Кирпичный стиль | Архитектура и Проектирование
Кирпичный стиль — неточное название течения рациональной архитектуры конца XIX века. Начало этому течению положило творчество голландского архитектора Хенрика Петрюса Берлаге (Berlage, Hendrik Petrus, 1856-1934), который стремился использовать эстетические свойства натуральных материалов – кирпича с отделкой стен белым камнем (традиционный прием в архитектуре северных стран). Первоначально Берлаге строил в духе историзма, воспроизводящего формы нидерландского ренессанса.
Биржа в Амстердаме, построенная по проекту Берлаге (1897-1903), близка по стилю «кирпичной готике». Здание явилось впечатляющим сплавом национально-средневековой традиции (массивные стены, оживленные аркадами) и современных конструкций (огромный трехэтажный зал, перекрытый кровлей, опирающейся на оголенные стальные фермы). Последователи архитектора создали амстердамскую школу новой архитектуры рационалистического направления.
Биржа в Амстердаме. Архитектор Х.П.Берлаге
Однако «кирпичный стиль» в большинстве европейских стран развивался в границах периода Историзма и эклектики второй половины XIX в. и только предвещал рационалистическое течение в архитектуре Модерна. В фасадах зданий произвольно сочетались мотивы разностильного декора, восходящего к романским, готическим, византийским прототипам (сравн. хайматкунст). С помощью глазурованного кирпича и фигурной кладки на фасадах зданий создавались причудливые орнаменты карнизов, тяг, наличников и порталов. Именно отсутствие целостного художественного стиля породило странное название: «кирпичный стиль». В Петербурге в этом «стиле» строили архитекторы И. Китнер, К. Шмидт, В. Шретер. В Новосибирске лучшие здания в этом стиле строил архитектор А.Д. Крячков.
Гостиница Метрополь, Новосибирск — Новониколаевск | Городской Торговый корпус, Новосибирск — Новониколаевск. Архитектор А.Д. Крячков |
В общем эклектичной и вторичной архитектуре сибири, и в частности, Новосибирска — Новониколаевска кирпичный стиль занимает значительное место. На примере двух зданий — гостиницы «Метрополь» по улице Революции и «Городского Торгового корпуса» на Красном проспекте архитектора Андрея Дмитриевича Крячкова вполне можно проследить динамику от явной эклектики к архитектуре рационалистического модерна, свободной от предвзятой стилизации под какой-либо «чистый» исторический стиль.
Историзм (Эклектика) Китай. Традиционная архитектура и искусство
404 Страница не найдена
|
8 самых красивых кирпичных зданий России — Путеводитель для Вас Туры
Прошедшие века сохранили до нашего времени великолепные памятники архитектуры. Они манят своей величественной безмятежностью, к которой так и хочется прикоснуться. Но не только русский зодчий славится тем, что дерево, камень и кирпич в его руке рождали настоящие шедевры. Хотите убедиться? Мы отправились в путь!
**Особняк купца А.А. Морозова, г. Москва**
Заложен в 1894 году архитектором В.А. Мазырин. В период строительства,
строительный проект. А.А. Морозов много путешествовал, но его пленила красота замков Испании и Португалии. Он хотел построить здание, похожее на средневековый замок, только в меньшем масштабе. Через пять лет — в 1899 году — строительство было закончено.
**Спасо-Преображенский собор Ярославского монастыря**
Построен в двенадцатом веке. В XVIII веке собор начали перестраивать под резиденцию архиепископов Ростовского и Ярославского. В то же время много новых построек — несколько башен, оград, колокольня, Святые ворота.
Прогулка по комплексу будет интересна всем, кто интересуется историей, литературой (а именно здесь найдено «Слово о полку Игореве»), а также тем, кого вдохновляет архитектура XII-XIX веков.
**Казачий театр (дом купца А. М. Шлыкова), г. Волгоград**
Здание, изначально построенное купцом как дом для своей семьи, является одним из лучших образцов «кирпичного» стиля. Изменить планы крупный лесной торговец решил, когда утопил его дочь. После окончания строительства, до которого скорбящий отец так и не дожил, дом передали городу, а в нем разместили женскую гимназию.
Здание уцелевшее во время войны середины 9-го века0-х был занят Казачьим театром. Богатый декор, барельефы юной красавицы и грозного Посейдона – не единственное, что может привлечь купеческий дом. Ходят легенды, что душа девушки до сих пор бродит по коридорам, а любители острых ощущений ищут встречи с ней.
**Успенский собор, Владимир**
Возведен в конце XII века при князе Андрее Боголюбском. Спустя четыре века собор, сильно пострадавший от татаро-монгольских набегов, был перестроен в стиле раннемосковского зодчества. Храм реставрации также был отреставрирован в 20 веке. Работы начались в 1926 года и закончилась только в 1961 году. На стенах собора сохранилась вся церковная роспись середины XVI века, написанная на стенах художником Марком Матвеевым. Сейчас Успенский храм возвышается рядом с Золотыми воротами города Владимира. В храме хранится Боголюбовская икона Божией Матери XII века. Сейчас в Успенском соборе действует женский монастырь.
**Доходный дом Н. П. Басина, Санкт-Петербург**
Не заметить этот дом, созданный еще в 1878 году, практически невозможно. Он имеет ярко выраженное сходство с русским театром. Современники Купца прозвали дом «петушьим» не только за украшение фасада барельефами петухов, но и за обилие деталей, создающих контраст с Александринским театром.
Два фасада, обилие эркеров, как бы вкрапления мотивов «вышивки» и «резьбы», чтобы увидеть этот дом воочию.
**Невьянская падающая башня, Невьянск**
Наклонный девятиэтажный дом, построенный по заказу Акинфия Демидова, найти несложно. Четыре раза в час бьют его колокола, и каждые три часа с колокольни по району разносится красивая мелодия. Башня хранит много тайн. Кто ее архитектор, почему она «раскачалась»? Как можно было взять громоотвод, ведь он был изобретен только в 1760 году? На все эти вопросы существуют десятки вариантов ответов. Здание устроено так, что в нем самый богатый купец мог подслушивать своих гостей. Здесь он занимался бизнесом, проводил опыты, чеканил фальшивые монеты…
**Спасо-Яковлевский монастырь, Ростов**
Построенный в четырнадцатом веке комплекс — главная архитектурная достопримечательность Ростова.