос. Гойя. Дали». Изображения Гойи у них были, а Дали нет. Они знали, что у меня есть издание, и спросили, можно ли воспользоваться, чтобы отснять графику для книги. Я, конечно, разрешил, и тут же пришла в голову мысль: коль готовят издание, значит, пришло время и для выставки. Я обратился с инициативой в музей — моё предложение поддержали. Для издательства единственным условием с моей стороны было предъявить книгу публике лишь после начала «Капричос» в Пушкинском. В книге так и написано: «Выход издания приурочен к открытию выставки».
М.Х.: А как бы вы сформулировали концепцию выставки?
Б.Ф.: Главной задачей было — показать гениальные произведения Гойи «Капричос» максимально приблизившись к тому, что сделал художник. Это непросто, потому что само по себе произведение непростое. Именно поэтому на выставке и появляется Дали в качестве помощника, позволяющего нам ещё с одной стороны, другим взглядом посмотреть на первоисточник. Вся концепция выставки служит одной-единственной цели: сделать так, чтобы посетитель смог увидеть произведения Гойи такими, какими он хотел, чтобы мы увидели их, поэтому все рисунки собраны вместе, ко всем представлены комментарии, которые обычно не показывают, — то есть сама структура выставки выстроена так, чтобы можно было понять, о чём «Капричос» Гойи.
Франсиско Гойя. Капричос. Серия из 80 офортов. «Франсиско Гойя-и- Лусьентес, художник». 1799
М.Х.: Вы сказали, что Дали выступает в роли помощника. То есть в данном случае речь идёт о диалоге с Гойей, иной интерпретации его произведений, а не о борьбе, споре, противоречиях?..
Б.Ф.: Здесь допустимо множество трактовок: искусствоведы увидят одно, посетители — другое… Я, естественно, не претендую на истину: специально глубокими исследованиями предмета не занимался. Когда готовил выставку, разумеется, много читал, смотрел… «Капричос» — очень серьёзная работа Гойи. Не ёрничание, не ирония, не развлечение — о каком развлечении может идти речь, когда он занимался этим 4 года? И работу Дали я рассматриваю как весьма серьёзную. Он вводит в произведения новые элементы, но очень аккуратно, с огромным уважением к Гойе. На мой взгляд, Дали делает это ещё и для того, чтобы привлечь внимание современного зрителя. Причём он не рисует усы, как делал Дюшан у Моны Лизы, — там была игра, была цель поиздеваться в хорошем смысле слова. Здесь этого нет — здесь серьёзная работа Гойи: где-то Дали комментирует, где-то отвечает… Конечно, некая ирония присутствует: всё-таки Дали — сюрреалист. Да и Гойя сюрреалист! Мы не произносим этого вслух, но у него есть масса сюжетов абсолютно сюрреалистических. Я думаю, Гойя ещё этим близок Дали. И «Капричос» Дали — это не эпатаж, а глубокое произведение, позволяющее нам лучше понять Гойю. Но это несамостоятельная работа.
М.Х.: Значит, отдельно показывать произведения Дали нельзя?
Б.Ф.: Думаю, нет. Если показывать Дали отдельно, то получится неправильно и непонятно. Как это будет выглядеть? «Смотрите, вот комментарий к тому, чего здесь нет». Это как с литературным произведением: есть основной текст, в конце — примечания, их можно читать, а можно не читать, в отличие от основного текста, который обязательно нужно прочесть, если хотите понять суть. Здесь то же самое.
М.Х: А почему, на ваш взгляд, особенно важно показать «Капричос» именно сегодня?
Б.Ф.: Потому что это всё — про нас.
Франсиско Гойя. Капричос. Серия из 80 офортов.«Брависсимо!» 1799
М.Х.: Про современный мир?
Б.Ф.: Абсолютно! Гойя не только великий художник, но ещё и крупный мыслитель. И в «Капричос» он выступает как раз философом — высказывает мысли и раскрывает их в своем произведении, в каждом из 80 офортов. Если вы спросите: «Что сделал Гойя?», я пойду в зал и буду читать объявление о начале продаж «Капричос», написанное Гойей. Он сам очень ёмко, очень точно в 3-х абзацах сказал о сути своей работы — добавлять ничего не надо. А говоря о своей работе он заодно обозначил, как вообще надо делать социально важные произведения искусства. Это не просто объявление о продаже, это — манифест. Гойя высмеял пороки людей, недостатки мироустройства, власть, он сумел подняться до такой степени обобщения, что показал эти черты как характерные для всего общества. И к сожалению, мало что меняется: все эти проблемы живут в веках, живут сегодня. Поэтому так важно о них говорить.
М.Х.: Мне кажется, сама выставка «Капричос» — это своего рода livre d’artiste: есть текст — комментарии Гойи — и есть иллюстрации к нему — офорты Гойи и Дали.
Б.Ф.: Совершенно верно. Такой формат оправдан здесь, потому что это литературное произведение Гойи. Я даже думаю, что можно было бы сделать отдельное издание, если печатать сейчас офорты и комментарии, — получился бы livre d’artiste в чистом виде! Вот только доски уже использовать нельзя…
М.Х.: Что касается комментариев: сначала появился так называемый «официальный комментарий» Гойи, потом — новый комментарий Дали. В Пушкинском сейчас проходит большая образовательная программа — в некотором смысле тоже комментарий, только уже кураторский. «Капричос» — сложный материал, требующий пояснений?
Б.Ф.: Именно так. Материал сложный. Казалось бы, Гойя говорил о простых истинах, но говорил он в очень тяжелых условиях — условиях инквизиции. Он не мог говорить прямо — везде иносказания, подтексты, скрытые смыслы. В этом и заключается сложность: надо суметь пробиться через эти полунамёки и увидеть суть того, что он хотел сказать. Для этого и сделана внушительная образовательная программа. Кстати, профессор Мадридского университета Вирхиния Албаран Мартин, которая вела первую лекцию, сказала, что считает нашу выставку одной из лучших, посвященных Гойе, которые ей когда-либо доводилось видеть. Должна была ещё Николь Ригаль выступать, но она, к сожалению, попала в больницу: Николь лично знала Дали и печатала его «Капричос». Сделала 7 изданий — одно из них представлено на нашей выставке. Следующей была лекция писателя, философа Игнасио Гомеса де Лианьо, написавшего воспоминания о встречах с Дали. Скоро приедет директор Дома-музея Пикассо в Малаге, расскажет о творчестве художников, об исторической обстановке в Испании в конце 18 века. Ещё будем делать презентацию издания «Капричос. Гойя. Дали» — точная дата пока не определена. Плюс музыкальный вечер намечается. Оказывается, итальянский композитор Марио Кастельнуово-Тедеско написал к 24 офортам Гойи музыкальные произведения для гитары — я и не знал!.. Появилась идея сделать концерт в музее — это должно быть очень интересно! Представляете: на стенах — огромные изображения гравюр, а на сцене — гитаристы, исполняющие оригинальное содержание этих гравюр!
М.Х.: Да, звучит впечатляюще! Насколько я знаю, в истории «Капричос» есть ещё один новый поворот: теперь в Главном здании представлены 12 работ японского художника Ясумасы Моримуры…
Б.Ф.: Да, не так давно открылась его выставка в Галерее искусства стран Европы и Америки. Моримура работает в жанре присвоения и сделал несколько фотографий с сюжетами из «Капричос». Их должны были показывать в Галерее, но «придержали» специально для нашей выставки. Вообще, «Капричос» вызывает большой интерес и у посетителей, и у прессы. И сколько всего вокруг одного события происходит: презентация книги, музыкальный концерт, «Новые «Капричос»» Моримуры!..
Сальвадор Дали. «Капричос» Гойи Сальвадора Дали. «Нет». 1977
М.Х.: Читала в одном из ваших интервью, что вообще в последнее время растёт интерес к графике. Чем появление такого тренда объясняется? Почему это происходит?
Б.Ф.: Да, это действительно тренд. Во всём мире так, потому что живопись, да и вообще искусство, растёт в цене, и те коллекционеры, которые раньше собирали картины, теперь не имеют возможности их приобретать. То есть стоимость работ увеличивается быстрее, чем доходы собирателей. Живописные произведения стоят уже десятки, а то и сотни миллионов!.. Переключаются на графику. А если профессиональные коллекционеры выбирают графику, значит, и галереи начинают выставлять больше графики, а где им её брать? Они ищут livre d’artiste, разбирают по листочкам и вывешивают. Тиражи изданий падают, стоимость их растет… Это целый ряд факторов, цепляющихся один за другой. Пройти по галереям Парижа, Нью-Йорка, Сан-Франциско — там на стенах сейчас практически нет живописи. А если и есть, то современная. А классической, прошлого века — скажем, Пикассо, Миро, — очень мало. Но зато стены полностью завешаны печатной графикой.
М.Х.: И напоследок — о планах: встретилось мне в одном из материалов, что вы собираетесь делать выставку «Скульпторы в livre d’artiste»…
Б.Ф.: Это пока только идея: я предложил музею, мы сейчас обдумываем, но сроки ещё не назначены. Великолепные livres d’artiste делали Роден, Цадкин, Майоль, Мур, Джакометти… В общем, порядка 20 известнейших имен набирается. Хотелось бы попробовать показать их вместе. Все скульпторы — прекрасные графики, ведь прежде чем делать статую, они её рисуют — линии, тонкости, мельчайшие детали… Очень интересная работа должна быть.
М.Х.: А принимать участие в жизни Дома текста, который должен открыться в 2019 году как часть комплекса «Музейный городок», будете?
Б.Ф.: Да, конечно! Я уже участвую. Процесс идёт — мы консультируемся, обсуждаем, как и что делать. Большая часть Дома текста будет занята livre d’artiste, там предусмотрены выставочные залы специально под эти издания.
Франсиско Гойя. Капричос.«Погоди! Еще не домазали». 1799
М.Х.: Вы будете свои издания предоставлять во временное пользование?..
Б.Ф.: Сейчас этот вопрос открыт. У самого музея практически нет работ livre d’artiste — надо понять, как решить эту проблему… Очевидно, что делать Дом текста и говорить о таких изданиях, не имея их, нельзя. Поэтому будем думать, как эти фонды наполнить. Ещё время есть, почти 2 года.
М.Х.: Как вы считаете, почему наши музеи не покупали издания livre d’artiste в своё время?
Б.Ф.: Глупость. Великая глупость. Непонимание, незнание, недальновидность — как угодно назовите. Музеи могли за небольшие деньги — тогда цены были невероятно низкие! — получить потрясающее собрание. На Западе ведущие музеи имеют огромные коллекции этих изданий. У нас, к сожалению, очень мало работ — только те, что дарили: Шагал много подарил, Делекторская, секретарь Матисса… Сам музей, по-моему, ничего толком не покупал — жаль. Но оправдание этому тоже есть: раньше livre d’artiste у нас не ценились. Эта работа сравнивалось чуть ли не с полиграфией: ничего особенного, какая-то печатная техника!.. Тогда издания livre d’artiste не то, что не понимали, — они не воспринимались так, как должны были восприниматься. Хорошо, что в последнее время отношение к livre d’artiste коренным образом изменилось.
Гойя в Усолье
В Усольском музее «Палаты Строгановых» открылась выставка офортов «Капричос» Франсиско Гойи.
В старинных залах Стро-гановских Палат разместилась выставка офортов Гойи, на которой представлены все 80 листов, входящих в серию «Капричос».
В Усолье работы прибыли из Ирбитского государственного музея изобразительных искусств. На открытии выставки присутствовал директор и создатель музея Валерий Карпов.
Специалистам-музейщикам это известно давно, а вот для многих посетителей выставки стало откровением то, что в Ирбите находится коллекция офортов Гойи. Музей маленького уральского города сегодня является единственным в стране специализированным музеем гравюры и рисунка. В составе коллекции европейской печатной и оригинальной графики представлены произведения итальянской, фламандской, голландской, немецкой, французской и многих других национальных школ. Достаточно сказать, что кроме гравюр Гойи в Ирбитском музее есть гравюры Дюрера и Ван Дейка.
Как детективная история сегодня слушается рассказ директора и создателя Ирбитского музея Валерия Карпова о том, как в середине 90-х по наводке столичных музейщиков он узнал, что некое частное лицо желает продать 80 офортов Гойи. Затем были поиски огромной суммы, помощь тогдашних руководителей области и поездка в Москву с дипломатом, битком набитым пачками денег.
Как рассказал директор музея «Палаты Строгановых» Станислав Хоробрых, переговоры о выставке были долгими. Многие музеи хотели бы выставить у себя такую редкость, так что график путешествий «Капричос» расписан надолго вперед. Предусмотрены в нем и периоды «отдыха» офортов. Гравюры не могут долго находиться на свету, ультрафиолетовые лучи разрушительно действуют на бумагу.
Название «Капричос» переводится как «капризы», «причуды».
На 80 листах расположилось невероятное сборище людей и чудовищ, рожденных фантазией гения, которые представлены в самых разных жизненных и фантастических ситуациях. На гравюрах порой не сразу можно отличить где люди, где животные, так у разряженной невесты вдруг проглядывает второй лик – звериный, а гости превращаются в птиц. Исследователи утверждают, что во многих гравюрах есть изображение самого Гойи.
По смыслу «Капричос» делится на три основные части, первые 36 листов посвящены разным людским порокам: жестокости, жадности, распутству. Вторая часть носит название «ослиная» и состоит всего из 6 листов, на которых ослы играют роли людей. Листы с 43 по 80 составляют третью часть, которая имеет свой титульный лист – «Сон разума рождает чудовищ». Это едва ли не самый знаменитый офорт Гойи, в котором каждое новое поколение открывает все новые смыслы. На листах третьей части расположились домовые, ведьмы, черти и прочая нечисть.
Какие-то из сюжетов будут понятны сразу, но большинство требуют пояснений искусствоведа – слишком далеки от нас житейские и политические реалии испанской жизни XVIII века.
Работу над «Капричос» Франсиско Гойя закончил в 1799 году, первый тираж был маленьким и почти не сохранился. Вновь к «Капричос» Гойя вернулся в 1803 году, отпечатал 240 комплектов, сброшюровал их в альбомы и подарил испанскому королю. Вместе с листами Гойя преподнес монарху и печатные доски, которые сразу же были переданы в Музей Прадо. Эти доски использовались для печати еще четыре раза: в 1806, 1820, 1856 и уже после смерти Гойи – в 1868 годах. После этого доски были законсервированы и больше никогда не использовались, сегодня они являются экспонатами и выставлены в Академии художеств Мадрида.
Только в трех российских музеях находятся сегодня полные альбомы «Капричос». Это Эрмитаж, где есть два комплекта, но они ни разу не выставлялись. Второе место нахождения полного альбома находится в ГМИИ им. Пушкина, и последний раз он демонстрировался в 1967 году. Еще один комплект находится в Ирбитском государственном музее изобразительных искусств, откуда его и привезли в «Палаты Строгановых».
Поэтому про выставку в Усолье можно сказать только одно – «Спешите видеть!»
Los Caprichos — 80 — Офорты Франсиско Гойи
Los caprichos — это набор из 80 гравюр в акватинте и офорте, созданный испанским художником Франсиско Гойя в 1797 и 1798 годах и опубликованный в виде альбома в 1799 году. Эти гравюры были художественным экспериментом: средством осуждения Гойей всеобщего безумия и глупости. в испанском обществе, в котором он жил.Критика далеко идущая и едкая; он выступает против преобладания суеверий, невежества и неспособности различных членов правящего класса, педагогических недостатков, супружеских ошибок и упадка рациональности. Некоторые гравюры имеют антиклерикальную тематику. Гойя описал сериал как изображающий «бесчисленные слабости и безрассудства, которые можно найти в любом цивилизованном обществе, а также от обычных предрассудков и обманных действий, которые стали обычным явлением по обычаю, невежеству или личным интересам.Работа представляла собой просвещенную и резкую критику Испании XVIII века и человечества в целом. Неформальный стиль, а также изображение современного общества в Caprichos, делают их (и самого Гойи) предшественниками модернистского движения почти столетие спустя. «Сон разума порождает монстров», в частности, стал культовым. Гойя добавил краткие объяснения каждого изображения к рукописи, теперь находящейся в Музее Прадо; они очень помогают объяснить его часто загадочные намерения, как и заголовки, напечатанные под каждым изображением.Серия Гойи и последняя группа гравюр в его серии «Бедствия войны», которые он назвал «caprichos enfáticos» («выразительные капризы»), далеки от духа беззаботной фантазии, которую обычно предполагает термин «каприз» в искусстве. .
В коллекцииHyde будет представлена выставка редких офортов испанского мастера Гойи
Вам больше не нужно лететь в Мадрид, чтобы увидеть испанских мастеров.Коллекция Гленс Фоллз недавно объявила о своем графике выставок на 2020 год, который будет включать в себя выставку редких офортов Франсиско Хосе де Гойя и Люсьентеса под названием «Los Caprichos» (перевод: «капризы»), а также выставку работы одного из самых влиятельных американских художников-афроамериканцев Докса Трэша.
«Капричос» Гойи — это серия из 80 офортов, над которыми испанский художник, известный своими мрачными и болезненными произведениями, такими как Сатурн, пожирающий своего сына , работал в течение двух лет и опубликовал в виде книги в 1799 году.Как отмечалось в газете « New York Times », работы были предназначены для изображения «злоупотреблений со стороны Римско-католической церкви, социальных болезней от педофилии до проституции и безудержных суеверий в эпоху революции и террора». Другими словами, классический Гойя. «Мне всегда казалось, что« Капричос »Гойи трудно постичь [и] понять в терминах 18-го века», — говорит Джонатан Каннинг, кураторский директор и программный директор Hyde. «Но сейчас они действительно, кажется, обращаются ко мне, независимо от того, вижу ли я этих существ как происходящих из глубин современной психики или сатир Гойи о социальных претензиях, невежестве и суевериях как ответный удар против разума и рационализма, который, кажется, идет полным ходом. момент.Великое искусство говорит сквозь века, и эти гравюры вселяют в меня надежду на непреходящую силу Просвещения ».
Франсиско Гойя (исп., 1746–1828), «Hasta la muerte» («До смерти»), офорт и акватинта, 8 1/2 x 6 дюймов.График 2020 года начнется 19 января с трехмесячной выставки. «Лос Капричос». Полный список выставок Hyde на 2020 год приведен ниже.
Франсиско Гойя: Капричские офорты и акватинты
Воскресенье, 19 января — воскресенье, 26 апреля
Эта серия кошмарных, а иногда и кровавых офортов содержит некоторые из самых известных изображений Гойи.Официальный портретист испанской монархии на протяжении многих лет, Гойя использовал свою близость к аристократии, чтобы создать эти офорты, которые являются гиперкритичными по отношению к испанскому обществу конца 18 века.
Dox Thrash, Black Life и Carborundum Mezzotint
Воскресенье, 19 января, по воскресенье, 22 марта
Ветеран Первой мировой войны, родом из Джорджии, Докс Трэш известен своими яркими изображениями афроамериканской жизни как в сельской местности, так и в городская Америка середины 20-го века.Трэш также был новатором, разработав собственную форму печати под названием «карборундовый мецапринт», которая позволяет создавать более темные тона кожи.
Образы людей: русская лаковая живопись
Суббота, 28 марта — воскресенье, 14 июня
На этой выставке будет освещено редкое направление искусства, популярное в последние дни СССР: лаковые миниатюры русских народных сказок и героические советские Делается все на декоративных ящиках.
Шоу жюри для старших классов
Пятница, 8 мая — воскресенье, 7 июня
Сейчас, когда проводится 29-й год, ежегодное шоу жюри старших классов Hyde’s представит 100 произведений искусства художников 9–12 классов из Саратоги и близлежащих округов.
Преобразования: Искусство Джона Ван Альстина
Суббота, 20 июня — понедельник, 13 сентября
Выпускник Университета Св. Лаврентия, Джон Ван Альстайн создает скульптурные сплавы найденных предметов и стали с камнем и другими природными элементами, которые были выставляется по всей территории США, Азии, Европы и даже в Смитсоновском институте. (Вы, возможно, помните, что избранные работы Ван Альстайна были выставлены прошлой осенью на фестивале вина и еды в Саратоге.)
Дж.С. Вули, фотограф Адирондака
Суббота, 20 июня — понедельник, 13 сентября
Прожив и проработав большую часть своей жизни в Адирондаке, Дж. Вули сделал ставшие культовыми фотографии озера Джордж и Северной страны в конце 19 — начале 20 веков.
Вышитые вручную миры: картография лоскутных одеял
Воскресенье, 11 октября — воскресенье, 3 января 2021 г.
Предоставленные Американским музеем народного искусства в Нью-Йорке более двух десятков ярких американских лоскутных одеял будут выставлены на обозрение. Эта выставка посвящена уникальному виду искусства, сочетающему текстиль и повествование.
Джефф Динглер
Джефф Динглер — старший писатель saratoga living . Он выпускник Скидмор-колледжа и профессиональный музыкант.
Los Caprichos [80 гравюр, переплет]
Библиография:
Элизабет дю Гуэ Трапье, «Неопубликованные рисунки Гойи в латиноамериканском обществе Америки», Master Drawings 2, no. 1 (весна 1936 г.).
Франсиско Хавьер Санчес Кантон, Los Caprichos de Goya y sus dibujos preparatorios (Барселона: Instituto Amatller de Arte Hispanico, 1949).
Томас Харрис, Гойя: гравюры и литографии (Оксфорд: Бруно Кассирер, 1964).
Эдит Хельман, Лос «Капричос» де Гойя, (Барселона: Сальват, 1971).
Джон Доулинг, «Капричо как стиль в жизни, литературе и искусстве от Заморы до Гойи», Исследования восемнадцатого века 10, вып. 4 (1977).
Валериано Бозаль, Imagen de Goya (Барселона: Люмен, 1983).
Oto Bihalji Merin, Los Caprichos: Su Verdad Escondida (Мадрид: Encuentro, 1983).
Кристофер С. Суфас, «Esto si que es leer»: Учимся читать Los Caprichos Гойи », Word and Image 2, no. 4 (октябрь – декабрь 1986 г.).
Дженис Томлинсон, «Сожги, спрячь, выставляй напоказ: Майи Гойи и цензура», Art Journal 50, no. 4 (зима 1991 г.).
Дженис Томлинсон, Гойя в сумерках Просвещения (Нью-Хейвен, Коннектикут: издательство Йельского университета, 1992).
Juliet Wilson-Bareau, Goya: La Decada de los Caprichos (Мадрид: Real Academia de Bellas Artes de San Fernando, 1992).
Р. С. Джонсон Файн Арт, Чикаго, Гойя: Лос Капричос , проданный кат. (1992).
Альфонсо Э. Перес Санчес, Гойя: Полное собрание офортов и литографий (Анн-Арбор, Мичиган: University of Michigan Press, 1995).
Сьюзан Вальдманн, Гойя и герцогиня Альба (Мюнхен: Prestel-Verlag, 1998).
Дороти Нойес, «La Maja Vestida: платье и сопротивление просвещению в Мадриде конца 18 века», The Journal of American Foklore 111, no.440 (весна 1998 г.).
Хавьер Бенито Блас, Хосе Мануэль Матилья и Хосе Мигель Медрано, El libro de los Caprichos, dos siglos de interpertaciones, 1799–1999: Catalogo de los dibujos, pruebas de estado, ламинат-де-кобре, y estampas de la primera edicion (Мадрид: Музей Прадо, 1999).
Виктор И. Стоичита и Анна-Мария Кодерч, Гойя: Последний карнавал (Лондон: Reaktion Books, 1999).
Juan Carrete Parrondo et al., Mirar y leer: Los Caprichos de Goya , exh.Кот. (Сарагоса, Испания: Провинциальная пресса Сарагосы, 1999).
Хавьер Бенито Блас, Хуан Каррете Паррондо и Хуан Бордес, Гойя: Персонажи и Рострос , отл. Кот. (Барселона: Fundacio Caixa Catalunya, 2000).
Франсиско Кальво Серралер, Гойя: Образ жизни (Мадрид: Музей Прадо, 2001).
Фред Лихт, Гойя, (Нью-Йорк: Abbeville Press, 2001).
Дженис Томлинсон, Гойя: изображения женщин (Нью-Хейвен, Коннектикут.: Издательство Йельского университета, 2002).
Yale University Press, Manet Manette (Нью-Хейвен, штат Коннектикут: Кэрол Армстронг, 2002).
Вернер Хофманн, Гойя: Каждой истории принадлежит еще один (Лондон: Thames and Hudson, 2003).
Natacha Sesena, Goya y Las Mujeres (Мадрид: Santilla General Editions, 2004).
Педро Монтилья Лопес, Enfermedad y enjevecimiento en la creatividad de Goya: Enfoque neurobiologico (Кордова, Испания: Служба публикаций Кордовского университета, 2005).
Эндрю Шульц, Капричос Гойи: эстетика, восприятие и тело (Нью-Йорк: издательство Кембриджского университета, 2005).
Мануэла Б. Мена Маркес и Гудурн Мюле-Маурер, Duquesa de Alba, «musa» de Goya: El Mito y La Historia (Мадрид: Музей Прадо, 2006).
Хуан Каррете Паррондо, Goya Estampas: Grabados y Litografia (Барселона: Electa, 2007).
Хуан Каррете, Гойя: Estampas, grabados y litografia (Барселона: Random House Mondadori, 2007).
Гойя: Капричские офорты и акватинты
(80 офортов и акватинт)
Франсиско Хосе де Гойя-и-Люсьентес, известный как Гойя (1746–1828), родился в скромной семье в отдаленной арагонской деревне Фуэндетодос, Испания. Получил лучше среднего образование от отцов-сколопов в местном монастыре. Хотя подробности его ранней жизни и художественного образования разрознены, он должен был стать одним из самых важных художников в мире. история, считающаяся у истоков и ранних этапов развития современного искусства.
Многие ученые и историки искусства считают Гойю истинным отцом современного движения. Даже Роберт Мазервелл хвалил его гений и способности. Это была серия Гойи офорты Los Caprichos , которые сделали его одним из величайших художников-графиков Испании и Европы. В 51 год ему приснилась мечта, которая натолкнула его на мысль о создании одного из величайшая сатира современности Сон разума рождает монстров .Это была эпоха Просвещения, именуемая эпохой разума, когда политика, философия, религия, искусство и наука были радикально переориентированы в восемнадцатом веке.
Гойя планировал использовать изображение «Сон разума» в качестве обложки для своей серии из восьмидесяти сатирических репродукций. На его оригинальном рисунке, который сейчас находится в музее Прадо в Мадриде, картина Гойи Лицо можно увидеть на мистическом фоне, изображенном на одном из двадцати иллюстрированных настенных панно, представленных на выставке.Каждая панель с пояснительным текстом воспроизводит мультфильмы, которые Гойя сделал при подготовке к окончательному оформлению своих офортов.
Los Caprichos (что означает импульсивные фантазии) предоставил Гойе возможность исследовать творческие свободы, обычно не принимаемые в условности искусства того времени. Отпечатки изображать человеческое безумие, каким Гойя видел его в конце восемнадцатого века в Испании — период, когда его родина находилась под сильным влиянием железной руки Римско-католической церкви и часто враждовал с Францией.Поскольку многие изображения предполагали конкретные отсылки, которые были узнаваемы его современниками, он был вынужден отказаться от их продажи на открытом воздухе. рынок. Позже пластины были переданы Королевскому институту печати в обмен на стипендию для его сына.
«Нет святых (в творчестве Гойи) … и нет героев, только смертные, чьи желания слишком четко определены для мелкого мирского тщеславия.»
— Ричард Шикель, The World of Goya , Time-Life Books
Благодаря выражению свободной и просвещенной мысли Гойя считается лидером новых художественных тенденций, которые привели к девятнадцатый век. Его работы изменили то, как будущие поколения художники будут интерпретировать мир. Гравюры Капричос 1799 года предшествовали более чудовищной серии войн. images, Los desastres de la Guerra (Бедствия войны) , 1810-1820, и его коррида images, La Tauromaquia (Искусство корриды) , 1814-1816.Принты Caprichos считается самой важной из трех больших серий гравюр, которые он создал.
Музей изящных искусств Бильбао
Из обширной коллекции работ на бумаге Музея изящных искусств Бильбао представлены четыре самые знаменитые серии офортов Франсиско де Гойя (Фуэндетодос, Сарагоса, 1746 – Бордо, Франция, 1828 г.): Капричос (80), Disasters of War (82), Tauromachy (40) и The Follies (22).
Всего на выставке представлено 224 гравюры, олицетворяющие выдающиеся таланты гения из Арагона, чьи работы стали своего рода переломным моментом в истории гравюры. Гойя выполнил эти серии без ограничений комиссионных. Его мастерство в технике гравировки, сочетающей травление для рисования композиции, акватинту, иногда полированную, для создания эффектов света и объема, резку и сухую точку для ретуши, позволило Гойе раскрыть замечательную творческую энергию, редко наблюдаемую до того времени в графической работе.
Являясь неотъемлемой частью творчества Гойи, Caprichos была первой коллекцией гравюр, которые он сделал, чтобы продавать их сериями. Время от времени они подвергают резкой критике политические, религиозные и социальные нравы того времени. Начатые около 1797 года, они были закончены к 1799 году.
Бедствия войны начали переноситься на пластины примерно в 1810 году, во время наполеоновского вторжения в Испанию. Яркие впечатления от ужасов войны и мрачных последствий худшего человеческого духа были запечатлены для потомков в вечном сериале, в котором Гойя является непоколебимым свидетелем варварства и несправедливости.
Между драмой «Катастрофы » и загадкой «Безумия» возникла Tauromachy , выгравированная с 1814 по 1816 год как оазис эмоций, спровоцированный кризисами, перипетиями и высшими моментами корриды, которой так наслаждался Гойя.
The Follies or The Proverbs — самая загадочная серия. Посмертно отредактированный без фиксированных заголовков, хронология, порядок и значение остались неопределенными. Серия может датироваться 1816 и 1823 годами.Полная серия, приобретенная музеем в 2008 году, относится к первому высококачественному изданию, напечатанному для Академии.
Наша оценка этого необычного набора изображений, оригинальность которых заинтриговала многих художников-авангардистов, усиливается, если их сравнивать с репродукциями предыдущих, современных и более поздних художников, также хранящимися в коллекции Музея. Музей опубликует каталог выставки со всеми выставленными гравюрами и эссе Хосе Мануэля Матиллы , руководителя отдела рисунков и эстампов в Прадо .
На изображении:
Франсиско де Гойя, (Фуэндетодос, Сарагоса, 1746-Бордо, Франция, 1828 г.)
El sueño de la razon productions monstruos
Печатный номер 43 из Los Caprichos (1797-1799)
Офорт и акватинта, 33,2 x 23,7 см
Музей изящных искусств Бильбао
Спонсор:
«Франсиско Гойя: Лос-Капричос» открывается в феврале.3 в Художественном музее Палмера
УНИВЕРСИТЕТ-ПАРК, Пенсильвания — Художественный музей Палмера представит выставку «Франсиско Гойя: Лос-Капричос» с 3 февраля по 10 мая.
6 февраля 1799 г. в «Диарио де Мадрид» появилась реклама, объявлявшая «собрание гравюр на воображаемые предметы, изобретенных и вытравленных доном Франсиско Гойя». Далее в уведомлении объясняется, что художник «выбрал из множества безумств и ошибок, которые распространены во всех цивилизованных обществах, а также из народных предрассудков и обманных действий, разрешенных обычаями, невежеством и интересом, те предметы, которые, по его мнению, быть наиболее подходящим для насмешек и в то же время стимулировать воображение художника.”
Гойя дает понять, что 80 офортов с акватинтами, составляющих «Los Caprichos», происходят из двух взаимосвязанных желаний: критиковать человеческое безумие и «стимулировать … воображение художника». Признание того, что переплетение сатиры и фэнтези лежит в основе художественного проекта Гойи, необходимо для того, чтобы примириться с этими замечательными гравюрами и оценить их центральное место в истории европейской культуры. С одной стороны, Гойя находился под влиянием реформаторского духа Просвещения, и он стремился разоблачить социальные, политические и религиозные злоупотребления и суеверия, которые он видел вокруг себя.В то же время гоблины, ведьмы, монстры, животные и странные существа, населяющие многие гравюры, проявляют глубокий интерес к исследованию выразительных возможностей человеческого воображения. В этом отношении «Лос Капричос» является знаковым памятником в истории романтизма и будет влиять на последующие поколения художников, писателей и музыкантов.
На выставке представлен превосходный ранний первый набор гравюр, который считается одним из четырех, приобретенных непосредственно у Гойи герцогом и герцогиней Осуной в январе 1799 года, за несколько недель до объявления о публикации в рекламе Diario de Madrid.Также включены несколько примеров из других печатных серий Гойи и несколько размышлений американских художников Эдварда Хагедорна и Энрике Чагойи о «Лос-Капричос».
«Франсиско Гойя: Лос-Капричос» был организован Landau Traveling Exhibitions, Лос-Анджелес, совместно с Denenberg Fine Art, Западный Голливуд, Калифорния.
В Художественном музее Палмера выставку курирует Эндрю Шульц, адъюнкт-профессор истории искусств и заместитель декана по исследованиям в Колледже искусств и архитектуры.Шульц много писал об искусстве Гойи, в том числе отмеченную наградами книгу «Los Caprichos».
Мероприятие, связанное с выставкой:
Эндрю Шульц, адъюнкт-профессор истории искусств и заместитель декана по исследованиям в Колледже искусств и архитектуры, прочитает лекцию под названием «Капричос Гойи на перекрестке культуры 18-го века» в 18:00. Вторник, 3 марта. При поддержке Департамента испанского, итальянского и португальского языков.
Эндрю Шульц, адъюнкт-профессор истории искусств и заместитель декана по исследованиям в Колледже искусств и архитектуры, представит галерейный доклад под названием «Франсиско Гойя: Лос-Капричос» в 12:10 с.м. Пятница, 10 апреля
Художественный музей Палмера в Пенсильвании расположен на Кертин-роуд, вход бесплатный. Часы работы музея с 10:00 до 16:30. Со вторника по субботу и с полудня до 16:00. Воскресенье. Музей закрыт по понедельникам и в некоторые праздничные дни. Встречающий будет доступен в холле, чтобы направлять посетителей в соответствующую галерею для всех дневных мероприятий.
Этой весной в Художественном музее Палмера можно увидеть выставки «Скрытая мать» (куратор Лаура Ларсон) до 26 апреля и «Песня о себе» до 10 мая.
Художественный музей Палмера получает финансирование от Совета Пенсильвании по делам искусств, государственного агентства, финансируемого Содружеством Пенсильвании и Национальным фондом искусств, федеральным агентством.
Франсиско Гойя, Сон разума порождает монстров , тарелка 43 из Los Caprichos , 1799, офорт и акватинта. Предоставлено Landau Traveling Exhibitions.
ИЗОБРАЖЕНИЕ: Предоставлено Landau Traveling Exhibitions.
Франсиско Гойя, И вот они, сорвали , пластина 20 из Los Caprichos , 1799, офорт, акватинта и сухая игла. Предоставлено Landau Traveling Exhibitions.
ИЗОБРАЖЕНИЕ: Предоставлено Landau Traveling Exhibitions.
Франсиско Гойя, Bon Voyage , тарелка 64 из Los Caprichos , 1799, офорт, акватинта и гравировка. Предоставлено Landau Traveling Exhibitions.
ИЗОБРАЖЕНИЕ: Предоставлено Landau Traveling Exhibitions.
Франсиско Гойя, Те пылинки , тарелка 23 из Los Caprichos , 1799, офорт, акватинта, сухая игла и гравировка. Предоставлено Landau Traveling Exhibitions.
ИЗОБРАЖЕНИЕ: Предоставлено Landau Traveling Exhibitions.
Франсиско Гойя, «Франсиско Гойя-и-Люсьентес, Пинтор», пластина 1 из «Лос-Капричос», 1799 год, офорт, акватинта, сухая игла и гравировка. Предоставлено Landau Traveling Exhibitions.
ИЗОБРАЖЕНИЕ: Предоставлено Landau Traveling Exhibitions.
(1 из 5)
Chiton (‘Hush’, пластина 28 из серии Los Caprichos) Франсиско Гойя
1799 (напечатано ок. 1878 г.
Harris 63, Lefort & Hoffmann 28, Beruete Y Moret 48, Loga 694, Mayer II.28, Delteil 65
По-испански «Chiton» — это родовое слово для обозначения мидий (устриц, моллюсков и т. Д.), И обычно оно используется с восклицательным знаком для обозначения «Ни слова» или «Тише». Комментарий Гойи по поводу это изображение гласит: «Отличная мать, которой можно доверить конфиденциальную комиссию».В Прадо есть рисунок карандашом для этого изображения.
Это пластина 28 из серии «Los Caprichos», состоящей из 80 офортов и акватинтов, созданных Гойей в 1797 и 1798 годах и напечатанных после его смерти в двенадцати изданиях в период с 1799 по 1937 год. Качество печати будет варьироваться от издания к изданию. , не обязательно в хронологическом порядке.
Университет Глазго комментирует Капричос: «Это причудливая, захватывающая и иногда тревожная серия из восьмидесяти офортов и акватинтов, изображающих самые разные предметы, включая духовенство, проституток и ведьм.В изображениях сочетаются две техники: офорт и акватинта. В частности, использование Гойей процесса акватинты, придавая изображениям резкий контраст между темным и светлым, придает работе отчетливо таинственный и темный оттенок.
Название, Los Caprichos, предполагает изобретение и фантазию. Варианты слова «каприз» использовались многими художниками от классической античности до гуманистического ренессанса в Италии пятнадцатого века. Использование этого термина Гойей является намеком на последователей этой традиции: Боттичелли и Дюрера, а также более поздних Тьеполо и Пиранези.Это означает продвижение воображения художника над реальностью; изобретение выше простого представления.
Однако, возможно, Гойя использует этот троп совершенно по-новому. Там, где предыдущие капризы были фантастическими и эскапистскими, «Капричос» Гойи отличался, как отмечает Дэвид Розанд: «Гойя обратил изобретательские способности художника обратно на аудиторию с обвинительной моральной силой. Нарушая пределы поэтической свободы, он фактически аннулировал договор между художником и обществом, который поддерживал развитие каприччио.’
Хотя сегодня многие люди совершенно счастливы верить или принимать, что искусство может существовать ради искусства, возможно, Гойя считал, что искусство в конечном итоге должно иметь значение.