Готическая архитектура. Детали и декор
В эпоху готики появляются абсолютно новые виды декора — например, витражи. В этой части узнаем больше об украшениях готических соборов.
Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все урокиАвтор урока
Дмитрий БеззубцевИсторик архитектуры, сопредседатель историко-культурного общества «Московские древности»
Продолжаем говорить о готической красоте — теперь про детали и декор. Из-за чего в соборе можно провести не один час? Да хотя бы из-за этого👇
✨ Деталей много и они захватывают. В романике даже украшательства минималистичны, структурированы и разложены по полочкам. Декор готических соборов поражает богатством мелких деталей, которые хочется разглядывать.
⚜️ Декор обыгрывает конструкцию. Он акцентирует внимание на ключевых элементах, а не скрывает их. За этим интересно наблюдать: вырезали окно — обведем его несколько раз. Есть каркасная вертикаль — давайте добавим красивых башенок, чтобы было видно, что это опора.
🔷 Витражи не просто иллюстрируют бытовые или религиозные сцены; окрашенный в разные цвета свет делает пространство внутри изменчивым.
1. Роза западного окна, Нотр дам де Пари, Франция, 13 век
2,3,4. Витражи Реймсского собора, Франция 13 век
5. Кафедра, Ульмский собор, Германия, 14 век
6. Резная стена алтарной части, Шартрский собор, 13 век
7. Скульптуры внутренней стороны западного фасада, Реймсский собор, 13 век
Телеграм-канал
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписатьсяРоза — одна из главных примет готического стиля. Большие круглые окна можно увидеть и на фасадах романских храмов. Но по-настоящему розы расцвели в эпоху готики — и каждая была уникальна.
Вот только несколько примеров. Правда, красиво?
1. Церковь Сен-Дени, Франция, 12 век
2. Нотр Дам де Лан, Франция, 12 век
3, 4. Нотр Дам де Пари, Франция, 13 век
5, 6. Шартрский собор, Франция, 12 век
7. Страсбургский собор, Франция, 14 век
8. Церковь Святого Лаврентия, Нюрнберг, Германия, 14–15 века
После разговоров о готике хочется скорее отправиться гулять вокруг соборов и изучать все детали. Для этой цели у нас есть кое-что получше гугл-карт — это проект «Mapping gothic». На странице справа — список готических соборов Франции и Англии. Можно листать по алфавиту или приближать на карте. Выбираете, в какой собор хотите отправиться, кликаете на название, и перед вами множество фотографий, в том числе из самых труднодоступных мест: чердаки, галереи, проходы между аркбутанами.
курс Level One
Курс москвича
Курс из 8 лекций о том, как понять столицу через историю и архитектуру. Узнаем главное о средневековой, царской, авангардной, сталинской, модернистской и современной Москве, будем больше видеть сами и станем надежными проводниками для друзей в любом районе.
Сегодня можно купить со скидкой 50%
4900₽
2450₽
подробнее о курсе
образовательный проект level one
Начните разбираться
в сложных
темах
с самыми вдохновляющими экспертами
Только проверенные лекторы
25 тысяч отзывов
на лекции и практикумы
Вам понравится
4,9 из 5,0
средний рейтинг лекции
Есть из чего выбрать
До 10 разных
вебинаров в день
Основные элементы готической архитектуры Франции. — Студопедия
Поделись с друзьями:
Рис. 3.Основные элементы готического стиля.
6.Анжуйский готический стиль.
Анжуйский готический стиль в провинции Анжу включает в себя своды с элегантными декоративными ребрами, а также очень богато украшенные колонны. Стиль можно найти в интерьере собора Анже (1032–1523), хотя многие готические элементы фасада были заменены элементами ренессанса и башнями. Прекрасный пример анжуйской готики можно найти в средневековой больнице Сен-Жан в Анже, в которой сейчас находится музей Жан-Лурсат, музей современных гобеленов.
Готика Пуатье
Собор Пуатье в исторической провинции Мэн также отличается характерным региональным готическим стилем. Его строительство было начато в 1162 году при короле Англии Генрихе II и Элеоноре Аквитанской. Его отличительные черты, как и у готики Анжевина, включают выпуклые своды с ребрами в декоративных узорах.
Бургундская готика
Бургундия также имела свою собственную версию готики, например, в соборе Невера (1211–1331), соборе Дижона (1280–1325) и соборе Шалона (1220–1522). Бургундская готика имела тенденцию быть более простой и монументальной, чем более богато украшенный северный стиль, и часто включала элементы более ранних романских церквей, расположенных на том же месте.
Готическая архитектура во Франции — это здания, построенные в период с 1140 по 1500 гг. Лучшие образцы этого стиля можно встретить именно здесь, во Франции. Многие французские готические соборы включены в список памятников всемирного наследия ЮНЕСКО.
Архитектура Франции
Франция богата средневековой архитектурой, от небольших романских церквей до великих готических соборов. Когда страна вышла из темных веков в 11-м веке, произошел всплеск строительства здания в романском стиле, основанном на римской модели толстых стен, с круглыми арками и тяжелыми сводами. Но французские архитекторы усовершенствовали эту основную структуру, что в 13 веке привело к расцвету готики. Заостренные арки и летающие контрфорсы были ключевыми изобретениями, которые позволили строить более высокие здания с большими окнами.
Фрацузская готика
Французская готика — это стиль архитектуры, распространенный во Франции с 1140 по 1500 гг. Готику разделяют на четыре стиля: ранняя готика, высокая готика, районант, поздняя готика или пламенеющая готика.
1. Ранняя готика или примитивная готика (1130–1230)
2. Высокая готика или классическая готика (1230–1330)
3. Районнант (14 век)
4. Пламенеющая готика (15 век)
5. Поздняя готика (16 век)
Наиболее яркими примерами являются великие готические соборы Франции, в том числе парижский Нотр-Дам, собор Реймса, собор Шартра и собор Амьена. Его основными характеристиками были поиск вертикальности или высоты, а также инновационное использование летающих опор и других архитектурных нововведений для распределения веса каменных конструкций на опоры снаружи, что позволяет получить беспрецедентную высоту и объем здания. Новые методы также позволили добавить больших окон, в том числе огромных витражей, которые наполняли соборы светом. Французский готический стиль широко копировался в других частях Северной Европы, особенно в Германии и Англии.
В середине 16-го столетия готику постепенно вытеснился архитектурой французского Ренессанса.7.Появление готического стиля во Франции.
Готическая архитектура во Франции была результатом появления в 12-м веке мощного французского государства, сосредоточенного в Иль-де-Франс. Во времена правления Людовика VI Франции (1081–1137 гг.) Париж был главной резиденцией королей Франции, Реймс служил местом коронации, а аббатство Сен-Дени стало их церемониальным местом захоронения. Аббат Сен-Дени, Сугер, был советником Людовика VI и Людовика VII, а также историком. Он наблюдал за реконструкцией амбулатория Сен-Дени, что сделало его первым и наиболее влиятельным примером готической архитектуры во Франции.
В конце существования династии Капетингов (1180–1328), три короля; Филипп Август (1180–1223), Людовик IX Франции (1226–1270) и Филипп ле Бель (1285–1314) утвердили Францию в качестве главной экономической и политической силы на континенте. В это же время основываются Университета Парижа или Сорбонны.
8.Эволюция готического стиля во Франции.
Все меняется со временем, так и готический стиль во Франции претерпевал свои изменения, развиваясь и усложняясь с накоплением знаний.
1.Ранняя готика
Раннеготический стиль возник в 1140 году и характеризовался изобретением остроконечной арки и переходом от поздне романской архитектуры. Чтобы усилить стену, строители разделили ее на четыре яруса: аркада (арки и пирсы), галерея, трифориум и клирестарей. Для поддержки высших стен строители придумали летающие опоры, которые достигли зрелости только в эпоху высокой готики в 13 веке. Свод представлял из себя шесть ребристых секстартальных свода. Известные постройки этого стиля включают восточную часть церкви Аббатства Сен-Дени, Собор Санса, Нотр-Дам Лаона, Западный фасад Шартрского Собора, Нотр-Дам де Пари, Лионский Собор и Тульский Собор.
2.Высокая готика
Высокий готический стиль 13-го века канонизировал пропорции и формы ранней готики и развил их дальше, достигнув легких, но высоких и величественных структур. Структура стены была изменена с четырех до трех уровней: аркада, трифориум и клирестарей. Пирс коронации были меньше, чтобы избежать остановки визуального движения вверх. Чистые окна менялись от одного окна в каждом сегменте, спрятанном в стене, до двух окон, объединенных небольшим круглым окном-розой. Количество ребер свода изменилось с шести до четырех. Летающие контрфорсы были совершенствованы, и после того, как они были приняты в Нотр-Дам де Пари и Нотр-Дам де Шартр, они стали каноническим способом поддержки высоких стен, поскольку служили как структурным, так и декоративным целям. Основная часть Шартрского собора (1194–1260), Амьенского собора и Буржского собора являются представителями стиля.
Следующий период готической архитектуры во Франции, начиная со второй половины 13-го века до 1370-х годов, был назван Rayonnant («Сияющий»), описывая тенденцию к использованию все большего и большего количества витража и меньшего количества кладки при проектировании структуры. До тех пор, пока стены не казались полностью сделанными из стекла. Самым знаменитым примером была часовня Сент-Шапель, прикрепленная к королевской резиденции во Дворце Сите в Париже. Сложная система наружных колонн и арок превратила стены верхней часовни в тонкий каркас для огромных окон. Вес каждой из фронтонов кладки над архивом окон также помог стенам противостоять толчку и распределить вес.
3.Пламенеющая готика.
Стиль пламенеющий готики появился во Франции во второй половине 14 века. Его характерными чертами были более обильные украшения, так как дворяне и богатые жители в основном северных французских городов боролись за строительство все более сложных церквей и соборов. Он получил свое название от извилистых, похожих на пламя конструкций, которые украшали окна. Другие новые функции включают в себя arc en accolade, окно, украшенное аркой, каменные вершины и цветочные скульптуры. Характерно также большее число ребер, которые поддерживали и украшали каждый свод потолка, и для большей поддержки и для декоративного эффекта. Известные примеры пламенеющей готики включают западный фасад Руанского собора и Сент-Шапель-де-Винсенн в Париже, оба построенные в 1370-х годах; а также хор аббатства Мон-Сен-Мишель (около 1448 г.).
4.Южная готика.
Помимо этих готических стилей, есть еще один стиль, называемый «Gothique Méridional» (или южная готика, в отличие от готической септентриональной или северной готики). Этот стиль характеризуется большим нефом и не имеет трансепта. Примерами этой готической архитектуры могут служить Нотр-Дам-де-Ламугье в Нарбонне и Сент-Мари в Сен-Бертран-де-Коменж.
Наиболее известные образцы готической архитектуры можно найти в Иль-де-Франс и Шампани, но другие французские регионы создали свои собственные оригинальные версии стиля.
5.Анжуйский готический стиль.
Анжуйский готический стиль в провинции Анжу включает в себя своды с элегантными декоративными ребрами, а также очень богато украшенные колонны. Стиль можно найти в интерьере собора Анже (1032–1523), хотя многие готические элементы фасада были заменены элементами ренессанса и башнями. Прекрасный пример анжуйской готики можно найти в средневековой больнице Сен-Жан в Анже, в которой сейчас находится музей Жан-Лурсат, музей современных гобеленов.
6.Готика Пуатье.
Собор Пуатье в исторической провинции Мэн также отличается характерным региональным готическим стилем. Его строительство было начато в 1162 году при короле Англии Генрихе II и Элеоноре Аквитанской. Его отличительные черты, как и у готики Анжевина, включают выпуклые своды с ребрами в декоративных узорах.
7.Бургундская готика.
Бургундия также имела свою собственную версию готики, например, в соборе Невера (1211–1331), соборе Дижона (1280–1325) и соборе Шалона (1220–1522). Бургундская готика имела тенденцию быть более простой и монументальной, чем более богато украшенный северный стиль, и часто включала элементы более ранних романских церквей, расположенных на том же месте.
8.Южно-французская готика.
У юга Франции была своя особая вариация готического стиля: южно-французская готика. Ярким примером является собор Альби в департаменте Тарн, построенный между 1282 и 1480 годами. Первоначально он был построен как крепость, а затем преобразован в церковь. Из-за отсутствия подходящего камня он был построен почти полностью из кирпича и является одним из крупнейших кирпичных зданий в мире.
Якобинская церковь в Тулузе стала примером единой апсиды полигонального плана с двумя нефами, которая породила звездного типа свод, чья сложная организация стала характерной для более чем века периода пламенеющей готике. Этот шедевр готической архитектуры часто называют «пальмой», потому что из гладкого ствола колонны выходят ребра сводод на подобии листьев пальмы.
9.Недостатки готической архитектуры во Франции.
В средние века процветающие французские города соревновались в строительстве самого большого собора или самой высокой башни. Одним из недостатков французской готической архитектуры была ее огромная стоимость и буквально армий умелых мастеров, напряженно работающих в течение десятилетий. Из-за спадов в экономике значительное количество французских соборов были начаты, но никогда не достраивались.
В некоторых случаях амбиции архитекторов превышали их технические навыки. Одним из примеров был собор Бове. Его меценаты и архитекторы стремились построить самую высокую церковь в мире со сводчатым хором высотой 48 метров, выше, чем его ближайший конкурент, Кафедральный собор Амьена, на 42 метра. Работы начались в 1225 году, но крыша хранилища была слишком тяжелой для стен и частично обрушилась в 1272 году. Они утолстили стены и восстановили свод, а в 1569 году они завершили строительство башни высотой 72 метра, которая с 1569 по 1573 год сделала собор в Бове самой высокой постройкой в мире. Однако в 1573 году новая башня рухнула, к счастью, без потерь. Церковь остается сегодня такой же, как она была, с хором, апсидами, некоторыми часовнями, но без нефа или башни.
Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:
Категория:Готические архитектурные элементы — Wikimedia Commons
Аркадная диаграмма. png
1393 × 2880; 141 КБ
Балкон, двор Хуньяди, замок Вайдахуняд, 2018 Városliget.jpg
1200 × 1600; 490 КБ
Шар-цветок орнамент.jpg
343 × 259; 68 КБ
Баллфлауэр Глостер.jpg
987 × 658; 410 КБ
Belvárosi plébániatemplom deli bejárat.jpg
2016 × 1512; 729КБ
Budai Várnegyed, Lépcsők a Budavári Királyi Palota nagyterméhez, alatta a kőtár.JPG
2448 × 3264; 1,76 МБ
Карл Шпицвег — Gotischer Erker.jpg
898 × 2374; 360 КБ
Фоновая диаграмма.png
1393 × 2880; 140 КБ
Коллегия де Кандес-Сен-Мартен, фасад ouest.jpg
1417 × 941; 758 КБ
Крокетс (PSF).png
939 × 1301; 86 КБ
Детали Бельгия и голландская готика 580.jpg
2443 × 3691; 1,36 МБ
Орнамент «собачий зуб».jpg
264 × 83; 19 КБ
Echauguette.Prague. png
460 × 986; 144 КБ
Erker des Gotischen Hauses.jpg
552 × 761; 163 КБ
Эссе о готической архитектуре, шрифт, гравюра Уильяма Миллера по мотивам Томаса Рикмана.jpg
1720 × 3128; 1,48 МБ
Extrados-des-voûtes-de-la-cathédrale-saint-Pierre-de-Poitiers-2.jpg
1701 × 1130; 1,19 МБ
Feature2.jpg
1152 × 864; 321 КБ
Горгулья.jpg
2514 × 2169; 2,07 МБ
Готические архитектурные детали (1785 г.) (14596924489).jpg
2204 × 2786; 1,29 МБ
Готические элементы, улица Кошута 2, 2018 Ráckeve.jpg
2272 × 1704; 993 КБ
Готические псевдо-окна.jpg
2816 × 2112; 1,32 МБ
Gothic-westfacade01.gif
655 × 1600; 336 КБ
Heimsuchung Gemälde.jpg
2076 × 2035; 1,85 МБ
Констанц Шнегг План.jpg
864 × 3735; 538 КБ
Középkori ülőfülkék a kapualjban. — Országház utca 9, 2016 г. Будапешт.jpg
2272 × 1704; 976 КБ
Linzer Dom — Fenster Mattighofen 7 Gotische Architektur.jpg
1184 × 2228; 1,61 МБ
Linzer Dom — Fenster Versehgang 5 Architektur.jpg
1410 × 2130; 1,4 МБ
Машиколяция Кандес Сен-Мартен.jpg
1417 × 941; 597 КБ
Мейерс b10 s0200 b1.png
130 × 214; 8 КБ
Мейерс b11 s1015 b1.png
71×150; 4 КБ
Импост (PSF).png
2092 × 2226; 334 КБ
Országház utca 2, középkori ülőfülke részlet, 2016 г. Будапешт.jpg
2272 × 1704; 1,05 МБ
Országház utca 2, ülőfülkék a kapualjban, 2016 г. Будапешт.jpg
2272 × 1704; 980 КБ
Средневековая базилика Pianta di Basilica oltralpe e per pellegrinaggi, edizione italiana Paolo Villa.pdf
4,997 × 2,977; 375 КБ
Plébániatemplom, gotikus nyílástöredek, 2019 Heves.jpg
1704 × 2272; 970 КБ
Реформатская церковь, ризница, 2017 г. Ньирбатор.jpg
1704 × 2272; 969 КБ
Santuario de Guadalupe — фасад prin.jpg
1024 × 768; 587 КБ
St.Beun — Gotische Nische.jpg
2560 × 1712; 975 КБ
Трифориум диаграмма.png
1295 × 2523; 71 КБ
Схема хранилища.png
1393 × 2880; 141 КБ
WMK Stefansdom — Architekturscheiben Chor 1.jpg
2680 × 3064; 4,43 МБ
WMK Stefansdom — Architekturscheiben Chor 2.jpg
2892 × 3612; 4,37 МБ
WMK Stefansdom — Architekturscheiben Chor 3.jpg
2910 × 3594; 4,52 МБ
WMK Stefansdom — Architekturscheiben Chor 4.jpg
4000 × 2708; 5,42 МБ
Zangmeisterkapelle — Fresco Architektur.jpg
2560 × 1920; 1,86 МБ
готических зданий: путеводитель для наблюдателей | Искусство и дизайн
Контрфорс
Готическое архитектурное устремление было недвусмысленно устремлено к небесам. Примерно с 1150 года, чтобы выдержать вес все более головокружительных сводчатых потолков, уменьшить толщину стен и позволить застеклить фонарь (верхняя часть нефа с рядом окон для освещения), использовались контрфорсы. Они перекрыли боковой проход по ширине, чтобы обеспечить поддержку основной крыши.Иллюстрация: Эмма КеллиАжурный декоративный узор
Ажурный узор – это название каменной кладки, поддерживающей стекло в готическом окне. В 12-м и начале 13-го веков использовался пластинчатый узор, при котором из стены вырезались геометрические фигуры. Примерно в 1240 году это превратилось в ажурную решетку, которая становилась все более декоративной, с тонкими формованными стойками, обеспечивающими вертикальную поддержку, и фигурной кладкой, создающей декоративные узоры в верхних частях. С течением века дизайн становился все более сложным.Иллюстрация: Эмма КеллиОкно-роза
Круглые окна не были готическим изобретением, но окно-роза, названное так из-за своей лепесткообразной формы, образованной узором, стало ключевой особенностью готических церквей. По мере развития готической архитектуры форма окна-розетки становилась все более сложной и изощренной, часто заключая в себе сложные витражи. Хорошими примерами являются Епископский глаз Линкольнского собора и окно в северном трансепте Вестминстерского аббатства. Иллюстрация: Эмма КеллиРебристый свод
Подобно окнам, арки сводчатых крыш в готический период стали остроконечными. Еще одним структурным нововведением стало более широкое использование каменных ребер в своде, которые обеспечивали поддержку крыши, а также украшение. Иллюстрация: Эмма Келли.Стрельчатая арка
Арка, изгибающаяся с обеих сторон и достигающая точки наверху. Стрельчатая (или стрельчатая) арка используется везде, где требуется сводчатая форма, как в конструктивном, так и в декоративном отношении. Хотя ее корни уходят в исламскую архитектуру, остроконечная арка стала определяющим элементом готической архитектуры. Иллюстрация: Эмма КеллиПерпендикулярные окна
По мере того, как стойки становились все тоньше, перпендикулярные окна (c1380−1520) максимально увеличивали площадь остекления — стойки продолжались вплоть до оконной арки непрерывными вертикальными линиями, создавая сетку из линий, которая могла содержать сложные витражи. Иллюстрация: Эмма КеллиШпиль
Раннеготический протяжной шпиль (на фото вверху слева) представляет собой сужающийся восьмиугольный шпиль с наклонными треугольными секциями кладки (протяжки), с помощью которых его восемь сторон соединяются с квадратным основанием. Начиная с 14-го века, в декорированном стиле исчезают броши в пользу парапета (справа на приведенной выше иллюстрации), который образует основание игольчатого шпиля: круто наклоненный и чрезвычайно тонкий осколок, иногда покрытый свинцом, построенный так, чтобы пронзать и облака, и сияние. Иллюстрация: Эмма КеллиКрыша с балками-молотами
Балки-молоты были еще одним ключевым игроком в поздней готике, направленной ввысь, позволяя высококлассным деревянным конструкциям крыши достигать максимальной непрерывной высоты между полом и вершиной. Короткие горизонтальные балки, поддерживаемые изогнутыми раскосами, ступенчато поднимались внутрь и вверх, оставляя внутреннее пространство (часто открытый зал) свободным от препятствий сверху. Иллюстрация: Эмма КеллиАрка Ogee
Кривая, состоящая из двух арок, идущих вверх от вогнутой к выпуклой, как буква S.