Готические соборы средневековья: 6 шедевров Европы
Готические соборы средневековья находятся во многих городах Европы и все достойны внимания. В период расцвета готики с 1180 по 1270 г.г. только во Франции возвели около 80 грандиозных кафедральных соборов. Но мы представим Вам 6 наиболее известных, необычайно красивых и выразительных, строительство которых длилось не одну сотню лет. Вы узнаете, что именно принесло славу каждому из них. Увидите фото и видео. Итак, вот они — реликты.
Страсбургский собор (Франция)
Собор Богоматери в Страсбурге строился с 1015 до 1439 года. На этом месте до начала нашей эры находилось римское святилище. Затем ещё несколько религиозных зданий. Сегодня это шестая по высоте церковь в мире и самое высокое сохранившееся сооружение, построенное полностью в Средние века.
Виктор Гюго описывал его как «гигантское и тонкое чудо», а Иоганн Гёте — как «величественно возвышающееся, широко раскинувшееся дерево Бога». Собор виден далеко за равнинами Эльзаса. Песчаник горного массива Вогезы, из которого он построен, придает собору характерный розовый оттенок.
Имеет только Северную башню высотой 142 метра. Южная остаётся не достроенной. Это придаёт зданию особую асиметричную форму.
Страсбургский Нотр-ДамСтрасбургский собор Нотр-Дам несколько раз был поврежден: в 1870 году и во время Второй мировой войны. Несмотря на разнообразие его архитектурных стилей и асимметричный фасад, здание весьма гармонично.
Строительство началось в романском стиле с восточной части и южного портала. Но в 1225 году, прибывшие из Шартра мастера, предложили революционный готический архитектурный стиль. Созданный ими западный фасад и продольный неф с тысячами скульптур, по мнению ЮНЕСКО, стали шедевром готики. Большинство статуй, которые сейчас можно увидеть в соборе, являются копиями. Оригиналы перенесены в музей Парижской Богоматери.
Северный боковой неф освещен уникальным набором из пяти окон, датируемых в основном 12-м и 13-м веками. Они имеют изображения 19 императоров Священной Римской Империи.
В Южном трансепте собора находятся 18-метровые астрономические часы, одни из самых больших в мире. Механизм завершает один полный оборот в новогоднюю ночь и вычисляет дату Пасхи по сложному христианскому календарю. На Первом Никейском Соборе (325 г.) Пасха была определена как «воскресенье, которое следует за четырнадцатым лунным днем, приходящимся на 21 марта или сразу после него».
Анимированные персонажи запускаются в движение в разное время суток. Один ангел звонит в колокол, а второй переворачивает песочные часы. Есть персонажи, представляющие парад смерти: разные возрасты жизни с младенчества до старости. На последнем уровне находятся апостолы, проходящие перед Христом.
Часы показывают намного больше официального времени: солнечное время, день недели (каждый представлен мифологическим богом), месяц, год, знак зодиака, фазу Луны и положение нескольких планет.
Шартрский собор (Франция)
Шартрский собор, также известный как собор Богоматери Шартрской, является римско-католической церковью и находится примерно в 80 км к юго-западу от Парижа.
Собор Богоматери ШартрскойЕго частично построили в 1145 году, а затем, после пожара 1194 года, реконструировали и достраивали в течение сотен лет. Более поздние дополнения
- в конце готической эпохи (Вандомская Капелла, северо-западный шпиль, часовой павильон),
- Ренессанс (хоры),
- классическая эпоха (разработки архитектора Виктора Луи),
- индустриальная эпоха (железная конструкция крыши Эмиля Мартина) и
- современная (создание витражей)
не изменили чистоты ансамбля. Он знаменует собой вершину французского готического искусства.
- Огромный неф в чистом огивальском стиле (очень узкая, круто заостренная арка огив иногда называется «стрельчатая арка»),
- порталы и галереи, украшенные прекрасными скульптурами середины 12-го века, и
- великолепные витражи 12-го и 13-го веков —
все в замечательном состоянии.
Шартрский собор оказал огромное влияние на развитие искусства средневекового христианства, поэтому он предстает важной вехой в истории архитектуры этой эпохи. Выдающийся витражный ансамбль, монументальная скульптура и роспись, чудом сохранившиеся от разрушения, делают Шартр одним из самых замечательных образцов готической архитектуры.
Архитекторы соборов Реймса, Амьена и Бове только обогатили фундаментальный дизайн Шартра, которому подражали собор в Кельне в Германии, Вестминстер в Англии и Леон в Испании.
Монументальные скульптуры собора ценятся как из за их обилия (около 10 тысяч), так и качества: они показывают панораму перехода от романского к готическому стилю, достигают тонкого баланса идеализма и реализма.
Наконец, Шартрский собор почти полностью сохранил свой однородный декор витражей, выполненный примерно между 1210 и 1250 годами. К этому следует добавить три витража 12-го века над Королевским порталом и большие розы 13-го века на трех фасадах:
- на Западе — Страшный суд;
- на севере — прославление Богородицы;
- на юге — прославление Христа.
Освятили собор в 1260 году. Гармоничный, даже в незавершённом виде силуэт здания (из 8 запланированных башен есть только 2), делает его одним из наиболее почитаемых в мире.
Шартрский собор занимает замечательное положение на равнине Бос (фр. Beauce). Построенный на месте святилища друидов, он не нарушил баланса архитектурного искусства с ландшафтом.
Посмотрите короткое видео, чтобы иметь лучшее представление об этом шедевре готического искусства средневековья.
Кёльнский собор (Германия)
В Северной Европе нет большей готической церкви, чем величественный собор Святых Петра и Марии в Германии. Первоначальный проект Герхарда фон Риле полностью воплощён строителями в течение 632 лет.
Получив мощи Трёх Волхвов (Трёх Королей у западных христиан), архиепископ Райнальд фон Дассель задумал строительство более достойного собора для такой значительной реликвии, чем старый романский. Историю реликвии читайте в статье Три короля: сознательный обман 13 века?
В 1248 году началась грандиозная, даже по нашим временам, стройка. Она продолжалась с небольшими остановками до 1560 года. За основу был взят образ французского Амьенского собора.
Затем из-за финансовых и социальных проблем в обществе возведение собора «заморозили». Армия французской революции в 1790 году вошла в Кёльн и отобрав у духовенства собор, устроила там конюшню. Прусский король Фридрих Вильгельм IV в 1842 году на волне патриотизма и возрождения интереса к готике, постановил завершить начатое дело.
Окончательный вид собор в Кёльне приобрел в 1880 году. Установленный колокол, отлитый из захваченных французских пушек, своим звоном возвестил о наступлении новой истории города.
Площадь витражных окон составляет 10000 кв.м. Это в три раза больше, чем в Шартре. Снаружи украшенный изящными аркбутанами, пилястрами, галереями, сквозными решетками, пластичными скульптурами, он заставил плакать от восхищения Ф.М. Достоевского.
Собор святого Вита (Прага, Чехия)
По повелению Карла IV на месте древней базилики романского типа в 1334 г. (по другим данным 1344 г.) заложили этот великолепный памятник готической архитектуры. Прошло 585 лет до освящения собора в 1929 году, но строительство ещё продолжалось. Говорят, что стоит он на месте древнего святилища Свентовита — бога победы и земледелия у западных славян. Поэтому и название носит созвучное с ним.
Собор Св. Витта в Праге (Чехия) By Alvesgaspar — Own work, CC BY-SA 4.0, LinkПервый архитектор собора, француз Матье из Арраса (чеш. Matyáš z Arrasu) начал работу в раннем готическом стиле: базилика, аркбутаны, короткий трансепт. Когда он умер, через восемь лет после начала строительства, пригласили 24-летнего мастера Петра Парлержа, строителя Кёльнского собора. Он в основном завершил восточную часть конструкции в позднеготическом стиле, окружив её боковыми часовнями.
Самый большой и самый красивый придел часовни Св. Вацлава. Его стены украшены позолоченными панелями с полированными плитами из полудрагоценных камней. Настенные росписи начала 16 века изображают сцены из жизни покровителя Чехии, в то время как еще более старые фрески показывают сцены из жизни Христа.
После Петра работы продолжили его сыновья. К моменту начала гуситских войн (1419 г.) главную башню собора уже почти завершили. В это время королю Вацлаву IV предсказали, что он умрёт «перед башней на площади». По высочайшему велению её снесли. Но король всё равно умер… от сердечного приступа в том же году.
Восстанавливали башню 143 года. В последующие века собору были добавлены детали ренессанса и барокко. Но только в 1861 году во время чешского Национального Возрождения были предприняты согласованные усилия для завершения строительства.
Западный фасад собора, который выглядит впечатляюще готическим, датируется 1953 годом. Собор Св. Витта являет собой панораму развития готической архитектуры в Европе:
- ранний период (арх. Матиас Арраский),
- высокая готика (арх. Петр Парлерж),
- конец готики (арх. Бенедикт Рид),
- историзм в архитектуре — работы XIX, начала XX века (арх. Йосеф Моцкер и Камил Хильберт).
Смотрите короткое видео о соборе Св. Витта в готическом стиле
Домский (Дуомский) собор в Милане (Италия)
Миланский кафедральный собор посвящён Святой Деве Марии Нашенте. Строился с 1386 по 1965 годы.
Дуомо является пятым по величине христианским храмом в мире после
- базилики Святого Петра в Риме,
- базилики Богоматери Апаресиды в Бразилии,
- собора Святого Иоанна Богослова в Нью-Йорке и
- кафедрального собора Севильи.
Миланский собор покрывает площадь в 10 186 кв.м.. Это целый городской квартал. Украшают его около 4000 статуй, горгулий и других фигур. На самом высоком шпиле возвышается знаменитая скульптура Мадонны высотой более 4 метров, выполненная из позолоченной бронзы.
Возле главного входа в 1768 году астрономы академии Брера установили на полу солнечные часы. С тех пор они являются эталоном для сверки часов по всему городу. Над апсидой (арочной частью над алтарем) есть место, отмеченное красной лампочкой. Здесь хранится гвоздь с распятия Иисуса. Каждый год в ближайшую к 14 сентября субботу архиепископ Миланский выставляет гвоздь у алтаря до понедельника.
Все здание построено из розоватого белого мрамора. Чтобы вывести его из карьеров Кандольи, были вырыты каналы, ведущие к строительной площадке. К возведению Миланского собора были привлечены тысячи художников, скульпторов и специалистов со всей Европы.
В начале XIX века по распоряжению Наполеона закончили фасад и приступили к завершающим этапам строительства, которые проводятся и сегодня.
Начали строить собор под руководством инженера Симоне да Орсениго на месте церкви 9 века Санта Марии Маджоре. Единство стиля, лёгкость и гармоничность форм делают Дуомо великолепным образцом пламенеющей готики.
Собор Парижской богоматери (Нотр Дам)
Французский король Людовиг VII и специально прибывший в Париж римский папа Александр III заложили первый камень собора Нотр Дам в 1163 году на месте христианской базилики Св.Стефана. В свою очередь базилику воздвигли на фундаменте римского храма Юпитера. Много веков спустя, в 1804 году, тоже в присутствии папы, в Нотр-Даме короновался Наполеон.
Собор Парижской Богоматери, завершенный к 1351 году, считают важным примером французской готической архитектуры, скульптуры и витражей. Это только начало готики, поэтому видим много горизонтальных линий.
После завершения собора, в последующие века, он часто менялся. В 1790-х годах Нотр-Дам подвергся осквернению во время Французской революции. Большая часть его религиозных образов была повреждена или уничтожена.
Собор Парижской Богоматери. Фото Nicolas SanchezВеличавая ясность и размеренность архитектуры вдохновила Виктора Гюго на написание одноимённого романа в 1831 году. Вскоре после его публикации интерес к зданию возродился. Крупный реставрационный проект под руководством Эжена Виоле-ле-Дюка начался в 1845 году и продолжался двадцать пять лет. Начиная с 1963 года фасад собора был очищен от вековой сажи и грязи, вернув ему первоначальный цвет. Очередная кампания по очистке и реставрации велась с 1991-2000.
Со времён средневековья сохранились витражи только в розе главного входа и двух розах трансепта. Нотр Дам является местом хранения Тернового Венца Спасителя. В начале 13 века король Франции Людовик IX за половину годового бюджета страны выкупил заложенную в Венецианский банк святыню. Оказалась она в таком положении, потому что константинопольскому императору Балдуину II требовались деньги, чтобы расплатиться с кредиторами.
В первую пятницу каждого месяца совершается торжественный вынос Тернового венца Христова.
Причины столь долгого строительства готических соборов средневековья
Готические соборы средневековья возводились в основном в период с конца XII по начало XVI века. Шестёрку самых известных «долгостроев» мы назвали в этой статье.
А причинами были банальная нехватка денег, эпидемии и войны, смена власти и политические интриги. Основным финансовым источником строительства культовых сооружений и в те времена были пожертвования.
Если вспомнить неоготику, то можно назвать «свежий» долгострой — не законченная церковь Саграда ла Фамилия (арх. Антонио Гауди). С начала строительства прошло более 120 лет.
Какие ещё готические соборы Европы достойны быть в ТОП 10? Пишите, пожалуйста, комментарии.
О сознательном обмане 13 века, Ковчеге Трёх Королей в Кёльском соборе, читайте на Дзен канале Архитектура.
arhi1.ru
Увлекательные примеры готической архитектуры в мире
Готическая архитектура больше, чем просто удивительна. Она неподвластна времени и зачастую захватывает дух. Не стоит и говорить, что Готическая архитектура была одним из самых экстремальных самовыражений человечества. Дело в том, что вы никогда не знаете, когда и где вы столкнетесь с этим уникальным стилем архитектуры. От американских церквей до грандиозных соборов и даже некоторых гражданских зданий, Готическая архитектура по-прежнему любима людьми и сегодня, но ничто не сравнится с классической готической архитектурой, о примерах которой мы расскажем в этой статье.
Существуют несколько различных типов, но все они прекрасны. От французского до английского и итальянского стиля, Готическая архитектура не идёт ни в какое сравнение с любой другой. Франция была местом зарождения Готической архитектуры, и, если посмотреть на историю готической архитектуры, то она почти духовная. Вот почему вы часто видите соборы 12 века, и даже современные церкви, построенные в прекрасном стиле готической архитектуры. Это один из самых пленительных архитектурных стилей известных на сегодняшний день. Красота заключается в чрезвычайной сложности конструкций и в каждой мелкой детали отделки. Эти произведения искусства выдержали испытание временем.
Это лишь некоторые из многих замечательных дизайнов готической архитектуры, которые доступны для публичного обозрения. Эти строения опять-таки просто неописуемы. Если у вас когда-нибудь появится шанс увидеть одно из этих чудесных произведений искусства, тогда вы сможете понять истинное величие, ностальгическую историю или реалистичность призрачных образов, которые, казалось бы, блуждают по неописуемо красивым залам этих потрясающих зданий. Ничто не сравниться с тем, что вы почувствуете, стоя перед одним из этих замечательных строений.
10. Собор Святого Стефана (St Stephen’s Cathedral), Вена
Собор Святого Стефана, который был построен в 1147 году, стоит на развалинах двух церквей, которые раньше находились на этом месте. Это прекрасный пример всего того, что может предложить готическая архитектура. На самом деле он считается метрополией великой Римско-католической архиепархии Вены, и служит также в качестве места пребывания архиепископа. Это самое важное религиозное здание в Австрии.
Собор Святого Стефана вынес испытание временем и стал свидетелем многих исторических событий. Он покрыт красиво окрашенной крышей, которая в настоящее время выступает в качестве одного из самых уникальных и узнаваемых религиозных символов города. Изысканная крепость является отличительной особенностью венского горизонта.
В структуре здания есть кое-что, о чём многие из нас не знают — северная башня на самом деле должна была зеркально отражать южную башню. Изначально здание планировалось куда более амбициозным, но исходя из того, что готическая эра прошла, строительство прекратилось в 1511 году и на северную башню была достроена шапка в стиле архитектуры эпохи возрождения. Теперь жители Вены называют её «верхушка водонапорной башни».
Местные жители также называют вход в здание «Riesentor» или «дверь гиганта». Колокола, которые были когда-то размещены в Heidentürme (южной башне) были навсегда утеряны во время Второй мировой войны. Тем не менее, на северной башне есть колокольня, которая всё ещё функционирует. Самыми старыми частями собора Святого Стефана являются его римские башни и дверь гиганта.
9. Мирский замок (Mir Castle)
Мирский замок это захватывающий дух пример готической архитектуры 16-го века, расположенный в Гродненской области. Он является одним из самых важных туристических достопримечательностей в Беларуси. Знаменитый князь Ильинич построил его в начале 1500-ых годов. Однако строительство этого 3-этажного замка началось как строительство готического произведения искусства. Оно было позже закончено его вторым владельцем Миколаем Радзивиллой в стиле эпохи Возрождения. Замок был когда-то окружён рвом, и у его северной стены разбиты прекрасные итальянские сады.
Мирский замок перенёс значительный ущерб во время наполеоновских войн. Николай Святополк-Мирский купил его, и начал его восстановление, прежде чем передать его своему сыну для полного завершения. Сын Мирского нанял хорошо известного архитектора по имени Теодор Бурсзе (Teodor Bursze), чтобы исполнить пожелания отца, и его семья владела Мирским замком до 1939 года.
Замок когда-то служил гетто для евреев после их ликвидации нацистскими силами. Впоследствии он стал жилищным фондом, ну, а сегодня Мирский замок является объектом Национального наследия. Это огромная часть местной и национальной культуры, и феноменальный фрагмент готической архитектуры, которым могут любоваться как местные жители, так и туристы.
8. Собор Антверпенской Богоматери (Antwerp Cathedral)
Антверпенский Собор, также известный как Собор Антверпенской Богоматери, является Римско-католическим зданием в Антверпене (Antwerp), Бельгия. Строительство этого выдающегося шедевра готической архитектуры началось в 1352 году и продолжалось до 1521 года. Строительство было прекращено в 1521 году и на сегодняшний день остаётся не завершённым.
Собор стоит там, где с девятого по двенадцатый век находилась небольшая часовня Богоматери. Теперь он является самой большой и самой захватывающей церковью в готическом архитектурном стиле в Нидерландах.
Глядя на это царственное строение, сложно себе представить, что в 1533 году огонь разрушил его и это, по сути, явилось причиной того, что он не был закончен. Тем не менее, благодаря его удивительной красоте, он стал собором архиепископа в 1559 году. С начала 1800-х годов до середины 1900-х годов, он вновь пустовал и даже был повреждён во время нескольких местных войн.
Удивительное строение перенесло испытания временем, войной, огнём и его история обрела счастливый конец, когда в 19-ом веке благодаря реставрации оно было полностью восстановлено. В 1993 году, наконец, закончилась реставрация, которая началась в 1965 году и этот впечатляющий шедевр готической архитектуры и произведение искусства, был вновь открыт для публики.
7. Кёльнский собор (Cologne Cathedral)
Какой величественный шедевр готического архитектурного искусства! Его строительство продолжалось с 1248 по 1473 год, затем оно остановилось и возобновилось лишь в 19 веке. Как и многие здания его статута, Кёльнский собор является Римско-католической церковью и находится в Кёльне, Германия. Он служит резиденцией любимого народом архиепископа, а также архиепархией. Этот памятник является маяком и символом, как немецкого католицизма, так и выдающейся и запоминающейся готической архитектуры. Кёльнский собор также находится в списке объектов Всемирного наследия, и является самой посещаемой туристической достопримечательностью Германии.
Готическая архитектура, представленная в этом строении просто удивительна. Это самый большой готический собор в Северной Европе со второй по высоте сферой. У этого здания также имеется самый большой фасад из всех церквей по всему миру на сегодняшний день. Соотношение ширины к высоте клироса по сравнению с другими средневековыми церквями ставит его на первое место и в этой категории.
В этом неописуемо прекрасном здании есть так много прекрасных вещей, на которые можно посмотреть, что для того, чтобы по-настоящему оценить их, вам нужно посмотреть на них своими глазами.
Его дизайн был основан на дизайне собора Амьенской Богоматери (Amiens Cathedral). Он повторяет конструкцию с латинским крестом и высокими готическими сводами. В соборе можно увидеть прекрасные витражи, высокий алтарь, оригинальные крепления и многое другое. Его поистине можно назвать современным сокровищем.
6. Бургосский собор (Cathedral of Burgos)
Этот пример Готической архитектуры 13-го века опять-таки предстаёт перед нами во всей красе. Бургосский собор это безукоризненно построенный и отделанный изысканными мелкими деталями собор, находящийся в Испании и занимаемый католиками. Он посвящён Деве Марии. Это огромный архитектурный шедевр, строительство которого было начато в 1221 году и продолжалось до 1567 года. Собор построен во французском готическом стиле. Позже в 15-м и 16-м веке, в его структуру были также внесены элементы архитектурного стиля эпохи Возрождения. Он был включён в список соборов, считающихся предметами Всемирного наследия соборов и Готической архитектуры в конце 1984 года, став, таким образом, единственным испанским собор, носящим этот статус.
В этом исторически богатом и прекрасном месте есть много вещей, на которые можно полюбоваться. От статуй 12 апостолов до часовни Кондестабле (Condestable) и всего произведения искусства в целом — их гораздо больше, чем мы можем описать в этой статье. Собор является готическим до самого сердца и заполнен ангелами, рыцарями и геральдикой среди других потрясающих красот.
5. Собор Святого Вита (St Vitus Cathedral)
Этот великолепный образец готической архитектуры находится в Праге. Собор Святого Вита гораздо прекраснее, чем можно описать словами. Собор построен в строго готическом стиле. Он просто потрясающий. Если у вас когда-либо появится шанс посмотреть на него – обязательно сделайте это. Такая возможность совершенно точно предоставляется лишь один раз в жизни!
Собор является не только замечательным примером готической архитектуры, сама церковь является самой почитаемой и важной в стране. Он также является самым крупным собором. Он расположен рядом с Пражским Градом (Prague Castle) и гробницами императоров Священной Римской империи, кроме того, там покоятся останки чешских королей. Весь комплекс, конечно же, находится во владении государства.
4. Вестминстерское аббатство (Westminster Abbey)
Вестминстерское аббатство также известно как Соборная церковь Святого Петра в Вестминстере (Collegiate Church of St Peter at Westminster). По большей части аббатство построено в готическом стиле и является одним самых заметных религиозных зданий Лондона.
По преданию, в конце 1000-х годов на том месте, где сейчас находится Вестминстерское аббатство, стояла церковь под названием Торн Ей (Thorn Ey). Строительство Вестминстерского аббатства, по легенде было начато по просьбе Генриха III в 1245 году для подготовки места его захоронения. В аббатстве было проведено более 15 королевских свадеб.
Это удивительное произведение Готической архитектуры было свидетелем многих исторических событий, войн, оно понесло свою долю ущерба, и пережило много дней славы. Сейчас оно является постоянным напоминанием событий давно ушедших дней.
3. Шартрский собор (Chartres Cathedral)
Шартрский собор также известен как Собор Шартрской Богоматери (Cathedral of Our Lady of Chartres). Это римский, средневековый католический собор, который находится во Франции. Большая его часть была построена с 1194 по 1250 годы, и он прекрасно сохранился. В 13 веке в конструкцию этого выдающегося произведения Готической архитектуры были внесены незначительные изменения, но в основном он остался практически таким, каким он был изначально. Святая плащаница Девы Марии хранится в Шартрском соборе. Считается, что плащаница была на Марии во время рождения Иисуса. Это строение и реликвия, хранящаяся в нём, являются популярными туристическими достопримечательностями, которые привлекают множество христиан.
2. Замок Рейнштайн (Burg Rheinstein)
Замок Рейнштайн является величественным замком, приютившимся на склоне холма в Германии. Он представляет собой просто незабываемое зрелище, а стиль готической архитектуры, применённый при его постройке, не идёт ни в какое сравнение с другими строениями того же временного периода.
Он был построен в период между 1316 и 1317 годом, но к 1344 году он начал приходить в упадок. Тем не менее, в 1794 году он был куплен и восстановлен персидским принцем Фридрихом (Prince Fredrick of Persia), который прожил в нём до 1863 года.
1. Ратуша Ауденарде (Oudenaarde Town Hall)
Наконец мы подошли к описанию Ратуши Ауденарде. Это восхитительно красивая ратуша в Ауденарде (Oudenaarde), Бельгия. Архитектором, создавшим этот шедевр, является Хендрик ван Педе (Hendrik van Pede) и она была построена между 1526 и 1537 годами. На это строение обязательно должны посмотреть все те люди, которые любят историю и прекрасное искусство или старые здания.
bugaga.ru
Готический архитектурный стиль в России
В Екатерининскую эпоху в Россию пришел готический архитектурный стиль. В нем сочетались элементы европейской готики и русского барокко. Портал «Культура.РФ» знакомит с архитектурными сооружениями в этом стиле.
Адмиралтейство и Эрмитажная кухня в Царском Селе
Фотография: Александр Щепин / фотобанк «Лори»
Первым русским архитектором, перенесшим особенности готического стиля на русскую почву, стал Василий Неелов. В 1771 году он вернулся из путешествия по Англии, куда отправился по приказу Екатерины II для изучения местной архитектуры. В 1772 году зодчий приступил к строительству небольших павильонов для Царскосельского парка — Адмиралтейства и Эрмитажной кухни. Кухня, где готовили ужин для приемов в павильоне Эрмитаж, была построена в стиле рыцарского замка и напоминала средневековое укрепление. Ее украшали зубцы и башенки — правда, соседствовали они с вазами и цветочными гирляндами в стиле рококо. Адмиралтейство состояло из трех зданий: центрального двухэтажного корпуса для хранения лодок и двух башенок по сторонам — птичников. И Эрмитажная кухня, и адмиралтейство были выполнены из красного кирпича с белыми декоративными деталями.
Чесменский дворец в Петербурге
Фотография: Александр Щепин / фотобанк «Лори»
После успеха царскосельских павильонов готические здания начали возводить и другие архитекторы. Юрий Фельтен создал дворец Ла Гренуйер (с франц. «обиталище зеленых лягушек»), который впоследствии был переименован в Чесменский. По бокам треугольного здания находились две башенки — как в средневековом замке, впечатление усиливал вырытый по периметру дворца ров. Считается, что источником вдохновения Фельтена мог послужить шотландский замок Инверари Роджера Морриса, Робера Мили и Джеймса Адама.
Юрий Фельтен построил и так называемую Чесменскую церковь — готический храм Рождества Святого Иоанна Предтечи. Здание, образующее четырехлистник, было богато декорировано и завершалось готическими башенками-пинаклями.
Баболовский дворец в Царском Селе
Изначально этот дворец в Баболовском парке Царского Села был построен Ильей Нееловым (сыном архитектора Василия Неелова) для Екатерины II. В 1785 году императрица пожаловала дворец своему фавориту Григорию Потемкину. Это было асимметричное одноэтажное здание с готическими зубчатыми окнами и башней с шатровой крышей. Помещение включало в себя восемь комнат. В одной из них, круглом зале, была устроена купальня — позже, уже при Александре I, который поручил Василию Стасову реконструировать дворец, там установили так называемую «царь-ванную» работы Самсона Суханова. Это была чаша, сделанная из цельного куска гранита, — ее диаметр составлял 5,33 метра, а глубина — 1,52 метра. К сожалению, это здание сильно пострадало в годы Великой Отечественной войны и превратилось в руины.
Церковь Владимирской иконы Божией Матери в Быкове
Фотография: Давид Мзареулян / фотобанк «Лори»
Одна из самых необычных российских церквей была построена по заказу владельца усадьбы Быково Михаила Измайлова. По мнению исследователей, архитектором сооружения был Василий Баженов, который возвел на месте старой деревянной церкви новый готический храм. Здание было построено из белого камня, его венчали готические башенки, а фасады украшали скульптуры. Самой же Владимирской иконе Божией Матери был посвящен только верхний, летний храм. Нижний был освящен в честь Рождества Христова.
Ансамбль на Ходынском поле в Москве
Архитектурный ансамбль, возведенный в честь заключения Кючук-Кайнарджийского мирного договора, прекратившего Русско-турецкую войну, стал первым опытом Василия Баженова в готике. Все здания были построены из дерева и покрашены в цвет камня, поэтому до наших дней они сохранились лишь в рисунках архитектора Матвея Казакова. На них изображены окруженные колоннами павильоны, ростральные колонны со статуями Нептунов и обелиск. Каждый из павильонов был посвящен определенному городу, связанному с Русско-турецкой войной. В павильоне «Азов» проходили службы, в «Азов-Каланчи» — праздничные застолья, в «Таганроге» — ярмарка колониальных товаров, в «Керчи» и «Еникале» — балы и маскарады.
Петровский путевой дворец в Москве
Фотография: Денис Ларкин / фотобанк «Лори»
Этот дворец Матвей Казаков построил по заказу Екатерины II после воздвижения ансамбля на Ходынском поле. Эклектичное здание объединило черты древнерусской и барочной архитектуры, но доминирующим был готический стиль. Стрельчатые окна, пинакли (копьевидные башенки) над входом во дворец отсылали к стилистике средневековых замков, но по структуре здание было типичной усадьбой в стиле классицизм — главным домом с флигелями и парадным двором.
Усадьба Царицыно в Москве
Фотография: Елена Коромыслова / фотобанк «Лори»
Изначально архитектурный ансамбль в Царицыно Екатерина II заказала Василию Баженову, и он спроектировал грандиозный парк и дворцовый комплекс в готическом стиле. Планировалось также строительство отдельного дворца для великого князя Павла Петровича и многочисленных построек для именитых гостей. Однако здание, сохранившееся до наших дней, было работой не Баженова, а его главного конкурента — Матвея Казакова. Баженовские старания (архитектор даже продал свой дом, чтобы вложиться в это строительство) императрица не оценила. Она говорила некогда любимому зодчему, что недовольна недостаточно высокими потолками и узкими дверями. Но в действительности, как считают исследователи, ей не понравилось то, что Павлу предназначался отдельный дворец. К этому времени отношения императрицы с сыном были холодны, поэтому ей не хотелось подчеркивать его наследное положение отдельным дворцом. А вот придуманный Казаковым вариант одного здания, состоявшего из двух частей, пришелся императрице по душе. Готический же стиль построек был сохранен — здания украсили стрельчатые арки и остроконечные пинакли.
Автор: Лидия Утёмова
www.culture.ru
Известные проекты готических храмовых зданий, домов и особняков
Одно из самых знаменитых готических зданий — Нотр-Дам де Пари (Notre Dame de Paris). 1163 — 1285 гг.
Готические здания при всем своем многообразии и огромном количестве составляющих декоративных элементов, тем не менее, создаются на одинаковой конструктивной основе. Виктор Гюго, знаменитый автор произведения «Собор Парижской Богоматери», писал, что искусство меняло в готическом соборе только оболочку, и при этом его остов оставался неизменным. В зависимости от культуры, традиций, исторического периода менялось количество шпилей башен, капелл, колоколен, входных порталов, но основа готических зданий оставалась неизменной.
Собор Парижской Богоматери. Париж. Франция
Наиболее знаменитым строением ранней французской готики стал Собор Парижской Богоматери — Нотр-Дам де Пари (Notre Dame de Paris). Воспетый Гюго собор воздвигли не на «пустом месте» — здесь до него стояла базилика Святого Стефана, а до нее, в более глубокой древности, Храм Юпитера. Нотр-Дам де Пари создан в период ранней готики, поэтому в его архитектуре сохранились черты романского стиля. Начало строительства Нотр-Дам де Пари относится к 1163 году во времена правления Людовика VII Французского. Центральное здание было возведено в 1196 году, западный фасад собора был готов к 1208 году. Завершение строительства относится к 1345 году. К создателям Нотр-Дам де Пари относят архитектора Жана де Шель (работал с 1250-х до 1265 года), Пьера де Монтрей (работал с 1265 по 1267гг.)* Кроме них в возведении сооружения принимали участие и другие зодчие и мастера: об этом свидетельствуют некоторые стилевые различия разных частей сооружения.
Пьер де Монтрё́й (Pierre de Montreuil; ок. 1200 – 1267 гг.) потомственный французский зодчий. Жан де Шелль ( Jehan de Chelles; ? — 1265 г.) – французский зодчий
Реставрацию Нотр-Дама проводили с 1814 г. г. под руководством зодчего Виоле-де-Дюка. Ремонтировали здание, скульптуры, шпиль в течение 23-х лет. Виолле-ле-Дюк построил галерею химер, которую расположил у подножия башен. Зодчий также добавил новый шпиль вместо разобранного в конце 18 века. Шпиль сделан из дерева и покрыт свинцом. У основания шпиля были установлены статуи из бронзы работы скульптора Жоффруа Дешоме.
Эжен Эммануэль Виолле-ле-Дюк (Eugène Emmanuel Viollet-le-Duc, 1814—1879 гг.) — французский архитектор. Один из первых реставраторов в области архитектуры. Историк архитектуры, специалист в области искусствоведения. Являлся поклонником неоготики.
Центральный фасад этого грандиозного готического здания архитектурно поделен на три части. Над каждом из трех входных порталов находится скульптурные панно, на которых изображены сюжеты из Библии. Кровля собора выложена плитками из свинца (толщина плиток 5 мм), что утяжеляет крышу, и ее вес составляет 210 тонн. Великолепные витражи Нотр-Дама реконструированы в середине 19 века. Со средних веков частично сохранился витраж-роза над входом. Данное готическое здание построено в ранний период развития стиля, горизонталь в нем еще составляет конкуренцию вертикали. Стена все еще выглядит достаточно массивной, но центральный фасад, тем не менее, кажется легким благодаря башням, устремленными вверх и шпилем. Второй ярус фасада декорирован огромным окном- «розой».
Собор Святого Стефана. Вена, Австрия
Величественное сооружение — Собор Святого Стефана (St Stephen’s Cathedral) — находится в самом центре Вены на одноименной площади (Штефансплатц). Башни собора имеют разную высоту: южная башня сооружения составляет 136,44 м., а северная башня — только 68,3 м, ширина сооружения 62м, длина собора 198,2 м. Собор должен был быть самым высоким зданием в городе, и во времена Габсбургов был издан указ, по которому нельзя было возводить строения более высокие, чем собор. Уклон кровли достигает 80 гр.
Собор Святого Стефана (St Stephen’s Cathedral). Вена. (13-15 вв.)
11 апреля 1945 года кровля сгорела при пожаре. Несущий каркас кровли в оригинале был деревянным, при восстановлении после пожара 1945 года его сделали из стали (общий вес — около 600 т.) Собор после пожара восстанавливался до 1952 года (689-летие этого готического здания). Нынешнее покрытие кровли состоит из цветных черепиц, из которых выложены орнаменты, а также герб города Вены. С 1980-х годов продолжается реставрация собора.
Собор был построен в 13-15 веках, и остается практически неизменным с 1511 года (за исключением кровли и интерьеров*). Первая церковь на месте собора была заложена в 1137 году при маркграфе Леопольде IV совместно с епископом Пассау Регинмаром. Строение, законченное к 1147 году, было выполнено еще в романском стиле. Позже, в 1230-1245 гг. у церкви была достроена западная часть. Однако, в 1258 году здание сгорело, через пять лет построили новую церковь, тоже в романском стиле. С восточной стороны в 1304-1340 гг. при королях Альберте I и Альберте II церковь была снова пристроена. А в 1359 году король Рудольф IV участвовал в закладке нового готического здания. Новое сооружение возводили вокруг древнего строения, только в 1430 году старую церковь разобрали. Южная башня была достроена в 1433 году, а северная башня осталась недостроенной и до сих пор сохраняет свой вид с 1511 года.
Крыша собора Святого Стефана в Вене.
Реймсский собор. Реймс, Франция
Реймсский собор (Reims Cathedral — Notre-Dame de Reims) был возведен на месте двух древних базилик (одна была построена в 401 году, другая — в 9 веке). Строительство нового готического здания собора было завершено к концу 13 века.
Реймсский собор (Reims Cathedral — Notre-Dame de Reims).
Башни западного фасада имеют высоту 80 м и являются самыми высокими во Франции (изначально планировалось возведение высоких шатров со шпилями, а также еще пять башен, но этот проект не был осуществлен). Реймсский собор прославили скульптуры: в «Галерее королей» — пятьсот статуй, созданных в 13 веке. Самая известная фигура – улыбающийся ангел над северным порталом.
Улыбающийся ангел над северным порталом Реймсского собора.
После революции и войн собор был частично разрушен и восстановлен окончательно к 1996 году.
Кафедральный Бургосский собор. Бургос, Испания
Собор Бургоса (Burgos Cathedral) – средневековый собор в городе Бургос — древней столицы Кастилии, которая расположена на реке Арлансон. Это сооружение стало первой готической постройкой в Испании такого масштаба. Король Филипп II называл это готическое здание «Творением ангелов». Собор посвящен Деве Марии.
Собор Бургоса (Burgos Cathedral). Испания (1221-1567 гг.)
Проект дома в готическом стиле – собора Бургоса – принадлежит архитектору Энрике. Прототипом послужили готические соборы в Реймсе и Бурже. Заложено сооружение было епископом Маурисио в 1221 году при короле Фернандо III Кастильском (1217—1252 гг.). Завершено строительство в 1567 году. Поскольку собор строился не одно столетие, то над его созданием работало большое количество архитекторов. Завершил строительство двух башен собора высотой 84 м, строитель из Кёльна Иоганн (Хуан де Колониа). Западный фасад (Пуэрта Реал (13 в.)), этого величественного готического здания имеет главный вход. Южный фасад называется Пуэрта-дель-Сарменталь (построен к 1230 г.). Северный фасад имеет название Пуэрта де ла Коронерия (достроен в 1259 г.) Восточная часть Бургосского собора была построена в 15-16 веке уже в стиле Ренессанс. В центре аркады, между башнями установлена статуя Девы Марии, ниже нее – статуи кастильских королей, под ними – окно-роза, в его центре – контуры Звезды Давида. В плане сооружение имеет вид креста. В длину собор – 106 м., в ширину – 59 м. Витражи считаются лучшими в Испании. Вокруг собора – пятнадцать капелл. Наиболее древняя – капелла Сан-Николас (13 в.), поздняя — капелла дель Кондестабле построена в 1482-1489 гг. архитектором Симоном де Колониа – сыном немецкого мастера Иоганна, возводившего башни собора. Уже в 16 веке архитекторы Фелипе де Боргонья и Хуан де Вальехо построили световую башню над средокрестием собора. Высота башни-фонаря 54 м., в плане она представляет собой восьмигранник с башенками. Это готическое здание стало образцом для создания сооружений готического стиля в Испании, а также в испанских колониях.
Кафедральный Миланский собор (Duomo di Milano)
Миланский собор Duomo di Milano (1386 г. — начало 19 века). Италия. Создан из белого мрамора. Длина — 158 метров, ширина— 92 м. Количество скульптур – 3400. Вместимость собора — 40 000 человек.
Миланский собор – величественное сооружение в стиле пламенеющей готики. Посвящен Рождеству пресвятой Марии. Это единственного готическое здание в Европе из белого мрамора. Длина храма — 158 метров, ширина— 92 м, высота шпиля — 106,5 м. Количество скульптур – 3400. Вместимость собора — 40 000 человек. Собор строили на месте древних святилищ. Он был первым сооружением в готическом стиле на территории Италии. Первоначальный проект дома в готическом стиле – Дуомо ди Милано – разработал итальянец Симоне де Орсениго, но для строительства были приглашены французские и немецкие мастера. Строительство велось с 1386 до начала 19 века. Некоторые элементы подвергались доработке до 1965 года. Фундамент заложили при Джан Галеаццо Висконти* под покровительством архиепископа Антонио да Салуццо (Antonio da Saluzzo)
Джан Галеаццо Висконти — Gian Galeazzo Visconti; 1351 -1402 гг. Миланский герцог, способствовавший расцвету Милана.
С 1470 году строительство шло под руководством архитектора Джунифорте Солари (до этого момента сменилось несколько зодчих). Консультантами Солари стали Браманте (Donato (Donnino) Bramante, 1444-1514 гг.) и Леонардо (Леонардо ди сер Пьеро да Винчи — Leonardo di ser Piero da Vinci; 1452-1519 гг.) – они добавили к готике элементы Ренессанса, благодаря их участию в проекте у собора появился купол, у которого в основании был восьмиугольник. В 1769 г. был построен шпиль (104 м.) со статуей Мадонны (высота 4 м) из позолоченной бронзы (был даже издан указ, что ни одно здание в городе не должно закрывать собой статую Мадонны). В настоящее время на небоскребе Пирелли установлена копия статуи.
Башня Пирелли (Grattacielo Pirelli) — высотное здание в Милане.
Проект фасада этого величественного дома в готическом стиле был утвержден Наполеоном в 1805 г. и закончен архитектором Карлом Амати в 1813 году (Carlo Amati 1776 – 1852 гг.) и Занойя (Giuseppe Zanoia) По заказу Наполеона Амати разработал проект фасада со стороны площади и соорудил мраморные шпили (135 шт.).
Кафедральный Севильский собор. Севилья, Испания
Кафедральный Севильский собор (The Cathedral in Seville) — собор Мария-де-ла-Седе (Catedral de Santa María de la Sede) — храмовое сооружение в Андалусии, в городе Севилья. Это самый высокий кафедральный собор Испании. Длина этого готического здания составила 126 метров, ширина — 82 метра.
Кафедральный Севильский собор. (1402-1506 гг.) Возведен на месте разрушенной мечети во времена Реконкисты.
На месте собора в период оккупации Испании маврами стояла мусульманская мечеть Альмохады, подвергшаяся разрушению во время сильного землетрясения в 1356 г. После изгнания мавров, на ее фундаменте и с использованием оставшихся от разрушенных строений материалов началось возведение христианского храма, который должен был стать символом богатства и силы Севильи. Строительство началось в 1402 г. и было закончено в сравнительно короткие сроки – к 1506 году. Однако, даже несмотря на небольшой срок возведения готического здания привел к тому, что в его архитектуре уже заметны элементы Ренессанса. Рядом с собором находится колокольня Хиральда (от испанского «girar», что в переводе означает «вертеться») богато декорированная орнаментом и узорами. Это сооружение перестроено из бывшего минарета в 1560-1568 гг. архитектором Эрнаном Руисом, который надстроил минарет дополнительными ярусами, суживающимися кверху. На нижнем ярусе установлены 25 колоколов, на последнем ярусе – бронзовая фигура-флюгер со знаменем (1568 г. скульптор Бартоломе Морель).
Готические особняки
Марэ – так называется парижский квартал. Он расположился на правом берегу Сены. Это место понравилось королю КарлуV, где уже в 14 веке начали вести строительство домов для представителей королевского двора (большинство из них не сохранились) Клюни – строение представляет собой готический особняк, построенный по заказу аббата Жака Амбуазского (1485-1510 гг.) В 13 веке на этом месте стоял монастырь ордена Клюни, а до него тут располагались римские термы. С 1843 г. находится в собственности государства. Сейчас в этом здании расположился Национальный музей Средневековья.
Когда говорят о готических зданиях, обычно подразумевают соборы и храмовые сооружения. И действительно, готических особняков в светской архитектуре, которые бы сохранились до нашего времени, осталось совсем немного. Это связано с тем, что хозяева этих строений, каждое следующее поколение наследников, стремились жить в более модных жилищах, поэтому обычно создавали новые проекты, перестраивая свои дома в готическом стиле. Отношение к зданиям, как к историческим памятникам, началось только несколько десятилетий назад, когда стали ценить и стараться сохранить культурное наследие прошлого. В качестве примера сохранившегося готического особняка можно привести дом Санс на в квартале Марэ* Парижа. На левом берегу Сены в Париже известен готический особняк Клюни.
Готический особняк Клюни (1485–1510 гг.)
Особняк архиепископов Санс (Hôtel de Sens) (1475 -1507 гг.)
Готический особняк Санс (Hôtel de Sens) расположен на улице Фигуэр (Figuier), 1, в четвертом округе Парижа, в квартале Марэ. Землю для возведения резиденции архиепископов Санских выделили по указу Карла V, возводить здание начали в конце 15 века, строительство велось 30 лет. Особняк построен в смешанном стиле: Ренессанс соседствует с элементами поздней готики. Первым владельцем готического особняка был архиепископ Тристан де Салазара (служил в качестве архиепископа Санса с 1474 по 1518 гг.). В 1911 году сооружение стало собственностью города Парижа. От некоторых готических особняков Франции остались только отдельные части зданий или их фрагменты.
Башня Иоанна Бесстрашного (Tour Jean sans Рeur) -1411 г. – сохранившаяся часть готического особняка герцогов Бургундских.
Готика в архитектуре поражает единством и целостностью. Каркасная система готики дала возможность изменить традиционную конфигурацию сооружений и создать очень высокие соборы с огромными окнами. Вертикаль готики подчеркивалась уходящими вверх башнями, стрельчатыми арками, окнами и порталами. Строения украшались сложными декоративными деталями: витражами, круглыми окнами с переплетом, богато декорированными фронтонами.
автор текста: Марина Калабухова
www.facade-project.ru
Готический стиль в архитектуре и интерьере
Обогащение фактур и украшение конструкции шло одновременно с эволюцией конструктивных решений и почти неотделимо от них. Контрфорсы увенчивались ланцетовидными башенками-пинаклями, в свою очередь украшенными зубцевидными выступами. Водосбросы с помощью скульптора превращались в фантастическое сочетание животных и растительных форм. Уступами уходящие вглубь отливы порталов поддержаны тонкими колонками попеременно с удлиненными фигурами ангелов и святых, а тимпан арочного контура над дверями покрывался рельефами на темы Страшного суда. Таким образом, все виды искусства играли свою роль в просвещении паствы, предупреждая верующих об опасностях греховной жизни и наглядно изображая блаженство святой жизни.
В решении оконных проемов происходило такое же слияние конструктивной эволюции и орнаментальности. Первоначально дело ограничивалось группировкой двух или трех некрупных окон в единой архитектурной раме. Затем простенок между такими окнами последовательно уменьшался, тогда как число проемов возрастало, пока не был достигнут эффект полностью рассеченной поверхности стен. Дальнейшее сокращение размеров каменных простенков между меньшими окнами привело к возникновению кружевной конструкции окна, орнаментальный рисунок которого создавался тонкими каменными ребрами. Поначалу собранные в виде простейших геометрических форм, кружевные структуры окон со временем становились все сложнее. Многоцветные витражи в этих окнах собирались из небольших кусков стекла.
Главный фасад собора Нотр-Дам-де-Пари имеет три стрельчатых портала со входами внутрь. Над ними висят скульптурные панно, иллюстрирующие различные эпизоды из Евангелия. Главное украшение Нотр-Дам-де-Пари – прекрасные цветные витражи. Строгость и цветовая сдержанность готического убранства, отсутствие настенной живописи только подчёркивают великолепие и яркость витражей. Проникая сквозь них, солнечный свет заливает серые стены радугой оттенков.
Аббатство Сен-Дени, расположенное к северу от Парижа, было основано в V в. Это самый ранний образец готического стиля. Церковь в плане имеет форму латинского креста. Центральный неф состоит из семи прямоугольных пролетов, по обеим сторонам от него тянутся боковые нефы, хор состоит из трех пролетов и оканчивается полукруглой апсидой. Вокруг хора есть деамбулаторий. Весь объем перекрыт стрельчатыми сводами, высота которых одинакова в центральном нефе, трансепте и хоре, — таким образом, создается единое пространство. Опоры тонкие, кажется, что стены целиком состоят из витражей.
Итальянская готика не могла избежать влияния римской архитектуры. Итальянская архитектура редко использует возможности готики в полной мере, кажется, сразу перейдя от романского стиля к ренессансу. Миланский собор (начат в 1390) — самый большой готический собор в Италии. В плане он имеет форму латинского креста, высокий центральный и двойные боковые нефы перекрыты крестовыми сводами, внутри и снаружи собор богато украшен.
Собор в Сиене (1245-1380) построен в стиле, близком к романскому, чередование светлых и темных полос в колоннах и обрамлении окон придает интерьеру особую прелесть. Западный фасад изобилует готической скульптурой, как в Миланском соборе.
В кафедральном соборе во Флоренции (Санта Мария дель Фьоре, 1296-1462) средокрестие восьмиугольной формы, это наводит на мысль о том, что первоначально собор имел центрическую планировку, которую длинный центральный неф превратил в базиликальную. Строители не смогли перекрыть восьмиугольное в плане средокрестие, только в эпоху Ренессанса над собором был возведен громадный купол.
В 18 веке интерес к готической архитектуре вспыхнул с новой силой. Так появился стиль неоготика . Не смотря на то, что принципы строительства в 18-19 веках были уже иными, и отдельные элементы зданий, выполненных в неоготическом стиле, на самом деле были чужеродными для средневековой готики, современники воспринимали отход от точного следования стилю как необходимость, а не как досадную ошибку архитекторов. В неоготике смешивались разные стили и направления, относящиеся к разным эпохам и странам, а также перемешивались приемы строительства соборов и замков. К примеру, в годы становления стиля при строительстве жилого дома его двери могли быть выполнены как порталы соборов, а спальни своей настенной росписью могли напоминать гробницы. Со временем эклектичность была творчески переработана, и архитекторы выработали универсальные требования к новому стилю. Основная особенность неоготической архитектуры – использование в качестве конструктивного элемента каркасного свода. Были также адаптированы и другие элементы средневековой архитектуры: зубчатые стены, витражи, лепнина, стрельчатые арки, высокие вытянутые фронтоны, башенки, внутренние колонны, узкие окна, геральдические мотивы.
Торжеством неоготики стало строительство в Лондоне Вестминстерского дворца. После долгих лет строительства вдоль Темзы вытянулся массивный, величественный дворец. Его фасад украшают и уравновешивают две башни, расположенные в его северной и южной частях. Дворец, несмотря на свою величину, не подавляет своими размерами, но производит впечатление классической строгости. Все дело – в верно найденных пропорциях.
Наиболее яркий пример неоготической архитектуры в Германии — Кёльнский собор, одно из самых высоких и массивных зданий 19 века. Также немецкие архитекторы спроектировали такие шедевры мировой архитектуры, как замок в Швангау и невероятный по своей красоте замок Нойшванштайн, построенный на месте разрушенной рыцарской сторожевой башни.
Один из шедевров неоготической архитектуры – здание парламента в Венгрии (Будапешт). Это одно из самых красивых правительственных зданий мира. Изящные башенки парламента, расположенного на берегу Дуная, эффектно отражаются в воде, а острые шпили — непременный атрибут неоготического стиля – делают силуэт легким, устремлённым в небо.
Начиная во второй половины 18 века неоготика становится популярной и в России. Изначально на западе страны началось строительство католических церквей в неоготическом стиле, затем мода на «рыцарскую» архитектуру расширилась: архитекторы стали возводить частные и доходные городские особняки, а также господские дома в богатых имениях с использованием готических форм. Доходные дома в Москве и особенно Петербурге отличались роскошными парадными подъездами, стрельчатыми окнами, богато декорированными фронтонами, шпилями и башенками.
Интересный пример российской неоготики середины 19 века — комплекс зданий, возведенных в Петергофе. В их числе — капелла в парке «Александрия», украшенная множеством декоративных элементов из чугуна, Фермерский дворец, дворец «Коттедж», а также вокзал, почта и императорские конюшни.
К оригинальным архитектурным памятникам неоготики относится и особняк Зинаиды Морозовой на Спиридоновке в Москве, который выглядит внушительно и строго; величия и пышности преисполнен западный фасад с химерами над порталом; обращённый к саду с фонтаном южный фасад создаёт настроение уюта и спокойствия, прекрасны и каменная резьба и горельефы, украсившие террасу с восточной стороны дома.
olgadmitrieva.com
10 готических соборов средневековой Европы
Готические соборы это не культовые сооружения древних готов, а храмы, построенные в готическом стиле архитектуры. Этот архитектурный стиль появился во Франции в 12 веке, он пришел на смену романскому стилю.
Готическая архитектура распространилась на всю Западную Европу и продолжала развиваться вплоть до 16 века. С приходом эпохи Ренессанса готика стала утрачивать свое значение. Лучше всего готический стиль проявился в архитектуре соборов, храмов и монастырей. Для готики характерны узкие и высокие башни, арки с заостренным верхом, колонны, многоцветные витражные окна и богато украшенный фасад. Неотъемлемой частью готического искусства является скульптура. Мрачные фигуры горгулий и мифических существ служили особенно частым украшением на стенах. Сочетание переливающихся всеми цветами радуги витражей, великолепные узоры и каменные изваяния фигур создают неподражаемый ансамбль.
Готика охватывает разные произведения искусства: живопись, фреску, витраж, скульптуру, книжную миниатюру и многие другие. Но как уже было упомянуто, именно средневековые соборы Европы в полной мере демонстрируют всю красоту и величие готического стиля. О них и пойдет речь ниже.
10 готических соборов фото.
1. Собор Святого Стефана. Вена, Австрия
Собор Святого Стефана (St Stephen’s Cathedral), расположенный в самом сердце Вены, пережил много войн и в настоящее время является символом свободы города. Готический собор стоит на руинах двух предыдущих церквей. Его строительство было в значительной степени инициировано в 14 веке герцогом Австрии Рудольфом IV. А самая узнаваемая характеристика собора – черепичная крыша с изображением национального герба и герба города Вены, была добавлена только в 1952 году.
Гостиницы и отели: St. Stephen’s Cathedral
2. Бургосский собор. Бургос, Испания
Кафедральный собор Бургоса (Burgos Cathedral) – средневековый собор в одноименном городе, посвященный Деве Марии. Он славится своими огромными размерами и уникальной готической архитектурой. Строительство собора началось в 1221 году, и после длительного почти двухвекового перерыва было завершено в 1567 году. В 1919 году собор стал местом захоронения национального героя Испании Родриго Диас де Вивара (Эль Сид Кампеадор) и его супруги Химены Диас.
Ближайшие отели: Бургосский собор
3. Реймсский собор. Реймс, Франция
Реймсский собор (Reims Cathedral) является местом, в котором были официально коронованы многочисленные французские монархи. Он построен на месте базилики, где когда-то (примерно 496 год) Святым Реми был крещен Хлодвиг I – один из крупнейших политиков своего времени. Строительство собора было завершено к концу 13 века.
Отели рядом с Реймсским собором
4. Миланский собор. Милан, Италия
Исключительно большой и сложный готический собор на главной площади Милана является одним из самых известных зданий в Европе. Это один из самых больших готических соборов в мире. Строительство началось в 1386 году под покровительством архиепископа Антонио да Салуццо (Antonio da Saluzzo) в позднеготическом стиле более типичном для Франции, нежели Италии. Прошло пять веков, прежде чем строительство было завершено.
Ближайшие отели: Миланский собор
5. Севильский кафедральный собор. Севилья, Испания
Расположенный на месте величественной мечети Альмохады, средневековый собор был построен, чтобы продемонстрировать силу и богатство Севильи после длительного процесса Реконкисты. На момент завершения строительства в 16 веке, он вытеснил Собор Святой Софии, как самый большой в мире. Строители использовали некоторые колонны и элементы бывшей мечети. Наиболее известна Хиральда – башня с богатыми узорами и орнаментами, бывшая ранее минаретом, и преобразованная в колокольню.
Гостиницы и отели: Севилья
6. Йоркский собор. Йорк, Англия
Один из двух самых больших готических соборов в Северной Европе (наряду с Кельнским собором в Германии). Йоркский собор возвышается над горизонтом в одноименном старинном городе и включает в себя все этапы готического архитектурного развития в Англии. Строительство существующего здания было начато примерно в 1230 и завершено в 1472 году. Собор славится крупнейшими средневековыми оконными витражами.
Гостиницы и отели: Йоркский собор
7. Собор Парижской Богоматери. Париж, Франция
Собор Парижской Богоматери (Notre Dame de Paris) – красивый католический собор в четвертом округе Парижа. Строительство, начатое в 1163 году, было завершено только в 1345. Один из самых известных французских готических соборов, Нотр-Дам де Пари отличный пример французской готической архитектуры, скульптуры и витражей. Во время французской революции в 1790 годы большая часть скульптур и сокровищ была разрушена и разграблена. А еще, 2 декабря 1804 года здесь был коронован императором Наполеон Бонапарт.
Гостиницы и отели: Notre Dame Cathedral
8. Кёльнский собор. Кёльн, Германия
Кёльнский собор (Cologne Cathedral) является самым известными символом города на протяжении многих веков. Его высота 157,4 метра. Знаменитый собор стоит на месте, где еще в 4 веке был расположен римский храм. Строительство готического собора началось в 1248 году и велось с перерывами более 600 лет. Собор посвящен святым Петру и Марии и является главным храмом Кёльнской архиепископии.
Ближайшие отели: Кёльнский собор
9. Собор Санта-Мария-дель-Фьоре. Флоренция, Италия
Начавшееся в 1296 году строительство в готическом стиле было завершено в 1436. Кафедральный собор Санта-Мария-дель-Фьоре является символом города и одним из красивейших зданий Флоренции. Примечательны внешние стены базилики, облицованные красивыми мраморными панелями различных оттенков: зеленые, белые, розовые. А так же впечатляет огромный кирпичный купол.
Гостиницы и отели: Santa Maria del Fiore
10. Шартрский собор. Шартр, Франция
Шартрский собор находится в одноименном городе недалеко от Парижа. Его достоинством, кроме того, что он представляет собой один из лучших образцов французской высокой готики, является то, что он практически идеально сохранился. Большинство оригинальных витражей собора остались нетронутыми, в то время как архитектура видела лишь незначительные изменения с начала 13 века.
Гостиницы и отели: Шартрский собор
phototravelguide.ru
Готический стиль в архитектуре: простыми словами
Готический стиль в архитектуре – это устремлённое ввысь большое и тяжёлое здание, одновременно невесомое и легкое, воздушное и мистическое, залитое необычным светом.
Каркасная система в готической архитектуре
Появился данный стиль на базе романских построек с характерными толстыми стенами, небольшими окнами, полукруглыми тяжёлыми дверями, массивными столбами или колоннами и бочкообразными сводами.
Готическая архитектура появилась благодаря открытию архитекторами принципиально нового метода распределения нагрузки на здание. Когда установили, что масса и нажим каменной кладки вполне могут быть сосредоточены в нескольких высчитанных точках, то другие составляющие строения не обязательно должны быть опорными.
Новый подход в строительстве состоял в том, что цилиндрический свод заменился веерным посредством специальных конструкций: нервюр — выступающих рёбер каркасного свода. Его назвали нервюрным.
На основе каркасной системы готической архитектуры появилась возможность строительства высочайших зданий с огромным пространством, множеством света, высокими колоннами и башнями, продолговатыми арками и украшенными резьбой фасадами. Стали строить готические храмы, превышающие высоту Хеопской пирамиды, которая в Европе в те времена считалась самым высоким сооружением на земле.
Готический стиль в архитектуре: история
Эволюцию готического стиля в архитектуре можно разделить на три этапа:
- ранняя готика -12 век;
- высокая (зрелая) с пиком в 13 веке;
- пламенеющая (поздняя) с расцветом в 14-15 веках.
Временем рождения готики можно считать 1135 год. Архиепископ города Санса в Бургундии принял решение построить новый храм вместо старого романского, в котором выступающие рёбра свода носили декоративный характер. В новом соборе они стали играть роль опорных конструкций одновременно с арками.
Примерно в это же время началась реконструкция собора Сен-Дени, недалеко от Парижа — усыпальницы французских королей. В работах использовались элементы нового стиля, заимствованные из собора в Сансе. Именно этот факт послужил началом распространения готики, как французского стиля, в соседних регионах (запад и центр Европы), а также в Сирии, на Родосе, на Кипре.
По иронии судьбы, Германия переняла этот стиль позже остальных, хотя своё имя стиль получил от названия племён, проживавших на её территории: готов.
Готический стиль в архитектуре: элементы
Оличить Готику можно по стрельчатым аркам, нервюрам, травеям, контрфорсам, аркбутанам. Всего две минуты на видео покажут, что это за элементы.
Каркасная система готической архитектуры является отличительной особенностью стиля. Его характерные признаки
- высокие арки и своды, стремящиеся ввысь в форме стрел, дуг и крестов,
- наружные полуарки, передающие нагрузку за пределы основного здания (аркбутаны),
- вертикальные конструкции, принимающие на себя эту нагрузку (контрфорсы),
- узорчатые мозаичные окна.
На основе последних французские искусствоведы 19 века пытались классифицировать готические стили. Термин «Районнант» (фр. Rayonnant — излучение) был утверждён для описания излучающих спиц окон в форме розы. Употребляется современными искусствоведами.
Уделите минутку времени, чтобы подробней рассмотреть готический свод на примере башен-ворот Торрес-де-Серранос в Испании (Валенсия):
Строительство
Строительство величественных готических сооружений было невозможно без железных инструментов, пил, блоков, больших колёс для подъёма материалов на высоту. Требовалось наличие свинца, пластины которого покрывали крыши. Все эти условия стали возможны на территории Европы в 12 веке.
Для исполинских сакральных сооружений требовался камень, который часто привозили из дальних карьеров. Процесс возведения готических шедевров длился сотни лет. Мы его можем рассматривать на картинах средневековых художников Яна ван Эйка и Питера Бригеля-старшего.
Оценка и влияние готики
Домский Собор в МиланеВосприятие готики было весьма неоднозначным. Основоположники Возрождения Италии Брунеллески и Донателло вдохновлялись этим стилем в своём творчестве. И в то же время, готику воспринимали как искусственную, оторванную от природы, а потому считали её символом тёмного и отсталого.
Мольер называет готические соборы «чудовищами» и «следами невежественных лет». А Винсент Саблон воспевает в поэмах. Восприятие готики в фантастическом ореоле таинственности в период романтизма 18-19 веков привело к переосмыслению философии средневековой архитектуры.
Искусствовед профессор Эрвин Панофский (1892 — 1968) в своей работе «Готическая архитектура и схоластика» даёт подробное объяснение эволюции готики на основе развития европейской средневековой философии, которая концентрировалась вокруг университетских центров и представляла собой синтез католического богословия и логики древнегреческого Аристотеля. Он утверждает, что оба этих направления развивались по принципу: «идея — противоположность — ответ».
Видео — урок:
Читайте статью Готические соборы средневековья, в которой описаны наиболее известные соборы, являющиеся образцом этого стиля.
Готический стиль в архитектуре, по Вашему мнению, это что-то чудовищное? Напишите в комментарии своё мнение. Есть ли рядом с вами архитектурная готика?
Делитесь знаниями с друзьями в социальных сетях.
Ставьте оценку статье, выбрав нужное число звёзд ниже.
arhi1.ru