Итальянские скульпторы эпохи возрождения – Донателло 🇮🇹итальянский скульптор эпохи Возрождения

Содержание

Донателло 🇮🇹итальянский скульптор эпохи Возрождения

Имя итальянского скульптора Донателло (Donatello) неразрывно связано с эпохой раннего Возрождения. Его творчество оказало существенное влияние на культурное наследие всего мира. Работы мастера, такие непохожие друг на друга, отличаются глубинным смыслом, энергией и совершенством форм, они восхищают, завораживают, и остаются на протяжении долгих веков эталоном высокого искусства.

Биография

Донателло (уменьшительно-ласкательная форма) от Донато ди Никколо ди Бетто Барди (Donato di Niccolo di Betto Bardi) – так звучит полное имя великого художника, родился во Флоренции (Firenze), а может и в ее окрестностях, ориентировочно в 1386 году.

С ранних лет он тянулся к прекрасному и проявлял незаурядные творческие способности. Его отец занимался довольно прибыльным в те времена делом – переработкой и производством шерсти, и планировал привлечь сына к своему ремеслу, но все попытки оказывались тщетными. Глава семейства умер, когда Донателло был еще подростком, не оставив после себя богатого наследства.

Мальчик не получил достойного образования, не знал древних языков, после смерти родителя жил с матерью в небольшом, скромном доме, и вынужден был с юных лет самостоятельно зарабатывать на жизнь.

Будущий великий скульптор впервые соприкоснулся с миром искусства когда обучался ювелирному делу, в одной из мастерских Флоренции, принадлежавшей известному художнику и скульптору Биччи ди Лоренцо (Bicci di lorenzo). Здесь Донателло освоил технику бронзового литья, в которой были выполнены многие его будущие самостоятельные работы. Ювелирное искусство в те времена тесно переплеталось со скульптурой, архитектурой и живописью. Именно золотых дел мастера трудились над декорированием флорентийского кафедрального собора. Примечательно, что обучение в мастерской оплачивалось банкиром, меценатом и покровителем юного дарования Мартелли (Martelli).

Свое художественное образование Донателло продолжил в Риме, отправившись в старинный город примерно в 1404-1407 годах, вместе с лучшим другом Филиппо Брунеллески (Filippo Brunelleschi). Там его учителем был выдающийся скульптор, архитектор, историк, непревзойдённый мастер рельефных работ Лоренцо Гиберти (Lorenzo Ghiberti).

🇮🇹ПОДПИШИТЕСЬ НА МОЙ ИНСТАГРАМ🇮🇹 Инстаграм гида в ИталииИнстаграм гида в Италии

Наставники юноши сумели заложить в нем главные ориентиры и основы высокого искусства, а природное трудолюбие, и талант позволили появиться на свет необыкновенным работам из мрамора, дерева, бронзы, которые прославили своего автора на века. Вернувшись из Рима в родной город молодой мастер стал получать многочисленные заказы от влиятельных особ, политических деятелей и представителей высшего духовенства. Очень быстро гениальный скульптор завоевал признание и уважение современников.

Донателло непрестанно творил всю свою жизнь, стараясь не упускать ни одного предложения по работе. Искусство было единственной и главной его страстью. Он не стяжал славы и богатства: известен даже исторический факт о том, что в мастерской художника весела корзина, где хранились деньги, полученные им за работу, и каждый из нуждающихся учеников мог свободно взять оттуда любую сумму.

Донателло много путешествовал: он созидал свои великолепные скульптуры в Пизе, Сиене, Риме, Падуе, Венеции и многих других городах Италии.

О личной жизни мастера сохранилось мало сведений, он не оставил потомства, умер в 1466 году, в 80-летнем возрасте, пребывая в достаточно затрудненном материальном положении, тяжело и долго болея перед смертью. Тело Донателло было погребено с почестями в базилике Сан-Лоренцо (Basilica di San Lorenzo) – самом большом и старинном храме Флоренции, к внешнему и внутреннему убранству которого был причастен гениальный скульптор.

Скульптура

Взгляд Донателло на скульптуру оказался по-настоящему новаторским. По свидетельству современников, в работе над статуями и рельефами мастер первоначально использовал рисунок, который потом трансформировался в небольшой макет из глины или воска. Так создавалась композиция будущего произведения.

Все свои работы он выполнял собственноручно, привлекая помощников и учеников лишь для завершения незначительных деталей. Отделка поверхности осуществлялась без особой тщательности, что создавало эффект некоторой незаконченности (non-finito). Большое внимание уделялось тончайшей игре света, теней и бликов. Обязательно учитывалась дистанция, с которого должно было рассматриваться произведение. Работы мастера наполнены реалистичностью, свободой и большой смелостью. Основными новаторскими приемами в скульптурных творениях Донателло считаются:

  1. Наличие трех планов в рельефе;
  2. Применение точных знаний о перспективе в градации объемов;
  3. Создание эффекта движения в статических фигурах;
  4. Объективная правильность пропорций и форм;
  5. Заострение внимания на передаче внутреннего мира и характера персонажа.

Такой революционный для ренессансных художников подход заимствовался позже многими учениками Донателло и скульпторами последующих эпох. В разные периоды своего творчества мастер придерживался как классического, так и реалистического стиля.

Бюсты

Благодаря увлеченности Донателло индивидуальными скульптурными портретами в эпоху Ренессанса возродилась мода на бюсты. Эта разновидность пластики, забытая в свое время, но чрезвычайно популярная у древнегреческих и римских творцов, была вновь воскрешена. Искусствоведы особо отмечают живость, эмоциональность, реалистичность и наполненность бюстов детей, выполненных Донателло – его работы во многом определили вектор развития портретных изображений в скульптуре.

Одним из первых произведений художника в этом жанре пластики считается бюст Никколо да Уццано (Niccolo da Uzzano), влиятельного флорентийского банкира, общественного и политического деятеля, созданный примерно в 30-х годах XV столетия. Хотя, некоторые эксперты ставят под сомнение авторство работы.

Первая скульптура Донателло бюст Никколо да Уццано

Первая скульптура Донателло бюст Никколо да Уццано

В бюсте явственно прослеживаются классические традиции античной портретной скульптуры. Работа выполнена из цветной глины с пористой структурой. С необыкновенным умением мастеру удалось передать энергичный и решительный характер государственного мужа: резкий поворот головы, внимательный взгляд, волевой подбородок, сильные плечи, скрытые под драпировкой античного одеяния, – каждая деталь убедительно раскрывает личность героя. Бюст был отреставрирован в 1985 году, и сегодня входит в художественную коллекцию Национального музея Барджелло (Museo Nazionale del Bargello) во Флоренции.

Гробница Иоанна XXIII

Гробница папы Иоанна XXIII (Giovanni XXIII) – уникальная работа, выполненная в соавторстве с Микелоццо ди Бартоломео (Michelozzo di Bartolomeo), ставшая началом долгого и плодотворного сотрудничества двух гениальных скульпторов. Произведение создавалось примерно в 1425-1427 годах. Величественное оформление усыпальницы было признано образцовым для надгробных памятников, которые устанавливались в храмах Италии в XV-XVI века.
Донателло Гробница Иоанна XXIII

Донателло Гробница Иоанна XXIII
Четырехметровое мраморное сооружение делится визуально на три части, средняя (с саркофагом и бронзовой фигурой Иоанна XXIII) была выполнена Донателло. Скульптурный портрет Бальтазара Косса (Baldassarre Cossa), – так звучит мирское имя понтифика (католическая церковь, кстати, считала его антипапой), наполнен реалистичностью, ведь он был создан не на основе посмертной маски, а по личным воспоминаниям мастера. Умиротворенная фигура лежащего первосвященника выглядит заснувшей и абсолютно живой. Увидеть надгробный памятник можно в баптистерии Сан-Джованни (Battistero di San Giovanni) собора Дуомо во Флоренции (Duomo di Firenze).

Статуя Давида из мрамора

Создание мраморной статуи царя Давида относится к 1408-1409 годам. Образ библейского властителя часто транслировался художниками в виде умудренного жизнью старца, держащего в руках свод законов. Трактовка Донателло отличалась от традиционного видения: он изобразил Давида юным воином-победителем, поразившем страшного Голиафа, что в некоторой степени олицетворяло освобождение Флоренции от давления Милана и Неаполя.

Донателло Статуя Давида из мрамора

Донателло Статуя Давида из мрамора

В этой работе соединены элементы классики и готического стиля. Молодой царь, полный энергии, упорства и изящества, представлен в естественной позе, рука упирается в бок, придерживая одеяния, голова украшена амарантовым венком, служивший символом отваги и храбрости во времена античности. Важный момент: драпировка ниспадающего плаща не скрывает фигуру юного героя, а отчётливо обрисовывает ее рельеф.

С конца XIX века статуя стала частью сокровищницы Национального музея Барджелло (Museo Nazionale del Bargello), во Флоренции.

Статуя Давида из бронзы

Бронзовая статуя Давида, работа над которой осуществлялась в 30-е или 40-е годы XV столетия, занимает особое, очень значимое место в творчестве Донателло.

Статуя Давида из бронзы Донателло

Статуя Давида из бронзы Донателло

Создание скульптурного изображения обнаженной фигуры (так характерное для произведений античности) было в высшей степени новаторским и революционным шагом для эпохи Возрождения, на который не осмеливался ранее ни один мастер. В художественном замысле произведения Донателло отчетливо прослеживаются классические традиции античных времен. Примечательно, что и техника исполнения работы (литье по выплавляемой модели) была заимствована у римских и древнегреческих мастеров.

Библейский царь изображен в образе героического юноши, победившего великана Голиафа, и попирающего ногой голову уничтоженного противника. Его фигура кажется утонченной и гибкой. В расслабленной позе нет ни капли напряженности и скованности. Давид устремил взгляд вниз, он стоит подбоченившись, держа опущенный меч, исполненный радостным спокойствием, самоуверенностью и отвагой.

Скульптура создавалась по заказу Козимо Медичи Старого (Cosimo di Giovanni de’ Medici, Cosimo il vecchio) – влиятельного банкира, мецената, известного государственного и общественного деятеля, ставшего негласным правителем Флоренции, и должна была олицетворять свободу, независимость, торжество справедливости над насилием и деспотизмом.

В 1495 году, после смены политической власти, почти полутораметровая статуя была вынесена из сада Палаццо Медичи-Риккарди (Palazzo Medici Riccardi) – резиденции могущественного клана, и установлена на мраморной колонне во дворе городской администрации – Палаццо Веккьо (Palazzo Vecchio), где ее могли созерцать все желающие. В 1777 году произведение Донателло вошло в художественную коллекцию Галереи Уффици (Galleria degli Uffizi), сегодня оно занимает особое место среди экспонатов Национального музея Барджелло.

В наши дни великолепная работа мастера тесно связана и с современным искусством. В 1956 году итальянская Академия кинематографии (Accademia del Cinema Italiano) учредила особую ежегодную национальную премию (наподобие американского «Оскара») – «Давид ди Донателло» (David di Donatello), вручаемую в разных категориях лучшим отечественным и зарубежным фильмам. Почетная награда представляет собой уменьшенную в несколько раз точную копию легендарной скульптуры. Позолоченная фигура Давида стоит на квадратной малахитовой подставке, и красноречиво свидетельствует о любви и уважении итальянцев к своей культуре и истории.

Статуя Евангелиста Марка

Скульптурное изображение Святого Марка было выполнено Донателло приблизительно в 1411-1412 годах, по заказу одного из ремесленных цехов Флоренции. Статуя предназначалась для украшения ниши в южной части здания церкви Орсанмикеле (Orsanmichele), служившего одновременно зернохранилищем и храмом. Примечательно, что на протяжении шести веков великолепная работа Донателло не покидала того самого места, где она была первоначально установлена.

Статуя Евангелиста Марка автор Донателло

Статуя Евангелиста Марка автор Донателло

Фигура Евангелиста Марка отличается спокойствием и определенным достоинством. Ее характерными особенностями, по мнению многих искусствоведов, считаются устойчивость, монументальность и пропорциональность форм. С невероятным мастерством передана пластичность очертаний одежды. Взгляд Святого Марка наполнен глубокой задумчивостью, что придает его образу значимость и величие.

Статуя Евангелиста Иоанна

Статуя Евангелиста Иоанна Богослова относится к раннему периоду творчества Донателло, она была создана приблизительно в 1408-1415 годы, и должна была служить украшением собора Санта-Мария-дель-Фьоре (La Cattedrale di Santa Maria del Fiore) во Флоренции. По мнению искусствоведов, в этом изваянии молодого мастера сосредоточено новое, гуманистическое видение человеческой природы, ставшее лейтмотивом эпохи Возрождения.

Донателло Статуя Евангелиста Иоанна

Донателло Статуя Евангелиста Иоанна

Монументальная фигура восседающего Иоанна Богослова источает спокойствие и сдержанное достоинство. В мужественном образе Святого чувствуется твердость и сила характера. С особой тщательностью оформлена каждая деталь скульптуры: драпировка одежды, мощные руки, одухотворенное лицо, обрамленное густыми волосами и бородой.

Сегодня это замечательное произведение Донателло можно увидеть в музее Опера-дель-Дуомо (Museo dell’Opera del Duomo).

Конная статуя Гаттамелата

Трехметровая конная статуя итальянского кондотьера, главнокомандующего войск Венецианской республики, Эразмо да Нарни (Erasmo da Narni), носившего прозвище Гаттамелата (Gattamelata), была создана в 30-40-х годах XV века, в период, когда великий скульптор жил и творил в Падуе (Padova).

Донателло Конная статуя Гаттамелата

Донателло Конная статуя Гаттамелата

Работа над искусным памятником осуществлялась по заказу вдовы и сына военачальника. В 1453 году бронзовая статуя на 8-метровом постаменте была установлена по решению Сената на одной из главных площадей города, напротив базилики Святого Антония (Basilica Pontificia di Sant’Antonio), где покоилось тело Эразмо да Нарни.

По мнению экспертов, прообразом монумента стал конный памятник императору Марку Аврелию (II в. н.э.) в Риме, который юный Донателло видел в годы своего обучения. Сейчас оригинал скульптуры можно увидеть в Капитолийском музее, а копия установлена на площади.

Гаттамелата изображен отважным всадником, триумфатором, уверенно сидящим в седле. Герой облачен в римские доспехи, и в то же время наделен яркими индивидуальными чертами, говорящими о таланте Донателло в искусстве портретной скульптуры. Восхищает целостность композиционного решения, гармония вертикальных и горизонтальных линий, тщательность проработки каждой детали. Эта монументальная работа признана одним из самых значимых шедевров в творчестве гениального Донателло.

Бронзовый танцующий Атис (Амур)

Метровая бронзовая статуя Амура (104 см) обаятельного, смеющегося мальчика, озорника с вздернутыми вверх руками, стоит особняком в творческом наследии Донателло: как никакая другая работа мастера она тематически полностью посвящена сюжету, заимствованному из античной мифологии.

Метровая статуя бронзовый танцующий Атис (Амур) Донателло

Метровая статуя бронзовый танцующий Атис (Амур) Донателло

Историки считают датой создания произведения период не позднее 40-х годов XV столетия. В искусствоведческих кругах скульптура носит условное название «танцующий Атис (или Амур)», хотя до сих пор доподлинно неизвестно кто в действительности изображен мастером. Удивляет наличие противоречивых деталей, соединенных в едином образе: крылья за спиной и на ногах, хвостик сатира, полуспущенные штаны, цветок в волосах, причудливый пояс, змеи, обвивающие нижнюю часть фигуры. Все эти элементы говорят о разных мифологических героях античности, поэтому прообразом статуи мог быть Меркурий, Персей, Купидон, Сатир, Пан, юный Геркулес или Атис.

Загадочное произведение Донателло, наполненное детской энергией, весельем и динамизмом входит в число экспонатов Национального музея Барджелло.

Бронзовая скульптура Мадонны с Младенцем

Знаменитая бронзовая статуя Мадонны с Младенцем была создана в так называемый падуанский период творчества Донателло, приблизительно в 1447-1450 годах. В полутораметровой скульптуре отчетливо прослеживаются мотивы византийской иконы.

Фигура Богородицы занимает центральное место в алтаре базилики Святого Антонио в Падуе (Basilica Pontificia di Sant’Antonio di Padova), она расположена между святыми Франциском и Антонием (статуи также выполнены Донателло), хотя согласно первоначальному замыслу художника композиционное решение должно было быть несколько иным.

Бронзовые скульптуры Мадонны с Младенцем, святого Франциска и Антония, работа Донателло

Бронзовые скульптуры Мадонны с Младенцем, святого Франциска и Антония, работа Донателло

Святая Мария изображена хрупкой, утонченной девой, восседающей неподвижно на троне, украшенном головами сфинксов. Она держит в руках Спасителя, и кажется даже поникшей от тяжести массивной короны. Юная Мадонна Донателло источает спокойствие и одухотворенность, вместе с тем складки небрежно откинутого плаща, херувимы, украшающие одеяние, наделяют скульптуру величием и торжественностью.

Деревянная статуя Марии Магдалины

«Впечатляющая», – такой точный эпитет применил Джорджо Вазари (Giorgio Vasari), итальянский мастер, литератор и историк, описывая скульптуру Марии Магдалины, высеченную Донателло из дерева примерно в 1454-1457 годах. Работа относится к позднему периоду творчества художника, и пропитана глубочайшим драматизмом, выходящим за пределы принятых для искусства того времени норм.

Деревянная статуя Марии Магдалины автор Донателло

Деревянная статуя Марии Магдалины автор Донателло

Последовательницу Иисуса Христа традиционно изображали цветущей, пышущей здоровьем красавицей с роскошными, густыми волосами. Донателло представил ее в образе высохшей старухи, отшельницы, изможденной строгими постами, добровольными лишениями и непрестанным покаянием. Скульптура пропитана темой страданий, отчетливо слышны мрачные и тревожные ноты. Произведение было создано для украшения баптистерия Сан-Джованни во Флоренции, а сейчас оно входит в художественную коллекцию музея Опера-дель-Дуомо.

Статуя пророка Аввакума

Мраморная скульптура пророка Аввакума была выполнена Донателло в то время, когда мастер жил и творил во Флоренции. Неизвестно, когда именно осуществлялась работа над произведением, ориентировочным периодом считается 1427-1435 годы.

Статуя пророка Аввакума

Статуя пророка Аввакума

Великолепное изваяние (как и аналогичная статуя пророка Иеремия) было создано художником для украшения колокольни Джотто (Campanile di Giotto), входящей в архитектурный ансамбль кафедрального собора Санта-Мария-дель-Фьоре, и представляет собой (по свидетельству современников) точный и чрезвычайно правдоподобный скульптурный портрет одного из жителей Флоренции. В настоящее время работа входит в число бесценных экспонатов музея Опера-дель-Дуомо.

В образе пророка Аввакума сосредоточены мотивы классической античной пластики. Каждая деталь скульптуры подчеркивает волевой характер героя, рождая мощную экспрессию и выразительность. Массивная, лысая голова, крупные черты морщинистого лица, глубоко посаженные глаза, сильные руки, тяжелые складки римской туники, – все это выточено с необыкновенным мастерством, и создает ощущение, будто в каменную статую вдохнули жизнь.

Скульптура Святого Георгия

Двухметровая бронзовая статуя Святого Георгия входит в список самых узнаваемых работ мастера. Дата ее создания – примерно 1415-1416 годы, период, когда Донателло был еще совсем молодым скульптором, едва достигшим 30-летнего возраста. Произведение создавалось по заказу цеха оружейников во Флоренции, и должно было служить украшением церкви Орсанмикеле, позже было перенесено в Национальный музей Барджелло, где хранится и в наши дни.

Скульптура Святого Георгия авторства Донателло

Скульптура Святого Георгия авторства Донателло

Святой Георгий изображен художником прекрасным, доблестным воином, героическим юношей, источающим молодость, мужественность и отвагу. Он являет собой идеал гуманистической эпохи, в котором объединены внешняя красота и сила духа. Несмотря на строгость фронтальной позы, фигура покровителя воинов не кажется застывшей в статике: легкий поворот головы, плеча, расстановка ног, небрежные складки плаща, – все это рождает ощущение реальности и живости.

Реликварий Святого Россоре

Бронзовый реликваторий Святого Россоре или Луксория (Lussorio, Rossore) – очень интересная работа художника, выполненная в 1425-1427 годах, по заказу монахов ордера гумилиатов.

Реликварий Святого Россоре статуя Донателло

Реликварий Святого Россоре статуя Донателло

Специальное хранилище для мощей раннехристианского мученика было оформлено в виде бюста. Скульптурное изображение отличается максимальной реалистичностью, появляется ощущение, будто образ создавался с натуры. Многие искусствоведы склонны видеть в этом произведении автопортрет самого Донателло.

Черепашки Ниндзя – современная массовая культура

Донателло навеки вошел в мировую историю, его удивительные произведения хорошо известны как узким специалистам в области искусств, так и широкому кругу ценителей красоты.

Донателло черепашка Ниндзя

Донателло черепашка Ниндзя

Имя гениального скульптора получило совершенно новую интерпретацию и в современной массовой культуре. Так, в частности, в легендарном американском комиксе, мультсериале, компьютерных играх и последующих популярных проектах о Черепашках-ниндзя один из главных персонажей назван Донателло, в честь великого итальянского скульптора.

Выдуманный герой не увлекается пластикой и созданием произведений искусств, он обладает острым умом, и скорее близок к науке и технике. Тем не менее его громкое имя заставило не одно поколение детей и подростков задаться вопросом о том, кем же был этот Донателло и чем он так знаменит, что, возможно, пробудило интерес, а потом и любовь к великой эпохе Возрождения.

↘️🇮🇹 ПОЛЕЗНЫЕ СТАТЬИ И САЙТЫ 🇮🇹↙️ ПОДЕЛИСЬ С ДРУЗЬЯМИ

italy4.me

Третьяковские уроки: Скульптура Возрождения

Скульптура Ренессанса — один из важнейших видов искусства Возрождения, достигший в это время расцвета. Основным центром развития жанра была Италия, главным мотивом — ориентация на античные образцы и любование человеческой личностью.

Находившаяся в эпоху средневековья в состоянии полной зависимости от архитектуры, скульптура эпохи Возрождения вновь обретает самостоятельное значение. Как равноправный компонент она входит в архитектурные ансамбли на основе содружества, но не подчинения архитектуре. Освобождаясь от сковывающего ее религиозно-мистического содержания, она обращается к жизни, к реальным образам действительности, человеку. Наряду с сохраняющими свое значение образами христианства и античности объектом изображения скульпторов оказываются теперь и живые люди, герои современности. Развитие получает жанр портрета, создаются конные статуи, украшающие площади городов. Значительно изменяется характер декоративного рельефа, образные возможности которого расширяются в связи с использованием приемов живописно-перспективного изображения и новых материалов, в частности полихромной керамики.

Скульптура раньше живописи прочно встает на новый путь развития, что объясняется тем местом, которое она занимала в средневековых культовых сооружениях. При больших постройках создавались мастерские, которые готовили скульпторов-декораторов, проходивших здесь хорошую подготовку, знакомясь с архитектурой, со строительным и ювелирным делом. Все эти познания помогали в работе над монументальной пластикой, отличавшейся особой тщательностью исполнения.

Проторенессанс.
Новые художественные искания в скульптуре наметились  прежде всего в пизанской школе, основателем которой был Никколо Пизано (1220-1278 или 1284)
Шестигранная мраморная кафедра (1260), выполненная им для баптистерия в Пизе, стала выдающимся достижением ренессансной скульптуры и повлияла не ее дальнейшее формирование.  Кафедра из трех видов (оттенков) мрамора  представляет собой целое архитектурное сооружение. По средневековой традиции на парапетах (стенках) представлены сюжеты из жизни Христа.  Между ними — фигуры пороков и аллигорических добродетелей. Колонны опираются на спины лежащих львов.

Главное достижение в том, что он сумел придать формам объемность и выразительность, а каждое изображение обладает телесной мощью.

Особое место в итальянской скульптуре принадлежит Джованни Пизано (сын Никколо Пизано) (1245-1314). Он создает кафедры для соборов и церквей, статуи святых, пророков, Мадонн. Стиль Джованни Пизано отличается большей свободой и динамичностью, он показывает фигуры в движении и использует различные средства драматизации, его скульптурам присущи резкие повороты и угловатые очертания.

Совместно с отцом и Арнольфо ди Камбио он создает фонтан Маджоре в Перудже. Грани и ребра верхней чаши украшены 24 скульптурами. На гранях нижней — 50 барельефов. Чаши выполнены из белого и розового мрамора. Над ними возвышается третья чаша, отлитая из бронзы. Фонтан обнесен металлической решеткой.

С 1287 по 1296 гг. Джованни  исполнял должность главного архитектора кафедрального собора в г.Сиена. Полные динамики и драматизма фигуры скульптурной композиции фасада собора свидетельствуют о значительном влиянии на Пизано французской готической пластики. Из всех готических итальянских фасадов сиенский собор имеет самое роскошное скульптурное убранство.


Кафедра церкви Сант-Андреа в Пистойе

XV век был периодом глобального изменения в искусстве. Художники стараются возродить традиции прошлого, основы их программы — открытая перспектива и законы пропорций. Античность воспринимается не как набор образцов для подражания, а как историческое осознание прошлого и его неизбежной связи с настоящим. Ренессансный человек желал отринуть наслоившиеся традиции (готические, византийские) и вернуться к древнеримской доблести, древнему классическому источнику.

Раннее Возрождение.
Настоящим реформатором итальянской скульптуры был Донателло. Его скульптуры «оторвались» от стен (до этого в основном скульптура была представлена, как рельеф и барельеф, как украшение здания).
Донателло (Флоренция) (около 1386 -1466) — итальянский скульптор эпохи Возрождения, основоположник индивидуализированного скульптурного портрета. Донателло придерживался реалистических принципов, иногда кажется, что он нарочно отыскивал некрасивые стороны природы.

Святой Марк.
Давид. 1440г. Флоренция
 Этот первый конный памятник в искусстве Возрождения, посвященный выдающейся личности, получил совсем иную, чем в античности, трактовку. Уверенно сидит на могучем коне кондотьер, держа в руке жезл командующего. В его лице, умном и суровом, — черты несомненного портретного сходства, выражение непреклонной воли и энергии
Статуя Гаттамелаты (1447-1453). Падуя

Андреа дель Верроккьо (1435- 1488) — итальянский скульптор и живописец эпохи Возрождения, один из учителей Леонардо да Винчи. Имя позаимствовал у своего учителя, ювелира Верроккьо.

Скульптура Давид — фигура не застыла, наоборот, характеризуется полной раскованностью. Тело слегка повернуто, тяжесть перенесена на одну ногу.

Давид, 1473
Верроккио было уже пятьдесят лет и он работал над своей последней и самой значительной скульптурой — конным памятником кондотьеру Бартоломео Коллеони, который и доныне стоит в Венеции. Всадник, на лице которого, по словам Шелли, застыла «усмешка холодного превосходства», легко касается рукой поводьев и, кажется, сдерживает животное только могучей силой своей воли. Мускулы ног коня так напряжены и вырисовываются таким выпуклым рельефом, что кажется, будто с него содрана шкура, — свидетельство интереса Верроккио к новой науке — анатомии, которая начинала расцветать как раз в это время. Верроккио работал над своей замечательной статуей, наверное, лет десять, но так и не увидел ее на пьедестале: он умер в Венеции, когда ему было всего пятьдесят три года. Отливку его шедевра закончил Алессандро Леопарди, добавивший статуе несколько декоративных деталей и свою подпись.
Конный памятник кондотьеру Бартоломео Коллеони

___

Высокое Возрождение («Чинквеченто»).


Стремительное развитие искусства, и скульптуры в частности, происходило на рубеже 15 и 16 веков, когда большое строительство развернулось в Риме, Флоренции, Венеции и других крупных городах Италии. Этот период связан, в первую очередь, с именем Микеланджело.

Микеланджело ди Лодовико ди Леонардо ди Буонарроти Симони (1475- 1564)- итальянский скульптор, художник, архитектор, поэт, мыслитель. Микеланджело прославился своими скульптурами, украшающими Ватикан, Рим, Флоренцию. Герои гения страдают, размышляют, ликуют. В них столько содержания, энергии и глубины, что любование великолепными работами гения не прекратится, вероятно, никогда.
Картины и скульптуры Микеланджело Буонаротти полны героического пафоса и, одновременно трагического ощущения кризиса гуманизма. Его работы прославляют силу и мощь человека, красоту его тела, одновременно подчёркивая его одиночество в мире.

По характеру своего дарования он был прежде всего скульптор. Это ощущается и в живописных работах мастера, необычайно богатых пластичностью движений, сложных поз, отчётливой и мощной лепкой объёмов.

Во Флоренции Микеланджело создал бессмертный образец Высокого Возрождения — статую «Давид», ставшую на многие века эталоном изображения человеческого тела.

Давид. 1501-1504




В Риме самая известная  скульптурная композиция «Пьета́» (1498-1499), одно из первых воплощений фигуры мёртвого человека в пластике. «Пьета» — вершина мировой скульптуры, проявление гениальных способностей.
Пьета. 1499        

Работы гениального мастера восхищали современников ничуть не меньше, чем современного зрителя. После того, как публика увидела скульптуру «Умирающий раб», в обществе поползли слухи, что был замучен натурщик, чтобы страдания можно было изобразить вернее.

Умирающий раб

 Статуя пророка Моисея, предназначавшаяся для одного из папских надгробий Ватиканского собора, одна из самых любимых работ самого скульптора. Известно, что автор постоянно возвращался к ней и доделывал на протяжении 30 лет. Фигура пророка обладает секретом, чтобы полностью понять задумку автора, нужно разглядеть фигуру со всех сторон. В этом случае зритель чувствует некое напряжение и энергию, исходящую изнутри скульптуры

Моисей

Особенностью работ Микеланджело было то, что он участвовал в создании своих скульптурных шедевров на всех стадиях, начиная с выбора мраморной глыбы и перевозки ее до мастерской. Мастер никому не доверял даже простейших транспортировочных и погрузочных работ. Он словно уже в огромной глыбе видел свое произведение и уже относился к ней, как к хранилищу будущего шедевра.

Искусствоведы постоянно «находят» все новые работы скульптора, который никогда не считал нужным подписывать свои работы (подписал лишь одну). На сегодняшний день известно о 57 скульптурах Микеланджело, из которых около 10 безвозвратно утрачены.

Гений Микеланджело наложил отпечаток не только на искусство Возрождения, но и на всю дальнейшую мировую культуру.

Оглавление.

mansa-uroki.blogspot.com

Скульптуры эпохи Возрождения: фото и описание

Начало эпохи Возрождения приходится на первую четверть XIV века. На протяжении трех последующих столетий культура Ренессанса развивалась бурными темпами и только в последние десятилетия XVI века наметился ее упадок. Отличительный признак эпохи Возрождения в том, что культура во всех своих ипостасях носила светский характер, при этом в ней доминировал антропоцентризм, то есть на первом плане находились человек, его интересы и деятельность как основа существования. В период расцвета Ренессанса в европейском обществе наблюдался интерес к античности. Наиболее заметным проявлением ренессансной культуры стал стиль «Возрождение» в архитектуре. Основы зодчества, формировавшиеся веками, обновлялись, зачастую принимая неожиданные формы.

скульптуры эпохи возрождения

Ренессанс в архитектуре

Скульптуры эпохи Возрождения первоначально никак не о себе не заявляли. Их роль сводилась к убранству архитектурных ордеров: барельефы на карнизах, капителях, фризах и порталах. Начало Ренессанса характеризовалось влиянием романского стиля на оформление архитектурных сооружений, а поскольку этот стиль неразрывно связан с настенными изображениями, то скульптуры долгое время использовалась преимущественно для украшений фасадов. Таким образом, возник стиль «Возрождение» в архитектуре, единение классических контуров с новой эстетикой. В период Ренессанса фасады домов облагораживались скульптурными композициями. Живопись и скульптура эпохи Возрождения стали неотъемлемой частью архитектурных сооружений. Художественные фрески размещались среди изваяний из мрамора и бронзы.

Архитектура Высокого Возрождения

Появление Ренессанса в культурных сферах в первую очередь затронуло зодчество. Архитектура Высокого Возрождения получила свое развитие в Риме, где на фоне предшествующего периода стал складываться общенациональный стиль. В постройках появились величественность, сдержанное благородство и признаки монументальности. Дома в Риме стали строить по принципу центрально-осевой симметрии. Основоположником нового стиля являлся Донато д’Анджело Браманте, талантливый архитектор, создавший Собор Святого Петра в Ватикане.

скульптура высокого возрождения

Взаимодействие стилей

Со временем скульптуры эпохи Возрождения стали принимать все более самостоятельные формы. Начало таким изображениям положил итальянский ваятель Вилиджельмо, который, создавая рельефы для собора в Модене, значительно углубил изображения скульптурной группы на стене, и, таким образом, возникло самостоятельное произведение искусства, связанное со стеной только опосредовано. Цельное скульптурное изображение опиралось на стену, но не более того. Появилась динамическая ритмика, расположение статуй между контрфорсами добавляло впечатления независимости от окружающей среды. Архитектурные постройки и скульптуры Возрождения все больше отдалялись, не теряя взаимосвязи. При этом они органично дополняли друг друга.

Затем скульптуры эпохи Возрождения и вовсе отделились от плоскости стены. Это был закономерный процесс поиска нового. Постепенное освобождение пластических форм от архитектурной плоскости закончилось появлением нескольких направлений самостоятельного скульптурного искусства.

Знаменитые ваятели эпохи Ренессанса

В исторический период, который назывался «Возрождение», скульптура получила статус высокого искусства. Историческое значение обрели XVI ваятелей европейского происхождения, а именно:

  • Андреа Верроккьо;
  • Бесерра Гаспар;
  • Нанни ди Банко;
  • Башелье Николя;
  • Санти Гуччи;
  • Никколо ди Донателло;
  • Джамболонья;
  • Дезидерио да Сеттиньяно;
  • Якопо делла Кверча;
  • Арнольфо ди Камбио;
  • Микеланджело Буонаротти;
  • Ян Пфистер;
  • Лука Делла Роббиа;
  • Андреа Сансовино;
  • Бенвенуто Челлини;
  • Доменико Фанчелли.

Наиболее известные скульпторы эпохи Ренессанса — это:

  • Микеланджело Буонаротти;
  • Донателло;
  • Бенвенуто Челлини.стиль возрождение в архитектуре

Самые значимые скульптуры эпохи Возрождения вышли из-под резца этих непревзойденных мастеров.

Знаменитый флорентиец

Никколо ди Бетто Барди Донателло, основоположник скульптурного портрета, считается самым реалистичным ваятелем своего времени, отвергающим надуманные «красивости» в изобразительном искусстве. Наряду с реалистическим стилем он в совершенстве владел канонической классикой. Одним из шедевров Донателло является деревянная статуя Магдалины (1434 год, Флорентийский баптистерий). Исхудавшая длинноволосая старуха изображена с пугающей достоверностью. Тяготы жизни отражены на изможденном лице отшельницы.

Еще одна скульптура работы великого мастера — «Царь Давид», которая находится на фасаде башни Джотто во Флоренции. Статуя из мрамора Святого Георгия продолжает библейскую тему, начатую ваятелем с изображения Святого апостола Марка также в мраморе. Из той же серии скульптура Святого Иоанна Крестителя.

С 1443 по 1453 годы Донателло прожил в Падуе, где создал конную скульптуру «Гаттамелата» с изображением кондотьера Эразмо де Нарни.

архитектура высокого возрождения

В 1453 году он вернулся в родной город Флоренцию, где и жил вплоть до своей кончины в 1466 году.

Бенвенуто Челлини

Придворный скульптор Ватикана Бенвенуто Челлини родился в 1500 году в семье мастера-краснодеревщика. Он считается последователем маньеризма — течения, отражающего стиль претенциозных форм в искусстве. Преимущественно работал с бронзовым литьем. Наиболее известные скульптуры Челлини:

  • «Нимфа Фонтенбло» — бронзовый рельеф, отлитый в 1545 году, в настоящее время находится в Парижском Лувре.
  • «Персей» — Флоренция, Лоджия Ланци.
  • Бюст Козимо Медичи — Флоренция, Барджелло.
  • «Апполон и Гиацинт» — Флоренция.
  • Бюст Биндо Альтовити — Флоренция.
  • «Распятие» — Эскориал, 1562 год.живопись и скульптура эпохи возрождения

Великий скульптор Бенвенуто Челлини занимался изготовлением государственной символики, наград и монетных образцов. Он, помимо всего прочего, был весьма талантливым и успешным ювелиром при Ватикане. Папа Римский заказывал Бенвенуто драгоценные украшения.

Микеланджело Буонарроти

Гениальный скульптор эпохи Возрождения, автор бессмертных творений в мраморе и бронзе Микеланджело Буонарроти родился в 1475 году в небольшом Тосканском городе Капрезе. Владеть скульптурным инструментом мальчик научился раньше, чем писать и читать. В 13 лет Микеланджело попал на обучение к художнику Гирландайо Доменико. Затем о его таланте узнал Лоренцо де Медичи, знатный флорентиец. Вельможа стал покровительствовать подростку.

В двадцатилетнем возрасте Буонарроти создал несколько скульптур для Арочного проема церкви Святого Доминика в Болонье. Затем он изваял две скульптуры («Спящий Купидон» и «Святой Йоханнес») для доминиканского проповедника Джироламо Савонаролы. Спустя год Микеланджело получает приглашение от кардинала Рафаэля Риарио для работы в Риме. Там скульптор создает «Римскую пьету» и «Вакха».

В Риме Буонарроти выполняет несколько заказов для разных соборов и церквей, а в 1505 году римский папа Юлий II предлагает ему ответственную работу — изготовить гробницу для его святейшества. В связи со столь ответственным заказом Микеланджело отбывает в Каррар, где проводит более полугода, выбирая подходящий мрамор для папской усыпальницы.

Для гробницы скульптор изготовил четыре мраморных изваяния: «Умирающий раб», «Лия», «Моисей» и «Связанный раб». С 1508 и до конца 1512 года Буонарроти работает над фресками Сикстинской капеллы. В 1513 году, после кончины Юлия Второго, скульптор получает заказ от Джованни Медичи на изготовление статуи Христа с крестом.

Великий скульптор эпохи Возрождения Микеланджело Буонарроти скончался в 1564 году в Риме. Похоронен во Флорентийской базилике Санта-Кроче.

скульптура раннего возрождения

«Чинквиченто»

В общую картину Ренессанса органично вписался период Высокого Возрождения. Тогда же появился термин «чинквиченто», что означает «превосходство». Этот период взлета продолжался около сорока лет. Он дал миру шедевры, которые навечно вписаны в скрижали высокого искусства. Портрет Моны Лизы и «Тайная вечеря» Леонардо да Винчи,»Сикстинская мадонна» Рафаэля Санти, «Давид» Микеланджело Буонарроти — эти и другие произведения украшают залы престижных музеев.

Итальянский скульптор Андреа Сансовино (1467-1529 гг.) — один из наиболее заметных представителей эпохи Высокого Возрождения. Первой работой Сансовино стало алтарное терракотовое украшение для церкви Санта-Агата с изображениями Св. Себастьяна, Роха и Лаврентия. Аналогичную скульптурную группу Андреа изваял для алтаря церкви Сан-Спирито во Флоренции. Скульптура Высокого Возрождения отличается выраженной духовностью и какой-то особой проникновенностью.

Вероккьо Андреа

Это знаменитый скульптор эпохи Раннего Ренессанса, учитель Леонардо да Винчи, Сандро Боттичелли и Пьетро Перуджино. Главным предметом творчества Верроккьо было ваяние, на втором месте — живопись. Андреа был прославленным постановщиком придворных балов и талантливым декоратором. Скульптура Высокого Возрождения фактически началась с работ Верроккьо.

архитектурные постройки и скульптуры возрождения

Художник долгое время творил, находясь во Флоренции. Им было создано надгробие для флорентийского вельможи Козимо Медичи, затем более двадцати лет скульптор работал над композицией «Уверение Фомы». Знаменитая статуя Давида была создана Верроккьо в 1476 году. Бронзовое изваяние предназначалось для украшения виллы Медичи, однако Джулиано и Лоренцо сочли себя недостойными столь высокой чести и предали скульптуру в Палаццо Синьории во Флоренции. Великолепная скульптура Раннего Возрождения, таким образом, обрела свое место. В частных домах старались не держать уникальные художественные произведения. Не менее ценным с точки зрения высокого искусства было также и позднее Возрождение. Скульптура Бенвенуто Челлини «Персей» считается непревзойденным шедевром Позднего Ренессанса.

fb.ru

СКУЛЬПТУРА ВОЗРОЖДЕНИЯ В ИТАЛИИ. «Скульптура»

 

Чем прославился Донателло?

Донато ди Никколо ди Бетто Барди (прозванный Донателло (около 1386–1466), был первым великим скульптором итальянского Возрождения, которое началось в XIV в. в Италии и затем распространилось по другим европейским странам. Художники, творившие в эту эпоху, стремились возродить традиции античной культуры, во многом утраченные в средние века. Главным объектом их внимания стал человек. Именно он, по представлению мастеров того времени, превосходит все земные существа красотой и благородством, а творческими возможностями подобен Богу.

Донателло родился во Флоренции — центре Возрождения. Он был великим тружеником: за 60 лет творчества создал множество статуй в разных городах Италии. Первая работа, которая принесла Донателло настоящую славу, — «Святой Георгий».

Скульптор изобразил Георгия, святого-воина, юным рыцарем в доспехах. Он стоит, опираясь на большой щит. В правой руке святой держал меч, который не сохранился. Лицо Георгия выражает серьезность и уверенность, и весь его величавый облик излучает строгость.

Донателло и другие скульпторы Возрождения изучали античную пластику как образец для подражания. Но в то же время в искусстве Донателло много нового: он изображает конкретного человека с ярким, деятельным характером и, вслед за мастерами средневековья, передает сложный и многообразный мир чувств.

Скульптурную группу «Благовещение» во флорентийской церкви Санта-Кроче Донателло создал для алтаря семьи Кавальканти. В библейский сюжет Донателло вносит трогательную жизненную непосредственность. Ангел, опустившийся на колено перед Марией, напоминает восторженно благоговеющего перед прекрасной дамой юношу-рыцаря. Мария, златокудрая красавица с книгой в руке, покорно внимает его словам. Скульптура выполнена из серо-голубого песчаника в виде высокого рельефа. Донателло украсил фон изящным позолоченным узором. Позолотой сверкают волосы Марии и ангела, узорчатые края их нарядных одежд.

Создавая бронзовую скульптуру «Давид» (1430-е годы), Донателло бросает вызов средневековым запретам — он изображает обнаженную фигуру. Победитель страшного великана Голиафа Давид, изваянный Донателло, — хрупкий юноша, который, гордо подбоченясь, попирает мечом голову поверженного врага. На его мальчишеском лице сияет радостная улыбка.

litresp.ru

Скульптура эпохи Ренессанса

   Скульптура, как один из самых древнейших видов искусства, меняется вместе с людьми и временем. И скульптуры эпохи Ренессанса не исключение. Что нам известно об эпохе Ренессанса или, в переводе с латинского, Возрождения?

   Это целый культурный пласт, который пришел на смену аскетичным средним векам и принес с собой возрождение античности, расцвет культуры, гуманизм, установление личности человека как высшей ценности.

   Италия тринадцатого века считается колыбелью Ренессанса и продлилась эта эпоха до 16 века, когда начали появляться новые направления и стили в искусстве. Скульптура, которая ранее лишь украшала рельефами архитектурные сооружения, в период Возрождения постепенно приобретает самостоятельность. И к концу 16-го века, это уже отдельный вид искусства.

Искусствоведы делят эпоху Ренессанса условно на четыре этапа.

   Проторенессанс появился в позднем средневековье и ярким его представителем был скульптор и архитектор Арнольфо ди Камбио. Он автор главного собора во Флоренции, статуи короля Карла I в Риме, фонтана в Перудже с многочисленными скульптурами. Работы Арнольфо ди Кампио подвержены влиянию античности, они спокойны и выдержаны, пропитаны греческим духом. Под рукой мастера они становятся более наглядными, выразительными в исполнении, пластичными, приближенными к реальности. Подтверждением этому является его скульптура «Оплакивание Иоанном Марии».

Донателло «Конная статуя Гаттамелаты» вблизиДонателло «Конная статуя Гаттамелаты» издали

   Раннее Возрождение охватывает весь 15 век. Скульптура как искусство начинает отделяться от религиозных средневековых канонов. Имя Донателло ди Никколо ди Бетто Барди самое знаменитое в тот период. Он первым «отлепил» от стены рельеф — изображения скульптур углубляются, индивидуализируются. Первым создал обнаженную натуру. А также работая над конной статуей кондотьера Гаттамелаты, первого памятника в бронзе, он нашел необычное для того времени решение по расположению скульптуры относительно стен здания. Благодаря этому, весь контур всадника и коня прекрасно смотрится с любой стороны, не сливается с фасадом церкви и от этого кажется более значительным и монументальным, несмотря на небольшие размеры.

Давид, Микеланджело Буонаротти

   Высокое Возрождение — это расцвет и пик эпохи Ренессанса. Длится он с конца 15 века до 20-х годов 16. Немалую роль сыграл в этом и вступивший на папский престол папа Юлий II. Он известен как меценат искусства. При нем творили свои шедевры такие таланты как Леонардо да Винчи, Рафаэль и великий Микеланджело. Микеланджело Буонаротти, прожив почти 90 лет, сделал множество работ. Но его всемирно известный Давид, это вершина эпохи Ренессанса и человеческого гения. Его скульптуры мощны и объемны, но в то же время завораживают гибкостью и реальностью объекта. Скульптура периода Высокого Возрождения вышла из тени архитектуры окончательно, она независима от религии, у мастеров ваяния появляются заказчики. Скульптура становится классической, достойной своих античных греко-римских предков.

Нимфа Фонтенбло, Бенвенуто ЧеллиниПьета, Микеланджело

   К Позднему Возрождению условно относят вторую половину 16 века. Здесь уже трудно назвать момент, когда появляется кризис и упадок эпохи Возрождения и начинается новый этап в искусстве – маньеризм, он переходный перед следующим стилем в скульптуре и архитектуре – барокко. Настолько разнообразны в своих проявлениях работы мастеров ваяния и художников. Слишком свободным становится отношение авторов к принципам и формам античного искусства. Большое влияние в этом периоде имеет итальянский скульптор, живописец и ювелир Бенвенуто Челлини. Его известный рельеф Нимфа Фонтенбло сделана в бронзе для короля Франции Франциска первого. Знатоки искусства относят это произведение к раннему маньеризму. Также последняя скульптурная группа Пьета, в исполнении Микеланджело, как бы завершает не только его творческий путь, но и эпоху Возрождения.

   Влияние эпохи Ренессанса имеет огромное значение для понимания и изучения человека, природы в целом, для возрождения античной культуры, в частности. Скульптура, благодаря Возрождению, стала более понятна и доступна обычным людям, разбудила в них потребность в красоте и эстетике. Эпоха Возрождения породила множество гениальных творцов, чьи шедевры до сих пор не перестают восхищать и поражать своим великолепием.

muzei-mira.com

Итальянское Возрождение, архитектура, живопись, литература, философы, мыслители эпохи Возрождения

Неслучайно, что многие мореплаватели и учёные, которые приобрели всемирную славу в эпоху Великих географических открытий, — П. Тосканелли, X. Колумб, Дж. Кабот, А. Веспуччи — были итальянцами. Италия, раздробленная политически, была в тот период страной с самой развитой в Европе экономикой и культурой. В Новое время она вступила в разгар грандиозного культурного переворота, получившего название Возрождение, или по-французски — Ренессанс, потому что первоначально под ним подразумевалось возрождение античного наследия. Однако Возрождение было продолжением Средневековья не в меньшей степени, чем возвратом к античности, оно рождалось на основе высокоразвитой, утончённой и сложной культуры Средних веков.

Понятие Возрождения. Гуманизм

Наряду с понятием «Возрождение» широко используется понятие «гуманизм», производное от латинского humanis — человеческий. Оно тесно связано с понятием «Возрождение», но не равнозначно ему. Термин «Возрождение» обозначает весь комплекс явлений культуры, характерных для данной исторической эпохи. «Гуманизм» представляет собой систему взглядов, сформировавшихся в ренессансную эпоху, согласно которым признаётся высокое достоинство человеческой личности, её право на свободное развитие и проявление своих творческих способностей.

В эпоху Возрождения понятие «гуманизм» обозначало также комплекс знаний о человеке, о его месте в природе и обществе. Особый вопрос представляет отношение гуманистов к религии. Гуманизм вполне уживался с христианством, наиболее ярким свидетельством чего стало активное участие священнослужителей в гуманистическом движении и, особенно, покровительство со стороны римских пап. В эпоху Возрождения религия из предмета слепой веры превратилась в объект сомнений, размышлений, научного изучения, даже критики. Но, несмотря на это, Италия в целом осталась религиозной, преимущественно католической страной. В итальянском обществе по-прежнему сохранялись всевозможные суеверия, процветали астрология и другие лженауки.

Возрождение прошло через несколько этапов. Раннее Возрождение (XIV и большая часть XV в.) характеризуется зарождением ренессансной литературы и связанных с ней гуманитарных дисциплин, расцветом гуманизма в целом. В период Высокого Возрождения (конец XV — первая треть XVI в.) происходил небывалый расцвет изобразительного искусства, однако уже наметился явный кризис гуманистического мировоззрения. В эти десятилетия Возрождение вышло за пределы Италии. Позднее Возрождение (большая часть XVI в.) — период, когда его развитие продолжалось параллельно с религиозной Реформацией в Европе.

Столицей итальянского Возрождения стал главный город Тосканы — Флоренция, где сложилось уникальное сочетание обстоятельств, способствовавших стремительному подъёму культуры. В разгар Высокого Возрождения центр ренессансного искусства переместился в Рим. Папы Юлий II (1503—1513 гг.) и Лев X (1513—1521 гг.) прилагали тогда огромные усилия, чтобы возродить былую славу Вечного города, благодаря чему он действительно превратился в центр мирового искусства. Третьим крупнейшим центром итальянского Возрождения стала Венеция, где ренессансное искусство приобрело своеобразную окраску, обусловленную местными особенностями.


Палаццо Веккьо. Флоренция


Панорама Венеции

Искусство итальянского Возрождения

Культурный подъём, происходивший в Италии в период Возрождения. ярче всего проявился в изобразительном искусстве и архитектуре. В них с особой силой и наглядностью отразилось великое переломное значение эпохи, определившей пути дальнейшего развития мирового искусства.

Одной из наиболее ярких фигур итальянского Возрождения являлся Леонардо да Винчи (1452-1519), который соединял в себе множество талантов — живописца, скульптора, архитектора, инженера, оригинального мыслителя. Он прожил бурную и насыщенную творчеством жизнь, создавая свои шедевры на службе Флорентийской республики, у герцога Миланского, Паны Римского и короля Франции. Фреска Леонардо «Тайная вечеря» представляет собой одну из вершин в развитии всего европейского искусства, а «Джоконда» — одну из его величайших загадок.


Л. да Винчи. Автопортрет

Живопись была для Леонардо универсальным средством не только отражения мира, но и его познания. По его собственному определению, это — «удивительное мастерство, вся она состоит из тончайших умозрений». Своими экспериментальными наблюдениями этот гениальный художник обогатил почти все области науки своего времени. А в число его технических изобретений входил, например, проект парашюта.

С гением Леонардо соперничал не менее великий художник Микеланджело Буонарроти (1475-1564), звезда которого начала восходить на рубеже веков. Трудно было представить себе столь разных людей: Леонардо — общительный, не чуждый светских манер, вечно ищущий, с широким кругом часто менявшихся интересов; Микеланджело — замкнутый, суровый, с головой уходящий в работу, сосредоточенный на каждом своём новом произведении. Микеланджело прославился как скульптор и архитектор, живописец и поэт. К числу его первых шедевров относится скульптурная группа «Оплакивание Христа». В 1504 г. народ Флоренции пронёс в триумфальном шествии колоссальную фигуру Давида, являющуюся шедевром этого мастера. Её торжественно установили перед зданием городского совета. Еще большую славу ему принесли фрески Сикстинской капеллы в Ватикане, где за четыре года Микеланджело расписал 600 кв. м сценами из Ветхого Завета. Позднее в той же капелле появилась его знаменитая фреска «Страшный суд».


Микеланджело. Купол собора Св. Петра


Микеланджело. Оплакивание Христа


Микеланджело. Сотворение Адама. Сикстинская капелла

Не менее впечатляющих успехов Микеланджело добился и в архитектуре. С 1547 г. до конца жизни он возглавлял строительство собора Св. Петра, предназначенного стать главным католическим храмом в мире. Микеланджело радикально изменил первоначальный замысел этого грандиозного сооружения. По его гениальному проекту создали купол, по сей день непревзойденный ни по размерам, ни по величию. Этот римский собор вошёл в число величайших творений мирового зодчества.

Как градостроитель Микеланджело всю силу своего таланта выразил в создании архитектурного ансамбля на площади Капитолия. Он фактически сформировал новый облик Рима, который с тех пор неразрывно связан с его именем. Своих вершин живопись итальянского Возрождения достигла в творчестве Рафаэля Санти (1483-1520). Он принимал участие в сооружении собора Св. Петра, а в 1516 г. был назначен главным смотрителем всех римских древностей. Однако Рафаэль проявил себя преимущественно как художник, в творчестве которого получили завершение живописные каноны Высокого Возрождения. Среди художественных достижений Рафаэля — роспись парадных залов Ватиканского дворца. Его кисти принадлежат портреты Юлия II и Льва X, благодаря которым Рим превратился в столицу ренессансного искусства. Излюбленным образом художника всегда оставалась Богоматерь, символ материнской любви. Неслучайно его величайшим шедевром признана потрясающая воображение «Сикстинская мадонна».


Рафаэль. Сикстинская мадонна

Почётное место в истории ренессансного искусства занимает венецианская школа живописи, основоположником которой был Джорджоне (1476/77-1510). Всемирное признание получили такие его шедевры, как «Юдифь» и «Спящая Венера». Наиболее выдающимся художником Венеции стал Тициан (1470/80-е — 1576). Всё то, чему он научился у Джорджоне и других мастеров, Тициан довёл до совершенства, а созданная им свободная манера письма оказала большое влияние на последующее развитие мировой живописи.


Тициан. Автопортрет

К числу ранних шедевров Тициана относится оригинальная по замыслу картина «Любовь земная и любовь небесная». Венецианский художник получил широкую известность и как непревзойдённый портретист. Позировать ему считали за честь и римские первосвященники, и коронованные особы.

Архитектура и скульптура

Основоположниками нового архитектурного стиля стали выдающиеся мастера Флоренции, прежде всего Филиппо Брунеллески, создавший монументальный купол собора Санта-Мария дель Фьоре. Но главным типом архитектурного сооружения в этот период становится уже не церковное, а светское здание — палаццо (дворец). Ренессансный стиль характеризуют монументальность, создающая впечатление величия, и подчёркнутая простота фасадов, удобство просторных интерьеров. Сложной конструкции готических зданий, подавлявших человека своим величием, была противопоставлена новая архитектура, которая создавала принципиально новую среду обитания, более соответствующую человеческим потребностям.


Собор Санта-Мария дель Фьоре. Флоренция


Палаццо Медичи-Рикарди. Флоренция. Фасад


Палаццо Медичи-Рикарди. Флоренция. Внутренний двор

В эпоху Возрождения произошло отделение скульптуры от архитектуры, появились отдельно стоящие памятники как самостоятельный элемент городского ландшафта, быстро развивалось искусство скульптурного портрета. Портретный жанр, широко распространившийся в живописи, скульптуре и графике, отвечал гуманистическому настрою ренессансной культуры.

Литература, театр, музыка

Ренессансная литература, создававшаяся первоначально на латыни, шаг за шагом уступала место собственно национальной, итальянской. К середине XVI в. итальянский язык, основой которого стал тосканский диалект, становится преобладающим. Это был первый национальный литературный язык в Европе, переход на который способствовал широкому распространению ренессансной образованности.

На протяжении XVI в. в Италии возник национальный театр в современном понимании этого слова. Итальянские народные комедии стали первыми в Европе, которые писались прозой и имели реалистический характер, то есть соответствовали действительности.

Увлечение музыкой в Италии всегда было более распространено, чем в любой другой стране Европы. Оно носило массовый характер и представляло неотъемлемый элемент повседневной жизни самых широких слоёв населения. Эпоха Возрождения принесла большие изменения и в эту сферу. Особую популярность получают оркестры. Создаются новые виды музыкальных инструментов, из струнных на первое место выдвигается скрипка.

Новое понимание истории и рождение политической науки

Мыслители Возрождения выработали оригинальный взгляд на историю и создали принципиально новую периодизацию исторического процесса, в корне отличавшуюся от мифической схемы, заимствованной из Библии. Осознание того, что насту пила новая историческая эпоха, стало наиболее оригинальной чертой итальянского Возрождения. Противопоставляя себя Средневековью, гуманисты обращались как к своим прямым предшественникам к мастерам древнего мира, а тысячелетие между своим «новым» временем и античностью обозначили как безымянные «средние века». Так родился совершенно новый подход к периодизации истории, принятый и в настоящее время.

Крупнейшим мыслителем итальянского Возрождения, который внёс неоценимый вклад в развитие как исторической, так и политической мысли, был Никколо Макиавелли (1469-1527). Уроженец Флоренции, он занимал ответственные посты в правительстве и исполнял важные дипломатические поручения в те годы, когда Италия превратилась в арену ожесточённого международного соперничества. Именно в эту катастрофическую для его страны эпоху флорентийский мыслитель попытался ответить на острейшие проблемы современности. Для него история представляла политический опыт прошлого, а политика — современную историю.


Н. Макиавелли

Основными заботами для Макиавелли являлись «общее благо» народа и «государственный интерес». Именно их защита, а не частные интересы должны, по его убеждению, определять поведение правителя. «Свидетельство моей честности и верности — моя бедность», — писал Макиавелли в подтверждение своих выводов. Его политическим завещанием стали слова: «не отклоняться от добра, если это возможно, но уметь вступить на путь зла, если это необходимо». Этот призыв часто воспринимается как оправдание безнравственной политики, не брезгующей никакими средствами для достижения своих целей, для обозначения которой даже изобрели понятие «макиавеллизм».

Из книги Н. Макиавелли «Государь»

«Намерение моё — написать нечто полезное для того, кто это поймёт, почему мне и казалось более верным искать настоящей, а не воображаемой правды вещей». Ведь «так велико расстояние от того, как протекает жизнь в действительности, до того, как должно жить».

«И хорошо устроенные государства, и мудрые князья особенно усердно старались не озлоблять знатных и вместе с тем удовлетворять народ, сделать так, чтобы он был доволен, потому что в этом одно из главнейших дел князя». А «тот, в чьи руки отдана власть, обязан никогда не думать о себе».

Государю «должно казаться милосердным, верным, человечным, искренним, набожным; должно и быть таким, но надо так утвердить свой дух, чтобы при необходимости стать иным… превратиться в противоположное». «Ведь тот, кто хотел бы всегда исповедовать веру в добро, неминуемо погибнет среди столь многих людей, чуждых добра».

Использованная литература:
В.В. Носков, Т.П. Андреевская / История с конца XV до конца XVIII века

knowhistory.ru

Скульптура раннего Возрождения в Италии

Находившаяся в эпоху средневековья в состоянии полной зависимости от архитектуры, скульптура эпохи Возрождения вновь обретает самостоятельное значение. Как равноправный компонент она входит в архитектурные ансамбли на основе содружества, но не подчинения архитектуре. Освобождаясь от сковывающего ее религиозно-мистического содержания, она обращается к жизни, к реальным образам действительности, человеку. Наряду с сохраняющими свое значение образами христианской мифологии и античности объектом изображения скульпторов оказываются теперь и живые люди, герои современности. Развитие получает жанр портрета, создаются конные статуи, украшающие площади городов. Значительно изменяется характер декоративного рельефа, образные возможности которого расширяются в связи с использованием приемов живописно-перспективного изображения и новых материалов, в частности полихромной керамики.

Скульптура раньше живописи прочно встает на новый путь развития, что объясняется тем местом, которое она занимала в средневековых культовых сооружениях. При больших постройках создавались мастерские, которые готовили скульпторов-декораторов, проходивших здесь хорошую подготовку, знакомясь с архитектурой, со строительным и ювелирным делом. Все эти познания помогали в работе над монументальной пластикой, отличавшейся особой тщательностью исполнения.

Гиберти. В ювелирной мастерской изучил основы ремесла один из выдающихся скульпторов 15 века – Лоренцо Гиберти (1378–1455), в искусстве которого ясно обозначились устремления к реализму. Вся его творческая жизнь по существу была посвящена решению единственной проблемы – созданию живописного монументального декоративного рельефа. Его основные произведения предназначались для оформления флорентийского баптистерия.

Блестящий мастер и тонкий рисовальщик, Гиберти занял в 1401 году первое место в конкурсе на северные двери баптистерия, работа над которыми продолжалась более двадцати лет (1404–1424). Каждая из двадцати восьми рельефных композиций этих дверей была исполнена на религиозный сюжет и вписывалась в квадрифолии (четырехлистниковые обрамления), еще связанные своей замысловатой колючей формой с готической традицией. Внутренние ритмы круглящихся линий композиций вторят обрамлениям, подчеркивая декоративность общего решения. В этих рельефах сделаны лишь первые шаги на пути оптического завоевания пространства.

Совершенно иной характер носили восточные двери баптистерия (1425–1452), также исполненные Гиберти, которые стали одной из достопримечательностей Флоренции; «Врата рад» назвал их Микеланджело. Вместо измельченных готических квадрифолиев эти двери украшают десять крупных, вписанных в прямоугольные поля многофигурных рельефов, уподобленных сложным многоплановым живописным композициям («Встреча царя Соломона с царицей Савской», «Сотворение Адама и Евы» и др.). Лирическая красота образов, правильность пропорций фигур, живое изящество форм и линий, богатство пейзажных и архитектурных фонов, сочность растительных орнаментов обрамления – все это составляет единый ансамбль нового, реалистического искусства. И только некоторые композиционные приемы, в частности включение нескольких сюжетов в каждое поле, сближают рельефы восточных дверей с искусством прошлого.

Донателло. Настоящим реформатором итальянской скульптуры был Донателло (около 1386 – 1466, полное имя – Донато ди Никколо ди Бетто Барди). Широтой своих исканий и разносторонностью таланта он оказал огромное воздействие на последующее развитие европейской пластики. Донателло прошел сложный творческий путь, снискав громкую прижизненную славу.

Донателло обучался в мастерской Гиберти, где на его глазах создавались рельефы северных дверей баптистерия. Быстро сформировавшись как художник, он начал работать самостоятельно. Его ранние произведения носят отпечаток готических влияний, в дальнейшем Донателло создает образы остроиндивидуальные, подчеркивает выразительность в самых неправильных чертах. Его самобытный талант проявился в скульптурах, украшающих церковь Ор-Сан-Микеле во Флоренции. Поставленные, согласно установившейся традиции, в нишах средневековой постройки, пластически самостоятельные, статуи Донателло обнаруживают свой гуманистический характер. С особой полнотой это видно в мраморной статуе святого Георгия (1417, Флоренция, Национальный музей). Закованный в доспехи, стройный, с одухотворенным лицом, настороженным взглядом, он воплощает идеал героической личности, созвучной эпохе, исполнен самосознания, спокоен и бесстрашен.

Более характерны и индивидуальны образы статуй пророков, исполненных для украшения кампанилы (колокольни) Флорентийского собора. Простонародны их лица, тяжеловесны фигуры в длинных одеяниях, едва умещающиеся в нишах. Некоторые из них имели портретное сходство с современниками. Форма тыквообразной головы пророка Иова, яркая индивидуализация черт его лица породили прозвище этой статуи – «Цукконе» (тыква). Обобщенно и смело трактованы складки его плаща, подчеркивающего движение и выявляющего компактность фигуры. Мощная пластика акцентирует самостоятельное значение статуи.

Торжество идеалов ренессансной скульптуры и утверждение статуарного начала знаменует первая обнаженная статуя в итальянской пластике Возрождения – «Давид» (1430–1440-е годы, Флоренция, Национальный музей). Украсившая фонтан внутреннего двора палаццо Медичи бронзовая статуя воспринималась в пространстве с разных точек зрения. Юный пастух, победитель великана Голиафа, представлен, по примеру античных героев, обнаженным. Угловатая фигура подростка дана в состоянии покоя, отдыха после напряженного боя. Тень от широкополой пастушеской шляпы падает на его спокойно-задумчивое лицо, усиливая сосредоточенность выражения. Тяжесть тела перенесена на одну ногу, другая, свободно отставленная, попирает голову поверженного врага. Характер постановки фигуры, мастерство трактовки обнаженного юношеского тела навеяны античной пластикой и вместе с тем более индивидуальны и обнаруживают ту остроту и напряженность форм и ритма, которые присущи лишь эпохе Возрождения.

Поездка Донателло в Рим способствовала еще большему осмыслению им античного искусства, традиции которого находят претворение в рельефах кафедры Флорентийского собора (1433–1439). Этот легкий, гармоничный и цельный фриз, составленный из фигурок танцующих путти (младенцев-ангелов), радостных и ликующих, пронизан единым стремительным ритмом движения. Возможно, античный памятник Марку Аврелию вдохновил Донателло на создание конной статуи кондотьера (наемного военачальника) Эразмо да Нарни, прозванного Гаттамелатой (1447–1453), Этот первый конный памятник в искусстве Возрождения, посвященный выдающейся личности, получил совсем иную, чем в античности, трактовку. Уверенно сидит на могучем коне кондотьер, держа в руке жезл командующего. В его лице, умном и суровом, – черты несомненного портретного сходства, выражение непреклонной воли и энергии. Фигура кондотьера Гаттамелаты воспринимается в неразрывном единстве с медленно шествующим коном, отяжеленные формы которого словно подчеркивают силу всадника. Поставленный перед церковью Сант-Антонио в Падуе, монумент не только сохраняет свою значительность в соседстве со зданием храма, но и организует весь ансамбль площади.

Здесь же в Падуе, в церкви Сант-Антонио, находится алтарь, исполненный Донателло. Его рельефы на сюжеты из жизни святого Антония представляются одним из высочайших достижений этого вида скульптуры. В сложные многофигурные композиции с архитектурными фонами включено невиданное доселе множество действующих лиц, переданы их чувства и переживания. Широтой охвата жизненных явлений эти рельефы, по существу, могут соперничать с живописью.

Творчество Гиберти Лоренцо ►

Творчество и скульптуры Донателло ►

История зарубежного искусства ►

smallbay.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *