Следы войны в Москве: осколки, ДОТы, разрушенные здания и кварталы
В 1941 году Москва почти была захвачена, город подвергался бомбёжками, враг стоял на подступах. Много времени прошло с тех пор, но на улицах города до сих пор можно видеть следы войны. Более того, война до сих пор определяет нашу жизнь в городе и диктует городскую среду.
Сегодня после отшумевших праздников предлагаем прогуляться по современной Москве и посмотреть следы, которые до сих пор остались в городе от войны.
Прогуляться по городу и смотреть шрамы, оставленные городу войной —>
В 1941 году город, несмотря на хорошую противовоздушную оборону подвергался бомбёжкам. Целый ряд интересных зданий был, увы, уничтожен. Одним из самых известных и полностью уничтоженных зданий является театр Вахтангова на Арбате:
Прежнее, конструктивистское здание театра Вахтангова было разрушено в результате авианалёта в июле 1941 года.
Современное здание – чистая «сталинская» классика, возведенная уже после войны:
Одним из самых ярких примеров следов войны в городе является дом на Моховой напротив выхода из м. Библиотека им. Ленина:
Некогда дом, построенный 1892 г. правосланым Братолюбивым обществом, представлял собой единое целое, но сюда в 1941 году попала большая бомба и часть дома обрушилась. После войны сносить крепкое здание не стали оставив между двумя его частями пробел, до сих пор напоминающий о трагических событиях.
Нашёлся даже комментарий очевидца о той бомбардировке:
Я жил в этом доме с 1931 по 1964 гг. Моя семья жила в 1941 г. в полуподвале — в том месте, где сейчас разрыв. Рядом с нашей квартирой располагалось бомбоубежище. При объявлении воздушной тревоги наша семья уходила в метро — через вход на станцию «Библиотека им. В.И.Ленина». Все, кроме деда, который предпочитал соседнее бомбоубежище. Так было и в ту страшную ночь. Мне было тогда 10 лет, я мало что осознавал, но по рассказам впоследствии старших в бомбоубежище было около 40 человек. Погибли все, кроме моего деда и одной девушки 16-18 лет. Их откопали через 2 суток. Всё это время дед лежал придавленный балкой, зажавшей его ногу, которую после освобождения пришлось ампутировать. Девушка выжила без физических травм, но сошла с ума. Дед умер в 1963 г. (89 лет).
Есть подобный пробел в застройке и на Никольской напротив дома №11-13:
Старая купеческая застройка была разрушена здесь сбитым немецким самолётом. Застраивать участок не стали, разбили сквер, а сталинское здание построили немного отойдя от «красной линии» улицы.
Схожее пустое место в ряду плотной застройки есть и на Пятницкой улице:
На месте сквера здесь стояло здание женского профессионального училища им. Лепёшкиной:
В результате авианалёта 23 июля 1941 г. здание было почти полностью разрушено:
После войны здесь разбили сквер
Если неподалеку от Курского вокзала углубиться во дворы домов №14 и №16 по Воронцову полю, то можно будет увидеть тыльную стену дореволюционной больницы. Район, где сходятся важные железнодорожные пути, старались бомбить особенно и одна из бомб, видимо, по ошибке упала во дворы. Незаметную со стороны улицы стену не стали реставрировать, и до сих пор на ней можно видеть выщербины от осколков.
Следы от осколков можно видеть и на фасаде Музей изобразительных искусств имени Пушкина:
Издалека не сразу заметно, но если приглядеться, то можно найти множество следов войны:
В 2015 году этим следам даже посвятили отдельную мемориальную доску:
От бомбардировок Москвы пострадал памятник Тимирязеву на площади Никитских ворот.
На площадь упала большая бомба, и памятник сбросило с постамента и раскололо на несколько частей. Шов можно, например, видеть на шее. По одной из легенд, голова Тимирязева влетела кому-то в квартиру. На постаменте и самом памятнике до сих пор можно видеть швы и следы от осколков:
Интересно, что поврежденный памятник очень быстро восстановили, и советские газеты в августе 1941 года бодро рапортовали, что Тимирязев вновь занял своё законное место:
Война непосредственно повлияла даже на декор домов №9 и №11 по Тверской.
Первые этажи этих двух домов по центральной улице столицы облицованы крупными блоками гранита, который по легенде немцы доставили в 1941 году в СССР для установки грандиозного памятника своей победы. После контрнаступления под Москвой гранит был захвачен, а уже после войны ему нашлось более прозаическое применение при строительстве новых домов. Легенда это или нет, сложно сказать, но именно эти два корпуса отличаются особенно богатым декором на всей Тверской.
В 1941 году Москва явно готовилась к уличным боям и на подступах к городу (ныне порой даже не окраины) сооружались долговременные огневые точки – ДОТы, причем очень капитально, из бетона.
До сих пор ДОТы можно найти Нескучном саду, в Битцевском парке и многих других парках и районах города
Ссылка на эту карту на Google
ДОТ в Нескучном саду
Огневая точка на ул. Хавская рядом с м.Тульская
Война до сих пор определяет городскую среду даже в самом центре города. Все известна большая площадка на Кузнецком мосту между Петровкой и Неглинной:
Еще до войны такого широкого пространства здесь не было:
Здание старого пассажа было разрушено в 1941 году в результате бомбардировки Москвы. В 1945 году остатки пассажа были разобраны, а в 1947 году на его месте по проекту ландшафтного архитектора В. И. Долганова был разбит небольшой сквер, облицованный красным гранитом из запасов, привезённых немцами для памятника в честь победы над СССР. Так сквер и остался.
Кузнецкий мост в 1950 г.
И, самое удивительное, во многом из-за войны у нас до сих пор путаница в метро с параллельными линиями, двумя «Смоленскими» и двумя «Арбатскими», не соединёнными друг с другом:
Филевская линия (голубая) до Киевской была построена ещё до войны на небольшой глубине с мостом через Москву-реку. Из-за неглубокого залегания эта линия была в переулках Арбата была пробита бомбой, дыра в тоннеле была, конечно, заделана, но следы остались:
Заделанная дыра в потолке тоннеля Филёвской линии. Фотография из ЖЖ: russos.livejournal.com (Александр Попов)
За несколько дней дыру ликвидировали, однако приняли решение после войны проложить параллельно тоннель глубокого заложения. Открыли новые станции Арбатская, Смоленская и Киевская, на тех же местах, где и старые, только гораздо глубже. Радиус мелкого заложения в 1953 году закрыли, использовали в качестве склада для сломанных вагонов, и только в 1958 году, когда начали строить наземную линию в сторону Филей, закрытый отрезок мелкого заложения пригодился, и присоединился к новой Филёвской линии.
К счастью, война не сильно разрушила Москву, но до сих пор наша повседневная жизнь и городская среда находится под влиянием событий более чем 70-летней давности.
Эта запись была опубликована в Пятница, мая 11, 2018 в 12:15 в теме: Военное, ГОРОД. Вы можете подписаться на комментарии к этой записи по RSS 2.0. .
Москва — фабрика утопий – Газета Коммерсантъ № 49 (1452) от 21.
03.1998200 4 мин. …
 Москва — фабрика утопийОдин из итальянских исследователей назвал Москву «городом монтажа» — с адресной отсылкой к монтажу Сергея Эйзенштейна. При том что русское искусство, по мысли всех взыскующих национальной идеи, всегда стремилось к ансамблю, реально город состоит из осколков совершенно несоизмеримых сред.
В первой же русской романтической утопии — романе «4338 год» Одоевского — герой летит над ночной землей и вдруг видит море огней, которое тянется почти бесконечно. Это оказываются слившийся в один город Москва и Петербург, состоящие из сплошных хрустальных небоскребов. В повести Соллогуба «Тарантас» герой возвращается из-за границы, едет на своем тарантасе, и везде грязь, разорение и тоска. А потом ему снится сон, и он видит Москву будущего: «По сторонам Тверского бульвара красовались дома такой легкой, такой прекрасной архитектуры, что при одном взгляде на них душа наполнялась чувством гармонии». Москва — город миража. Выходишь, а тебе навстречу мираж — это лейтмотив ее архитектуры. Юрий Аввакумов несколько лет назад проводил выставку «Фабрика Утопий». Москва — это именно фабрика утопий, которая работает на полную катушку уже 200 лет.
Начинается все с утопии Большого кремлевского дворца Баженова. Идея — снести Кремль, построить на его месте русский Акрополь и тем самым символически европеизировать Россию. Так сказать, вставить в ее сердце европейский привой. Далее следует храм Христа Спасителя Витберга на Воробьевых горах, мистическая мечта Александра I. Храм, наполненный масонской символикой, должен был непосредственно транслировать в город гармонию Космоса, постепенно превращая его в град небесный. Но и реальный храм Христа, построенный Тоном уже при Александре III, был более чем утопичен. Чисто архитектурно он был вынесен из среды города гигантским постаментом, и надо учитывать, что окружали его не 8-этажные дома, как сегодня, а двухэтажные особнячки — та самая «большая деревня».
Ее преемницей стал сталинский Дворец советов, та же грандиозная антенна коммунизма. «Пройдет тысяча лет, во всем мире наступит коммунизм, а Дворец советов будет стоять таким же, как он построен»,— писал в начале строительства писатель Атаров. Оказалось, что даже в своем мистически непостроенном качестве дворец все же способен к трансляции — вокруг него сформировалась сталинская Москва. Хрущевские пятиэтажки сегодня мало ассоциируются с утопией. На самом деле они напрямую реализовывали идеалы коммунистического фаланстера, и были репрезентацией лозунга «Коммунизм через 20 лет», а удивительная картина домов, растущих как на конвейере, казалась выражением небывалой технической мощи и прямо сопоставлялась в прессе с полетом Гагарина. Брежневская эпоха плохо ассоциируется с утопией, но тем не менее Калининский проспект ею являлся. Будучи римейком океанической набережной Гаваны, он вел к Москве-реке как «порту пяти морей», так что всемирные моря раскрывались непосредственно у здания СЭВ.
Можно заметить характерную особенность работы этой фабрики. Речь идет не о преобразовании города в целом. Речь идет о создании суперобъекта, который будет его символически преобразовывать. Это некая точка преображения, наша родная гора Фавор. Все это напоминает доперестроечный анекдот про колхоз-миллионер, решающий, куда потратить средства. Старик-колхозник предлагает купить «хванеры». Зачем? Чтоб построить «ероплан» и улететь отсюда к чертовой матери. В космос, в Гавану, в Европу — все равно, лишь бы подальше.
В утопии известного русского экономиста Чаянова, сочинявшего романы под псевдонимом Кремнев, в стране в 1937 году власть берет крестьянская партия, которая издает декрет о разрушении городов и преобразовании их в небольшие такие поселения среди бесконечных полей. А в центре каждого такого поселения стоит железная вышка, которая прямо берет энергию из космоса, климат меняет и вообще распространяет благодать. Кажется, московские суперобъекты и есть чаяновские вышки.
Москва — символ «русской идеи». Русская идея — вещь метафизическая. Предназначение архитектуры — переводить метафизику в физику, в реальность. Значит, нужно создать такое место в городе, чтобы, попав в него, вы оказывались на своеобразной стартовой площадке в «русский космос». Весь город — сталинский, хрущевский, брежневский — и состоит из осколков таких стартовых площадок для непостроенных «еропланов».
Но самое поразительное в том, что эти утопии появляются и сегодня. Кажется, отношение к городу принципиально поменялось. Это Корбюзье предлагал все в Москве снести и построить новый город. А Сталин, Хрущев и Брежнев и впрямь половину снесли и половину заново построили. Но сегодня мы все восстанавливаем. И защита исторической среды Москвы — с ее неправильностями, иррациональностью, алогизмом — сегодня лозунг официальной архитектурной политики. Как могут существовать рядом подземные города под Калининским и Тверской и восстановление типовой застройки московских переулков? Чаемые небоскребы и восстановление Казанского собора, Иверских ворот, храма Христа? Стоит так поставить вопрос, и все станет ясно.
Если сегодня попытаться сформулировать генеральный императив московской архитектуры, он будет звучать так: «Все снести и построить как было». Мы впали в историю, как в утопию. Храм Христа — это не восстановление Тона, это такая же стартовая площадка для отправки в русский космос, как Дворец советов. Только конфигурация русского космоса изменилась — из коммунистического он стал национальным.
Утопический пафос никуда из Москвы не выветрился, он все тут же, родной, улетный. Просто там, где есть история, мы ее восстанавливаем до состояния первобытности, а лучше — еще раньше, до райского сада. Ну а там, где нет, обходимся традиционным утопическим арсеналом. Башнями, подземными городами, городами-садами — всеми подручными средствами, на которых можно улететь куда подальше.
ГРИГОРИЙ Ъ-РЕВЗИН
Московский «Меркурий-Сити» обогнал The Shard как самое высокое здание Европы
Эми Фрирсон | 25 комментариев
Новости: Московский небоскреб «Меркурий Сити» сегодня достиг вершины и обогнал «Осколок» Ренцо Пиано как самое высокое здание в Европе.
По словам строительного аналитика Emporis, в сентябре башня превзошла 310-метровую высоту лондонской башни Piano, и теперь ее высота составляет 339 метров.
Башня входит в пятерку российских небоскребов в списке десяти самых высоких зданий Европы, а Москва также является городом с самыми высотными зданиями на континенте. Как эксперт по крупномасштабным строительным проектам, Эмпорис сообщает, что бум на рынке недвижимости здесь можно объяснить рядом факторов. «Многие российские и иностранные инвесторы сосредотачиваются на престижных строительных проектах, — сказал аналитик Мэтью Кютениус. «Кроме того, в Москве меньше строительных норм, чем в других европейских мегаполисах».
Меркурий-Сити с мерцающим фасадом из золотого стекла был спроектирован русским архитектором Михаилом Посохиным и покойным американским архитектором Фрэнком Уильямсом и должен быть открыт в начале 2013 года.
Однако его господство как самого высокого здания, скорее всего, будет недолгим, так как поблизости находится запланированная 506-метровая башня «Федерация», которая должна быть завершена в следующем году.
По сравнению с небоскребами во всем мире, здания в Европе все еще относительно малы. Самым высоким зданием в мире в настоящее время является Бурдж-Халифа в Дубае, спроектированная SOM, высота которой составляет 828 метров, что почти на 500 метров выше, чем Mercury City. Также началось строительство Башни Царства в Джидде, высота которой после завершения составит более 1000 метров.
Посмотреть больше историй о небоскребах »
Подпишитесь на нашу рассылку новостей
Ваш электронный адрес Dezeen DebateНаш самый популярный информационный бюллетень, ранее известный как Dezeen Weekly. Рассылается каждый четверг и содержит подборку лучших комментариев читателей и самых обсуждаемых историй. Плюс периодические обновления услуг Dezeen и последние новости.
Dezeen AgendaРассылается каждый вторник и содержит подборку самых важных новостей. Плюс периодические обновления услуг Dezeen и последние новости.
Dezeen DailyЕжедневный информационный бюллетень, содержащий последние новости от Dezeen.
Новинка! Dezeen In DepthРассылаемый в последнюю пятницу каждого месяца, Dezeen in Depth содержит оригинальные тематические статьи, интервью и мнения, которые глубже раскрывают основные истории, формирующие архитектуру и дизайн.
Dezeen JobsЕжедневные обновления последних вакансий в области дизайна и архитектуры, рекламируемых на Dezeen Jobs. Плюс редкие новости.
Еженедельник Dezeen JobsЕженедельные обновления последних вакансий в области дизайна и архитектуры, рекламируемых на Dezeen Jobs. Плюс редкие новости.
Dezeen AwardsНовости о нашей программе Dezeen Awards, включая сроки подачи заявок и объявления. Плюс периодические обновления.
Dezeen Events GuideНовости от Dezeen Events Guide, справочника, посвященного ведущим событиям, связанным с дизайном, происходящим по всему миру. Плюс периодические обновления.
Мы будем использовать ваш адрес электронной почты только для отправки запрошенных вами информационных бюллетеней. Мы никогда не передадим ваши данные кому-либо еще без вашего согласия. Вы можете отказаться от подписки в любое время, нажав на ссылку отказа от подписки в нижней части каждого письма или написав нам по адресу [email protected].
Для получения более подробной информации см. наше уведомление о конфиденциальности.
Спасибо!
Вскоре вы получите приветственное письмо, поэтому проверьте свой почтовый ящик.
Вы можете отказаться от подписки в любое время, щелкнув ссылку внизу каждого информационного бюллетеня.
Известная русская картина «Иван Грозный» подверглась актам вандализма в Москве
Мужчина, который признался, что был пьян водкой, нанес более 500 000 рублей (8 000 долларов США) ущерба одной из самых известных картин России «Иван Грозный и его сын Иван» (1885 г.) Илья Репин в Государственной Третьяковской галерее в Москве 25 мая.
Нападение произошло, когда сотрудники готовились к закрытию музея в пятницу вечером, когда он продлил часы работы до 9 часов вечера. На картине Репина изображен Иван Грозный, баюкающий своего окровавленного сына, Ивана-царевича, после его убийства в 1581 году.0005
В заявлении Третьякова говорится, что мужчина ворвался в «уже пустое помещение И.Е. Зал Репина….и нанес несколько ударов металлическим шестом по застекленному полотну» картины.
«Холст порван в трех местах в центральной части работы над фигурой царевича», хотя к счастью, по заявлению, «самая важная часть — изображение ликов и рук царевича и царевич — не пострадали».
МВД России в субботу сообщило, что нападавший задержан, но не назвало его имени. Последующие сообщения СМИ идентифицировали его как 37-летнего Игоря Подпорина из города Воронежа. На видео с его признанием, опубликованном полицией позже в тот же день, он сказал: «Я пришел посмотреть [картину]. Я пришел в восемь вечера, а потом хотел в столовую. Я выпил 100 граммов водки. Я не пью водку, и это меня захлестнуло».
В некоторых сообщениях говорилось, что Подпорин возражал против содержания картины. Иван Грозный — противоречивая фигура в российской истории, и негативное изображение царей вызывает раздражение, поскольку в июле приближается 100-летие убийства Николая II и его семьи, канонизированных Русской православной церковью в лике святых. И министр культуры Владимир Мединский, и президент Владимир Путин заявляли, что Иван Грозный был далеко не ужасен и стал мишенью негативной пиар-кампании со стороны западных держав того времени. В 2017 году Путин заявил, что «мы до сих пор не знаем, убил он своего сына или нет».