Погружение в стимпанк — Этот удивительный мир… — ЖЖ
? LiveJournal- Main
- Ratings
- Interesting
- Disable ads
- Login
- CREATE BLOG Join
- English
(en)
- English (en)
- Русский (ru)
- Українська (uk)
- Français (fr)
renatar.livejournal.com
Стимпанк: что это такое | Миры
Стимпанк — жанр фантастики о мирах, где паровые машины и другие ретро-технологии не исчезли, а достигли высочайшего развития.
По улицам Лондона шагает огромный жестяной робот. В его клепаной голове — отсек управления, где сидит сумасшедший ученый в пенсне и смокинге. Он крутит педали, дергает за рычаги, стараясь увести машину подальше от приближающегося дирижабля с эмблемой британских ВВС на борту. Дирижабль неуправляем и явно идет на таран. Он пострадал от разряда из излучателя Теслы, установленного на немецком паровом танке, который тайком перебрался сюда по дну Ла-Манша и вот-вот прорвется к Букингемскому дворцу. Королеву защищает отборный взвод шотландских магов под командованием Шерлока Холмса, бравый Ван Хельсинг и Человек-невидимка. Всё это — стимпанк.
Классические вселенные стимпанка стилизуются авторами под Америку или Европу (прежде всего Англию) второй половины 19 века, эпоху раннего капитализма с характерным фабрично-городским пейзажем и резким социальным расслоением. И неважно, что действие может разворачиваться в далеком будущем или на другой планете. Стимпанк возник как литературный жанр, но популярность обрел во многом благодаря комиксам, ролевым играм, телесериалам и аниме.
Лучшие фильмы, книги и прочее в жанре стимпанк
Всё лучшее, что написано о дирижаблях, паровозах, леди и джентльменах.
12.04.2016
Капитан Немо, Никола Тесла, доктор Джекилл и девушка с паровой рукой.
13.04.2016
Стимпанк — не музыкальный стиль. Но он объединяет множество отличных музыкантов, которые вдохновляет романтика парового века.
14.04.2016
От стратегий и старых RPG до плутовских симуляторов и интерактивного кино. А также немного дизельпанка.
15.04.2016
Пять ярких и разнообразных настолок, использующий различные элементы стимпанковской атрибутики.
16.04.2016
Аниме Миядзаки, безумство французов, комедии американцев и забытый шедевр из Чехии.
Многие представляют себе стимпанк именно таким.
Первый вопрос, который здесь может возникнуть, — а почему, собственно, «панк»? Как и в случае с киберпанком (см. «МФ» №6, февраль 2004), вторая часть названия означает лишь то, что произведения этого поджанра фантастики основаны на «панковских» идеях в их самом общем понимании.
Иначе говоря, слово «панк» в таких случаях подразумевает не злобных хулиганов с разноцветными волосами и татуировками «Анархия» на лбу, а персонажей — ярких индивидуалистов, противостоящих системе, традициям, предрассудкам, и ставящих себя выше любых государственных или общественных институтов.
«Машина различий» Гибсона и Стерлинга: одна из первых книг, названных стимпанком.
Термин «стимпанк» впервые употребили два друга-писателя Джеймс Блэйлок и Кевин Джетер во время дискуссии на страницах журнала Locus в 1987 году. Термин возник как пародийное противопоставление киберпанку, поэтому ранний стимпанк создавался по традиционным сценариям своего «старшего брата» с механическим переносом действия в реальность, где хозяйничают паровые технологии. Хакеры, искусственный интеллект, корпорации, государственная машина — все это просто помещалось в обстановку 19 века со скидкой на соответствующие технологии. «Панковское» отношение главных героев к окружающей действительности сохранялось без каких-либо существенных изменений.
Я был бы рад, если бы на нее (книгу «Машина различий» — «МФ») не навешивали ярлыки. Я слышал разговоры про какой-то «стимпанк», но не думаю, что это приживется.
Брюс Стерлинг
Первые стимпанковские произведения были манифестом социально-философского пессимизма и в этом смысле ничем не отличались от киберпанка. Чаще всего история разворачивалась в какой-либо не слишком благополучной «альтернативной» вселенной (равнозначной Европе или США 19 века).
Антиутопия украшалась стилистикой нуара, к ней добавлялись выразительные и общепонятные мотивы бульварной фантастики (пронырливые детективы, гениальные ученые, Дикий Запад, таинственные древние расы) — и новый жанр готов! Позднее в стимпанк влились более позитивные элементы — романтическое очарование науки, утопизм, эстетика «старой доброй Англии». Именно таким мы знаем его теперь.
С «панком» мы разобрались — но как быть с паром? В отличие от киберпанка, стимпанк основан на реальных или, по крайней мере, условно допустимых технологиях. Уровень развития науки в стимпанке традиционно ориентируется на викторианскую эпоху. Прежде всего, здесь следует упомянуть обширное использование энергии пара — это и дало название всему жанру.
Эолипил. Герон построил его как игрушку, не собираясь применять на практике.
Строго говоря, энергия пара была покорена не британцами, а греками. Еще в 1 веке нашей эры Герон Александрийский создал эолипил («шар Эола» — бога ветра) — вращающийся под давлением пара металлический шар.
Совпадение это или нет, но за 700 лет до этого в той же Греции (на острове Коринф) был построен так называемый «диолкос» — вырубленные в известняке параллельные колеи для транспортировки судов посуху (прообраз современной железной дороги). Данные изобретения никак не были связаны друг с другом, однако вполне можно утверждать, что греки имели теоретическую возможность разработать паровой железнодорожный транспорт почти на 2000 лет раньше, чем подобное произошло. Именно это обстоятельство делает правомерным существование «архаичных» разновидностей стимпанка.
Кто создал паровой двигатель, решить сложно. В разное время над ним (с переменным успехом) работали Томас Сэйвери (1698), Томас Ньюкомен (1712) и Джеймс Ватт. Последний и вошел в историю как «изобретатель» паровой машины (он запатентовал ее в 1769 году), однако на самом деле он просто усовершенствовал устройства, созданные до него. Отдельно следует упомянуть русского крепостного механика Ивана Ползунова — он создал паровую машину в 1764 году, причем, в отличие от Ватта, делал ее с нуля, не имея перед глазами действующих образцов.
Если определять стимпанк как период активного применения паровых машин, то его началом будет 1707 год, когда французский физик Дени Папин сконструировал первую лодку с паровым двигателем. О ней известно очень мало — речные паромщики быстро почуяли конкуренцию и сломали аппарат.
Пароход «Клермонт». Первая «ласточка» парового флота.
Крупномасштабное коммерческое использование паровых машин началось в 1807 году с рейсов пассажирского парохода «Клермонт», построенного американцем Робертом Фултоном. Предприятие оказалось неожиданно прибыльным, а пароходы — живучими. Уже через десять-пятнадцать лет они серьезно потеснили парусные суда.Что касается «сухопутных» паровых машин, то пальму первенства здесь следует отдать Николя Жозефу Куньо (1725—1804). Именно он в 1769 году догадался поставить паровой котел на тележку, чтобы возить тяжелые пушки. Его «fardier a vapeur» (паровая телега) могла перевозить груз весом в четыре тонны и развивала скорость до 4 километров в час. В 1771 году «паровая телега» Куньо случайно врезалась в стену. Это был первое в мире дорожно-транспортное происшествие с участием «автомобиля».
Английский изобретатель Ричард Тревитик (1771—1833) продолжил дело Куньо и в 1801 году представил на суд публике «Пыхтящего Дьявола» — первый компактный паровой автомобиль, предназначенный для перевозки людей, а два года спустя — более удачный «Лондонский паровой экипаж».
В 1804 году Тревитик создает первый в мире паровоз, который работал всего несколько лет (он быстро приводил рельсы в негодность, так как был слишком тяжел для путей, рассчитанных на небольшие вагоны с «лошадиным приводом»).
Паровозы и пароходы не только «приблизили» друг к другу города и континенты. Их мощь в то время казалась невероятной. Всего за сотню лет наука сделала такой скачок вперед, что люди, в молодости ездившие на лошадях и даже не мечтавшие увидеть другие страны, теперь могли повторить путешествие Магеллана всего за несколько месяцев. Казалось, будто для человечества больше не осталось преград.
Паромобили требовали времени на разогрев, имели плохую динамику разгона, но на протяженных участках могли достигать скорости свыше 150 км/ч. Например, автомобиль Stanley Steamer в 1906 году разогнался до 205,5 км/ч.
Но паровой двигатель царил на планете лишь чуть более 150 лет. К концу Второй мировой войны он безвозвратно уступил лидерство двигателям внутреннего сгорания. Стимпанк не состоялся, причем это было неизбежно. Почему? Причины здесь чисто практические.
Да, у паровых двигателей есть свои преимущества. Они неразборчивы к источнику тепла и могут вырабатывать механическую энергию практически на любом топливе. Еще одно преимущество паровых двигателей — нечувствительность к перепадам давления. Это обнаружилось лишь тогда, когда паровозы на высокогорных рейсах сменились тепловозами. При подъеме на значительную высоту последние резко теряли мощность. Сегодня в горах Швейцарии и Австрии до сих пор ходят паровозы.
Однако у паровых двигателей есть один — самый главный — недостаток, перечеркивающий все достоинства. Их коэффициент полезного действия (КПД) равен всего 5%, в то время как двигатели внутреннего сгорания работают при 25% эффективности. Именно поэтому в начале 20 века паровые двигатели проиграли соревнование с дизельными — они неэкономно расходовали тепло, были слишком тяжелы (непригодны для установки на летательных аппаратах) и не могли обеспечить высокую мощность при значительном уменьшении размеров.
Это интересно
Лайнер «Королева Елизавета», построенный в 1938 году, был самым крупным пароходом в мире.
В 1800 году Роберт Фултон создал для Наполеона Бонапарта первую в мире полноценную подводную лодку — «Наутилус».
В честь одного из главных конструкторов первой паровой машины названа единица мощности во всех областях физики и техники.
Абсолютный рекорд скорости для паровозов был поставлен локомотивом «Дикая утка» серии LNER Class A4 (своими обтекаемыми формами он больше напоминал современные японские супер-поезда). 3 июля 1938 года он развил 201,2 километров в час.
Машины стимпанка — «Наутилус» Фултона и «Дикая утка».
Виктория и её эпоха
Королева Виктория — «бабушка» стимпанка.
Применительно к стимпанку часто говорят — «викторианская эпоха»… Но что это такое? Имеется в виду Британская империя в период с 1837 по 1901 год — время правления королевы Виктории, эра спокойствия, процветания, упрочения власти в колониях.К концу 19 века Британия была мощнейшим государством в мире. Ее население составляло свыше 500 миллионов человек (примерно четверть всего человечества), площадь территорий — свыше 37 миллионов квадратных километров (около трети всей суши Земли).Небывалое развитие науки, стремительная индустриализация, проведение первой Всемирной Торговой выставки (1851), массовая прокладка железных дорог, открытие лондонского метро (1863), электрическое уличное освещение (1882)…Людей буквально опьяняла вера в бесконечную силу рационального мышления. Иначе говоря, начиналась эпоха стимпанка — начиналась, но так и не началась.Стимпанк появился не на пустом месте. «Дедушкой» жанра именуют Жюля Верна (статью о нем читайте в разделе «Книжный ряд»), чьи «20 тысяч лье под водой», «Робур-завоеватель», «Паровой дом» оказали серьезное влияние на стилистику и антураж современных авторов. Равно как и книги других знаменитых писателей викторианской эпохи — Герберта Уэллса, Марка Твена, Эдгара По, Артура Конан Дойля. Именно поэтому западные критики относят избранное творчество этих авторов к «классическому» стимпанку.
Следующая ступенька — «прото-стимпанк», авторы которого, современные фантасты, эстетики ради стилизовались под классиков 19 века. Здесь выделяются «Бомба королевы Виктории» Рональда Кларка, «Машина пространства» Кристофера Приста, «Врата Анубиса» Тима Пауэрса, «Гомункулус» Джеймса Блейлока, «Ночь Морлока» Кевина Уэйна Джетера и «Да здравствует трансатлантический тоннель, ура!» Гарри Гаррисона. Стоит отметить и написанный в традициях Жюля Верна цикл Майкла Муркока про Освальда Бастейбла.
В последнее время стимпанк трактуют предельно широко, понимая под ним любой вариант размещения современных (псевдосовременных) технологий в прошлом — от каменного века до викторианской эпохи. Все то, что сейчас называют «стимпанком», можно условно поделить на две большие категории: альтернативно-исторический (оригинальный) стимпанк и фэнтези-стимпанк.
Такой стимпанк стилизуется под мир 19 — начала 20 веков и сознательно противопоставлен кибернетическому настоящему и будущему. Часто героями АИ-стимпанка становятся реальные исторические лица либо литературные персонажи классиков той эпохи.
Наиболее характерны авторские стилизации под Англию правления королевы Виктории и ее преемника Эдуарда. Знаковое произведение, после которого стимпанк из курьеза превратился в явление, — роман Уильяма Гибсона и Брюса Стерлинга «Машина различий» (1992). Это фактически манифест стимпанка, имевший для него такое же значение как «Нейромант» Гибсона для киберпанка. В нем фигурируют такие знаковые вещи, как разностная машина Бэббиджа, превратившаяся в суперкомпьютер, прогрессивные технологии связи, присваивание всем подданным Британской империи уникального цифрового индекса, «машинные» вирусы на перфокартах и глобальные политические интриги. Забавно, что именно ведущие авторы киберпанка, решив описать Англию 19 века, где Чарльзу Бэббиджу удалось построить прото-компьютер, как бы походя вдохнули жизнь в новое фантастическое направление. В итоге — киберпанк давно мертв, зато стимпанк цветет и пахнет…
Образчиком АИ-стимпанка служат комиксы Алана Мура и Кевина О’Нила о Лиге выдающихся джентльменов, а также одноименная экранизация Стивена Норрингтона. Перед нами — альтернативная Англия 1898 года, покой которой охраняют знаменитые герои классических литературных произведений вроде Человека-невидимки и следопыта Алана Куотермейна. Их противники также традиционны — преступное сообщество доктора Фу-Манчу, марсиане Уэллса, мегаломаньяк профессор Мориарти. Антураж паропанка отлично передан в цикле детской фантастики Лемони Сникетта «33 несчастья» и особенно в одноименном фильме Брэда Сильберлинга.
«Лига выдающихся джентльменов». В комиксе были все персонажи викторианской эпохи — от профессора Мориарти до доктора Моро.
Паровые технологии в АИ-стимпанке могут преобладать благодаря естественному ходу событий или внедряться насильственным путем. Например, в мире ролевой игры Space: 1889 (пародия на сериал Space: 1999) великий изобретатель Томас Эдисон открыл новые свойства эфира, благодаря которым удалось построить паровые эфир-флайеры, способные преодолевать космическое пространство. А после того, как на Марсе был найден особый лишайник с антигравитационными свойствами, небеса над Землей и ее планетарными колониями заполонили гигантские дирижабли.
А вот в трилогии «Великая Зима» австралийца Шона Мак-Маллена ситуация иная. 40 век, Земля угнетена искусственным интеллектом, который наложил запрет на развитые технологии, из-за чего человечество отброшено в развитии на тысячи лет назад. Вначале люди пользовались паровыми двигателями, которые сменили машины, работающие на энергии солнца и ветра. Все электронное безжалостно уничтожается…
Герой комикса «Замечательные миры Финнеаса Фаддла», изобретя в 1902 году машину времени, тут же бросился внедрять паровые технологии и викторианскую мораль в разных эпохах — древнем Египте, Индии, средневековой Европе. Это вызвало хроноклазм и изменило историю.
Еще одна модель АИ-стимпанка — стилизация под Америку периода покорения Дикого Запада. Большую популярность завоевал телесериал Wild Wild West, послуживший основой красивого, но излишне помпезного кинофильма Барри Зонненфельда и нескольких серий комиксов. Лихой стрелок Джим Уэст и новатор-технарь Артемиус Гордон выполняют задания президента США, постоянно сталкиваясь с властолюбивыми и алчными негодяями.
Фильм «Дикий дикий запад» основан на старом телесериале.
Чуть менее известны телесериалы «Приключения Бриско Каунти-младшего» и «Легенда». Крутой маршал Каунти гоняется за преступниками, пересекаясь с чокнутыми изобретателями, которые то реактивный паровоз построят, то супербомбу измыслят. А в «Легенде» автор грошовых книжек Эрнест Пратт вместе с умником Бартоком в 1876 году ведет борьбу с разными злодеями, для чего применяют кучу паровых гаджетов. Стилистика вестерн-стимпанка использована и в третьей части киноцикла «Назад в будущее».
Фантастический вестерн «Назад в будущее 3». Плакат этого фильма впервые в истории был нарисован на компьютере.
В литературе вестерн-стимпанк распространен меньше — в основном это новеллизации вышеупомянутых сериалов и фильмов. Наиболее заметное самостоятельное произведение — тетралогия Джеймса Своллоу о стрелке Габриеле Тайлере, который вместе с индейским шаманом Пять Перьев противостоит злодею Безликому.
Из других популярных произведений традиционного АИ-стимпанка стоит упомянуть «Анти-Лед» Стивена Бакстера, «Адские машины» Кевина Джетера, серии комиксов «Приключения Лютера Аркрайта» и «Тайные приключения Жюля Верна» (экранизирован как телесериал в 2002), ролевые игры Forgotten Futures и GURPS Steampunk.
В России к традиционному АИ-стимпанку можно отнести «Владычицу морей» Сергея Синякина. С фэнтези-паропанком граничит «Не время для драконов» Сергея Лукьяненко и Ника Перумова, хотя это все же больше авантюрно-героическое технофэнтези. Главный герой романа, москвич Виктор, попадает в магический Серединный Мир, где властвуют стихии двух других миров — магия Мира Перерожденных и технология Мира Изнанки. Компания «Новый русский сериал» работает над экранизацией этой книги (фильм обещают выпустить в 2007 году), а студия Arise делает по ее мотивам компьютерную ролевую игру.
Забавно, что западные источники в качестве образца «русского стимпанка» называют… фильм Никиты Михалкова «Сибирский цирюльник»! Есть же там здоровенная паровая машина для рубки леса, никогда не существовавшая в реальности!
Второе магистральное течение — фэнтезийный стимпанк, действие которого происходит в абсолютно вымышленных мирах, где паровые машины благополучно уживаются с магией и привычными для фэнтези существами. Это направление во многом граничит с технофэнтези.
Самый знаменитый автор «парового» фэнтези — британец Чайна Мьевилль, придумавший странный город Нью-Кробизон. Пожалуй, Мьевилль ближе всех приблизился к классическому киберпанку. Его герои — часто люди вне закона, вне морали — обитают в странном мегаполисе, напоминающем бэтменовский Готэм-сити. Техника в Нью-Кробизоне экзотическая, и чистым стимпанком цикл назвать нельзя. Впрочем, «чистого» паропанка почти никто и не сочиняет…
Нью-Кробюзон Чайны Мьевиля: не столько паровой, сколько безумный.
В романе Полы Волски «Великий Эллипс» показан мир, напоминающий Европу начала 20 века, где имеется магия, адепты которой тщетно пытаются противостоять напору науки. Героиня, бесстрашная путешественница Люсиль участвует в гонке «Большой Эллипс» — явная отсылка к Жюлю Верну. Любопытный мир романов Терезы Эджертон «Луна гоблина» и «Машина гномов» населяют традиционные волшебные расы. Паровые технологии давно стали привычной деталью пейзажа, и промышленная революция вот-вот должна вызвать мощный социальный взрыв…
«Арканум» — пожалуй, самая известная игра, основанная на фэнтези-стимпанке.
Среди подобных произведений можно упомянуть аниме Vision of Escaflowne (1996), комиксы Ironwolf, серию компьютерных игр Thief, создавших жанр «stealth-shooter» (условно — «скрытные стрелялки»), некоторые из консольных игр Final Fantasy, а также знаменитую ролевую игру Arcanum: Of Steamworks and Magic Obscura (от компании Troika Games, 2001) — гремучую смесь фэнтези и стимпанка, где главный герой должен выбрать магический или технологический путь развития.
«Арканум» — пожалуй, самая известная игра, основанная на фэнтези-стимпанке.
Говоря о настольных ролевых играх, следует назвать Castle Falkenstein, разработанную компанией R. Talsorian Games и позднее адаптированную под систему GURPS. В 1994 году эта игра получила престижную премию Origin. Кроме того, к фэнтези-стимпанку можно отнести Эберрон — новую официальную вселенную Dungeons & Dragons.
Другие лики парового фэнтези: фильмы «Эдвард Руки-Ножницы», «Ван Хельсинг» и «Видок», роман «Элайзабел Крэй и Темное Братство» Криса Вудинга… Эти произведения принадлежат к разным направлениям, объединяют их лишь миры, где магия и мистика сосуществуют с альтернативной техникой.
У стимпанка есть характерные черты, признаки и «фишки», которые отличают его от других фантастических направлений. Перво-наперво — внешний стиль и атмосфера. Стимпанк — это Конан Дойль и Диккенс в мире паровых машин. Джентльмены в цилиндрах и дамы в кринолинах беспечно фланируют в паромобилях по брусчатым мостовым, которые освещены газовыми рожками. А рядом — изможденные фабричные рабочие, обитающие в гнилых трущобах и вынужденные вкалывать по 20 часов в сутки, чтобы заработать на кусок хлеба. Отсюда типичные черты раннего паропанка — подчеркнутая антиутопичность с элементами нуара и готики.
Характерный признак стимпанка — паровые технологии. Средства передвижения: дирижабль, паровоз, пароход, паробус, паромобиль, паролет — все сделано из листового металла с огромными заклепками, подчеркнуто неуклюжими рычагами и приборами управления с обилием циферблатов. Механизмы покрыты маслом и сажей, извергают дым, пар, искры, они грохочут, лязгают, свистят, а при перегреве — взрываются. Оружие: громоздкие револьверы Лефоше, массивные автоматы Томпсона и пулеметы Гатлинга, чудовищные дредноуты, артиллерийские орудия и бомбы. Информационные технологии: телеграф, пневмопочта, старомодные телефоны.
Сохранившийся фрагмент «разностной машины» Бэббиджа.
Это не значит, что в стимпанке отсутствуют точные, компактные устройства. В роли своеобразной «микроэлектроники» выступают различные механические устройства — пружины, комбинации шестеренок, валики, барабаны, цепи, гирьки. Действие стимпанковских приборов также может быть основано на сложных химических реакциях или даже электроэнергии (только тогда, когда она не применяется в двигателях, иначе это будет уже не стимпанк) — например, знаменитые устройства Теслы, о которых мы рассказывали в апреле 2005 года («МФ» №20).
В стимпанке возможен даже искусственный интеллект — продвинутые вычислительные машины Чарльза Бэббиджа («дифференциальный вычислитель», или «разностная машина»). Тот же Бэббидж спроектировал механический принтер (набивавший результат вычислений разностной машины на перфокарты) и пытался разработать универсальную «аналитическую машину» — по сути, обычный компьютер, только механический.
Типичные персонажи стимпанка — пришельцы из викторианской эпохи, точнее, современного представления о ней. Безумные ученые и инженеры, как Виктор Франкенштейн и Робур-Завоеватель… Гениальные преступники и чудовищные маньяки, подобные профессору Мориарти и Джеку-Потрошителю… Бесстрашные путешественники и первопроходцы вроде Филеаса Фогга и Алана Куотермейна… Хитроумные сыщики — Шерлок Холмс, Нат Пинкертон…
Бескомпромиссные борцы за свободу, похожие на капитана Немо… Растленные аристократы и светские хлыщи, срисованные с Дориана Грея или Джорджа Браммела… Шпионы, пролетарии, алчные капиталисты, проститутки, добропорядочные обыватели-буржуа, мальчишки-беспризорники и многие другие знаковые персонажи жизни и литературы того времени.
Чудаки-ученые — типичные персонажи стимпанка (кадр из фильма «Город потерянных детей»).
Впрочем, к стимпанку часто относят произведения, в которых паровых технологий нет вовсе. Внимание авторов акцентируется на атмосфере, внешнем антураже, подчеркнутой эстетике викторианской эпохи и нео-готики — таков «атмосферный стимпанк». Фильмы «Молодой Шерлок Холмс» и «Город потерянных детей», романы «Машина лорда Кельвина» Джеймса Блейлока и «Вервольф в Лондоне» Брайана Стейблфорда — всё это примеры атмосферного стимпанка.
Стимпанк как образ жизни
Эстетика стимпанка оказалось настолько притягательна, что привела к рождению субкультуры с появлением собственной моды, дизайна, даже музыки. Движение стимпанков, особо популярное в Японии и известное также как «нео-викторианство», объединяет эстетические принципы викторианской эпохи с пристрастием к современным технологиям.
Стимпанк-мода — синтез стилистики готов, панков и «индастриал» с некоторыми элементами викторианства. У женщин — подвязки, корсеты, юбки с рюшами. У мужчин — крупные, грубые металлические заклепки на одежде, ботинки на высоких каблуках с огромными застежками. Музыкальный стимпанк — атмосферные мелодии, заставляющие слушателя почувствовать себя в конце 19 века.
Обложка книги GURPS Steampunk.
В правилах ролевой системы GURPS (Generic Universal RolePlaying System), созданной компанией Steve Jackson Games в 1986 году, была предложена сложная классификация «панковских» миров. Создатели игры объединяют их под общим термином «таймпанк» (timepunk), который обозначает любые альтернативно-технологические миры, ориентированные на разные исторические периоды развития цивилизации.Доминирование паровой технологии в мирах таймпанка не обязательно: движительной техносилой может быть что угодно, от големов до динозавров.
Отметим: жанрами эти «панки» называть не стоит — скорее, это варианты антуража.
Стоунпанк (stonepunk) моделирует мир, стоящий на технологическом уровне каменного века. Самый яркий пример — мультсериал и фильм «Флинтстоуны», пародия на современный американский быт с переносом его в доисторические времена.
Сандалпанк (sandalpunk) изображает мир эпохи Античности, где произошел технологический анахронизм — использование невозможных в реальности научных открытий. В итоге возникает будущее, где древнегреческая или древнеримская цивилизации не разрушились, а благополучно существуют и поныне. Так, паровой двигатель, придуманный Героном Александрийским, обрел реальное воплощение, в корне изменив ход истории («Другие песни» поляка Яцека Дукая).
Миддлпанк (middlepunk) — все то же самое, но с началом века пара в Средневековье.
Клокпанк (clockpunk) вдохновляется эпохой Возрождения и Барокко. Название происходит от использования часовых механизмов, которые в клокпанке обычно заменяют паровые машины. Например, в романе Поля Макоули «Ангел Паскаля» Леонардо Да Винчи устроил индустриальную революцию на 400 лет раньше положенного срока. Другими примерами клокпанка можно считать некоторые романы из «Плоского мира» Терри Пратчетта, цикл «Эпоха безумия» Грегори Киза, комиксы Нила Геймана «1602».
Реальная либо оставшаяся только в проекте техника в ретрофутуристических вселенных может воплотиться в традициях гигантомании: огромные винтовые самолеты, трансконтинентальные дирижабли, гигантские дизельные роботы, чудовищного вида механизмы. Это ответвление ретро-футуризма известно как дизельпанк (dieselpunk). Термин появился при создании компьютерной РПГ Children of the Sun. Наиболее яркие образчики дизельпанка — аниме «Изгнанник» (см. «МФ» №18, февраль 2005) и фильм «Небесный капитан и Мир Будущего». Подробно о дизельпанке мы писали в декабре 2004 («МФ» №16).
Стимпанк и подобные ему стили относятся к эстетическому направлению ретрофутуризм (retro-futurism) — изображению миров, где по какому-то капризу истории реальная или фантастическая технология прошлого играет доминирующую роль в будущем. В одних мирах технологическое развитие принимает особо гротескный характер. Например, возникают абсолютно безумные, невозможные средства передвижения вроде космических парусников из диснеевского мультфильма «Планета сокровищ» или летающего острова из аниме «Небесный остров Лапута». К ярким образчикам ретрофутуризма относятся также цикл Филипа Рива о Живых машинах, роман Теодора Джадсона «Война Фитцпатрика», комикс Neotopia.
26.08.2017
Многобашенные танки, паровые подлодки, летающие авианосцы… Думаете, до такого только фантасты могли додуматься?
Аниме-сериал «Изгнанник».
Роботы стимпанка
В 1893 году американский профессор Арчибальд Кэмпион представил миру невероятного мех
www.mirf.ru
Стимпанк фильмы и аниме: лучшие и главные | Кино
Мы продолжаем неделю стимпанка и рассказ о главных произведениях этого жанра. В этом выпуске — фильмы, мультфильмы и мультсериалы.
Одна из первых работ великого Хаяо Миядзаки до сих пор впечатляет, причём не только картинкой, но и сюжетом, и постановкой. Какой ещё фильм начинается с того, что главная героиня падает с дирижабля? А впереди её ждут воздушные пираты во главе со смешной бабушкой-атаманшей, смертоносные, но добрые внутри роботы, погони на локомотивах и аэропланах. И, конечно, летающий город Лапута — вершина стимпанковских технологий.
В отличие от волшебного «Ходячего замка», «Лапута» — более «правильный» стимпанк. В нём совсем мало волшебства — разве что камни левитации, да и те можно при желании списать на неоткрытый минерал. Чудеса в «Лапуте» создаются руками людей, как и подобает фильму об эпохе, когда все беззаветно верили в прогресс.
Абсурдный, восхитительно странный фильм французских чудаков-режиссёров Марка Каро и Жан-Пьера Жёне. Это история о тёмном городе, где много бездомных сирот и мало надежды. Здесь орудует секта киборгов, похищающих детей, злой профессор строит безумные планы, советуясь с мозгом в колбе, а по дну моря ходит водолаз, потерявший память.
Жёне и Каро специально стилизовали фильм под работы Терри Гиллиама, особенно «Бразилию», но добавили ещё больше старомодной эстетики, ржавых труб, винтовых лестниц и непонятных механизмов. В результате получился самый необычный и атмосферный стимпанк-фильм в нашем списке. Что характерно, в нём нет никакого «викторианства», и это правильно. В конце концов, родина Жюля Верна — Франция.
Кацухиро Отомо, создатель прославленного аниме «Акира» и сценарист «Метрополиса», создал чистый и незамутнённый образец жанра. Ни слова об атмосфере, «элементах» и отдельных образцах техники. «Стимбой» включает всё, на чём стоит представление о стимпанке.
Место действия — Лондон, время — XIX век. Герои — изобретатели, создавшие исполинскую ходячую крепость и чудо-двигатель. Машины — исключительно паровые. И даже унаследованный от киберпанка социальный посыл в «Стимбое» заметен. Техника, созданная во имя науки, оказывается интереснее всего торговцам оружием. Может быть, прав безумный старик, предлагающий уничтожить это чудо прогресса.
Откуда взялся паук?
19.03.2016
Как Голливуд издевался над Человеком из Стали и как Николас Кейдж не стал Суперменом.
Западные критики разгромили этот фильм, и их можно понять. Тут и не всегда удачные шутки, и мужчина, постоянно переодевающийся в женщину, и переигрывающий главный злодей, и гигантский паук, которого заставил вписать в сценарий помешанный на пауках продюсер. Кассовый провал этого фильма (а также «Лиги выдающихся джентльменов») — одна из причин, почему в Голливуде снимают так мало стимпанка.
Но «Дикий, дикий Запад» всё равно остаётся самой смелой попыткой сделать стопроцентный стимпанковский фильм. В нём хорошо показан воображаемый мир, населённый леди, джентльменами и безумными инженерами, которые создают гигантские и чересчур сложные паровые машины. И всё это подаётся с иронией и юмором — удачных шуток в «Диком, диком Западе» всё же больше, чем неудачных.
В России аниме Хаяо Миядзаки считают образцом японской культуры, но в Японии он слывёт тем ещё «западником». Его знаменитейший «Ходячий замок», к примеру, поставлен по одноимённой книге англичанки Дианы Уинн Джонс. Но, хотя по части сюжета экранизация вышла почти точной, книга со стимпанком связана очень слабо. Это именно Миядзаки решил сделать акцент на винтажной эстетике, одежде и технике викторианской эпохи. И замок в его изображении стал больше похож на сложную машину, а не чудо волшебства.
Из сплава запада и востока, стимпанка и фэнтези родилась роскошная история о мире, где магия не просто сосуществует с техникой, а неотделима от неё. Да, «Ходячий замок» — не стопроцентный стимпанк, но его роль для жанра огромна. Тысячи людей именно благодаря ему заинтересовались ретро-фантастикой, да и аниме заодно.
Фильм чеха Карела Земана — классика стимпанка, вышедшая в те времена, когда о таком жанре и не слыхивали (1958 год!). Немудрено, ведь фильм снят по мотивам произведений Жюля Верна, откуда авторы стимпанка и позаимствовали внешний антураж XIX века, полного экзотической техники. И эта самая техника тут едва ли не в каждом кадре.
Но особенно впечатляет общий видеоряд, который стилизован отчасти под фильмы «отца» фантастического кино Жоржа Мельеса, отчасти — под книжные гравюры из первоизданий Верна. В общем, когда фильм в начале 1960-х добрался до Америки, он не зря стал номинантом «Хьюго». А недавно писатель и критик Джон Райт окрестил ленту Земана «Святым Граалем стимпанка».
Авторы стимпанка любят полёты, но нигде им не уделяется столько внимания, сколько в сериале «Последний изгнанник». Всё интересное здесь происходит на гигантских летающих авианосцах, бороздящих небесные океаны. Воздушные битвы в «Изгнаннике» ведутся по строго регламентированным правилам и напоминают морские бои XVIII века: корабли сходятся бортами и обмениваются выстрелами. И даже ружья у солдат — на паровой пневматике. Основное средство передвижения в «Изгнаннике» — не дирижабли, а «ваншипы», «корабли-микроавтобусы», чем-то похожие на самолёты времён Первой мировой. На них воюют, на них путешествуют, ну а главные герои, Клаус Барка и Лави Хэд, даже участвуют в гонках ваншипов.
Но главное в «Изгнаннике» не техника, а герои — лётчики, механики и капитаны воздушных флотов. Аниме буквально переполнено романтикой авиации и любовью к небу.
Этому диснеевскому мультфильму не повезло в прокате. Он вышел в эпоху, когда рисованная анимация на Западе начала уступать место компьютерной и подобные проекты, даже созданные студией Disney, перестали окупаться. Но сам мультфильм этого не заслужил. Это очень детальная и увлекательная смесь традиционной сказки про Атлантиду и «жюльверновской» фантастики об исследователях и необычной технике в духе XIX века. А её в мультфильме предостаточно: тут и подлодка странной конструкции, и «машина-крот» для копания тоннелей… Для полного воплощения фантазий Верна не хватает только вертолёта-гиганта и полёта из пушки на Луну.
К слову, прекрасная немка Хельга из «Атлантиды» вошла в топ самых сексуальных мультяшек по мнению пользователей форума МирФ.ру.
«Лига» — это прежде всего отличный комикс Алана Мура (о котором мы расскажем отдельно), а уже потом его не столь удачная экранизация. Сценаристы упростили историю Мура до обычного супергеройского кино. Только вместо парней в трико мир губят и спасают персонажи приключенческих романов XIX века. Мур объединил их в знак уважения эпохе, а фильм превратил его идею в типичный «мэшап» вроде «Ван Хельсинга» и «Страшных сказок».
И всё же «Лига» — один из главных фильмов стимпанка. Всплывающий из океанской пучины «Наутилус» выглядит величественно, а Шон Коннери весьма хорош в своей последней роли — пожилого Алана Куотермейна.
Это необычное аниме соединяет эстетику стимпанка, сюжет в духе
киберпанка и антиутопический мир. «Метрополис» назван в честь клас-
сического немого фильма Фрица Ланга, но позаимствовал у него только
образ гигантского города и тему революции. Сам сценарий, написанный
Кацухиро Отомо, полностью оригинален. Он рассказывает о ретрофуту-
ристическом городе, в котором богачи жестоко эксплуатируют роботов и бедняков. Традиционная для киберпанка тема восстания машин переплетается с темой революции вообще и смотрится совершенно иначе, когда мятежники одеты почти как рабочие в царской России.
«Метрополис» необычен ещё и тем, что с виду мало похож на аниме. Стиль, в котором поработал режиссёр Ринтаро, типичен скорее для европейской анимации.
В отличие от стимпанка, дизельпанк и прочие «таймпанки» — не сложившиеся литературные жанры, а просто идеи для воображаемых миров (к слову, почти все эти «панки» выдумал Уильям Стоддард, один из создателей настольной ролевой системы GURPS). Книги, созданные с прицелом на «правила» дизельпанка, можно пересчитать по пальцам. А широко известных фильмов и вовсе два: «Железное небо» (с натяжкой) и главный фильм дизельпанка — «Небесный капитан». Хотя формально он не «паровой», не упомянуть его нельзя.
От стимпанка картину отделяет более поздняя мода и чуть более современные машины. Но в целом это та же ретро-фантастика, обыгрывающая любимые темы писателей начала XX века. Безумные учёные, желающие уничтожить мир, гигантские роботы и странные летательные аппараты — это, пожалуй, уже не Жюль Верн, но ещё Александр Беляев.
Если вы продвинутый знаток стимпанка и всё перечисленное смотрели не раз, обратите внимание на мультфильмы, малоизвестные в наших краях: аниме-сериал «Паровые детективы» (1998) и французский мультфильм «Аврил и поддельный мир» (2015).
Также достойны упоминания вещи, которые к чистому стимпанку не относятся, но близки к нему, что называется, по духу:
- «Путешествие в машине времени» (1979)
- «Метрополис» (2001)
- «Золотой компас» (2007)
- «Стальной алхимик» (2009–2010)
- «Опочтарение» (2010)
- «Хранитель времени» (2011)
- «Легенда о Корре» (2012—2014)
Больше стимпанка богу стимпанка!
11.04.2016
Всё лучшее, что написано о дирижаблях, паровозах, леди и джентльменах.
12.04.2016
Капитан Немо, Никола Тесла, доктор Джекилл и девушка с паровой рукой.
13.04.2016
Стимпанк — не музыкальный стиль. Но он объединяет множество отличных музыкантов, которые вдохновляет романтика парового века.
14.04.2016
От стратегий и старых RPG до плутовских симуляторов и интерактивного кино. А также немного дизельпанка.
15.04.2016
Пять ярких и разнообразных настолок, использующий различные элементы стимпанковской атрибутики.
www.mirf.ru
Стимпанк: будущее из прошлого | Журнал Ярмарки Мастеров
В последние годы хендмейд-сообщество всё чаще и с большим энтузиазмом произносит незнакомый доселе термин: стимпанк. Называют этим загадочным словом самые разные вещи: украшения с часовыми механизмами и старомодными завитушками, кожаные аксессуары с обилием металлической фурнитуры, модные светильники из сантехнических труб с абажурами из бутылок от алкогольных напитков… Но давайте разберёмся, откуда же растут ноги у этого стиля, и чем он замечателен?
Начнём с начала. Стимпанк — это стиль фантастики, изображающий цивилизацию, пошедшую по пути развития технологий XIX-начала XX века: паровые машины, сложная механика, простая электрика и магнетизм, химические реакции, а то и вовсе невиданные двигатели, которыми грезили фантасты той эпохи: Жюль Верн, Герберт Уэллс, Алексей Толстой, Александр Беляев, Говард Лавкрафт, Эдгар Берроуз, и другие, менее известные авторы.
При этом не нужно путать, стимпанк — стиль современный, и описывает не просто мир XIX века, но его фантастическое преломление, и, соответственно, пишут в нём авторы только последние 20-30 лет. Впрочем, он успел собрать свою доску почёта: Филип Пуллман (трилогия «Тёмные начала»), Чайна Мьёвилль (серия книг про Нью-Кробюзон), Скотт Вестерфельд (серия книг «Левиафан», «Бегемот», «Голиаф»), Пол Ди Филиппо (сборник «Стимпанк»), да и российский автор Вадим Панов с его серией «Герметикон», вкупе с рядом менее известных авторов, давно встали на полки поклонников стимпанка.
За литературой последовали фантастические фильмы и мультфильмы: Город потерянных детей, Дикий Дикий Вест, Ван Хельсинг, Лига выдающихся джентльменов, аниме Стимбой и Last Exile, а затем и компьютерные игры: Arcanum: of steamworks and magic obscura, Bioshock Infinite, Dishonored, квесты Машинариум, Сибирь.
Но наибольшую востребованность стимпанк приобрёл среди художников и мастеров, делающих самые разные красивые вещи: скульптуры, интерьерные предметы, аксессуары и авторскую одежду, украшения и компьютерные устройства, и прочие авторские изыски.
Аксессуары стимпанка сделаны чаще всего из натуральной кожи с металлическими деталями, изображающими антикварные устройства:
Интерьерные предметы в стимпанке напоминают фантастическое лабораторное оборудование или приборы, стоящие в особняках богатых и знатных персон:
Герои стимпанк-вселенных — авантюристы, гениальные безумцы, учёные, художники, путешественники и авиаторы:
Скульптура в стиле стимпанк часто изображает смешение живых форм и изящной механики:
Типичный для стимпанка пейзаж: город раннеиндустриальной эпохи, наполненный фантастическими транспортными средствами и различными машинами.
Ну а подробнее о разных областях стимпанка я расскажу в следующих статьях. Если вам понавилась статья, пожалуйста, ставьте лайки, комментируйте, делитесь с друзьями!
www.livemaster.ru
Как жить в стиле стимпанк — www.maximonline.ru
Менять профессию не советуем: заработать наукой и путешествиями, этими уважаемыми среди стимпанков занятиями, было сложно уже во времена Крузенштерна и Эдисона. Но есть много захватывающих и странных хобби, вместе с которыми твоя клепаная кожаная жилетка, цилиндр и твидовые бриджи составят гармоничный стимпанковский ансамбль.
Бихевиоризм.В конце XIX века людей изучали уже не только разрезая на куски, как в эпоху Возрождения, но и живых тоже. Сознание тогда считали машиной, где стимул — рычаг управления. Сейчас бихевиоризм не так актуален, но никто не мешает тебе цитировать Скиннера и изучать условные рефлексы коллег на приход налоговой.
Археология.Тут и путешествия, и исследования, и ботинки пригодятся. Можно заняться банальным кладоискательством, но, если уж ты влился в полуфантастический стимпанк, выбирай и увлечение под стать. Например, поиск неизвестных палеоцивилизаций.
Инженерия.Все механическое и аналоговое сочетается со стимпанком. А конструировать часы, ретровелосипеды или бронзовые мастурбаторы на паровом ходу — это стимпанк-хобби, на котором можно еще и заработать.
Стим-арт.Куклы из запчастей к локомотиву, роспись машинным маслом по винтажной ржавчине — все это входит в моду и считается нынче вполне мужской разновидностью творческого помешательства.
Где жить
Квартира в стиле стимпанк может находиться хоть в хрущевке с видом на скотобойню. Хотя идеально — лофт в бывшей фабрике. Главное — материалы и детали. Стимпанк похож на хай-тек, который пролежал полвека в пруду. Много кирпича, дерева и металла, но все должно быть темным и потрескавшимся.
Цвета — темно-коричневый и бронзовый. Двери можно обить листовым железом с заклепками, под потолок повесить вентилятор, стены и потолок обшить мореным деревом, а трубы в ванной сделать медными. Украсить все частями паровых котлов, шестеренками, колбами и чертежами в рамках, подавать при свечах.
Куда ездить
В Лондон.В 2008 году там соорудили Трансатлантический телектроскоп — электронный телескоп, оформленный в духе стимпанка. Один его двухметровый объектив находится в лондонском Сити-холле, другой — в Нью-Йорке. Через оптическую систему и кабель на дне океана англичане и американцы могут помахать друг другу рукой.
В Румынию.Там в городе Клуж-Напока открылся первый в мире динамический стимпанк-бар с движущимися механическими цветами и птицами, огромным часовым механизмом и одним небольшим роботом. Аналитики считают, что местным вампирам и оборотням теперь никак не сохранить свою долю рынка.
Куда угодно.После первого крупного стимпанк-фестиваля — STEAMfest 2010 — в Джорджии его аналоги появляются каждый год в разных частях света. Один даже проходил в Петергофе. Даты и явки обычно появляются на сайтах steampunkworldsfair.com, steampunkfestival.co.uk и в группе Steampunk Tendencies на «Фейсбуке».
Чем хвастаться
www.maximonline.ru
8.523 (415 657) IMDb: 8.501 099 230 8.433 (231 500) IMDb: 8.60579 678 8.279 (173 306) IMDb: 8.20292 858 8.270 (169 005) IMDb: 8.00399 197 8.243 (35 996) IMDb: 8.00132 237 8.216 (16 689) IMDb: 8.6056 924 8.112 (37 477) IMDb: 8.10132 432 |
www.kinopoisk.ru
Стимпанк-стиль. Часть первая. | Журнал Ярмарки Мастеров
в статье приведено описание стиля и подобраны фотографии и картинки для вдохновения..краткие описания стиля взято из энциклопедий.
Стимпанк (или паропанк) — направление научной фантастики, моделирующее цивилизацию, в совершенстве освоившую механику и технологии паровых машин. Как правило, стимпанк подразумевает альтернативный вариант развития человечества с выраженной общей стилизацией под эпоху викторианской Англии (вторая половина XIX века) и эпоху раннего капитализма с характерным городским пейзажем и контрастным социальным расслоением.
Элементы стимпанковой стилистики — «старинные» автомобили, локомотивы, телефоны и т. п., анахронически вписанные в более (или менее) «старинный» антураж, летающие корабли-дирижабли.
Большое влияние на создание произведений в жанре стимпанк оказала (и продолжают оказывать) научно-фантастическая литература XIX века. Это, в частности, работы Жюля Верна, Герберта Уэллса, Марка Твена и Мэри Шелли.
Стимпанк украшения.
Украшения в стиле Стимпанк, это украшения с разнообразными металлическими деталями, частями механизмов, с бронзовыми и медными элементами.
Искусство и дизайн.
Наличие у стимпанка специфической художественной формы привело к появлению в мировой культуре определённого стимпанк-стиля. К его проявлениям можно отнести всевозможные моддинги и редизайн современных предметов быта «под стиль стимпанка», специфические аксессуары и украшения, изобилующие рычагами, вентилями и шестернями и отделанными соответствующими материалами (такими, как блестящая медь, полированное дерево и кожа), некоторых элементов одежды, являющих собой, главным образом, стилизации на тему викторианской эпохи (характерным аксессуаром являются защитные очки — «гогглы» различного вида и формы). Целью такого редизайна является применение и элементов дизайна и мастерства викторианской эпохи.
Периодически в разных странах проводятся мероприятия, посвящённые стилю стимпанк. К примеру, летом 2010 года в Avondale Estates (штат Атланта, США) прошёл общеамериканский фестиваль STEAMfest 2010. На специализированных веб-сайтах периодически появляется информация о мероприятиях в стиле стимпанк, проводящихся в разных частях света.
Художественная группа Kinetic Steam Works изготовила рабочий паровой двигатель и продемонстрировала его на фестивале Burning Man в 2006 и 2007 годах. Основатель группы Шон Орландо создал экспозицию «Steampunk Tree House» (англ. Стимпанк-дом на дереве), при этом активно сотрудничая с группой людей, которые позже образовали художественную группу Five Ton Crane Arts Group.
А вот и этот дом…
Творения последней также демонстрировались на нескольких фестивалях. Стимпанк-дом постоянно установлен в Dogfish Head Craft Brewery (Милтон, штат Делавэр).
С октября 2009 по февраль 2010 года в Музее истории науки в Оксфорде состоялась первая крупномасштабная выставка стимпанк-искусства. На выставке были продемонстрированы работы восемнадцати стимпанк-художников со всего мира. Многие экспонаты представляли обычные предметы обихода, переделанные соответствующим образом. Выставка оказалась весьма успешной, собрав более 80000 посетителей.
www.livemaster.ru