Мастер и Маргарита — Патриаршие пруды
Никогда не разговаривайте с неизвестными
На русском языке это место называется Патриаршие пруды, во множественном числе, а на французском — L’étang du Patriarche или Патриарший пруд, в единственном числе. Ведь на самом деле есть всего один пруд в парке, расположенном между Малой Бронной улицей с восточной стороны, Большим Патриаршим переулком на юге, Патриаршим переулком с западной стороны и Ермолаевским переулком на севере. Этот большой пруд окружен широкой дорожкой со скамейками. Булгаков жил неподалеку от этого места.
Патриаршие пруды
Название происходит от слова патриарх, глава Русской православной церкви. Его резиденция располагалась недалеко от парка. Когда-то было три пруда, как можно предположить по названию соседнего Трехпрудного переулка. В 1918 году, после революции, пруды были переименованы в Пионерские.
Дом патриарха
В романе, «под решетку выбрасывает на булыжный откос круглый темный предмет». Это была отрезанная голова Берлиоза. Данная фраза является ключом для понимания произведения. Воланд — сам дьявол, прибывший со своей свитой в Москву на несколько дней, которые Булгаков описывает в романе. Именно поэтому Булгаков дает нам хороший совет: «Никогда не разговаривайте с неизвестными».
Но где же трамвай?
Подъехавший трамвай, который обезглавливает Берлиоза, «поворачивал по новопроложенной линии с Ермолаевского на Бронную». Булгакову необходимо было упомянуть, что это была вновь проложенная линия, т.к. большинство историков согласились, что в том месте не ходили трамваи. Но подревно романа Булгакова многие москвичи «вспоминают» такой маршрут трамвая.
В одном длинном интервью, записанном литературным критиком и психологом Леонидом Паршиным (1944-2010), Татьяна Лаппа (1892-1982), первая жена Булгакова, сказала: «По Садовой, трамвай ходил, а на Патриарших нет. Мы там несколько лет жили. Это я вам ей-богу говорю, что трамвая не было».
Борис Мягков (1938-2003), литературовед, написавший несколько книг о Булгакове, сказал, что нашел газетную статью 1929 г., в которой было написано, что для Малой Бронной и Спиридоновки планируется строительство трамвайной линии. Тщательное расследование в архивах Управления организации пассажирских перевозок в Москве и несколько интервью с бывшими сотрудниками организации не прояснили ничего в этом направлении.
Запрещено разговаривать ц незнакомцами
Парк на Патриарших и по сей день является очень популярным местом в Москве, и этим он обязан именно ассоциациям с Булгаковым. Чтобы умерить эту популярность, в 70-е гг. советские власти поставили в парке памятник известному баснописцу Ивану Андреевичу Крылову (1769-1844 гг.), но это не помогло. Напротив парка находится Кафе Маргарита — кафе любителей Булгакова и черной магии.
20 июня 2012 г. на Патриарших прудах ночью был установлен новый дорожный знак, и это еще раз подчеркнуло связь этого места с «Мастером и Маргаритой»: на этом запрещающем знаке изображены знаменитые силуэты Воланда в сопровождении Коровьева и Бегемота. Под ним написано: «Запрещено разговаривать ц незнакомцами». Говорят, что автор идеи — некий Александр Виленский из Москвы, а реализована она при поддержке Музея-театра Булгаковский дом, расположенного на первом этаже дома №10 по Большой Садовой.
Запрещено разговаривать ц незнакомцами
Префектура Центрального округа Москвы заявила в ответ, что плита не является законной, но что они не обсуждали ее удаление. «Это не злит, и это служит напоминанием о бессмертном творчестве Михаила Булгакова», — сказал представитель префектуры.
Николай Голоев, директор Булгаковского дома
Споры
Туристы, приходя на Патриаршие пруды в Москве, находят там большой памятник, и с удивлением видят, что это памятник русскому баснописцу Ивану Крылову, а не Михаилу Булгакову или роману «Мастер и Маргарита». Может быть город Москва не знает, что многие люди ассоциируют Патриаршие с нашим любимым романом? Конечно знает. В 2002 и 2003 годах, когда ваш веб-мастер еще только открыл для себя «Мастер и Маргарита», вокруг Патриарших в Москве об этом было много шума. 6 декабря 2002 года были даже начаты работы по созданию памятника Михаилу Булгакову. Были задействованы экскаваторы, чтобы очистить Патриаршие и построить большую насосную станцию, которая обеспечила бы работу фонтана в виде гигантского примуса, который являлся частью памятника. Вокруг этого примуса должны были расположиться скульптуры персонажей из «Мастер и Маргарита». День 8 декабря 2002 года, однако, отметился бурными протестами против мемориала. Размеры примуса, автостоянки и торгового центра, который планировалось там построить, были сильно раскритикованы.
Отчасти благодаря усилиям Александра Морозова, который провозгласил себя «Спасителем Дома Булгакова», атмосфера была так наколена, что скульптор Александр Рукавишников заявил 6 февраля 2003, что он больше не желает участвовать в создании монумента.
Александр Рукавишников
Сейчас парк восстановлен в былом великолепии, а памятник Крылову стоит на прежнем месте.
В октябре 2012 года пруд снова оказался в центре внимания общественности из-за решения Департамента культуры города Москвы передать управление Муузеем М.А. Булгакова, расположенном в 50-й квартире по адресу Большая Садовая д. 10 итальянскому архитектору Габриеле Филиппини и его русской супруге Ольге Москвиной. Их проект предполагает размещение плавучей конструкции на Патриарших прудах. Возможно вас это не удивит, что мы тоже никогда больше не слышали об этом проекте.
Концепция Габриэле Филиппини
Новые разработки
В ноябре 2015 года, в связи с 125-летием Булгакова, Департамент культурного наследия города Москва одобрил инициативу музея Булгаковский Дом использовать большую часть скульптур Рукавишникова, чтобы обозначить туристический маршрут от Патриарших к музею Булгаковский Дом на ул. Большая Садовая д. 10.
Пресловутого примуса не будет, но сам Булгаков будет сидеть на скамейке у пруда возле дорожного знака с надписью «Никогда не разговаривайте с незнакомцами», который был установлен «неизвестными» 20 июня 2012 года. Как объясняснил Николай Голубев — директор Булгаковского Дома газете Известия, именно там произошёл разговор между Берлиозом, Иваном Бездомным и Воландом в «Мастер и Маргарита».
Булгаков на своей кушетке
Сам Рукавишников был не в восторге, что его памятник хотят разделить на части, но был рад, что его скульптуры, которые томятся на складе более 15 лет, наконец, увидят свет. «Я разработал интересный и необычный памятник архитектуры, от которого почти ничего не остается. Но я полагаю, что это лучше, чем ничего» — сказал он. Интересно, чем закончится эта затея.
Кафе Маргарита
Зайти в это небольшое уютное кафе можно со стороны живописных Патриарших прудов. Это место примечательно своими настенными иллюстрациями, выполненными в ярких красках и изображающими сцены из романа Мастер и Маргарита. И уже довольно давно кафе пользуется популярностью среди туристов и иностранцев.
Кафе Маргарита
Павильон
Most photos of the Patriarch Pond show the yellow-colored Pavilion, which by many is considered the typical landmark in this neighbourhood. The first version of the pavilion appeared before the revolution on the north side of the park, where now is situated the statue of Krylov. It was a wooden construction with a landing pier intended for pleasure boats, which was demolished in 1913.
The pavilion in 1913
In 1938 a wooden pavilion was built on the south side of the park according to the plans of the engineer David Borisovich Khazanov (1914-1983). According to some, it would have been the intention to make it serve as a resting place for tram drivers. However, it is very doubtful whether it has ever had that function. In 1929 a newspaper article had been published in which it was suggested that the construction of a tram line at Malaya Bronnaya and Spiridonovka was being considered. A study by Boris Myagkov (1938-2003), a literature researcher who has written several books about Mikhail Bulgakov, revealed that these plans have never been implemented.
What we know for sure is that the pavilion in the 60s was equipped with all the facilities to welcome skaters during the long Moscow winters: there was a dressing room, a storage room, a skating rental service and a buffet. What we also know for sure is that the Patriarch’s Ponds in the 1930s had a different view than the one we can see in Yuri Kara‘s film from 1994/2011 or Vladimir Bortko’s television series from 2005. After all, they show a pavilion which did not exist at the time that Bulgakov wrote The Master and Margarita.
The wooden pavilion in 1913 in 1950
In 1983-1986 the wooden pavilion was replaced by a stone version, which was designed with great respect for the character and style of the wooden building. One of the architects was Mikhail Davidovich Khazanov (°1951), a son of the designer of the wooden pavilion.
In 2011 the pavilion was completely renovated and given a different purpose. The Moscow restorer Kirill Gusev opened the restaurant Павильон [Pavilion] on behalf of the restaurant chain Ресторанный Синдикат [Restoranni Sindakat], which also runs the famous Oblomov restaurant in Moscow. Among the items on the menu were the dishes that Mikhail Bulgakov described when he sang the praises of the writers’ house Griboyedov in a dialogue between the regulars Amvrosi and Foka.
In an exceptionally beautiful setting, you could enjoy perch au naturel, eggs en cocotte, soup printanier and sterlet slices interlaid with crayfish tails, while overlooking the ponds where, at the hour of the hot spring sunset two citizens appeared. I haven’t seen the famous Fliyaki gospodarskye on the menu thoug.
The pavilion as a restaurant
In August 2017, the famous restorer Alexandr Oganezov opened the Italian restaurant Gilda in the building, but that did not last long either. The case was closed in October 2018. After that, the restaurant was taken over by the group Aleksandr Rappoport. Under the leadership of the young chef Yevgeny Tsyganov, mainly fish dishes were served. In October 2021, when the famous Michelin guide awarded its first stars to Russian restaurants, he was one of the lucky ones.
The residents of the neighbourhood of the Patriarch’s Ponds in Moscow are now looking with suspicion at what is going to happen. There would be plans to demolish the building and replace it with a new one intended for the organization of luxurious receptions and parties. On February 22, 2019, a photo was published on the internet presenting the new project.
Design for the new pavilion
In 2003, the Patriarch’s Ponds and the surrounding park were classified as Cultural Heritage, which means that in principle nothing can be changed on the landmark. However, the pavilion has no historical value since it was built in the 1980s. The building is in private hands. However, it is not so clear who the owner is, what makes it difficult to gather concrete and reliable information about what they want to do with it.
Metro: Маяковская (Mayakovskaya)
Экскурсии по роману «Мастер и Маргарита» в Москве – цены от 790 ₽
Экскурсии и билеты
Необычная
Пешеходная
Трехчасовая квест-прогулка по питейным улицам Китай-Города — познакомьтесь с местными байками и побывайте в легендарных барах.
Подробнее
Пешеходная
Авторская экскурсия, посвященная загадочным московским подземным сооружениям.
Подробнее
Необычная
Пешеходная
Прогулка по мистической булгаковской Москве — от страниц романа «Мастер и Маргарита» до современной столицы. На экскурсии скучно не будет никому!
Подробнее
Пешеходная
Симбиоз экскурсии и театрального спектакля. Актёры-проводники вовлекают гостей в вымышленный сюжет.
Подробнее
Необычная
Автомобильно-пешеходная
«. ..Только на шоферском месте сидел не обычного вида шофер, а черный длинноносый грач в клеенчатой фуражке и в перчатках с раструбами.» Мы отправляемся в авто путешествие по московскому «зазеркалью» великого мага Михаила Булгакова. Эта экскурсия – особенная…
Подробнее
Необычная
Пешеходная
На этой экскурсии мы пройдем заветными коридорами, соединяющими нынешнюю Москву с неповторимым Зазеркальем, созданным Булгаковым.
Подробнее
Пешеходная
Отправляйтесь в путешествие по таинственным местам Москвы, где жил и творил великий писатель Михаил Булгаков!
Подробнее
Пешеходная
Отправляйтесь на большую архитектурно-историческую прогулку по району Патриарших прудов.
Подробнее
Пешеходная
Мы предлагаем взглянуть на Москву под другим углом и окунуться в совершенно необыкновенный мир, окутанный тайнами, легендами и поразительными мистическими историями знаменитых зданий и неординарных личностей, которые там обитали…
Подробнее
Тематическая
Пешеходная
Здесь обосновались лучшие бары, кафе, рестораны и дорогие бутики.
Здесь можно часто встретить знаменитостей.Подробнее
Необычная
Пешеходная
Развеять мистику Патриарших прудов, скрываясь от суеты столичного мегаполиса в многочисленных переулках, где каждый дом пропитан историей…
Подробнее
Пешеходная
Мы пройдемся по удивительной аллее Выставки, украшенной самыми красивыми фонтанами в России и дворцами-павильонами.
Подробнее
Авторская
Пешеходная
Прогуляетесь от Кропоткинской до Арбата через дворы и обнаружите потаённые места.
Подробнее
Необычная
Пешеходная
По булгаковским улочкам в Москве: узнайте, как создавался самый известный роман писателя «Мастер и Маргарита».
Подробнее
Тематическая
Пешеходная
Познавательная прогулка по Булгаковским местам и красивейшим районам столицы
Подробнее
Пешеходная
Найти в арбатских переулках дом в готическом стиле — особняк Маргариты.
Подробнее
Пешеходная
В 1928 г. молодой литератор, Михаил Афанасьевич Булгаков, начинает работу над своим вторым романом, в черновиках названном сначала «Копыто инженера», затем — «Чёрный маг»…
Подробнее
Пешеходная
Во второй части вашего увлекательного путешествия через призму Арбата мы исследуем его архитектуру, изучив Сивцев Вражек, Большой Афанасьевский переулок и Спасопесковскую площадь.
Подробнее
Пешеходная
Прогуляться по Гагаринскому, Староконюшенному и Кривоарбатскому переулкам и познакомиться с их интересной историей.
Подробнее
Авторская
Пешеходная
На этой экскурсии мы встретимся с героями Булгакова, узнаем о подробностях его жизни, так же узнаем о жизни Есенина и Маяковского. Пройдемся по Тверскому и Гоголевскому бульварам и многое другое.
Подробнее
Пешеходная
Здесь обосновались лучшие бары, кафе, рестораны и дорогие бутики. Здесь можно часто встретить знаменитостей.
Подробнее
Тематическая
Пешеходная
На экскурсии мы будем искать следы пребывания Екатерины Второй в Москве.
Подробнее
Пешеходная
Аудиоэкскурсия по «нехорошей квартире» познакомит вас с музеем-квартирой Михаила Афанасьевича Булгакова на Большой Садовой, 10
Подробнее
Необычная
Пешеходная
1-часовая театрализованная прогулка по центру Москвы с погружением в атмосферу романа «Мастер и Маргарита». На экскурсии вы погрузитесь в атмосферу 1920-1930-х годов и раскроете секреты той эпохи.
Подробнее
Необычная
Пешеходная
Театрализованная экскурсия по местам силы, под чутким руководством экскурсовода, который также является писателем и актёром театра и кино.
Подробнее
Отзывы туристов
Ольга К.
Бал у Булгакова: по страницам книг великого романтика и мистика
Великолепная экскурсия, проводил гид Сергей. Интересная подача материала , погружение в произведение , творчество, жизнь Булгакова. Помимо этого множество фактов истории, интересные места. Получили огромное удовольствие. Большое спасибо!
3 месяца назад
Наталия Ф.
Подземелья и мистика Кремля
На экскурсии узнали много интересного, Роман отлично провел экскурсию, рассказывал много необычных фактов, предоставляя при этом наглядный материал. Нашей группе из 5-ти человек разных возрастов-всем единодушно понравилось.
3 месяца назад
Любовь Д.
Подземелья и мистика Кремля
Экскурсия в целом хорошая, но не для школьников. Повезло, что погода была хорошая! Гид рассказывал про мистические истории башен Кремля, но дети не были увлечены. Да и Роман не пытался это сделать, он просто выполнял свою работу. Очень долго собирали группы. Мы оказались не одни, к сожалению. Позже к нам присоединилась ещё одна группа школьников. Стало совсем много народа. Слышно было только тем, кто близко стоял. Вообщем для детей надо выбирать другие экскурсии, о чём и сказал Роман, но уже в к
3 месяца назад
Юлия Т.
Подземелья и мистика Кремля
Увидела и узнала много интересного (надеюсь, это не было первоапрельской шуткой). Но хотелось бы и хотя бы разок спуститься в одно из рассказанных подземелий! А так, всё отлично! С уважением, Трифонова Юлия
4 месяца назад
Наталья .
Бал у Булгакова: по страницам книг великого романтика и мистика
Экскурсия супер! И мне и дочке очень понравилась!!! Доступно, непренуждённо, со множеством фактов, которые дают понимание об истоках написания романа Мастер и Маргарита и вообще об эпохе, людях, образах. Москва стала родной и близкой и гругозор значительно расширился, а разрозненные факты соединились в единое полотно. Спасибо Вам и Владимиру огромное!!! Обязательно хотели бы ещё на экскурсию по Москве, связанную с Есениным!
4 месяца назад
Мария М.
На автомобиле с героями Булгакова: путешествие по страницам романов
Экскурсия понравилась, экскурсовод рассказывает подробно и интересно, присутствует интерактив. Из минусов: время экскурсии было перенесено, по словам организатора из-за того, что водителя нужно было отпустить раньше. Так же стоит понимать, что большую часть времени нужно ходить пешком, несмотря на наличие транспорта. В общем и целом впечатления положительные благодаря экскурсоводу, поэтому не буду снижать оценку
5 месяцев назад
Татьяна Г.
Московские сплетни литературного мира XX века
Чудесный гид Наталья Николаевна, атмочфернпя экскурсия абсолютно полностью опрпадаашая ожидвния. Открыла для себя Москву совершенно с другой стороны Всегда незабываемы встречи с такими людьии Большое пребольщое спасибо за приятно проведенное время и всегда буду рада встрече с Вами
5 месяцев назад
Анастасия Г.
Бал у Булгакова: по страницам книг великого романтика и мистика
Экскурсия с Сергеем нам очень понравилась! Почерпнули много нового, освежили в памяти забытое старое. Узнали интересные факты из жизни писателя и в целом богемы того времени. И получили, можно сказать, полноценный анализ романа «Мастер и Маргарита», прояснили для себя некоторые моменты, стали лучше понимать произведение.
8 месяцев назад
Фотографии с экскурсий
Над романом Булгаков трудился 12 лет, а опубликовали книгу уже после его смерти. Простые читатели, а также исследователи биографии писателя почти сразу заметили, что ключевые места романа имеют настоящие адреса в Москве. Сегодня географию книги можно исследовать во время пешеходной экскурсии по «Мастеру и Маргарите».
Булгаковские места
- Патриаршие пруды. Так же как и действие книги, прогулка с гидом начинается именно с этого места. На лавочке Патриарших прудов состоялся первый эпизод: беседа Берлиоза и Ивана Бездомного с Воландом, после которой первый попал под трамвай. На Патриарших прудах есть напоминание о романе в виде кафе «Маргарита», украшенное иллюстрациями сцен из произведения.
- Театр Варьете. Прототипом того самого места, где Воланд устроил сеанс разоблачения, стал цирк и мюзик-холл. В 20-30 годы здесь находился Театр Сатиры, в который Булгаков часто заглядывал на представления иностранных артистов. Сегодня из напоминаний о романе здесь остался купол, украшающий здание Театра Сатиры.
- Нехорошая квартира. Апартаменты, в которых жил Воланд со своей свитой, вы увидите по адресу Большая Садовая, 10. Кстати, в этом же доме находится и квартира Михаила Булгакова, в которой сегодня обустроен музей.
- Особняк Маргариты. Согласно сюжету романа, Маргарита с мужем жили в одном из особняков Арбата. Однако, прототип дома, который вы посетите во время экскурсии, был найден на улице Спиридоновка, 17. Это утонченный замок, выполненный архитектором Федором Шехтелем в конце 19 века. Наличие сада и готический стиль замка максимально подходят под описание романа.
- Подвал Мастера. Больше всего под характеристики дома, где трудился Мастер, попадает небольшое здание, располагающееся в Мансуровском переулке, 9. Его последними владельцами были потомки художника Курского. А сегодня дом числится в списке культурного наследия Москвы. Гид расскажет о том, что раньше здесь жил драматург Сергей Ермолинский, к которому часто заходил Михаил Булгаков. Некоторые главы «Мастера и Маргариты» были написаны в этом доме.
Кроме экскурсии по Булгаковским местам, рекомендуем посетить музей, посвященный творчеству и жизни писателя. Он был открыт в 2004 году и сегодня располагает 3 залами с экспонатами. Здесь регулярно проводят выставки картин и фотографий.
Экскурсии по произведению «Мастер и Маргарита» в Москве проводятся в вечернее и дневное время. Могут быть организованы в формате пешеходных прогулок или поездок на автобусе.
Похожие категории
Тематические экскурсии
208 экскурсий
Мистика
49 экскурсий
Усадьбы и дворцы
60 экскурсий
Посольства
6 экскурсий
Иммерсивные
27 экскурсий
Квартал красных фонарей
3 экскурсии
Парки и сады
34 экскурсии
По бункерам
8 экскурсий
А. С. Пушкин
13 экскурсий
Есенин
7 экскурсий
Тюрьмы
4 экскурсии
Булгаков
27 экскурсий
Зарегистрируйтесь и получите скидку 5% на любую экскурсию
Вход на сайт
Регистрация на сайте
Восстановить пароль
лучших новых ресторанов Москвы
ТаксимРестораны, бары и кофейни открываются и закрываются в течение всего года, но обычно после летних каникул открывается множество новых мест. Вот наш выбор лучших из нового осеннего урожая.
Best Brasserie: Masters & Margaritas
Название, конечно же, отсылка к роману Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита», действие которого происходит на близлежащих Патриарших прудах. Интерьер похож на мастерскую из фильма в стиле стимпанк с разными загадочными приспособлениями. Владельцы определяют «Мастерс и Маргариты» как пивной ресторан и бар. Есть много закусок, которые хорошо сочетаются с коктейлями, например, жареная рикотта с брусничным соусом (350 руб. ). Но если вы ищете подходящую еду, есть и основные блюда, например, вкусная курица в зеленом маринаде (700 рублей). В коктейльной карте упор сделан на изобретательные маргариты, вроде болгарского перца, абрикоса или даже копченой маргариты (от 550 рублей).
2 Большой Палашевский. Метро Тверская, Пушкинская. http://mmbar.ru/
Best Pan Asian: Go East
Go East — одно из новых предприятий итальянского шеф-повара Уиллиама Ламберти, чье имя в Москве является синонимом хорошей еды. Шеф-поваром Go East является Михаил Геращенко, который работал с Lamberti в «Уголеке», одном из лучших ресторанов Москвы. Поке, кажется, последнее увлечение Москвы, и у Go East есть подменю этого гавайского блюда японского происхождения. Попробуйте поке с лососем и эдамаме (590 рублей) или вегетарианский вариант с помидорами и авокадо (390 рублей). Если вы любитель экспериментов, попробуйте «открытый» суши-ролл с разложенными на тарелке всеми ингредиентами (с угрем — 170 руб. ) или лапшу удон с уткой по-пекински и пурпурной капустой (910 руб.). Ко всем заказам прилагаются отличные (и бесплатные!) жареные рисовые чипсы.
69 Улица Большая Грузинская. Метро Белорусская. https://www.facebook.com/goeastmsk/
Лучший коктейль-бар: Less Sugar Bar
Концепция Less Sugar Bar, или LSB, такова: меньше сахара или, лучше, совсем без сахара. Несмотря на то, что LSB спрятался в углу двора в районе Патриарших прудов, он быстро стал популярным местом встреч среди золотой молодежи Москвы. Интерьер минималистичный, много растений в горшках. Меню коктейлей разделено на четыре секции в зависимости от ингредиентов для подслащивания вкуса вместо сахара: меда, топинамбура (он же топинамбур, санчок) и сиропов агавы, а также «экспериментальных» ингредиентов. Попробуйте «Банановый ручей» с ромом, кордиалом из алоэ и бананом в качестве подсластителя (600 рублей) или «Арни» с бурбоном, Фернет Бранка и сиропом топинамбура (500 рублей).
Улица Малая Бронная, 24, корп. 4. Метро Тверская, Пушкинская. facebook.com/Less.Sugar.bar
Best Coffee Spot: ChiP at Triumfalnaya
ChiP расшифровывается как «Человек и пароход» — фраза, написанная русским поэтом-авангардистом Владимиром Маяковским. Кофейня CHIP существует уже некоторое время. Начинала она с прилавка на Даниловском рынке, потом открыла прилавок на Автозаводской, а теперь ее превосходные кофейные напитки наконец-то пришли в сердце города. Кофе варится из зерен ЧИП собственной обжарки. Возьмите эспрессо, флэт уайт или что-то более изобретательное, например, холодный кофе с чайным грибом (200 рублей). Вы также можете заказать знаменитый торт «Москва», признанный официальным тортом города (с 199 рублей).
Триумфальная площадь в киоске напротив метро.
ЧиП на ТриумфальнойЛучший «Новый русский»: Горыныч
Горыныч, названный в честь дракона из русских сказок, стал одним из самых ожидаемых открытий и не разочаровал. Это одна из редких коллабораций ведущих московских рестораторов: семьи Белых Кроликов (Владимир Мухин и Борис Зарьков) с одной стороны и Ильи Тутенкова с другой. Она посвящена так называемым «новым Русская кухня: традиционные блюда с изюминкой, стиль кухни, который становится все более популярным в Москве. Расположенный на верхнем этаже Центрального рынка, Горыныч довольно просторный, с псевдорусским декором и открытой кухней, где можно увидеть традиционную русскую печь, которая топится настоящими дровами. Для начала попробуйте один из супов — холодный борщ со щавелем (410 рублей) или борщ с пастрами и копченой грушей (480 рублей). Или закажите полезный перекус, например, салат из двух виды салата и брюссельская капуста 410 (рублей) На второе рекомендуем телячьи щечки с соусом из перловки и хрена (690 руб.) или говяжьи ребрышки с капустно-луковым муссом (950 руб.).
Рождественский бульвар, 1. Метро Цветной бульвар. http://gorynich.com/
Best Indian: Dalla Masala
Dalla Masala — новый индийский ресторан с доступными ценами, что до сих пор редкость в Москве. Акцент сделан на смешанных рисовых блюдах бирьяни, есть варианты с курицей (420 руб.), бараниной (550 руб.) или овощами. Также доступны другие основные индийские блюда, такие как виндалу из баранины (550 рублей) или куриное карри (420 рублей). Также есть традиционные блюда на гриле в тандыре (от 550 рублей) и отличные салаты (вегетарианский салат масала за 270 рублей). Дополните его чаем масала-чай, но откажитесь от мангового ласси; он мало похож на оригинал.
Калашный переулок, 9. Метро Библиотека имени Ленина. facebook.com/dallamasala/
Далла МасалаBest Middle Eastern: Taksim
Taksim — это не просто ресторан, а небольшая сеть из двух турецких ресторанов, открывшихся в одном районе недалеко от Арбата. Сеть также имеет магазины в Дубае и Баку. Таксим назван в честь знаменитой площади в историческом Стамбуле и предлагает традиционные турецкие блюда. Есть разные виды кофты (фрикадельки) и шашлыка с картофельным пюре и шпинатом (от 600 рублей). Также есть несколько видов «турецкой пиццы» лахмаджун (330 рублей с грецким орехом), а также традиционная выпечка с баклажанами (330 рублей).
21 Улица Арбат.15 Улица Новый Арбат. Метро Арбатская. facebook.com/taksimmeat/
МИХАИЛ И МАРГАРИТА, роман Джули Лекстром Хаймс, рецензия Райана К. Стрейдера • Журнал Кливер
МИХАИЛ И МАРГАРИТА
Джули Лекстром Хаймс
Europa Editions, 336 страниц
Отзыв Райана К. Стрейдера
В современной Москве есть чем заняться туристам, которые являются поклонниками писателя Михаила Булгакова: музеи, статуи персонажей и экскурсии по городу, посвященные ХХ веку писатель века и его творчество, особенно его самый известный роман Мастер и Маргарита . В 2002 году я учился в колледже в России, и булгаковский туризм еще не взорвался; те из нас, кто искренне любит все, что связано с Булгаковым, должны были довольствоваться прогулкой по Патриаршим прудам, парку, занимающему видное место в «Мастер и Маргарита », и представлять, как персонажи прогуливаются, чтобы присоединиться к нам на скамейке в парке.
Раньше я так и делал: сидя на скамейке, я представлял себе профессора Воланда, идущего мимо и присоединяющегося ко мне, в сопровождении Коровьева в его уродливых штанах и Бегемота, большого кота, который ходит прямо и держит пистолет. Профессор Воланд, прежде всего, дьявол, воплотившийся в образе ученого мага. Коровьев и Бегемот — его демонические приспешники. Возможно, следующей к нам на скамейку присоединится обнаженная ведьма Хелла…
В Мастер и Маргарита эта нечестивая группа легко сеет хаос в Москве, которая отрицает существование дьявола или Христа, зла или добра и доверяет только моральному компасу советской бюрократии. «Мастер» булгаковского титула — это, конечно, писатель, сатирик, который легко узнает Сатану, когда тот приезжает в Москву под видом профессора. Из-за его дальнозоркости «Мастер» был исключен из публикации во имя советской приличия.
Мне было всего 20 лет во время этих воображаемых встреч с Воландом в Москве, но вопрос, лежащий в основе моего увлечения булгаковским романом, заключался в том, во что мое юное «я» могло бы решить верить о добре, зле и любви: стал бы я настаивать, как это делали москвичи из булгаковской истории, что дьявола не существует, даже если бы я его увидел? Как вообще узнать сатану, прогуливающегося по парку? Каковы контрольные признаки?
И, конечно, очень насущные вопросы романтической девушке, изучающей произведения Булгакова: кем же, черт возьми, была настоящая Маргарита? А что насчет ее вдохновленного Булгакова? На какой личный риск она действительно могла пойти, чтобы защитить работу Михаила? Заключит ли она договор с дьяволом, если встретит его? Может она, в СССР 1930-е годы, страна, напряженная с чистками и арестами, очень хорошо встретили каких-то сатанинских извергов?
Джули Лекстром Хаймс
Роман Джули Лекстром Хаймс, Михаил и Маргарита , описывает любовную связь, которая могла вдохновить Мастера и Маргариту . Это первый роман Хаймса после публикации нескольких рассказов и эссе. Хаймс — врач из Массачусетса; что интересно, Булгаков тоже был врачом. В интервью литературному сайту Eye 94 Хаймс описывает чтение сборника Булгакова «Записная книжка сельского врача» (размышления о первых годах работы врачом) и отождествление себя со «страхом, сожалением и самоанализом» молодого врача. Идентификация с «голосом» Булгакова как врача побудила Хаймса попробовать написать со своей точки зрения, представить, что побудило его написать один из канонических русских текстов ХХ века.
Как и Булгаков, Хаймс легко и увлекательно смешивает жанры, соединяя историю, фантастику и романтику. В то время как Булгаков боролся с проблемой моральной двусмысленности России и рассматривал существование Иисуса Христа, Сатаны и истории, которые мы используем для определения добра и зла, история Хаймса мотивирована более приземленными вопросами: что произошло ранее в тот день, когда Булгаков впервые сел писать рассказ о Мастере и дьяволе в Москве? Какая женщина нарисовала бы Маргариту из воображения Булгакова? Хаймс стягивает экзистенциальную борьбу Булгакова на землю, к истории Михаила, драматурга, которого тянет к скрытной и щедрой Маргарите, молодой женщине, у которой обычно развиваются романтические привязанности к писателям.
История Хаймс начинается в 1933 году, когда Михаил и поэт Осип Мандельштам ужинают в ресторане. Это, казалось бы, обыденный вечер, когда Михаил не обращает внимания на все, что говорит политически недовольный Осип. «Только в этой стране поэзию уважают», — заявляет Осип. «Нет места, где за это убивают больше людей». Комментарии Осипа предвещают его грядущий арест и приговор к ссылке в результате его непочтительной поэзии о Сталине. Михаил не может вмешаться от имени своего друга; Горе потери Осипа сводит Михаила с молодой бывшей возлюбленной Осипа, прекрасной Маргаритой Николаевной.
В кругу друзей Осипа и Михаила Химс изображает многочисленных писателей и художников того времени, в том числе режиссера Станиславского и поэтессу Анну Ахматову. Хаймс умеет развивать своих персонажей не как исторические камеи, а как настоящих людей, пытающихся уравновесить свою совесть против суровых требований цензоров, при этом не имея морального преимущества нашей исторической ретроспективы. Друзья Осипа задаются вопросом, не заслужил ли он чего-нибудь ареста?0078 причина того, что происходит? — и Михаил опасается за собственное будущее публикации, даже если он отчаянно пытается помочь своему заключенному в тюрьму другу. Это не образцовые диссиденты или подготовленные активисты, а художники, ошеломленно пытающиеся понять предательство правительства. Привязанность Маргариты к Михаилу основана на том, как он реагирует на арест Осипа: «Я думаю, то, что ты делаешь, — ну, это смело. Вы не притворяетесь, что здесь не было совершено преступления». У Маргариты есть вера в то, что говорить правду — сильный и осмысленный поступок, и эта вера лежит в основе ее влечения к писателям вообще и к Михаилу в частности.
Михаил выбран для составления письма правительству с аргументами в пользу освобождения Мандельштама. В письме он утверждает, что «писатели по своей природе любят свою страну, но если их соотечественники больше не испытывают к ним привязанности, то, возможно, лучший ответ — позволить им эмигрировать». Находясь между своей национальной идентичностью и ролью писателя, Михаил не может избавиться от убеждения, что писатели принадлежат своей стране и что они нужны стране. Он не хочет, чтобы эмигрировал ; делается предложение подчеркнуть, насколько России нужны ее писатели. Эта забота об отношениях писателей со своей страной — специфически русская тема. Задача писателей страны — определить те слова, которые обрамляют социальный опыт: воображение, индивидуальность. Такие слова описывают понятия, с помощью которых люди познают себя, и являются основой для размышлений о национальной и индивидуальной идентичности. (По этой причине Михаил Булгаков в письме Сталину в 1930, называет себя «сатириком» и спрашивает: «Мыслим ли я меня в СССР?» Вопрос предполагает корреляцию между его идентичностью как русского писателя и воображением российской публики.) В романе Хаймса это напряжение между национальной и художественной идентичностью поддерживается чередующимися выборами Михаила и Маргариты, которые влияют друг на друга и на будущее Михаила как писателя. Михаил колеблется между верой Маргариты в его правдивость и необходимостью сохранить свою репутацию; ему нравится быть известный драматург. «Исчезнуть — моя свобода; для тебя, мой милый, это была бы твоя тюрьма, — упрекает Маргарита.
История резко усложняется, когда Илья Иванович, влиятельный сотрудник тайной полиции, тоже влюбляется в Маргариту. Ни один из персонажей Хаймса не одномерен; Илья находится в противоречии со своей способностью уничтожать других и своим желанием защитить Маргариту. Когда Маргариту допрашивают за ее связь с писателями и отправляют в трудовой лагерь, оба мужчины должны попытаться ее спасти. Переговоры Маргариты между Михаилом, мужчиной, которого она любит, и писателем, которого она хочет защитить, и Ильей, человеком, имеющим власть над Михаилом, создают фаустовскую драму для романа.
Хаймс считает Гёте, Марло и Булгакова своими литературными прародителями. Еще мне сильно запомнился писатель-диссидент Василий Аксенов. Это влияние особенно заметно в описании Хаймсом вымышленных встреч Михаила и Сталина. Сталин правдоподобно самовлюблен, силен и ребячлив попеременно. Он велит привести Михаила к себе в гараж, где тот чинит кабриолет, с закатанными рукавами и смазанными руками. Он уговаривает Михаила прокатиться с ним на кабриолете и с удовольствием объясняет механические особенности двигателей. Михаилу он говорит:
«Вы поняли, Драматург? Вопрос в том, как мы отталкиваем землю». Он кивнул. Это он перевернул мир; ему понравилась эта идея. «Вы ничего не знаете об автомобилях, не так ли? Вы слышали о Пиакине? Художник? Нет? Ну, я полагаю, ты и сейчас не будешь. Пиакин был таким же, как ты.
И все же Сталин любит пьесы Михаила: «Ты заставляешь меня чувствовать себя умным», — объясняет он нервному и огорченному Михаилу. Как и в реальной жизни, капризность Сталина могла означать необъяснимую защиту.
Каждый год другой автор выпускает художественное произведение, в котором исследуется история знакового текста или писателя, хотя и редко такое, которое обращается к русскому тексту или писателю. «Михаил и Маргарита » уникален тем, что в нем рассказывается о тексте, мало читаемом в Америке, но бесспорно культовом в России. Это произведение «исторического изобретения», потому что это одновременно и тщательно проработанное историческое изображение социальных обстоятельств, в которых писал Булгаков, и вымышленный роман. Из произведений в этом жанре роман Хаймса меньше в модусе таких, как Расследование Мерсо (Камель Дауд), который пересказывает каноническую историю с новой точки зрения, и больше похож на Тайна Костагуаны (Хуан Габриэль Васкес), который размышляет о происхождении романа Джозефа Конрада.
Роман Хаймса прекрасен и самостоятелен для читателя, не знакомого с творчеством Булгакова или русской литературой. Но для знакомого читателя Хаймс вплетает восхитительные отсылки и детали: Илья покупает теплый абрикосовый сок для Маргариты, или булгаковское наблюдение Маргариты, стоящей у окна, как будто «она действительно может вылететь из него, обнаруживая себя совершенно другим существом, чем то, которое он знал».