Китайский сад камней: Сады в восточном стиле. Учимся различать японский и китайский сад

Сады в восточном стиле. Учимся различать японский и китайский сад

Сад в китайском или японском стиле — это одна из разновидностей пейзажного сада. Такие сады воссоздают частичку живой природы, здесь не встретишь предвзято геометрических форм, неестественно подстриженных кустарников и деревьев. Зайдя в пейзажный сад, попадаешь не в рукотворный храм искусства, а на природу. Именно это ощущение очень ценно для природных садов. Сюда мы приходим за покоем, гармонией, возможностью погрузиться в свои мысли или почувствовать единение с природой.

Главными действующими героям восточных садов являются камни и вода, потом уже растения. Природные пейзажи в миниатюре — вот основа этих садов. Камни олицетворяют горы, водные объекты — море, речки, водопады. Фонтаны и аккуратные цветники будут здесь не к месту, потому что в живой природе их не встретишь. Газон в виде ровной и аккуратно подстриженной лужайки не подойдет к этому стилю, он может быть лишь дополнением к единому природному пространству на вашем участке, не обязательно ровным и не обязательно большим. Без газона вообще можно обойтись.

Во всех садах в восточном стиле присутствует концепция единства инь и ян. Если ян — это камни, то инь — это вода. Одно дополняет другое, образуя целое. Здесь нет места прямолинейному движению энергетических потоков, они плавно перемещаются по криволинейным траекториями, не оставляя без внимания каждый уголок сада. Каждый элемент сада наполнен смыслом и имеет значение.

Сады в китайском и японском стиле схожи и довольно часто один принимают за другой, не слишком придавая значение особенностям. Но они все же таки есть, и если вы хотите придерживаться какого-то одного стиля, то обратите внимание на различия.

Сады в китайском стиле

Эти сады являются родоначальниками восточных садов. В них, как уже говорилось, особое внимание уделяется камням и воде, причем вода — это чаще всего прудики, активно населенные рыбками. Водоем для китайского сада — это центральное место, от которого выстраивается вся остальная композиция.

Вся территория в саду в китайском стиле поделена на зоны, как-бы небольшие зеленые комнаты, попасть в которые можно по извилистым тропинкам. Разделение между зонами не визуальное, а вполне материальное: стены строений, живые изгороди, галереи. И хотя этот стиль относится к природному, в нем все же присутствуют осевая симметрия и склонность к отзеркаливанию форм и композиций.

В саду в китайском стиле сооружается множество деревянных строений, это и различные беседки, из которых можно наблюдать за течением времени, хозяйственные постройки, галереи, библиотеки и жилые дома разного уровня. Отличить китайские дома от других можно по сильно приподнятым концам крыш. Существует поверье, что злые духи, скатываясь с такой крыши, подлетают вверх и не попадают в жилище. Галереи обычно пристраиваются к водоемам, чтобы была возможность насладиться созерцанием водной глади.

Китайский сад наполнен смыслом и символами. Если вы увидите в саду круглый мостик, то это точно из стилистики китайского сада, ведь круг для китайцев символизирует небо.

В саду также будут уместны искусственные гроты, скульптуры животных, например, черепахи, журавля, слона. Особое внимание в Китае уделяется форме камней, чем больше он напоминает живое существо, тем лучше для сада и больше почета оказывается такому камню.

Каждое растение в саду в китайском стиле символизирует определенную черту характера или свойство течения жизни, поэтому их выбору придается важное значение. В каждом китайском саду растет сосна, частым гостем является слива, вишня, магнолия, бамбук. Здесь особо ценятся старые или искусственно состаренные деревья. В красивых кадках размещены бонсаи. Из цветов для китайского сада подойдут хризантемы, пионы (травянистые и древовидные сорта), розы, гортензии и настурции, декоративные злаки.

Сад в китайском стиле прекрасен в любое время года, он не уходит в отпуск на зиму, а продолжает существовать в единении с человеком, поддерживая и настраивая его на гармонию.

Сад в китайском стиле не терпит поспешности, и к его созданию стоит отнестись с особым вниманием, изучив символику каждого элемента, который будет присутствовать в саду, чтобы не внести в свою жизнь чего-то такого, что вам не нужно.

Сады в японском стиле

Здесь также, как и в садах в китайском стиле, почитается природа, ее величие и единение с человеком. Камни и вода передают природные ландшафты японских островов. Большое значение уделяется красоте сада в любое время года, поэтому часто выращиваются вечнозеленые растения.

Сады в японском стиле кажутся более просторными и открытыми, чем китайские, но в них также присутствует зонирование. Сад — это место для прогулки и, попадая в него, никто не должен мешать общению человека с природой, поэтому сады отделяются от зданий калитками или арками, через которые виден лишь маленький кусочек красоты.

Создание садов в японском стиле начинают с размещения камней. Это основа, на которой базируется вся остальная композиция сада. Существует целая наука, какие использовать формы и как правильно группировать камни. В отличие от китайских садов, в Японии больше ценятся простые формы. Японский сад камней — это искусство, не терпящее неряшливости и быстроты создания.

Так как Япония это островное государство, то всевозможные водные объекты непременно присутствуют в садах в японском стиле. А если нет возможности обустроить настоящий пруд или речку, их заменяют “сухой” имитацией. Так возникает русло реки, готовое принять полные воды, вот-вот обрушившееся с гор или символический океан с камнями-островами.

В саду в японском стиле могут располагаться невысокие сооружения, отличительной особенностью их будут раздвижные двери. На естественном склоне с горной растительностью можно обнаружить домик для проведения чайных церемоний.

Путешествуя по саду, будут меняться картинки, каждый раз создавая новый пейзаж: от сухой речки к саду камней, и дальше к саду мхов. Весь сад увидеть целиком из одной точки у вас не получится.

Так как во влажном тенистом климате мхи чувствуют себя великолепно, то в садах из них создают не просто небольшие вкрапления, а обширные композиции.

Растения для сада в японском стиле подойдут не слишком высокие и предпочтение отдается гармонике зеленых цветов всевозможных оттенков.  Лишь осенью вкрапления огненных красок японского клена смогут внести фантастическую сюрреалистичность в картинку. Отличительной особенностью японских садов являются красивые волны низкорослых и среднерослых кустарников, а также аккуратно подстриженные взрослые деревья, так называемые ниваки.

Из растений подойдут туи, японская лиственница, сосна, корейская пихта. Японский клен капризен к нашему климату, но с определенной долей осторожности и укрытиями на зиму его можно попытаться вырастить. Заменой ему станет клен ложнозибольдов, манчжурский клен. Бамбук, произрастающий в теплом климате можно заменить фаргезией (необходимо укрывать на зиму).

Для цветущего весеннего сада можно выбрать деревья предпочтительно цветущие розовыми цветками. Обратите внимание на различные сорта вишни, в том числе войлочную, низкорослые яблони, степной миндаль и стойкую к нашему климату магнолию. Для кустарников можно использовать барбарисы, бересклеты, спиреи, но их желательно подстригать. Из цветов можно отдать предпочтение ирисам, хризантемам, хостам, волжанкам, астильбам, мхам и папоротникам.

В качестве малых архитектурных форм в японском саду можно встретить каменные фонари, цукубаи, шиши-одоши, пагоды и изогнутые мостики.

Реально ли создать сад в японском или китайском стиле своими руками в Подмосковье? А почему же нет? Помним, что мы используем основные концептуальные основы стиля, наполняем растениями-заменителями, малыми архитектурными формами, и стараемся уходить от привычного вида европейского сада с газонами и цветниками. В итоге получаем восточный стиль в нашем индивидуальном прочтении.

Домовой проекта «Время создавать сады»

Оксана Цыганова

 

Японский каменный сад своими руками + 38 фото, в чем секрет

Мы все давно привыкли к тому, что сад должен представлять собой озелененную красочную территорию, состоящую из множества деревьев, декоративных кустарников, цветочных клумб, архитектурных скульптур и прочих элементов ландшафтного дизайна, сделанного своими руками или приобретенных декоров. А что если сад будет наполнен исключительно камнями разных размеров и форм, обросших мхом? Думаете это бред? Вовсе нет, яркий пример такому саду – японский каменный сад, который удивляет своей элегантностью и уникальностью.

На фото представлена часть японского сада камней.

Японский сад камней является полной противоположностью европейского сада. Основная его композиция состоит из множества камней, несущих тайный смысл. Увлечение японцев каменными садами логически обосновывается тем, что они живут на островах вулканического происхождения, которые почти полностью состоят из горных массивов. Так же не стоит забывать о том, что религия жителей Поднебесной – буддизм, философия которого направлена на черпания сил для духа в природе, частью которой являются камни. Постараемся раскрыть этот секрет гармоничности и красоты каменного японского сада.

Философия дзен в отношении японского каменного сада

На фото показан пример японского каменного сада, сделанного своими руками.

Японский сад камней называют еще дзен-садом либо Карэсансуй (в переводе, карэ – сухой, сан – гора, суй – вода). Он очень тесно связан с доминирующим в Японии дзен-буддизмом, который просветляет при помощи медитации, размышления и созерцания. Внешняя гармония и эстетика считается только способом познания Души Вселенной. В «молчащих» камнях скрыта вековая мудрость, которую может познать только тот, кто «умеет видеть прелесть в обыденном и изящество в простоте».

Сначала каменные сады создавали рядом с храмами для медитации, но позже традицию создания таких садов начали использовать и для украшения приусадебной территории обычного населения. Но все равно, даже в светском саду можно было познать тайный смысл камней при помощи медитации и обретения полного спокойствия.  Японские жители верят, что камни своим видом существования могут научить спокойствию, молчанию, терпению и созерцанию. Возможно это звучит и странно, но у каждого камня, по мнению японских мудрецов, есть свой характер, душа, путь и предназначение, собственно как и у человека!

Как правильно обустроить каменный сад своими руками?

На фото пример обустройство каменного сада в своем дворе.

Всю основную площадь рекомендуется засыпать песком либо мелкой галькой. На покрытую поверхность в хаотическом порядке расставляют камни. Но не все так просто. Для незнающего человека сад камней так и останется загадкой, а вот для того, кто знает,  сад станет местом для рассмотрения чего-то большего, мудрого. Поэтому жители Поднебесной считают, что если сад обустроить камнями уникального окраса, с отверстиями либо видимыми признаками древности, то такие камни обязательно придадут приусадебной территории новой положительной энергетики.

Следует обратить внимание на то, что каждый камень имеет свою определённую смысловую нагрузку, поэтому,  как считают японские жители, необходимо уметь общаться с камнями и даже договариваться. Именно из-за этого, в древности, монахов которые подбирали камни в японский каменный сад, называли «монахами, договаривающимися с камнями».

Японские мудрецы делят камни на:

  • Смотрящие вниз и вверх
  • Лежачие и прямостоячие
  • Прислоняющиеся и поддерживающие
  • Догоняющие и убегающие

Что касается расположения камней относительно садового участка, то должна обязательно присутствовать асимметрия.  Еще один немаловажный факт – нечетное количество камней в саду. Для создания гармоничной композиции используется расположение камней в форме треугольника.

Водная поверхность в каменном саду

На фото показан эффект водной поверхности в каменном саду. Расходящиеся концентрические круги как-бы «по воде», но на песчаной гальке.

Каменный сад так же не приветствует воду в ее природной форме. Для создания искусственных водоемов используют мелкую гальку, гравий и песок. Всю садовую площадку изначально засыпают перечисленными материалами и создают на ней волны при помощи грабель. Распространенный рисунок волн – концентрические круги.

Растительный мир японского каменного сада

Растительный мир японского каменного сада с использованием бонсай деревьев.

Так же как и в случае с водой, растений в каменном саду должно быть немного.  Лидером среди озеленения японских садов считается бамбук, который по дзен-буддизму олицетворяет принцип «мусин» (разум, не занятый мыслями, не тревожит сердце эмоциями и становится ко всему гибким, открытым и эластичным). Среди остальных растений, которыми разрешается украсить каменный сад, выделяют сливу, сосну и мох.

Дополнительное украшение для каменного сада

На фото малая архитектурная форма, для японского сада камней.

Кроме камней и растений, разрешается дополнить японский сад различными малыми архитектурными формами. Популярными элементами декора считаются декоративные фонарики, мостики-хаси, каменные башни, статуэтки, каменные дорожки, а также тсукубаи (каменные чаши с водой). Главное что бы таких элементов украшения сада было как можно меньше и они гармонировали с основной композицией.

Видео-экскурсия по японскому каменному саду

Советую так же к прочтению статьи о китайском садовом стиле и пейзажном садовом стиле!

китайских садов и коллекционных камней | Эссе | The Metropolitan Museum of Art

Согласно историческим записям династии Чжоу, самые ранние сады в Китае были обширными парками, построенными аристократией для развлечения и охоты. В текстах династии Хань упоминается больший интерес к владению редкими растениями и животными, а также связь между фантастическими скалами и мифическими горными раями бессмертных. Сложные сады продолжали строить представители высших классов на протяжении всей истории Китая.

Меньший, более интимный тип сада, представленный Китайским садовым двором музея, также был разработан в Китае. Сады такого рода связаны с учеными-джентльменами или литераторами и прославляются в китайской литературе с четвертого века нашей эры. В картинах, стихах и исторических книгах описывались знаменитые сады литераторов, которые часто считались отражением их владельцев. выращивание и эстетический вкус. Количество частных садов, особенно в районе Сучжоу на юге Китая, неуклонно росло после двенадцатого века. Умеренный климат и большое сельскохозяйственное и торговое богатство региона побуждали представителей высшего класса тратить свои ресурсы на выращивание садов. В период монгольского завоевания в конце тринадцатого и начале четырнадцатого веков многие литераторы в этом регионе считали официальную работу либо неприятной, либо труднодоступной, и поэтому посвятили себя самосовершенствованию и искусству.

Сад стал средоточием альтернативного образа жизни, предполагающего спокойное созерцание и литературные занятия, часто в компании друзей-единомышленников.

Традиционные китайские сады должны были вызывать ощущение присутствия в большом мире природы, чтобы посетитель мог уловить ощущения от блуждания по ландшафту. Композиции из садовых камней рассматривались как горные хребты и высокие вершины; миниатюрные деревья и кусты напоминали древние деревья и леса; а маленькие пруды или родники представляли могучие реки и океаны. Другими словами, сад представлял собой большой мир природы в микрокосмосе. Массы красочных культурных цветов, клумб правильной геометрической формы и необычных видов (таких как формальные сады в Версале) избегались в соответствии с целью воссоздания реальных пейзажей. Вместо этого многие аспекты китайского сада раскрываются по одному. Пейзаж сада постоянно меняется из-за меняющихся эффектов света и времен года, которые составляют важную часть восприятия сада и помогают задействовать все чувства, а не только зрение.

Одним из наиболее важных моментов в дизайне сада является гармоничное расположение элементов, выражающих различные аспекты инь и ян. Сопоставление и смешение противоположностей можно увидеть в размещении камней неправильной формы рядом с гладкими прямоугольными глиняными плитками; мягкий мох, растущий на грубых скалах; проточная вода, заключенная в скалистом гроте; и темный двор, который предшествует входу в залитый солнцем центральный двор.

В Китае уже давно восхищаются камнями как неотъемлемым элементом садов. Во времена ранней династии Сун небольшие декоративные камни также собирались в качестве предметов изучения ученых, а изображение отдельных камней, часто соединенных со старым деревом или бамбуком, стало излюбленным и устойчивым изобразительным жанром. К четырнадцатому веку изображения садов почти всегда включали изображения фантастической скалы или «искусственной горы», а скалы ученых часто вытесняли реальные пейзажи в качестве источников вдохновения для изображений пейзажей.

Скульптурные садовые камни необычной формы, текстуры и цвета всегда ценились как центральные элементы китайских садов. Во времена династии Тан были определены три основных эстетических критерия для оценки как садовых камней, так и более мелких «камней ученых», выставленных в литературных студиях: худоба ( shou ), перфорация ( tou ) и текстура поверхности ( zhou).

). Эти критерии привели к тому, что предпочтение отдавалось камням, ориентированным вертикально, часто с тяжелой формой вершины; испещренный полостями и дырами; и богато текстурированы бороздами, ямочками или полосами.


Цитата

Отдел азиатского искусства. «Китайские сады и коллекционные камни». В Хайльбрунн Хронология истории искусств . Нью-Йорк: Метрополитен-музей, 2000–. http://www.metmuseum.org/toah/hd/cgrk/hd_cgrk.htm (октябрь 2004 г.)

Дополнительное чтение

Лейди, Дениз и др. Китайское декоративно-прикладное искусство . Нью-Йорк: Метрополитен-музей, 1997. См. в MetPublications 9.0003

Мурк, Альфреда и Вен Фонг. Китайский садовый двор: Двор Астора в Метрополитен-музее . Нью-Йорк: Метрополитен-музей, 1985. См. в MetPublications

.

Роусон, Джессика и др.

Книга китайского искусства Британского музея . Лондон: издательство Британского музея, 1992.

.

Салливан, Майкл. Искусство Китая . Беркли: University of California Press, 1984.

.
Дополнительные эссе Департамента азиатского искусства
  • Отдел азиатского искусства. «Империя Маурьев (ок. 323–185 до н. э.)». (октябрь 2000 г.)
  • Отдел азиатского искусства. «Дзен-буддизм». (октябрь 2002 г.)
  • Отдел азиатского искусства. «Китайский перегородчатый». (октябрь 2004 г.)
  • Отдел азиатского искусства. «Пейзажная живопись в китайском искусстве». (октябрь 2004 г.)
  • Отдел азиатского искусства. «Природа в китайской культуре». (октябрь 2004 г.)
  • Отдел азиатского искусства. «Династия Хань (206 г. до н.э. – 220 г. н.э.)». (октябрь 2000 г.)
  • Отдел азиатского искусства. «Кушанская империя (приблизительно второй век до нашей эры – третий век нашей эры)». (октябрь 2000 г.)
  • Отдел азиатского искусства. «Династия Цинь (221–206 до н. э.)». (октябрь 2000 г.)
  • Отдел азиатского искусства. «Стиль живописи Ринпа». (октябрь 2003 г.)
  • Отдел азиатского искусства. «Культура Дзёмон (ок. 10 500–ок. 300 г. до н. э.)». (октябрь 2002 г.)
  • Отдел азиатского искусства. «Школа живописи Кано». (октябрь 2003 г.)
  • Отдел азиатского искусства. «Ксилография в Укиё-э Стиль. (октябрь 2003 г.)
  • Отдел азиатского искусства. «Традиционная китайская живопись в двадцатом веке».
    (октябрь 2004 г.)
  • Отдел азиатского искусства. «Династия Мин (1368–1644)». (октябрь 2002 г.)
  • Отдел азиатского искусства. «Династия Северная Сун (960–1127)». (октябрь 2001 г.)
  • Отдел азиатского искусства. «Период Северной и Южной династий (386–581)». (октябрь 2002 г.)
  • Отдел азиатского искусства. «Южная династия Сун (1127–1279 гг.))». (октябрь 2001 г.)
  • Отдел азиатского искусства. «Династия Тан (618–907)». (октябрь 2001 г.
    )
  • Отдел азиатского искусства. «Культура яёй (ок. 300 г. до н.э. – 300 г. н.э.)». (октябрь 2002 г.)
  • Отдел азиатского искусства. «Династия Юань (1271–1368)». (октябрь 2001 г.)
  • Отдел азиатского искусства. «Искусство кварталов удовольствий и стиль укиё-э». (октябрь 2004 г.)
  • Отдел азиатского искусства. «Ученые-чиновники Китая». (октябрь 2004 г.)
  • Отдел азиатского искусства. «Период Кофун (ок. 300–710)». (октябрь 2002 г. )
  • Отдел азиатского искусства. «Династия Шунга (ок. Второй – первый век до н.э.)». (октябрь 2000 г.)
  • Отдел азиатского искусства. «Лаковая посуда Восточной Азии». (октябрь 2004 г.)
  • Отдел азиатского искусства. «Форматы живописи в искусстве Восточной Азии». (октябрь 2004 г.)
  • Отдел азиатского искусства. «Периоды Асука и Нара (538–794)». (октябрь 2002 г.)
  • Отдел азиатского искусства. «Период Хэйан (794–1185)». (октябрь 2002 г. )
  • Отдел азиатского искусства. «Периоды Камакура и Нанбокутё (1185–1392)». (октябрь 2002 г.)
  • Отдел азиатского искусства. «Период Момояма (1573–1615)». (октябрь 2002 г.)
  • Отдел азиатского искусства. «Неолитический период в Китае». (октябрь 2004 г.)
  • Отдел азиатского искусства. «Период Муромати (1392–1573)». (октябрь 2002 г.)
  • Отдел азиатского искусства. «Самурай». (октябрь 2002 г.)
  • Отдел азиатского искусства. «Синто». (октябрь 2002 г.)
  • Отдел азиатского искусства. «Сезонные образы в японском искусстве». (октябрь 2004 г.)
  • Отдел азиатского искусства. «Династии Шан и Чжоу: бронзовый век Китая». (октябрь 2004 г.)
  • Отдел азиатского искусства. «Сёгуны и искусство». (октябрь 2004 г.)
  • Отдел азиатского искусства. «Искусство периода Эдо (1615–1868)». (октябрь 2003 г.)

Как построить китайский сад камней | Главная Путеводители

Автор Gryphon Adams

Камни служили предметами искусства на столах китайских ученых и стали ключевым элементом китайских садов. Для этих пейзажей особенно ценятся древние пористые камни больших размеров. По данным Национального дендрария США, они представляют собой жилища даосских бессмертных. В классических китайских садах ландшафт имитирует природу, создавая виды на горы и озера. Элементы сада имеют духовное значение, а их размещение сопоставляет инь и ян для ощущения баланса. Хотя создание китайского сада камней — проект не для новичков, получившийся ландшафт украсит ваш дом.

  1. Измерьте площадь китайского альпинария на участке, который позволит альпинарию соединиться с остальным ландшафтом. Например, отведите боковой двор под сад камней, чтобы с участка открывался вид на передний двор и растения на заднем дворе, или используйте центральную часть заднего двора.

  2. Отметьте места для камней, чтобы уравновесить их водой. Например, отметьте участок вдоль пруда или рядом с фонтаном для камней. В качестве альтернативы, по данным Метрополитен-музея, камни можно разместить рядом с гладкой брусчаткой или плиткой или засадить мхом.

  3. Отметьте существующие растения и особенности двора на сетке, чтобы интегрировать их в дизайн сада камней. По данным The Huntington, традиционные китайские сады уважают место сада, включая местные растения и водные элементы.

  4. Сгребите весь дворовой мусор и рыхлые камни с площадки. Выкопайте яму для каждого камня, по крайней мере, на 25 процентов от высоты камня. Расположите отверстия так, чтобы они не располагались по прямой линии или регулярному узору.

  5. Поместите каждый камень в его отверстие и уплотните грязь вокруг него руками. Расположите камни так, чтобы они выглядели как горный пейзаж, с разной высотой и неправильным положением, чтобы имитировать природу.

Ссылки

  • Университет Вашингтона: Скалы и горы
  • Музей искусств Метрополитен: Китайские сады и коллекционные камни
  • Хантингтон: Сад струящихся ароматов

Советы

  • Китайские сады камней обычно существуют в сочетании с другими элементами сада, включая растения, водные объекты, дорожки и архитектурные элементы, а не изолированно.
  • Домовладельцы и домовладельцы могут сэкономить на воде, убрав растения, вызывающие жажду, такие как газоны, и выделив большую часть двора для сада камней.
  • Располагайте водные объекты в затененном месте для экономии воды. Воздействие солнца ускоряет испарение.

Предупреждения

  • Тяжелые камни или падающие камни могут привести к травмам. Обратитесь за помощью к специалисту, чтобы установить китайский сад камней, который выходит за рамки вашего опыта.
  • Если вы арендуете помещение, получите разрешение арендодателя, прежде чем устанавливать сад камней.

Писатель Биография

Грифон Адамс начал публиковаться в 1985 году. Он участвовал в «San Francisco Chronicle» и «Dark Voices». Адамс пишет на самые разные темы, включая обучение, цветочный дизайн, ландшафтный дизайн и предметы интерьера. Адамс — сертифицированный педагог по здоровому образу жизни и практикующий массажист. Он получил степень магистра изящных искусств в Государственном университете Сан-Франциско.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *