Готический стиль в архитектуре, скульптуре и изобразительном искусстве — ЧАСТЬ 1
Готический стиль в архитектуре и изобразительном искусстве главенствовал в Европейских странах в средневековье, став вершиной культовой, рыцарской и буржуазной культуры. В готическом стиле строились многочисленные сакральные сооружения, замки, ратуши, оборонительные сооружения. Элементы готики воплощались в камне, кирпиче, гипсе, металле. В интерьере готику часто используют и современные дизайнеры.
Чем же интересен готический стиль? Откуда он пришел, что означает? Как отличить готику от других архитектурных направлений?
Что такое готика?
Готика — известный термин, который многие ассоциируют со средневековьем, рыцарями, чем-то темным, загадочным и мистическим. Действительно, на первый взгляд кажется, что некоторые элементы, свойственные отделке в готическом стиле, выглядят странно и даже угрожающее. Например, существа — горгульи или библейские сюжеты, изображающие адские мучения.
На самом деле готика — органичный и самодостаточный средневековый стиль, охватывающий культуру и искусство, включая живопись, скульптуру и архитектуру. И такие элементы не должны пугать современного зрителя, ведь их цель — стремление к духовности.
Готика развивалась в несколько этапов, заявив о себе с середины XII века. Итоговой точкой расцвета этого стиля стал конец XV века, но увлечение готикой продлилось ещё почти целый век. Лучше всех о готическом стиле сказал искусствовед Р. Дом, считавший, что архитектура этой эпохи — мост и посредник между родственными романским и ренессансным стилями.
Готический стиль также называли огивальным (оживальным). Но этот термин противоречив. Огивальные (острые) арки встречались не только в готической архитектуре. Их строили уже в дороманский период и использовали в древней архитектуре ислама, о чем говорят многочисленные находки археологов. И арки — не единственный яркий элемент, выдающий руку мастеров той эпохи.
По словам историков, готический стиль был прежде всего сакральным стилем, основанным на системе религиозной мысли, связанной со схоластикой, ее принципе единства и подчинения в трактовке мира как творения Бога. Поэтому одна из основных черт этого стиля — универсализм, реализованный художественным языком с использованием символов, аллегории, схем и иконографии.
Огромная, устремляющаяся вверх готическая церковь — вечный символ времен, когда религиозность была слишком ярой, противоречивой и порой жесткой, сочетая Крестовые походы и истовое стремление вознестись к Богу.
Характерная черта готического стиля — вертикальные направления. Высота, изящность, повторяемость, тонкая отделка придают зданиям выразительность и легкость. Многоцветность, проникающая в интерьер через высокие, искусно и ярко выполненные витражи, придают готическим постройкам одухотворенность, а повторяющиеся вертикальные линии в интерьере и бесконечная высота до свода заставляют любого человека, столкнувшегося с готической архитектурой, устремлять взгляд вверх, забывая о земном.
Готический стиль — покорение Европы
Готический стиль зародился около 1140 года во Франции в регионе Иль-де-Франс. К XIII веку мода на готику захватила Западную, Центральную, Северную Европу, северную Англию и южную часть Скандинавии. Со временем элементы готики появились на Кипре и Ближнем Востоке.
Не захотели принять его лишь итальянские мастера, но и те со временем сдались, переняв самые интересные архитектурные элементы.
Фото: источник
Почему Италия отвергала готический стиль
Италия никогда не принимала европейскую готику полностью. Просматривая итальянскую архитектуру этого периода, мы найдем минимум французского влияния. Итальянцы обычно выбирали между романизмом и ренессансом, игнорируя готические веяния. Отношение итальянцев к готике было связано с распространенным заблуждением по поводу происхождения стиля.
Готика — презрительное название, вошедшее в оборот благодаря итальянским архитекторам эпохи Возрождения в XVI веке. Считается, что этот термин впервые был озвучен в трудах итальянского историка искусства и скульптора Лоренцо Гиберти как отрицательный термин, характеризующий эпоху между романским стилем и ренессансом. Эта же версия повторялась и в работах других известных итальянских искусствоведов, ошибочно считающих готику примитивным стилем варварского германского племени готов, вторгшегося в Италию V и VI веках и разрушившего Рим. Готы считались противниками традиций античности.
На самом деле готическая архитектура и готический стиль в общем не имеют исторической связи с племенем готов.
Периоды развития готического стиля
Историки выделяют три фазы развития готики:
- Ранняя готика. Франция — 1150-1200 гг., ранний английский этап — 1175-1270 гг., Германия — 1230-1300 гг. Стиль утвердился во Франции в середине XII века, затем в Англии (примерно через 25 лет), в Германии в начале XIII века. Это момент, когда романизм канул в историю.
- Зрелая готика. Франция — 1200-1250 гг., Англия — 1270-1350 гг., Германия — 1300-1350 гг. На стиль повлияли политические и общественные изменения. В этот период Франция занимает одну из лидирующих позиций в Европе, значительную роль начинает играть буржуазия. Все это означает, что мир ожидают новые перспективы. Это хорошо заметно в архитектуре, строительстве и отделке соборов тринадцатого и четырнадцатого веков постройки. Французские соборы имели очень прочный фундамент, что сделало их чрезвычайно популярными во всей Европе. Сакральные постройки в большинстве стран имели схожий характер, что привело к сильной унификации зданий.
- Поздняя готика. Французский эпатажный стиль, английский перпендикулярный стиль, немецкий стиль XV/XVI века. Четырнадцатый век был полон эпидемий, вооруженных конфликтов и нищеты. В духовенстве преобладал мистицизм — религиозно-философское течение, признающее возможность экстрасенсорного (прямого) контакта с Богом. В обществе буржуазия занимает главенствующие позиции, тогда как на протяжении последних нескольких столетий главными были представители духовенства.
Изменения, которые претерпевал готический стиль, в первую очередь были связаны с огромными переменами, происходящими во всей Европе. Во Франции религиозные ордена расширили поле деятельности, изучая и практикуя сельское хозяйство. В Германии церкви начали вмешиваться в светские вопросы. Огромное влияние на все происходящее оказали Крестовые походы, следствием которых стал активный обмен культурами между европейскими странами.
Фото: источник
Совсем другая ситуация складывалась вокруг простых людей, которых было большинство. Царящий хаос, сложные и непонятные перемены, неизвестность приводили к потерянности, многие чувствовали себя несчастными и искали поддержки в религии. Храмы, строящиеся в то время, становились лучшим убежищем для смертных, являлись одновременно ярким выражением новой реальности.
Стены делались все более и более парящими, чтобы создать ощущение близости к Богу, вертикализм был отражением благочестия людей, идущих к вере.
Франция — родина готики
Первое готическое здание во Франции — парижская церковь Сен-Дени, построенная в 1140 г. Затем появились грандиозные соборы в Сенс, Нойоне, Париже, Лане, Шартре, Амьене, Бове.
Европа переняла готический стиль, застраиваясь по образцу архитектуры Франции, хотя местные мастера вносили и свои коррективы. Например, в Англии доминировали горизонтализм и большая длина зданий, двойные трансепты, разнообразные своды и большие застекленные плоскости. Грандиозные соборы были построены в Кентербери, Уэльсе, Солсбери.
Консервативная Италия не приняла готическую архитектуру полностью, но заимствовала отдельные элементы, например, реберный свод. Концепция готического пространства была реализована в церкви Святого Франциска в Ассизи. Во Флоренции готика, напротив, прижилась. Великолепный пример — церковь Санта-Кроче (Святого Креста).
В Германии существовало большое разнообразие направлений, готический стиль особенно проявился в области оборонительной архитектуры.
Строительство готических сооружений шло полным ходом. Новые принципы строительства в сакральной архитектуре активно популяризировали цистерцианцы (белые монахи). Францисканцы и доминиканцы пропагандировали готику среди горожан. Рыцарскими орденами возводились готические храмы и замки.
источник обложки
Готический и романский стили — единство и противоположность / Французская готическая архитектура / История архитектуры / www.Arhitekto.ru
Как в созданиях вечной природы, здесь все — до тончайшего стебелька — является формой и отвечает целому. Как легко возносится в воздух прочно заложенное, огромное здание, столь прозрачное и все же рассчитанное на вечность.
И.В. Гете
Творческие поиски готических архитекторов были ориентированы на создание грандиозного городского собора, одновременно отвечавшего требованиям церкви, подымавшего престиж французского королевства, прославлявшего французских королей, воплощавшего укрепление и расцвет новой городской культуры, выражавшего собой самые возвышенные и дерзновенные надежды и стремления века. Облик готического собора производит глубокое впечатление. Он высится над городом, как огромный великолепный корабль. С каждым ярусом западного фасада — порталов, окон, скульптурных галерей и балюстрад — нарастает мощное движение архитектурных форм вверх. Запрокинутый в небеса, собор не довлеет своей массой над кишащим внизу городом, но возносится и парит над ним.
Развитие готического стиля в Иль-де-Франсе поражает быстротой, единством и целенаправленностью. Опыт, накопленный французскими мастерами во второй половине XII века, и экспериментальный характер раннеготического строительства позволили уже к первой половине XIII века создать самые блистательные и совершенные образцы готики. Дерзновенность стремлений, творческая отвага, сила духовного порыва сопутствовали ее создателям на всем протяжении существования готического стиля. Свидетели первых шагов готической архитектуры не отнеслись равнодушно к возникновению нового стиля.
Исторические и литературные документы второй половины XII века богаты замечаниями современников о новых вкусах в архитектуре и искусстве. Мнения о появившемся стиле тогда разделились. Как и всякое нововведение, готика порицалась одними и нравилась другим. Однако в одном все современники были согласны — в разительной новизне готического стиля, не похожего ни на что существовавшее ранее.
Хотя крупнейшие романские храмы могли успешно соперничать с готическими соборами величиной и грандиозностью внутреннего пространства, свидетели возникновения готики сразу же увидели в ней значительное нововведение, новый художественный стиль и попытались определить его стилистические особенности.
В качестве главных отличий новой готической церкви аббатства Сен-Дени от старой романской базилики аббат Сугерий называет:
- пространственнность (хор «облагорожен красотой длины и ширины»),
- вертикализм (стена центрального нефа «вдруг поднимается вверх»)
- насыщенность светом («свет удивительный и нескончаемый священнейших окон»).
Гервасий Кентерберийский, сравнивая старую романскую постройку с новым возводимым готическим собором, отмечает разницу между двумя сооружениями:
- благородство форм нового здания,
- значительное увеличение длины столбов (при сохранении их прежней толщины), то есть высоты храма,
- тонкость новой резной и скульптурной работы по сравнению с непритязательностью прежнего скульптурного оформления,
- своды снабжены ребрами (arcuatae) и замковыми камнями,
- «свод из камня и легкого туфа составленный», а не «потолок деревянный, превосходной живописью украшенный»,
- большую высота нового здания — как раз на высоту окон.
Описание Гервасия свидетельствует о том, что современники были способны обоснованно и тонко судить о происходящих в архитектуре и искусстве изменениях и представляли, в чем состояла разница старого и нового стилей, и были склонны противопоставлять их.
Современный исследователь не может не отметить теснейших уз, связывающих готику со всем предыдущим развитием средневекового искусства, и прежде всего ее близкого родства с искусством романской эпохи. Весь двухвековой романский опыт строительства и украшения церквей и полное утверждение величественной системы романского художественного мышления были необходимы для появления готического стиля.
Готические архитекторы следовали выработанному в романскую эпоху плану церковного сооружения и схеме его внутренних членений, а на основе романской иконографической традиции выросла стройная иконографическая система XIII столетия.
Готика развивалась на основе романского стиля, но на каждом шагу противоречила ему, выдвигая собственную систему архитектурного и художественного мышления. Поэтому неудивительно возникновение готики и разработка нового стиля на территории Иль-де-Франса. Здесь сыграли роль не только важнейшие политические и экономические причины, но также и то, что Иль-де-Франс был одним из самых слабых звеньев в цепи романских архитектурных школ. В XII столетии это была одна из немногих областей, где романский стиль не сложился и не утвердился окончательно и где продолжали держаться архаические архитектурные формы: простые деревянные плоские покрытия, мощные квадратные столбы, статическая замкнутость внутреннего пространства.
Слабость романских традиций Иль-де-Франса позволила молодому, стилю быстро укрепиться и развиваться в атмосфере творческих поисков, свободной от давящей власти старых укоренившихся художественных представлений.Если романская архитектура основывалась на древнейших представлениях о закономерностях строительства и взаимоотношении конструктивных элементов в архитектурном сооружении, примыкая к римской строительной традиции, то готическая эпоха предлагает новое архитектурное решение и создает новую конструктивную систему, ломающую старые представления о технических возможностях зодчества и следующую собственной архитектурной логике.
Средневековые памятники искусства Западной Европы постоянно напоминают о его сравнительно недавнем варварском прошлом, проявляющемся то в мотиве дохристианского плетеного орнамента, то фигуре фантастического существа, выглядывающего из растительных сплетений романской капители или взирающего с высот готического собора.
Читайте также:
- Французская готическая архитектура
- Готический архитектурный стиль
- «Энциклопедия» готической эпохи
- Особое положение архитектуры в средневековой системе искусств
- Средневековая архитектура как «прикладная геометрия»
Источники
Перпендикулярный стиль | Готическая архитектура
- Развлечения и поп-культура
- География и путешествия
- Здоровье и медицина
- Образ жизни и социальные вопросы
- Литература
- Философия и религия
- Политика, право и правительство
- Наука
- Спорт и отдых
- Технология
- Изобразительное искусство
- Всемирная история
- Этот день в истории
- Викторины
- Подкасты
- Словарь
- Биографии
- Резюме
- Популярные вопросы
- Обзор недели
- Инфографика
- Демистификация
- #WTFact
- Товарищи
- Галереи изображений
- Прожектор
- Форум
- Один хороший факт
- Развлечения и поп-культура
- География и путешествия
- Здоровье и медицина
- Образ жизни и социальные вопросы
- Литература
- Философия и религия
- Политика, право и правительство
- Наука
- Спорт и отдых
- Технология
- Изобразительное искусство
- Всемирная история
- Britannica объясняет
В этих видеороликах Britannica объясняет различные темы и отвечает на часто задаваемые вопросы. - Britannica Classics
Посмотрите эти ретро-видео из архивов Encyclopedia Britannica. - Demystified Videos
В Demystified у Britannica есть все ответы на ваши животрепещущие вопросы. - #WTFact Видео
В #WTFact Britannica делится некоторыми из самых странных фактов, которые мы можем найти. - На этот раз в истории
В этих видеороликах узнайте, что произошло в этом месяце (или любом другом месяце!) в истории.
- Студенческий портал
Britannica — это главный ресурс для учащихся по ключевым школьным предметам, таким как история, государственное управление, литература и т. д. - Портал COVID-19
Хотя этот глобальный кризис в области здравоохранения продолжает развиваться, может быть полезно обратиться к прошлым пандемиям, чтобы лучше понять, как реагировать сегодня. - 100 женщин
Britannica празднует столетие Девятнадцатой поправки, выделяя суфражисток и политиков, творящих историю. - Спасение Земли
Британника представляет список дел Земли на 21 век. Узнайте об основных экологических проблемах, стоящих перед нашей планетой, и о том, что с ними можно сделать! - SpaceNext50
Britannica представляет SpaceNext50. От полёта на Луну до управления космосом — мы исследуем широкий спектр тем, которые подпитывают наше любопытство к космосу!
Содержание
- Введение
Краткие факты
- Факты и сопутствующий контент
Готическая архитектура | Узнайте об особенностях готической архитектуры — studio TECHNE
Узнайте об истории готической архитектуры
СодержаниеКогда зародилась готическая архитектура?
Что повлияло на готическую архитектуру?
5 Ключевые особенности готической архитектуры
Популярные образцы готической архитектуры
Когда зародилась готическая архитектура?
Архитектура в готическом стиле — это уникальный стиль, часто описываемый как богато украшенный. Этот стиль возник в Европе в период с 1100-х по 1500-е годы (Средние века). В этот период в мире произошло множество отраслевых достижений, в том числе инженерных. Это позволило архитекторам строить более высокие и преувеличенные здания. Нередко этот стиль использовался при строительстве соборов.
Что повлияло на готическую архитектуру?
Предшественником готической архитектуры была романская архитектура, стиль, развивавшийся в средневековой Европе. Этот стиль был известен своими арками, сводчатыми потолками и витражами. В результате готическая архитектура сохранила многие из тех же характеристик, включая арку.
5 Ключевые черты готической архитектуры
Есть несколько основных элементов, которые определяют здания готической архитектуры. Некоторые из этих стилей (как уже упоминалось) охватывают влияние романского стиля.
1) Шпили
Шпили используются для вдохновения и создания иллюзии возвышенности. Шпили, которые часто можно увидеть на религиозных зданиях, заменили шпиль, а также дали ощущение легкости и воздушности.
2) Стрельчатая арка
Это декоративный элемент, используемый для распределения веса и силы громоздких потолков и улучшения эстетики.
3) Контрфорс
Контрфорс выполняет функциональные и декоративные функции, так как используется для соединения крыши и увеличения жесткости здания. Они несут свод и позволяют стенам быть свободными, тонкими и витражными. Они также давали ощущение размашистого и плавного движения.
4) The Oculus
Есть 2 основных дизайна окон, появившихся в эпоху готики. Одним из них является витраж. Другой — окулус, круглая конструкция с замысловатыми узорами внутри, сделанная из каменного импоста и стержней. В отличие от других стилей, здания готической архитектуры стремились отдавать предпочтение легким и воздушным конструкциям.
5) Горгульи
По мере приближения 31 октября можно с уверенностью сказать, что одним из самых жутких аспектов готической архитектуры является использование горгулий. Горгульи в архитектуре появились в 1200-х годах во Франции.