Гостиница метрополь википедия: Метрополь 115 лет

Содержание

Метрополь 115 лет

Открывший в начале 1905 года «Метрополь» обеспечен всеми достижениями цивилизации — электрическим светом, горячей водой, телефонами в номерах, лифтами; грандиозный ресторан может принимать до двух тысяч гостей одновременно.

К январю 1905 года отделочные работы заканчиваются, и оснащенная по высшему разряду — электричеством, телефонной связью, горячей водой и лифтами — гостиница начинает принимать гостей.
Особой популярностью пользуется ресторан, кухней которого заведует француз Эдуард Ниньон: в общем зале и кабинетах гуляют Рябушинские, Морозовы, Стахеевы, отъезд Дягилева заграницу и юбилей «Золотого руна» отмечаются банкетами, о которых долго говорит Москва, в «Зимнем саду» отеля ставятся столы для сотен гостей и устраиваются самые шумные праздники в городе.

Годы Первой мировой
Начавшаяся в 1914 году Первая мировая война изменила жизнь Москвы. Меняется и «Метрополь»: один из этажей отеля отдается под госпиталь, в ресторане вместе со счетом теперь приносят кружку для сбора средств в помощь армии.

Впрочем, «Метрополь» не перестает быть светским центром Москвы: розничная торговля алкоголем находится под запретом, а в ресторане отеля, к тому времени ставшего собственностью консорциума виноторговцев, шампанское и коньяк не переводятся.

1917 – ГОД РЕВОЛЮЦИОННЫХ ПОТРЯСЕНИЙ.

В дни Октябрьской революции юнкера, верные Временному правительству, превращают «Метрополь» в настоящую крепость. Силы не равны, и через несколько дней, оставив гостиницу с выбитыми окнами и пробоинами от прямых попаданий орудийных снарядов, юнкера отступают.

В дни Октябрьского переворота «Метрополь» становится одним из центров сопротивления большевикам — забаррикадировавшиеся в отеле юнкера почти неделю обороняют подходы к городской думе и Красной площади от наступающих отрядов Красной гвардии, и лишь применение артиллерии заставляет верные Временному правительству войска покинуть здание. Оставленная гостиница кажется погибшей — большинство стекол выбито, майолики повреждены, стены испещрены отметинами от пуль, однако, «Метрополь» продолжает жить — номера, окна которых забиты досками, по-прежнему заняты постояльцами, кухня каким-то чудом все еще работает, в ресторане подают ужин.

Обстрел здания гостиницы артиллерией произвел огромное впечатление на очевидцев. Один из участников событий вспоминал: «Картина была ужасающая. Снаряды то и дело ударялись о стены гостиницы, рвались с неимоверным треском. Со стен на тротуар летел кирпич, железо, стекло. Точно в какой-то гигантской ступе кто-то дробил сильно звенящий предмет».
Интересно, что в разгар боев в гостинице жили мирные люди, неожиданно оказавшиеся в изоляции под шквальным огнем. Среди попавших в переплет был будущий основатель независимой Чехословакии Томаш Масарик. Вот как он вспоминает эти события: «Я … оказался в известной гостинице «Метрополь», из которой юнкера сделали на скорую руку крепость, я прожил в ней 6 тяжелых дней под большевистской осадой. Когда в последний день юнкера незаметно ушли, а на другой день большевики взяли гостиницу-крепость (гостиница была действительно солидно построена, с толстыми стенами), то я был избран парламентером от иностранцев, а от русских был выбран поляк, так как русские побаивались этой функции».

👉Гостиница «Метрополь»: история и фото.

С 1830-х годов на Театральной площади стояла трехэтажная гостиница с банями купца Челышева.

Путеводитель по архитектурным стилям

В 1890-х промышленник и меценат Савва Мамонтов купил этот участок для строительства культурно-досугового центра с гостиницей, ресторанами, театром, художественными галереями, помещением для спортивных соревнований. В конкурсе победили проекты Л.В. Кекушева и Н.Л. Шевякова, но Савва Мамонтов отдал предпочтение занявшему четвертое место Вильяму Валькоту. Строить начали сразу же.

Проект предполагал не снос старой гостиницы, а ее перестройку и объединение общим фасадом с новыми корпусами. Реализовать идею не удалось: Савву Мамонтова арестовали по обвинению в растратах. Хотя суд его оправдал, предприниматель был разорен, а его имущество (в том числе и будущий «Метрополь») пошло на погашение долгов.

Новые владельцы пригласили Льва Кекушева. Архитектор изменил проект Валькота. Например, центральный зал со стеклянным атриумом из театрального зала на 3 000 зрителей превратился в ресторан.

В 1901 году в гостинице произошел пожар. Он уничтожил интерьеры и повредил почти завершенное здание. Поэтому отель «Метрополь» открылся лишь в 1905. Для своего времени он стал уникальным по размерам, комфортабельности и отделке гостиничным комплексом на 400 номеров, из которых ни один не повторялся. В номерах «Метрополя» были наполняемые льдом холодильники, телефоны и горячая вода. Для начала XX века это было диковинкой. А в 1906 году при отеле открылся первый в Москве двухзальный кинотеатр под названием «Театр Модерн».

Современники назвали гостиницу «Вавилонской башней XX века» из-за главного украшения фасада — панно А. Головина «Времена года», «Жажда», «Поклонение божеству», «Поклонение природе» и майоликовому панно М.А. Врубеля «Принцесса Греза».

Как читать фасады: шпаргалка по архитектурным элементам

При создании «Метрополя» Савва Мамонтов особое внимание уделял художественному оформлению здания. Он хотел использовать фасады для рекламы произведений нового направления в искусстве. Это было одной из причин выбора проекта Валькота — он больше подходил для художественного дополнения.

Панно для гостиницы «Метрополь» делали в Абрамцево. «Принцессу Грезу» создали по мотивам драмы в стихах Эдмона Ростана. По сюжету, трубадур Жоффруа Рюдель полюбил заморскую принцессу, которую никогда не видел. Пораженный рассказами о ее красоте и великодушии, он нанял корабль и отправился к возлюбленной. В дороге трубадур заболел, и к принцессе его привезли в беспамятстве. Когда принцесса обняла несчастного, он на миг пришел в себя — и умер у нее на руках. Она же отказалась от мирской жизни и стала монахиней.

На русской сцене пьесу впервые поставили в январе 1896 года в Санкт-Петербурге. Романтическая история полюбилась публике, и тогда появился вальс «Принцесса Греза», духи и шоколад с таким названием.

Витте заказал Врубелю два живописных панно для нижегородской художественно-промышленной выставки. Одно из них Врубель выполнил на сюжет пьесы Ростана, второе — «Микула Селянинович» — на былинный сюжет. Витте показал эскизы императору. Николай их одобрил, и Врубель отправился в Нижний. Когда холсты были готовы, стало понятно, что они слишком смелые для своего времени. Комиссия во главе с графом Иваном Ивановичем Толстым осмотрела панно и приказала снять их.

Тогда Савва Мамонтов решил демонстрировать холсты в отдельном павильоне. Но эта затея завершилась провалом: несмотря на положительную оценку критиков, публика отнеслась к работам Врубеля враждебно.

А при разработке проекта гостиницы «Метрополь» Мамонтов решил повторить «Принцессу Грезу» в керамике. С тех пор творение Врубеля с умирающим юношей и склонившейся над ним принцессой доступно всем.

Во время уличных боев в Москве 25 октября-2 ноября 1917 года гостиница оказалась в центре сопротивления большевикам. Ее заняли отряды юнкеров. Бои за «Метрополь» шли 6 дней.

В 1918 году сразу после переезда советского правительства в Москву отель превратился во Второй Дом Советов (Первым Домом Советов была гостиница Националь»). Здесь до 1919 года в переоборудованном помещении ресторана проходили заседания ВЦИК.

Здание гостиницы «Метрополь» опоясывает майоликовая надпись Фридриха Ницше: «Опять старая истина, когда выстроишь дом, то замечаешь, что научился кое-чему». В советское время ее заменили на слова Ленина: «Только диктатура пролетариата в состоянии освободить человечество от гнета капитала». Первоначальная надпись видна сегодня только частично.

В конце 1920-х «Метрополю» вернули статус гостиницы.

Говорят, что… …панно «Принцесса Греза» хранилось среди декораций Мамонтовской оперы и оттуда попало в Большой театр. В 1950-х за зданием театра стояла хозяйственная пристройка. Перед Фестивалем молодежи ее решили сломать. Когда сарайчик разбирали, там нашли много театрального хлама. На самом дне валялся огромный грязный скомканный холст. Никто не знал, что это. Когда на холсте увидели подпись Врубеля, о находке сообщили в Третьяковскую галерею. Реставраторы и научные сотрудники прибыли, чтобы изучить холст. Для этого пришлось перекрыть движение перед Большим театром. А когда панно расстелили, на фасаде гостиницы «Метрополь» увидели его двойника — майоликовую мозаику. Так нашли оригинал «Принцессы Грезы». И сейчас панно с нижегородской выставки можно увидеть в зале Врубеля в Третьяковской галерее
.
…в 1993 году Майкл Джексон, приехавший на гастроли в Москву, попросил администрацию «Метрополя» продать ему старинный бронзовый светильник с медведем из его номера.
Гостиница «Метрополь» на фотографиях разных лет:
А что можете добавить вы?

Гостиница Метрополь — Театральный проезд 2 (история)

Еще с 1830-х годов на месте, где стоит сегодня гостиница «Метрополь», по адресу Театральный проезд, 2, стояло подобное же заведение с банями, принадлежавшее купцу Челышеву (промеж себя москвичи именовали ее «Челыши»). Проект старого здания выполнил архитектор Осип Иванович Бове.

В 90-е годы этого же столетия саму гостиницу и прилегающие к ней участки выкупает крупный промышленник и известный меценат Савва Иванович Мамонтов для воплощения своей идей по устройству здесь грандиозного по тем временами культурно-досугового центра.

Новый комплекс должен был объединить под единой крышей современную гостиницу, рестораны, художественные галереи, площадку для театральных постановок и даже зал для проведения спортивных соревнований.

Фото 1. Гостиница Метрополь в городе Москве

В 1899 году был объявлен конкурс архитектурных проектов. Победителями стали Лев Николаевич Кекушев и Николай Львович Шевяков, о чем и объявило специальное жюри. Однако, для строительства выбрали проект Вильяма Валькота, который занял лишь четвертое место. Решение принималось лично Саввой Мамонтовым. 

Деньги имелись, а потому и строительство нового здания началось незамедлительно. Стоит отметить, что по намеченному плану снос бывшей гостиницы авторства Бове не предусматривался, требовалась лишь радикальная внутренняя перепланировка и объединение в общий фасад прежнего дома с новыми строениями.

Но задуманному не дано было осуществиться. В год начала строительства Савву Ивановича арестовывают и предъявляют обвинение в неких крупных растратах. Действительно ли за Мамонтовым был такой грех, или нет, но суд его оправдал. Издержки, связанные с процессом, разорили предпринимателя и все его имущество, включая и недостроенную гостиницу «Метрополь», пошло с молотка.

Фото 2. Пятизвездночный отель расположен в Театральном проезде, 2

Новые владельцы меняют планы на будущее всего комплекса и приглашаю для сотрудничества архитекторов Кекушева и Шевякова, которые вносят в проек Вальконта существенные изменения.

Так, центральный зал, который был выполнен в виде атриума с завершением из стеклянного купола и предполагавший устройство там театрального зала на 3000 мест, был переоборудован под размещение ресторана.

Осуществлял непосредственное руководство строительством гостиницы «Метрополь» на первоначальном этапе архитектор Владимир Васильевич Воейков.

В 1901 году на строительной площадке произошел сильнейший пожар, в одночасье уничтоживший не только внутренние интерьеры, но и серьезно повредивший стены самого здания.

Вновь пришлось менять проект строительства комплекса, включив в него новые перепланировки. Работу поручили архитектору Стефану Петровичу Галензовскому. Работы проводились под присмотром другого зодчего — Павла Павловича Висневского.

Фото 3. Майоликовые панно украшают фасады отеля «Метрополь»

В 1905 году гостиница «Метрополь» была торжественно открыта. Для того времени это был уникальный во всех отношениях гостиничный комплекс. Первых посетителей поражали его размеры, комфортабельность и внутренняя отделка.

Всего здесь было устроено 400 номеров для проживания, причем, повторяющих друг друга своими интерьерами и оформлением не было. В каждом установили наполняемые заготовленным льдом холодильники, телефон и обеспечили подачу горячей воды, что тогда действительно было в диковинку.

В 1906 году в этих стенах открылся первый в городе Москве двухзальный синематограф под вывеской «Театр «Модерн»».

Архитектурно-художественное оформление отеля «Метрополь»

Гостиница «Метрополь» по праву принадлежит к числу ярких архитектурных памятников Москвы, построенных в стиле модерн. Над его воплощением, помимо вышеперечисленных московских зодчих, трудилась целая плеяда признанных архитекторов, среди которых были Сергей Сергеевич Шуцман, Мариан Марианович Перетяткович, Иван Андреевич Герман, Адольф Эрнестович Эрихсон, Виктор Александрович Веснин, Иван Владиславович Жолтовский. Есть предположение, что свой вклад внес и Федор Осипович Шехтель.

Росписи и внутренний декор исполнялись по рисунками и эскизным наброскам художников Виктора Михайловича Васнецова и Константина Алексеевича Коровина.

Стоит заметить, что если оформление фасадов было исполнено в единой концепции, то внутренним интерьерам был свойственен некий полистилизм: внутри можно было увидеть оформление и в духе неоклассицизма, и в псевдорусском стиле.

Фасаду здания «Метрополя» присуща строгость линий. Наряду с характерными для стиля модерн приемами можно разглядеть элементы псевдоготики, которые представлены всевозможными башенками и пинаклями.

Цокольный этаж спланирован в формах аркады и облицован красным, с приглушенными тонами, гранитом. Верхние этажи гостиничного комплекса гладко оштукатурены. Этот контраст в оформлении уровней придает массивному зданию некоторую воздушность.

Протяженные фасады, для лучшего зрительного восприятия, продуманно разделили на составляющие. Вертикальное членение провели с использованием многочисленных выступов, а также ризалитов и эркеров. Горизонтальную составляющую представляет протянувшаяся по всему центральному фасаду лента балконов с ажурными решетками, которые выполнили по рисункам архитектора Перетятковича.

Еще Савва Мамонтов задумал использовать фасады здания гостиницы «Метрополь» как полотно для художественных произведений нового направления в этом искусстве — символизма и модерна, которые сам очень ценил. Именно поэтому им и был избран первоначальный проект Вальконта, который больше подходил для задуманного художественного дополнения.

Желание Мамонтова осуществилось, и сегодня фасады уже невозможно представить без майоликовых панно, изготовленных в Абрамцевской керамической мастерской: «Принцесса Грёза» по картине Михаила Александровича Врубеля; «Жажда», «Поклонение природе» и «Поклонение божеству» по эскизам художников Александра Яковлевича Головина и Сергея Васильевича Чехонина. Скульптурный фриз под названием «Времена года», который опоясывает все здание, исполнил скульптор Николай Андреевич Андреев.

Не зря современники воспринимали «Метрополь» как воплощенный манифест новейшего искусства.

Некоторые изменения в декор фасада здания были внесены при большевиках. Так, первоначальное оформление включало в себя опоясывающую все здание майоликовую надпись со словами Фридриха Ницше: «Опять старая истина, когда выстроишь дом, то замечаешь, что научился кое-чему». При Советах добавили со стороны Площади Революции высказывание Ленина: «Только диктатура пролетариата в состоянии освободить человечество от гнета капитала». Причем, к настоящему времени ленинские слова сохранились полностью, а фраза немецкого мыслителя лишь частично.

Фото 4. Памятные доски на стенах гостиничного комплекса

Метрополь в годы советской власти и до настоящего времени

Во время Октябрьских событий 1917 года гостиница «Метрополь» стала местом ожесточенных боев между юнкерами, находившимися в этих стенах, и вооруженными большевиками. Противостояние с применением артиллерии длилось около недели. Руководил штурмовавшими будущий крупный военачальник эпохи Гражданской войны Михаил Васильевич Фрунзе.

После переезда высшего руководства молодой республики в Москву, здание превратили в резиденцию советского правительства, переименовав гостиницу во «Второй Дом Советов» (первой по счету стала гостиница «Националь»).

Заседания ВЦИК проводились в переоборудованном для этих целей ресторане вплоть до 1919 года. В заседаниях регулярно участвовали Владимир Ильич Ленин и Лев Давидович Троцкий. Приемная Якова Михайловича Свердлова размещалась на втором этаже. В гостиничных номерах проживали Георгий Васильевич Чичерин, Николай Иванович Бухарин, Владимир Александрович Антонов-Овсеенко.

В конце 20-х годов прошлого столетия «Метрополь» вновь стал гостиницей мирового уровня. В разные годы здесь останавливались Бернард Шоу, Мао Цзэдун, Джон Стейнбек, Бертольд Брехт, Марлен Дитрих и многие другие. Среди соотечественников были такие знаменитости, как Сергей Сергеевич Прокофьев и Александр Иванович Куприн.

В 1986 году в гостинице начались реставрационные работы, а также реконструкция, которые были завершены лишь к 1991 году. Тогда были восстановлены изначальный облик фасадов, стенные росписи во внутренних помещениях и многие элементы декора.

После открытия 5 декабря этого же года специальная международная комиссия по праву присвоила гостинице «Метрополь» высшую категорию — «5 звезд».

Далее история отеля была связана с именами Жака Ширака, Первеза Мушарафа, Ху Цзинтао, Джорджо Армани, Элтона Джона, Пьера Кардена, Майкла Джексона, Монтсерат Кабалье, Хулио Иглесиаса, Пласидо Доминго, Люка Бессона, Фрэнсиса Форда Копполы, Катрин Денев, Шерон Стоун, Анни Жирардо и многих других.

Помнят эти стены и чествование пары Галины Павловны Вишневской и  Мстислава Леопольдовича Ростроповича, которые в ресторане гостиницы «Метрополь» праздновали свою золотую свадьбу. Среди приглашенных были принцессы Испании и Голландии — София и Беатрикс, супруга французского президента Бернадетт Ширак, а также Борис Ельцин с супругой. Здесь же Мстислав Леопольдович отпраздновал свой 80-летний юбилей в марте 2007 года.

Такова история гостиницы «Метрополь», которая уже более века является одним из лучших отелей международного класса в городе Москве.

Официальный сайт гостиницы «Метрополь»: http://www.metropol-moscow.ru/

Адрес гостиницы «Метрополь»: Москва, Театральная площадь, дом 1/4.

Познавательное видео о гостинице «Метрополь»

Из видео о гостинице «Метрополь» вы узнаете и увидите:

  • об инициаторе строительства Савве Мамонтове
  • о возникавших трудностях при возведении этого комплекса
  • увидите богатое и поразительно оформленное внутренне убранство
  • узнаете об истории «Метрополя» с начала его функционирования
  • услышите рассказы о знаменитых постояльцах отеля
  • узнаете об авторах и исполнителях проекта и о многом другом

«Город на память». 236. Гостиница «Метрополь»

25 апреля 2016 года
Фотопроект «Город на память». 236. Гостиница «Метрополь»

Отель «Метрополь», построенный в стиле модерн по проекту архитектора Вильяма Валькота, принял первых постояльцев 5 марта 1905 года. Гостиница была оснащёна всеми техническими новинками начала века — электричеством, телефонной связью, холодильниками и лифтами. По замыслу Саввы Мамонтова, который начинал строить «Метрополь», при создании гостиницы особое внимание должно было уделяться художественному оформлению здания.

Смотрите старые фотографии: Гостиница Челышева. 1895-1898 гг.: https://pastvu.com/p/13476

На месте, где сейчас находится «Метрополь», с 1830-х годов располагалась трёхэтажная гостиница с банями купца Челышева, построенная по проекту Осипа Бове. В 1890-х годах промышленник Савва Мамонтов выкупил гостиницу и прилегающие участки земли для реализации своей задумки. Говоря современным языком, инвестор (Северное домостроительное общество) планировал возвести грандиозный культурно-досуговый центр с гостиничным комплексом, ресторанами, театром для постановок Частной оперы Мамонтова, художественными галереями, помещением для проведения спортивных состязаний. Конкурс на лучший проект комплекса, проводившийся в 1899 году, выиграли архитекторы Лев Кекушев и Николай Шевяков, однако Савва Мамонтов отдал предпочтение проекту Вильяма Валькота, занявшему четвёртое место.

Интересно, будут ли горожане спустя сотню лет интересоваться авторами проектов стеклянно-бетонных новоделов, которыми оказалась утыкана лужковско-собянинская Москва? А вот «Метрополь» по праву считается одним из самых ярких столичных историко-архитектурных памятников. Над созданием гостиницы трудилась целая плеяда талантливых архитекторов и художников, включая Васнецова и Коровина, по чьим эскизам выполнена роспись и созданы элементы внутреннего декора.

Строительство началось без промедлений. Проектом предусматривался не снос старой гостиницы, а её радикальная реконструкция с объединением общим фасадом с новыми корпусами. Реализовать свой замысел Мамонтову было не суждено: в том же году его арестовали по обвинению в крупных растратах. Суд полностью оправдал Савву Мамонтова, однако предприниматель был разорён, а его имущество (в том числе и начавшаяся стройка «Метрополя») ушло на погашение долгов.

Новые владельцы пригласили архитекторов Льва Кекушева и Николая Шевякова в качестве соавторов гостиничного комплекса и в проект Валькота были внесены существенные изменения. В частности, центральный зал комплекса, решённый в виде перекрытого стеклянным куполом атриума и планировавшийся как театральный зал вместимостью 3000 зрителей, был переделан под ресторан. Коррективы в планы строительства внёс и пожар 1901 года.

Смотрите старые фотографии: Гостиница после пожара. 1901 год: https://pastvu.com/p/57729

Как писали газеты 6 марта 1905 года, «Вчера петербургское общество страхований открыло свою гостиницу «Метрополь», на Театральной площади. Гостиница «Метрополь» сдана петербургским обществом страхования трем хорошо известным московским метр-д-отелям, гг. Берн, Иванову и Капута, которые поведут все дело за свой страх и риск».

Смотрите старые фотографии: «Метрополь». 1905-1915 гг.: https://pastvu.com/p/7335

Смотрите старые фотографии: Лифт и зал для корреспонденции. 1905 год: https://pastvu.com/p/40631

Смотрите старые фотографии: Зал ресторана. 1905-1910 гг.: https://pastvu.com/p/48767

Смотрите старые фотографии: Литерный номер. 1905-1910 гг.: https://pastvu.com/p/48732

Архитектурный облик «Метрополя» отличается строгостью линий. Сквозь характерные для модерна приёмы проглядывают элементы псевдоготики (башенки, пинакли). Цокольный этаж, облицованный красным гранитом и решённый в формах аркады, контрастирует с оштукатуренными гладкими верхними этажами, придавая массивному сооружению воздушность. Для визуального облегчения протяжённых фасадов использовано тщательно проработанное членение как по вертикали — многочисленными выступами, в том числе ризалитами и эркерами, так и по горизонтали — ажурной лентой решётки балконов, охватывающих весь центральный фасад.

Скульптурный фриз «Времена года» по периметру фасада выполнил Николай Андреев.

Фасады «Метрополя» украшают майоликовые панно, самое известное из которых — «Принцесса Грёза», выполненное по картине Михаила Врубеля. Оно занимает центральное место на главном фасаде гостиницы. Врубелевское панно «Принцесса Грёза» создано на сюжет драмы в стихах Эдмона Ростана «La Princesse lointaine», в русском переводе получившей название «Принцесса Грёза». Эта романтическая история о возвышенном стремлении к любви и совершенной красоте, созерцание которой достигается ценой смерти, имела оглушительный успех у публики. На панно Михаила Врубеля изображён умирающий юноша-рыцарь и склонившаяся над ним принцесса.

По эскизам Александра Головина и Сергея Чехонина выполнены ещё несколько майоликовых панно — «Жажда», «Поклонение божеству», «Поклонение природе», «Жизнь», «Купание наяд», «Поклонение старине» и «Полдень».

До Октябрьской революции клиентами гостиницы являлась состоятельная публика — путешественники, коммерсанты, культурная и политическая элита.

Во время уличных боёв в октябре-ноябре 1917 года гостиница оказалась в центре вооружённого столкновения красногвардейцев и юнкеров, которые в течение шести дней обороняли «Метрополь». После артиллерийской подготовки Михаил Фрунзе предпринял решающий штурм и вынудил юнкеров покинуть здание.

В 1918 году Советская власть перенесла столицу из Петрограда в Москву и «Метрополь» на время стал правительственной резиденцией. «Первый Дом Советов» расположился в гостинице «Националь», а «Метрополь» стал «Вторым Домом Советов». В переоборудованном зале ресторана проводились заседания ВЦИК, на которых регулярно выступали Владимир Ленин и Лев Троцкий, на втором этаже находилась приёмная Якова Свердлова, в номерах проживали Георгий Чичерин, Николай Бухарин, Владимир Антонов-Овсеенко и другие партийные деятели.

Первоначально все здание опоясывала майоликовая надпись Фридриха Ницше: «Опять старая истина, когда выстроишь дом, то замечаешь, что научился кое-чему». В советское время появилась ещё одна цитата: «Только диктатура пролетариата в состоянии освободить человечество от гнета капитала. В.Ленин».

В 1931 года «Метрополь» вновь открылся в качестве фешенебельного отеля и в разные годы его гостями были главы зарубежных государств, мировые звёзды театра и кино Бернард Шоу, Бертольд Брехт, Мао Цзэдун, Марлен Дитрих, Джон Стейнбек.

С 1986 по 1991 год в здании проводились работы по реставрации первоначальных фасадов и интерьеров, по окончании которых отелю был присвоен пятизвёздочный статус. Новые владельцы бережно отнеслись к наследию, раскрыв от наслоений краски и отреставрировав оригинальные стенные росписи и восстановив элементы декоративного оформления. Исторические интерьеры отеля «Метрополь» по количеству старинных произведений искусства можно сравнить с музейной коллекцией. Гостям предлагаются номера разных категорий: от «Стандарта» до «Президентского». Каждый из них сочетает классические интерьеры с достижениями современных технологий.

В залах отеля проходят конференции, презентации, выставки и другие мероприятия.

«Метрополь» предлагает 19 залов вместимостью от 10 до 400 персон. Зал «Метрополь» – это исторический зал с роскошным убранством в стиле неоклассицизма. Главным его украшением является огромный витражный купол «Сотворение мира», выполненный по рисункам С.Чехонина. Перекрытие атриума изготовлено по проекту инженера Владимира Шухова специалистами Московского отделения общества «Артур Коппель». Зал освещают четыре латунных торшера в виде подставки для цветов, а на стенах расположились великолепные бронзовые светильники. Мастерски использованы архитектором эффекты зеркального отражения: огромные зеркала зрительно расширяют пространство, а также создают дополнительный источник освещения. Стены главного зала отеля «Метрополь» хранят воспоминания о минувших событиях – именно здесь Есенин признавался в любви балерине Айседоре Дункан, а певица Галина Вишневская встретила своего будущего мужа Мстислава Ростроповича.

«Зеркальный» зал расположен на первом этаже гостиницы между рестораном «Метрополь» и «Красным» залом, сообщаясь с ними тремя двустворчатыми дверями. Отделка «Зеркального» зала выдержана в стиле модерн: с начала XX века сохранилась потолочная лепнина – цветы нежно-пастельных тонов, а стены украшены огромными зеркалами, которые зрительно увеличивают пространство. Это историческое пространство, конечно же, не может обойтись без антиквариата – люстры в форме корзины с ажурной металлической короной и стеклянными цветами, а также настенного бра в виде щита с рельефным изображением Медузы Горгоны.

«Красный» зал на первом этаже обращает на себя внимание отделкой в духе английского модерна: дверной проем окаймлен панелями из мрамора с изящным узором, витражные окна с цветными и фактурными стеклами завершаются подоконниками из итальянского мрамора, нижний ярус стен отделан дубовыми панелями. Незабываемое впечатление производит роспись на потолке работы декоратора Ф. Оборского – извилистые и прямые линии, круги гармонично сочетаются с изображениями цветов и гранатов. В 1950 году здесь состоялся знаменательный банкет с участием Иосифа Сталина и Мао Цзэдуна в честь подписания советско-китайского договора о дружбе.

Зал «Савва Морозов» украшает растительный орнамент на потолке авторства художника Сергея Чехонина, люстры ручной работы в виде решетчатого круга и ажурной чаши, позолоченные канделябры. Первоначально он назывался «Русский кабинет», а в советские годы здесь располагался один из залов кинотеатра «Метрополь».

Интерьер зала «Боярский» выдержан в стиле боярских палат: своды, полуколонны, стены, покрытые вьющимися виноградными лозами, порхающими птицами, плетением трав. В процессе реставрации отеля была восстановлена утраченная роспись стен. Интерьеры в русском стиле дополняет деревянная мебель, роскошная хрустальная люстра и старинное чучело бурого медведя.

Другие залы названы в честь русских художников и писателей «Врубель», «Бунин», «Толстой», «Чехов», «Гоголь», «Тургенев», «Достоевский», «Брюсов» и литературных персонажей «Онегин», «Чацкий», «Печорин». Эти относительно небольшие залы украшают витражные окна, антикварные люстры, лепнина, изысканная роспись на потолке.

Между гостиницей и древней кирпичной стеной есть небольшой проезд, служебный внутренний двор.

Смотрите старые фотографии: Стена Китай-города. 1925 год: https://pastvu.com/p/109448

Смотрите старые фотографии: Вид на площадь Дзержинского. 1960-1970 гг.: https://pastvu.com/p/15063

Официальный сайт: http://metropol-moscow.ru/

Рекомендуемая литература:
Халхатов Р. А. Москва. Путеводитель по культурно-историческим памятникам. — Смоленск: Русич, 2008. — (Памятные места России)
Ларионов А., Калькаев А., Русакович А. Москва (Путеводитель). — 2-е изд. — М.: Вокруг света, 2009. — (Путеводители «Вокруг света»).
Нащокина М.B. Архитекторы московского модерна. Творческие портреты. — Издание 3-е. — М.: Жираф, 2005.

Фотографии: Евгений Чесноков

В следующем сюжете — Донская улица…

Рубрика: Личные блоги. Метки: Москва, город на память, гостиница Метрополь, гостиницы в Москве.

Другие публикации

Метрополь (гостиница, Москва) — это… Что такое Метрополь (гостиница, Москва)?

У этого термина существуют и другие значения, см. Метрополь.

 памятник архитектуры (федеральный)

Гости́ница «Метропо́ль» — гостиница в центре Москвы класса «5 звёзд»[1], расположенная по Театральному проезду (дом 2). Строилась в 1899—1905 годах; инициатором строительства был Савва Мамонтов; по его заказу Вильям Валькот разработал первоначальный проект. Здание «Метрополя» играет исключительно важную роль в формировании облика Театральной площади и площади Революции. Гостиница признаётся одним самых значительных московских историко-архитектурных памятников эпохи модерна[2][3].

История создания

На месте, где сейчас находится «Метрополь», с 1830-х годов располагалась трёхэтажная гостиница с банями купца Челышева (москвичи её называли «Челыши»), построенная по проекту Осипа Бове. В 1890-е годы промышленник и меценат Савва Мамонтов выкупил гостиницу и прилегающие участки земли для реализации своей новаторской идеи: он задумал организовать в Москве грандиозный культурно-досуговый центр, который предусматривал бы современный гостиничный комплекс с ресторанами, театром, художественными галереями, помещением для проведения спортивных состязаний. Театральная сцена предназначалась для спектаклей Частной оперы С. И. Мамонтова. Конкурс на лучший проект комплекса, проводившийся в 1899 году, выиграли архитекторы Л.  В. Кекушев и Н. Л. Шевяков[4], однако Савва Мамонтов отдал предпочтение проекту Вильяма Валькота, занявшего четвёртое место. Строительство началось без промедлений; проектом предусматривался не снос старой гостиницы, но её радикальная перестройка и объединение общими фасадами с новыми корпусами. Реализовать свой замысел Мамонтову было не суждено: в том же году его арестовали по обвинению в крупных растратах. Суд полностью оправдал Савву Мамонтова, однако предприниматель был разорён; его имущество (в том числе и начавшаяся стройка «Метрополя») ушло на погашение долгов[3][5].

Гостиница «Метрополь», 1905 год

Новые владельцы пригласили архитекторов Льва Кекушева и Николая Шевякова в качестве соавторов гостиничного комплекса; в проект Валькота были внесены существенные изменения. В частности, центральный зал комплекса, решённый в виде пререкрытого стеклянным куполом атриума и планировавшийся под театральный зал вместимостью 3000 зрителей, был переделан под ресторан. Руководство строительством гостиницы на первом этапе осуществлял архитектор В. В. Воейков. В 1901 году в гостинице случился сильный пожар, уничтоживший интерьеры; почти завершённое здание серьёзно пострадало. Проект восстановления гостиницы с частичной перепланировкой был разработан архитектором С. П. Галензовским.[6] Работами руководил архитектор П. П. Висневский. Наконец, в 1905 году состоялось торжественное открытие «Метрополя». Для своего времени он представлял собой уникальный по размерам, комфортабельности и отделке гостиничный комплекс на 400 номеров, из которых, в соответствии с духом эпохи модерна, не было двух одинаковых. В гостиничных номерах предусматривались холодильники (наполняемые льдом), телефоны и горячая вода, что для начала XX века являлось диковинкой. В 1906 году под названием «Театр „Модерн“» при гостинице открылся первый в Москве двухзальный кинотеатр[3][5].

Архитектурно-художественные особенности

«Метрополь» по праву считается одним из самых ярких историко-архитектурных памятников модерна в Москве. Над созданием гостиничного комплекса работала целая плеяда известных и талантливых архитекторов и художников. Помимо Вильяма Валькота, Льва Кекушева и Николая Шевякова, в разработке интерьеров участвовали архитекторы П. П. Висневский, С. С. Шуцман, В. В. Воейков, С. П. Галензовский, В. И. Рубанов, М. М. Перетяткович, И. А. Герман, П. Вульский, А. Эрихсон, В. Веснин, И. Жолтовский[7] и (предположительно) Ф. Шехтель. Росписи и элементы внутреннего декора выполнялись по эскизам В. Васнецова и К. Коровина. В отличие от фасадов, выдержанных в строгом стилистическом единстве, внутреннему убранству свойствен полистилизм: здесь есть интерьеры и в псевдорусском стиле, и в духе неоклассицизма[5].

Архитектурный облик «Метрополя» отличается строгостью линий. Сквозь характерные для модерна приёмы проглядывают элементы псевдоготики (башенки, пинакли). Цокольный этаж, облицованный красным гранитом и решённый в формах аркады, контрастирует с оштукатуренными гладкими верхними этажами, придавая массивному сооружению воздушность. Для визуального облегчения протяжённых фасадов использовано тщательно проработанное членение как по вертикали — многочисленными выступами, в том числе ризалитами и эркерами, так и по горизонтали — ажурной лентой решётки балконов, охватывающих весь центральный фасад[2]. В декоративной отделке фасадов гостиницы и в создании рисунка решётки балконов участвовал архитектор М. М. Перетяткович.[4]

По замыслу Саввы Мамонтова при создании гостиницы особое внимание должно было уделяться художественному оформлению здания. Будучи страстным пропагандистом творчества своих друзей-художников, Мамонтов хотел использовать фасады здания в центре Москвы для увековечивания произведений нового направления в искусстве. Не в последнюю очередь это обстоятельство повлияло на предпочтение проекта Валькота перед другими — он был более приспособлен для художественного дополнения. Немаловажно, что любимым детищем Мамонтова была Абрамцевская керамическая мастерская: здесь изготавливались панно для «Метрополя». Его фасады украшают майоликовые панно, самое известное из которых — «Принцесса Грёза», исполненное по картине Михаила Врубеля; оно занимает центральное место на главном фасаде гостиницы. По эскизам Александра Головина и Сергея Чехонина выполнены несколько других майоликовых панно — «Жажда», «Поклонение божеству», «Поклонение природе». Скульптурный фриз «Времена года», опоясывающий здание, выполнил Николай Андреев[5].

Гостиница «Метрополь» во многом благодаря богатому, неординарному и изысканному художественному оформлению воспринималась современниками как воплощённый манифест нового искусства[8].

«Принцесса Грёза»

Врубелевское панно «Принцесса Грёза» именуют самым известным панно Москвы. Оно создано на сюжет драмы в стихах Эдмона Ростана «La Princesse lointaine», в русском переводе Т. Л. Щепкиной-Куперник получившей название «Принцесса Грёза». Премьера пьесы на русской сцене состоялась в январе 1896 года в Санкт-Петербурге. Романтическая история о возвышенном стремлении к любви и совершенной красоте, созерцание которой достигается ценой смерти, имела оглушительный успех у публики. Появились вальс «Принцесса Грёза», и даже духи и шоколад с таким названием[3].

В том же 1896 году С. Ю. Витте заказал Михаилу Врубелю два живописных панно для предстоящей нижегородской художественно-промышленной выставки. Одно из них Врубель выполнил на сюжет пьесы Ростана, второе — «Микула Селянинович» — на былинный сюжет. Однако осмотр панно и эскизов вызвал большое неудовольствие у членов Императорской академии художеств, которые не рекомендовали выставлять работы Врубеля на выставке. Тогда Савва Мамонтов решил продемонстрировать их в отдельном павильоне, выстроенном по собственной инициативе. Но эта затея обернулась провалом: несмотря на благожелательную оценку критиков, публика отнеслась к работам Врубеля необычайно враждебно[9].

При разработке проекта гостиницы «Метрополь» у Мамонтова возникла идея повторить «Принцессу Грёзу» в керамике и тем самым навсегда выставить её на всеобщее обозрение. С тех пор творение Врубеля, изображающее умирающего юношу-рыцаря и склонившуюся над ним принцессу, доступно каждому прохожему. Живописное панно, демонстрировавшеея на нижегородской выставке, ныне экспонируется в зале Врубеля в Третьяковской галерее[5].

Зал ресторана «Метрополь»

В оформлении вестибюля ресторана принимал участие живописец Ф. Оборский, скульпторы В. Л. Гладков и В. А. Козлов. В отделке помещения использована абрамцевская облицовочная плитка[7].

Большой зал

В 1903—1905 годах после пожара, случившегося двумя годами ранее, зал ресторана оформлялся заново в формах модерна франко-бельгийской ориентации архитектором С. П. Галензовским. Перекрытие зала исполнено по проекту инженера В. Г. Шухова специалистами Московского отделения АО «Артур Коппель». Эскизы для росписей плафона подготовили художники С. В. Чехонин и Т. А. Луговская, эскизы гобеленов — П. В. Кузнецов. В 1910 году оформление большого зала ресторана частично изменили по проекту архитектора А. Э. Эрихсона[7].

Малый зал

Декор по эскизам В. Валькота (предположительно) выполнен московскими мастерами фабрики М.  Д. Кутырина. Живопись художника Ф. Оборского[7].

«Метрополь» в советский период

Революция в Москве в 1917. Знак на стене гостиницы Метрополь

В ходе событий Октябрьской революции, во время уличных боёв в Москве 25 октября (7 ноября) — 2 (15) ноября 1917 года гостиница оказалась в центре ожесточённого сопротивления вооружённым силам большевиков. Её заняли отряды юнкеров; бои за «Метрополь» велись в течение шести дней. Лишь применение артиллерии, установленной у Большого театра, и последовавший штурм, которым руководил М. В. Фрунзе, вынудили юнкеров оставить здание. «Метрополь» серьёзно пострадал от артобстрела[10].

В 1918 году, сразу же после переезда советского правительства в Москву, «Метрополь» превратился в одну из главных резиденций новой власти, получив название «Второго Дома Советов» («Первым Домом Советов» стала гостиница «Националь»). Здесь до 1919 года в переоборудованном помещении ресторана проводились заседания ВЦИК, на которых регулярно выступали В. И. Ленин и Л. Д. Троцкий; на втором этаже находилась приёмная Якова Свердлова, председателя ВЦИК. В номерах гостиницы проживали некоторые видные большевики — Георгий Чичерин, Николай Бухарин, Владимир Антонов-Овсеенко[1][11].

Первоначально все здание опоясывала майоликовая надпись Ф. Ницше: «Опять старая истина, когда выстроишь дом, то замечаешь, что научился кое-чему». В советские времена в той части фасада, которая выходит на сторону современной Площади Революции была дописана ещё одна надпись: «Только диктатура пролетариата в состоянии освободить человечество от гнета капитала. В. Ленин «. Первоначальная надпись видна сегодня только частично, а вот вторая полностью дошла до наших дней.

В конце 1920-х годов «Метрополю» вернули его прежний статус — отеля мирового уровня, в котором нередко останавливались именитые гости. Здесь проживали во время своих визитов в Москву Бернард Шоу, Бертольд Брехт, Мао Цзэдун, Марлен Дитрих, Джон Стейнбек. Некоторое время в гостинице жили Сергей Прокофьев и Александр Куприн[1].

Современное состояние

В 1986 году началась реставрация и реконструкция гостиницы, продолжавшаяся пять лет. В ходе реставрационных работ фасады приобрели изначальный облик; во внутренних помещениях были раскрыты от наслоений краски и отреставрированы оригинальные стенные росписи и восстановлены многие элементы декоративного оформления. Открытие гостиницы после реставрации состоялось 5 декабря 1991 года; международная комиссия присвоила «Метрополю» категорию «5 звёзд»[1].

В последующие годы в гостинице останавливались главы государств и правительств, звёзды кино, эстрады и спорта. Среди почётных гостей «Метрополя» — президенты Франции Жак Ширак и Пакистана Первез Мушарраф, председатель КНР Ху Цзиньтао, кутюрье Джорджо Армани и Пьер Карден, певцы Элтон Джон, Майкл Джексон, Хулио Иглесиас и его сын Энрике, звёзды оперной сцены Монтсеррат Кабалье и Пласидо Доминго, кинорежиссёры Фрэнсис Форд Коппола и Люк Бессон, актрисы Катрин Денёв, Анни Жирардо, Шэрон Стоун и многие другие[1].

Особым событием в истории гостиницы стали чествования Галины Вишневской и Мстислава Ростроповича. В ресторане «Метрополь» в мае 2005 года отмечалась золотая свадьба именитой пары. В числе гостей на торжестве присутствовали королева Испании София, королева Нидерландов Беатрикс, супруга президента Франции Бернадетт Ширак, первый президент России Борис Николаевич Ельцин с супругой Наиной Иосифовной и другие. Не менее представительным было празднование 80-летия Мстислава Ростроповича, состоявшееся в марте 2007 года.

Примечания

  1. 1 2 3 4 5 Официальный сайт гостиницы «Метрополь». Архивировано из первоисточника 25 марта 2012. Проверено 27 мая 2009.
  2. 1 2 Халхатов Р. А. Москва. Путеводитель по культурно-историческим памятникам. — Смоленск: Русич, 2008. — (Памятные места России). — ISBN 978-5-8138-0727-5
  3. 1 2 3 4 Ларионов А., Калькаев А., Русакович А. Москва (Путеводитель). — 2-е изд. — М.: Вокруг света, 2009. — (Путеводители «Вокруг света»). — ISBN 978-5-98652-209-8
  4. 1 2 Нащокина, М. B. Архитекторы московского модерна. Творческие портреты. — Издание 3-е. — М.: Жираф, 2005. — 535 с. — 2 500 экз. — ISBN 5-89832-043-1
  5. 1 2 3 4 5 Бродский Я. Е. Москва от А до Я (Памятники истории, зодчества, скульптуры). — М.: Московский рабочий, 1994. — ISBN 5-239-01346-2
  6. Нащокина, М. B. Архитекторы московского модерна. Творческие портреты. — Издание 3-е. — М.: Жираф, 2005. — С. 133—134. — 2 500 экз. — ISBN 5-89832-043-1
  7. 1 2 3 4 Нащокина М. В. Московский модерн. — 2-е изд. — М.: Жираф, 2005. — С. 234—235. — 560 с. — 2500 экз. — ISBN 5-89832-042-3
  8. Евгения Кириченко «Метрополь» — энциклопедия русского модерна // Наше наследие. — 1995. — № 35-36.
  9. Коровин, К. А. Михаил Врубель [Знакомство у Трифоновского]. Статьи и воспоминания Константина Коровина. Библиотекарь.Ру. Архивировано из первоисточника 25 марта 2012. Проверено 8 февраля 2009.
  10. Экскурсии по Москве / под ред. И. Романовского. — М.: Московский рабочий, 1959.
  11. Векслер, А. Г. 10 маршрутов по Москве. — 2-е. — М.: Московский рабочий, 1985.

Литература

Ссылки

История гостиницы Метрополь. Архитектура и дизайн интерьера

Театральная площадь. Гостиница Метрополь. Конец XIX века.

Здание гостиницы Метрополь 1896 – 1905 гг. с мозаичными панно “Принцесса Греза” (по сюжету Э.Ростана) наверху, давно стало неотъемлемой частью центра столицы. Без него трудно представить архитектурный ансамбль Театральной площади и становление дизайна интерьера в конце XIX века. После того как войска Наполеона покинули Москву, почти полностью выгоревший город начал восстанавливаться по специально разработанному плану. Особое значение придавалось застройке и расширению Петровской (позднее Театральной) площади, которая с северо-запада примыкала к Китай-городу. Согласно замыслу архитектора О.И.Бове, композиционным центром Петровской площади должно было стать здание Большого театра. Корпуса с угловыми ризалитами (ризалит выступающая часть фасада здания) у въезда в Охотный ряд и на Лубянскую площадь, в сопоставлении с ним, задумывались относительно невысокими (в два этажа). Проектируя эти четыре одинаковых здания в формах классицизма на длинных сторонах площади, Бове оставил незастроенным ее торец с юга, и тем самым раскрыл площадь в сторону Китай-города.

Гостиница Метрополь. Перспектива. Акварель. 1905 г.

В 1826 году на северной половине площади был возведен Большой театр, по сторонам его постройки (в которых ныне размещаются Малый и Центральный детский театр), а на южной половине здание Сенатской типографии (место, где, в дальнейшем, была построена гостиница Москва). Участок на противоположной типографии стороне, в течение ряда лет, по разным причинам, не застраивался. И лишь в 1834 году, генерал-губернатор Москвы Д.Ф.Голицын предоставил московскому купцу П.И. Челышеву право построить на этом участке для отвращения безобразия в самом центре красивое здание, такое, которое бы приносило пользу владельцу, и городу, и прочим обывателям. Строительство, продолжавшееся около десяти лет, велось в соответствии с замыслом Бове, дабы не сделать отступления от построенных на оной площади домов. В этом здании эпохи классицизма, получившем среди москвичей название челышевская крепость, была устроена гостиница. В ноябре 1897 года новый владелец Челышей купец М.А.Александров продал дом с гостиницей Метрополь и другими строениями при нем Санкт-Петербургскому обществу страхований, которое собиралось их перестроить. К этому времени, архитектурный ансамбль классицизма на северной половине площади уже подвергся значительным переделкам. Сама Москва превратилась в крупный индустриальный город с высокими зданиями банков, страховых обществ и доходных домов, предопределивших повышение городской застройки до трех-пяти этажей.

Гостиница Метрополь. Читальный зал. Фотография начала XX века.

Новые формы архитектурных сооружений стали близки зодчеству допетровского времени.

Примером тому служат здания Исторического музея или Верхних торговых рядов на Красной площади. Это было вызвано не только возрождающимся интересом к историческому наследию, но и растущим влиянием на строительную деятельность представителей торгово-промышленных кругов, вышедших из крестьянской среды. К их числу относился известный промышленник и меценат С.И.Мамонтов. Не довольствуясь созданием частной оперы, он выступал также с культурными начинаниями, участвуя, в т.ч в создании комплекса Метрополь, где наряду с гостиницей предполагалось разместить новый театр. О необычной для гостиницы планировке московская газета Курьер в середине 1898 года, то есть накануне строительства, писала: Как это говорили и ранее, местом для театра будет Театральная площадь, где теперь находится гостиница Метрополь. Недавно, в Москве образовалось домостроительное общество, устав которого уже выработан и послан в Петербург на утверждение. Во главе этого общества стали С.И.Мамонтов, К.Д.Арцибушев и другие. Первым предприятием, которое возьмет на себя это общество, будет вышеозначенная постройка. Как мы слышали, к участию в постройке привлекаются художники К.А.Коровин, М.А.Врубель, В.Д.Поленов, а также инженер С.П.Чоколов и архитектор Л.Н.Кекушев. По предполагаемому плану, театр поместится внутри здания. Главный подъезд будет с Театральной площади, сцена отойдет к Третьяковскому проезду. Вдоль Китайской стены будет сделана улица. Дизайн главного вестибюля театра будет отделан роскошно, это будет круглый зал (в диаметре 11 саж.), который прорежет все здание доверху на расстоянии 5 этажей и закончится красивой стеклянной крышей. Множество зал, фойе, кабинетов примыкает к вестибюлю и к коридорам театра. Отделанные с роскошью, залы предназначены под танцевальные вечера, выставки, маскарады и пр. Для удобства публики все внутренние помещения, не исключая театра, гостиницы, ресторана и зимнего сада, будут иметь между собой непосредственное сообщение. Самый театр предположено устроить размером, превосходящим немного театр Венской оперы. В нем будет 6 ярусов. Что же касается гостиницы и ресторана, то они займут то же место, что и гостиница Метрополь. Гостиница будет сделана по образцу американских, которые по комфорту превосходят европейские. Ресторан будет снабжен всевозможными усовершенствованиями. Двухэтажные корпуса на южной половине площади, предназначенные для гостиниц Метрополь и Континенталь, начали перестраивать почти одновременно.

Гостиница Метрополь. Проект банкетного зала.

С одним из первых вариантов проекта здания Метрополь выступил Л.Н.Кекушев, получивший признание работами в области архитектуры и дизайна в стиле модерн.

Эскизный проект шестиэтажной гостиницы был опубликован в журнале Зодчий. С точки зрения художественных форм, стилистическое решение фасада было не только чуждым классическому ансамблю площади, но и противостояло эстетическим воззрениям нового направления в искусстве. Проведение конкурса в 1899 году На составление проекта фасадов для перестройки первоклассной гостиницы в Москве, на углу Театральной площади и Театрального проезда явилось переломным моментом в стилистических исканиях, ознаменовавших поворот к художественно-образной стороне архитектурного ансамбля. Этого нового направления в искусстве придерживался В.Ф.Валькот, который в возрасте 25 лет получил право (после окончания конкурсного показа проектов в Москве) участвовать вместе с Л.Н.Кекушевым в строительстве огромного комплекса Метрополь.

Конкурсный проект фасада гостиницы Метрополь со стороны Театральной площади. В.Валькот. 1899 г.

Творческая деятельность Валькота началась в 1897 году, когда он приехал в Москву, получив художественное и профессиональное образование сначала в Париже, а затем в Петербурге, где занимался в училище Академии художеств у профессора Л.Н.Бенуа. Круг интересов Валькота был достаточно широк. Помимо творческих работ, он привлек к себе внимание тонкой графикой, изяществом рисунков построек в новом стиле, опубликованных в различных изданиях. В 1902 году, вместе с единомышленниками, он пытался учредить новое Архитектурно – художественное общество объединение зодчих, преследующих в этой отрасли искусства исключительно художественные цели. Именно их и желал достигнуть Валькот, приступая к созданию фасадов Метрополя. Во время работы, молодой архитектор тщательно изучал исторические ансамбли и их архитектурные формы не только в Москве, но и в Ростове, Суздале, Ярославле. Один из последних вариантов фасада был значительно изменен по сравнению с конкурсным проектом. В отличие от асимметричной композиции первоначального проекта новый фасад здания имел два угловых ризалита со стороны Театрального проезда и Китай-города, то есть был симметричным. Причудливые башенки и волнообразные по очертанию тимпаны (тимпан плоскость фасада здания ордерной архитектуры, ограниченная наклонными карнизами) с пинаклями (пинакль завершение фасада здания средневекового происхождения шпилеобразными формами) давали возможность установить зрительную связь между вертикальными завершениями здания и живописным силуэтом застройки Китай-города и Третьяковского проезда.

Особое значение для образного решения фасадов и Метрополя имело применение насыщенной полифонии цвета, которая вызывала представление о яркой красочности старинных русских монастырей и соборов.

Плоскость фасада Валькот задумал разделить поясами балконов на три разные по цвету части: от более темного первого этажа к легкой, почти невесомой и сливающейся с небом верхней части. Используя новые отделочные материалы, в том числе цветную штукатурку и обливной кирпич, керамику и красный гранит в необычном сочетании с декоративными украшениями, скульптурным фризом Н.А.Андреева “Времена года”, живописными панно из майолики А.Я.Головина и темной решеткой балконов, Валькот пытался добиться сильного художественного эффекта. Отмечая необычайно широкое применение живописных панно, в том числе созданного Врубелем панно “Принцесса Греза”, при отделке фасада, журнал Архитектурные мотивы летом 1901 года писал, что архитекторы, строящие Метрополь, применяют украшения из майолики. Сейчас, начиная от Третьяковского проезда, установлены уже следующие картины из майолики: Жажда, Поклонение природе, Орфей, Зависть, Полдень и Поклонение старине. Все эти изображения выполнены по эскизам художника Головина, самое же исполнение принадлежит художественной мастерской С.И.Мамонтова. Очевидно, эти панно, как и пластически сложные рельефы Андреева, должны были превратить верхнюю часть здания в своеобразную театральную декорацию, имевшую самостоятельное значение по сравнению с нижними этажами. Тем самым, соотношение между зрительно облегченными верхними этажами и более массивными нижними в сочетании с общей высотой позволяло установить двойной масштаб фасадов гостиницы, соотнесенный с застройкой площади.

Мозаичное панно Принцесса Греза по эскизу М.Врубеля.

В изысканности линий и выразительности скульптурных форм горельефа фриза Метрополя, проникнутых своеобразным настроением и символикой, нашли отражение концепции нового художественного направления в искусстве. Его придерживался 28-летний Андреев, возвратившийся из Парижа, где он работал в мастерской Родена. Позднее, им были созданы в Москве известные памятники Н.Гоголю, Ж.Дантону, А.Островскому и др. Однако, строительство Метрополя столкнулось с трудностями, прерывалось из-за возрастающей стоимости работ или отсутствия чертежей. К середине 1901 года, почти законченная постройка была приостановлена вследствие несостоятельности домостроительного общества. Еще ранее С.И.Мамонтов был разорен. Из-за недостатка средств, пришлось отказаться от сооружения театра, а затем и концертного зала, а также от устройства на плоской кровле ресторана. Но более тяжелыми оказались для здания последствия пожара 1901 года, который нанес непоправимый ущерб дизайну интерьеров, выполненным по проектам И.Жолтовского, и фасаду здания, от которого остался лишь остов. Метрополь восстановили к 1906 году, существенно изменив интерьеры, и менее значительно – фасады. В реконструкции приняли участие многие инженеры, архитекторы и художники этого времени. Несмотря на переделки, осуществленные после пожара, в художественном образе здания можно было ощутить романтизм архитектуры прошедших веков и живописность декоративного искусства нового времени, свойственные наиболее значительным произведениям модерна начала XX века. Валькот стремился подчеркнуть праздничное оформление Метрополя, который находился на центральной площади города.

С завершением строительства Метрополя Театральная площадь стала центром культурной жизни Москвы. Здесь устраивались благотворительные концерты, танцевальные вечера и художественные выставки, показывались кинофильмы и читались популярные лекции. Об этом времени напоминал изящный дизайн интерьеров, сохранявшие память о выступавших здесь известных писателях, поэтах, художниках.

Дальнейшая судьба гостиницы Метрополь, а также его реконструкция с превращением в элитарный отель (сопровождающаяся частичной утратой или полным изменением решений дизайна интерьера и фасада) лишь отдаленно напоминает об истории, традиции и смысле своего изначального создания.

При подготовке публикации были использованы материалы статьи
“Гостиница Метрополь в ансамбле театральной площади” Л.Рапутова, М.1990 г.

Гостиница Метрополь

Гостиница Метрополь

Das Hotel Métropole am Morzinplatz (der Häuserblock rechts) auf einer alten Daguerreotypie

Дата
Орт Wien 1., Morzinplatz 4
Баумейстер Карл Шуман
Людвиг Тишлер
Baujahr 1873
Höhe 4 Этаж м
Besonderheiten Das Fünf-Sterne-Hotel war ab 1938 Zentrale der Gestapo.Es wurde 1945 bei einem Bombenangriff zerstört.

Das Hotel Metropol (eigentlich Hotel Métropole) war ein Luxushotel в Вене, 1. Bezirk, das heute vor allm als ehemalige Gestapo-Leitstelle bekannt ist. 1945 wurde das Gebäude stark beschädigt, die Hausruine nach 1948 abgerissen.

Hotelgeschichte

Das Hotel wurde 1873 von den Architekten Carl Schumann und Ludwig Tischler zur Weltausstellung в Вене в 1888 году на площади Морзинплац, на площади Франца-Иосифа-Кайербаута.Es wurde von den Einheimischen angeblich als «jüdisches Sacher» bezeichnet, weil es in der ausstattung dem Hotel Sacher entsprochen haben soll und die Eigentümerfamilien Klein und Feix jüdischen Glaubens waren. [1] Es war reich verziert mit korinthischen Säulen, Karyatiden und Atlanten. Der Speisesaal im Innenhof war mit Glas überdacht.

Ein berühmter Gast war Mark Twain, der dort 1897 einen Teil seines insgesamt 20 Monate langen Wienaufenthalts bis Mai 1899 verbrachte. [2]

Gestapo-Hauptquartier

Das Hotel wurde nach dem «Anschluss Österreichs» noch im März 1938 von Reinhard Heydrich für die Gestapo, das wichtigste Instrument des NS-Terrors in Österreich [3] , beschlagnahmt. Sie richtete hier die Staatspolizeileitstelle Wien ein (und dekretierte, dass das Gebäude nicht weiter Hotel Metropol zu nennen sei). Mit 900 Beamten der Kriminalpolizei und vielen Angehörigen der SS war das Haus die größte Dienststelle der Gestapo im «Großdeutschen Reich»; die Gestapo zählte insgesamt rund 18.000 Beamte.

Über fünfhundert Menschen mussten täglich zum Verhör in das Gebäude kommen; die Gefahr, misshandelt und gefoltert zu werden, war groß. Im Sommer 1938 war der letzte Bundeskanzler des Ständestaates, Kurt Schuschnigg, hier Monate lang ingftiert, bevor er nach München verlegt wurde. Schuschnigg «bewohnte» ein Zimmer; er wurde (im 8-Stunden-Schichtdienst) von je einem Wachhabenden und sechs Wachtmeistern gleichzeitig bewacht, die diesen Dienst geheimhalten mussten. (Allein zu Schuschniggs Bewachung waren somit 21 Mann tätig.) Wurde auf Wunsch des Häftlings ein Fenster geöffnet, hatte er sich im Raum so aufzuhalten, dass er vom gegenüberliegenden Gebäude aus nicht gesehen werden konnte. Auch auf das Gang-WC musste er von einem Bewacher begleitet werden; er durfte sich unter Bewachung selbst rasieren. [4]

Erster Chef der Wiener Gestapo-Zentrale war von März 1938 bis Dezember 1944 der Münchner Kriminalrat и SS-бригаденфюрер Франц Йозеф Хубер, zugleich Chef der Sicherheitspolizei (Sipo) und des Sicherheitsdiensdiensdiens.Er wurde abgelöst durch den SS-Standartenführer Рудольф Милднер. Beide wurden trotz ihrer führenden Positionen nach dem Krieg nur milde bestraft.

Das Führungppersonal der Wiener Gestapo bestand bis 1942 und ab 1944 zu ca. einem Drittel aus Reichsdeutschen, dazwischen zu einem Viertel. Der Großteil des Führungspersonal konnte aus den vorher «незаконный österreichischen Nationalsozialisten» und anpassungsfähigen Polizeibeamten des Schuschnigg-Regimes ausgewählt werden. [5]

Kriegsschäden und Abriss

утра 12.März 1945 brannte das ehemalige Métropole nach schweren Bombentreffern aus. «Noch in dem 1948 in Wien gedrehten Trümmerfilm Der dritte Mann ist in einer Einstellung die gespenstische Ruine des Gestapo-Hauptquartiers zu erkennen». [6] Dann wurden die Reste des Gebäudes abgerissen.

Nachfolgebau, Gedenkraum

Im Jahr 1968 wurde auf dem Grundstück der Leopold-Figl-Hof erbaut, benannt nach dem ersten Bundeskanzler der Republik Österreich nach der NS-Zeit.An der zum Morzinplatz gekehrten Seite des Gebäudes befindet sich ein Gedenkrelief für die Opfer des Nationalsozialismus. An der anderen Straßenseite befindet sich ein Mahnmal mit dem Текст: Hier stand das Haus der Gestapo. Es war für die Bekenner Österreichs die Hölle. Es war für viele von ihnen der Vorhof des Todes … An der anderen Seite des Häuserblocks, in der Salztorgasse 6, wurde ein Gedenkraum eingerichtet, в 2011 году eine kleine Ausstellung über das Hotel Metropol und seine Häftlinge erörö.Sie wurde vom Dokumentationsarchiv des österreichischen Widerstandes gestaltet.

Der Name «Отель Метрополь» находился в Krieg von keinem Wiener Hotel gewählt.

Ссылки

Einzelnachweise

  1. ↑ Георг Маркус: Mörder im Luxushotel , in: Tageszeitung Kurier , 5. Juni 2011, S. 24
  2. ↑ Telepolis: Nachrichten vom Eingang zur Hölle , abgerufen 25. Октябрь 2010 г.
  3. ↑ Wolfgang Neugebauer: Das NS-Terrorsystem , in: Wien 1938.Historisches Museum der Stadt Wien, 110. Sonderausstellung , Österreichischer Bundesverlag, Jugend und Volk, Wien 1988, ISBN 3-215-07022-7, S. 223 f.
  4. Wachvorschrift … für Bundeskanzler Kurt Schuschnigg, 8. 9. 1938 , in: Dokumentationsarchiv des österreichischen Widerstandes (Hrsg.): «Anschluss» 1938. Eine Dokumentation , Österreverlichischer, Österreverlichischer, 1988. -06824-9, с. 533 ф.
  5. ↑ Neugebauer: а. а. О., с. 225
  6. ↑ Joachim Riedl: Spuren im Niemandsland , in: Die Zeit , 16.Декабрь 2010, Österreich-Ausgabe, S. 15

48.2131416.374233

Метрополь Обзоры и предложения- Фото и цена 2020

Сколько стоит проживание в Метрополь?

Цены в отеле «Метрополь» могут меняться в зависимости от дат, политики отеля и других факторов. Чтобы просмотреть цены, выберите даты, когда вы хотите остановиться в отеле.

В какое время заезд и выезд в отеле Метрополь?

Время регистрации заезда с 14:00 до 00:00 и время выезда с 06:00 до 11:00.

Предоставляет ли гостиница «Метрополь» услуги трансфера из аэропорта?

Нет, гостиница «Метрополь» не предоставляет услуги трансфера из аэропорта.

Какие удобства и услуги есть в отеле Метрополь?

Гостиница Метрополь предлагает следующие удобства и услуги: Wi-Fi в специально отведенных местах, Ресторан, Кафе.

Есть ли в гостинице «Метрополь» бассейн?

Нет, в отеле «Метрополь» нет бассейна.

Есть ли в отеле «Метрополь» фитнес-центр?

Да, в отеле «Метрополь» есть фитнес-центр.

Предоставляет ли гостиница Метрополь бесплатный Wi-Fi?

Пожалуйста, просмотрите список удобств на странице отеля.

Есть ли в гостинице Метрополь номера для некурящих?

Да, в отеле «Метрополь» есть номера для некурящих. Пожалуйста, просмотрите список отелей для получения подробной информации.

Предлагает ли гостиница Метрополь завтрак?

Да, в отеле «Метрополь» подают завтрак.

Есть ли в гостинице «Метрополь» ресторан?

Да, гости могут питаться в: Ресторане, Кафе.

Есть ли парковка в отеле Метрополь?

Да, парковка есть у отеля «Метрополь».

Есть ли в отеле «Метрополь» детские принадлежности?

Нет, в отеле «Метрополь» нет детских удобств.

Где находится гостиница Метрополь?

Адрес отеля: Quai Du Rhin, 45. Отель находится в 762 м от центра города.

Находится ли отель «Метрополь» недалеко от остановок транспорта?

Ближайшая станция — Calais Vill Station. Он находится в 500 метрах от отеля. Посмотреть на карте

Находится ли отель «Метрополь» рядом с популярными достопримечательностями?

Отель Metropol находится рядом со следующими достопримечательностями: Музей Второй мировой войны (Musee de la Guerre) (примерно 236 м), ратуша (примерно 430 м), парк Сен-Пьер (примерно 517 м).

Есть ли в отеле «Метрополь» горячие источники?

Нет, в отеле «Метрополь» нет горячих источников.

Отель Metropole

Мой музей Аль Капоне | дом

Гостиница Метрополь

Аль Капоне и команда занимают его 1925-1928 гг.


Отель Metropole, где когда-то была тусовка Капоне, изображен здесь еще в 1975 году.

Как и многие другие постройки, связанные с Капоне, оно будет заброшено и со временем снесено.

Какая трата красивой архитектуры.

Отель был построен в 1891 году по проекту Клинтона Уоррена, как и отель Lexington. Пока Аль Капоне останавливался в «Метрополе», он выступал под псевдонимом мистер Росс.

Аль Капоне и его банда заняли отель Metropole до переезда в Лексингтон в 1928 году.

(Джо Уолтерс)

Ранний вид на Метрополь

(Коллекция Марио Гомеша)

Гостиница Метрополь Мраморная плитка для пола.

(Коллекция Марио Гомеша)

Метрополь Табличка отеля Чикаго около 1926 г.

(Коллекция Марио Гомеша)

Другой вид на гостиницу Метрополь

(Джо Уолтерс)

Вскоре вспомнили об отелях Lexington и Metropole.


В феврале 2010 года перед тем местом, где когда-то стоял Лексингтон, на короткое время был установлен памятный пилон, воздвигнутый властями Чикаго, с упоминанием отеля Metropole.

(Фото любезно предоставлено Джо Уолтерсом)

Текст, в котором упоминается Аль Капоне.

(Фото любезно предоставлено Джо Уолтерсом)

Джо Уолтерс и я поблагодарили внизу таблички за участие в проекте.

(Фото любезно предоставлено Джо Уолтерсом)

Почему короткое время?

Конечно, как всегда при ближайшем упоминании имени Аль Капоне, диктатор, якобы представляющий итальянскую общину города, поднял шум по поводу этого знака в новостях, и вскоре после этого его сняли.На вывеске было всего лишь небольшое упоминание о том, что Аль Капоне был одним из многих, кто когда-то жил в этих двух изысканно построенных архитектурных шедеврах Чикаго. Вот и все, что нужно для сохранения истории, когда вы можете выделить все хорошее, что произошло, и стереть все плохое. Интересно, был бы этот парень так взволнован, если бы Капоне был ирландцем? Думаю, нет!


Пустой знак сегодня

(Фото любезно предоставлено Марио Гомешем)

См.

Гостиница Метрополь

Гостиница Метрополь

Das Hotel Métropole am Morzinplatz (der Häuserblock rechts) auf einer alten Daguerreotypie

Дата
Орт Вена 1., Морзинплац 4
Баумейстер Карл Шуман
Людвиг Тишлер
Baujahr 1873
Höhe 4 Этаж м
Besonderheiten Das Fünf-Sterne-Hotel war ab 1938 Zentrale der Gestapo. Es wurde 1945 bei einem Bombenangriff zerstört.

Das Hotel Metropol (eigentlich Hotel Métropole) war ein Luxushotel в Вене, 1.Bezirk, das heute vor allm als ehemalige Gestapo-Leitstelle bekannt ist. 1945 wurde das Gebäude stark beschädigt, die Hausruine nach 1948 abgerissen.

Hotelgeschichte

Das Hotel wurde 1873 von den Architekten Carl Schumann und Ludwig Tischler zur Weltausstellung в Вене в 1888 году на площади Морзинплац, на площади Франца-Иосифа-Кайербаута. Es wurde von den Einheimischen angeblich als «jüdisches Sacher» bezeichnet, weil es in der ausstattung dem Hotel Sacher entsprochen haben soll und die Eigentümerfamilien Klein und Feix jüdischen Glaubens waren. [1] Es war reich verziert mit korinthischen Säulen, Karyatiden und Atlanten. Der Speisesaal im Innenhof war mit Glas überdacht.

Ein berühmter Gast war Mark Twain, der dort 1897 einen Teil seines insgesamt 20 Monate langen Wienaufenthalts bis Mai 1899 verbrachte. [2]

Gestapo-Hauptquartier

Das Hotel wurde nach dem «Anschluss Österreichs» noch im März 1938 von Reinhard Heydrich für die Gestapo, das wichtigste Instrument des NS-Terrors in Österreich [3] , beschlagnahmt.Sie richtete hier die Staatspolizeileitstelle Wien ein (und dekretierte, dass das Gebäude nicht weiter Hotel Metropol zu nennen sei). Mit 900 Beamten der Kriminalpolizei und vielen Angehörigen der SS war das Haus die größte Dienststelle der Gestapo im «Großdeutschen Reich»; die Gestapo zählte insgesamt rund 18.000 Beamte.

Über fünfhundert Menschen mussten täglich zum Verhör in das Gebäude kommen; die Gefahr, misshandelt und gefoltert zu werden, war groß. Im Sommer 1938 war der letzte Bundeskanzler des Ständestaates, Kurt Schuschnigg, hier Monate lang ingftiert, bevor er nach München verlegt wurde.Schuschnigg «bewohnte» ein Zimmer; er wurde (im 8-Stunden-Schichtdienst) von je einem Wachhabenden und sechs Wachtmeistern gleichzeitig bewacht, die diesen Dienst geheimhalten mussten. (Allein zu Schuschniggs Bewachung waren somit 21 Mann tätig.) Wurde auf Wunsch des Häftlings ein Fenster geöffnet, hatte er sich im Raum so aufzuhalten, dass er vom gegenüberliegenden Gebäude aus nicht gesente werden. Auch auf das Gang-WC musste er von einem Bewacher begleitet werden; er durfte sich unter Bewachung selbst rasieren. [4]

Erster Chef der Wiener Gestapo-Zentrale war von März 1938 bis Dezember 1944 der Münchner Kriminalrat и SS-бригаденфюрер Франц Йозеф Хубер, zugleich Chef der Sicherheitspolizei (Sipo) und des Sicherheitsdiensdiensdiens. Er wurde abgelöst durch den SS-Standartenführer Рудольф Милднер. Beide wurden trotz ihrer führenden Positionen nach dem Krieg nur milde bestraft.

Das Führungppersonal der Wiener Gestapo bestand bis 1942 und ab 1944 zu ca. einem Drittel aus Reichsdeutschen, dazwischen zu einem Viertel.Der Großteil des Führungspersonal konnte aus den vorher «незаконный österreichischen Nationalsozialisten» und anpassungsfähigen Polizeibeamten des Schuschnigg-Regimes ausgewählt werden. [5]

Kriegsschäden und Abriss

Am 12. März 1945 brannte das ehemalige Métropole nach schweren Bombentreffern aus. «Ночь в 1948 году в Вене gedrehten Trümmerfilm Der dritte Mann ist in einer Einstellung die gespenstische Ruine des Gestapo-Hauptquartiers zu erkennen.” [6] Dann wurden die Reste des Gebäudes abgerissen.

Nachfolgebau, Gedenkraum

Im Jahr 1968 wurde auf dem Grundstück der Leopold-Figl-Hof erbaut, benannt nach dem ersten Bundeskanzler der Republik Österreich nach der NS-Zeit. An der zum Morzinplatz gekehrten Seite des Gebäudes befindet sich ein Gedenkrelief für die Opfer des Nationalsozialismus. An der anderen Straßenseite befindet sich ein Mahnmal mit dem Текст: Hier stand das Haus der Gestapo. Es war für die Bekenner Österreichs die Hölle.Es war für viele von ihnen der Vorhof des Todes … An der anderen Seite des Häuserblocks, in der Salztorgasse 6, wurde ein Gedenkraum eingerichtet, в 2011 году eine kleine Ausstellung über das Hotel Metropol und seine Häftlinge erörö. Sie wurde vom Dokumentationsarchiv des österreichischen Widerstandes gestaltet.

Der Name «Отель Метрополь» находился в Krieg von keinem Wiener Hotel gewählt.

Ссылки

Einzelnachweise

  1. ↑ Георг Маркус: Mörder im Luxushotel , in: Tageszeitung Kurier , 5.Июнь 2011, С. 24
  2. ↑ Telepolis: Nachrichten vom Eingang zur Hölle , abgerufen 25. Октябрь 2010 г.
  3. ↑ Wolfgang Neugebauer: Das NS-Terrorsystem , in: Wien 1938. Historisches Museum der Stadt Wien, 110. Sonderausstellung , Österreichischer Bundesverlag, Jugend und Volk, Wien 1988, ISBN 3-215-07022-7, S. 223 ф.
  4. Wachvorschrift … für Bundeskanzler Kurt Schuschnigg, 8. 9. 1938 , in: Dokumentationsarchiv des österreichischen Widerstandes (Hrsg.): «Аншлюс» 1938. Eine Dokumentation , Österreichischer Bundesverlag, Wien 1988, ISBN 3-215-06824-9, S. 533 f.
  5. ↑ Neugebauer: а. а. О., с. 225
  6. ↑ Joachim Riedl: Spuren im Niemandsland , in: Die Zeit , 16.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *