История орнамента на посуде: Проект Узоры и орнаменты на посуде

Тюрко-Татарский Мир: Лисова Н.Ф. Орнамент глазурованной посуды золотоордынских городов Нижнего Поволжья

  • Институт истории им. Ш.Марджани АН РТ
  • Новости
  • Наука
  • Публикации
  • Мероприятия
  • Татароведение
  • Проекты–online
  • Информация
  • КАЛЕНДАРЬ СОБЫТИЙ
  • Средневековая археология евразийских степей. Т.I
  • Средневековая археология евразийских степей. Т.II
  • Петренко А.Г. Становление и развитие основ животноводческой деятельности…
  • Марков В.Н. Нижнее Прикамье в ананьинскую эпоху
  • Чижевский А.А. Погребальные памятники населения Волго-Камья в финале бронзового – раннем железном веках
  • Мухаметшин Д.Г. Татарские эпиграфические памятники
  • Гришаков В.В., Зубов С.Э. Андреевский курган в системе археологических культур раннего железного века Восточной Европы
  • У истоков археологии Волго-Камья (к 150-летию открытия Ананьинского могильника)
  • Старостин П. Н. Рождественский V могильник
  • Древняя и средневековая археология Волго-Камья.
  • Урало-Поволжье в древности и средневековье
  • Болгарский Форум I
  • Форум «Идель – Алтай»
  • Никитина Т.Б. Погребальные памятники IX-XI вв. Ветлужско-Вятского междуречья
  • Лисова Н.Ф. Орнамент глазурованной посуды золотоордынских городов Нижнего Поволжья
  • Каримова Р.Р. Элементы убранства и аксессуары костюма кочевников Золотой Орды
  • Средневековая Евразия: симбиоз городов и степи
  • Безлюдовский клад Х в.: материалы и исследования

Логин:    
Пароль:
 
 

  • [ Регистрация ]
  • Лисова Н.Ф. Орнамент глазурованной посуды золотоордынских городов Нижнего Поволжья
    Лисова Н.Ф. Орнамент глазурованной посуды золотоордынских городов Нижнего Поволжья. Серия «Археология евразийских степей».

    Выпуск 15. – Казань: Институт истории АН РТ, 2012. – 184 с. + 24 с. цв. вкл.
     

    Лисова Н.Ф. Орнамент глазурованной посуды золотоордынских городов Нижнего Поволжья. Серия «Археология евразийских степей». Выпуск 15. – Казань: Институт истории АН РТ, 2012. – 184 с. + 24 с. цв. вкл.

    Монография Н.Ф.Лисовой является комплексным исследованием орнамента на бытовой глазурованной керамике Золотой Орды. В работе рассмотрены этапы культурного развития золотоордынских столиц, изучены вопросы, связанные с проблемой технологии художественного гончарного ремесла, подробно проанализированы особенности орнаментации, характерные элементы, мотивы и композиция орнамента, а также взаимодействие орнамента и формы сосудов. Выявлены аналогии золотоордынского орнамента в других странах, определены типы влияний и его стилистические особенности.

    Книга адресована археологам, историкам, искусствоведам, студентам исторических и художественных вузов, музейным работникам и краеведам.

    СОДЕРЖАНИЕ

    От редакторов 3
    Введение 6

    ГЛАВА I. Возникновение и становление золотоордынского керамического производства 15

    1.1. Этапы историко-культурного развития Золотой Орды 15
    1.2. Становление керамического ремесла 17
    1.3. Вопросы технологии производства и техническая характеристика видов золотоордынской бытовой керамики 18
    1.4. Основные формы посуды 36

    ГЛАВА II. Сравнительный анализ орнаментов золотоордынской глазурованной посуды Нижнего Поволжья 42

    2.1. Элементы и мотивы орнаментов глазурованной посуды Нижнего Поволжья 43

    2.2. Композиционное распределение орнамента на глазурованной посуде Нижнего Поволжья 100

    ГЛАВА III. Проблемы орнаментального стиля золотоордынской глазурованной посуды Нижнего Поволжья 115

    3.1. Влияние различных художественных традиций на орнамент золотоордынской бытовой керамики Нижнего Поволжья 115
    3.2. Особенности стиля орнамента золотоордынской бытовой керамики Нижнего Поволжья 121

    Заключение 125
    Библиография 128
    Список принятых сокращений 143
    Таблицы 144
    Каталог кашинных сосудов 160
    Каталог красноглиняных сосудов 180


    ОТ РЕДАКТОРОВ


    Улус Джучи (или Золотая Орда) является важной страницей истории не только татарского народа, но и подлинное достояние всей Евразии. В свое время это было могущественное и процветающее государство, правители которого вершили судьбы своих подданных и определяли направление развития политики Старого Света. Оно было создано в ходе стремительного завоевания и также погибло в ходе многочисленных внешних и внутренних вооруженных конфликтов. Во многом благодаря этому в глазах многих современников и потомков это государство предстает воинственным и агрессивным, настоящим наследником воинственных держав Центральной Азии.

    Все действительно так. Война и политика – неотделимая часть любого средневекового общества. В мире, где миром правили воинские сословия, иначе и быть не могло.

    Но это, к счастью, не вся история и даже далеко не вся правда о средневековой культуре Поволжья. В первую очередь это была история городов и городской цивилизации. Ханам Золотой Орды в XV в. подчинялась огромная территория, которая простиралась от Дуная на западе до Иртыша на востоке, от Дербента и Хорезма на юге до Прикамья и Причулымья на севере. Восхищаясь размерами владений «царства Хорезма и Дашт-и Кыпчака» арабский историк и путешественник Ибн-Халдун представлял его своим читателям в середине XIV в. как «обширное царство на севере, от Хорезма до Яркенда и Согда и Сарая, до города Маджара и Аррана и Судака и Болгара и Башкирда и Чулмана; и в границах этого царства город Баку, из городов Ширвана, и возле него «Железные ворота», а на юге до границ Константинополя». По сведениям арабских географов, длина этого государства простиралась на восемь, а ширина на шесть месяцев пути и имела размеры от моря Константинопольского (Черного) до р.

    Иртыш.

    Сердцем Улуса Джучи были степи Дашт-и-Кыпчака и особенно Нижнее Поволжье. Именно в этой области, по словам Ибн-Халдуна, было «мало городов, но много населенных мест». Здесь же находились два мегаполиса Улуса Джучи – Сарай и Сарай ал-Джадид (Новый Сарай), а также другие крупные города: Хаджитархан (близ современной Астрахани), Бельджамен, Укек (близ современного Саратова) и Сарайчик, которые вместе с десятками городков и поселений их окаймлявшими, образовывали густонаселенный земледельческий оазис, тянувшийся по обоим берегам вдоль всего нижнего течения рек Волги и Урала. Здесь находился политический, экономический и культурный центр империи, место, где происходило средоточие огромных материальных и людских ресурсов – во многом за счет регулярного ограбления провинций – и уже в конце XIII в. произошел небывало стремительный рост городов.

    Необходимо особо подчеркнуть, что сама структура городских поселений в Улусе Джучи была насколько рациональна и подчинялась социально-политическим и торгово-экономическом требованиям и самым строгим законам логистики.

    Некоторые археологи прямо указывают, что крупные поселения внутри страны можно искать с помощью циркуля и карты. Достаточно прочертить круг в 40–50 км (т.е. средний дневной переход торгового каравана), как мы обнаружим поселения, как бы веером расходящиеся по путям магистральных торговых путей и эта цепочка продолжается до следующего крупного города. Крупные города за редким исключением имели настолько удобное и выгодное местоположение, что русские крепости и города фактически развивались на их территории, например, Самара на месте целого куста поселений, Саратов близ Укека, Царицын (Волгоград) на месте Сарая ал-Джадид, Астрахань построена из кирпичей Хаджитархана, Белгород Днестровский развился из татарского Аккермана, Запорожье расположено блих Кучугурского городища, Азов – прямой наследник татарского Азака, Наровчат возник на месте татарской Наручади (Мухши), Уральск около Сарайчика и т.д. Иными словами, это были не просто города возникшие в голой степи на нелепой прихоти ханов-самодуров, а развивавшиеся центры, средоточие торговли и ремесла, пункты роста своих регионов.
    При этом они имели свое место не только во внутриордынской, но и мировой трансазиатской магистральной торговле. Не случай, а логистика играли важнейшую роль в выборе места для основания города, логичность и рациональность которого подтверждает то, что практически все областные столицы Поволжья развиваются на месте татарских городов. Но и среди этих центров выделяются размерами и значением несколько центральных городов.

    Города Поволжья были также крупными культурными центрами, где развивались литература и искусство, формировались общеразговорный и литературный языки.

    Золотоордынская цивилизация – яркая страница истории мировой культуры. В Джучиевом Улусе был создан пышный имперский стиль, впитавший в себя традиции многих народов, но не в хаотическом скоплении разнородных элементов, а в системе органично слитых явлений, перекрытых мощно звучавшими стилями и направлениями, разными в различные периоды существования государства. Кроме синкретичного фона домонгольских культур, некоторые из которых имели развитый образный язык, основанный на мусульманских (хорезмская, булгарская) и евразийских кочевых (кыпчаки, кимаки) традициях, в культуре Улуса Джучи нельзя не видеть центральноазиатских и дальневосточных элементов материальной и художественной культуры.

    Имперская культура Золотой Орды складывалась в результате творческой активности практически всех народов, входивших в состав государства, осваивая принесенный завоевателями на запад культурный репертуар. Наиболее ярко чингизидские традиции проявлялись в культурном круге социально престижных изделий, являвшихся принадлежностью и отличительной чертой военно-служилой знати – крою костюма, системе поясной гарнитуры, предметов оружия и конского снаряжения, других аксессуаров. Разумеется, полностью единой эта культура не была, поскольку изначально была строго социально ориентирована. Однако в начале XIV в., по мере роста городов в Улусе Джучи, прежде всего в Поволжье, здесь пышно распускается новая урбанистическая восточная средневековая культура, «культура поливных чаш и мозаичных панно на мечетях, арабских звездочетов, персидских стихов и мусульманской духовной учености, толкователей Корана, математиков и астрономов, изыскано тонкого орнамента и каллиграфии». Характерными чертами декоративно-прикладного искусства Золотой Орды являются орнаментальность, полихромность в использовании цветовой гаммы, наличие арабесковых мотивов и т.
    д.

    Появление большого количества городов в Дашт-и-Кыпчаке в XIII–ХIV вв. (сейчас их известно более ста) – явление уникальное в истории средневековья. Практически на пустом месте возникли не просто отдельные города, а целая область, ставшая центром яркой цивилизации, сочетавшей степную кочевническую и оседлую мусульманскую культуры. По образному выражению Г.А. Федорова-Давыдова, золотоордынские города периода расцвета «представляли смесь среднеазиатских мечетей и минаретов, изразцов и поливной посуды, деревянных срубов и кочевнических юрт». Несомненно, важнейшую роль в появлении и стремительном росте Сарая и других городов сыграла ханская власть. Возникнув как административно-политические центры, вокруг которых селилась аристократия, города довольно быстро стали местами, чья хозяйственная жизнь была связана с концентрацией, переработкой и перераспределением, стекавшихся со всех концов Орды продуктов и богатств. Обслуживание знати стало мощным импульсом бурного подъема экономической и культурной жизни в конце XIII – первой половине XIV в. в период наивысшего могущества правивших здесь ханов. Такая тесная связь с центральной властью, однако, стала для городской жизни гибельной. В условиях кризиса и разложения империи, города теряют постоянные источники притока сырья и богатств, начинают хиреть, а потом вообще приходят в упадок.

    Характерными элементами бытовой культуры золотоордынского города, яркой характеристикой всей золотоордынской культуры в целом, является посуда разнообразных форм. В домах можно было увидеть кувшины, чаши-пиалы, глубокие тарелки, бутыли и т.д. Для украшения посуды использовались многоцветные растительные, геометрические и зооморфные орнаменты.

    Во много благодаря этой яркой и выразительной бытовой культуре мы можем судить о пышности и богатстве, многоцветности городской жизни.

    * * *

    Исследование Н.Ф. Лисовой относится к числу наиболее востребованных специалистами как в области археологии, так и искусствоведения. Оно и создавалось на стыке этих дисциплин, что, надо полагать, послужило ему только на пользу. Несмотря на впечатляющие успехи в изучении культуры и искусства Золотой Орды, имеющиеся сегодня, огромные пласты этой культуры до сих пор остаются еще очень слабо исследованными. Причины тому ясны: в советскую эпоху ордынская тематика являлась если не запретной, то уж во всяком случае – маргинальной, как для археологов, так и искусствоведов. Несмотря на труды Г.А. Федорова-Давыдова, пробившего первую брешь в этом «заговоре молчания», и целую плеяду его талантливых учеников, золотоордынская тематика до сих пор остается весьма слабо разработанной. Орнаментика золотоордынской керамики – весьма интересная и выигрышная тема, лежавшая, казалось бы, на поверхности, однако долгие годы не находилось исследователя, который бы решился взяться за нее. И этих исследователей можно было понять: такая тема требовала большого и кропотливого труда, трудной работы по систематизации многочисленных элементов орнамента. Теперь такая работа проведена и можно проверить ее результаты. Уже одно это заставляет с глубоким уважением относиться к ученому, взявшемуся за такой труд.

    Представленное в виде монографии исследование орнаментов золотоордынской керамики, наверное, не лишено недостатков. Увлеченность автора (без которой, наверное, и невозможно было выполнить такую работу) иногда уводила его далеко от основной темы. Некоторые исходные посылки этой работы, безусловно, спорны. Но ведь бесспорных истин, пожалуй, не существует в науке вовсе. Эти спорные вопросы наверняка вызовут живую реакцию других исследователей и позволят скорее приблизиться к их решению.

    Книга Н.Ф. Лисовой будет полезна широкому кругу специалистов в области истории, археологии, искусствоведения, культурологи.

    В.Ю. Коваль, И.Л. Измайлов
     


    Институт истории им. Ш.Марджани АН РТ • Новости • Наука • Публикации • Мероприятия • Татароведение • Проекты–online • Информация • КАЛЕНДАРЬ СОБЫТИЙ

    История орнамента

    Информация о материале
    Категория: История орнамента

    Cтиль «Глазго» сформировался в начале 1890-х годов, и существовал до 1914 года. Город Глазго был уже в то время крупным развитым промышленным мегаполисом, а выставки, которые прошли в 1888-ых и 1901-ых годах, посетило более десяти миллионов человек.

    Подробнее…

    Информация о материале
    Категория: История орнамента

     

    Говоря о Мировом Дереве в орнаменте, по традиции мы в первую очередь обращаемся к авторитетным трудам , которые оставила нам в наследство Любовь Михайловна Буткевич. Мы берём её труды за основу.

    Сложный для восприятия академический язык изложения Орнамент-клуб переводит на стандартную общечеловеческую речь.

    Подробнее…

    Информация о материале
    Категория: История орнамента

    Пальметта (по -французски palmette) — это растительный орнамент в виде веерообразной формы листа пальмы.

    Подробнее…

    Информация о материале
    Категория: История орнамента

    Не каждому растению удаётся войти в копилку орнаментики, а вот аканту в этом плане повезло. В природе растение произрастает в Азии, в Африке и на Средиземноморском побережье. Всего в природе встречается около сорока видов разных акантовых. Название его сохранилось ещё со времён древних греков «acantha» —по-гречески означает шип, так как у большинства видов этого растения листья завершаются острием.

    Подробнее…

    Информация о материале
    Категория: История орнамента

    Время трагических репрессий в эпоху правления Сталина, ознаменовалось появлением нового стиля в искусстве. Кровавый диктатор должен был показать себя в роли заботливого отца народов, который кормит и защищает всех, кто признает его величие и всесилие, принимает его рай на земле. Он призвал себе самых талантливых архитекторов и художников, приказав им взяться за дело. Так появился знаменитый «сталинский ампир», или, как его еще называют, советский монументальный классицизм.

    Подробнее…

    Информация о материале
    Категория: История орнамента

    Стиль модерн «ворвался» в мир искусства в конце XIX — начале XX века. Время его господства было недолгим, но ярким настолько, что споры о нём ведутся до сих пор. Орнаменты в стиле модерн дружно тиражируются на страничках социальных сетей и обильно сопровождаются восторженными эмодзи и похвалами с восклицательными знаками. Критиковать их решаются

    Подробнее…

    Информация о материале
    Категория: История орнамента

    В Париже в начале 18 века век тяжеловесного, массивного, монументально – торжественного барокко сменился нежным, легким и изящным рококо. Вскоре этот очаровательный стиль, как апофеоз галантного века, распространился и в другие страны. Орнамент стал замысловатым, тонким и не симметричным. 

    Подробнее…

    Информация о материале
    Категория: История орнамента

    Время военной мощи, политического престижа и расцвета культуры Франции во время правления Короля-Солнца, Людовика XIV вошло в историю, как Великий Век. Грандиозная пьеса звучала громко и торжественно, она требовала нового стиля, спектакль должен был разыгрываться на фоне соответствующих декораций. Так великий Ренессанс открыл двери, в которые вошло блистательное Барокко.

    Подробнее…

    Информация о материале
    Категория: История орнамента

    Маньеризм (по-итальянски «maniera» – означает манера) – это стиль, который главенствовал в Западной Европе, начиная с XVI и вплоть до начала XVII века. Первыми двумя центрами становления маньеризма были Флоренция и Рим; оттуда он распространился по всей Италии и в Европе, дав толчок самым разным местным течениям.

    Витраж в библиотеке (в семейной церкви Медичи Сан Лоренцо). Маньеризм

    Подробнее…

    Информация о материале
    Категория: История орнамента

    Наполеону Бонапарту мы обязаны созданию самого «громкого» стиля в искусстве — Ампира. Гениальный диктатор понимал, что искусство – это один из мощных атрибутов действующей власти, и он им умело воспользовался. Наполеон сменил господствующий во Франции классицизм на Ампир – стиль, который был призван усилить ощущение ни с чем несравнимого победного имперского величия. Талантливые художники, волею Наполеона, скомпоновали уже известные мотивы, создав нечто абсолютно статичное, воинственное, грандиозное и парадное.

    Подробнее. ..

    Информация о материале
    Категория: История орнамента

    Эпоха Возрождения — это время, благодаря которому мы стали теми, кто мы есть. Ренессанс стал точкой отсчета в формировании современной эстетики, нашего чувства прекрасного. Мир, в котором должна править гармония, идеальная пропорция форм, логика и симметрия отразилась в орнаменте стиля ренессанс. Он опирается на римский стиль, впитывая в себя черты готики.

    Подробнее…

    Информация о материале
    Категория: История орнамента

    Мы уже упоминали об орнаменте готики в книжной миниатюре, теперь же обратим свои взоры на вышивку и текстильный орнамент. Арабо-мусульманское влияние облагородило грубый романский винегрет из кельтского, античного и византийского орнамента, крестовые походы приобщили Европу к иной, более изящной культуре, в том числе в области изготовления тканей и вышивки.

    Подробнее…

    Информация о материале
    Категория: История орнамента

    Когда пришло время подкинуть новое поленце в горящий камин религиозных идей, по которым жило европейское общество средневековья, появился готический стиль. Это был воистину гениальный маркетинговый ход, направленный на гарантированную продажу божественных идей каждому, независимо от сословия. Давайте, опустив восторженные описания готических соборов, которые не опубликовал на своём сайте только совсем ленивый, сразу погрузимся в дебри готического орнамента в книжной миниатюре.

    Подробнее…

    Информация о материале
    Категория: История орнамента

     


    В начале десятого века последний из Каролингов передал власть Генриху Саксонскому по прозищу «птицелов». На то время империя находилась в плачевном состоянии, её терзали междоусобицы, в стране царил голод и это был правильный шаг. Таким образом образовалась Священная Римская империя. Саксонская династия Людольфингов начала править успешно, что позволило в большей степени заниматься вопросами, связанными с культурой и вот здесь и начинается формирование романского стиля.

    Подробнее…

    Информация о материале
    Категория: История орнамента

    Символы играли важную роль в скандинавской культуре. Однако, первоначальное значение этих символов — просто догадки археологов, антропологов и историков. Применимо к некоторым символам нет чётких доказательств того, что они когда-либо использовались в эпоху викингов. Многое появилось из более позднего шведского фольклора или является плодом современной художественной интерпретации.

    Подробнее…

    Информация о материале
    Категория: История орнамента

    Скандинавские народы, населяющие территории, которые сегодня мы знаем, как Данию, Норвегию и Швецию, в период с VIII по XI века привнесли в историю орнамента один из самых уникальных стилей. Самым известным рассказом о скандинавах является нападение викингов на монастырь Линдисфарн в 793 году, расположенный на восточном побережье Англии. Это событие традиционно считается началом эпохи викингов в Скандинавии.

    Подробнее…

    Информация о материале
    Категория: История орнамента

    Орнамент был не только ведущим видом  живописи раннего художественного развития  Западной Европы, он  был основным средством художественного самовыражения, причём буквально до пятого века. В дороманских  орнаментах обычно переплетались древние магические ритуалы, довольно чувственные и откровенно жизненные мотивы народной мифологии могли самым необычным образом соседствовать  с  пришедшими с Византии или  Рима традициями.

    Подробнее…

    Информация о материале
    Категория: История орнамента

    Однажды поднялся король Эохайд Айрем на холм Тары, чтобы полюбоваться на Маг Брег, как вдруг увидел он перед собой незнакомого воина, роскошно одетого. Немало удивило это короля,ведь он знал,что ворота крепости еще не были открыты/ Чужеземец назвался Мидиром из Бри Лейт и сказал королю, что специально пришел сыграть с королем в фидхелл. Эохайд ответил, что доска для игры находится в опочивальне королевы,; а та еще не проснулась.

    Подробнее…

    Информация о материале
    Категория: История орнамента

    Зулляйдж — это часть мавританской культуры, элемент орнамента, присущий только одному определённому региону Мусульманского мира. Традиции создания этого  вида орнамента в Марокко до сих пор передаются  от отца к сыну, и эта нить никогда не прерывается, как истинный носитель национальной культуры. Зулляйдж родился, благодаря Гириху, о котором мы уже упоминали в материале об Арабо — Мусульманских орнаментах. Гирих — это вид геометрического орнамента, он  строился по определённым строгим законам, впрочем, как и Зулляйдж, который вышел из него.  Зулля́йдж  делается из изразцов, покрытых глазурью, это традиционные для Магриба плитки из терракоты, орнаментами в городах Марокко покрыты стены, полы, потолки, бассейны. Однако, традиции этой орнаменталистики применяются и в других видах декоративно – прикладного искусства, например, в керамической посуде.

    Подробнее…

    Информация о материале
    Категория: История орнамента

     

    Декоративно – прикладное искусство достигло высокого расцвета и особенно ярко выразило декоративную специфику арабского орнамента.
    Красочным узором украшалась керамика: поливная бытовая посуда в Месопотамии — центры — В Ракке и в Самарре. Лучшие образцы не глазурованной бытовой керамики Самарры имели довольно строгую форму. Они украшались орнаментом растительного и геометрического характера, нанесенным на посуду методом нарезки, штампа или раскраски.

    Подробнее. ..

    Информация о материале
    Категория: История орнамента

    В конце VI века, в Мекке, родился тот, чье имя известно практически каждому, независимо от того, исповедует он его учение или нет.

    Подробнее…

    Информация о материале
    Категория: История орнамента

    Мозаика. Византийцы создали; технологию производства смальты, благодаря этому они очень продвинулись в   монументальной живописи. С помощью добавления в стекломассу золота, меди, ртути  в разных пропорциях, они смогли делать различные цвета и оттенки  смальты.Сначала мозаики в Византии были в основном только орнаментальными, но  верующим необходимы были образы своих святых, поэтому  постепенно исчезает многообразие растительных и геометрических орнаментов, которые полностью покрывали стены храмов в V и VI веках.   Орнаменты превращаются в скромные и узкие обрамления вокруг монументальных полотен.

    Подробнее…

    Информация о материале
    Категория: История орнамента

    В 395 году. н. э. Римская империя прекратила своё существование. Образовалась    Западная  и Восточная империи. Западную разграбили германцы и  галлы.  Восточная же империя, стала называться Византией, которая получила в наследство от  Римской империи  прежний   государственный    аппарат и пристрастие к бюрократии. Византия стала первым государством, объявившим христианство государственной религией, она управляла в соответствии с христианским миропониманием и сделала его гигантской силой в области экономики и политики. 

    Подробнее…

    Информация о материале
    Категория: История орнамента

    В течение пятисот лет Древний Рим своим могуществом превосходил всех, кого только можно было в то время превосходить. О причинах падения Рима написано много объёмных трудов, и мы не будем вдаваться в эту тему. Постепенно в Риме пришла в полный упадок экономика, социальная сфера, военная мощь, искусство, то есть, империя стала трещать по всем швам задолго до ее официального падения.

    Подробнее…

    Информация о материале
    Категория: История орнамента

    Из трех этапов развития римского искусства (царского, республиканского и императорского) орнамент наиболее ярко развился в последний период. Как мы уже упоминали в предыдущей статье (ссылка), орнамент в имперский период древнего Рима служил высшей цели: утверждению римских ценностей и безусловному преклонению перед римской властью и перед могуществом империи.

    Подробнее…

    Информация о материале
    Категория: История орнамента

    Когда на Альбанских холмах в области Лаций начало развиваться маленькое поселение, никто даже приблизительно не мог предположить, что оно превратится в «Вечный город» Рим, величественную столицу Caput Mundi. Опуская странную сказку о том, как братья Ромул и Рем, которых родила весталка Рея Сильвия от бога Марса, были вскормлены волчицей, перейдем непосредственно к повествованию о том, как и почему сформировался орнамент Древнего Рима.

    Подробнее…

    Информация о материале
    Категория: История орнамента

     

    В Средиземноморском бассейне с девятого века до нашей эры правили бал Этруски. Свое культурное, религиозное и моральное наследие они почти полностью передали цивилизации Рима, помогая развиться ей с самого момента возникновения.

    Подробнее…

    Информация о материале
    Категория: История орнамента

    Орнамент Древней Греции сформировался на территории Средиземноморья в период приблизительно с 1050-го г. до н. э. и развивался вплоть до эпохи Римской империи. Он был характерен также и для колоний Греции, части побережья в Передней Азии. Греческий орнамент является глобальным стилем, который воздействовал на все орнаментальные стили, которые сформировались в последующие периоды. Он повлиял на развитие всего европейского декоративно прикладного искусства, как явления в принципе.

    Подробнее…

    Информация о материале
    Категория: История орнамента

    Персия была одной из величайших в истории империй, протянувшейся от Египта до реки Инд. В первом тысячелетии до н.э. персидские императоры: Кир II Великий, Ксеркс и Дарий I, захватили Центральную Азию и всю Малую Азию до Греции и Египта. В состав империи входили предыдущие империи – египтяне, вавилоняне, ассирийцы и хетты. Неудивительно, что персидский орнамент не только оставил свой след в истории, но и повлиял на все последующие орнаментальные стили.

    Подробнее…

    Информация о материале
    Категория: История орнамента

    Эгейская культура‭ ‬-‭ ‬это народы,‭ ‬населявшие с начала третьего тысячелетия до нашей эры берега Эгейского моря:‭ ‬Балканы,‭ ‬полуостров Малая Азия,‭ ‬а также прилегающие острова‭ ‬-‭ ‬Киклады и самый большой остров в Эгейском море‭ ‬-‭ ‬Крит.‭ ‬Это была удивительная и величайшая цивилизация,‭ ‬города Эгейского мира‭ ‬-‭ ‬Тиринф,‭ ‬Микены,‭ ‬Кнос,‭ ‬Фест,‭ ‬и наконец,‭ ‬широко воспетая,‭ ‬в том числе и кинематографом,‭ ‬Троя,‭ ‬которая постоянно упоминалась‭  ‬греческих мифах.‭ ‬До семидесятых годов прошлого века европейцы не знали,‭ ‬где были‭  ‬эти города,‭ ‬и думали,‭ ‬что мифы‭ ‬-‭ ‬это прекрасные‭  ‬сказочки.‭  ‬Только в‭ ‬70-х годах девятнадцатого века абсолютный дилетант и аматор в археологии,‭ ‬но зато‭  ‬свято веривший,‭ ‬что Гомер ничего не выдумал,‭ ‬немец Генрих Шлиман,‭ ‬предпринял безумную попытку найти Гомеровскую Трою,‭ ‬и таки‭  ‬доказал,‭ ‬что Троя существовала. ‭ 

    Подробнее…

    1. Орнамент месопотамии
    2. Символы и орнаменты древнего Египта: Скарабей
    3. Орнамент в древнем Египте
    4. Орнамент додинастического периода древнего Египта

    Рождественские украшения: история декора

    Рождественские украшения: декоративная история https://gaslightsquareshoppes.com/wp-content/uploads/2020/12/annie-spratt-kbCq6GDAuLg-unsplash.jpg 1920 г. 2560 Газлайт Сквер Магазины Газлайт Сквер Магазины //gaslightsquareshoppes.com/wp-content/uploads/2020/04/Gaslight-Shoppes-Logo.svg

    Ваши глаза загораются, когда вы замечаете выцветшую зелено-белую коробку винтажных украшений Shiny Brite? Или вы каждый год представляете себе свежий, новый вид вашей рождественской елки? Независимо от того, какой у вас стиль украшения елки, вы можете задаться вопросом, откуда взялась эта сумасшедшая традиция наполнять елку хрупкими рождественскими украшениями.

    Самые ранние украшения

    Как и многие американские рождественские традиции, праздничные украшения возникли в Германии раннего Нового времени, в 1600-х годах. Многие части Европы веками украшали свои дома вечнозелеными ветвями, символизирующими вечную жизнь и возрождение.

    В средние века эта традиция расширилась в западных частях Германии и стала включать в себя принесение в дом целого вечнозеленого дерева в канун Рождества в честь праздника Адама и Евы. Это домашнее дерево представляло собой «Райское дерево», которое использовалось в средневековых пьесах, разыгрываемых в этот праздник, которые часто украшались в основном яблоками. В некоторых ранних записях также упоминаются украшения, такие как имбирные пряники, мишура, вафли, солома, нитки и орехи.

    Стеклянные украшения

    Натуральные украшения и украшения ручной работы были популярными и недорогими елочными украшениями, доступными для многих семей. Более причудливые украшения ручной работы можно вырезать из бумаги или кружева. Даже мишуру, сделанную из настоящего серебра, использовали для украшения некоторых деревьев.

    К середине 1800-х годов немецкие ремесленники разработали методы ручного выдувания стекла в формы для создания стеклянных украшений, которые мы знаем сегодня. Слишком хрупкие, чтобы путешествовать через океан с большинством семей иммигрантов, украшения остались, но традиции пришли вместе с немецкими поселенцами.

    Викторианские рождественские украшения

    Между промышленной революцией и изысканной модой викторианской эпохи рождественские украшения полностью утвердились в том стиле, который мы знаем сегодня.

    Украшенные рождественские елки были выставлены в британских дворцах, по крайней мере, еще во времена правления Георга III, и с последовательными правителями немецкого происхождения на троне традиция сохранилась.

    Виктория выросла с рождественскими елками, украшающими ее королевские дома, а ее муж, принц Альберт, даже импортировал елки из Германии и украшал их игрушками, подарками и безделушками. Когда в лондонской газете была опубликована гравюра королевской семьи, на которой они любуются богато украшенным деревом, популярная традиция королевы быстро распространилась. Изображение было перепечатано в изданиях по обе стороны Атлантики, а модные семьи добавили к своему праздничному декору наряженные елки.

    Украшения 19-го и 20-го веков

    В течение десятилетий после знаменитой сцены королевы Виктории рождественские украшения экспортировались в больших количествах из Германии. В 1880-х годах Ф. В. Вулворт импортировал украшения из немецкого стекла на рынок в своих сотнях пятидесятицентовых магазинов, делая красоту этих особых украшений доступной для значительной части населения США.

    В середине 20-го века производители украшений, такие как Shiny Brite, переняли производство в США, и эти декоративные украшения стали популярным и патриотическим выбором в годы войны. Даже в военное время, когда картонные столешницы использовались для экономии металла на нужды войны, семьи все равно покупали великолепные красочные стеклянные украшения.

    Современные украшения

    С середины 20-го века стили украшений резко возросли. Персонализированных украшений предостаточно, и есть специальные украшения для всего и каждого, от кокер-спаниелей, баклажанов и хоккеистов до любителей вина, сантехников и единорогов.

    Любите ли вы элегантную сверкающую елку в викторианском стиле, деревенскую, естественную, шикарную, современную или эклектичную смесь всех любимых украшений вашей семьи и семейных реликвий, ваша рождественская елка займет особое место в вашем празднике. декор. Загляните в свой любимый антикварный магазин, где можно найти все: от старинных стеклянных гирлянд и пристегивающихся птичьих украшений с хвостами из пряденого стекла до большой коробки украшений Shiny Brite или ретро-шариков из пенопласта с лентами и блестками. Особые украшения, которые вы найдете сегодня, станут вашими фаворитами на долгие годы, когда наступят праздники.

    Их происхождение, история и значение – штаб-квартира Рождества

    Украшение рождественской елки – одна из самых заветных праздничных традиций во всем мире. Семьи собираются вместе каждый год, достают коробки с любимыми рождественскими украшениями и вместе вспоминают. Многие из этих воспоминаний составляют основу традиций, которые передаются из поколения в поколение.

    Но как украшения стали играть такую ​​большую роль в наших рождественских переживаниях?

    Старинные или старинные рождественские украшения и сегодня популярны среди праздничных украшений.

    История рождественских украшений

    Идея украшать елку к Рождеству возникла в Германии, где после опадания листьев к деревьям добавляли фрукты и орехи, что символизировало обещание прихода весны.

    Но в 1605 году внутрь была внесена елка и украшена бумажными розами, свечами, орехами и фруктами, что было новаторским! Идея украшать елку в помещении взлетела и распространилась по Германии.

    В 1800-х годах эту традицию принесли в Америку немецкие иммигранты, которые сделали свои собственные интерпретации. Ранние украшения были сделаны из любых предметов, которые были доступны семьям — фруктов (особенно яблок), орехов, нитей попкорна и клюквы, бумажных лент, свечей и металлической фольги. Они действительно пришли, чтобы показать американскую изобретательность!

    Забавный факт : Еще до того, как были изобретены рождественские гирлянды, нам нравилась идея зажечь елку. Часто добавляли кусочки фольги, чтобы отражать свет в комнате и придавать дереву блеск!

    Следите за классическими рождественскими безделушками на блошиных рынках и в антикварных магазинах.

    Традиционные украшения для мячей

    Вы знаете те наборы круглых пластиковых украшений, которыми вы украшаете свою елку? Ну, они тоже родом из Германии!

    Ганс Грайнер начал делать украшения из стеклянных шаров (так называемые безделушки) в 1800-х годах, которые стали первыми изготовленными рождественскими украшениями. В конце 1920-го века предприимчивый Ф. В. Вулворт привёз эту идею в Америку, где он продавал на сумму более 25 миллионов долларов в год.

    В конце концов, производители начали использовать литье под давлением (впрыскивание расплавленного материала в форму) с пластиковыми материалами, что позволило использовать множество других форм и размеров.

    Забавный факт : Круглая форма безделушки происходит от формы оригинального декоративного материала — фруктов и орехов.

    Фирменное украшение, украшающее любую елку, звезда.

    Рождественская звезда

    Возможно, вы знаете, что рождественская звезда, которую вы видите на верхушках деревьев и висит на ветвях, имеет религиозное происхождение, но знаете ли вы, почему?

    Когда в Вифлееме родился Иисус, три волхва (или волхва) увидели на небе необычную звезду и знали, что она приведет их к младенцу Иисусу. Они следовали за этой звездой до самого хлева, где Иисус лежал в яслях, и приносили в дар золото, ладан и смирну. Звезда, которую мы сегодня используем для украшения наших деревьев, представляет изначальную Вифлеемскую звезду.

    Забавный факт : Хотя мы иногда называем их «тремя королями», волхвы на самом деле не были королями. Наоборот, они были эквивалентом астрологов, которые следовали за звездами и пользовались большим уважением.

    Карамельные палочки служат прекрасным украшением (и могут быть переработаны).

    Леденцы

    Мы используем леденцы для всего: от елочных украшений до наполнителей для чулок! Еще одна немецкая рождественская традиция, карамельная трость, возникла примерно в 1670 году. Предназначенная для того, чтобы помочь детям сидеть на месте во время рождественских служб, карамель имела форму буквы «J», что символизировало мошенников пастухов, которые посетили младенца Иисуса.

    Около 19:00 были добавлены красные полоски и ароматизатор мяты. Христиане верят, что красные полосы символизируют кровь, которую Иисус пролил на кресте, а ароматизатор мяты представляет собой растение иссоп, которое использовалось для библейского очищения.

    Забавный факт : Оригинальные леденцы не имели вкуса или цвета и были просто «сахарными палочками».

    Ангелы — еще одно распространенное рождественское украшение, которое можно найти на деревьях.

    Ангелы

    Многие люди используют красивых украшенных ангелочков для украшения верхушки своего дерева или для подвешивания в сочетании с другими украшениями. Они также имеют религиозную коннотацию.

    Они могут представлять ангела, который появился в Вифлееме, чтобы возвестить о рождении Иисуса, ангела Гавриила, который сказал Марии, что она родит Иисуса, или даже идею ангелов, наблюдающих за нами и защищающих нас.

    Забавный факт : Вскоре после того, как рождественские елки стали популярными, родители стали украшать деревья лентами, рассказывая своим детям, что ленты — это кусочки волос ангела, застрявшие в ветвях.

    Рождественский огурец

    Рождественский огурец — определенно одна из самых странных традиций рождественских украшений! Она возникла в конце 19 века как игра, которую родители создавали для своих детей. Они купили стеклянный маринад, спрятали его внутри дерева, где он сливался с ветвями, и попросили детей найти его. Кто первым нашел огурец, тот получил дополнительный подарок!

    Забавный факт : Хотя это и считается немецкой традицией, Германия утверждает, что никогда о ней не слышала! Считается, что это идея предприимчивого продавца, который хотел продать больше украшений.

    Семейные коллекции украшений часто передаются из поколения в поколение.

    Современное использование рождественских украшений

    Теперь елочные игрушки действительно представляют интересы каждой отдельной семьи. Например, многие семьи собирают украшения во время своих путешествий как визуальное представление воспоминаний. Другие покупают индивидуальные украшения с выгравированным или штампованным годом годовщины, рождения или других вех. Также стали популярными украшения, представляющие интересы, демонстрирующие спорт, героев фильмов, хобби, музыкантов, любимые цвета и многое другое.

    Тематические елки — относительно новый рождественский тренд, который быстро набирает популярность! Вы увидите все: от прибрежных деревьев (ракушки и морские ежи) до ретро-деревьев (ртутное стекло и пастельные тона), деревьев на тему фильмов (киноперсонажи и символы) до деревенских деревьев (сосновые шишки и лесные животные). Они действительно становятся отражением интересов и предпочтений каждой отдельной семьи.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *