Готическая архитектура России 📙 — Архитектура
- Причины появления готики в России
- Примеры готических построек
Готика — культурный и архитектурный стиль в период с начала XI до начала XVI века, получивший распространение в Центральной и Западной Европе.
Впервые термин «готика» появился в эпоху раннего Ренессанса, по отношению к архитектуре прошлого периода и обозначал «варварство». По мнению архитекторов Ренессанса, те архитектурные традиции, которые не следовали античности, следовало считать отсталыми и архаичными.
Готика зародилась во Франции — наиболее развитом и сильном на то время государстве Западной Европы, а затем в течение полувека распространилась в тех европейских странах, находившихся под влиянием католической церкви. Основные сооружения готического стиля являлись соборы – центры культурной и духовной жизни средневековых городов, где проходили регулярные службы, читались проповеди и даже праздники и представления.
Уникальность готической архитектуры заключается в том, что в ней прижилась совершенно необыкновенная система форм по сравнению с предыдущей, романской архитектурой. Вместо массивных стен, узких окон-бойниц и полукруглых арок в готической архитектуре использовались арки стрельчатой формы, узкие и высокие башни с тонкими шпилями, богато украшенные фасады с архивольтами, тимпанами и вимпергами. Все эти элементы предназначались для того, чтобы подчеркнуть вертикальную составляющую здания, его стремление ввысь, к Богу.
Все элементы религиозной архитектуры в готическом стиле имели символическое значение, связанное с крестом и основными символами христианства. Именно поэтому с первого взгляда на храм, чувствуется величие Бога и ничтожность человека перед ним.
Российская православная архитектура развивалась по своему пути на основе византийской. Поэтому в период, когда в Европе строились готические храмы, в России церкви и соборы возводились в совершенно ином стиле. Интерес к готике возник примерно в середине XVIII века с распространением идей романтизма, а его «возбудителями» являются иностранные архитекторы и художники, работавшие в России.
Нужно заметить, что если в Европе эпохи Ренессанса понятие «готика» носило уничижительный характер, то в России все обстояло с точностью до наоборот — «готический» по отношению к архитектурным сооружениям обозначал «старинный» или «древний» и применялся больше в уважительном тоне.Интерес к готике в Российской империи возник с легкой руки царя-реформатора Петра I, пытавшегося любой ценой «европеизировать» страну. До его правления никакой готики в России не было, так как в первую очередь готическая архитектура — это архитектура католических соборов, а российские зодчие, возводившие православные храмы, отвергали религиозную архитектуру Средневековья. Поэтому они категорически отказывались заимствовать любые формы и стилистику готической архитектуры.
Другое дело что после того, как Петр I «прорубил окно в Европу», молодые и талантливые архитекторы, пытавшиеся выйти за рамки традиционной православной архитектуры, искали для себя источники вдохновения и этап позднего Средневековья и заката готики не мог не вызвать у них интерес. Немало этому способствовал и тот факт, что в многие важные посты в правительстве получали немцы, которые поощряли такой интерес. Поощрялось данное направление и венценосными особами, например Екатериной II, Павлом I и Николаем I.
В первое время готические мотивы применялись исключительно в декоративных целях, для усиления эффекта в постройках эпохи классицизма. Но по мере того, как российская аристократия знакомилась с культурой европейских стран во время своих поездок и путешествий, у многих из дворян возникало желание увидеть нечто подобное в своей стране.
До середины XVIII века готика в России была практически неизвестна. Хотя в постройках зарубежных архитекторов, например Грановитой палате Московского Кремля, звоннице Софийского собора в Новгороде, башне Голутвина монастыря отчетливо прослеживаются готические мотивы.
Развитие неоготики тесно связывают с именем архитектора Юрия Матвеевича Фельтена, получившего образование в Тюбингенском университете в Германии и работавшего длительное время помощником знаменитого Растрелли. Именно Фельтен является автором уникального неоготического ансамбля, включавшего в себя Чесменский дворец и церковь Рождества святого Иоанна Предтечи (Чесменскую церковь).
Еще одним видным мастером в псевдоготическом стиле является архитектор Василий Баженов — автор церкви Владимирской иконы Божьей Матери в селе Быково и Петровского подъездного дворца в Подмосковье. Он также разрабатывал проект царского дворца в Царицыно, но в процессе работ императрица Екатерина II по неясным причинам приказала разрушить наполовину возведенный дворец, а на место Баженов назначила Матвея Казакова, который практически полностью переделал проект.
При императоре Павле I неоготика получает новый импульс. Ярый поклонник рыцарства и средневекового романтизма, Павел I стремился возродить готические традиции в архитектуре. При его правлении были возведены Приоратский замок в Гатчине, Ново-Никольский собор в Можайске, Екатеринская церковь в Москве и многие другие.
«Почему в России не получила развития готическая архитектура?» — Яндекс Кью
ПопулярноеСообществаТемы нет
Tim Berezin 104Z»>4 мая 2015 ·6,9 KОтветитьУточнитьДмитрий Федосеев5discover-peterhof.ru, Кандидат наук · 21 окт 2022
Весь Петергоф состоит из построек в готическом и нео готическом стиле. Императрица любила подобную архитектуру и развивала её в свои времена (1800 года).
Этому способствуют многочисленные постройки в Петергофе, например: Готическая капелла (на фото ниже)
Или готический колодец (на фото ниже):
Если честно, я могу продолжать до бесконечности, вот например, дворец-коттедж, который служил императорскому дворцу в качестве места проживания в летние периоды
С уважением, эксперт блога о Петергофе, Дмитрий. Если возникнут вопросы, обязательно обращайтесь.
Комментировать ответ…Комментировать…Михаил Нелюбин1,2 KДизайнер · 28 сент 2015
Для того, чтобы понять, почему готическая архитектура не получила распространения в России, необходимо уточнить, о чём вообще идёт речь. Готическая архитектура во всей мощи проявила себя в религиозных сооружениях, а как мы знаем, религия в то время имела влияние почти во всех сферах деятельности человека.
историк, журналист, меломан, заядлый театрал, любитель спорта · 31 мая 2016
Традиционно здесь есть несколько пластов: 1) Как верно сказали в предыдущих ответах готика это не просто стиль. Готика — это воплощение совершенно конкретных философско-богословских идеалов в камне. Значительную роль в воплощении этих идеалов сыграл совершенно, опять же, конкретный человек — аббат Сюжер он же в латинизированной традиции аббат Сугерий. Его идеалы… Читать далее
Комментировать ответ…Комментировать…Виктор Федотов414Экскурсовод, фотограф · 31 мая 2016
Готическая архитектура получила развитие в России в середине XIX века.
Некоторые образцы неоготики удивляют своим великолепием. На ум приходят достопримечательности Петербурга и Лен. области. Замок «Бип» в Павловске, Готическая капелла в парке Александрия в Петергофе, готические конюшни там же, Шапель в Пушкине, можно составить немалый список)
Интеллектолог, зоопсихолог, автор синтетической психологии и МИО(с)-технологии.