История мебели
С чего все началось. История мебели.
Вряд ли нам станет когда-нибудь известна разгадка тайны появления мебели. Она наверняка появилась в тот момент, когда женщина начала заботиться о создании уюта и комфорта в своем жилище, заставляя вернувшегося с утомительной охоты мужа изготавливать примитивные, но столь необходимые предметы мебели…
Слово «мебель» происходит от французского – meuble. Уже несколько тысяч лет, как мебель сопровождает человека. Едва ли найдется человек, которого не интересовали бы, скажем, вопросы связанные с жильем, мебелью, красивыми и практичными предметами быта.
Древнейшие из известных нам образцов мебели были найдены в Египте в царских погребениях III века до нашей эры. Это обломки ларцов из черного дерева, инкрустированных слоновой костью, малахитом и бирюзой. Там же были найдены и первые в истории человечества табуреты, один из которых был даже складным. Табуреты эти были сделаны из дерева, а ножки в виде копыт животных вырезаны из целых слоновьих клыков. Древние египтяне являются также «авторами» кроватей и стульев.
Первая мебель, созданная человеком, была жесткой и очень функциональной. Только египетские фараоны могли себе позволить сидеть в кресле, украшенном золотыми накладками и сложной резьбой.
Великие, но неприхотливые в быту, греки придумали лари — своеобразные сундуки, служившие одновременно лежанками и скамьями.
В это время в традиции создания мебели входит культ использования природных мотивов. Точнее, ножки всех древних табуретов выполнялись в виде копыт животных, подлокотники тронов были сделаны в форме шагающих львов. В отделке тронов для самых богатых особ не скупились на золото, цветную эмаль, резьбу, перламутр, цветное стекло. Применяли в основном краски теплых тонов: желтую, красную, зеленую, черную, коричневую, а также голубую и белую. Во время раскопок при осмотре стула фараона Тутанхамона было обнаружено, что верхняя часть спинки украшена металлической накладкой, изображающей золотое крылатое солнце — знак бога Ра.
Примечательно, что именно Египтянам предстояло изобрести много новшеств в разработке мебельных ансамблей: стулья, кресла, скамейки, табуреты, столы, кровати, сундуки и ларцы — именно их выдумка. Надо отметить, что простые люди хранили продукты, одежду и другую утварь в основном в корзинах, шкатулках и глиняных сосудах. Спали на циновках, плетеных матах, расстеленных прямо на полу. Сидели, в зависимости от благосостояния, на связках тростника, соломы или на простейших табуретах.
Раскопки в Греции показали, что всё внимание древние греки в основном уделяли архитектурному искусству, но культа мебели еще не существовало. Если ее и изготавливали, то делали из дерева, бронзы и мрамора. Хотя подлинных образцов деревянной мебели того времени не сохранилось. Наиболее важным типом домашней мебели был ларь — особый ящик для хранения вещей. Стенки таких ларей покрывались росписью разных цветов. Кроме ларей, в обиходе древних греков были очень распространены столы на трех опорах, изготовленных в виде ног крупных животных.
Это отражается на подъеме ремесленного мастерства мебельщиков, приводит к их конкуренции, выделению из цеха плотников новых специалистов — столешников, сундучников, шкафников. В XIV веке изобретается «лесопильная мельница», что позволило облегчить тяжелые до этого конструктивные элементы мебели.
Художественная форма изготовления мебели, как и всякое творчество, определялась прежде всего общественным устройством в тот или иной период времени. Решающими факторами были и географическое положение, технические достижения, культурные запросы и вкусы заказчика. Под влиянием этих факторов мебель непрерывно изменялась и совершенствовалась.
История мебели знает несколько кульминационных периодов, когда художественные черты мебели могли по праву считаться «высоким искусством». И один из этих периодов — позднее средневековье или иначе — готика.
В начале XVII века общее повышение жизненного уровня и запросов привело дворянство к желанию иметь более роскошную «жизненную среду». Подобные тенденции особенно четко обозначились в городах, где развитие искусств более всего отражалось на ремесленных цехах.
Именно в этот период мебель стала привычным повседневным реквизитом — предметом интерьера.
Сундук в те времена был объектом творческого интереса и был символом благосостояния семьи. Его переднюю стенку обычно покрывали рельефы и ряды стрельчатых аркад. Украшениями также служили изящные фронтоны, фиалы, розетки, крестоцветы и человеческие фигуры. Орнамент зависел и от породы дерева. Так, например, в Южной Германии, Тироле и Австрии из хвойного дерева создавались лиственные завитки на синем или красном фоне. В Скандинавии, Англии, Северной Италии и Испании пользовалось хорошо обстругиваемое жесткое дерево. В других странах мебель украшалась завитками, кустами и гирляндами из цветов и плодов.
Значительно позже стула, стола и кровати родился шкаф. Произошло это в средние века в готических замках феодальной Европы. Прообразом его служил ларь-сундук, который старался вытянуться вверх от обилия хранимых вещей и превратился в шкаф, сразу заняв одно из основных мест в мебельной иерархии. Шкаф стал подражать готическим замкам, украшался подобием башенок, колонн и даже деревянной скульптурой. Очень удобный для использования в различных целях, шкаф стал основателем целой мебельной «династии»: из него позже возник буфет со стеклянными дверцами, когда научились лить стекло большой площади, а потом появился и книжный шкаф. С развитием столярного ремесла и фантазии человека, создается гибрид стола и шкафа-бюро.
Помимо этого изготавливались различные типы столов: прямоугольные с перекрещивающимися ножками, круглые и продолговатые, опирающиеся на широкие боковые щиты.
Однако центральное место в убранстве жилищ того времени отводилось кровати. На юге она стояла на приступках, а на севере снабжалась балдахином или полубалдахином. В XVI веке во Франции и в Нидерландах предпочитали иметь кровать непосредственно встроенную в деревянную обшивку стены.
Если предыдущие стили органично развивались друг из друга, то ренессанс, через тысячелетие избрал отправной точкой художественное наследие античности. Для мебели этого стиля характерны четкая форма, ясное построение и повышенное использование в оформлении архитектурных элементов. Родиной всех новых форм художественного выражения стала Италия. Корпусная мебель (сундук, шкаф) решаются как архитектурные сооружения, при этом декорируется, как правило, почти все. Используются различных форм колонны, пилястры, растительные орнаменты (например, очень популярный мотив — «акант», гермы, купидоны, гротески, арабески, плетенки, гирлянды, фестоны, львиные головы, грифоны и т.д. Столярное дело достигает в этот период очень высокого уровня. Цветовое решение мебели ренессанса — сдержано. Обыгрывается естественный цвет и текстура вощеной древесины. В это время был изобретен станок для выработки фанеры — это открыло путь для распространения техники фанерования, а вместе с ней приему украшения мебели интарсией. В отличие от предыдущих периодов до нас дошло много предметов мебели эпохи Возрождения разных школ, техник и стран. При кратком рассказе о мебели Ренессанса важно также отметить, что большое разнообразие ее образцов и направлений связано в том числе с огромной ролью ставшего особенно требовательным заказчиком и тем, что над их созданием трудились не только мастера ремесленники, но и проектировщики — художники, делавшие для них эскизы.
Помимо архитектурных стилей, мебель очень «зависела» и от страны, где она создавалась. Во Франции — изящная и декоративная, в Германии — прочная с обильным скульптурным декором, демонстрирующая достаток хозяина, в Скандинавии — удобная и функциональная. А англичане даже создали собственный кабинетный стиль благодаря мастеру Т.Чиппендейлу, давшему имя этому стилю. Рациональность форм такой мебели из благородного дерева сочеталась с искусным и тонким декором. Подражание чиппендейловскому стилю в Соединенных Штатах получило название колониального стиля в мебели.
Совершенно отдельно и независимо от европейских влияний стоят интерьеры Востока. Много плетеных вещей из тростника, веревок или полосок кожи, мебель из темного, почти черного дерева. Все низкое, непривычное для европейского глаза: ширмы и пуфики, скамейки, вставляемые одна в другую, маленькие столики.
Мягкая мебель возникла в замках европейской знати в период классицизма. Во Франции, законодательнице мод в декоре интерьера, в это время строятся резиденции королей и не отстающие от них дворцы знати. Сначала мебель, предназначенную для сиденья просто обтягивали тканью. Затем, когда владельцы замков все больше привыкали к роскоши и комфорту, а их одежда становилась легче, менее утепленной и многослойной, сидеть на жестких стульях и диванах оказалось не очень удобно. «Набивалась» мягкая мебель конским волосом, овечьей шерстью, лебяжьим пухом, позже стал применяться каучук, а в наше время поролон и синтепон.
Русская мебель в своем развитии прошла в основном те же исторически сложившиеся стили, что и европейская мебель. Но в русских образцах всегда чувствуется большая самобытность, оригинальность трактовки формы и отделки изделия с выявлением своего национального характера.
В Древней Руси мебель создавалась народными мастерами-умельцами, на протяжении веков выработавшими очень удобные формы и конструкции, передававшиеся из поколения в поколение и сохранившиеся в быту (особенно в крестьянской мебели) до XIX века. Мебель была тесно связана с архитектурной планировкой помещений, нередко встраивалась в точно отведенное ей место.
Основными предметами обстановки жилища были лавки, скамьи и табуретки с квадратными или круглыми сиденьями, носившие название стульца или стольца. Открытые полки для посуды, настенные или стоящие на полу шкафы, массивные столы, снабженные ящиками или шкафчиками. Стулья и кресла встречались редко. Лавки и скамьи делались неподвижными (вдоль стен) или переносными; они предназначались не только для сиденья, но и заменяли кровати. Скамьи были со спинками и без них. Спинки иногда делались перекидными и назывались переметом (скамья тогда называлась переметной). Сундук в обстановке русского жилища появился позднее.
Мебель украшалась сквозной и глухой резьбой, пропильными узорами, различными профилями, точеными колонками, повторявшими формы русской архитектуры, покрывалась росписью. В орнаментике преобладали животные, растительные (травы) и геометрические мотивы.
В церковной мебели основной формой были очень разнообразные свечные ящики.
Мебель русского барокко и рококо, связанная с именами замечательного архитектора Растрелли, в своих формах и отделке повторяла все богатство архитектурных форм зданий.
В XVIII веке в России начали выделывать железную мебель в Туле, но производство ее было очень невелико и образцы попадали в основном только во дворцы. Изготовлялись стулья, кресла, скамьи простые по форме, но довольно тяжелые и жесткие. Эти вещи отличались необыкновенно тонкой, филигранной обработкой деталей, сквозным орнаментом с насечкой золота и серебра, блестящими «алмазными» гранями, образующими настоящее металлическое кружево высокого художественного качества.
Русская мебель второй половины XVIII — начала XIX века была связана с архитектурой интерьера, точно повторяя основные элементы архитектуры классицизма, творчески использующего античные архитектурные формы. Предметы обстановки отличаются легкостью, строгостью и простотой. Они были удобны по форме и не перегружены украшениями. Скупые, хорошо проработанные профили и отделка повторяли орнаменты лепки и росписи стен и потолков.
Стулья и кресла классицизма имеют прекрасные округлые линии и профили, напоминающие античные образцы. Они делались с учетом пропорций фигуры человека.
Мебель русского классицизма можно разделить на две группы — по форме, характеру отделки и материалу. Первая группа — это дворцовая, парадная мебель. Создавалась она по проектам крупнейших русских архитекторов — А. Н. Воронихина (мебель для дворца в Павловске), К. И. Росси (мебель для многих дворцов Петербурга), Джакомо Кваренги, В. П. Стасова, Доменико Жилярди и других. Эту мебель выполняли из дорогих материалов в столичных мастерских. Крупными мастерами-мебельщиками в это время были Гамбс и Тур.
Петербургский мастер Гамбс работал в России приблизительно с 1790 г. до 60-х гг. XIX в. Он состоял придворным мебелыциком. Фирма Гамбс продолжалась его сыном.
Тур был мастером-краснодеревцем и работал вместе с Гамбсом.
Вторая группа — мебель бытовая. Ее делали в основном по проектам крепостных мастеров в тех же строгих, высокохудожественных принципах классической архитектуры. Она заполняла помещичьи усадьбы и городские дома. Небольшие мебельные мастерские были в Петербурге, Москве, Вятке и помещичьих усадьбах, таких, как Архангельское, Останкино и др.
Мастера создавали свои оригинальные решения многочисленных предметов обстановки, сообразуясь со вкусом заказчиков и со своими знаниями обработки дерева, обогащая мебель народным искусством. Известны имена талантливых мастеров-мебельщиков: Зенина, Нащекина, Сидорова, Уточкина — в Москве, Ивана Рудина, Андрея Федорова — в Вятке.
Материалом для мебели в основном служили береза, орех, тополь и ясень, которые отделывались почти всегда под модное тогда красное дерево. В 70-х годах XVIII века в России для изготовления мебели впервые была использована карельская береза. Это крупный вклад русских мастеров в мировое искусство мебели.
Отличительной чертой предметов обстановки того времени были всевозможные механические устройства — потайные ящики с незаметными пружинами, складывающиеся, выдвигающиеся с поворотами отдельных частей, целой системой запоров и услуг, вплоть до крошечных музыкальных инструментов, исполняющих целые оперные увертюры. В условиях крепостного труда не считались со временем, потраченным на изготовление предмета.
Переходный стиль от классицизма к ампиру в русской мебели носит название «павловский», хотя по времени он был гораздо дольше, чем царствование Павла I, продолжавшееся с 1796 по 1801 год. Павловская мебель — крупная и массивная по форме. Декоративная отделка ее с большими пятнами орнамента на гладком фоне в основном красного дерева или карельской березы подчеркивала массивность предмета. Характеру орнаментики свойственна некоторая театральная утрировка форм: косматые орлы, причудливые грифоны, грузные сфинксы оформляют тяжелые архитектурно-монументальные секретеры, комоды, столы.
Еще в обработке павловской мебели, а затем позднее, при Александре I, на изготовлении предметов обстановки ощущалось влияние французской мебели стиля ампир. Большие плоскости красного дерева, четкие и прямые формы предметов подчеркивались введением тонких медных полосок, окаймляющих их.
Такая мебель введена во Франции мебельным мастером Жакобом (стиль Жакоб).
Русская ампирная мебель имеет свои совершенно самобытные решения по сравнению с образцами европейского ампира. Прежде всего русская мебель гораздо более монументальна. В ее декорировке наряду с классическими орнаментами используются мотивы русских орнаментов. Мебель строится в строгом подчинении законам архитектуры. Украшения и орнаментацию концентрируют в определенных местах, оставляя большие гладкие поверхности полированного дерева. Вместо бронзы для отделки мебели русские мастера употребляют золоченую резьбу по дереву или лепку из гипса и левкаса.
Разнообразные предметы обстановки стиля ампир заполняли дворцы и усадьбы помещиков, городские дома буржуазии и купечества. Образцы ампирной мебели можно разделить на две группы: парадную — дворцовую и более интимную бытовую (русский бидермейер). В это время были широко распространены многочисленные варианты диванов, пред-диванных столов на одной тумбе, кресла в виде бочки или корыта с глухой спинкой, шкафы, комоды, горки, секретеры и новый тип мебели — большие зеркала в богатых рамках. Предметы обстановки стиля ампир отличались красотой пропорций и прекрасным качеством отделки. Но эта мебель была несколько суха, строга и малоудобна для обихода.
В 20-х годах XIX века начинает меняться характер интерьеров. Вместо парадных анфилад громадных залов появляются более интимные, небольшие комнаты — диванная, чайная, кабинет, курительная комната. Мебель становится более комфортабельной. Появляется тяга к восточной мебели (20-е и 30-е годы), к обильным драпировкам, восточным мягким диванам (оттоманкам). В отделке мебели красного дерева сказывалось увлечение готикой. В моду входит мягкая (кутаная) мебель, обитая стеганой кожей, кретоном, бархатом.
Кретоновая мягкая мебель была модна в 1870-1880 гг. Всевозможных форм кресла и диваны отделывались сложной системой обивки, с пуговицами, кисеей, кружевами, бархатом с бахромой, висюльками, подвесками, помпонами, Эта мебель была чрезвычайно тяжелой, неуклюжей, некрасивой, негигиеничной и непрочной.
К концу XIX века предметы обстановки повторяли мебель стиля рококо, но в более простых и тяжелых формах, Фирма Гамбс ввела в моду ореховую мебель с упрощенной и обобщенной орнаментацией стиля рококо. Позже появляются вещи, в отделке которых эклектически смешиваются элементы разных стилей мебели. Комнаты наполняются тяжелыми бархатными драпировками и массой мелких вещей: сувениров, портретов, дешевых картин в тяжелых золотых рамках. Формы мебели становятся мельче, с множеством точеных украшений, окрашивают ее в основном в черный цвет. Возникла мода на мебель в стиле ренессанс. Образцы ее в большом количестве выделывались на мебельных фабриках, но они ничего общего не имели с предметами подлинного стиля Возрождения.
В начале XX века появилось увлечение старинной мебелью. Крупные мебельные фабрики Фишера и Шмидта в Москве и Мельцера в Петербурге выпускали доброкачественную художественную мебель в разных стилях по желанию заказчиков — крупной буржуазии и купечества. Стиль модерн не внес в русскую мебель каких-либо своеобразных национальных черт по сравнению с образцами европейского модерна.
А как появился стол?
Обыкновенный стол — прямоугольная доска на четырех ножках — с незапамятных времен служил человеку. Изначально популярными были лишь самые простые пиршественные столы — грубо сколоченные доски, водружённые на козлы. За такими столами пировали и князья со своими дружинами, и простые люди.
С развитием письменности появляются самые первые письменные столы: в то время они были невысокими, и верхняя доска их находилась на уровне колен. Но стол не служил непосредственно для письма, на нем лишь размещали чернильницы, линейки, перья и ножи для их затачивания. Затем для дополнительного удобства появились столы с открывающейся столешницей, под которой стали располагать множество отделений и маленьких ящичков.
Древние греки, славящиеся своим либерализмом и ораторским искусством, для проведения переговоров впервые решились закруглить у стола углы и поставили его на изогнутые ножки. Так появился круглый стол. В эпоху классицизма в период развития мебельного искусства мебельные мастера уже изготавливали более 20 видов столов: делались и сервировочные столики, и полноценные письменные столы. Появились игорные столы для азартных игр, столы для рукоделия (так называемые «бобики», имеющие форму боба), туалетные столики для спален прекрасных дам. Столы стали изготавливать не только из дерева, но и из всевозможных более дорогих материалов: мрамора, бронзы, яшмы.
Как появился стул?
В Древнем Египте во времена правления фараонов, когда не существовало еще полноценных стульев, принято было сидеть на скамьях и простейших табуретах. Существует некая легенда, которая гласит, что во время погребения одного из фараонов, один из его приближенных просто упал с такой неудобной скамейки. Это событие могло послужить дурным знаком.
Поэтому ученые предполагают, что именно после этого случая были придуманы первые подлокотники, а позднее и спинки. Но столь роскошные и богатые предметы мебели выполняли функцию скорее трона и были доступны лишь правителям государства. Трон оказался настолько удобным, что с тех пор ни один державный правитель от него не отказывался. Кроме того, позднее, наличие стула стало признаком принадлежности к богатейшему сословию. Примечательно, что в Древней Греции, в отличие от Египта, стулья были привилегией лишь женщин и детей. Мужчины же предпочитали возлежать во время неторопливых бесед и пиров.
Для древних римлян, как и для египтян, стул или кресло были показателем того, насколько человек преуспел. И поэтому было принято носить свой собственный стул с собой: так чиновники имели складные украшенные слоновой костью стулья, которые носили за ними их рабы. На низком, богато украшенном сидении сидеть позволялось лишь особо уважаемым гражданам. А глава богатого семейства имел право восседать на домашнем троне, изготовленном из мрамора, и устроенном по типу императорского.
В Европе члены королевской семьи восседали на стульях с подушками, знать располагалась на богато украшенных сиденьях, а придворные, имеющие более низкий ранг, сидели на складных стульях. Вся остальная прислуга обязана была стоять. Так долгое время стул оставался показателем богатства и престижа, играя важную роль в дворцовом ритуале.
На протяжении долгого времени задачей древних мастеров при изготовлении стула было не создание комфортного и удобного седалища, а сотворение величавого и богатого трона. Зачастую такие стулья обрекали человека на многочасовую муку, похожую на пытку. Так Людовик XIV приказал изготовить стулья для своего дворца из чистого серебра.
И только лишь к XVII веку отношение к стулу кардинально переменилось. В основе его лежал принцип удобства. Первым таким стулом стал шезлонг, на котором можно было как сидеть, так и лежать. Шезлонги были разными по форме: в виде лодки или в виде «разбитой герцогини», состоявшей из кресла и приставленного к нему мягкого табурета, а иногда из двух кресел и табурета между ними. Но культ «светского стула» всё еще не сдавал позиции: например, мужчине, одетому во фрак, приходилось сидеть задом наперёд — лицом к спинке стула, чтобы не измять фалды.
Лишь в середине XIX века в истории мебельного строения, наконец, произошел окончательный переломный момент. Изобретение венского столяра Михаила Тонета позволило простому человеку пользоваться обыкновенным стулом в своём доме благодаря практичности и, прежде всего, дешевизне. Тонет разработал идею производства мебели из гнутого дерева. К концу XIX века фирма «Тонет» произвела на своей фабрике уже 50 миллионов стульев. Стулья быстро покорили Америку, Европу и даже Россию. По примеру Тонета мебель во всём мире стали делать из гнутых конструкций: фанеры, труб, металла.
В современной истории стула можно наблюдать самые неожиданные тенденции дизайнерской мысли. Так появился стул, изготовленный из квадратной в сечении трубы; не так давно был придуман стул с сиденьем в виде чаши на высокой подставке. В Англии было изобретено кресло со встроенным механизмом, позволяющим удобно усаживаться в 4-х разных позициях. Итальянцы придумали кресло, которое за несколько секунд превращается в кушетку. Также был изобретен рабочий стул для конструктора, приспосабливающийся к любому росту сидящего.
В двадцатом веке бурно развивается химия, а появление новых синтетических материалов и пластмассы произвело взрыв в мебельной индустрии. Минимализм 60-х годов создает пластмассовые тонконогие столы и стулья, пластиковые светильники-конусы. Производство мебели из штучного стало поточным, дерево сменили заменители. Дальнейшее развитие мебельной индустрии приводит к появлению гарнитуров — это практически уже обставленная комната. И как вершина поточного производства — ужас недавнего прошлого: одинаковые «стенки» и мягкая мебель с одинаковой обивкой в типовых квартирах. Сегодняшнее время все расставило по местам: большое разнообразие стилей, качества изготовления (от ручной работы до потока), используемых материалов, а, соответственно, и большой ценовой разброс — это современное состояние мебельного рынка. Теперь каждый руководствуется в выборе мебели собственным вкусом и советами дизайнера, ограничеваясь только чувством меры и платежеспособностью.
Изменился стиль жизни, и появились новые виды мебели. Мебель под аудио- и ведеоаппаратуру, компьютерные столы, диваны — трансформеры, в которых есть все: от откидных столиков до массажеров и встроенных динамиков. Дизайнерские работы в области конструирования мебели поражают смелостью фантазии: пуф в виде шляпы с яблоком, стеклянный стол на водорослях-ножках. Создание мебели стало искусством.
Безусловно, мебель всегда существовала для того, чтобы облегчить быт человека, улучшить интерьер, создать уют. Поэтому в разные исторические отрезки времени совершенствовалась технология изготовления, использовались новые и новые материалы. Неизменным осталось лишь одно — желание человека поспать в уютной кровати, пообедать за столом, располагающим к трапезе, посидеть в мягком и удобном кресле.
История мебели и стилей разных стран: классика в интерьере
Новости дизайна
AD подготовил историческую справку о пяти стилях, которые определяют облик классической мебели сегодня, и привел примеры их самых удачных современных трактовок.
Мы подготовили историческую справку о пяти стилях, которые определяют облик классической мебели сегодня, и привела примеры их самых удачных современных трактовок.
Барокко
Зеркало Fregate, дерево, Jumbo Collection.
Динамичный, патетический и пышный, стиль барокко появился в Италии в конце XVI века и в течение следующих ста лет распространился на север. Как и в случае с другими классическими стилями, основные элементы барокко (от итал. barocco – “вычурная раковина”) восходят к античности: это волюты и разнообразные завитки, витые колонны, а также фигуры ангелов и купидонов.
Людовик XIV. Бюст работы Бернини, 1665.
В Версале, возведение которого было начато Людовиком XIV в 1661 году, главный барочный мотив, волюта, прослеживается всюду: от изголовий кроватей и оконных ставней до дорожек в парке:
Гравюра – эскиз лестницы и декоративных панелей для Хэмптон-Кортского дворца, автор Жан Тижу, 1693:
Отпечаток с изображением барочных орнаментов и масок, автор Жорж Шармтон, 1676:
Андре Шарль Буль был любимым краснодеревщиком Короля-Солнца. Подсвечник его работы, ок. 1680:
“Наши барочные коллекции вдохновлены работами знаменитого архитектора и скульптора Джана Лоренцо Бернини – в них и страсть, и театральность, и новаторское начало. Ведь в те времена стиль барокко был настоящим прорывом”, – говорит Ливио Баллабио, архитектор и креативный директор марки Jumbo Collection.
Консоль Matisse, металл, мрамор, Jumbo Collection.
Рококо
Комод, дерево, металл, Fratelli Radice.
Стиль рококо возник во Франции в первой половине XVIII века, в годы правления Людовика XV, и явился своеобразной “мутацией” барокко: завитки и раковины (рокайль) стали мельче, формы – утонченнее. В рококо больше асимметрии и буйства декора: медные накладные украшения буквально стелются по поверхностям комодов, каминов и зеркал. Главные отличительные черты – изогнутая ножка кабриоль, мелкий растительный узор, увлечение “китайщиной” (шинуазри) и фарфором, новые, более миниатюрные виды мебели.
Охотничий домик в Амалиенбурге под Мюнхеном был построен для императора Карла VII архитектором Франсуа Кювилье в 1730-х годах.
Маркиза де Помпадур, самая известная фаворитка Людовика XV, изображена на портрете Франсуа Буше (ок. 1750) на фоне клавесина с резными ножками кабриоль и типичного для эпохи рококо кресла бержер:
Эскиз оформления гостиной в стиле рококо, автор Джон Линнелл, 1750-е:
Отпечаток с декором камина и зеркала, автор Л. Шнетцлер, ок. 1757:
Жак Каффьери, французский скульптор и литейщик, работал в основном с бронзой. Внизу отлитая им подставка для кочерги, 1752:
“Специфика рококо – обилие декоративных деталей. Поэтому и мы, создавая современные предметы обстановки в этом стиле, главным считаем внимание к деталям. А старинные образцы декора и отделок передаются в нашей компании из поколения в поколение”, – говорит Тициано Радиче, глава фабрики Fratelli Radice.
Буфет, дерево, металл, Fratelli Radice.
Кресло, дерево, металл, текстиль, Fratelli Radice
Классицизм
Бюст Марии Антуанетты, неизвестный автор, XVIII век.
Чрезмерная декоративность рококо долго не продержалась, в последней трети XVIII века в моду входит более строгий стиль – классицизм, приверженцы которого почти “дословно” копировали античные образцы. Ножки стульев теперь напоминают классические колонны с каннелюрами, их спинки – очертания греческих ваз, цветовая гамма светлеет, а интерьеры снова становятся симметричными. Другие признаки стиля: венки и гирлянды, медальоны и виньетки, фигурки и рельефы в греческом стиле.
Фрагмент отделки холла, вишня, патинирование, Marco Mobili.
Малый Трианон (1762–1768) был спроектирован для маркизы де Помпадур, недолго находился в распоряжении другой фаворитки Людовика XV мадам Дюбарри, но свой окончательный облик принял при Марии Антуанетте. Ее спальня обставлена мебелью работы краснодеревщика Жоржа Жакоба:
Спальня в Малом Трианоне.
Роберт Адам, архитектор и дизайнер мебели, был главным проповедником неоклассического стиля в Англии. Потолок дома в Лондоне по его эскизам, ок. 1771:
Джозайя Веджвуд, основатель знаменитой фарфоровой мануфактуры, создавал свои вазы, вдохновляясь этрусскими образцами, найденными на раскопках в Италии. Ваза, 1750:
Жан-Анри Ризенер, придворный краснодеревщик Людовика XVI, начинал карьеру с мебели в стиле рококо, но быстро переметнулся в лагерь классицизма. Бюро его работы, ок. 1785:
“Ни один проект в стиле классицизма не обходится без резных деталей, выполненных в строгой античной манере. Такие элементы, как капители, пилястры и так далее, на Marco Mobili делают вручную. Затем они доводятся до совершенства при помощи финишных покрытий, разрабатываемых индивидуально для каждого клиента”, – говорит Михаил Финкельбаум, генеральный директор компании Marco Mobili.
Кабинет, вишня, патинирование, Marco Mobili.
Шкафы в гостиной, массив дерева, лак, резьба, золочение, Marco Mobili.
Фрагмент шкафа под аудиоаппаратуру, массив дерева, лак, золочение, Marco Mobili.
Ампир
Пик увлечения античностью приходится на начало XIX века, только теперь это не безмятежный стиль à la grecque, а более агрессивный и величественный ампир (от фр. empire – “империя”), вдохновленный правлением Наполеона (1804–1815). Пока он пытается воссоздать римскую империю, его краснодеревщики вводят в оборот такие мотивы, как изображения сфинксов и грифонов, львиные лапы, маски, драпировки и их имитации, мрамор.
Наполеон Бонапарт в должности первого консула, акварель работы Жана Огюста Доминика Энгра.
Архитекторы Пьер Фонтен и Шарль Персье – родоначальники и популяризаторы ампира. Их эскиз кровати с балдахином, 1812:
Коллекционер и дизайнер Томас Хоуп, представитель английского ампира, использовал египетские, античные и индийские мотивы в своих работах. Ваза по его эскизу, ок. 1802:
“Для стиля ампир, основанного на традициях древнегреческого и древнеримского искусства, характерны определенные материалы: это мрамор и бронза, которые мы тщательно отбираем. А антикварные модели мебели, которые мы берем за образцы, происходят не только из Франции и Италии, но и из России”, – говорит Клаудио М. Фимиани, архитектор и дизайнер марки Francesco Molon.
Скамья, дерево, металл, Francesco Molon.
Консоль, дерево, металл, Francesco Molon.
Зеркало, дерево, металл, Francesco Molon.
Эклектика
Середина и вторая половина XIX века в Европе – консервативный период, когда производители мебели всё чаще обращаются к прошлому, заимствуя декоративные элементы разных эпох и смешивая их. Этот стиль известен сразу под двумя названиями: эклектика и историзм. Возвращается мода на рококо, готику и ампир; некоторые интерьеры стилизуют целиком, но появляются и новые мебельные формы: становятся популярными бахрома и стеганая обивка, плюш, обильная резьба, экзотические мотивы.
Людвиг II, король Баварии с 1864 по 1886 год, был известен своим эксцентричным вкусом и страстью к эстетике эпохи Людовика XV. Свои замки в окрестностях Мюнхена – Нойшванштайн, Херренхимзее и Линдерхоф – он оформил в стиле неорококо. Карета Людвига II работы мюнхенского мастера Пауля Гмельха:
Австрийский художник и законодатель мод Ганс Макарт (1840–1884) смешивал в своих интерьерах всё подряд: мебель классических и восточных стилей, плюш, букеты из бумажных цветов, оружие и произведения искусства. Изображение его гостиной работы Антона Ромако, 1887:
“Создавать эклектичную мебель гораздо сложнее, чем вещи в одном из классических королевских стилей. Необходимо так смешать разные декоративные приемы, чтобы предмет выглядел гармонично и не потерял индивидуальность. Наша специализация – стеганые диваны и кресла и резная деревянная мебель”, – говорит Массимо Дзанабони, владелец компании Zanaboni.
Пуф, текстиль, Zanaboni.
Кресло, текстиль, дерево, Zanaboni.
Столик, металл, мрамор, Zanaboni.
ТегиДизайнАмпирБароккоИсторические интерьерыИсторияРококоЭклектика
Посмотрите, как дизайн стульев, кроватей и диванов развивался на протяжении истории
Посмотрите, как дизайн стульев, кроватей и диванов развивался на протяжении истории
© Angie’s List- Автор: Angie’s List
- 6 Сентябрь 903,1 2018
Факты свидетельствуют о том, что мебель использовалась еще в период неолита, и повседневная жизнь без нее немыслима. Так как же менялась мебель с течением времени? От эксклюзивной и роскошной мебели Древнего Египта до функционального и обтекаемого дизайна Баухауза — эти анимации, созданные Angie’s List, отправят вас в увлекательное путешествие по эволюции дизайна мебели.
1. Стул
Мебель в том виде, в каком мы ее знаем сейчас, была редкостью в Древнем Египте. Большинство обычных людей использовали плетеные корзины для хранения своих немногочисленных вещей и сидели на циновках или одеялах. Мебель была исключительной роскошью, предназначенной только для богатых и влиятельных людей. Между 1919 и 1933 годами движение Баухаус навсегда изменило дизайн мебели. Чистые линии, которые мы видим в современной мебели, были впервые созданы этой влиятельной немецкой дизайнерской студией. Баухаус отказывается от ненужных стилистических привязанностей, вместо этого отдавая предпочтение функциональности, нейтральным цветам и чистым формам.
2. Обеденный сервиз
В начале 18 века в Париже состоятельная элита была занята отказом от царственной серьезности барочного дизайна в пользу чего-то более веселого. Буйная новая мебель в стиле рококо отличается плотным орнаментом, плавными линиями и пастельными тонами. На другом конце спектра находится минимализм, отвергающий роскошные стили прошлого. Использование небольшого количества материалов и четких линий — минимализм вырос из нью-йоркской арт-сцены 1960-х годов. Будь то мебель или товары для дома, в минимализме меньше значит больше.
3. Диван
У древних греков было немного мебели, но то, что у них было, было тщательно изготовлено. Греческая кушетка называлась Kline и в основном использовалась для полулежа во время еды.
Mid-Century Современные ценности, функциональность, элегантность и простота. Мебель той эпохи обычно сочетает в себе только два материала, например, ткань яркого цвета в сочетании с ценным деревом. Мебель в этом стиле производилась серийно и была разработана, чтобы быть доступной для средних домовладельцев, что сделало его чрезвычайно популярным стилем.
4. Письменный стол
Средневековая мебель мгновенно узнаваема благодаря богатой резьбе по дереву и строгому виду. С этого времени вы не увидите много изогнутых линий или круглых форм в мебели — все дело в квадратных или прямоугольных формах. Напротив, органический дизайн предлагает нам естественные, плавные округлые формы. Это дизайнерское движение было основано американским архитектором и дизайнером интерьеров Фрэнком Ллойдом Райтом, который верил в создание гармонии между людьми и природой. Органический дизайн — это использование натуральных материалов и идеальный баланс между искусственным и природным мирами.
5. Кровать
На мебель эпохи Возрождения сильно повлияли классические предметы старины прошлого. В конце 15 века торговля принесла Италии огромное богатство, и растущая буржуазия требовала более качественной мебели. Вместо того, чтобы искать вдохновение в прошлом, дизайн в стиле ар-деко прославлял современную жизнь 1920-х и 30-х годов со всей ее роскошью и изысканностью. Новые материалы того времени, такие как хром, бакелит и листовое стекло, сочетались со слоновой костью, красным деревом и темными лакированными поверхностями для создания классической мебели и архитектуры.
Источники :
Стулья
Ричардсон, К. (2018). Мебель Древнего Египта. диваны и секции.com
Ловелл, С. (2018). Основной элемент дизайна: стул Klismos. deringhall.com
V&A. (2018). Кресло. collections.vam.ac.uk
Haines, T.C. (2015). Стул Савонарола. a ntiquesdiva.com
Kisluk-Grosheide, Даниэль О. Французская мебель в восемнадцатом веке: мебель для сидений . metmuseum.org
V&A. (2018). Руководство по стилю: рококо. v am.ac.uk
Вечный Честерфилдс. (2018). Классика британского дизайна: история дивана Chesterfield. timelesschesterfields.com
Компания обеденных стульев. (2018). Кромвель. Diningchair.co.uk
Хулиао, Д. (2018). Известные дизайнеры мебели в стиле модерн. Study.com
Кноджи. (2018). История современного дизайна стульев: современное движение. a rchitecture.knoji.com
Галух, С. (2016). 1920 Мебель в стиле ар-деко. middleburgarts.org
Musei Italiani. (2018).Органический дизайн. museiitaliani.org
Морли, М. (2016). Краткая история современного дизайна мебели середины века. Anothermag.com
Здание Marvel. (2018). Минималистская концепция стульев в каркасном дизайне – стулья Gentle Hint. marvelbuilding.com
Arch Expo. (2018). Эммемобили. Archiexpo.it
Столовые наборы
Недорогая мебель для квартиры. (2018). Мебель. Cheapapartmentfurniture.com
Путеводитель по Египту. (2018). Культура Древнего Египта, праздники в Египте. egyptprivatetourguide.com
Каталоги недвижимости. (2018). Стол на эстакаде из дуба Тюдоров периода позднего средневековья, около 1520 года. realestatedirectories. info
Джулиао, Д. (2018). Мебель эпохи Возрождения: история и стиль. study.com
Шкафы и розы. (2018). Сиденья. шкафыandroses.com
Houzz. (2014). Резной обеденный стол в стиле рококо. houzz.com
Атлас антиквариата. (2018). Викторианский обеденный стол и стулья. Antiques-Atlas.com
1-й Dibs. (2018). Французский двухсекционный обеденный стол в стиле модерн от Gaillard. 1stdibs.com
Design Mkt. (2018). Обеденный гарнитур в стиле Баухаус. design-mkt.com
Декасо. (2018). Обеденный стол Macassar периода французского ар-деко. decaso.com
Decaso. (2018). Дубовый библиотечный стол в стиле шведского барокко 18-го века или центральный обеденный стол. decaso.com
(2018). Органический обеденный стол от Валерии Тотти, переработанная древесина из бразильской Амазонки. 1stdibs.com
Мебель эпохи. (2017). Обеденный сервиз из орехового дерева середины века в современном датском стиле от Lane. epochfurnishings.com
Идеи дизайна кухни. (2018). Необычный минималистский обеденный стол для кухонной мебели на идеях домашнего дизайна с минималистским обеденным столом для кухонной мебели. getgold.us
Enzio Designs. (2018). Современный белый глянцевый обеденный стол Silvano Extension и белые обеденные стулья Dalia. enziodesigns.co.uk
Диваны
Ленка, П. (2007). Деревянный табурет из Фив, Египет. flickr.com
Стили мебели. (2012). Древнегреческая мебель. Furniturestyles.net
Диван. (2015). Почему мы называем это диваном? (Или кушетка, или диванчик?). диван.com
Тейлор, Фред. (2015). Мебельное возрождение эпохи Возрождения. liveauctioneers.com
1stdibs. (2018) Возрождение рококо Старинный резной диван из орехового дерева со вкусом Людовика XV, 19 век. 1stdibs.com
Тейлор, Фред. (2015). Мебельное возрождение эпохи Возрождения. liveauctioneers.com
Неня. (2018). Цветовая палитра дивана эпохи викторианской эпохи Вдохновение Оранжевые оттенки Диван и узоры Мебель эпохи Викторианской эпохи Дизайнеры мебели. nenya.me
Бель Ателье. (2018) Диван в стиле модерн. belleatelier.tumblr.com
Zeitlos Берлин. (2018). Диван-кровать в стиле Баухаус. zeitlosberlin.com
Постл, Л. (2018). Мебель в стиле ар-деко. decolish.com
Canvas Contract. (2018). Диван-СОО-06. canvascontract.com
Импорт. (2018). Современный диван из орехового дерева середины века датский NoHo 40 Z To. imfrom.me
Такер, Э. (2018). Минималистичная кушетка Хён Сок Чо основана на традиционном корейском дизайне и картинах.
dezeen.com
Wayfair. (2018). Мирон Современный Диван. wayfair.com
Столы
Ажары Антиквариат. (2018). Мебель Фараона. azharantiques.com
I.pinimg. (2018). Оригиналы. i.pinimg.com
Галерея арф. (2017). Итальянский ренессанс 1900 антикварный библиотечный стол или обеденный стол, мраморная столешница. harpgallery.com
1stdibs. (2018). Расписной стол и стул в стиле венецианского рококо. 1stdibs.com
О сингулярности. (2018). Письменные столы для продажи Викторианский стол. onsingularity.com
Wayfair. (2018). Ardnaglass Традиционный офисный стол из темного дуба. wayfair.com
Мебель на заказ Doub. (2018). Полноразмерный письменный стол в стиле модерн. customfurniture-doub.com
Памоно. (2018). Письменный стол из хромированной стали и тонированного бука от Петра Вихра для Kovona 1930-х годов. pamono.com
Коллекция ар-деко. (2018). Профессиональный стол в стиле ар-деко от Стоу Дэвиса, на пьедестале. artdecocollection.com
Мебель Woodland Creek. (2018). Столы из натурального дерева. woodlandcreekfurniture.com
Памоно. (2018). Современный тиковый стол середины века. pamono.com
Тардифф, С. (2017). 20 минималистичных столов, которые вдохновят вас на организацию рабочего пространства (вероятно). elledecor.com
Мебель Woodland Creek. (2018). Современный стол из орехового дерева. woodlandcreekfurniture.com
Кровати
Музей изящных искусств Бостона. (2018). Кровать королевы Хетеферес I (репродукция). mfa.org
Фиорито, Дж. (2017). История мебели: Древняя Греция. fioritointeriordesign.blogspot.com
Лучшие идеи для дома. (2016). 35 потрясающих идей средневековой мебели для вашей спальни. Ultimatehomeideas.com
Андервуд, Т. (2012). Итальянская мебель эпохи Возрождения. tiffanyunderwood72213.wordpress.com
Академия Хана. (2016). Введение в декоративное искусство в музее Дж. Пола Гетти. khanacademy.org
Декориум. (2018). Традиционная кровать Townsford с точеной стойкой в отделке Cherry. decorium.us
Кристис. (2011). Les Collections du Chateau de Gourdon. christies.com
Warpedeco Ремонт дома. (2009). Баухаус: дизайнерское движение модернизма. warpedeco.com
Галерея арф. (2018). Итальянская кровать размера «king-size» в стиле ар-деко 1935 года и тумбочка, спальный гарнитур. harpgallery.com
Городские экипировщики. (2018) Богемская кровать-платформа. urbanoutfitters.com
Pokrzywinski, A. (2011). Стюарт Чейз создает современную органическую мебель из переработанной древесины. inhabitat.com
Либертиз. (2018). Изголовье середины века Изображение самодельной современной кровати середины века Королева изголовья середины века. libertees.co
Проектирование дома. (2018). 40 безмятежно минималистичных спален, которые помогут вам ощутить простой комфорт. home-designing.com
Trendir. (2018). Эти 40 современных кроватей заставят вас мечтать о сне. trendir.com
км
Другое
Кэхилл, П. (2016). История дизайна мебели. onlinedesignteacher.com
Мускато, К. (2018). Древнеегипетская мебель: история и дизайн. Study.com
Британская энциклопедия. (2018). Стиль рококо. britannica.com
Карпентер, В. (2018). Вдохновленный минималистским дизайном. pamono.com
Muscato, C. (2018).Греческая мебель: история и стиль. Study.com
Musei Italiani. (2018). Органический дизайн. museiitaliani.org
Хулиао, Д. (2018). Мебель эпохи Возрождения: история и стиль. study.com
Пшибилек, С. (2018) . Мебель в стиле ар-деко: история и стиль. Study.com
Памоно. (2018). Дитер Рамс. pamono.com
Фонд Фрэнка Ллойда Райта. (2018). Фрэнк Ллойд Райт. franklloydwright.org
Процитируйте: Список Энджи. «Посмотрите, как дизайн стульев, кроватей и диванов развивался на протяжении истории» 3 сентября 2018 г. ArchDaily. Доступ .
Краткая история дизайна мебели
Отличите ли вы свое барокко от своего рококо , ваш модерн от вашего ар-деко? Вспомните основные тенденции, которые повлияли на дизайн мебели с 16 века до наших дней.
Найти предмет мебели и подумать, подходит ли он для вашей гостиной, — это одно, а по-настоящему понять эпоху и влияние стиля — совсем другое. Чтобы лучше понять различные стили и ценность антикварной мебели на аукционах, вот краткая история периодов, которые характеризовали мир «дизайна» до того, как он стал тем, чем он является сегодня.
Ренессанс, 1520-1650 гг.
Итальянское резное открытое кресло эпохи Возрождения из орехового дерева, ок. 15-16 века, из орехового дерева, с резной спинкой и завитками. Фото © Brunk AuctionsПо теме: 10 самых популярных дизайнеров мебели
Эпоха Возрождения, как следует из этимологии этого слова, была периодом возрождения, когда возник заметный интерес к древности. Мебель того времени чисто архитектурная, спроектированная по тому же принципу симметрии, что и при строительстве зданий. Шкафы и кровати — самые популярные предметы, на которых мы часто встречаем акант и декоративные конструкции.
Барокко, 1650-1720 гг.
Шкаф в стиле барокко из орехового дерева, Южная Германия, конец 17 века. Фото © Sotheby’sСтиль барокко состоит из тяжелой мебели, плотной и часто сделанной из высококачественного, массивного дерева. Яркие цвета и позолота в домах королевской семьи и аристократии напоминают о франко-итальянском влиянии. Слово «барокко» происходит от португальского термина «barroco», обозначающего жемчужину неправильной формы . Имя стало использоваться в отношении «преувеличенного» или «странного» аспекта в конце периода.
Необарокко, 1720-1750 гг.
Диван из орехового дерева в стиле королевы Анны внушительных пропорций. Фото © Sotheby’sВеликолепие барокко уступило место стройным предметам мебели с более элегантным характером, сдержанно украшенным и взявшим за идеал голландский и английский стили. В моде были большие часы , письменные столы и различная мебель для письма такого типа. Для шпона предпочтение отдавалось таким породам дерева, как вяз и корень ольхи, в то время как шпон грецкого ореха считался намного лучше. Другой культовой тенденцией необарокко была мебель в стиле королевы Анны, которая определяется, прежде всего, ножками-кабриолями, мягкими сиденьями и изогнутыми линиями. Эта концепция очень популяризировала мебель в чисто декоративном стиле и сильно повлияла на тенденции последующих столетий.
Рококо, 1750-1775
Французская или итальянская консоль в стиле рококо, позолоченное дерево и искусственный мрамор, начало 18 века. Фото © BonhamsПо теме: Зеркала: Отражение
Рококо распространилось по всей Европе в результате обильного импорта произведений искусства и декоративно-прикладного искусства из Франции. Вдохновением для узоров и декора послужила сама природа, мебель окрашена в нейтральные и бледные тона. Рококо продолжал развивать стилистические черты барокко, но с необычными асимметричными элементами, предписывающими любую форму слишком прямолинейной. В этот период мебель и декоративно-прикладное искусство были на пике своего развития, сочетая в себе практичность, игривость и элегантность. Слово рококо является ассоциацией французского слова «рокайль» и португальского термина «барроко». Название обозначает орнамент, взятый из природных скал и камней, а также изогнутую форму некоторых морских раковин.
Грузинский, 17:20-1760
Библиотечный стол Георга III, приписываемый Томасу Чиппендейлу, ок. 1760 г., сталь и красное дерево. Фото © Christie’s. Этот стиль сильно отличался от рококо того времени, так как грузинский стиль характеризовался объемными и элегантными конструкциями из красного дерева, прочного и прочного дерева с более «мужским» и царственным видом. Томас Чиппендейл — один из самых известных британских дизайнеров того периода, его работы прекрасно воплощают грузинский дух. Его работа продолжается и сегодня, его работы появляются на аукционах и продаются за несколько миллионов.Неоклассицизм, 1750-1850
Маркетри в стиле Людовика XVI и комод из позолоченной бронзы, конец 19 века. Фото © Sotheby’sПо теме: Жак-Луи Давид: Неоклассический революционер
Неоклассика была вдохновлена греко-римской древностью и стала популярной в середине 18 века, привлекая внимание к эпохе Просвещения. Типичный неоклассический дизайн симметричен и упорядочен, с такими деталями, как конические и рифленые ножки стола и стула, спинки навершия и закрученные подлокотники. Стиль Людовика XVI также является частью неоклассического периода, вдохновленного философскими идеалами того времени и римским дизайном.
Империя, 1800-1820 гг.
Набор из двенадцати стульев с изогнутой спинкой для лакросса из позолоченного дерева периода ампир, доставленный для принца Луи Бонапарта и его жены Гортензии де Богарне для их отеля на улице Черутти, Париж ок. 1804 г., штамп Jacob D/R Meslee. Фото © Sotheby’sПо теме: Почему Наполеон так популярен на аукционах?
Империя представляет собой стилистический идеал Наполеона, на который также повлияли античность, Греция, Этрурия, Рим и Египет. Чаще всего мебель красного дерева и имеет позолоченные рамки с узорами и символическими орнаментами. Стиль ампир богато украшен и более красочен, чем предшествующие ему периоды.
Новые стили, 1840-1900 гг.
Секретарь из красного дерева в стиле неорококо, откидной фасад и выдвижные ящики, богато украшенная столешница. Вторая половина 19 века. Фото © Bruun Rasmussen«Новый стиль» возник в 19 веке, название, относящееся к слиянию стилей, форм и декоративных элементов более ранних периодов. Рост индустриализации позволил производить мебель и предметы в беспрецедентных количествах. Неоготика была первым из «новых стилей», а неорококо с его богатой резьбой мебелью из красного дерева является самым популярным. В этот период многие влияния и тенденции сменяли друг друга, прежде чем закончиться появлением стиля мягкой мебели, а также большого количества мягкой мебели.
Ар-нуво, 1895-1915
Луи Мажорель, важный стол в стиле модерн, известный как «Aux Nénuphars», c. 1902 г., шпон тамаринда, золоченая бронза. Фото © Sotheby’sПо теме: Рене Лалик: Флаконы духов в произведениях искусства
Стиль ар-нуво процветал в Великобритании примерно в 1890 году, а затем распространился в Европе и Соединенных Штатах вплоть до Первой мировой войны. Возникновение этого стиля, характеризующегося плавными линиями и изгибами, укоренилось в формах природы и сильно повлияло на искусство, архитектуру и дизайн. Под влиянием японской графики, ар-нуво 9Ювелирные изделия 0007 перешли от драгоценных камней к таким материалам, как опал и слоновая кость, а производство мебели стало более сложным и дорогим. Движение приветствовало стеклянных предметов искусства, созданных за этот период, с экспериментами с цветом и прозрачностью.
Ар-деко, 1920-е годы
Жан Дюнан, важный туалетный столик, уникальный предмет, 1929 год. Фото © Sotheby’s Arts Décoratifs — символический стиль бурных двадцатых. Ар-деко попытался объединить функциональность и художественный дизайн, элементы, которые совпадают с технологическими разработками в начале 20-го века. Дизайн этой эпохи был призван прославлять современную жизнь и излучать ощущение изысканности и роскоши. Стиль характеризуется темными лакированными поверхностями, акцентом на ярких цветах и высокой контрастностью.Модернизм, 1930-е годы
René Coulon, редкое модернистское кресло из черного стекла с деревянным сиденьем. Фото © TajanПо теме: Людвиг Мис ван дер Роэ: от традиционализма к модернизму
В модернизме появились простые геометрические формы, отсутствие декора, гладкие поверхности и принцип помещения в центр функции объекта, форма и функция считаются взаимосвязанными. Иметь дом, который легко убирать, считалось привилегией, что, в свою очередь, влияло на то, как обставлялись дома. Эта мебель часто изготавливается из трубчатой стали и гнутого дерева с сильным уклоном в черный цвет.
Скандинавский дизайн, 1950-е годы
Шкаф в стиле барокко из орехового дерева, Южная Германия, конец 17 века. Фото © Sotheby’sТермин «скандинавский дизайн», придуманный в 1950-х годах, относится к новаторскому и успешному периоду в истории шведского дизайна . В Скандинавии датчане доминируют в производстве мебели, а шведы имеют фору в производстве стекла и керамики .