Как называется дворец в петергофе: Большой дворец в Петергофе

Залы Большого дворца, Петергоф (Санкт-Петербург)

Величественный и изысканный Большой Петергофский дворец является одним из самых известных и посещаемых мест в Санкт-Петербурге.

Возведение дворца началось при Петре I. За время истории дворец претерпевал изменения — становился больше и наряднее. Был разрушен во время Второй мировой войны, затем восстановлен по чертежам, из материалов и по технологиям 18 века. Ныне дворец предстает таким, каким его создал архитектор Бартоломео Франческо Растрелли в 18 веке.

Сегодня Большой Петергофский дворец является музеем, входящим в комплекс Дворцово-паркового ансамбля «Петергоф» в Петергофе (Санкт-Петербург).

Дворец расположен на террасе и занимает доминирующее положение в композиции ансамбля, в который также входят Верхний сад и Нижний парк. Подробнее о Большом Петергофском дворце…

Во дворце (за плату) можно посетить некоторые помещения — музеи: залы Петергофского дворца, Особую кладовую, Церковный корпус и музей фонтанного дела. Посещение каждого из музеев возможно за отдельную плату.

В данной статье речь пойдет о музее «залы Большого Петергофского дворца».

Хотя снаружи Петергофский дворец и кажется внушительным и широким, но, когда попадаешь внутрь, на самом деле видишь, что он достаточно небольшой и узкий. Всего в стенах дворца около 30 залов, среди которых есть великолепные парадные залы, украшенные зеркалами, паркетом, лепниной, «золотом» и росписью; а также парадная лестница, кабинеты, приемные, столовые, тронный зал, личные покои императоров и императриц.

Залы Большого дворца, Петергоф

При посещении залов Большого дворца гости, в составе экскурсии, могут прогуляться по восстановленным залам Бывшего дворца Петергофа, при этом узнать историю дворца и увидеть некоторые предметы декоративно-прикладного искусства, мебель и произведения скульптуры и живописи, расположенные в залах музея-дворца.

Парадная лестница

Гости дворца, в котором при императорах и императрицах проводили приемы, балы, маскарады и праздники, поднимались в залы дворца по Парадной лестнице, которая находится в западном флигеле дворца.

В 18 веке лестница была деревянной, и сегодня она деревянная.

Лестница и окружающее убранство выполнены в праздничном убранстве: на стенах росписи и золоченная деревянная резьба по рисункам Растрелли.

На площадке второго этажа находятся четыре фигуры девушек — аллегории времен года: Весна, Лето (на перилах лестницы), Осень и Зима (напротив первых).

Одна из скульптур (правая у окна) — подлинная скульптура 18 века.

Потолок Парадной лестницы украшен росписью (плафон) «Аллегория Весны» работы Бартоломео Тарсия.

Дверной портал на втором этаже лестнице, ведущий в Танцевальный зал, выполнен в форме триумфальной арки и украшен монументальным десюдепортом с фигурами «Верность» и «Справедливость».

Танцевальный зал

Танцевальный (Парадный) зал, который также известен как Купеческий зал и в котором в 18 веке начинались придворные балы, украшает золоченная (тонкий слой сусального золота, толщина которого 5 микрон) деревянная резьба по рисункам Растрелли.

В зале напротив друг друга в простенках расположены зеркала, это любимый приём архитектора Растрелли, что бесконечно повторяет пространство и визуально расширяет границы зала.

Над зеркалами и окнами расположены 16 круглых живописных полотен (тондо), изначально созданных художником Джузеппе Валериани, изображающих иллюстрацию к книгам «Энеиды» Вергилия и «Метаморфоз» Овидия. 4 из 16 тондо являются оригиналами работы 18 века.

На потолке зала, по традиции эпохи барокко, плафон, в котором изображена богиня Юнона, в образе которой художник хотел иносказательно (аллегорически) показать саму хозяйку дворца — императрицу Елизавету Петровну (дочь Петра I).

В центре росписи гора Парнас, бог солнца в окружении муз.

В данном зале любила танцевать сама Елизавета Петровна. Она обладала хорошей фигурой и любила надевать мужской костюм, который на ней отлично сидел, подчеркивая все прелести её фигуры. Но в 18 веке дама могла надеть мужской костюм только на бал-маскарад, поэтому чаще всего в Петергофе Елизавета Петровна устраивала именно балы-маскарады.

Танцевальный зал является самым пышным залом Большого Петергофского дворца и в нем устраивали приемы, балы и т.д. все российские императоры.

В роскоши зала зарождалась и российская демократия. Летом 1905 года в данном зале проходили секретные совещания императора Николая II с министрами, на которых были приняты решения о создании в России первой Государственной думы.

!!! На смену барокко во второй половине 18 века пришёл стиль классицизма. Это было время Екатерины II, которая распорядилась, чтобы архитектор Юрий Фельтен устроил несколько залов дворца в новом классическом стиле.

Чесменский зал (мемориальный)

Это мемориальным залом Большого Петергофского дворца, в котором размещены картины с изображением Русско-Турецкой войны и Чесменского сражения в хронологическом порядке. Картины заказала Екатерина II и они написаны одним художником — немецким художником Филиппом Хаккертом (Гаккером).

Одна из картин изображает сюжет в Хеосском проливе Средиземного моря, где встретились флоты российский и турецкий, завязался бой и сразу же погибли два корабля: русский Святой Эвстафий и турецкий Бурджу-Зафер (по другим данным Реал Мустафа).

После сражения турки увели свои корабли в Чесменскую бухту. Ночью следующего дня в бухту вошли несколько маленьких русских судов (брандеров) на борту которых были бочки с порохом и моряки-добровольцы. Цели достиг только один брандер под командованием 32-летнего лейтенанта Дмитрия Сергеевича Ильина, и этого оказалось достаточно — турецкие корабли из-за близости расположения друг к другу, вспыхивали один за другим.

Существует версия! Во время написания картин у Хаккерта не очень хорошо получалось изобразить горящие военные корабли; Хаккерт говорит: «Я художник, я не видел, как горят военные корабли». Конец всему положила Екатерина II — она распорядилась взорвать 60-пушечный русский фрегат «Святая Варвара» на внешнем рейде порта Ливорно.

Командовал всей операцией в Средиземном море граф Алексей Орлов, бюст которого, работы итальянского скульптора Джованни Чибеи, находится в зале. Джованни изобразил Орлова в виде древнего бога войны Марса с высшим воинским орденом России «Святой Георгий первой степени» на груди. Этот орден Орлов получил за Чесменскую победу.

Голубая приемная (Секретарская)

Небольшая комната, которая получила своё название по отделке стен, затянутые голубым шёлковым штофом.

Это дежурное помещение служило своего рода канцелярской; здесь постоянно располагался дежурный секретарь, который записывал в специальный журнал всё, что происходило при дворе: прибытие или отъезд важных персон, курьеров, а также привоз предметов обстановки и пр.

В сегодняшней экспозиции музея в Голубой приёмной представлены предметы мебели середины 19 века в стиле «второго барокко», изделия из бронзы и вазы Императорского фарфорового завода в стиле ампир. Стены украшает живопись, одна из работ кисти И.К. Айвазовского с Петергофским пейзажем («Вид Большого дворца и Большого каскада»).

Большой Тронный зал

Это самый большой зал Петергофского дворца, в котором проходили самые торжественные приемы и принимали послов.

По указу Екатерины II архитектор Юрий Фельтен оформил зал в стиле классицизма — доминирование белого цвета и монументальный лепной декор: крупные лепные орнаменты из акантовых листьев на падугах, из листьев дуба и лавра (символов стойкости и славы), венки и гирлянды.

В зале большие люстры с хрустальными подвесками, стилизованными в форме дубовых листьев. Люстры все подлинные, работы 18 века — их успели вывести в Ленинград в 1941 году и сохранить во время Второй мировой войны. Во время блокады Ленинграда люстры находились в подвалах Исаакиевского собора.

Стены зала украшают картины, в том числе посвященные Чесменскому сражению.

Главным местом в зале является тронное место с тронным креслом. Само кресло было в разных дворцах, а вот подножная скамеечка возле кресла стоит в зале с середины 18 века.

Над тронным креслом стену украшает парадный портрет Екатерины II, которая в мужском военном костюме восседает на белом коне «Брильянте» и в таком виде она прискакала из Петергофа в Петербург, предстала перед гвардией и с переворотом заняла престол.

Если уж Екатерина не была императрицей российской по крови, то точно хотела доказать своё единство по духу. По её велению в зале размещены портреты её предшественников на троне, а в медальонах — портреты близких семьи Петра I, в том числе и царевич Алексей, который погиб в стенах Петропавловской крепости, обвиненный в государственной измене; нет только внука Петра I (мужа Екатерины II) — императора Петра III.

Аудиенц-зал (Статс-дамская)

Это одно из небольших парадных помещений дворца, выполненное в стиле барокко Растрелли, который также называют Елизаветинское или Русское барокко.

В зале характерная золоченая деревянная резьба с растительным орнаментом и зеркала.

Над дверными проёмами изображены скульптуры «ангелочки-путти», в руках которых необычные предметы: инструменты садоводства, резчика по дереву, музыкальные инструменты и навигационные приборы. Такое изображение прославляло Россию, в которой процветали науки, искусство и ремесла; ведь 18 век — век аллегории.

На потолке зала в плафоне Пауло Балларини запечатлел поэму Торквато Тассо «Освобождённый Иерусалим», с сюжетом, когда настоящая любовь преодолевает препятствия.

Вдоль стен зала стоят деревянные столики, за которыми в 18 веке могли проводить досуг. «Досуг» тогда — это игра в карты.

Петр I не любил азартные игры и при нём был издан указ, который запрещал проиграть в карты больше 1 рубля. Елизавета Петровна любила карточные игры и чтобы не нарушать волю отца придумала маленькую хитрость — указом разделила все карточные игры на азартные запрещенные и коммерческие разрешенные; играли на деньги и там и там, но к азартным относились игры, где выигрыш зависел от воли случая, а если в игре надо было применять расчёты (интеллектуальные способности), то это были уже другие деньги и игра не относилась к азартной.

Сегодня на столиках вместо карт и ставок, которыми также при Екатерине II являлись и бриллианты, находятся экспонаты музея — вазы, фарфоровые статуэтки, которые были сделаны на первой фарфоровой мануфактуре в городе Мейсене в Германии.

В зале интересны часы на каминной полке, в которых скульптура женщины — это аллегория истории, которая смотрится в зеркало и в котором изображен профиль Екатерины II.

Зал использовался для малых государственных приёмов.

У данного зала есть и другое название — Статс-дамская. При крупных торжественных обедах и ужинах, когда мест в большом зале не хватало, столы накрывали и в других парадных залах дворца. В этом зале отводилось место свиты императрицы (статс-дам), от чего зал и получил своё второе название.

Белая столовая

Столовая выполнена в светлых тонах, стиле классицизма и украшена настенным барельефами.

Люстры в зале 18 века. Такие люстры назвали аметистовыми, потому что они имеют сероватый оттенок, похожий на камень аметиста.

Стол в столовой украшен фаянсовым фарфором «Веджвудский сервиз» (или Husk-сервиз) кремового оттенка с тонким цветочным рисунком лилово-сиреневого цвета. Выполнен на заводе «Этрурия» в Стаффордшире Дж. Веджвудом.

Изначально сервиз заказала Екатерина II в 1768 году. Сервиз был получен в 1779 году и включал в себя около 1500 предметов. Со временем посуда билась и частично восполнялась за счёт копий, создававшихся на российских мануфактурах. Сейчас в зале демонстрируется комплект на 30 кувертов из 196 предметов.

Придворные обеды или ужины в 18-19 веках носили церемониальный характер и продолжались по нескольку часов; меню включало в себя несколько перемен блюд, и порой только блюд-супов было 5-6: черепаховый, суп из селедочных щек, на который требовалось несколько тысяч сельдей.

Чтобы за разговорами блюда не остывали, тарелки ставились на подставки «водяницы», которые были заполнены кипятком.

В центре стола находится ваза-ароматница, в которую помещали пряные травы для приятного аромата. С лева и справа от ароматницы стоят высокие сосуды — это мороженицы; причем тогда мороженное было основным блюдом, которое подавали вместе с супами и горячим и мороженное не всегда было сладким.

В зале представлены круглые печи из белых поливных изразцов русского производства. Первоначально они были выполнены по эскизам Фельтена. Разбитые в годы войны, печи были восстановлены в послевоенные годы В. Жигуновым, А. Поваровым и В. Павлушиным.

Буфетные

К Белой столовой примыкают два небольших служебных помещения — буфетные, где разогревали еду и хранили сменные приборы посуды, поскольку во дворце не было кухонь. Кухня была отдельно стоящим зданием.

Сейчас в помещении находится экспонат музея — подлинное коронационное кресло императора Николая I.

Китайские кабинеты

Екатерина II любила удивлять своих гостей не только яствами и мероприятиями, но также по её распоряжению в Большом Петергофском дворце архитектором Ж. Б. Валлен-Деламот были созданы два маленьких китайских кабинета, которые разительно отличались стилем, и хозяйка показывала их на диво гостям.

В залах присутвовали произведения восточного искусства, китайский фарфор, который тогда был очень дорог и говорил о роскоши, панно, два из которых 18 века, китайские ширмы, которые были приведены из Китая с росписью по черному лаку с золотом и серебром.

Картинный зал

Это центральный парадный зал Петергофского дворца, который за время истории неоднократно менял свой облик.

Изначально это было самое большое и торжественное дворцовое помещение, в котором Петр I устраивал приемы. Особенно Петру нравился вид из окна, через которое виден Морской канал Нижнего парка дворца.

Стены зала украшены картинами одного художника Пьетро Ротари. Художник был итальянец, работал в Петербурге и его картины очень нравились Екатерине II. Когда художника не стало, Екатерина распорядилась приобрести всё, что остались в Петербурге.

В зале представлены, в основном, портреты девушек в национальных одеждах. Можно видеть изображение девушки, а рядом более взрослой женщины — так художник пытался представить, как юная дева будет выглядеть много лет спустя.

Потолок зала

Приватные залы дворца (личные императорские покои)

Картинный зал замыкает анфиладу парадных залов дворца и проводит границу между официальными залами и приватными дворцовыми покоями — жилыми мужской и женской половинами.

К личным покоям относятся:

— Куропаточная гостиная, или будуар, который открывает анфиладу комнат женской половины дворца. Комната использовалась для утреннего времяпрепровождения императриц в ближайшем окружении.

Название «Куропаточная» комната получила благодаря стенам — шёлковая бледно-голубая ткань серебристого отлива с вытканными изображениями куропаток, вписанных в орнамент из цветов и колосьев пшеницы;

— Диванная — опочивальня императриц, к которой примыкает Туалетная;

— Кабинет императрицы, в котором хозяйка зачастую играла в карты, общалася в тесном кругу;

— Штандартная, где когда-то хранились штандарты гвардейских полков;

— Кавалерская, которая предназначалась для караула кавалергардов и где также производились представления кавалеров российских орденов и устраивались приёмы офицеров гвардейских полков;

— Большая голубая гостиная, которая неоднократно менялась и в начале 18 века называлась столовой, поскольку помещение использовалось как семейная столовая.

Гостиную украшают парадные портреты Екатерины II и жены Павла I Марии Фёдоровны. Интерьер дополняет печь с так называемыми «ландшафтными» изразцами. А центром экспозиции гостиной является Банкетный сервиз на 250 персон, изготовленный на Императорском фарфоровом заводе в середине 19 века. Этот шедевр был вывезен в годы Великой Отечественной войны, и обнаружен в Восточной Пруссии, а затем возвращён на Родину. Кроме того в зале находятся большие вазы и люстры на 86 свечей, а также два шкафа, декорированные бронзой;

— Коронная — парадная опочивальня, которая по назначению не использовались.

С конца 18 века комната стала называться «Коронной», так как в правление Павла I в помещении был установлен специальный «стоянец» для короны;

— Дубовый кабинет Петра I и Дубовая лестница.

Дубовый кабинет — старейший интерьер дворца, который был создан еще в первой четверти 18 века. Отделан четырнадцатью дубовыми панелями, восемь из которых подлинные.

Дубовая лестница была сооружена в 1720-1721 годах по проекту А. Леблона. Плафон создан И.Я. Вишняковым в 1751 году и изображал Аврору, богиню утренней зари; был утрачен во время войны и воссоздан в 1964 году Я.А. Казаковым. Ступени лестницы устланы дубом, из него же вырезаны балясины перил лестницы, — отсюда и название.

Вестибюль

На первом этаже дворца находится так называемая галерея скульптуры дворца, расположенная в вестибюле и где представлена подлинная коллекция скульптур 18 века. Скульптуры когда-то украшавших парки и фонтаны дворцового комплекса.

В зале также можно посмотреть небольшой фильм о Петергофе.

Практическая информация

Большой Петергофский дворец, совместно с Верхним садом и Нижним парком, входит в состав Дворцово-паркового ансамбля «Петергоф» и относится к Государственному музею-заповеднику «Петергоф».

Залы Большого Петергофского дворца можно посетить за плату в составе экскурсий. Входы в парки дворца тоже платные.

Для посещений могут быть открыты все залы дворца или их часть. Также могут меняться некоторые экспонаты в залах.

Билеты можно приобрести заранее онлайн или в кассе возле дворца.

Режим работы музея во дворце, стоимость билетов, а также условия посещения и покупки билетов, рекомендуем уточнять непосредственно перед посещением на официальном сайте.

Сайт государственного музея-заповедника «Петергоф»: peterhofmuseum.

Посетить Петергоф можно с одной из экскурсий

Обо всех способах, как добраться в Петергоф из Санкт-Петербурга (аэропорта и центра города), можно узнать здесь →

Возле Дворцово-паркового ансамбля «Петергоф» можно остановиться

[booking blog_id=140]

4-звездочный отель Новый Петергоф с рестораном, баром, парковкой, туристическим бюро, спа-центром с крытым бассейном, тренажерным залом, паровой баней, кедровой финской сауной и арома-сауной.

Номера отеля оформлены в современном стиле и оснащены телевизором со спутниковыми каналами, бесплатным Wi-Fi, сейфом, халатами и тапочками, феном и бесплатными туалетно-косметическими принадлежностями. В некоторых номерах имеется гостиный уголок.

В стоимость номеров могут быть включены: завтрак, завтрак + ужин или завтрак + обед + ужин. Ссылка на отель

Апартаменты EGO-LOFT (Ольгин пруд) из которых открывается вид на озеро и город.

В апартаментах: кондиционер, балкон, бесплатный Wi-Fi, телевизор с плоским экраном, стиральная машина, спальня, кухня с посудомоечной машиной и микроволновой печью, ванная комната с феном и бесплатными туалетно-косметическими принадлежностями. Ссылка на апартаменты

Апартаменты Severnaya Venezia с балконом с видом на озеро, бесплатным Wi-Fi, детской игровой площадкой, садом и общим лаунджем.

В апартаментах: спальня, телевизор с плоским экраном и кабельными каналами, оборудованная кухня с микроволновой печью и холодильником, стиральная машина и ванная комната с душем. Ссылка на апартаменты

Все средства размещения в Санкт-Петербурге, в том числе в центре города и в Петергофе, можно посмотреть и забронировать здесь

Большой дворец в Петергофе, режим работы

Архитекторы и проектировщики Большого дворца

Большой дворец во времена царских особ

Интерьеры и залы Большого дворца

Режим работы Большого дворца

Величие красоты, воплощённое в здании Большого дворца, даёт его посетителям отличную возможность познания истории через предметы быта и роскоши, собранные здесь, а также интерьерные изыски внутреннего убранства помещений дворца. Фасад здания растянут на 300 м, ограничиваясь с одной стороны Церковным корпусом, с другой – строением музея «Особая кладовая» с золотым двуглавым орлом над куполом. Дворец делит территорию Петергофского дворцово-паркового ансамбля на две части: Верхний сад и Нижний парк.

Архитекторы и проектировщики Большого дворца

Первыми архитекторами этого здания были И.Ф. Браунштейн, Ж.-Б. Леблон, Н. Микетти, приглашённые Петром Великим, а продолжателем традиции «русского барокко» стал Ф. Б. Растрелли в период царствования Елизаветы Петровны. Начальный этап строительства длился 10 лет (1715-1725 гг.), как и второй, продолжавшийся десятилетие с 1745 г. по 1755 г. Между этими датами, в 1732 году по проекту архитектора М. Земцова к главному зданию были пристроены галереи.

С самого начала проект парков и садов планировался, как радиально расходящиеся от Большого дворца аллеи, пересекаемые в разных местах другими аллеями, что, в общем, соответствовало планировке Версальского парка под Парижем. Таким образом, дворец стал центром Петергофского ансамбля. Ведущую роль в этом обустройстве территории сыграл архитектор и мастер садово-паркового искусства Жан-Батист Леблон, который ушёл из жизни уже в 1719 году и похоронен на кладбище возле Сампсониевского Собора в Санкт-Петербурге.

Большой Петергофский дворец во времена царских особ

Во времена Петра I Большой дворец в Петергофе представлял собой двухэтажное здание по ширине Большого каскада, которое носило название «Верхние палаты» («Нагорные палаты»). С первых дней дворец стал использоваться для праздничных мероприятий, которые Пётр I устраивал для своих приближённых по образцу европейских ассамблей.

Елизавета Петровна, в свою очередь, решила достроить Большой Петергофский дворец, увеличив его площадь в несколько раз, но сохранив петровские палаты. Такую задачу смог выполнить великий итальянский зодчий Ф. Б. Растрелли, создав шедевр архитектуры в стиле «елизаветинского барокко». На балы во дворец собиралось до 3000 гостей, а прислуги здесь было ещё больше. Теперь дворец по праву назывался «Большим», а его изысканные и роскошные интерьеры до сих пор удивляют посетителей, хотя почти все они воссозданы во второй половине ХХ – начале XXI века.

В конце XVIII века интерьерное убранство дворца стало более строгим, повинуясь европейской моде того времени и набирающему силу классицизму с его простотой и изысканностью. Екатерина II решила изменить некоторые помещения дворца, сообразуясь с веяниями времени. Были переоформлены и переустроены Тронный зал, Чесменский зал, Столовая, а французский архитектор Жан-Батист Валлен-Деламот создал прекрасные Китайские кабинеты (1766-1767 гг.).

В XIX веке также происходило обновление интерьеров, а также был надстроен третий этаж Восточного флигеля дворца (1846 г.). Выполнил проект архитектор А. И. Штакешнейдер, тем самым создав ещё восемь различных видов интерьеров. Это было приурочено к свадьбе младшей дочери императора Николая I княгини Ольги Николаевны, которая выходила замуж за принца Карла Вюртембергского. Название восточной Ольгинской половины Большого дворца осталось до сих пор.

Несмотря на различные архитектурные стили из различных эпох, Большой дворец выглядит целостным величественным сооружением, несущим отпечаток веков и событий. Здесь жили императоры с семьями, проходили праздники, балы, крестины, маскарады. История Большого дворца состоит из победных фейерверков прошлого и горящих руин середины ХХ века, послевоенного восстановления и новой жизни в сегодняшнем мире.

Интерьеры и залы Большого дворца в Петергофе

Сегодня Большой дворец имеет большое количество восстановленных интерьеров, которые показывают, как жили здесь царские особы и их приближённые. Внутри дворца расположено 30 комнат и осмотр начинается с Парадной лестницы Западного флигеля, которая сразу поражает обилием золота, барельефами, вазами и картушами, тем самым создавая приподнятое и радостное настроение у посетителей.

Западное крыло дворца – это Танцевальный зал с пышным интерьером в стиле «елизаветинского барокко». Обилие золота, зеркала-обманки между окнами и другие предметы интерьера дают представление о приёмах Елизаветы, которые здесь проводились для представителей купечества.

В Голубой комнате соответственно, всё выдержано в голубых тонах: ткани на стенах, шторы, окантовка мебели. Которая сохранилась со времён Елизаветы. Здесь же много ваз и бронзовых изделий декоративно-прикладного искусства.

Чесменский зал – ещё одно помещение с ярким интерьером, посвящённым победе русского флота в Чесменском сражении (1770 г.). Все картины на стенах и на полу показывают эпизоды великой битвы.

Тронный зал по праву носит это имя, потому что является самым большим во дворце. Его площадь – 330 м2. Торжественность интерьера, в котором превалирует белый цвет, лепнина, великолепные люстры, а также картины лучших художников, показывают величие имперского дома Романовых.

Императорские приёмы устраивали в Аудиенц-зале, который небольшой по размерам, но очень интересный по интерьерному наполнению. Здесь также использованы ложные окна-зеркала, резные капители, пилястры, прекрасный живописный плафон на своде потолка.

В Белой столовой можно познакомиться со старинным сервизом на 30 гостей из 196 предметов, а также увидеть необычный матовый интерьер с гипсовой лепниной.

В Петровской части сохранился Картинный кабинет, который разделён на два цвета и имеет коллекцию старинных картин-портретов.

Ещё одно помещение называется Куропаточной гостиной, которая отличается тем, что покрыта шёлковой тканью с изображением куропаток и растительным орнаментом. Рядом с этой комнатой расположены Туалетная комната, Диванная комната и Кабинет императрицы. Эта часть Большого дворца носит название женской половины.

Одним из самых известных кабинетов стал Дубовый кабинет Петра I, который сохранили во время переустройства дворца в середине XVIII века. Это помещение, украшенное дубовыми панелями, выполненными скульптором Николя Пино ещё при жизни императора. Панели и другое убранство кабинета удалось сохранить, так как его вывезли до оккупации во время Великой Отечественной войны. Здесь же расположен мраморный камин и зеркала, обрамлённые резными рамами. Все вещи, бережно сохранённые музейщиками, помогают посетителям представить бытовую сторону жизни Петра I. Это стулья с плетёными сиденьями, часы-будильник мастера Иоганнеса Бреннера, книги из библиотеки царя и многое другое.

Режим работы Большого дворца

Билеты в Большой дворец можно купить в кассах музейного комплекса, которые работают с 8.45 ч. до 19.00 ч. Дворец-музей не работает по понедельникам и в последний вторник месяца. Открытие дворца – в 10.30 ч., закрытие – 19.00 ч. (в субботу – 21.00 ч.). Следует помнить, что кассы прекращают работу за 1 ч. 15 мин. до закрытия музея. Для осмотра музея Большого дворца летом необходимо быть в составе экскурсионной группы, иначе вам не удастся туда попасть.

Искусство и архитектура барокко | Определение, характеристики, художники, история и факты

Артемизия Джентилески: Юдифь со служанкой

Просмотреть все СМИ

Ключевые люди:
Гуарино Гуарини Сэр Сашеверелл Ситуэлл, шестой баронет Паломино Де Кастро и Веласко Жан-Франсуа де Лаарп Франсиско Пачеко
Похожие темы:
искусство барочная музыка барочная архитектура Позднее барокко необарокко

Просмотреть весь связанный контент →

Популярные вопросы

Откуда взялся термин Барокко ?

Термин барокко , вероятно, происходит от итальянского слова barocco , которое философы использовали в средние века для описания препятствия в схематической логике. Впоследствии это слово стало обозначать любую искаженную идею или запутанный мыслительный процесс. Другой возможный источник — португальское слово 9.0024 barroco (испанский barrueco ), используемый для описания жемчуга неправильной формы. В искусствоведении слово

барокко стало обозначать что-либо неправильное, причудливое или иным образом отступающее от правил и пропорций, установленных в эпоху Возрождения. До конца 19 века этот термин всегда имел значение странного, преувеличенного и чрезмерно украшенного. Только в новаторском исследовании Генриха Вельфлина « Ренессанс и барокко » (1888 г.) этот термин использовался как стилистическое обозначение, а не как термин тонко завуалированного злоупотребления, и была достигнута систематическая формулировка характеристик стиля барокко.

Подробнее читайте ниже: Происхождение термина

Генрих Вельфлин

Прочтите об историке Генрихе Вельфлине, который превратил слово барокко из слегка завуалированного ругательного термина в название особого стиля и периода.

Каковы характеристики искусства и архитектуры барокко?

Произведение, отличающее период барокко, стилистически сложно и даже противоречиво. Течения натурализма и классицизма, например, сосуществовали и смешивались с типичным стилем барокко. Однако в целом в основе его проявлений лежит стремление вызвать эмоциональные состояния, обращаясь к чувствам, часто драматическим образом. Некоторые из качеств, наиболее часто ассоциируемых с барокко, — это величие, чувственное богатство, драматизм, динамизм, движение, напряжение, эмоциональное изобилие и тенденция стирать различия между различными искусствами.

Подробнее читайте ниже: Происхождение термина

Сан-Карло-алле-Кватро-Фонтане

См. пример характерной драмы и движения архитектуры барокко в дизайне Франческо Борромини для Сан-Карло-алле-Кватро Фонтане.

Как возникли искусство и архитектура барокко?

Три основные тенденции оказали влияние на искусство барокко, первой из которых была Контрреформация.

Борясь с распространением протестантской Реформации, Римско-католическая церковь после Тридентского собора (1545—63) приняла пропагандистскую программу, согласно которой искусство должно было служить средством возбуждения веры населения в церковь. Возникший стиль барокко был одновременно чувственным и духовным. В то время как натуралистическая обработка делала религиозный образ более доступным для среднего прихожанина, драматические и иллюзорные эффекты использовались, чтобы стимулировать преданность и передать великолепие божественного. Второй тенденцией была консолидация абсолютных монархий: дворцы в стиле барокко строились в монументальном масштабе, чтобы продемонстрировать силу централизованного государства, явление, которое лучше всего проявилось в Версале. Третьей тенденцией было расширение интеллектуальных горизонтов человека, подстегиваемое развитием науки и исследованиями земного шара. Это породило новое ощущение человеческого ничтожества (особенно усиленное коперниканским смещением Земли из центра вселенной) и бесконечности природного мира.
Пейзажные картины, на которых люди изображаются в виде мельчайших фигурок в огромном пространстве, свидетельствовали об этом меняющемся понимании человеческого состояния.

Подробнее читайте ниже: Три основные тенденции эпохи

Контрреформация

Узнайте больше о Контрреформации, пропагандистской программе, принятой Римско-католической церковью для противодействия распространению протестантской Реформации с помощью искусства и архитектуры.

Какие художники связаны со стилем барокко?

Аннибале Карраччи и Караваджо были двумя итальянскими художниками, которые помогли открыть барокко и чьи стили представляют, соответственно, классицистический и реалистический стили. Художница Артемизия Джентилески получила признание в 20 веке за ее техническое мастерство и амбициозные исторические картины. Джан Лоренцо Бернини, чьи достижения включали в себя дизайн колоннады перед базиликой Святого Петра в Риме, был величайшим из скульпторов-архитекторов эпохи барокко.

Упорядоченные картины Николя Пуссена и сдержанная архитектура Жюля Ардуэна-Мансара показывают, что импульс барокко во Франции был более сдержанным и классическим. В Испании художник Диего Веласкес использовал мрачный, но мощный натуралистический подход, который имел лишь некоторое отношение к мейнстриму живописи барокко. Тем временем этот стиль немного проник в Северную Европу, особенно на территорию нынешней Бельгии. Величайшим мастером этого преимущественно римско-католического региона, управляемого испанцами, был художник Питер Пауль Рубенс, чьи бурные диагональные композиции и полнокровные фигуры являются воплощением живописи в стиле барокко. Однако искусство в Нидерландах более сложное. Обусловленные реалистическими вкусами своих покровителей из среднего класса, такие выдающиеся мастера, как Рембрандт, Франс Хальс и Иоганнес Вермеер, оставались в значительной степени независимыми от барокко в важных отношениях, но многие художественные тексты, тем не менее, приравнивают их к этому стилю.
Однако барокко оказало заметное влияние на Англию, особенно на архитектуру сэра Кристофера Рена.

Подробнее читайте ниже: Архитектура, живопись и скульптура

Артемизия Джентилески

Узнайте больше об Артемизии Джентилески, художнице эпохи барокко, чьи достижения стали известны в 20 веке.

Чем стиль рококо отличался от барокко?

Стиль рококо зародился в Париже около 1700 года и вскоре распространился по всей Франции, а затем и в других странах, главным образом в Германии и Австрии. Как и стиль барокко, рококо использовался в декоративно-прикладном искусстве, дизайне интерьера, живописи, архитектуре и скульптуре. Его часто характеризуют как заключительную фазу барокко, но стиль отличается от своего предшественника своим интимным масштабом, асимметрией, легкостью, элегантностью и обильным использованием изогнутых природных форм в орнаменте. Живопись в стиле рококо во Франции, например, началась с изящных, слегка меланхоличных картин Антуана Ватто, достигла кульминации в игривых и чувственных обнаженных телах Франсуа Буше и закончилась вольно написанными жанровыми сценами Жана-Оноре Фрагонара.

Французская живопись рококо в целом характеризовалась непринужденной, беззаботной трактовкой мифологических и любовных тем, введением семьи в качестве сюжета, богатой и тонкой кистью, относительно легким тональным ключом и чувственным колоритом.

Рококо

Узнайте больше о рококо, стиле, который часто считается последней фазой барокко, но который во многих отношениях отличается от своего предшественника.

Искусство и архитектура барокко , изобразительное искусство и проектирование и строительство зданий, созданные в эпоху в истории западного искусства, примерно совпадающую с 17 веком. Самые ранние проявления, произошедшие в Италии, относятся к последним десятилетиям 16 века, в то время как в некоторых регионах, особенно в Германии и колониальной Южной Америке, определенные кульминационные достижения барокко не происходили до 18 века. Произведение, отличающее период барокко, стилистически сложно, даже противоречиво. Однако в целом в основе его проявлений лежит стремление вызвать эмоциональные состояния, обращаясь к чувствам, часто драматическим образом.

Некоторые из качеств, наиболее часто ассоциируемых с барокко, — это величие, чувственное богатство, драматизм, жизненная сила, движение, напряжение, эмоциональное изобилие и тенденция стирать различия между различными искусствами.

Происхождение термина

Термин барокко, вероятно, произошел от итальянского слова barocco , которое философы использовали в средние века для описания препятствия в схематической логике. Впоследствии это слово стало обозначать любую искаженную идею или запутанный мыслительный процесс. Другим возможным источником является португальское слово barroco (исп. barrueco ), используемое для описания жемчуга неправильной или несовершенной формы, и это использование до сих пор сохранилось в ювелирном термине 9.0024 барочная жемчужина .

В художественной критике слово «барокко» стало использоваться для описания всего неправильного, причудливого или иным образом отступающего от установленных правил и пропорций. Этот предвзятый взгляд на художественные стили 17-го века придерживался с небольшими изменениями критики от Иоганна Винкельмана до Джона Раскина и Якоба Буркхардта, и до конца 19-го века этот термин всегда имел значение странного, гротескного, преувеличенного и чрезмерно украшенного. Только благодаря пионерскому исследованию Генриха Вельфлина Renaissance und Barock (1888), что термин «барокко» использовался как стилистическое обозначение, а не как термин тонко завуалированного оскорбления, и была достигнута систематическая формулировка характеристик стиля барокко.

Три основные тенденции эпохи

Три более широкие культурные и интеллектуальные тенденции оказали глубокое влияние на искусство барокко, а также на музыку барокко. Первым из них было появление Контрреформации и расширение ее сфер как территориально, так и интеллектуально. К последним десятилетиям 16 века утонченный придворный стиль, известный как маньеризм, перестал быть эффективным средством выражения, и его непригодность для религиозного искусства все больше ощущалась в художественных кругах. Чтобы противостоять нашествиям Реформации, Римско-католическая церковь после Трентского собора (1545–1563) заняла пропагандистскую позицию, согласно которой искусство должно было служить средством расширения и стимулирования веры общества в церковь. С этой целью церковь приняла сознательную художественную программу, чьи художественные произведения вызывали у верующих откровенно эмоциональную и чувственную привлекательность. Стиль барокко, развившийся из этой программы, был парадоксальным образом и чувственным, и духовным; в то время как натуралистическая обработка сделала религиозный образ более доступным для среднего прихожанина, драматические и иллюзорные эффекты использовались, чтобы стимулировать благочестие и преданность и передать впечатление о великолепии божественного. Церковные потолки в стиле барокко, таким образом, растворялись в нарисованных сценах, которые представляли наблюдателю яркие виды бесконечности и направляли чувства к небесным заботам.

Второй тенденцией была консолидация абсолютных монархий, сопровождавшаяся одновременной кристаллизацией видного и могущественного среднего класса, который теперь стал играть роль в покровительстве искусству. Дворцы в стиле барокко были построены в расширенном и монументальном масштабе, чтобы продемонстрировать силу и величие централизованного государства, явление, которое лучше всего проявляется в королевском дворце и садах Версаля. Но в то же время развитие рынка картин для среднего класса и его вкус к реализму можно увидеть в работах братьев Ленена и Жоржа де Ла Тура во Франции и в различных школах голландской живописи 17-го века. (Подробное обсуждение этого явления см. в см. Рембрандт ван Рейн.)

Третьей тенденцией был новый интерес к природе и общее расширение интеллектуальных горизонтов человека, вызванное развитием науки и исследованиями земного шара. Они одновременно породили новое ощущение как человеческого ничтожества (особенно усиленного коперниканским смещением Земли из центра вселенной), так и неожиданной сложности и бесконечности природного мира. Развитие пейзажной живописи 17-го века, в которой люди часто изображаются в виде мельчайших фигур в обширной природной среде, свидетельствует об этом меняющемся понимании человеческого состояния.

Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту.

Подписаться

Санкт-Петербург | Карта, достопримечательности и история

Последние новости

4 апреля 2023 г., 12:15 по восточному времени (AP)

Подозреваемый в нападении, в результате которого погиб военный блогер, заключен в тюрьму

Суд в Москве постановил, что подозреваемая женщина о причастности к взрыву в петербургском кафе, в результате которого погиб российский военный блогер, должен остаться под стражей на два месяца до завершения расследования

Санкт-Петербург , русский Санкт-Петербург , ранее (1914–24) Петроград и (1924–91) Ленинград , город и порт, крайний северо-запад России. Крупный исторический и культурный центр и важный порт, Санкт-Петербург находится примерно в 400 милях (640 км) к северо-западу от Москвы и всего в 7° к югу от Полярного круга. Это второй по величине город России и один из крупнейших городов мира. Санкт-Петербург играл жизненно важную роль в истории России с момента своего основания в 1703 году. В течение двух столетий (1712–1919 гг.)18) это была столица Российской империи. Город запомнился как место проведения Февральской (Мартовской, по новому стилю) и Октябрьской (ноябрьской, по новому стилю) революций 1917 года, а также его ожесточенной обороной во время осады во время Второй мировой войны. С архитектурной точки зрения он считается одним из самых великолепных и близких по духу городов Европы. Его исторический район был внесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО в 1990 году. Площадь города составляет 550 квадратных миль (1400 квадратных километров). Поп. (2010) 4 879 566; (оценка 2012 г.) 4 953 219.

Характер города

Санкт-Петербург – Мекка культурных, исторических и архитектурных памятников. Основанный царем Петром I (Великим) как российское «окно в Европу», он носит неофициальный статус культурной столицы России и самого европейского города, и этот статус он стремится сохранить в своем вечном соперничестве с Москвой. Привлекают внимание три отличительные черты Санкт-Петербурга. Во-первых, это гармоничное сочетание в городе западноевропейской и русской архитектуры. Во-вторых, в Санкт-Петербурге отсутствует однозначный центр города, который в других русских городах средневекового происхождения определяется Кремлем и его окрестностями. Третьей характерной чертой города является множество водных путей. Короткие, но полноводные притоки и каналы Невы, тянущиеся к побережью Балтийского моря, неотделимы от петербургской панорамы. Многие из самых известных архитектурных объектов города тянутся вдоль исторических набережных Невы. Более того, мосты и естественные каналы реки принесли Санкт-Петербургу прозвище «Северная Венеция». Из-за северного расположения Санкт-Петербурга в городе царят «белые ночи» с 11 июня по 2 июля, когда световой день длится почти до 19 часов.часов — еще одна из самых известных характеристик Санкт-Петербурга. Среди культурных мероприятий, посвященных празднованию Белых ночей, — фестивали, организованные Мариинским и Эрмитажным театрами, Санкт-Петербургской государственной консерваторией им. Римского-Корсакова. Каждую ночь во время белых ночей мосты через Неву разводят, чтобы пропустить судно. После распада Советского Союза Санкт-Петербург впитал в себя новую энергию: обветшавшие фасады, дороги с выбоинами и культурные достопримечательности были отремонтированы.

Ландшафт

Городской участок

Санкт-Петербург расположен в дельте реки Невы, в истоке Финского залива. Город раскинулся на 42 островах дельты и прилегающих частях материковой поймы. Очень низкое и изначально заболоченное место подвергало город периодическим затоплениям, особенно осенью, когда сильные циклонические ветры гонят воды залива вверх по течению, а также во время весенней распутицы. Исключительно сильные наводнения произошли в 1777, 1824 и 19 гг.24; последние два были самыми высокими за всю историю наблюдений и затопили большую часть города. Чтобы контролировать разрушительные паводковые воды, город построил в 1980-х годах дамбу длиной 18 миль (29 км) через Финский залив. Ряд каналов также был прорезан для облегчения дренажа.

Большой Санкт-Петербург — сам город с его городами-спутниками — образует подковообразную форму вокруг истока Финского залива и включает остров Котлин в заливе. На севере он тянется на запад вдоль берега почти на 50 миль (80 км), включая Зеленогорск. Это северное продолжение представляет собой район спальных городков, санаториев, санаториев и детских лагерей, расположенных среди обширных хвойных лесов и окаймленных прекрасными пляжами и песчаными дюнами. У некоторых петербуржцев из высшего сословия также есть дачи в этом районе. На южной стороне залива границы мегаполиса простираются на запад, включая Петергоф и Ломоносов. На восток Большой Санкт-Петербург простирается вверх по Неве до Ивановского.

Britannica Quiz

47 вопросов из самых популярных викторин Britannica по географии

Климат

Смягчающее влияние Атлантического океана обеспечивает Санкт-Петербургу более мягкий климат, чем можно было бы ожидать для его крайнего севера.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *