Готическая архитектура. Готика в разных странах
Готические соборы есть по всей Европе и каждая страна немного меняла стиль. В этой части узнаем, как именно и почему в России только одно готическое здание.
Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Дмитрий Беззубцев
Историк архитектуры, сопредседатель историко-культурного общества «Московские древности»
Франция — родина готики: здесь она самая правильная и сложная. Но готические соборы можно увидеть по всей Европе.
Какой была готика в разных регионах?
♟Готика завоевывала Европу в 13–14 века — от Испании и Италии на юге до Англии, Норвегии и Дании на севере.
🇬🇧 Англия. Здесь готика тоже достаточно сложная и ортодоксальная. Английская черта — более сдержанный и ритмичный декор. Из-за распространенного элемента — решетчатых тяг на фасаде, — английскую готику еще называют перпендикулярной.
🇩🇪 Север Германии. Здесь нет камня, поэтому строили из кирпича. Кирпич меньше камня, от этого своды получаются изящнее, а вертикали тоньше. Зато из кирпича неудобно делать сложные скульптуры.
Телеграм-канал
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться
1,2. Линкольнский собор, Великобритания, 14 век
3,4. Церковь Святой Марии, Любек, Германия, 13 век
5. Шверинский собор, Германия, 13 век
6. Церковь Девы Марии, Гданьск, Польша, 14 век
Давайте посмотрим, какой была готика на юге и востоке Европы.
🇮🇹 Италия. Здесь даже готика не смогла избежать прививки античности. Все строения более классические и «причесанные», чем на севере. Треугольный фронтон готического собора, как в Парфеноне — обычное дело.
🇷🇴 🇸🇰 В Румынии и Словакии стиль намного скромнее, чем у западных соседей. Хотя Собор Святой Елизаветы Венгерской в Кошице выполнен на уровне лучших образцов готической архитектуры.
🇷🇺 Россия. Единственный пример готики — Владычная палата 15 века в Великом Новгороде. Все остальное — уже псевдоготические эксперименты 19 века.
1. Собор Святого Януария, Неаполь, Италия, 13 век
2. Собор Орвието, Орвието, Италия, 16 век
3. Черная церковь, Брашов, Румыния, 14 век
4. Собор Святой Елизаветы Венгерской, Кошица, Словакия, 16 век
курс Level One
Курс москвича
Курс из 8 лекций о том, как понять столицу через историю и архитектуру. Узнаем главное о средневековой, царской, авангардной, сталинской, модернистской и современной Москве, будем больше видеть сами и станем надежными проводниками для друзей в любом районе.
Сегодня можно купить со скидкой 50%
4900₽
2450₽
подробнее о курсе
Готика — Архитектура и Архитекторы
Кельнский собор. Германия.Готический стиль, иногда называющийся стилем художественным, является завершающей ступенью в развитии искусства средневековья в странах Центральной, Западной и отчасти Восточной Европы. Термин «готика» ввели в эпоху Возрождения в качестве уничижительного обозначения всего архитектурного искусства средних веков, которое считали поистине «варварским».
Собор Лас-Лахас. Колумбия.Для готического стиля характерны черты символико-аллегоричного типа мышления и условностей художественного языка. Главенство архитектуры и традиционные типы сооружений готика унаследовала от романского стиля. Особое место в готическом искусстве занимал собор, являвший собой наивысший образец архитектурного синтеза с живописью и скульптурными веяниями. Пространство такого собора было несоизмеримое с человеком – вертикали его сводов и башен, подчинение скульптур динамичности архитектурных ритмов и разноцветное сияние витражей на верующих действовали пленительно.
Собор в Реймсе.Развитие готического искусства отображало и ключевые изменения в построении средневекового общества – начало образования централизованных держав, рост и укрепление мегаполисов, выдвижение сил знати, а также придворных и рыцарских кругов. Здесь интенсивное развитие получает гражданская архитектура и градостроительство. Архитектурные ансамбли городов включали в себя светские и культовые здания, мосты, укрепления и колодцы. Зачастую главную площадь города обстраивали дома с аркадами, где нижние этажи занимали торговые и складские помещения. И именно от площади расходились все основные улицы с узкими фасадами двух или трёхэтажных домов, украшенных высокими фронтонами. Города обволакивали мощные стены с проездными башнями. Феодальные и королевские замки постепенно перевоплощались в сложнейшие комплексы дворцовых, крепостных и культовых сооружений.
Сложная, но смелая каркасная конструкция собора готического периода, которая воплощала триумф дерзновенной мысли архитектора, позволила превзойти массивность романских сооружений, облегчая своды и стены и создавая динамичную целостность внутреннего пространства. Применяя каркас, стены перестали быть несущими элементами строений. Создавалось впечатление, что стен нет вовсе. Стрельчатые своды превосходили полуциркульные из-за своей вариабельности, конструктивно опережая по многим позициям.
Именно в готике приходит усложнение и обогащение созвучности искусств, расширение сюжетной системы, где отражалось средневековое мировоззрение. Возникает интерес к реальным формам природы, к чувствам и физической красоте человека, новую интерпретацию получает тема материнства, мученичества, страдания нравственности и жертвенной устойчивости человека. В готическом стиле архитектуры органично переплетаются трагические аффекты с лиризмом, социальная сатира с духовной возвышенностью, фольклор с фантастическим гротеском и острота жизненных наблюдений.
Готический стиль зародился на территории Северной Франции в середине Хll века и своего расцвета достиг уже к первой половине Хlll. Каменные соборы готического произведения во Франции получили собственную классическую форму. Подобное сооружение обычно составляли трёх-пяти нефные базилики с поперечными нефами — трансептами и деамбулаторием, к которому прилегали радиальные капеллы. Впечатление неукротимого движения к алтарю и вверх создаётся стройными столбами, великим взлётом стрельчатых арок и учащённым пульсом трифории. За счёт контраста главного высокого нефа, а так же боковых полутёмных нефов появляется богатая живопись аспектов, безграничное чувство пространства.
Типы арок.Готический орнамент.Готические капители.Готическая система каркаса возникла в аббатской церкви Сен-Дени (1137—1144гг.
). К юной готике можно так же отнести соборы в Париже, Лане и Шартре. Богатство ритма, совершенство композиционной архитектуры и безукоризненность декоративной скульптурологии – вот что отличает потрясающие соборы и храмы зрелой готики в Амьене и Реймсе. К готическим соборам середины Хlll века относится и парижская часовня Сент-Шапель (1243—1248гг.) с множеством витражей. Крестоносцы же принципы готической архитектуры донесли и до Родоса, Сирии и Кипра.Поздняя готика в интерьерах уже распространяет скульптурные алтари, которые объединяют деревянные раскрашенные и позолоченные скульптуры с темпераментной живописью на деревянных досках. Здесь уже складывается новый эмфатический строй обликов, отличающийся напряжённой (зачастую экзальтированной) экспрессией, что в особенности проявляется в сценах страдания Христа и других святых, переданных с непримиримой правдивостью.
В итоге можно заключить, что за счёт решения лишь одной архитектурной проблемы, даже не относящейся к строительству, на свет появилось целое течение в искусстве, и создался, можно сказать, невзначай загадочный и изумительный стиль – готика.
Собор Нотр-Дам де Пари – сердце Парижа. Нижняя часть фасада имеет три портала: портал Девы Марии слева, портал Святой Анны справа и между ними расположился портал Страшного суда. Над ними возвышается аркада из двадцати восьми статуй иудейских царей. Центр фасада украшает большое окно в виде розы, украшенное узорами из камня и витражами. Бронзовый колокол, подаренный Собору в 1400 году, весом в шесть тонн, находится в правой башне Собора. Впоследствии колокол был переплавлен заново, а жители Парижа в расплавленную бронзу бросали драгоценности, от чего звон колокола, по рассказам, приобрел чистый и звучный тембр.
Собор как модель божественного мироздания, выглядит устремленным вверх, к небу. Острые шпили сверху башен отсутствуют вопреки проекту. Решение это было принято для того, чтобы не была нарушена гармония всего сооружения. А изнутри храм поражает объемом и широтой пространства. Ни массивные опоры, ни голые стены не напоминают о массивности Собора. Существует красивая традиция, связанная с Собором. Ежегодно, первого мая каждого года, художники в дар преподносят картины, скульптуры и другие творения. Ими украшены часовни в правой части Собора Парижской Богоматери. В ней же находятся две статуи: Девы Марии, в честь которой назван Собор, и статуя святой Дионисии. В память о временах правления Людовика XIII и Людовика XIV в центральной части Собора Парижской Богоматери расположены их скульптурные изображения. Барельефы по теме Нового завета украшают наружную часть хоров. В 1886 году в Соборе прошел обряд принятия католической веры писателя Поля Клоделя, о чем свидетельствует бронзовая плита с надписью, вмонтированная в пол трансепта. Сам Собор Парижской Богоматери увековечен в одноименном сочинении Виктора Гюго.
Вернуться к списку стилей.
При создании статьи использовались следующие источники информации.
Готическая архитектура 101 — Вашингтонский национальный собор
Готическая архитектура зародилась во Франции и стала очень популярной в Европе с 12 по 15 века. До готической архитектуры большинство церквей были романскими по стилю и отличались толстыми стенами, маленькими окнами и закругленными арками.
Готическая архитектура произвела революцию в дизайне церквей, позволив церквям стать больше, выше и наполниться радугой света из больших витражей.
Национальный собор Вашингтона — шестой по величине собор в мире, построенный в стиле английской готики 14 века. Первый епископальный епископ Вашингтона, преподобный Генри Йейтс Саттерли, постановил, что готика является предпочтительным архитектурным стилем Бога.
Большинство готических церквей построены лицом на запад в форме креста. Центральная часть собора называется нефом; две стороны креста называются трансептами, а вершина креста называется апсидой.
Арки
Одним из наиболее визуально отличимых элементов готической архитектуры является стрельчатая арка, используемая во всем: от арочных потолков до дверных косяков и больших стрельчатых окон. Стрельчатые арки часто ассоциируются с готической архитектурой, но на самом деле они использовались гораздо раньше в исламской и ближневосточной архитектуре.
Возвышенность стрельчатых арок также притягивает взгляд вверх и придает готическому стилю вертикальность и парящую высоту. Арочные готические окна обычно содержат одно или несколько отдельных вертикальных окон, называемых стрельчатыми; название происходит от их ассоциации с остроконечными устройствами, используемыми в медицине.
Вставные камни
В эффектном сводчатом потолке собора круглые вставные камни являются ключевыми структурными и декоративными элементами. Каждый камень в центре арки функционирует как замковый камень; без этих несущих камней массивный вес потолка не мог бы быть подвешен на такие огромные пролеты. В соборе около 762 камней-боссов (самый большой из них весит 5 тонн), и только в соборе 14-го века в Норидже, Англия, больше резных камней-боссов.
Начиная с западной стороны и заканчивая Главным алтарем в восточной части, главные камни изображают богословские утверждения из Никейского символа веры и Апостольского символа веры, начиная с «Я верю в Бога, Отца Всемогущего» и заканчивая «Я верю в жизни будущего мира». Подобно тому, как камни обеспечивают структурную поддержку священного пространства, утверждения на этих замковых камнях отражают теологическую основу Собора.
Контрфорсы
Контрфорс – один из самых узнаваемых элементов готической церковной архитектуры. Контрфорсы противостоят внешнему толчку внутренних арок и сводчатого потолка, которые выталкивают стену наружу, и перенаправляют эти силы вниз, в землю.
Другими словами, контрфорсы принимают на себя вес крыши и сводчатого потолка, которые обычно давят на стены. Вместо того, чтобы выталкивать стены наружу, контрфорсы берут на себя этот вес и перенаправляют его вниз, в землю.
Контрфорсы «летают», потому что контрфорс не касается стены до земли; боковые силы передаются через промежуточное пространство. Контрфорсы состоят из двух ключевых частей: массивного вертикального каменного пирса снаружи здания и арки, перекрывающей зазор между контрфорсом и стеной собора.
В результате землетрясения 2011 года больше всего пострадали шесть аркбутанов в восточной части собора. Когда в 1907 году началось строительство, между камнями не использовалась арматура. Сейсмическое движение заставило камни в контрфорсах смещаться, отделяться и расшатываться. Сейчас эти контрфорсы полностью восстановлены.
Горгульи и гротески
Самый большой враг каменного здания — вода, которая может просочиться в трещины и повредить камень. Горгульи — это в основном замысловато вырезанные водостоки, которые функционируют как сложные желоба для отвода воды от известняковых стен.
В средние века эти вырезанные из пуха носики изначально предназначались для отпугивания злых духов. Их функция на самом деле более практична и позволила резчикам по камню внести в архитектуру собора элемент художественности и причудливости. В соборе 112 действующих горгулий.
Гротески представляют собой резные элементы, но не действуют как традиционные водостоки. Более 1000 гротесков также помогают защитить камень; когда капли дождя отскакивают от их головы или носа, это помогает удерживать воду от стен. Гротески варьируются от ангелов и животных до самого популярного изображения Дарта Вейдера, вырезанного в 19 веке.86 в рамках детского конкурса.
Пинаклы
Конечно, башенки красивы и имеют замысловатую резьбу, но они также служат ключевой цели в готической архитектуре.
Пиннакл — архитектурный орнамент, образующий шапку или корону контрфорса или небольшой башенки. Вершина выглядит как небольшой шпиль. Помимо увеличения высоты и вертикальности конструкции, вершины очень тяжелые и позволяют контрфорсам противодействовать весу сводчатого потолка и крыши. Добавляя сжимающее напряжение (результат веса вершины), нагрузка здания смещается вниз, а не вбок.
Наконечники — это самая верхняя часть вершины, часто выполненная в виде листовидного орнамента с вертикальным стеблем и гроздью крокетов. Представьте себе стебель брюссельской капусты, и вы поймете, о чем идет речь. Крокеты — это выступающие куски резного камня, украшающие наклонные гребни вершин. Резные формы этих элементов помогают отводить дождевую воду вниз, удерживая воду от крыши или стен.
Более 75 процентов башен Собора были повреждены во время землетрясения 2011 года, когда сейсмические волны прошли через здание и повернули элегантные камни башен в разные стороны.
Витражи
До готической архитектуры большинство церквей строились с тяжелыми толстыми стенами и маленькими окнами. Готическая архитектура позволила сделать стены тоньше и подняться выше, а также открыла широкие просторы для драматических окон, которые можно было использовать для передачи визуальных представлений библейских учений.
В соборе более 200 витражей всех форм и размеров. Окна сгруппированы по разным темам, таким как профессии, герои церковной истории, сюжеты Еврейских Писаний и гуманитарные науки. Стиль варьируется от классического до более современного и импрессионистского и часто отражает художественное восприятие эпохи, в которую они были спроектированы и установлены.
Многие окна Собора перекрывают истории библейской истории и американской истории; Окно Job, например, изображает человеческие страдания на фоне воинского кладбища. Изображения Белого дома, Капитолия и Верховного суда США появляются в больших окнах фонаря, которые связывают развитие еврейской нации с американским народом.
Тимпан
Тимпан представляет собой треугольную область над дверью, расположенную внутри готической арки. Здесь, в соборе, многие входы в тимпан украшены замысловатой резьбой с различными мотивами: главные порталы на западном фасаде изображают творение человечества днем и ночью; северное крыльцо посвящено женщинам и Деве Марии; южное крыльцо изображает паломников и святых, собравшихся вокруг Тайной вечери; а внутренний тимпан, посвященный Гражданской войне, изображает руки Севера и Юга, сжимающие оливковую ветвь в поисках мира.
Сводчатый потолокСводчатый потолок поддерживает воздушную крышу, а также раскрывает богословские основы христианской веры.
Посмотрите на семь этажей вверх, и вы будете поражены центральной архитектурной особенностью готических соборов — сводчатым потолком, передающим вес крыши и стен через тонкие ребра вниз по тяжелым стволам каменных опор.
В Национальном соборе Вашингтона представлены различные стили сводов: от простых бочкообразных и паховых сводов в склепе до сложных веерных сводов в Детской часовне. Большая часть нефа имеет ребристые своды, которые должны быть элегантными, простыми и функциональными. Вес и тяга сводчатого потолка распределяются на опоры или колонны и наружу через стены на контрфорсы, которые несут вес вниз в землю.
Университетская готика | Департамент археологии и сохранения исторического наследия штата Вашингтон (DAHP)
1910–1950
Стиль университетского готического возрождения представляет собой адаптацию стиля готического возрождения 19 века в начале 20 века и выполнял особую функцию — учебные здания. Первоначальный стиль готического возрождения процветал в период с 1830 по 1890 год в Соединенных Штатах. Его часто выбирали для церквей и институциональных зданий из-за его впечатляющей средневековой формы. В начале 20-го века вновь появился стиль готического возрождения, который стал подходящим выбором как для зданий университетов, так и для средних школ. Известные университеты, такие как Бостонский колледж, Йельский университет, Герцог и Принстон, использовали стиль готического возрождения (теперь называемый университетским готическим стилем) в этот период, чтобы создать атмосферу уважаемой старины.
В этих новых, более крупных и сложных школьных зданиях были специальные помещения, предназначенные для столовых, спортзалов и технических учебных заведений. В отличие от своих предшественников, внутри они были построены с использованием современных материалов, таких как сталь, гипс, глиняная плитка и гипсокартон. Хотя эти проекты иногда были скорее урезанными версиями более богато украшенных форм стиля с несколькими декоративными деталями, такими как арочные и / или углубленные входы или несколько декоративных панелей, эти школьные здания явно являются частью традиции готического возрождения. Каменная кладка из кирпича и / или камня придавала зданию ощущение постоянства и материальности, подходящее изображение для системы государственного образования.
Использование университетского готика также было естественным выбором для учебного заведения, принадлежащего и управляемого религиозными группами. Архитектура наполняла не только грандиозное присутствие в ландшафте, но и мгновенную связь с религиозными корнями.
Стиль университетского готического возрождения можно найти по всему штату в многочисленных университетских городках, а также в средних школах и даже в зданиях начальных школ, как государственных, так и частных. Примеры включают Колледж Святого Мартина (1913 г.) в Лейси; несколько зданий Вашингтонского университета (1916-1939) в Сиэтле; многочисленные постройки Университета Пьюджет-Саунд (1924-1958) в Такоме; Средняя школа Маунт-Вернон (1922 г.) в Маунт-Вернон; Центральная школа (1912 г.) в Такоме; Средняя школа Чейни (1929 г.) в Чейни; и средняя школа Рентона (1931 г.) в Рентоне.
Начало университетской готической архитектуры в Северной Америке восходит к 1829 году, когда в кампусе колледжа Кеньон в Гамбье, штат Огайо, был построен «Старый Кеньон». За ним последовал Old Main, возведенный в 1857 году на территории кампуса Нокс-колледжа в Гейлсберге, штат Иллинойс. Позже, в 1878 году, Сибери и Джарвис-холлы были построены в кампусе Тринити-колледжа в Хартфорде, штат Коннектикут. Эти здания остаются одними из лучших образцов университетской готической архитектуры в Соединенных Штатах.
В 1894 году архитектурная фирма Cope & Stewardson завершила строительство Пемброк-холла на территории кампуса Брин-Мор-колледжа. В Bryn Mawr компания Cope & Stewardson объединила оригинальную готическую архитектуру Оксфордского и Кембриджского университетов с американским стилем ранней готики и местным пейзажем Новой Англии. Вскоре последовали заказы на строительство зданий в кампусах Университета Пенсильвании, Принстонского университета и Вашингтонского университета в Сент-Луисе, что положило начало движению, которое преобразовало многие кампусы колледжей и других учебных заведений по всей стране.
Движение коллегиальной готики получило дальнейшее развитие, когда Чарльз Д. Маджиннис спроектировал Гассон-холл в Бостонском колледже в 1908 году. Публикация его проекта в 1909 году и похвала влиятельного американского архитектора Ральфа Адамса Крэма помогли утвердить коллегиальную готику в качестве преобладающего архитектурного стиля на Кампусы американских университетов на протяжении десятилетий. Затем последовали другие публикации, продвигающие этот стиль и влияющие на строительство кампуса нового поколения. Одним из наиболее известных было «19 лет» Джона Донована.21 договор о школьной архитектуре ( School Architecture ) , в котором был представлен иллюстрированный обзор крупных государственных школ, построенных в 1910-х годах, большинство из которых демонстрировали студенческий готический стиль.
Гассон-холлу Бостонского колледжа приписывают создание типологии доминирующих готических башен в последующих проектах кампуса, в том числе в Принстоне (Кливлендская башня, 1913–1917), Йельском (Харкнесс-Тауэр, 1917–1921) и Герцоге (Часовня, башня, 1930–1935).
Коллегиальные готические здания обычно имеют прямоугольную форму в плане и часто имеют плоские линии крыши, скрытые ступенчатым или зубчатым парапетом. Готические арочные входы подчеркнуты центральными башнями и эркерами, а также готическим каменным узором. Фасады могут быть выполнены из кирпича или камня и подчеркнуты барельефными декоративными панелями или табличками.
Штат Вашингтон Примеры