Готический стиль в архитектуре (примеры на фото)
Готический стиль в архитектуре стал завершающим этапом в развитии средневекового искусства перед началом эпохи Возрождения. Готика властвовала в Европе с 12 по 16 века, заменив романский стиль. Название стилю дали варварские германские племена, вторгавшиеся в пределы Римской империи с севера (3-5 вв. н.э.), которых римляне называли «готами». Сам термин появился уже в эпоху Ренессанса, его использовали в качестве насмешливого обозначения средневековой культуры. Считается, что первым название «готика» употребил Джорджо Вазари.
Римско-католический готический Кёльнский собор Пресвятой Богородицы и Святого Петра (Kölner Dom). 1248-1437 гг.;1842-1880 гг. Строился по образцу французского собора в Амьене.
Джорджо Вазари ( Giorgio Vasari). 1511-1574 гг. Итальянский художник, архитектор, основоположник искусствознания.
Зародился готический стиль в середине 12 века на севере Франции, спустя век он уже был распространен практически на всей территории Центральной Европы. Несколько позже он проник в Италию и в страны Восточной Европы. Этот стиль получил развитие в странах, где была сильна католическая церковь, которая поддерживала религиозную идеологию готики. Искусство готики являлось культовым, его назначением было обращение к Высшим силам, к вечности. И поэтому основным сооружением в стиле готики был собор – храмовое сооружение, которое предоставляло собой синтез архитектуры, скульптуры, живописи, витражного искусства. Появление готического стиля совпало с изменениями в средневековом обществе: начали формироваться централизованные государства, росли города, развивалось градостроительство. В центре города возводился большой собор, здесь сосредотачивалась основная общественная жизнь. В соборах проходили собрания жителей, проводились проповеди, диспуты богословов, праздничные мистерии. Само храмовое сооружение становилось сосредоточием Вселенной, что подчеркивалось готической архитектурой, выражающей идею власти божественных сил. В качестве строительного материала использовался горный камень с тщательно обтесанными горизонтальными поверхностями. Некоторые места кладки строители укрепляли железными скобами, которые укрепляли расплавленным свинцом. В Северной и Восточной Германии нередко строили из обожженного кирпича, используя кирпичи разной формы и разнообразную кладку.
Готический и романский стили
Готический стиль сменил стиль романский. Романский и готический стили кажутся совершенно разными в своем архитектурном выражении, однако, готика многое наследовала от романского стиля. Особенностью готического зодчества стала каркасная система – этот конструктивный прием строители переняли от романского крестового свода. Основой сводчатой конструкции являются ребра – нервюры.
Нервюры в готическом своде.
Благодаря такой конструкции уменьшалось давление на стены, так как нервюры опирались на столбы-устои (а не на стены, как у зданий романского стиля). Кроме того, уменьшалась усадка грунта, что было опасно для массивных романских зданий. Еще одно преимущество каркасного свода – возможность покрывать здания неправильной формы.
Благодаря каркасной системе в готических соборах значительно уменьшалась нагрузка на стены.
Средокрестие —место пересечения главного нефа и трансепта собора, образующих в плане крест. Неф — прямоугольное в плане внутреннее пространство собора, огражденное наружными стенами. Трасепт — поперечный неф в крестообразных в плане соборах, пересекающий под прямым углом основной неф.
Благодаря новому подходу к строительной конструкции романская и готическая архитектура очень разнятся внешне. Романские сооружения имели гладкие толстые стены, которые создавали ощущение защиты и силы, замкнутости, отчуждения. Готические строения представляют собой пример сложного взаимодействия окружающей среды и внутреннего пространства. Такой эффект достигается при помощи больших окон, кажущимися воздушными и легкими башнями, каменным декором.
Романский и готический стиль отличаются декором зданий благодаря витражам, тысячам скульптур, статуй, лепнине с природными мотивами, которые стали характерными элементами готики и практически отсутствовали (или использовались в небольших количествах) на фасадах романских сооружений.
Аббатство Мария Лаах (Abtei Maria Laach) в романском стиле немецкий монастырь на юго-западном берегу Лаахского озера в горах Айфель. Монастырь заложил в 1093г. пфальцграф Генрих II фон Лаах Окончание строительства — 1216 год.
На фото Готический Ульмский собор. Ульм в Германии в высоту 161,5 м. (1377-1890 гг.)
Готические скульптурные композиции отличаются от романских большей экспрессией, динамикой, напряжением фигур. Скульптура становится неотъемлемой частью собора, частью архитектурной идеи, вместе с другими архитектурными приемами передает стремление сооружения вверх. Кроме того, скульптура оживляет и одухотворяет сооружение. Стены готических зданий украшали фигурами апостолов, святых, пророков, ангелов, иногда создавали сюжеты из библейской истории. Готический архитектурный стиль отображал мир в фокусе религиозных взглядов общества, однако, в религиозные мотивы вмешивались и сцены из жизни простых людей. Центральный портал фасада обычно посвящался образу Христа или Деве Марии, на цоколе портала нередко изображали месяц, символы времен года – они изображали тему человеческого труда, стены украшали фигуры библейских царей, святых, апостолов, пророков и простых людей.
Скульптуры в соборе святых Мауритиуса и Катарины в Магдебурге — первом готическом строении в Германии. (1209 — 1520 гг.)
Если рассматривать готический стиль в архитектуре на фото в разных ракурсах, можно представить величественный размах идеи средневековых зодчих, отображающих возвышенную религиозность, воспевание и поклонение Высшим Силам. Величавость соборов, их величина, несоизмеримая с размерами человека, оказывали сильнейшее эмоциональное воздействие на верующего человека. Пример готического стиля в архитектуре, фото которого представлено ниже:
Готический стиль. Собор в Шартре — Cathédrale Notre-Dame de Chartres — католический кафедральный собор в городе Шартр (1194—1260гг.)
Этапы развития готического стиля в архитектуре
В готической архитектуре выделяются несколько этапов развития: ранний, зрелый -высокая готика и поздний, так называемая «пламенеющая» готика.
Ранняя готика приходится на начало 12 века и первую четверть 13 века. Примеры готического стиля раннего периода: собор Парижской Богоматери, соборы в Нуайоне, Лане. Самым ранним произведением с новой конструкцией свода считают церковь аббатства Сен Дени под Парижем. Старую церковь перестраивали при аббате Сугерии зодчие из Южной Франции. Несмотря на сопротивление монастырских зодчих, церковь была построена в готическом стиле (пример на фото). Вначале перестроили фасад и западную часть здания, на фасаде устроили три портала с широкими дверями для того, чтобы людям было удобнее заходить в здание, в 1151 г. были возведены башни. Сугерий написал книгу, в которой было описано строительство, которое велось в Сен Дени в 1137-1150 гг.
Аббатство Сен Дени под Парижем. Франция. 1137-1150 гг.
Зрелая готика.
Сооружения зрелой готики возводились с 20-х годов 13 века и до его конца. Примером являются соборы в Шартре, Реймсе и Амьене. Зрелой (высокой) готике присуща каркасная конструкция, богатые архитектурные композиции, большое количество скульптуры и витражей.
Собор в Реймсе ( Notre-Dame de Reims) в французской провинции Шампань (Champagne). Архиепископ Реймса Обри де Умбер (Aubry de Humbert) в 1211 году заложил Собор Божьей Матери. Архитекторы Жан дОрбе (Jean d’Orbais) 1211 г, Жан ле Лу (Jean-le-Loup) 1231-1237 гг., Гоше Реймский (Gaucher de Reims) 1247-1255 гг., Бернард Суассонский (Bernard de Soissons) 1255-1285 гг.Поздняя готика охватывает 14 и 15 вв.
Иногда позднеготическое искусство 15 века выделяют в особый период так называемой «пламенеющей» готики. Для этого периода характерно развитие скульптурного искусства. Скульптурные композиции не только воспитывали у людей религиозные чувства, изображая сюжеты из Библии, но и отражали жизнь простого народа.
Скульптура на фасаде Миланского собора
В отличие от Германии и Англии поздняя готика во Франции, разоренной Столетней войной, не получила широкого развития и не создала большого числа значительных произведений. К наиболее значимым сооружениям поздней готики относятся: церковь Сен-Маклу (Сен-Мало), Руан, Кафедральный собор в Мулене, Миланский собор, Севильский кафедральный собор, Нантский собор.
Миланский собор. высота от земли (со шпилем) — 108, 50 м; высота центрального фасада -56, 50 м.; длина главного фасада: 67, 90 м; ширина: 93 м.; площадь: 11.700 кв. м; шпили: 135; 2245 статуи на фасадах
Сооружения готической архитектуры строились и перестраивались в течение многих десятилетий, а иногда намного дольше. В архитектуре одного здания переплетаются черты разных этапов развития готики. Поэтому трудно отнести то или иное сооружение к конкретному периоду готического стиля. К 15 веку в Европе появился новый класс — буржуазия, стали развиваться централизованные государства, укреплялись светские настроения в обществе. Феодализм начал приходить в упадок, а вместе с ним и готический стиль стал постепенно утрачивать свое значение.
автор текста: Марина Калабухова
Готический стиль в архитектуре: простыми словами
Готический стиль в архитектуре – это устремлённое ввысь большое и тяжёлое здание, одновременно невесомое и легкое, воздушное и мистическое, залитое необычным светом.
Каркасная система в готической архитектуре
Появился данный стиль на базе романских построек с характерными толстыми стенами, небольшими окнами, полукруглыми тяжёлыми дверями, массивными столбами или колоннами и бочкообразными сводами.
Готическая архитектура появилась благодаря открытию архитекторами принципиально нового метода распределения нагрузки на здание. Когда установили, что масса и нажим каменной кладки вполне могут быть сосредоточены в нескольких высчитанных точках, то другие составляющие строения не обязательно должны быть опорными.
Новый подход в строительстве состоял в том, что цилиндрический свод заменился веерным посредством специальных конструкций: нервюр — выступающих рёбер каркасного свода. Его назвали нервюрным.
На основе каркасной системы готической архитектуры появилась возможность строительства высочайших зданий с огромным пространством, множеством света, высокими колоннами и башнями, продолговатыми арками и украшенными резьбой фасадами. Стали строить готические храмы, превышающие высоту Хеопской пирамиды, которая в Европе в те времена считалась самым высоким сооружением на земле.
Готический стиль в архитектуре: история
Эволюцию готического стиля в архитектуре можно разделить на три этапа:
- ранняя готика -12 век;
- высокая (зрелая) с пиком в 13 веке;
- пламенеющая (поздняя) с расцветом в 14-15 веках.
Временем рождения готики можно считать 1135 год. Архиепископ города Санса в Бургундии принял решение построить новый храм вместо старого романского, в котором выступающие рёбра свода носили декоративный характер. В новом соборе они стали играть роль опорных конструкций одновременно с арками.
Примерно в это же время началась реконструкция собора Сен-Дени, недалеко от Парижа — усыпальницы французских королей. В работах использовались элементы нового стиля, заимствованные из собора в Сансе. Именно этот факт послужил началом распространения готики, как французского стиля, в соседних регионах (запад и центр Европы), а также в Сирии, на Родосе, на Кипре.
По иронии судьбы, Германия переняла этот стиль позже остальных, хотя своё имя стиль получил от названия племён, проживавших на её территории: готов.
Готический стиль в архитектуре: элементы
Оличить Готику можно по стрельчатым аркам, нервюрам, травеям, контрфорсам, аркбутанам. Всего две минуты на видео покажут, что это за элементы.
Каркасная система готической архитектуры является отличительной особенностью стиля. Его характерные признаки
- высокие арки и своды, стремящиеся ввысь в форме стрел, дуг и крестов,
- наружные полуарки, передающие нагрузку за пределы основного здания (аркбутаны),
- вертикальные конструкции, принимающие на себя эту нагрузку (контрфорсы),
- узорчатые мозаичные окна.
На основе последних французские искусствоведы 19 века пытались классифицировать готические стили. Термин «Районнант» (фр. Rayonnant — излучение) был утверждён для описания излучающих спиц окон в форме розы. Употребляется современными искусствоведами.
Уделите минутку времени, чтобы подробней рассмотреть готический свод на примере башен-ворот Торрес-де-Серранос в Испании (Валенсия):
Строительство
Строительство величественных готических сооружений было невозможно без железных инструментов, пил, блоков, больших колёс для подъёма материалов на высоту. Требовалось наличие свинца, пластины которого покрывали крыши. Все эти условия стали возможны на территории Европы в 12 веке.
Для исполинских сакральных сооружений требовался камень, который часто привозили из дальних карьеров. Процесс возведения готических шедевров длился сотни лет. Мы его можем рассматривать на картинах средневековых художников Яна ван Эйка и Питера Бригеля-старшего.
Оценка и влияние готики
Домский Собор в МиланеВосприятие готики было весьма неоднозначным. Основоположники Возрождения Италии Брунеллески и Донателло вдохновлялись этим стилем в своём творчестве. И в то же время, готику воспринимали как искусственную, оторванную от природы, а потому считали её символом тёмного и отсталого.
Мольер называет готические соборы «чудовищами» и «следами невежественных лет». А Винсент Саблон воспевает в поэмах. Восприятие готики в фантастическом ореоле таинственности в период романтизма 18-19 веков привело к переосмыслению философии средневековой архитектуры.
Искусствовед профессор Эрвин Панофский (1892 — 1968) в своей работе «Готическая архитектура и схоластика» даёт подробное объяснение эволюции готики на основе развития европейской средневековой философии, которая концентрировалась вокруг университетских центров и представляла собой синтез католического богословия и логики древнегреческого Аристотеля. Он утверждает, что оба этих направления развивались по принципу: «идея — противоположность — ответ».
Видео — урок:
Читайте статью Готические соборы средневековья, в которой описаны наиболее известные соборы, являющиеся образцом этого стиля.
Готический стиль в архитектуре, по Вашему мнению, это что-то чудовищное? Напишите в комментарии своё мнение. Есть ли рядом с вами архитектурная готика?
Делитесь знаниями с друзьями в социальных сетях.
Ставьте оценку статье, выбрав нужное число звёзд ниже.
Готический стиль в архитектуре и интерьере
Обогащение фактур и украшение конструкции шло одновременно с эволюцией конструктивных решений и почти неотделимо от них. Контрфорсы увенчивались ланцетовидными башенками-пинаклями, в свою очередь украшенными зубцевидными выступами. Водосбросы с помощью скульптора превращались в фантастическое сочетание животных и растительных форм. Уступами уходящие вглубь отливы порталов поддержаны тонкими колонками попеременно с удлиненными фигурами ангелов и святых, а тимпан арочного контура над дверями покрывался рельефами на темы Страшного суда. Таким образом, все виды искусства играли свою роль в просвещении паствы, предупреждая верующих об опасностях греховной жизни и наглядно изображая блаженство святой жизни.
В решении оконных проемов происходило такое же слияние конструктивной эволюции и орнаментальности. Первоначально дело ограничивалось группировкой двух или трех некрупных окон в единой архитектурной раме. Затем простенок между такими окнами последовательно уменьшался, тогда как число проемов возрастало, пока не был достигнут эффект полностью рассеченной поверхности стен. Дальнейшее сокращение размеров каменных простенков между меньшими окнами привело к возникновению кружевной конструкции окна, орнаментальный рисунок которого создавался тонкими каменными ребрами. Поначалу собранные в виде простейших геометрических форм, кружевные структуры окон со временем становились все сложнее. Многоцветные витражи в этих окнах собирались из небольших кусков стекла.
Главный фасад собора Нотр-Дам-де-Пари имеет три стрельчатых портала со входами внутрь. Над ними висят скульптурные панно, иллюстрирующие различные эпизоды из Евангелия. Главное украшение Нотр-Дам-де-Пари – прекрасные цветные витражи. Строгость и цветовая сдержанность готического убранства, отсутствие настенной живописи только подчёркивают великолепие и яркость витражей. Проникая сквозь них, солнечный свет заливает серые стены радугой оттенков.
Аббатство Сен-Дени, расположенное к северу от Парижа, было основано в V в. Это самый ранний образец готического стиля. Церковь в плане имеет форму латинского креста. Центральный неф состоит из семи прямоугольных пролетов, по обеим сторонам от него тянутся боковые нефы, хор состоит из трех пролетов и оканчивается полукруглой апсидой. Вокруг хора есть деамбулаторий. Весь объем перекрыт стрельчатыми сводами, высота которых одинакова в центральном нефе, трансепте и хоре, — таким образом, создается единое пространство. Опоры тонкие, кажется, что стены целиком состоят из витражей.
Итальянская готика не могла избежать влияния римской архитектуры. Итальянская архитектура редко использует возможности готики в полной мере, кажется, сразу перейдя от романского стиля к ренессансу. Миланский собор (начат в 1390) — самый большой готический собор в Италии. В плане он имеет форму латинского креста, высокий центральный и двойные боковые нефы перекрыты крестовыми сводами, внутри и снаружи собор богато украшен.
Собор в Сиене (1245-1380) построен в стиле, близком к романскому, чередование светлых и темных полос в колоннах и обрамлении окон придает интерьеру особую прелесть. Западный фасад изобилует готической скульптурой, как в Миланском соборе.
В кафедральном соборе во Флоренции (Санта Мария дель Фьоре, 1296-1462) средокрестие восьмиугольной формы, это наводит на мысль о том, что первоначально собор имел центрическую планировку, которую длинный центральный неф превратил в базиликальную. Строители не смогли перекрыть восьмиугольное в плане средокрестие, только в эпоху Ренессанса над собором был возведен громадный купол.
В 18 веке интерес к готической архитектуре вспыхнул с новой силой. Так появился стиль неоготика . Не смотря на то, что принципы строительства в 18-19 веках были уже иными, и отдельные элементы зданий, выполненных в неоготическом стиле, на самом деле были чужеродными для средневековой готики, современники воспринимали отход от точного следования стилю как необходимость, а не как досадную ошибку архитекторов. В неоготике смешивались разные стили и направления, относящиеся к разным эпохам и странам, а также перемешивались приемы строительства соборов и замков. К примеру, в годы становления стиля при строительстве жилого дома его двери могли быть выполнены как порталы соборов, а спальни своей настенной росписью могли напоминать гробницы. Со временем эклектичность была творчески переработана, и архитекторы выработали универсальные требования к новому стилю. Основная особенность неоготической архитектуры – использование в качестве конструктивного элемента каркасного свода. Были также адаптированы и другие элементы средневековой архитектуры: зубчатые стены, витражи, лепнина, стрельчатые арки, высокие вытянутые фронтоны, башенки, внутренние колонны, узкие окна, геральдические мотивы.
Торжеством неоготики стало строительство в Лондоне Вестминстерского дворца. После долгих лет строительства вдоль Темзы вытянулся массивный, величественный дворец. Его фасад украшают и уравновешивают две башни, расположенные в его северной и южной частях. Дворец, несмотря на свою величину, не подавляет своими размерами, но производит впечатление классической строгости. Все дело – в верно найденных пропорциях.
Наиболее яркий пример неоготической архитектуры в Германии — Кёльнский собор, одно из самых высоких и массивных зданий 19 века. Также немецкие архитекторы спроектировали такие шедевры мировой архитектуры, как замок в Швангау и невероятный по своей красоте замок Нойшванштайн, построенный на месте разрушенной рыцарской сторожевой башни.
Один из шедевров неоготической архитектуры – здание парламента в Венгрии (Будапешт). Это одно из самых красивых правительственных зданий мира. Изящные башенки парламента, расположенного на берегу Дуная, эффектно отражаются в воде, а острые шпили — непременный атрибут неоготического стиля – делают силуэт легким, устремлённым в небо.
Начиная во второй половины 18 века неоготика становится популярной и в России. Изначально на западе страны началось строительство католических церквей в неоготическом стиле, затем мода на «рыцарскую» архитектуру расширилась: архитекторы стали возводить частные и доходные городские особняки, а также господские дома в богатых имениях с использованием готических форм. Доходные дома в Москве и особенно Петербурге отличались роскошными парадными подъездами, стрельчатыми окнами, богато декорированными фронтонами, шпилями и башенками.
Интересный пример российской неоготики середины 19 века — комплекс зданий, возведенных в Петергофе. В их числе — капелла в парке «Александрия», украшенная множеством декоративных элементов из чугуна, Фермерский дворец, дворец «Коттедж», а также вокзал, почта и императорские конюшни.
К оригинальным архитектурным памятникам неоготики относится и особняк Зинаиды Морозовой на Спиридоновке в Москве, который выглядит внушительно и строго; величия и пышности преисполнен западный фасад с химерами над порталом; обращённый к саду с фонтаном южный фасад создаёт настроение уюта и спокойствия, прекрасны и каменная резьба и горельефы, украсившие террасу с восточной стороны дома.
Готический стиль в архитектуре зародился в Европе в зрелом и позднем средневековье (12-15 века). Готика сменила архитектуру Романского стиля и в свою очередь уступила место архитектуре Ренессанса.
Термин «готика», «готическая архитектура» происходит от слова «готы» — варварские племена с севера. Термин возник позже (в Новое время) как презрительное обозначение всего привнесённого в европейское искусство варварами-готами и подчёркивал радикальное отличие средневекового зодчества от античного искусства Древнего Рима.
В эту эпоху средневековья роль Церкви в жизни общества достигало максимального влияния. Церковь занималась не только религиозными делами, но активно вмешивалась в политику, экономику, образование, искусство. В те времена развитие науки полностью было сосредоточено в рамках Церкви. Поэтому готический стиль изначально зародился именно в церковном строительстве, а уже после перешёл и на светскую архитектуру.
Собор в средневековье был центральным местом любого города. Его регулярно посещали множество прихожан, в нём обучались, здесь жили нищие, и даже разыгрывались театральные постановки. В источниках нередко упоминается, что и правительство заседало в церковных помещениях. Изначально готический стиль для собора имел для себя цель существенно расширить пространство, сделать его более светлым.
Новые требования жизни с одной стороны и развитие науки и техники с другой стороны, стали предпосылками к появлению технически сложного готического тиля. Решающим фактором стало открытие нового способа распределения нагрузки: вес и давление каменной кладки могут концентрироваться в определённых точках, и если их поддержать именно в этих местах, другим элементам постройки уже не обязательно быть несущими. Так возник готический каркас:
Отличием от предшествующих стилей стало то, что свод перестали опирать на сплошные толстые стены здания, массивный цилиндрический свод заменили ажурным нервюрным крестовым, давление этого свода передается нервюрами и арками на столбы (колонны). Возникающий таким образом боковой распор воспринимается аркбутанами и контрфорсами, вынесенными наружу здания.
Такая конструктивная схема была открыта ранее — в предшествующую эпоху Романского стиля. Но более монументальный готический стиль привнёс свои новые особенности, которые отражены на данной схеме:
Эти конструктивные решения позволяли не только экономить строительные материалы, но и сделать внутреннее пространство храма более просторным, отказавшись от загромождавших и затемнявших его колонн. Готические храмы задумывались таким образом, чтобы они были способны вместить в себя жителей всего города одновременно. Пространство между колоннами заполнялось тонкими стенами, покрытыми резьбой, или цветными витражами в стрельчатых арочных проёмах. Увеличение площади остекления улучшило освещённость нефа.
Всё это сделало возможным также и радикальное увеличение высоты зданий в сравнении с предшествующим Романским стилем.
Конструктивные и художественные элементы готического стиля:
● контрфорс — вертикальная конструкция, представляющая собой либо выступающую часть стены, вертикальное ребро, либо отдельно стоящую опору, связанную со стеной аркбутаном. Предназначена для усиления несущей стены путём принятия на себя горизонтального усилия распора от сводов. Внешняя поверхность контрфорса может быть вертикальной, ступенчатой или непрерывно наклонной, увеличивающейся в сечении к основанию;
● аркбутан — наружная каменная полуарка, передающая горизонтальное усилие распора от сводов на опорный столб (контрфорс), расположенный за пределами основного объёма здания;
● пинакль — декоративная копьевидная башенка, часто увенчиваемая остроконечным фиалом. Пинакли ставились в основном наверху контрфорсов, также на уступах контрфорсов и башен, на коньках и столпах стен. Конструктивной функцией пинакля является пригруз опоры аркбутана, чтобы предотвратить её сдвиг. Для данной цели пинакли нередко утяжеляли свинцом;
●
нервюры
(фр. nervure жилка, прожилка) выступающее ребро каркасного
крестового свода.
Наличие нервюр в совокупности с системой контрфорсов и аркбутанов
позволяет облегчить свод, уменьшить его вертикальное давление и
боковой распор и расширить оконные проёмы. Нервюрный свод также
называют веерным. Система нервюр образует каркас, облегчающий кладку
свода.
Готические своды Сен-Шапель часовни-реликварии на территории бывшего Королевского дворца на острове Сите в Париже:
Своды готического собора:
● масверк готический декоративний каркасный орнамент, все элементы которого построены при помощи циркуля. Состоит из стилизованных трилистников либо четырёхлистников, кругов и их фрагментов. Выполняется глубоким рельефом на деревянных либо каменных конструкциях.
● Вимперг (нем. Vimperg) высокий остроконечный декоративный фронтон, завершающий порталы и оконные проемы готических зданий. Поле вимперга украшалось ажурной или рельефной резьбой; по краям вимперг обрамлялся каменными пластическими деталями и увенчивался крестоцветом (флероном).
● Трифорий невысокая декоративная галерея в средневековых соборах Западной Европы, расположенная в толще стены над арками, отделяющими боковые нефы от среднего.
__________________________________________________________________________________________
Родиной готической архитектуры является Франция. Крёстным отцом готического стиля считается влиятельный и могущественный аббат Сугерий, который в 1135-44 гг. перестроил в новом стиле базилику аббатства Сен-Дени. Сугерий писал, что высокий, залитый светом храм призван символизировать безбрежный свет, исходящий от Бога. Вскоре вслед за Сен-Дени новый стиль был применён при возведении собора Парижской Богоматери (заложен в 1163) и Ланского собора (заложен в 1165).
Базилика аббатства Сен-Дени в Париже:
Собор Парижской Богоматери в Париже:
В каждой европейской стране готика имела свои особенности, но в целом можно выделить три периода развития этого стиля, характерные для всех:
Ранняя готика. Главные отличительные признаки:
● Высокие стрельчатые окна без масверка (Франция), с масверком и без крипты (Германия)
● Фасады 2-х башенные с круглыми окнами (розасами). Розас и фасад Нотр-Дама в Париже становятся образцами многочисленных кафедральных соборов
● Масверк, круглое готическое окно и вимперги высшей утонченности
● Важные росписи по стеклу
● Членение стен 4-х зонное
● Круглые колонны с 4 тонкими служебными колоннами
● Богатая орнаментика капителей
● Исключительно стрельчатые арки
Зрелая готика. Главные отличительные признаки:
● Вместо стен устанавливаются витражи с росписью. После замены односкатных крыш боковых нефов шатровыми и вальмовыми крышами удается снабжать задними окнами и трифории (Кельн). окна верхних проемов круглые
● Членение стен 3-х зонное
● Тонкие разделяющие стены
● Стремление ввысь, которое требует двойных (Шартр 36 м, Бове 48 м) и тройных аркбутанов
● Колонны составные (пучкообразные)
● Арки полуциркульные
● Свод 4-частный
● Крыши башен ажурные
Поздняя готика. Главные отличительные признаки:
● Низкие верхние оконные проёмы или уменьшение размеров окон, а так же круглые окна наряду со стрельчатыми с богатым ажурным орнаментом
● Более высокие аркады
● Более декоративно насыщенная (стиль Изабелла с 1475, стиль Платереско соединение восточных и мавританских влияний)
● Ажурный орнамент в виде рыбьего пузыря (каф. собор Амьена 1366-1373)
● Средний неф выше боковых и меньше разделительных элементов между нефами. В Германии поперечный неф вовсе отсутствует
● Колонны приобретают более упрощенный профиль. круглые столбы устанавливаются далеко один от другого
● Капитель на служебных колоннах отсутствует или есть на отдельных колоннах
● Арки больших размеров килевидная (уже ренессансная)
● Звездчатый или сетчатый свод и свод с замковыми нервюрами с грушевидным профилем
● Трифорий отсутствует
● Крыши с куполами.
Собор в Севильи (Испания):
Источники:
ru.wikipedia.org, arch-simple.ru, www.syl.rul
Москва – как раз один из тех городов, который славится неоготическими зданиями. Многие из них являются символами города, без которых редко можно представить экскурсионный маршрут.
Если средневековую готику в России можно посмотреть только в Новгородской, Калининградской и Ленинградской областях, то Московский регион на первом месте в России по количеству построек в готических формах более поздних эпох . По данным исследования проекта «Готика в России», их насчитывается более 150.
Вот наиболее известные:
· Никольская башня Московского кремля – единственная кремлевская башня, имеющая готический декор. Такой облик башня получила после реконструкции в XIX веке по проекту архитекторов Луиджи Руска и Алексея Бакарева (затем было еще несколько реконструкций).
· Петровский путевой (подъездной) дворец (1775-1780) – одно из первых московских зданий «в готическом вкусе», как говорила сама заказчица – Екатерина II. Построено архитектором Матвеем Казаковым. Москва, Ленинградский пр-т, 40
· Усадьба Царицыно – еще одна готическая достопримечательность екатерининского периода. Строилась с 1776 по 1796 годы сначала архитектором Василием Баженовым, затем Матвеем Казаковым. Это единственный дворцовый комплекс Европы среди монарших резиденций, полностью спроектированный в готическом духе. Имеет более дюжины готических построек, включая Большой дворец, Хлебный дом, кавалерские корпуса, мосты, ворота и др.
· Здание торгового дома Мюр и Мерелиз, которое мы с 1930-х годов знаем как ЦУМ. Построено в 1906-1908 годах архитектором Романом Клейном при участии знаменитого инженера Владимира Шухова. Москва, ул. Петровка, 2.
· Римско-католический Кафедральный Собор Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии (1901-1911) – является не только главным (первым по чести) католическим храмом России, но и считается крупнейшим зданием в стране в стиле неоготики. Спроектирован академиком архитектуры Ф.О. Богдановичем-Дворжецким.
· Англиканская церковь Св. Андрея в Вознесенском переулке (1882-1884, арх. Р.Н. Фримен) – единственная церковь в столице, которая относится к этому направлению в протестантизме. На территории храма сохранились неоготические дом пастора и ограда.
· Особняк Зинаиды Морозовой в числе самых ярких творений архитектора Федора Шехтеля. Построен в 1898 году для супруги магната Саввы Морозова. Декоративные панно интерьера на тему Фауста выполнил художник Врубель. Здание считается прообразом дома Маргариты в романе Булгакова. Сейчас – дом приемов МИД России. Москва, ул. Спиридоновка, 17.
· Здание Синодальной типографии – в палатах на месте здания Иван Федоров напечатал первую книгу, а Петр I выпустил первый номер газеты «Ведомости». В старину здание называли «готическим» (в значении «старинное»), но в реальности готический декор и нервюрные своды оно получило только в 1811 году (арх. И.Л. Мироновский, А.Н. Бакарев). Москва, ул. Никольская, 15.
· Городская усадьба А.А. Бахрушина – в здании работы архитектора Карла Гиппиуса (1896) еще при жизни владельца, Алексея Александровича Бахрушина, появился музей с коллекцией театральных редкостей – сегодня он считается крупнейшим в Европе. Москва, ул. Бахрушина, 31/12.
· Аптека В.К. Феррейна (1899, арх. А.Э. Эрихсон) – некогда один из символов и высотная домината Лубянской площади. По ассортименту аптека считалась крупнейшей в Европе. Сегодня здесь находится салон хрусталя. Москва, Никольская ул., 21.
· Доходный дом М.О. Эпштейна в Гусятниковом переулке примечателен наличием гаргулий и полноростовой фигуры рыцаря. Это одно из самых ранних зданий, положивших начало городской легенде о «домах с рыцарями», охраняющими город от невзгод. Архитектор Валентин Дубовской, 1912.
· Ворота Введенского (немецкого) кладбища – одного из самых известных некрополей Москвы – также выполнены в стиле неоготики в 1870-х годах по проекту архитектора А.А. Мейнгарда (северный и южный входы).
· Комплекс Евангелической больницы на Воронцовом поле – был построен к 1914 году по проекту архитектора О.В. фон Дессина. Здесь появился один из первых в городе рентген-аппаратов.
· Особняк купцов Новиковых (дом Свешниковой) по улице Большая Полянка послужил прообразом для рассказа Викентия Вересаева «Проклятый дом». Построен в 1907 году архитектором Сергеем Гончаровым.
· Здание рижского Товарищества русско-французских заводов резиновых и телеграфных производств (арх. Г.П. Евланов, 1915) более известно как МЭЛЗ, Московский электроламповый завод. Предприятие то и дало новое название улице и станции метро – Электрозаводская.
Как видно, московская архитектура в готическом духе представлена очень разнообразно. Это храмы, усадьбы, доходные дома, общественные и административные здания, промышленная архитектура.
Многие горожане ежедневно проезжают мимо московской «готики» по МЦК. На станциях МЦК (бывшая Московская кольцевая ж/д) сохранились водонапорные башни инженера А.Н. Померанцева на ст. Лихоборы и Угрешская (их копии снесены на ст. Черкизово и Андроновке). Обе можно увидеть из окна вагона, проезжая по внешнему радиусу МЦК.
Более того, в Москве также присутствуют здания в т.н. стиле американской «вулвортской готики» (готика небоскребов). К ним можно отнести ЖК Эдельвейс на Славянском бульваре и ЖК Элсинор в районе М. Полежаевская.
Здесь можно найти подборку из 105 готических адресов в Московском регионе, хотя она требует актуализации.
Историческое и культурное развитие неразрывно связаны. Особенно ярко этот процесс прослеживается в западноевропейских государствах, где перемены в технической, гражданской и религиозной сферах проявились не только в укреплении и развитии городов, но и стали причиной культурного расцвета. Результатом последнего стало появление готического искусства. Это направление полностью отвечало духу своего времени – было противоречивым, монументальным и затрагивало все сословия.
История становления
ХII — ХIII вв. стали периодом наивысшего развития средневековой христианской культуры для большинства Европейских стран. Рост и расширение городов, становление рыцарства, развитие ремесленничества, науки и укрепление человеческого сознания стали решающими факторами в формировании готического искусства.
Изначально “стиль готика” применялся в архитектуре, а позже стал проникать и в прочие сферы жизни. Он зародился во французском городе Иль де Франц и пришло на смену романскому стилю. Церковь монастыря Сен-Дени является первой готической постройкой.
Наследие готики, подаренное архитектуре Эпохи Возрождения выражено в этом фото.
Нотр-Дам де Пари, Франция
Особенности архитектуры
В период зарождения готического направления архитектура выступала одним из главенствующих видов искусства. В особенности это касалось соборных помещений. Соборы и церкви вмещают красивейшие образцы архитектуры, скульптуры и живописи. Впоследствии слившись с традициями деревянного зодчества и каменной архитектуры Древней Руси, это направление обрело свое проявление, в русском архитектурном стиле – нарышкинское барокко.
В эпоху Средневековья собор был не просто церковью, а важным элементом жизни города, в нём проводились не только ритуальные службы, но и театральные представления, академические лекции или заседания городского совета.
Во многом интерьер готического собора получил свой теперешний вид благодаря не только эстетическим, но и технологическим новшествам, ставшим основой направления, а именно:
- Стрельчатые арки. Такие конструкции способны выдержать нагрузку верхнего свода здания, что позволяет избавиться от большого числа внутренних стен, присущих романскому стилю архитектуры.
- Каркасная система строительства, ставшая не менее важным открытием готической архитектуры. Она дала возможность сделать здания выше, и в то же время уменьшит толщину несущих стен.
Сочетание выше указанных элементов позволило заметно расширить площадь помещений храма. Как пример, на фото представлен миланский собор Дуомо. Еще такие тенденции были замечены в колониальном стиле.
Дуомо, Милан
Характерные черты соборного интерьера
Что касается внутреннего убранства, то здания, выполненные в готическом стиле, украшались массивными окнами, витражами и настенными росписями, также применялись колонны с арками или аркбутанами (открытыми полуарками). Архитектурный стиль “готика” изобилует вертикальными линиями, подчёркивающими возвышенность и красоту созданных сооружений.
Фасады домов украшались колоннами, лепниной с кельтскими или цветочными орнаментами и гротескными скульптурами мифических героев и существ. Поэтому здания, возведённые в стиле “готика”, отличаются монументальностью, изобилием прямых линий, стремящихся ввысь шпилей и небывалым простором комнат.
Интерьер готического собора
Мебель
Эти же каноны касаются и к мебели. Практически все предметы интерьера в готическом стиле производились по церковным мотивам. В период расцвета готики мебельная отрасль уже окончательно сформировалась, и в ней присутствовали практически все современные виды мебели.
Изобретение лесопильни – главный фактор в развитии мебельного ремесла.
Благодаря этому появилась возможность изготавливать предметы не из тяжелых древесных массивов, а из тонких досок. Это дало возможность производить качественную мебель не только для церквей, но и обычных домов. Для декора применялись филёнки с ленточным плетением или ажурным орнаментом. Каркас изделий украшался и архитектурными элементами – башенками, шпилями.
Наиболее распространённым атрибутом жилища в те времена был сундук, который применялся не только для хранения всевозможных ценностей, но и в виде места для сидения. Такие предметы мебели остались к классическом представлении английского стиля. Он украшался различными ажурными филёнками и рамками. Позднее из сундуков развились кухонные шкафы и буфеты.
В целом готическая мебель довольно проста, это различные этажерки, ширмы, сундуки, резные шкафы, кресла и кровати с балдахином.
Основными видами сырья для подобных изделий служили наиболее прочные виды древесины – дуб, ель и сосна.
Облицовка комнат
Что касается оформления стен жилищ, то для этих целей использовали каменную кладку, которую покрывали узкой кружевной росписью, коврами или облицовывали деревянными панелями. В готическом интерьере поверхность стен нередко разделяли по горизонтали на верхнюю и нижнюю. Эти поверхности контрастно отличались по цвету фактуре.
В качестве напольного покрытия использовали камень, доски или плиты, а жилые зоны покрывали коврами.
Говоря о потолке, строители традиционно оставляли открытыми потолочные балки и стропила. Изредка его украшали ажурными росписями или скульптурными элементами.
Комната в готическом стиле
Окна
Ещё одной немало важно отличительной чертой готического стиля в интерьере являются стрельчатые окна. Они выделялись значительными размерами и украшались орнаментами, башенками или витражами.
Модные веяния средневековой Европы
Готический стиль, так глубоко проникший в архитектуру, скульптуру и живопись, не мог не отразиться и на одежде времён позднего средневековья. Однако стоит понимать, что во времена развития готики сословные различия между людьми были довольно сильны, поэтому одежда феодалов, рядовых горожан и крестьян значительно отличалась. Так право носить шелка и длинные шлейфы имели только представители высших сословий.
Мода готического Средневековья
В готической одежде чётко проявлялось стремление к прямым линиям и вытянутым силуэтам. С развитием готики в средневековую моду стали входить туфли с вытянутыми носами и заострённые шляпы. Наиболее предпочтительным материалом выступал бархат. Одежда обильно украшалась ленточными или растительными орнаментами.
Готический стиль в мужской одежде предполагал две разновидности костюма – короткий и узкий или длинный и свободный.
Одежда знатных мужчин зачастую включала следующие элементы:
- котарди – узкий кафтан с широкими или узкими рукавами;
- блио – короткий кафтан с зауженным верхом и широкими несшитыми с боков полами;
- пурпуэн – короткая куртка с узкими рукавами, её принято было носить с узкими штанами-чулками;
- нарамник – согнутая пополам не сшитая ткань с прорезью для головы. Его было принято носить в качестве плаща. Нарамник иногда сшивали по бокам, оставляя прорези для рук, подобный вариант называли сюртуком. Плащи могли быть как длинными, так и короткими.
Бургундские костюмы придворных
Одежда женщин состояла из камизы (жилет) и котта (разновидность платья). Котт обладал узким верхом, длинной широкой юбкой и шнуровкой сбоку или сзади. Готические платья имели удлинённую талию, на юбке спереди делалось несколько драпирующих складок. Дамы знатного происхождения имели на юбке шлейф, и чем длиннее он был, тем более высокий статус имела его обладательница.
Наиболее распространённым вариантом женского головного убора был горж. Он был похож на тканевую трубку, расширяющуюся к низу, и имел сзади разрез.
Искусство
Расцвет готического искусства пришёлся на момент начала развития средневековой научной мысли. Так монастыри утрачивали роль главенствующих центров культуры. Мастера стали обращаться не только к религиозным мотивам, но и более обыденным сюжетам. В целом готическое искусство полностью отражает противоречие своей эпохи – это классицизм, причудливое переплетение реализма и человечности а так же догматичное религиозное наследие. В данном периоде начинает зарождаться светская архитектура – кроме ратуш и церквей возводятся и каменные дома для обеспеченных граждан, формируется тип городского многоэтажного дома.
Однако классический готический стиль наглядней всего проявился именно в церковной архитектуре. Так соборы и церкви вмещают не только все отличительные черты и новшества стиля, но и уникальные декоративные и скульптурные элементы.
Влияние византийского стиля в архитектуре ярко прослеживается в таких течениях средневекового искусства, как романский стиль и готика.
Неотрывно от архитектуры в средневековом готическом искусстве развивалась и скульптура. Сюжеты и содержание последней были полностью подчинены религиозным мотивам. Нередко в скульптурах воплощались и реальные исторические события, живущие епископы и короли.
Ниже приведены несколько отличительных черт готических скульптур:
- Максимальное наделение героев человеческими эмоциями и чертами.
- Обособленность скульптуры от стены, в отличие от романского стиля. Так готические скульптуры всегда объёмны, они находится на постаментах у стены и нередко выходит за её пределы.
- Обилие объёмных складок и натуралистичность изображений и пропорций тел героев.
Наряду со скульптурой получила широкое развитие и витражная живопись. Техника исполнения витражей не изменилась, однако цветовая палитра и тематики стали значительно богаче и разнообразней. Так вместе с изображением религиозных сюжетов стали появляться и витражи на бытовые темы.
Также особое место в готической культуре занимают книги, которые уже начинают писать не только в церковнослужители, но и городские мастера. Зачастую это были романы, басни, хроники, трактаты и притчи. Вместе с книжным делом развивается и книжная миниатюра. Готические книжные иллюстрации отличаются особой реалистичностью и крайне высоким качеством исполнения.
Культура
Рассматривая вопрос культурного развития западноевропейских стран в период готики можно выделить следующие особенности:
- Главенствующая роль христианской религии в обществе. Хоть в искусстве и начало ощущаться стремление к очеловечиванию персонажей и реалистичной передаче эмоций, человек всё ещё продолжал рассматриваться как греховное создание, требующее спасения и очищения души.
- На базе фольклора активно развиваются национальные культуры европейских народов.
- Укрепление рыцарской культуры. Рыцарский кодекс нередко отражается в поэзии и литературе этого периода.
- Развивается научная мысль и университетское образование.
Выдающиеся культурные деятели
Клаус Слютер
Прародителем готического архитектурного стиля является аббат Сугерий. Будучи священнослужителем монастыря Сен-Дени, он перестроил обветшавшую на тот момент церковь аббатства в невиданном ранее стиле. В реконструированной церкви были воплощены все основные технические и эстетические приёмы направления, которого позднее назвали готическим.
Говоря о личностях, поспособствовавших развитию готической культуры, нельзя не упомянуть и Клауса Слютера. Одним из самых известных его произведений является скульптура Колодец Моисея. Он выполнен в виде шестигранного подножия Распятия, которое окружено монументальными статуями ветхозаветных пророков. В углах группы размещены скульптуры скорбящих ангелов. В работах Слютера ярко прослеживается готический натурализм и монументальность. Его герои пластичны и близки к натуре.
Ещё одним исконно готическим видом искусства являются книжные миниатюры. Яркими представителями данного жанра выступают братья Лимбурги. Их миниатюры отличались не только высокой реалистичностью и передачей объёма, но и поэтическим и правдивым изображением повседневного быта и природы.
Ламинат brilliant – современный материал, выполненный в классических тонах.
Какие бывают расцветки обоев, их виды и характеристики, как они комбинируются, читайте тут.
Дизайн кухни в стиле прованс: https://trendsdesign.ru/home/liv/provans-legkaya-kuxnya-v-firmennom-francuzskom-stile.html
Видео-обзор о достопримечательностях в готическом стиле
Заключение
Готический стиль ознаменовал целую эпоху в истории средневековой Европы. Переход к данному направлению стал возможным благодаря изменениям не только в эстетическом восприятии, но и научному и техническому развитию. В целом готический стиль отличается особой монументальностью, стремлению к возвышенному. Однако данное направление ещё не отличается ни особым изяществом, ни роскошью. Хоть в искусстве и начинают отражаться обыденные сцены, религиозная тематика всё ещё остаётся главенствующей.
Это же можно проследить и в других исторических стилях, таких, как античный стиль. Что же касается дальнейшего развития стилей, определяющих роскошь и достаток, то это все прослеживается в барокко и викторианском стиле.
Рекомендуем также ознакомиться с нашей статьей о том, что такое Ампир и стилем Рококо в искусстве.
Москва – как раз один из тех городов, который славится неоготическими зданиями. Многие из них являются символами города, без которых редко можно представить экскурсионный маршрут.
Если средневековую готику в России можно посмотреть только в Новгородской, Калининградской и Ленинградской областях, то Московский регион на первом месте в России по количеству построек в готических формах более поздних эпох . По данным исследования проекта «Готика в России», их насчитывается более 150.
Вот наиболее известные:
· Никольская башня Московского кремля – единственная кремлевская башня, имеющая готический декор. Такой облик башня получила после реконструкции в XIX веке по проекту архитекторов Луиджи Руска и Алексея Бакарева (затем было еще несколько реконструкций).
· Петровский путевой (подъездной) дворец (1775-1780) – одно из первых московских зданий «в готическом вкусе», как говорила сама заказчица – Екатерина II. Построено архитектором Матвеем Казаковым. Москва, Ленинградский пр-т, 40
· Усадьба Царицыно – еще одна готическая достопримечательность екатерининского периода. Строилась с 1776 по 1796 годы сначала архитектором Василием Баженовым, затем Матвеем Казаковым. Это единственный дворцовый комплекс Европы среди монарших резиденций, полностью спроектированный в готическом духе. Имеет более дюжины готических построек, включая Большой дворец, Хлебный дом, кавалерские корпуса, мосты, ворота и др.
· Здание торгового дома Мюр и Мерелиз, которое мы с 1930-х годов знаем как ЦУМ. Построено в 1906-1908 годах архитектором Романом Клейном при участии знаменитого инженера Владимира Шухова. Москва, ул. Петровка, 2.
· Римско-католический Кафедральный Собор Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии (1901-1911) – является не только главным (первым по чести) католическим храмом России, но и считается крупнейшим зданием в стране в стиле неоготики. Спроектирован академиком архитектуры Ф.О. Богдановичем-Дворжецким.
· Англиканская церковь Св. Андрея в Вознесенском переулке (1882-1884, арх. Р.Н. Фримен) – единственная церковь в столице, которая относится к этому направлению в протестантизме. На территории храма сохранились неоготические дом пастора и ограда.
· Особняк Зинаиды Морозовой в числе самых ярких творений архитектора Федора Шехтеля. Построен в 1898 году для супруги магната Саввы Морозова. Декоративные панно интерьера на тему Фауста выполнил художник Врубель. Здание считается прообразом дома Маргариты в романе Булгакова. Сейчас – дом приемов МИД России. Москва, ул. Спиридоновка, 17.
· Здание Синодальной типографии – в палатах на месте здания Иван Федоров напечатал первую книгу, а Петр I выпустил первый номер газеты «Ведомости». В старину здание называли «готическим» (в значении «старинное»), но в реальности готический декор и нервюрные своды оно получило только в 1811 году (арх. И.Л. Мироновский, А.Н. Бакарев). Москва, ул. Никольская, 15.
· Городская усадьба А.А. Бахрушина – в здании работы архитектора Карла Гиппиуса (1896) еще при жизни владельца, Алексея Александровича Бахрушина, появился музей с коллекцией театральных редкостей – сегодня он считается крупнейшим в Европе. Москва, ул. Бахрушина, 31/12.
· Аптека В.К. Феррейна (1899, арх. А.Э. Эрихсон) – некогда один из символов и высотная домината Лубянской площади. По ассортименту аптека считалась крупнейшей в Европе. Сегодня здесь находится салон хрусталя. Москва, Никольская ул., 21.
· Доходный дом М.О. Эпштейна в Гусятниковом переулке примечателен наличием гаргулий и полноростовой фигуры рыцаря. Это одно из самых ранних зданий, положивших начало городской легенде о «домах с рыцарями», охраняющими город от невзгод. Архитектор Валентин Дубовской, 1912.
· Ворота Введенского (немецкого) кладбища – одного из самых известных некрополей Москвы – также выполнены в стиле неоготики в 1870-х годах по проекту архитектора А.А. Мейнгарда (северный и южный входы).
· Комплекс Евангелической больницы на Воронцовом поле – был построен к 1914 году по проекту архитектора О.В. фон Дессина. Здесь появился один из первых в городе рентген-аппаратов.
· Особняк купцов Новиковых (дом Свешниковой) по улице Большая Полянка послужил прообразом для рассказа Викентия Вересаева «Проклятый дом». Построен в 1907 году архитектором Сергеем Гончаровым.
· Здание рижского Товарищества русско-французских заводов резиновых и телеграфных производств (арх. Г.П. Евланов, 1915) более известно как МЭЛЗ, Московский электроламповый завод. Предприятие то и дало новое название улице и станции метро – Электрозаводская.
Как видно, московская архитектура в готическом духе представлена очень разнообразно. Это храмы, усадьбы, доходные дома, общественные и административные здания, промышленная архитектура.
Многие горожане ежедневно проезжают мимо московской «готики» по МЦК. На станциях МЦК (бывшая Московская кольцевая ж/д) сохранились водонапорные башни инженера А.Н. Померанцева на ст. Лихоборы и Угрешская (их копии снесены на ст. Черкизово и Андроновке). Обе можно увидеть из окна вагона, проезжая по внешнему радиусу МЦК.
Более того, в Москве также присутствуют здания в т.н. стиле американской «вулвортской готики» (готика небоскребов). К ним можно отнести ЖК Эдельвейс на Славянском бульваре и ЖК Элсинор в районе М. Полежаевская.
Здесь можно найти подборку из 105 готических адресов в Московском регионе, хотя она требует актуализации.
Готическое Возрождение | архитектурный стиль
Gothic Revival , архитектурный стиль, вдохновленный средневековой архитектурой и конкурирующий с неоклассическим возрождением в Соединенных Штатах и Великобритании. Только отдельные примеры стиля можно найти на континенте.
Готическое Возрождение: Собор Святого Имени, Чикаго Готическое Возрождение, Собор Святого Имени (1875), Чикаго. Чарльз Черни для Kate Oelerich Photography (www.holynamecathedral.org) (Издательский партнер Britannica)Подробнее на эту тему
Западная архитектура: готическое возрождение, ок. 1730-с. 1930
Архитектурное движение, чаще всего связанное с романтизмом, — это готическое возрождение , термин, впервые использованный в Англии …
Самым ранним документально подтвержденным примером возрождения использования готических архитектурных элементов является Строберри Хилл, дом английского писателя Горация Уолпола.Как и во многих зданиях раннего готического возрождения, готика использовалась здесь из-за своих живописных и романтических качеств, не обращая внимания на ее структурные возможности или оригинальную функцию. Другим ранним примером тенденции к украшению и декорации было аббатство Фонтилл, спроектированное Джеймсом Уайеттом, загородный дом с башней высотой 270 футов (82 метра). Ничто не может более ясно проиллюстрировать как непрактичность использования, так и романтические ассоциации со средневековой жизнью.
Самые ранние проявления интереса к средневековой эпохе были в частной собственности, но к 1820-м годам общественные здания в Англии также проектировались в готическом стиле.Возможно, ни один пример не является более знакомым, чем новая палата парламента (1840), разработанная сэром Чарльзом Барри и А.В.Н. Пугин. В этой большой группе зданий случайное живописное качество раннего возрождения было заменено более сознательной адаптацией средневекового английского стиля. Другие сооружения, построенные примерно в середине века, были в рамках этого базового образца. Позднее стремление к более элегантным и роскошным достопримечательностям создало последний расцвет стиля.
здание Парламента и Биг Бен, Лондон. © Alex Yeung / FotoliaВ Соединенных Штатах стиль также можно разделить на две фазы. Первый, богатый, но сравнительно не научный, был представлен Троицкой церковью Ричарда Апджона (Нью-Йорк, 1840). Этот стиль, как и в Англии, предпочитали богатые за их поместья. Более поздний стиль, более археологически более правильный, вдохновил такие структуры, как Ренвикский собор Святого Патрика (Нью-Йорк, 1859–1879 гг.), И должен был доминировать в общественных зданиях.
Нью-Йорк: ул.Собор Патрика Собор Святого Патрика, Нью-Йорк, проект Джеймса Ренвика. Ларри Браунштейн / Getty Images Получите эксклюзивный доступ к контенту из нашего первого издания 1768 года с вашей подпиской. Подпишитесь сегодняБыло несколько причин для смены направления с неоклассицизма на готическое возрождение, но три, безусловно, являются наиболее важными. Первым, вызванным всеобщей романтической революцией, стал литературный интерес к средневековым временам, породившим готические сказки и романсы.Создавая свои истории в средневековые времена, такие авторы, как Уолпол и особенно сэр Уолтер Скотт, помогли создать ощущение ностальгии и вкуса к этому периоду. Руины средневековых замков и аббатств, изображенных на пейзажах, были еще одним проявлением этого духа. Вторым было написание теоретиков архитектуры, которые были заинтересованы, в рамках церковной реформы, перенести литургическое значение готической архитектуры в свое время. Третьим, который усилил этот религиозный и моральный импульс, были работы Джона Раскина, чьи Семь архитектурных светильников (1849) и Камни Венеции (1853) были широко прочитаны и уважаемы.Раскин заявил, что качество средневекового мастерства отражает нравственно превосходящий образ жизни средневекового мира и призвал вернуться к условиям, действовавшим в более ранний период.
Работы французского архитектора Эжена-Эммануила Виолье-ле-Дука послужили источником вдохновения для поддержки движения готического возрождения. Его собственная работа, однако, часто была слабой готикой, а его реставрации часто были причудливыми.
Готическое возрождение должно было остаться одним из самых мощных и долгоживущих стилей возрождения 19-го века.Хотя он начал терять свою силу после третьей четверти 19-го века, такие здания, как церкви и высшие учебные заведения, были построены в готическом стиле в Англии и Соединенных Штатах вплоть до 20-го века. Только когда начали распространяться новые материалы и забота о функционализме, готическое возрождение исчезло.
Чикаго: Башня Трибуны Башня Трибуны (1925), Чикаго, пример архитектуры Готического Возрождения. © Lucas Photo / Shutterstock.ком .Готическое искусство | Британика
Архитектура была наиболее важной и оригинальной формой искусства в готический период. Основные структурные характеристики готической архитектуры возникли в результате усилий средневековых каменщиков по решению проблем, связанных с опорой тяжелых потолков каменной кладки на широких пролетах. Проблема заключалась в том, что тяжелая каменная кладка в традиционном арочном сводчатом своде и в паховом своде оказывала огромное давление вниз и наружу, что имело тенденцию толкать стены, на которые опиралось хранилище, таким образом разрушая их.Таким образом, вертикальные опорные стены здания должны были быть чрезвычайно толстыми и тяжелыми, чтобы сдерживать наружную тягу свода ствола.
Средневековые каменщики решили эту трудную проблему около 1120 года с помощью ряда блестящих инноваций. Прежде всего, они разработали ребристое хранилище, в котором изогнутые и пересекающиеся каменные ребра поддерживают сводчатую поверхность потолка, которая состоит из простых тонких каменных панелей. Это значительно уменьшило вес (и, следовательно, внешнюю тягу) потолочного хранилища, и поскольку вес хранилища теперь переносился в отдельных точках (ребрах), а не вдоль непрерывного края стены, отдельные широко расположенные вертикальные опоры для поддержки ребер могли заменить сплошные толстые стены.Круглые арки сводчатого свода были заменены остроконечными (готическими) арками, которые распределяли тягу в нескольких направлениях вниз от самой верхней точки арки.
Поскольку комбинация ребер и опор освобождает промежуточные вертикальные стены от их поддерживающей функции, эти стены могут быть построены тоньше и даже могут быть открыты большими окнами или другим остеклением. Важнейшим моментом было то, что наружный толчок ребристых потолочных сводов переносился через внешние стены нефа, сначала к прикрепленному внешнему опору, а затем к отдельно стоящему пирсу с помощью полукруглой арки, известной как летающий опора.Аркбутан прислонился к верхним наружной части ступицы (таким образом, противодействующей наружу тяг в хранилище), перешел на низких боковых проходы нефа, и прекращаются в автономном контрфорсном пирсе, который в конечном счете, поглощаемой тягу к потолку хранилища.
Получите эксклюзивный доступ к контенту из нашего первого издания 1768 года с вашей подпиской. Подпишитесь сегодняЭти элементы позволили готическим масонам строить гораздо большие и более высокие здания, чем их романские предшественники, и придавать своим конструкциям более сложные планы местности.Умелое использование летающих опор позволило построить чрезвычайно высокие тонкостенные здания, внутренняя структура которых из столбчатых опор и ребер усиливала впечатление высокой вертикальности.
Можно выделить три последовательных этапа готической архитектуры, которые называются соответственно ранняя, высокая и поздняя готика.
Эта первая фаза длилась с момента появления готического стиля в 1120–50 до около 1200 года. Сочетание всех вышеупомянутых структурных элементов в единый стиль впервые произошло в Иль-де-Франс (регион вокруг Парижа), где процветающее городское население имел достаточно богатства, чтобы построить великие соборы, которые олицетворяют готический стиль.Самым ранним сохранившимся готическим зданием было аббатство Сен-Дени в Париже, начатое примерно в 1140 году. Сооружения с точно такими же точными сводами и цепями окон по периметру были вскоре начаты с Собора Парижской Богоматери (начало 1163 года) и собора Лаона (начало 1165). К этому времени стало модно относиться к внутренним колоннам и ребрам так, как если бы каждый состоял из группы более тонких параллельных элементов. Была разработана серия из четырех отдельных горизонтальных уровней или историй в интерьере собора, начиная с наземной аркады, над которой проходили одна или две галереи (трибуна, трифориум), над которыми, в свою очередь, проходила верхняя, оконная история, называемая фонарём. ,Колонны и арки, используемые для поддержки этих различных возвышений, способствовали серьезной и сильно повторяющейся геометрии интерьера. Узор окон (декоративное ребро, разделяющее оконные проемы) также постепенно развивался, наряду с использованием витражного (цветного) стекла в окнах. Типичный французский раннеготический собор оканчивался на своем восточном конце полукруглой проекцией, называемой апсидой. Западный конец был гораздо более впечатляющим: широкий фасад, окаймленный многочисленными окнами и остроконечными арками, с монументальными дверными проемами и увенчанный двумя огромными башнями.Длинные стороны экстерьера собора представляли собой запутанный и запутанный ряд опор и летающих опор. Основная форма готической архитектуры в конечном итоге распространилась по всей Европе в Германию, Италию, Англию, Низкие страны, Испанию и Португалию.
В Англии ранняя готическая фаза имела свой особый характер (воплощенный собором Солсбери), который известен как ранняя английская готика ( c. 1200–1300). Первым зрелым примером стиля был неф и хор собора Линкольна (начатый в 1192 году).
Раннеанглийские готические церкви несколько отличались от своих французских коллег. У них были более толстые и тяжелые стены, которые не сильно изменились по сравнению с романскими пропорциями; подчеркнутые, повторяющиеся молдинги по краям внутренних арок; щадящее использование высоких тонких остроконечных ланцетных окон; и пирсы нефа, состоящие из центральной колонны из светлого камня, окруженной несколькими тонкими прикрепленными колоннами из черного мрамора Пурбек.
Ранние английские церкви также установили другие стилистические особенности, которые должны были отличать всю английскую готику: большая длина и мало внимания к высоте; почти одинаковый акцент на горизонтальных и вертикальных линиях в струнных курсах и возвышениях интерьера; квадратное окончание восточного конца здания, а не полукруглая восточная проекция; скудное использование летающих контрфорсов; и фрагментарная, асимметричная концепция плана здания церкви.Другими выдающимися примерами раннего английского стиля являются неф и западная часть собора Уэллса ( г., г., 1180– г., г. г. 1245 г.) и хоры и трансепт Рочестерского собора.
Западный фасад собора Уэллса, Сомерсет, англ. А.Ф. Керстинг ,