История строгановского художественно промышленного музея: Музей декоративно — прикладного и промышленного искусства МГХПА ИМЕНИ С.Г. СТРОГАНОВА

История

История МГХПА

1825

Худо­же­ственно-про­мыш­лен­ный уни­вер­си­тет был осно­ван гра­фом С.Г. Стро­га­но­вым в 1825 году в Москве и пер­во­на­чально име­но­вался как «Школа рисо­ва­ния в отно­ше­нии к искус­ствам и ремес­лам». Её созда­ние было вызвано запро­сами оте­че­ствен­ной куль­туры, соци­ально-эко­но­ми­че­ского раз­ви­тия страны того вре­мени, когда тра­ди­ци­он­ные худо­же­ствен­ные ремёсла усту­пали пози­ции насту­па­ю­щему про­мыш­лен­ному про­из­вод­ству. В это время стал необ­хо­дим спе­ци­ально под­го­тов­лен­ный худож­ник, кото­рый был бы свя­зу­ю­щим зве­ном между худо­же­ствен­ными ремес­лами с их тра­ди­ци­он­ной схе­мой пере­дачи твор­че­ского мастер­ства «от отца к сыну» и новыми тре­бо­ва­ни­ями быстро раз­ви­ва­ю­щейся нацио­наль­ной промышленности.
Осно­ва­тель школы С.Г.Стро­га­нов — пред­ста­ви­тель извест­ной фами­лии бога­тей­ших про­мыш­лен­ни­ков, участ­ник Отече­ствен­ной войны 1812 года, побор­ник про­све­ще­ния, с 1835 года — попе­чи­тель Москов­ского учеб­ного округа, высту­пав­ший за раз­ви­тие нацио­наль­ного искусства.

«Цель дан­ного заве­де­ния состоит в том, — писал С.Г.Стро­га­нов, — чтобы моло­дым людям (от 10 до 16 лет), посвя­ща­ю­щим себя раз­ного рода ремёс­лам и мастер­ствам, доста­вить слу­чай при­об­ре­сти искус­ство рисо­ва­ния, без кото­рого ника­кой ремес­лен­ник не в состо­я­нии давать изде­лиям своим воз­мож­ное совер­шен­ство». Важно отме­тить демо­кра­ти­че­ские основы, зало­жен­ные Стро­га­но­вым: обу­че­ние и пита­ние для боль­шин­ства уче­ни­ков были бес­плат­ными, в учи­лище при­ни­ма­лись дети раз­но­чин­цев и кре­пост­ных, а кри­те­рием зачис­ле­ния на учёбу было не при­ви­ле­ги­ро­ван­ное поло­же­ние роди­те­лей, а ода­рен­ность посту­па­ю­щего, его спо­соб­но­сти к рисо­ва­нию, худо­же­ствен­ному творчеству.
Школа была рас­счи­тана на 360 чело­век. На началь­ном этапе суще­ство­ва­ния в школе име­лись три спе­ци­а­ли­за­ции: чер­че­ние, гео­мет­рия, рисо­ва­ние машин; рисо­ва­ние фигур и живот­ных; рисо­ва­ние цве­тов и украшений.
Однако уже в 1830 году появ­ля­ется класс тех­ни­че­ского набив­ного рисунка, а в 1837 году — класс «леп­ле­ния из глины укра­ше­ний и фигур». В 1843 году Стро­га­нов пере­дает школу в веде­ние госу­дар­ства. Её пре­об­ра­зо­вы­вают во Вторую рисо­валь­ную школу. В этот период была зало­жена тра­ди­ция ком­плек­та­ции пре­по­да­ва­тель­ских кад­ров из соб­ствен­ных вос­пи­тан­ни­ков. В 1840–1850-е гг. на педа­го­ги­че­ском поприще в сте­нах школы пре­по­да­вали: М.В.Васи­льев, П.А.Нисе­вин, Ф.И.Яснов­ский. Позд­нее они удо­сто­я­лись зва­ния ака­де­ми­ков Импе­ра­тор­ской Акаде­мии художеств.

1860

В 1860 году учи­лище обье­ди­ня­ется с пер­вой рисо­валь­ной шко­лой в «Стро­га­нов­ское учи­лище тех­ни­че­ского рисо­ва­ния». Утвер­жда­ется Устав нового учи­лища, состо­яв­шего уже из 5 клас­сов, в кото­ром послед­ние два года заня­тий были свя­заны со спе­ци­а­ли­за­цией буду­щих худож­ни­ков по тка­че­ству, набойке и «орна­мен­та­ции». Вводится курс «Крат­кие поня­тия о начале изящ­ного в худо­же­стве» с раз­де­лом исто­рии искус­ства. В этот период при учи­лише откры­ва­ются ткац­кая, набив­ная, леп­ная, живо­пис­ная и лито­гра­фи­че­ская мастер­ские, а несколько позд­нее — ок. 1867 года — кера­ми­че­ская мастерская.

Важное зна­че­ние в быст­ром раз­ви­тии учи­лища имело то обсто­я­тель­ство, что оно осно­вано было в Москве — мно­го­ве­ко­вом исто­рико-куль­тур­ном цeнтpe страны, имев­шем глу­бо­кие нацио­наль­ные худо­же­ствен­ные тра­ди­ции. Педа­гоги и уче­ники Стро­га­нов­ского учи­лища про­во­дили огром­ную работу по изу­че­нию худо­же­ствен­ного насле­дия Древ­ней Руси. Ими были выпол­нены слепки-копии с уни­каль­ного бело­ка­мен­ного декора хра­мов Влади­миро-Суздаль­ских земель XII–XIII веков, копии с баре­лье­фов древ­них ворот Софии Новго­род­ской, копии с древ­ней­ших руко­пи­сей. В общей слож­но­сти в период с 1862–1867гг. было создано около 1000 образ­цов, демон­стри­ро­вав­шихся на выстав­ках в Москве и Петер­бурге; а на выставке этих экс­по­на­тов на Всемир­ной выставке в Париже в 1867 году Стро­га­нов­ское учи­лише полу­чило сереб­ря­ную медаль. В 1870 году учи­лище издает работу «Исто­рия рус­ского орна­мента». В 1864 году в учи­лише осно­вы­ва­ется «Худо­же­ственно-про­мыш­лен­ный музей» (пер­вый мос­ков­ский музей, в кото­ром были пред­став­лены при­клад­ные искус­ства), откры­тый для посе­ще­ния широ­кой пуб­лики в 1868 году.
Авто­ри­тет учи­лища как побор­ника нацио­наль­ного искус­ства был под­твер­ждён «Почёт­ными дипло­мами» за экс­по­зи­ции учи­лища на выстав­ках в Вене в 1873 году и на Всемир­ной выставке в Фила­дель­фии в 1876 году.

1892

В 1892 году учи­лище пере­ез­жает в спе­ци­ально пе­ре­стро­ен­ное под его нужды зда­ние (ул. Рожде­ственка, дом 11 — ныне зда­ние Москов­ского архи­тек­тур­ного инсти­тута). Автор пере­стройки — пре­по­да­ва­тель учи­лища, архи­тек­тор С.У. Соловьев.

                  

Фасады этого зда­ния укра­шают май­о­ли­ко­вые рельефы по эски­зам пре­по­да­ва­теля учи­лища Д.П.Сухова, отра­жа­ю­щие дея­тель­ность худо­же­ственно-про­мыш­лен­ного учеб­ного заведения.

Худо­же­ствен­ные изде­лия Стро­га­нов­ского учи­лища при­вле­кали вни­ма­ние арти­сти­че­ской пуб­лики, о них появ­ля­ются мно­го­чис­лен­ные пуб­ли­ка­ции. Особый успех они имели на меж­ду­на­род­ной выставке в Париже в 1900 году, где за свои работы Стро­га­нов­ское учи­лище полу­чило два Гран-при, три сереб­ря­ных и брон­зо­вую медали (запад­ного зри­теля пора­жала необы­чай­ная, глу­боко нацио­наль­ная трак­товка в при­клад­ном искус­стве cтpoгaнов­цев гос­под­ство­вав­шего тогда стиля модерн). Боль­шой успех сопут­ство­вал Стро­га­нов­скому учи­лищу и на выставке в Турине (1911 год).
Музей учи­лища, посто­янно попол­ня­е­мый новыми поступ­ле­ни­ями (к июлю 1916 года в нем име­лось 10 125 еди­ниц хра­не­ния), широко исполь­зо­вался для учеб­ных целей: здесь уча­щи­еся копи­ро­вали, зари­со­вы­вали худо­же­ствен­ные изде­лия про­шлых эпох.
За период наи­выс­шего pacцвета в Стро­га­нов­ском учи­лище была вос­пи­тана пле­яда талант­ли­вых худож­ни­ков, вошед­ших в исто­рию рус­ского изоб­ра­зи­тель­ного и деко­ра­тивно-при­клад­ного искус­ства. Среди них: скуль­птор Н. А. Андреев — автор памят­ника Н.В.Гоголю в Москве, скуль­птор С.С.Алешин, теат­раль­ный худож­ник В. Е. Егоров — автор сце­но­гра­фии спек­такля «Синяя птица», впо­след­ствии веду­щий худож­ник совет­ского кино; пре­крас­ный педа­гог-мето­дист и уче­ный, автор ряда книг по ком­по­зи­ции А.П.Барыш­ни­ков, Н.Н.Соболев — круп­ней­ший спе­ци­а­лист по рус­скому при­клад­ному искус­ству, напи­сав­ший ряд капи­таль­ных тру­дов: «Стили в мебели», «Русская набойка», «Чугун­ное литье в рус­ской архи­тек­туре», худож­ник-сце­но­граф Ф.Ф.Федо­ров­ский, мно­гие годы быв­ший глав­ным худож­ни­ком Боль­шого театра в Москве.
В числе пре­по­да­ва­те­лей учи­лища пред­ре­во­лю­ци­он­ного деся­ти­ле­тия мно­гие были его выпуск­ни­ками: талант­ли­вые худож­ники и педа­гоги П.П.Пашков, С.И.Вашков, С.И.Ягужин­ский, а также выпуск­ни­ками дру­гих инсти­ту­тов: извест­ные архи­тек­торы С.В.Ноаков­ский, И.В.Жолтов­ский, Л.Н.Кеку­шев, А.М.Рухля­дев, А.В.Щусев, Д.П.Сухов, Ф.Ф.Горно­стаев, Ф.О.Шехтель; живо­писцы: М.В.Врубель, К.А.Коро­вин, П.В.Кузне­цов, К.К.Перву­хин и др.

1918

Стро­га­нов­ское учи­лище пре­об­ра­зо­вано в «Первые Свобод­ные госу­дар­ствен­ные худо­же­ствен­ные мастер­ские», затем в 1920 году, на базе 1-х и 2-х (быв­шее МУЖВЗ) сво­бод­ных гос. худож. мастер­ских был орга­ни­зо­ван ВХУТЕМАС.

1928

ВХУТЕМАС реор­га­ни­зо­ван в Высший худо­же­ственно-тех­ни­че­ский инсти­тут — ВХУТЕИН. 30 мая 1930 года ВХУТЕИН был рефор­ми­ро­ван и на его основе были открыты инсти­туты: Архи­тек­тур­ный, Худо­же­ствен­ный (ныне им.Сури­кова), Поли­гра­фи­че­ский, Текстильный.

1945

В 1945 году Стро­га­нов­ское учи­лище было вос­со­здано под назва­нием «Москов­ское выс­шее худо­же­ственно-про­мыш­лен­ное учи­лише (быв­шее Строгановское)».

В 1952 в МВХПУ (б. Стро­га­нов­ское) откры­ва­ется аспи­ран­тура, обра­зо­ван Диссер­та­ци­он­ный Совет по при­суж­де­нию уче­ных сте­пе­ней кан­ди­дата искусствоведения.
В 1957 году Стро­га­нов­ское учи­лище пере­ез­жает в новое, зани­ма­е­мое и поныне зда­ние (арх. И.В.Жолтов­ский и Г.Г.Лебе­дев) по Воло­ко­лам­скому шоссе 9. Начи­на­ется зна­чи­тель­ное рас­ши­ре­ние списка спе­ци­аль­но­стей и орга­ни­за­ция новых кафедр.

1965

Начи­на­ется реор­га­ни­за­ция МВХПУ (б.Стро­га­нов­ское). В Училище появ­ля­ются три факуль­тета: Промыш­лен­ное искус­ство, Инте­рьер и обо­ру­до­ва­ние, Мону­мен­тально-деко­ра­тив­ное и при­клад­ное искусство.
В 1970 году МВХПУ ста­но­вится голов­ным вузом среди ана­ло­гич­ных выс­ших учеб­ных заве­де­ний страны: учеб­ные про­граммы, раз­ра­бо­тан­ные в учи­лише как типо­вые, при­ме­ня­ются в дру­гих вузах.

1992

Училище пере­име­но­вано в «Москов­ский худо­же­ственно-про­мыш­лен­ный инсти­тут им. С.Г.Строганова».

1996

Инсти­тут пере­име­но­вы­ва­ется в «Москов­ский госу­дар­ствен­ный худо­же­ственно-про­мыш­лен­ный уни­вер­си­тет имени С. Г. Стро­га­нова». Открыт совет по защите док­тор­ских дис­сер­та­ций и док­то­ран­тура. В 1999 году вво­дится спе­ци­аль­ность «рестав­ра­ция» как новая форма под­го­товки — в виде бака­лаври­ата и магистратуры.

2005

К 180-летию уни­вер­си­тета в раз­лич­ных выста­воч­ных залах Москвы и обла­сти про­шла серия выста­вок, среди экс­по­на­тов кото­рых были пред­став­лены работы сту­ден­тов и выпуск­ни­ков по всем спе­ци­аль­но­стям. Факуль­тет Промыш­лен­ного искус­ства периме­но­ван в факуль­тет «Дизайн».

В насто­я­щее время Москов­ская госу­дар­ствен­ная худо­же­ственно-про­мыш­лен­ная академия им. С.Г.Стро­га­нова пред­став­ляет собой хорошо орга­ни­зо­ван­ное учеб­ное заве­де­ние, струк­тура кото­рого отве­чает всем тре­бо­ва­ниям обес­пе­че­ния высо­кого про­фес­сио­наль­ного уровня под­го­товки дизай­не­ров, худож­ни­ков деко­ра­тивно-при­клад­ного и мону­мен­таль­ного искус­ства. Лекци­он­ные курсы и семи­нар­ские заня­тия обще­а­ка­де­ми­че­ских кафедр допол­ня­ются основ­ной твор­че­ской под­го­тов­кой, кото­рая про­во­дится про­фи­ли­ру­ю­шими кафед­рами. Глав­ное вни­ма­ние уде­ля­ется прак­ти­че­ской, твор­че­ской работе в мно­го­чис­лен­ных ауди­то­риях и мастерских.

              

Строгановка на карте Москвы

Пожалуй первым исследованием посвященным истории Строгановского училища была книга педагога и историка Андрея Федоровича Гартвига «Школа рисования в отношении к искусствам и ремеслам, учрежденная в 1825 г. графом С.Г. Строгановым: ее возникновение и развитие до 1860 г.». Ссылаясь на опубликованные графом С.Г. Строгановым документы, Гартвиг называет первый адрес Школы рисования — дом князя С.Н. Салтыкова на Мясницкой под № 256. Там же размещена фотография дома, имеющего ныне адрес Мясницкая ул., д. 43 и известного как дом А.И. Лобанова-Ростовского или дом Липгарт. Гартвиг пишет: «Надпись, находящаяся в настоящее время на доме фирмы „Эмиль Липгарт и К“ на Мясницкой… до сих пор сохранила фамилию Бутенопов; это тот самый дом, который в 1825 г. принадлежал князю С.Н. Салтыкову». Здесь для подтверждения своих слов Гартвиг дает сноску на Архив Строгановского училища, д. № 54, 1898 г.

Однако из истории дома 43 известно, что Салтыковым он никогда не принадлежал. Более того, согласно справочнику «Указатель жилищ и зданий в Москве или Адресная книга. — М., 1826» в интересующее нас время этот дом имел адрес Сретенская часть, № 640 по Мясницкой улице и принадлежал князю А.И. Лобанову-Ростовскому.

В том же справочнике 1826 г. сказано, что Школа рисования в отношении к искусствам и ремеслам находится в Мясницкой (а не Сретенской) части № 256, что совпадает с документом, составленным графом Строгановым. Стало очевидно, что дом на Мясницкой, 43 не был первым адресом школы, но как установить ее подлинное первоначальное местоположение?

Современная нумерация домов, берущая свои истоки из полицейской нумерации второй половины ХIХ века, значительно отличается от той, которая существовала в 1825 году. «Грамота на права и выгоды городам Российской Империи» 1785 года впервые признала город, как юридическую единицу. Грамота обязывала городовые магистраты составить книгу с описанием домов, строений, мест и земель «под номерами». С этого момента, обозначение городскими номерами всех городских земельных участков, включая пустыри, стало обязательным правилом. Это были не номера домов, а номера земельных участков, известные в специальной литературе как крепостные или окладные. Именно такой номер и указан в объявлении графа Строганова. Номера у землевладений неоднократно менялись вплоть до середины XIX в., и это обстоятельство усложняет поиск интересующего нас дома.

Проще всего было бы выяснить истинное местоположение школы по плану Москвы с указанием землевладений. Но такого плана, относящегося к 1820-м годам, обнаружить в архивах и библиотеках не удалось. Известны планы 1817 г., 1850 г. и более поздние. Все они, как удалось позже установить, относятся к тем периодам, когда нумерация владений отличалась от принятой в 1825 г.

Из справочника 1826 г. известно, что на Мясницкой было два владения связанных с именем Н.И. Салтыкова, отца Сергея Николаевича, это владения 255 и 256. (Николай Иванович Салтыков умер в 1816 г., так что в 1825–26 гг. владения уже принадлежали его наследникам). Из многих источников, посвященных истории Мясницкой улицы, удалось установить, что эти владения сегодня имеют адрес д. 13 и 15. Но какое именно владение соответствует тому или иному современному номеру? Нумерация домовладений не имела сквозного порядка и разделения на четные и нечетные номера по сторонам улицы, эти свойства позднее были присущи полицейским номерам домов.

В статье «Памятные места Мясницкой улицы», опубликованной в журнале «Наука и жизнь», № 3, 2000 г., москвовед В.В. Сорокин без ссылок на документы утверждает, что Школа рисования, основанная графом С.Г. Строгановым была открыта на Мясницкой, 13. Там же сказано, что в доме 13 помимо Школы рисования с 1820-х гг. находился пансион благородных девиц мадам Воше и контора дилижансов. Не слишком ли много для одного здания? Не в доме ли 15 располагалась школа? Тем более, что из справочника 1826 г. известно —контора дилижансов располагалась на Мясницкой ул. в доме князя Н.И. Салтыкова под № 255. Следовательно, Сорокин заблуждается — Школа рисования и Контора дилижансов находились в разных владениях. Осталось выяснить, какое именно заведение находилось в каком доме (в современной нумерации).

Хранящиеся в Главархиве г. Москвы дела домов №№ 13 и 15 по Мясницкой улице должны пролить свет на эту загадку. Самый ранний документ из дела дома 13 относится к 1840 г., это как раз тот период, когда еще сохранялась нумерация домовладений введенная в 1818 г. К сожалению, документ оказался позднейшей копией, относящейся к 1850–60-м годам. И номер дома в копии был указан позднейший — 180/196.

Разобраться в этом вопросе помогло дело дома 15. Оказалось, что участок на котором ныне расположен дом, в 1823 г. имел № 255 (ранее, в 1802 г. — № 278). Следовательно соседнее домовладение (нынешние дома 13) имело № 256. Там же, в архивном деле дома 15 на плане 1811 г. указано, что расположенное слева от него владение принадлежит князю Салтыкову и имеет № 279. А на «Плане Столичнаго города Москвы с показанием прожектов площадям и улицам существующим и вновь предполагаемым» 1817-го года участок нынешних домов 13 имеет так же № 279. Этот факт позволил развеять последние сомнения — теперь можно с абсолютной уверенностью утверждать, что Школа рисования была открыта на Мясницкой улице в сохранившемся до наших дней доме № 13, стр. 4. Пришла пора вешать мемориальную доску.

Музей при МГХПА им. С.Г. Стро­га­нова. Отредактировала фото.

В Москве есть такие музеи, о которых немногие знают, хотя нет в их существовании никакой тайны. Один из таких — музей деко­ра­тивно-при­клад­ного и про­мыш­лен­ного искус­ства при МГХПА им. С.Г. Стро­га­нова.
Конечно, когда мама позвала меня на специальную экскурсию для экскурсоводов в этот музей я не стала раздумывать. Не, я не экскурсовод, но посещение таких музеев положено мне по специальности, а просто так до Строгановки не накатаешься, да и попасть туда, как и в любое учебное заведение не так-то просто.
На данный момент, как училище, так и музей находятся по адресу Волоколамское шоссе, 9. Здание в неоклассическом стиле, построенное в середине 20-го века архитекторами И.В.Жолтов­ским и Г.Г.Лебе­девым.
Внутренняя обстановка лично для меня привычна по сути своей, хотя, в моём институте всё было проще — от охраны до планировки.
В Строгановке нас встретили высокие потолки, снующие в разных направлениях студенты, развешанные по стенам работы и бюст основателя — графа Строганова, работы одного из профессоров института.


Лестница наверх тоже сплошь увешана работами студентов Строгановки разных лет. Среди них лично мне больше всего приглянулись копии фресок и мозаик.


Да, большую часть всех этих работ, как и экспозиции музея занимают копии различных предметов искусства, представляющих историческую и художественную ценность.
Хотя, качественная копия какой-либо древности начала эры, сделанная в 18-19 веках тоже уже вполне себе историческая и художественная ценность, так что не думайте, что это простые дешёвки!

В самом музее всего два зала… Да, вот так печально. Из 15000 тысяч единиц хранения на всеобщее обозрение на данный момент выставлено около 1000 единиц. Остальное в запасниках. Но ещё печальнее то, что на самом деле это всё — лишь 15% коллекции времен рассвета музея…
Строгановский музей — первый в Москве художественно-промышленный музей. Открыт он был в 1864 году и началась коллекция с дара Александра II — он преподнёс музею 140 предметов из коллекции царской посуды.
В те времена музей и училище находились в разных местах и при музее существовали отдельные мастерские, где занимались копированием и реставрацией экспонатов.
Приоритетным направлением музея было собирание предметов русской старины.
Ну и копии, конечно. В те времена это было общемировое явление. Копии делали все и всюду. Как в Пушкинском музее — целые залы гипсовых копий, а что разве ж плохо? Ведь на самом деле идея не в том, чтобы сэкономить, а в том, чтобы создать общее представление об эпохе, пусть даже не имея оригиналов…

В 20 веке музей, как и училище переживал трудные времена… Вообще, изначально училище создавалось не для аристократии, а для простых сословий, чтобы готовить кадры для простой работы в родном отечестве. При этом большая часть преподавателей и покровителей училища была, конечно из аристократии… Страсти кипели… Во время революции 1905 года учащиеся были на острие событий! В итоге училище закрыли.
Ну, а в 1920 году, объединившись с Училищем живописи, ваяния и зодчества, коллектив Строгановки создаёт ВХУТЕМАС — высшие художественно-технические мастерские, которые через 7 лет переименовали во ВХУТЕИН, а потом разделили на 4 отдельных ВУЗа. Строгановка, как таковая перестала существовать, коллекцию музея разделили между другими музеями страны — в Госу­дар­ствен­ный исто­ри­че­ский музей, Третья­ков­скую гале­рею, Музей Востока, Музей кера­мики, музей наро­дов СССР, Оружей­ную палату, Пушкинский музей и другие…

А дальше — не было бы счастья, да несчастье помогло — была Великая Отечественная Война, после окончания которой срочно понадобились люди, которые могли бы наполнять всё то, что после войны отстраивалось! те самый промышленные дизайнеры, к чьей работе мы так привыкли сейчас, и кто был так необходим тогда — чтобы выкарабкивающаяся из ужасов бойни страна снова могла не просто жить, а жить среди красивых интерьеров, новой мебели, яркой посуды, сверкающих станций метро…
И Строгановка была восстановлена. Вместе с музеем, в который, как я уже говорила, вернули не всё, а лишь 15% экспозиции… Так и получилось, что раньше музей занимал 10 залов, а сейчас всего 2…
но и там есть на что посмотреть! Начиная от милейшего страусёнка в самом начале экспозиции и заканчивая оригинальными предметами греческой керамики и фарфоровыми вазочками работы Врубеля!

вообще в основном зале музея отдельные экспонаты снимать нельзя — только общий вид (не спрашивайте, не знаю откуда такое требование)…

но, я, конечно, сделала пару кадров… потом меня заметила за этим занятием главный хранитель музея и мне пришлось как культурной воспитанной девушке убрать телефон..
из того, что я всё-таки успела запечатлеть:

Мраморный столик:

серебряный сервиз 18 века:

шикарное французское блюдо с объёмными лепными крабами:

очень понравившаяся мне современная скульптура — дипломная работа одного из нынешних выпускников Строгановки. К сожалению, лучшего кадра сделать не удалось, просто поверьте на слово — эти чудесные птицы из метала и стекла производят удивительное впечатление!

В конце экскурсии мы, кстати, выяснили, что попасть в музей при художественно-промышленной академии Строганова можно даже не имея тайных связей — по понедельникам туда свободный вход, часов до 4 вечера. Точнее можно узнать на сайте академии…
более того, желающие могут прийти в Строгановку посмотреть защиту выпускных работ — но это только в мае-июне, тоже надо заранее смотреть даты на сайте…

Музей декоративно-прикладного и промышленного искусства при МГХПУ им. Строганова


Здание, в котором располагается Музей декоративно-прикладного и промышленного искусства имени С. Г. Строганова, возводилось в 1957 – 1961 годах по проекту архитектора Лебедева.

В. И. Бутовский – директор Строгановского училища, стал основателем музея.

Музей декоративно-прикладного и промышленного искусства был открыт в 1964 году.

Коллекционная экспозиция музея при Строгановском училище


В одном из двух музейных залов располагаются экспонаты, посвященные истории Строгановского училища.

Здесь представлена различная историческая и архивная документация, фотоснимки мастерских. В музее выставлены на обозрение фотографии, сделанные во время проведения в начале 20 столетия Всероссийских и Международных выставок.

Также на обозрение выставлены проекты и рисунки учеников, лучшие курсовые и дипломные работы как начала 20 века, так и последних лет. В этом зале можно ознакомиться с работами лучших преподавателей учебного заведения.

Обширный второй зал музея представляет собрание экспонатов, отражающих периоды развития и художественные стилистические направления мирового декоративного и прикладного искусства со 2 тысячелетия до нашей эры и вплоть до 21 века.

Коллекция отображает развитие искусства стран Азии, Европы, России, Дальнего и Ближнего Востока.

На обозрение выставлены образцы западноевропейской и восточной керамики, изделия из фарфора, в том числе и образцы русского фарфора 18 века.

В музее можно увидеть подлинные керамические работы Головина, Врубеля, художников-гончаров столичной артели «Мурава».

В музейной экспозиции представлены стопы, чарочки, братины, сделанные из латуни, меди и олова. Эта металлическая посуда, украшенная чеканным или гравированным орнаментом,   была типичной для России в 17 – 18 веках.

Собрание русского художественного металла 17 – 20 веков представлено большим числом экспонатов.

В музее очень широко показана коллекция мебели, демонстрирующая основные этапы,  тенденции и художественные направления развития мебельного искусства со времен Возрождения и вплоть до нашего времени.

Музей расположен по адресу: Москва, Волоколамское шоссе, 9 (ближайшая станция метро — Сокол). Работает ежедневно, кроме выходных, с 10 до 17 часов. Посещение по предварительной записи.

прошлое и настоящее академии в Музее современной истории

Знаменитой «Строгановке» — 185 лет. Государственная художественно-промышленная академия подготовила выставку в Музее современной истории.

Галина Быкова сегодня знаменитый реставратор старинных книг и икон вспоминает, как её когда-то учили в «Строгановке».

«Вы должны уметь грунтовать, красить, писать, расписывать. Мы всё это делали», — рассказывает выпускница Московской государственной художественно-промышленной академии им. С.Г. Строганова Галина Быкова.

Её отец Захар Быков был ректором «Строгановки» с 1945 года, а в 20-е, когда императорские мастерские стали называться ВХУТЕМАСом, он был учеником Александра Родченко. Эта графика и дорожный чайничек — работа Быкова, а вот эскиз фарфоровой чашки — Родченко. Рядом блюдце Татевасяна того же периода — арабской вязью «Пролетарии всех стран, соединяйтесь». По этим экспонатам можно восстановить историю русского дизайна.

«Вот эта ваза — это кристаллические глазури. Секрет этой поливы, этих кристаллических глазурей, был открыт в Строгановском училище. Можно говорить и о Строгановском стиле. Он как раз отражает древнерусское, национальное искусство», — отмечает директор музея Московской государственной художественно-промышленной академии им. С.Г. Строганова Марина Зиновеева.

Секрет Строгановской школы прост: это универсальное художественное образование. Здесь всегда учили всё делать своими руками и «не зацикливаться» на узкой специализации. Неслучайно, именно отсюда вышли свободно мыслящие современные художники Леонид Соков, Александр Косолапов, Виталий Комар, Дмитрий Пригов. Надо сказать, и преподаватели в Строгановке всегда были замечательные: Шехтель, Щусев, Врубель, Жолтовский, Фальк.

«В одном месте сосредоточены все возможные виды промышленного искусства, в том числе и монументального искусства, декоративного искусства и реставрации. У нас сейчас есть и станковое искусство, и графика, и живопись. И когда это всё вместе, тогда, действительно, получается академия», — поясняет Александр Стасюк, ректор Московской государственной художественно-промышленной академии им. С.Г. Строганова.

Сегодня в художественно-промышленной академии имени Строганова учат промышленному и средовому дизайну, проектированию интерьеров, мебели и автомобилей.

«Мы стали победителями международных конкурсов. Причём это было не где-нибудь, а в Италии, Германии и Японии. Почему так получилось? Казалось бы наша автомобильная промышленность пока не может конкурировать в мире, но художники наши могут», — продолжает Александр Стасюк.

Например, это красное раскладное кресло — дипломная работа — после выставки в Музее современной истории России отправится на мебельный салон в Италию. Выпускников «Строгановки» ценят в мире, а они очень преданы своей альма-матер.

«Это праздник для «строгачей» для всех. Особенно для тех, кто работает, по сути, целую жизнь. Вы знаете, я как пришёл в 1961-м на подготовительные курсы, так и остался здесь до сих пор. Это мой дом», — признаётся проректор Московской государственной художественно-промышленной академии им. С.Г. Строганова Николай Соловьёв.

Выставка в Музее современной истории России объединила уникальные материалы по истории русского декоративно-прикладного искусства и современные проекты, — прошлое и настоящее художественно-промышленной академии имени Строганова.

Здание Московского высшего художественно-промышленного училища

Художественно-промышленное училище было основано в 1825 г. в Москве графом С.Г. Строгановым как «Школа рисования в отношении к искусствам и ремеслам». Школа располагалась на Мясницкой улице и имела три специализации: черчение, геометрия, рисование машин; рисование фигур и животных; рисование цветов и украшений. Затем появились классы набивного технического рисунка и «лепления из глины украшений и фигур».

В 1843 году школа становится государственной, в 1860 г. она объединяется с первой рисовальной школой и именуется «Строгановское училище технического рисования». В эти годы училище размещается в Путинковском переулке возле Страстного монастыря, откуда в 1892 году переезжает на Рождественку 11 в перестроенное для нужд училища здание старых клиник Императорского Московского университета.
В 1918 г. Строгановское училище преобразовано в «Первые свободные государственные художественные мастерские», а в 1920 г. I и II (бывшее училище живописи, ваяния и зодчества МУЖВЗ) ГСМХ были слиты и организованы Высшие художественно-технические мастерские (ВХУТЕМАС). В 1928 г. ВХУТЕМАС реформирован в Высший художественно-технический институт (ВХУТЕИН), который спустя два года был ликвидирован, а факультеты интегрированы в существовавшие профильные учебные заведения и отраслевые ведомства.

В 1945 году выходит Постановление СНК СССР о воссоздании Строгановского училища, которое теперь называется «Московское высшее художественно-промышленное училище (б. Строгановское)» (МВХПУ). В отличие от других художественных учебных заведений , Строгановское училище (в просторечии Строгановка) воссоздавалось с целью подготовки специалистов, которые могли бы «профессионально сотрудничать с архитекторами, создавая произведения монументально-декоративного искусства, органично дополняющие и развивающие художественный образ архитектурных пространств».

В эти годы училище размещалось в типовом кирпичном доме с кованой решеткой XVII века по адресу Большая Спасская, 15. Во внутреннем дворе под навесом находилось множество слепков с классических скульптур. Все они исчезли после переезда училища на Волоколамское шоссе. Небольшое здание с трудом вмещало классы, мастерские и различные службы. Назрела необходимость поиска нового помещения.
По воспоминаниям архитектора Л.М. Холмянского, с конца 1940-х гг преподавателя Строгановки, «Училищу предложили, например, дворцовый комплекс Царицыно со всеми его постройками. В.И. (Говорков – ректор училища – ред.) устроил выездное совещание. На нескольких машинах (у кого они имелись) двинулись цугом. Тогда Царицыно располагалось далеко за чертой города. Вся эта процессия остановилась у дворца, члены «комиссии» обошли пустующие постройки и развалины. В.И., как всегда, выслушал всех внимательно и решил не ввязываться в это дело. И правильно решил — нужно было добиваться постройки нового здания».

В 1945 году постановлением правительства была создана мастерская-школа академика И. В. Жолтовского, ядро которой составили архитекторы из возглавляемой Жолтовским с 1933 г. 1-й архитектурно-проектной мастерской Моссовета. В нее вошли М. О. Барщ, Г. А. Захаров, Ю. Н. Шевердяев, М. Ф. Оленев, 3. С. Чернышева, Д. Г. Олтаржевский, Н. Б. Корш, В. В. Васильева, П. И. Скокан, В. Л. Воскресенский, Г. Г. Лебедев, М. Н. Круглов и другие. В 1947 году присоединились архитекторы Н. П. Сукоян, С. И. Никулин, В. М. Аникин, К. А. Шуманская, А. Б. Самсонов, Е. Ю. Завадский, Л. Каиров.

Архитекторами мастерской-школы Г. Лебедевым и Л. Каировым и был выполнен проект нового здания на Волоколамском шоссе. Сохранилась перспектива к техническому проекту здания училища и ряд чертежей,выполненные Жолтовским. В целом же, проект, как и многие другие проекты мастерской осуществлялся при консультации Жолтовского, которому на момент реализации проекта было почти 90. К слову, со Строгановским училищем Жолтовского связывали очень давние отношения: в 1900-1905 гг. он был преподавателем этого учебного заведения.

«Проект этого нового здания принадлежал фактически Г.Г. Лебедеву, хотя номинально автором считался И. Жолтовский, не только не участвовавший в создании проекта, но, по слухам, и не одобрявший его и даже не хотевший его подписывать. Бросался в глаза ряд недостатков: потеря кубатуры в средних помещениях, обилие лестниц и холлов, недостаток света в аудиториях, выходивших на север. К тому же проект был существенно искажен, в частности, арки, соединявшие главный объем и ризалиты, так и не были возведены.» (Л.М.Холмянский). Г.Г. Лебедев известен также как соавтор (совместно с архитекторами В. Л. Воскресенским и Д. Г. Олтаржевским) проекта Южного входа комплекса Всесоюзной сельскохозяйственной выставки.

Вторая половина 1950-х годов была ознаменована новой культурной стратегией, проходящей под девизом борьбы с архитектурными излишествами. С обозначенных государством позиций утилитаризма и минимализма архитекторы ищут «резервы экономии – в планировке, в высоте этажей, во внешнем облике зданий». Все это не могло не отразится на проекте Строгановского училища, который наглядно продемонстрировал этот переходный этап. Симметричная композиционная структура здания с центральным объемом, фланкированным 2 мя выступающими крыльями, 6-ти колонный портик, увенчанный фронтоном, скульптуры в интерколумниях, барельефы, сложнопрофилированный карнизы с модульонами, арки с кронштейнами и эркеры на боковых фасадах, балконы – реминисценции итальянского Ренессанса, традиции которого осмыслялись Жолтовским всю жизнь. В то же время гладкие кирпичные плоскости фасадов, обработанные рустом лишь по углам, стилизованные капители, лаконичный фронтон без декора, компоновка разновеликих объемов – все это лежит в русле экспериментов Жолтовского и его мастерской по разработке проектов современных многоэтажных домов в 1950-е годы. В скульптурной пластике здания училища используются сюжеты, иллюстрирующие его назначение. Мужские и женские фигуры портика и барельефы, обрамляющие углы ризалитов, символизируют различные виды искусства и ремесел. Художественная атрибутика использована и в метопах антаблемента.

В конце пятидесятых годов началось строительство нового просторного здания на Волоколамском шоссе, которое позволяло бы разместить необходимые классы и мастерские, и имело потенциал для расширения программы подготовки, открытия новых специальностей и факультетов. В 1957 году училище переезжает в новое здание. На первом этаже левого крыла размещались скульптурные мастерские. Далее по лестнице – мастерские металла и дерева, а также расположенные над ними аудитории интерьера, художественного конструирования, живописи. В правом крыле –мастерские текстиля, керамики, пластмассы, далее аудитории рисунка. Центральную часть здания занимали выставочный зал, музей, актовый зал. В подвале — кузница, литейка, гипсоформовочная и прочие подсобные помещения.

На работу в училище привлекаются профессора и преподаватели ликвидированного в 1951 году Московского института прикладного и декоративного искусства (МИПИДИ).

В 1950- е годы в училище активно развивается направление по подготовке скульпторов. Учитывая значение, которое приобретает монументальная пластика в оформлении зданий, студенты Строгановки активно разрабатывают орнаментальные композиции и ордерные элементы для фасадов и интерьеров, их дипломные работы украшают скверы и парки в российских городах. «Каждый студент не только учился, но и реально участвовал в оформлении новых высоток, станций метро, общественных зданий. Строгановцы внесли большой вклад в создание скульптурных ансамблей ВДНХ и Московского метрополитена». Архитектурные детали строившегося на Волоколамском шоссе нового здания – капители и базы колонн, карнизы создавались руками студентов Строгановки. Фигуры в интерколумниях фасада являлись их дипломными работами. В Строгановке в это время преподавали знаменитые скульпторы: Г. Мотовилов, Е. Белашова, Г. Шульц и другие.

На кафедре живописи свое мастерство передавали именитые мастера П. Кузнецов, А.Куприн, С. Герасимов, Н. Максимов, В. Васильев, известные монументалисты В.Ф. Бордиченко, Б.В. Иорданский, позже Г. Опрышко и В. Замков. В сотрудничестве со скульпторами и монументалистами в училище работали архитекторы Л. Поляков, М. Круглов, П. Штеллер, Г.Лебедев, Г. Крюков, М. Оленев, Ю. Шевердяев, Ю. Емельянов, Г. Константиновский.

В 1965 г. появились новые факультеты: промышленное искусство, интерьер и оборудование, монументально-декоративное искусство. В 1976 году со стороны заднего фасада началось строительство нового корпуса, растянувшееся до 1991 года.

Из стен Строгановского училища вышли многие современные живописцы, скульпторы, дизайнеры, которые сегодня определяют художественный облик наших улиц и площадей, жилых и общественных пространств, объектов промышленной и транспортной инфраструктуры.

«Новый корпус» МАРХИ — здание в стиле модерн

В 2014 году исполниломь 100 лет самому новому из зданий комплекса МАРХИ – так называемому «Новому корпусу» мастерских Императорского Строгановского Центрального художественно-промышленного училища, которому в начале ХХ в. принадлежало владение на Рождественке, 11.

Этот корпус, также называемый «Кузнецовским», расположен справа от главного здания МАРХИ и выделяется как своим объемом, так и новизной архитектуры, при этом не диссонируя с более старыми постройками ансамбля. Здание признано памятником архитектуры ХХ века и упоминается в целом ряде архитектурных путеводителей.

Решение о строительстве Нового корпуса было принято еще в 1909 году, когда стала очевидной потребность в новых помещениях для мастерских Строгановского училища. Разработка проекта была поручена А.А. Галецкому, московскому зодчему эпохи модерна, с 1907 года занимавшему должность архитектора училища. Архитектор решает Новый корпус в стилистике рационального модерна, с оригинальными пространственными решениями и проработанным функциональным зонированием. При его создании в полной мере были учтены специфика учебного процесса художественного училища, требовавшего создания соответствующих помещений – просторных, высоких, хорошо освещенных залов, а также функциональные особенности различных производств. Принятый и утвержденный проект был близок к осуществленному в результате, однако в 1911 г. А.А. Галецкий отказывается от участия, и доработка проекта передается архитектору А.В. Кузнецову.

Кузнецов вносит ряд изменений, касавшихся, главным образом, декора и интерьеров здания, и вводит новые формы конструкций. Новый корпус стал одним из первых зданий Москвы, выполненных из непривычного тогда железобетона. Кузнецову принадлежит и оригинальное решение центральной лестницы, ставшей визитной карточкой корпуса. Интересно, что на первоначальных кузнецовских чертежах и эскизах здание имело богатый архитектурный декор, однако на завершающем этапе строительства, по причине нехватки средств, от него отказались. Для экономии средств на отделку здания дорические капители колонн были заменены новаторскими конусообразными. Решение оказалось удачным, и в дальнейшем такие  капители неоднократно применялись в архитектуре московских зданий.

Датой открытия Нового корпуса условно может считаться 1 сентября 1914 года, когда были закончены строительные и отделочные работы. Но началась Первая мировая война и в новом здании немедленно был размещен госпиталь Московского Городского Кредитного общества, оборудованный по последнему слову развития медицины того времени. Он функционировал автономно от Строгановского училища — главный вход был устроен с Сандуновского переулка, а в одноэтажной части здания со стороны внутреннего двора, выстроенной для размещения скульптурной мастерской, разместилась временная госпитальная часовня.

Революция и окончание войны знаменуют новый этап в истории здания – временный госпиталь прекратил свое существование, а Строгановское училище было реорганизовано в I Свободные Государственные художественные мастерские, которым все еще требовались помещения. Таким образом, в 1918 году Новому корпусу была фактически возвращена его изначально задуманная функция художественных мастерских – но уже в новом учебном заведении, ставшем одним из ключевых центров реорганизации художественного образования. После создания в 1920-х ВХУТЕМАСа, здесь, в Новом корпусе, размещаются его основное отделение, дерметфак, полиграффак, читается курс пропедевтики, в одноэтажной части 1 этажа размещается скульптурная мастерская. На крыше корпуса располагается спортзал (по отзывам современников – лучше всего оборудованный в Москве) и открытые площадки, также использовавшиеся для спортивных занятий.

При организации в 1930 г. Архитектурно-строительного, а в 1933 г. – Московского архитектурного института, помещения бывших мастерских продолжали использоваться как учебные аудитории.

В 1935 г. часть корпуса занимает Министерство высшего образования, в 1939 г. расширившее свои владения, заняв половину всего здания. В результате создавшейся нехватки учебных помещений в 1960-е гг. МАРХИ застраивает крышу Нового корпуса учебными аудиториями. Лишь в 1970-х гг. министерство выезжает с Рождественки, возвратив здание Архитектурному институту.

В наше время Новый корпус МАРХИ – одно из немногих зданий Москвы, на протяжении большей части своего существования сохранявшее не только свое историческое назначение учебного корпуса, но и состав преподававшихся в нем дисциплин – предметы, преподававшиеся на основном отделении и дисциплина «Пространство», разработанные в его стенах во времена ВХУТЕМАСа-ВХУТЕИНа, были возрождены в нем в 1960-х гг. и в доработанном, но узнаваемом, виде преподаются в нем до сих пор.

В 2006 году на месте бывшей скульптурной мастерской открылась Галерея ВХУТЕМАС — значимый центр популяризации творческого наследия русского авангарда, становление которого когда-то происходило в ее стенах. За время существования галереи в ней был проведен целый ряд выставок, лекций и конференций, посвященных как истории и персоналиям русского авангарда, так и современным российским и зарубежным мастерам архитектуры, дизайна и других видов искусства.

Семья Строгановых | Русская семья

Семья Строгановых , богатая русская купеческая семья, вероятно татарского происхождения, известная своей колонизационной деятельностью на Урале и в Сибири в 16-17 веках. Самое раннее упоминание о семье встречается в документах XV века, где говорится об их торговле в одной из новгородских губерний.

В 1515 году Аника (Иоанники) Строганов начал добычу соли в Сольвычегодске; а в 1558 году царь Иван IV подарил Григорию Строганову земли по рекам Кама и Чусовая.Строгановым было разрешено привлекать жителей на эти территории, строить города и содержать собственные вооруженные силы для защиты, и они были освобождены от налогов на 20 лет. Они занимались добычей соли и железа, торговлей деревом и мехом и имели обширные сельскохозяйственные интересы. Они основали город Канкор в 1588 году, а Кергедан — в 1564 году. В 1566 году Яков Строганов обратился к Ивану IV с ходатайством о включении Строгановских имений в состав опричнины , т. Е. в королевской земле, находящейся под личным контролем царя.Эта просьба была удовлетворена в августе 1566 года. Новая передача земли в 1568 году значительно увеличила их владения.

Строгановы торговали с Сибирью, но осложнения в их отношениях с ханом Сибири Кучумом привели к операциям военного характера. Иногда им приходилось выступать против коренного населения, как в 1572 году. В 1574 году Иван IV вызвал Строгановых для обсуждения планов будущего Сибири. Через два месяца они получили в дар землю в Сибири по рекам Тура и Тобол.В 1581 году Строгановы снарядили экспедицию Ермака Тимофеевича, которая должна была положить начало аннексии Сибири Россией.

В смутное время Строгановы оказали большую помощь второму подбору князя Д. Пожарский и Кузьма Минин, деятельность которых привела к воцарению Михаила Романова в 1613 году. Строгановы поддерживали правительство Михаила, выплачивая налоги авансом и ссужая большие суммы в пустую казну. Они были вознаграждены повышением в звании и отвечали за свои действия только перед царём.

Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подпишитесь сейчас

В 1688 г. Григорий Дмитриевич Строганов (1650–1715) стал единственным владельцем всех обширных имений семьи. Он построил и оборудовал для Петра I два военных корабля и оказал ему финансовую помощь. Его сделали бароном. В 1798 году царь Павел I возвел наследников Григория Дмитриевича в графское достоинство. На протяжении 18-19 веков в семье рождались государственные деятели и другие выдающиеся личности, продолжавшие традиции служения.

Строгановы прославились также своими заслугами перед русским искусством. Их патронат и поручения привели к строительству многих церквей и созданию так называемой Строгановской школы иконописи в 16-17 веках. Эта школа, к которой принадлежали такие известные художники, как Прокопий Чирин, Истома Савин и его сыновья Никофор и Назари, представила техники миниатюрной живописи, а также богатый орнамент и колорит, а также широкое использование сусального золота.

Строгановское училище | Христианское искусство

Строгановское училище , школа иконописи, процветавшая в России в конце 16-17 веков. Первыми покровителями этой группы художников были богатые семьи Строгановых, колонизаторы северо-востока России; но художники совершенствовали свои работы на службе у царя и его семьи в Москве. Представляя последний жизненно важный этап русской средневековой живописи перед вестернизацией русского искусства в конце 17 века, так называемая Строгановская школа создала не столько целостный стиль, сколько тип иконы.Этот тип, разработанный специально для личного пользования, отличался небольшими размерами, миниатюрной техникой и изысканной изысканностью деталей. Иконы Строгановской школы, сохраняя русские формы, вдохновленные Византией, тем не менее представляют собой радикальный отход от большей части того, что ценилось в давних традициях русской живописи; монументальность сменилась драгоценной виртуозностью, а глубокая эмоциональность — декоративной элегантностью. Озабоченность стилем и техникой над содержанием, возможно, была типичной для конца культурной фазы.

В своем богатстве и изысканности искусство Строгановского училища отражало вкусы царских и знатных меценатов. Работая в приглушенной цветовой гамме с преобладанием золотисто-коричневого цвета, мастера Строганова заменили колористический блеск ранней русской традиции обильным использованием золотых и серебряных линейных бликов, чьи ярко-абстрактные узоры соответствовали манерной хрупкости фигур. Они украсили свои иконы рамками и нимбами из чеканного золота и серебра. Натурализм, запрещенный церковью для основных представлений, был гениально представлен Строгановской школой в фоновых деталях архитектуры, растительности и даже атмосферных эффектах.Наконец, мастера Строганова преуспели в композиции; хотя их работы очень маленькие и иногда содержат много фигур, они никогда не кажутся переполненными.

Строгановская школа оставалась влиятельной до конца 17 века, но примерно после 1650 года она постепенно пришла в упадок и утратила свою утонченность. Основание новой столицы Санкт-Петербурга в 1703 году царем Петром I Великим ознаменовало поворотный момент в русском искусстве: хотя иконопись продолжала следовать русско-византийской традиции на протяжении всего XIX века, основная художественная деятельность переместилась в светское искусство. и европейский стиль барокко.

Доходный дом Строгановского училища черчения

Доходный дом Строгановского училища для рисования был построен на Мясницкой улице в 1904–1906 годах по проекту архитектора Ф. Шехтеля.

В 1901 году Строгановскому училищу было присвоено звание Императорского, тогда же в ознаменование 70-летия ему было пожаловано имение на Мясницкой улице (дом 24). Доходы от участка должны были поступать в фонд школы и направляться на капитальный ремонт и содержание Художественно-промышленного музея.

В 1902 году архитекторы Ф. Шехтель и И. Жолтовский предложили проект доходного дома, который школа могла бы построить на собственные средства. Сначала был тендер, но в результате «Шехтель» получил подряд на строительство дома.

В 1906 году на участке между Мясницкой улицей, Банковским и Кривоколенным переулками был построен дом, похожий на город. Шехтель и его помощник А.Кузнецов создали пятиэтажное здание в форме открытой трапеции.Архитектор решил не закрывать периметр двора и тем самым избежал популярного в Петербурге «двора колодца». В доме нет «трудно вентилируемых» и темных помещений. Внутри двора разбит сад. Здание — пример рационального использования пространства.

Фасад дома на всех трех улицах спроектирован в виде единой линии с пластически скругленными углами. Наружные фасады дома облицованы плиткой земляного цвета, которая изысканно сочетается с мягким рисунком крупных керамических панелей 3-5 этажей и керамических панелей под окнами.Дизайн панно выполнен в стиле графики художников, представляющих «Мир искусства»: замысловатые ленты, бусы, венки и гирлянды лениво обволакивают обрамления пейзажей, воспроизводящих парки классического периода. Все панно выполнены по чертежам Ф. Шехтеля.

Керамическое панно с монограммой Строгановского училища, выполненное по мотивам Федоровского над входом во внутренний зал, до сих пор на своем месте.

Два нижних этажа предназначены для магазинов и офисов.Верхние этажи отведены под жилье.

Несколько крупных компаний, таких как «Общество Путиловских фабрик», «Феррейнское товарищество», «Ремингтон» — компания по производству пишущих машинок — к 1910 году открыли свои отделения на первом этаже здания.

Архитекторы И. Рерберг и Н. Курдюков, В доме жила арабский ученый А. Крымский, семья будущего основателя Театра кукол С. Образцова. После революции в доме поселился Главный контрольный комитет электротехнической промышленности.Здесь был разработан знаменитый «Ленинский план электрификации России» (ГОЭЛРО). В советское время в здании проживал известный режиссер Вахтанговского театра Р. Симонов. В настоящее время здание непригодно для проживания; все площади заняты офисами.

Собрание Строгановского дворца, Русский музей, Санкт-Петербург

Приобретенное Русским музеем в 1989 году, это историческое здание на Невском проспекте является одним из зданий Санкт-Петербурга.Лучшие дворцы Петербурга, построенные Бартоломео Растрелли во времена императрицы Елизаветы. Строгановы, одна из самых выдающихся семей России, сыграли важную роль не только в истории Российского государства, но и в формировании русских аристократических и культурных вкусов. Дворец медленно реставрируется Русским музеем, чтобы отразить состояние здания в дни его расцвета в конце 18 и начале 19 веков.

  • Залы Строгановского дворца

  • Люстра в Большом бальном зале Строгановского дворца

  • Картинная галерея в Строгановском дворце

  • Интерьеры Строгановского дворца — филиала Русского музея

Наряду с анфиладой полностью отреставрированных парадных залов Строгановский дворец в настоящее время предлагает посетителям постоянные выставки исторического фарфора с завода Садовников, частного конкурента более известного Императорского фарфорового завода, воссозданного Минерального кабинета графа Александра Строгонова. , и многие другие артефакты и произведения искусства, имеющие историческую связь со зданием.Часть дворца также используется для временных выставок.

Адрес: Невский проспект, 17
Метро: Невский проспект, Адмиралтейская
Время работы: со среды по воскресенье с 10:00 до 18:00. Последний вход в 17:00. Понедельник с 10 до 17. Последний вход в 16:00.
Закрыто: Вторник
Телефон: +7 (812) 595-4248, +7 (812) 571-8238
Веб-сайт: http: // en.rusmuseum.ru
Стоимость билета: Взрослый: 300 руб. Студенты: 150,00 руб.
Фото и видео: 250,00 руб.
Примечание о доступности: Доступ для инвалидных колясок в парадные залы на 2-м этаже (лифт). Пожалуйста, позвоните заранее, так как может потребоваться помощь персонала.

ОТЕЛЕЙ: Выбор редакции

КВАРТИРЫ И ХОСТЕЛЫ: Выбор редакции

РЕСТОРАНЫ: Выбор редакции

Строгановская академия — Московская государственная Строгановская академия дизайна и прикладного искусства (Строгановская академия)

Московская Государственная Строгановская академия дизайна и прикладного искусства (Строгановская академия) — старейший вуз прикладно-промышленного искусства в России.Сегодня Академия готовит высококвалифицированных специалистов по популярным художественным профессиям, среди которых: художники-декораторы, дизайнеры среды и графики, художники-монументалисты и скульпторы, художники-декораторы, реставраторы и искусствоведы.

Строгановская академия была основана в 1825 году графом Сергеем Строгановым — членом знатного русского рода, который, следовательно, поддерживал развитие национального искусства и промышленности. С тех пор Строгановская академия воспитала множество талантливых художников, прославивших русское искусство и дизайн.Строгановский диплом — это качество. Наши выпускники работают во всех ведущих студиях и агентствах по всему миру. Многие из них успешно работают на себя. Всемирно известные художники, архитекторы и дизайнеры всегда были рады преподавать в Строгановской академии, несмотря на их художественные взгляды и предпочтения. М. Врубель, К. Коровин, В. Кандинский, Ф. Шехтель, А. Родченко внесли большой вклад в формирование уникальной системы обучения — Строгановского училища, суть которого — уважение к традициям и открытость к инновациям. .

Студент 21 века найдет в стенах современной Строгановской академии возможности совершенствовать как академические навыки, так и навыки цифрового искусства по своему выбору. В настоящее время преподавательский состав академии также состоит из громких имен и талантливой молодежи как в современном, так и в классическом искусстве. Традиции и инновации очень хорошо сочетаются друг с другом и приводят к развитию творческих способностей и смелого художественного мышления. Обучение в аудиториях, а также уроки рисунка, живописи или скульптуры очень хорошо дополняются практической работой студентов в специализированных мастерских.Диапазон мастерских в Академии — от старинной кузнечной кузницы на открытом огне до современных высокотехнологичных 3D-принтеров и машин для создания прототипов.

В Академии также есть очень хороший музей, который был основан в 1863 году с целью предоставить студентам возможность прямого изучения лучших мировых образцов. Тот же принцип сохраняется и сегодня — студенты проводят занятия в музее: учатся на ощупь, снимают мерки, копируют, исследуют, реставрируют и т. Д.

Строгановская академия — главное общероссийское учебное и научное учреждение в области дизайна и прикладного искусства. Обучение проводится на уровне бакалавра, специалиста и магистра. Он состоит из 3 факультетов ( Дизайн, Монументально-декоративно-прикладное искусство и реставрация ) и 17 факультетов. Существуют также трехлетняя программа последипломного образования, программа докторантуры и широкий спектр краткосрочных специальных программ.

Факультет дизайна состоит из 7 отделов дизайна: коммуникативного (графический дизайн), промышленного (продукт; включая цифровое искусство), экологического (включая мультимедиа), транспорта (авто, аэро и аква), дизайна интерьера, мебели и текстиля.Выпускники работают в ведущих дизайн-студиях и рекламных агентствах России, модных автомобильных компаниях, таких как Citroen, Volvo, Mazda, также наши выпускники успешно работают в телестудиях, программах под открытым небом и т. Д.

Факультет монументально-декоративного прикладного искусства объединяет 6 кафедр: художественное стекло, металл, керамика, графика (книжная иллюстрация), монументально-декоративная живопись (фрески, мозаика, масляная живопись) и монументально-декоративная скульптура.

Реставрационный факультет осуществляет обучение на 3-х реставрационных факультетах: художественных изделий из металла, мебели и монументально-декоративной живописи (фрески, мозаики, иконы, масляная живопись) и кафедре теории и истории декоративного искусства и дизайна, которая готовит историков и искусствоведов. теоретики, искусствоведы, арт-менеджеры, специалисты галерейного дела и туризма.

Вход в каждый отдел отдельный; Навыки рисования и рисования обязательны для поступающих (вступительные экзамены), требуется портфолио. Прием: июнь-июль . Начало учебного года , 1 сентября .

Дополнительно : бесплатные вечерние уроки рисования и анатомии для художников, доступные всем студентам; музей, 3 выставочных зала, конференц-зал, издательство, книжный магазин, магазин художника, тренажерный зал, столовая, кафетерий.

Фонд:
1825
Количество студентов:
1 500

Программы бакалавриата (4 года)
Программы специализации (6 лет)
Программы магистратуры (2 года)
Программа последипломного образования (3 года)
Основное направление научных исследований: Теория и история искусства и дизайна

.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *