Какие павильоны есть на вднх: Список павильонов и сооружений на ВДНХ — Википедия – Павильоны ВДНХ в 2019 г: фото, расположение на карте

Павильон № 70 «Москва» на ВДНХ — Википедия

Павильон № 70 «Москва» (также «Монреальский») — один из павильонов ВДНХ. Создавался для Экспо-67 в Монреале, пересобран в Москве к 1975 году[1][2].

Советские архитекторы рассчитывали, что «Экспо-67» пройдёт в Москве, и в начале 1960-х предлагали приурочить к выставке и к 50-летию Октября радикальные проекты реконструкции города. Главный архитектор Москвы Михаил Посохин предлагал подвесить над искусственным озером сферический павильон размером с Главное здание МГУ. Однако уход Никиты Хрущёва привёл к отказу СССР от проведения выставки[2].

Расположенный на ВДНХ павильон № 70 был спроектирован как выставочный павильон СССР для международной выставки Экспо-67 в канадском Монреале. Создавали здание архитекторы Моспроекта-2 Михаил Посохин, Ашот Мндоянц, Борис Тхор. В работе принимали участие также инженер А. Кондратьев и главный художник Рудольф Кликс, которому ассистировали художники В. Макаревич, А. Шитикова, В. Дубанов, И. Языков, А. Немлихер, О. Ломако, А. Побединский, также при участии В. Воропаева и Ю. Шалаева

[1][3].

ЭКСПО-67[править | править код]

Ещё до открытия выставки организаторы Экспо опубликовали рекламный лист со словами: «Посмотрите, что строят русские всего в 40 милях от США. Как американец, вы должны увидеть это!». В результате советский павильон стал на той выставке одним из самых крупных и популярных — его посетили 12 млн человек, на 3 миллиона больше, чем соперничавший с ним дом-сферу (англ.)русск. работы Ричарда Бакминстера Фуллера. Почти всё для строительства — алюминий, стекло, дерево, эскалаторы — было привезено из СССР. Общие затраты советской стороны на участие в Экспо канадская пресса оценивала в 15-20 млн долларов[1][2][2].

Три этажа павильона вмещали 10 тысяч экспонатов. Нижний этаж был посвящён океану, средний — земле, а верхний отдали теме космоса. При входе экспозицию открывала карта электрификации СССР и интерактивный макет Красноярской ГЭС. Позади макета нависал барельеф В. И. Ленина работы скульптора Юрия Нероды. Среди других макетов зрители могли увидеть доменную печь Новолипецкого металлургического завода, первую атомную станцию, термоядерную установку «Токамак» и протонный ускоритель Института физики высоких энергий. На втором этаже располагались ремесленники — резчики из села Богородское и кружевницы из Вологды, которые работали на глазах посетителей выставки. На третьем этаже была размещена имитировавшая ощущение путешествия в космос конструкция под названием «Чечевица», вмещавшая 80 качающихся кресел и диораму с изображением полёта. Рядом размещались диорамы «Пейзаж планеты Венера» и «Панорама Луны», а также множество макетов космических кораблей, спутников и самолётов. В цокольном этаже находились макеты судов, макет морского нефтяного промысла и макет осетрового завода с живыми рыбами

[4].

ВДНХ[править | править код]

После окончания Экспо-67 было решено павильон СССР восстановить в Москве на территории ВДНХ у северного входа. Монтаж и демонтаж в Монреале выполняла итальянская компания Feal. Поскольку павильон не проектировался как сборно-разборный, ушло почти десять лет на то, чтобы воссоздать его в Москве. Каркас смонтировали к 1973 году, остекление только к 1975-му, бюджет строительства превысил общие затраты на строительство в Канаде. На ВДНХ здание отвели под временные выставки и дали соответствующее название — «Павильон межотраслевых выставок»

[1][5].

В начале 1990-х павильон переименовали в «Москву». Внутренние пространства отдали под торговлю десяткам мелких фирм и магазинов. За одеждой сюда приезжали со всей Москвы[5][2]. В 2000-е «Москва» была малопопулярна: самыми частыми мероприятиями здесь стали выставки кошек. В 2009 году префект СВАО Ирина Рабер объявила о планах города разобрать павильон и отдать пространство под строительство нового выставочного комплекса[6]. Глава Docomomo-Россия (англ.)русск. характеризовала ситуацию с планируемым сносом как «вопиющую и недопустимую», отмечая, что «Михаил Посохин является один из важнейших зодчих XX века»

[5].

В 2016 году были подведены итоги конкурса на разработку концепции нового комплекса «Экспо» на ВДНХ. Территорией рядом с павильоном займётся одно из шести архитектурных бюро-победителей — Ginzburg Architects. Рядом с сохранённым Монреальским павильоном планируется возвести новое здание, объединяющее в один комплекс гостиницу и выставочный павильон[7].

Прототипом павильона, созданного под руководством Посохина, стал нереализованный проект Константина Мельникова для Всемирной выставки 1964-1965 годов в Нью-Йорке (англ.)русск., в которой Советский Союз не участвовал:

« Посохин не раз пользовался моей казной, но особенно отличился изуродовав блестящую идею моего проекта павильона СССР для Нью-Йорка, построив в Монреале павильон СССР киоском кондитерских изделий
[8]
Константин Мельников. Архитектура моей жизни. М. 1985
»

В то же время эскизы Мельникова, сохранившиеся в собрании музея архитектуры им. Щусева, указывают на то, что архитектор успел только найти идею, но не конкретное решение. Так, в пояснении к проекту он среди прочего писал, что «разительно открытый воздушный угол потребует борьбы с непогодой, и в разное время года появятся различного рода конструкции, защищающие экспонаты с росписью космоса». В противовес идеи Мельникова монреальский павильон Посохина был реализован как полностью закрытая конструкция[9].

Монреальский павильон стал вторым модернистским советским павильоном на Экспо. Но в отличие от стеклянного здания-призмы, представленного на «Экспо-58» в Брюсселе, в новом здании удалось совместить лаконичность с высокой выразительностью

[2]. Сам Посохин в мемуарах вспоминал, что «не зная облика других павильонов, мы решили в архитектуре своего павильона выразить динамику, стремление вперед, полет»[10].

Нависающий над входом объём крыши-трамплина держится на четырёх мощных стальных опорах, расположенных под углом к земле и образующих две буквы У. Стеклянная стена заметно наклонена вперёд, придавая зданию дополнительную динамику. В ночное время интерьеры освещались и становились абсолютно проницаемыми. С улицы просматривался нанесённый на потолок крыши узор реактивного самолёта, выложенный из алюминиевых пластин — отсылка к основной теме советской экспозиции на Экспо-67, которой был показ космических достижений и презентация сверхзвукового самолёта Ту-144[2][1].

Перед зданием была установлена композиция «Серп и молот» скульптора Николая Брацуна. 11-метровая скульптура не вернулась в Москву

[1].

Посетители поднимались ко входу в павильон по эскалаторам. Внутреннее пространство павильона было разделено на три уровня, соединённых между собой эскалаторами. Они позволяли посетителям перемещаться по экспозиции нелинейно. В Москве входные эскалаторы были заменены массивной лестницей, ведущей на второй этаж. Само здание выросло на три этажа, потеряв часть своей оригинальной лёгкости[2][1].

Павильон «Москва» в декабре 2014 года

  1. 1 2 3 4 5 6 7 Нефедов, 2014, с. 142.
  2. 1
    2 3 4 5 6 7 8 Андрей Стенюшкин. Архитектор Андрей Стенюшкин — о монреальском павильоне на ВДНХ (неопр.). The Village (23 января 2015). Дата обращения 31 января 2018.
  3. ↑ Подгорская, 2013, с. 191.
  4. ↑ Подгорская, 2013, с. 193-194.
  5. 1 2 3 Ася Финк. В зоне риска: Павильон «Монреаль» (неопр.). The Village (23 апреля 2012). Дата обращения 31 января 2018.
  6. ↑ Павильон «Москва» у ВВЦ решено демонтировать (неопр.). NEWSmsk.com (20 апреля 2009). Дата обращения 31 января 2018.
  7. Полина Есакова. Стали известны подробности проектов развития ВДНХ (неопр.). The Village (29 марта 2016).
    Дата обращения 31 января 2018.
  8. ↑ Подгорская, 2013, с. 194.
  9. ↑ Подгорская, 2013, с. 197.
  10. ↑ Подгорская, 2013, с. 202.
  • Нефедов П. В. Путеводитель по ВДНХ. — М., 2014. — С. 142. — 236 с. — ISBN 978-5-4330-0033-9.
  • Подгорская Н. О. Павильоны СССР на международных выставках. — М., 2013. — С. 191-212. — 224 с. — ISBN 978-5-905494-10-9.

Главный павильон ВДНХ — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Построен к 1954 году по проекту Г. В. Щуко и Е. А. Столярова. На ВСХВ 1939 года Главный павильон располагался на месте площади между фонтанами «Каменный цветок» и «Дружба народов СССР». Высота павильона со шпилем — 90 метров.

Главный павильон на марке 1939 года.

Монументальное здание Главного павильона Всесоюзной сельскохозяйственной выставки было построено по проекту академика Щуко и профессора Гельфрейха. От главного входа 1939 на выставку к деревянному павильону вела широкая аллея. У павильона была сооружена пятидесятиметровая башня, на которой установлена эмблема выставки — скульптура «Тракторист и колхозница». Павильон украшали одиннадцать гербов Союзных республик и герб СССР. Перед ним на площади колхозов на фоне знамён были установлены скульптурные фигуры вождей — Ленина и Сталина.

Являясь вводным павильоном выставки, Главный павильон был призван отразить победы страны социализма в области общественного и государственного устройства, хозяйства, культуры, быта. При помощи ярких художественных образов он демонстрировал как большевики превратили старую, убогую царскую деревню в цветущую советскую деревню, каких достижений добилось сельское хозяйство в результате перестройки его на социалистических основах.

В павильоне было пять просторных залов. В них были выставлены многочисленные живописные картины, панорамы, скульптуры и фотографии. Эти художественные произведения, натуральные экспонаты, диаграммы, приводимые цифры и тексты пропагандировали советский строй, рассказывая о лучших совхозах, МТС и колхозах, об отдельных передовиках-стахановцах сельского хозяйства.

В связи с тем, что старый Главный павильон уже не вписывался в новую расширенную и архитектурно-стилистическую композицию реконструируемой ВСХВ, было решено деревянное здание демонтировать и возвести новый павильон. На месте старого павильона возникла площадка и часть партера фонтана «Каменный цветок».

Новое здание сооружалось на присоединённой к ВСХВ территории и возводилось как новая архитектурная доминанта ансамбля площади колхозов.

От Главного входа к Главному павильону ведёт аллея 14 чугунных фонтанов. Павильон выдержан в традициях русской классической архитектуры и имеет сходство с центральной башней здания Главного Адмиралтейства в Санкт-Петербурге. Авторами использовался архитектурный принцип работы над Дворцом Советов — пропорции, рассчитанные на восприятие с дальних точек, лаконизм деталей, а также ступенчатость композиции. Уступами, напоминающими ступени гигантской лестницы, павильон поднимается вверх и увенчан золочёным шпилем со звездой.

Скульптура «В. И. Ленин», которая сегодня находится перед Главным павильоном, при открытии ВСХВ-54 стояла на левом постаменте лестницы павильона в паре со скульптурой «И. В. Сталин», стоявшей справа до 1962 года[1].

Как и на прежнем павильоне, на нём были установлены герб СССР и 16 медальонов с гербами 16 союзных республик, существовавших на момент 1954 года.

В 1964 году павильону было дано название «Центральный».

Интерьеры павильона[править | править код]

Первый зал был посвящён Октябрьской революции. Вслед за ним шёл грандиозный зал Сталинской конституции, украшением которого служил огромный декорированный купол с цитатой из первого куплета гимна СССР. Общую картину формировали четыре фрески на темы труда, отдыха, выборов и учения, в сочетании со скульптурами счастливых советских людей работы М. Г. Манизера. Следующий «Зал мира» проводил параллель с залами императорских дворцов. В «Зале науки» были представлены выдающиеся учёные в области сельского хозяйства.

В сентябре 2014 года во время работ в цокольном этаже была найдена картина А. М. Герасимова «II съезд колхозников и ударников». Масштабное полотно, созданное в технике масляной живописи, было перенесено в другое здание для реставрации.

  • VVC central.jpg

Павильон № 32 «Космос» на ВДНХ — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 9 января 2019; проверки требуют 5 правок. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 9 января 2019; проверки требуют 5 правок.
Достопримечательность
павильон «Космос» и «Машиностроение»
«Механизация и электрификация сельского хозяйства СССР»
Moscow VDNKh Space Pavilion asv2018-08 img2.jpg
Страна Moscow VDNKh Space Pavilion asv2018-08 img2.jpg Россия
Город Москва
Строитель
  • Архитекторы: В. С. Андреев, И. Г. Таранов, Н. А. Быкова[1][2]
  • Главный конструктор: М. М. Лимановский[1]
  • Конструктор купола: Г. Б. Гордон[1]
  • Скульпторы: С. М. Орлов, А. П. Антропов, С. Л. Рабинович, И. Л. Слоним, Н. Л. Штамм, П. И. Добрынин, Н. В. Томский (с бригадой в составе: М. Ф. Бабурин, Д. П. Шварц, В. Е. Цигаль, Л. Е. Кербель)[1]
Строительство 1938—1939 годы
Статус Wiki Loves Monuments logo - Russia - without text.svg ОКН № 7710437021№ 7710437021
Состояние сохранился (в 1954 году был реконструирован)
Commons-logo.svg Медиафайлы на Викискладе

Павильон «Космос/Машиностроение» — 32-й павильон ВДНХ, построенный в 1938—1939 годах для экспозиции «Механизация и электрификация сельского хозяйства СССР».

  • В 1954 году был реконструирован. После реконструкции имеет двойной номер: №32—34.
  • С 1954 по 1956 год носил название «Механизация и электрификация сельского хозяйства СССР»,
  • в 1956—1959 годах — «Машиностроение»,
  • в 1961 году — «Градостроительство»,
  • в 1961—1967 годах — «Машиностроение»,
  • а с 1967 года — «Космос» и «Машиностроение».

Павильон был построен в 1938—1939 годах по проекту архитекторов Виктора Андреева, Ивана Таранова и Надежды Быковой. Изначально павильон был построен в виде эллинга, или дебаркадера, которому было придано сходство с дебаркадером Киевского вокзала в Москве. Конструкция была украшена стальными стеклянными аркадами и двухъярусными галереями-лестницами. Этот приём сохранял первоначальный план площади Механизации, спроектированной Вячеславом Олтаржевским, и создавал эффект арки, перекинутой через Большую аллею и не закрывающей перспективы до самой границы выставки[3][2].

Существующий вид здание приобрело в 1954 году, во время послевоенной реконструкции выставки. Павильон был расширен путём пристройки двухэтажного зала со стеклянным куполом. Интерьер зала украшала позолоченная скульптурная композиция «Шествие советских людей к коммунизму» с развевающимся знаменем (скульптор — Николай Томский с бригадой). Входом в павильон со стороны площади служила декорированная арка с двумя постаментами-башнями, украшенными барельефами на тематику механизации и скульптурами Механизатора и Трактористки. По центру арки находился барельеф с изображением герба СССР, а над ним — Ленина и Сталина, окружённых цветами, колосьями и лентами. Центральная композиция до настоящего времени не сохранилась[3][2].

  • Commons-logo.svg

    Внутренний вид купола

Изначально в павильоне располагалась экспозиция, посвящённая механизации сельского хозяйства СССР. Экспозиция делилась на тематические разделы, в числе которых — «Тракторная и автомобильная промышленность», «Сельскохозяйственное машиностроение», «Технологии механизации возделывания зерновых культур и трав», «Способы освоения новых и осушение заболоченных земель», «Механизация в сельскохозяйственном производстве и в животноводстве», и ряд других. В крытой части павильона на постаментах демонстрировались образцы техники.[3][2]

В 1956 году тематика павильона была изменена, и в нём разместилась экспозиция «Машиностроение». На обеих (включая пристроенную в 1954 году) площадках павильона были выставлены различные технические средства, производимые советским машиностроением — от металлургического оборудования до точных измерительных приборов (к примеру, модели мартеновских печей и детали паровых турбин).

В 1961 году в павильоне временно размещалась экспозиция «Градостроительство».

Экспозиция «Космос»[править | править код]

С 1967 года экспозиция «Машиностроение» стала занимать только половину павильона, а в другой половине разместилась экспозиция «Космос», которая знакомила посетителей выставки с историей и новейшими достижениями Советского Союза в области освоения космоса. Демонстрировались стенды на тему развития ракетной техники, модели искусственных спутников Земли, луноходов, системы жизнеобеспечения космонавтов, подлинный спускаемый аппарат космического корабля «Восток». Скульптурная композиция «Шествие советских людей к коммунизму» была демонтирована и заменена портретом Юрия Гагарина. В 1975 году были установлены состыкованные копии космических кораблей «Союз — Аполлон».[3][2]

  • Макеты кораблей «Союз» и «Аполлон»

  • Commons-logo.svg

    Павильон «Космос» и ракета-носитель «Восток»

  • Commons-logo.svg

    Космический корабль «Восток-1» под большим куполом

В 1991 году под сводами павильона проходил рейв-фестиваль «Гагарин-пати». Впоследствии экспозиция была разобрана, и павильон использовался как место торговли.

  • Интерьер 2009 года. Ярмарка

  • Вид со второго яруса

  • Аркада на втором уровне

  • Под большим куполом висит портрет Юрия Гагарина

В 2014—2015 гг. в павильоне временно находилась выставка «Механика чуда» — экспозиция объектов, созданных для церемонии открытия Олимпийских игр 2014 года в Сочи.

C 2016 года проводится реставрация павильона, планировавшаяся к завершению в марте 2018, после чего в павильоне запланировано разместить выставочный центр «Космонавтика и авиация» — совместный проект ВДНХ и Объединённой ракетно-космической корпорации. В ходе реставрации восстановлены стеклянный купол и декор здания.[3][2][4][5][6]. В 2017 году начат монтаж будущей экспозиции; в частности, в октябре в павильон был доставлен самый крупный экспонат будущего выставочного центра — макет модуля «Кристалл» орбитальной станции «Мир»[7]. Была воссоздана утраченная в 1970-е годы люстра из рубинового стекла в виде Красной звезды[8]. В декабре 2017 года в интерьере павильона было восстановлено панно, посвящённое машиностроению, выполненное из золотой смальты[9].

Обновлённый центр «Космонавтика и авиация» в павильоне был открыт 12 апреля 2018 года, в День космонавтики, президентом Владимиром Путиным и мэром Москвы Сергеем Собяниным, в присутствии космонавтов — Валентины Терешковой, Фёдора Юрчихина, Сергея Крикалёва и других.

  • Зиновьева, О. А. Восьмое чудо света. ВСХВ–ВДНХ–ВВЦ. — М.: Центрполиграф, 2014. — 352 с. — ISBN 978-5-227-05083-0.
  • Нефёдов П., Коробьина И. Путеводитель по ВДНХ. — М.: ABCdesign, 2014. — 240 с. — ISBN 978-5-4330-0033-9.

Белорусский павильон (ВДНХ) — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Белорусский павильон на Выставке достижений народного хозяйства в Москве ― сооружение оригинальной конструкции; постоянно действующая выставка для пропаганды достижений сельского хозяйства, науки, техники и культуры Республики Беларусь.

В 1935 году Совнарком СССР принял постановление о создании в Москве Всесоюзной сельскохозяйственной выставки, которая должна была открыться 1 августа 1937 года. Одним из деревянных павильонов, построенных к этому времени, предназначался для экспозиций Белорусской ССР, Ярославской, Ивановской и Калининской областей. Но тогда же было решено построить ещё 6 павильонов, а этот передать Белорусской ССР[1][2].

В 1939 году здание снесли, и на его месте под руководством архитекторов В. Н. Симбирцева и Б. Г. Бархина возвели новое здание, украсив его скульптурной группой А. Н. Орлова «Пограничник и колхозница» (не сохранилась)[3][4].

6 апреля 1949 года вышло Постановление Совмина Белорусской ССР «О проектировании павильона Белорусской ССР на ВСХВ» в г. Москве», которым принимался проект, представленный архитекторами Г. А. Захаровым (архитектор памятника Ф. Э. Дзержинскому на Лубянке) и его женой З. С. Чернышёвой. Экспозиционная площадь павильона определялась в 1500 м², общая кубатура каменного здания в 15000 куб. м. Строительство начато 2 июля 1949 года, окончено 25 августа 1954 года. Фасад трехъярусной постройки представлял собой монументальную колоннаду из двух рядов, увенчанную резными гирляндами, имитирующими белорусские вышитые рушники с цветами национального флага республики ― жёлтого и зелёного. За колоннадой находился внутренний полукруглый дворик, вымощенный керамической мозаичной плиткой. Дворик украшали фрески «Народ Белоруссии построил социализм» (художники венгр Б. Ф. Уитц и украинка О. Т. Павленко) и скульптурная группа белорусских партизан (не сохранилась). Венчала павильон покрытая золотой смальтой аллегорическая скульптура-башня «Родина-мать» ― женщина с венком на голове, держащая сноп (скульптор А. О. Бембель)[5][6]. Посредине экспозиционного зала стояла скульптурная группа «В. И. Ленин и И. В. Сталин», над ней купол с люкарнами, имитирующими окна. Полы своим рисунком напоминали традиционную белорусскую вышивку. Выставочный зал освещался окнами второго света по всему периметру южного, восточного и западного фасадов, а также бронзовыми трехъярусными хрустальными люстрами. Павильон являл собой незаурядный пример синтеза искусства, архитектуры, скульптуры, станковой живописи и народного орнаментального творчества[7][8].

После решения сделать павильоны ВДНХ отраслевыми, здесь в 1963 году находилась экспозиция «Электротехника», павильон отдали в распоряжение Министерства электротехнической промышленности СССР. Колонны зашили металлическими панелями, скульптурные группы убрали и они пропали, окна второго света закрыли стеклотканью, мозаичные полы закрыли мраморной плиткой[9].

В 1990-х гг. работал как торговый центр. Как постоянный выставочный павильон открылся 11 октября 2008 года. К 2015 году это 3-хэтажное здание общей площадью 2471 м², оборудованное всеми необходимыми коммуникациями и инженерными системами[10].

  1. Выставки сельскохозяйственные // Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.
  2. ↑ Выставочные ансамбли СССР. 1920—1930-е годы: материалы и документы. — М.: Галарт, 2006. — 468 с. — ISBN 978-5-269-01050-2.
  3. ↑ Несохранившиеся павильоны ВДНХ (неопр.).
  4. Герасімовіч П. М. Арлоў Аляксандр Мікалаевіч // Энцыклапедыя літаратуры і мастацтва Беларусі. — Мн.: БелЭн, 1984. — Т. 1. — С. 167.
  5. ↑ Бела Уітц (неопр.).
  6. Кашуба-Вольвач О., Сторчай О. Майстерня монументального живопису М. Бойчука у першоджерелах. Спогади Оксани Павленко і Василя Седляра //Образотворче мистецтво — 2008. — № 4. — С. 40-42; 2009. — № 2. — С. 24-29; 2009. — № 3. — С. 132 −135.
  7. Ступин В. Об архитектуре Всесоюзной сельскохозяйственной выставки // Архитектура СССР. — М.: Государственное издательство литературы по строительству и архитектуре, 1954. — № 9. — С. 1—17.
  8. ↑ ВСХВ―ВДНХ―ВВЦ (неопр.). Наука и жизнь.
  9. ↑ ВДНХ, павильон 18 (неопр.).
  10. ↑ Гостям здесь рады (неопр.). «Союз Беларусь―Россия», №705 (29).
  • Зиновьев А. Н. Ансамбль ВСХВ: Архитектура и строительство. — М., 2014. — 408 с. — ISBN 978-5-9903159-2-1.
  • Рогачёв А. В. Великие стройки социализма. — М.: Центрполиграф, 2014. — С. 295—396. — 480 с. — ISBN 978-5-227-05106-6.
  • Зиновьева О. А. Восьмое чудо света. ВСХВ–ВДНХ–ВВЦ. — М.: Центрполиграф, 2014. — 352 с. — ISBN 978-5-227-05083-0.

Павильон № 21 «Газовая промышленность» на ВДНХ — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Достопримечательность
павильон «Газовая промышленность»
павильон «Картофель и овощи»
Pavillion Gazovaya Prom.jpg
Страна Pavillion Gazovaya Prom.jpg СССР
Город Москва
Строитель
  • Архитекторы А. К. Ростковский; реконструкция — Е. Анцута, В. Кузнецов[1]
Строительство 1952—1954 годы
Состояние сохранился

Павильон «Газовая промышленность» — 21-й павильон ВДНХ, построенный в 1952—1954 годах для экспозиции «Картофель и овощи». В 1959—1963 годах носил название «Сахарная и кондитерская промышленность». До наших дней сохранился в перестроенном виде (реконструирован в 1966 году).

Павильон был построен в 1952—1954 годах по проекту архитектора Андрея Ростковского и изначально носил название «Картофель и овощи». Фасад был оформлен в стиле сталинского ампира, главный вход украшали композиции на сельскохозяйственную тематику — вазоны, наполненные овощами, рельефные панно с изображениями растений. В 1966 году павильон был перестроен в стиле советского модернизма по проекту архитекторов и В. Кузнецова и является ярким примером «брутального экспрессионизма корбюзианского извода». В процесс капитальной реконструкции был надстроен второй этаж, появились дополнительные экспозиционные площади (общая площадь внутренних помещений павильона увеличилась с 700 до 2700 квадратных метров), был оборудован кинолекционный зал на 200 мест. В плане здание дугообразное, главный вход застеклён, отдельное выразительное архитектурное решение — изогнутый козырёк над входом[1][2].

Первая экспозиция павильона, открытая после его постройки, была посвящена овощеводству, новейшим достижениям и механизации этой отрасли. В частности, рассказывалось о новаторских способах выращивания овощей, в том числе, в центральном зале, о квадратно-гнездовом методе посадки картофеля. В 1959—1963 годах в павильоне размещалась экспозиция «Сахарная и кондитерская промышленность», а с 1964 года — «Газовая промышленность». Эта экспозиция демонстрировала достижения в сфере добычи и переработки газа, газификации СССР, использования газа в производстве. Были выставлены образцы техники, используемой в газовой промышленности, стенды соответствующей тематики. Перед павильоном была установлена скульптура из газопроводных труб различного диаметра, символизирующая газификацию и развитие газовой промышленности страны. В 1990-е годы экспозиция была ликвидирована, и в настоящий момент павильон закрыт[1].

Павильон № 44 «Кролиководство» на ВДНХ — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Павильон № 44 «Кролиководство» — один из павильонов ВДНХ. Объект культурного наследия РФ[1][2].

Павильон «Кролиководство» расположен в северо-восточной части ВДНХ, около пруда № 4 и примерно в 2 км от главного входа (в советское время по территории ВДНХ ходил троллейбус и останавливался недалеко от павильона). Его возвели к 1954 году на замену одноимённому павильону № 41, существовавшему с 1939 года — к открытию ВСХВ 1954 года на месте прежних павильонов «Кролиководство» и «Шелководство» построили три здания для экспозиции «Коневодство» (павильоны № 40, 41 и 43)[1][2][3].

В СССР поощрялось частное кролиководство и размер личного хозяйства (в отличие от других видов животных) никак не ограничивалось. Экспозиция павильона № 44 демонстрировала успехи кролиководческих хозяйств и ферм Советского Союза, в частности были представлены различные кроличьи породы: Бабочка, Белка, Советская шиншилла, Венский голубой, Ангорский, Белый Великан и др. При павильоне работала кролиководческая ферма с животными из лучших отраслевых колхозов Союза[1][2].

В начале сентября 2015 года рядом с павильоном открылась первая городская ферма, спроектированная авторами Крымской набережной архитектурным бюро Wowhaus[4].

До 1999 года павильон работал по прямому назначению, но позже был заброшен и пришел в запустение[источник не указан 993 дня]. Реставрация павильона «Кролиководство» включена в городскую программу реконструкции ВДНХ, намеченную на 2017—2018 годы[5].

Белоснежный павильон, стоящий на небольшом стилобате, обращён к посетителям высокой колоннадой из четырёх пар тонких колонн, замкнутых архитравом. Позади находится полукруглая площадка, ведущая к парадному входу. По обе стороны от центрального входа расположены ниши, в которые скульпторы Н. И. Розов и Э. С. Снигирь поместили двухцветные фигуры девушек, держащих на руках кроликов. Симметрию павильона продолжают боковые арки, сквозь которые видны зелёные насаждения, окружающие павильон. Кажущуюся строгость здания нивелирует полукруглый фриз, украшенный сюжетами из жизни кроликов, исполненными В. А. Ватагиным[1][2].

С 2015 года павильон входит в число объектов культурного наследия федерального значения[6][2].

  • Нефедов П. В. Путеводитель по ВДНХ. — М., 2014. — С. 135. — 236 с. — ISBN 978-5-4330-0033-9.

Павильон № 26 «Транспорт» на ВДНХ — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Павильон «Транспорт» — 26-й павильон ВДНХ, построенный в 1937 году для экспозиции «Зерно». Один из немногих павильонов, сохранившихся от довоенной выставки. В 1938—1954 годах носил название «Хлопок», в 1954—1955 — «Земледелие», в 1956—1957 — «Геология, нефть, химия», в 1958—1966 — «Химическая промышленность». Претерпел капитальную реконструкцию в 1954 году.

Павильон был построен в 1937 году по проекту архитекторов М. Б. Шнейдера, Вячеслава Олтаржевского, Михаила Минкуса и А. П. Ершова. Первоначально носил название «Зерно», а через год был переименован в «Хлопок». Фасад был решён в стиле ар-деко, с 1940 года его украшала резьба с узорами, изображающими листья и цветы хлопчатника. Рядом с павильоном находилась демонстрационная площадка, тематически объединённая с экспозицией павильона; на ней находилась модель ирригационной системы[2][3].

При послевоенной реконструкции выставки павильон сохранился, но претерпел капитальную реконструкцию, которую в 1954 году осуществили архитекторы , А. И. Игнатьева, А. М. Громов и . С этого момента павильон получил название «Земледелие». В таком виде он сохранился до настоящего времени. Новый облик здания был решён в стиле сталинского ампира[2][3].

К главному фасаду пристроен портик из десяти тонких колонн, которые, по замыслу авторов, символизируют стебли растений. Внутри портика — небольшая лоджия, стены которой украшены лепниной с растительными узорами. Сверху портик увенчан акротерием, на котором изображён серп и молот в окружении снопов, а по две стороны от него — скульптуры колхозницы и тракториста с книгой и снопом (скульптор — Лев Писаревский), углы портика завершены вазами. Портик павильона является объектом культурного наследия федерального значения[2][3].

Вводный зал павильона украшен четырьмя панно на сельскохозяйственную тематику работы Григория Савинова[2][3].

Экспозиция «Земледелие», размещённая в павильоне в 1954 году, состояла из шести тематических разделов: «Почвы СССР и способы повышения их плодородия», «Производство и применение удобрений и химических средств борьбы с вредителями и болезнями сельскохозяйственных культур и сорными растениями», «Передовые приемы обработки почв», «Семена и посев», «Освоение новых земель» и «Передовые колхозы, совхозы и машинотракторные станции». В 1956 году тематика экспозиции павильона была полностью изменена, и он получил название «Геология, нефть, химия», а спустя год — «Химическая промышленность». Экспозиция рассказывала о новейших достижениях химической промышленности СССР, а в 1967 году для этой экспозиции был построен новый павильон «Химическая промышленность» под номером 20. А в павильоне № 26 с 1967 года разместилась экспозиция «Транспорт СССР», которая отличалась высоким техническим оснащением, включая в себя диорамы и динамические электрифицированные карты. Также в экспозиции демонстрировались макет основных видов советского транспорта — автомобильного, железнодорожного, речного, морского и воздушного. Возле павильона был установлен макет в натуральную величину самолёта Як-42. В 1990-е годы экспозиция была упразднена. В 2014 году после реконструкции павильона в нём открылась экспозиция Политехнического музея под названием «Россия делает сама»[2][3][4][5].

  • Зиновьева, О. А. Восьмое чудо света. ВСХВ–ВДНХ–ВВЦ. — М.: Центрполиграф, 2014. — 352 с. — ISBN 978-5-227-05083-0.
  • Нефёдов П., Коробьина И. Путеводитель по ВДНХ. — М.: ABCdesign, 2014. — 240 с. — ISBN 978-5-4330-0033-9.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *