История мебели: История мебели

История мебели

С чего все началось. История мебели.

Вряд ли нам станет когда-нибудь известна разгадка тайны появления мебели. Она наверняка появилась в тот момент, когда женщина начала заботиться о создании уюта и комфорта в своем жилище, заставляя вернувшегося с утомительной охоты мужа изготавливать примитивные, но столь необходимые предметы мебели…

Слово «мебель» происходит от французского – meuble. Уже несколько тысяч лет, как мебель сопровождает человека. Едва ли найдется человек, которого не интересовали бы, скажем, вопросы связанные с жильем, мебелью, красивыми и практичными предметами быта.

Древнейшие из известных нам образцов мебели были найдены в Египте в царских погребениях III века до нашей эры. Это обломки ларцов из черного дерева, инкрустированных слоновой костью, малахитом и бирюзой. Там же были найдены и первые в истории человечества табуреты, один из которых был даже складным. Табуреты эти были сделаны из дерева, а ножки в виде копыт животных вырезаны из целых слоновьих клыков. Древние египтяне являются также «авторами» кроватей и стульев.

Первая мебель, созданная человеком, была жесткой и очень функциональной. Только египетские фараоны могли себе позволить сидеть в кресле, украшенном золотыми накладками и сложной резьбой.

Великие, но неприхотливые в быту, греки придумали лари — своеобразные сундуки, служившие одновременно лежанками и скамьями.

В это время в традиции создания мебели входит культ использования природных мотивов. Точнее, ножки всех древних табуретов выполнялись в виде копыт животных, подлокотники тронов были сделаны в форме шагающих львов. В отделке тронов для самых богатых особ не скупились на золото, цветную эмаль, резьбу, перламутр, цветное стекло. Применяли в основном краски теплых тонов: желтую, красную, зеленую, черную, коричневую, а также голубую и белую. Во время раскопок при осмотре стула фараона Тутанхамона было обнаружено, что верхняя часть спинки украшена металлической накладкой, изображающей золотое крылатое солнце — знак бога Ра.

Примечательно, что именно Египтянам предстояло изобрести много новшеств в разработке мебельных ансамблей: стулья, кресла, скамейки, табуреты, столы, кровати, сундуки и ларцы — именно их выдумка. Надо отметить, что простые люди хранили продукты, одежду и другую утварь в основном в корзинах, шкатулках и глиняных сосудах. Спали на циновках, плетеных матах, расстеленных прямо на полу. Сидели, в зависимости от благосостояния, на связках тростника, соломы или на простейших табуретах.

Раскопки в Греции показали, что всё внимание древние греки в основном уделяли архитектурному искусству, но культа мебели еще не существовало. Если ее и изготавливали, то делали из дерева, бронзы и мрамора. Хотя подлинных образцов деревянной мебели того времени не сохранилось. Наиболее важным типом домашней мебели был ларь — особый ящик для хранения вещей. Стенки таких ларей покрывались росписью разных цветов. Кроме ларей, в обиходе древних греков были очень распространены столы на трех опорах, изготовленных в виде ног крупных животных.

Это отражается на подъеме ремесленного мастерства мебельщиков, приводит к их конкуренции, выделению из цеха плотников новых специалистов — столешников, сундучников, шкафников. В XIV веке изобретается «лесопильная мельница», что позволило облегчить тяжелые до этого конструктивные элементы мебели.

Художественная форма изготовления мебели, как и всякое творчество, определялась прежде всего общественным устройством в тот или иной период времени. Решающими факторами были и географическое положение, технические достижения, культурные запросы и вкусы заказчика. Под влиянием этих факторов мебель непрерывно изменялась и совершенствовалась.

История мебели знает несколько кульминационных периодов, когда художественные черты мебели могли по праву считаться «высоким искусством». И один из этих периодов — позднее средневековье или иначе — готика.

В начале XVII века общее повышение жизненного уровня и запросов привело дворянство к желанию иметь более роскошную «жизненную среду». Подобные тенденции особенно четко обозначились в городах, где развитие искусств более всего отражалось на ремесленных цехах.

Именно в этот период мебель стала привычным повседневным реквизитом — предметом интерьера.

Сундук в те времена был объектом творческого интереса и был символом благосостояния семьи. Его переднюю стенку обычно покрывали рельефы и ряды стрельчатых аркад. Украшениями также служили изящные фронтоны, фиалы, розетки, крестоцветы и человеческие фигуры. Орнамент зависел и от породы дерева. Так, например, в Южной Германии, Тироле и Австрии из хвойного дерева создавались лиственные завитки на синем или красном фоне. В Скандинавии, Англии, Северной Италии и Испании пользовалось хорошо обстругиваемое жесткое дерево. В других странах мебель украшалась завитками, кустами и гирляндами из цветов и плодов.

Значительно позже стула, стола и кровати родился шкаф. Произошло это в средние века в готических замках феодальной Европы. Прообразом его служил ларь-сундук, который старался вытянуться вверх от обилия хранимых вещей и превратился в шкаф, сразу заняв одно из основных мест в мебельной иерархии. Шкаф стал подражать готическим замкам, украшался подобием башенок, колонн и даже деревянной скульптурой. Очень удобный для использования в различных целях, шкаф стал основателем целой мебельной «династии»: из него позже возник буфет со стеклянными дверцами, когда научились лить стекло большой площади, а потом появился и книжный шкаф. С развитием столярного ремесла и фантазии человека, создается гибрид стола и шкафа-бюро.

Помимо этого изготавливались различные типы столов: прямоугольные с перекрещивающимися ножками, круглые и продолговатые, опирающиеся на широкие боковые щиты.

Однако центральное место в убранстве жилищ того времени отводилось кровати. На юге она стояла на приступках, а на севере снабжалась балдахином или полубалдахином. В XVI веке во Франции и в Нидерландах предпочитали иметь кровать непосредственно встроенную в деревянную обшивку стены.

Если предыдущие стили органично развивались друг из друга, то ренессанс, через тысячелетие избрал отправной точкой художественное наследие античности. Для мебели этого стиля характерны четкая форма, ясное построение и повышенное использование в оформлении архитектурных элементов. Родиной всех новых форм художественного выражения стала Италия. Корпусная мебель (сундук, шкаф) решаются как архитектурные сооружения, при этом декорируется, как правило, почти все. Используются различных форм колонны, пилястры, растительные орнаменты (например, очень популярный мотив — «акант», гермы, купидоны, гротески, арабески, плетенки, гирлянды, фестоны, львиные головы, грифоны и т.д. Столярное дело достигает в этот период очень высокого уровня. Цветовое решение мебели ренессанса — сдержано. Обыгрывается естественный цвет и текстура вощеной древесины. В это время был изобретен станок для выработки фанеры — это открыло путь для распространения техники фанерования, а вместе с ней приему украшения мебели интарсией. В отличие от предыдущих периодов до нас дошло много предметов мебели эпохи Возрождения разных школ, техник и стран. При кратком рассказе о мебели Ренессанса важно также отметить, что большое разнообразие ее образцов и направлений связано в том числе с огромной ролью ставшего особенно требовательным заказчиком и тем, что над их созданием трудились не только мастера ремесленники, но и проектировщики — художники, делавшие для них эскизы.

Помимо архитектурных стилей, мебель очень «зависела» и от страны, где она создавалась. Во Франции — изящная и декоративная, в Германии — прочная с обильным скульптурным декором, демонстрирующая достаток хозяина, в Скандинавии — удобная и функциональная. А англичане даже создали собственный кабинетный стиль благодаря мастеру Т.Чиппендейлу, давшему имя этому стилю. Рациональность форм такой мебели из благородного дерева сочеталась с искусным и тонким декором. Подражание чиппендейловскому стилю в Соединенных Штатах получило название колониального стиля в мебели.

Совершенно отдельно и независимо от европейских влияний стоят интерьеры Востока. Много плетеных вещей из тростника, веревок или полосок кожи, мебель из темного, почти черного дерева. Все низкое, непривычное для европейского глаза: ширмы и пуфики, скамейки, вставляемые одна в другую, маленькие столики.

Мягкая мебель возникла в замках европейской знати в период классицизма. Во Франции, законодательнице мод в декоре интерьера, в это время строятся резиденции королей и не отстающие от них дворцы знати. Сначала мебель, предназначенную для сиденья просто обтягивали тканью. Затем, когда владельцы замков все больше привыкали к роскоши и комфорту, а их одежда становилась легче, менее утепленной и многослойной, сидеть на жестких стульях и диванах оказалось не очень удобно. «Набивалась» мягкая мебель конским волосом, овечьей шерстью, лебяжьим пухом, позже стал применяться каучук, а в наше время поролон и синтепон.

Русская мебель в своем развитии прошла в основном те же исторически сложившиеся стили, что и европейская мебель. Но в русских образцах всегда чувствуется большая самобытность, оригинальность трактовки формы и отделки изделия с выявлением своего национального характера.

В Древней Руси мебель создавалась народными мастерами-умельцами, на протяжении веков выработавшими очень удобные формы и конструкции, передававшиеся из поколения в поколение и сохранившиеся в быту (особенно в крестьянской мебели) до XIX века. Мебель была тесно связана с архитектурной планировкой помещений, нередко встраивалась в точно отведенное ей место.

Основными предметами обстановки жилища были лавки, скамьи и табуретки с квадратными или круглыми сиденьями, носившие название стульца или стольца. Открытые полки для посуды, настенные или стоящие на полу шкафы, массивные столы, снабженные ящиками или шкафчиками. Стулья и кресла встречались редко. Лавки и скамьи делались неподвижными (вдоль стен) или переносными; они предназначались не только для сиденья, но и заменяли кровати. Скамьи были со спинками и без них. Спинки иногда делались перекидными и назывались переметом (скамья тогда называлась переметной). Сундук в обстановке русского жилища появился позднее.

Мебель украшалась сквозной и глухой резьбой, пропильными узорами, различными профилями, точеными колонками, повторявшими формы русской архитектуры, покрывалась росписью. В орнаментике преобладали животные, растительные (травы) и геометрические мотивы.

В церковной мебели основной формой были очень разнообразные свечные ящики.

Мебель русского барокко и рококо, связанная с именами замечательного архитектора Растрелли, в своих формах и отделке повторяла все богатство архитектурных форм зданий.

В XVIII веке в России начали выделывать железную мебель в Туле, но производство ее было очень невелико и образцы попадали в основном только во дворцы. Изготовлялись стулья, кресла, скамьи простые по форме, но довольно тяжелые и жесткие. Эти вещи отличались необыкновенно тонкой, филигранной обработкой деталей, сквозным орнаментом с насечкой золота и серебра, блестящими «алмазными» гранями, образующими настоящее металлическое кружево высокого художественного качества.

Русская мебель второй половины XVIII — начала XIX века была связана с архитектурой интерьера, точно повторяя основные элементы архитектуры классицизма, творчески использующего античные архитектурные формы. Предметы обстановки отличаются легкостью, строгостью и простотой. Они были удобны по форме и не перегружены украшениями. Скупые, хорошо проработанные профили и отделка повторяли орнаменты лепки и росписи стен и потолков.

Стулья и кресла классицизма имеют прекрасные округлые линии и профили, напоминающие античные образцы. Они делались с учетом пропорций фигуры человека.

Мебель русского классицизма можно разделить на две группы — по форме, характеру отделки и материалу. Первая группа — это дворцовая, парадная мебель. Создавалась она по проектам крупнейших русских архитекторов — А. Н. Воронихина (мебель для дворца в Павловске), К. И. Росси (мебель для многих дворцов Петербурга), Джакомо Кваренги, В. П. Стасова, Доменико Жилярди и других. Эту мебель выполняли из дорогих материалов в столичных мастерских. Крупными мастерами-мебельщиками в это время были Гамбс и Тур.

Петербургский мастер Гамбс работал в России приблизительно с 1790 г. до 60-х гг. XIX в. Он состоял придворным мебелыциком. Фирма Гамбс продолжалась его сыном.

Тур был мастером-краснодеревцем и работал вместе с Гамбсом.

Вторая группа — мебель бытовая. Ее делали в основном по проектам крепостных мастеров в тех же строгих, высокохудожественных принципах классической архитектуры. Она заполняла помещичьи усадьбы и городские дома. Небольшие мебельные мастерские были в Петербурге, Москве, Вятке и помещичьих усадьбах, таких, как Архангельское, Останкино и др.

Мастера создавали свои оригинальные решения многочисленных предметов обстановки, сообразуясь со вкусом заказчиков и со своими знаниями обработки дерева, обогащая мебель народным искусством. Известны имена талантливых мастеров-мебельщиков: Зенина, Нащекина, Сидорова, Уточкина — в Москве, Ивана Рудина, Андрея Федорова — в Вятке.

Материалом для мебели в основном служили береза, орех, тополь и ясень, которые отделывались почти всегда под модное тогда красное дерево. В 70-х годах XVIII века в России для изготовления мебели впервые была использована карельская береза. Это крупный вклад русских мастеров в мировое искусство мебели.

Отличительной чертой предметов обстановки того времени были всевозможные механические устройства — потайные ящики с незаметными пружинами, складывающиеся, выдвигающиеся с поворотами отдельных частей, целой системой запоров и услуг, вплоть до крошечных музыкальных инструментов, исполняющих целые оперные увертюры. В условиях крепостного труда не считались со временем, потраченным на изготовление предмета.

Переходный стиль от классицизма к ампиру в русской мебели носит название «павловский», хотя по времени он был гораздо дольше, чем царствование Павла I, продолжавшееся с 1796 по 1801 год. Павловская мебель — крупная и массивная по форме. Декоративная отделка ее с большими пятнами орнамента на гладком фоне в основном красного дерева или карельской березы подчеркивала массивность предмета. Характеру орнаментики свойственна некоторая театральная утрировка форм: косматые орлы, причудливые грифоны, грузные сфинксы оформляют тяжелые архитектурно-монументальные секретеры, комоды, столы.

Еще в обработке павловской мебели, а затем позднее, при Александре I, на изготовлении предметов обстановки ощущалось влияние французской мебели стиля ампир. Большие плоскости красного дерева, четкие и прямые формы предметов подчеркивались введением тонких медных полосок, окаймляющих их.

Такая мебель введена во Франции мебельным мастером Жакобом (стиль Жакоб).

Русская ампирная мебель имеет свои совершенно самобытные решения по сравнению с образцами европейского ампира. Прежде всего русская мебель гораздо более монументальна. В ее декорировке наряду с классическими орнаментами используются мотивы русских орнаментов. Мебель строится в строгом подчинении законам архитектуры. Украшения и орнаментацию концентрируют в определенных местах, оставляя большие гладкие поверхности полированного дерева. Вместо бронзы для отделки мебели русские мастера употребляют золоченую резьбу по дереву или лепку из гипса и левкаса.

Разнообразные предметы обстановки стиля ампир заполняли дворцы и усадьбы помещиков, городские дома буржуазии и купечества. Образцы ампирной мебели можно разделить на две группы: парадную — дворцовую и более интимную бытовую (русский бидермейер). В это время были широко распространены многочисленные варианты диванов, пред-диванных столов на одной тумбе, кресла в виде бочки или корыта с глухой спинкой, шкафы, комоды, горки, секретеры и новый тип мебели — большие зеркала в богатых рамках. Предметы обстановки стиля ампир отличались красотой пропорций и прекрасным качеством отделки. Но эта мебель была несколько суха, строга и малоудобна для обихода.

В 20-х годах XIX века начинает меняться характер интерьеров. Вместо парадных анфилад громадных залов появляются более интимные, небольшие комнаты — диванная, чайная, кабинет, курительная комната. Мебель становится более комфортабельной. Появляется тяга к восточной мебели (20-е и 30-е годы), к обильным драпировкам, восточным мягким диванам (оттоманкам). В отделке мебели красного дерева сказывалось увлечение готикой. В моду входит мягкая (кутаная) мебель, обитая стеганой кожей, кретоном, бархатом.

Кретоновая мягкая мебель была модна в 1870-1880 гг. Всевозможных форм кресла и диваны отделывались сложной системой обивки, с пуговицами, кисеей, кружевами, бархатом с бахромой, висюльками, подвесками, помпонами, Эта мебель была чрезвычайно тяжелой, неуклюжей, некрасивой, негигиеничной и непрочной.

К концу XIX века предметы обстановки повторяли мебель стиля рококо, но в более простых и тяжелых формах, Фирма Гамбс ввела в моду ореховую мебель с упрощенной и обобщенной орнаментацией стиля рококо. Позже появляются вещи, в отделке которых эклектически смешиваются элементы разных стилей мебели. Комнаты наполняются тяжелыми бархатными драпировками и массой мелких вещей: сувениров, портретов, дешевых картин в тяжелых золотых рамках. Формы мебели становятся мельче, с множеством точеных украшений, окрашивают ее в основном в черный цвет. Возникла мода на мебель в стиле ренессанс. Образцы ее в большом количестве выделывались на мебельных фабриках, но они ничего общего не имели с предметами подлинного стиля Возрождения.

В начале XX века появилось увлечение старинной мебелью. Крупные мебельные фабрики Фишера и Шмидта в Москве и Мельцера в Петербурге выпускали доброкачественную художественную мебель в разных стилях по желанию заказчиков — крупной буржуазии и купечества. Стиль модерн не внес в русскую мебель каких-либо своеобразных национальных черт по сравнению с образцами европейского модерна.

А как появился стол?

Обыкновенный стол — прямоугольная доска на четырех ножках — с незапамятных времен служил человеку. Изначально популярными были лишь самые простые пиршественные столы — грубо сколоченные доски, водружённые на козлы. За такими столами пировали и князья со своими дружинами, и простые люди.

С развитием письменности появляются самые первые письменные столы: в то время они были невысокими, и верхняя доска их находилась на уровне колен. Но стол не служил непосредственно для письма, на нем лишь размещали чернильницы, линейки, перья и ножи для их затачивания. Затем для дополнительного удобства появились столы с открывающейся столешницей, под которой стали располагать множество отделений и маленьких ящичков.

Древние греки, славящиеся своим либерализмом и ораторским искусством, для проведения переговоров впервые решились закруглить у стола углы и поставили его на изогнутые ножки. Так появился круглый стол. В эпоху классицизма в период развития мебельного искусства мебельные мастера уже изготавливали более 20 видов столов: делались и сервировочные столики, и полноценные письменные столы. Появились игорные столы для азартных игр, столы для рукоделия (так называемые «бобики», имеющие форму боба), туалетные столики для спален прекрасных дам. Столы стали изготавливать не только из дерева, но и из всевозможных более дорогих материалов: мрамора, бронзы, яшмы.

Как появился стул?

В Древнем Египте во времена правления фараонов, когда не существовало еще полноценных стульев, принято было сидеть на скамьях и простейших табуретах. Существует некая легенда, которая гласит, что во время погребения одного из фараонов, один из его приближенных просто упал с такой неудобной скамейки. Это событие могло послужить дурным знаком.

Поэтому ученые предполагают, что именно после этого случая были придуманы первые подлокотники, а позднее и спинки. Но столь роскошные и богатые предметы мебели выполняли функцию скорее трона и были доступны лишь правителям государства. Трон оказался настолько удобным, что с тех пор ни один державный правитель от него не отказывался. Кроме того, позднее, наличие стула стало признаком принадлежности к богатейшему сословию. Примечательно, что в Древней Греции, в отличие от Египта, стулья были привилегией лишь женщин и детей. Мужчины же предпочитали возлежать во время неторопливых бесед и пиров.

Для древних римлян, как и для египтян, стул или кресло были показателем того, насколько человек преуспел. И поэтому было принято носить свой собственный стул с собой: так чиновники имели складные украшенные слоновой костью стулья, которые носили за ними их рабы. На низком, богато украшенном сидении сидеть позволялось лишь особо уважаемым гражданам. А глава богатого семейства имел право восседать на домашнем троне, изготовленном из мрамора, и устроенном по типу императорского.

В Европе члены королевской семьи восседали на стульях с подушками, знать располагалась на богато украшенных сиденьях, а придворные, имеющие более низкий ранг, сидели на складных стульях. Вся остальная прислуга обязана была стоять. Так долгое время стул оставался показателем богатства и престижа, играя важную роль в дворцовом ритуале.

На протяжении долгого времени задачей древних мастеров при изготовлении стула было не создание комфортного и удобного седалища, а сотворение величавого и богатого трона. Зачастую такие стулья обрекали человека на многочасовую муку, похожую на пытку. Так Людовик XIV приказал изготовить стулья для своего дворца из чистого серебра.

И только лишь к XVII веку отношение к стулу кардинально переменилось. В основе его лежал принцип удобства. Первым таким стулом стал шезлонг, на котором можно было как сидеть, так и лежать. Шезлонги были разными по форме: в виде лодки или в виде «разбитой герцогини», состоявшей из кресла и приставленного к нему мягкого табурета, а иногда из двух кресел и табурета между ними. Но культ «светского стула» всё еще не сдавал позиции: например, мужчине, одетому во фрак, приходилось сидеть задом наперёд — лицом к спинке стула, чтобы не измять фалды.

Лишь в середине XIX века в истории мебельного строения, наконец, произошел окончательный переломный момент. Изобретение венского столяра Михаила Тонета позволило простому человеку пользоваться обыкновенным стулом в своём доме благодаря практичности и, прежде всего, дешевизне. Тонет разработал идею производства мебели из гнутого дерева. К концу XIX века фирма «Тонет» произвела на своей фабрике уже 50 миллионов стульев. Стулья быстро покорили Америку, Европу и даже Россию. По примеру Тонета мебель во всём мире стали делать из гнутых конструкций: фанеры, труб, металла.

В современной истории стула можно наблюдать самые неожиданные тенденции дизайнерской мысли. Так появился стул, изготовленный из квадратной в сечении трубы; не так давно был придуман стул с сиденьем в виде чаши на высокой подставке. В Англии было изобретено кресло со встроенным механизмом, позволяющим удобно усаживаться в 4-х разных позициях. Итальянцы придумали кресло, которое за несколько секунд превращается в кушетку. Также был изобретен рабочий стул для конструктора, приспосабливающийся к любому росту сидящего.

В двадцатом веке бурно развивается химия, а появление новых синтетических материалов и пластмассы произвело взрыв в мебельной индустрии. Минимализм 60-х годов создает пластмассовые тонконогие столы и стулья, пластиковые светильники-конусы. Производство мебели из штучного стало поточным, дерево сменили заменители. Дальнейшее развитие мебельной индустрии приводит к появлению гарнитуров — это практически уже обставленная комната. И как вершина поточного производства — ужас недавнего прошлого: одинаковые «стенки» и мягкая мебель с одинаковой обивкой в типовых квартирах. Сегодняшнее время все расставило по местам: большое разнообразие стилей, качества изготовления (от ручной работы до потока), используемых материалов, а, соответственно, и большой ценовой разброс — это современное состояние мебельного рынка. Теперь каждый руководствуется в выборе мебели собственным вкусом и советами дизайнера, ограничеваясь только чувством меры и платежеспособностью.

Изменился стиль жизни, и появились новые виды мебели. Мебель под аудио- и ведеоаппаратуру, компьютерные столы, диваны — трансформеры, в которых есть все: от откидных столиков до массажеров и встроенных динамиков. Дизайнерские работы в области конструирования мебели поражают смелостью фантазии: пуф в виде шляпы с яблоком, стеклянный стол на водорослях-ножках. Создание мебели стало искусством.

Безусловно, мебель всегда существовала для того, чтобы облегчить быт человека, улучшить интерьер, создать уют. Поэтому в разные исторические отрезки времени совершенствовалась технология изготовления, использовались новые и новые материалы. Неизменным осталось лишь одно — желание человека поспать в уютной кровати, пообедать за столом, располагающим к трапезе, посидеть в мягком и удобном кресле.

9 книг, которые научат вас разбираться в истории мебели

ИНТЕРЬЕР 17.01.2018 by domummedia

Основа хорошего интерьера — красивая и функциональная мебель. Если вы хотите разбираться в дизайне предметов мебели, умело идентифицировать стили, открыть для себя изысканность барочного великолепия, восхититься богатством эпохи ар-деко или понять почему ничем не примечательный на первый взгляд минималистичный стул является шедевром мирового дизайна, мы рекомендуем вам изучить хотя бы эту программу-минимум.

Мы предлагаем вам несколько академичные «Стили мебели» от Дюла Кес, богато иллюстрированные книги Джудит Миллер и Лакшми Бхаскаран, «Мебельные стили» Генриха Гацуры с точными чертежами предметов мебели и характеристиками пород дерева, размышления о мебельном дизайне будущего Шарлотты и Питера Филл, путешествие по истории дизайна мебели различных стран и культур пера Марка Хинчмана, а также каталог целой коллекции стульев Делфтского технического университета. 

Дюля Кес «Стили мебели»

Это настольная книга для всех, кто любит мебель и работает с ней. Она была впервые издана в 70-е. За почти 50 лет эта книга стала бестселлером. Главное достоинство издания — прекрасные тексты, написанные просто, но профессионально. Однако, данная книга может не понравиться любителям фотоизданий, ведь она полностью проиллюстрирована черно-белыми рисунками.

Джудит Миллер «Все стили мебели от древности до современности»

В этом издании собрано более 3000 цветных снимков, которые способны полностью отвлечь внимания от текстов, безусловно стоящих внимания. В основном книга освещает эпохи барокко, рококо и классицизма, поскольку сам автор специализируется на антикварной мебели

Генрих Гацура «Мебельные стили»

Генрих Гацура — автор целой серии книг о мебели, посвященных как общей истории дизайна, так и конкретным стилям, поэтому их совершенно невозможно пройти стороной. Кроме того, удовольствие от книг получат все любители красивого слога, ведь по образования автор писатель, а не дизайнер. Издание иллюстрировано множеством чертежей с размерами, зарисовками, а так же дополнено таблицами с характеристиками различных пород древесины.

Лакшми Бхаскаран «Дизайн и время»

Стильная, красивая книга с небольшими статьями про направления и ключевые фигуры в сфере дизайна. Эта книга посвящена не только мебели, но и аксессуарам, приборам, архитектуре, что позволяет сложить полное представление об эпохах, а именно о последних двух веках в истории дизайна.

Филип Уилкинсон «Шедевры мирового дизайна»

Даная книга представляет собой 100 историй о самых узнаваемых и влиятельных брендах современного дизайна, а так же о их культовых творениях — предметах мебели, автомобилях, музыкальных инструментах и многом другом.

Шарлотта и Питер Филл. «История дизайна»

Эта книга — размышление об истории дизайна как о идее изменения повседневности при помощи функциональных и красивых вещей и о дизайне будущего.

Mark Hinchman. «History of Furniture: A Global View»

Марк Хинчман последовательно разобрал все эпохи и стили в дизайне мебели и представил их на страницах данного издания.  Любопытно то, что автор рассказывает не только о мебели, которая использовалась на территории европейских стран, но и мебели Китая и стран Африки, проводит параллели и выявляет заимствования. 

Judit Gura. «Design After Modernism: Furniture and Interiors 1970-2010»

Писать историю «дня сегодняшнего» сложнее всего. И если взгляд на мебель давно Данная книга — это попытка осмыслисть современный противоречивый дизайн последней половины столетия.

Otakar Macel. «Chairs»

Данное издание — каталог из нескольких сотен самых разнообразных стульев, собранных в Делфтском техническом университете, который по праву признан одной из лучших школ дизайна и архитектуры в Европе. Предмет коллекционирования выбран неслучайно — этот простой и функциональный предмет, который окружает нас повсюду стал настоящим символом дизайна.

метки: книги

domummedia

Краткая история дизайна мебели

Вы отличаете свое барокко от своего рококо, свой модерн от своего ар-деко? Взгляните на основные тенденции, которые повлияли на дизайн мебели с 16 века до наших дней.

Найти предмет мебели и подумать, подходит ли он для вашей гостиной, — это одно, а по-настоящему понять эпоху и влияние стиля — совсем другое. Чтобы лучше понять различные стили и ценность антикварной мебели на аукционах, вот краткая история периодов, которые характеризовали мир «дизайна» до того, как он стал тем, чем он является сегодня.

Ренессанс, 1520-1650

Открытое кресло из резного орехового дерева итальянского Ренессанса, ок. 15-16 века, из орехового дерева, с резной спинкой и завитками. Фото © Brunk Auctions

По теме: 10 самых популярных дизайнеров мебели

Эпоха Возрождения, как следует из этимологии этого слова, была периодом возрождения, когда возник заметный интерес к древности. Мебель того времени чисто архитектурная, спроектированная по тому же принципу симметрии, что и при строительстве зданий. Шкафы и кровати — самые популярные предметы, на которых мы часто встречаем акант и декоративные конструкции.

Барокко, 1650-1720 гг.

Шкаф в стиле барокко из орехового дерева, Южная Германия, конец 17 века. Фото © Sotheby’s

Стиль барокко состоит из тяжелой мебели, плотной и часто сделанной из высококачественного, массивного дерева. Яркие цвета и позолота в домах королевской семьи и аристократии напоминают о франко-итальянском влиянии. Слово «барокко» происходит от португальского термина «barroco», обозначающего жемчужину неправильной формы . Имя стало использоваться в отношении «преувеличенного» или «странного» аспекта в конце периода.

Нео-барокко, 1720-1750 гг.

Диван из орехового дерева в стиле королевы Анны внушительных пропорций. Фото © Sotheby’s

Великолепие барокко уступило место стройным предметам мебели с более элегантным характером, сдержанно украшенным и взявшим за идеал голландский и английский стили. В моде были большие часы , письменные столы и различная мебель для письма такого типа. Для шпона предпочтение отдавалось таким породам дерева, как вяз и корень ольхи, в то время как шпон грецкого ореха считался намного лучше. Другой культовой тенденцией необарокко была мебель в стиле королевы Анны, которая определяется, прежде всего, ножками-кабриолями, мягкими сиденьями и изогнутыми линиями. Эта концепция очень популяризировала мебель в чисто декоративном стиле и сильно повлияла на тенденции последующих столетий.

Рококо, 1750-1775

Французская или итальянская консоль в стиле рококо, позолоченное дерево и искусственный мрамор, начало 18 века. Фото © Bonhams. Вдохновением для узоров и декора послужила сама природа, мебель окрашена в нейтральные и бледные тона. Рококо продолжал развивать стилистические черты барокко, но с необычными асимметричными элементами, предписывающими любую форму слишком прямолинейной. В этот период мебель и декоративно-прикладное искусство были на пике своего развития, сочетая в себе практичность, игривость и элегантность. Слово рококо является ассоциацией французского слова «рокайль» и португальского термина «барроко». Название обозначает орнамент, взятый из природных скал и камней, а также изогнутую форму некоторых морских раковин.

Грузинский, 1720-1760

Библиотечный стол Георга III, приписываемый Томасу Чиппендейлу, ок. 1760 г., сталь и красное дерево. Фото © Christie’s. Этот стиль сильно отличался от рококо того времени, так как грузинский стиль характеризовался объемными и элегантными конструкциями из красного дерева, прочного и прочного дерева с более «мужским» и царственным видом. Томас Чиппендейл — один из самых известных британских дизайнеров того периода, его работы прекрасно воплощают грузинский дух. Его работа продолжается и сегодня, его работы появляются на аукционах и продаются за несколько миллионов.

Неоклассицизм, 1750-1850

Маркетри в стиле Людовика XVI и комод из позолоченной бронзы, конец 19 века. Фото © Sotheby’s

По теме: Жак-Луи Давид: Неоклассический революционер

Неоклассика была вдохновлена ​​греко-римской древностью и стала популярной в середине 18 века, привлекая внимание к эпохе Просвещения. Типичный неоклассический дизайн симметричен и упорядочен, с такими деталями, как конические и рифленые ножки стола и стула, спинки навершия и закрученные подлокотники. Стиль Людовика XVI также является частью неоклассического периода, вдохновленного философскими идеалами того времени и римским дизайном.

Империя, 1800-1820 гг.

Набор из двенадцати стульев с изогнутой спинкой для лакросса из позолоченного дерева периода Империи, доставленный для принца Луи Бонапарта и его жены Гортензии де Богарне для их отеля на улице Черутти, Париж ок. 1804 г., штамп Jacob D/R Meslee. Фото © Sotheby’s

По теме: Почему Наполеон так популярен на аукционах?

Ампир представляет собой стилистический идеал Наполеона, на который также повлияли античность, Греция, Этрурия, Рим и Египет. Чаще всего мебель красное дерево и имеет позолоченные рамки с узорами и символическими орнаментами. Стиль ампир богато украшен и более красочен, чем предшествующие ему периоды.

Новые стили, 1840-1900 гг.

Секретарь из красного дерева в стиле неорококо, откидной фасад и выдвижные ящики, богато украшенная столешница. Вторая половина 19 века. Фото © Bruun Rasmussen

«Новый стиль» возник в 19 веке, название, относящееся к слиянию стилей, форм и декоративных элементов более ранних периодов. Рост индустриализации позволил производить мебель и предметы в беспрецедентных количествах. Неоготика была первым из «новых стилей», а нео-рококо с его богатой резьбой мебелью из красного дерева является самым популярным. В этот период многие влияния и тенденции сменяли друг друга, прежде чем закончиться появлением стиля мягкой мебели, а также большого количества мягкой мебели.

Ар-нуво, 1895-1915

Луи Мажорель, важный стол в стиле модерн, известный как «Aux Nénuphars», c. 1902 г., шпон тамаринда, золоченая бронза. Фото © Sotheby’s

По теме: Рене Лалик: Флаконы духов в произведениях искусства

Стиль ар-нуво процветал в Великобритании примерно в 1890 году, а затем распространился в Европе и Соединенных Штатах вплоть до Первой мировой войны. Возникновение этого стиля, характеризующегося плавными линиями и изгибами, укоренилось в формах природы и сильно повлияло на искусство, архитектуру и дизайн. Под влиянием японской графики, ар-нуво 9Ювелирные изделия 0009 перешли от драгоценных камней к таким материалам, как опал и слоновая кость, а производство мебели стало более сложным и дорогим. Движение приветствовало стеклянных предметов искусства, созданных за этот период, с экспериментами с цветом и прозрачностью.

Ар-деко, 1920-е

Жан Дюнан, важный туалетный столик, уникальная вещь, 1929 г. Фото © Sotheby’s Arts Décoratifs — символический стиль бурных двадцатых. Ар-деко попытался объединить функциональность и художественный дизайн, элементы, которые совпадают с технологическими разработками в начале 20-го века. Дизайн этой эпохи был призван прославлять современную жизнь и излучать ощущение изысканности и роскоши. Стиль характеризуется темными лакированными поверхностями, акцентом на ярких цветах и ​​высокой контрастностью.

Модернизм, 1930-е годы

René Coulon, редкое модернистское кресло из черного стекла с деревянным сиденьем. Фото © Tajan

По теме: Людвиг Мис ван дер Роэ: от традиционализма к модернизму

В модернизме появились простые геометрические формы, отсутствие декора, гладкие поверхности и принцип помещения в центр функции объекта, форма и функция считаются взаимосвязанными. Иметь дом, который легко убирать, считалось привилегией, что, в свою очередь, влияло на то, как обставлялись дома. Эта мебель часто изготавливается из трубчатой ​​стали и гнутого дерева с сильным уклоном в черный цвет.

Скандинавский дизайн, 1950-е годы

Шкаф в стиле барокко из орехового дерева, Южная Германия, конец 17 века. Фото © Sotheby’s

Термин «скандинавский дизайн», придуманный в 1950-х годах, относится к новаторскому и успешному периоду в истории шведского дизайна

. В Скандинавии датчане доминируют в производстве мебели, а шведы имеют фору в производстве стекла и керамики . Их мебель пропитана органическим языком и использует тик в качестве предпочтительного материала. Начинают использоваться новые материалы и технологии, такие как поролон, экструдированное стекловолокно, формованная фанера и алюминий, трансформирующие основу мебельного производства.

Дополнительные статьи о мебели и дизайне в журнале Barnebys Magazine

История современного дизайна мебели – Viesso

До 19 века дизайн мебели часто был сложным и богато украшенным, но не обязательно функциональным. Часто сложный дизайн стоял на первом месте по важности, а дерево часто было темным, а ткани дорогими. Стоимость мебели определялась тем, сколько времени ушло у мастера на ее изготовление. Появление современного дизайна обеспечило более экономичные методы изготовления мебели, а также новые, более гибкие материалы. Мебель стала «легче» во многих смыслах. Акцент сместился с мебели как произведения искусства на мебель как функциональную и доступную вещь. Современная мебель изменила акцент с традиционной на новую, оригинальную и практичную с прицелом на будущее. Современный дизайн мебели развился из-за множества различных влияний, включая школы Werkbund и Bauhaus, экзотические проекты из зарубежных стран, модерн, дизайнеров и художников того периода.

Дизайнеры современной мебели искали новые материалы для изготовления своих изделий. Прошли времена скульптуры из дерева; наступила новая эра стали, формованной фанеры и пластика. В качестве отправной точки Чарльз и Рэй Имз использовали формованную фанеру во многих своих знаменитых проектах.

Тема современной мебели заключалась в том, чтобы найти баланс между эстетикой и функциональностью, в результате чего была создана мебель, которая была бы практичной и доступной, но при этом привлекательной для наших чувств. Все было новым: формы, фактуры, цвета и способы осмысления мебели.

 

В то время некоторых шокировало пренебрежение традициями изготовления мебели прошлого. Новые материалы и новые методы объединились новаторским образом, включив в себя принципы искусства и технологии. Эта новая философия подходила членам Deutscher Werkbund. Это была организация, спонсируемая правительством Германии, целью которой было продвижение немецкого дизайна мебели в остальном мире. Идея этой организации заключалась в том, что использование новых материалов и массового производства позволит населению познакомиться с новым искусством и новым дизайном через мебель. Такие люди, как Лилли Райх и Мис ван дер Роэ, были связаны со школой Веркбунд, а позже и со школой Баухаус.

 

Иностранные влияния, особенно азиатский и африканский дизайн, стали оказывать заметное влияние на современных мебельщиков. Японский дизайн, в частности, имел большое влияние в этот период времени, потому что, когда экономическая политика Японии изменилась к концу 19 века, торговля с Японией стала гораздо более обычным явлением. Японские стили отличались простым, но элегантным и красивым дизайном. Японские дизайнеры мебели, как правило, использовали сплошные цвета и очень мало украшений. Говорят, что на некоторые направления в стиле модерн сильно повлияли принципы японского дизайна. Такие люди, как Фрэнк Ллойд Райт, Эйлин Грей и Чарльз Ренни Макинтош, известны своей способностью сочетать японский стиль с ар-деко.

Существует стул, который, как говорят, символизирует современное движение в дизайне мебели: кресло Wassily. Марсель Брейер разработал этот стул, также известный как «Модель B3», в 1925 году в Дессау, Германия. Марсель Брейер был краснодеревщиком, и он создал это революционное кресло, используя новые материалы, такие как трубчатая сталь и кожаные ремни. Кресло Василия кажется парящим в воздухе из-за его абстрактного дизайна и тонкой симметричной формы.

Разработан во Франции в 1927, приставной столик Eileen Grey — еще один знаковый предмет современной мебели. Он асимметричен и имеет определенный нонконформистский вид, но при этом очень функционален. При использовании в качестве прикроватного столика прикроватный столик Eileen Grey можно отрегулировать таким образом, чтобы пользователь мог завтракать в постели. Это произведение было вдохновлено трубчатой ​​​​сталью, которую Марсель Брейер использовал в школе Баухаус примерно в то же время.

Кресло Barcelona, ​​разработанное Людвигом Мис ван дер Роэ, было уникальным в то время, но сейчас является классикой и по-прежнему очень популярно. Он был создан в 1929 для выставки в Барселоне, где Мис ван дер Роэ представил свои работы немецкому павильону. Кресло Barcelona часто поставляется с оттоманкой и изготовлено из кожи, в частности, из воловьей кожи Spinneybeck. Этот стул получил награду Музея современного искусства в 1977 году, придав ему статус мебели и функционального искусства. Говорят, что Мис ван дер Роэ был вдохновлен подставками для ног в форме буквы «X», использовавшимися римлянами, и складными стульями, которые использовались в Египте, когда он создал кресло «Барселона».

 

Ээро Сааринен создал кресло «Тюльпан» в 1957 году. У кресла «Тюльпан» в центре только одна ножка, сделанная из смолы, армированной стекловолокном. Дизайнер хотел уйти от целостного дизайна мебели прошлого — и ему это удалось. Волнение, вызванное креслом «Тюльпан», было заразительным, и в 1969 году оно получило премию Музея современного искусства. Кресло «Тюльпан» предлагает различные варианты, такие как подлокотники, и доступно в белом или черном цвете. Вы также можете выбрать из ряда различных цветов для дополнительной подушки. Даже сегодня кресло Tulip по-прежнему остается одним из самых популярных предметов, продаваемых в современных мебельных магазинах.

 

Журнальный столик Noguchi, разработанный Исаму Ногути в 1948 году, представляет собой интригующее сочетание дерева и стекла, простое и красивое. Этот кофейный столик обеспечивает идеальный баланс между функциональностью и внешним видом, поскольку он действительно выглядит как произведение искусства, но служит той же цели, что и любой кофейный столик в доме. Он считается одним из основных элементов современного мебельного дизайна. Ногучи известен своей любовью к элегантной простоте и экспериментами с различными материалами в своих проектах.

Следует отметить, что не вся мебель, произведенная в период с конца 19 века по настоящее время, действительно считается «современной» с точки зрения дизайна. До сих пор производится довольно много репродукций традиционного дизайна, а также существует третий тип дизайна где-то между «современным» и «традиционным», называемый «переходным». Этот стиль мебели может не вписываться точно в ту или иную категорию, а скорее представляет собой смесь двух. Этот стиль мебели часто создает визуальную отсылку к классическим греческим или незападным стилям, таким как племенные африканские или азиатские завитки и другие.

 

Хотя вкусы людей в отношении мебели, безусловно, меняются и развиваются с годами, концепции современного дизайна мебели, кажется, выдерживают испытание временем. Многие домовладельцы выбирают современную мебель за ее практичность, долговечность, полезность и портативность. Современные дизайнеры мебели продолжают развивать концепции и принципы, выдвинутые дизайнерами мебели прошлого века.

 

В производстве мебели все еще используются новые строительные технологии, различные формы и новые материалы. Независимость, свободомыслие и простота являются доминирующими факторами в современном дизайне мебели, и нынешние дизайнеры мебели продолжают использовать настоящее, по-прежнему уважая вклад прошлого. Несмотря на то, что многие из самых знаковых дизайнов были созданы в середине прошлого века, они до сих пор служат для определения концепции современного дизайна мебели, концепций, которые Viesso использует и развивает для дальнейшего совершенствования дизайна и эстетики, с удивительной коллекцией дизайнов мебели.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *