Готическая архитектура в россии: Готическая архитектура России

Готическая архитектура России 📙 — Архитектура

  1. Причины появления готики в России
  2. Примеры готических построек

Готика — культурный и архитектурный стиль в период с начала XI до начала XVI века, получивший распространение в Центральной и Западной Европе.

Впервые термин «готика» появился в эпоху раннего Ренессанса, по отношению к архитектуре прошлого периода и обозначал «варварство». По мнению архитекторов Ренессанса, те архитектурные традиции, которые не следовали античности, следовало считать отсталыми и архаичными.

Готика зародилась во Франции — наиболее развитом и сильном на то время государстве Западной Европы, а затем в течение полувека распространилась в тех европейских странах, находившихся под влиянием католической церкви. Основные сооружения готического стиля являлись соборы – центры культурной и духовной жизни средневековых городов, где проходили регулярные службы, читались проповеди и даже праздники и представления.

Уникальность готической архитектуры заключается в том, что в ней прижилась совершенно необыкновенная система форм по сравнению с предыдущей, романской архитектурой. Вместо массивных стен, узких окон-бойниц и полукруглых арок в готической архитектуре использовались арки стрельчатой формы, узкие и высокие башни с тонкими шпилями, богато украшенные фасады с архивольтами, тимпанами и вимпергами. Все эти элементы предназначались для того, чтобы подчеркнуть вертикальную составляющую здания, его стремление ввысь, к Богу.

Все элементы религиозной архитектуры в готическом стиле имели символическое значение, связанное с крестом и основными символами христианства. Именно поэтому с первого взгляда на храм, чувствуется величие Бога и ничтожность человека перед ним.

Российская православная архитектура развивалась по своему пути на основе византийской. Поэтому в период, когда в Европе строились готические храмы, в России церкви и соборы возводились в совершенно ином стиле. Интерес к готике возник примерно в середине XVIII века с распространением идей романтизма, а его «возбудителями» являются иностранные архитекторы и художники, работавшие в России.

Нужно заметить, что если в Европе эпохи Ренессанса понятие «готика» носило уничижительный характер, то в России все обстояло с точностью до наоборот — «готический» по отношению к архитектурным сооружениям обозначал «старинный» или «древний» и применялся больше в уважительном тоне.

Интерес к готике в Российской империи возник с легкой руки царя-реформатора Петра I, пытавшегося любой ценой «европеизировать» страну. До его правления никакой готики в России не было, так как в первую очередь готическая архитектура — это архитектура католических соборов, а российские зодчие, возводившие православные храмы, отвергали религиозную архитектуру Средневековья. Поэтому они категорически отказывались заимствовать любые формы и стилистику готической архитектуры.

Другое дело что после того, как Петр I «прорубил окно в Европу», молодые и талантливые архитекторы, пытавшиеся выйти за рамки традиционной православной архитектуры, искали для себя источники вдохновения и этап позднего Средневековья и заката готики не мог не вызвать у них интерес. Немало этому способствовал и тот факт, что в многие важные посты в правительстве получали немцы, которые поощряли такой интерес. Поощрялось данное направление и венценосными особами, например Екатериной II, Павлом I и Николаем I.

В первое время готические мотивы применялись исключительно в декоративных целях, для усиления эффекта в постройках эпохи классицизма. Но по мере того, как российская аристократия знакомилась с культурой европейских стран во время своих поездок и путешествий, у многих из дворян возникало желание увидеть нечто подобное в своей стране.

До середины XVIII века готика в России была практически неизвестна. Хотя в постройках зарубежных архитекторов, например Грановитой палате Московского Кремля, звоннице Софийского собора в Новгороде, башне Голутвина монастыря отчетливо прослеживаются готические мотивы.

Развитие неоготики тесно связывают с именем архитектора Юрия Матвеевича Фельтена, получившего образование в Тюбингенском университете в Германии и работавшего длительное время помощником знаменитого Растрелли. Именно Фельтен является автором уникального неоготического ансамбля, включавшего в себя Чесменский дворец и церковь Рождества святого Иоанна Предтечи (Чесменскую церковь).

Еще одним видным мастером в псевдоготическом стиле является архитектор Василий Баженов — автор церкви Владимирской иконы Божьей Матери в селе Быково и Петровского подъездного дворца в Подмосковье. Он также разрабатывал проект царского дворца в Царицыно, но в процессе работ императрица Екатерина II по неясным причинам приказала разрушить наполовину возведенный дворец, а на место Баженов назначила Матвея Казакова, который практически полностью переделал проект.

При императоре Павле I неоготика получает новый импульс. Ярый поклонник рыцарства и средневекового романтизма, Павел I стремился возродить готические традиции в архитектуре. При его правлении были возведены Приоратский замок в Гатчине, Ново-Никольский собор в Можайске, Екатеринская церковь в Москве и многие другие.

«Почему в России не получила развития готическая архитектура?» — Яндекс Кью

Популярное

Сообщества

Темы нет

Tim Berezin

  ·

6,9 K

ОтветитьУточнитьДмитрий Федосеев

5

discover-peterhof.ru, Кандидат наук  · 21 окт 2022

Весь Петергоф состоит из построек в готическом и нео готическом стиле. Императрица любила подобную архитектуру и развивала её в свои времена (1800 года).

Этому способствуют многочисленные постройки в Петергофе, например: Готическая капелла (на фото ниже)

Или готический колодец (на фото ниже):

Если честно, я могу продолжать до бесконечности, вот например, дворец-коттедж, который служил императорскому дворцу в качестве места проживания в летние периоды

С уважением, эксперт блога о Петергофе, Дмитрий. Если возникнут вопросы, обязательно обращайтесь.

Комментировать ответ…Комментировать…

Михаил Нелюбин

1,2 K

Дизайнер  · 28 сент 2015

Для того, чтобы понять, почему готическая архитектура не получила распространения в России, необходимо уточнить, о чём вообще идёт речь. Готическая архитектура во всей мощи проявила себя в религиозных сооружениях, а как мы знаем, религия в то время имела влияние почти во всех сферах деятельности человека.

Тут нужно вспомнить школьный курс, когда учителя наивно и… Читать далее

Комментировать ответ…Комментировать…

Константин Крылов

661

историк, журналист, меломан, заядлый театрал, любитель спорта  · 31 мая 2016

Традиционно здесь есть несколько пластов: 1) Как верно сказали в предыдущих ответах готика это не просто стиль. Готика — это воплощение совершенно конкретных философско-богословских идеалов в камне. Значительную роль в воплощении этих идеалов сыграл совершенно, опять же, конкретный человек — аббат Сюжер он же в латинизированной традиции аббат Сугерий. Его идеалы… Читать далее

Комментировать ответ…Комментировать…

Виктор Федотов

414

Экскурсовод, фотограф  · 31 мая 2016

Готическая архитектура получила развитие в России в середине XIX века. 
Некоторые образцы неоготики удивляют своим великолепием. На ум приходят достопримечательности Петербурга и Лен. области. Замок «Бип» в Павловске, Готическая капелла в парке Александрия в Петергофе, готические конюшни там же, Шапель в Пушкине, можно составить немалый список)

Комментировать ответ…Комментировать…

Наталия Криволапчук

4,9 K

Интеллектолог, зоопсихолог, автор синтетической психологии и МИО(с)-технологии.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *